Оценка источников рисков возникновения чрезвычайных ситуаций. V

15.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Общие положения

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Источник чрезвычайной ситуации, источник ЧС – опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Поражающие воздействие источника чрезвычайной ситуации, поражающее воздействие источника техногенной ЧС – негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду.

Риск возникновения чрезвычайной ситуации; риск ЧС – вероятность или частота возникновения чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.

Зона чрезвычайной ситуации; зона ЧС – территория или акватория , на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Зона вероятной чрезвычайной ситуации; зона ВЧС – территория или акватория, на которой существует либо не исключена опасность возникновения чрезвычайной ситуации.

Потенциально опасный объект – объект, на котором используют, производят перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; РСЧС – объединение органов управления , сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.

К затапливаемой относится территория, расположенная в центре города по проспекту Победы.

В отдельные годы с наиболее обильными снегопадами при таянии ледников и снега в горах сток рек Берёзовой и Ольховки увеличивается в 15 раз, а в месте их слияния – в 30 раз.

Река Берёзовая имеет узкое русло на промежутке от впадения в неё р. Ольховки до р. Белая. В результате р. Берёзовая выходит из берегов на этом участке и затапливает прилегающие территории.

Наиболее крупное затопление паводковыми водами и связанное с ним наводнение произошло в июне 2002 г., когда в зоне чрезвычайной ситуации оказался 371 человек.

Материальный ущерб от наводнения составил 721 млн. руб.

Подобные наводнения случаются здесь раз в 10 лет.

Из опасных геологических процессов, представляющих риск возникновения чрезвычайных ситуаций, на территории городского округа возможны землетрясения силой до 8-9 баллов, крупные оползни, грязекаменные потоки, обвалы, эрозия, просадки, подтопление, химическое и физическое выветривание и т. д.

Землетрясения. Город-курорт Кисловодск находится в сейсмоактивной зоне.

Практически вся территория города относится к 8-9 балльной сейсмической зоне . За счет постоянного снижения прочности грунтов, слагающих верхнюю часть геологического разреза, сейсмическая интенсивность постоянно возрастает. При низких значениях прочностных характеристик грунтов оснований сооружений даже небольшие по силе сейсмические толчки могут быть причиной деформаций и разрушений различных сооружений, а также – активизации опасных геологических процессов.

Размеры зоны вероятной чрезвычайной ситуации достигают 72 км2, численность населения, попадающего в эту зону, составляет 134,2 тыс. чел.

Предполагаемые общие потери могут составить 40 тыс. чел. , безвозвратные – 1,2 тыс. чел., санитарные – 20 тыс. чел.

Получат разрушения 4 населенных пункта.

Из строя может быть выведены 6 объектов экономики.

В результате землетрясений могут подвергнуться разрушению мосты через р. Ольховая и Берёзовая, Подкумок, нарушится движение на автодорогах Кисловодск – Пятигорск, прекратится движение железнодорожного транспорта на участках дорог Кисловодск – Минеральные Воды.

Могут получить разрушения подземные и наземные коммунально-энергетические сети. Возрастет опасность комбинированного поражения населения от последствий землетрясения и выброса АХОВ в результате аварий на химически опасных объектах.

Оползни. Оползнями выводятся из хозяйственного оборота многие гектары ценных земель, кроме того, крупные активные оползни могут быть причиной разрушения зданий инженерных сооружений, представлять угрозу жизни и здоровью населения.

Под угрозой разрушений находятся более 420 частных домовладений, зданий и сооружений. Численность населения, попадающего в зону ЧС, может насчитывать 2,87 тыс. чел. Прогнозируемое количество пострадавших при оползнях может составить до 1435 чел.

Размеры зоны вероятных ЧС, связанных с оползнями, достигает 1,2 км2.

Оползни широко распространены на территории г. Кисловодска. Более 20 оползней представляют опасность для жилых домов, памятников архитектуры, санаториев, городских коммуникаций.

Оползни постоянно нарушают нормальную эксплуатацию дороги к Олимпийскому спортивному комплексу, загромождая её оползневыми массами. Для расчистки этих участков к ним специально прикреплена дорожная техника.

Катастрофические оползни-потоки в районе спорткомплекса «Олимпийский» на окраине Кисловодска произошли в гг. В настоящее время оползни не стабилизировались и по-прежнему представляют угрозу этому объекту федерального значения, который служит тренировочной базой для подготовки спортсменов.

В северо-западной части города оползни постоянно являются угрозой для трассы главного магистрального водопровода , подающего воду из р. Эшкакон.

Оползневой опасности подвергаются сейсмическая лаборатория, расположенная на склоне ручья Солнечный, санаторий Эльбрус по
ул. Профинтерна, курортная больница по ул. Хмельницкого.

На площадке строительства санаторно-курортного комплекса «Сосновый бор» после того, как за сутки выпало две месячные нормы осадков, произошло два селевых выноса и активизировалось 13 оползней. В результате вся территория комплекса оказалась заваленной грязекаменным материалом.

Особую опасность представляют оползневые явления для железнодорожной линии Минводы-Кисловодск. Подпорная стенка на участке железной дороги в черте города имеет многочисленные трещины и не обеспечивает безопасности полотна.

В результате пригрузки склона и нарушения поверхностного стока при строительстве 9-этажного дома по улице Шаумяна образовался новый оползень. Для спасения строящегося дома была запроектирована подпорная стенка в комплексе с водозащитными мероприятиями.

Движение оползневых масс привело к разрушению подпорной стенки в центре города, на пересечении ул. Куйбышева и проспекта Победы.

Крупный оползень в течение многих лет осложняет строительство санатория «Каскад».

Оползень на склоне р. Ольховка несколько десятилетий угрожает федеральному памятнику архитектуры – Музею-Усадьбе художника
.

Оползневой опасности подвергаются основное здание усадьбы, а также вспомогательные здания, где появились сквозные зияющие трещины шириной до 50 мм.

Здесь по проекту московского института «Росреставрация» был выполнен большой комплекс противооползневых мероприятий. Однако он не обеспечивает устойчивости оползневого склона.

