Оформление в собственность инженерных сетей. К своим частным домам, за собственные средства, провели водопровод

Порядок регистрации линейных объектов регулирует закон о государственной регистрации объектов недвижимости № 218-ФЗ, который определяет процедуру для всех сооружений, но регистрация линейных объектов имеет свои особенности.

Рассмотрим, что необходимо сделать лицу, которое намеревается зарегистрировать право на линейный объект недвижимости.

Закон не дает определения, что такое линейный объект, но относит к таковым сооружения, которые имеют большую протяженность в длину (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ):

  • линии электропередачи,
  • линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения),
  • трубопроводы,
  • автомобильные дороги,
  • железнодорожные линии,
  • газопроводы
  • и другие подобные сооружения.

Читайте в Системе Юрист: В 2018 году ввели новое условие, чтобы сдать в эксплуатацию линейный объект

Какие документы нужны для регистрации прав на линейный объект

Чтобы начать строительство, нужно получить разрешение на строительство линейного объекта (ст. 51 ГрК РФ). Позже этот документ станет основанием для ввода в эксплуатацию и регистрации прав на линейный объект. Такое правило действует для всех объектов недвижимости .

Разрешение на ввод в эксплуатацию линейного объекта вместе с правоустанавливающими документами представьте в регистрирующий орган (ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ).

Перечень документов, которые прикладываются к заявлению о государственной регистрации, включает документы, удостоверяющие личность и полномочия заявителя, а также право на земельный участок (п. 16 Приложения 2 к Регламенту, утв. Приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 № 789).

Право на земельный участок подтверждать не нужно, если заявитель регистрирует права на подземный линейный объект (например, газопровод). Минэкономразвития разъяснило, что владелец сооружения, которое проходит под участком, вправе не предъявлять документы на такую землю (письмо Минэкономразвития России от 04.03.2016 № 6013-ПК/Д23и, Письмо Росреестра от 17.03.2016 № 14-ИСХ/03410-ГЕ/16). Подтвердите характер объекта с помощью проектной документации, заключений органов, которые полномочны выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию (абз. 11 письма Минэкономразвития России от 04.03.2016 № 6013-ПК/Д23).

Отказ в регистрации линейного объекта можно оспорить в суде

Если регистрирующий орган отказался регистрировать право на линейный объект, заявитель может зарегистрировать право на объект в судебном порядке. Суд удовлетворит иск, если владелец докажет ряд обстоятельств:

  • принадлежность ему земельного участка ;
  • наличие разрешения и согласования;
  • соответствие объекта градостроительным и других нормативам;
  • осуществление лицом, создавшим самовольную постройку, мер к ее легализации (попытки получить разрешение на строительство и/или акт ввода объекта в эксплуатацию);
  • соблюдение прав и законных интересов других лиц, отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан и др. (постановление АС Волго-Вятского округа от 18.11.2016 № Ф01-4281/2016 по делу № А82-16409/2015).

Направьте заявление в районный суд по месту нахождения спорного объекта. Размер госпошлины рассчитайте от стоимости постройки (подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ).

Что делать, если нет разрешения на строительство линейного объекта

Получить задним числом разрешение на строительство уже построенного линейного объекта, скорее всего, не получится. Суды отказывает владельцам линейных объектов, у которых нет разрешения на строительство и они пытаются зарегистрировать право на самострой через суд. По мнению суда заявитель действует в обход закона (определение ВАС РФ от 25.09.2013 № ВАС-12892/13).

Пример из практики. Компания обратилась в суд и потребовала признать незаконным отказ местной администрации в выдаче разрешения на строительство линейного объекта. Суд установил, что на момент обращения, общество успело возвести объект. Администрация вправе отказать, если заявитель требует разрешение на строительство уже созданного объекта. Действия компании неправомерны, поскольку строительство и реконструкция объектов производятся на основании разрешения на строительство (ст. 51 ГрК, ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ». Заявитель пытался узаконить самовольную постройку (постановления Шестнадцатого ААС от 23.04.2013 № А20-4579/2012, ФАС СКО от 19.08.2013 № ).

Квалифицируйте сооружение как вспомогательный объект недвижимости

Если нет разрешения на строительство, попробуйте оформить строение другим способом. Соберите документы и докажите вспомогательный характер объекта. В этом случае разрешение на строительство не потребуется (ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).

Попросите кадастрового инженера составить технический план (ч. 10 ст. 40 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Обратите внимание, что такой способ подходит не для всех категорий линейных объектов. Например, газопровод, как правило, не относят к объектам вспомогательного назначения.

Так, общество обратилось в Управление Росреестра (далее – Управление) с заявлениями о государственной регистрации права собственности на трансформаторную подстанцию с электрическими сетями и газопровод среднего и низкого давления.

Управление отказало в государственной регистрации права, поскольку заявитель не предоставил разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию (абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Общество не согласилось с ответом и обратилось в суд. Последний указал, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае возведения на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования ()

Из проектной документации на реконструкцию объекта усматривается, что сети газопровода низкого и среднего давления входят в состав газовой котельной, которая является самостоятельным объектом недвижимости как котельная с сетями газопровода. Государственная экспертиза проектной документации системы газоснабжения проводится в составе проектной документации объекта капитального строительства. Суд сделал вывод, что Управление правомерно отказалось регистрировать право собственности на такой линейный объект как газопровод (постановление ФАС Центрального округа от 24.09.2012 по делу № А68-10863/11).


Московские власти намерены в этом году завершить начавшуюся в 2006 году регистрацию права собственности на все объекты водопровода и канализации города — в основном это инженерные коммуникации и сооружения, сообщает МГУП «Мосводоканал» .

Ранее все эти коммуникации были государственными и не требовали регистрации. С переходом на рыночные отношения потребовалось четкое разграничение прав собственности.

«Столичные власти в этом году планируют зарегистрировать 26 тысяч объектов и сооружений городского хозяйства, из которых 18 тысяч являются объектами Мосводоканала», — говорится в сообщении на сайте ведомства.

«Мосводоканал» поясняет, что основной задачей государственной регистрации имущественных прав является более активное вовлечение городского имущества в хозяйственный оборот, в том числе с целью получения дополнительных доходов.

Водопровод оказался на чужой территории

В 2007 г. мы купили дом, к дому подведен водопровод, который является частной собственностью, но был не узаконен. Мы его узаконили и получили акт разграничения ответственности от Водоканала (других документов нет) о том, что водопроводный колодец, где сделана врезка в городскую сеть (также у нас на балансе), и вся ветка водопровода длиной 70 метров теперь на нашей ответственности.

В том же году мы хотели оформить в собственность участок земли, на котором проходит водопровод, но к этому времени земля уже была отдана в аренду организации под застройку пятиэтажки.

