Пособия выплачиваемые по системе социального обеспечения. Социальные пособия и выплаты гражданам

Пособия по своей значимости и распространению занимают второе место после пенсий. Этим обуславливается, во-первых, широкий круг получателей, во-вторых, в ряде случаев более высокий размер по сравнению с пенсией и иными видами социального обеспечения, в третьих, предусмотрен более широкий круг оснований для обеспечения пособиями, чем для пенсий.

Пособие – денежная выплата алиментарного характера 1 , предоставляемая по основаниям, на условиях и в размерах, предусмотренных действующим законодательством, как правило, в компенсационных целях.

В.С. Андреев под пособиями по социальному обеспечению понимал все иные денежные выплаты, кроме пенсий, имеющие алиментарный характер, из фондов для нетрудоспособных, представляющие собой помощь гражданам в установленных законом случаях 2 . В этом обобщенном определении отражены лишь общие признаки пособий, свидетельствующие об их принадлежности к отношениям социального обеспечения. В их числе: 1) предоставление из общественных фондов потребления - фондов для нетрудоспособных; 2) социально-алиментарный характер производимых выплат, т.е. их выдача проводилась на "бесплатных", безвозмездных началах для получателей при существующей обязанности ("долженствовании") общества по обеспечению трудоспособных, семей с детьми с одновременным наличием у получателей обеспечения правомочия "притязания" на оказываемую помощь, иное выдаваемое благо 3 .

Р.И. Иванова подчеркивала, что родовое понятие пособия будет иметь теоретическую и практическую ценность только в том случае, если, с одной стороны, оно будет содержать лишь существенные признаки этой формы материального обеспечения, а с другой - не будет ни излишне привязанным к конкретным видам пособий, ни слишком общим 4 . Исходя из этого, она определяла пособия как денежные периодические социально-алиментарные выплаты, носящие характер государственной помощи гражданам, которые предоставляются в случаях и на условиях, предусмотренных законом, с компенсационными и иными целями 5 . В этом определении помимо социально-алиментарного характера содержатся и такие дополнительные признаки пособий, как: периодичность их предоставления; государственный характер выплаты; компенсационные и иные цели выплат.

По мнению В.Ш. Шайхатдинова, пособия - это ряд видов социального обеспечения, различающихся не только по целям и источникам выплат, но и по характеру оснований предоставления и субъектам. Объединяет их лишь то, что все это денежные выплаты из социальных фондов 6 .

Эти уточняющие признаки учтены К.С. Батыгиным в своем определении пособий как гарантируемых государством и соизмеримых в соответствующих случаях с оплатой по труду денежных выплат, предоставляемых бесплатно из средств государственного социального страхования рабочим, служащим и другим гражданам, отнесенным к числу подлежащих обеспечению пособиями при временном освобождении от выполнения трудовых обязанностей в связи с болезнью и другими причинами, предусмотренными законодательством, а также в целях компенсации в минимальных размерах повышенных расходов, вызванных такими событиями, как рождение или смерть 7 . Данное определение исходило только из понимания пособий как одного из видов государственного социального страхования.

М.И. Полупанов дал следующее определение пособиям по социальному обеспечению: это денежные выплаты алиментарного характера, предоставляемые из общественных фондов потребления трудящимся в целях замещения утраченного по уважительным причинам заработка; семье - для содействия в содержании и воспитании подрастающего поколения; гражданам, не имеющим основных источников средств существования, - для оказания помощи, а также всем гражданам - для покрытия некоторых расходов, обеспечение которых социалистическое государство не считает возможным ставить в зависимость от их трудового дохода 8 . Хотя в данном определении наиболее полно указаны признаки, характеризующие пособие как вид социального обеспечения, однако в нем не совсем точно определены круг обеспечиваемых и цели выплаты пособий.

Наиболее полно признаки пособия советского периода отразила Н.А. Купина, определяя их как ежемесячные, единовременные и периодические денежные выплаты социально-алиментарного характера, предоставляемые из фондов социального обеспечения нетрудоспособным гражданам, матери и ребенку, иным категориям граждан для возмещения утраченного заработка, компенсации дополнительных расходов либо в порядке социальной помощи, в определенных случаях в связи с общественно-полезной деятельностью в размерах, соизмеримых с заработком, либо в твердой денежной сумме 9 . Как следует из указанного определения, Н.А. Купина выделяла следующие признаки существовавших в то время пособий: 1) характер денежных выплат - алиментарный; 2) продолжительность выплат - ежемесячные, единовременные и периодические; 3) источник выплат - фонды социального обеспечения; 4) субъекты - нетрудоспособные граждане, матери и дети и иные категории граждан; 5) цель выплат - возмещение утраченного заработка, компенсация дополнительных расходов либо предоставление в порядке социальной помощи; 6) условия предоставления - связь с общественно-полезной деятельностью; 7) порядок определения размера выплат - соизмеримые с размером заработка либо в твердой денежной сумме.

За последние 20 лет система пособий по социальному обеспечению в силу различных социально-экономических причин подвергалась изменениям, которые учтены в формулировании понятия пособия современными российскими учеными-юристами. Так, М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова понимают под социальными пособиями выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки 10 .

Другие исследователи (М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева) под пособиями понимают денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи 11 .

