Кому нужно обучение по радиационной безопасности? Требования по обеспечению радиационной безопасности персонала Документ об обучении персонала по радиационной безопасности.

Положение определяет порядок и требования к организации проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности в атомной энергетике у персонала действующих и строящихся атомных станций, эксплуатирующих организаций атомных станций и предприятий, обеспечивающих эксплуатацию атомных станций.

Обозначение: РД 04-15-94
Название рус.: Положение о проверке знаний правил, норм и инструкций по безопасности в атомной энергетике у персонала атомных станций и эксплуатирующих организаций атомных станций
Статус: не действует
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата введения в действие: 08.10.2011
Утвержден: 01.12.1994 Госатомнадзор России (USSR Gosatomnadzor 131)
Опубликован: ОНТИ НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России (2000 г.)

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ, НОРМ И ИНСТРУКЦИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ В АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ У ПЕРСОНАЛА АТОМНЫХ СТАНЦИЙ И ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ

РД-04-15-94

МОСКВА 2000

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

(Госатомнадзор России)

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

ПОЛОЖЕНИЕ

ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ, НОРМ И ИНСТРУКЦИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ В АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ У ПЕРСОНАЛА АТОМНЫХ СТАНЦИЙ И ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ

Утверждено приказом Введено в действие

№ 131

РД-04-15-94

Москва 2000

Общие положения

1.1. Положение о проверке знаний правил, норм и инструкций по безопасности в атомной энергетике у персонала атомных станций и эксплуатирующих организаций атомных станций (далее - Положение) разработано на основании Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. № 283-рп, с изменениями, утвержденными распоряжением Президента Российской Федерации от 16 сентября 1993 г. № 636-рп и Требований к эксплуатирующей организации атомной станции (РД-04-03-93), утвержденных Председателем Госатомнадзора России 26 мая 1993 г. и введенных в действие Постановлением Госатомнадзора России от 18 июня 1993 г. № 7.

1.2. Положение определяет порядок и требования к организации проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности в атомной энергетике (далее - НД по безопасности) у персонала действующих и строящихся атомных станций, эксплуатирующих организаций атомных станций и предприятий, обеспечивающих эксплуатацию атомных станций (далее - руководящий персонал и специалисты).

1.3. Положение действует в переходный период до введения разрешительной системы Госатомнадзора России по выдаче лицензий (разрешений) должностным лицам, осуществляющим руководство безопасной эксплуатацией, ведущим технологический процесс (далее - оперативный персонал) и обеспечивающим ведомственный контроль безопасности. С введением разрешительной системы категории персонала, на деятельность которого требуется получение лицензий (разрешений) в органах Госатомнадзора России, не проходят проверку знаний НД по безопасности в соответствии с настоящим Положением.

1.4. Документы, определяющие порядок проверки знаний НД по безопасности, разрабатываемые и действующие на атомных станциях и в эксплуатирующих организациях, должны полностью соответствовать требованиям Положения.

1.5. Госатомнадзор России по представлению эксплуатирующих организаций утверждает перечни должностей руководящего персонала, специалистов и оперативного персонала, проходящих проверку знаний НД по безопасности.

Проверка знаний НД по безопасности в соответствии с перечнями должностей проводится:

Радиационная безопасность персонала рентгеновского кабинета обеспечивается системой защитных мероприятий конструктивного характера при производстве рентгеновских аппаратов, планировочными решениями при их эксплуатации, использованием стационарных, передвижных и индивидуальных средств радиационной защиты, выбором оптимальных условий проведения рентгенологических исследований, осуществлением радиационного контроля.

Радиационная безопасность персонала обеспечивается:

Ограничениями допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения и другим показателям;

Знанием и соблюдением правил работы с источниками излучения;

Достаточностью защитных барьеров, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничением времени работы с источниками излучения;

Созданием соответствующих условий труда;

Применением индивидуальных средств защиты;

Соблюдением установленных контрольных уровней;

Организацией радиационного контроля;

Организацией системы информации о радиационной обстановке;

Проведением эффективных мероприятий по защите персонала при планировании повышенного облучения в случае угрозы и возникновении аварии.

К работе по эксплуатации рентгеновского аппарата допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие документ о соответствующей подготовке, прошедшие инструктаж и проверку знаний правил по обеспечению безопасности, действующих в учреждении документов и инструкций. Подготовка специалистов, участвующих в проведении рентгенологических исследований, осуществляется по программам, включающим раздел "Радиационная безопасность". Учреждение, проводящее обучение, должно иметь лицензию на образовательную деятельность.

Администрация учреждения организует проведение предварительных (при поступлении на работу) и ежегодных периодических медицинских осмотров персонала группы А. К работе допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний для работы с источниками ионизирующих излучений. Это же требование распространяется на лиц, поступающих на курсы, готовящие кадры для работы в рентгеновских кабинетах.

При выявлении отклонений в состоянии здоровья, препятствующих продолжению работы в рентгеновском кабинете, вопрос о временном или постоянном переводе этих лиц на работу вне контакта с излучением решается администрацией учреждения в каждом отдельном случае индивидуально в установленном порядке.

Женщины освобождаются от непосредственной работы с рентгеновской аппаратурой на весь период беременности и грудного вскармливания ребенка.

