Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности. Правовые нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности Правовые нормативно технические и организационные основы бжд

4.1. Законодательная база обеспечения безопасности жизнедеятельности

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами РВ, а также подзаконные акты: указы Президентов, постановления, принимаемые правительством РФ, местными органами власти и т.п.

Базовая иерархия нормативных документов по охране труда следующая.

Конституция РФ  законы  указы Президента РФ  постановления Правительства РФ  ССБТ  Санитарные нормы и правила  инструкции по технике безопасности.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и/или безвредности для человека факторов среды его обитания и требования по обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Ключевыми законодательными актами по охране труда являются: Федеральный закон «Об основах охраны труда» и Кодекс законов о труде. Приведенные акты устанавливают основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

Правовую основу работ в ЧС и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об использовании атомной энергии».

Среди систем нормативных документов (стандартов) следует отметить ГСС и ГОСТ. Эти системы включают в себя стандарты самых различных направлений.

Также следует отметить следующие важнейшие системы стандартов.

1. Санитарные нормы (СН). Они устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и воде различного назначения, а также уровни физических воздействий на окружающую среду (шум, вибрация и т.д.).

2. Строительные нормы и правила (СНиП) содержат стандарты проектирования сооружений различного вида и назначения.

3. Система стандартов «Охрана природы» - совокупность стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов (составная часть ГСС).

4. Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.

4.2. Методические основы управления безопасностью жизнедеятельности

Управление является предметом кибернетики, в которой исследуются процессы управления сложными динамическими системами методами точных наук.

С этих позиций управление представляет собой целенаправленный замкнутый процесс, в котором участвуют орган управления и управляемый объект. Между ними устанавливаются определенные связи.

Рисунок 4.1.

Простейшая схема управления

По линиям связи от органа управления (U ) к управляемому объекту (УО ) орган управления передает информацию, определяющую состояние, в которое должен перейти управляемый объект. От управляемого объекта к органу управления передается информация о фактическом состоянии управляемого объекта. На основе этой информации орган управления корректирует управленческие воздействия.

Этот процесс происходит постоянно.

Более сложная схема управления предполагает, что на каждом i -том этапе управления на управляемый объект (УО i ) поступает информация (I i ), определяющая состояние управляемого объекта и случайные возмущения ( i ), которые являются следствием естественных случайных процессов присутствующих в любом реальном процессе. В результате обработки информации и воздействия случайных возмущений управляемый объект передает в орган управления сведения о своем текущем состоянии (J i ). На основе этих сведения орган управления вырабатывает и передает на управляемы объект управленческие решения (u i +1), определяющие последующее состояние управляемого объекта.

Описанная структура представлена на рис. 4.2.

Рисунок 4.2.

Схема взаимодействия органа управления и управляемого объекта

Под влиянием информации, управленческих воздействий и случайных возмущений управляемый объект может переходить в состояние, в котором он ранее уже находился.

Кроме того, некоторые процессы предполагают цикличность состояний управляемого объекта.

Нередки также случаи ветвистости переходов, то есть ситуаций, когда различные управленческие воздействия переводят управляемый объект в различные состояния.

В системе управления на стадии эксплуатации присутствуют и цикличность и ветвистость.

Рисунок 4.3.

Схема системы управления опасностями на стадии эксплуатации

Здесь состояния управляемого объекта нулевое, первое и второе – состояния профилактики и готовности, режима реагирования на отказ или ЧП и состояние восстановления после отказа или ЧП соответственно.

Управление безопасностью складывается из следующего ряда последовательно выполняемых стадий.

1. Оценка состояния безопасности и ее составляющих.

2. Формирование целей.

3. Составление программ обеспечения безопасности.

4. Оперативное управление программами.

5. Оценка эффективности реализации программ.

6. Стимулирование исполнителей.

Общая схема управления безопасностью может быть описана следующим образом.

В процессе оценки безопасности определяются показатели, непосредственно характеризующие состояние исследуемого объекта. (параметры микроклимата, шума, запыленности и т.п.). Кроме того, оценивается экономический ущерб, вызываемый неблагоприятными условиями жизнедеятельности.

