Что такое уточнить активное избирательное право. Активное и пассивное избирательное право

Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учеб. / Е.И. Козлова, О.Е. Катуфин. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2008. - С.330 - 331

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и закона РФ.

К обобщённым принципам избирательного права с учётом общемировых тенденций демократизации следует отнести:

1) Всеобщность (избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами). Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ, - быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, ч. 4 ст. 5 Федеральный закон от 18.05.2005 №51-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 23.05.2005. N 21. ст. 1919).

Может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Основанием для лишения гражданина дееспособности является не всякое психическое расстройство, а только такое, которое лишает его возможности понимать значение своих действий и руководить ими. Оценку здоровья гражданина дает судебно-психиатрическая экспертиза, которая производится на основании Закона РФ от 02.07.1992 №3185-1 (ред. от 06.04.2011) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". В пункте 3 статьи 5 указанного Закона установлено, что "ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. ". Другой вид ограничений касается лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Ограничение не распространяется на лиц, находящихся под стражей, в следственных изоляторах, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы. Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е.Ю. Бархатова. - М.: "Проспект", 2010. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5817497/chapter/2/#2000

Положение пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 13.01.2003. N 2. ст. 171, устанавливающее, что не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

2) Свободное участие в выборах (избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом и оно может быть как аполитичным - болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим - своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов). В некоторых странах предусмотрен обязательный вотум (юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании - Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Турция и т.д.).

3) Равное избирательное право - это установленные законом равные для каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона ("один человек - один голос"). Нарушение этого принципа - плюральный вотум, когда большинство избирателей имеют один голос, а некоторые - несколько голосов. Равенство нарушается также вследствие куриальных выборов, когда население делится на группы с неравным представительством (Китай), избирательной географии (геометрии), когда избирательные округа нарезаются с неравным количеством населения.

Таким образом, только при наличии двух элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права - наличие у каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Другой элемент равного избирательного права - участие в выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей.

Однако в настоящее время это принципиально невозможно, так как ст. 32 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» прямо предусматривает, что кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Единственное исключение допускается в отношении регистрации кандидата, одновременно выдвинутого избирательным объединением (блоком) на одних и тех же выборах в одномандатном избирательном округе и в списке кандидатов.

4) Прямые и непрямые выборы (Прямое (непосредственное) - означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность; косвенное (многостепенное) - означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Косвенные выборы - своеобразное сито, посредством которого производится отбор кандидатов в состав выборного органа).

Прямое избирательное право подразумевает, что граждане России голосуют на выборах в органы государственной власти местного самоуправления за или против кандидатов непосредственно. Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной и муниципальной власти. Не допускается также проведение многостепенных выборов, при которых граждане избирают лишь нижнюю ступень органов местного самоуправления, а члены вышестоящих муниципальных и государственных органов избираются нижестоящими органами власти.

В ряде стран главу государства избирает избираемый населением парламент. Косвенные и многостепенные выборы нельзя считать явно недемократической формой народного волеизъявления, и не случайно международно-правовые акты в области избирательного права не содержат требования, чтобы выборы обязательно были прямыми.

5) Тайное голосование (Исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Нарушение тайны голосования, как правило, карается законом). Избирателю предоставляется возможность использовать закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Конституция РФ в ст. 32 и 81 утверждает в качестве основополагающих принципов такие принципы как свобода выбора, всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и добавляет еще добровольность. Добровольное участие в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий.

Гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

Представляется необходимым отметить, что избирательное право ограничено рядом цензов (требований, к потенциальному избирателю):

Общие требования (регламентируют активное избирательное право - право избирать):

· возрастной ценз - установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. (Как правило - 18 лет; в Бразилии, Иране, на Кубе, в Никарагуа - с 16 лет; в Марокко - с 20 лет, в Латвии - с 21 года);

· ценз оседлости - требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени (США - 1 мес., ФРГ - 3 мес., во Франции и Бельгии - 6 мес., в Канаде и Финляндии - год, а в Норвегии - не менее 10 лет);

· ценз пола - долгие годы избирательное право зарубежных стран было чисто "мужским". В большинстве стран этот ценз пал лишь после второй мировой войны (США - в 1920 г., Англия - в 1928, Франция - в 1944, Италия - в 1945, Греция - в 1956, Швейцария - в 1971);

· имущественный ценз - в неприкрытой, откровенной форме встречается крайне редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений "компенсируется" другими цензами, которые играют ту же роль;

· профессиональный ценз - лишение избирательных прав военнослужащих (обычно рядовые и младший командный состав) и представителей некоторых других профессий;

· "Моральный ценз" - В Италии предусматривается возможность лишения права на голосование "в случае совершения недостойных поступков", некоторые штаты США требуют, чтобы избиратель имел "хороший характер";

· расовый ценз - лишение избирательных прав "цветных" и иных национальных меньшинств (в ЮАР до 1994 г. - африканцы);

Стоит отметить, что дополнительные требования относятся к пассивному избирательному праву - праву быть избранными:

· более высокий возрастной ценз (23-25 лет - в нижнюю палату и 30-40 - в верхнюю);

· значительно чаще применяется ценз оседлости и он носит обычно более жесткий характер (для кандидата в Президенты США - 14 лет);

· неизбираемость - невозможность для определенных должностных лиц выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (иногда заблаговременно - за 6 мес., за год);

· несовместимость - запрещается одновременно занимать выборную и иную другую государственную должность;

· избирательный залог - пассивным избирательным правом может в полной мере обладать лишь тот кандидат, кто внес залог (например, каждый депутат в нижнюю палату из собственных средств должен внести: во Франции - 1000 франков, в Канаде - 200 канадских долларов, в Великобритании - 500 фунтов стерлингов и т.д.).

Избирательное законодательство РФ закрепляет существование лишь возрастного ценза и ценза оседлости (ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). Поэтому в тех случаях, когда законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований предусматривают в качестве обязательных условий обладания избирательным правом на региональных и муниципальных выборах языковые, образовательные и иные избирательные цензы, подобные нормы противоречат положениям федерального законодательства.

Выделим некоторые составляющие возрастного избирательного ценза граждан России.

Во-первых, дополнительные возрастные ограничения участия граждан Росси в выборах могут устанавливаться только в отношении пассивного избирательного права.

Во-вторых, устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год - на выборах в органы местного самоуправления.

В-третьих, установление максимального возраста кандидата, по достижении которого он утрачивает право быть избранным в государственные органы субъекта РФ, либо в органы муниципального уровня, не допускается. При этом не исключается подобная возможность применительно к федеральным выборам.

В-четвертых, закрепление возрастного ценза на выборах в органы местного самоуправления допускается лишь законами субъектов РФ в соответствии с условиями, предусмотренными федеральным законом.

Избирательным законодательством как в отношении пассивного, так и активного избирательного права закреплен ценз оседлости. Согласно требованиям норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (ст. 4), федеральными конституционными законами и федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Тем не менее, данные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и сроков такого проживания, а законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления всем гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования.

Ограничение пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются Конституцией РФ. Реализует эту норму, ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» закрепляет, что установление федеральным законом, законом субъектов РФ продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории субъекта РФ, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права, не допускается. Правом быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления обладают все граждане РФ, независимо от места их проживания, если иное прямо не предусмотрено Конституцией России. На конституционном уровне какие-либо ограничения пассивного избирательного права граждан России, за исключением президентских выборов, не допускаются.

