Оповещение населения о чс без проводов. Об утверждении требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей Требования по установке специализированных технических средств

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Приказ МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 28 октября 2008 г. N 646/919/526

Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. N 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 21, ст. 2463) приказываем:

1. Утвердить прилагаемые Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

2. Признать утратившими силу пункты 5, 6 и 7 Положения о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических акций и распространения соответствующей информации, утвержденного приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 г. N 428/432/321 "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2005 г., регистрационный N 6700).

Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий С.К. Шойгу

Министр внутренних дел
Российской Федерации Р.Г. Нургалиев

Директор
Федеральной службы безопасности
Российской Федерации А.В. Бортников

Регистрационный N 13001

Приложение

к приказу МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ

Требования
по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей

1. Настоящие Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (далее - специализированные технические средства) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; 2006, N 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. N 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 21, ст. 2463) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация специализированных технических средств должны соответствовать установленным в Российской Федерации требованиям качества и безопасности, предъявляемым к продукции, производственным процессам, эксплуатации и услугам.

3. Специализированные технические средства не должны:

влиять на безопасность дорожного движения;

ограничивать видимость как в направлении движения, так и боковую (в том числе ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками дорожного движения);

снижать прочность, устойчивость и надежность конструкций, зданий и сооружений, на которых они размещаются;

создавать помехи для прохода пешеходов и механизированной уборки дорог.

4. Специализированные технические средства не рекомендуется устанавливать в местах, где их размещение и эксплуатация может наносить ущерб природному комплексу, иметь сходство по внешнему виду, изображению, звуковому эффекту с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, создавать впечатление нахождения на дороге пешеходов, транспортных средств, животных, других предметов.

5. Специализированные технические средства, располагаемые внутри помещений, устанавливаются в местах наибольшего пребывания людей (залы ожиданий, вестибюли, основные входы и выходы из помещений и т.п.).

6. Специализированные технические средства, располагаемые вне помещений, не должны размещаться:

на одной опоре с дорожными знаками, светофорами, в створе и в одном сечении с ними;

на аварийно-опасных участках дорог, железнодорожных переездах, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и менее 50 м - в населенных пунктах;

на участках дорог с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;

над проезжей частью;

на дорожных ограждениях;

на деревьях, скалах и других природных объектах;

на участках дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и менее 150 м - в населенных пунктах;

ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;

на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог на одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов и менее 50 м - в населенных пунктах;

сбоку от дороги на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и менее 5 м - в населенных пунктах.

7. При размещении специализированных технических средств на разделительной полосе расстояние от края конструкции или опоры до края проезжей части должно составлять не менее 2,5 м.

8. Специализированные технические средства рекомендуется оснащать:

системой пожаротушения и системой аварийного отключения от электропитания;

табло с указанием (идентификацией) эксплуатирующей организации.

9. Опоры отдельно стоящих специализированных технических средств должны быть изготовлены из материалов, обеспечивающих достаточную устойчивость при ветровой нагрузке и эксплуатации.

10. Конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор и т.д.) должны быть закрыты декоративными элементами.

11. Отдельно стоящие специализированные технические средства должны иметь декоративно оформленную оборотную сторону. Фундаменты отдельно стоящих специализированных технических средств не должны выступать над уровнем земли или тротуара. В исключительных случаях, когда заглубление фундамента невозможно, допускается размещение фундаментов без заглубления при наличии бортового камня или дорожных ограждений.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 42.3.01-2014

"ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ"

(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 апреля 2014 г. N 311-ст)

Civil defense. Technical means of public notification. Classification. General technical requirements

Введен впервые

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на технические средства оповещения населения, предназначенные для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и информации в системе оповещения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система оповещения создается в соответствии с системой управления гражданской обороной и включает в себя федеральную, межрегиональные (в границах федеральных округов), региональные (в границах субъектов РФ), местные (в границах муниципальных образований) и объектовые, в том числе локальные, системы оповещения.

Настоящий стандарт определяет общие технические требования к техническим средствам оповещения населения, их классификацию, применяется при создании, развитии и совершенствовании технических средств оповещения населения при проведении опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.2.007.0-75 Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 30804.4.3-2013 (IEC 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30804.4.11-2013 (IEC 61000-4-1:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к провалам, кратковременным прерываниям и изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 51317.4.5-99 (МЭК 61000-4-5-99) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети "Интернет" или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.3 внешний воздействующий фактор: Явление, процесс или среда, внешние по отношению к изделию или его составным частям, характеризующиеся физическими величинами, которые вызывают или могут вызвать ограничение или потерю работоспособного состояния изделия, или переход его в предельное состояние в процессе эксплуатации.

3.1.4 информация о чрезвычайных ситуациях: Сообщение или совокупность сообщений, передаваемых органам повседневного управления, силам и средствам, а также населению об опасности или факте возникновения чрезвычайной ситуации и рекомендуемых действиях.

3.1.5 система оповещения: Организационно-техническое объединение технических средств оповещения, каналов связи, сетей вещания в целях обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до населения, должностных лиц, органов управления и сил гражданской обороны.

3.1.6 техническое средство оповещения: Специально разработанное техническое устройство, осуществляющее передачу, обработку и (или) прием сигналов (распоряжений) и информации оповещения.

3.1.7 сигнал оповещения: Специальный сигнал, предназначенный для оповещения об опасности.

3.1.8 оповещение населения о чрезвычайных ситуациях: Доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и необходимости проведения мероприятий по защите.

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

АРМ - автоматизированное рабочее место;

ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба;

ПУ ГО - пункт управления гражданской обороны;

ТЗ - техническое задание.

4 Классификация

4.1 Технические средства оповещения населения подразделяются:

По функциональному назначению;

Условиям эксплуатации.

4.2 Технические средства оповещения населения по функциональному назначению подразделяются на следующие группы:

Автоматизированное рабочее место (АРМ) оповещения;

Аппаратура запуска и мониторинга специальных оконечных средств оповещения населения;

Специальное оконечное средство оповещения.