К своим частным домам, за собственные средства, провели водопровод

Технические условия на водоснабжение и водоотведение строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно – технического обеспечения выдаются в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения

Как оформить водопровод в собственность?

Вы разрешение получали на его прокладку и подключение? Если да, и ходили по инстанциям, значит он вам и пренадлежит по праву, и когда другой пойдет на вашей улице подключаться, его органы соответсвующие направят к вам за разрешением подключится к вашей ветке

Если оформите (что наврятли на физ.лицо) то станете субъектом «естественной» монополии и вам дорога в муниципалитет за тарифом (если кто-то ещё будет сидеть на ВАШЕЙ трубе).

Что касается подключения к «построенной» трубе то на раз два Вас можно принудить через антимонопольщиков бесплатно разрешить всем присоединяться.

А ели реально, то труба оформляется с землёй вместе на что муниципалитет непойдет, т.к.

Как оформить водопроводные сети на юр

Наше ООО построили тенхаусы, протянули за свой счет водопровод (Т/У имеются) Теперь хотим оформить эти коммуникации в собственность. Часть проложенного водопровода находится на собственном участке, часть на муниципальной земле, часть з.у. в частных руках. Есть желающие так же протянуть, и подключится к нашей трубе.

Водопровод подключен? по нему идет вода? Водоканал сам в момент подключения к сети или в ближайшее после подключения время инициирует оформление акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям.

Как правильно оформить документы на землю

Приобретая любую загородную недвижимость – коттедж, дачу или земельный участок, необходимо оформить ее в собственность, используя услуги специализирующейся на таких делах фирмы.

Оформлением документов на землю можно заняться и самому, но следует знать, что это достаточно серьезный процесс, требующий не только моральных и материальных сил, но и знаний в определенных юридических вопросах.

Необходимо знать, как происходит оформление земли.

Конференция ЮрКлуба

Купила несколько смежных земельных участков (земли,предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения) на берегу Волги для строительства гостевых домиков. И протянула там водопровод, газ и электричество. Теперь хочу оформить эти коммуникации в собственность. Нет никаких разрешительных документов на прокладку этих сетей (разве что земля у меня в собственности).

Основные документы, требуемые для оформления в собственность

При приобретении земельного участка, у покупателя возникает много вопросов относительно подлинности его правоустанавливающих документов, а также их готовности для проведения сделки по его продаже. Не многие знают, что существует множество вопросов, на которые следует получить аргументированные ответы ещё на стадии подготовки к сделке. На эти вопросы не всегда удается получить аргументированные ответы.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке приемки объектов инженерного и коммунального
назначения в собственность города Москвы

__
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Мэра Москвы от 18 января 2001 года N 31-РМ (Тверская, 13, N 6, 7-13.02.2001);
от 3 сентября 2002 года N 718-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 50, ноябрь, 2002 год);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 67, 19.11.2003);
постановлением Правительства Москвы от 24 августа 2004 года N 583-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 50, 08.09.2004);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 3, 20.01.2009);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 61, 03.11.2009);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 24.04.2014);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 20.04.2016);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 25.10.2016);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 23.11.2016);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 05.04.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 23.01.2018);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 25.07.2018).

В целях своевременной приемки на баланс и в эксплуатацию вновь построенных, реконструируемых, действующих инженерных сетей и сооружений общегородского назначения и эффективного управления городской собственностью Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

постановляет:

1. Объекты инженерного и коммунального назначения принимаются в собственность города Москвы без учета кредиторской задолженности по эксплуатационным расходам, коммунальным услугам и ремонтным работам по принимаемым объектам.

2. Предусматривать при заключении инвестиционных контрактов и договоров на строительство и реконструкцию жилищного и нежилого фондов, что все построенные или реконструированные объекты инженерного и коммунального назначения признаются собственностью города Москвы и исключаются из общей инвестиционной стоимости до раздела долей, а также предусматривать затраты на временную эксплуатацию и техническое обслуживание указанных объектов государственными специализированными организациями до оформления ими имущественных прав, на срок не более двух месяцев после ввода в эксплуатацию объектов производственного и непроизводственного назначения, включая объекты жилья и соцкультбыта с 30 января 2009 года постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1249-ПП .

Объекты инженерного и коммунального назначения, построенные инвестором в рамках реализации инвестиционных проектов строительства и реконструкции жилищного и нежилого фондов для подключения инвестиционных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, электрическим сетям, в случае заключения договора подключения, договора технологического присоединения с ресурсоснабжающей или сетевой организацией, при исполнении которых осуществляется передача ресурсоснабжающей или сетевой организации построенных инвестором объектов инженерного и коммунального назначения, в том числе в качестве платы за технологическое присоединение, не подлежат передаче в собственность города Москвы, за исключением объектов наружного освещения, а также электрических сетей, необходимых для работы наружного освещения.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2016 года N 691-ПП)
____________________________________________________________________
Пункт 2 утратил силу в части затрат на временную эксплуатацию объектов, построенных по городскому заказу на основании постановления Правительства Москвы от 3 сентября 2002 года N 718-ПП .
____________________________________________________________________

3. Специализированным организациям (АО "МОСВОДОКАНАЛ", ГУП "МОСКОЛЛЕКТОР", ГБУ "ГОРМОСТ", ГУП "МОСВОДОСТОК", ПАО "МОЭК", АО "МОСГОРСВЕТ", АО "МОСГАЗ", ГУП "МОССВЕТ", ОАО "МОСГОРЭНЕРГО", ПАО "МОСЭНЕРГО", КП "МПТЦ" и иной специализированной организации) приступать к временной эксплуатации объектов инженерного и коммунального назначения, построенных по городскому заказу, с момента подписания акта технической приемки (по внутриквартальным инженерным коммуникациям и объектам), согласно приложению 5, и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (по городским инженерным коммуникациям и объектам) до передачи им объекта в хозяйственное ведение, оперативное управление или в аренду.
постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

Специализированной организации (ГУП "Моссвет") приступать к временной эксплуатации бесхозяйных объектов наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки с момента принятия соответствующего правового акта Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
(Абзац дополнительно включен с 5 мая 2014 года постановлением Правительства Москвы от 22 апреля 2014 года N 200-ПП)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 января 2009 года постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1249-ПП .

3(1). Договоры аренды объектов инженерного и коммунального назначения со специализированными организациями, обладающими правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, с которой технологически связано в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности передаваемое имущество, заключаются с установлением фиксированной ставки арендной платы в размере 1 рубля в год за один погонный метр, квадратный метр, кубический метр объекта инженерного и коммунального назначения, одну единицу технологического оборудования с обязательным включением в условия договора аренды обязательства арендатора обеспечить сохранность, надлежащую эксплуатацию арендуемого имущества, при необходимости осуществить за счет собственных и (или) привлеченных средств реконструкцию и (или) модернизацию арендуемого имущества.
(Пункт 3(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 19 апреля 2016 года N 184-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2016 года N 691-ПП ; в редакции, введенной действие постановлением Правительства Москвы от 24 июля 2018 года N 760-ПП .