С учетом существующих нормативных требований формируются ориентировочные цели на определенный период времени.

В зависимости от фактического состояния показателей и с учетом прогноза условий жизнедеятельности намечаются конкретные количественные цели (снизить запыленность до 6 мг/м 3).

Для достижения каждой поставленной цели составляется технически обоснованный набор мероприятий с указанием объемов, сроков исполнения и исполнителей.

Разработанная программа должна удовлетворять условиям научной обоснованности, экономичности, соответствия современному состоянию технике и ряду других показателей.

После выполнения всех запланированных мероприятий проводится оценка нового состояния жизнедеятельности людей в описанной ранее последовательности.

Результатами успешной реализации программы являются:

1) достижение контролируемых показателей требуемых норм;

2) улучшение значений контролируемых показателей;

3) снижение экономического ущерба.

Если достигнуты конечные цели программы, то ее функционирование завершается. В противном случае – проводится корректировка ее работы и повторный запуск.

4.3. Управление охраной труда

Управление охраной труда осуществляется в соответствии с Основами охраны труда в РФ Министерством труда и социального развития РФ и его территориальными органами.

Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии предусматривает участие в ней всех представителей администрации. Кроме того, ряд подразделений выполняют специальный функции охраны труда.

Ответственным за охрану труда на предприятии является руководитель этого предприятия. Организация и координация работ по охране труда возложена на службы (или специалиста) по охране труда. Эта служба помимо охраны труда проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также совместно с другими службами разрабатывает мероприятия по их реализации. Кроме того, эта служба организует работу по проверке технического состояния зданий, сооружений и оборудования цехов, работу по аттестации рабочих мест в части их соответствия нормам безопасности, проводит инструктаж и обучение работников основам техники безопасности в соответствии с действующими нормативными документами, участвует в работе комиссий по проверке знаний техники безопасности.

Анализ условий труда на рабочих местах основывается на т.н. «типовых положениях».

Типовое положение – это единый методологический документ, для организации работ, связанных с учетом, аттестацией, рационализацией и планированием рабочих мест (РМ).

Учет РМ – первый этап работы по анализу условий труда, связанный с определением рабочих мест и их классификацией.

Аттестация РМ заключается в комплексной оценке каждого РМ на его соответствие требованиям охраны труда и современному научно-техническому уровню.

Рационализация РМ состоит во внедрении мероприятий, направленных на совершенствование и на оптимизацию использования РМ, в том числе, на улучшение условий труда.

Планирование РМ – это расчет оптимального числа и структуры РМ с учетом используемых трудовых ресурсов и потребностью в росте производительности труда.

Для оценки состояния охраны труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применение обобщенного коэффициента уровня охраны труда.

.

Здесь К сп – коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими; К б – коэффициент безопасности единицы оборудования; К впр – коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Для определения К сп на предприятии вводится карта соблюдения правил охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности единицы оборудования определяется по следующей формуле

.

Здесь Т б – количество показателей, соответствующих нормативно-технической документации (НТД) по безопасности труда, Т о общее число показателей, относящихся к данному оборудованию.

Коэффициент выполнения плановых работ по охране труда К впр определяется отношением фактически выполненных мероприятий, предусмотренных на рассматриваемый период.

Для комплексной оценки условий труда используется гигиеническая классификация труда, которая предусматривает учет каждого фактора, характеризующего опасность и вредность производственной среды, а также тяжесть и напряженность трудового процесса.

Методами управления безопасностью труда являются следующие:

1) профессиональный отбор;

2) обучение безопасности труда;

3) инженерно-технические методы;

4) административные методы и т.д.

Учебно-методические материалы

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (охрана труда): Учеб. пособие для вузов/ Кукин П.П.,Лапин В.Л.,Подгорных Е.А. -М.: Высш. шк., 1999.-318 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов/ Белов С.В.,Ильницкая А.В.,Козьяков А.Ф.,ред. С.В.Белов.-2-е изд., испр. и доп -М.: Высш. шк., 1999.-448 с.

