Муниципальные правовые акты: виды, краткая характеристика. О регистре муниципальных нормативных правовых актов московской области Муниципальные правовые акты: наименование, порядок принятия и отмены

Характеристика и виды. Реестр муниципальных правовых актов.

Правовой акт-это документ, содержащий официальное решение принятое органами власти по вопросам, отнесенными к его компетенции. Муниципальные правовые акты это решения принятые непосредственно населением МО либо органами и долж.лицами МО по вопросам местного значения и по отдельным гос.полномочиям. В МО принимаются след виды правовых актов: 1.Устав(принимается представительным органом или населением в исключительных случаях). 2.Решения(принимаются депутатами в коллегиальном порядке). 3.Постановления главы МО, главы местной администрации по вопросам местного значения. 4.Распоряжения главы МО и главы администрации по вопросам организации и деятельности органов МСУ. 5.Приказы и распоряжения руководителей структурных подразделений местной администрации.6.Положения (это правовой акт статусного или органического содержания либо предметного т.е. тематического содержания утверждаемое актом распорядительного характера).

УСТАВ МО разрабатывается самостоятельно и регистрируется в органах Юстиции. РЕШЕНИЯ устанавливают общеобязательные правила, принимаются большинством. В форме ПОСТАНОВЛЕНИЯ как правило издаются акты имеющие нормативное содержание затрагивающие права и свободы и обязанности чел и гр-на. Текст постановления и распоряжения содержит внутреннюю структуру. Он содержит констатирующую и распорядительную часть. Если содержательная часть документа не нуждается в пояснениях, то констатирующая часть отсутствует. Постановления и распоряжения в распорядительной части должны предусматривать:1. Конкретные задания исполнителя. 2.точные наименования организаций исполнителя заданий. 3.Поручение о контроле заместителем главы с указанием срока предоставления промежуточной информации о ходе исполнения и информации для решения вопроса о снятии контроля. 4.Указание снятия с контроля ранее принятого распорядительного документа.

Приказы и распоряжения руководителей структурных подразделений м.б отменены главой местной администрации. Муниципальные нпа, в том числе решения, принятые на референдуме, подлежат включению в регистр муниципальных нпа субъекта РФ, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта. Федеральный регистр муниципальных нпа состоит из регистров муниципальных нпа субъектов РФ. Ведение федерального регистра муниципальных нпа осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством

1. В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);



2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

2. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

3. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

4. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.

5. Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характера.

6. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

7. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Статья 43.1. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов

1. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ГОРОДА МОСКВЫ

О порядке ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 63 (том 1), 10.11.2011).
____________________________________________________________________


Настоящий Закон устанавливает порядок ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы.

Статья 1. Задачи и принципы ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы

1. Задачами ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы (далее - Регистр муниципальных нормативных правовых актов) являются:

1) обеспечение соответствия муниципальных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации , федеральному законодательству, законодательству города Москвы, уставам внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - уставы муниципальных образований);

2) систематизация и учет муниципальных нормативных правовых актов;

3) обеспечение конституционного права граждан на получение достоверной информации о муниципальных нормативных правовых актах;

4) создание условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), должностными лицами и организациями.

2. Принципами ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов являются достоверность, актуальность, открытость и полнота информации, содержащейся в Регистре муниципальных нормативных правовых актов.

Статья 2. Регистр муниципальных нормативных правовых актов

1. Регистр муниципальных нормативных правовых актов является частью федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.

2. Регистр муниципальных нормативных правовых актов представляет собой совокупность основных и дополнительных сведений о муниципальных нормативных правовых актах, принятых (изданных) органами местного самоуправления, руководителями органов местного самоуправления либо лицами, исполняющими их обязанности в соответствии с уставом муниципального образования.

3. Ведение Регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным Правительством Москвы на ведение Регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее - уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы).*2.3)

4. Регистр муниципальных нормативных правовых актов ведется в документальном виде (на бумажном носителе) и электронном виде.

5. Включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов подлежат решения, распоряжения, постановления, принятые (изданные) органами местного самоуправления, руководителями органов местного самоуправления либо лицами, исполняющими их обязанности в соответствии с уставом муниципального образования, оформленные в виде нормативных правовых актов, а также оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме.

6. Муниципальные нормативные правовые акты, которые признаны недействующими по решению суда, но не отменены либо не признаны утратившими силу, подлежат включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов.

7. Муниципальные нормативные правовые акты, которые вносят изменения (дополнения) в другие муниципальные нормативные правовые акты, приостанавливают их действие и (или) отменяют (признают утратившими силу) другие муниципальные нормативные правовые акты, подлежат включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов с присвоением самостоятельного регистрационного номера.

Статья 3. Сведения, подлежащие включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов

1. В Регистр муниципальных нормативных правовых актов включаются основные и дополнительные сведения о муниципальных нормативных правовых актах.

2. К основным сведениям, включаемым в Регистр муниципальных нормативных правовых актов, относятся:

1) даты и номера регистрации муниципальных нормативных правовых актов;

2) реквизиты муниципальных нормативных правовых актов (вид акта и наименование принявшего его органа, должностного лица; фамилия, имя, отчество должностного лица, подписавшего акт; дата принятия (подписания) акта; номер акта и его заголовок);

3) тексты муниципальных нормативных правовых актов;

4) информация об источниках официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов.

