Определение понятия национального меньшинства. Характеристика понятия "национальные меньшинства" Национальных меньшинств и условия их



План:

    Введение
  • 1 Правовое определение
  • 2 Критерии
  • 3 Развитие международной системы прав меньшинств
  • 4 Особые подходы
  • Литература
    Примечания

Введение

Национа́льное меньшинство́ , или этни́ческое меньшинство́ - представители этнической группы, проживающей на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами (исключения: Эстония и Латвия, где часть национальных меньшинств является апатридами), но не принадлежащие к коренной национальности и осознающие себя национальной общиной. Польский учёный В. Чаплинский даёт следующее определение: «Национальное меньшинство - это национальная группа, консолидированная и живущая в одном из регионов государства (из чего вытекает ее естественное стремление к получению автономии), характеризующаяся сформировавшимся ощущением внутреннего единства и вместе с тем стремящаяся сохранить свои специфические черты - язык, культуру и т. д.».


1. Правовое определение

Международные документы и законодательство Российской Федерации не содержат определения национального меньшинства , хотя оно упоминается как в международных документах о защите прав человека, например, в ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, так и в Конституции России (ст. 71, 72 - интересно, что в них защита прав национальных меньшинств относится как к ведению федерации, так и к совместному ведению федерации и её субъектов).

Ещё в 1935 году Постоянная палата международного правосудия указала, что «существование меньшинств - вопрос факта, а не права», в деле о школах меньшинств в Албании. Смутное указание на суть национального меньшинства содержится в пункте 32 Копенгагенского документа СБСЕ 1990 года - «Принадлежность лица к национальному меньшинству является предметом его личного выбора». Первый комиссар СБСЕ/ОБСЕ по национальным меньшинствам, М. ван дер Стул, так пояснил понятие: «Я не стану предлагать вам свое собственное [определение]. Однако, я хотел бы заметить, что существование меньшинства является вопросом факта, а не определения. (…) Осмелюсь сказать, что я узнаю меньшинство, когда я его вижу. Во-первых, меньшинство - это группа, которую отличают от большинства языковые, этнические или культурные характеристики. Во-вторых, меньшинство - это группа, которая обычно не только стремится поддержать свою идентичность, но и старается придать этой идентичности более сильное выражение».

Законодательство Украины относит к национальным меньшинствам «группы граждан Украины, которые не являются украинцами по национальности, обнаруживают чувства национального самосознания и общности между собой».

Закон «О культурной автономии» Эстонии определяет национальное меньшинство как: граждан Эстонии, которые проживают на территории Эстонии, имеют давние, прочные и постоянные связи с Эстонией, отличаются от эстонцев своей этнической принадлежностью, своеобразием культуры, религией или языком, руководствуются желанием общими усилиями сохранить свои культурные традиции, религию или язык, служащие основой для их общей идентичности.

Латвия при ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств признала национальными меньшинствами «граждан Латвии, которые отличаются от латышей по признаку культуры, религии и языка, на протяжении поколений традиционно жили в Латвии и считают себя принадлежащими к Латвийскому государству и обществу, желают сохранять и развивать свою культуру, религию или язык».

Закон Молдавии говорит, что «лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории Республики Молдова, являющиеся её гражданами, обладающие этническими, культурными, языковыми и религиозными особенностями, отличающими их от большинства населения-молдаван, и осознающие себя лицами иного этнического происхождения».


2. Критерии

С целью выявления этнических групп в странах Западной Европы, группа сравнительных социологических исследований Хельсинкского университета в 1975 году провела комплексное обследование, в ходе которого вычленила четыре основных критерия этнических меньшинств:

  • самоидентификация в качестве таковой;
  • происхождение;
  • чётко выраженные культурные характеристики, в первую очередь наличие общего языка;
  • существование социальной организации, позволяющей взаимодействовать внутри меньшинства и с другими группами населения.

При этом предпочтение в своей работе группа Хельсинкского университета отдавала не численному составу той или иной иноязычной группы, а социальным и поведенческим характеристикам.


3. Развитие международной системы прав меньшинств

Изначально права меньшинств закреплялись в двусторонних договорах между страной, где находилось конкретное меньшинство, и страной-«покровительницей» меньшинства, будучи одними из первых в международной системе прав человека. Эта практика расширилась, войдя и в многосторонние отношения после русско-турецкой войны 1877-1878 годов (см.: Берлинский трактат 1878 года). После Версальского мира, учреждения Лиги Наций и Постоянной палаты международного правосудия, заключения Договоров о меньшинствах (en:Minority Treaties) права меньшинств в Европе в целом укрепились: об этом свидетельствуют приговоры ППМС по делам о меньшинственных школах в Албании и Польше, присвоение автономии Аландским островам. Помимо Договоров о меньшинствах, связанных с Лигой наций, права национальных меньшинств оговаривались также в советско-польском Рижском договоре (статья VII), в особых договорах между Латвией и Эстонией , Литвой и Латвией . Яркое исключение на этом фоне - насильственный греко-турецкий «обмен населением» согласно Лозаннскому мирному договору.