Система инструктажа с проверкой знаний по технике безопасности и радиационной безопасности включает:

вводный инструктаж - при поступлении на работу;

первичный - на рабочем месте;

повторный - не реже двух раз в году;

внеплановый - при изменении характера работ (смене оборудования рентгеновского кабинета, методики обследования или лечения и т.п.), после радиационной аварии, несчастного случая.

Лица, проходящие стажировку и специализацию в рентгеновском кабинете, а также учащиеся высших и средних специальных учебных заведений медицинского профиля допускаются к работе только после прохождения вводного и первичного инструктажа по технике безопасности и радиационной безопасности. Для студентов и учащихся, проходящих обучение с источниками ионизирующих излучений, годовые дозы не должны превышать значений, установленных для персонала группы Б.

В рентгенологических исследованиях , сопровождающихся сложными манипуляциями, проведение которых не входит в должностные обязанности персонала рентгеновского кабинета, могут участвовать специалисты (стоматологи, хирурги, урологи, ассистенты хирурга, травматологи и другие), относящиеся к категории облучаемых лиц персонала группы Б, обученные безопасным методам работы, включая обеспечение радиационной безопасности пациента, и прошедшие инструктаж.

Персонал рентгеновского кабинета должен знать и строго соблюдать настоящие Правила, правила охраны труда, техники безопасности, радиационной безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии. О нарушениях в работе рентгеновского аппарата, неисправности средств защиты и нарушении пожарной безопасности персонал должен немедленно доложить администрации учреждения.

Не допускается проведение работ с рентгеновским излучением, не предусмотренных должностными инструкциями, инструкциями по технике безопасности, радиационной безопасности и другими регламентирующими документами. Не допускается работа персонала рентгеновского кабинета без средств индивидуального дозиметрического контроля.

Не допускается проводить контроль качества монтажа, ремонта и юстировки рентгеновской аппаратуры путем рентгенологического исследования людей.

Рентгенолаборант не может обслуживать два и более одновременно работающих рентгеновских аппарата, в том числе в случае расположения их пультов управления в одной комнате.

Во время рентгенографии и сеанса рентгенотерапии персонал из комнаты управления через смотровое окно или иную систему наблюдает за состоянием пациента, подавая ему необходимые указания через переговорное устройство. Разрешается нахождение персонала в процедурной за защитной ширмой при работе: рентгенофлюорографического аппарата с защитной кабиной; рентгенодиагностического аппарата с универсальным столом-штативом поворотным при наличии защитных средств на экрано-снимочном устройстве; костного денситометра, маммографа и рентгеностоматологического оборудования. Не допускается нахождение в процедурной лиц, не имеющих прямого отношения к рентгенологическому исследованию.

Персонал должен владеть приемами оказания первой медицинской помощи, знать адреса и телефоны организаций и лиц, которым сообщается о возникновении аварий, содержать в порядке и чистоте кабинет, не допускать его загромождения.

Во время рентгенологического исследования врач рентгенолог должен соблюдать длительность перерывов между включениями высокого напряжения в соответствии с паспортом на аппарат, следить за выбором оптимальных физико-технических режимов исследования (анодное напряжение, анодный ток, экспозиция, толщина фильтров, размер диафрагмы, компрессия, расстояние, фокус-кожа и др.), проводить пальпацию дистанционными инструментами (дистинкторы и др.) и использовать передвижные и индивидуальные средства радиационной защиты в необходимом объеме и номенклатуре (Приложение 7 ).

При проведении сложных рентгенологических исследований (ангиография, рентгеноэндоскопия, исследование детей, пациентов в тяжелом состоянии и т.д.) весь работающий в процедурной (ренгтенооперационной) персонал использует индивидуальные средства защиты. При проведении рентгенографии в палатах используются передвижные или индивидуальные защитные средства для экранирования других пациентов; персонал располагается за ширмой или на максимально возможном расстоянии от палатного рентгеновского аппарата.

В случае возникновения нештатных (аварийных) ситуаций персонал действует в соответствии с инструкцией по ликвидации аварий.

К нештатным ситуациям в рентгеновском кабинете относятся:

Повреждение радиационной защиты аппарата или кабинета;

Переоблучение персонала или пациентов;

Короткое замыкание и обрыв в системах электропитания;

Замыкание электрической цепи через тело человека;

Механическая поломка элементов рентгеновского аппарата;

Поломка коммуникационных систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции;

Аварийное состояние стен, пола и потолка;

В соответствии с действующим Трудовым кодексом работодатель обязан обеспечить безопасность своих работников в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. Одним из главных инструментов реализации этой цели является проведение обучения персонала в области правильного выполнения работ. Это особенно важно для предприятий, технологический процесс которых предполагает использование так называемых источников ионизирующих излучений. Этим термином называют приборы и оборудование, которые в процессе работы генерируют радиацию, опасную для здоровья человека.

Порядок проведения обучения

Общие правила организации деятельности таких предприятий, включая проведение курсов для работников, регулируется положениями федерального закона № 3-ФЗ. В соответствии с этим и другими нормативными документами такое обучение в обязательном порядке проводится для следующих категорий работников:

  • лица, назначенные ответственными за обеспечение радиационной безопасности на предприятии;
  • медицинские работники, использующие рентгенологическое оборудование для диагностики и лечения пациентов;
  • сотрудники, чьи должностные обязанности предполагают регулярное применение приборов, представляющих собой источники излучения. Например, в эту категорию входят дефектоскописты и другие работники;
  • специалисты, осуществляющие текущее обслуживание и ремонт излучающего оборудования;
  • работники, занимающиеся измерением уровня радиации на объектах.