В.Н. Толкунова предложила определение пособия как ежемесячной, периодической или разовой выплаты, заменяющей потерянный гражданином заработок или дополняющей его при повышенных расходах, производимой из государственных и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования и других источников в размере и порядке, которые установлены законодательством 12 .

По мнению Е.Е. Мачульской, социально-страховые пособия - это краткосрочная или единовременная возмездно-неэквивалентная выплата, назначаемая в целях возмещения утраченного заработка или трудового дохода либо частичной компенсации расходов лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию за счет средств внебюджетных фондов 13 .

В.П. Галаганов определяет социальные пособия как гарантированные денежные выплаты, предоставляемые гражданам за счет государственных средств в целях их материального обеспечения в связи с утратой заработка (или иного дохода) по причине временной нетрудоспособности, беременности и родов, отсутствием заработка (или иного дохода) вследствие безработицы; оказания единовременной помощи при определенных обстоятельствах; материальной поддержки гражданам, имеющим детей, и в других случаях, указанных в законодательстве 14 .

Н.Л. Смирнова предлагает понимать под пособиями денежные выплаты, отличные от пенсий, компенсаций и субсидий, сохраняющие в определенных случаях (для пособий за счет госбюджета) алиментарный характер, ограниченные временными рамками (единовременные, ежемесячные, периодичные), выплачиваемые в установленных случаях с целью поддержания прежнего материального положения лица (возмещение утраченного заработка, дополнительных расходов), назначаемые с учетом участия в той или иной форме занятости за счет средств внебюджетных фондов, госбюджета, муниципальных средств и средств работодателя в размерах, соотносимых с заработком или в твердо установленных суммах 15 .

Сравнение определений пособий советского и нынешнего периодов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не выделяются следующие признаки пособий: 1) алиментарный характер; 2) предоставление за счет общественных фондов потребления (фондов социального обеспечения); 3) обусловленность пособий наличием связи с общественно полезной деятельностью; 4) соизмеримость размера пособия с размером заработка либо установление его в твердой денежной сумме. В то же время некоторым современным пособиям присущи те признаки, которые были характерны и для советских пособий: 1) продолжительность выплаты; 2) целевая направленность; 3) законодательная закрепленность.

В теории права социального обеспечения в течение многих лет предпринимались и предпринимаются попытки разграничить пособия и пенсии. Для этого используется несколько оснований:

1) по периодичности выплаты. Пенсии выплачиваются только ежемесячно, пособия могут быть ежемесячными, единовременными и эпизодическими;

2) по продолжительности. Пенсии в большинстве случаев устанавливаются пожизненно, а время выплаты пособий всегда четко ограничено во времени законодательством. Однако данный критерий срабатывает не всегда, например, в отношении пенсии по случаю потери кормильца, которая назначается на время, пока лицо считается нетрудоспособным, или пенсия по инвалидности, назначаемая на время, пока лицо считается инвалидом;

3) по основаниям предоставления. Для назначения пенсии в действующем законодательстве выделяется четыре основания: достижение возраста, инвалидность, потеря кормильца и выслуга лет (специальный стаж). Оснований же для назначения пособий столько, сколько возможно установить оснований нуждаемости. В этом плане пособия – более подвижный и приспособляемый к отдельным состояниям нуждаемости вид социального обеспечения;

4) наиболее важный критерий разграничения состоит в том, что пенсия представляет (или должна представлять) собой основной источник средств к существованию на относительно длительный период времени, в то время как пособие всегда носит вспомогательный, дополнительный характер (в случае компенсации потери здоровья), является временным средством компенсации утраченного заработка или помощи нуждающемуся.

В настоящее время число пособий настолько велико, что трудно поддается исчислению, что связано с подвижностью законодательства в этой сфере. Это делает необходимым с практической точки зрения осуществление классификации пособий:

1. В зависимости от периодичности выплаты:

 единовременные;

 ежемесячные;

 эпизодические (пособие по временной нетрудоспособности).

2. По числу субъектов-получателей:

 индивидуальные;

 групповые (малоимущим семьям; лицам, осуществляющим погребение).

3. В зависимости от источника финансирования:

 за счет Фонда социального страхования РФ;

 за счет бюджетов всех уровней;

 за счет Пенсионного фонда (пособие на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти);

 за счет работодателя (женщинам на селе; гражданам, работающим у работодателей – физических лиц и в организациях, применяющих специальные налоговые режимы и др.).

4. По целевому назначению:

 пособия, временно компенсирующие полностью или в части заработок лица;

 пособия, предоставляемые в качестве помощи, дополнения к иным доходам;

 пособия, компенсирующие утраченное имущество (прежде всего, жилье).

5. В зависимости от характера общественно полезной деятельности гражданина:

 трудовые пособия;

 семейные пособия.

Нормы о пособиях объединяются в генеральный институт 16 Особенной части права социального обеспечения, который, в свою очередь, сочетает в себе три относительно крупных правовых института.

Два из них – институты трудовых (страховых) и семейных пособий – представляют собой давно сформировавшиеся элементы системы права социального обеспечения, имеющие сложную, разветвленную структуру. Третий институт в рамках генерального института пособий пока не имеет четко выраженной структуры, поскольку обобщает в себе нормы специальных видов пособий, дифференцированных по целевому назначению или субъектному составу.

Государство ведет учет незащищенных и малообеспеченных слоев общества, устанавливает определенные стандарты, вводит социальные программы - все это делается для повышения уровня жизни граждан, находящихся в трудной материальной ситуации.

