Положение о территориальном подразделении добровольной пожарной охраны. Положение о службе охраны Финансовое и материально-техническое обеспечение

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в целях усиления безопасности жизнедеятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 26» - (далее МДОУ), в связи с возрастанием случаев возникновения чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях, возможных террористических актов и содействует обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников и работников МДОУ.
1.2. Безопасное функционирование МДОУ заключается в создании условий, при которых осуществляется плановая работа персонала МДОУ, необходимое функционирование систем жизнеобеспечения, соблюдение установленного образовательного процесса.
1.3. Задача руководства МДОУ заключается в создании условий, при которых не нарушались бы основные нормы безопасности.
1.4. Для МДОУ актуальны следующие мероприятия по обеспечению безопасности:
Охранные:
. Обеспечение контрольно-пропускного режима;
. Охрана жизни и здоровья воспитанников;
. Охрана имущества МДОУ;
. Контроль состояния технических средств охраны (ТСО);
. Обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий.
Организационно-технические:
. Функционирование охранной и пожарной сигнализации, в т.ч. «тревожной кнопки»;
. Установка и функционирование систем контроля доступа и систем видеонаблюдения.
Профилактические:
. Проведение тренировок с персоналом ДОУ по действиям при ЧС;
. Периодические осмотры охраняемого объекта;
. Взаимодействие с правоохранительными органами (противодействие «телефонному терроризму) и общественными организациями.
1.5. Заведующий - лицо, отвечающее за безопасность функционирования учреждения в целом.
1.6. Ответственный за безопасность в МДОУ - лицо назначенное приказом заведующего, отвечающее за безопасность, контролирующее соблюдение мер безопасности в МДОУ.
1.7. За соблюдение мер безопасности в образовательном процессе отвечает педагогический персонал МДОУ.
1.8. Педагогический персонал в своей деятельности руководствуется инструкциями по антитеррористической деятельности, разработанными в МДОУ

2. Способы осуществления охранной деятельности

2.1 Охранная деятельность МДОУ осуществляется штатными сторожами (в ночное время и в выходные, праздничные дни) и частным охранным предприятием в соответствии с муниципальным контрактом на оказание услуг по охране объектов (через КТС).
2.2 Оказывать охранные услуги разрешается только предприятиям, организациям, имеющим специальное разрешение (лицензию) или законное право на охранную деятельность.
2.3 Требования к качеству и объему охранных услуг устанавливаются муниципальным контрактом на оказание услуг по охране объектов.

2.4 Охранники ЧОП при выполнении обязанностей должны быть в форме. К охране объектов допускаются только сотрудники ЧОП, прошедшие обучение.
2.5 В дневное время функции охраны выполняет дежурный администратор, назначенный приказом заведующего согласно графику, руководствуясь Положением о контрольно-пропускном режиме и Положением о дежурном администраторе.

3. Права и обязанности лиц, осуществляющих охрану.
3.1 Контролировать соблюдение установленного в МДОУ порядка доступа воспитанников, работников и посетителей, а также вноса и выноса материальных средств.
3.2 Контролировать соблюдение установленных правил внутреннего трудового распорядка.
3.3 Контролировать соблюдение установленного порядка сдачи ключей от отдельных помещений.
3.4 Контролировать сохранность входных дверей, запорных устройств, решеток и пломб опечатанных помещений.
3.5 Принимать меры адекватного реагирования на действия лиц, нарушающих установленный порядок посещения МДОУ либо правила внутреннего распорядка, а также носящих признаки противоправных деяний, своевременно информировать о таких фактах руководство и в случае необходимости — правоохранительные органы.
3.6 Оказывать содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка на территории МДОУ. Совместно с правоохранительными органами принимать участие в обеспечении безопасности воспитанников и педагогов при проведении массовых мероприятий.
3.7 Своевременно реагировать на срабатывание средств охранной и пожарной сигнализации, на проявление в МДОУ признаков возгораний, аварий техногенного характера или стихийного бедствия и принимать необходимые меры адекватного реагирования (вызов специальных служб, сообщение руководству и принятие мер с помощью подручных средств и т.д.).
3.8 Лица, осуществляющие охранную деятельность МДОУ, вправе давать руководству МДОУ предложения по совершенствованию системы мер по обеспечению сохранности имущества и техническому оснащению, а также рекомендации по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
3.9 Место охраны должно быть обеспечено документацией в соответствии с положением об организации пропускного режима и оборудовано телефонной связью.