В преддверии и в начале Второй мировой войны права меньшинств использовались как обоснование для передела границ в пользу Германии (Судеты - Мюнхенское соглашение) и Венгрии (Северная Трансильвания, юг Словакии и Карпатской Руси - Венский арбитраж). Страны оси проводили политику геноцида евреев и цыган; заметно ограничивались права «подозрительных» нацменьшинств в странах антигитлеровской коалиции (японцы в США и Канаде, немцы и др. в СССР). По окончании войны державы-победители допустили или сами провели масштабные депортации немцев (см.: Декреты Бенеша) и, в меньшей степени, венгров.

Предложение включить права национальных меньшинств во Всеобщую декларацию прав человека встретило оппозицию со стороны США, Франции, Австралии, Чили, Бразилии, хотя за выступали как некоторые западные страны (Дания, Бельгия), так и социалистические СССР, Польша и Югославия, и Индия - один из первых представителей «третьего мира» в ООН. В результате права меньшинств как таковые оказались вне декларации, хотя она и осудила дискриминацию. Обоснованием принятой позиции служило, в частности, индивидуалистическое понимание прав человека.

Определенные гарантии прав национальных меньшинств в правовой системе ООН в эпоху холодной войны, однако, давали ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года , конвенции против геноцида (принятая в 1948 году, практически одновременно с ВДПЧ), апартеида и расовой дискриминации.

Всплеск в развитии прав национальных меньшинств как таковых, особенно в Европе, произошёл в 1990-1995 годах, когда разразились этнические конфликты в Руанде, на территории бывших СССР и СФРЮ. Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. СБСЕ создало пост Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, который выработал ряд рекомендаций по их правам. Все эти документы, однако, являются soft law (рекомендательными, указующими направления развития нормами).

Совет Европы же, наряду с soft law , принял и обязывающие договоры - Хартию региональных языков в 1992 году и Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств в 1995 году (обе вступили в силу в 1998 году); страны СНГ в 1994 году приняли Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Они, впрочем, не предусматривают рассмотрения индивидуальных жалоб, в отличие от Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции прав человека, некоторые статьи которых используются и для защиты прав меньшинств (см., например, знаменитые дела Belgian linguistic case в ЕСПЧ и дело о квебекской Хартии французского языка в КПЧ ООН ). За эту умеренность Рамочную конвенцию сразу же после её принятия критиковала Парламентская ассамблея самого Совета Европы.


4. Особые подходы

Конституционный Совет Франции не допустил ратификации Европейской Хартии региональных языков; Франция - единственная страна ЕС, не подписавшая Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Присоединяясь к МПГПП, Франция сделала декларацию: «8. В свете статьи 2 Конституции Французской Республики, правительство Франции декларирует, что статья 27 не применяется в той мере, в которой она затрагивает Республику». Её позиция так уточняется в докладах о выполнении МПГПП: «Франция - страна, в которой нет меньшинств» (1997 год ) и «конституционные соображения не допускают присоединения Франции к международным конвенциям, признающим меньшинства как таковые и как носителей коллективных прав» (2007 год ). КПЧ ООН утверждает, что Франции следует пересмотреть свою позицию по официальному признанию этнических, религиозных и лингвистических меньшинств.

Северная Корея в докладе о выполнении МПГПП утверждает, что «КНДР - страна одной и только одной нации. Поэтому вопроса о меньшинствах в КНДР не существует»

Национальные меньшинства - национальности, составляющие по количеству меньшинство по сравнению с основной массой населения определенной территории. Формировались в процессе исторического развития государств под влиянием целого ряда факторов. Американский исследователь Р. Оливер отмечает среди них следующие. Во-первых, осуществляемая в течение многих веков миграция европейцев и их поселение на других континентах, что сопровождалось притеснением местного населения. Во-вторых, насильственная миграция африканского населения американского континента период работорговли в XVII-XIX вв. В-третьих, завоз в период колониализма государствами рабочей силы в те места, где она была необходима. В-четвертых, массовая миграция из бедных стран в богатые во время экономического подъема в 50 - 60-х годах XX ст. В-пятых, распад Австро-Венгерской, Оттоманской империй и т.д., что повлекло возникновение новых государств. По мнению немецкого ученого Ф. Гекмана, в основе образования национальных меньшинств лежат три базовых принципа: а) происхождение (пути формирования); б) структурно-социальное положение в обществе; в) политические ориентации. Соответственно этому, по Ф. Гекманом, национальные меньшинства являются пяти типов: 1. Национальные меньшинства, которые сформировались в результате возникновения наций государств (национальных государств), для которых важным условием было совпадение государственной самоорганизации и этнической принадлежности их населения. "Островки", которые олицетворяли отличную этничность в рамках образования национальных государств, и были национальными меньшинствами. 2. Региональные меньшинства (группы населения), которые по разным причинам вопреки унификации и ассимиляции сохранили этническую идентичность. С. Мігранський тип меньшинств, который имеет две разновидности - поселенческий и рабочий. Первый образуют иммигранты, прибывающие с целью трудоустройства. 4. Колониальный тип национальных меньшинств. Это потомки древнего населения завоеванных и заселенных колонистами территорий, которые в процессе ограбления, истребления и вытеснения лишались унаследованной ими экономической основы жизни и социальную структуру и культуру которых было почти уничтожено, 5.1, наконец, новые национальные меньшинства, образование которых связано со становлением новых национальных государств вследствие чисто колониального разделения территорий и установление границ без учета этнической специфики.

