Трехступенчатая система контроля охраны труда. Кто контролирует охрану труда в организациях? Результат проверки состояния охраны труда

Считается важнейшей составляющей системы управления безопасностью на любом предприятии. Проведение данного мероприятия является обязательным для любого производства.

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ каждый работодатель обязан обеспечить проведение проверок состояния условий труда на рабочих местах в своей компании. От того, насколько грамотно проводится контроль на производстве, насколько эффективны меры корректировки существующих недочетов, зависит в целом репутация организации и общая удовлетворенность своей работой участников трудового процесса.

Каким должен быть контроль охраны труда в организациях?

  1. Эффективным. Проверка состояния охраны труда должна проводиться не для галочки, а для выявления и устранения существующих недочетов.
  2. Объективным. Контроль охраны труда должен проводиться квалифицированными специалистами. Должны быть проверены все факты и явления в компании, чтобы в результате была дана объективная оценка существующей системы охраны труда.
  3. Систематичным. Для поддержания должного состояния системы охраны труда в организации требуется регулярная проверка соблюдения всех правил.
  4. Своевременным. Проверка состояния охраны труда на предприятии должна проводиться тогда, когда есть время и возможность исправить все недостатки. Важно понимать, что от качества организации контроля на производстве зависит здоровье, безопасность и жизнь работников.

Виды контроля

Контроль охраны труда на предприятии можно разделить на следующие виды:

  1. Технический. Объектами проверки в данном случае являются предметы труда. А именно выпускаемые товары, документация компании и др.
  2. Социальный. Проверке подвергается деятельность работников предприятия.

Контроль на производстве, в свою очередь, можно разделить на другие 2 группы:

  1. Ведомственный. Осуществляется на конкретном предприятии вышестоящей организацией. Это может быть контроль охраны труда, который проводится систематически, проверка условий труда по требованию работников подведомственной организации или же контроль со стороны государства. За соблюдением всех государственных нормативов на предприятии следит такой орган, как Федеральная инспекция труда.
  2. Общественный. Инициаторами проверок состояния охраны труда являются профсоюзы, которые действуют в интересах работников производства. Эти организации, согласно статье 370 Трудового Кодекса РФ, следят за выполнением работодателем условий, отраженных в трудовых договорах.

Существует 3 формы проведения проверок состояния охраны труда в организации:

  1. Постоянный контроль. Предусматривает ежедневную проверку работником организации состояния охраны труда. Он прежде всего проверяет исправность техники, грамотность применения защитных ограждений и установок на травмоопасных производствах, состояние спецодежды, чистоту рабочего места, наличие средств тушения пожара.
  2. Оперативный контроль. Периодическая проверка состояния охраны труда, которая проводится руководителями подразделений предприятия вместе с членами профсоюзов или трудовых коллективов. Эти уполномоченные лица проверяют правильность проведения мероприятий по контролю производства, соответствие проводимых работ действующим инструкциям, безопасность аппаратуры и инструментов, соблюдение правил безопасности жизнедеятельности при работе со взрыво- и пожароопасными материалами, санитарное состояние всех помещений предприятия.
  3. Выборочный контроль. Проверка на предприятии проводится 1 раз в месяц (или чаще) специальной комиссией, в которую входят инженер по охране труда и представитель вышестоящей организации. В данном случае проверяется наличие и грамотное применение средств защиты работниками, соблюдение всех законов и нормативов ТК РФ работодателями, выполнение всех мероприятий, контролирующих безопасность рабочих, выполнение планов по совершенствованию условий труда, проведение аттестации рабочих мест, эффективность проведения обучающих курсов для работников, санитарно-гигиеническое состояние помещений и спецодежды и т. д.

Методика проведения проверки состояния охраны труда

Одна из самых эффективных форм проверки состояния охраны труда на предприятиях - трехступенчатый контроль.

1 ступень . Проверка проводится руководителем данного вида работ (бригадиром, мастером, начальником участка) ежедневно или ежесменно в начале рабочего дня, а в некоторых случаях и в течение всей смены.

Проверяется состояние рабочих мест, исправность технического оснащения, вентиляции, освещения, состояние помещения, наличие средств тушения пожара и других средств безопасности. При выявлении каких-либо недостатков намечаются мероприятия по их устранению. Если устранить все неполадки собственными силами невозможно, руководитель отдела сообщает о существующих проблемах вышестоящему начальнику и просит принять должные меры.