4. Права и обязанности руководителя
4.1 Информирует лиц, осуществляющих охрану об установленном порядке посещения МДОУ и правилах внутреннего распорядка в виде издания соответствующих документов, знакомит сотрудников и обеспечивает возможность ознакомления с ними посетителей объекта.
4.2 Утверждает правила сдачи под охрану помещений и имущества, доводит их до сведения сотрудников и обеспечивает практическую возможность их соблюдения.
4.3 Несет личную ответственность и повышает ответственность педагогического коллектива за содержание инженерно-технических средств и оборудования, обеспечивающих безопасность и защищенность образовательного учреждения.
4.4 Проводит практические занятия с педагогическим коллективом и воспитанниками по осуществлению правильных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
4.5 Совершенствует организацию взаимодействия с правоохранительными органами и государственными структурами по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения в повседневной деятельности и при проведении массовых мероприятий;
4.6 Широко привлекает родительскую общественность к организации дежурств при проведении массовых мероприятий, оказанию помощи сотрудникам охраны образовательного учреждения и дежурным постам милиции.
4.7 Обеспечивает контроль за выполнением договорных обязательств, укомплектованием штатов сторожами.
5 Обязанности сотрудника, осуществляющего охрану (сторож, дежурный администратор)
определяются должностной инструкцией, положением об организации пропускного режима.
5.1.сторож, дежурный администратор должен знать:
. должностную инструкцию;
. особенности охраняемого объекта и прилегающей к нему местности, расположение и порядок работы охранно-пожарной и тревожной сигнализации, средств связи, пожаротушения, правила их использования и обслуживания;
. общие условия и меры по обеспечению безопасности объекта, его уязвимые места;
. порядок взаимодействия с правоохранительными органами, правила внутреннего распорядка, правила осмотра ручной клади и автотранспорта.
5.2.Место охраны должны быть:
. телефонный аппарат, средство тревожной сигнализации, средства мобильной связи;
. инструкция о правилах пользования средством тревожной сигнализации;
. телефоны дежурных служб ОВД, ГО и ЧС, аварийно-спасательных служб, администрации;
. должностная инструкция сотрудника;
. инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайных ситуациях;
. журнал "Обхода территории";
. журнал регистрации посетителей;
. журнал регистрации автотранспорта;
. журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
. планы проводимых практических занятий, тренировок и учений;
. графики дежурств ответственных лиц в праздничные выходные дни.
5.3 Сторож, дежурный администратор обязан:
. перед заступлением на дежурство осуществить обход территории объекта, проверить наличие и исправность оборудования (согласно описи) и отсутствие повреждений на окнах, дверях;
. проверить исправность работы средств связи, наличие средств пожаротушения, документации поста. О выявленных недостатках и нарушениях произвести запись в журнале приема - сдачи дежурства.
. доложить о произведенной смене и выявленных недостатках дежурному администратору, руководителю;
. обеспечить контроль за складывающейся обстановкой на территории МДОУ и прилегающей местности;
. выявлять лиц, пытающихся в нарушение установленных правил проникнуть на территорию с целью совершения противоправных действий в отношении воспитанников, педагогического и технического персонала, имущества и оборудования МДОУ и пресекать их действия в рамках своей компетенции. В необходимых случаях с помощью средств тревожной сигнализации подать сигнал правоохранительным органам, вызвать группу задержания вневедомственной охраны и т.п.;
. производить обход территории образовательного учреждения согласно установленному графику обходов перед началом учебного процесса, во время после его окончания о чем делать соответствующие записи в «Журнале обхода территории».
При необходимости осуществлять дополнительный осмотр территории и помещений.
. при обнаружении подозрительных лиц, взрывоопасных или подозрительных предметов и других возможных предпосылок к чрезвычайным ситуациям вызвать полицию и действовать согласно служебной инструкции;
5.4 Сторож, дежурный администратор имеет право:
. требовать от персонала и посетителей соблюдения требований настоящего положения и правил внутреннего распорядка;
. требовать немедленного устранения выявленных недостатков, пресекать попытки нарушения распорядка дня и пропускного режима;
. для выполнения своих служебных обязанностей пользоваться средствами связи и другим оборудованием, принадлежащим МДОУ;
. принять меры по задержанию нарушителя и сообщить в правоохранительные органы.
запрещается:
. допускать на объект посторонних лиц с нарушением установленных правил;
. разглашать посторонним лицам информацию об охраняемом объекте и порядке организации его охраны;
. на рабочем месте употреблять спиртосодержащие напитки, слабоалкогольные коктейли, пиво, наркотические вещества, психотропные и токсические средства.

Анализ системы кадровой службы ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал»

Организация работы с кадрами в ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал» возложена не только на отдел кадров, но на руководителей подразделений ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал». Формирование стратегии управления человеческими ресурсами определяется принятой руководством стратегией деятельности всего охранного предприятия. При определении целей управления персоналом учтены цели компании, экономические аспекты, потребности и интересы работников (достойная оплата и удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и т.п.).