Грязекаменные и селевые потоки нередкое явление на территории города.

Во время сильных дождей ливневые осадки по улицам формируют бурные потоки, которые выносят обломочный и грунтовый материал к подножью склонов.

После ливня в июне 2002 г. главная площадь города на участке курортного бульвара была покрыта грязекаменным материалом, мощностью до 0,5-0,7 м

Селевые потоки формируются в бассейне реки Белая. Площадь селевых потоков может охватить территорию площадью до 1,0 км², с населением около
2,0 тыс. чел.

При возникновении селей возможны разрушения жилых домов, административных зданий, покрытия автомобильных дорог, железнодорожного полотна, мостов, опор линий электропередач, линий связи.

Обвально-осыпные явления. Осыпи и обвалы в г. Кисловодск развиты на востоке, юго-востоке и южной части городской территории.

Они приурочены к крутопадающим (до 45°) и обрывистым склонам, где обнажаются нижнемеловые породы.

Этими явлениями часто нарушается нормальное функционирование дороги, ведущей к санаторию Эльбрус.

Эрозия. Значительная часть пород, залегающих в верхней части разреза – легкоразмываемые. С этим свойством пород связано интенсивное развитие эрозионных процессов, наносящих огромный вред градостроительному использованию территории.

Также весьма ощутимо отрицательное воздействие эрозионных процессов на существующие и строящиеся объекты промышленного и гражданского назначения, дороги, трубопроводы, мосты и т. д. Особенно этот процесс опасен для сооружений, расположенных на небольшом расстоянии от бровок оврагов и балок.

Помимо прямого разрушающего влияния эрозионных процессов на сооружения, они часто являются причиной активизации оползней, выветривания и других процессов.

На территории города развита овражная и речная эрозия.

Овражной эрозии наиболее подвержена северная и северо-восточная части города, где наиболее распространены мощные (до 15 м) толщи легко размываемых лессовидных суглинков.

Глубина оврагов колеблется от 3,0 до 15,0 м, протяжённость достигает 1,5 км и более. Стенки оврагов почти отвесные.

Овраги, в основном, растущие.

Образование оврагов иногда обусловлено типично техногенными факторами. Например, размыв пород на склоне начинается при сбросе воды из ливневой канализации .

Речная эрозия интенсивно проявляется по рекам Аликоновка, Подкумок, Берёзовая, Белая и проявляется в виде боковой и донной эрозии.

Разрушительная деятельность рек угрожает частным домовладениям, действующему городскому кладбищу, санаториям (санаторий «Колос») и др..

Из-за подмыва берегов р. Подкумок постоянно приходится реконструировать берегоукрепительные сооружения.

Просадки. Неравномерные осадки сооружений могут быть причиной их деформаций и даже – разрушений, а следовательно, - и чрезвычайных ситуаций.

Просадочные явления наиболее развиты в северной части города – районе распространения лессовых грунтов на поверхности надпойменных террас р. Подкумок и конусах выноса рек Белой, Берёзовой и Аликоновки.

Величина просадки в основном не превышает 5-15 см, но иногда достигает 50 см. Просадочные явления являются причиной деформации жилых 5-этажных домов по улицам Пушкина, Железнодорожная и др.

Основной причиной просадок на рассматриваемой территории являются утечки из водонесущих коммуникаций, а также нарушение поверхностного стока при застройке города.

Подтопление. В связи с повышением уровня подземных вод, связанным с природными и техногенными факторами, подтопление стало одним из наиболее опасных для строительства процессов.

К подтопленным относятся территории низких пойм рек и балок Реброва и Васюкова на востоке города, а также многочисленные локально подтопленные объекты: территории санаториев «Эльбрус», «Каскад», «Красные камни», бывшей городской больницы по улице Чкалова, ванного отделения санатория им. Орджоникидзе и т. д.

По сравнению с 1983 г. в настоящее время площадь подтопления увеличилась более, чем в 1,5 раза. С подтоплением могут быть связаны неравномерные осадки сооружений и даже их разрушение.

В ряде случаев подтопление явилось причиной развития оползней, суффозии, просадки, снижения несущей способности грунтов оснований сооружений, повышения расчётного сейсмического балла, что, в свою очередь, также послужило причиной деформации многочисленных зданий и инженерных сооружений.

Карст довольно широко развит на склонах гор, окружающих город Кисловодск. Наибольшая концентрация карстовых полостей отмечается на правобережье р. Подкумок в местах распространения известняков у северных границ города. С карстом могут быть связаны крупные деформации сооружений, их разрушение и, соответственно, чрезвычайные ситуации.

Выветривание – активный геологический процесс, осложняющий возведение инженерных сооружений.

Выветриванию в той или иной степени подвержены все породы, но в наибольшей степени - нижнемеловые песчаники в местах выхода на поверхность или неглубокого залегания в южной части селитебной зоны и практически по всей курортной зоне.

Основным агентом выветривания пород является солнце и вода.

Ухудшения прочностных свойств этих песчаников является причиной деформации памятников истории – санаториев «Красные Камни», «им. Орджоникидзе», «Эльбрус» и др.

Следует учитывать, что изменение свойств пород в основании сооружений за время «нулевого цикла» может привести к серьезному ухудшению условий строительства за счет снижения прочностных свойств грунтов.

Процессы выветривания подготавливают условия для развития других неблагоприятных процессов – оползней, обвалов, осыпей, подтопления, повышения сейсмического балла.

Лесные пожары

Леса в г. Кисловодске, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами , подлежат охране от пожаров. Охрана лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей, она включает комплекс организационных, правовых и других мер. Потенциальная (природная) пожарная опасность и фактическая горимость лесов зависят от многих факторов: породного состава и состояния насаждений, типа условий их произрастания, развития транспортной сети, посещаемости лесов населением, противопожарного обустройства территории и многих других.

