Минимальные радиусы разворота автотранспорта и пожарной техники. Новые подходы к устройству пожарных проездов и вертолетных площадок Гост разворотные площадки проезды

копия № 2-3770/2013г.

Мотивированное
решение изготовлено 28.01.2014 г.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Коршуновой Е.А. при секретаре Климановой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «РЭМП УЖСК» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «РЭМП УЖСК» о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении требований и норм пожарной безопасности и возложении обязанности на ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: организовать разворотную площадку с твердым покрытием размером № на внутридомовой территории жилого по, со стороны у тупикового проезда и металлического ограждения, увеличить ширину проезда вдоль фасадов жилого дома по адресу: до №., увеличить ширину проезда у шлагбаума, расположенного на въезде на придомовую территорию указанного жилого дома до 6 метров.

В заявлении указано, что прокуратурой Чкаловского района г. Екатеринбурга с привлечением сотрудников отделения надзорной деятельности Чкаловского ОНД по МО «г. Екатеринбург», ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности ООО «УК «РЭМП УЖСК» при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: .

ООО «УК «РЭМП УЖСК» является организацией, управляющей жилым многоквартирным домом № по на основании протокола общего собрания собственников жилых помещений жилого многоквартирного от ДД.ММ.ГГГГ г.

В соответствии с Постановлением Главы № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема участка под многоквартирным домом по вышеуказанному адресу, определены границы земельного участка.

На основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного в от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении благоустройства придомовой территории согласно схеме и в границах земельного участка, находящегося под многоквартирным жилым домом с установкой забора (ограждения).

Согласно принятому решению управляющей компанией заключен договор подряда № № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «» на выполнение работ по благоустройству согласно утвержденной схеме и сметной документации.

В соответствии с п. 2.2.1 договора подряда на Заказчика (ООО «УК «РЭМП УЖСК») возложена обязанность по приему результатов выполненных работ.

Пунктом 4.6 договора подряда предусмотрено, что в случае выявления в процессе приемки недостатков или несоответствий результатов выполненных работ условиям договора, требованиям СНИП, ТУ, Заказчик обязан направить Подрядчику список замечаний с указанием срока их исполнения.

Если Подрядчик не приступает к устранению недостатков, либо в течение срока, указанного заказчиком не устранит недостатки выполненных работ, то Заказчик вправе при сохранении прав и гарантий устранить их силами другого исполнителя с возмещением своих затрат за счет Подрядчика по стоимости фактически выполненных работ.

Пунктом 4.2 договора предусмотрен срок окончания работ по устройству ограждения до ДД.ММ.ГГГГ г.

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в деятельности ООО «УК «РЭМП УЖСК» выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 (далее – ППР в РФ), СНИП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», иных норм и правил, а именно:

На внутридомовой территории жилого по со стороны у тупикового проезда у металлического ограждения отсутствует разворотная площадка с твердым покрытием размером № м., что является нарушением п. 75 ППР в РФ. Кроме того, это является нарушением п. 2.9* СНИП 2.07.01-89*.

Ширина проезда вдоль фасада жилого дома по адресу: не соответствует требованиям СНИП 2.07.01-89*. Так ширина проезда у фасада, не имеющего входов составляет № м., тогда как п. 2* Приложение 1* СНИП 2.07.01-89* предусматривает что, при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроено-пристроенными помещениями, и доступ пожарных автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной № м., пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

Ширина проезда у шлагбаума, не соответствует требованиям СНИП 2.07.01-89*, а именно: ширина проезда от шлагбаума до бордюра с ограждениями составляет № м., в нарушение п.2*, Приложения 1* СНИП 2.07.01-89*, согласно которому при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных автолестниц и автоподъемников в любую квартиру или помещение. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м., пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

Вышеизложенным также нарушены требования ст. ФЗ «О техническом регулировании», ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Нарушение требований и норм пожарной безопасности, допущенные ООО «УК «РЭМП УЖСК» подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором МО «Екатеринбург» по пожарному надзору ФИО7

Тем самым, по мнению истца, ООО УК «РЭМП УЖСК» грубо нарушаются нормы ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ, на которую возложена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время управляющей организацией не принято надлежащих мер по приведению ограждения своими силами, силами подрядной организации в соответствии с требованиями действующего законодательства и пожарной безопасности.

Соблюдение требований пожарной безопасности является одним из основных условий повышения уровня обеспечения правопорядка в целом.

Несоблюдение управляющей компанией требований законодательства об обеспечении пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить точное количество жильцов, арендаторов, их гостей не представляется возможным и количество последних постоянно меняется.

В судебном заседании помощник Прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга – ФИО4 доводы иска поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «УК «РЭМП УЖСК» - ФИО5, действующая по доверенности, иск не признала, суду пояснила, что в соответствии с проведенной проверкой управляющей компании вменяется нарушение, выразившееся в необеспечении свободного проезда к жилому МКД, расположенному по адресу: со стороны жилого в нарушение п. 75 Правил противопожарного режима РФ, п. 2.9, п. 2 Приложение 1 СНиП 2.07.01-89, п. 11.6, п. 5.8 СП 42.13330.2011.