3. К дополнительным сведениям, включаемым в Регистр муниципальных нормативных правовых актов (далее - дополнительные сведения), относятся:

1) решения судов общей юрисдикции по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов, рассмотренным ими в качестве суда первой инстанции, а также судебные постановления, вынесенные по кассационным и надзорным жалобам на эти решения независимо от результата рассмотрения жалоб;

2) решения и определения арбитражных судов;

3) информация о мерах, принятых прокурором в отношении муниципальных нормативных правовых актов (протесты и представления, заявления в суд);

4) предписания антимонопольных органов, адресованные органам местного самоуправления, об отмене или изменении принятых ими муниципальных нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству;

5) акты уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы и иных уполномоченных государственных органов об отмене или приостановлении действия муниципальных нормативных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами города Москвы;

6) экспертные заключения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы;

7) письма, ответы, иная информация прокуратуры, уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, иных государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления, имеющие отношение к муниципальным нормативным правовым актам, подлежащим внесению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов.

Статья 4. Представление муниципальных правовых актов для внесения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов

1. Все муниципальные правовые акты, принятые (изданные) органами местного самоуправления, руководителями органов местного самоуправления либо лицами, исполняющими их обязанности в соответствии с уставом муниципального образования, за исключением содержащих персональные данные граждан, подлежат направлению в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы для проведения проверки их нормативного характера и включения муниципальных нормативных правовых актов в Регистр муниципальных нормативных правовых актов.

2. Руководитель органа местного самоуправления либо лицо, исполняющее его обязанности в соответствии с уставом муниципального образования, либо лицо, уполномоченное распоряжением руководителя органа местного самоуправления, или лицо, исполняющее его обязанности в соответствии с уставом муниципального образования (далее - уполномоченное лицо органа местного самоуправления), обеспечивают направление муниципальных правовых актов в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в течение 7 рабочих дней со дня их принятия (издания).

3. Муниципальные правовые акты на бумажном носителе направляются в виде их копий, заверенных печатью соответствующего органа местного самоуправления и подписью руководителя органа местного самоуправления либо лица, исполняющего его обязанности в соответствии с уставом муниципального образования, а также в электронном виде.

4. Муниципальные правовые акты в электронном виде направляются на машиночитаемом носителе (дискете, диске, флеш-накопителе) или по каналам связи по электронной почте.

5. Сведения об источниках официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта, а по официальному запросу уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы - официальное издание, в котором муниципальный правовой акт был опубликован, направляются лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы не позднее 15 рабочих дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта.

6. Дополнительные сведения направляются в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по мере их поступления в органы местного самоуправления.

7. Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, обеспечивают достоверность, актуальность, открытость и полноту предоставляемых сведений.

Статья 5. Ведение Регистра муниципальных нормативных правовых актов

1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет проверку нормативного характера муниципальных правовых актов и внесение муниципальных нормативных правовых актов в Регистр муниципальных нормативных правовых актов в течение 30 рабочих дней со дня их поступления в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.

2. Срок, указанный в части 1 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней в случае необходимости проведения дополнительной проверки нормативного характера муниципального правового акта, связанной с получением дополнительных сведений от федеральных органов, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Закона.

3. Основой Регистра муниципальных нормативных правовых актов в документальном виде (на бумажном носителе) является архивный фонд муниципальных нормативных правовых актов (далее - архивный фонд).

4. Архивный фонд составляют дела (папки) муниципальных нормативных правовых актов. Дело муниципального правового акта состоит из муниципального нормативного правового акта, включенного в Регистр муниципальных нормативных правовых актов, источников его официального опубликования (обнародования) и дополнительных сведений к нему.

5. Порядок ведения архивного фонда определяется Правительством Москвы.

6. Основой Регистра муниципальных нормативных правовых актов в электронном виде является база данных.

7. Порядок обработки муниципальных нормативных правовых актов и проведения проверки на соответствие муниципальных нормативных правовых актов федеральному законодательству, законодательству города Москвы, уставу соответствующего муниципального образования определяется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

Статья 6. Приведение муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, законодательством города Москвы, уставом муниципального образования

1. При выявлении в муниципальных нормативных правовых актах положений, не соответствующих федеральному законодательству, законодательству города Москвы, уставу муниципального образования, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы направляет свое заключение в органы местного самоуправления, руководителям органов местного самоуправления либо лицам, исполняющим их обязанности в соответствии с уставом муниципального образования. Копия данного заключения может быть направлена в органы прокуратуры (часть в редакции, введенной в действие с 21 ноября 2011 года Законом города Москвы от 19 октября 2011 года N 46 .

2. Часть утратила силу с 21 ноября 2011 года - Закон города Москвы от 19 октября 2011 года N 46 ..

3. В случае если органы местного самоуправления, руководители органов местного самоуправления либо лица, исполняющие их обязанности в соответствии с уставом муниципального образования, в течение 30 дней со дня получения заключения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы не приняли мер по приведению муниципального нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством, законодательством города Москвы, уставом муниципального образования, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы информирует об этом Мэра Москвы и представляет предложения по устранению несоответствий, выявленных в муниципальных нормативных правовых актах.

Статья 7. Предоставление сведений из Регистра муниципальных нормативных правовых актов

1. Предоставление сведений из Регистра муниципальных нормативных правовых актов обеспечивает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.

2. Порядок предоставления сведений из Регистра муниципальных нормативных правовых актов определяется Правительством Москвы.

3. По письменному запросу заявителя сведения могут быть предоставлены ему на бумажном или машиночитаемом носителе (дискете, диске, флеш-накопителе), а также через официальный интернет-сайт уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.