Лесные пожары оказывают значительное влияние на состояние и динамику лесного фонда . Сведения о количестве и площади лесных пожаров, а также об относительной горимости лесов на территории КМВ в разрезе лесничеств за предыдущие 10 лет приведены в нижеследующей таблице.

Таблица 1

СВЕДЕНИЯ О ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ГОРИМОСТИ ЛЕСОВ РЕГИОНА КМВ В РАЗРЕЗЕ ЛЕСНИЧЕСТВ ЗА ПЕРИОД ГГ.

Наименование лесничеств

Количество пожаров

Площадь пожаров, га

Относительная горимость на 1 тыс. га лесной площади

среднегодовое

среднегодовая

Кисловодское

Лесные пожары возможны в районе города-курорта Кисловодска на площади в 0,8 км². В осенне-зимний период пожароопасны все лесные массивы, особенно леса на территории Курортного парка и склоны Боргустанского хребта. Степень пожарной опасности – средняя.

Причины возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с природными факторами:

Метеорологические явления обусловлены природными процессами, происходящими в атмосфере.

Гидрологические явления – затопление и наводнения обусловлены:

· климатическими и гидрологическими особенностями региона;

· отсутствием или неэффективностью работы защитных дамб и берегоукрепительных сооружений.

Опасные геологические процессы обусловлены:

Землетрясения :

высокой сейсмичностью 8-9 (баллов), обусловленной новейшими горообразовательными процессами на Кавказе;

· тектоническим строением.

Оползни :

· нарушением устойчивости склонов при их подрезке, связанной с прокладкой дорог, а также водотоками;

· произвольной нарезкой дорог по кромке склонов;

· утяжелением склона при водонасыщении слагающих его пород и при самовольной застройке;

· нарушением растительного покрова (вырубка лесов, распашка склонов);

· повышением уровня подземных вод за счёт технических утечек (из водопроводов, канализации, производств с «мокрой технологией»);

· сейсмическими толчками.

Грязекаменные потоки:

· горным рельефом окраин города;

· отсутствием ливневой канализации как единой системы;

· плотной застройкой склонов;

· расположением улиц вдоль склонов, концентрирующих ливневые

· воды, ранее равномерно распределённые по поверхности склона

Обвально-осыпные явления:

· высокой крутизной склона;

· трещиноватостью пород, слагающих склон;

· нарушенностью растительного покрова.

Эрозия:

· наличием в верхней части разреза легкоразмываемых пород;

Просадки:

· особенностями гранулометрического состава и структурных связей грунтов;

· замачиванием грунтов, связанным с природными факторами;

· замачиванием грунтов, связанным с техногенными факторами;

· неорганизованным отводом ливневых стоков и утечки из водонесущих коммуникаций.

Подтопление:

· повышением уровня подземных вод за счёт природных факторов (региональное повышение уровня подземных вод, паводки, затопление, выпадение большого количества осадков);

    повышением уровня подземных вод за счёт техногенных факторов (утечки из водонесущих коммуникаций).

Карст:

· известковым составом пород;

· выщелачивающей способностью поверхностных и подземных вод.

Выветривание :

· наличием в верхней части разреза пород, склонных к физическому и химическому выветриванию;

· нарушением растительного покрова.

Природные лесные пожары обусловлены:

· самовозгоранием;

· неосторожным обращением с огнём.

15.3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕХНОГЕННЫМИ ФАКТОРАМИ

На территории г. Кисловодск существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с транспортом, газопроводом, химически опасными и пожаровзрывоопасными объектами, авариями в электроэнергетической системе, на коммунальных системах жизнеобеспечения, на водных объектах, при внезапном обрушении зданий и сооружений, при межнациональных конфликтах и террористических актах.

Транспорт

В городе наиболее развиты железнодорожный и автомобильный транспорт.

а. Железнодорожный транспорт

Железнодорожную транспортную сеть города составляют 10 км железнодорожных путей. Основной вид тяги – электрический.

Железнодорожных станций на территории города две – «Кисловодск» и «Минутка». На территории города находится «Вагонный участок». Пропускная способность основных железнодорожных направлений (поездов в сутки) составляет 20 пар:

· Кисловодск – Минеральные Воды;

· Кисловодск – Москва;

· Кисловодск – Санкт-Петербург;

· Кисловодск – Ростов-на-Дону;

· Кисловодск – Самара;

· Кисловодск – Челябинск;

· Кисловодск – Самара и др.

На «Вагонном участке» города скапливается до 50–100 пассажирских вагонов.

Аварии на железнодорожном транспорте, как правило, приводят к разрушению локомотивов, вагонов, железнодорожного полотна, обрыву проводов линий электропередач и связи, нарушению железнодорожного сообщения, человеческим жертвам.

На территории города возможны аварии пассажирских поездов, аварии на мостах, железнодорожных переездах, пожары (взрывы).

Транспортные аварии возможны на участках железной дороги: ст. Подкумок – ст. Кисловодск (пропускная способность до 10 поездов в сутки).

б. Автомобильный транспорт

По состоянию на 2010 год, в городе имелось 250 км дорог (улично-дорожной сети), из которых 76,5 % с усовершенствованным покрытием, и 9,1 км дорог общего пользования местного значения, из которых 100% с усовершенствованным покрытием, 38 мостов (4 более 25м), общей протяженностью 735 м.

Автомобильными дорогами регионального значения являются автодорога Минеральные Воды (аэропорт) – Кисловодск, отмыкание от М–29 «Кавказ» – 54,6 км. Автомобильная дорога имеет твердое асфальтовое покрытие.

В средних и крупных автомобильных хозяйствах города насчитывается:

· грузовых автомобилей (всего) 200 шт., общей грузоподъёмностью 800 т;

· легковых автомобилей 14000 шт.;

· пикапов и легковых фургонов 1 500 шт.;

· специальных автомобилей 400 шт.;

· автобусов (всего) 59 шт., общей пассажировместимостью 1770 чел;

· автобусов (пассажировместимостью более 32 мест для сидения) 176 шт., с общей пассажировместимостью 7200 человек;

· легковых индивидуальных автомобилей 18000 шт.