4. Установить, что:

4.1. Специализированная организация (ГУП "Моссвет") осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение постановки на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве бесхозяйных объектов наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки и признания права собственности города Москвы на указанные объекты.

4.2. Расходы на временную эксплуатацию бесхозяйных объектов наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки, а также на мероприятия, направленные на обеспечение постановки на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве бесхозяйных объектов наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки и признания права собственности города Москвы на указанные объекты, предусматриваются в законе города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.

4.3. Расходы специализированных организаций по временной эксплуатации объектов, принятых на обслуживание в соответствии с договорами, учитываются в себестоимости продукции (работ, услуг) специализированных организаций и при подготовке и утверждении тарифов.
(Пункт 4 в редакции, введенной в действие с 5 мая 2014 года постановлением Правительства Москвы от 22 апреля 2014 года N 200-ПП .

5. Департаменту городского имущества города Москвы после представления организациями-заказчиками пакета документов, подготовленного совместно со специализированными государственными предприятиями, казенными предприятиями, необходимого для регистрации прав собственности города Москвы и права хозяйственного ведения, оперативного управления, в течение одного месяца оформлять указанные документы с выпуском соответствующего распоряжения Департамента и в течение месяца провести его регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
(Пункт в редакции, введенной в действие ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

6. Специализированным организациям (АО "МОСВОДОКАНАЛ", ГУП "МОСКОЛЛЕКТОР", ГБУ "ГОРМОСТ", ГУП "МОСВОДОСТОК", ПАО "МОЭК", АО "МОСГОРСВЕТ", АО "МОСГАЗ", ГУП "МОССВЕТ", ОАО "МОСГОРЭНЕРГО", ПАО "МОСЭНЕРГО", КП "МПТЦ" и иной специализированной организации) в срок не более двух месяцев на основании распорядительного документа Департамента городского имущества города Москвы оформлять передачу основных средств от Департамента специализированным организациям и свои имущественные права на право хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 28 октября 2003 года N 921-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .
____________________________________________________________________
Пункты 3 -11 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 7-15 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 3 сентября 2002 года N 718-ПП .
____________________________________________________________________

7. Пункт утратил силу с 7 февраля 2001 года - .

8. Утвердить временный порядок приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы (приложение 1).

9. Департаменту городского имущества города Москвы осуществлять в установленном порядке:
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

9.1. Приемку объектов инженерного и коммунального назначения (пп.1-4) в собственность города Москвы.

9.2. Передачу имущества (пп.1-4) государственным унитарным предприятиям, казенным предприятиям на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, согласно перечню (приложение 2).
(Пункт 9.2 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

9.3. Передачу энергообъектов, кабельных и тепловых сетей и другого имущества ПАО "МОСЭНЕРГО", согласно перечню (приложение 3), в аренду или на основе отдельных соглашений и договоров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
(Пункт 9.3 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

9.4. Заключение договоров аренды с ПАО "МОСЭНЕРГО" согласно приложению 3.
(Пункт 9.4 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 19 апреля 2016 года N 184-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

9.5. Выпуск распорядительных документов Правительства Москвы о приемке объектов в собственность города Москвы в соответствии с представленными перечнями (приложения 2 и 3), утвержденными отраслевыми департаментами и управлениями, и передачу принятых объектов в хозяйственное ведение, оперативное управление и в аренду.
(Пункт 9.5 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

9.6. Осуществлять финансирование расходов на выполнение работ по техническому сопровождению приемки-передачи и учету объектов инженерно-коммунального назначения и иных объектов имущества, принимаемых в собственность города Москвы, за счет средств бюджета города Москвы, предусматриваемых по статье "Иные расходы, связанные с содержанием и управлением государственной собственностью города Москвы (пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2009 года постановлением Правительства Москвы от 20 октября 2009 года N 1147-ПП .

9.7. Пункт дополнительно включен на основании постановления Правительства Москвы от 28 октября 2003 года N 921-ПП ; утратил силу - постановление Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

10. Пункт утратил силу с 7 февраля 2001 года - распоряжение Мэра Москвы от 18 января 2001 года N 31-РМ .

11. Департаменту финансов города Москвы совместно с отраслевыми департаментами и управлениями в месячный срок с момента вступления в силу настоящего постановления разработать порядок поступления и учета денежных средств от организаций и ведомств при приемке-передаче объектов инженерного и коммунального назначения, и их использования на содержание и ремонт указанных объектов.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 28 октября 2003 года N 921-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 23 января 2018 года N 15-ПП .

12. Специализированным организациям (АО "МОСВОДОКАНАЛ", ГУП "МОСКОЛЛЕКТОР", ГБУ "ГОРМОСТ", ГУП "МОСВОДОСТОК", ПАО "МОЭК", АО "МОСГОРСВЕТ", АО "МОСГАЗ", ГУП "МОССВЕТ", ОАО "МОСГОРЭНЕРГО", ПАО "МОСЭНЕРГО", КП "МПТЦ" и иной специализированной организации):
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

12.1. Совместно с отраслевыми департаментами и управлениями, префектами административных округов определять перечень объектов инженерного и коммунального назначения, принимаемых в хозяйственное ведение, оперативное управление и в аренду, от различных организаций в технически исправном состоянии при наличии технической документации и средств на финансирование расходов по эксплуатации и ремонту объектов инженерного и коммунального назначения с учетом п.1.
(Пункт 12.1 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

12.2. Осуществлять приемку в эксплуатацию объектов коммунального хозяйства в соответствии с пп.1-4 настоящего постановления, согласно перечням (приложения 1, 2 и 3).

12.3. Зарегистрировать права на принятые объекты (п.12.2) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и оформить земельно-правовые отношения в Департаменте городского имущества города Москвы в установленном законом порядке.
(Пункт 12.3 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

12.4. Государственным унитарным предприятиям, казенным предприятиям в установленном порядке вносить соответствующие изменения в паспорт имущественного комплекса к договору о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.
(Пункт 12.4 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

12.5. Представить в месячный срок с момента выпуска настоящего постановления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве предложения по разработке методики регистрации объектов инженерного и коммунального назначения с учетом их технологических особенностей.
(Пункт 12.5 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

12(1). Специализированной организации КП "МПТЦ":

12(1).1. Проводить работы по приемке-передаче линейно-кабельных сооружений связи и сетей связи и иного движимого и недвижимого имущества, необходимого для их эксплуатации, в собственность города Москвы, а также обеспечивать техническое сопровождение указанных работ.

