Жизнеобеспечение населения. Организация первоочередного жизнеобеспечения Основные принципы жизнеобеспечения пострадавшего населения

Организация жизнеобеспечения населения


В условиях чрезвычайных ситуаций значительная часть населения нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встает задача его жизнеобеспечения.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС на всех уровнях. Целью жизнеобеспечения населения является удовлетворение физиологических, материальных и духовных потребностей населения в условиях чрезвычайной ситуации в соответствии с установленными нормами.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке (ГОСТ Р 22.3.05-96). К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов.

При решении задач по обеспечению населения водой осуществляется:
-
определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия;
- уточнение состояния и возможности использования сохранившихся и частично поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов, водоочистных сооружений и установок;
- оборудование недостающих пунктов забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару;
- организация подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подача ее по временным водопроводам населению, предприятиям общественного питания, хлебопечения, лечебным учреждениям;
- использование простейших способов добычи и очистки воды, в т.ч. и самим населением;
- введение и осуществление нормирования водопотребления и усиленного контроля качества воды;
- защита систем водоснабжения и автономных водозаборов от радиоактивного и других видов загрязнений и химического заражения;
- подготовка, в случае необходимости, на водопроводах, использующих воду поверхностных источников, систем ее очистки от радиоактивных, химических и других опасных веществ;
- организация восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.

Мероприятия по обеспечению населения продуктами питания в условиях чрезвычайных ситуаций включают:
- оценку потребной номенклатуры и количества продовольствия для обеспечения населения и спасателей;
- централизацию функций получения, учета и распределения продовольствия, в том числе и полученного в виде гуманитарной помощи;
- определение реальных возможностей по производству продовольствия, продуктов пищевой и мясо-молочной промышленности (хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли и др.);
- оценку возможностей и организацию работы предприятий общепита;
- оценку запасов продовольствия на складах госрезерва и торговых организаций;
- определение потребного количества пунктов питания, полевых кухонь и хлебопекарен, развертывание, при необходимости, их работы;
- организацию, в случае необходимости, контроля загрязненности (зараженности) продуктов питания радиоактивными, химическими и другими опасными веществами, обеззараживание продовольствия и пищевого сырья;
- осуществление приготовления и раздачи пищи пострадавшему населению и участникам ликвидации чрезвычайной ситуации, выдачу им продовольствия в соответствии с порядком и на условиях, принятых для данной чрезвычайной ситуации.

В процессе обеспечения населения продуктами питания особое внимание уделяется обеспечению детским питанием.

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает реализацию следующих мероприятий:
- определение потребного количества и номенклатуры предметов первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, посуда, средства личной гигиены, моющие средства, ткани, галантерея и др.);
- сбор, сортировка и подготовка к использованию предметов первой необходимости из поврежденных складов, а также поступивших в виде гуманитарной помощи и взаимопомощи населения;
- определение возможностей и осуществление обеспечения пострадавших за счет собственных ресурсов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, включая имеющиеся резервы;
- выявление дефицита и определение путей его покрытия за счет перераспределения продукции на пострадавшей территории;
- подготовку запросов о гуманитарной и других видах помощи;
- организацию, при необходимости, контроля загрязненности (зараженности) предметов первой необходимости, подлежащих выдаче населению, их обеззараживание;
- захоронение загрязненных (зараженных) предметов первой необходимости, непригодных по результатам радиационного (химического) или иного контроля для дальнейшего использования;
- определение мест и порядка выдачи, осуществление выдачи предметов первой необходимости пострадавшему населению в порядке и на условиях, установленных для данной чрезвычайной ситуации, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.