Введение в тему

В нашей стране огромное количество людей, которые в силу различных обстоятельств потеряли работу, получили степень инвалидности или причисляются к категории многодетных семей. По этой причине возникает острая потребность более рационального и грамотного начисления различных видов денежной помощи таким гражданам. Государственные социальные службы обязаны грамотно и вовремя начислять соответствующие виды пособий конкретно тем лицам, которые на самом деле в этом нуждаются.

Все формы социальной поддержки, установленные законодательством РФ, гарантированы государством. Понятие и виды пособий, которые установлены в России будут рассмотрены в этой статье. Право нуждающихся в такой помощи закреплено в ст. 39 Конституции РФ.

Что такое пособие?

Пособием является форма денежной помощи со стороны государства, субъектов РФ или органов МСУ людям. Она может производиться на постоянной основе (например, ежемесячно), в форме единоразовой выплаты, и иметь конкретный характер в случае возникновения каких-либо обстоятельств, ставших основанием к начислению денежной компенсации с определенной периодичностью.

Разные виды пособий являются составной частью системы социального обеспечения граждан РФ. Их перечень не является исчерпывающим.

Основные виды пособий, предусмотренные в РФ

Законодательством нашей страны предусмотрены различные социальные выплаты. Многие программы материальной поддержки населения успешно работают долгие годы.

Виды государственных пособий подразделяются на следующие категории:

1. Выплаты при временной потере трудоспособности.

2. Выплаты родителям и опекунам. Виды пособий на детей:


3. Выплаты для безработных, которые официально признаны таковыми, то есть встали на учет в службу занятости.

4. Единоразовое денежное начисление для граждан, у которых возникли трудности со здоровьем после вакцинации.

5. Единоразовое денежное начисление медикам, которые заразились ВИЧ-инфекцией вследствие выполнения своих должностных обязанностей.

6. Единоразовое денежное начисление военнослужащим, привлекаемым к борьбе с террористической угрозой.

7. Денежная государственная помощь на погребение умершего.

8. Материальные выплаты гражданам, получившим производственную травму или заболевание, связанное со своей профессией.

Виды денежных компенсаций, предусмотренных в РФ

Нужно различать которые производятся конкретным людям, попавшим в непредвиденную ситуацию или обстоятельства, которые от него никоим образом не зависят.

Для нашего государства характерны следующие виды компенсационных выплат:

  1. Матерям (другим близким родственникам, по факту ухаживающим за новорождённым ребенком), которые являются наемными работниками или жёнами военнослужащих, и находятся в декретном отпуске (размер на сегодня составляет 50 рублей).
  2. Студентам и аспирантам, вынужденным находиться в академическом отпуске из-за проблем со здоровьем.
  3. Трудоспособным гражданам, которые не имеют возможности заниматься своими трудовыми обязанностями из-за вынужденной заботы о нетрудоспособном родственнике.
  4. Неработающим жёнам рядового и начальствующего состава внутренних войск, проходящего службу на территории удалённых гарнизонов, где отсутствуют возможности для их трудоустройства.
  5. Неработающим жёнам военнослужащих, чьи мужья проходят службу по контракту в местностях, где не имеется возможности для выхода на работу или осуществления трудовых обязанностей согласно своей специальности. По причине либо отсутствия вариантов трудоустройства, либо из-за проблем со здоровьем у детей.
  6. Детям, находящимся под опекой и попечительством или в приемной семье.
  7. На питание учащимся учреждений общеобразовательного характера государственной и муниципальной форм собственности, учреждений начального и среднего профессионального образования.
  8. Вынужденным переселенцам (единоразовое денежное начисление) .
  9. Беженцам, получившим официальный статус (единоразовое денежное начисление).
  10. Инвалидам определённых категорий (для лечения в санаториях и на специализированных курортах, оплаты топлива и технической проверки транспортных средств, их обслуживания).
  11. Определённым категориям граждан для оплаты за жилье и услуги коммунальных предприятий.
  12. Родителям: компенсация за непредоставление дошкольного учреждения детям от 1,5 до 3 лет. В настоящее время этот вид компенсационных выплат практикуется не во всех субъектах РФ.

Виды по целевому назначению

Все пособия можно подразделить на следующие виды:

  • пособия для полной, либо частичной компенсации заработка;
  • пособия, которые предоставляются в качестве дополнительной материальной помощи.

Виды по времени выплаты

Отличаются пособия и по продолжительности действия:

  • единоразовые, т.е. выплачиваются однократно после наступления основания;
  • те, которые начисляются с регулярной периодичностью (например, ежемесячно).

Виды в зависимости от источника, из которого выплачивается пособие

В зависимости от источника финансирования пособия делятся на следующие виды:

  • выплаты из социальных внебюджетных фондов (страховые);
  • виды пособий и выплат из бюджетов всех уровней.

Как определяется размер пособий?

Законодательство РФ не предусматривает единого правила установления суммы материальной помощи нуждающимся. Размер устанавливается одним из следующих способов:

  1. В качестве фиксированной суммы. Виды которых устанавливается таким способом, носят, как правило, компенсационный характер дополнительных расходов. Например, выплаты на погребение умершего.
  2. В соответствии с прожиточным минимумом в регионе, в котором проживает получатель. Чаще всего обязательный процент выплат, который соответствует части или полной сумме прожиточного минимума устанавливается законом субъекта РФ.
  3. В соответствии с размером заработка получателя. Например, пособие по временной нетрудоспособности.

