Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, (предупреждения и ликвидации последствий ЧС). "об утверждении порядка накопления, хранен

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НОРМАХ, ПОРЯДКЕ НАКОПЛЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ, СПИСАНИЯ, ОСВЕЖЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 года N 330-15 "О мерах по накоплению и использованию имущества гражданской обороны", от 27 апреля 2000 года N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" , Приказа МЧС России от 1 октября 2014 года N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" , в целях повышения эффективности защиты населения, развития и совершенствования деятельности, связанной с накоплением необходимых запасов имущества гражданской обороны, и поддержания его в состоянии готовности к использованию при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о нормах, порядке накопления, хранения, списания, освежения и использования имущества гражданской обороны.

2. Главам администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм предусмотреть создание необходимых запасов (резервов) имущества гражданской обороны.

3. Управлению гражданской защиты Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан:

3.1. Ежегодно распределять имущество гражданской обороны резерва Правительства Республики Башкортостан по районам городского округа город Уфа Республики Башкортостан и корректировать План выдачи средств индивидуальной защиты населению городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

3.2. Организовать контроль за накоплением, хранением, списанием, освежением и использованием имущества гражданской обороны в запасах организаций городского округа.

4.1. Ежегодно проводить инвентаризацию средств радиационной, химической, биологической и медицинской защиты, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Результаты инвентаризации представлять в органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления в установленном порядке.

4.2. Информацию о закупках имущества гражданской обороны представлять по установленной форме отчетности в органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.

5. Признать утратившим силу Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 6 апреля 2006 года N 1662 "О мерах по обеспечению населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан имуществом гражданской обороны" .

6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан С.С.Хусаинова.

Глава
Администрации городского
округа город Уфа
Республики Башкортостан
И.И.ЯЛАЛОВ

ПОЛОЖЕНИЕ О НОРМАХ, ПОРЯДКЕ НАКОПЛЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ, СПИСАНИЯ, ОСВЕЖЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Утверждено
Постановлением Администрации
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от 17 февраля 2017 года N 175

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет организацию обеспечения, порядок накопления, хранения, списания, освежения и использования имущества гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации) для обеспечения им населения, нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб и защитных сооружений гражданской обороны (далее - НАСФ, НФ ГО, СС, ЗС ГО).

1.2. К имуществу гражданской обороны относятся средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, индивидуальные средства медицинской защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, приборы, комплекты и средства специальной обработки, средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны.

1.3. Имущество гражданской обороны используется в мероприятиях по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

2.1. Обеспечению имуществом гражданской обороны подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон:

Защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

Возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

2.2. Обеспечение имуществом гражданской обороны населения в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется:

Федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения;

Организациями - работников этих организаций.

2.3. Количество и категории населения, подлежащего обеспечению имуществом гражданской обороны на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, определяются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК НАКОПЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

3.1. Накопление запасов (резервов) средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

3.2. Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется для населения, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения:

Для работников организаций и отдельных категорий населения, работающего (проживающего) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, - СИЗ органов дыхания из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;

Для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, - респираторы из расчета на 100% их общей численности;

Для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, - медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности.

3.3. НАСФ, НФ ГО, СС, ЗС ГО обеспечиваются имуществом гражданской обороны, руководствуясь примерными нормами оснащения (табелизации).

3.4. Расходы на закладку, хранение, освежение, перевозку и техническое обслуживание имущества гражданской обороны, находящегося в запасах (резервах) организаций, и на оплату труда обслуживающего персонала финансируются из их собственных средств.

3.5. Закупка и поставка имущества гражданской обороны в запасы (резервы) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. ХРАНЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

4.1. Имущество гражданской обороны резерва Правительства Республики Башкортостан хранится на специализированных складах.

4.2. Имущество гражданской обороны, находящееся в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, должно храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении.

4.3. При наличии соответствующих условий хранения разрешается по согласованию с органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления (далее - органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления), хранить СИЗ на рабочих местах.