3.Розанов В.С. Безопасность жизнедеятельности. Электробезопасность: Учеб. пособие/ Моск. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (техн. ун-т).. -М.: Изд-во МИРЭА, 1999.-47 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов/ Арустамов Э.А.,Волощенко А.Е.,Гуськов Г.В.,ред. Э.А.Арустамов.-2-е изд., перераб. и доп -М.: Дашков и К, 2000.-677 с.

5. Русак, Олег Николаевич и др. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Русак О.Н.,Малаян К.Р.,Занько Н.Г. -СПб: Лань, 2000.-447 с. -(Учебники для вузов.. Специальная литература).

    Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-216 с.

    Лавочкин Н.Н. Инженерные расчеты по охране труда. 1986 г.

Дополнительная литература

    Правила эксплуатации электроустановок потребителей. 5-е изд., перер. и доп. с измен.-М.: Главгосэнергонадзор, 1997.-246.

    Правила устройства электроустановок.-6-е изд., перераб. и доп.-М.: Энергоатомиздат,1998.-648.

    Бурлак Г.Н. Безопасность работ на компьютере: М.: Финансы и статистика, 1998.

    Журавлев П.П. Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях: М.: Изд. ассоциации строительных вузов, 1999.

Право на безопасный труд закреплено в ст. 37, п. 3 Конституции Российской Федерации.

Основными законодательными актами в области охраны труда на предприятиях и учреждениях являются Трудовой Кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ и Основы законодательства РФ об охране труда.

В соответствии с Основами законодательства Российской федерации об охране труда головной организацией в области охраны труда определено министерство труда РФ, которым приняты правительственные решения о создании Федеральной инспекции труда, о проведении обязательной сертификации, о государственных нормативных требованиях по охране труда, об образовании Межведомственной комиссии. Указом Президента Российской Федерации назначен Главный государственный инспектор труда, выделены финансовые средства и помещения для обеспечения деятельности государственной инспекции труда, утверждена Федеральная программа первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда, решен вопрос о профессиональной подготовке работников в области охраны труда в высших учебных заведениях, обеспечивается порядок обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и организаций.

Факторы влияющие на формирование и изменение условий труда объединяют в три группы: социально-экономические (продолжительность рабочего времени, режимы труда и отдыха, санитарные нормы и требования, психологический климат в коллективах, эффективность применяемых льгот и компенсаций за неблагоприятные воздействия и т.д.), организационно-технические (технологическое оборудование, инструменты, приспособления, предметы и продукты труда, технологические процессы, организационные формы ведения производства и т.д.) и природные (имеющие значение в сельском хозяйстве, на транспорте, в добывающей промышленности и т.д).

В Трудовом Кодексе РФ (принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года) оговариваются наличие в трудовом договоре «характеристики условий труда, компенсаций и льгот работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях», а также режим труда и отдыха (ст.57), определяется продолжительность ежедневной работы (ст. 94), особенности работы в ночное время и перечень лиц не допускающихся до ночных смен (ст. 96), режим рабочего времени (глава 16), времени отдыха (разделе V), гарантии работнику при временной нетрудоспособности (ст. 183) и несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании (ст. 184).



Вопросам охраны труда в Трудовом Кодексе посвящен Х раздел, в котором вводятся основные понятия регулируемых отношений. «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг» (ст. 209).

Ст. 210 Трудового Кодекса, определяет основные направления государственной политики в области охраны труда основные из которых: «государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; …установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; координация деятельности в области охраны труда…».

Глава 34 определяет требования к охране труда, так в ст. 215 прописывается соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда: «Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в части первой настоящей статьи проектов требованиям охраны труда».

Глава 35 регламентирует организацию охраны труда, ст. 217 гласит: «в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда… в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда…».

Глава 36 определяет права работников на охрану труда. Ст. 221 гласит «На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Статья 227 определяет перечень несчастных случаев на производстве: «Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма, в том числе нанесенная другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствии и других чрезвычайных ситуаций, – повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника…».