К указанным факторам, которые приводят Г. Оливер и Ф. Гекман, следует добавить и то, что возникновение национальных меньшинств происходило также под влиянием взаимодействия различных этносов в процессе становления и расширения суверенных государств. В целом сформировался мозаичный в национальном плане мир, где проблема меньшинств приобрела универсального характера и встает фактически перед каждым государством, регионом, а в отдельных из них - чрезвычайно остро. Сейчас в мире практически невозможно найти страну, в которой бы все население говорило на одном языке, исповедовало единую религию, мало одинаковые культурные традиции и ценности.

Этничность в постсоветском пространстве: роль в обществе и перспективы: Материалы конференции. - К., 1997; Права человека в Украине / Информ.-аналит. бюл. Укр.-Амер. Бюро защиты прав человека: Вып. 21. Права меньшинств. - К., 1998.

О. Антонюк


ethnic minorities) Существует множество определений термина "Э. м.". Этим словосочетанием, как правило, обозначаются группа или группы, к-рые не занимают в составе населения господствующего положения, обладают культурными, религиозными и/или языковыми традициями либо особенностями, знач. отличающимися от традиций и особенностей остальной части населения, и стремятся эти традиции и особенности сохранить. Ч. Уэгли и М. Харрис приводят 5 отличительных свойств Э. м. 1. Меньшинства яв-ся подчиненными сегментами сложных по своей структуре об-в. 2. Меньшинства обладают специфическими физ. или культурными особенностями, к-рые не пользуются уважением со стороны доминирующих сегментов об-ва. 3. Меньшинства яв-ся соц. агрегатами, наделенными самосознанием и связанными характерными для их членов специфическими особенностями и (вытекающими из них) специфическими ограничениями в возможностях. 4. Членство в меньшинстве передается на основе происхождения, что позволяет включать в его состав последующие поколения даже в отсутствие внешне легко различимых специфических культурных или физ. особенностей. 5. Члены меньшинств, добровольно или по необходимости, имеют тенденцию выбирать себе брачного партнера в пределах своей группы. Хотя такие характеристики могут дать нек-рое представление о том, чем схожи этнические группы, рассматриваемые относительно доминирующей части населения, при сравнении этнических групп между собой обнаруживаются тж значительные различия. В качестве одного из способов отражения такой неоднородности в составе этнических групп Л. Вирт выделяет 4 типа групп. меньшинств, исходя из их социально-политических целей. Плюралистические меньшинства. Члены стремятся к мирному сосуществованию с доминирующей культурой большинства и др. этническими группами. Ассимиляционистские меньшинства. Члены стремятся к слиянию с доминирующим об-вом, часто сопровождающимся постепенным забвением культурных, религиозных и/или языковых традиций или отречением от них. Сепаратистские меньшинства. Члены стремятся к культурной и политической независимости. Воинствующие меньшинства. Члены стремятся к завоеванию доминирующего положения в целом об-ве. Психология и этнические меньшинства В США акцент перемещался с одного Э. м. к др. в зависимости от соц. и политического Zeitgeist. В конце 1800-х и начале 1900-х гг. внимание преим. фокусировалось на Э. м., представленных выходцами из стран Северной и Южной Европы. После 1920-х гг. внимание переместилось на меньшинства, иммигрирующие из западного полушария и азиатских стран. Соц. и дифференциальная психология внесли большой исследовательский вклад в изучение этих разных этнических групп. В то время как соц. психологи занялись изучением кросс-культурной, меж- и внутригрупповой динамики, дифференциальные психологи оценивали различия в интеллекте, способностях и достижениях. В 1950-1960-х гг. стал возрастать интерес к Э. м. со стороны клинической и консультационной психологии в рез-те движения за общественное психич. здоровье (community mental health movement), акцентировавшего проблемы местного мед. обеспечения. Специалисты в области психич. здоровья были призваны обеспечить обслуживание, адаптированное к культурным условиям и организованное в соответствии с потребностями локальных общественных групп. В начале 1900-х гг. проводилось различие между "старым" и "новым" иммигрантом. К первым относились выходцы из Великобритании, Ирландии, Германии, Голландии и скандинавских стран - лица англосаксонского и германского происхождения и протестантского вероисповедания. Эти особенности рассматривались как согласующиеся с ранней традицией американских поселенцев. После 