На военнослужащих распространены запреты ограничения и обязанности. Запреты в связи с особым характером военной службы, ограничения свободы слова и печати

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законами .
Военнослужащие находятся под защитой государства . Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то законами и иными нормативными правовыми актами.
Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами (Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждены Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495), Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации (введен в действие приказом Минобороны РФ от 11 марта 2006 г. N 111).
Военнослужащие, реализуя право на свободу слова , выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну , обсуждать и критиковать приказы командира.
Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.
Военнослужащим запрещено участие в забастовках и иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы.
Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Участвовать в богослужениях и религиозных церемониях они могут в свободное от военной службы время как частные лица. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.
Военнослужащие в соответствии с Конституцией России, федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления. Они могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не разрешается обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.
Отпуска для проходящих военную службу по призыву не предусматриваются.
Отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток предоставляется военнослужащему в случаях:

  • тяжелого состояния здоровья или смерти близкого родственника военнослужащего - супруга, одного из родителей, тестя или тещи, сына или дочери, родного брата или сестры или лица, на воспитании которого находился военнослужащий;
  • пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего;
  • в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо, - по решению командира воинской части.

Продолжительность отпуска по личным обстоятельствам увеличивается на количество суток, необходимое для проезда наземным (водным, воздушным) транспортом к месту использования отпуска и обратно.
Денежное довольствие военнослужащим, проходящим службу по призыву, устанавливается по 6 тарифным разрядам в соответствии с занимаемой должностью . Для ряда категорий военнослужащих законодательством предусмотрены денежные поощрения, а также особый порядок обеспечения денежным довольствием.
При убытии в отпуск по болезни (на основании заключения военноврачебной комиссии) производится выплата в размере не менее одного оклада денежного содержания. Возможны и другие дополнительные выплаты.
Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории РФ, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации .
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для жилищного обеспечения военнослужащих предусмотрена льготная накопительно-ипотечная система .
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь , в том числе:

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
В случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (окончания военных сборов или отчисления с них), членам их семей выплачивается единовременное пособие в размере 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.
Членами семьи , имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), считаются:

  • супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы;
  • родители военнослужащего;
  • дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Обязательным условием для выплаты пособия является наличие причинной связи между полученным увечьем или заболеванием, ставшим причиной смерти, и исполнением обязанностей военной службы.
С июня 2011 г. дети погибших военнослужащих имеют право на ежемесячное пособие в размере 1597,50 руб. Этот размер подлежит ежегодной индексации. В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов.
Право на это пособие имеют:

Пособие выплачивается:

  • детям до достижения ими возраста 18 лет;
  • детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
  • детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Граждане, находившиеся на иждивении погибшего военнослужащего, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.
При досрочном увольнении военнослужащих, проходивших службу по призыву, (граждан, призванных на военные сборы) с военной службы (отчислении с военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.
Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд . Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами.
Юридическая помощь всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы, оказывается:

  • органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей;
  • органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело.

Адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением

Военнослужащим Вооруженных сил РФ рекомендовано не пользоваться социальными сетями "Одноклассники", "ВКонтакте", Facebook и другими похожими ресурсами, сообщила во вторник газета "Известия" со ссылкой на Минобороны России .

"Министерство обороны РФ распространило рекомендации по поведению сотрудников ведомства и военнослужащих в мировой паутине. Солдатам и офицерам советуют отказаться от использования соцсетей "Одноклассники", "ВКонтакте", Facebook и других аналогичных ресурсов. А также - не публиковать информацию о своей службе и части, и отключить в телефонах геолокацию", - сказано в публикации.

В ней отмечено, что "пока правила поведения в Сети носят рекомендательный характер, но ведомство уже готовит поправки к законам, которые сделают их обязательными".

Как пишет издание, в министерстве обороны рассказали, что правила поведения в интернете были разработаны в конце 2017 года. Сейчас рекомендации отправлены в войска. Для удобства восприятия они выполнены в виде памятки, а также наглядных пособий-плакатов.