12(1).2. Осуществлять содержание, обслуживание и временную эксплуатацию бесхозяйных линейно-кабельных сооружений связи и сетей связи и иного движимого и недвижимого имущества, необходимого для их эксплуатации, до признания прав собственности города Москвы на такое имущество.

12(1).3. Обращаться в уполномоченный орган государственной власти с целью постановки на учет бесхозяйных линейно-кабельных сооружений связи и сетей связи, а также государственной регистрации прав собственности города Москвы на линейно-кабельные сооружения связи и сети связи и иное движимое и недвижимое имущество, необходимое для их эксплуатации, в том числе бесхозяйные линейно-кабельные сооружения связи и сети связи и иное движимое и недвижимое имущество, необходимое для их эксплуатации.

12(1).4. Выдавать технические условия при строительстве и/или реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и сетей связи, вновь возводимых и/или реконструируемых на территории города Москвы за счет средств бюджета города Москвы.
(Пункт 12(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП)

13. Организациям-заказчикам, ведомствам, организациям с различной формой собственности, государственным предприятиям, казенным предприятиям:
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

13.1. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ..

13.2. Передавать в установленном порядке в технически исправном состоянии принадлежащие им реконструируемые, вновь построенные, в том числе за счет городских источников, или действующие объекты инженерного и коммунального назначения в эксплуатацию специализированным организациям в соответствии с функциональной принадлежностью объектов и с учетом их технологических особенностей.

13.2(1). Передавать в установленном порядке КП "МПТЦ" вновь построенные или реконструированные за счет средств бюджета города Москвы линейно-кабельные сооружения связи и сети связи и иное движимое и недвижимое имущество, необходимое для их эксплуатации.
(Пункт 13.2(1) дополнительно включен постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП)

13.3. Совместно со специализированными организациями представлять в Департамент городского имущества города Москвы оформленные акты приемки-передачи имущества с АВИЗО от передающей организации на баланс Департамента городского имущества города Москвы и акты приемки-передачи с АВИЗО от департамента в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированной организации и в аренду ПАО "МОСЭНЕРГО" с перечнями, утвержденными отраслевыми департаментами и управлениями по прилагаемым формам (приложения 2 и 3).
(Пункт 13.3 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

14. Департаменту городского имущества города Москвы в месячный срок определить или создать структурное подразделение, обеспечивающее организацию приемки-передачи объектов инженерного и коммунального назначения в соответствии с настоящим постановлением.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение 1. Временный порядок приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы

I. Общие положения

Настоящий Порядок устанавливает правила оформления приемки в собственность города Москвы с последующей передачей в хозяйственное ведение, оперативное управление или аренду специализированным организациям объектов инженерного и коммунального назначения, находящихся на балансе сторонних организаций и предприятий различных форм собственности и ведомственной принадлежности (далее по тексту "передающая сторона").
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

II. Порядок оформления документов

Инженерные сооружения, диспетчерские пункты, коллекторы, коммуникации и сети, а также прочие объекты городского хозяйства принимаются в государственную собственность города Москвы на баланс Департамента городского имущества города Москвы с последующей передачей в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированным городским организациям в нижеследующем порядке.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

1. При передаче действующих ведомственных объектов инженерного и коммунального назначения:

1.1. Передающая сторона представляет специализированной организации техническую документацию на передаваемый объект в соответствии с их действующими нормами и Правилами технической эксплуатации, а также в Департамент городского имущества города Москвы - письменное согласие Федерального агентства по управлению государственным имуществом на его передачу из федеральной собственности в государственную собственность г.Москвы.
(Пункт 1.1 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

1.2. После передачи технической документации, передающая сторона оформляет в 4-х экземплярах акт приемки-передачи основных средств*, подписанный комиссионно, и АВИЗО с подписью главного бухгалтера передающей стороны и круглой печатью, в государственную собственность города Москвы, с баланса передающей организации на баланс Департамента городского имущества города Москвы.
(Пункт 1.2 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .
________________
* Здесь и далее по тексту исключены слова "форма N ОС-1" - постановление Правительства Москвы от 28 октября 2003 года N 921-ПП .

1.3. Одновременно передающей стороной оформляется акт приемки-передачи основных средств и АВИЗО с баланса Департамента городского имущества города Москвы на баланс специализированной организации на праве хозяйственного ведения, оперативного управления с подписями главного бухгалтера специализированной организации.
(Пункт 1.3 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

1.4. Специализированная организация комиссионно обследует принимаемый объект, подписывает акты приемки-передачи и АВИЗО. На основании принятых актов специализированная организация формирует перечень объектов имущества, передаваемых им в хозяйственное ведение, оперативное управление.
(Пункт 1.4 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

1.5. Перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированной организации, подписывается руководителем специализированной организации или другим уполномоченным лицом и направляется на утверждение в соответствующий отраслевой департамент или управление.
(Пункт 1.5 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

1.6. Отраслевое управление утверждает представленные перечни имущества, после чего сопроводительным письмом направляет в Департамент городского имущества города Москвы.
(Пункт 1.6 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

1.7. Специализированная организация представляет в Департамент городского имущества города Москвы два комплекта оформленных со стороны передающей организации и специализированной организации актов приемки-передачи и АВИЗО, согласно п.1.2, п 1.3.
(Пункт 1.7 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

1.8. Департамент городского имущества города Москвы в соответствии с представленными перечнями имущества, передаваемого в хозяйственное ведение, оперативное управление, подписывает и утверждает оба комплекта актов приемки-передачи и АВИЗО, издает распорядительный документ; передает оформленные акты приемки-передачи и АВИЗО специализированной организации.
(Пункт 1.8 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

1.9. Объект считается принятым в эксплуатацию и на техническое обслуживание с момента оформления актов приемки-передачи и АВИЗО.

1.10. Специализированная организация после получения оформленных и утвержденных документов на объект вносит соответствующие изменения в договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и представляет необходимые документы для регистрации в Департамент городского имущества города Москвы и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
(Пункт 1.10 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

1.11. После государственной регистрации объект считается принятым в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированной организации.
(Пункт 1.11 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

2. При передаче объектов инженерного и коммунального назначения реконструированных или вновь построенных передающей стороной в соответствии с техническими условиями по их подключению за счет средств городских источников:

2.1. После приемки объекта производственного и непроизводственного назначения, включая объекты жилья и соцкультбыта и оформления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, передающая сторона представляет специализированной организации техническую документацию на передаваемый объект в соответствии с действующими нормами и Правилами технической эксплуатации (пункт в редакции, введенной в действие с 30 января 2009 года постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1249-ПП .

2.2. Объект считается принятым на техническое обслуживание специализированными организациями с момента оформления актов приемки на выполненные специальные работы и приемки технической документации.