Статья 229 определяет порядок расследования несчастных случаев на производстве. Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет прописаны в ст. 230 «По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня либо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве… В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда».

Трудовым Кодексом регулируются условия труда отдельных категорий работников: «Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах…Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы… Беременным женщинам… снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов…».

В соответствии со ст. 354 «надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации» возложен на Федеральную инспекцию труда, положение о которой утверждается Правительством Российской Федерации. «…Органы федеральной инспекции труда… проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектах производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих безопасность;… анализируют состояние и причины производственного травматизма… принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве… рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда; участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;… обеспечивают применение положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников…» (ст. 356).

В соответствии со ст. 357 «государственные инспекторы труда… имеют право:…приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;… отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требовании охраны труда; запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников».

Статьи 367 – 369, определяют порядок государственного санитарно-эпидемиологического, радиационного и энергетического надзора за безопасным ведением работ.

Принятое Правительством Российской Федерации постановление № 937 от 12 августа 1994 года «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации», устанавливает действие системы нормативных и правовых актов содержащих единые нормативные требования по охране труда. Выполнение данных требований обязательно при проектировании, строительстве, эксплуатации объектов, конструирования машин, механизмов, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В соответствии с данным постановлением можно выделить следующие виды нормативных и правовых актов по охране труда:

1. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), к которой относятся государственные стандарты (ГОСТы, в государственной системе стандартизации они отнесены к 12-му классу), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП), стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО).

2. Санитарные правила и нормы, объединяющие санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (САНПиН).

3. Правила по охране труда (ПОТ),

4. Строительные нормы и правила (СНиП).

5. Правила безопасности (ПБ, например, пожарной, ядерной, радиационной, технической, электро-, взрыво-, лазерной, биологической).

6. Правила защиты (ПЗ).

7. Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ).

8. Инструкции по охране труда (например, типовая инструкция по охране труда ТОИ).

9. Организационно-методические документы (положения, рекомендации, методические указания).

Расследование и учет несчастных случаев на производстве производится согласно Положению Правительства РФ № 558 от 3 июня 1993.

Лица виновные в нарушении законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы по охране труда привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации уголовная ответственность предусмотрена за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (с. 215), при ведении горных, строительных или иных работах (ст. 216), пожарной безопасности (ст. 219), незаконном обращение с радиоактивными материалами (ст. 220), и т. д.

Новой является ст. 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей», а также появление главы 26 «Экологические преступления».

Вопросы к экзамену (зачету)

  1. Глобальные проблемы и их характеристика.
  2. БЖД: предмет и его задачи. Понятие «опасность», аксиома о потенциальной опасности.
  3. Экология, биосфера. Экологические факторы биосферы.
  4. Ноосфера. Основные этапы ноосферной деятельности и их характеристика.
  5. Атмосфера: состав, пути загрязнения, характеристика основных загрязнителей.
  6. Методы и способы борьбы с загрязнением атмосферы.
  7. Гидросфера: состав, виды загрязнений и их характеристика.
  8. Методы и способы защиты гидросферы от загрязнения.
  9. Изменение состояния почвы в результате деятельности человека. Охрана почвенных ресурсов.
  10. Качество природной среды. Нормирование качества. Группы нормативов качества.
  11. Санитарно-гигиенические нормативы качества и их характеристика.
  12. Производственно-хозяйственные и комплексные нормативы качества и их характеристика.
  13. Понятие, критерии и основная цель «устойчивого развития». Основные принципы «устойчивого развития».
  14. Физиология труда. Опасные и вредные факторы. Классификация основных форм трудовой деятельности.
  15. Физиологические основы труда. Профилактика утомления.
  16. Классификация производственного микроклимата и его воздействие на организм.
  17. Профессиональная заболеваемость и производственный травматизм.
  18. Шум: основные параметры, источники шума, воздействие на организм и способы защиты.
  19. Вибрация: основные параметры, источники вибрации, воздействие на организм и способы защиты.
  20. Электромагнитные колебания: источники, воздействие на организм, способы защиты.
  21. Лазерное излучение: характеристика, воздействие на организм, способы защиты.
  22. Химические факторы: источники, влияние на организм, профилактика профессиональных отравлений.