Характерно, что с всеобщим избирательным правом граждан России взаимосвязан вопрос о предоставлении возможности участия в муниципальных выборах иностранным гражданам. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» (ст. 18) впервые в российской истории предусмотрел, что в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими федеральными законами, законами субъектов РФ включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы. Признание за иностранцами права голосования на муниципальных выборах вполне согласуется с провозглашением Конституции РФ (ст. 2) в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, отвечает негосударственной природе муниципальной деятельности и учитывает опыт целого ряда стран, в которых самоуправление не считается прерогативой граждан и распространяется на проживающих на территории муниципальных образований иностранцев и лиц без гражданства.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Федерации, органы местного самоуправления. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой комиссией в список избирателей, участников референдума при его явке в день голосования в помещение участковой комиссии для голосования.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

Оценивая всю совокупность принципов, положенных в основу современного российского избирательного право, нельзя не признать, что они отражают демократическую природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия и, как следствие, призваны служить безусловными ориентирами в организации и проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов в РФ. Только приоритетное следование им со стороны избирателей, кандидатов, избирательных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, судов общей юрисдикции и других участников избирательного процесса способно предотвратить при проведении избирательных кампаний возникновение неразрешимых юридических коллизий и сделать процесс передачи государственной и муниципальной власти посредством выборов легитимными, гармоничными, последовательными, нефальсифицированным и необратимым.

российский избирательный право система

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО:

В современных исследованиях право на участие в выборах признается исключительно политическим правом гражданина, а институт выборов рассматривается только во взаимосвязи с избирательным правом. В связи"с этим избирательное право анализируется автором в двух значениях: объективном и субъективном, что подчеркивает значимость рассмотрения данной проблемы в отечественной юридической науке.

В правовом государстве политические права и свободы граждан составляют важную и основную часть правового статуса индивидов. Данные права создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом и государством. Политические права и свободы по существу являются одной из основ личной свободы человека: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса. Отсюда следует* что политические права, как правило, признаются лишь за гражданами, то есть обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства: в отличие от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов).

Следует согласиться с мнением В. А. Лебедева о том, что сущность политических прав и свобод во многом зависит от специфики взаимоотношений между человеком и государством1. Особенности данных взаимоотношений проявляются, с одной стороны, в виде права на участие в формировании не только государственных органов, но и политики государства в целом, с другой стороны, право на свободу определяется возможностью для индивида воздействовать на общественные отношения. .

В систему политических прав и свобод включают право на гражданство, право на власть, право на участие в осуществлении верховной (законодательной, судебной, прокурорско-надзорной) власти, право на принятие властных решений на референдумах, право избирать и быть избранным, право на свободу мысли, слова, выражения мнений, право на информацию2, право на объединение в политические партии и общественно-политические объединения, право собраний, демонстраций, пикетов, митингов, шествий, право на обращения и т.п. Таким образом, политические права и свободы представляют собой достаточно сложную систему. .

Политические праваи свободы реализуются через систему основныхмер и способов воздействия индивида на организацию и деятельность государства, его органов, иных субъектов политической системы. Такое воздействие осуществляется главным образом через выборы и реализацию избирательных прав. Современные исследователи признают право научастие в выборах исключительно политическим

правом гражданина, а институт выборов рассматривают только во взаимосвязи с

избирательным правом.

Избирательное право рассматривается в двух значениях: объективном и субъективном.

В объективном значении под избирательным правом понимается система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и органов местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Предметом избирательного права можно считать связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане.

В субъективном смысле избирательное право - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, которая реализуется через активное и пассивное избирательное право. ’

Активное и пассивное избирательное право рассматривалось в советской науке не только как совокупность правовых норм, закрепляющих права избирать и быть избранным (М, А. Постников), а также как воплощение и конкретизация избирательной правосубъектности (А. И. Ким)3. Считалось, что нормы, закрепляющие право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, порождают комплекс субъективных прав (право быть включенным в списки избирателей, право быть зарегистрированным кандидатом и т.д.) и организационно-правовых отношений; однако главным в этом комплексе прав и отношений являются активное и пассивное избирательное право, на основании которых возможно возникновение, изменение и прекращение сопутствующих выборам прав и отношений, т. е. избирательная правосубъектность.