Излагая содержание рекомендаций, издание, в частности, сообщило, что солдат и офицеров извещают, что администраторы зарубежных ресурсов имеют полный доступ к размещенной там личной информации, а публикации военнослужащих постоянно анализируются иностранными спецслужбами, поэтому привязанные к местности фотографии и видеоматериалы могут "привести к срыву боевой задачи". В связи с этим военнослужащим также рекомендуют просить своих близких не распространять информацию об их служебной деятельности.

По информации издания, МО РФ готовит поправки в законы "О воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих", запрещающие личному составу ВС РФ раскрывать в интернете свою ведомственную принадлежность, подробности деятельности - как своей, так и сослуживцев. Эти поправки, отмечает газета, в настоящее время проходят стадию согласования в силовых министерствах. В публикации также отмечено, что в зарубежных странах давно занимаются вопросами поведения военнослужащих в интернете.

В октябре прошлого года сообщалось, что Минобороны РФ собирается запретить военным-контрактникам публиковать в интернете фото, видео, данные геолокации и другую информацию, которая может установить ведомственную принадлежность и местонахождение их и других служащих.

Ранее газета Washington Post сообщала, что данные о военных базах США и других потенциально секретных американских объектах по всему миру появились в открытом доступе на интерактивной карте Global Heat Maps спортивного приложения для смартфонов Strava, показывающей активность пользователей популярных фитнес-устройств. В частности, там были показаны перемещения американских военных в Ираке, Сирии и других регионах.

На фоне этих сообщений стало известно, что минобороны Сингапура приняло решение ограничить использование военнослужащими фитнес-браслетов - солдатам запрещено носить их в ходе выполнения специальных секретных заданий или тренировок.

Воинская служба является одной из специфических разновидностей государственной службы. Специфика эта обусловлена характером несения воинской службы, готовность военнослужащего с оружием в руках выступить на защиту интересов государства и в этих же интересах жертвовать ради этого собственной жизнью.
Кроме воинской и тесно связанных с ней службой в других военизированных государственных структурах, в той или иной степени подчиняющихся уставам (МВД, ФСБ, МЧС и др.), такая обязанность не предусмотрена больше ни для одной категории государственных или муниципальных служащих.
Специфика такой постановки вопроса накладывает на военнослужащего ряд высоких моральных обязательств, которые воспитывают в нем чувство долга перед Отечеством и готовности в любой момент выполнить поставленную перед ним задачу по защите родины.
Другой отличительной чертой воинской службы является наличие многочисленных запретов и ограничений, которые накладываются на военнослужащего в период прохождения им воинской службы.
Условно все запреты и ограничения могут быть объединены в 4 неравнозначных по объему и характеру воздействия на права личности блока:

Политические запреты и ограничения;
Экономические запреты и ограничения;
Ограничения, вытекающие из специфики воинской службы (ее особого характера);
Запреты и ограничения в сфере средст массовой информации и свободы слова.

Именно в этом порядке мы и рассмотрим их правовую природу и степень воздействия на общегражданские права личности военнослужащего.

Запреты и ограничения на осуществление политической деятельности

Конституция РФ в ст. 55, ч. 3 декларирует, что личность в Российской федерации, ее права и свободы могут быть ограничены только в той мере, которая необходима и достаточна для защиты конституционного строя, безопасности страны, жизни и здоровья других граждан, их законных интересов и прав.
Развивающим и конкретизирующим это положение Конституции, но уже применительно к военнослужащим, является ФЗ «О статусе военнослужащих». В большинстве случаев, запреты и ограничения на осуществление военнослужащим политической деятельности в период прохождения воинской службы не выходит за рамки аналогичных запретов, распространяющихся на всех иных государственных служащих.

Целью этих запретов и ограничений являются:
Обеспечение высокой эффективности несения воинской службы, на которую не могли бы повлиять политические пристрастия отдельных военнослужащих;
Воспрепятствование возможным злоупотреблениям, связанным с характером военной службы в ходе политической борьбы;
Созданию внутри воинских коллективов аполитичной атмосферы, не связанной с ходом политической борьбы в обществе.