Заключение

В наши дни вопрос реформы социальных служб в интересах людей нашей страны встал крайне остро. Как говорилось выше, перечень пособий не является исчерпывающим и может пополняться в связи с возникновением такой необходимости. Например, недавно рассматривался вопрос об актуальности и необходимости программы «Материнский капитал». Депутаты Государственной Думы предложили заменить его на ежемесячное пособие семьям, воспитывающим детей. Предполагалось, что взамен единоразовой выплаты следует выделять материальную помощь до исполнения ребенку 18 лет. Сумма выплаты зависит от количества детей.

Важное значение в этих вопросах занимает адресность полагающихся денежных доплат. Государство пытается через разные виды социальных пособий сделать все, чтобы материальную помощь получали именно те люди, которые в этом действительно нуждаются. Также проводится постоянная индексация денежных начислений.

Если лицо имеет основание для получения дополнительной материальной помощи от государства, то о том, какие виды пособий ему положены, можно узнать в отделе социальной защиты в своем населенном пункте.

  • Социальные пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС

Государственные социальные пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и служат дополнением к основному источнику средств к существованию.

Система государственных пособий в России за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества. В сложных экономических условиях принимались меры, направленные на совершенствование системы пособий с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу.

Многочисленные виды пособий в системе социального обеспечения классифицируются по различным основаниям:

  • По целевому назначению пособия:
    • Пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;
    • Пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь.
  • По продолжительности выплаты пособия:
    • Ежемесячные пособия
  • По категории получателей:
    • Пособия детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы
    • Пособия по безработице

Помимо государственных социальных пособий, назначаемых отдельным категориям граждан по вышеприведенным ссылкам, отдельными федеральными нормативными актами предусмотрены также следующие виды социальных пособий:

Размер социальных пособий

  • Пособие по временной нетрудоспособности

    При заболевании или травме застрахованного лица, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения - выплата пособия за счет средств ФСС РФ производится с четвертого дня, в остальных случаях - с первого дня нетрудоспособности при страховом стаже

    • до 5 лет - 60% среднего заработка;
    • от 5 до 8 лет - 80% среднего заработка;
    • 8 и более лет - 100% среднего заработка,
    за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на который начисляются страховые взносы в ФСС, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленную на 2017-2018 годы (755 000 руб. и 815 000 за соответствующие календарные годы).

    Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев - в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ *.

    Основание для назначения:

    • Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 183)
    • Федеральный закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"
    • Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ст. 3, 7, 14)
  • Пособие по безработице
    • Для граждан, признанных в установленном порядке безработными, - в размере 1500 и 8000 рублей (минимальный и максимальный размер соответственно);
    • Для граждан предпенсионного возраста , признанных в установленном порядке безработными, - в размере 1500 и 11 280 рублей (минимальный и максимальный размер соответственно).
    Основание для назначения:
    • Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
    • Постановление Правительства РФ от 07.11.2019 N 1426 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год"
  • Единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения
    • при возникновении поствакцинального осложнения - 10000 руб. ;
    • в случае смерти гражданина, наступившей вследствие поствакцинального осложнения - 30000 руб. каждому члену его семьи
    Основание для назначения:
    • Статья 19 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"
  • Социальное пособие на погребение
    • В размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 5946,47 руб. ** В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
    Основание для назначения:
    • Статья 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 г. N 813 "О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение"

*) Применение минимального размера оплаты труда регулируется Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" . С 1 января 2020 года МРОТ установлен в размере 12 130 руб.

**) Размер социального пособия на погребение проиндексирован с 1 февраля 2019 года исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2018 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 24 января 2019 г. N 32 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году” в размере 1,043.

В субъектах РФ назначается ряд региональных социальных пособий. Подробнее познакомиться с правилами назначения, категориями получателей и размерами социальных пособий в своем регионе проживания можно в разделе "Социальная поддержка в регионах ".

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время тема курсовой работы «Социальные пособия и компенсационные выплаты» является актуальной.

Цель социального государства, как известно, снижение бедности, а также улучшение качества жизни тех групп населения, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно решать проблемы своего личного, семейного жизнеобеспечения. Достижение этой цели возможно путем предоставления мер социальной поддержки (выплаты субсидий, пособий, компенсаций, льгот и т.д.), развития системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми.

Действующим законодательством установлен целый ряд мер социальной поддержки в отношении различных категорий граждан. Первоочередное внимание при этом уделяется вопросам защиты материнства и детства. В частности, предусмотрена обязанность не только работодателей, но и социальных служб назначать и выплачивать гражданам несколько видов социальных пособий, к числу которых относятся не только пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые неработающим (незастрахованным) гражданам, но и пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком и ряд других мер поддержки матерей, отцов и опекунов.

Компенсационные выплаты рассматриваются, как правило, в совокупности с социальными пособиями, но последние следует отличать от компенсационных выплат. Эти выплаты адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина. В некоторых случаях законодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные термины (например, пособие), но предусматривает их компенсационный характер.

Данная отрасль законодательства является одной из наиболее динамично меняющихся в последние годы. При этом изменения касаются не только корректировки размеров пособий. В связи с продолжающейся реформой бюджетного законодательства время от времени меняются принципы назначения и выплаты пособий и компенсационных выплат.