4.3 Технические средства оповещения населения по условиям эксплуатации подразделяются на следующие группы:

Для стационарных помещений, сооружений;

Защитных сооружений и убежищ;

Подвижных пунктов управления;

Открытых пространств.

5 Общие технические требования

5.1 Требования к АРМ оповещения населения

5.1.1 АРМ оповещения населения предназначено для автоматизации процесса управления всеми видами оповещения населения и представляет собой программно-технический комплекс для приема сигналов и информации оповещения от вышестоящего пункта управления гражданской обороны (ПУ ГО), Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) муниципального образования, обработки, отображения, формирования и передачи команд управления аппаратурой запуска и мониторинга специальных оконечных средств оповещения населения сигналов и информации оповещения по всем имеющимся техническим системам связи, оповещения и массовой информации.

5.1.2 АРМ оповещения населения должно устанавливаться на ПУ ГО всех уровней, а также в ЕДДС муниципальных образований.

5.1.3 АРМ оповещения населения всех уровней должны программно и технически сопрягаться.

5.1.4 АРМ оповещения населения должно обеспечивать:

Прием сигналов и информации оповещения от ПУ ГО, ЕДДС муниципального образования;

Прием, анализ данных от систем мониторинга, формирование информации оповещения, списка оповещаемых абонентов и технических средств, задействуемых для оповещения населения;

Формирование, передачу сигналов и информации оповещения в режимах:

Циркулярном,

Групповом,

Избирательном;

Передачу следующих видов сигналов и информации оповещения:

Звуковое оповещение,

Речевое сообщение,

Текстовое сообщение,

Видеосообщение;

Автоматический повтор передачи недоставленных сигналов и информации оповещения до получения сигнала подтверждения получения оповещения;

Передачу заранее подготовленной информации оповещения с магнитных (электронных) носителей или способом прямой передачи;

Запись информации оповещения;

Оперативный ввод новой информации оповещения или редактирование имеющейся;

Ведение двухстороннего обмена речевыми сообщениями в режиме конференции и избирательно с одним или группой АРМ оповещения населения с возможностью записи переговоров;

Подготовку (запись), хранение звуковых, речевых, текстовых и видеосообщений, программ оповещения, вариантов и режимов передачи;

Задание приоритета оповещения абонентов (управление очередностью оповещения абонентов в оповещаемом списке);

Мониторинг состояния системы оповещения в дежурном режиме и при передаче сигналов и информации оповещения;

Приостановку или отмену выполнения задания по команде;

Наглядную визуализацию хода оповещения в реальном времени с отображением списка оповещаемых объектов, результирующего времени оповещения для каждого объекта, а также каналов, по которым доведено оповещение;

Формирование баз данных с информацией о ходе и результатах оповещения с возможностью вывода на печать;

Передачу сигналов и информации оповещения по цифровым и аналоговым сетям и каналам связи;

5.2 Требования к аппаратуре запуска и мониторинга о конечных средств оповещения населения

5.2.1 Аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения населения предназначена для переключения сетей и каналов связи и вещания и включения (запуска) специальных оконечных средств оповещения для передачи сигналов и информации оповещения.

5.2.2 Аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения населения должна обеспечивать:

Работу по цифровым и аналоговым сетям и каналам связи, техническим средствам массовой информации;

Возможность проверки работоспособности (мониторинга) системы оповещения, специальных оконечных средств оповещения населения;

Подтверждение передачи сигналов и информации оповещения;

Защиту от несанкционированного доступа.

5.3 Требования к специальному оконечному средству оповещения населения

5.3.1 Специальное оконечное средство оповещения населения предназначено для подачи сигналов и речевой информации оповещения.

5.3.2 Специальное оконечное средство оповещения населения должно устанавливаться в местах массового пребывания населения как внутри помещений (залы ожидания, вестибюли, основные входы и выходы из помещений и т.п.), так и на открытых пространствах.

5.3.3 Установка специального оконечного средства оповещения населения не должна снижать прочность, устойчивость и надежность конструкций зданий и сооружений, на которых они размещаются.

5.3.4 Специальное оконечное средство оповещения населения, установленное на открытых пространствах, не должно:

Влиять на безопасность дорожного движения;

Размещаться на одной опоре с дорожными знаками, светофорами, мачтами.

5.3.5 Специальное оконечное средство оповещения населения должно устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать четкую слышимость звуковых сигналов:

Разборчивость слов при передаче речевых сообщений должна быть не менее 93%;

Диапазон воспроизводимых частот речевого тракта должен быть 0,3 - 3,4 кГц;

Коэффициент нелинейных искажений на частоте 1000 Гц должен быть не более 5%;

Уровень звука речевых сообщений должен быть не менее 75 дБ на расстоянии 3 м от специального оконечного устройства оповещения населения, но не более 120 дБ в любой точке озвучивания пространства;

Уровень звука речевых сообщений должен быть не менее чем на 15 дБ выше допустимого уровня звука постоянного шума.

5.3.6 При размещении на открытом пространстве специальное оконечное средство оповещения населения должно устойчиво функционировать при следующих условиях эксплуатации:

Температура окружающей среды от минус 50°С до плюс 50°С;

Относительная влажность воздуха от 30% до 95%;

Атмосферное давление от 74,8 до 106,7 кПа;

Степень защиты оболочки должна быть не ниже IP 54 по ГОСТ 14254.

5.4 Технические средства оповещения населения должны обеспечивать сохранение работоспособности при отключении централизованного энергоснабжения не менее 6 ч в дежурном режиме ожидания и не менее 1 ч в режиме передачи сигналов и информации оповещения.

5.5 Технические средства оповещения населения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0, ГОСТ 30804.4.11, ГОСТ 30804.4.3, ГОСТ Р 51317.4.5.