Наиболее уязвимые участки путей сообщения для автомобильного и железнодорожного транспорта.

1. В городе насчитывается 2 железнодорожных переезда: на 61 км и 63 км железнодорожного участка: Минеральные Воды – Кисловодск.

2. Три моста через реку Подкумок: 1 – железнодорожный и 2 – автомобильных.

Всего на автомобильных дорогах города имеется 11 железобетонных мостов. Их общая протяжённость составляет 0,65 км. Грузоподъёмность мостов от 10 до 60 т.

На Кисловодской дистанции пути СКЖД имеется 1 железобетонный мост и 2 железных 0,1 км, 2 ж/д переезда.

Аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах, крупные автомобильные катастрофы возможны в любое время года суток, большей частью в ненастную погоду, при сильном гололёде, в условиях ограниченной видимости, тумана, а также при нарушениях водителями транспортных средств правил дорожного движения.

Наибольшую опасность представляют автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов.

В городе используется следующее количество транспортных средств, необходимых для перевозки:

· взрывчатых веществ – 2;

· сжиженных газов – 10;

· легковоспламеняющихся веществ – 5;

Аварии транспорта на мостах и железнодорожных переездах возможны на всей территории.

Аварии на мостах и переездах могут привести к человеческим жертвам, разрушению локомотивов, вагонов, железнодорожного полотна, нарушению железнодорожного сообщения, вызвать пожары, взрывы перевозимых грузов.

в. Воздушный транспорт

Город располагает одним горным аэродромом с грунтовой взлетно-посадочной полосой, 3 вертолетными площадками.

Над территорией города проходит 1 воздушная трасса:

г. Минеральные Воды – Тбилиси. Авиакатастрофы возможны в аэропортах, населенных пунктах, на трассах авиации. Они характеризуются большими человеческими жертвами, сильными пожарами, разрушениями строений при катастрофах в районах компактного проживания людей.

д. Речной транспорт

АГЗС № 000

45 км а/д Кисловодск-м. Воды, 45+800

Реализация СУГ

г. Кисловодск, посёлок Белореченский, -«А»

Реализация нефтепродуктов

г. Кисловодск, проспект Победы, 151-«А»

Реализация нефтепродуктов

г. Кисловодск, проспект Победы, 8-«В»

Реализация нефтепродуктов

Пассажирские перевозки

Реализация нефтепродуктов

Реализация нефтепродуктов

Реализация нефтепродуктов

Реализация нефтепродуктов

Пожары могут привести к гибели и увечьям людей, потерям материальных ценностей. Последствия пожаров усугубляются вторичными факторами – взрывами, утечками ядовитых и загрязняющих веществ, обрушением зданий и конструкций.

Риски чрезвычайных ситуаций

Жизнь человека и существование человеческих сообществ обусловлены и сопровождаются множеством разнообразных факторов. Однако из целей индивидуальной и общественной жизнедеятельности человечество всегда предпочитало, иногда интуитивно, иногда осознанно, стремление к повышению качества жизни - чаще для избранных, реже для всех.

В свою очередь, из многих существенных показателей качества жизни главными приоритетами постоянно являлись стремление человека и общества обеспечить сытое существование, сохранить жизнь и здоровье, защититься от агрессии, добиться комфортных условий бытия, сберечь окружающую среду обитания.
Большинство из названных приоритетов непосредственно принадлежат к области безопасности. Таким образом, безопасность является важнейшей составляющей качества жизни, важнейшей целью существования.

Почему это происходит? Чем обусловлено такое важное значение безопасности жизнедеятельности и в прежние и в нынешние времена? Почему деятельность по обеспечению безопасности всегда являлась столь востребованной?

Высокая роль безопасности определяется непреложным наличием в природной и социальной сферах обитания человечества многочисленных постоянных и разнообразных опасностей. Именно наличие в этом мире опасностей, грозящих всем и каждому, обусловливает перманентную необходимость прилагать усилия для обеспечения личной, общественной, государственной и всякой иной безопасности.
Что же такое опасность?

Это понятие может быть отнесено к разряду наиболее общих представлений, отражающих основные свойства и закономерности явлений объективной реальности. Понятие "опасность" может быть поставлено в ряд с такими основополагающими категориями жизнедеятельности как "жизнь", "сознание", "язык", "труд", "радость", "страдание", "успех", "качество" и другими неотъемлемыми частями бытия, его фундаментальными свойствами и особенностями.

Несмотря на сложность содержания понятия "опасность", нормы русского языка определяют его довольно однозначно. В самом общем случае опасность - это потенциальная возможность вызвать вред, принести несчастье. Опасность также может быть представлена как возможный результат действия тех или иных негативных факторов на те или иные объекты. Опасностью, равным образом, можно назвать состояние той или иной среды (природной, хозяйственной, политической, социальной, техногенной, психофизиологической и т.д.), чреватой своими резкими изменениями, наносящими вред. Иногда опасность трактуют как возможность утраты существенных свойств или целостности из-за неудовлетворения каких-либо потребностей.

Уясняя понятие опасности, необходимо помнить, что здесь имеется в виду лишь потенциальная возможность несчастья, а не само несчастье. Это напоминание необходимо потому, что на практике иногда путают опасность с ее реализацией.

Время от времени опасности реализуются и становятся фактом жизни, превращаясь из потенциального состояния в различного вида реальные негативные события - стихийные бедствия, аварии и т.д.. Возникают поражения, ущербы, другие негативные последствия этих событий. В результате на каких-либо участках, местностях, территориях могут сложиться чрезвычайные ситуации различного масштаба. О существе понятия "чрезвычайная ситуация" разговор еще впереди, сейчас же уместно сказать об их возможном характере.

В зависимости от природы негативного (чрезвычайного) события чрезвычайные ситуации также имеют различное происхождение или различный характер, как принято говорить. Поскольку предметом нашего изучения является безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, то и характер круга рассматриваемых в данном пособии опасностей, порождаемых ими чрезвычайных событий и ситуаций, преимущественно будет касаться природной и техногенной сфер.