Правом на получение различных видов пособий и компенсационных выплат обладает достаточно большое количество граждан нашей страны. Однако эффективная реализация данного права может быть затруднена вследствие недостаточных знаний гражданами своих прав и способов их реализации и защиты.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области назначения и выплаты социальных пособий и компенсационных выплат.

Предмет исследования составляет законодательство и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов правового регулирования социальных пособий и компенсационных выплат.

Целью работы является исследование и анализ социальных пособий и компенсационных выплат в системе социального обеспечения в Российской Федерации.

Достижение этой цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:

Изучить и проанализировать нормативную и научную литературу по теме исследования;

Рассмотреть понятие, значение и классификацию социальных пособий;

Изучить понятие и значение компенсационных выплат, их отличие от социальных пособий;

Проанализировать отдельные виды пособий в системе социального обеспечения, такие как государственные пособия гражданам, имеющих детей, пособие по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение.

Методологической основой исследования являются методы общенаучного познания: диалектический метод, метод перехода от частного к общему, анализ и синтез.

Теоретической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, приложение и библиографический список.

Сущность и значение пособий в системе социального обеспечения

Понятие и виды социальных пособий

К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последние годы весьма значительными новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. К ним относятся ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице, ряд компенсационных выплат. В тоже время отдельные пособия прекратили существование как самостоятельные виды, они «растворились» в системе других пособий.

Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.

Социальные пособия являются денежной формой обеспечения. Они предоставляются гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки. Социальные пособия выплачиваются обычно непродолжительное время или единовременно. Их получают как работающие так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры. Цель социальных пособий – компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств: рождением ребёнка, смертью члена семьи и т.д.

По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий, например:

1. пособие по временной нетрудоспособности

2. пособие по беременности и родам

3. пособие по случаю рождению ребёнка

4. пособие на период по уходу за ребёнком до достижении им возраста полутора лет

С учётом изложенного можно дать определение социальных пособий – это выплаты, производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи.

Многочисленные виды пособий классифицируются по разным основаниям:

1. по целевому назначению – выделяются пособия, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых – оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие по беременности и родам, пособие по безработице);

2. по продолжительности выплаты – ежемесячные, периодические и единовременные (пособие на ребёнка, пособие по временной нетрудоспособности, пособие при рождении ребёнка);

3. по источнику выплаты – из внебюджетных целевых фондов и из государственного бюджета;

4. по правовому регулированию – пособия, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами;

5.по субъектам – в зависимости от категорий граждан, которым предоставляются пособия по социальному обеспечению.

Для студентов и слушателей курсов по праву социального обеспечения – социальные пособия классифицируются по смешанному критерию: по видам пособий, целевому назначению и по значимости:

1. по временной нетрудоспособности;

2. гражданам, имеющим детей;

3. пособие по безработице;

4. иные пособия;

Полной классификации социальных пособий в правовой литературе нет.

Гражданам не могут назначаться одновременно два вида компенсирующих заработок пособия (пособие по временной нетрудоспособности и пособие по безработице), и в то же время граждане могут одновременно получать два и более пособий. Имеющих разное целевое назначение (пособие по временной нетрудоспособности и пособие на ребёнка в возрасте до 16 лет). В законе не устанавливаются чёткие критерии, определяющие право на один вид пособия или на возможность получения одновременно двух и более пособий. В нормах, определяющих назначение того или иного вида пособия, прямо оговариваются эти обстоятельства (безработному приостанавливается выплата пособия по безработице на период получения пособия по временной нетрудоспособности; пособия на содержание детей в возрасте до 16 лет выплачиваются независимо от иных социальных выплат).

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Законом установлены некоторые общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам, имеющих детей:

Первое правило – касается сроков назначения пособий. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, а так же ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижении им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребёнка, со дня достижения ребёнком возраста полутора лет.

Второе правило – предусматривает обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплат.

Третье правило – устанавливает ответственность получателей пособий: излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них лишь в том случае, если переплата произошла по их вине. Удержание производится в размере не выше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежит, за исключением случая счётной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.

Четвёртое правило – устанавливает, что размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.

Размеры пособий могут устанавливаться в процентном отношении к средней заработной плате работника до наступления обстоятельств; в процентном отношении к прожиточному минимуму субъекта Российской Федерации или в твёрдой денежной сумме.

В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размеры всех государственных пособий определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработанной платы, из которой исчисляется размер пособия.

2.1. Понятие и значение компенсационных выплат, их отличие от социальных пособий

Компенсационные выплаты были впервые введены в социально-обеспечительное законодательство в 90-х годах XX в. Исследователи считают, что появление в российском законодательстве о социальном обеспечении компенсаций вызвано необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям, связанных прежде всего с резким снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту. Сейчас с уверенностью можно сказать, что компенсационные выплаты в праве социального обеспечения - это не временное явление. Современное федеральное и региональное законодательство подтверждает востребованность этих социальных выплат для возмещения гражданам последствий социальных рисков.

Компенсации являются самостоятельным видом социального обеспечения.