5.6 Характеристики технических средств оповещения населения должны определяться организацией-разработчиком самостоятельно в технических заданиях (ТЗ) на разработку и быть следующими:

Наработка на отказ должна составлять не менее 30000 ч;

Срок службы до списания - не менее 12 лет;

Ресурс составных частей технических средств оповещения населения до первого капитального ремонта - не менее 25000 ч.

5.7 Заявленные разработчиком тактико-технические характеристики технических средств оповещения населения должны быть подтверждены приемочными испытаниями, проведенными МЧС России.

5.8 Технические средства оповещения населения должны быть серийно выпускаемые в соответствии с ГОСТ Р 15.201.

Библиография

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

16.06.2015

Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения (работников организаций) и действия по ним.

Учебные вопросы:

  1. Организация оповещения населения городского округа город Воронеж об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.
  2. Предупредительный сигнал «Внимание всем!», его предназначение и способы доведения до населения. Действия населения при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Возможные тексты информационных сообщений о ЧС и порядок действий населения по ним.
  3. Сигналы оповещения ГО, установленные на территории РФ в военное время, возможные способы доведения и действия населения по ним.
  4. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН).
  5. Памятки: «Действующие системы информирования и экстренного оповещения населения об угрозе или возникновении ЧС», «Оповещение».
  6. Оповещение работников организации в случае возникновения ЧС на территории организации (разрабатывается в организации самостоятельно).

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в новой редакции от 28.12.2013 № 404-ФЗ) одной из основных задач в области гражданской обороны является оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В целях решения этой задачи совместным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи, Министерства культуры и массовых коммуникаций от 25.07.2006 № 422/90/376 утверждено «Положение о системах оповещения населения».

Напомним некоторые термины:

РСЧС : Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. На территории городского округа город Воронеж создано Воронежское городское звено единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - ВГЗЧС.

Постоянно действующим органом управления РСЧС на муниципальном уровне является орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления. На территории городского округа город Воронеж – это МКУ «Управление по делам ГО ЧС г. Воронежа» по адресу ул. Платонова, 25. Руководитель - С.И. Хомук.

Координационным органом управления РСЧС на муниципальном уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) органов местного самоуправления. Возглавляет комиссию руководитель ОМС или его заместитель. На территории города Воронежа создана КЧС и ОПБ городского округа город Воронеж. Председателем КЧС и ОПБ в Воронеже является первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по городскому хозяйству С.А. Крючков.

Органом повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне является единая дежурно-диспетчерская службы (ЕДДС) муниципальных образований. На территории городского округа город Воронеж создана ЕДДС города в составе МКУ «Управление по делам ГО ЧС г. Воронежа». Телефоны: городской – 222-33-12, сотовый – «112» бесплатно.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Оповещение населения о ЧС - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Система оповещения – это совокупность средств и способов доведения до органов управления, сил ГО ЧС и населения распоряжений и сигналов, предназначенных для оповещения об опасности.

Информирование населения о ЧС - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Сигналы оповещения - специальные сигналы, предназначенные для оповещения об опасности.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

В соответствии с «Положение о системах оповещения населения» системы оповещения создаются:

  • на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
  • на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
  • на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
  • на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);
  • на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

1. Организация оповещения населения городского округа город Воронеж об угрозе возникновения или о возникновении ЧС

Местная система оповещения, созданная на территории городского округа город Воронеж

Основной задачей местной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

  • - руководящего состава ГО и ВГЗЧС;
  • - специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны, в соответствии с п.13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в новой редакции от 15.02.2014 № 109);
  • - дежурно-диспетчерских служб (ДДС) организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;
  • - населения, проживающего на территории города.

Порядок выполнения основных задач, возложенных на местную систему оповещения:

Доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны и ВГЗЧС осуществляется дежурной сменой единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) по указанию руководителя МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Воронежа» посредством использования каналов городской телефонной сети (ГТС) проводной связи по имеющимся спискам.

В целях сокращения времени оповещения планируется применение автоматизированной системы оповещения (АСО-8), которая позволяет оперативно оповестить целевые группы людей по телефонным каналам посредством передачи речевого сообщения на любой тип телефонов.

Доведение информации и сигналов оповещения до специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории города с использованием «прямых» каналов телефонной связи и стационарных приемников оповещения (основной способ), каналов ГТС (резервный способ).

Доведение информации и сигналов оповещения до дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, посредством использования каналов ГТС.

Доведение информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории городского округа город Воронеж, посредством использования действующих радиовещательных и телевизионных станций, с помощью местной автоматизированной системы централизованного оповещения населения г. Воронежа, а также с использованием мобильной связи (МТС, Билайн, Мегафон).

Функциональные возможности местной автоматизированной системы оповещения позволяют осуществить пейджинговое информирование и оповещение руководителей муниципальных организаций социальной сферы, а также оповещение и информирование городского населения с помощью разворачиваемого комплекса технических средств оповещения по радиоканалу (КТСО-Р), оборудование которого предназначено для звукового оповещения населения при возникновении масштабной чрезвычайных ситуаций.

Локальные системы оповещения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность аварий, в настоящее время создаются, так называемые, локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий и организаций, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все организации объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (областной) системы централизованного оповещения.

Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер ДДС организации сам принимает решение и немедленно подаёт сигнал. Первоначально он включает электросирены и выносные акустические установки (ВАУ) объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает предупредительный сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции. Локальная система должна включаться очень быстро, с тем, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы оставалось время для выполнения мер защиты.

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)

ОКСИОН – организационно-техническая система, объединяющая аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Целью ОКСИОН является повышение эффективности действий населения при угрозе и возникновении ЧС, а также реабилитации пострадавших в результате ЧС людей путем внедрения современных технических СМИ.