2 ступень . Проверка осуществляется руководителем подразделения (начальником цеха, старшим мастером, инженером) не реже 1 – 2 раз в месяц при участии уполномоченных лиц по охране труда. В ходе проверки выявляется, выполняются ли мероприятия по устранению неполадок, которые были найдены во время контроля «первой ступени». Также проверяется исправность оборудования, автомобилей, выявляется наличие несчастных случаев и проверяется работа по их предотвращению.

3 ступень . Проверка проводится не реже 1 раза в квартал специальной комиссией, в которую входят руководитель предприятия и представители вышестоящих организаций. Также в этом мероприятии могут принимать участие заместители директора, главный инженер, представители профсоюза, технологи и другие ответственные за охрану труда лица. Проверка «третьей ступени» касается всех производственных подразделений предприятия. Комиссия проверяет выполнение мероприятий, намеченных во время контроля 1 и 2 уровня, соблюдение всех законов ТК РФ и прочих нормативов, состояние зданий и помещений, в которых работают люди, планы по совершенствованию условий труда и т. д.

Результат проверки состояния охраны труда

По окончании контрольных мероприятий на предприятии все замечания заносятся в «Журнал проверки» и составляется специальный акт. В нем указываются наименование учреждения, члены проверяющей комиссии, все выявленные нарушения (если есть). Затем этот акт с результатами проверки передается руководителю организации.

Результаты обсуждаются в недельный срок на совещании у директора предприятия при участии всех руководителей отделов, а также представителей профсоюзов. Здесь анализируются все выявленные недочеты и нарушения, намечаются методы и сроки исправления этих ошибок, назначаются ответственные за данные мероприятия лица. После устранения всех погрешностей в «Журнал проверки» вносятся данные руководителей подразделений, которые при проведении следующих мероприятий по контролю охраны труда назначаются ответственными за корректировку недостатков на производстве.

Производственный контроль по охране труда на предприятии призван обезопасить работников предприятия от .

Анализу при этом подлежат:

  • производственные и бытовые помещения;
  • транспорт;
  • оборудование;
  • технологические процессы;
  • рабочие места;
  • продукция;
  • сырье;
  • отходы производства.

Организация и проведение производственного контроля входит в Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 марта 2012. Аналогичные требования содержит и Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Охрана труда: программа производственного контроля

Осуществление этой деятельности начинается с разработки - документа, который содержит перечень мероприятий, направленных на соблюдение требований соответствующих законодательных актов, с указанием ответственных лиц и сроков исполнения. В том числе проверку освещения, вибрации, шума, качества воздуха, показателей электромагнитных полей и прочих факторов, характерных конкретному производству. Такая программа является обязательной для любого предприятия. Она составляется без ограничения срока действия, а необходимые изменения в нее вносятся каждый раз, когда меняется одно из следующих условий:

  • вид деятельности организации;
  • технология производства;
  • используемые материалы.

В учебных планах многих высших учебных заведений предусмотрено прохождение студентами практики по охране труда на промышленных предприятиях. Показательно, что для того, чтобы студенты смогли при этом составить качественный отчет по производственной практике, отдел охраны труда, как правило, предоставляет своим практикантам именно программу производственного контроля, так как грамотно составленная программа охватывает все необходимые аспекты в этой области.

Кто осуществляет контроль на предприятии

Разработка программы контроля требует определенных знаний по охране труда, гигиене и санитарии, а также знание специфики производства. Поэтому такая работа должна выполняться специалистами в этих областях или работниками, прошедшими специальную подготовку. Соответственно, на крупных предприятиях программу обычно разрабатывают сотрудники отдела охраны труда, а небольшие организации часто привлекают для этой цели специальные фирмы.

Для определения соответствия условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда работодатель должен организовать проверку состояния этих условий на рабочих местах. Для этого перед началом работы руководитель работ на конкретном участке обязан проверить оборудование, работу специальных устройств, места работы, убедиться в полной их исправности и безопасности и обеспечить надзор за их надлежащим состоянием во время работы. Вносится эта информация в специальный .

Для проведения замеров и наблюдения за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников в крупных и средних предприятиях могут создаваться собственные сертифицированные лаборатории, а в более мелких организациях такая работа может выполняться на основании договоров, заключенных со специализированными организациями.

Осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(К от ):

K ot = (K сп + К б + К впр) / 3

  • К сп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • К б — коэффициент безопасности оборудования;
  • К впр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения К сп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (К б ) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (К бу ) и цеха (К бц ):

K бу = (K б 1 + K б2 + ... + K бn / n,

  • К бi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:

К бц = (К бу1 + К бу2 + ... + K буm) / m,

  • К бyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m) ;
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (К впр ) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины : техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины : ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (К ч ) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

К ч = (N/P) * 1000 ,

  • N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (К т ) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

К т = Т/N ,

Т — общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод - определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (К п ) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

К п = К ч * К т = (Т/Р) * 1000

Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3 п - Т)/Р * 1000 , где З п средняя зарплата пострадавшего.