2.3. В месячный срок после передачи технической документации, передающая сторона оформляет в 4-х экземплярах акт приемки-передачи основных средств, акт приемки выполненных специализированных работ и АВИЗО в государственную собственность города Москвы, с баланса передающей организации на баланс Департамента городского имущества города Москвы. Одновременно передающей стороной оформляется 4 экземпляра акта приемки-передачи основных средств и АВИЗО с баланса Департамента городского имущества города Москвы на баланс специализированной организации на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.
(Пункт 2.3 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

2.4. Специализированная организация принимает техническую документацию и оба комплекта оформленных со стороны передающей организации актов приемки-передачи и АВИЗО, комиссионно обследует и подписывает второй комплект документов. Объект включается в перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированной организации.
(Пункт 2.4 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

2.5. Перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированной организации, подписывается руководителем специализированной организации или другим уполномоченным лицом и направляется на утверждение в соответствующий отраслевой департамент или управление.
(Пункт 2.5 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

2.6. Отраслевое управление утверждает представленные перечни имущества, после чего сопроводительным письмом отправляет в Департамент городского имущества города Москвы.
(Пункт 2.6 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

2.7. Специализированные организации представляют в Департамент городского имущества города Москвы два комплекта оформленных со стороны передающей организации и специализированной организации акты приемки-передачи и АВИЗО, согласно п.2.2, п 2.3.
(Пункт 2.7 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

2.8. Департамент городского имущества города Москвы в соответствии с представленными перечнями имущества, передаваемого в хозяйственное ведение, оперативное управление, подписывает и утверждает оба комплекта актов приемки-передачи и АВИЗО, издает распорядительный документ и передает оформленные акты приема-передачи и АВИЗО специализированной организации.
(Пункт 2.8 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

2.9. Специализированные организации после получения оформленных и утвержденных документов на объект вносят соответствующие изменения в договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и представляют необходимые документы для регистрации в Департамент городского имущества города Москвы и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
(Пункт 2.9 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

2.10. После государственной регистрации объект считается принятым в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированной организации.
(Пункт 2.10 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

3. При передаче объектов инженерного и коммунального назначения реконструированных или построенных за счет городских бюджетных средств, когда заказчиком строительства выступает сама специализированная организация:

3.1. После приемки объекта и оформления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, специализированная организация оформляет 2 экземпляра акта приемки-передачи основных средств и АВИЗО на свой баланс на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, который утверждается Департаментом городского имущества города Москвы.
(Ппункт в редакции, введенной в действие с 30 января 2009 года постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N 1249-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

3.2. Объект считается принятым в эксплуатацию и на техническое обслуживание с момента оформления актов приемки-передачи, актов на специальные работы и АВИЗО.

3.3. Специализированная организация после получения оформленных и утвержденных документов на объект вносит соответствующие изменения в договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и представляет необходимые документы для регистрации в Департамент городского имущества города Москвы и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
(Пункт 3.3 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

3.4. После государственной регистрации объект считается принятым в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированной организации.
(Пункт 3.4 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

4. При передаче объектов от государственных (городских) предприятий, включая объекты с неустановленной собственностью (по представлению префектур административных округов).

4.1. Передающая сторона представляет специализированной организации техническую документацию на передаваемый объект в соответствии с действующими нормами и Правилами технической эксплуатации.

4.2. После передачи технической документации, передающая сторона оформляет в 4-х экземплярах акт приемки-передачи основных средств и АВИЗО в государственную собственность города Москвы, с баланса передающей организации на баланс Департамента городского имущества города Москвы. Одновременно передающей стороной оформляется 4 экземпляра акта приемки-передачи основных средств с баланса Департамента городского имущества города Москвы на баланс специализированной организации на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.
(Пункт 4.2 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

4.3. Специализированная организация принимает техническую документацию и оба комплекта оформленных со стороны передающей организации актов и АВИЗО, комиссионно обследует объект и подписывает документы. Объект включается в перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированной организации.
(Пункт 4.3 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

4.4. Перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированной организации, подписывается руководителем специализированной организации и другим уполномоченным лицом и направляется на утверждение в соответствующий отраслевой департамент или управление.
(Пункт 4.4 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

4.5. Отраслевое управление утверждает представленные перечни имущества, после чего с сопроводительным письмом направляет в Департамент городского имущества города Москвы.
(Пункт 4.5 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

4.6. Специализированная организация представляет в Департамент городского имущества города Москвы два комплекта оформленных со стороны передающей организации и специализированной организации акты приемки-передачи и АВИЗО, согласно п.4.2, п 4.3.
(Пункт 4.6 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

4.7. Департамент городского имущества города Москвы в соответствии с представленными перечнями имущества, передаваемого в хозяйственное ведение, оперативное управление, подписывает и утверждает оба комплекта актов приемки-передачи и АВИЗО, издает распорядительный документ и передает специализированной организации оформленные акты приемки-передачи и АВИЗО на принятые объекты.
(Пункт 4.7 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

4.8. Объект считается принятым в эксплуатацию и на техническое обслуживание с момента оформления актов приемки-передачи и АВИЗО.

4.9. Специализированная организация после получения оформленных и утвержденных документов на объект вносит соответствующие изменения в договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и представляет необходимые документы для регистрации в Департамент городского имущества города Москвы и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
(Пункт 4.9 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

4.10. После государственной регистрации объект считается принятым в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированной организации.
(Пункт 4.10 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

5. При передаче объектов от организаций с различной формой собственности:

5.1. Передающая сторона представляет специализированной организации техническую документацию на передаваемый объект в соответствии с действующими нормами и Правилами технической эксплуатации.

5.2. После передачи технической документации, передающая сторона оформляет в 4-х экземплярах акт приемки-передачи основных средств и АВИЗО в государственную собственность города Москвы, с баланса передающей организации на баланс Департамента городского имущества города Москвы. Одновременно передающей стороной оформляется 4 экземпляра акта приемки-передачи основных средств с баланса Департамента городского имущества города Москвы на баланс специализированной организации на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.
(Пункт 5.2 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

5.3. Специализированная организация принимает техническую документацию и оба комплекта оформленных со стороны передающей организации акты и АВИЗО, комиссионно обследует объект, подписывает второй комплект документов. Объект включается в перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированной организации.
(Пункт 5.3 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

5.4. Перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированной организации, подписывается руководителем или другим уполномоченным лицом и направляется на утверждение в соответствующий отраслевой департамент или управление.
(Пункт 5.4 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

5.5. Отраслевое управление утверждает представленные перечни имущества, после чего сопроводительным письмом отправляет в Департамент городского имущества города Москвы.
(Пункт 5.5 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП . - См. предыдущую редакцию)

5.6. Специализированные организации представляют в Департамент городского имущества города Москвы два комплекта оформленных со стороны передающей организации и специализированной организации актов приемки-передачи и АВИЗО, согласно п.5.2, п 5.3.
(Пункт 5.6 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

5.7. Департамент городского имущества города Москвы в соответствии с представленными перечнями имущества, передаваемого в хозяйственное ведение, оперативное управление, подписывает и утверждает оба комплекта актов приемки-передачи и АВИЗО, издает распорядительный документ и передает специализированной организации оформленные акты приемки-передачи и АВИЗО на принятые объекты.
(Пункт 5.7 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

5.8. Объект считается принятым в эксплуатацию и на техническое обслуживание с момента оформления актов приемки-передачи и АВИЗО.