4.4. Населению территорий в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения) по решению соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций СИЗ могут выдаваться на ответственное хранение по месту жительства при условии обеспечения их сохранности.

4.5. Порядок, условия хранения, использования и содержания имущества гражданской обороны определяются инструкцией по длительному хранению на складах специального имущества гражданской обороны, .

4.6. Обучение населения правилам хранения и использования имущества гражданской обороны проводится в соответствии с примерными программами обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, разрабатываемыми МЧС России.

5. ПОРЯДОК СПИСАНИЯ И ОСВЕЖЕНИЯ

5.1. Имущество гражданской обороны, находящееся в запасах (резервах), подлежит освежению по истечении назначенного ему срока годности, выявлении отклонений от нормативных показателей, установленных ГОСТами, техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации, другими нормативно-техническими условиями, документами, утрате им защитных и эксплуатационных характеристик и невозможности его ремонта.

5.2. Основанием для продления срока хранения по истечении сроков годности для имущества гражданской обороны является:

Для приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля - свидетельство о поверке.

Результаты испытаний (поверок) записываются в паспорта (формуляры).

5.3. Списание имущества гражданской обороны осуществляется по решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на основании результатов лабораторных испытаний (поверок), выданных лабораториями и другими уполномоченными организациями, в порядке, установленном Приказом МЧС России от 27 мая 2003 года N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" .

5.4. Основанием для списания имущества гражданской обороны является:

Для средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, индивидуальных средств медицинской защиты, средств фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны - заключение по лабораторным испытаниям имущества гражданской обороны;

Для приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, приборов, комплектов и средств специальной обработки - извещение о непригодности к применению.

5.5. Информация о списании имущества гражданской обороны направляется руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления в установленном порядке.

6. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

6.1. Выдача имущества гражданской обороны из запасов (резервов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций для обеспечения защиты населения осуществляется по решению соответствующих руководителей органов и организаций с последующим сообщением в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления об изменении объемов накопления в запасах (резервах) имущества гражданской обороны.

6.2. СИЗ, выданные населению на ответственное хранение, используются населением самостоятельно при получении сигналов оповещения гражданской обороны и об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций.

6.3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов (резервов) имущества гражданской обороны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" .

Управляющий
делами Администрации
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
А.М.БАКИЕВА

Администрации
Лазаревского района г. Сочи
от 16 мая 2001 г. N 182-р

Порядок
накопления и использования имущества гражданской обороны

Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет нормы, порядок накопления и использования имущества гражданской обороны для обеспечения населения и гражданских организаций гражданской обороны.

2. К имуществу гражданской обороны относятся: средства индивидуальной защиты, приборы радиационной химической разведки и дозиметрического контроля, приборы и комплекты специальной обработки, средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны, индивидуальные средства медицинской защиты, средства связи и оповещения.

3. Имущество гражданской обороны используется в военное время, а также в мирное время при возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

4. Обеспечению средствами индивидуальной защиты органов дыхания подлежит все население Лазаревского района г. Сочи.

Гражданские организации гражданской обороны и защитные сооружения гражданской обороны обеспечиваются имуществом гражданской обороны согласно табелям (нормам) оснащения.

5. Накопление имущества гражданской обороны осуществляется в мирное время путем закладки его на склады субъектов Российской Федерации и создания запасов на предприятиях, в организациях и учреждениях (независимо от форм собственности).

Порядок накопления имущества гражданской обороны
в запасе предприятий, организаций и учреждений

6. Номенклатура и размеры накопления в запасе предприятий, организаций и учреждений противогазов определяются исходя из необходимости обеспечения ими всех лиц, работающих в мирное время, а остального имущества гражданской обороны - табелями (нормами) оснащения гражданских организаций гражданской обороны и защитных сооружений гражданской обороны и утверждаются органами по делам ГО и ЧС района. При этом количество противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

7. Расходы на закладку, хранение, перевозку и техническое обслуживание имущества гражданской обороны, находящегося в запасе предприятий, организаций и учреждений, и на оплату труда обслуживающего персонала финансируются из их собственных средств.