Негативное (чрезвычайное) событие, явившееся результатом реализовавшейся опасности и послужившее причиной возникновения чрезвычайной ситуации, принято называть ее источником. По официальной трактовке источник чрезвычайной ситуации - это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р 22.0.02-94).

В нашей стране официально стандартизирован также термин "источник опасности". По ГОСТ Р 22.10.01-2001 источником опасности называется явление, процесс или объект, которые могут послужить причиной ущерба.

Уточнению представления об опасности помогает определение опасности в чрезвычайных ситуациях, которая согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 представляет собой состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, то есть на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Опасность всегда выражается через связь двух сторон. Одна их них - субъекты опасности (природные явления, экономические, социальные, политические, техногенные процессы, движущиеся или иные потенциально опасные материальные объекты, негативные или ошибочные намерения и т.д.) - выступает источником, носителем опасности. Другая сторона - объекты опасности (люди, их сообщества, рукотворные материальные объекты, объекты природы) - является потенциально пострадавшей стороной, которая может испытать на себе негативное, чаще - поражающее воздействие субъекта опасности. При этом обе стороны могут быть составляющими одного и того же предмета или явления. В качестве примера назовем промышленное предприятие, на котором по внутренним причинам может возникнуть авария. В этом случае предприятие в целом одновременно оказывается и субъектом и объектом опасности.

Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, энергетической мощи возможных явлений или процессов, интенсивности возможного воздействия на объект, а также от уязвимости и защищенности от них объекта опасности.

Условно опасность может быть представлена в двух формах - в форме вызовов и в форме угроз.
Под вызовом понимается совокупность обстоятельств, порождающих гипотетическую опасность, которая в перспективе может превратиться в непосредственную опасность. Примерами вызовов в области природной и техногенной безопасности являются опасность падения на Землю крупных небесных тел, возможные нарастающие изменения глобального климата, истощения озонового слоя атмосферы Земли, непредсказуемые результаты генно-инженерных исследований, перспектива создания новых опасных производств и видов оружия и другие. Заблаговременное выявление и осознание вызова очень важно, поскольку позволяет заранее принять меры по предотвращению перехода опасности в форму угрозы.

Наиболее распространенными формами опасностей являются угрозы, которые представляют собой непосредственную опасность возникновения тех или иных катаклизмов, бедствий, невзгод, несчастий, а также наличие обстоятельств, стимулирующих эти чрезвычайные события. В качестве таких обстоятельств могут выступать природные, общественные, техногенные закономерности, обусловливающие опасность, технико-экономическая отсталость, структурные и функциональные недостатки систем безопасности, преступные намерения, декларирование и демонстрация опасных намерений, ошибочные оценки степени опасности, нерациональное природопользование и многое другое.

Оперируя понятиями форм опасности, необходимо учитывать то обстоятельство, что границы между ними в определенной степени условны. Поэтому существуют некоторые трудности четкого разделения вызовов и угроз между собой. Наиболее распространенной на практике формой опасности является угроза.

Одной из характеристик опасности, широко используемой в настоящее время, является риск. Риск - это степень опасности испытать негативные воздействия или неудачи в предпринимаемых действиях. Другими словами риск - это измеренная возможность того, что ход событий, действия и результаты деятельности приведут к последствиям, отрицательно воздействующим на человеческие ценности.

Приведем еще некоторые общие определения, где риском могут быть названы: вероятность реализации опасности; потенциальная опасность получения нежелательных (негативных) результатов; элемент социального управления в условиях неопределенности.

Эти формулировки дополняют и уточняют облик определяемого понятия.

Поскольку риск характеризует степень опасности, он является ее мерой. Оценка риска проводится, как правило, в вероятностном виде. Недаром риск возникновения чрезвычайной ситуации часто рассматривают как вероятность или частоту возникновения источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02-94).

Для оценки риска необходимы количественные показатели. Они должны обеспечивать сравнимость степени опасности различных ее источников, состояния безопасности для различных видов деятельности и категорий, в целом оценку состояния безопасности жизнедеятельности на определенной территории.

Как правило, понятие риска связывают с возможностью наступления сравнительно редких событий. При этом риск часто отождествляют с вероятностью Q(t) наступления этих событий за интервал времени (t (как правило, за год). Вероятность Q(t) выступает в этом случае как мера (показатель) риска, удобная для сравнения рисков для одного объекта (субъекта) от различных событий или для различных объектов (субъектов) в типовых для них условиях функционирования (деятельности).

Наиболее общим показателем риска считается математическое ожидание (среднее значение) ущерба от опасного события за год:

Если в течение года может произойти N>1 опасного события, то показателем риска служит сумма ущербов от всех событий:

Где wi - ущерб от i-го опасного события;
- средний ущерб при реализации опасного события;
a(t) - математическое ожидание числа событий за год.

Таким образом, наиболее общим показателем риска, применимым для любых N, является.

Таким образом, независимыми переменными, по которым оценивается риск, являются время t и ущерб w, а для оценки (прогноза) риска необходимо определять частоты реализаций опасных событий и ущерб от них.

Оценки частот некоторых событий на территории России за последние годы приведены в табл. 1.1.1, а ущерба - в табл. 1.1.2.

Таблица 1.1.1
Частоты опасных событий


Таблица 1.1.2
Ущерб от чрезвычайных ситуаций на территории России

Оперируя с рисками удобно, в зависимости от их особенностей, подразделять их на некоторые виды, характеризующие отношение риска к объектам опасности, их взаимосвязь.

В случае, когда объектами опасности выступают люди и их сообщества - население опасных территорий, персонал опасных объектов, коллективы, ведущие деятельность, связанную с риском и т.д. - риски удобно подразделить на индивидуальные и коллективные.

Ущерб отражает материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Он бывает прямой и косвенный. Прямой ущерб обусловлен поражающими воздействиями, приводящими к разрушениям, повреждениям, выходу из строя объектов хозяйственного и социального назначения, утраты имущества, нанесению вреда природной среде, природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки хозяйственной деятельности, упущенной выгоды, необходимости затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее долговременных последствий.