4. Из Регистра муниципальных нормативных правовых актов предоставляются следующие сведения:

1) о наличии в Регистре муниципальных нормативных правовых актов запрашиваемого муниципального нормативного правового акта;

2) о дате и номере регистрации муниципального нормативного правового акта;

3) о реквизитах муниципального нормативного правового акта (наименование органа, должностного лица, принявшего муниципальный нормативный правовой акт, его вид, дата принятия (подписания), номер, заголовок);

4) об изменениях (дополнениях), отмене (признании утратившим силу) муниципального нормативного правового акта;

5) об официальном издании, в котором был опубликован (обнародован) муниципальный нормативный правовой акт.

5. По письменному запросу заявителя уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы выдает копию текста муниципального нормативного правового акта, выписку из текста муниципального нормативного правового акта, информацию о дополнительных сведениях к муниципальному нормативному правовому акту.

Статья 8. Финансовое обеспечение ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов

Финансирование расходов на ведение Регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.

Статья 9. Переходные положения

1. Положения статьи 4 настоящего Закона применяются к муниципальным правовым актам, принятым (изданным) органами местного самоуправления, руководителями органов местного самоуправления либо лицами, исполняющими их обязанности в соответствии с уставом муниципального образования, с 1 января 2009 года.

2. Муниципальные правовые акты, принятые (изданные) органами местного самоуправления, руководителями органов местного самоуправления либо лицами, исполняющими их обязанности в соответствии с уставом муниципального образования, до 1 января 2009 года, направляются в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в срок до 1 сентября 2009 года.

3. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет внесение муниципальных нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу настоящего Закона, в Регистр муниципальных нормативных правовых актов в срок до 1 июня 2010 года.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена АО "Кодекс"

  • 5. Предметы ведения местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Вопросы местного значения.
  • Глава 3. Вопросы местного значения
  • 6. Правотворческая инициатива граждан. Обращения граждан.
  • 7. Местный референдум: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.
  • 8. Органы местного самоуправления как юридические лица.
  • 10. Муниципальные выборы: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.
  • 11. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.
  • 12. Сход граждан, собрание и конференция граждан (собрание делегатов) в системе местного самоуправления.
  • 13. Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.
  • 14. Доходы и расходы местных бюджетов. Местные налоги и сборы.
  • 15. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права.
  • 16. Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения
  • 17. Основные теории местного самоуправления.
  • 18. Структура органов местного самоуправления: понятие и правовое закрепление. Органы местного самоуправления и муниципальные органы.
  • Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
  • Информация об изменениях:
  • 19. Муниципальные правовые акты: наименование, порядок принятия и отмены. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.
  • 20. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах.
  • Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
  • Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
  • Особенности организации местного самоуправления в наукоградах
  • Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"
  • 21. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
  • 23. Особенности организации местной власти в советский период развития государства.
  • 24. Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и учреждениями.
  • 25. Общие принципы местного самоуправления: понятие и правовое регулирование.
  • 26. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.
  • 27. Территориальное общественное самоуправления (тос): понятие, порядок образования и осуществления. Органы тос, их полномочия
  • 28. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и формы. Понятие межмуниципального сотрудничества
  • 29. Правовая основа местного самоуправления (общая характеристика). Европейская Хартия местного самоуправления.
  • 30. Права и обязанности муниципального служащего. Ограничения, связанные с муниципальной службой. Правовое положение (статус) муниципального служащего
  • Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего
  • 31. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
  • 32.Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. Муниципальный заказ.
  • 33. Публичные слушания, опрос граждан в системе местного самоуправления.
  • 34. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.
  • 35 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно – территориальных образованиях.
  • 36 Наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Государственный контроль за их осуществлением
  • 37 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.
  • 38. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения.
  • 39. Экономическая основа местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Муниципальное имущество.
  • 40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
  • 41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.
  • 42. Контрольный орган муниципального образования: порядок формирования, функции и полномочия.
  • 43. Ответственность органов и выборных лиц местного самоуправления перед населением.
  • 44 Компетенция органов местного самоуправления: понятие, правовое регулирование.
  • 45.Основы правового статуса депутата представительного органа муниципального образования.
  • 46. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.
  • 47. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, структура, порядок работы, акты.
  • 48. Полномочия местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально - бытового и торгового обслуживания населения.
  • 49. Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Судебная и другие правовые формы защиты прав местного самоуправления.
  • 50. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и охраны окружающей среды.
  • 51. Местная администрация: понятие, структура, полномочия (общая характеристика), акты. Глава местной администрации.
  • Тема 11. Исполнительно-распорядительные органы муниципального образования.
  • 2. Компетенция местной Администрации и её органов.
  • 2. Компетенция местной Администрации и её органов.
  • 3. Организация работы и акты местной Администрации и её органов.
  • 52. Права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
  • 53. Глава муниципального образования: порядок избрания, правовой статус. Удаление в отставку.
  • 54. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.
  • 55. Устав муниципального образования (понятие, содержание, порядок принятия, регистрации, вступления в силу).
  • 38. Понятие и развитие территориальных основ мсу
  • 56. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальным имуществом.
  • 57.Муниципальное образование: понятие, виды; порядок образования, преобразования и упразднения
  • 58. Гарантии права граждан рф на осуществление местного самоуправления.
  • 59. Муниципальная служба: понятие, правовое регулирование, основные принципы. Финансирование муниципальной службы.
  • 60. Принципы и порядок установления и изменения границ территории муниципальных образований. Согласие население на изменение границ муниципального образования.
  • 19. Муниципальные правовые акты: наименование, порядок принятия и отмены. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

    Статья 43. Система муниципальных правовых актов

    1. В систему муниципальных правовых актоввходят:

    1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

    2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

    3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

    2. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

    Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

    3. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

    4. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

    5. Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.