5.9. Специализированная организация после получения оформленных и утвержденных документов на объект вносит соответствующие изменения в договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и представляет необходимые документы для регистрации в Департамент городского имущества города Москвы и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
(Пункт 5.9 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

5.10. После государственной регистрации объект считается принятым в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированной организации.
(Пункт 5.10 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2017 года N 167-ПП .

6. При передаче теплоэнергетических объектов, построенных, реконструируемых или действующих с последующей передачей в аренду ПАО "МОСЭНЕРГО":
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

6.1. Передающая сторона или организация-заказчик производит техническую сдачу теплоэнергетических объектов комиссии соответствующего эксплуатационного района ПАО "МОСЭНЕРГО". Результаты оформляются актом приемки-передачи, который подписывается комиссией ПАО "МОСЭНЕРГО" и передающей стороной, и утверждается ПАО "МОСЭНЕРГО".

С момента приемки технической документации и оформления акта приемки-передачи объект считается принятым на техническое обслуживание ПАО "МОСЭНЕРГО"
(Пункт 6.1 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

6.2. Организация-заказчик или передающая сторона оформляет в 3-х экземплярах два комплекта АВИЗО с подписями главных бухгалтеров (ТУКСа, УКСа и др.) и вышестоящей организации, заверенных круглыми печатями, и подписывает и утверждает со своей стороны в 3-х экземплярах два комплекта актов приемки-передачи основных средств на баланс Департамента городского имущества города Москвы теплоэнергетических объектов.
(Пункт 6.2 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

6.3. Сопроводительным письмом направляет в департамент для дальнейшего оформления акты и АВИЗО.

6.4. На основании принятых актов ПАО "МОСЭНЕРГО" формирует перечень принимаемых в аренду объектов и не реже одного раза в месяц передает в департамент перечень принятых в эксплуатацию и в аренду теплоэнергетических объектов, утвержденный Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы, с приложением ранее оформленных актов и АВИЗО.
(Пункт 6.4 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

6.5. Департамент городского имущества города Москвы передает ПАО "МОСЭНЕРГО" оформленные акты передачи и АВИЗО на принятые объекты и издает распорядительный документ. Заключает договор аренды с ПАО "МОСЭНЕРГО" и производит расчет арендной платы за передаваемое в аренду имущество.
(Пункт 6.5 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

6.6. Организациям ПАО "МОСЭНЕРГО" в течение месяца после оформления договора аренды в соответствии с п.6.5 заключить договор с ГУП "Москоллектор" на оказание услуг по эксплуатации коллекторов, используемых для осуществления прокладки и эксплуатации теплоэнергетических коммуникаций.
(Пункт 6.6 в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 769-ПП .

Приложение 2. Перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение/оперативное управление/аренду

Приложение 2

от 22 августа 2000 года N 660
(В редакции, введенной в действие
постановлением Правительства Москвы
от 23 января 2018 года N 15-ПП . -
См. предыдущую редакцию)

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

жилищно-коммунального хозяйства

города Москвы

______________ (____________)

Перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение/оперативное управление/аренду (нужное подчеркнуть)

(наименование специализированной организации)

по состоянию на "____" _______________ г .

Передающая организация

Краткая характе-

Год ввода в

Износ (рублей)

в собствен-

ность города Москвы

в хозяйст-

венное ведение/

оперативное управление/

аренду (нужное подчеркнуть)

стоимость с учетом пере-

оценки (рублей)

стоимость (рублей)

номер акта

передающей организации

принимающей организации

Приложение 3. Перечень объектов имущества, передаваемых в аренду ПАО "МОСЭНЕРГО"

Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 22 августа 2000 года N 660
(в редакции постановления
Правительства Москвы
от 28 октября 2003 года N 921-ПП ;
в редакции, введенной в действие
постановлением Правительства Москвы
от 22 ноября 2016 года N 769-ПП . -
См. предыдущую редакцию)

ПЕРЕЧЕНЬ
объектов имущества, передаваемых в аренду ПАО "МОСЭНЕРГО"
по состоянию на "____" ______________ г.

Передающая организация

Принима-
ющая органи-

Наиме-
нование имущества

Краткая характеристика

Год ввода в экспл.

Балансовая стоимость с учетом

Износ (руб.)

Оста-
точная стои-

Приме-
чание, N акта

в соб-
ствен-
ность города Москвы

пере-
оценки (руб.)

мость (руб.)

Подписи
передающей организации

Подписи
принимающей организации

Приложение 4. Расчет арендной платы за объекты инженерного и коммунального назначения

____________________________________________________________________
Приложение утратило силу -
постановление Правительства Москвы от 19 апреля 2016 года N 184-ПП . -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Приложение 5. Акт технической приемки объекта инженерного и коммунального назначения

УТВЕРЖДАЮ
от Заказчика

УТВЕРЖДАЮ
от специализированной
организации

_______ ___________________
подпись расшифровка подписи
"___" _______________ 200 г.

_______ ___________________
подпись расшифровка подписи
"___" ______________

АКТ
технической приемки
объекта инженерного и коммунального назначения

Организациями ______________________________________________
и ________________________________________________________________
на основании постановления Правительства Москвы от "__"______200 г.

N __________ произвести осмотр объекта ___________________________
__________________________________________________________________
(наименование объекта, краткая характеристика)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
по адресу ________________________________________________________
(строительный и почтовый милицейский адрес)
__________________________________________________________________
Объект техническим условиям ______________________________________
__________________________________________________________________
(номер, дата, кем выданы)

соответствует (не соответствует) _________________________________
(указать, что именно не соответствует)
__________________________________________________________________

Доработка ________________________________________________________
(указать, что именно требуется)
__________________________________________________________________
Заключение:
Объект ___________________________________________________________
(наименование)
__________________________________________________________________
соответствует (не соответствует) техническим условиям и готов
(не готов) к эксплуатации.

