Nfpa 13 на русском языке. Как и почему в России применяются стандарты NFPA и FM Global

Если вы строитель или проектировщик, вы можете все чаще слышать аббревиатуры, как NFPA, FM, UL, Vds. Эти термины все плотнее входят на рынок обеспечения пожарной безопасности в России. Так что это такое и с чем его едят?



NFPA, FM, UL, Vds
- иностранные организации, занимающиеся вопросами нормирования, стандартизации и производством оборудования в области пожарной безопасности. Как правило, они все коммерческие, но их вклад неоценим в развитие системы противопожарной защиты всего мира. Даже много российских норм было написано на основании работ данных организаций.

Для чего в России, имеющей достаточно развитую систему нормирования и стандартизации в области пожарной безопасности, применяются международные стандарты?

Все достаточно просто. Все больше и больше иностранных компаний инвестируют в Россию, расширяя производственные площади и рынки сбыта. Так как инвестиции приходят из-за границы (США, Великобритания и тд), то эти инвестиции должны быть хорошо защищены - это одно из условий инвестиционных компаний. Для защиты иностранного капитала привлекаются иностранные страховые компании.
Эти страховые компании в свою очередь, определяют размеры страховых выплат в случае наступления страховых случаев, а так же ставку страховых взносов.


страхование заменяет госпожназдор?

Одним из вероятных страховых случаев является пожар и для расчета коэффициентов так называемой "защищенности" объекта страхования, применятся определенная внутренняя методика страховой компании, которая учитывает применение международных стандартов пожарной безопасности, применение того или иного противопожарного оборудования. Чем ниже соответствие требованиям стандартов и применения сертифитированного оборудования, тем выше страховая ставка и ниже страховые выплаты.

По сути, страховая компания выступает аналогом нашего государственного пожарного надзора, но с коммерческой стороны, доводя уровень обеспечения пожарной безопасности объекта почти до "абсолютных" значений.
Собственникам производства и инвесторам намного выгодней вложить в обеспечение пожарной безопасности большие деньги на этапе проектирования и строительства, выполнить все требования и снизить обязательные страховые взносы.

Применение стандартов NFPA, FM Global и др - это способ максимально застраховать себя от риска возникновения пожара, а также иметь возможность эффективно противодействовать развитию пожара в случае возникновения такового, путем использования новейших технических средств пожаротушения и актуальных нормативных требований, учитывающих последние разработки и фактические испытания таких средств.

Дополнительно следует отметить, что зарубежные (а в последнее время и российские) страховые компании предпочитают также полагаться на научно-нормативную базу, предлагаемую NFPA (более 370 разделов), как наиболее обширную в плане учета различных производственных отраслей и гибкую в предлагаемых решениях, к Страхователям (т.е. непосредственно к производителю).

Таким образом, можно сделать вывод, что применение сертифитированного оборудования и выполнение требований NFPA, влияет на уровень обеспечения пожарной безопасности объекта в значительно большей степени, чем требования пожарной безопасности в Российской Федерации. Хотя стоит отметить, что российское оборудование дешевле иностранных аналогов (имеющих сертификат FM), да и сам подход к обеспечению пожарной безопасности проще в реализации. Однако, ни российское нормирование, ни наши сертификаты не укладывается в рамки методик страховых компаний. Угроза невыплат по страховым случаям пугает бизнес значительно больше, чем уголовная ответственность .

а как быть с Российскими требованиями в области пожарной безопасности?

Механизм применения NFPA и FM Global

Начало проектирования объектов капитального строительства и систем их противопожарной защиты почти одинаков во всем мире. Заказчик строительства выдает техническое задание, на основании которого начинается собственно проектирование и строительство. На этапе проектирования заказчик выбирает подрядчика для выполнения разделов проекта.

И вот тут начинается самое интересное. В России подрядчик в момент проектирования не контролируется надзорными органами. Соответствие проекта нормам пожарной безопасности проверяется лишь на стадии прохождения государственной экспертизы проектов. В момент проектирования может осуществляться лишь авторский надзор со стороны Заказчика (ГИП). Однако, если объект подлежит страхованию иностранной страховой компанией, то с момента написания техзадания, в дело вступает так называемый Fire Marshal - пожарный инспектор со стороны страховой компании. Его задача - контроль выполнения требований NFPA, проверка спецификации оборудования на наличие обязательных сертификатов FM. Маршал может также потребовать от подрядчика, проектирующего системы противопожарной защиты предоставление документов, подтверждающих квалификацию инженеров-проектировщиков, а так же наличие лицензированного программного обеспечения, позволяющего выполнять, например, гидравлические расчеты и подбор оборудования (программа SprinkCAD FDT).

С Маршалом очень трудно договориться, точнее не реально, он всегда остается непреклонен в любых спорах, ведь страховая компания рискует очень большими деньгами. Его не убедить, что он не правильно трактует те или иные требования NFPA. Маршал всегда прав. Маршалу не доказать, что можно сделать что то проще и дешевле, все должно следовать точной букве закона. В спорах между подрядчиком и Маршалом, заказчик всегда встает на сторону Маршала, вот так у него связаны руки.


российские нормы никто не отменял

В России NFPA имеют статус добровольного применения, если они не идут в разрез с нашими требованиями. То есть требования NFPA применимы до тех пор, пока они не снижают уровень противопожарной защиты объекта.
Все сертифицированное оборудование FM Global должно иметь еще и российские сертификаты.

Поэтому при выборе подрядной организации для выполнения работ по проектированию систем противопожарной защиты необходимо подходить очень взвешено и деликатно. Подрядчик должен безупречно знать как российскую нормативную базу, так и иностранную. При выполнении проектов необходимо с ювелирной точностью лавировать между Маршалом с одной стороны, госэкспертизой с другой стороны и сметой бюджета всего проекта с третьей.

Например, наша компания имеет в штате аттестованных и опытных специалистов: инженеров и проектировщиков, не раз работавших с иностранными клиентами и их страховыми компаниями. И в каждом индивидуальном проекте приходилось совмещать/подбирать требования NFPA и требования российских Норм и Правил, при этом стараясь избегать противоречий различной нормативной документации. На некоторых объектах нам приходилось по несколько раз менять схемы обвязки противопожарным трубопроводом и расстановку оросителей, делать расчеты по подбору пожарной нагрузки, только для того, чтобы заказчика устраивала технология (удобство) эксплуатации как объекта защиты, так и самой системы пожаротушения. Итог такого подбора - полное соответствие NFPA, улыбка Маршала и заказчика. А проблемы сопряжения с СП 5.13130 дело подрядной организации, то есть наши. Но проблема была решена разработкой Специальных технических условий.