    6. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

    7. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

    Статья 43.1. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов

    1. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

    2. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    3. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    "

    Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

    Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Ведение Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Выше уже назывались признаки нормативных муниципальных правовых актов, их отличие от индивидуальных правовых актов и их значение для регулирования общественных отношений в границах муниципальных образований. Федеральный регистр этих документов ведется в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

    Регистр муниципальных нормативных правовых актов дополняет Регистр Уставов муниципальных образований и позволяет создать единое информационное пространство правовой деятельности на всех уровнях публичной власти. Кроме того, сам процесс создания Регистра предполагает установление еще одного канала государственного контроля за законностью решений, принимаемых на муниципальном уровне, что отнюдь не лишне, если иметь в виду, что число нарушений законности решениями органов местной власти весьма велико и пока не уменьшается (подробнее речь об этом пойдет ниже).

    Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2008 г. N 837 "О ведении Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" установило, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации.

    Порядок ведения Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов предполагает, что принципами ведения Регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в Регистре. Регистр ведется в электронном виде на русском языке.


    Включению в Регистр подлежат регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Причем регистры муниципальных нормативных актов субъектов Федерации подлежат постоянному хранению независимо от того, утратили ли входящие в состав регистров акты силу.

    Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает: сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Федерации; ввод информации в Регистр; гарантированное хранение информации в регистре; ведение классификаторов, словарей и справочников регистра; ведение информационного портала Регистра; предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в Регистре; режим защиты сведений, содержащихся в Регистре.

    К настоящему времени во многих субъектах Федерации приняты законы о порядке организации и ведения Регистра муниципальных правовых актов субъекта Федерации, а также решения исполнительно-распорядительных региональных органов о порядке взаимодействия органов государственной власти субъекта Федерации с органами местного самоуправления по организации и ведению Регистра.

    В этих документах устанавливается, что в Регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты, представленные в электронном виде (на машиночитаемом носителе - диске, дискете, флеш-накопителе или по каналам связи электронной почты), а также сведения об источниках и датах официального опубликования (обнародования) принятых муниципальных нормативных правовых актов и источники официального опубликования.

    Главы муниципальных образований обеспечивают полноту и достоверность сведений, подлежащих включению в Регистр субъекта Федерации.

    Включение муниципальных нормативных правовых актов в Регистр осуществляется в течение определенного срока со дня их поступления в уполномоченный орган по ведению Регистра.

    С целью приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации, уставами муниципальных образований, правовыми актами, принятыми на местном референдуме (сходе граждан), может проводиться правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов.

    Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится уполномоченным органом по ведению Регистра.

    Порядок и сроки проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов определяются уполномоченным органом по ведению Регистра в соответствии с методическими рекомендациями уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

    По результатам правовой экспертизы муниципального нормативного правового акта готовится экспертное заключение уполномоченного органа по ведению Регистра о соответствии муниципального нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта Федерации, уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

    При выявлении в муниципальном нормативном правовом акте положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта Федерации, уставу муниципального образования, правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан), экспертное заключение уполномоченного органа по ведению Регистра направляется в орган местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления, принявшему акт, для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных противоречий. Копия экспертного заключения уполномоченного органа по ведению регистра направляется в прокуратуру субъекта Федерации для использования в надзорной деятельности.

    Поскольку для многих муниципальных образований представление нормативных правовых актов в Регистр субъекта Федерации - дело новое и не всегда простое с точки зрения обеспечения должного правового уровня нормативных актов, в некоторых субъектах Федерации организовали методическую помощь муниципалитетам в юридико-техническом оформлении нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр.

    Правительство Нижегородской области, например, разработало подробные рекомендации представительным органам муниципальных образований об особенностях нормативных правовых актов, начиная с их реквизитов и кончая элементами текста, и стилем изложения. Конечно, такая помощь приносит свои плоды.

    В систему правовых актов, регулирующих местное самоуправление , входят муниципальные правовые акты. Это третий (после федерального и регионального) уровень правового регулирования данного института публичной власти .

    Таким образом, муниципальные правовые акты входят в общую правовую систему Российского государства, занимая в ней в соответствии с принципами иерархии присущее им место. Федеральный закон N 131-ФЗ установил, что эти акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам .

    Не ограничиваясь общим определением места муниципальных правовых актов в правовой системе Российской Федерации, Федеральный закон N 131-ФЗ устанавливает правило: если орган местного самоуправления полагает, что нормативный правовой акт Российской Федерации или субъекта Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации, другим федеральным нормативным актам, он не может принимать свои акты, противоречащие несоответствующему Конституции акту, пока его несоответствие не подтвердит суд . Цель этого правила - укрепить законность действий органов местного самоуправления, исключить практику необоснованного неисполнения ими федеральных и региональных правовых актов.

    Значение Федерального закона N 131-ФЗ для муниципального правотворчества состоит не только в том, что он уточнил роль правовых актов местного самоуправления и его органов в общей системе правовых актов. Пожалуй, главная его новация заключается в нетрадиционном подходе к системе самих муниципальных правовых актов и расширении рамок правотворчества на уровне местного самоуправления.

    До издания Федерального закона N 131-ФЗ система правовых актов местного самоуправления и его органов (включая их виды и наименования, а также порядок принятия и вступление в силу) определялась законами субъектов Федерации и в соответствии с ними уставами муниципальных образований. Теперь Федеральный закон непосредственно разграничивает виды муниципальных правовых актов, устанавливает, какие органы принимают эти акты, определяет порядок их подготовки, вступления в силу и отмены, закрепляет их соотношение. Тем самым преодолевается неоправданная разноголосица в регулировании региональным законодательством муниципальной правотворческой деятельности, создаются дополнительные гарантии нормативно-правовой самостоятельности местной власти.