Формирование идеологии и принципов кадровой работы -- это динамичный процесс, результаты которого должны быть отражены и закреплены в виде внутренних нормативных документов, а их положения реализовываться в повседневной работе всеми руководителями структурных подразделений, начиная с руководителя охранного предприятия. Эти документы представляют собой набор этических, не подлежащих нарушению норм в работе с персоналом. В ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал» такими документами являются:

  • 1. Положение о персонале ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал».
  • 2. Положение об отделе кадров ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал».
  • 3. Должностные инструкции сотрудников ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал».
  • 4. Положение о премировании сотрудников ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал».

Функциональные обязанности кадровой службы заключаются в следующем:

  • * разработка планов комплектования кадров в соответствии с программой развития;
  • * оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
  • * учет личного состава;
  • * хранение и заполнение трудовых книжек, ведение документации по делопроизводству;
  • * контроль исполнения руководителями подразделений приказов и распоряжений по работе с личным составом;
  • * изучение движения кадров, анализ текучести кадров, разработка мероприятий по ее устранению;
  • * анализ состава специалистов, деловых качеств работников с целью их рационального использования;
  • * создание условий для повышения образовательного и квалификационного уровня специалистов;
  • * работа по созданию резерва на выдвижение;
  • * подготовка предложений по улучшению расстановки и использованию работников;
  • * подготовка и систематизация материалов для аттестационнойкомиссии;
  • * подготовка материалов для представления работников к поощрению и награждению;
  • * организация контроля состояния трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка;
  • * ведение всей отчетности по кадровым вопросам.

К числу основных задач, возложенных на кадровую службу, относятся:

  • - создание здорового и работоспособного трудового коллектива, способного выполнить намеченные тактическим планом цели;
  • - формирование оптимальной половозрастной и квалификационной структуры трудового коллектива фирмы;
  • - подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала фирмы;
  • - совершенствование организации труда;
  • - стимулирование работников;
  • - создание благоприятных условий труда и отдыха для персонала;
  • - повышение производительности и качества труда;
  • - оптимизация средств на содержание персонала и т.д.

В ходе взаимодействия с другими подразделениями организации кадровая служба в обществе получает от них заявки на прием специалистов, служебные записки о поощрении, графики отпусков и т.п.

Из кадровой службы в подразделения направляются:

  • * сведения о нарушителях трудовой дисциплины;
  • * копии приказов о приеме новых работников, перемещении внутри организации, увольнении работников;
  • * копии приказов об утверждении (изменении) Правил внутреннего трудового распорядка;
  • * сведения, относящиеся к вопросам соблюдения трудовой дисциплины.

Кадровая служба, в обществе наделена следующими полномочиями:

  • * требовать от всех подразделений организации представления необходимых для ее работы материалов;
  • * принимать работников, организации по вопросам перемещения и увольнения;
  • * взаимодействовать с другими организациями по вопросу подбора кадров;
  • * требовать от других подразделений обязательного выполнения тех указаний, которые предусмотрены положением об отделе кадров.

Должностной инструкция работника отдела кадров ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал», состоит из четырех разделов: «Общие положения», «Должностные обязанности», «Права», «Ответственность».

Важнейшей функцией кадровой службы в обществе является правильное и полное документирование трудовых отношений в организации.

В организации издаются приказы о приеме и увольнении, подписываются трудовые договоры с работниками, вносятся записи в трудовые книжки, ведутся личные карточки работников. Документы составляют минимально обязательный объем документов отдела.

Приказами по кадрам оформляются также предоставление отпуска, объявление поощрений и взысканий, изменение условий труда, присвоение разрядов, установление размеров оплаты труда, командирование сотрудников и др.

Трудовые правоотношения работодателя (предприятия) с работником регулируются Трудовым кодексом (ТК) РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 09.05.2005). Порядок оформления приема, увольнения и перевода сотрудников ни в коем случае не противоречит положениям ТК РФ.

Этапы трудовой деятельности сотрудников зафиксированы в документации по личному составу. К ней относятся:

  • · трудовой договор;
  • · приказы по личному составу (о приеме на работу, переводе, предоставлении отпусков, увольнении и т.д.);
  • · личные карточки работников;
  • · трудовые книжки;
  • · табель учета рабочего времени;
  • · график отпусков;
  • · личные заявления работников;

Приказы по кадрам -- основные документы, определяющие служебное положение работников, являются основанием для внесения соответствующих записей в документы по учету труда и его оплаты.

Приказами по личному составу документально оформляются:

  • · прием, перевод на другую работу, увольнение;
  • · изменение условий труда, присвоение разрядов;
  • · установление размеров оплаты труда;
  • · предоставление отпусков, командирование сотрудников;
  • · наложение дисциплинарных взысканий и др.