1882 г., и гл. обр. с 1890 по 1924 гг., географическое происхождение большинства иммигрантов постепенно переместилось в сторону средиземноморских и славянских стран: России, Польши, Австрии, Венгрии, Греции, Турции, Италии и Балканских государств. С 1882 по 1890 гг. отсюда прибыло почти 12 млн "новых" против 7,5 млн "старых" иммигрантов. Писатели и журналисты этого раннего периода выступили с активной пропагандой идеи расового превосходства, утверждая, что доминирование англо-американского населения ставится под угрозу этой волной южно-европейских иммигрантов. Под влиянием этих публикаций Конгресс заявил, что политика ассимиляции меньшинств не оправдала ожиданий и вызвала "расовое несварение желудка". Была провозглашена политика расовой чистоты и принят иммиграционный закон (Immigration Act) от 1924 г., устанавливающий квоту из 150 000 иммигрантов для европейских стран, осн. на количестве выходцев из-за границы каждой национальности, проживающих в США в 1890 г. Хотя этот закон накладывал ограничения на иммиграцию из стран Европы, он не устанавливал пределов миграции из др. стран западного полушария или из Филиппин. Ограничения в отношении европейских иммигрантов привели к росту дефицита неквалифицированной рабочей силы, особенно в юго-западных штатах. В течение этого периода психологи, изучающие индивидуальные различия, преим. занимались оценкой факторов, влияющих на низкие показатели по интеллектуальным тестам, к-рые они проводили (не сознавая их непригодности для кросс-культурных сопоставлений) среди нек-рых слоев иммигрантов. Интерес соц. психологов и социологов в течение того же периода сосредоточился на трех осн. вопросах: а) изучении желательности мексиканской иммиграции с соц. и экономической т. зр.; б) анализе проблем, с к-рыми столкнулась Америка в попытке адаптировать мексиканских иммигрантов к американскому образу жизни; в) выявлении причин высоких уровней преступности, низких показателей здоровья, высоких степеней зависимости от общественных пособий по безработице и неустойчивого характера занятости. Этот третий пункт вызвал наибольшие споры. Возникло два лагеря; представители одного утверждали, что причиной этих бед яв-ся культурные особенности, присущие мексиканцам, тогда как др. отстаивали т. зр. о преимущественной роли политических факторов в создании такого бедственного положения. Вскоре после 1935 г. возникла третья позиция, известная сегодня под назв. культурный детерминизм, согласно к-рой определяющими характеристиками культуры яв-ся ее ценности, и проблемы могут возникать из-за несоответствия ценностей этнических групп ценностям доминирующей культуры. Эта т. зр. господствовала в соц. науках с 1950-х до 1970-х гг. Затем - с 1970-х и до начала 1980-х гг. - в изучении американцев мексиканского происхождения в частности и др. Э. м. в целом, стала приобретать популярность позиция культурного плюрализма. Этот плюралистический подход оказал влияние на ряд направлений психол. исслед., главным среди к-рых было тестирование интеллекта, о чем свидетельствуют работы Дж. Мерсер. Движение общественной психологии, зародившееся в 1960-х гг., тж способствовало распространению этого подхода, призывая ценить и принимать разнообразие культур, представленных в каждом об-ве. См. также Аккультурация, Отчуждение, Билингвизм, Культурный детерминизм, Этноцентризм А. Барон-мл.

После захвата Россией украинских судов и моряков в Керченском проливе Венгрия впервые не стала блокировать встречу Украина-НАТО на уровне министров иностранных дел. Союзнический долг перед НАТО и ЕС на время отодвинул в сторону нерешенные противоречия в отношениях двух стран. Но только на время. Потому что Будапешт собирается и дальше блокировать попытки «антивенгерского правительства» в Киеве интегрироваться в Североатлантический альянс.

Что пишут о Казахстане: обзор англоязычной прессы (31 декабря 2018 — 6 января 2019)
OZY.COM: «Китай воскрешает принудительный труд эры Мао для этнических меньшинств» — Когда Абель Амантай, этнический казах — гражданин Китая, вернулся в западный китайский регион Синьцзян в прошлом году, чтобы зарегистрировать свою казахстанскую гринкарту, он был задержан и отправлен в «центр перевоспитания» округа Цзинхэ в префектуре Бортала. В настоящее время Амантаю разрешено совершать короткие, дважды в месяц, контролируемые звонки своей жене в Казахстан.

Всероссийский ежегодный форум национальных меньшинств стартовал в Адыгее, сообщает «Национальный Акцент». Он проводится в восьмой раз: до этого его принимали Грозный, Чита, Элиста, Уфа и другие города РФ.