8. Закупка и поставка имущества гражданской обороны в запас предприятий, организаций и учреждений осуществляется в установленном Порядке на основе заключенных предприятиями, организациями и учреждениями прямых договоров с заводами-изготовителями или с базами материального снабжения.

9. Списание из запаса предприятий, организаций и учреждений имущества гражданской обороны, утратившего защитные и эксплуатационные свойства по истечении сроков годности, производится на основании актов технического (качественного) состояния, согласованных с главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Краснодарского края. Списание осуществляется на основании решений руководителей предприятий, организаций и учреждений.

10. Назначены сроки службы до списания и сроки хранения имущества гражданской обороны и установлены:

Измерители мощности дозы (ДП - 5, ДП - 35, ИМД - 1, ИМД - 12, ИМД - 21); измерительные устройства ИУ, зарядные устройства (ЗД - 5, ЗД - 6), измерители доз (ИД - 1, ИД - 2, ИД - 11, ДКП - 50), радиометрическая ДПР - 64, газосигнализаторы (ГСП - 11, ГСА - 12), приборы химической разведки (ВПХР, МПХР, ПХР - МВ и др.), лаборатории (МПХЛ, ПХЛ - 54), противогазы фильтрующие (ГП - 5, ГП

7, ПДФ), камеры защитные детские (КЗД - 6, КЗД - 4), костюмы защитные Л - 1, дегазационные комплекты всех наименований, метеокомплекты (МК - 2, МК - 3), комплекты знаков ограждений (КЗО - 1, КЗО - 2), палатки для технической проверки противогазов, клапаны ДУ - 200 П(Р), тягонапорометры, монтажные детали, вентиляторы - 15 лет;

Индивидуальные противохимические пакеты (ИПП - 8, МПП - 8а), порошок СФ - 2у - 20 лет;

Дополнительные патроны (ДПГ - 3, ДПГ - 1), фильтры - поглотители (ФПУ - 300, ФПУ - 200, ФПУ - 100), предфильтры (ПФП - 1000, ПФ - 300), устройство 300 (средства регенерации) - 10 лет;

Регенеративные патроны (РП - 4, РП - 100, РУ - 150 (6) - 8 лет;

Противогазы изолирующие (ИП - 4М, ИП - 5) - 16 лет;

Респираторы Р - 2, фильтры - поглотители ФГ - 70 - 5 лет;

Дополнительные патроны (ДП - 2, ДП - 1), промышленные противогазы - 3 года;

Защитные костюмы (КХО, КЗИ) - 12 лет;

Плащи защитные, гулки защитные, перчатки защитные - 14 лет.

Хранение и организация выдачи имущества
гражданской обороны

11. Имущество гражданской обороны запаса предприятий, организаций и учреждений хранится на складах.

12. Порядок и условия хранения имущества гражданской обороны определяются инструкцией по длительному хранению на складах специального имущества гражданской обороны.

13. Имущество гражданской обороны из запаса предприятий, организаций и учреждений выдается по решению их руководителей.

Контроль и ответственность за накопление, хранение,
замену, освещение и использование имущества
гражданской обороны

14. Контроль за накоплением, хранением, освещением и использование по прямому назначению имущества гражданской обороны в запасе предприятий, организаций и учреждений производится управлением по делам ГО и ЧС Лазаревского района г. Сочи.

15. Ответственность за накопление, хранение, освещение и поддерживание в состоянии готовности к использованию имущества гражданской обороны в запасе предприятий, организаций и учреждений несут их руководители.

Начальник

управления по делам ГО и ЧС

Документ по состоянию на январь 2016 года

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 "Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" и в целях организации планирования, создания, накопления и выдачи имущества гражданской обороны населению района постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о нормах, порядке накопления и использования имущества гражданской обороны Петушинского района.