Основные задачи ОКСИОН:

  • повышение уровня подготовленности населения в области защиты от ЧС;
  • повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы:

  1. информационные центры различного уровня;
терминальные комплексы, такие как:
  1. пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН),
  2. пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН),
  3. мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН);
  4. распределенные автоматизированные подсистемы;
  5. другие средства информирования и оповещения населения.

В составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения:

наружные (располагаемые вне помещений) светодиодные экраны, внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели, устройства типа «бегущая строка», и другие.

Для размещения технических средств информирования рекомендуются следующие места (участки):

  • основные выезды, въезды в город, пересечение основных городских магистралей;
  • аэропорты – два участка под светодиодные панели на площади (подъезде к нему) перед каждым аэровокзалом и четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого аэровокзала;
  • железнодорожные вокзалы – два участка под светодиодные панели на площади перед каждым вокзалом (или внутривокзальной площади) и четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого вокзала;
  • гипермаркеты (торговые центры) с общей площадью помещений более 10 тыс. кв. м. – два участка под светодиодные панели на прилегающей к каждому гипермаркету территории, шесть и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри гипермаркета;
  • станции метрополитена – два места под плазменные панели или проекционные экраны для каждой станции метрополитена в зависимости от типа, размеров станции метрополитена и количества выходов;
  • центральные площади городов – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
  • городские стадионы – два участка перед стадионом для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
  • городские рынки – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
  • городские автовокзалы – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей, четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого автовокзала;
  • городские пляжи – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей;
  • городские парки – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
  • пассажирский транспорт – одно и более места по возможности «бегущей строкой» в вагоне (салоне);
  • ограждения объектов строительства, транспортные средства наземного пассажирского транспорта и остановочные павильоны;
  • иные места массового пребывания людей.

Для информирования населения города Воронежа по вопросам безопасности жизнедеятельности размещены 1 ПУОН (на ул. Кольцовская, 45 около здания Главного Управления МЧС по Воронежской обл., представляющий собой светодиодный экран) и 13 ПИОН-ов, представляющих собой плазменные панели и устройства «бегущая строка».

Пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей расположены:

  • в торговых центрах: «Аксиома», «Юго-Запад»;
  • в здании Центрального автовокзала;
  • в учебных заведениях:

ВГУ (в 4 корпусах по адресам Университетская площадь 1,

ул. Ленина 10А, Московский пр-т 88, ул. Хользунова 40А);

Воронежский государственный университет инженерных технологий;

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко;

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет;

  • в здании Правительства Воронежской области.

Терминальные комплексы функционируют в автоматическом режиме.

Охват населения города Воронежа терминальными комплексами ОКСИОН ежедневно составляет около 170 тыс. чел., это более 60%.

2. Предупредительный сигнал «Внимание всем!», его предназначение и способы доведения до населения. Действия населения при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Возможные тексты информационных сообщений о ЧС и порядок действий населения по ним

Своевременное оповещение населения о надвигающейся опасности, о создавшейся в зоне опасности обстановке, а также информирование о порядке поведения в условиях чрезвычайных ситуаций является одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Основной способ оповещения населения об опасностях – это передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС через радиовещательные и телевизионные передающие станции.

Современная система оповещения предполагает также отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на мобильных устройствах (телефоны, компьютеры) в виде специальных выпусков, электронных плакатов, видеороликов, бегущей строки.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача, с целью оповещения, кратких речевых сообщений способом прямой передачи или воспроизведения аудиофайла непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных ЕДДС органов повседневного управления РСЧС.

Предупредительный сигнал «Внимание всем!» принят в системе гражданской обороны 02 января 1989 года для оповещения населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в условиях войны.

Для оповещения было решено использовать звук сирены. Поэтому с тех пор завывание электросирен означают предупредительный сигнал «Внимание всем!», а не «Воздушная тревога», как это предусматривалось прежде.

Таким образом, предупредительный сигнал «Внимание всем!» (звучание сирен) применяется как в мирное, так и в военное время и дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области. После звуковых сигналов до населения по существую¬щим средствам радио- и телевещания доводится информация, состоящая, как правило, из экстренного сообщения и речевой информации.

С получением сигнала «Внимание всем!» все население и персонал организаций, учреждений, предприятий обязаны действовать по следующему алгоритму:

1) немедленно включить радио-, радиотрансляционные и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения;

2) дождаться поступления информации из средств массовой информации;

3) действовать в соответствии с полученными рекомендациями.

В течение всего времени ликвидации чрезвычайной ситуации теле- и радиоприемники должны быть постоянно включены.

В случае возникновения масштабной ЧС на территории городского округа город Воронеж для привлечения внимания населения перед речевой информацией будут включены электросирены и выносные акустические установки (ВАУ), которые будут дублироваться производственными гудками и автомобилями специального назначения (автомобили скорой помощи, полиции и др.). Гудки электросирен означают подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!», продолжительность которого составляет 2 минуты 45 секунд

В городе Воронеже установлено 157 оконечных средств оповещения, из них 75 - электросирен и 82 – выносные акустические установки.

Услышав звук электросирен, необходимо включить радио или телевизионный приемник, настроенные на местный канал вещания, для прослушивания экстренного речевого сообщения и далее действовать согласно полученной информации.

Если Вы услышали гудки электросирен находясь на улице, необходимо зайти в ближайшее здание и включить источник СМИ.

Каналы регионального телевидения:

  • ГТРК «Воронеж»
  • «Рен-ТВ – Воронеж»
  • Каналы радиовещания:
  • «Радио России» - 72,11 МГц
  • «Маяк» - 105,7 МГц
  • «Мелодия» - 71,39 МГц
  • «Дорожное радио» - 106,8 МГц
  • «Русское радио» - 104,3 МГц
  • «На семи холмах» - 101,1 МГц

Предупредительные срочные сообщения размещаются на первой странице сайтов:

Кроме того, на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж (http://www.сайт/), в разделе «Управление по делам ГО ЧС сообщает» размещаются памятки, правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

Речевая информация

На каждый возможный случай чрезвычайной ситуации органами управления РСЧС готовятся варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Заранее моделируются как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. После этого составляется текст, более или менее отвечающий реальным условиям, с последующей записью его в аудиофайл и сохранением на магнитных и иных носителях информации.

Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

Передача информации на территории городского округа город Воронеж осуществляется оперативным дежурным ЕДДС в составе МКУ «Управление по делам ГО ЧС г. Воронежа».

Примерные тексты сообщений, передаваемые оперативным дежурным ЕДДС для информирования населения города о случившейся чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

1. При аварии на атомной станции.

Граждане! Произошла авария на Нововоронежской атомной электростанции.

Примерная речевая информация:

В связи с аварией на Нововоронежской атомной электростанции ожидается выпадение радиоактивных осадков. Населению, проживающих на улицах (названия улиц) в Левобережном районе города, необходимо в помещениях. Произвести герметизацию жилых помещений и мест нахождения домашних животных. Принять йодистый препарат. Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям.

  • Не паникуйте.
  • Оповестите соседей о полученной информации.
  • Если вы в квартире, вначале закройте органы дыхания платком, одеждой, затем приступите к полной герметизации квартиры.
  • Используйте ранее приготовленный йодистый препарат (йодид калия).
  • Постарайтесь предельно быстро герметизировать одно, из наиболее подходящих для этой цели, небольшое помещение. Затем приступите к герметизации помещений для животных и кормов.
  • Приведите в готовность средства индивидуальной защиты органы дыхания (фильтрующие противогазы, респираторы или ватно-марлевые повязки) и держите их постоянно при себе.
  • Для защиты поверхности тела от загрязнения радиоактивными веществами используйте спортивную одежду, комбинезоны, сапоги, полимерные накидки, куртки или плащи.
  • Если вы на улице, закройте органы дыхания платком, одеждой, постарайтесь укрыться в помещении и приступить к его герметизации. Если нет такой возможности, постарайтесь закрыть все открытые участки тела одеждой, найдите любое укрытие.

В дальнейшем действовать в соответствии с полученными рекомендациями через СМИ.

2. При аварии на потенциально опасном объекте.

Примерное экстренное сообщение:

Внимание всем! Говорит Управление по делам ГО ЧС города Воронежа.

Граждане! На заводе «NNN» произошел выброс аварийно химически опасного вещества – хлора».

Примерная речевая информация:

Облако аварийно химически опасного вещества распространяется в направлении (указывается направление). В зону химического заражения попадают улицы (перечисляются улицы). Выходить из зоны заражения необходимо в направлении (указывается маршрут выхода из зоны заражения). Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям.

Примерный порядок действия населения:

  • Внимательно прослушайте сообщение.
  • Не паникуйте.
  • Закройте органы дыхания платком, одеждой, если есть возможность, предварительно смочите их водой.
  • Оповестить соседей о полученной информации.
  • Находитесь в помещениях и проводите герметизацию помещений;

Населению, находящемуся на улицах (указывают названия улиц):

  • покинуть жилые дома, здания и организации, выйти в район (указывают, в каком направлении);
  • при движении дышать через ткань, смоченную соответствующим раствором или водой.

В дальнейшем действовать в соответствии с полученной информацией через СМИ.

Возможные тексты информационных сообщений о ЧС и порядок действий работников организаций после получения предупредительного сигнала «Внимание всем!» разбираются на местах с учётом специфики организации.

Отсутствие информации или ее недостаток способствуют возникновению слухов, кривотолков, появляются рассказы "очевидцев". Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем сама ЧС.

Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание электросирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время - при ЧС природного и техногенного характера, так и в военное. В-третьих, каждый человек может получить точную информацию о сложившейся чрезвычайной ситуации и правильно действиях при ней.

3. Сигналы оповещения ГО, установленные на территории РФ в военное время и действия населения по ним

Среди защитных мероприятий гражданской обороны особо важное место занимает организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения об угрозе нападения противника и о применении им ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия и других средств нападения. Особое значение оповещение приобретает в случае внезапного нападения противника, когда реальное время для предупреждения населения будет крайне ограниченным и исчисляться минутами.

Известно, что своевременное оповещение населения и возможность укрытия его за 10 ÷ 15 минут после оповещения позволит снизить потери людей при внезапном применении противником оружия массового поражения с 85 % до 4 ÷ 7%. Поэтому эффективность защиты населения от оружия массового поражения даже при наличии достаточного количества защитных сооружений ГО будет зависеть от хорошо организованной системы оповещения.

С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие сигналы оповещения гражданской обороны: «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

Сигнал «Воздушная тревога» подается с возникновением непосредственной опасности угрозы воздушного нападения противника и означает, что удар может последовать в ближайшее время. До населения этот сигнал доводится после подачи предупредительного сигнала оповещения «Внимание всем!» при помощи сирен, радиовещания и телевидения в течение 2 ÷ 3 минут. Сигнал повторяется несколько раз и дублируется прерывистыми гудками на транспорте, а также с помощью ручных сирен, электромегафонов и других звуковых средств.

По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!».

Жители, находящиеся дома, отключают электроэнергию, газ, воду, закрывают окна. Взяв с собой средства индивидуальной защиты, одежду, документы, запас продуктов и воды, организованно направляются в закрепленное за их домом защитное сооружение ГО.

На объектах производится безаварийная остановка производства. Там, где по технологическому процессу или требованиям безопасности нельзя остановить производство – остаются дежурные, для которых строятся индивидуальные убежища.

Уличное движение автомобильного транспорта также прекращается.

Сигнал «Воздушная тревога» может застать людей в любом месте и в самое неожиданное время.

Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники. Строгое соблюдение правил поведения по этому сигналу значительно сокращают потери людей.