Трехступенчатый контроль – это один из способов отслеживать состояние условий и охраны труда в организации, трудовую дисциплину на рабочих местах, соблюдение стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и других правовых актов по охране труда. Его основной задачей является:

  • выполнение комплекса мероприятий по охране труда;
  • определение сотрудников, ответственных за своевременную проверку состояния охраны труда;
  • устранение недостатков, выявленных на трех последовательных ступенях.

Работодатель не обязан вводить в организации трехступенчатый контроль. Однако он может стать надежной системой предупреждения производственного травматизма. Следует понимать, что трехступенчатый контроль даст заметные результаты только в том случае, если весь коллектив организации, от рабочих до высшего руководства, будет последовательно и настойчиво бороться за улучшение условий труда.

Что нужно для внедрения трехступенчатого контроля

Основное условие для организации трехступенчатого контроля – это наличие профсоюза или другого представительного органа работников в организации. От председателя профсоюза многое зависит в вопросах охраны труда. Он должен организовать общественный контроль, руководить работой уполномоченных по охране труда, вести переговоры с руководителем организации.

Также необходимо будет сформировать комитет по охране труда , который займется организацией совместных действий работодателя и работников в этой области. Комитет выполняет следующие обязанности:

  • организует проверку состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
  • информирует работников о результатах этих проверок;
  • собирает предложения к разделу коллективного договора об охране труда.

Предупреждает:

Ирина АШРАПОВА,

специалист по охране труда, «АстраЗенека Россия» (Москва)

Требование сформировать комитет по охране труда может исходить от работников. В этом случае работодатель обязан поддержать инициативу и включить в состав комитета своих представителей.

Численность комитета по охране труда зависит от размера организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей. Ее определяют по взаимной договоренности сторон – работодателя и работников ( .



скачать и распечатать образец

Трехступенчатый контроль наиболее актуален для крупных производственных организаций. Эта система часто встречается на предприятиях, где безопасную работу организуют по старым правилам, разработанным во времена СССР.

В качестве примера отрасли, где трехступенчатый контроль будет эффективным, можно привести строительство. Так, генподрядчик, который работает с множеством субподрядных организаций, не всегда может полностью контролировать порядок и соблюдение требований охраны труда на объекте. Отсюда большая вероятность несчастных случаев и других инцидентов.

Однако практически всех нарушений по охране труда можно избежать, если на каждом участке организовать и проводить трехступенчатый контроль.

Как проводят трехступенчатый контроль

Организацией трехступенчатого контроля обычно занимается руководитель компании, служба охраны труда и руководитель профсоюза или иного представительного органа работников. Контроль проводят:

  • на первой ступени – на участке подразделения, в смене или бригаде;
  • на второй ступени – в подразделении в целом;
  • на третьей ступени – в организации в целом.

Результаты трехступенчатого контроля отражают в Журнале трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда (далее – Журнал трехступенчатого контроля).

Первая ступень контроля

Контроль на первой ступени ежедневно перед началом работы проводят руководители участков (мастера, начальники участков, начальники смены) совместно с членом профсоюза, уполномоченным по охране труда. На этом этапе нужно проверить:

  • устранены ли нарушения, выявленные в ходе предыдущей проверки;
  • состояние условий труда на каждом рабочем месте;
  • состояние проходов и проездов;
  • наличие защитных и сигнальных ограждений;
  • наличие необходимого для работы исправного инструмента и приспособлений;
  • безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
  • соблюдение правил складирования материалов, заготовок, приспособлений;
  • наличие, исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;
  • состояние электробезопасности и соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
  • наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков, других документов на выполнение работ с повышенной опасностью.

Выявленные нарушения нужно немедленно устранять. Этот процесс контролирует непосредственный руководитель работ на данном участке. Если нарушения невозможно устранить силами участка, то непосредственный руководитель работ по окончании осмотра докладывает об этом вышестоящему начальнику. Совместно они решат, какие мероприятия нужно провести для устранения ошибок и назначат работников, ответственных за их реализацию.

Сотрудник, проводивший осмотр, или руководитель участка делает запись о выявленных нарушениях в Журнале трехступенчатого контроля. Под записью обязательно расписывается уполномоченный по охране труда профсоюза или иного представительного органа работников.