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Петушинского района и руководителям организаций независимо от их организационно-правовой формы определить номенклатуру и объемы средств индивидуальной защиты при возникновении ЧС природного и техногенного характера, осуществлять контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) имущества гражданской обороны Петушинского района.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя главы района А.Р. Круглова.

4. Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию в районной газете "Вперед".


Глава Петушинского района А.Д.СЕРЕДА


Приложение к Постановлению Главы Петушинского района от 21.08.2006 N 1424

ПОЛОЖЕНИЕ О НОРМАХ, ПОРЯДКЕ НАКОПЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ПЕТУШИНСКОГО РАЙОНА

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение определяет нормы и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля (далее - приборы РХР и дозиметрического контроля) Петушинского района.

1.2. Имущество, заложенное в резерве (средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля), предназначено для обеспечения защиты населения и оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время.

1.3. Накопление имущества осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Петушинского района.

1.4. Разбронирование имущества из резерва производится органами местного самоуправления Петушинского района.

1.5. Выдача имущества из резерва области и запасов организаций в мирное и военное время при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера производится по решению их руководителей.

1.6. Планирование выдачи имущества из резерва области для использования по предназначению осуществляется в мирное время отделом по делам ГО и ЧС Петушинского района.


2. Организация обеспечения населения средствами индивидуальной защиты


2.1. Обеспечение населения СИЗ осуществляется:

Органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;

Организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

2.2. Обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее:

На территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне (далее - ГО);

В населенных пунктах с объектами особой важности и железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО, а также с объектами, критически важными для национальной безопасности Российской Федерации;

На территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).

2.3. Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:

На территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

На территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах;

На территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;

На территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.


3. Нормы и порядок накопления


3.1. Накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Положения:

Для детей - камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100% от их общей численности;

Для неработающих пенсионеров и другого неработающего населения, проживающих на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности, за пределами названных зон - противогазы из расчета на 100% от их общей численности;

Для работников радиационно опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций;

Для работников организаций (кроме радиационно опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

3.2. Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах):

Дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей потребности;

Медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности.

3.3. Имущество гражданской обороны разбронируется и выдается из резерва следующим категориям населения:

3.3.1. Противогазы:

Для обеспечения неработающих пенсионеров и другого неработающего населения - из расчета 100% от их общей численности;

Для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований - из расчета 50% от их общей численности.

3.3.2. Камеры защитные детские - детям до 1,5 лет из расчета 100% от их общей численности.

3.3.3. Противогазы детские - из расчета 100% от их общей численности.

3.3.4. Дополнительные патроны - личному составу нештатных аварийно-спасательных формирований, работникам организаций, продолжающим производственную деятельность в военное время на химически опасных объектах, и населению, проживающему вблизи химически опасных объектов, из расчета 40% от их общей численности.

3.3.5. Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля - для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований из расчета 40% от их общей потребности в соответствии с табелями оснащения.

3.3.6. Индивидуальные противохимические пакеты - личному составу нештатных аварийно-спасательных формирований, а также работникам организаций, продолжающим производственную деятельность в военное время в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, из расчета 40% от их общей численности.

3.4. Размеры и номенклатура накопления средств индивидуальной защиты определяются из необходимости обеспечения ими всех лиц, работающих в мирное и военное время, а приборами радиационной химической разведки и дозиметрического контроля, индивидуальными средствами медицинской защиты в соответствии с табелями оснащения нештатных АСФ.

3.5. Расходы на закладку, хранение, освежение, перевозку и техническое обслуживание имущества резерва Петушинского района - из бюджета Петушинского района, резерва организаций - из их собственных средств.

3.6. Закупка СИЗ осуществляется на заводах-изготовителях.

Органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ГО при органах местного самоуправления, - за СИЗ в запасах (резервах) Петушинского района и организаций, расположенных на территории муниципального образования;

Структурными подразделениями (работниками) организаций, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения, - за СИЗ в запасах (резервах) этих организаций.

Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, (предупреждения и ликвидации последствий ЧС)

1. Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО

Порядок накопления имущества гражданской обороны определяется «Положением о нормах, порядке накопления и использования имущества гражданской обороны», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. № 330-15.

К имуществу гражданской обороны относятся средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, приборы и комплекты специальной обработки, средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны, индивидуальные средства медицинской защиты, средства связи и оповещения.

Накопление по установленным нормам имущества гражданской оборо­ ны осуществляется в мирное время путем закладки его в мобилизационный резерв Российской Федерации, передаваемый на хранение субъек там Российской Федерации, и создания запасов на объектах экономики. Номенклатура и нормы накопления данного имущества в мобрезерве опреде­ляются Правительством Российской Федерации, исходя из потребности в нем населения и формирований гражданской обороны, а в запасе объектов эко­ номики - исходя из необходимости обеспечения имуществом наибольшей работающей смены этих объектов и формирований гражданской обороны (в пределах утвержденной табельной положенности).

Закупки и поставка имущества в мобрезерв осуществляются по госу­ дарственному оборонному заказу, а в запас объектов экономики - по прямым связям с поставщиками за счет собственных средств предприятий, учрежде­ ний и организаций.

Имущество мобрезерва хранится на складах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на складах объектов эко­ номики по сохранным обязательствам, что делается в целях сокращения вре­мени выдачи СИЗ населению, проживающему вблизи потенциально опасных объектов.

Запасы имущества на объектах экономики хранятся на складах пред приятий и организаций.

Порядок хранения и содержания имущества гражданской обороны определяется соответствующими инструкциями.

Освежение имущества гражданской обороны производится в соответ­ствии с планами органов, осуществляющих управление гражданской оборо­ной субъектов Российской Федерации и объектов экономики, путем разбро нирования в установленном порядке из мобрезерва и списания из запаса объ­ ектов экономики непригодного для использования по предназначению или морально устаревшего имущества и закладки на хранение новых изделий.

Ответственность за накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию имущества гражданской обороны возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и руководителей организаций.

В целях своевременной закладки и поставки имущества в мобилизационный резерв органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно по установленной форме представляют в МЧС России сведения по накоплению, замене, освежению, разбронированию имущества гражданской обороны, хранящегося в мобилизационном резерве Российской Федерации.

На основании государственного оборонного заказа МЧС России разрабатывает план распределения имущества гражданской обороны для хранения в мобилизационном резерве Российской Федерации и составляет ведомость разбронирования и утилизации имущества, утратившего свои защитные и эксплуатационные свойства. Выписка из этих документов направляется в Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

МЧС России по согласованию с Росрезервом, Минэкономразвития России и Минфином России ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации предложения по разбронированию и утилизации имущества гражданской обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении разнарядки от МЧС России заключают в установленные сроки договора с заводами-изготовителями на закупку и поставку имущества гражданской обороны.

Оплата указанного имущества, закладываемого в мобилизационный резерв Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке финансирования, кредитования и бухгалтерского учета мобилизационных резервов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оформляют закладку имущества гражданской обороны в мобилизационный резерв Российской Федерации актом, который направляют МЧС России и территориальным органам Росрезерва. Эти акты являются основанием для окончательных расчетов территориальных органов Росрезерва с заводами-изготовителями за поставляемую продукцию.

Расходы на содержание, ремонт и охрану складов, оплату работ, связанных с перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок имущества гражданской обороны, освежением индикаторных трубок и элементов питания, приобретением средств малой механизации, а также на оплату труда соответствующего персонала учитываются при финансировании взаимоотношений бюджетов субъектов Российской Федерации с федеральным бюджетом. Запасы имущества гражданской обороны, хранящиеся в мобилизационном резерве, являются собственностью Российской Федерации.