При соблюдении правил работы с документами приказы печатаются на специальных бланках, пригодных к длительному хранению. По кадровым приказам ведется нумерация, отдельная от приказов по основной деятельности. К особенностям ведения делопроизводства в кадровой службе можно также отнести использование унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты":

  • · приказ (распоряжение) о приеме работника на работу;
  • · личная карточка работника;
  • · штатное расписание;
  • · учетная карточка научного, научно-педагогического работника;
  • · приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу;
  • · приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу;
  • · приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;
  • · приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам;
  • · график отпусков;
  • · приказ (распоряжение) о прекращении; (расторжении) трудового договора с работником (увольнении);
  • · приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку;
  • · приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку;
  • · командировочное удостоверение;
  • · служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении;
  • · приказ (распоряжение) о поощрении работника;
  • · приказ (распоряжение) о поощрении работников.

Для регистрации и учета всей документации, создаваемой и используемой в деятельности отдела кадров общества, а также хранящейся в ней, используются книги учета и журналы. Например:

* Книга учета приказов:

О приеме;

О предоставлении отпусков (учебных, за свой счет, основных оплачиваемых, дополнительных и т.д.);

О переводе;

Об увольнении;

  • * Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • * Книга учета личных заявлений сотрудников;
  • * Книга учета сотрудников принятых на работу;
  • * Книга учета сотрудников уволенных с работы;
  • * Книга регистрации больничных листов;
  • * Книга учета личных дел;
  • * Книга учета документов для служебного пользования;
  • * Журнал выдачи личных дел во временное пользование;
  • * Журнал учета исполнительных листов
  • * И другие.

Другой особенностью в деятельности отдела кадров является способ хранения документации.

Хранению непосредственно в отделе кадров подлежат личные дела и личные карточки сотрудников, трудовые книжки, а также иные кадровые документы, необходимые для осуществления деятельности кадровой службы.

Трудовые книжки ведутся на всех сотрудников, кроме работающих по совместительству (на эту категорию работников трудовые книжки ведутся по основному месту работы). В обязанности специалистов отдела кадров входит ведение, учет и хранение трудовых книжек и вкладышей к ним.

Хранятся трудовые книжки в специальных ящиках, которые находятся в металлических шкафах. Книжки расположены в алфавитном порядке. В этих же шкафах и таких же ящиках хранятся невостребованные книжки сотрудников, уволенных с работы.

Личные дела заводятся не на всех сотрудников, а только на ведущих работников профессорско-преподавательского состава, руководящие должности управленческо-вспомогательного состава и сотрудников администрации.

Учет и регистрация личных дел ведется в «Книге учета и алфавита личных дел».

Выдаются личные дела только для служебного пользования. Выдача производится под расписку в специальном журнале.

Изучив основные положения номенклатуры дел, можно сделать вывод о деятельности отдела кадров в целом. Все документы, указанные в номенклатуре не просто используются кадровой службой, но и непосредственно являются основой ее работы. Сотрудники отдела кадров занимаются разработкой и ведением вопросов, которые эти документы регламентируют.

Для упрощения работы с документами в отделе кадров автоматизированные системы. Учет документации ведется с помощью баз данных. Система предоставляет работникам отдела кадров следующие возможности:

  • · оперативный доступ к информации о кадровом составе;
  • · получение сведений о всех назначениях работника в пределах предприятия, а также о всех приказах, касающихся этого человека;
  • · подготовка и издание приказов;
  • · изменение штатного расписания, получение информации о ставках, вакансиях, внештатных работниках и занятых должностях;
  • · подготовка аналитических данных, получение стандартных форм отчетности и различного вида документов;
  • · все сведения хранятся в единой информационной базе, что обеспечивает оперативный доступ к ним с нескольких рабочих мест и параллельную работу в системе нескольких человек.

Используемые в обществе автоматизированные системы обеспечивают эффективную и удобную работу по документированию и управлению персоналом.

Таблица 1 Численность персонала ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал», человек

Из таблицы можно заключить, что численность персонала в 2012 году увеличилась на 48 человек по отношению к 2011 г., по отношению к 2010 году, на 68 человек. За три года численность персонала увеличилась на 68 человек. Наибольшее количество сотрудников составляют охранники (222 человек в 2012 году).

Таблица 2 Структура персонала ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал», %

Анализ структуры персонала компании позволяет установить, что в 2012 году 94,1 % персонала это сотрудники, осуществляющие охранные функции, 5,9% административно-управленческий персонал.

Охранники ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал» обеспечиваются форменной одеждой с эмблемой ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал», при этом каждый охранник имеет два комплекта одежды в зависимости от сезона.

Таблица 3 Анализ персонала по уровню образования, стажу работы, полу

Показатели

Абсолютные изменения, чел.

Относительные изменения, %

Уд. вес 2011 год

Уд. вес 2012 год

Всего персонала

Анализ персонала по уровню образования

незаконченное высшее

средне-специальное

общее среднее

Анализ персонала по полу

Данные таблицы свидетельствуют о том, что наибольшую долю в структуре персонала ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал» занимают работники со средне-специальным образованием: в 2011 году - 41,5%, в 2012 году - 42,4% (рис.3).