Иногда, несмотря на малые размеры зоны чрезвычайной ситуации, тяжесть ее последствий может быть весьма значительной и трагичной.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Высокая опасность возникновения чрезвычайных ситуаций , их огромные отрицательные социально-политические последствия у нас в стране и за рубежом требует постоянного противодействия этим угрозам со стороны государственных и общественных институтов. Как мы уже говорили, наличие возможных опасностей во все времена требовало от человека заботиться о своей безопасности. С течением времени организация обеспечения безопасности осложнялась и стала охватывать не только индивидуумов и их низовые сообщества, как, например, семья и трудовой коллектив, но и более высокие структуры, в том числе на государственном и мировом уровнях. В настоящее время говорят о безопасности личности, общества, государства, мирового сообщества. Это трактуется как личная, общественная, национальная, международная безопасность.

Безопасность, с точки зрения традиционного представления о ней в русском языке, - это такое положение (состояние), при котором не угрожает опасность. Часто безопасность трактуют как состояние защищенности от опасности, что, в общем, соответствует основному определению.

Первой базовой категорией безопасности является ее объект, т.е. то, на что направлены усилия по обеспечению безопасности и что лежит в основе исследования и совершенствования безопасности. Исходя из Концепции национальной безопасности Российской Федерации, объектами безопасности являются личность, общество и государство. Если учитывать интересы земной цивилизации в целом, то объектом безопасности можно считать и мировое сообщество в целом.

Субъектами безопасности являются организации и люди, осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности на профессиональной или непрофессиональной основе.

В качестве субъектов безопасности выступают государственные системы, органы безопасности, специалисты в области безопасности, коммерческие и общественные структуры, занимающиеся данной деятельностью, любые граждане, пекущиеся о личной безопасности.

Цели обеспечения безопасности сложны. Во-первых, это превентивное снижение уровня вызовов и угроз. Во-вторых, в случае, когда угрозы реализуются в виде чрезвычайных событий и возникших как их следствие чрезвычайных ситуаций - это защита для снижения потерь и ущерба природных объектов, людей и материальных ценностей от поражающих (возмущающих) факторов, ликвидация возникших негативных последствий и чрезвычайных ситуаций в целом. В обобщенном виде цель обеспечения безопасности может быть сформулирована как стремление обеспечить устойчивость, стабильность, живучесть объектов безопасности, сохранить возможность удовлетворения их потребностей, в том числе жизненно важных, соблюсти их интересы.

Способы достижения безопасности многообразны. Они специфичны для каждого вида угроз, характерны для каждого объекта и субъекта безопасности, соответствуют природе поражающих (возмущающих) воздействий и обусловлены множеством других обстоятельств.

В Российской Федерации для обеспечения безопасности в природной и техногенной сферах создана и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она представляет собой объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций (ГОСТ Р 22.0.02-94).

В процессе достижения этих целей в рамках РСЧС преимущественно и осуществляется напрямую или косвенно управление природными и техногенными рисками, обеспечивается природная и техногенная безопасность.

Управление риском - это основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, при заданных ограничениях на ресурсы и время.

Эта деятельность основывается на системном подходе для принятия решений, выработки процедур и осуществления практических мер в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, уменьшения их масштабов и проведения защитных мер в ходе ликвидации их последствий.

В общем случае управление риском включает разработку и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главный элемент этих усилий - процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов, расходуемых для снижения различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения, социальных, политических и хозяйственных институтов, окружающей природной среды, какой только достижим в существующих реальных экономических и иных условиях. В целом, когда имеется в виду выработка и реализация комплекса разнообразных мер по управлению совокупности взаимосвязанных рисков, можно говорить об управлении безопасностью в той или иной области. Управление безопасностью при угрозе и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций является широким понятием, включающим не только меры по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий, но и мероприятия по подготовке к отражению реализовавшихся угроз.

Управление риском базируется на комплексном подходе, когда учитывается максимально возможное число значимых компонентов и их взаимосвязей. Этот учет возможен за счет системного анализа. Поэтому принятию управленческих решений должен всегда предшествовать системный анализ, представляющий собой совокупность методов и средств исследований сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов. Он опирается на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. Еще раз подчеркнем, что системный анализ играет важную роль при выработке и принятии управленческих решений, фактически является составной частью управленческой деятельности.
При управлении риском, управлении безопасностью процесс управления начинается со сбора данных и анализа риска.

Анализ риска (или риск-анализ) является процессом идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц, групп населения, различного рода социальных, политических, хозяйственных структур, элементов окружающей природной среды и других объектов.

Анализ риска может быть также определен как процесс решения сложной задачи, требующей рассмотрения широкого круга вопросов и проведения комплексного исследования и оценки технических, экономических, управленческих, социальных, а в ряде случаев и политических факторов.
Анализ риска имеет ряд универсальных для всех вариантов особенностей:
общей задачей анализа является определение допустимого уровня риска, стандартов безопасности различных объектов;
определение допустимого уровня риска происходит обычно в условиях недостатка или низкой достоверности исходной информации;
в ходе анализа в значительной мере решаются вероятностные задачи, что чревато существенными расхождениями в получаемых результатах;
поскольку в процессе анализа риска решаются многокритериальные задачи, необходим компромисс между сторонами, формирующими исходные данные и использующими результаты анализа.

Следующий, самый важный этап анализа риска - идентификация опасностей. Основная задача - выявление и четкое описание всех присущих системе опасностей. Это ответственный этап анализа, так как невыявленные на этом этапе опасности не подвергаются дальнейшему рассмотрению и исчезают из поля зрения. На этом этапе кроме выявления опасностей проводится их предварительная оценка с целью выбора дальнейшего направления деятельности. Здесь возможно:
прекратить дальнейший анализ ввиду незначительности опасностей;
провести более детальный анализ риска;
выработать рекомендации по уменьшению опасностей.