При решении вопросов обеспечения жильем населения, лишившегося крова в результате чрезвычайной ситуации:
- определяются потребности пострадавшего населения во временном жилье в зоне чрезвычайной ситуации, а также местах размещения эвакуированных (отселенных) и потребности в постоянном жилье для населения, чье бывшее жилье не подлежит восстановлению или обеззараживанию;
- проводится инвентаризация сохранившегося жилого фонда, оценка степени повреждений (разрушений, загрязнений или заражений) объектов производственного или социального назначения;
- направляются запросы о поставке быстровозводимых жилищ;
- развертываются временные жилища (палатки, юрты, землянки, передвижные и сборные домики и т.п.), готовятся для размещения лиц, оставшихся без крова, а также эвакуированных, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и детские лагеря, другие общественные здания и сооружения;
- организуется контроль загрязненности (зараженности) помещений, предназначенных для временного размещения пострадавших, и их обеззараживание.

Обеспечение жильем, безвозвратно потерянным при возникновении чрезвычайной ситуации, осуществляется в последующий после ликвидации чрезвычайной ситуации период за счет страховых выплат, помощи государства, путем выдачи жилищных сертификатов.

Медицинское обеспечение населения в зонах чрезвычайных ситуаций включает изложенные ранее мероприятия медицинской защиты населения, а также медицинское обслуживание людей в зоне чрезвычайной ситуации и эвакуированных. Важное место в этой деятельности занимает снабжение медицинским имуществом и медикаментами. В частности оно предусматривает:
- определение потребности в медикаментах, запасах донорской крови и других средствах;
- накопление и использование запасов лекарств, оборудования и другого медицинского имущества в необходимых объемах и номенклатуре;
- определение путей ликвидации дефицита медикаментов и медимущества за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также поставок из других регионов, подготовка и отправка соответствующих заявок.

Мероприятия по обеспечению пострадавшего населения коммунально-бытовыми услугами включают:
- уточнение сохранившихся объемов топливных ресурсов, стационарных тепло-, энергоисточников, потребного количества топлива и энергии;
- использование, при возможности, в качестве источников энергии локомотивов, речных и морских судов, военных кораблей;
- установление необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных, дизель-электростанций, аккумуляторов и т.д.), снабжение ими населения;
- определение необходимых объемов и осуществление первоочередного восстановления (ремонта) водопроводных, канализационных, тепловых, газовых, электро- и теплосетей;
- обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами, организацию банно-прачечного обслуживания, использование для этого передвижных средств;
- проведение, при необходимости, обеззараживания коммунальных и бытовых сточных вод, организацию банно-прачечного обслуживания за пределами зон радиоактивного (химического) загрязнения (заражения);
- выделение необходимых сил и средств для погребения погибших и необходимого количества мест погребения;
- организацию сбора и удаления бытовых отходов на жилой территории зоны чрезвычайной ситуации.

Транспортное обеспечение населения заключается в транспортном обслуживании выполнения мероприятий жизнеобеспечения населения (например, по доставке ресурсов жизнеобеспечения), а также в транспортном обслуживании лечебно-эвакуационных мероприятий и эвакуации населения.

Информационное обеспечение представляет собой комплекс мер по своевременному информированию населения по всем вопросам, связанным с чрезвычайными ситуациями. При этом в составе доводимой до населения информации заметное место отводится вопросам первоочередного жизнеобеспечения. Так, в обязательном порядке сообщается о размещении пунктов раздачи воды и пищи, медицинской помощи, организации коммунально-бытового обслуживания и т.д.

Для удовлетворения жизненно важных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации по видам первоочередного жизнеобеспечения устанавливаются обоснованные нормативы, определяющие минимальный, но достаточный для выживания человека, перечень материальных средств и услуг. Например, по продуктам питания за основу расчета берется минимальная средняя физиологическая потребность человека в энергии, называемая величиной основного обмена, равная 1550 ккал в состоянии покоя. С учетом же пребывания в зоне чрезвычайной ситуации эта норма увеличивается до 2500 ккал. Для населения районов Севера энергетическая потребность пострадавшего населения увеличивается на 10-15%. По другим видам обеспечения нормы устанавливаются, исходя из реальных возможностей и минимальных потребностей людей.

Оценка потребностей населения по всем видам жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг отдельно по каждому виду проводится специалистами служб жизнеобеспечения. Они также проводят расчеты по количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печей или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водопроводов, авторефрижераторов и т.п.), суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне чрезвычайной ситуации и в последующие дни.
Суточные потребности пострадавшего населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его суточной численности и нормам обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации с определением их общей потребности на прогнозируемый период ликвидации чрезвычайной ситуации.