Рис.3.

На следующем этапе рассмотрим структуру персонала по полу (рис.4).


Рис.4.

Данные свидетельствуют о том, что наибольшую долю в структуре персонала занимают мужчины (в 2011 году - 94,1%, в 2012 году - 94,5%).

Прежде чем привлекать кандидатов в ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал» на вакантное место, организация определяет требования к кандидатам. Определив требования к кандидату, отдел кадров может приступить к реализации следующего этапа - подбору кандидатов, основная задача которого - создание достаточно представительного списка квалифицированных кандидатов для последующего отбора.

Подбор сотрудников ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал», в том числе охраны, осуществляется на конкурсной основе.

При подборе охранников предпочтение отдается представителям Вооруженных Сил РФ, МВД и ФСБ, а также работавшим в других частных охранных агентствах.

Поиск работников, не выполняющих охранные функции, осуществляется подбор с помощью объявлений в прессе, по радио.

Обычно при отборе персонала используют не один метод, а целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов.

Необходимость использования комплекса различных методов при отборе связана с тем, что ни один из предлагаемых методов по отдельности не дает исчерпывающей информации, на основании которой можно было бы принять верное решение о приеме на работу. Только дополняя результаты, полученные с помощью одного метода, данными, собранными с помощью других методов, можно рассчитывать на то, что отобранные работники будут максимально соответствовать установленным критериям отбора и полностью устроят организацию.

Методы отбора:

  • - собеседование. Собеседования до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу, хотя бы без одного собеседования;
  • -практика приёма на работу с испытательным сроком;
  • -анализ анкетных данных (или анализ биографических данных).

Принципы отбора при найме персонала на работу сформулированы и закреплены в Кадровой политике предприятия.

Статьей 11.1 Федерального закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» №2487-1 от 11.03.1992 года (ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ) определен правовой статус частного охранника.

Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и указанным Законом.

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после повышения квалификации в образовательных учреждениях.

В процессе анализа организации подбора персонала в ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал» были выявлены следующие негативные тенденции:

Рост текучести кадров;

Охрана труда на предприятии является важной составляющей трудового процесса. От того, насколько сотрудники защищены от травматизма и профессиональных заболеваний, зависит не только продуктивность их труда, но и прибыльность предприятия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Однако учитывая, что каждое учреждение имеет собственную специфику занятости, а, следовательно, и риски, рекомендовано разработать Положение об охране труда. В нем должны быть учтены все нюансы - и законодательные, и локальные.

Что это за документ?

Положение является локальным актом, создаваемым с целью закрепления процедуры проведения обучения и ознакомления с правилами техники безопасности как при , так и при исполнении некоторых видов работ.

Также Положение является детальным руководством к действию при проведении различных видов инструктажей, порядок осуществления которых не всегда подробно освещен на законодательном уровне. Именно в Положении можно осветить, а, следовательно, и закрепить отдельные условия и нюансы.

В Положении по охране труда также могут быть отражены:

  • порядок назначения ответственного работника либо уполномоченного лица, ответственного за охрану безопасности и труда в учреждении и перечень требований к его квалификации, уровню знаний;
  • план проведения мероприятий, в частности, ознакомления с правилами техники безопасности, проверки полученных ранее знаний сотрудниками компании;
  • права сотрудников в сфере охраны безопасности труда;
  • мера ответственности за неисполнение либо нарушение условий охраны труда в организации;
  • графики обучения сотрудников техники безопасности за счет специализированных курсов;
  • перечень программ и нормативной базы, на основании которой мероприятия по охране труда и создании безопасных условий трудовой деятельности и осуществляются;
  • проведение специальной оценки условий труда на предмет выявления нарушений либо несоответствий требованиям закона в сфере безопасности труда;
  • проверка имеющегося оборудования, а также инструментов на предмет безопасного использования, а также мероприятия по его усовершенствованию с целью предотвращения травматизма;
  • тестирование территории учреждения, а также его помещений на предмет соблюдения безопасных условий для осуществления трудовой деятельности.

В Положении может быть отражено и разделение полномочий.

К примеру, руководитель будет отвечать за расследование несчастных случаев, а инженер - за проведение всех видов инструктажей, а также . Начальники отделов могут контролировать процесс соблюдения техники безопасности на рабочих местах и прохождение плановых осмотров в лечебных учреждениях, а юрист - контролировать соблюдение законодательных норм в сфере охраны труда.

Подобное разделение обязанностей, конечно, будет целесообразным при наличии большого штата сотрудников. При небольшом количестве один специалист, допустим, тот же инженер по ОТ, справится и сам, учитывая, что допустимая нагрузка на основании закона составляет 50 человек штата.