Периодичность обучения радиационной безопасности

Периодичность проведения учебных мероприятий для конкретной категории сотрудников устанавливается специальными нормативными документами. В большинстве случаев она составляет пять лет. Например, именно такой период действия документов о прохождении обучения установлен для медработников приказом Минтруда № 66н. Однако для некоторых категорий специалистов этот срок может быть уменьшен или увеличен. Так, для специалистов радиационного контроля I и II категорий - один раз в три года. А для работников, занимающихся радиационным контролем металлического лома, повторное проведение не предусмотрено. Оно проводится один раз при первичном поступлении на соответствующую должность.

В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые к настоящему приказу по радиоизотопных приборов.

2. Признать не подлежащим применению приказ Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности от 2 апреля 2001 г. N 21 "Об утверждении и введении в действие Методических указаний по осуществлению надзора за обеспечением радиационной безопасности при эксплуатации радиоизотопных приборов".

Утверждены
Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 25 июля 2017 г. N 283

Методические рекомендации
по осуществлению надзора за обеспечением радиационной безопасности при эксплуатации радиоизотопных приборов

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по осуществлению надзора за обеспечением радиационной безопасности при эксплуатации радиоизотопных приборов (далее - Методические рекомендации) содержат рекомендации по организации и проведению проверок (инспекций) в организациях, эксплуатирующих радиоизотопные приборы в различных отраслях промышленности (в том числе металлургической, химической, нефтегазовой, угольной, горной, строительной), а также осуществляющих транспортирование мобильных радиоизотопных приборов к месту проведения работ за границами своей территории (то есть с выездом на пути сообщения общего пользования).

В настоящих Методических рекомендациях под радиоизотопным прибором понимается радиационно-информационное устройство, принцип действия которого основан на использовании результатов взаимодействия ионизирующего излучения с объектом контроля, имеющее в своем составе закрытый радионуклидный источник (например, уровнемеры, толщиномеры, плотномеры, счетчики предметов, измерители давления, влагомеры, радиоизотопные извещатели дыма, анализаторы).

Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1044 "О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии";

Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии:

"Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" (НП-038-16), утвержденные приказом Ростехнадзора от 28 сентября 2016 г. N 405 (зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2016 г., регистрационный N 44120);

"Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16), утвержденные приказом Ростехнадзора от 28 ноября 2016 г. N 503 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2016 г., регистрационный N 44843);

"Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения" (НП-034-15), утвержденные приказом Ростехнадзора от 21 июля 2015 г. N 280 (зарегистрирован Минюстом России 3 августа 2015 г., регистрационный N 38303) (далее - НП-034-15);

"Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов" (НП-053-16), утвержденные приказом Ростехнадзора от 15 сентября 2016 г. N 388 (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2017 г., регистрационный N 45375)(далее - НП-053-16);

"Требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ" (НП-074-06), утвержденные постановлением Ростехнадзора от 12 декабря 2006 г. N 8(далее - НП-074-06);

"Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами" (НП-014-16), утвержденные приказом Ростехнадзора от 15 февраля 2016 г. N 49 (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2016 г., регистрационный N 41970);

"Правила физической защиты радиоактивных веществ и радиационных источников при их транспортировании" (НП-073-11), утвержденные приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2011 г. N 747 (зарегистрирован Минюстом России 20 января 2011 г., регистрационный N 22984)(далее - НП-073-11);

"Требования к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии" (НП-024-2000), утвержденные постановлением Госатомнадзора России от 28 декабря 2000 г. N 16 (далее - НП-024-2000);

Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии, утвержденного приказом Ростехнадзора от 7 июня 2013 г. N 248 (зарегистрирован Минюстом России 25 июня 2013 г., регистрационный N 29174);

Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. N 703 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2012 г., регистрационный N 23845);

Санитарных правил и нормативов СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 40 (зарегистрирован Минюстом России 11 августа 2010 г., регистрационный N 18115);

Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с радиоизотопными приборами и их устройству. СанПиН 2.6.1.3287-15", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 июля 2015 г. N 27 (зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2015 г., регистрационный N 38518);

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ). СанПиН 2.6.1.1281-03", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 54 (зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2003 г., регистрационный N 4529).

3. Методические рекомендации предназначены для должностных лиц Ростехнадзора (центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью), осуществляющих подготовку программ проверки (инспекции) и принимающих участие в проверках (инспекциях) деятельности организаций, эксплуатирующих радиоизотопные приборы.