справка: иностранные ассоциации и компании по обеспечению пожарной безопасности

NFPA

Национальная ассоциация противопожарной защиты (англ. National Fire Protection Association, NFPA) - международная некоммерческая организация по обеспечению пожарной, электрической безопасности и безопасности строительства. Штаб-квартира находится в городе Куинси, Массачусетс.

NFPA основана в 1896 году . Основной миссией является снижение риска возникновения пожаров и других стихийных бедствий по всему миру путём разработки и поддержки кодов и стандартов, исследований, тренингов и обучения. В общей сложности количество индивидуальных членов NFPA превышает 65000 человек.

Стандарт Национальной Ассоциации Пожарной безопасности NFPA® 11:2010 "Стандарт для пены низкой, средней и высокой кратности" (Глава 7) используется для соблюдения требований российского "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности"

Пополнять и обновлять научно-нормативную базу NFPA, позволяет Фонд Исследований Пожарной Безопасности. Фонд является независимой некоммерческой организацией, целью которой является планирование, управление и передача исследований в поддержку Ассоциации -NFPA.

Научно-исследовательский фонд был создан в 1982 году в ответ на растущую потребность в исследованиях новых технологий и решений. Результаты исследований позволяли лучше информировать NFPA и расширяли нормативную базу кодов и стандартов. Фонд содействовал проведению крупных исследовательских программ (как внутренних, так и международных), направленных на решение отраслевых проблем в различных областях, включая обнаружение пожара и сигнализацию, опасность материалов, электробезопасность, пожаротушение, хранение различных товаров, а также требования к средствам индивидуальной защиты и оборудованию для пожарных, и т.д..

Каждое исследование руководствовалось актуальностью вопросов и совмещалось с техническим прогрессом в области пожарной безопасности. Лабораторно-полевые испытания, исследовательская работа и последующие выводы и решения, предоставляют собой результат имеющегося опыта и достижений Фонда, а также вклад от спонсоров, исследовательских сообществ, пожарной службы, технических комитетов NFPA и других заинтересованных сторон.

Нормативная база NFPA ежегодно обновляется - публикуя в свободном доступе (ограниченные электронные версии) в интернете.


FM Global

Еще одной коммерческой организацией, глобально работающей над вопросами противопожарной защиты, рисков и страхования – является международная компания FM Global (основанная с 1835 года). Имеющая многолетний опыт в области безопасности и производственных рисков почти во всех отраслях, обширное сотрудничество в этих вопросах с передовыми Институтами и Ассоциациями. А также немалые материальные ресурсы и значительный штат высококлассных специалистов, позволяющих отвечать высоким требованиям своих многочисленных клиентов. Стоит отметить, что FM Global, имея свою собственную испытательную и научно-исследовательскую базу, позволяет производить тестирование и сертификацию (устанавливать клеймо FM) различного противопожарного и электро- оборудования, а также что не мало важно оперативно реагировать и обновлять свою собственную, обширную нормативную базу (более 273 разделов различных отраслей), в виде выпуска ежегодных информационных бюллетеней (Data Sheets) на своем интернет сайте.

UL

Аналогичной сертификационной организацией является – корпорация UL (Underwriters Laboratories Inc) , также проводящая тестирование и сертификацию различного противопожарного оборудования и средств индивидуальной защиты.

На практике это выглядит следующим образом, что одним из основных принципов гарантий Страховых компаний, является строгое следование указанным нормативам (NFPA или FM) и использование качественного оборудования (отмеченного клеймом FM).

Крупным российским и международным компаниям (производителям), работающим на территории Российской Федерации, имеющих иностранных акционеров или экспорт своей продукции в страны Европы или США, приходится как минимум, следовать обязательным к применению российским Нормам и Правилам, но и как cтрахователям, заинтересованным в качестве своей безопасности и сохранности своего имущества, а также в поддержке солидных, международных, страховых компаний, обращаться к порой более строгим, нормативам NFPA или FM.

VdS

VdS - это ведущий испытательный европейский институт в сфере безопасности. По сути - это аналог российского

Нумерация групп помещений в приложении 1 НПБ-88 дана по степени опасности развития пожара, начиная с наименьшей, первой группы. Необходимо заметить, что если помещения, перечисленные в той или иной группе, используются не по назначению, или содержат не типичную для данной группы пожарную нагрузку, то классификация помещения должна производиться в соответствии с реальной пожарной нагрузкой.

Группа 1. Пожарная нагрузка в этих помещениях, по сравнению с помещениями других групп, относительно мала. К данной группе по функциональному назначению относятся: помещения книгохранилищ, библиотеки, помещения для хранения сгораемых музейных ценностей и фондохранилища, музеи, помещения выставок и картинные галереи, концертные и киноконцертные залы, цирки, помещения ЭВМ и комплексов, магазины, здания управлений, гостиницы, больницы.

Помещения другого функционального назначения могут быть отнесены в ту или другую группу по аналогии. Например, к первой группе также можно отнести конференц- залы, офисные здания, школы, дома престарелых и т.д. В случае если для помещения затруднительно подобрать группу по функциональному аналогу, то группа должна устанавливаться по категории помещения (В1-В4) в зависимости от удельной пожарной нагрузки, согласно НПБ 1053. В тексте документа нет прямого указания на то, что к первой группе также относятся помещения категории В4 с пожарной нагрузкой 1 – 180 МДж/м 2 , однако, следуя формальной логике, это должно подразумеваться. В случае классификации помещения первой группой, согласно категории В4, необходимо также учитывать и способ размещения пожарной нагрузки. Так, п. 25. НПБ 105 допускает наличие в помещении нескольких участков площадью не более 10 м2, на каждом из которых расположена пожарная нагрузка с удельной мощностью тепловыделения, согласно группы В4, не более 180 МДж/м 2), однако при этом должны быть соблюдены минимально допустимые расстояния. Расстояния рассчитываются в зависимости от чувствительности веществ к нагреву, т.е. критической для этого вещества плотности падающих лучистых потоков, и должны быть достаточно большими, чтобы исключить их самовозгорание при пожаре на соседнем участке. Например, для слабо чувствительных к нагреву веществ необходимо расстояние всего в 2,8 м, а вот для древесно-стружечной плиты или изделий из нее потребуется расстояние уже 12 м. При этом расстояние от верха пожарной нагрузки до перекрытия должно быть не менее 11 метров. Если до перекрытия меньше 11 метров, то при расчете должен учитываться поправочный коэффициент, что приводит к необходимости увеличивать допустимые расстояния между участками с пожарной нагрузкой.