Нормативная база для разработки

Во исполнение норм, закрепленных в ст.217 ТК РФ, в каждом учреждении независимо от формы собственности, а также штатной численности сотрудников должна быть обеспечена охрана труда посредством создания , либо введения должности ответственного специалиста. Они должны быть задействованы не только в обучении и контроле работников за нормами безопасности, но и при создании Положения по ОТ.

В частности, при оформлении оговоренного документа используются следующие нормативные акты:

  • Постановление Минтруда РФ № 14, регламентирующее создание службы по охране труда;
  • ГОСТ Р 12.0.007-2009, утверждающий систему стандартов безопасного труда;
  • Типовое положение по охране труда, утвержденное Приказом Минтруда № 438н;
  • Постановление Минтруда РФ № 1/29;
  • нормы ТК РФ.

Ознакомиться с документами можно здесь:

Обязательно или нет?

В ст.212 ТК РФ за руководством компании закреплена обязанность по обучению безопасным методам труда посредством проведения периодических инструктажей, проведением тестирования рабочих мест и осуществлением мероприятий по медицинскому обследованию, а также наличию инструкций по техники безопасности при работе с отдельными видами инструментов либо оборудования. Но нормы, содержащей обязанность по созданию Положения, в законе не установлено.

Учитывая, что на каждом предприятии имеется своя специфика, а также тот факт, что некоторые нюансы проведения тех же либо осуществления мероприятий по безопасности труда на законодательном уровне освещены не в полном объеме, принятие Положение является целесообразным.

Ведь в одном локальном акте можно учесть все условия труда, оговорить порядок проведения установленных законом процедур проверки, закрепить перечень Инструкций, которые необходимы для использования на предприятии, а также предусмотреть другие нюансы, которые с момента включения в оговоренный акт приобретут законность.

Как составить положение об охране труда?

Для того чтобы составить Положение об охране труда, следует руководствоваться Типовым положением, нормами законодательных актов, а также инструкциями по охране труда, применяемыми в учреждении.

Ведь любое нарушение установленных законодательных норм в порядке ст.8 ТК РФ приведет к отмене локального акта, следовательно, при создании оговоренного акта нужно руководствоваться только действующим законодательством.

Кем разрабатывается?

Как правило, за соблюдение безопасности трудовой деятельности ответственен специалист, прошедший обучение и обладающий знаниями в области охраны труда. В свою очередь юрист любого учреждения должен обладать знаниями нормативной базы в разных областях, в том числе и в сфере по предупреждению травматизма.

Также навыками по предупреждению аварийных ситуаций и охране труда обязаны владеть и начальники отделов, которым надлежит не только руководить подчиненными, но и контролировать соблюдение правил безопасности.

То есть к разработке Положения привлекаются лица, прошедшие специальное обучение в области охраны труда и которые обладают необходимой базой знаний для создания локального акта подобного типа.

Форма, структура и разделы

Положение об охране труда по аналогии с другими подобными локальными актами должно иметь установленную форму и содержать в себе следующие подразделы:

  • общие положения, в которых оговорены цели создания документа, нормативная база и сфера деятельности;
  • права и обязанности компании и работников, в частности, по проведению обучения и контролю за безопасностью условий труда со стороны компании и соблюдению установленных норм со стороны сотрудников;
  • соответствие производственных ресурсов нормах ОТ, в частности Инструкциям и порядком их применения;
  • мероприятия по улучшению условий труда, а именно тестирование, критерии и порядок внедрения улучшений;

Правила составления

Для того чтобы составить Положение об охране труда, следует помнить о том, что к каждому локальному акту предъявляются определенные требования.

При использовании любого законодательного акта при создании Положения нужно проверить, действует ли оно на момент создания локального акта, а также насколько требования в нем соответствуют потребностям предприятия и его специфике.

Порядок утверждения

Как правило, любой локальный акт утверждается руководством учреждения, но в случае, если речь идет о правах работников, в порядке ст.373 ТК РФ локальный документ требует согласования и с Профсоюзным комитетом.

То есть Положение об охране труда утверждается руководителем, согласовывается с Председателем Профкома, а также подписывается лицами, которые Положение разрабатывали - специалистом по безопасности труда и юристом компании.

Пример (типовой образец)

С образцом Положения об охране труда можно ознакомиться на нашем сайте.

Срок действия

В соответствии со ст.12 ТК РФ локальный акт может утратить силу:

  • в связи с истечением срока;
  • отменой законодательно акта на основании, которого локальный документ был принят.

То есть, как правило, Положение об охране труда принимается бессрочно и переиздается с момента утраты силы законодательных актов, которые легли в основу условий, прописанных в документе.

Но законом не запрещено устанавливать конкретный срок. Так в частности, Инструкции по безопасности обновляются каждые 5 лет, следовательно, и Положение может переиздаваться в оговоренный срок.

I. Общие положения

1. Служба безопасности является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно директору.
2. Служба безопасности создается и ликвидируется приказом директора предприятия.