Если на первой ступени контроля будет выявлено грубое нарушение по охране труда, которое может навредить здоровью сотрудников или привести к аварии, то работы приостанавливают до тех пор, пока нарушение не устранят. При этом в журнале трехступенчатого контроля проверяющие делают запись о том, что рекомендуется приостановить работы до устранения нарушений.

Обо всех обнаруженных несоответствиях руководитель работ должен информировать своих подчиненных. Кроме того, он ежедневно отчитывается о состоянии охраны труда на своем участке перед вышестоящим руководителем.

Вторая ступень контроля

Ответственным за контроль на второй ступени назначается руководитель цеха, отдела, строительного объекта с участием уполномоченного по охране труда из профсоюза. На этом этапе к проверке могут подключиться представители технических служб подразделения (например, службы главного механика, главного энергетика, главного технолога), специалист службы охраны труда организации.

  • организацию, периодичность проведения и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных после предыдущих проверок на первой и второй ступенях контроля;
  • выполнение распоряжений руководителя организации и профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям нормативных правовых актов по охране труда;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов механизмов, оборудования, технологических режимов работы;
  • состояние охраны труда в подразделениях, наличие плакатов по охране труда, сигнальных цветов, знаков безопасности;
  • наличие и исправность защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
  • своевременность и качество проведения инструктажей работников по охране труда;
  • наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Нарушения, которые нельзя устранить на месте, фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля в виде замечаний. Руководитель структурного подразделения должен организовать мероприятия по устранению нарушений и один раз в месяц отчитываться перед комитетом по охране труда о состоянии условий и охраны труда в своем структурном подразделении.

Советует:

Владимир МАСЛОВ,

директор Приволжского филиала ООО «Эйч-Эс-Эй Аттестация» (Нижний Новгород)

Работодателю стоит сформировать график проверок для каждого этапа трехступенчатого контроля. Это позволит проводить осмотры в срок и не пересекать проверки по разным ступеням друг с другом.

Третья ступень контроля

Контроль на третьей ступени проводит комиссия во главе с руководителем организации или главным инженером и председателем профсоюзного комитета. В ее состав включают также руководителя службы охраны труда, технической службы и уполномоченного сотрудника по охране труда из профсоюза.

Контроль проводят не реже одного раза в квартал (обычно – один раз в месяц), при этом проверяют:

  • организацию, периодичность проведения и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • ведение Журнала трехступенчатого контроля;
  • выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;
  • выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
  • техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений, цехов и прилегающих к ним территорий;
  • выполнение приказов и распоряжений, предписаний и указаний органов государственного надзора;
  • обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
  • организацию обучения и инструктажей по охране труда.

По результатам проверки комиссия оформляет акт, а выявленные нарушения фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля того подразделения, в котором проводилась проверка.

Кроме того, результаты третьей ступени контроля руководитель организации рассматривает с участием руководителей структурных подразделений, главных специалистов, представителей профсоюзной организации. Совместно они разрабатывают мероприятия, с помощью которых можно устранить выявленные недостатки и нарушения, а руководитель предприятия назначает исполнителей и сроки выполнения этих мероприятий. По результатам заседания оформляют протокол.

После этого, при необходимости, руководитель издает приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, допустивших нарушения по охране труда или виновных в неудовлетворительной организации работы в этой области. И наоборот: сотрудников, которые добились положительных результатов в работе по охране труда, можно поощрить.

Ответы на ваши вопросы

Обязан ли специалист по охране труда лишать работников премии за нарушения по охране труда?

Обязан ли инженер по охране труда наказывать лишением премии или представлять к наказанию работников предприятия за несоблюдение ими требований охраны труда? Законно ли это?
Максим ФЕДОРЦЕВ, инженер по охране труда (Казань)

Решение о премировании работников и, соответственно, о лишении их премии принимает работодатель. Специалист по охране труда может выписывать работникам, нарушающим требования безопасности, предписания об устранении нарушений, а также предлагать руководителю привлечь к ответственности тех или иных сотрудников . На основании этих предложений работодатель будет решать вопрос о депремировании нарушителей.

Нужно ли создавать службу охраны труда в организации с малым количеством сотрудников?

У нас на предприятии 340 сотрудников и один специалист по охране труда. Нужно ли создавать службу охраны труда при таком количестве сотрудников?
Виктория ЗИНЧЕНКО, сотрудник отдела кадров (Киров)

В вашем случае создавать службу охраны труда в организации необязательно. Это решение остается за работодателем. Согласно рекомендациям, если число работников на предприятии не превышает 700 человек, а рабочие места признаны безопасными, то охраной труда могут заниматься отдельные специалисты. В организациях, где трудятся более 700 человек, создают бюро охраны труда (от трех до пяти сотрудников) или отдел по охране труда (от шести сотрудников) .