Всероссийский ежегодный форум национальных меньшинств стартовал в Адыгее. Он проводится в восьмой раз: до этого его принимали Грозный, Чита, Элиста, Уфа и другие города РФ, сообщает «Национальный Акцент».

«Главная цель этого большого межнационального проекта – создание единого культурного пространства, поддержка и развитие культур национальных меньшинств, - сообщила пресс-служба администрации города, - В программе форума: выставки, экскурсии, конференции, концерт профессиональных творческих коллективов Адыгеи, пленарные заседания, круглые столы».

Декларация ООН о правах меньшинств, принятая 25 лет назад, дает направление нужным политическим решениям, считает директор Эстонского центра информации по правам человека Алексей Семёнов.

Права национальных меньшинств не вошли во Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН в 1948 году. Надо отметить, что первоначально права национальных меньшинств, в том числе и языковые, были представлены в проекте декларации. Однако после долгих дебатов члены Генеральной Ассамблеи ООН приняли декларацию в том виде, в каком мир использует ее по сегодняшний день - без отдельно прописанных прав представителей национальных меньшинств.

Последний такой инцидент имел место в мае, когда нападению подвергся один из представителей болгар на Украине депутат Василий Кащи.

Группа депутатов парламента Болгарии выступила с осуждением участившихся нападений на представителей болгарского меньшинства на Украине.Соответствующее заявление распространила парламентская группа «Объединенные Патриоты», в которую входят партии «ВМРО-Болгарское национальное движение», «Национальный фронт спасения Болгарии» и «Атака».Обнародовавший документ депутат Юлиан Ангелов подверг резкой критике нападения на этнических болгар в Бессарабии (Одесской области). Несколько дней назад местный депутат Василий Кащи, один из представителей болгар на Украине, был атакован украинскими националистами.»Мы призываем Министерство иностранных дел и посольство Болгарии на Украине, а также просим все депутатские группы в болгарском парламенте четко и решительно осудить нападение на Василия Кащи. Болгарское государство обязано защищать представителей болгарской общины на Украине», — заявил Ангелов. Он напомнил официальным властям в Софии и Киеве, что на Украине проживает от 500 до 800 тысяч этнических болгар.»Я знаю только, что в последнее время украинские националисты осуществляют давление на болгарское нацменьшинство, — заявил, в свою очередь, один из ведущих представителей партии «Атака» и вице-председатель ее фракции в парламенте Станислав Станилов. — Думаю, что это — следствие распада украинского общества, которое на самом деле никогда не было единым. Украинцы хотят буквально выдворить болгар с Украины в рамках программы по созданию «чистой украинской нации». Кроме того, часть болгар являются русофилами, что уже считается сегодня огромным преступлением на Украине».По данным источников в Народном собрании Болгарии, депутаты из других фракций парламента также готовы присоединиться к резолюции по защите этнических болгар на Украине.

Вряд ли кому-то известна этническая группа енишей. Они возникли в Средние века, владели ремесленным мастерством и говорили на своем языке. Национал-социализм преследовал их как «цыган». Они по-прежнему остаются непризнанным меньшинством.

На данный момент разрабатываются и записываются выборные программы партий. В них указано, что именно данная партия хочет наладить: снизить налоги, повысить пенсии, укрепить полицию и так далее. В некоторых программах также что-то написано об отношениях к меньшинствам в стране. Чаще всего это можно найти под ключевым словом «культура». Признанные меньшинства в Германии - это датчане, фризы, синти и рома, а также сорбы. В коалиционном договоре ХДС/ХСС (CDU/CSU) и СДПГ (SPD) от осени 2013 года говорится: «Мы обязуемся продолжать поддерживать четыре национальных меньшинства в Германии - датчан, сорбов, фризов и немецких синти и рома, а также немецкое меньшинство в Дании, немецкие меньшинства в государствах центральной, восточной и юго-восточной Европы и бывших республиках Советского Союза».

В деле поощрения и защиты прав меньшинств требуется уделять особое внимание таким вопросам, как признание существования меньшинств; принятие мер, направленных на обеспечение гарантий их прав на недискриминацию и равенство; содействие поликультурному и межкультурному образованию; содействие их участию во всех сферах общественной жизни; учет их интересов в процессах развития и сокращения масштабов нищеты; существование диспропорций в социальных показателях, таких, как занятость, охрана здоровья и жилищные условия; положение женщин и особые интересы детей, принадлежащих к меньшинствам.

В статье 1 Декларации Организации Объединенных Наций о
правах меньшинств, принятой в 1992 году консенсусом, говорится о меньшинствах как о самобытных национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых группах, и предусмотрена обязанность государств охранять их существование. Согласованного на международном уровне определения того, какие группы являются меньшинствами, не существует. Нередко подчеркивается, что существование меньшинства является вопросом факта и что любое
определение должно включать в себя как объективные факторы (как, например, наличие этнической, языковой или религиозной общности), так и субъективные факторы (в том числе идентификацию индивидами себя как членов меньшинства).