4. Термины, используемые в настоящих Методических рекомендациях, определены в нормативных правовых актах Российской Федерации в области использования атомной энергии. Список используемых сокращений приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

II. Организация проверки (инспекции)

5. Должностным лицам Ростехнадзора при подготовке к проверке (инспекции) рекомендуется изучить, в том числе:

а) положения документов, устанавливающих требования к обеспечению безопасности при эксплуатации РИП и указанных в пункте 2 настоящих Методических рекомендаций;

б) техническую (эксплуатационную) документацию на РИП (например, инструкции по эксплуатации, регламенты, руководства по эксплуатации), используемые в проверяемой (инспектируемой) организации;

в) материалы, обосновывающие безопасность осуществляемой деятельности, предоставленные организацией в Ростехнадзор при лицензировании;

г) УДЛ (при наличии у организации лицензии);

д) материалы, обосновывающие безопасность осуществляемой деятельности, представленные организацией в Ростехнадзор при ее регистрации в реестре организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации РИП, содержащих в своем составе только ЗРИ 4 и 5 категорий радиационной опасности;

е) материалы по результатам надзора за деятельностью организации, в том числе акты ранее проведенных проверок (инспекций) и выданных предписаний Ростехнадзора, а также информацию об их выполнении;

ж) материалы о результатах расследования нарушений при эксплуатации данного типа РИП, произошедших в организации и (или) иных поднадзорных организациях, при этом уделить внимание информации об отказах и недостатках систем и элементов такого типа РИП.

6. Для детализации целей и задач проверки (инспекции) разрабатывается программа проверки (инспекции). Рекомендации к содержанию программы проверки (инспекции) приведены в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

7. Основными вопросами при проведении проверки (инспекции) исполнения обязательных требований являются, в том числе:

а) выполнение ранее выданных предписаний;

б) исполнение УДЛ и требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

в) соблюдение порядка управления ресурсом систем и элементов РИП и специально оборудованных помещений (или выделенных мест) хранения (далее - места хранения) мобильных РИП, ЗРИ и отработавших ЗРИ;

г) соблюдение порядка проведения технического обслуживания и ремонта систем и элементов РИП, мест хранения мобильных РИП, ЗРИ и отработавших ЗРИ;

д) периодичность и объем работ по проведению испытаний и оценке технического состояния систем и элементов РИП, мест хранения мобильных РИП, ЗРИ и отработавших ЗРИ;

е) достоверность представляемой в Ростехнадзор информации о состоянии безопасности используемых РИП, мест хранения мобильных РИП, ЗРИ и отработавших ЗРИ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;

ж) выполнение организацией программ обеспечения качества на этапах ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации РИП, мест хранения мобильных РИП, ЗРИ и отработавших ЗРИ;

з) проведение мероприятий по обеспечению безопасности РИП, мест хранения мобильных РИП, ЗРИ и отработавших ЗРИ;

и) состояние физической защиты РИП, РВ, ЗРИ и отработавших ЗРИ;

к) состояние учета и контроля РВ и РАО;

л) фактическое наличие ЗРИ и отработавших ЗРИ;

м) поддержание необходимых характеристик систем и их элементов, важных для безопасности РИП, мест хранения мобильных РИП, ЗРИ и отработавших ЗРИ;

н) организация системы подбора и подготовки кадров, проверки знаний идопуска к работам работников (персонала);

о) соблюдение требований эксплуатационной и технологической документации;

п) соблюдение условий действия разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых работникам организации;

р) реализация технических решений и организационных мероприятий по предупреждению радиационных аварий и по готовности организации к ликвидации их последствий;

с) обеспечение безопасности при обращении с РАО (отработавшими ЗРИ);

т) другие вопросы, связанные с исполнением обязательных требований.

III. Проведение проверки (инспекции)

а) наличие технической (эксплуатационной) документации на РИП (в том числе паспорт, руководство по эксплуатации, инструкции по монтажу, пуску, регулировке, инструкции эксплуатационные специальные), а для РИП, являющихся РИ 1 - 3 категории радиационной опасности, - акта о вводе в эксплуатацию;

б) наличие и соответствие РИП сведениям, указанным в технической (эксплуатационной) документации на РИП и в документах, обосновывающих безопасность РИП;

в) соответствие условий эксплуатации РИП требованиям технической (эксплуатационной) документации и УДЛ;

г) непревышение назначенного срока службы ЗРИ и (или) наличие документов, подтверждающих выполнение мероприятий по продлению срока эксплуатации сверх назначенного срока службы используемых ЗРИ всоответствии с требованиями НП-024-2000;

д) непревышение назначенного срока эксплуатации РИП и (или) наличие документов, подтверждающих выполнение мероприятий по продлению срока эксплуатации сверх назначенного срока эксплуатации РИП в соответствии с требованиями НП-024-2000;

е) наличие отработавших ЗРИ;

ж) порядок обращения с отработавшими ЗРИ.

а) об установлении порядка обучения работников (персонала), допуска их к работе и проверки знаний правил радиационной безопасности при проведении работ;

б) о создании службы радиационной безопасности или назначении лица, ответственного за радиационную безопасность;

в) об определении перечня лиц, относящихся к персоналу групп А и Б;

г) о допуске работников (персонала) к работе с РИП, ЗРИ и обращению с отработавшими ЗРИ;

д) о назначении лица, ответственного за физическую защиту;

е) о назначении уполномоченного должностного лица, ответственного за передачу оперативного сообщения о нарушениях.

11. Рекомендуется проверить наличие в организационно-распорядительных документах, устанавливающих порядок допуска работников (персонала) к работе, требования о медицинском освидетельствовании работников (персонала) на отсутствие медицинских противопоказаний к работе с РВ.

14. Рекомендуется проверить наличие документов, определяющих должностные обязанности работников (персонала), эксплуатирующих РИП, работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО, а также их физическую защиту.