Основной задачей запретов и ограничений политического характера является создание в воинской среде нейтральной, аполитичной и подчиняющейся исключительно государственной власти среды, так как основной целью и задачей воинских формирований является защита государства от внешних врагов. ФЗ «Об обороне» прямо запрещает применение воинских формирований Министерства обороны на территории собственного государства для решения политических разногласий или проведения политических или полицейских мероприятий.
Несмотря на существование запрета на участие в политической деятельности, ведению политической агитации и пропаганды, участию в митингах и демонстрациях, состоянию в политических партиях, организациях или объединениях , военнослужащие не лишены права избирать и быть избранными .
Однако, избрание военнослужащего, проходящего воинскую службу, в любой из выборных органов государственной или муниципальной власти автоматически влечет за собой приостановку его воинской службы и прекращение контракта , который был заключен с военнослужащим.
Не лишает этот запрет военнослужащих и права на просмотр телевизионных программ и прослушивание радио передач с предвыборными материалами кандидатов, ознакомления лично во внеслужебной время с политической платформой партий, участвующих в политической борьбе.
Допускается даже участие военнослужащих во внеслужебное время в мирных шествиях и демонстрациях , но при этом строго запрещаются какие либо политические заявления в адрес руководства страны, критика существующего общественного строя или агитация, направленная в пользу конкретной политической партии.

Запреты и ограничения в сфере осуществления предпринимательской деятельности

Государство, заключая контракт с военнослужащим, или призывая гражданина на срочную военную службу, берет на себя обязательства полностью обеспечить ему достойный уровень материального и социального обеспечения, достаточный для удовлетворения его основных жизненных, физических и духовных потребностей.
В этих целях каждый военнослужащий обеспечивается денежным довольствием, льготами по оплате всевозможных коммунальных и иных услуг, пользуется правом на бесплатное лечение, образования, бесплатный проезд к месту службы или отдыха.
Запрет на занятие любыми видами предпринимательской или иной деятельности приносящей доход, и не связанной с непосредственным исполнением обязанностей по службе, является симметричным такому же запрету, распространяющемуся на гражданских государственных служащих.
Цели и задачи, стоящие перед военнослужащими требуют полной концентрации их внимания на задачах воинской службы, а их навыки и умения должны реализовываться исключительно для целей совершенствования своего служебного и боевого мастерства.

Статья 10 ФЗ «О статусе военнослужащего» прямо устанавливает запрет для военнослужащего заниматься, как в служебное, так и вне служебное время любой оплачиваемой деятельностью, как в порядке осуществления индивидуальной трудовой деятельности, так и работая по найму или гражданско-правовому договору.
Особым видом занятия деятельностью, влекущей возможность получения дополнительного дохода, и так же запрещенной для военнослужащего, является деятельность, связанная с участием в акционерных или иных обществах, право владения ценными бумагами, приносящими доход и участие в торгах на фондовых и иных биржах , на которых обращается иностранная валюта или другие ценные бумаги, подверженные колебаниям курса стоимости. К этому запрету относится и участие в электронных торгах посредством средств коммуникации.
Под запретом для военнослужащих и участие, в каком бы то ни было виде и форме, в азартных играх , независимо от того, в какой форме они проводятся и требуют ли для участия в них непосредственного присутствия военнослужащего. Единственным исключением является участие в государственных лотереях и возможность получения выигрыша по ним, в качестве источника дохода не предусмотренного ФЗ «О статусе военнослужащего».

Довольно спорным и неоднозначным, не нашедшим детального разрешения в действующем военном законодательстве, является вопрос о возможности ведения военнослужащими преподавательской, научной или общественной деятельности некоммерческого характера.
Закон не запрещает военнослужащим заниматься научной и преподавательской деятельностью. Вместе с тем он накладывает прямое ограничение на ведение какой-либо деятельности, приносящей дополнительный доход. В этом и состоит основное противоречие законодательства.
Осуществлять преподавательскую деятельность во время прохождения службы он может либо осуществляя её самостоятельно – (репетирование, оказание консультационных услуг), а это – индивидуальная трудовая деятельность, которой военнослужащему заниматься запрещено. Либо заключив трудовой договор с образовательным учреждением на прочтение лекций, проведение семинаров или занятий в иной форме. Но и заключение такого договора, так же противоречит указанному Федеральному закону. Таким образом, практическая реализация права военнослужащего на ведение научной и преподавательской деятельностью в жизни практически не может быть реализована, если военнослужащий – не работник военного научно-исследовательского или учебного заведения МО РФ.
Число запретов и ограничений в сфере экономической деятельности – наиболее существенный и объемный блок запретов для военнослужащих. Он же наиболее детально регламентирован за уровне законов и ведомственных нормативных актов МО.
Такое «трепетное» отношение государства к недопустимости получения военнослужащими дополнительных доходов связано с его заботой о чистоте рядов кадрового состава вооруженных сил, сантикоррупционной борьбой и исключением возможности коммерческого, служебного подкупа путем предоставления финансовых благ в какой бы то ни было форме.