образование и стаж работы не менее ______________ , назначаемый на должность приказом директора предприятия.
4. Структуру и штатную численность службы утверждает директор предприятия по представлению начальника службы и по согласованию с ____________________ (отделом кадров; отделом организации и оплаты труда)
5. Начальник службы распределяет обязанности между сотрудниками службы и утверждает их должностные инструкции.
6. В своей деятельности служба руководствуется:
6.1. Уставом предприятия.
6.2. Настоящим положением.
7. ...

II. Задачи

1. Обеспечение безопасности работников предприятия.
2. Организация и обеспечение охраны объектов предприятия, материальных ценностей и денежных средств.
3. ...

III. Функции

1. Обеспечение надежной защиты объектов предприятия от краж, хищений, грабежей, поджогов и других преступных посягательств, актов вандализма, общественных беспорядков.
2. Разработка мероприятий по безопасности объектов предприятия.
3. Определение адекватных угрозе средств защиты и видов режимов охраны предприятия.
4. Пресечение попыток несанкционированного проникновения на объекты предприятия.
5. Обеспечение неприкосновенности перевозимых материальных ценностей.
6. Организация связи с объектовыми группами безопасности.
7. Обеспечение надлежащей работы охранной сигнализации, контроль за ее состоянием и принятие мер по ремонту в случае повреждения, отказа, пр.
8. Оснащение предприятия специальной телефонной связью, "тревожными кнопками", переговорными устройствами, смотровыми глазками, другими техническими приспособлениями.
9. Обеспечение соблюдения контрольно-пропускного режима при осуществлении профилактических, ремонтных и других работ.
10. Составление маршрутов передвижения транспортных средств, перевозящих материальные ценности, и схем по сопровождению их в пути.
11. Разработка и осуществление мер по выявлению, предупреждению и пресечению преступных акций в отношении руководящего состава предприятия, и предприятия в целом.
12. Разработка и проведение специальных мероприятий по обеспечению физической защиты руководства предприятия.
13. Исключение возможности несанкционированного доступа физических лиц и транспортных средств на контролируемую территорию
14. Установление порядка допуска сотрудников, лиц сторонних организаций, посетителей и транспортных средств на контролируемую территорию.
15. Исключение возможности несанкционированного вывоза (выноса), ввоза (вноса) материальных ценностей из (на) контролируемой зоны.
16. Досмотр в случае необходимости работников предприятия и всех лиц при допуске на объекты предприятия.
17. Исключение возможности бесконтрольного передвижения посетителей по территории предприятия.
18. Установление порядка допуска сотрудников в зоны (помещения) ограниченного доступа.
19. Внедрение технических средств контроля доступа.
20. Организация мероприятий, направленных на ограничение доступа в зоны (помещения) предприятия.
21. Контроль за передвижением посетителей на предприятии.
22. Установление внутриобъектового режима в помещениях (на территориях) предприятия.
23. Проведение специальных тренингов с работниками предприятия по поведению в различных ситуациях.
24. Разработка отчетных документов, аналитических справок и отчетов по итогам деятельности службы.
25. Передача материалов в правоохранительные органы для расследования по фактам правонарушений и преступлений, совершенных в отношении предприятия и отдельных работников.
26. ...

IV. Права

Служба безопасности имеет право:
1. Запрашивать в структурных подразделениях материалы и документы, необходимые для разработки мероприятий по сопровождению материальных ценностей, денежных средств.
2. Требовать от работников предприятия соблюдения режима охраны, установленного на предприятии.
3. Иметь доступ на все объекты предприятия, а также ко всем источникам и носителям информации предприятия.
4. При наличии оснований производить проверку документов работников и посетителей предприятия, рабочих мест, а также досмотр транспортных средств.
5. Получать объяснения, наводить справки и получать необходимую информацию.
6. Давать разъяснения, рекомендации и указания по вопросам, входящим в компетенцию службы.
7. ...

V. Взаимоотношения (служебные связи)

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, служба безопасности взаимодействует:
1. Со всеми подразделениями предприятия по вопросам:
1.1. Получения:
- заявок на сопровождение работников предприятия, перевозящих товарно-материальных ценности;
- данных о мерах, принятых к обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей предприятия;
- сведений об угрозах в адрес руководящих работников предприятия;
- информации об утрате, гибели имущества предприятия;
- ...
1.2. Предоставления:
- рекомендаций и разъяснений по соблюдению режима охраны на предприятии;
- групп сопровождения для перевозки товарно-материальных ценностей;
- ...

по вопросам обеспечения техническими средствами охраны, радиостанциями, телефонами, иным оборудованием.

по вопросам: ________________________________________________________
получения __________________________________________________________
предоставления: _____________________________________________________

VI. Ответственность

1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник службы безопасности.
2. Ответственность сотрудников службы безопасности устанавливается должностными инструкциями.

УТВЕРЖДЕНО
"___"_________ ____ г.