Вопрос национальности всегда стоял очень резко. Это обусловлено не только искусственными факторами, но также историческим развитием человечества. В первобытном обществе чужой всегда воспринимался негативно, как угроза или «досаждающий» элемент, от которого хочется избавиться. В современном мире этот вопрос обрёл более цивилизованные формы, но по-прежнему остался ключевым. Осуждать или давать какие-либо оценки не имеет смысла, так как поведением людей в основном руководит стадный инстинкт, когда речь заходит о «чужих».

Что такое национальное меньшинство?

Национальные меньшинства - это группы людей, которые проживают в являясь её гражданами. При этом они не относятся к коренному или оседлому населению территории и считаются отдельной национальной общиной. Меньшинства могут иметь такие же права и обязанности, как обычное население, но отношение к ним зачастую не слишком хорошее в силу множества причин.

Владимир Чаплинский, польский учёный, который тщательно изучал эту тему, считает, что национальные меньшинства - это консолидированные группы людей, которые чаще всего проживают в отдельных регионах страны, стремятся к автономии, при этом не хотят терять своих этнических черт - культуру, язык, религию, традиции и т.д. Численное их выражение значительно меньше обычного населения страны. Также важно, что национальные меньшинства никогда не занимают в государстве доминантного или приоритетного значения, их интересы скорее отодвигаются на второй план. Любое признанное меньшинство должно проживать на территории данной страны довольно длительный срок. Также примечательно, что они нуждаются в особой защите со стороны государства, так как население и отдельные граждане могут относиться слишком агрессивно по отношению к другой национальной группе. Такое поведение очень распространено во всех странах мира, где проживают определённые людей.

Защита прав национальных меньшинств - это ключевой вопрос в ряде стране, ведь мировое принятие меньшинств не ведёт за собой повсеместно изменение. Многие страны только принимают первые законодательные акты, которые будут направлены на защиту меньшинств.

Возникновение данного вопроса

Меньшинств стали актуальной темой в связи с тем, что этот вопрос довольно тесно связан с политикой государства. Конечно, понятие возникло и было введено в обиход из-за дискриминации населения по национальному признаку. Поскольку интерес к этому вопросу только возрастал, государство не могло оставаться в стороне.

Но чем же был вызван интерес к меньшинствам? Всё началось в XIX веке, когда многие империи начали распадаться. Это повлекло за собой то, что население оказалось «не у дел». Распад империи Наполеона, Австро-Венгерской, Оттоманской империи, Вторая мировая война - всё это повлекло за собой освобождение множества людей, даже народов. Многие государства получили независимость после краха Советского Союза.

Понятие "представитель национального меньшинства" стало использоваться только в XVII в международном праве. Сначала оно касалось только небольших региональных меньшинств. Чётко сформулированный и правильно составленный вопрос о меньшинствах был поднят лишь в 1899 году на одном из съездов социал-демократической партии.

Точного и единого определения термина нет. Но первые попытки сформировать сущность меньшинств принадлежали австрийскому социалисту О. Бауэру.

Критерии

Критерии национальных меньшинств были выделены в 1975 году. Группа учёных-социологов из Хельсинского университета решила провести объёмное исследование, посвященное теме этнических групп в каждой стране. По итогам исследования были выделены следующие критерии национальных меньшинств:

  • общее происхождение этнической группы;
  • высокая самоидентификация;
  • ярко выраженные культурные особенности (особенно собственный язык);
  • наличие определённой социальной организации, которая обеспечивает продуктивное взаимодействие внутри самого меньшинства и вне его.

Важно отметить, что учёные из Хельсинского университета делали акцент не на численном составе групп, а на отдельных аспектах социальных и поведенческих наблюдений.

Стоит отметить, что страны, национальным меньшинством которых являются очень незначительное количество людей, склонны относиться к ним более терпимо. Это объясняется психологическим феноменом - в малых группах общество не видит угрозы и считает их полностью контролируемыми. Несмотря на количественную составляющую, культура национальных меньшинств - их главное богатство.

Правовое регулирование

Вопрос о меньшинствах был поднят ещё в 1935 году. Тогда Постоянная палата международного правосудия сказала, что наличие меньшинств - вопрос факта, но не права. Неясное законодательное определение национального меньшинства присутствует в 32 пункте Копенгагенского документа СБСК 1990 года. Там сказано, что лицо может принадлежать к любому меньшинству осознанно, то есть по собственному желанию.