а) о назначении лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО, их хранение, организацию сбора, хранения и передачу РАО в специализированные организации, выдачу РВ в работу;

б) о создании централизованной службы, на которую возложены функции по осуществлению учета и контроля и предоставлению отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО (или назначении лица, ответственного за предоставление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО);

в) о назначении комиссии по инвентаризации РВ и РАО.

а) инструкции по учету и контролю РВ и РАО;

б) документов, определяющих правила и процедуры проведения инвентаризации РВ и РАО;

в) актов инвентаризационной комиссии, оформленных по результатам инвентаризации РВ и РАО;

г) журналов учета РВ и РАО;

д) документов, на основании которых осуществляется выдача мобильных РИП или ЗРИ из мест их хранения для проведения работ;

е) документов, на основании которых осуществляется прием-передача отработавших ЗРИ или не пригодных для дальнейшего использования ЗРИ их изготовителю на переработку или в специализированную организацию на хранение или захоронение.

23. Рекомендуется проверить наличие и содержание документа (решения комиссии по установлению уровня физической защиты радиационного объекта), устанавливающего уровень физической защиты для стационарных РИП, мест хранения мобильных РИП, ЗРИ и отработавших ЗРИ в соответствии с приложением N 1 НП-034-15.

24. Рекомендуется проверить соответствие организационных мероприятий, инженерно-технических средств системы физической защиты стационарных РИП, мест хранения мобильных РИП, ЗРИ и отработавших ЗРИ, а также персонала физической защиты (в зависимости от установленного уровня физической защиты) требованиям, содержащимся в приложении N 2 НП-034-15.

25. Рекомендуется проверить наличие и содержание документов по физической защите стационарных РИП, мест хранения мобильных РИП, ЗРИ и отработавших ЗРИ (в зависимости от установленного уровня физической защиты) на соответствие требованиям, содержащимся в приложении N 3 НП-034-15.

26. Рекомендуется проверить, что содержание плана обеспечения физической защиты стационарных РИП, мест хранения мобильных РИП, ЗРИ и отработавших ЗРИ соответствует требованиям, установленным в приложении N 4 НП-034-15.

29. В организации, эксплуатирующей РИП, являющиеся РИ 1 - 3 категории радиационной опасности, рекомендуется проверить наличие и содержание плана мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии.

30. В организации, эксплуатирующей стационарные РИП, являющиеся РИ 1 - 3 категории радиационной опасности, рекомендуется проверить наличие и работоспособность системы оповещения персонала о радиационной аварии (световой и звуковой сигнализации в рабочих и смежных помещениях).

31. В организации, эксплуатирующей РИП, являющиеся РИ 1 и (или) 2 категории радиационной опасности, рекомендуется проверить:

а) наличие аварийного запаса необходимых приборов радиационного контроля, средств связи и их работоспособность;

б) наличие и сроки годности (хранения) аварийного запаса медикаментов и средств индивидуальной защиты.

32. В организации, эксплуатирующей РИП, являющиеся РИ 1 - 3 категорий радиационной опасности, рекомендуется проверить:

а) наличие и содержание программ подготовки и проведения противоаварийных тренировок персонала для отработки действий в условиях радиационной аварии;

б) наличие документа, устанавливающего периодичность проведения противоаварийных тренировок;

в) наличие документа, в котором регистрируются результаты проведения противоаварийных тренировок.

33. В случае если организация сама осуществляет транспортирование мобильных РИП и (или) упаковок со ЗРИ за границами своей территории, рекомендуется проверить:

а) наличие упаковок, а также соответствие типов и транспортных категорий данных упаковок транспортируемым ЗРИ;

б) наличие российских сертификатов (сертификатов-разрешений) на конструкцию используемых упаковок, сертификатов (сертификатов-разрешений) на перевозки и других сертификатов (сертификатов-разрешений) в случаях, предусмотренных требованиями НП-053-16, а также соответствие количества и радионуклидного состава радиоактивного материала (ЗРИ) значениям, указанным в этих сертификатах-разрешениях;

в) наличие специально оборудованных (дооборудованных) или без специального оборудования перевозочных средств, используемых для транспортирования мобильных РИП и (или) упаковок со ЗРИ, а также документацию на их конструкцию;

г) наличие организационно-распорядительных документов, устанавливающих процедуры проведения проверки размещения, крепления, содержания, значений уровней излучения и радиоактивного загрязнения упаковок;

д) наличие и соответствие маркировки, этикеток и знаков опасности, нанесенных на используемые транспортные упаковки, требованиям НП-053-16;

е) наличие документального подтверждения квалификации и уровня подготовки лиц, ответственных за сопровождение грузов при транспортировании мобильных РИП и (или) упаковок со ЗРИ;

ж) наличие и содержание программы радиационной защиты, разрабатываемой для транспортирования упаковок со ЗРИ, за исключением ЗРИ 4 и 5 категорий радиационной опасности.

34. В случае если организация сама осуществляет транспортирование мобильных РИП и (или) упаковок со ЗРИ за границами своей территории, рекомендуется проверить:

а) наличие допуска к работе, связанной с выполнением обязанностей по физической защите, у лиц, ответственных за физическую защиту при транспортировании мобильных РИП и (или) упаковок со ЗРИ;

б) наличие документов по установлению уровня физической защиты перевозимых мобильных РИП и (или) упаковок со ЗРИ в соответствии с требованиями НП-073-11;

в) наличие разработанного и утвержденного руководством организации плана физической защиты при транспортировании мобильных РИП и (или) упаковок со ЗРИ;

г) соответствие содержания плана физической защиты при транспортировании мобильных РИП и (или) упаковок со ЗРИ требованиям НП-073-11.