Группа 2. Помещения второй группы допускают более серьезную пожарную нагрузку. К этой группе относится большинство промышленных производств: деревообрабатывающие, текстильные, трикотажные и текстильно-галантерейные, табачные, обувные и кожевенные, меховые, целлюлозно-бумажные производства, печатные производства; помещения окрасочных, пропиточных, малярных и смесеприготовительных, помещения обезжиривания, консервации и расконсервации, помещения промывки деталей с применением ЛВЖ и ГЖ; производства ваты, производства искусственных и пленочных материалов; швейная промышленность; производства с применением резинотехнических изделий; предприятия по обслуживанию автомобилей; гаражи и стоянки, помещения категории В3 (пожарная нагрузка 181 – 1400 МДж/м 2).

Для безошибочного отнесения того или иного производства к данной группе, необходимо также убедится, что категория этого помещения относится к В3 согласно НПБ105. При этом, согласно требований этого документа, должно обязательно выполняться условие не только по величине удельной пожарной нагрузки, но и требования п. 25 по соблюдению условий к минимальному допустимому расстоянию от поверхности пожарной нагрузки до перекрытия. То есть, суммарная величина пожарной нагрузки должна быть меньше критической величины:

0,64 gтН2 , где

g т = 1400 МДж/м 2) – верхний порог допустимой удельной пожарной нагрузки для помещений категории В3 (для В2 gт = 2200 МДж/м 2); Н – расстояние до перекрытия в метрах.

В случае несоблюдения этого расстояния помещение должно относиться к более пожароопасной категории В2. Примеры пользования этим правилом, приведенные в пособии по применению к НПБ 1054, по-видимому, составлены не совсем корректно. Дело в том, что при расчете критического значения максимальной величины пожарной нагрузки в пособии используются номинальные значения удельной пожарной нагрузки. В то время как, согласно требованиям НПБ105, это должен быть максимальный, верхний порог допустимой пожарной нагрузки для данной категории помещения. Для пояснения рассмотрим два варианта расчета.

По методике пособия по применению НПБ105:

Площадь размещения пожарной нагрузки составляет 60 м2. Полное количество горючего материала 480 кг Низшая теплота сгорания для картона составляет 13,4 МДж? кг-1. Следовательно, пожарная нагрузка будет равна: Q = 480 ? 13,4 = 6432 МДж. Удельная пожарная нагрузка составит:

g = Q/S = 6432/60 = 107,2 МДж?м -2 .

Это значение соответствует категории В4. Однако площадь размещения пожарной нагрузки превышает 10 м2. Поэтому к категории В4 данное помещение отнести нельзя. В соответствии с табл. 4 НПБ 105-95 помещение может быть отнесено к категории В3 при условии, что способ размещения пожарной нагрузки удовлетворяет необходимым требованиям. В данном помещении минимальное расстояние от поверхности пожарной нагрузки до покрытия H составляет около 2,8 м. Произведем расчет критической величины: 0,64 * g * H2. После подстановки численных значений получим

0,64 ? g ? H2 = 0,64 ? 107,2 ? 2,82 = 537,9 МДж.

Так как Q = 6432 МДж превышает рассчитанную критическую величину 537,9 МДж, то помещение следует отнести к категории В2.

Использование при расчете вместо максимально допустимой удельной пожарной нагрузки реальной удельной пожарной нагрузки привело к неточности. Попробуем пересчитать:

Произведем расчет критической величины по формуле: 0,64 * gT * H2. После подстановки численных значений получим

0,64 ? g ? H2 = 0,64 ? 1400 ? 2,82 = 7024 МДж.

Как видно, в этом случае результат получился противоположный, предельное значение не превышено, и для этого помещения может быть установлена категория В3.

Группа 3. Помещения для производства резинотехнических изделий.

Резина обладает повышенными свойствами пожароопасности, например, ее показатель удельной теплоты сгорания в 2,5 раза выше, чем у древесины. Кроме этого, резина плохо поддается тушению. Именно поэтому этот вид производства выделен в отдельную группу с более высокими пожарными рисками. Однако, несмотря на достаточно простую и однозначную формулировку, при отнесении помещений именно к этой группе возникает наибольшее количество спорных ситуаций. Исходя из формулировки этой группы, к ней должно относиться любое помещение, в котором изготавливают резинотехнические изделия. При этом не имеет значения, какие это изделия и в каком количестве изготавливаются. Под такую формулировку попадает завод по выпуску автомобильных шин и фабрика по изготовлению воздушных шариков, небольшое производство по раскройке и склеиванию надувных лодок или, например, производственный участок вспомогательного производства с дневным выпуском продукции общим весом не более 2 кг. Совершенно очевидно, что на всех перечисленных производствах происходит именно изготовление резинотехнических изделий, а не производство с применением резинотехнических изделий, которые можно было бы отнести ко 2 группе. Пожароопасные риски на этих производствах могут различаться значительно, а подход к обеспечению защиты, исходя из требований, предъявляемых к данной группе помещений, должен оставаться одинаковым. Такая ситуация вызвана тем, что в формулировке критериев группы отсутствуют данные по одному из важнейших параметров пожарной опасности – удельной пожарной нагрузке помещения. Сделать ситуацию более понятной и устранить возможные противоречия можно было бы, сохранив логику, присутствующую в других группах: для группы обязательно должны указываться предельные параметры удельной пожарной нагрузки. В данном случае для этой группы, исходя из требований, предъявляемых к смежным группам 2 и 4, логично было бы установить ограничения по удельной пожарной нагрузке как и во 2 группе, от 181 до 1400 МДж/м 2). Но так как резина обладает более сильными пожароопасными свойствами, классифицировать помещения, в которых происходит производство резинотехнических изделий, как более пожароопасные. Теперь помещения, где производятся резинотехнические изделия, но удельная пожарная нагрузка которых не превышает 180 МДж/м 2), можно было бы и не относить к 3 группе.