Ограничения, вытекающие из специфики воинской службы (ее особого характера)

Самым существенным из запретов, нарушающих основные права гражданина, является прямой запрет на участие в забастовках и прекращение работы , как способа урегулирования возникшего конфликта между начальником и подчиненным.
В первом случае, запрещая военнослужащим участвовать в забастовках, законодательство РФ следует в русле общепринятых в мировой практике запретов на появление людей в военной форме в рядах гражданских лиц, выражающих протест против государственного строя или пытающихся решить таким способом свои политические или социальные проблемы.
Основным нормативным актом , в соответствии с которым военнослужащие обязаны сообразовывать все свои действия, и посредством которого должны решать все возникающие конфликтные ситуации является Дисциплинарный Устав ВС .
Именно в ДУ ВС содержится запрет на прекращение исполнения служебных обязанностей в знак несогласия с решением начальника или как средство давления при разрешении конфликтной ситуации.

Довольно редким и специфичным является запрет на принятие наград иностранных государств без разрешения Президента РФ . Как правило, военнослужащие, удостаивающиеся такой чести, либо принимали участие в вооруженных конфликтах на территории других государств, правительство которых приняло решение о награждении, либо оказали услуги иностранному государству при спасении жизни его граждан в экстремальной ситуации.
В большей степени этот запрет относится к высшим чинам МО, которые могут получать иностранные награды в качестве «подарка» во время визита в зарубежное государство, или в ознаменование «заслуг», при заключении выгодных военных контрактов.
Именно поэтому, любой случай награждения иностранной наградой является объектом пристального внимания за обоснованностью такого награждения. Некоторые иностранные награды по своему статусу могут повлечь получение дополнительного денежного вознаграждения или получения ряда пожизненных льгот, которые могут находится в противоречии с действующим военным законодательством РФ.

Еще один запрет – на совместную службу родственников в одном подразделении или в состоянии одного из родственников в подчинении у другого, преследует целью пресечение «кумовства», незаслуженного получения преимуществ и льгот, или ускоренного продвижения по служебной лестнице младшего за счет административного ресурса старшего.
Ничего плохого в создании династий, посвятивших жизнь служению родине нет. Но служба младших поколений должна проходить независимо от заслуг или должностного положения лиц старшего поколения. Так видится в идеале, но не реализуется на практике.
Внук генерала – никогда не станет маршалом, потому что у маршала – есть свои внуки.

Запреты и ограничения в сфере средств массовой информации и свободы слова

Данная группа запретов и ограничений носит весьма чувствительный для личности военнослужащего характер, поскольку не только ограничивает его гражданские права, но и мешает, в некоторых случаях, отстаивать свою позицию при решении личных проблем.
Это относится к прямому запрету на публичную критику действий вышестоящих командиров и начальников . Принимая такое положение вещей военнослужащие, заключающие контракт, изначально признают главенство принципа прямого, непосредственного и беспрекословного подчинения действиям вышестоящего начальника, какими бы абсурдными они не казались. Этот запрет не лишает военнослужащего на право обжаловать неправомерный, с его точки зрения, приказ вышестоящему начальству, но не отменяет обязанности в любом случае его исполнить.
Еще одним из ограничений является запрет на публичную пропаганду своего отношения к той или иной ситуации в стране или на публичную пропаганду религиозных воззрений военнослужащего.
Церковь, являющаяся по статусу общественной организацией, на протяжении всей истории человечества оказывала сильнейшее психологическое воздействие на своих приверженцев и последователей. Не секрет, что на протяжении столетий существовало жесткое, выливавшееся в кровопролитные войны противостояние между представителями различных религий и даже конфессий в рамках одной религии.
На территории РФ проживают и, соответственно служат в армии, представители всех известных мировых религий. И если даже в гражданском обществе признано недопустимым проводит пропаганду, каким либо образом оскорбляющую или умаляющую представителей любой из не православных религий, то в армии это недопустимо вдвойне.