35. При проведении проверки (инспекции) на месте проведения работ с использованием мобильного РИП рекомендуется проверить:

а) у водителя или сопровождающего груз лица наличие сопроводительной документации с учетом требований НП-053-16 и аварийной карточки;

б) наличие установленных на двух внешних боковых стенках и на внешней задней стенке перевозочного средства информационных табло, предусмотренных требованиями НП-053-16;

в) у лиц, ответственных за сопровождение груза, наличие доверенности на право сопровождения.

36. В случае если организация сама осуществляет транспортирование мобильных РИП и (или) упаковок со ЗРИ за границами своей территории, рекомендуется проверить:

а) наличие плана (планов) работ по ликвидации последствий радиационных аварий при транспортировании мобильных РИП и (или) упаковок со ЗРИ, разработанного с учетом конкретных условий транспортирования и степени потенциальной радиационной опасности транспортируемого радиоактивного материала (ЗРИ);

б) соответствие содержания плана (планов) работ по ликвидации последствий радиационных аварий при транспортировании мобильных РИП и (или) упаковок со ЗРИ требованиям НП-074-06;

в) наличие разработанных и утвержденных в установленном в организации порядке соответствующих инструкций и документов, прикладываемых к плану (планам) работ по ликвидации последствий радиационных аварий при транспортировании мобильных РИП и (или) упаковок со ЗРИ.

37. В случае если организация сама осуществляет транспортирование мобильных РИП и (или) упаковок со ЗРИ за границами своей территории, то при осмотре специализированных автомашин, используемых для перевозки мобильных РИП и (или) упаковок со ЗРИ, рекомендуется проверить наличие:

а) радиационной защиты;

б) запорного устройства;

в) аварийного комплекта;

г) маркировки, этикеток (знаков опасности) и предупредительных знаков;

д) приборов радиационного контроля.

38. Рекомендуется проверить наличие и содержание инструкций, программ и графиков, в соответствии с которыми проводится техническое обслуживание и ремонт систем и элементов, важных для безопасности РИП, а также технических средств радиационного контроля.

Следует проверить, что указанные документы разработаны на основе технической (эксплуатационной) документации.

39. Рекомендуется проверить, что сторонние организации, которые в рамках договора с проверяемой (инспектируемой) организацией выполняют техническое обслуживание, ремонт и перезарядку РИП, имеют соответствующие лицензии Ростехнадзора. Если указанные работы выполняются проверяемой (инспектируемой) организацией - рекомендуется проверить наличие специально оборудованного помещения, специального оборудования, соответствующих инструкций и специально подготовленного персонала.

40. Рекомендуется проверить в проверяемой (инспектируемой) организации, что в документах, в соответствии с которыми проводится техническое обслуживание и ремонт, содержится обязательное требование о проведении дозиметрического контроля после перезарядки ЗРИ, установки БРнИ и наладки РИП с оформлением протокола дозиметрического контроля.

а) положения о службе радиационной безопасности или приказа (распоряжения) организации о назначении лица, ответственного за радиационную безопасность (контроль) и документов, определяющих должностные обязанности этого лица;

б) программы радиационного контроля с учетом особенностей и условий выполняемых работ, включающей перечень видов контроля, типов используемых средств измерений и точек измерения с указанием периодичности каждого вида контроля;

в) журналов (протоколов) радиационного контроля и соответствие проводимого радиационного контроля программе радиационного контроля;

г) карточек учета индивидуальных доз персонала группы А;

д) установленных и согласованных контрольных уровней (например, дозы, плотности потоков).

44. При осмотре мест хранения мобильных РИП, ЗРИ и отработавших ЗРИ рекомендуется проверить:

а) их соответствие документам, обосновывающим безопасность, и проектной документации (для специально оборудованных помещений хранения);

б) соответствие фактического размещения мобильных РИП, ЗРИ и отработавших ЗРИ в местах их хранения документам, обосновывающим безопасность, и (или) проектной документации (для специально оборудованных помещений хранения);

в) наличие схемы размещения мобильных РИП, ЗРИ и отработавших ЗРИ в местах их хранения.

а) наличие маркировки завода-изготовителя (заводской номер, год выпуска) и знака радиационной опасности;

б) крепление РИП (БРнИ) на рабочем месте (объекте), обеспечивающее его надежное крепление и исключающее возможность его снятия без санкции ответственного лица;

в) наличие пломбы на крышке коллимационного отверстия или наличие стопорного винта и контргайки (в зависимости от конструкции БРнИ) и соответствие положения ЗРИ расположению надписи "Открыто"/"Закрыто";

г) наличие защитных пробок для закрытия коллимационного отверстия БРнИ при положении "Закрыто";

д) наличие замка (устройства), исключающего извлечение из БРнИ источника без вскрытия специальным ключом;

е) наличие документа (например, приказа, распоряжения, инструкции), определяющего порядок хранения специальных ключей, имеющихся в организации.