Группа 4. К четвертой группе относятся самые пожароопасные помещения. Пожарная нагрузка в них может различаться весьма значительно, поэтому, для более точного формирования требований к построению противопожарной защиты, группа разделена на две подгруппы в зависимости от величины удельной пожарной нагрузки.

Группа 4.1. Помещения для производства горючих натуральных и синтетических волокон, окрасочные и сушильные камеры, участки открытой окраски и сушки; краскоприготовительные, лакоприготовительные, клееприготовительные с применением ЛВЖ и ГЖ, помещения категории В2 (пожарная нагрузка 1400 – 2200 МДж/м 2). В данную группу также могут перейти помещения из группы 3, т.к. не выполнены ограничения по расстоянию до перекрытия (это было рассмотрено на примере второй группы).

Группа 4.2. Особенностью данной группы является присутствие в значительных количествах ЛВЖ: машинные залы компрессорных станций, станций регенерации, гидрирования, экстракции, помещения других производств, перерабатывающих горючие газы, бензин, спирты, эфиры и другие ЛВЖ и ГЖ, помещения категории В1 (пожарная нагрузка более 2200 МДж/м 2).

Чтобы получить более ясное представление о логике формирования групп, которое необходимо для безошибочной классификации помещений, не перечисленных в нормах, в таблице 1 сведена обобщенная информация о степени пожарной опасности групп в зависимости от показателей пожарной опасности, рассмотренных ранее.

Таблица 1

Группы по пожароопасности

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4.1

Группа 4.2

Возгораемость

пожарной нагрузки

1-180???

181-1400???

высокая более 2201

Горючие жидкости

Отсутствуют

Ограниченное

количество

Ограниченное

количество

Присутствуют

Значительное

количество

Иногда работа проектировщика сильно осложняется условиями, скажем так, большой неопределенности, когда заказчик не может точно сформулировать свои требования по размещению товара или оборудования. Определение группы помещения в этом случае может произойти с ошибкой, что неизбежно повлечет за собой изменение требований к спринклерной установке пожаротушения, в первую очередь, по вопросу интенсивности орошения, что может оказать критическое влияние на весь проект противопожарной защиты. Поэтому действия специалистов, ответственных за определение группы помещений, должны быть хорошо продуманными и основанными на документально подтвержденной информации.

Многие российские пожарные слышали о каком-то заморском чуде под названием NFPA, а некоторые даже имеют некоторое представление, чем эта контора занимается. К сожалению, иногда это представление несколько искажено. Наиболее часто встречающееся заблуждение - что эта организация сертифицирует американских пожарных. У многих интересующихся международным опытом российских пожарных есть даже мечта получить «сертификат NFPA».

Чтобы развенчать этот и другие связанные с ним мифы, мы решили написать аналитическую статью об этой организации, её функциях и роли, которую она играет в американской пожарной охране.

История возникновения и официальный статус организации

Национальная ассоциация противопожарной защиты, именуемая на русском также иногда как «Национальная ассоциация пожарной безопасности» или «Национальная противопожарная ассоциация» (National Fire Protection Association, NFPA на языке оригинала) - зарегистрированная в США некоммерческая неправительственная организация, занимающаяся разработкой и продвижением частных, охраняемым авторским правом стандартов в области пожарной безопасности.

Организация была создана в 1896 году несколькими страховыми компаниями, которые были заинтересованы в стандартизации бурно развивавшегося в те годы рынка противопожарных систем оросительного (спринклерного) типа. Со временем в поле интересов созданной организации стали попадать и другие связанные с пожарной безопасностью темы.

До 1904 года членство в ассоциации было открыто только для страховых компаний, что создавало конфликт интересов по той причине, что разрабатываемые стандарты не учитывали реалии тех отраслей, которые они брались регулировать. Сразу необходимо отметить, что по своей природе NFPA не обладала и не обладает какими-либо юридическими полномочиями, позволявшими бы ей принуждать кого-либо к соответствию изданным стандартам. По сути любой человек теоретически может создать аналогичную по своему юридическому статусу организацию и начать издавать свои стандарты. Как бы то ни было, после некоторой либерализации в члены ассоциации стали допускаться любые юридические и физические лица, получавшие право принимать участие в коллективной разработке новых стандартов. Этот шаг поставил NFPA на начало долгого пути по обретению имиджа разработчика стандартов, основанных на консенсусе. Членство в организации является платным.

На сегодняшний день NFPA активно продвигает идею о том, что она якобы является международной организацией. В качестве подкрепления данной идеи приводятся факты того, что среди членов организации имеются иностранные (по отношению к США) юридические и физические лица, а также то, что некоторые из стандартов NFPA были приняты к использованию за пределами США. На деле же, подобно как и в США, так и в остальных странах мира NFPA не наделена каким-либо официальным статусом, она была и остаётся неправительственной бесприбыльной организацией, зарегистрированной на территории США.

В настоящее время ассоциацией издано 377 стандартов, тематика которых охватывает множество тем, так или иначе связанных с пожарной безопасностью . Сюда входят не только темы, непосредственно имеющие отношению к пожаротушению, затрагивается также и смежная тематика, такие как стандарт на электрическую проводку и оборудование, а также стандарты для проектирования и возведения зданий различного назначения.

Все изданные ассоциацией стандарты имеют единую систему именования: название стандарта начинается с аббревиатуры «NFPA», после чего следует номер стандарта (от одного до четырёх десятичных разрядов). Многие стандарты со временем подвергаются изменению и дополнению, в результате чего публикуются их обновлённые версии. Версия стандарта обозначается четырёхразрядным десятичным числом, совпадающим с годом публикации стандарта. К примеру, текущая версия стандарта на квалификационные требования к сотрудникам аварийно-спасательных служб имеет кодовое обозначение NFPA 1006-2017 (1006 является произвольно выбранным номером и обозначает тему стандарта, 2017 обозначает год публикации).

Степень «официальности» документа сильно варьируется от стандарта к стандарту и зависит только от внешних факторов, а не от самой ассоциации. Как уже указывалось выше, изначально ни один из изданных ассоциацией стандартов не имеет никакой юридической силы. Однако властные структуры различных уровней (федеральные, региональные, муниципальные) имеют возможность провозгласить один или несколько стандартов, изданных ассоциацией, в качестве обязательного к исполнению в пределах своей юрисдикции. Делается это обычно путём принятия закона или подзаконного акта. К примеру, стандарт NFPA 11 на системы пенного пожаротушения был принят в качестве обязательного к исполнению на уровне федерального правительства и обладает силой закона . Однако повторюсь, что далеко не все стандарты приняты властями в качестве обязательных, более того, в разных штатах и муниципальных образованиях могут быть приняты совершенно разные стандарты.