Обращаясь к теме нашей статьи, необходимо подчеркнуть, что граждане, осуществляя свое конституционное право избирать, участвуют в выборах прежде всего в качестве избирателей, которые являются обязательными субъектами избирательных правоотношений, в отсутствие которых процесс выборов теряет свое предназначение.

Избиратели принимают (либо могут принимать) активное и непосредственное участие на всех этапах избирательной кампании. Избирательные права по своему содержанию являются не потенциальной возможностью прав ооб л адания, а реальным средством обеспечения определенного конкретного интереса лиц, охраняемого законом. Следовательно, право избирать - это не возможность участвовать в правоотношениях с избирательной комиссией, а возможность осуществить избрание кандидата в процессе этих отношений4.

В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 2) избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Данное определение в целом не вызывает возражений, вместе с тем его нельзя признать полным и логически ясным. Во-первых, термин «избиратель» дается через другое определяемое понятие «активное избирательное право», которое также содержится в

ст. 2 указанного Федерального закона. Данное обстоятельство противоречит логике. Также важно учитывать, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ, ст. 4 указанного Федерального закона активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет на день голосования, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Таким образом, признание гражданина Российской Федерации избирателем напрямую зависит от признаков, являющихся необходимыми для наделения гражданина Российской Федерации активным избирательным правом. Во-вторых, правом избирать в органы местного самоуправления на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, наделяются не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы. ,

Активное и пассивное избирательное право реализуются через ряд таких производных прав, как право на выдвижение кандидатов, право на участие в голосовании, право на получение открепительного удостоверения и др.

На обладание активным избирательным правом оказывает влияние ряд факторов. ■ .

Во-первых, это достижение определенного в законе возраста. Как известно, возраст является одним из критериев определения способности индивида быть участником каких-либо общественных отношений. С социальной точки зрения важен не возраст сам по себе, а степень физической, моральной, политической зрелости личности, которая предопределяется возрастом.

Во-вторых, обладание активным избирательным правом зависит от наличия российского гражданства. Хотя российское законодательство допускает наделение иностранных граждан правомочиями субъекта избирательного права в установленных международными договорами случаях. Необходимо отметить, что все имеющиеся в российском законодательстве ограничения прав иностранцев в области избирательных отношений не означают какого-либо отступления от демократических начал определения правового положения иностранцев и лиц без гражданства. Они являются общепринятыми в международной практике, вытекают из самого существа государственного суверенитета и необходимости охраны интересов российского народа.

В-третьих, обладание избирательной дееспособностью зависит от отсутствия следующих обстоятельств: признание судом граждан недееспособными; содержание в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ).

Указанные ограничения относятся к охранным цензам избирательного права и носят временный характер, т. е. восстанавливаются в полном объеме после освобождения гражданина из мест лишения свободы либо признания его дееспособным лицом по решению суда. Их применение призвано вывести из числа участвующих в выборах категорию лиц, влияние которой на политику может оказаться опасным для государственного строя, противоречит существу политического режима и не связано с нарушением представлений о справедливости.

В соответствии с действующим федеральным законодательством активное избирательное право реализуется посредством участия граждан Российской Федерации в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права

Всеобщим является такое избирательное право, когда все индивиды, обладающие избирательной правосубъектностью, имеют право участвовать в выборах,

Равными считаются выборы, когда каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Следовательно, только при наличии этих двух элементов выборы могут считаться равными.

Прямое избирательное право означает, что избиратель голосует «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

К изложенному следует добавить, что участие граждан Российской Федерации в выборах является добровольным и никто не вправе оказать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

Если основываться на определений активного избирательного права, раскрытого в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», то получается, что оно сводится к голосованию на выборах. Безусловно, наиболее ответственной стадией избирательного процесса является голосование. Не случайно, некоторые ученые говорят о голосовании как о «развязке» всей избирательной кампании5. Голосование - одна из ведущих стадий избирательного процесса, включающая комплекс действий, направленных на обеспечение гражданину России его конституционного права на свободное волеизъявление на выборах6.