IV. Оформление результатов проверки (инспекции)

47. Результаты проверки (инспекции) оформляются в соответствии с требованиями Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии, утвержденного приказом Ростехнадзора от 7 июня 2013 г. N 248 (зарегистрирован Минюстом России 25 июня 2013 г., регистрационный N 29174).

Приложение N 1

осуществлению надзора за обеспечением
радиационной безопасности при эксплуатации
радиоизотопных приборов,

по экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 25 июля 2017 г. N 283

Список сокращений

БРнИ - блок радионуклидного источника
ЗРИ - закрытый радионуклидный источник
РАО - радиоактивные отходы
РВ - радиоактивные вещества
РИ - радиационный источник
РИП - радиоизотопный прибор
УДЛ - условия действия лицензии

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям по
осуществлению надзора за обеспечением
радиационной безопасности при эксплуатации
радиоизотопных приборов,
утвержденным Федеральной службы
по экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 25 июля 2017 г. N 283

1. При формировании перечня вопросов проверки (инспекции) рекомендуется использовать пункт 7 и раздел III настоящих Методических рекомендаций, сгруппировав их по направлениям.

2. По каждому направлению проверки (инспекции) рекомендуется сформировать опросные листы.

Образец опросного листа по направлению "Аварийная готовность и реагирование" приведен в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

3. Вопросы в опросных листах следует сформулировать таким образом, чтобы на них можно было дать однозначный ответ "ДА" или "НЕТ".

Приложение N 3
к Методическим рекомендациям по
осуществлению надзора за обеспечением
радиационной безопасности при эксплуатации
радиоизотопных приборов,
утвержденным Федеральной службы
по экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 25 июля 2017 г. N 283

Образец опросного листа

Аварийная готовность и реагирование
N Установлено/проверено Да Нет Примечание
1. Наличие плана мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии
2. Соответствие содержания плана мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии требованиям Общих положений обеспечения безопасности радиационных источников и Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности
3. Наличие в технической (эксплуатационной) документации на РИ перечня возможных радиационных аварий
4. Наличие инструкции по действиям персонала при радиационной аварии
5. Наличие программы подготовки и проведения противоаварийных тренировок
6. Наличие графика проведения противоаварийных тренировок
7. Наличие журнала прохождения персоналом противоаварийных тренировок

Обзор документа

Под радиоизотопным прибором понимается радиационно-информационное устройство, принцип действия которого основан на использовании результатов взаимодействия ионизирующего излучения с объектом контроля, имеющее в своем составе закрытый радионуклидный источник (например, уровнемеры, толщиномеры, плотномеры, счетчики предметов, измерители давления, влагомеры, радиоизотопные извещатели дыма, анализаторы).

По технологическому применению радиоизотопные приборы подразделяются на стационарные (размещение и эксплуатация предусмотрена на одном месте) и мобильные (переносные).

Прописаны действия проверяющих лиц на подготовительном этапе и при непосредственной реализации мероприятий.

Ранее изданные указания признаны не подлежащими применению.

Обучение по радиационной безопасности с последующей проверкой является обязательным для сотрудников при работе с источниками радиационного излучения. Повышение квалификации с последующей проверкой знаний и выдачей удостоверений по радиационной безопасности проводится каждые 5 лет. Стоимость может варьироваться в зависимости от учебного центра и количества обучаемых и в среднем составляет 6500 рублей.

Радиационная безопасность представляет собой комплекс мер, целью которых выступает защита человека и окружающей среды от негативного воздействия при выполнении работ с источниками радиационного излучения на предприятиях и в организациях. В данное направление обучения также входит и радиационный контроль, основная задача которого заключается в отслеживании фактического уровня излучаемой радиации и его соответствие установленным законодательством нормативам.

Основанием для изучения данного курса выступает Закон №3-ФЗ от 09.01.1996 г «О радиационной безопасности населения». Если опираться на его требования, то во всех организациях, ведущих работу с оборудованием, являющимся источником опасного радиационного излучения, то есть осуществляющих его эксплуатацию, хранение или обслуживание, в обязательном порядке (приказом по предприятию) должно быть назначено ответственное лицо, которое помимо высшего или средне специального образования, также должно быть обучено по курсу радиационной безопасности.

Помимо вышеуказанного закона, правовое регулирование в вопросах обеспечения радиационной безопасности обеспечивается такими нормативными документами, как ОСПОРБ-99/2010 и НРБ-99/2009.

Для чего необходимо обучение по радиационной безопасности сотрудникам предприятий?

В целом, обучение необходимо предприятиям для соблюдения требований нормативных и законодательных актов РФ, обеспечения безопасности сотрудников, а также благоприятной среды с точки зрения ее экологии и пригодности для жизнедеятельности. Повышение квалификации специалистов по данному вопросу, также позволит избежать внештатных аварийных ситуаций, связанных с опасным ионизирующим излучением. Кроме того, грамотно организованная система безопасности от воздействия радиации на предприятии положительно скажется на имидже компании и поможет избежать крупных штрафов при проведении проверок государственных органов.

Стоимость данного направления обучения составляет от 6500 рублей. Продолжительность курса занимает не более 72 часов. При этом важным моментом является то, что обучение проходит дистанционно, а значит не требует отрыва сотрудников от их непосредственной производственной деятельности. Это позволяет экономить не только временные, но и финансовые затраты, возможные при вынужденном простое производства во время отсутствия на рабочем месте ключевого сотрудника.