    Как и правовые акты, принимаемые на федеральном и региональном уровне, муниципальные правовые акты подразделяются на акты нормативные и так называемые акты индивидуального применения.

    Общепринято, что под нормативным актом понимается акт правотворчества, исходящий от компетентного органа и содержащий нормы права , т.е. правила, которые рассчитаны на регулирование заранее неопределенного числа случаев и действуют непрерывно.

    В отличие от нормативных муниципальных правовых актов индивидуальные муниципальные правовые акты, основываясь на норме, имеют разовое значение, касаются индивидуально определенных лиц.

    Особенность муниципальных правовых актов, отличающих их от правовых актов, принимаемых на федеральном или региональном уровне, состоит в том, что их действие ограничено территориальными рамками соответствующих муниципальных образований. К муниципальному праву как особой отрасли права относятся нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления по вопросам, составляющим предмет собственно муниципального права , о котором речь шла выше.

    В систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

    Ставя Устав муниципального образования в один ряд с правовыми актами, принятыми на местном референдуме (сходе граждан), Закон наделяет их одинаковой высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов. При этом надо учитывать, что закон несколько преувеличивает юридическую силу устава. Виды актов, принимаемых разными субъектами правовой инициативы, не могут обладать одинаковой юридической силой, иначе нарушается иерархический принцип построения системы права , теряется возможность определения приоритетности актов, составляющей основу правопорядка .

    Приоритет прямого волеизъявления населения перед решением органа определенного уровня соответствует элементарным требованиям демократии и вытекает, в частности, из положений ст. 12 и 73 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

    Официальным аргументом в пользу этой точки зрения служит позиция Министерства юстиции РФ, которое в приказе от 26 августа 2005 г. N 147, утвердившем рекомендации по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований определило, что противоречащим Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству следует считать устав, если он содержит положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.

    Устав муниципального образования

    Устав, безусловно, выделяется среди актов органов местного самоуправления . Это документ новой правовой формы, не существовавшей в советский период. Впервые он был закреплен как необходимое средство правового регулирования муниципалитетов в Законе РФ "О местном самоуправлении " 1991 г. Устав муниципального образования - своеобразная "местная конституция ", включающая основные нормы, регламентирующие организацию и деятельность территориального сообщества на началах самоуправления. Однако термин "местная конституция" берется в кавычках не только потому, что он касается вопросов самоуправленческих, почти не задевая или задевая лишь в малой степени государственные дела. Дело в том, что в большинстве случаев уставы муниципальных образований представляют собой акты, в немалой степени воспроизводящие законы - федеральные или субъектов Федерации, и лишь в части своей первично регулирующие общественные отношения в сфере местного самоуправления. Не случайно Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. в ст. 8, посвященной уставу муниципального образования, свидетельствовал, что в нем "указываются", а не устанавливаются, не определяются, не регулируются те или иные правила. На первый взгляд в 14 пунктах этой статьи изначально решались многие важные вопросы организации и деятельности местного самоуправления, но в п. 15, где говорится о других положениях об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления, выясняется вторичность регулирования приведенных положений "в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации ". На самом деле, положения, содержавшиеся в большинстве из предыдущих 14 пунктов, также устанавливались в соответствии с федеральными законами или законами субъектов Федерации. Это естественно.

    Даже в таком децентрализованном государстве , как США наличие хартий местного самоуправления отнюдь не освобождает муниципалитеты от власти закона, хотя и делает ее более либеральной, терпимой к "муниципальным вольностям". Большая часть положений таких хартий прямо основана на нормах весьма разветвленного законодательства штатов, включая и законодательство по выборам местного самоуправления. Местные положения воспроизводят нормы законов или конкретизируют, детализируют их, дополняют процедурными моментами. Введение в хартию положений, находящихся в прямом противоречии с установлениями конституции и законов штатов, дает основания для вынесения судами решений о недействительности таких положений по причине превышения муниципалитетом своих полномочий. Идеологическим оправданием этой практики является положение о том, что штат делегирует часть своих полномочий органам муниципального управления , определяя при этом как объем самих этих полномочий, так и возможность их лишения муниципальных органов, если это будет признано целесообразным с точки зрения штата. Эта позиция представляет собой развитие взглядов федерального судьи Диллона, высказанных им в 1868 г.

    Сравнивая нормы федеральных законов N 154-ФЗ 1995 г. и 131-ФЗ 2003 г., регламентирующих содержание уставов, следует заметить, что словосочетание "указывается в уставе" заменено более жестким "в уставе должны определяться". Это вовсе не означает, что теперь устав содержит только нормы первичного содержания. Как и прежде, устав должен воспроизводить перечень вопросов местного значения, который определен Федеральным законом. Хотя в уставе "должны определяться" виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, эту ответственность органы и должностные лица местного самоуправления несут в соответствии с федеральными законами и т.д.

    Содержание статьи, посвященной уставу, Федеральный закон N 131-ФЗ существенно сократил по сравнению с Федеральным законом N 154-ФЗ. Теперь устав не регулирует, как прежде, статус и социальные гарантии депутатов, порядок прекращения их полномочий, условия и порядок организации муниципальной службы , экономическую и финансовую основу осуществления местного самоуправления, общий порядок, владения, пользования и распределения муниципальной собственности . Эти вопросы ныне регулируются самим Федеральным законом N 131-ФЗ.