Декларация ООН

Меньшинств существует практически в каждой стране мира. В каждой из них существует определенная общность людей со своим этносом, культурой, языком и т.д. Всё это только обогащает коренное население территории. Во множестве стран мира существуют законодательные акты, которые контролируют развитие меньшинств в национальном, культурном и социально-экономическом плане. После того как была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам, данный вопрос стал международного уровня. Декларация закрепляет права меньшинств на национальную самобытность, возможность пользоваться своей культурой, говорить на родном языке и иметь свободное вероисповедание. Также меньшинства могут создавать объединения, налаживать контакты со своей этнической группой, проживающей в другой стране, а также участвовать в принятии решений, непосредственно их затрагивающих. Декларация закрепляет обязанности государства по охране и защите национальных меньшинств, учёте их интересов во внешней и внутренней политике, предоставление условий для развития культуры меньшинств и т.д.

Рамочная конвенция

Создание Декларации ООН послужило тому, что в ряде стран Европы начали создаваться законодательные акты, которые раскрывали права и обязанности национальных меньшинств, проживающих на той или иной территории. Стоит заметить, что действительно серьёзным этот вопрос стал только после вмешательства ООН. Теперь вопрос о меньшинствах должен был регулироваться не самостоятельно государством, а исходя из мировой практики.

Начиная с 80-годов активно шло создание, разработка и усовершенствование многостороннего договора. Завершился этот длительный процесс тем, что была принята Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Она указывала на то, что защита меньшинств и предоставление им надлежащих прав стали полноценной частью проекта по отдельного человека. На сегодняшний день Рамочную конвенцию подписали 36 стран мира. Конвенция национальных меньшинствах показала, что миру небезразлична судьба отдельных этнических групп.

В то же время страны СНГ решили принять свой всеобщий закон о защите меньшинств. Повсеместное создание международных документов о национальных меньшинствах говорит о том, что вопрос перестал быть государственным и стал международным.

Проблемы

Нельзя забывать того, что страны, подписывающие получают новые проблемы. Положения Конвенции предполагают значительное изменение законодательства. Таким образом, стране нужно либо менять свою законодательную систему, либо принимать множество отдельных международных актов. Также следует отметить, что ни в каком международном документе нельзя отыскать определение термина «национальные меньшинства». Это приводит к ряду сложностей, так как каждому государству отдельно приходится создавать и находить признаки, которые признаются общими для всех меньшинств. Это всё занимает длительное время, поэтому процесс идёт очень медленно. Несмотря на международную активность в этом плане, на практике всё обстоит несколько хуже. Кроме того, даже созданные критерии часто являются очень неполными и неточными, что порождает массу проблем и недоразумений. Не стоит забывать о негативных элементах каждого общества, которые единственно желают нажиться на том или ином законе. Таким образом, мы понимаем, что проблем в данной области регулирования международным правом очень много. Решаются они постепенно и индивидуально, в зависимости от политики и собственных предпочтений каждого государства.

Правовое регулирование в разных странах мира

Права национальных меньшинств в разных странах мира значительно разнятся. Несмотря на общее и международное принятие меньшинств как отдельной группы людей, которая должна иметь свои права, всё же отношение отдельных политических лидеров может быть субъективно. Отсутствие чётких подробных критериев отбора меньшинства только способствует такому влиянию. Рассмотрим, каково положение и проблемы национальных меньшинств в разных уголках мира.

В документах Российской Федерации не существует конкретного определения термина. Однако он часто применяется не только в международных документах РФ, но также в Конституции России. Стоит отметить, что защита меньшинств рассматривается в разрезе ведения федерации и в разрезе совместного ведения федерации и её субъектов. Национальные меньшинства в России имеют достаточно прав, поэтому нельзя сказать, что РФ слишком консервативная страна.

Украинское законодательство попыталось объяснить термин «национальное меньшинство», говоря, что это определённая группа людей, которые не являются украинцами по национальному признаку, имеют собственное этническое самосознание и общности внутри себя.

В законе Эстонии «О культурной автономии» говорится, что национальное меньшинство - это граждане Эстонии, которые связаны с ней исторически и этнически, давно проживают на территории страны, но отличаются от эстонцев особой культурой, религией, языком, традициями и т.д. Именно это служит признаком самоидентификации меньшинства.

Латвия приняла Рамочную конвенцию. Латвийское законодательство определяет меньшинства как граждан страны, которые отличаются культурой, языком и религией, но на протяжении веков были привязаны к этой территории. Также указывается, что они принадлежи латвийскому обществу, сохраняют и развивают собственную культуру.

В славянских странах отношение к лицам национальных меньшинств более лояльное, чем в других странах мира. Например, национальные меньшинства в России существуют практически на одинаковых правах с коренными россиянами, тогда как в ряде стран меньшинства даже не признаются существующими.

Другие подходы к вопросу

В мире существуют страны, которые отличаются своим особенным подходом к вопросу национальных меньшинств. Причин тому может быть множество. Одна из самых частых - это длительная вековая вражда с меньшинством, которое на протяжении долгого времени затормаживало развитие страны, угнетало коренных жителей и стремилось занять самое выгодное положение в обществе. К странам, которые иначе смотрят на вопрос меньшинств, можно отнести Францию и Северную Корею.