Отраслевое законодательство о социальном обеспечении не содержит определения компенсации, да и правовые нормы о компенсационных выплатах разрознены по нормативно-правовым актам различного уровня. В науке права социального обеспечения компенсационные выплаты либо рассматриваются как новый самостоятельный вид социального обеспечения, либо отождествляются с пособиями. Большинство исследователей отмечают сложность разграничения пособий и компенсаций в праве социального обеспечения. С.Б. Цветков полагает, что "компенсационные выплаты близки по своим целям и правовой природе к пособиям. Их отличие видится в следующем: 1) пособия назначаются на основании федеральных законов, а компенсационные выплаты - на основании подзаконных актов; 2) размер пособий значительно выше размеров компенсационных выплат". Но эти признаки вряд ли можно назвать существенными, позволяющими их разграничить, а с приведенными автором аргументами сложно согласиться, ведь некоторые компенсации устанавливаются законом, например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает несколько видов компенсационных выплат, а размеры компенсаций не всегда превышают суммы пособий, да и проводить подобное сравнение вряд ли корректно, поскольку законодательство закрепляет различные основания их предоставления.

В.С. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук формулируют следующее определение социально-обеспечительных компенсаций: это предоставления имущественного (натурального) характера, направляемые в адрес нуждающихся граждан с целью оказания им помощи по восстановлению утраченного имущественного положения на основаниях, условиях, в размере и в порядке, которые установлены действующим законодательством. Однако действующее законодательство, на наш взгляд, не дает оснований для рассмотрения компенсационных выплат как натуральной помощи, устанавливая размеры компенсаций в денежных суммах.

И.С. Морозова предлагает рассматривать компенсации как особый правовой механизм, направленный на возмещение причиненного физическому или юридическому лицу ущерба в результате как правомерных, так и противоправных действий контрсубъектов, понесенных расходов, нейтрализацию иных обстоятельств, связанных с ущемлением его интересов. Подобный подход не вызывает принципиальных возражений, но не учитывает специфики социально-обеспечительных правоотношений (особый субъектный состав; объективные, независимые от воли граждан основания возникновения правоотношений).

Н.Л. Смирнова считает, что компенсационные выплаты имеют много общего с пособиями. Сходство устанавливается по следующим признакам: ограничение временными рамками; основания назначения признаются социально значимыми с точки зрения государства; как и часть пособий, являются социально- алиментарными выплатами; предоставляются с определенными целями. Основное отличие - в самой сущности пособий и компенсационных выплат. Практически все компенсации выплачиваются с целью возмещения. Возмещение (частичное) неполученной заработной платы в период длительных отпусков без сохранения заработной платы, вызванных временным прекращением работы, или в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и т.д. Пособия выплачиваются с целью оказания помощи в случаях, установленных в законе.

Разделяя приведенную точку зрения, необходимо отметить следующее. Для того чтобы компенсационные выплаты не растворились в системе пособий и укрепили свой статус самостоятельного вида социальных выплат, законодателю необходимо учитывать и развивать особую природу этих предоставлений как адекватного механизма восстановления имущественного положения, возмещения неблагоприятных последствий, соответствующих характеру вредного воздействия (например, компенсации чернобыльцам) или фактически понесенным расходам (например, компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях дошкольного образования), в случаях, признаваемых государством социально значимыми. Именно компенсаторная, восстановительная функция должна явно прослеживаться в нормативно-правовых актах.

Компенсации предусмотрены не только социально-обеспечительным законодательством, но и трудовым законодательством (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неиспользованный отпуск и др.) и гражданским законодательством (компенсация морального вреда, компенсации по вкладам и др.). При этом компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства, тем, что условиями их назначения и выплаты являются наступление социальных рисков, а также определение видов и размеров компенсационных выплат в законодательстве, а не в договорном порядке. Осуществление компенсационных выплат в праве социального обеспечения основано на принципе солидарности, т.е. размер определяется не в индивидуальном порядке, а усредненно.

К числу компенсационных выплат относятся:

Компенсационные выплаты за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемые в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработное платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации, утв. приказом Федеральной службы занятости от 6 марта 1995 г.;

Компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), со стоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

Компенсационные выплаты студентам образовательных учреждений высшего и учащимся среднего профессионального образования, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантурах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно - исследовательских учреждениях, находящимся в академических отпусках;

Компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

Компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;

Компенсационные выплаты на питание обучающимся в государственных, муниципальные образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;

Компенсационная выплата вынужденным переселенцам и беженцам и некоторые другие выплаты.

Целевым предназначением социальных компенсаций является возобновление материального трудового дохода физического лица, объективно (в результате нетрудоспособности или невозможности найти адекватную работу) утратившего возможность самостоятельно реализовать свое право на оплату труда в размере, соответственном социальным стандартам. Социальные компенсации выплачиваются также тем физическим лицам, которые по уважительным причинам (например, необходимость ухода за ребенком до трех лет или постоянного ухода за нетрудоспособным членом семьи и т.п.) не могут трудиться и получать надлежащее материальное вознаграждение.

Порядок предоставления компенсаций регулируется, как правило, на законодательном уровне. Этот вид социального обеспечения также может быть предметом муниципального регулирования, коллективно-договорного или индивидуального соглашения сторон трудового договора. Компенсационные выплаты в системе социального обеспечения предоставляются гражданам безвозмездно и безвозвратно из бюджетных средств.

Таким образом, есть все основания утверждать, что компенсационные выплаты - самостоятельный вид социального обеспечения, обладающий следующими признаками: 1) предоставляются при наступлении социальных рисков с целью возмещения; 2) виды и размеры компенсаций устанавливаются в законодательстве; 3) финансируются из бюджетных средств; 4) предоставляются безвозмездно и безвозвратно.