    Согласно ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ уставом определяется:

    1. наименование муниципального образования;
    2. перечень вопросов местного значения;
    3. формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
    4. структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
    5. наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
    6. виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
    7. срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
    8. виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
    9. порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета , а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
    10. порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

    Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    При этом правовое значение уставов не следует преуменьшать. Устав - это как бы правовой символ саморегулирования, указывающий гражданам их роль в управлении на местах. Определенную позитивную роль можно видеть и в том, что уставы включают нормы действующих законов. Законодательство, регламентирующее деятельность органов самоуправления, весьма обширно и далеко не всегда доступно для неспециалистов. Уставы, воспроизводя нормы законов, представляют их в упорядоченном виде, облегчая работу муниципальных администраторов и формируя у населения более четкое представление о смысле и характере местного самоуправления.

    Устав является центральным звеном системы муниципальных нормативных актов , в совокупности составляющих часть муниципального права . Сам устав не в состоянии охватить полностью правовым регулированием жизнь муниципального образования, но он обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормам, принимаемым органами местного самоуправления. Все акты, принимаемые органами данного муниципального образования, должны соответствовать уставу, заложенным в нем концепции, принципам и нормам. Устав должен предопределять, какие ответвления муниципального права должны отходить от него как от главного ствола "правового древа" местного самоуправления на его первичном уровне.

    Анализируя Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации N 131-ФЗ, можно убедиться в том, что содержание устава определяется не только в ст. 44, но в ряде других его статей. Причем, если полномочия муниципального образования, установленные в ст. 44, как отмечалось выше, в значительной степени вторичны по отношению к федеральным законам и законам субъектов Федерации, то полномочия, закрепленные в других статьях Федерального закона, носят, как правило, первичный характер - только органы местного самоуправления или само население вправе их осуществлять. Если вычесть из числа всех полномочий местного самоуправления, закрепленных в Федеральном законе, те, которые названы в ст. 44, то останутся следующие нормы, которые по смыслу закона должны содержаться в уставе муниципального образования и определять на первичной основе вопросы: дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципальных образований для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий (ч. 5 ст. 19); обеспечения исполнения принятого на местном референдуме решения (ч. 8 ст. 22); определения избирательной системы , которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании (ч. 3 ст. 23); определения оснований для отзыва депутатов, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедуры отзыва указанных лиц (ч. 2 ст. 24); подотчетности, подконтрольности органов местного самоуправления, а также иные вопросы их организации и деятельности (ч. 3 ст. 34); закрепления структуры органов местного самоуправления в случае создания на межпоселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования; численности депутатов представительного органа (ч. 6 и 7 ст. 35); порядка самороспуска представительного органа (п. 1 ч. 16 ст. 35); порядка подписи главой муниципального образования нормативных актов представительного органа (п. 2 ч. 4 ст. 36); определения срока полномочий главы местной администрации, назначенного на должность по конкурсу (ч. 2 ст. 37); установления дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации, назначаемого на должность по конкурсу (ч. 4 ст. 37); определения возможности осуществления выборными должностными лицами местного самоуправления своих полномочий на постоянной основе (ч. 5 ст. 40); определения оснований для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц (ч. 2 ст. 41); установления субъектов правотворческой инициативы (ч. 1 ст. 46); определения порядка вступления в силу муниципальных правовых актов (ч. 1 ст. 47); установления порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов (ч. 3 ст. 47) и другие нормы.

    В тексте Федерального закона N 154-ФЗ от 1995 г. тоже были отдельные положения, относящиеся к содержанию устава, однако в Федеральном законе N 131-ФЗ их больше примерно в полтора раза. Поэтому говорить об усечении содержания Устава Федеральным законом N 131-ФЗ можно лишь условно, если брать в расчет все нормы, входящие по закону в его состав.

    Следует заметить, что Устав в его новом виде ориентируется в большей степени, чем прежде, на регулирование вопросов организации местного самоуправления - на состав органов, способы их создания, порядок деятельности, разграничение полномочий между органами и т.д. Таким образом устав становится в еще большей степени в том его собственном содержании, о котором речь шла в начале учебника.

    Как важнейший правовой документ муниципального образования, утверждающий структуру органов муниципальной власти, Устав муниципального образования должен приниматься в особом порядке. Федеральный закон N 154-ФЗ 1995 г. определял, что устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления либо населением непосредственно.

    Под муниципальным образованием имелось в виду население муниципального образования. По крайней мере, так поняли эту формулу во многих самоуправленческих структурах на местах. Тем не менее уставы разрабатывались по преимуществу администрацией муниципальных образований или, точнее, территорий, которые потом становились в силу принятия устава муниципальными образованиями. Нередко к этому процессу привлекались депутаты представительных органов (там, где они существовали), специалисты, активисты из общественных организаций. Однако чрезвычайно редко во главе разработки устава стояли выборные представители местного сообщества. Тем не менее идея, хотя и неясно сформулированная в Федеральном законе, нашла поддержку. В ряде принятых уставов закреплена процедура принятия нового устава или изменение его формы на относительно широкой демократической основе. Так, в уставе города Томска было установлено, что право "внесения" проекта устава и поправок к нему (а, следовательно, и право первичной разработки текстов этих документов) принадлежит постоянным жителям соответствующей территории, группам (не менее 10%) граждан муниципального образования, обладающим избирательным правом , и политическим объединениям, зарегистрированным на данной территории, местным отделениям общероссийских, региональных и областных объединений и партий, депутатам представительных органов местного самоуправления, органам местного самоуправления.

    Что касается принятия разработанного проекта устава муниципального образования представительным органом местного самоуправления, то большинство уставов принималось представительными органами в усложненном порядке - после опубликования проекта устава в местной прессе, обсуждения предложений, внесенных населением, на заседании представительного органа и, наконец, голосовании 2/3 или даже 3/4 голосов депутатов. В некоторых случаях устав принимался согласно установленному в нем порядку простым большинством голосов.