Как уже отмечалось выше, закупка и поставка имущества гражданской обороны в запас объектов экономики осуществляется в установленном порядке на основе прямых договоров с изготовителями этого имущества и за счет средств объектов экономики. Списание из запасов этих объектов имущества гражданской обороны, утратившего защитные и эксплуатационные свойства по истечении сроков годности, производится на основании актов технического состояния, согласованных с территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации, на основании решений руководителей объектов экономики (организаций).

Имущество гражданской обороны мобилизационного резерва Российской Федерации хранится на складах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также на складах органов здравоохранения. Имущество запасов организаций хранится на их складах. При наличии соответствующих условий разрешается, по согласованию с органами по делам ГОЧС городов (районов), хранение такого вида имущества, как противогазы, на рабочих местах.

Ответственность за накопление, хранение, защиту, освежение, поддержание в соответствующей готовности и использование имущества гражданской обороны, закладываемого в мобилизационный резерв Российской Федерации, несут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в запасы предприятий, организаций – их руководители.

Средствами индивидуальной защиты обеспечивается, в первую очередь, личный состав формирований гражданской обороны, участвующих в аварийно-спасательных и других неотложных работах в очагах поражения, персонал радиационно, химически и биологически опасных объектов и население, проживающее в зонах вероятного опасного заражения (загрязнения).

По предназначению средства индивидуальной защиты подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства защиты кожи, по принципу защитного действия – на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся выпускаемые промышленные противогазы, камеры защитные детские, респираторы и изготавливаемые населением простейшие средства защиты типа противопылевых тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам защиты кожи относится специальная защитная одежда, изготовленная из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа обеспечивают защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха.

Защита кожи обеспечивается в данном случае полной её изоляцией от окружающей среды.

Важной составной частью мероприятий по защите населения является обеспечение его медицинскими средствами индивидуальной защиты. Это – химические, химико-терапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для защиты одного человека от поражающих факторов современных средств поражения и использование либо самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи. К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся: аптечка индивидуальная АИ-2, индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10); пакет перевязочный медицинский (ППМ); профилактический антидот П-6 против фосфорсодержащих отравляющих веществ. Потребность в медицинских средствах индивидуальной защиты определяется, исходя из численности личного состава формирований гражданской обороны, рабочих и служащих (без учета их семей) на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Выдача средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты из мобилизационного резерва производится по решению Правительства Российской Федерации, а из запасов объектов экономики – с введением в действие планов гражданской обороны и защиты населения по решению руководителей объекта в установленном порядке.

Организация и порядок выдачи указанных средств в военное время определяется планами гражданской обороны и защиты населения, в которых определены порядок, графики и пункты выдачи этих средств, а также лица, ответственные за получение их со складов и доставку, погрузо-разгрузочные команды и т.п.

2. Финансовое и материальное обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

Федерального и межрегионального характера – является расходным обязательством Российской Федерации;

Регионального (в границах одного субъекта Российской Федерации) и межмуниципального характера – является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

В границах (на территории) муниципального образования – является расходным обязательством муниципального образования.

Организации всех форм собственности при ликвидации чрезвычайных ситуаций используют собственные финансовые средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Финансирование содержания учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, подготовки специалистов территориальных подсистем РСЧС, а также проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации учений и тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления, специалистов и командно-начальствующего состава звеньев территориальной подсистемы РСЧС, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Финансирование подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций работающего населения, подготовки и аттестации аварийно-спасательных формирований, проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет средств организаций.

Опыт ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований показывает, что для финансирования деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций может быть использована система страховой защиты населения от техногенных чрезвычайных ситуаций, предусмотренная федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О пожарной безопасности».

При недостаточности собственных ресурсов органы местного самоуправления в установленном порядке обращаются к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого они расположены, за помощью, состоящую в выделении необходимых финансовых ресурсов из территориального резерва.