Пунктом 75 Правил № предусмотрено требование о том, что руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, а также о том, что запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники. Указанное положение нормативно-правового акта говорит об обеспечении содержания проездов, а не обязывает обеспечить свободный проезд.

СНИП 2.07.01-89 СП 42.13330.2011 применяется при проектировании, реконструкции проездов, жилой застройки. При этом собственниками ни того, ни другого не производилось, такие действия совершаются на начальном этапе строительства и специализированными организациями по застройке.

ООО «УК «РЭМП УЖСК» осуществляет обслуживание в том числе соблюдает и исполняет решения общих собраний таких собственников по текущим вопросам, с учетом прав и интересов собственников всего дома.

В соответствии с постановлением Главы города Екатеринбурга № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема земельного участка под МКД № по с определением границ.

На основании протокола общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении благоустройства придомовой территории согласно схеме и в границах земельного участка, находящегося под МКД с установкой металлического ограждения по границе земельного участка, с организацией въезда на территорию дома с одной стороны через шлагбаум, с другой – через ворота.

При этом к дому обеспечен круглосуточный беспрепятственный доступ для пожарной техники, поскольку работники охранного предприятия осуществляют круглосуточное дежурство посредством видеонаблюдения. Открывание ворот осуществляется вручную, на ручное открывание ворот дежурному потребуется 1.5 мин, т.е. в случае необходимости ворота будут открыты до приезда пожарной машины.

Иных изменений: рельефных, конструктивных указанные мероприятия не повлекли. Застройка осталась прежней (не произошло изменение сложившейся застройки), а именно: полностью соответствующая схеме расположения земельного участка под МКД № по на кадастровом плане, утвержденном Главархитектурой Администрации города Екатеринбурга.

Таким образом, договором на оказание услуг по охране от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены положения об обеспечении в любое время суток беспрепятственного проезда специального автотранспорта, в том числе автомобилей пожарной охраны с любой стороны (через шлагбаум, через распашные ворота).

Следовательно, установленное металлическое ограждение не является препятствием для заезда пожарной машины.

Со стороны имеется шлагбаум от ограждения до металлического столба № м., данное несоответствие нарушает норма Приложения 1 п. 2 СНИП 2.07.01-89 «вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной № м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт». Так же представитель ответчика пояснила, что норма Приложения 1 п. 2 СНИП 2.07.01-89 является диспозитивной «допускается предусматривать полосы».

Со стороны металлического ограждения отсутствует полоса, пригодная для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт, так как под металлическим ограждением имеется плита перекрытия коммуникационного тоннеля, которая не позволяет организовать на этом участке проездной путь.

Согласно классификации дорог и улиц городов, приведенной в таблице 7-8 СНиП 2.07.01-89 ширина полосы движения проезда транспортных средств к жилым зданиям должна составлять № м. с одной полосой движения. Данные параметры соблюдены при строительстве.

Кроме того, согласно техническим характеристикам пожарной автолестницы общая ширина автомобиля составляет № м., что является допустимым для проезда через шлагбаум шириной проезда № м.

Что касается тупикового проезда, то условия СНиП 2.07.01-89 в данном случае соблюдены при благоустройстве полностью. Протяженность тупикового проезда составляет № м. Параметры разворотной площадки соответствуют технической характеристики пожарной машины.

Согласно п.2 Приложения 1 расстояние от края проезда до стены здания, как правило следует принимать, № м. для зданий до 10 этажей. В данной зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев.

Согласно схеме земельного участка от края пешеходной дорожки до стены. В указанной зоне 2 дерева и кустарники. Посадка указанных растений была осуществлена до принятия управляющей компанией дома на обслуживание.

Согласно решению Екатеринбургской Думы от 21.12.2010 № 87/34 «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны земельных насаждений территории муниципального образования «город Екатеринбург» разрешительным документом на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений является постановление администрации города Екатеринбурга либо распоряжение Главы администрации района. Согласно выданному разрешению администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга № от ДД.ММ.ГГГГ. деревья подлежат обрезке, сносу не подлежат.

Все возможные несоответствия расстояний являются следствием застройки и проектирования жилого микрорайона «Ботанический», территории, что полностью исключает вину обслуживающей организации ООО «УК «РЭМП УЖСК».

Представитель третьего лица Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга ФИО6 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга указал, что полагает доводы иска обоснованными, суду пояснил, что первоначально на обращение управляющей компании по вопросу сноса деревьев был дан отказ в связи с тем, что не было указано, что наличие деревьев мешает проезду специальных служебных пожарных машин. Срезка деревьев была необходима для организации парковочных мест. В связи с этим был дан отрицательный ответ. В настоящее время, поскольку в ходе проверки установлено, что наличие деревьев нарушает требования пожарной безопасности, Администрация не имеет возражений против сноса деревьев с целью обеспечения пожарной безопасности (л.д. 107).