В принципе весь процесс риск-анализа может закончиться уже на этапе идентификации опасностей. Если анализ не завершается вторым этапом, после идентификации опасностей переходят к этапу оценки риска.
Оценка риска - процесс, используемый для определения величины (меры) риска анализируемой опасности для здоровья человека, материальных ценностей, окружающей природной среды и других объектов, связанных, с реализацией опасности. Оценка риска - обязательная часть анализа. Оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетаний.

На этом этапе идентифицированные опасности должны быть оценены на основе критериев приемлемого риска с целью выделения опасности с неприемлемым уровнем риска. Эта работа служит основой для разработки рекомендаций и мер по уменьшению опасностей. При этом и критерии приемлемого риска, и результаты оценки риска могут быть выражены как качественно, так и количественно.
Существуют четыре разных подхода к оценке риска: расчетные - инженерный и модельный, и качественные - экспертный и опросный социологический.

Наконец, последний этап анализа риска - разработка рекомендаций по уменьшению его уровня, в случае, если степень риска выше приемлемой.

Множественность результатов анализа и возможность компромиссных решений дают основание считать, что анализ риска не является строго детерминированным процессом, поддающимся проверке объективными, научными методами.

Более предметно рассмотрим риски чрезвычайных ситуаций на примерах природного и техногенного рисков.

ГОСТ Р 22.10.02-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Допустимый риск чрезвычайных ситуаций

Safety in emergencies. Emergency risk management. Acceptable risk of emergency situations

Дата введения 2017-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) [(ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2016 г. N 724-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт предназначен для применения при оценке состояния защиты населения субъектов Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера с использованием риск-ориентированного подхода и организации деятельности по планированию и осуществлению мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования:

- федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- научно-исследовательскими, проектными организациями и организациями, эксплуатирующими потенциально опасные и критически важные объекты, определяемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.3 Требования настоящего стандарта распространяются на чрезвычайные ситуации природного, техногенного (включая пожары) и биолого-социального характера.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий

ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.2 допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций; допустимый индивидуальный риск ЧС: Численное значение, являющееся критерием индивидуального риска чрезвычайных ситуаций, характерных для определенной территории.

Примечание - Индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций считается недопустимым, если он более чем в 10 раз превышает допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций.

3.3 допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций; допустимый социальный риск ЧС: Численное значение, являющееся критерием социального риска чрезвычайных ситуаций, характерных для определенной территории.

Примечание - Социальный риск чрезвычайных ситуаций считается недопустимым, если он более чем в 10 раз превышает допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций.

4 Основные положения

4.1 При установлении допустимого риска чрезвычайных ситуаций используются следующие количественные показатели риска чрезвычайной ситуации по ГОСТ Р 55059 : индивидуальный риск чрезвычайной ситуации (индивидуальный риск ЧС), социальный риск чрезвычайной ситуации (социальный риск ЧС).
________________
Риск ЧС техногенного характера включает в себя пожарный риск .

4.2 Допустимый риск чрезвычайных ситуаций установлен настоящим стандартом для каждого субъекта Российской Федерации на основании статистических данных о чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории субъектов Российской Федерации в период с 1992 по 2014 годы (включая техногенные, природные, биолого-социальные ЧС, техногенные пожары и террористические акты).

4.3 Фактический индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации не должен превышать установленного допустимого индивидуального риска ЧС для субъекта Российской Федерации.

4.4 Допустимый социальный риск чрезвычайных ситуаций для каждого субъекта Российской Федерации составляет 10 год.

4.5 Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации должны ежегодно оценивать фактический индивидуальный и социальный риски ЧС для субъекта и осуществлять мероприятия по снижению риска чрезвычайных ситуаций в субъекте при превышении допустимого индивидуального и/или социального риска ЧС.

4.6 Органы местного самоуправления должны ориентироваться на установленный допустимый риск ЧС и при необходимости осуществлять мероприятия по снижению риска чрезвычайных ситуаций.

4.7 Проектные организации и организации, эксплуатирующие потенциально опасные и критически важные объекты, должны осуществлять менеджмент риска чрезвычайных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла объекта.

4.8 Индивидуальный и социальный риски ЧС следует определять с учетом функционирования систем обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности зданий и сооружений.

5 Допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций

5.1 Допустимый индивидуальный риск чрезвычайных ситуаций для субъектов Российской Федерации приведен в таблице 1.


Таблица 1 - Допустимый индивидуальный риск ЧС для субъектов Российской Федерации

Субъект Российской Федерации

Допустимый индивидуальный риск ЧС для субъектов Российской Федерации, год

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

Город федерального значения Санкт-Петербург

Ненецкий автономный округ

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Город федерального значения Москва

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Крымский федеральный округ

Республика Крым

Город федерального значения Севастополь

Библиография

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

УДК 614.894:006.354

ОКС 13.200

Ключевые слова: риск, допустимый риск, чрезвычайная ситуация, оценка риска, снижение риска



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2016

У любой ЧС есть причины. Причины, приводя­щие к аварии или катастрофе, никогда не возни­кают мгновенно. Многие события, которые мы потом характеризуем как ЧС, "готовятся" годами, десятками, а может быть и сотнями, и тысячами лет. Это тот этап, который сейчас интенсивно изучается с целью построить теорию прогноза таких явлений. В большей части этот этап продолжает оставаться для нас практически не обнаруживаемым.

Второй этап связан с развитием самой ЧС от момента ее возникновения до момента окончания. Этот этап может продолжаться минуты, часы, су­тки и даже долгие годы как, например, Черно­быльская катастрофа.

Наконец, третий этап, это когда уже все случи­лось и надо заниматься ликвидацией последствий ЧС. Соответственно этому построена современная классификация ЧС, принятая в России .

По генезису ЧС можно провести классификацию связанных с ними основных рисков. Один из возможных подходов выглядит следующим образом:

1. Геофизические или геолого-геоморфологические ЧС, среди которых в частности, выделяются землетрясения, извержения вулканов, цунами, сели, оползни, обвалы. С такими явлениями связывают обычно геофизический риск.