Действия по сигналу «Воздушная тревога»

На работе: Прекратить работу. Остановить все агрегаты, механизмы, отключить все виды энергосетей, водо- и газоснабжения. Организованно спуститься в убежище.

В городском транспорте (на улице): Выйти на остановке, зайти в ближайшее здание, где есть СМИ, и действовать согласно полученной информации.

Дома: Выключить освещение, нагревательные приборы, перекрыть газ, воду. Взять с собой документы, деньги, средства индивидуальной защиты, медикаменты, запас продуктов и питьевой воды. Спуститься в убежище.

Сигнал «Отбой воздушной тревоги» подается, если удар не состоялся или его последствия не представляют опасности для укрываемых. Для передачи сигнала используются радио и телевидение, подвижные громкоговорящие установки.

По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревоги! Отбой воздушной тревоги!» По этому сигналу население с разрешения комендантов (старших) защитных сооружений ГО покидает их. Рабочие и служащие возвращаются на свои рабочие места и приступают к работе.

В городах (районах), по которым противник нанес удары оружием массового поражения, для укрываемых передается информация об обстановке, сложившейся вне укрытий, о принимаемых мерах по ликвидации последствий нападения, правилах поведения населения и другая необходимая информация для последующих действий укрываемых.

Действия по сигналу «Отбой воздушной тревоги»

Населению выйти из убежищ, работникам продолжить выполнять свои обязанности, прерванные сигналом «Воздушная тревога» или, в случае заражения местности выполнять указания, переданные органом управления ГО ЧС в речевом сообщении.

Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса и которым грозит непосредственная угроза радиоактивного заражения. Под непосредственной угрозой радиоактивного заражения понимается вероятность заражения данной территории выпадающими радиоактивными осадками в течение одного часа. Для подачи сигнала используются радиовещание и телевидение, а также другие местные технические средства связи и оповещения.

По сигналу «Радиационная опасность» необходимо принять йодистый препарат, выданный по месту работы или жительства, надеть респиратор, противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии – противогаз, взять подготовленный запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и укрыться в защитном сооружении.

Действия по сигналу «Радиационная опасность»

Все граждане должны надеть средства защиты органов дыхания, взять подготовленный запас воды и продовольствия, документы, деньги, ценности и следовать в убежища, противорадиационные укрытия, в приспособленные под укрытия подвалы, погреба, овощехранилища или в укрытия простейшего типа (щели, землянки).

Дальнейшие действия будут корректироваться органом управления ГО ЧС в зависимости от радиационной обстановки на данной территории.

Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения (заражения). По этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, а в случае необходимости – и средства защиты кожи и при первой же возможности укрыться в защитном сооружении ГО. Если защитного сооружения поблизости не окажется, то от поражения аэрозолями отравляющих веществ и бактериальных средств можно укрыться в жилых, производственных или подсобных помещениях.

Если будет установлено, что противник применил бактериологическое (биологическое) оружие, то по системам оповещения население получит рекомендации о последующих действиях.

О том, что опасность нападения противника миновала, и о порядке дальнейших действий распоряжение поступит по тем же каналам связи, что и сигнал оповещения.

Умение населения правильно действовать в условиях чрезвычайной ситуации и умение правильно использовать полученную информацию может сократить количество жертв до минимума. Поэтому необходимо знать сигналы оповещения ГО и уметь правильно действовать по ним.

Действия по сигналу «Химическая тревога»

Всем гражданам необходимо немедленно надеть противогазы, защитную одежду и следовать в убежища, оставаясь в нем до получения специального разрешения на выход. Все граждане, находящиеся вне убежища, должны немедленно надеть противогазы и защитную одежду и как можно скорее выйти из зараженной зоны.

4. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН)

Одной из важнейших задач выполнения мероприятий по защите населения при угрозе или возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф является своевременное информирование и оповещение населения о возможной (либо уже сложившейся) обстановке, правилах поведения и способах защиты.

Информирование и оповещение населения является полномочиями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций.

Основной задачей информирования и оповещения населения является обеспечение защиты населения, а целью выполнения мероприятий по оповещению населения - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации, правилах поведения и способах защиты в данной ситуации.

Общее время доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения с момента получения данных об угрозе должно обеспечивать проведение необходимых мероприятий по защите населения:

инженерной (укрытие населения в защитных сооружениях, зданиях),

радиационной, химической и биологической защиты (предоставление населению средств защиты органов дыхания, зрения, кожи, укрытие в противорадиационных укрытиях и т.д.),

эвакуационных мероприятий в безопасные районы и т.д.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организациями для выполнения полномочий по оповещению населения разрабатываются планы гражданской обороны и защиты населения, а также планы действий по защите населения и территорий, где предусматриваются все виды мероприятий по защите населения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» и Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (в новой редакции от 08. 03.2015 N 38-ФЗ) была разработана и принята «Концепция создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» (протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.06.2013 № 4).

Целью создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) является сокращение людских потерь и уменьшение материального ущерба от ЧС природного и техногенного характера за счет своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне такой ситуации, сигналов оповещения и информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • - разработать предложения по совершенствованию нормативных, правовых и методических основ для создания новых и совершенствования действующих программно-технических комплексов систем оповещения интегрированных с системами мониторинга опасных природных и техногенных явлений на всех уровнях;
  • - осуществить модернизацию существующих систем оповещения на основе современных (перспективных) программно-технических комплексов, обеспечивающих сопряжение с системами мониторинга ЧС природных явлений и техногенных процессов для гарантированного оповещения населения в автоматическом режиме;
  • - осуществить внедрение современных информационных технологий, электронных средств массовой информации для оповещения и информирования населения об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения;
  • - обеспечить определение (уточнение) регламентов межведомственного взаимодействия при эксплуатации комплексной системы экстренного оповещения населения;
  • - обеспечить сопряжение стационарных и мобильных элементов систем оповещения;
  • - обеспечить сопряжение подсистем различных уровней и компонент системы оповещения для функционирования в автоматизированном режиме.