Представитель третьего лица ОНД Чкаловского района по МО «г. Екатеринбург» ФИО7 полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению, суду пояснил, что относится к домам высотной застройки. В случае возникновения пожара требуется направление машины со специальным оборудованием, предназначенным для тушения пожаров в высотных домах. Данные машины имеют значительную ширину. При этом установка шлагбаума на въезде во двор дома сужает проезд для спецавтотранспорта, и без принятия соответствующих мер, проезд пожарной машины во двор дома невозможен. Наличие шлагбаума допустимо, однако необходимо осуществить его перенос в правую сторону с целью расширения проезда. Относительно ширины проезда вдоль дома представитель ОПН пояснил, что проезд вдоль дома должен быть не менее № метров в то время как у дома ширина проезда составляет №, что недопустимо. Кроме того, у дома отсутствует разворотная площадка для специализированной машины. Данная площадка необходима в связи с тем, что территория около дома огорожена, данное ограждение создает тупик, в случае наличия сквозного проезда, разворотная площадка не потребовалась бы.

Представитель третьего лица ООО «» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, о причинах неявки суду не сообщил.

Третье лицо ФИО8, извещенная о месте и времени судебного заседания по известному суду месту жительства, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

Заслушав истца, представителя ответчика, объяснения представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Более того, из имеющихся в деле фотографий следует, что на данной железобетонной плите перекрытия коммуникационного тоннеля жителями дома организована парковка автомобилей (л.д. 44-45).

Доводы истца о том, что устранение данного нарушения допустимо путем демонтажа одного пролета металлического ограждения и сдвига вправо шлагбаума (с его сохранением и дальнейшим использованием гражданами) с целью расширения проезда для беспрепятственного въезда на внутридомовую территорию пожарной машины суд находит обоснованными, поскольку указанные доводы соответствуют представленным в материалы дела фотоматериалам.

Таким образом, суд находит обоснованными доводы истца о том, что пожарная безопасность жителей в и других граждан (неопределенного круга лиц), которые могут находиться в здании, не обеспечена в полной мере ответчиком, в связи с чем суд приходит к выводу, что имеется реальная угроза возникновения пожара и его опасных факторов для неопределенного круга граждан. Доказательств обратного ответчиком в нарушение ст. не представлено.

При таких обстоятельствах суд, усматривает бездействие со стороны ответчика, выразившееся в несоблюдении требований и норм пожарной безопасности, в связи с чем суд находит исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия управляющей компании подлежащими удовлетворению.

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «РЭМП УЖСК» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Управляющая компания «РЭМП УЖСК», выразившееся в несоблюдении требований и норм пожарной безопасности.

Обязать ООО «УК «РЭМП «УЖСК» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожранной безопасности:

Организовать на внутридомовой территории жилого со стороны у тупикового проезда у металлического ограждения разворотную площадку с твердым покрытием размером № м.

Увеличить ширину проезда вдоль фасадов жилого дома по адресу: до № м.

Увеличить ширину проезда у шлагбаума, расположенного на въезде на придомовую территорию жилого в до № м.

Взыскать с ООО «УК «РЭМП УЖСК» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Свердловский областной суд через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Суд:

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Минимальные радиусы разворота автотранспорта и пожарной техники

СП 4.13130.2013
Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям

8.1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:
- с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
- со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
8.2. К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
- с одной стороны - при ширине здания или сооружения не более 18 метров;
- с двух сторон - при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
8.3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:
- меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;
- двусторонней ориентации квартир или помещений;
- устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.
8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.
8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
- 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
- 4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
- 6,0 метров - при высоте здания более 46 метров.
8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:
для зданий высотой до 28 метров включительно - 5 - 8 метров;
для зданий высотой более 28 метров - 8 - 10 метров.
8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру - не более чем через 180 метров.
8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.
8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов - не менее 3,5 метра.

На заметку

Согласно действующим европейским нормам любое транспортное средство должно при
движении по окружности укладываться в габарит:

    при наружном 12,5 метров - внутренний 5,3 метра;

    коридор вписывания 7,2 метра;

    минимальный возможный наружный радиус не может быть более 12,5 метров.

СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

п.11.11.В конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки для разворота автомобилей и, при необходимости, средств общественного пассажирского транспорта.

п.9.16 Дорожно-тропиночную сеть ландшафтно-рекреационных территорий (дороги, аллеи, тропы) следует трассировать по возможности с минимальными уклонами в соответствии с направлениями основных путей движения пешеходов и с учетом определения кратчайших расстояний к остановочным пунктам, игровым и спортивным площадкам. Ширина дорожки должна быть кратной 0,75 м (ширина полосы движения одного человека). При трассировке путей для МГН следует обеспечивать их освещение и не превышать уклоны: продольный - не более 8‰, поперечный - не более 2‰, ширину дорожки - не менее 1 м, а также предусматривать карманы для отдыха и разворота коляски через каждые 100-150 м.