Выделение средств на ликвидацию чрезвычайной ситуации из резервного фонда Правительства Российской Федерации проводится при возникновении федеральных и региональных чрезвычайных ситуаций, охватывающих значительную территорию, а в отдельных случаях - и местных чрезвычайных ситуаций, когда средств бюджетов административно-территориальных образований Российской Федерации, страховых и резервных фондов органов исполнительной власти, а также собственных средств учреждений и организаций недостаточно для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В этих случаях потребность в дополнительных денежных средствах из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с участием представителей МЧС России. В Правительство Российской Федерации представляется заявка на выделение финансовых средств, к которой прилагаются следующие документы:

Смета потребности в денежных средствах на оказание помощи пострадавшим и ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее последствий, согласованная с региональным центром;

Документы, подтверждающие факт чрезвычайной ситуации (акты на каждый пострадавший объект, в которых указываются степень и характер разрушений, сумма нанесенного ущерба, смета на проведение первоочередных аварийно-восстановительных работ, необходимые справки);

Основные сведения о материальном ущербе;

Протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

Справки страховых организаций.

На всех уровнях территориальной подсистемы РСЧС в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» создаются резервы финансовых и материальных ресурсов, которые могут быть использованы при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются:

территориальные – решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

местные – решениями органов местного самоуправления;

объектовые (резервы предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности) - решениями администраций предприятий, учреждений и организаций.

Порядок создания резервов финансовых ресурсов, предназначенных для использования в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Объемы накопления финансовых ресурсов, предусматриваемые для этих целей, определяются характером и масштабами возможных чрезвычайных ситуаций в данном регионе или на территории.

При создании резервов материальных ресурсов исходят из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, возможных размеров причиненного ими ущерба, предполагаемого объема работ по их ликвидации, природных, экономических и иных особенностей территорий, а также необходимости максимально возможного использования имеющихся сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением резервов осуществляется создавшими их органами.

Резервы материальных ресурсов используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения мероприятий по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и других объектах; для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан; для оказания единовременной материальной помощи населению и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Заказы на поставку продукции в резерв материальных ресурсов размещаются посредством заключения контрактов заказчиками материальных ресурсов. Конкретные заказчики материальных ресурсов, закладываемых в создаваемые резервы, устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Резервы материальных ресурсов размещаются и хранятся на складских площадях предприятий и организаций, в соответствии с заключенными контрактами, на специальных объектах или в приспособленных базах и на складах, где гарантирована их сохранность и оперативная доставка в районы возникновения чрезвычайных ситуаций.

Использование резервов материальных ресурсов осуществляется на основании решений создавших их органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на безвозмездной основе или на условиях, установленных этими органами.

Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию, освежению и восполнению резервов материальных ресурсов осуществляется за счет средств бюджетов органов, создающих резервы.

Восполнение материальных ресурсов в составе резерва, израсходованных при ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется органами, создавшими этот резерв, за счет средств организаций, в интересах которых использовались материальные средства резерва, или за счет иных источников по решению органа, издавшего распоряжение об использовании материальных ресурсов из резерва. Объем и структура восполняемых ресурсов материального резерва, как правило, должны соответствовать израсходованным при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Объемы финансирования мероприятий по восполнению материальных ресурсов резервов включаются в стоимость работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Одним из источников получения ресурсов для организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, является гуманитарная помощь.

Гуманитарная помощь оказывается на добровольных началах из гуманных побуждений. В зависимости от источников гуманитарная помощь может быть внутренней и международной. Источниками гуманитарной помощи могут быть Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, частные лица, международные гуманитарные организации, иностранные государства и отдельные неправительственные организации зарубежных государств

Гуманитарная помощь оказывается без каких либо различий национальной принадлежности, расы, религиозных убеждений, пола, социального положения или политических взглядов пострадавших людей.