При определении «силы» стандартов NFPA на территории США также следует учитывать специфику тамошней юридической системы. В отличие от стран Европы и бывшего Советского Союза, американская правовая система построена на принципах английского общего права и имеет тенденцию руководствоваться в первую очередь духом, а не буквой закона. В частности, в области судебного делопроизводства задача американского судьи - не найти наиболее применимый к данной ситуации закон, а дать свою интерпретацию как закону, так и рассматриваемой ситуации. В случае отсутствия явно применимого к ситуации закона судья в принципе может выносить решение «по справедливости», причём любое уникальное судебное решение автоматически получает силу прецедента, который получает силу закона при рассмотрении последующих сходных дел, зачастую в совершенно иных юрисдикциях. Таким образом, судебная власть фактически наделена элементами законодательной функции - решение судьи в одном частном случае может получить фактическую силу закона в целой серии последующих независимых случаев.

Применительно к стандартам NFPA этот момент имеет самое непосредственное отношение, так как существуют судебные прецеденты , в которых судьи выносили обвинительные заключения, основываясь примерно на следующей формулировке: «С точки зрения текущего законодательства подсудимый ничего конкретного не нарушил, однако задолго до того, как произошёл рассматриваемый случай, был стандарт NFPA номер такой-то, опубликованный уважаемой организацией и разработанный целой группой специалистов, который по сути представляет собой консенсус современного профессионального сообщества по (околопожарной) теме такой-то, и действия подсудимого вошли в противоречие с такими-то пунктами этого стандарта, значит он негодный профессионал и халатно относился к своим обязанностям, следовательно виновен как минимум в преступной халатности.»

Справедливости ради следует отметить, что существуют и обратные прецеденты , в которых суд занимал позицию «стандарты NFPA - это, конечно, хорошо, но они не официальные, и выполнять их можно по усмотрению».

Следует также помнить, что в американской судебной системе также очень развит институт присяжных заседателей. По закону любой человек может потребовать рассмотрения своего дела коллегией присяжных заседателей, которые вообще являются дилетантами в юриспруденции (для граждан существует всеобщая повинность время от времени служить в качестве присяжных заседателей). В этом случае вердикт «виновен или не виновен» вообще выносится путём голосования людей, которые принимают своё решение руководствуясь совестью или чувствами. В этом случае несоблюдение «популярного» стандарта также может легко привести к обвинительному заключению.

В США также очень распространены гражданские иски, которые, в отличие от уголовных дел, рассматриваются на основании менее строгих требований к доказательной базе - если в уголовном делопроизводстве требуется «доказательства за пределами любых разумных сомнений» , то в гражданских исках достаточно любых нестыковок в оправданиях или даже менее чем идеальной репутации обвиняемого, чтобы суд или присяжные заседатели встали на сторону истца. В такой ситуации реплика адвоката "о чём ещё можно говорить, если этот человек даже не удосужился до случившегося ознакомиться со стандартом NFPA, непосредственно относящимся к его роду деятельности" может решить исход судебного разбирательства.

При всём этом следует понимать, что судья или присяжные заседатели во всех вышеописанных ситуациях вовсе не должны быть заранее осведомлены о наличии такой организации, как NFPA (ведь о ней знают только специалисты), всю работу по «просвещению» принимающих решение лиц с готовностью сделают адвокаты заинтересованной стороны в ходе судебных прений.

Из всего вышесказанного следует, что хоть NFPA и не имеет никакого особого юридического статуса, в реалиях американской юриспруденции любой из стандартов, изданных этой организацией, обладает реальным потенциалом в любой момент получить силу закона через механизм судебных прецедентов. По этой причине заинтересованные лица вынуждены рассматривать стандарты NFPA со всей серьёзностью.

Роль организации в деятельности американской пожарной охраны

Из предыдущего раздела читателю должно быть ясно, что стандарты NFPA охватывают широчайший спектр областей деятельности человека, и, следовательно, далеко не все из этих стандартов имеют непосредственное отношение к деятельности самой пожарной охраны. Тем не менее, существует подмножество стандартов, которые претендуют на регулирование деятельности именно пожарных и спасателей. Вот неполный список таких стандартов:

  • NFPA 1001 - стандарт на квалификационные требования к сотрудникам противопожарных служб
  • NFPA 1006 - стандарт на квалификационные требования к сотрудникам аварийно-спасательных служб
  • NFPA 1021 - стандарт на квалификационные требования к командному составу противопожарных служб
  • NFPA 1041 - стандарт на квалификационные требования к пожарным инструкторам
  • NFPA 1402 - руководство по постройке пожарных учебных центров
  • NFPA 1403 - стандарт на проведение пожарных учений с использованием открытого огня
  • NFPA 1404 - стандарт на обучение сотрудников противопожарных служб использованию средств защиты органов дыхания
  • NFPA 1407 - стандарт на обучение команд аварийной разведки и спасания пожарных
  • NFPA 1408 - стандарт на обучение сотрудников противопожарных служб принципам работы, использованию и уходу за тепловизионной техникой
  • NFPA 1500 - стандарт на программу охраны труда в противопожарной службе
  • NFPA 1582 - стандарт на всеобъемлющую программу допусков по здоровью в противопожарной службе
  • NFPA 1584 - стандарт на процесс организации отдыха персонала во время ликвидации чрезвычайных ситуаций и обучения
  • NFPA 1670 - стандарт на работу и подготовку аварийно-спасательных служб
  • NFPA 1700 - руководство по тушению зданий
  • NFPA 1710 - стандарт на организацию и развёртывание сил во время операций по пожаротушению, оказанию медицинской помощи населению и операций особого назначения для противопожарных служб, комплектующихся на платной основе
  • NFPA 1720 - стандарт на организацию и развёртывание сил во время операций по пожаротушению, оказанию медицинской помощи населению и операций особого назначения для противопожарных служб, комплектующихся на добровольной основе
  • NFPA 1801 - стандарт на тепловизионную технику для противопожарных служб
  • NFPA 1851 - стандарт на процесс выбора, ухода и обслуживания защитного обмундирования, предназначенного для пожаротушения зданий и пожаротушения с непосредственным приближением к источнику горения
  • NFPA 1852 - стандарт на процесс выбора, ухода и обслуживания дыхательных аппаратов открытого типа
  • NFPA 1858 - стандарт на процесс выбора, ухода и обслуживания спасательных верёвок и оборудования для аварийно-спасательных служб
  • NFPA 1932 - стандарт на процесс выбора, ухода и обслуживания ручных пожарных лестниц
  • NFPA 1971 - стандарт на защитное обмундирование, предназначенное для пожаротушения зданий и пожаротушения с непосредственным приближением к источнику горения
  • NFPA 1981 - стандарт на дыхательные аппараты открытого типа для служб спасения
  • NFPA 1982 - стандарт на датчики-сигнализаторы неподвижного состояния газодымозащитника
  • NFPA 1983 - стандарт на спасательные верёвки и оборудование для аварийно-спасательных служб
  • NFPA 1989 - стандарт на качество воздуха для средств защиты органов дыхания для спасательных служб