п.11.15 Радиусы закругления бортового камня или кромки проезжей части улиц, дорог следует принимать по расчету, но не менее 6 м, при отсутствии движения допускается принимать 1,0 м.
Для общественного транспорта (трамвай, троллейбус, автобус) радиусы закругления устанавливаются в соответствии с техническими требованиями эксплуатации этих видов транспорта.


СП 37.13330.2012 "Промышленный транспорт"
7.4.9. Для разворота автомобилей в конце тупиковых дорог и для маневрирования в пунктах разгрузки и погрузки следует предусматривать петлевые объезды или площадки, размеры которых определяют расчетом в зависимости от габаритов транспортных средств и перевозимых грузов, но во всех случаях принимают:
для одиночных автотранспортных средств общего назначения - не менее 12 x 12 м прямоугольного очертания или радиусом не менее 12 м для петлевых объездов;
для специализированных автотранспортных средств, включая автомобили особо большой грузоподъемности, диаметр разворотных площадок должен быть не менее 2,5 (для тягача с полуприцепом - не менее 3,5) конструктивных радиусов разворота по переднему наружному колесу.

Графическая иллюстрация минимальных радиусов разворота автотранспорта и пожарной и иной спецтехники для различных зданий

Трехэтажное офисное здание

Радиусы разворота длинномерной автомашины. Габариты машины (ДШВ) 16,6 х 2,5 х 3,0. Радиус разворота 14,0 м.

Трехэтажный детский сад

Радиусы разворота длинномерной автомашины. Габариты машины (ДШВ) 16,6 х 2,5 х 3,0. Радиус разворота 14,0 м.

Радиусы разворота длинномерной автомашины. Габариты машины (ДШВ) 16,6 х 2,5 х 3,0. Радиус разворота 14,0 м.

Трехэтажного квадрохауса на 4 семьи

Радиусы разворота пожарных машин и спецтехники

Двухэтажного паркинга закрытого типа с офисными помещениями

Заводского комплекса (фабрики)

Нескоростные дороги складов

Почти на всех складах есть или должна быть а втомобильная дорога обычного типа (нескоростная дорога) категории V (ГОСТ Р 52399-2005).

Во многих случаях она идет снаружи вдоль одной из боковых сторон склада и имеет следующие основные параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна:

Примечания
1.Ширина полосы безопасности входит в ширину разделительной полосы, а ширина краевой полосы - в обочину.
2.Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м для автомобильных дорог категорий IБ, IB и II и до 1,0 м - для дорог остальных категорий.
3.Ограждения на обочинах дорог располагают на расстоянии не менее 0,50 м и не более 0,85 м от бровки земляного полотна в зависимости от жесткости конструкции дорожных ограждений.

Поперечные профили автомобильной дороги должны соответствовать профилям, приведенным на рисунке:


ОБ - обочина, ПЧ - проезжая часть

Рисунок - Поперечные профили автомобильных дорог категории V

Краевые полосы у обочин и полосы безопасности на разделительной полосе должны иметь дорожную одежду такой же прочности, что и проезжая часть.

Тупиковый проезд склада должен быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотной площадкой, обеспечивающий возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

Поворотная площадка для стоянки автомобилей не должна предусматриваться.

СП 18.13330.2011 "Генеральные планы промышленных предприятий"

5.21 Здания, образующие полузамкнутые дворы, допускается применять в тех случаях, когда другое планировочное решение не может быть принято по условиям технологии либо по условиям реконструкции.

Полузамкнутые дворы следует располагать длинной стороной параллельно преобладающему направлению ветров или с отклонением не более 45°, при этом открытая сторона двора должна быть обращена на наветренную сторону ветров преобладающего направления.

Ширина полузамкнутого двора при зданиях, освещаемых через оконные проемы, должна быть не менее полусуммы высот до верха карниза противостоящих зданий, образующих двор, но не менее 15 м.

При отсутствии вредных производственных выделений во двор ширина двора может быть уменьшена до 12 м.

Примечания

1 Полузамкнутым считается двор, застроенный с трех сторон примыкающими друг к другу зданиями и имеющими в плане отношение глубины к ширине более единицы.

2 При отношении глубины двора к его ширине более 3, при возможности скопления производственных вредностей во дворе в части здания, замыкающей двор, необходимо предусматривать проем для проветривания шириной не менее 4 м и высотой не менее 4,5 м. Низ проема должен совпадать с планировочными отметками прилегающей территории. Устройство в проеме ворот, ограждений и других сооружений, нарушающих функциональное назначение проема, не допускается.

5.22 Применение зданий, образующих замкнутые со всех сторон дворы, допускается только при наличии технологических или планировочных обоснований и с соблюдением следующих условий:
а) ширина двора должна быть, как правило, не менее наибольшей высоты до верха карниза зданий, образующих двор, но не менее 18 м;
б) должно быть обеспечено сквозное проветривание двора путем устройства в зданиях проемов шириной не менее 4 м и высотой не менее 4,5 м при возможности скопления вредных веществ.

