Судебное право тгп. Презентаия по ТГП на тему: Судебная власть

Финансовое право представляет собой совокупность норм, ре­гулирующих отношения по накоплению и распределению финан­сов. Его составной частью служат нормы, предусматривающие формирование гос. бюджета, бюджетные права фе­деральных органов гос. власти РФ, органов субъектов федерации и местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета, контроль за его выполнением. Земельное право – это совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и управ­ления земельными ресурсами, находящимися в собственности гос-ва или в частном владении, в связи с их использованием и охраной. Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осущ-ния права собственнос­ти и других вещных прав, регулирует договорные, другие имуще­ственные и связанные с ними личные неимущественные отноше­ния. Участниками гражд-ких правоотношений выступают чаще всего граждане и юридические лица. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Трудовое право объединяет систему норм, которые регулируют трудовые отношения рабочих и служащих (работников) с пред­приятиями, организациями, учреждениями. Трудовое право регу­лирует такие вопросы, как порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая дисциплина и материальная ответственность, раз­решение трудовых споров. Семейное право представляет собой совокупность норм, регу­лирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье: порядок вступления в брак, основания его прекращения, взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей, а также других членов семьи, условия и порядок усынов­ления, установления опеки и попечительства. В основе семейного права РФ лежит Кодекс о браке и семье. Уголовное право объединяет нормы, которыми устанавливают­ся основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными. Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регламен­тирующие порядок производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует деятельность органов дознания, предва­рительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел.

Формы (источники) права: понятие и виды

Понятие форм (источников) права

Форма (источник) права – это способ внешнего выражения и закрепления норм права.

Известно понятие внутренней и внешней формы права .

Первое обуславливает структуру и связи.

Существуют такие доводы, что:

1.Понятия «источник права» и «форма права» сходны

2.Понятие «источник права» шире по своему значению, нежели «форма права»

Последняя мысль доминирует сегодня. Ведь само слово «источник» означает любое начало или основание, причины исходного пункта. Применение в правовой сфере источника права подразумевается в 3-х формах:

  1. Материальное значение (формы собственности и т.п.).
  2. Идеологическое значение (правосознание и т.п.).
  3. Формально-идеологическое значение (и есть форма права)

Существуют такие основные виды источников права:

1.Нормативно-правовой договор.

2.Нормативно-правовой акт.

3.Правовой прецедент.

4.Правовой обычай.

Рассмотрим подробно каждый из этих пунктов.

Нормативно-правовой договор

И так, нормативно-правовой договор представляет собой совместный документ, включающий нормы права, которые являются результатом обоюдного согласия сторон.

Нормативно-правовой договор является один из главных источников права на международном уровне. На внутригосударственном уровне нормативно-правовой договор представлен, в том числе в виде коллективного договора.

Нормативно-правовой акт

Нормативно правовой акт – это документ в письменном виде исходящий от государственного органа, который содержит юридические нормы.

Для большинства правовых систем является фундаментальной и наиболее распространенной формой права.

Признаки нормативных правовых актов:

  • в любом случае содержит общепринятые правила (моделирование действий людей в похожих ситуациях);
  • неисчерпаемы в единичном использовании и неперсонифицированы (т. е. рассчитаны на одно действие, относящее условно к человеку, обстоятельствам места и времени). Рассчитан на регулировку в неограниченном количестве случаев, относится к неопределенному кругу лиц (граждане определенного возраста или пола) с непрерывным действием.

Нормативные акты в зависимости от юридической силы разделяются на законы и подзаконные акты, их юридическая сила напрямую зависит от органа власти издавшего нормативный акт, его полномочий и положения в государственном механизме.


Правовой прецедент

Правовой прецедент представляет собой решение органа государственного аппарата по отношению к определенному юридическому делу, которое общеобязательно для всех аналогичных и есть правовым прецедентом.

Виды правовых прецедентов различаются по их связи с судебными или административными органами власти.

Видимое место среди других форм права прецедент занимает во многих современных государствах. Впервые его понятие было введено в Англии. Грани же его действий в каждой стране разные.

Правовой обычай

Правовой обычай подразумевает разрешенный государственный обычай, обозначающий признание неукоснительных правил поведения, направленных субъектам права.