Важнейшим звеном выборов является акт избрания. В чем же заключается его суть? С одной стороны, выборы -1 способ осуществления коллективного и индивидуального права избирать, с другой - способ осуществления индивидуального права быть избранным. Думается, что акт избрания заключается в регулярном осуществлении гражданами в законодательно установленном порядке права на самостоятельное и свободное определение персонального состава депутатов (выборных должностных лиц) и вытекающем отсюда праве последних занять соответствующие должности. То есть в данном случае коллективному праву избирателей корреспондирует не обязанность избранных лиц вступить в соответствующие полномочия, а именно право.

Таким образом, основная цель реализации активного избирательного права заключается в выявлении воли избирателей, посредством которой персональный состав выборных органов народного представительства наделяется соответствующими полномочиями. Получается, что сам факт выявления воли избирателей происходит посредством голосования, но для обеспечения объективности волеизъявления необходим целый комплекс организационно-правовых мероприятий, которые реализуются на разных стадиях избирательного процесса. С. Д. Князев в качестве обязательных стадий избирательного процесса выделяет следующие: назначение выборов; формирование организационно-технологической основы выбо-

ров; выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов); агитация при проведении выборов; голосование; определение итогов голосования, результатов выборов и их легитимация. Кроме того, он выделяет и факультативные стадии: приостановление или перенос выборов; дополнительное выдвижение кандидатов; повторное голосование7.

Представляется обоснованным, что на каждой стадии избирательного процесса осуществляются мероприятия, обеспечивающие реализацию активного избирательного права. Например, коллективное волеизъявление избирателей предполагает, во-первых, возможность обладания гражданами исчерпывающей избирательной информацией; во-вторых, наличие развитых организационно-правовых форм выявления, заявления, отстаивания и соотнесения между собой различных, значимых в контексте выборов, социальных интересов и позиций; в-третьих, использование при установлении итогов выборов справедливого механизма выведения результативной воли корпуса избирателей. Все это важно с учетом того, что корпус избирателей (коллективный избиратель) не обладает, в отличие от шщи-видов или организаций, единством воли. Его единую волю приходится выводить посредством состязательного механизма выборов, к тому же соединенного с иными социальными институтами волеизъявления граждан.

Таким образом, признание выборов легитимными невозможно без осуществления целого ряда организационно-правовых мероприятий, обеспечивающих реализацию активного избирательного права граждан Российской Федерации. Но зачастую сами по себе выборы могут и не отражать действительной воли населения или искажать ее, в том числе и посредством манипулирования воли избирателей, навязывания людям чуждых их интересам позиций. Именно это является одной из причин существования такого явления, как неверие в действенность выборов и отрицательное отношение к участию в выборах.

Примечания

1 Лебедев В. А, Конституционно-правовая охрана и защита драв и свобод человека и гражданина в России. М., 2005. С. 21-24.

2 Хижняк В. С. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Россий-

3 Ким А, К Советское избирательное право. Вопросы теории, избирательного законодательства и практики его применения. М., 1965.

4 Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М., 1962. С. 28.

* государства и права на рубеже веков. Владивосток, 1998. С. 105.

7 Князев С. Д, Избирательное право в правовой системе Российской Федерации: (Проблемы теории и практики). М., 2000. С. 22-23. . "

Избирательное право гражданина бывает двух типов - активным и пассивным. Что характеризует каждую из его разновидностей?

Что такое активное избирательное право?

Активное избирательное право выражается в наличии у человека возможности голосовать на различных выборах - общенациональных, региональных, муниципальных. Как правило, оно есть у совершеннолетних жителей государства. В России данным правом обладают все граждане в возрасте 18 лет и старше. Можно отметить, что в некоторых странах голосование на выборах - не право, а обязанность.

Что такое пассивное избирательное право?

Пассивное избирательное право выражается в наличии у гражданина возможности становиться кандидатом на тех или иных выборах. Как правило, ограничений на его реализацию существенно больше, чем в предыдущем случае.