М.П. Заказчик __________ ___________ ______________________

должность

расшифровка подписи

Подрядная

М.П. организация ________ _________ _______________________

должность

расшифровка подписи

Специализированная эксплуатирующая

М.П. организация _________ _________ ______________________

должность

расшифровка подписи


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Регистрация прав собственности на линейные объекты всегда вызывает немало вопросов у их правообладателя, особенно когда правоустанавливающих документов на такие объекты по каким-то причинам нет. Но есть некоторые хитрости, которые позволяют решить непростые задачи: оформить права на вновь выявленные линейные объекты, «недвижимое» превратить в «движимое», эффективно устранить разночтения между ГКН и ЕГРП без судебных тяжб и т.п.

Регистрация прав на недвижимое имущество, в том числе на линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры, регламентируется Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о госрегистрации). В статье 25 этого закона сказано, что все вновь созданные объекты регистрируются на основании следующих документов:

    документа, подтверждающего права на земельный участок;

    акта ввода в эксплуатацию или иного документа, подтверждающего строительство этого объекта;

    разрешения на строительство для объектов незавершенного строительства.

Законодатель осознанно не уточняет вид правоустанавливающего документа, потому что в отношении линейных объектов может быть несколько видов правовых оснований для подтверждения прав на земельные участки. При этом важно понимать, что если при регистрации объекта выяснится, что сведений о праве собственности на земельный участок или о предоставлении земельного участка для размещения линейного объекта нет, то в регистрации владельцу линейного объекта будет отказано.

Если документов нет

Нередки случаи, когда никаких правоустанавливающих документов на линейный объект у разместившего его лица нет.

Бывает, что после определения границ земельного участка выясняется, что за его пределами остался линейный объект (трубопровод, кабель, канализация и пр.), который необходимо поставить на учет. Для решения этой проблемы государственного регистратора вполне бы устроило решение суда. Проблема заключается в том, что как правило земля под такими объектами существует на праве собственности либо постоянного бессрочного пользования, и исковое производство в данном случае невозможно, потому что нельзя предъявить иск самому себе. Возникает ситуация, когда владелец объекта может им пользоваться, может владеть, но не может распоряжаться им.

Зарегистрировать такие выявленные созданные в советские годы объекты, на которые нет документов, поможет искусственно созданный документ - декларация. Однако действует этот документ далеко не во всех субъектах Российской Федерации: каждый государственный регистратор решает субъективно, зарегистрировать право или нет. На практике юристы нередко сталкиваются с ситуацией, когда, получив отказ в регистрации, они подают тот же пакет документов повторно, но другому специалисту того же регистрирующего органа, и получают положительный результат. Но ситуацию не всегда удается разрешить без решения суда. Иногда регистрирующему органу проще приостановить регистрацию и предоставить суду возможность разобраться в сложной ситуации, чем делать это самому.

Комментарий

Ирина Пазенко , заместитель директора департамента управления сетью подведомственных организаций Министерства образования и науки РФ:

«Такие явления встречаются в последние годы все чаще, особенно в связи с массовой актуализацией своих имущественных прав госорганами. Уже даже сложилась определенная судебная практика по этому поводу. Из каких-то соображений эти линейные объекты в 1990-е гг. по решению бухгалтера или даже кассира попали на баланс, в перечень объектов недвижимости. Кроме инвентарной карточки и записей в бухгалтерском учете никаких документов на них у правообладателя нет. Как известно, эти и подобные им документы для осуществления государственной регистрации абсолютно никакой ценности не представляют и носят лишь информационный характер, подтверждают, что на балансе данной организации есть такой объект».

Форма декларации

Форма декларации утверждена приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 № 628 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке» (зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2011 № 19771). Она должна содержать информацию о земельном участке, на котором располагается объект, площадь, протяженность, объем и глубину линейного объекта (то есть он уже должен быть поставлен на кадастровый учет), ФИО правообладателя. Заполняется декларация всегда правообладателем или лицом по доверенности на право заполнения декларации (а не на представление документов в Росреестр), подписывается руководителем и заверяется печатью. Следует иметь в виду, что данный документ всегда составляется только на вспомогательный объект недвижимого имущества. Права на основной объект должны быть зарегистрированы. Проверить, какой объект является основным, просто: все вспомогательные объекты указаны в акте ввода в эксплуатацию основного объекта недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке. Если это так, то проблем с регистрацией прав на линейный объект не возникнет.

Сложнее с основными объектами, которые были приватизированы в 1990-х гг. В таком случае при регистрации прав на линейные объекты регистратор запросит информацию из ГКН, БТИ, если потребуется, и из архива о том, как и когда строился этот объект, когда был введен в эксплуатацию, в состав какого объекта входил. Но все это на усмотрение государственного регистратора: закон не запрещает запрашивать такую информацию, но при этом нигде не сказано, что сведения из БТИ могут служить основанием для осуществления регистрации.

Затруднительно использование декларации для протяженных линейных объектов, для которых все-таки лучше использовать акты ввода в эксплуатацию или хотя бы информацию об их строительстве, в составе какой очереди они были и пр.

Разночтения ГКН и ЕГРП

При составлении ГКН до 1 января 2013 г. использовалась информация, которая ранее собиралась в БТИ. Работа эта проводилась в автоматическом режиме. Информация обрабатывалась, гармонизировалась, верифицировалась программой, поэтому в кадастр закралось множество программных ошибок. На практике есть случаи, что многолетний правообладатель объекта неожиданно для себя узнает, что является собственником еще пяти объектов. Это происходит потому, что когда-то ранее БТИ при проведении технической инвентаризации поставило на учет не только само здание, но и объекты, которые входят в его состав. Ситуация усложняется, когда эти пять дополнительных объектов, которые юридически как объект права не существуют, обладают еще и какими-то идентифицирующими признаками, например, орган технической инвентаризации им успел присвоить условные кадастровые номера. Естественно, когда проходила верификация и гармонизация, все эти шесть объектов попали в ГКН как самостоятельные, а позже - автоматически и в ЕГРП. Проблема в том, что регистрирующие органы не обязаны вносить изменения - исправление ошибок ложится на плечи правообладателя. Если правообладатель не станет заниматься этим вопросом, эти объекты будут висеть в ГКН пожизненно.

В соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 , исключить их можно путем ликвидации объекта, либо по решению собственника о снятии с кадастрового учета, либо при прекращении прав на него.

Ликвидация объекта осуществляется на основании акта кадастрового инженера о сносе, который выходит на место и действительно устанавливает, что объект фактически не существует, ликвидирован путем реконструкции, иного строительства или под воздействием непреодолимой силы. Следует иметь в виду, что местное законодательство может внести существенные коррективы в данный порядок: например, в Москве существуют особые правила сноса объектов недвижимого имущества, и подтверждение факта ликвидации объекта осуществляют регистрирующие органы, а не кадастровый инженер.