Ему присущи такие отличия как: общеобязательность и охрана государством от нарушений. Правовые обычаи имеют корни ещё с V в. до н.э., которые послужили возникновению права в целом. В сегодняшних государствах межобщественные отношения, которые регулируются с помощью данного источника права очень малы и ограничены. Примером такой формы права может быть признание общегосударственным праздником Пасхи.

В некоторых источниках религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права, а так же юридические доктрины, выражающие в виде идей, теорий или концепций, так же относятся к формам права.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Судебная власть, ее характеристика это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают органы судебной власти от имени государства применяют меры административного или уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении правонарушения, разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов - Конституции).

3 слайд

Описание слайда:

Функции судебной власти Правосудие Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения Толкование правовых норм Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан

4 слайд

Описание слайда:

Правосудие форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел – об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др. Осуществление правосудия судом осуществляется в установленном законом процессуальном порядке это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства на основании Конституции

5 слайд

Описание слайда:

Виды судов Суды, обладающие общими правами, как правило, рассматривают мелкие гражданские процессы. Это квартирные вопросы, мелкие уголовные дела, вопросы, связанные с деньгами и т. д. Специализированных судов существует огромное множество. Их может быть столько, сколько существует видов споров. Если говорить о том, какой бывает суд, то надо сказать, что по определённому делу нужно обращаться в конкретный суд. Дела, которые рассматривают такие специализированные суды, разнообразны. Например, трудовые, арбитражные, таможенные, налоговые, административные. Особый вид суда - конституционный. Это такой суд, который следит за соблюдением конституции. Там рассматривают дела, которые не смогли решить специализированные суды, поэтому такие дела были направлены в суд повыше рангом. Также такие суды рассматривают конституционные жалобы, которые подают граждане, решившие, что ранее суд был к ним слишком строг. Конституционный суд имеет право пересмотреть дело, даже если решением предыдущего суда было пожизненное заключение обвиняемого. В некоторых странах конституционный суд является отдельным органом управления и не является процессуальным судом. Решение, которое вынесет конституционный суд, будет последним, без права обжалования. Другими словами – это истина в последней инстанции.

6 слайд

Описание слайда:

Религиозные суды В некоторых странах негосударственный суд, применяющий нормы религиозного права. Различаются два вида этих органов: церковные суды (рассматривают внутрицерковные споры на основе религиозного права), действующие во многих странах мира (Великобритания, Испания, Россия), собственно религиозный суд (рассматривают более широкий круг вопросов, хотя и на основе религиозного права - брачно-семейные, наследственные споры). Под юрисдикцию последних подпадают не только священнослужители, но и миряне данной конфессии.

7 слайд

Описание слайда:

Церковный суд - система органов, находящихся в юрисдикции той или иной Церкви, осуществляющая функции судебной власти на основании церковного законодательства (церковного права) Пункт 9 главы 1 Устава РПЦ от 2000 года запрещает «должностным лицам и сотрудникам канонических подразделений, а также клирикам и мирянам» «обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность.»

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Раввинские суды (Израиль) Согласно Закону о компетенции раввинских судов от 1953 г., еврейский религиозный суд имеет исключительную юрисдикцию в вопросах брака и развода евреев (граждан или жителей Израиля), включая вопросы о выплате алиментов или содержания жене и детям, в исках евреек о халице (см. Левиратный брак и халица) против их деверей. В делах по опекунству, усыновлению, управлению имуществом, наследованию и т. п. компетенция раввинского суда совпадает с таковой окружного суда, куда дело может быть передано по желанию заинтересованных сторон. Раввинские суды имеют исключительную компетенцию в любом вопросе, связанном с устройством и внутренним управлением религиозным имуществом и религиозными пожертвованиями, учрежденными и зарегистрированными в раввинском суде согласно еврейскому праву. Если, согласно приговору раввинского суда, муж обязан дать развод (гет) жене, или жена обязалась принять гет от мужа, или мужчина обязан дать халицу вдове своего брата, но отказывается выполнить приговор, окружной суд по ходатайству генерального прокурора может привести решение в исполнение путем лишения отказчика свободы, пока тот не согласится выполнить принятое судом постановление.