23.Биологические факторы: классификация, влияние на организм, борьба с инфекционными заболеваниями.

  1. Чрезвычайные ситуации: классификация, причины аварий и катастроф.
  2. Основные задачи РСЧС. Основные задачи ГО.
  3. Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила поведения населения в районах с повышенным уровнем радиации.

27. Аварии на химически опасных объектах и их характеристика.

Тема №13

Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах РФ

Управление безопасности жизнедеятельности

Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности

Управление безопасностью жизнедеятельности имеет правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие органы.

Рассмотрим организацию и управление безопасностью жизнедеятельности на различных уровнях.

На международном уровне данная миссия возложена на Организацию Объединенных Наций (ООН), членами которой являются практически все суверенные государства. В рамках ООН действуют различные специализированные учреждения: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Организация Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ) и др. Значительную роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности играют международные организации: Европейское сообщество (ЕС). НАТО, Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ) и др

Система управления национальной безопасности России включает совокупность государственных органов и общественных структур, законных сил и средств, обеспечивающих защиту национальных ресурсов и ценностей, а также общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз

Уровни системы государственных органов и ведомств, обеспечивающих безопасность

Органы законодательной власти, определяющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения безопасности как целостного явления

Органы исполнительной власти, определяющие стратегию национальной безопасности и её реализацию

Судебные органы, обеспечивающих неукоснительное соблюдение законов в сфере правовой безопасности

Государственные институты, обеспечивающие безопасность на уровне системы мер (таможенный контроль, налоговые органы и др.)

Система органов внутренних дел и спецслужб

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Все органы государства обеспечивают безопасность страны в строгом соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. №2446

Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов: федеральные законы «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ); Об обороне* (в ред. Федерального закона от 30 декабря 1999 г. № 223-ФЗ); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов* (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ); «О радиационной безопасности населении*» (от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ); «О борьбе с терроризмом* (от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ);«О транспортной безопасности» (от 9февраля 2007 г. № 16-ФЗ).


Правовые условия обеспечения безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным структурам организовывать противодействие противоправным посягательствам на государство, общество, человека,

На современном этапе важное значение имеет Концепция национальной безопасности Российской Федерации , утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г, № 1300 (с изменениями и дополнениями в новой редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г, № 24). Эта Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности

Кроме обеспечения государственной безопасности можно выделить и такие направления, как охрана окружающей природной среды: обеспечение охраны труда: прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуации

Правовой основой охраны окружающей среды я России является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» {1999 г,}, в соответствии с которым введено санитарное законодательство Требования охраны окружающей среды зафиксированы в Законах РФ *Об охране не здоровья граждан* (1993 г,) и «О защите прав потребителей!* (1992 г.), Для защиты среды обитания во всех странах разрабатывается природоохранное законодательство, в котором имеется раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства. содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды жизнедеятельности. ООН в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рно-де-Жл-нейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

Государствам следует разработать эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в области охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого

Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Закон РСФСР Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды можно выделить "Земельный кодекс РФ { 2001 г.), Водный кодекс РФ (199? г.),Федеральный закон Об экологической экспертизе *- (199? г.), Закон РФ Об использовании атомной энергии» (1995)

Большую роль в обеспечении экологического права играет Земельный кодекс РФ Все нормы Кодекса разделены на четыре группы: первая группа- нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения; вторая - земельно-административные нормы, регулирующие управленческие отношения в области использования, распределения и перераспределения земель, их учета по количеству и качеству; третья - земельные отношения, связанные с использованием земель и выполнением прав и обязанностей землепользователями; четвертая группа - земельно-экологические нормы, регламентирующие охрану земель в качестве природного фактора и защиту окружающей природной среды от вредного воздействия использования земель.