Удостоверения по повышению квалификации по радиационной безопасности действуют 5 лет.

Сведения о требованиях, предъявляемых к слушателям курса.

Категория слушателей включает в себя лиц, получивших высшее или средне специальное образование. Как правило, это ответственные в вопросах обеспечения радиационной безопасности на предприятии либо те, кто часто контактируют с опасными приборами и оборудованием по роду своей деятельности. Это могут быть руководители и специалисты предприятий в лице инженерно-технического персонала, а также работников служб радиационной безопасности и контроля, персонал лабораторий радиационного контроля.

Также данное направление обучения будет значимым и для сотрудников медицинских учреждений (санаториев, поликлиник, больниц). Так, например, в медицинских организациях наиболее подверженными риску контакта с ионизирующими излучениями лицами являются врачи-рентгенологи, лаборанты рентгенологических кабинетов.

Помимо медицины источники излучения радиации могут эксплуатироваться в различных отраслях промышленности, например, в металлургической, горной, химической, в строительстве и т.д. На таких предприятиях наиболее часто встречающимися источниками радиационного излучения являются радиоизотопные приборы и аппараты дефектоскопии.

Основные задачи обучения.

Основной задачей, которая ставится при реализации обучающего курса по радиационной безопасности, является повышение квалификации сотрудников или актуализация и совершенствование уже имеющихся знаний в рамках присвоенной ранее квалификации.

Также к основным задачам обучения можно отнести:

  • повышение знаний сотрудников предприятий в вопросах обеспечения радиационной безопасности в целом;
  • ознакомление обучающихся с существующими способами и средствами индивидуального дозиметрического и радиационного контроля;
  • осведомление слушателей о существующих законодательных требованиях и нормах в области обеспечения радиационной безопасности;
  • обучение аудитории практическим навыкам работы с приборами, осуществляющими радиационный контроль.

Состав обучающей программы.

Состав лекционных занятий охватывает следующие темы и разделы:

  1. Общие сведения о радиоактивности. Раздел содержит в себе основные применяемые термины, определения и понятия, сведения об ионизирующих излучениях и их взаимодействии с веществом, а также способах мониторинга и контроля подобного рода воздействий.
  2. Основы спектрометрии - методы измерения активности, а также общие сведения об аппаратном обеспечении радиометрических измерений и отборе необходимых пробных образцов. Также тема охватывает вопросы обеспечения охраны труда на объектах с повышенным риском радиационной опасности.
  3. Дозиметрия - общие понятия и применяемое для контроля оборудование.
  4. Общие сведения о законодательных требованиях и нормах, применяемых к объектам, использующим опасные приборы и технологии, а также к метрологическому обеспечению контроля радиоактивных излучений.
  5. Общие сведения о происхождении, распространении, воздействии на человека и нормировании изотопов радона и продуктов их распада. Тема затронет также вопросы о радиоактивных отходах, основах радиоэкологии и биологического действия радиации на человека.
  6. Обеспечение радиационной безопасности в медицинских учреждениях. Действующее санитарное законодательство в области обеспечения радиационной безопасности. В тему войдут вопросы оценки радиационной обстановки в помещениях, ее нормирование и способы защиты. Для медицинского персонала - возможные источники излучения радиации при осуществлении медицинской деятельности, осуществление защиты персонала ЛПУ. Также в тему войдут вопросы безопасного применения рентгеновского оборудования, обеспечения безопасности сотрудников медицинских организаций и пациентов.
  7. Законодательные требования по обеспечению радиационной безопасности населения РФ. В тему войдут вопросы гигиенического нормирования излучения, способы осуществления Государственного контроля радиационной обстановки, радиационная паспортизация и лицензирование предприятий, а также методы обеспечения радиационной безопасности населения в районах действия радиационных объектов.
  8. Последняя тема обучающего курса охватывает вопросы квалификационных требований к персоналу, осуществляющего свою деятельность на объектах радиационной опасности, требования к необходимости и периодичности прохождения ими соответствующего обучения, вопросы организации службы радиационной безопасности на предприятии

Что следует после завершения обучения.

По окончании прохождения обучающей программы всем обучившимся руководителям специалистам необходимо пройти проверку знаний по радиационной безопасности. При его успешной сдаче, выдается свидетельство или удостоверение (сертификат) установленного образца сроком на 5 лет. При окончании срока действия выданного ранее свидетельства курсы требуется изучить заново. За такой длительный период времени могут значительно измениться законодательные и нормативные требования, предъявляемые к организации радиационной безопасности.

Ответственность.

В случае несоответствия знаний ответственных на предприятиях за радиационную безопасность лиц, возможно нарушение ими законодательно установленных нормативов, что может стать следствием радиационных аварий, способных нанести значительный вред состоянию экологии, здоровью сотрудников и населения региона. В таком случае, «Кодексом об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность, которая при возникновении радиационной аварии на объекте, может обернуться приостановлением деятельности предприятия (ст. 3.12 КоАП), а также временным запретом на ее осуществление (ст. 27.16 КоАП).

В случае нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласно стать 6.3 КоАП размер штрафа может составить от 10 до 20 тысяч рублей, или также обернуться приостановлением деятельности объекта на срок до 90 суток.



Что еще почитать