КСЭОН функционирует в составе действующих систем оповещения населения и представляет собой комплекс программно-технических средств систем оповещения, сопряженных с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов, для доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

КСЭОН принципиально отличается от уже существующих систем оповещения населения:

  • системы оповещения населения сопряжены с системами мониторинга и прогнозирования ЧС, и их запуск осуществляться при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных природных и техногенных процессов в автоматическом и/или автоматизированном режиме;
  • обеспечено комплексное использование в автоматизированном и/или автоматическом режимах различных технических средств доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения;
  • система предназначена для своевременного и гарантированного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до различных групп населения в зонах экстренного оповещения, которые определяются в зависимости от присущих территориям опасных природных и техногенных процессов.

При срабатывании КСЭОН органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организации обязаны, при необходимости, принять дополнительные меры по оповещению и доведению информации до населения через действующие системы оповещения населения, непосредственное задействование которых осуществляется органами повседневного управления РСЧС субъекта Российской Федерации по решению координационного органа (КЧС и ПБ) соответствующего уровня.

Общее время доведения сигналов и экстренной информации оповещения до населения с момента получения достоверных данных об угрозе возникновения или возникновения ЧС природного или техногенного характера по автоматизированным системам оповещения населения:

В перспективе система КСЭОН должна обеспечивать 100% охват населения, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС.

В соответствии с решением рабочей группы Воронежской области от 19.07.2013г., по организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций», все руководители потенциально опасных объектов Воронежской области провели работу по оснащению объектов системами мониторинга и сопряжению их с локальными системами оповещения с выводом информации на ЕДДС муниципальных районов.

На сегодняшний день на территории Воронежской области созданы:

  • 1 зона оповещения при аварии на Нововоронежской АЭС (НВАЭС);
  • 49 зон оповещения при аварии на ОАО «Трансаммиак» полностью готовы и сопряжены с региональной автоматизированной системой центрального оповещения (РАСЦО);
  • 8 зон оповещения при авариях на химически опасных объектах полностью готовы и сопряжены с РАСЦО;
  • 1 зона оповещения при авариях на потенциально опасных объектах городского округа города Воронеж;
  • 4 зоны оповещения при авариях на городской телефонной сети (ГТС);
  • 73 зоны оповещения при угрозе лесных пожаров.

СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Информирование населения организуется и осуществляется в целях доведения до населения информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведения пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Информирование населения в отличие от оповещения населения не требует немедленного принятия мер по защите населения и, согласно законодательству Российской Федерации, является обязанностью всех федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций и осуществляется с использованием современных телекоммуникационных и инфокоммуникационных технических средств и технологий.

Непосредственное информирование населения осуществляется по средствам массовой информации и по иным каналам.

Для информирования населения через СМИ ежегодно проводится аккредитация средств массовой информации: телекомпаний; радиокомпаний; информагентств; печатных изданий. В рамках заключенных соглашений аккредитованные СМИ размещают информационные сообщения в телеэфире в новостных блоках и репортажах, по бегущей строке, в эфире радиостанций и на Интернет сайтах информагентств, в печатных изданиях.

Анализ рисков чрезвычайных ситуаций и происшествий показывает, что с одной стороны идёт нарастание и увеличение угроз, обусловленных ЧС природного и техногенного характера, с другой стороны в результате развития технической базы, появления новых информационных технологий, расширения технических возможностей современных средств оповещения и информирования возникла возможность адекватно отвечать на данные угрозы в вопросах оповещения населения. Эти технологии позволяют информировать и оповещать людей различными типами оконечных устройств индивидуального и коллективного пользования.

В настоящее время на территории РФ используются следующие информационные системы:

1. ОКСИОН: общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.

В состав комплекса технических средств ОКСИОН входят:

  • информационные центры,
  • пункты уличного информирования и оповещения населения на основе светодиодных экранов,
  • пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей, например плазменные панели и устройства типа "бегущая строка",
  • мобильные комплексы информирования и оповещения населения.

ОКСИОН обеспечивает в общественных местах и местах массового пребывания людей при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций информирование и оповещение населения, а в режиме повседневной деятельности - его обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности, для доведения информации о правилах безопасного поведения в сложившихся ситуациях.

2. СЗИОНТ: система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

СЗИОНТ создается в целях обеспечения информирования и оперативного оповещения людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте с возможностью оперативной передачи информации из ЦУКС пассажирам, перевозимым транспортными компаниями по средствам радиосвязи водителям трамваев, троллейбусов, автобусов, для информирования населения через громкоговорящие системы на транспорте.

СЗИОНТ включает в себя терминальные комплексы, оснащенные подсистемами массового информирования (визуального и звукового), наблюдения и сбора информации, контроля параметров окружающей среды, в том числе радиационного химического контроля, экстренной связи.

3. Сети подвижной радиотелефонной связи (мобильной связи).

Наиболее динамично в последние годы в России развиваются сети подвижной радиотелефонной связи. Количество абонентских устройств, подключенных к сетям мобильной связи к началу 2013 года, достигло более чем 256 млн. штук, что значительно превышает количество стационарных абонентов телефонной сети общего пользования.

Основной действующей технологией в сетях мобильной связи является технология 2G - 124 тыс. базовых станций, а наиболее динамично развивается применение технологии 3G - 38 тыс. при росте за два года в 4 раза.

На долю наиболее крупных операторов ("Мегафон", "МТС" и "Билайн") приходится 82% базовых станций.

Такой значительный охват населения и территории делает сети подвижной радиосвязи привлекательными для использования в целях оповещения населения об угрозах, возникающих при ЧС природного и техногенного характера.

В настоящее время у операторов связи отсутствуют основания безвозмездно оказывать услуги по информированию населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации до момента официального объявления таковой. Оказание услуг связи для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг связи.