Повторимся, что это далеко не полный список стандартов, имеющих непосредственное отношение к противопожарным службам. Исходя из объёма этого списка может показаться, что пожаротушение в США очень сильно зарегулировано, однако не будем забывать, что сами по себе стандарты NFPA не имеют никакой юридической силы, и лишь от властей зависит, какие из стандартов возводить в ранг закона. При этом решающую роль в данном процессе играют низовые, муниципальные власти. Дело в том, что США исторически являются децентрализованным государством , в котором изначально вся полнота власти принадлежала наиболее низким уровням (муниципалитетам), и лишь те функции, которые этот уровень не способен или отказывается выполнять, переходили постепенно в ведение более высокого уровня, то есть региональных округов. В свою очередь функции, от которых отказались региональные округа, переходят в ведение штата, а функции, которые не могут нести власти штата, переходят в компетенцию федеральных властей. Безусловно, из этого правила есть и исключения, но чаще всего они ограничиваются случаями необходимости обеспечения национальной безопасности, а также формальными декларациями о верховенстве федерального закона. Применительно к ситуации с противопожарными службами это означает, что вся полнота «пожарной» власти принадлежит муниципалитетам, и именно они во взаимодействии со своим городским гарнизоном противопожарной охраны решают, как будет организована служба пожарных в их городе. В США не существует единого министерства по чрезвычайным ситуациям, которое могло бы указывать, как должны работать муниципальные гарнизоны. Муниципальным же властям присуще очень выборочное использование стандартов NFPA по своему усмотрению или, зачастую, по недосмотру .

Тем не менее, есть определённый набор функций, которые муниципальные противопожарные службы в большинстве случаев делегируют на вышестоящий уровень вне зависимости от требований стандартов. К таким функциям прежде всего относится начальное обучение и государственная сертификация газодымозащитников. Программу такого обучения обычно разрабатывают власти каждого из штатов, а муниципалитеты пользуются этой программой, отправляя свой персонал на обучение в окружные учебные центры.

Роль организации в обучении и сертификации пожарных

Именно тут в поле нашего зрения и попадает наиболее основополагающий и наиболее общепринятый стандарт NFPA за номером 1001, определяющий набор квалификационных требований к пожарным. Говоря простым языком, в этом стандарте прописано, что должен уметь человек, чтобы его можно было бы признать пожарным-газодымозащитником.

Текст текущей версии стандарта (образца 2013 года) умещается на семи с половиной страницах и в общих формулировках перечисляет требующиеся от пожарного навыки. В стандарте описаны два уровня компетенции - газодымозащитник первого уровня (соответствует минимальному уровню сертификации) и газодымозащитник второго уровня. Стандарт одинаково применим как к платным пожарным, так и к добровольцам, различий между этими двумя категориями нет, процесс сертификации одинаков. Важно понимать, что в указанном объёме стандарта (7,5 страниц) невозможно описать конкретные параметры требуемых от газодымозащитника навыков, то есть степень свободы интерпретации стандарта при разработке учебных программ может быть очень высокой.

В качестве конкретного примера такой свободы интерпретации разберём один из пунктов стандарта, описывающий навык ведения пожарной разведки в задымленных или горящих помещениях. Текст этого пункта (5.3.9) гласит: «Проводить поиск и спасание в здании в составе звена согласно полученному заданию в условиях ухудшенной видимости с использованием индивидуальной защитной экипировки, пожарного фонаря, инструмента взлома, рукавной линии и ручных лестниц (по мере необходимости) таким образом, чтобы ручные лестницы, в случае их использования, были правильно размещены, все обозначенные в задании области здания были обследованы, все пострадавшие были найдены и извлечены, соблюдая целостность звена и не нарушая безопасность всех членов звена (включая защиту органов дыхания).»

  1. Требуемые знания. Использование инструмента взлома во время спасательных операций, использование ручных лестниц для спасания пострадавших, психологические эффекты работы в условиях ухудшенной видимости и методы управления такими эффектами, методы определения, является ли отсек пригодным для выживания, методы первичной и вторичной пожарной разведки, роли и задачи членов звена, методы поиска пострадавших, признаки наличия пострадавших, методы извлечения (эвакуации) пострадавших (включая различные способы их переноски), а также соображения, относящиеся к защите органов дыхания.
  2. Требуемые навыки. Способность использовать дыхательный аппарат при прохождении стеснённых участков, установка и использование различных видов лестниц для проведения разного рода спасательных операций, спасание газодымозащитника с работающим дыхательным аппаратом, спасание пожарного, чей дыхательный аппарат не функционирует, спасание пострадавшего, не имеющего дыхательного аппарата, а также оценка отсеков на пригодность для жизни.