10 слайд

Описание слайда:

Мусульманский суд. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому им надо руководствоваться, а не создавать его под влиянием изменяющихся условий социальной жизни. мусульманин имеет преимущество перед немусульманином (например, в Сирии президентом страны может стать только мусульманин) мужчина имеет преимущество перед женщиной женщины не избирают и не избираются женщины наследуют половину доли, которую унаследовал бы мужчина жена не имеет права подавать на развод. Такое право принадлежит только мужу показания двух женщин равны показаниям одного мужчины в Иране (согласно Уголовному кодексу) женщина, появившаяся без паранджи, наказывается 74 ударами плетьми суд состоит из одного судьи (кади). При этом отсутствуют кассационные и надзорные инстанции, не считая главы государства

11 слайд

Описание слайда:

Принципы классификации судов Первый принцип классификации заключается в отделении судов в сфере общего права от судов чрезвычайных или специализированных. Второй принцип классификации сводится к разделению судов первой инстанции, апелляционных судов и кассационных судов.

12 слайд

Описание слайда:

Первое различие Судом в сфере общего права называется суд, получивший компетенцию для рассмотрения всей совокупности процессов, не ограничиваемой никакими рамками. Напротив, чрезвычайные или специализированные суды - это суды, наделенные полномочиями по рассмотрению исключительно некоторых определенных видов процессов либо по разрешению четко установленной категории споров. Любое дело, любой процесс, которые явно не входят в компетенцию чрезвычайного суда, должны автоматически передаваться в суд в сфере общего права.

13 слайд

Описание слайда:

Второе различие Судом первой инстанции или первого уровня называется суд, который рассматривает дело в первый раз, как говорится, в качестве первого. Однако, поскольку суд вершат люди, этот суд может допустить ошибку и принять неверное или плохое решение. Поэтому, чаще всего, за некоторыми исключениями сторона, недовольная постановлением суда первой инстанции, может решить возбудить аналогичное дело в суде, стоящем иерархически выше первого. Это делается для того, чтобы провести новое рассмотрение своего дела и по возможности добиться более авторитетного решения. Выделяются кассационные суды, которыми называются суды, стоящие на вершине иерархической судебной лестницы и наделенные компетенцией не по пересмотру дел, решенных на более низком уровне, а по оценке юридической правильности принятых решений в последней инстанции

14 слайд

Описание слайда:

Использованные источники http://www.be5.biz/pravo/pmel/05.htm https://ru.wikipedia.org/wiki/Судебная_власть http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17416 http://www.eleven.co.il/article/11754#04 http://investuk.ru/uk/law/ http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/musulmanskaya-pravovaya-semya.html Elhow: http://elhow.ru/gosudarstvo/sudebnaja-sfera/kakie-est-sudy?utm_source=users&utm_medium=ct&utm_campaign=ct

Форма права - специфическое выражение правовых норм, приданием им свойства общеобязательности путем официального закрепления их содержания. Смысловые значения термина «источника права» (ИП):

* ИП в материальном смысле - материальные условия жизни общества, или способ бытия людей;

» ИП в идеальном смысле - предполагает те философские, или мировоззренческие, начала, что легли в основу данной правовой системы; »ИП в юридическом (формальном) смысле - различные способы внешнего выражения права; формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. Термин «источник права» и «форма права» используются в юридической науке как тождественные. Чаще всего рассматриваются источники в юридическом смысле. Юридические источники права - официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих (признаваемых) в данном государстве.

Виды источников права:

* Правовой обычай - исторически первый источник права - первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Сейчас признается обычай делового оборота (Статья 5 ГК РФ) - сложившееся и широко используемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе;

«Правовой прецедент - решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Судебному прецеденту присущи следующие черты:

обладает общеобязательной юридической силой;

результат правотворческой деятельности судов;

находится в подчиненном по отношении к закону положении, т.к.:

  • а) законом может быть отменено действие судебного прецедента
  • б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;
  • в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.