Так, например, если гражданин РФ намеревается стать депутатом Госдумы, он может подать заявку на участие в парламентских выборах только по достижении 21 года. Аналогичный ценз установлен для выборов на муниципальном уровне. Президентом имеет право стать гражданин РФ в возрасте 35 лет и старше, который к тому же должен постоянно проживать в своей стране 10 лет и более.

Сравнение

Главное отличие активного избирательного права от пассивного в том, что первое предполагает - человек будет голосовать за кого-то, в то время как второе означает возможность самому становиться кандидатом на выборах. Кроме того, два рассматриваемых вида избирательных прав могут отличаться и по строгости ценза на участие людей в выборах - в качестве голосующих или кандидатов.

Определив то, в чем разница между активным и пассивным избирательным правом, зафиксируем ее ключевые критерии в небольшой таблице.

Необходимо отметить, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко закрепляет пределы ограничения активного и пассивного избирательного права. Согласно ст. 4 этого Закона законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Ограничения же пассивного избирательного права в законодательстве субъектов Российской Федерации могут быть связаны только с возрастным цензом. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления и 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Установление ценза оседлости для ограничения пассивного избирательного права не допускается.

Принцип прямого избирательного права означает, что в голосовании, результатом которого становится избрание лица на выборную должность, принимают участие все избиратели данной территории. Противоположностью прямым выборам являются косвенные выборы, когда лицо избирается либо каким-то государственным (муниципальным) органом, либо избиратели выбирают сначала выборщиков, а уже затем выборщики непосредственно голосуют за кандидатов.

Избирательные права иностранных граждан

Ранее действовавший Устав Союза Беларуси и России, ратифицированный Федеральным законом от 10 июня 1997 года № 89−ФЗ, содержал положения о праве граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Российской Федерации на территории соответствующего муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме. Однако он утратил свою силу в связи с подписанием Российской Федерацией и Республикой Беларусь Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. Договор о создании союзного государства не содержит прямых указаний на избирательные права (ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации России до 2020 года трактовал максимально широко содержащееся в Союзном договоре указание на национальный правовой режим в отношении граждан страны-партнера, но после назначения нового состава ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сведений о таком широком толковании не имеется).

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Статья 3

Реализация конституционного права граждан избирать и быть избранным влечет за собой определенные действия участников избирательного процесса: избирателей, избирательных комиссий, избирательных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления. И, поэтому, вполне естественно, что в качестве действий, помогающих участникам избирательного процесса реализовать свое право избирать и быть избранным, они имеют право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Потому что избирают в РФ, и ведь те кто в РФ они с самого начала понимают что здесь, и как здесь, а ты представляешь что будет если к нам пойдут избирать Немцы, Итальянцы, То получится не Россия а какой то Совсем другой город!! ! Другая Италия, Испания и т. д. Понял.

Гы! Однако ржу-ни-магу.. . А кто деньги давать будет, Латынина? А денег у неё хватит? У меня есть иное предложение: ввести принцип римской демократии, но боюсь что в данном случае подавляющее большинство крикунов придётся лишать гражданства, со всеми последующими проблемами.

Статья 32 Конституции РФ

Косвенной формой участия граждан в отправлении правосудия является также осуществление гражданами полномочий членов квалификационных коллегий судей, представляющих общественность или несудебные органы публичной власти*(418). Квалификационные коллегии судей выступают элементом организационного механизма обеспечения осуществления правосудия, а их члены реализуют функцию содействия надлежащему функционированию аппарата судебной власти и контроля над ним прежде всего с точки зрения профессионализма.

В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Иные формы участия граждан в отправлении правосудия, требования, которым эти граждане должны соответствовать, и особый правовой статус заседателей устанавливаются федеральным законодательством на основании принципов, закрепленных в ст. 32 Конституции и Законе о судебной системе РФ.

Статья 4

1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года № 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» и от 15 января 1998 года № 3-П по делу о проверке конституционности статей 80, 92 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708; 1998. № 4. Ст. 532.