Как видно из этого списка, стандарт никоим образом не регламентирует, как проводить пожарную разведку и спасание пострадавших, он всего лишь перечисляет названия навыков, которые должны быть тем или иным образом освоены в процессе начального обучения кандидата в газодымозащитники, и владение которыми должно быть этим кандидатом продемонстрировано в ходе практического экзамена на сертификат газодымозащитника. Каким конкретным методам ведения разведки будут учить кандидата никак в стандарте не прописано, более того, там также не указано, каким конкретным методом следует проверять кандидата во время экзамена. Это оставляет большое пространство для интерпретации на местах, а также варьирования как качества обучения, так и сложности экзамена. К примеру, в стандарте сказано, что от газодымозащитника требуется найти и спасти всех пострадавших, но при этом совершенно не регламентируется количество условных пострадавших, а также сложность планировки, в которой следует вести поиск. Таким образом полностью соответствующий требованиям стандарта сертификационный экзамен может быть как чрезвычайно лёгким (поиск одного пострадавшего в однокомнатном помещении в условиях слабой задымленности), так и вообще невозможным для выполнения (поиск и спасание десяти пострадавших одним звеном в многоэтажном заводском помещении общей площадью 10000 кв. м. при наличии в планировке множественных объёмных циклов в условиях нулевой видимости). Отдельно следует отметить, что используемое в стандарте понятие «ухудшенная видимость» не определяет в точности степень ухудшения видимости - интерпретации могут варьироваться от лёгкого задымления с использованием небольшого глицеринового дымогенератора до созданий условий полностью нулевой видимости путём зашоривания масок (именно последнее, к слову сказать, должно всегда использоваться в любой программе подготовки по-настоящему боеспособных пожарных разведчиков).

Из вышесказанного должно становиться понятным, что клеймо «NFPA 1001» ещё никак не гарантирует, что газодымозащитник был обучен до уровня боеготовности, оно просто указывает, какие темы затрагивались в процессе обучения и не более того.

Справедливости ради следует отметить, что Приложение A данного стандарта вносит некоторые дополнительные пояснения по некоторым (но далеко не всем) навыкам, упоминаемым в стандарте. Также Приложение B содержит пример более объективного описания одного из навыков (вертикальная вентиляция вскрытием наклонной крыши), однако это всего лишь пример, показывающий желаемый уровень детализации описания навыка, параметры описаний всех остальных навыков остаются стандартом незатронутыми.

Теперь, когда структура стандарта должна быть читателю в общих чертах понятна, затронем, пожалуй, самое большое недопонимание, часто возникающее у зарубежных (по отношению к США) наблюдателей. Из вышеописанного должно быть уже в принципе ясно, что ни одному американскому газодымозащитнику не удалось за всю историю пожарного дела «получить сертификат NFPA 1001» по той простой причине, что NFPA не сертифицирует и не может сертифицировать газодымозащитников, более того, NFPA даже не сертифицирует какие-либо учебные программы (будь то государственные или частные) на соответствие своему стандарту 1001. Поставщики учебных продуктов (как государственные пожарные академии на уровне отдельных штатов, так и частные учебные центры) чаще всего прибегают к процессу самосертификации, создавая тот или иной пакет внутренних документов, которые призваны продемонстрировать, что учебная программа соответствует требованиям того или иного стандарта NFPA. Качество таких пакетов документов может сильно разниться.

Иными словами, на сертификате газодымозащитника может всего лишь указываться, что учащийся прошёл обучение по программе, соответствующей требованиям стандарта NFPA 1001.

Также следует понимать, что ничто в рамках текущего законодательства США не мешает частным учебным центрам разрабатывать и преподавать учебные курсы, претендующие на полное соответствие стандарту NFPA 1001, и, соответственно, выдавать сертификаты, указывающие, что учащийся прошёл обучение на газодымозащитника первого или второго уровня. Однако на уровне штатов такие сертификаты годными в общем случае признаны не будут, более того, скорее всего не будут они признаны годными и в случае судебного разбирательства, выходящего за рамки юрисдикции конкретного муниципалитета. Иными словами, только государственные сертификаты газодымозащитника являются по-настоящему подлинными, если только власти конкретного штата в лице пожарной академии штата не вынесли официальное решение признавать сертификаты конкретного частного учебного центра или высшего учебного заведения.

Вообще более подобающим уделом частных учебных центров является поставка более узкоспециализированных учебных продуктов, затрагивающих более специфичные навыки, которые во всей полноте не могут преподаваться государственными учебными центрами в рамках начальной подготовки, а не попытки выдать свою учебную программу за полный эквивалент государственной программы начальной подготовки и сертификации газодымозащитника.

Отметим тем не менее, что на уровне некоторых муниципалитетов по-прежнему имеется практика признания частных сертификатов как приемлемых эквивалентов. С формальной точки зрения муниципалитеты не нарушают закон, однако если будет иметь место судебный иск, выходящий за пределы юрисдикции муниципалитета, то попытки доказать годность такого сертификата в ходе судебного разбирательства скорее всего будут тщетными.

Аналогично стандарту NFPA 1001, ассоциация разработала также сходные стандарты квалификации командного состава (NFPA 1021), пожарных инструкторов (NFPA 1041), а также спасателей (NFPA 1006). Подобно ситуации с газодымозащитниками, NFPA не обучает и не сертифицирует никого по этим специальностям, равно как и не занимается сертификацией учебных программ по вышеуказанным дисциплинам, оставляя за собой роль исключительно разработчика стандартов.

В целях полноты изложения также заметим, что принцип «NFPA никого не обучает и не сертифицирует» не является, строго говоря, универсальным. Ассоциация на платной основе организует сертификационные экзамены по 10 дисциплинам , однако лишь одна из них - пожарный инспектор - имеет хоть какое-то непосредственное отношение к пожарной охране, все остальные относятся к смежным областям. Как и в случае стандартов, сертификаты, выданные ассоциацией в частном порядке, не имеют какой-либо юридической силы, если только такой тип сертификатов не признан государственными властями. Также на платной основе NFPA организует семинары, курсы и конференции по изучению содержимого созданных ассоциацией стандартов и практики их применения .

Репутация NFPA

Наконец, хотелось бы также в факультативном порядке затронуть вопрос о том, как воспринимается NFPA в среде американских пожарных. В целом отношение можно охарактеризовать как нейтрально-отрицательное. С одной стороны признаётся, что организация провела огромную работу по созданию большого количества стандартов, многие из которых нацелены на то, чтобы сделать пожаротушение более безопасным для самих же пожарных. С другой же стороны довольно агрессивное поведение ассоциации в области продаж и принуждения к соблюдению авторских прав вызывает отторжение среди личного состава. В среде американской пожарной охраны есть расхожая шутка о том, что сокращение NFPA на самом деле расшифровывается как «No free publications anytime», что можно перевести как «Никаких бесплатных публикаций, вообще никогда». Такая шутка зародилась на той почве, что стандарты этой ассоциации всегда были платными, их копии приходилось приобретать. Добавим сюда, что членство в ассоциации также является платным. Ситуацию не улучшают постоянные слухи о том, что некоторые члены ассоциации, используя своё неформальное влияние, проталкивают в разрабатываемые стандарты формулировки, выгодные для ведения их бизнеса.