Суточные потребности в воде в зоне чрезвычайной ситуации оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для их различных нужд с учетом дополнительных потребностей в воде для организации медицинского и других видов обеспечения.

При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после бедствия до организации в зоне чрезвычайной ситуации приготовления горячей пищи население будет меть возможность использовать только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. При этом надо обязательно учитывать необходимость поставки в зону чрезвычайной ситуации для грудных детей и детей до 3-х лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных до их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации - специального питания. При определении объемов поставки (производства) необходимых пострадавшему населению продуктов следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза - питания консервированными продуктами или продуктами из наборов сухих пайков.

Доставка хлеба в этот период вероятнее всего может быть организована из соседних населенных пунктов.
Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, наводнениях, ураганах особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении АХОВ. Их объемы определяются по реальным запросам нуждающегося в помощи населения. Определяются также потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, приборах освещения).

Потребности во временном жилье (палатках, юртах, сборных домиках) оцениваются по численности населения, оставшегося без крова в зоне чрезвычайной ситуации, при условии дефицита жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания.

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных средствах определяются по нормам, установленным Минздравом России для чрезвычайных ситуаций. Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми средствами для контроля качества воды, продуктов питания, имуществом для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

При организации жизнеобеспечения учитываются также потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Прибывающие в зону чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные формирования, в том числе и войска, должны иметь автономное жизнеобеспечение хотя бы на несколько (до трех) суток.

Возможности субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения и потребностей личного состава аварийно-спасательных формирований в случае возникновения на его территории чрезвычайной ситуации оцениваются:
- по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации;
- по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях субъекта Российской Федерации, при этом особое внимание обращается на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки;
- по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в чрезвычайной ситуации;
- по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения;
- по численности пострадавшего в чрезвычайной ситуации населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта Российской Федерации при его эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации;
- по наличию и возможностям стационарных лечебных учреждений в населенных пунктах субъекта Российской Федерации по приему пораженных из зоны чрезвычайной ситуации;
- по наличию специалистов и средств контроля за качеством воды и пищи, наличию средств проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.

Оценка возможностей субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения проводится руководителями служб каждого вида жизнеобеспечения населения и их специалистами.

При заблаговременной оценке возможностей субъекта Российской Федерации следует исключать запасы различных материальных средств и объемы их производства, а также силы и технические средства в населенных пунктах, которые могут попасть в зону чрезвычайной ситуации. Возможность использования этих ресурсов уточняется данными разведки непосредственно при возникновении чрезвычайной ситуации.

Оценка степени (уровня) подготовленности субъекта Российской Федерации к первоочередному жизнеобеспечению населения осуществляется по показателям подготовленности по каждому необходимому для пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, транспорта.

Если субъект Российской Федерации или муниципальное образование, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, не в состоянии за счет собственных ресурсов организовать жизнеобеспечение, то главы соответствующих администраций должны обращаться за помощью в вышестоящие уровни РСЧС или в другие ее территориальные или функциональные подсистемы. При этом ресурсы для жизнеобеспечения могут поступать в зону бедствия не только в виде чрезвычайных поставок, но и в виде гуманитарной помощи.
Успешное решение задач по жизнеобеспечению населения требует, четкой организации работ и наличия необходимых запасов материальных средств.

Организация жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления РСЧС субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственное жизнеобеспечение населения осуществляется силами и средствами служб (систем) жизнеобеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация. В эти службы (системы) входят представители организаций (независимо от их организационно-правовых форм), осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории. Основу их составляют подразделения и организации коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, энергетики, транспорта и др., в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения. В осуществлении мероприятий жизнеобеспечения могут принимать участие федеральные органы исполнительной власти, их силы и ресурсы.