5. Пассивное избирательное право относится к основным правам и свободам и является индивидуальным правом гражданина, важнейшим элементом его конституционного статуса. Регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не устанавливает связанные с достижением определенного возраста и продолжительностью проживания на территории субъекта Российской Федерации условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права при выборах депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. В части 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации установлены требования для кандидата на должность Президента Российской Федерации (постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет). Таким образом, ни для одной выборной должности, кроме должности Президента Российской Федерации, не может устанавливаться обязательное требование нахождения места жительства на определенной территории Российской Федерации.

Избирательное право -это

Есть такое явление - прямое избирательное право. Оно представляет собой процедуру, когда законы принимает не представительный орган (Совет или Дума), а сами жители страны или политического образования. Методы здесь могут быть разные: съезды, форумы и т.п. Исторически прямая демократия предшествовала представительной. Эта форма управления государства практиковалась во времена античных цивилизаций, в раннее средневековье (в том числе на Руси в виде народного вече).

Выборы главы российского государства назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 120 дней до даты голосования. Так же как и в случае с выборами депутатов Госдумы, голосование происходит в первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий президента. К слову, Совет Федерации может и не назначить выборы, но они будут проведены во второе или третье воскресенье месяца, в котором граждане выбирали президента в прошлый раз.

Особенности избирательного права военнослужащих (Назарова И

Таким образом, основная часть избирательного корпуса территориального публичного коллектива состоит из граждан РФ, имеющих регистрацию по месту жительства в пределах данного территориального образования. Следовательно, основным «ограничителем» активного избирательного права определен ценз места жительства.

Право граждан участвовать в управлении делами государства неразрывно связано с принципом народовластия — одной из основ конституционного строя. Оно юридически обеспечивает реализацию данного принципа, включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Часть 2 ст. 32 Конституции РФ закрепляет три конкретных политических права:

Кто не обладает избирательным правом

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе одного избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом. О выдвижении уведомляется окружная избирательная комиссия (при выдвижении кандидата в депутаты), избирательная комиссия муниципального образования (при выдвижении кандидата на пост главы муниципального образования).

Избиратель лично заполняет избирательные бюллетени, если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, он может воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, блока, наблюдателя .

Активное избирательное право: что это такое, и кто им обладает

Если рассматривать первый вариант, то для него характерной особенностью является то, что любой гражданин своей страны может прийти на выборы и сделать свой выбор в пользу того или иного кандидата. Если рассматривать пассивное избирательное право, то здесь уже подразумевается участвовать в выборах, как кандидат на избираемую должность.

Посещать избирательный участок для голосования на референдуме жители РФ имеют право, независимо от пола, расы и национальности. Но имеется категория людей, которым такое право не предоставляется. Например лица, которые по решению суда являются недееспособными или отбывают наказание в тюрьме, изъявлять свою волю не имеет права.

30 Июл 2018 1087

Активное избирательное право - право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов.

Пассивное избирательное право - право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.

Активным избирательным правом наделяются граждане по достижении ими 18 лет (т. е. с наступления гражданского совершеннолетия).

Право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставляется либо в 18 лет, либо позднее 21 год - для избрания в депутаты Государственной Думы (ч. 1 ст. 97 Конституции); 35 лет и постоянное проживание в РФ неменее 10 лет - для избрания в качестве Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 81 Конституции).

Ограничения на граждан, не способных по своему психическому или умственному состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (в этом случае недееспособность лица должна быть признана в судебном порядке). Также не имеют право избирать и быть избранными лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Такое ограничение не распространяется на лиц, находящихся в местах заключения, если в отношении них еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы.

25. Избирательные системы, применяемые в рф.

Избрание Государственной Думы, как палаты прямого народного представительства, осуществляется путем общенациональных выборов , которые проходят на основе сочетания мажоритарной системы по одномандатным округам (225 депутатов) и системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу (также 225 депутатов).

Мажоритарная система. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов, а все остальные.партии, кандидаты которых оказались в меньшинстве, остаются непредставленными.