Положение 1 о территориальном подразделении добровольной пожарной охраны

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяет порядок организации территориального подразделения добровольной пожарной охраны и ее работы на территории _____________________________________.

1.2. Добровольная пожарная охрана - объединение, цель которого - участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).

1.3. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров.

2. Организация территориального подразделения добровольной пожарной охраны

2.1. Территориальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными, объектовыми либо созданными общественными объединениями и входят в состав гарнизона пожарной охраны _____________________________.

Территориальные подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными, проживающими на территориях городских и сельских поселений в районе обслуживания данной добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.

В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.

Отбор граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения добровольной пожарной охраны осуществляется главой местного самоуправления поселения, в добровольные пожарные объектового подразделения добровольной пожарной охраны - руководителем организации, а в добровольные пожарные подразделения добровольной пожарной охраны, созданные общественным объединением, - общественным объединением.

Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин.

Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.

2.2. Команды могут подразделяться на разряды:

первый - с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении);

второй - с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства;

третий - с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.

2.3. Муниципальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению главы местного самоуправления соответствующего поселения, объектовые подразделения добровольной пожарной охраны - на основании приказа руководителя организации, подразделения, создаваемые общественными объединениями - на основании акта общественного объединения.

2.4. Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура устанавливаются главой местного самоуправления поселения (руководителем организации, общественного объединения) по согласованию с начальником отряда федеральной противопожарной службы района.

2.5. Начальник подразделения добровольной пожарной охраны назначается главой местного самоуправления поселения (руководителем организации, общественного объединения).

2.6. Учет фактического времени несения службы (дежурства) добровольными пожарными в подразделениях пожарной охраны, а также проведения мероприятий по предупреждению пожаров осуществляется начальником подразделения добровольной пожарной охраны.

2.7. Основанием для исключения гражданина из числа добровольных пожарных являются:

Личное заявление;

Несоответствие квалификационным требованиям, установленным для добровольных пожарных;

Состояние здоровья, не позволяющее работать в пожарной охране;

Систематическое невыполнение установленных требований, а также самоустранение от участия в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны;

Совершение действий, несовместимых с пребыванием в добровольной пожарной охране.

2.8. Дежурные караулы команд возглавляются начальниками из числа наиболее подготовленных добровольных пожарных.

2.9. Порядок несения службы в дружине определяется ее начальником, исходя из обеспечения реализации в полном объеме поставленных задач.

2.10. Для своевременного реагирования на пожары начальником подразделения добровольной пожарной охраны определяется порядок сбора добровольных пожарных и способ их доставки к месту пожара.

2.11. Личный состав добровольной пожарной охраны, участвовавший в тушении пожара, действовавший в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождается.

При тушении пожара личный состав добровольной пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

3. Задачи и функции

3.1. Основными задачами территориального подразделения добровольной пожарной охраны являются: участие в предупреждении пожаров; участие в тушении пожаров.

3.2. В соответствии с возложенными задачами подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:

Контролируют соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях);

Принимают участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;

Проводят противопожарную пропаганду;

Принимают участие в службе пожарной охраны;

Организуют несение караульной службы.

4. Финансовое и материально-техническое обеспечение

4.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств организаций, в которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.

4.2. Члены добровольной пожарной охраны, входящие в состав боевых расчетов, обеспечиваются бесплатно, за счет местных администраций (организаций, общественных объединений), комплектами спецодежды для участия в тушении пожаров.

4.3. Органы местного самоуправления поселений (организации, общественные объединения) предоставляют подразделению добровольной пожарной охраны в безвозмездное пользование здания (помещения) в соответствии с действующим законодательством, а также снаряжение, необходимое для осуществления их деятельности.

4.4. Органы местного самоуправления поселений (организации, общественные объединения) организуют первоначальную подготовку добровольных пожарных.

Первоначальная подготовка добровольных пожарных осуществляется на безвозмездной основе.

5. Обязанности добровольных пожарных

5.1. На добровольных пожарных возлагаются обязанности:

Осуществлять дежурство в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком, утвержденным главой местного самоуправления поселения (руководителем организации, общественного объединения) по согласованию с начальником;

Соблюдать установленный порядок несения службы в подразделениях пожарной охраны, дисциплину и правила охраны труда;

Бережно относиться к имуществу пожарной охраны, содержать в исправном состоянии пожарно-техническое вооружение и оборудование;

Ежегодная учеба.

6. Социальные льготы и гарантии

6.1. Добровольным пожарным предоставляются социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации. Дополнительные льготы для добровольных пожарных могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселений, актами организаций, общественных объединений.

1 Согласно п. 7 ст. 6 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные Федеральным законом от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" и уставом общественного объединения пожарной охраны или положением об общественном объединении пожарной охраны.

Источник - Касенов Р.Б.


Похожие документы



Что еще почитать