Рассмотренные в статье ограничения и запреты на осуществление определенных видов деятельности во время прохождения воинской службы, в большинстве стран «западной» цивилизации, являются распространенными и опробированными на практике столетиями существования армейских подразделений.
Создавая вооруженные силы, государство ставит перед ними совершенно определенные цели – защиту от внешнего врага. Люди, идущие на службу во имя этой цели, делают это осознанно и по доброй воле. Поэтому они заранее готовы к тому, что их служебная деятельность будет отличаться от работы на «гражданке». Существующие ограничения существенным образом не сказываются на нормальной жизни и адаптации в обществе для большинства военнослужащих и являются неизбежным «злом», которое государство в последствии, по выслуге лет, компенсирует стабильными и довольно высокими пенсиями и другими социальными льготами.

Несмотря на право свободного передвижения, гарантированного каждому гражданину Конституцией РФ, закон также позволяет в исключительных случаях ограничивать его в таком праве. Это необязательно является наказанием – ограничить выезд могут также и в случае прохождения военной и приравненной к ней службы в правоохранительных органах и службе безопасности. Предлагаем разобраться, почему военным нельзя выезжать за границу, какие предусмотрены исключения, каков порядок выезда и кому вообще запрещен или ограничен выезд за границу.

Главой МВД России Владимиром Колокольцевым, утвержден список стран, куда разрешено поехать сотрудникам ведомства МВД в 2019 году. В списке перечислены 13 государств, которые считаются безопасными для полицейских. Среди них: Вьетнам, Куба, Китай, Абхазия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Южная Осетия. Согласно утвержденному списку, также поехать на отдых могут гражданские служащие. Хотелось бы напомнить тот факт, что выезд на отдых полицейским РФ был запрещен весной 2014 года по причине международной политической обстановки.

Для кого выезд ограничен

Перед тем как покинуть пределы страны, чтобы избежать эксцессов при пересечении государственной границы, рекомендуется ознакомиться с перечнем ограничений, установленных законодательством. Они определены положениями ст. 15 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Согласно ей, военным запрещен выезд за границу, если они:

В последнем случае допуск к тайным сведениям предполагает заключение трудового контракта, который предусматривает некоторые ограничения в гражданских правах.

Более того, согласно пп. 5, 7 Инструкции, утвержденной постановлением Правительства РФ № 63 от 06.02.2010, в случае оформления допуска к тайным и секретным данным лицо должно письменно согласиться на частичные ограничения собственных свобод. Обязанности в части таких ограничений прописываются в трудовом контракте или в виде дополнительного документа с подписью хранителя тайны. Среди таких запретов и ограничение выезда за пределы РФ для военных.

Каждому гражданину, который по вышеуказанным причинам ограничен в праве на выезд из России в силу места службы или хранения гостайны, территориальный орган МВД направляет уведомление, в котором определены конкретные ограничения, причины их возникновения и срок их действия.

Срок действия ограничений

Для каждой из вышеуказанных категорий действует свой срок ограничения. Срок действия ограничения выезда за границу военнослужащих определен ст. 15 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и составляет:

  • для призывников, в том числе по АГС – с момента принятия призывной комиссией решения о призыве и до окончания срока службы;
  • для сотрудников ФСБ – до окончания трудового договора;
  • для лиц, допущенных к тайной информации, – до истечения срока ограничения в трудовом договоре. В большинстве случаев он не превышает 5 лет с момента последнего ознакомления с тайными документами. Если секретность сохраняется свою актуальность и после истечения этого срока, он может быть увеличен, но в общей сложности не должен составить более 10 лет.
  • Почему не выпускают

    Конкретных причин, по которым военные не могут уехать из страны, закон не называет. Учитывая практику и политику государства, предполагается, что запрет действует в целях:

    • Охраны государственной тайны: ограничение в праве на выезд из страны следует рассматривать в качестве одной из мер защиты гостайны, призванной уберечь ее от рассекречивания. Лица, обладающие секретными сведениями, добровольно соглашаются на ограничение, поэтому такие меры являются законными.
    • Защиты военнослужащих. Представители Вооруженных сил, сотрудники ФСБ, полиции и другие лица, являющиеся военнослужащими и приравненные к ним, учитывая сложившуюся военно-политическую обстановку, могут стать объектом вербовки или посягательства для спецслужб враждебно настроенных иностранных государств.
    • Обеспечения решений призывных комиссий. Запрет на въезд начинает действовать с момента, когда гражданин становится призывником – то есть после вынесения призывной комиссией решения о призыве. Уклонение от призыва является уголовно наказуемым. Чтоб гражданин не мог скрыться от призыва за границей, действует ограничение на выезд.

    Обратим внимание, что ограничение на выезд – далеко не единственная ограничительная мера. Так, многих интересует, запрещено ли военнослужащим иметь . Такой запрет действует в России в отношении всех . Более того, для сотрудников ФСБ и государственной охраны наличие недвижимости за пределами РФ чревато увольнением и отчуждением собственности в установленные специальными законами сроки.

    Страны, в которые разрешен въезд

  • Дождаться решения службы безопасности. После визирования рапорта командиром он вместе с пакетом документов передается на согласование в ФСБ.
  • Оформить справку о разрешении получить паспорт и выехать из страны. Форма справки утверждена приложением к постановлению Правительства РФ № 1598 от 19.12.1997.
  • Получить паспорт. Он выдается должностными лицами, осуществляющими хранение. Если заграничный паспорт оформляется впервые, эта процедура осуществляется в ГУВМ в общем порядке, с представлением всех необходимых документов и вышеуказанной справки с разрешением.
  • Обратим внимание, что если гражданину было отказано в разрешении на выезд из страны, он может отказ обжаловать. Отмена запрета на выезд военнослужащих за границу, согласно ст. 17 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», возможна в порядке обжалования в Межведомственную комиссию или в судебном порядке.

    Заключение

    Запрет военнослужащим на выезд из РФ, во-первых, обусловлен защитой государственной тайны, во-вторых, безопасностью самих военнослужащих. Впрочем, запрет носит лишь форму ограничения: даже те контрактные военнослужащие, которые допущены к военной или государственной тайне, могут выехать из страны, но для этого им потребуется специальное разрешение от командования. К тому же они могут посещать ограниченный перечень стран – таково требование Министерства обороны.

    Выезд за границу военнослужащих: Видео

Очень часто военнослужащим приходится неофициально подрабатывать, чтобы содержать семью, платить за квартиру (если не возможен поднаем)...

Но работать неофициально это одно, а когда есть документы и "капает" гражданский стаж, платятся налоги и отчисления в пенсионные фонды это совсем другое, поэтому многим хочется оформить свои трудовые отношения с работодателем официально - завести трудовую книжку или сделать запись в существующей (), оформить трудовой договор, получать "белую" зарплату и платить отчисления и налоги.

Попытаемся ответить на так волнующий военных вопрос - можно ли официально устроиться на работу одновременно с прохождением службы .

Главным руководящим документом в этом вопросе для военнослужащих является Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" () который гласит:

1. Военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением

Педагогической,

Научной

И иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.

При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Военнослужащие не вправе

Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего ,

А также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение.

3. Кроме того военнослужащие не вправе

Получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

Получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами.

Эти же пункты напрямую относятся и к совместительству (как известно Совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ))

Т.е. военные не вправе совмещать службу с гражданской подработкой на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном ТК РФ, в т.ч и по трудовым договорам (контрактам), а также по гражданско-правовым договорам.

Этот запрет также следует из юридическим выраженного требования ст. 37 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" о том, что военнослужащий обязан посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы. А т. к. нахождение на военной службе является непрерывным для военнослужащего, начинаясь с моментом поступления и оканчиваясь моментом увольнения с нее, запрет на работу является исключительным и распространяется и на внеслужебное время.

Таким образом у военнослужащего желающего работать на гражданке не так много выходов и очень важно при этом избежать дисциплинарной и иной ответсвенности.



Что еще почитать