Ситуация с продажей копий стандартов усугубляется тем, что некоторые из стандартов были возведены государственными властями в ранг закона, что должно автоматически делать их текст общедоступным (принцип «каждый имеет право знать закон»), однако попытки принудить ассоциацию к выводу этих стандартов из платного доступа привели к активному сопротивлению со стороны NFPA. Хуже того, в ответ на попытки отдельных активистов отсканировать, перевести обратно в текстовую форму и выложить в открытый доступ легально купленные копии стандартов, возведённых в ранг закона, ассоциация прибегла к агрессивному судебному преследованию таких активистов со стороны ассоциации . Лишь после долгих судебных тяжб были вынесены решения, принуждающие NFPA обеспечить возможность бесплатного прочтения текстов стандартов. Ассоциация формально удовлетворила этим требованиям, создав на своём официальном сайте крайне неудобный инструмент просмотра стандартов в графическом формате низкого разрешения (отсутствует возможность поиска по тексту, а также сохранения и печати документа).

NFPA 13 Standard for the Installation of Sprinkler Systems это стандарт американской ассоциации противопожарной защиты (National Fire Protection Association), в котором изложены основные принципы и методы построения спринклерных систем противопожарной защиты. Документ, который разрабатывается и совершенствуется на протяжении более сотни лет, безусловно, заслуживает серьезного внимания.
Это был первый стандарт, изданный в 1896 году вновь образованным комитетом NFPA по спринклерной защите. Первоначально он назывался «Правила и нормы национального совета по спринклерному оборудованию, автоматических и открытых (дренчерных) систем». С тех пор стандарт перерабатывался более 50 раз.
Современная редакция американского стандарта NFPA135 также использует классификацию помещений по функциональному назначению и выделяет три основных класса помещений общего назначения и семь классов складских зданий. Приложение А.5 этого документа посвящено классификации помещений и товаров. Для безошибочной классификации зданий и помещений в документе приведен обширный перечень помещений с разделением на классы.

Помещения низкой пожароопасности (Light Hazard Occupancies). Это помещения с наименьшим уровнем пожарной опасности. Пожарная нагрузка в данных зданиях относительно мала (по сравнению с заводами и складами). Типичными примерами этого класса могут служить:
Церкви
Клубы
Больницы
Жилые здания
Неиспользуемые чердаки
Библиотеки за исключением помещений с большими стопками книг

При этом в намерение разработчиков стандарта не входит автоматически приравнять все помещения, в которых есть книжные полки, к помещениям с более высокой степенью пожарной опасности. Допускается, чтобы помещения, в которых находятся типовые библиотечные стеллажи с книгами, считались помещениями с низкой пожароопасностью. При этом высота стеллажей должна быть не более 2,4 м, а проход между стеллажами не менее 76 см.
В помещениях с низкой пожароопасностью не должно быть производственных мощностей или хранилищ, хотя здания могут иметь отдельные зоны, защищенные в соответствии с различными требованиями к классам защиты. Одно и то же здание может иметь офисы и склад. Офисная зона может быть защищена согласно требованиям к низкому классу пожароопасности, а склад - в соответствии с требованиями для складов и с учетом складируемых товаров. Требования к разделению данных зон регламентированы в других разделах стандарта.

Помещения обычной пожароопасности (Ordinary Hazard Occupancies). Это помещения с более высоким уровнем пожарной опасности. В этот класс попадает большое количество помещений с различной степенью пожароопасности, поэтому он разделен еще на две подгруппы.



Обычная пожароопасность Группа 1. К первой группе относятся помещения с меньшими пожарными рисками. В таких помещениях размещаются, как правило, небольшие производства или предприятия по предоставлению услуг.
Для выполнения производственной функции необходимо, чтобы в таких помещениях можно было размещать хотя бы небольшое количество сырья, полуфабрикатов или готовой продукции. Требования стандарта позволяют иметь в этих помещениях производственные запасы. В стандарте содержатся конкретные указания о допустимой высоте складирования запасов:
5.3.1 Помещения с обычной пожароопасностью (Группа 1) это помещения или части других помещений, в которых возгораемость материалов низка, количество пожарной нагрузки умеренное, запасы товаров по высоте не превышают 8 футов (2,4 м), а ожидаемый уровень тепловыделения при пожаре - умеренный.
В некоторых случаях такая формулировка может показаться не слишком конкретной. Небольшое количество сгораемых материалов, это сколько? Каковы критерии для определения умеренности степени выделения тепла при пожаре? Высота запасов величина также не постоянная, она может меняться с течением времени, и контролировать ее достаточно проблематично. В этом случае можно воспользоваться примерами, приведенными в приложении к стандарту.
Накопленный за многие годы практический опыт позволил составить достаточно объемный список типов помещений, относящихся к тому или иному классу пожарной опасности. Аналогично тому, как это сделано, например в НПБ 88.

Примерами помещений, относящихся к 1 Группе класса обычной пожарной опасности, могут служить следующие помещения:
Автомобильные парковки;
Пекарни;
Прачечные;
Заводы по производству электронной техники.



Обычная пожароопасность Группа 2. Ко второй группе относятся помещения с более высоким уровнем пожарной опасности. Эти помещения в основном включают в себя производственные и перерабатывающие цеха с большим количеством сгораемых продуктов и с более высокой степенью возгораемости, чем продукты, характерные для помещений Группы 1. Согласно NFPA 13:
5.3.2 Это помещения или части других помещений, в которых количество и возгораемость содержимого может иметь уровень от среднего до высокого, высота штабелей с содержимым с умеренной степенью тепловыделения, не должна превышать 12 футов (3,66 м), а высота штабелей с содержимым с высокой степенью тепловыделения не должна превышать 8 футов (2,4 м).

Наиболее характерные помещения этой группы:
Механические цеха
Автомастерские
Почта
Заводы по переработке бумаги
Типографии
Цеха по производству резиновых покрышек
Библиотеки: помещения с большими стопками книг

К помещениям с большими стопками книг относятся библиотечные хранилища, которые близки по конструкции к полкам для хранения книг или записей, как это определено в стандарте NFPA 232, Стандарт для защиты записей (Standard for the Protection of Records).



Что еще почитать