5.23 В замкнутых и полузамкнутых дворах пристройки к зданиям, а также размещение отдельно стоящих зданий или сооружений, как правило, не допускаются.

Примечания

1 В исключительных случаях при соответствующих обоснованиях допускается устраивать в указанных дворах пристройки с производствами, не выделяющими вредности, при условии, что пристройка будет занимать не более 25% длины стены, а ширина двора в месте пристройки будет не менее полусуммы высот противостоящих зданий, образующих двор, а также соблюдения требуемых противопожарных расстояний.

2 Отдельно стоящие энергетические или вентиляционные сооружения допускается размещать в полузамкнутых дворах; при этом расстояние от этих сооружений до зданий должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к устройству полузамкнутых дворов.

5.38 Ширину ворот автомобильных въездов на земельный участок надлежит принимать по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м, а ширину ворот для железнодорожных въездов - не менее 4,9 м.

5.40 Ширину проездов на территории объектов и их групп следует принимать минимальной исходя из условий наиболее компактного размещения транспортных и инженерных коммуникаций и элементов благоустройства.

5.41 Расстояния от бортового камня или кромки укрепленной обочины автомобильных дорог до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных в таблице 2.

Таблица 2

Здания и сооружения

Расстояние, м.

1 Наружные грани стен зданий, включая тамбуры и пристройки:

а) при отсутствии въезда в здание и при длине здания до 20 м

б) то же, при длине здания более 20 м

в) при наличии въезда в здание двухосных автомобилей и автопогрузчиков

г) при наличии въезда в здание трехосных автомобилей

д) при наличии въезда в здание только электрокаров

2 Оси параллельно расположенных железнодорожных путей с шириной колеи, мм:

1520

3,75

3 Ограждение площадки предприятия

4 Наружные грани опор эстакад и путепроводов, дымовых труб, столбов, мачт, выступающих частей зданий: пилястр, контрфорсов, наружных лестниц и т.п.

5 Ось железнодорожного пути, по которому перевозится жидкий металл, шлак, тележки со слитками и изложницами, тележки с мульдами и коробами для перевозки шихтовых материалов

Примечания
1.При проектировании дорог для движения тягачей с роспусками для длинномерных грузов (бревен, балок и т.п.) на закруглениях и перекрестках указанные в таблице расстояния следует увеличивать соответственно величине свеса груза согласно требованиям свода правил по проектированию автомобильных дорог.
2.Расстояния от бортового камня, кромки проезжей части или укрепленной полосы обочины до стволов деревьев или до кустарников должны определяться в зависимости от породы деревьев и кустарников (но не менее величин, приведенных в таблице 4) с тем, чтобы крона деревьев с учетом ее подрезки и кустарников не нависала над проезжей частью или обочиной.
3.При ширине полосы движения двухполосной дороги менее 3,75 м и при отсутствии бортового камня или укрепленной полосы обочины расстояние должно быть не менее 4,25 м от оси дороги. При ширине автомобиля более 2,5 м указанное расстояние должно быть соответственно увеличено.
4.При въезде в цех автомобилей с прицепами расстояние от стены цеха до дороги надлежит определять расчетом.
5.Расстояния, указанные в позициях 1 "в" - 1 "д" настоящей таблицы, допускается при реконструкции сокращать до 3 м при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