Франция является единственной страной ЕС, которая отказалась от подписания Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Также перед этим Конституционный совет Франции отверг ратификацию Европейской Хартии региональных языков.

В официальных документах страны говорится, что во Франции нет меньшинств, а также, что конституционные соображения не позволяют Франции подписывать международные акты о защите и присоединении национальных меньшинств. Органы ООН считают, что государство должно решительно пересмотреть свои взгляды в этом вопросе, так как официально в стране присутствует множество лингвистических, этнических и религиозных меньшинств, которые должны иметь свои законные права. Тем не менее на данный момент этот вопрос завис в воздухе, так как Франция не желает пересматривать своё решение.

Северная Корея - это страна, которая по многим признакам отличается от других стран мира. Неудивительно, что в этом вопросе она не согласилась с мнением большинства. В официальных документах говорится, что КНДР - это государство одной нации, именно поэтому вопрос о существовании меньшинств не может существовать в принципе. Однако очевидно, что это не так. Меньшинства присутствуют практически везде, это обыкновенный факт, который проистекает из исторических и территориальных аспектов. Что ж, если негласные меньшинства подняты до уровня коренного населения, это только к лучшему. Однако возможен вариант, когда меньшинства сильно ущемляются в своих правах не только со стороны государства, но и со стороны отдельных граждан, которые с ненавистью и агрессией относятся к меньшинствам.

Отношение общества

Закон о национальных меньшинствах в каждой стране соблюдается по-разному. Несмотря на официальное признание меньшинств, в каждом обществе часто встречается дискриминация меньшинств, расизм и социальная изоляция. Причин тому может быть много: разные взгляды на религию, отвержение и неприятие другой национальности как таковой и т.д. Не стоит говорить, что дискриминация обществом - это серьёзная проблема, которая может привести к множеству серьёзных и сложных конфликтов на уровне государства. В ООН вопрос он меньшинствах актуален уже около 60 лет. Несмотря на это, многие государства остаются безразличными к судьбе какой-либо группы внутри страны.

Отношение общества к национальным меньшинствам во многом зависит от политики государства, её интенсивности и убедительности. Многим людям просто нравится ненавидеть, так как за это всё равно не накажут. Однако ненависть никогда не заканчивается просто так. Люди объединяются в группы, и тут начинает проявлять себя массовая психология. То, что один человек никогда бы не сделал из-за страха или морали, вырывается наружу, когда он в толпе. Подобные ситуации действительно имели место быть во многих странах мира. В каждом случае это приводила к ужасным последствия, смертям и покалеченным жизням.

Вопрос о национальных меньшинствах в каждом обществе должен подниматься с самых ранних лет, чтобы дети приучались уважать человека другой национальности и понимать, что у них равные права. Однородного развития данного вопроса в мире нет: некоторые страны активно преуспевают в просвещении, некоторые ещё захвачены первобытной ненавистью и глупостью.

Негативные моменты

Этнические национальные меньшинства имеют множество проблем даже в современном разумном мире. Чаще всего дискриминация меньшинства основывается не на расизме или ненависти, а на обычных факторах, продиктованных социально-экономическим аспектом. Это во многом зависит от государства, которое, скорее всего, не уделяет достаточного внимания социальной защищенности своих граждан.

Чаще всего проблемы возникают в сфере найма на работу, образовании и жильё. Исследования и интервью с многими ведущими экспертами указывают на то, что практика дискриминации национальных меньшинств действительно имеет место быть. Многие работодатели могут отказать в приёме на работу по разным причинам. Особенно такая дискриминация касается прибывших из Азии и лиц кавказской национальности. Если на низком уровне, когда нужна просто дешёвая рабочая сила, этот вопрос менее явен, но при приёме на высокооплачиваемую должность такая тенденция очень ярка.

Что касается образования, то работодатели часто не доверяют дипломам лиц из меньшинств по многим причинам. Действительно существует мнение, что иностранные студенты приезжают просто для того, чтобы получить пластиковое свидетельство об образовании.

Вопрос жилья также остаётся очень актуальным. Обычные граждане не желают рисковать и сдавать родные стены подозрительным лицам. Они предпочитают отказаться от прибыли, чем связываться с лицами другой национальности. Однако каждый вопрос имеет свою цену. Именно поэтому труднее всего приходится иностранным студентам, которые не имеют в своём распоряжении слишком много денег. Те же, кто может себе позволить хорошее существование, чаще всего получают желаемое.

Защита национальных меньшинств - это важный вопрос для всего мирового сообщества, ведь каждый человек вследствие исторических событий может оказаться членом меньшинства. К сожалению, не все страны готовы понять и принять этнические группы, с которыми в прошлом была вражда. Однако защита национальных меньшинств выходит на новый уровень с каждым годом. Это показывает мировая статистика, поскольку правила становятся всё более лояльными.



Что еще почитать