При проблеме разночтения сведений ГКН и ЕГРП следует иметь в виду, что бессмысленно писать письма или заявления об исправлении технической ошибки. Заявителя ждет отказ, а если пойти дальше и обжаловать отказ в суде, то орган, осуществляющий кадастровый учет, с большой вероятностью выиграет процесс.

Дело в том, что порядок исправления технической ошибки четко регламентирован Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Законом о госрегистрации. В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации технической ошибкой (опиской, опечаткой, грамматической или арифметической ошибкой либо подобной ошибкой) признается ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Ошибка, о которой идет речь в рассматриваемом случае, технической не является.

В подобных случаях можно порекомендовать писать заявление в кадастровую палату либо в центральный аппарат Росреестра в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с просьбой устранить несоответствие сведений ЕГРП и ГКН. Росреестр выработал специальный порядок работы по таким обращениям: специалисты Росреестра и кадастровой палаты поднимают все материалы по объекту и проверяют, почему данные не проходят. После того как будет выработан вариант решения этой проблемы, специалисты обязаны позвонить правообладателю, потому что любое исправление должно происходить с его согласия и по специальному заявлению.

На практике нередки случаи, когда для исправления таких ошибок, если других путей нет, Росреестр иногда выходит за рамки приказа о ведении ГКН и убирает или восстанавливает запись об объекте. В регламентированном порядке такой процедуры не существует, и восстановить запись можно только по решению суда. В случае рассмотрения заявления в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ подобные ошибки могут устраняться по согласованию с центральным аппаратом без решения суда.

Все это происходит потому, что федеральным органам власти, техническим и налоговой службам необходимо подготовиться к вступлению в силу с 1 января 2017 г. Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который объединил две процедуры - постановку на кадастровый учет и регистрацию прав собственности на объект недвижимости. Чтобы закон работал эффективно, необходимо привести в соответствие государственный кадастр недвижимости с единым государственным реестром прав. Одна программная ошибка такого рода повлечет за собой применение этой неверной информации в других органах. Все дело в том, что в соответствии со ст. 85 НК РФ органы кадастрового учета и государственной регистрации каждые десять дней направляют сведения в налоговую службу. Если эти сведения не сопоставляются, то налоговый орган начислит налог неправильно. Чтобы таких недоразумений было меньше, Росреестр готов идти навстречу заявителям и проводить эту работу.

Регистрация линейных объектов как движимого имущества

Пытаясь сэкономить на госпошлине, собственники крупных промышленных объектов в 1990-е гг. нередко оформляли свое имущество в единый объект недвижимости площадью в несколько гектаров, в состав которого входили не только участки, но и цистерны, будки, газопроводы и пр.

В некоторых случаях собственники таких объектов пытаются оформить линейные объекты как движимое имущество, и такой вариант действительно допустим. Для этого необходимо подтвердить, что объект строился по правилам ст. 51, 55 ГрК РФ, доказать, что акта ввода в эксплуатацию не было, предоставить выписку из ГКН о том, что такого объекта в кадастре нет, из ЕГРП - о том, что права на этот объект недвижимости не зарегистрированы, приложить акт выполненных работ кадастрового инженера с заключением о том, что данный объект не обладает признаками объекта недвижимого имущества и что он может существовать без неразрывной связи с землей.

Единый недвижимый комплекс или ПИК?

Недавно в законе появилась возможность регистрировать линейные объекты как единый недвижимый комплекс (п. 1.1 ст. 16 Закона о госрегистрации). Законодатель подразумевал, что преобразовать в такую форму можно либо совокупность объектов недвижимого имущества, права на которые уже существовали, либо вновь вводимый в эксплуатацию объект недвижимого имущества как единый недвижимый комплекс. Подразумевалось, что если у собственника есть несколько объектов на земельном участке - здания, строения, сооружения, то он может обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией единого недвижимого комплекса в составе объектов недвижимого имущества, права на которые у него есть. Законодатель рассчитывал, что данная форма будет очень популярна для крупных объектов, однако ошибся - ажиотажа не возникло, несмотря на максимально упрощенный порядок регистрации.

Первым ее этапом должна быть постановка на кадастровый учет всего недвижимого комплекса, при этом кадастровый номер присваивается от земельного участка. Далее государственный регистратор проверяет права на объекты, вошедшие в комплекс, и прекращает права на них. С этого момента они перестают существовать как самостоятельные объекты недвижимого имущества. Правообладатель становится владельцем единого недвижимого комплекса, распоряжаться которым можно только целиком, потому что в законе есть уточнение, что эта вещь «неделимая».

Есть и другая давно существующая форма - предприятие как имущественный комплекс (ПИК), куда могут входить не только объекты недвижимости, но и все обязательственные права, земля, договоры и пр., и может вообще не быть недвижимого имущества (ст. 132 ГК РФ). Распоряжаться им можно как угодно: делить, выделять, осуществлять любые сделки с объектами в его составе. Кроме того, этот объект недвижимого имущества не ставится на кадастровый учет, поскольку сделать это невозможно из-за разрозненности объектов недвижимого имущества либо вообще по их отсутствию в составе этого объекта. Следовательно, ему присваивается условный номер по правилам, которые прописаны в приказе Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765. Особенно это удобно для крупных промышленных предприятий с большим количеством земельных участков и объектов по России.

Регистрацию ПИК осуществляет только центральный аппарат Росреестра. Но если в ПИК входит объект недвижимого имущества, то права на него регистрирует территория, на которой находится этот объект, и потом присылает в центральный аппарат выписку из ЕГРП о регистрации прав. Росреестр, в свою очередь, вносит в записи ЕГРП изменения о составе предприятия как имущественного комплекса и уведомляет об этом территорию. Но в свидетельстве о праве собственности на объект недвижимости, вошедший в ПИК, обязательно должна быть ссылка на то, что он - часть предприятия как имущественного комплекса. При этом у каждого участка и объекта недвижимости будут свои кадастровые номера, а в территориях будет проведена своя кадастровая оценка.

К сведению

Линейный объект нельзя зарегистрировать как «Линейный объект»

Понятия «линейный объект» в российском законодательстве нет. Определение фигурирует только в постановлении Правительства РФ от 11.02.2005 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи», где линейный объект рассматривается как сложная вещь и описывается порядок его регистрации. Нет такого определения и в ст. 130 ГК РФ, которая описывает все возможные виды вещей и в соответствии с которой написаны правила ведения ГКН и ЕГРП. К недвижимым объектам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. С этой точки зрения линейный объект - это вид сооружения. С вступлением в силу 1 января 2017 г. Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ставить на учет линейные объекты как «линейные объекты» нельзя, будет возможна их регистрация только как вида сооружения.



Что еще почитать