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают санитарные нормы и правила Мннздравсоцразвптпя РФ. обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Рос строя РФ, устанавливающие порядок

Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления учета экологических требований при проектировании и др

К государственным органам общей компетенции относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, Государственная Дума. Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы.

К государственным органам специальной компетенции относится Министерство природных, ресурсов РФ (Минприроды).

Контроль за окружающей природной средой осуществляется на различных уровнях, К органам государственного экологического контроля относятся органы исполнительной власти, Минприроды РФ, Госатомнадзор России, Госкомсанэпиднадзор, Рослесхоз и некоторые другие ведомства .

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств.

Особой формой экологического контроля является мониторинг окружающей среды Наблюдение, оценка и прогноз изменении состояния окружающей среды в России возложены на Федеральную службу На предприятиях охрана окружающей среды относится к компетенции специально организованных служб или одной из служб главного механика (главного энергетика). по гидрометеорологии и мониторингу окружаюшей среды.

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве включает законодательство о труде и охране труда. Основными законами, на основе которых осуществляется управление охраной труда, являются Федеральный закон «Об основах ох раны труда, в Российской Федерации* от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ", Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г.;


Правовой основой БЖД является Конституция – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.
В состав этих основ входит:
1.Экологическая безопасность.
Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992г. федерального закона «Об охране окружающей среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами этого законодательства являются: охрана природной среды, предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.
Эти задачи реализуются через 3 группы норм:
- нормативы качества окружающей среды
- экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду
- механизм исполнения этих требований
К нормативам относятся ПДК (химического, физического, биологического происхождения).
Экологические требования предъявляются всем хозяйственным субъектам независимо от форм собственности и подчиненности.
Механизм реализации выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей среды.
2.Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.
Основные направления государственной политики в области охраны труда:
- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий.
- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности
- защита интересов работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве
и другие.
Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:
- на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов
- на возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей
- на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.
3.Чрезвычайные ситуации.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для РФ огранизационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а так же окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.
12 февраля 1998г. был подписан закон о ГО. Закон определяет задачи в области ГО и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ.
Законом определены следующие основные задачи ГО:
- обучение и оповещение населения
- эвакуация населения и материальных ценностей
- предоставление населению убежищ и СИЗ
- проведение маскировки а аварийно-спасательных работ
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий
- проведение мер по обнаружению и обозначению районов заражения и обеззараживание населения, техники и территорий

  • Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.


  • Правовые , нормативно -технические и организационные основы БЖД . Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция – основной закон го. Оказание первой помощи в ЧС.


  • При физической работе важное значение имеет правильная организация рабочих движений, чере¬дование ст... подробнее ».
    Правовые , нормативно -технические и организационные основы БЖД .


  • Понятие «охрана труда» толкуется как система сохранения жизни и здоровья работника в его рабочее время, в которую входят организационно -технические , социально-экономические, правовые , санитарно-гигиенические, реабилитационные и...


  • ...средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды; правовые и организационные основы обеспечения БЖД .


  • Обязанности работодателя указаны в Основах законодательства РФ об охране труда.
    Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые , социально-экономические, организационно -технические ...


  • Правовая основа и организация деятельности МСУ. Правовые основы МСУ - нормативно -правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется МСУ в РФ.


  • Достаточно скачать шпаргалки по безопасности жизнедеятельности - и никакой экзамен вам не страшен!
    При облучении дозами 100-1000 рад в основе поражения лежит так называемый костномозговой механизм развития лучевой болезни.


  • Под пожарной безопасностью понимают состояние объекта народного хозяйства или иного назначения, при котором путем выполнения правовых норм , противопожарных и инженерно-технических мероприятий исключается или снижается вероятность возникновения и развития...


  • Нормативная документация по охране труда. Любое предприятие должно соответствовать определенным правилам и нормам , которые прописаны в.
    Организация обучения безопасности труда. Виды инструктажей.

Найдено похожих страниц:10




Что еще почитать