2. Отдельные виды пособий в системе социального обеспечения

Пособия по своей значимости и распространению занимают второе место после пенсий. Этим обуславливается, во-первых, широкий круг получателей, во-вторых, в ряде случаев более высокий размер по сравнению с пенсией и иными видами социального обеспечения, в третьих, предусмотрен более широкий круг оснований для обеспечения пособиями, чем для пенсий.

Пособие – денежная выплата алиментарного характера 1 , предоставляемая по основаниям, на условиях и в размерах, предусмотренных действующим законодательством, как правило, в компенсационных целях.

В.С. Андреев под пособиями по социальному обеспечению понимал все иные денежные выплаты, кроме пенсий, имеющие алиментарный характер, из фондов для нетрудоспособных, представляющие собой помощь гражданам в установленных законом случаях 2 . В этом обобщенном определении отражены лишь общие признаки пособий, свидетельствующие об их принадлежности к отношениям социального обеспечения. В их числе: 1) предоставление из общественных фондов потребления - фондов для нетрудоспособных; 2) социально-алиментарный характер производимых выплат, т.е. их выдача проводилась на "бесплатных", безвозмездных началах для получателей при существующей обязанности ("долженствовании") общества по обеспечению трудоспособных, семей с детьми с одновременным наличием у получателей обеспечения правомочия "притязания" на оказываемую помощь, иное выдаваемое благо 3 .

Р.И. Иванова подчеркивала, что родовое понятие пособия будет иметь теоретическую и практическую ценность только в том случае, если, с одной стороны, оно будет содержать лишь существенные признаки этой формы материального обеспечения, а с другой - не будет ни излишне привязанным к конкретным видам пособий, ни слишком общим 4 . Исходя из этого, она определяла пособия как денежные периодические социально-алиментарные выплаты, носящие характер государственной помощи гражданам, которые предоставляются в случаях и на условиях, предусмотренных законом, с компенсационными и иными целями 5 . В этом определении помимо социально-алиментарного характера содержатся и такие дополнительные признаки пособий, как: периодичность их предоставления; государственный характер выплаты; компенсационные и иные цели выплат.

По мнению В.Ш. Шайхатдинова, пособия - это ряд видов социального обеспечения, различающихся не только по целям и источникам выплат, но и по характеру оснований предоставления и субъектам. Объединяет их лишь то, что все это денежные выплаты из социальных фондов 6 .

Эти уточняющие признаки учтены К.С. Батыгиным в своем определении пособий как гарантируемых государством и соизмеримых в соответствующих случаях с оплатой по труду денежных выплат, предоставляемых бесплатно из средств государственного социального страхования рабочим, служащим и другим гражданам, отнесенным к числу подлежащих обеспечению пособиями при временном освобождении от выполнения трудовых обязанностей в связи с болезнью и другими причинами, предусмотренными законодательством, а также в целях компенсации в минимальных размерах повышенных расходов, вызванных такими событиями, как рождение или смерть 7 . Данное определение исходило только из понимания пособий как одного из видов государственного социального страхования.

М.И. Полупанов дал следующее определение пособиям по социальному обеспечению: это денежные выплаты алиментарного характера, предоставляемые из общественных фондов потребления трудящимся в целях замещения утраченного по уважительным причинам заработка; семье - для содействия в содержании и воспитании подрастающего поколения; гражданам, не имеющим основных источников средств существования, - для оказания помощи, а также всем гражданам - для покрытия некоторых расходов, обеспечение которых социалистическое государство не считает возможным ставить в зависимость от их трудового дохода 8 . Хотя в данном определении наиболее полно указаны признаки, характеризующие пособие как вид социального обеспечения, однако в нем не совсем точно определены круг обеспечиваемых и цели выплаты пособий.

Наиболее полно признаки пособия советского периода отразила Н.А. Купина, определяя их как ежемесячные, единовременные и периодические денежные выплаты социально-алиментарного характера, предоставляемые из фондов социального обеспечения нетрудоспособным гражданам, матери и ребенку, иным категориям граждан для возмещения утраченного заработка, компенсации дополнительных расходов либо в порядке социальной помощи, в определенных случаях в связи с общественно-полезной деятельностью в размерах, соизмеримых с заработком, либо в твердой денежной сумме 9 . Как следует из указанного определения, Н.А. Купина выделяла следующие признаки существовавших в то время пособий: 1) характер денежных выплат - алиментарный; 2) продолжительность выплат - ежемесячные, единовременные и периодические; 3) источник выплат - фонды социального обеспечения; 4) субъекты - нетрудоспособные граждане, матери и дети и иные категории граждан; 5) цель выплат - возмещение утраченного заработка, компенсация дополнительных расходов либо предоставление в порядке социальной помощи; 6) условия предоставления - связь с общественно-полезной деятельностью; 7) порядок определения размера выплат - соизмеримые с размером заработка либо в твердой денежной сумме.

За последние 20 лет система пособий по социальному обеспечению в силу различных социально-экономических причин подвергалась изменениям, которые учтены в формулировании понятия пособия современными российскими учеными-юристами. Так, М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова понимают под социальными пособиями выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки 10 .

Другие исследователи (М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева) под пособиями понимают денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи 11 .