4. Сети теле- и радиовещания.

Телевидение и радиовещание - наиболее массовые информационные системы, охватывающие практически все население России, и поэтому являются одними из основных каналов информирования и оповещения населения, а перспективные системы оповещения населения должны использовать их потенциал в полном объеме.

Основу государственной системы телерадиовещания составляют Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК), Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС), Федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь", Федеральное государственное унитарное предприятие "Телевизионный технический центр "Останкино".

В настоящее время в Российской Федерации предусмотрен переход государственного телерадиовещания на цифровой режим с построением новых и модернизацией существующих сетей государственного телерадиовещания с использованием новых технологий, в том числе для задач оперативного информирования и оповещения населения.

Это позволит обеспечить гарантированное и адресное оповещение, а также информирование населения на всей территории Российской Федерации. С этой целью необходимо развитие сети УКВ радиовещания в сельской местности, сохранение и поддержание в готовности действующих сетей проводного вещания для применения в системах оповещения населения, привлечение к решению задач оповещения и информирования населения частных (муниципальных) телерадиовещательных компаний, в том числе путем заключения с ними соответствующих соглашений о взаимодействии при угрозе и возникновении ЧС.

5. Сети фиксированной телефонной связи.

Несмотря на бурное развитие в последние годы сетей подвижной телефонной связи, сети фиксированной телефонной связи по-прежнему широко распространены на всей территории страны, но для задач информирования и оповещения используются ограниченно, в основном для оповещения с помощью автоинформаторов руководителей и сил реагирования. С внедрением на сетях новых программных коммутационных систем (типа soft-switch) потенциальные возможности эффективного оповещения значительно возрастают для данного вида связи. Необходимо проведение поисковых исследований для разработки технических решений для информирования и оповещения населения по сетям фиксированной телефонной связи и разработка соответствующих нормативов.

6. Интернет.

Учитывая тенденцию к расширению возможностей беспроводных технологий указанной сети и прогнозируемый дальнейший рост числа пользователей, Интернет представляет несомненный интерес для использования в качестве канала распространения сообщений оперативного информирования и оповещения населения, но на данный момент его потенциал задействуется крайне ограниченно.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПО УСТАНОВКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ 28 октября 2008 г. N 646 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 28 октября 2008 г. N 919 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ 28 октября 2008 г. N 526 (Д) В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. N 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 21, ст. 2463) приказываем: 1. Утвердить прилагаемые Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей. 2. Признать утратившими силу пункты 5, 6 и 7 Положения о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических акций и распространения соответствующей информации, утвержденного Приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 г. N 428/432/321 "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2005 г., регистрационный N 6700). Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К.ШОЙГУ 28 октября 2008 г. N 646 Министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г.НУРГАЛИЕВ 28 октября 2008 г. N 919 Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации А.В.БОРТНИКОВ 28 октября 2008 г. N 526 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 26 декабря 2008 г. N 13001 Приложение к Приказу МЧС России, МВД России, ФСБ России от 28 октября 2008 года N 646 / N 919 / N 526 ТРЕБОВАНИЯ ПО УСТАНОВКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ 1. Настоящие Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (далее - специализированные технические средства) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; 2006, N 52 (I ч.), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. N 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 21, ст. 2463) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация специализированных технических средств должны соответствовать установленным в Российской Федерации требованиям качества и безопасности, предъявляемым к продукции, производственным процессам, эксплуатации и услугам. 3. Специализированные технические средства не должны: влиять на безопасность дорожного движения; ограничивать видимость как в направлении движения, так и боковую (в том числе ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками дорожного движения); снижать прочность, устойчивость и надежность конструкций, зданий и сооружений, на которых они размещаются; создавать помехи для прохода пешеходов и механизированной уборки дорог. 4. Специализированные технические средства не рекомендуется устанавливать в местах, где их размещение и эксплуатация может наносить ущерб природному комплексу, иметь сходство по внешнему виду, изображению, звуковому эффекту с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, создавать впечатление нахождения на дороге пешеходов, транспортных средств, животных, других предметов. 5. Специализированные технические средства, располагаемые внутри помещений, устанавливаются в местах наибольшего пребывания людей (залы ожиданий, вестибюли, основные входы и выходы из помещений и т.п.). 6. Специализированные технические средства, располагаемые вне помещений, не должны размещаться: на одной опоре с дорожными знаками, светофорами, в створе и в одном сечении с ними; на аварийно-опасных участках дорог, железнодорожных переездах, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и менее 50 м - в населенных пунктах; на участках дорог с высотой насыпи земляного полотна более 2 м; над проезжей частью; на дорожных ограждениях; на деревьях, скалах и других природных объектах; на участках дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и менее 150 м - в населенных пунктах; ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств; на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог на одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов и менее 50 м - в населенных пунктах; сбоку от дороги на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и менее 5 м - в населенных пунктах. 7. При размещении специализированных технических средств на разделительной полосе расстояние от края конструкции или опоры до края проезжей части должно составлять не менее 2,5 м. 8. Специализированные технические средства рекомендуется оснащать: системой пожаротушения и системой аварийного отключения от электропитания; табло с указанием (идентификацией) эксплуатирующей организации. 9. Опоры отдельно стоящих специализированных технических средств должны быть изготовлены из материалов, обеспечивающих достаточную устойчивость при ветровой нагрузке и эксплуатации. 10. Конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор и т.д.) должны быть закрыты декоративными элементами. 11. Отдельно стоящие специализированные технические средства должны иметь декоративно оформленную оборотную сторону. Фундаменты отдельно стоящих специализированных технических средств не должны выступать над уровнем земли или тротуара. В исключительных случаях, когда заглубление фундамента невозможно, допускается размещение фундаментов без заглубления при наличии бортового камня или дорожных ограждений.

Что еще почитать