Определение Пензенского областного суда от 15.04.2008 по делу n 33-660 В результате предоставления земельного участка свободных земель населенных пунктов произошло уменьшение разворотной площадки тупикового проезда к дому, что повлекло нарушение охраняемых законом интересов истца на обеспечение доступа к строящемуся жилому дому и эксплуатацию земельного участка, находящегося в его собственности.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2008 г. делу N 33-660
Судья: Смирнова О.В.
15 апреля 2008 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
и судей Зыковой Л.Н., Кузнецовой Т.А.
заслушали в открытом судебном заседании по докладу Прошиной Л.П. дело по кассационным жалобам С.А., С.Т. на решение Первомайского районного суда г. Пензы от 22 февраля 2008 г., которым постановлено:
Исковые требования Е.А. удовлетворить.
Признать пункт 3 Постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1052/4 "О предоставлении гражданам С.А. и С.Т. из состава земель населенных пунктов земельного участка при незавершенном строительством жилом доме по ул. Мереняшева в собственность" недействительным.
Признать договор N 3875 купли-продажи земельного участка от 26.12.2007 г., заключенный Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы и С.А., С.Т., недействительным.
Признать действия Управления Роснедвижимости по Пензенской области по утверждению материалов землеустроительного дела на земельный участок, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Мереняшева, незаконными.
Обязать администрацию г. Пензы, С.А., С.Т. восстановить границы и площадь разворотной площадки тупикового проезда от ул. Мереняшева к земельному участку по ул. Мереняшева в г. Пензе, смежную с земельным участком по ул. Мереняшева в г. Пензе юго-восточную границу земельного участка по ул. Мереняшева в г. Пензе до положения существовавшего до принятия постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1052/4.
Заслушав доклад судьи Прошиной Л.П., объяснения С.А., его представителя К.М. (доверенность от 02.02.08 г.), представителя С.Т. С.В. (доверенность от 18.01.08 г.), поддержавших доводы жалоб, возражения на жалобы представителя Е.А. М.В. (доверенность от 16.11.07 г.), судебная коллегия
установила:
Е.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Пензы, С.А., С.Т. о признании частично недействительным Постановления Главы муниципального образования, в обоснование иска указал, что ему на основании Постановления Главы г. Пензы от 30.04.1998 г. N 749 предоставлен на праве аренды земельный участок для проектирования и строительства индивидуального жилого дома по ул. Мереняшева в г. Пензе площадью 743 кв. м. В связи с истечением срока аренды, согласно Постановлению Главы г. Пензы от 15.11.2000 г. N 2252 данный земельный участок был предоставлен ему на праве бессрочного (постоянного) пользования для завершения строительства индивидуального жилого дома. В настоящее время истец завершает строительство жилого дома. Сопредельный земельный участок по ул. Мереняшева в г. Пензе площадью 730 кв. м принадлежал на праве аренды Г.Е. на основании Постановления Главы администрации г. Пензы от 25.09.2001 г. N 1950/1. В соответствии с прилагаемым паспортом N 6323, кадастровым планом N 62/07-04402, Постановлением от 29.09.1999 г. N 1754, к указанным земельным участкам предусматривался проезд от ул. Мереняшева, заканчивающийся поворотной площадкой с размерами 11,73 х 12,0 м площадью 140,6 кв. м. На основании Постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1062/4 земельный участок по ул. Мереняшева в г. Пензе площадью 730,0 кв. м, ранее принадлежавший на праве аренды Г.Е., предоставлен С.А. и С.Т. в собственность за плату в равных долях - по 1/2 доле каждому, при этом площадь указанного земельного участка увеличена за счет свободных земель населенных пунктов на 198,0 кв. м и составляет 928,0 кв. м.
Считает указанное решение вынесенным с существенными нарушениями действующего законодательства, поскольку увеличение площади земельного участка С.А. и С.Т. произошло за счет уменьшения границ и площади поворотной площадки проезда от ул. Мереняшева к земельному участку жилого дома. Кроме того, при межевании допущено наложение юго-восточной границы земельного участка по ул. Мереняшева, на смежную границу земельного участка по ул. Мереняшева, что привело к уменьшению его площади.
Просил признать Постановление Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1062/4 о предоставлении гражданам С.А. и С.Т. земельного участка в собственность недействительным в части увеличения площади земельного участка по ул. Мереняшева в г. Пензе за счет уменьшения площади разворотной площадки тупикового проезда от ул. Мереняшева к земельному участку строящегося жилого дома по ул. Мереняшева в г. Пензе; устранить нарушение строительных норм и правил - СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений", прав и охраняемых законом интересов владельца земельного участка и жилого дома по ул. Мереняшева путем увеличения площади разворотной площадки тупикового проезда от ул. Мереняшева к земельному участку строящегося жилого дома по ул. Мереняшева в г. Пензе до 201,0 кв. м.
В последующем представитель истца М.В. уточнил исковые требования, просил признать действия должностных лиц Роснедвижимости по Пензенской области по утверждению межевания незаконными; обязать администрацию г. Пензы, С.А., С.Т. восстановить разворотную площадку между земельными участками по ул. Мереняшева в г. Пензе до размеров, существовавших до вынесения Постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г.; и признать недействительным договор купли-продажи земельного участка, заключенный между КУМИ г. Пензы и С.Т., С.А.
Первомайский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В кассационных жалобах С.А. и С.Т. просят отменить решение суда, как незаконное, ссылаясь на то, что в судебном заседании не были установлены и доказаны обстоятельства, что оспариваемое Постановление Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и интересы Е.А. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что к земельным участкам по ул. Мереняшева предусматривался проезд, заканчивающийся поворотной площадкой размером 12 х 12 м, устройство которой имеет целевое назначение. При проведении землеустроительных работ права Е.А. не были нарушены, границы земельного участка были им согласованы. Судом необоснованно не применены к требованиям Е.А. сокращенные сроки исковой давности.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Е.А. на основании Постановления Главы г. Пензы от 30.04.1998 г. N 749 был предоставлен в аренду сроком на 2 года земельный участок площадью 743 кв. м для строительства индивидуального жилого дома по ул. Мереняшева в г. Пензе. Участок предоставляется за счет свободных от застройки земель города. В соответствии с п. 2.6 Постановления истец обязан благоустроить и озеленить отведенный участок, построить благоустроенный подъезд и инженерные сети к жилому дому.