При возникновении чрезвычайной ситуации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и администрациями объектов экономики до потенциальных доноров доводится информация о конкретных потребностях пострадавшего населения.

Опыт свидетельствует, что часто при получении, распределении и раздаче пострадавшему населению предметов гуманитарной помощи или оказании ему услуг часто допускаются злоупотребления, нарушается принцип адресного предоставления помощи, возникают конфликтные ситуации и создается социальная напряженность. Поэтому все вопросы получения гуманитарной помощи должны решаться под контролем соответствующих органов управления и представителей правоохранительных органов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

Вопрос 1.

Каким нормативным правовым актом определен порядок накопления имущества гражданской обороны?

Варианты ответов:

1. «Положением о нормах, порядке накопления и использования имущества гражданской обороны», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. № 330-15.

2. Федеральным законом «О гражданской обороне».

3. Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Вопрос 2.

Как осуществляется закупка и поставка имущества в запас объектов экономики?

Варианты ответов:

1. По прямым связям с поставщиками за счет собственных средств предприятий, учрежде ний и организаций.

2. По госу дарственному оборонному заказу.

3. На конкурсной основе.

Вопрос 3.

Кто несет ответственность за накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию имущества гражданской обороны закладываемого в мобилизационный резерв Российской Федерации?

Варианты ответов:

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Руководителей организаций.

3. Органы местного самоуправления.

Вопрос 4.

С какой периодичностью подаются сведения по накоплению, замене, освежению, разбронированию имущества гражданской обороны, хранящегося в мобилизационном резерве Российской Федерации?

Варианты ответов:

1. Ежегодно по установленной форме.

2. Два раза в год.

3. Один раз в три года.

Вопрос 5.

Как производится выдача средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты из мобилизационного резерва?

Варианты ответов:

1. По решению Правительства Российской Федерации.

2. С введением в действие планов гражданской обороны и защиты населения по решению руководителей объекта в установленном порядке.

3. По решению федеральных органов исполнительной власти.

Вопрос 6.

Где определен порядок и организация выдачи средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты в военное время?

Варианты ответов:

1. В плане гражданской обороны и защиты населения.

2. В инструкции.

3. В соответствующих указаниях.

Накопление имущества гражданской обороны

процесс производства, приобретения и хранения по установленным нормам средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля, медицинских средств индивидуальной защиты и др. Осуществляется в мирное время путём закладки имущества в мобилизационный резерв РФ и созданием его запасов на объектах экономики. Номенклатура и нормы накопления данного имущества в мобилизационном резерве определяются правительством РФ, исходя из потребности в нём населения и формирований гражданской обороны, а в запасе объектов экономики - исходя из необходимости обеспечения имуществом персонала этих объектов и формирований гражданской обороны. Порядок хранения и содержания имущества гражданской обороны определяются соответствующими инструкциями.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Накопление имущества гражданской обороны" в других словарях:

    I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… …

    Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соотв … Википедия

    зона - 3.11 зона: Пространство, содержащее логически сгруппированные элементы данных в МСП. Примечание Для МСП определяются семь зон. Источник: ГОСТ Р 52535.1 2006: Карты идентификационные. Машиносчитываемые дорожные документы. Часть 1. Машин … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (полное официальное наименование: «Федеральное государственное казенное учреждение „179 Спасательный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий“»,… … Википедия

    - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    Тыл Вооруженных Сил Историческая справка За точку отсчета истории Тыла Вооруженных Сил принят 1700 год. Тогда 18 февраля Пётр I подписал Указ О заведовании всех хлебных запасов ратных людей Окольничему Языкову, с наименованием его по сей части… … Википедия

    Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

    Итальянская Республика, гос во на Ю. Европы. В Др. Риме Италия (латин. Italia) территория, на которой жили италы (латин. Itali, русск. также Италии, италики}; этноним объединял все племена Апеннинского п ова, покоренные Римом в V III вв. до н. э … Географическая энциклопедия



Что еще почитать