    В ряде муниципальных образований он принимался на местном референдуме. Тогда устроители референдумов не по своей вине попадали иногда в правовой капкан, устроенный им Федеральным законом. Ведь если устав принимается на референдуме, то решение его окончательно и может быть изменено лишь другим референдумом. Согласно Федеральному закону после референдума устав подлежал государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Федерации, и мог получить замечания в случае противоречия его Конституции РФ, законам Российской Федерации и (или) законам субъекта Федерации. Хорошо, если устав был подготовлен достаточно квалифицированно и замечаний не вызывал. Тогда он регистрировался и вступал в силу. А если замечания были, причем обоснованные? В этом случае их нужно было учитывать, вносить в устав поправки. Но ведь устав принят на референдуме, следовательно, текст его нельзя менять. Как быть? С этим вопросом сталкивались организаторы некоторых референдумов и не находили ответа.

    Новый Федеральный закон N 131-ФЗ устраняет эти трудности. Он устанавливает, что устав принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.

    Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в него подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Проект устава, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав обязательно должен выноситься на публичные слушания. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

    Устав и муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

    Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования после их принятия представительным органом, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть: противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации; нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

    В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2006 г. "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

    Таким образом, установлен единый порядок регистрации уставов в отличие от существовавшего разнобоя в регистрации уставов, вызванного тем, что согласно Федеральному закону N 154-ФЗ регистрация осуществлялась в порядке, устанавливаемом законом субъекта Федерации, в результате чего проверка соответствия уставов закону нередко осуществлялась на невысоком профессиональном уровне и приводила к многочисленным несоответствиям действующих уставов законодательству. Теперь регистрирующий орган: проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации: проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования; присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер; выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования; включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

    Государственный реестр уставов муниципальных образований является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

    Этот реестр состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

    В государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации включаются следующие сведения: государственный регистрационный номер устава муниципального образования; реквизиты устава муниципального образования (орган, принявший устав, наименование устава, номер и дата утверждения решения, которым принят устав); сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования.

    Ведение государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляется регистрирующими органами. Уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, являются открытыми и общедоступными.

    Устав, муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав Министерство юстиции РФ рекомендует считать противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, если они: содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству; регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставом, муниципальными правовыми актами о внесении изменений в устав; не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами; содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.

    Нарушениями установленных требований, касающихся порядка принятия устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав, считаются: принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав ненадлежащим органом местного самоуправления; принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав представительным органом местного самоуправления или собранием (сходом) граждан при отсутствии необходимого кворума; принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава; нарушение регламента представительного органа местного самоуправления или порядка проведения собрания (схода) граждан, повлекшее невозможность установить результаты волеизъявления депутатов или граждан при голосовании по проекту устава.

    Отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

    Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

    Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений. В таком же порядке вступают в силу изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольного органа муниципального образования.

    Действующие ныне уставы муниципальных образований менее разнообразны, чем те, которые применялись до издания Федерального закона N 131-ФЗ. Это понятно - формулы Федерального закона N 154-ФЗ, определявшие содержание уставов, были достаточно общими и даже расплывчатыми, позволявшими муниципальным образованиям действовать по собственному усмотрению, определяя содержание уставов, которое нередко не отвечало действительным местным особенностям и условиям. Теперь необоснованных различий меньше, хотя уставы разных муниципальных образований не одинаковы. Одни из них, как это можно было видеть из приведенных выше примеров, весьма подробно определяют полномочия разных органов местного самоуправления. Другие в этом отношении более лаконичны и ограничиваются в основном формулировками Федерального закона. Одни включают регламентарные нормы, другие отсылают к регламентам, принимаемым представительными органами и т.д.

    Есть и такие уставы (прошедшие государственную регистрацию), которые решают некоторые вопросы, связанные с организацией органов местного самоуправления не совсем так, как это предусматривает закон. Например, Уставом Белозерского муниципального района Вологодской области (и не только этим уставом) утверждена структура органов местного самоуправления района, куда входят кроме представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации еще и финансовое управление района, управление экономики и имущественных отношений района и управление образования района. Хотя руководители указанных управлений назначаются главой муниципального образования, они подотчетны и подконтрольны как главе муниципального образования, так и Представительному собранию. Утверждая такую структуру, депутаты представительного органа, надо полагать, опирались на ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ, где указано что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица.

    Очевидно, что иными органами могут быть любые органы, кроме тех, которые уже перечислены в Федеральном законе. Однако иными органами местного самоуправления не могут быть, в частности, органы администрации, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции.

    Структурные подразделения администрации не являются органами местного самоуправления и не обязательно должны указываться в уставе. Их полномочия производны от полномочий администрации, которая обозначена в законе как единый орган местного самоуправления, полномочия и ответственность которого должны, согласно ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ, определяться уставом муниципального образования в целом. В этой связи указанные управления, существующие ныне в ранге органов местного самоуправления района, являются, как это следует из Федерального закона N 131-ФЗ, органами местной администрации (разумеется, с учетом установленных законодательством особенностей).

    С отмеченным неточным положением устава Белозерского муниципального района связаны ошибочные нормы этого устава о полномочиях органов местного самоуправления района и органов местной администрации по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью .

    Иные муниципальные правовые акты

    Большие полномочия предоставлены муниципалитетам в регулировании форм "прямой демократии". Если прежде некоторые из этих форм регулировались органами местного самоуправления в соответствии с законами субъектов Федерации, то теперь - непосредственно самими этими органами (территориальное общественное самоуправление, собрания граждан). Правда, в отличие от Федерального закона N 154-ФЗ, новый Федеральный закон подробнее регламентирует формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Так что, принимая свои акты, органы местного самоуправления ориентируются на данный Федеральный закон. Вместе с тем муниципалитеты получили возможность регламентировать формы прямой демократии, ранее не предусматривавшиеся, о чем речь уже шла выше.