2. Гидрологические ЧС, включают в частности, речные наводнения, быстрые затопления

морских побережий, медленные, но масштабные колебания уровня озер, внутренних

морей, перемещения русел рек. С этими ЧС связан гидрологический риск.

3. Биологические ЧС - появление в большом количестве различного рода вредителей

(например, саранчи), эпидемии среди людей и других живых организмов. Сюда же следует

отнести сокращение биоразнообразия на планете Земля. Здесь имеется в виду

биологический риск.

4. Климатические ЧС, в том числе засухи, тропические циклоны (штормы, торнадо), пылевые бури, сильные холода или жара, причем особое внимание привлекают антропогенные воздействия на глобальный климат, а также на слой озона. В этих случаях говорят о климатическом риске.

5. Антропогенные аварии и катастрофы различного масштаба - техногенные ЧС, среди которых доминируют загрязнения природной среды (чаще всего - нефтепродуктами). Сюда же следует отнести обезлесивание местности, опустынивание, эрозию и засоление почв (вследствие гидромелиорации земель), пожары, формирование существенно неблагоприятной опасной обстановки, обусловленной различного рода техногенными сооружениями - плотины, дамбы, каналы, водохранилища и др. В этом случае чаще всего говорят об антропогенном риске, хотя не будет ошибкой назвать его экологическим риском. Впрочем, это не принципиально, хотя важно для систем управления в плане разделения ответственности. Для органов власти необходимо знать, кто за что отвечает.

Очевидно, что четкого разграничения отдельных разновидностей риска иногда провести невозможно, так как возникшие ЧС имеют смешанное происхождение. Например, цунами - это одновременно и геологическое (по происхождению) и гидрологическое (по последствиям) явление. С другой стороны, пожары чаще всего имеют не природное, а антропогенное или смешанное происхождение.

2. Классификация рисков для целей управления и критерии устойчивого (безопасного) функционирования сложной системы

1. Классификация рисков для целей управления.

Для анализа и последующего управления рисками ЧС необходимо определить, по каким видам (ти­пам) риска этот анализ надо проводить. В общем случае разработать такую классификацию весьма непросто по той причине, что природных и техно­генных катастроф (аварий) чрезвычайно много. Поэтому целесообразно предложить более упро­щенные варианты такой классификации. Напри­мер, это может выглядеть так .

.1. Типы рисков по объектам исследования:

Человек;

Общество;

Окружающая среда.

2 . Типы рисков по видам воздействия:

Химические;

Радиационные;

Биологические;

Пожаровзрывоопасные;

Транспортные;

Стихийные бедствия и т. п.

3 . Типы рисков по виду рассматриваемых пара­
метров ущерба
:

Риск материального ущерба;

Риск ущерба окружающей среде;

Интегральный риск.

РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (риск ЧС) - вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.

37 Виды риска возникновения ЧС. По местоположению источника опасности относительно объекта различают риски внешние и внутренние. Для фирмы к внешним источникам опасности относятся экономическая конъюнктура, конкуренты, а к внутренним – риски, связанные с принимаемыми решениями, противоречиями в руководстве и др. Внутренним источником риска для жизни и здоровья человека является его организм (болезни). По механизму возникновения различают риски: связанные с неблагоприятными условиями жизнедеятельности (функционирования организаций); обусловленные опасными явлениями (форс-мажор) в природной, техногенной, социальной и деловой среде; обусловленные негативными тенденциями развития, приводящими к кризисам – для организации к ухудшению ее финансового состояния и в результате к банкротству (этот вид рисков изучается в теории антикризисного управления). Тенденции могут быть связаны с внешними факторами, формирующими неблагоприятную конъюнктуру для организации, либо с внутренними, связанными, например, с противоречиями внутри самой организации. Негативные тенденции могут привести к кризисам, в том числе в форме опасных явлений (например, рост социальной напряженности может привести к социальному взрыву); связанные с принятием решений в условиях неопределенности, обусловленной, например, нестабильностью условий деятельности организации, что приводит к отклонению фактического результата деятельности от ожидаемого (примеры таких рисков – инвестиционный, инновационный). Причины рисков являются результатом развития процессов как вне организации (в природе, техносфере, обществе, экономике, политике), так и внутри нее. Опасные явления повышают возможность кризиса в организации. В свою очередь опасные явления часто являются результатом заблаговременно нераспознанных негативных тенденций. Первые чаще приводят к кратковременным, а вторые – долговременным последствиям, например, к замедлению в развитии некоторой значимой для функционирования социально-экономической системы сферы. По степени влияния на жизнедеятельность человека, жизнеспособность (финансовое состояние) организации различают следующие виды риска: пренебрежимый (влияние незначимо; меры защиты принимать не требуется); приемлемый (влияние значимо; принимаются меры контроля и защиты на основе принципов обоснования и оптимизации); чрезмерный (влияние катастрофично; деятельность с указанным уровнем риска не допускается). Применительно к предпринимательской деятельности катастрофический риск – это риск банкротства, связанный с полной потерей предпринимателем собственного капитала. По возможности страхования риски подразделяют на две группы (это важно с точки зрения управления рисками): страхуемые, которые могут быть переданы соответствующим страховым организациям; не страхуемые, по которым отсутствует предложение соответствующих страховых продуктов на страховом рынке. Возможна классификация рисков и по другим признакам: цели (мотивированный и немотивированный); результату (оправданный и неоправданный), соответствию реальности (действительный и мнимый). Рассматривают также риски наступления отдельных негативных событий (например, риск смерти, риск аварии, риск мошенничества, риск банкротства), которые являются мерой возможности наступления этих событий. Различные области деятельности могут формировать свой понятийный аппарат и классификацию рисков. Например, в страховании под риском часто понимают вид опасности, реализация которой приводит к страховому случаю: пожар, наводнение, дорожно-транспортное происшествие, противоправное действие, авария, несчастный случай и пр. Классификация рисков может осуществляться в соответствии с видами страхования (имущественные, ответственности и др.).



Что еще почитать