В.Н. Толкунова предложила определение пособия как ежемесячной, периодической или разовой выплаты, заменяющей потерянный гражданином заработок или дополняющей его при повышенных расходах, производимой из государственных и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования и других источников в размере и порядке, которые установлены законодательством 12 .

По мнению Е.Е. Мачульской, социально-страховые пособия - это краткосрочная или единовременная возмездно-неэквивалентная выплата, назначаемая в целях возмещения утраченного заработка или трудового дохода либо частичной компенсации расходов лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию за счет средств внебюджетных фондов 13 .

В.П. Галаганов определяет социальные пособия как гарантированные денежные выплаты, предоставляемые гражданам за счет государственных средств в целях их материального обеспечения в связи с утратой заработка (или иного дохода) по причине временной нетрудоспособности, беременности и родов, отсутствием заработка (или иного дохода) вследствие безработицы; оказания единовременной помощи при определенных обстоятельствах; материальной поддержки гражданам, имеющим детей, и в других случаях, указанных в законодательстве 14 .

Н.Л. Смирнова предлагает понимать под пособиями денежные выплаты, отличные от пенсий, компенсаций и субсидий, сохраняющие в определенных случаях (для пособий за счет госбюджета) алиментарный характер, ограниченные временными рамками (единовременные, ежемесячные, периодичные), выплачиваемые в установленных случаях с целью поддержания прежнего материального положения лица (возмещение утраченного заработка, дополнительных расходов), назначаемые с учетом участия в той или иной форме занятости за счет средств внебюджетных фондов, госбюджета, муниципальных средств и средств работодателя в размерах, соотносимых с заработком или в твердо установленных суммах 15 .

Сравнение определений пособий советского и нынешнего периодов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не выделяются следующие признаки пособий: 1) алиментарный характер; 2) предоставление за счет общественных фондов потребления (фондов социального обеспечения); 3) обусловленность пособий наличием связи с общественно полезной деятельностью; 4) соизмеримость размера пособия с размером заработка либо установление его в твердой денежной сумме. В то же время некоторым современным пособиям присущи те признаки, которые были характерны и для советских пособий: 1) продолжительность выплаты; 2) целевая направленность; 3) законодательная закрепленность.

В теории права социального обеспечения в течение многих лет предпринимались и предпринимаются попытки разграничить пособия и пенсии. Для этого используется несколько оснований:

1) по периодичности выплаты. Пенсии выплачиваются только ежемесячно, пособия могут быть ежемесячными, единовременными и эпизодическими;

2) по продолжительности. Пенсии в большинстве случаев устанавливаются пожизненно, а время выплаты пособий всегда четко ограничено во времени законодательством. Однако данный критерий срабатывает не всегда, например, в отношении пенсии по случаю потери кормильца, которая назначается на время, пока лицо считается нетрудоспособным, или пенсия по инвалидности, назначаемая на время, пока лицо считается инвалидом;

3) по основаниям предоставления. Для назначения пенсии в действующем законодательстве выделяется четыре основания: достижение возраста, инвалидность, потеря кормильца и выслуга лет (специальный стаж). Оснований же для назначения пособий столько, сколько возможно установить оснований нуждаемости. В этом плане пособия – более подвижный и приспособляемый к отдельным состояниям нуждаемости вид социального обеспечения;

4) наиболее важный критерий разграничения состоит в том, что пенсия представляет (или должна представлять) собой основной источник средств к существованию на относительно длительный период времени, в то время как пособие всегда носит вспомогательный, дополнительный характер (в случае компенсации потери здоровья), является временным средством компенсации утраченного заработка или помощи нуждающемуся.

В настоящее время число пособий настолько велико, что трудно поддается исчислению, что связано с подвижностью законодательства в этой сфере. Это делает необходимым с практической точки зрения осуществление классификации пособий:

1. В зависимости от периодичности выплаты:

 единовременные;

 ежемесячные;

 эпизодические (пособие по временной нетрудоспособности).

2. По числу субъектов-получателей:

 индивидуальные;

 групповые (малоимущим семьям; лицам, осуществляющим погребение).

3. В зависимости от источника финансирования:

 за счет Фонда социального страхования РФ;

 за счет бюджетов всех уровней;

 за счет Пенсионного фонда (пособие на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти);

 за счет работодателя (женщинам на селе; гражданам, работающим у работодателей – физических лиц и в организациях, применяющих специальные налоговые режимы и др.).

4. По целевому назначению:

 пособия, временно компенсирующие полностью или в части заработок лица;

 пособия, предоставляемые в качестве помощи, дополнения к иным доходам;

 пособия, компенсирующие утраченное имущество (прежде всего, жилье).

5. В зависимости от характера общественно полезной деятельности гражданина:

 трудовые пособия;

 семейные пособия.

Нормы о пособиях объединяются в генеральный институт 16 Особенной части права социального обеспечения, который, в свою очередь, сочетает в себе три относительно крупных правовых института.

Два из них – институты трудовых (страховых) и семейных пособий – представляют собой давно сформировавшиеся элементы системы права социального обеспечения, имеющие сложную, разветвленную структуру. Третий институт в рамках генерального института пособий пока не имеет четко выраженной структуры, поскольку обобщает в себе нормы специальных видов пособий, дифференцированных по целевому назначению или субъектному составу.



Что еще почитать