Правовая доктрина (теории, учения) - в Древнем Риме суды обязаны были ссылаться при вынесении решений на работы пяти наиболее известных римских юристов - Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права - судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в основание своего решения ссылаться на труды ученых или их комментарии; эти работы могут служить только справочным, вспомогательным материалом. Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

она результат профессиональной научной деятельности;

служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;

имеет особую форму выражения -- научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых принципов и т. д.;

обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

Нормативные договоры - это соглашения двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате которых устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права . Нормативные договоры служат основой для принятия последующих НПА. По содержанию нормативные договоры - это юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей. Например, м/н акты -конвенции, соглашения, межгосударственные договоры. Они заключаются по взаимному соглашению и устанавливают для участников соответствующие права и обязанности, которые учитываются во внутригосударственном праве. Федеративный договор 1992 года «о разграничении предметов ведения между РФ и органами власти субъектов РФ». Особенности нормативных договоров:

они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например, распределение компетенции между органами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина и др.;

представляют собой волевое соглашение не менее двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями;

заключаются на основе норм публичного нрава -- конституционного, административного, финансового и др.;

подлежат обязательной публикации в силу общеобязательности договорных условий;

оформляются по определенным процедурно-процессуальным

правилам;

являются источником права.

* Религиозные нормы - в первую очередь играют роль в теократическом государстве - принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам; мусульманское, индуистское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных органов и деятелей (Коран - священная книга всех мусульман; Сунна - предание о делах и изречениях пророка Мухаммеда; иджма - согласие исламского общества относительно обязанностей правоверного; в совокупности они образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права);

«Принципы права - в ГК РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности. Виды принципов :

* Общеправовые - присущи всем отраслям права (принципы справедливости, гуманизма, законности);

»Межотраслевые - присущи нескольким отраслям права (процессуальные отрасли закрепляют принципы независимости судей, состязательности и равноправия сторон, гласности);

* Отраслевые - отражают специфику той или иной отрасли права. СП - принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях; в ТП - принцип свободы труда, охраны труда и здоровья работников и т.д.

» Судебная практика - в РФ: суды имеют право оценить НПА на его соответствие закону; отменить акты, противоречащие закону; разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и высшего арбитражного Суда РФ служат нередко основанием к новому пониманию и применению норм права - это вторичный источник права, они дополняют закон. Судебная практика все больше утверждается как источник права. Применительно к современной России это означает, что:

  • * в соответствии с Конституцией у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Ранее суд выражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования, уясняя смысл и цель закона. Теперь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответствия Конституции и общепринятым нормам и принципам международного права. И если такого соответствия нет, то суд не должен применять данный закон или акт;
  • * существенно расширена правозащитная функция судов: в судебном порядке можно обжаловать практически любые решения, Действия и бездействие государственных органов и органов МСУ, общественных объединений и должностных л иц, которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для Реализации прав и свобод граждан или незаконно возложены какие-либо обязанности. Кроме того, существенно расширены полномочия судов на дачу санкции на заключение под стражу, продление
  • * М/н право - конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные нормы и принципы м/н права и договоры между государствами являются источником внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними.

«Нормативный правовой акт (НПА) - акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами; Характеристики :

письменная форма;

исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;

принимаются в особом порядке, называемом правотворческий процесс»;

иерархическая подчиненность актов.

Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные, затем подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, Постановления Правительства, министерств, государственных комитетов, федеральных служб.

78. Применение права как форма реализации права.

Применение–особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:

1)применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);

2)носит властный характер

3)имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);

4)осуществляется в процессуальной форме;

5)связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта.

Применять нормы права– это значит применять власть, а нередко– принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть.

Цель правоприменения– упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более – вымогательство, взятки. Характерные особенности применения права:

1)это – властно – императивная форма реализации права;

2)осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3)носит процессуально – процедурный характер;

4)состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5)имеет под собой соответствующие юридические основания;

6)связано с применением правоприменительных актов;

7)является разовым и индивидуально–определённым действием, касающимся персонифицированных субъектов;

Необходимость в применении правовых норм возникает при след. обстоятельствах:

1)когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2)когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);

3)когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (напр. гражданин получил ордер на квартиру, но занять её не может, т.к. она самоуправно занята другим лицом);

4)когда возникает спор о праве и стороны не могут найти сами согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5)когда те или иные юр.значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле – продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6)когда определённые права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7)когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрата гражданства).



Что еще почитать