Постановлением Главы г. Пензы от 15.11.2000 г. N 2252 указанный земельный участок был предоставлен истцу в бессрочное (постоянное) пользование для завершения строительства индивидуального жилого дома.
Право собственности Е.А. на земельный участок площадью 743 кв. м, расположенный по адресу: г. Пенза, ул. Мереняшева, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.02.2008 г. (т. 2 л.д. 12).
В качестве документа, содержащего описание земельного участка, истец предоставил кадастровый план (выписку из государственного земельного кадастра) по состоянию на 24.01.2008 г. (т. 2 л.д. 20 - 23).
В кадастровом плане земельного участка по ул. Мереняшева в г. Пензе указано - площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании.
На основании Постановления Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г. N 1062/4 С.А. и С.Т. из состава земель населенных пунктов был предоставлен в собственность за плату в равных долях каждому земельный участок площадью 928 кв. м при незавершенном строительством жилом доме по ул. Мереняшева в г. Пензе (т. 1 л.д. 8 - 9).
Участок образуется за счет земельного участка площадью 730 кв. м, на который прекращено право аренды предыдущего собственника строения Г.Е., и земельного участка площадью 198 кв. м свободных земель населенных пунктов.
Во исполнение указанного Постановления Главы администрации г. Пензы С.А. и С.Т. оформили землеустроительное дело на земельный участок, произвели постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, заключили договор купли-продажи земельного участка от 26.12.2007 г., произвели оплату в соответствии с условиями договора (т. 2 л.д. 95).
В судебном заседании установлено, что при проведении землеустроительных работ земельного участка по ул. Мереняшева в г. Пензе размеры разворотной площадки тупикового проезда уменьшены и составляют 6 х 9,73. Часть территории разворотной площадки, ранее имевшей размеры 12 х 11,73, включена в границы земельного участка площадью 928 кв. м, (кадастровый номер 58:29:03012011:0004), что подтверждается сообщением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Пензенской области от 08.02.2008 г. (т. 2 л.д. 112).
Удовлетворяя исковые требования Е.А. и признавая недействительными указанные выше постановление Главы администрации г. Пензы от 06.09.2007 г., договор купли-продажи земельного участка от 26.12.2007 г., суд, руководствуясь ст. 85 Земельного кодекса РФ, правильно указал, что в результате предоставления С.А. и С.Т. земельного участка площадью 198 кв. м свободных земель населенных пунктов, произошло уменьшение разворотной площадки тупикового проезда к дому по ул. Мереняшева г. Пензы, что повлекло нарушение охраняемые законом интересы истца на обеспечение доступа к строящемуся жилому дому и эксплуатацию земельного участка, находящегося в его собственности.
В подтверждение данного вывода суд обоснованно сослался на положения СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", согласно которым тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин; Строительные Правила 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства", Инструкцию о порядке планировки, застройки и благоустройства районов индивидуального жилищного строительства, утвержденную Постановлением Государственного Комитета РСФСР по делам строительства 23.12.1982 г. N 148, предусматривающими, что тупиковые проезды для группы земельных участков, расположенных в глубине квартала, обеспечиваются разворотной площадкой размером не менее 12 х 12 кв. м.
Ссылка в жалобах на то, что на основании Постановления Главы г. Пензы от 30.04.1998 г. N 49 Е.А. был предоставлен земельный участок для строительства жилого дома и предложено построить лишь благоустроенный подъезд к дому, является несостоятельной, поскольку данный проезд к дому по ул. Мереняшева является единственным и тупиковым, вследствие чего должен соответствовать вышеуказанным строительным нормам и правилам.
Указанные обстоятельства подтверждены показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей - главного инженера Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы М.В., главного специалиста отдела муниципального контроля ГУГиА г. Пензы С.А., К.С., обладающего специальными познаниями в области государственного пожарного надзора, пояснивших, что в результате уменьшения площади разворотной площадки, которой должен заканчиваться тупиковый проезд, Е.А. будет затруднено строительство жилого дома и его обслуживание. Дорога от ул. Мереняшева к спорным участкам является единственной. Это тупиковый проезд, который должен заканчиваться разворотной площадкой, необходимой для подъезда к жилому дому техники для тушения пожара. Пожарная безопасность строений нарушена.
По этим основаниям является несостоятельной и ссылка в жалобах на отсутствие необходимости устройства данной поворотной площадки, имеющей определенное целевое назначение (для разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин).
Судом обоснованно признано, что работы по межеванию земельного участка С.А., С.Т. были выполнены с нарушением Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром от 17.02.2003 г., а именно: акт согласования границ земельного участка был подписан Е.А. до утверждения проекта границ земельного участка, без предварительно обозначенных границ земельного участка на местности.
В связи с этим не может служить основанием для отмены решения суда и ссылка в жалобах на то, что при проведении землеустроительных работ по определению границ и площади земельного участка ответчиков права землепользователя Е.А. не были нарушены.
Доводы жалобы С.А. о применении к возникшим правоотношениям сокращенного срока исковой давности являются ошибочными, поскольку данный спор рассмотрен судом по правилам искового производства, как спор о защите субъективного права, в связи с чем ст. 254 ГПК РФ к возникшим правоотношениям не применима.
Изучение материалов дела указывает на то, что все приведенные сторонами доводы являлись предметом исследования суда и им дана оценка, которую судебная коллегия находит правильной, так как она сделана в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Доводы кассационных жалоб не опровергают выводы суда, так как приведенные в них обстоятельства не отражают установленного судом в совокупности всех обстоятельств, не основаны на правильном толковании закона либо не имеют правового значения для данного дела и направлены на переоценку установленного судом.
С учетом изложенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и оснований для отмены решения суда, о чем ставится вопрос в кассационных жалобах, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Пензы от 22 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационные жалобы С.А., С.Т. - без удовлетворения.

Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.

Случается, что уже оснащенные платформы не выдерживают регламентированную правилами нагрузку. Более того, одним из препятствий являются современные газонные решетки, по причине которых противопожарные пути не имеют необходимой несущей способности.

Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.

Регламент строительства

С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.

Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.

Расчёт ширины

Именно ширина проезда в первую очередь влияет на удобство применения пожарной техники. На сегодняшний день, с учетом этажности здания, к ширине проезда предусмотрены следующие противопожарные требования:

Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.

В размах проезда обычно также включены примыкающие тротуары, что не противоречит требованиям безопасности, при условии, когда пешеходные дорожки могут вынести вес специализированной техники, а это более 16 т на одну ось. Также для обеспечения свободного прохождение пожарного автотранспорта необходимо, чтобы высота проезда составляла не менее 4,25 м.

Сам пожарный подъезд должен беспрепятственно вести к самому зданию. Учитывая метраж от его ближайшего края до стены, которое аналогично пожарному проезду, зависит от количества этажей: до 10 — не меньше 5 и не больше 8 м; 10 и более — от 8 до 10 м.

Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.

Разновидности оформления

Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.

В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.

Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.

Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.

Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.

Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.

Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.

В ряде ситуаций (образовательное учреждение, девятиэтажный жилой дом, больница и т. д.), ко всем строениям должен быть оборудован беспрепятственный пожарный проезд с обеих сторон.

Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.

Исключения

В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:

  • огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
  • строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
  • одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
  • соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.

Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.

Посвященная проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, направлена на реализацию такой первичной меры пожарной безопасности, названной в п. 6 ст. 63 комментируемого Закона, как обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

В положения комментируемой статьи вошли, но с определенными изменениями, требования целого ряда нормативных документов, именуемых "строительные нормы и правила". Прежде всего, следует отметить, что в п. 8.1 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных, отнесено к конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим и мероприятиям, которыми обеспечиваются тушение возможного пожара и проведение спасательных работ. В отношении же требований, в соответствии с которыми следует предусматривать проезды для основных и специальных пожарных машин, СНиП 21-01-97* отсылают к соответствующим строительным нормам и правилам.

Как установлено в п. 2 Приложения 1 "Противопожарные требования" к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в т.ч. со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

В п. 6.19 СНиП 2.07.01-89* предусмотрено, что расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м; в случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

В ч. 1-10 комментируемой статьи также воспроизведен ряд требований СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий" и СНиП II-97-76 "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий". При этом необходимо иметь в виду, что положения названных норм вошли также и в ст. 98 комментируемого Закона, устанавливающую требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта (см. комментарий к указанной статье).

В соответствии с п. 3.46 СНиП II-89-80*:

к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов;

к зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон;

в случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод;

расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м - не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м - не более 10 м;

в необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.

Согласно примечаниям к п. 3.46 СНиП II-89-80*:

1) за ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями;

2) к водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 х 12 м;

3) пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части;

4) подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы исключают возможность возгорания.

В п. 4.14 СНиП II-97-76 предусмотрено, что к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны здания или сооружения - при ширине их до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м; расстояние от края проезжей части дорог или спланированной поверхности, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до зданий или сооружений должно быть не более 25 м. Согласно п. 4.15 названных норм к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота автомобилей.

11-12. В ч. 11 комментируемой статьи вошли соответствующие требования СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания", СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", а также других подобных строительных норм и правил. Так, в соответствии с п. 1.10 СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м. В п. 1.6 СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" аналогично установлено, что сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной (в свету) не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м, но при этом предусмотрено, что это требование не распространяется на сквозные проемы в зданиях и сооружениях на уровне земли или первого этажа (пешеходные проходы и другие, не предназначенные для проезда пожарных машин).

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 12 комментируемой статьи в исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

13. Часть 13 комментируемой статьи вобрала в себя с соответствующей детализацией положение п. 2.9 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", устанавливающее, что тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

14. Предусмотренные в ч. 14



Что еще почитать