Можно ли перевести работников на 12-часовой рабочий день, если условия труда признаны вредными?

На одном из производственных участков рассматривается вопрос об изменении графика работы с восьмичасового на 12-часовой. Профессии: оператор линии по обработке цветных металлов и отжигальщик. По результатам АРМ класс 3.1 – 3.3. Существуют ли на этот счет какие-то НПА, допускающие такой график или наоборот запрещающие его?
Ольга КОРОЛЬКОВА, специалист по охране труда, промышленной безопасности и экологии (Иркутск)

Если условия труда работников признаны вредными, для них должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. На основании отраслевого соглашения и коллективного договора по письменному согласию сотрудника рабочую неделю можно увеличить до 40 часов с выплатой работнику денежной компенсации (). Таким образом, если работники трудятся пять дней в неделю, то 12-часовой рабочий день им установить нельзя.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ Поможет вам

За состоянием охраны труда на производстве установлен государственный контроль.

Государственный контроль охраны труда осуществляется техническими инспекторами Госгортехнадзора Российской Федерации (Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору), контролерами Госэнергонадзора. Контроль за соблюдением законодательства о труде обеспечивается министерствами и ведомствами, а также органами прокуратуры.

Технический инспектор осуществляет надзор за опасностью работ, состоянием производительной санитарии и соблюдением трудового законодательства по охране труда, за выполнением администрацией соглашений по оздоровлению условий труда и коллективного договора по разделу охраны труда. Для этого технический инспектор обязан регулярно проверять выполнение общих и специальных постановлений по охране труда и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков. Технический инспектор ведет расследование несчастных случаев и аварий при выполнении работ и дает по ним техническое заключение в судебно-следственные органы.

Важной обязанностью технического инспектора является оказание непосредственной помощи общественным инспекторам и комиссиям охраны труда в их работе.

Надзор за объектами и работами, связанными с повышенной опасностью или загрязнением воздуха, земли, воды, осуществляется Государственными инспекциями и комитетами. Госгортехнадзор РФ и его местные органы осуществляют специализированный технический надзор. В состав комитета входит несколько инспекций.

Госгортехнадзору РФ и его местным органам предоставлено право расследовать обстоятельства и причины аварий и тяжелых случаев производственного травматизма, разрабатывать мероприятия по их предупреждению. Инженеры-контролеры Госгортехнадзора имеют право запрещать работы до устранения вскрытых ими нарушений правил техники безопасности, оформляя этот запрет предписанием.

Общественный контроль состояния охраны труда. Общественный контроль за соблюдением администрацией мероприятий по охране труда осуществляют общественные инспекторы и комиссии охраны труда предприятий.

Общественные инспекторы по охране труда избираются на собрании членов трудового коллектива. Основные функции работы общественного инспектора состоят в осуществлении общественного контроля выполнения трудового законодательства, правил техники безопасности и производственной санитарии непосредственно на рабочих местах. Общественные инспекторы следят за своевременностью проведения инструктажа и обучения рабочих технике безопасности, проверяют исправность инструментов и механизмов, наблюдают за организацией рабочих мест, наличием доброкачественной питьевой воды, своевременным и правильным составлением актов о несчастных случаях.

Общественный инспектор по охране труда имеет право требовать от производителя работ устранения обнаруженных недостатков.

Деятельностью общественных инспекторов руководят старшие общественные инспекторы (председатели комиссий по охране труда). Технические инспекторы профсоюзов обязаны оказывать практическую помощь общественным инспекторам.

Комиссии по охране труда организуются из наиболее активных общественных инспекторов и представителей инженерно-технического персонала. В работе этих комиссий должны обязательно участвовать работники службы техники безопасности. Председателем комиссии не может быть работник из административно-технического персонала.

Комиссия по охране труда контролирует соблюдение администрацией законодательства о рабочем времени, выходных днях, об отпусках, охране труда женщин и подростков; добивается повышения культуры производства, чистоты и порядка на рабочих местах и улучшения санитарно-гигиенических условий труда; контролирует организацию, качество инструктажа и обучения рабочих безопасным приемам работы; участвует в подготовке и проверке выполнения соглашения по охране труда и коллективного договора; следит за своевременным снабжением рабочих спецодеждой, спецобувью, защитными очками и другими средствами индивидуальной защиты.

Комиссиям по охране труда предоставлено трудовыми коллективами право требовать от администрации проведения мероприятий по улучшению условий труда.



Что еще почитать