Пропорциональная система - мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий.

Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

26. Стадии избирательного процесса.

,Выборы Президента РФ - см. Конституцию (гл.4).

Кандидатов имеют право выдвигать зарегистрированные в установленном законом порядке политические партии, общественные организации, собрания избирателей, политические движения.

При этом кандидат должен получить поддержку не менее, чем 100 тысяч граждан (подписные листы , где граждане, поддерживающие данную кандидатуру, проставляют свою фамилию, место жительства, номер паспорта или документа, удостоверяющего личность, и расписываются). Листы направляются в Центральную избирательную комиссию не позднее, чем за 22 дня до выборов.

Выборы Президента признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 50% голосов избирателей. Избранным считается тот кандидат, который получил более 50% голосов избирателей, принявших участие в выборах.

Выборы в верхнюю и нижнюю палаты Федерального Собрания РФ осуществляются по-разному.

В список кандидатов избирательные объединения вправе включить любое лицо, в том числе и не состоящее членом входящих в него политических партий и общественных движений. Для того, чтобы общефедеральный список был зарегистрирован, необходимо, чтобы в его поддержку было собрано не менее 100 тыс. подписей избирателей, причем из 100 тыс. подписей не более 15% должны приходиться на один субъект Российской Федерации. Ст.97.

Процесс выборов депутатов нижней палаты российского парламента проходит в несколько этапов.

1. Процедура назначения выборов в Государственную Думу и образования Центральной избирательной комиссии. См. ст. 84 Конституции. ЦИК входят 15 членов. Пять членов назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе; пять членов - назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; пять членов - назначаются Президентом Российской Федерации.

2. Образование одномандатных избирательных округов и формирование окружных избирательных комиссий. Определение территории избирательных округов является прерогативой ЦИК. Они образуются в соответствии с численностью населения и необходимостью существования 225 округов. Схема избирательных округов утверждается и публикуется ЦМК не позднее чем за 60 дней до выборов. Центральная избирательная комиссия образует окружные избирательные комиссии. В каждую входят Председатель и 12-18 членов из числа кандидатур, предложенных представительными и исполнительными органами соответствующих субъектов РФ.

3. Этот этап является гарантией реализации принципа всеобщности избирательного права. ИУ - это часть избирательного округа; территория, на которой проживает от 100 до 3000 избирателей. ИУ образуются не позднее, чем за 45 дней до выборов решениями глав администраций районов и городов.

4. Составление списка избирателей. Осуществляется не позднее, чем за 30 дней.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы. Для регистрации кандидатов подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры вносятся в окружную ИК не позднее, чем за 27 дней до выборов. Проверив в течение 5 дней соответствие выдвижения кандидата требованиям закона, окружная комиссия регистрирует его и выдает удостоверение о регистрации либо отказывает.

Для регистрации кандидатов по общефедеральному избирательному округу подписные листы вместе с заявлениями кандидатов вносятся уполномоченными представителями избирательного объединения в ЦИК не позднее, чем за 35 дней. В течение 5 дней комиссия проверяет и принимает решение о регистрации либо об отказе.

6. Проведение предвыборной агитации . Законодательством предъявляются определенные требования к содержанию предвыборных программ и агитационных предвыборных материалов: они не должны содержать призывов к нарушению целостности РФ, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.

7. Голосование и определение результатов выборов. Избранным по одномандатному избирательному округу считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов. Если же число голосов одинаковое, избранным считается депутат, зарегистрированный раньше. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей.

Иной порядок действует в отношении определения результатов выборов по общефедеральному избирательному списку . Выборы в этом случае будут считаться несостоявшимися, если 5% действительных голосов не будут получены ни одним из общефедеральных списков кандидатов или будут получены только одним из них.

Каждое избирательное объединение, получившее более 5% действительных голосов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов голосов. Это число определяется по специальной методике".

Общие итоги выборов не позднее чем через месяц после проведения выборов определяются и публикуется ЦИК.



Что еще почитать