    Цель расширения нормативно-правовой самостоятельности органов местного самоуправления с одновременной централизацией регулирования ряда вопросов на федеральном уровне заключается в том, чтобы преодолеть возможные региональные препоны для совершенствования правовой основы местного самоуправления. Акты субъектов Федерации могут оказаться лишним звеном в регламентировании организации и деятельности местного самоуправления. Как показала практика, запаздывание с принятием таких актов негативно сказывалось на развитии важнейшего института публичной власти . В связи с этим ставка сделана на федеральное законодательство и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Федеральный закон N 131-ФЗ в большей мере, чем Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ, является для органов местного самоуправления актом прямого действия. Опираясь именно на него, как и на другие федеральные законы, органы местной власти могут разворачивать нормотворческую деятельность.

    Более конкретно о содержании нормативных актов органов местного самоуправления, в том числе в сфере муниципальной экономики , будет говориться ниже. Здесь следует отметить, что новый Федеральный закон внес четкий порядок в формы правовых актов, принимаемых различными органами местного самоуправления.

    Раньше трудно было понять, какие органы принимают решения, постановления, распоряжения. Федеральным законом N 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации , уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в ч. 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.

    Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характера.

    Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

    Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

    Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

    Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

    Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Муниципальные правовые акты, затрагивающие права , свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

    Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

    Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом ; в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

    Признание по решению суда закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования недействующим до вступления в силу нового закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими муниципальных правовых актов указанного муниципального образования, принятых до вступления решения суда в законную силу, или для отмены данных муниципальных правовых актов.

    Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов

    Выше уже назывались признаки нормативных муниципальных правовых актов, их отличие от индивидуальных правовых актов и их значение для регулирования общественных отношений в границах муниципальных образований . Федеральный регистр этих документов ведется в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти , органами местного самоуправления , должностными лицами и организациями.

    Регистр муниципальных нормативных правовых актов дополняет Регистр Уставов муниципальных образований и позволяет создать единое информационное пространство правовой деятельности на всех уровнях публичной власти . Кроме того, сам процесс создания Регистра предполагает установление еще одного канала государственного контроля за законностью решений, принимаемых на муниципальном уровне, что отнюдь не лишне, если иметь в виду, что число нарушений законности решениями органов местной власти весьма велико и пока не уменьшается (подробнее речь об этом пойдет ниже).

    Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2008 г. N 837 "О ведении Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" установило, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации.

    Порядок ведения Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов предполагает, что принципами ведения Регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в Регистре. Регистр ведется в электронном виде на русском языке.

    Включению в Регистр подлежат регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Причем регистры муниципальных нормативных актов субъектов Федерации подлежат постоянному хранению независимо от того, утратили ли входящие в состав регистров акты силу.

    Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает: сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Федерации; ввод информации в Регистр; гарантированное хранение информации в регистре; ведение классификаторов, словарей и справочников регистра; ведение информационного портала Регистра; предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в Регистре; режим защиты сведений, содержащихся в Регистре.

    К настоящему времени во многих субъектах Федерации приняты законы о порядке организации и ведения Регистра муниципальных правовых актов субъекта Федерации, а также решения исполнительно-распорядительных региональных органов о порядке взаимодействия органов государственной власти субъекта Федерации с органами местного самоуправления по организации и ведению Регистра.

    В этих документах устанавливается, что в Регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты, представленные в электронном виде (на машиночитаемом носителе - диске, дискете, флеш-накопителе или по каналам связи электронной почты), а также сведения об источниках и датах официального опубликования (обнародования) принятых муниципальных нормативных правовых актов и источники официального опубликования.

    Главы муниципальных образований обеспечивают полноту и достоверность сведений, подлежащих включению в Регистр субъекта Федерации.

    Включение муниципальных нормативных правовых актов в Регистр осуществляется в течение определенного срока со дня их поступления в уполномоченный орган по ведению Регистра.

    С целью приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации, уставами муниципальных образований, правовыми актами, принятыми на местном референдуме (сходе граждан), может проводиться правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов.

    Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится уполномоченным органом по ведению Регистра.

    Порядок и сроки проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов определяются уполномоченным органом по ведению Регистра в соответствии с методическими рекомендациями уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

    По результатам правовой экспертизы муниципального нормативного правового акта готовится экспертное заключение уполномоченного органа по ведению Регистра о соответствии муниципального нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта Федерации, уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

    При выявлении в муниципальном нормативном правовом акте положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта Федерации, уставу муниципального образования, правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан), экспертное заключение уполномоченного органа по ведению Регистра направляется в орган местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления, принявшему акт, для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных противоречий. Копия экспертного заключения уполномоченного органа по ведению регистра направляется в прокуратуру субъекта Федерации для использования в надзорной деятельности.

    Поскольку для многих муниципальных образований представление нормативных правовых актов в Регистр субъекта Федерации - дело новое и не всегда простое с точки зрения обеспечения должного правового уровня нормативных актов, в некоторых субъектах Федерации организовали методическую помощь муниципалитетам в юридико-техническом оформлении нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр.

    Правительство Нижегородской области, например, разработало подробные рекомендации представительным органам муниципальных образований об особенностях нормативных правовых актов, начиная с их реквизитов и кончая элементами текста, и стилем изложения. Конечно, такая помощь приносит свои плоды.



    Что еще почитать