В настоящее время планируется создание и применение специальных мобильных формирований первоочередного жизнеобеспечения, оснащаемых мобильными комплексами жизнеобеспечения, разработанными МЧС России. Мобильный комплекс жизнеобеспечения построен по модульному принципу. В его состав входят модули связи и управления, энергетический, инженерный и ремонтно-эксплуатационный, жилой, коммунально-бытовой, медицинский, питания, водоснабжения и предметов первой необходимости. Комплекс имеет высокие технические характеристики, позволяющие использовать его практически в условиях ликвидации любой чрезвычайной ситуации мирного и военного времени. При численности обслуживающего персонала около 100 человек обеспечивается обслуживание 1000 человек пострадавших с длительностью автономного функционирования 3 суток, а при периодическом пополнении запасов - до 30 суток. Комплекс может транспортироваться любым видом транспорта и постоянно содержаться в четырехчасовой готовности к выдвижению. Температурные условия эксплуатации практически не ограничены (от минус 400С до плюс 400С), средний ресурс составляет около 5000 часов в течение 15 лет эксплуатации.
Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения проводится заблаговременно с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.

При функционировании на территории нескольких потенциально опасных объектов или вероятности возникновения на ней стихийных бедствий планы организации жизнеобеспечения населения разрабатываются с учетом всех возможных чрезвычайных ситуаций. Планируя мероприятия по жизнеобеспечению населения, учитывают специфику их организации при различных источниках чрезвычайных ситуаций, влияние фактора времени на потери населения. Заблаговременно разрабатывается механизм управления силами и средствами, обеспечивающий их взаимодействие и оперативность при решении этих задач.

При практической реализации планируемых мероприятий по жизнеобеспечению населения исходят из необходимости минимизации затрат времени, сил, технических, материальных и финансовых средств на их осуществление. На практике чаще всего удается решить проблемы жизнеобеспечения за счет местных ресурсов.

Однако, для решения проблемы выживания в условиях чрезвычайной ситуации особо крупных масштабов (срыв поставок материальных ресурсов в районы Крайнего Севера, землетрясение или наводнение на обширной территории и т.п.) необходимо проведение целого комплекса заблаговременных мероприятий по подготовке экономики страны, в том числе и системы жизнеобеспечения населения, к ее устойчивому функционированию, что безусловно требует огромных материальных затрат.

Выше отмечалось, что система жизнеобеспечения населения организуется по территориальному принципу, что предполагает подготовку территории к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Она предусматривает решение комплекса вопросов и складывается из:
- подготовки исходных данных для организации первоочередного жизнеобеспечения населения;
- оценки возможностей территории по первоочередному жизнеобеспечению населения;
- оценки подготовленности территории к решению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения;
- выбора и планирования мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Исходными данными для планирования и организации жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации являются:
- прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиационно или химически опасных объектах;
- прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;
- потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
- продолжительность периода жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях.

На основе заблаговременно разработанных планов жизнеобеспечения и принятых решений на его ведение при переходе соответствующей подсистемы РСЧС в режим повышенной готовности или в режим чрезвычайной ситуации осуществляется оперативное планирование жизнеобеспечения в составе оперативных планов ликвидации чрезвычайной ситуации и каждой службой жизнеобеспечения самостоятельно в виде планов действий этих служб. Планы действий по каждому виду жизнеобеспечения обычно дополняются графиками ежесуточных поставок его ресурсов. Особое внимание при этом уделяется действиям в первые несколько суток после возникновения чрезвычайной ситуации.

Оперативный план жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации, подготовленный как раздел Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или самостоятельно, в общем случае обычно содержит:
- перечень задач по каждому виду жизнеобеспечения;
- источники поставки ресурсов жизнеобеспечения и технических средств жизнеобеспечения;
- мероприятия по доведению до населения ресурсов жизнеобеспечения и его обслуживанию;
- сроки (периодичность) исполнения мероприятий, перечень ответственных и исполнителей.

Планы служб обеспечения содержат детальный предполагаемый порядок осуществления процесса соответствующего вида жизнеобеспечения.

В ходе осуществления жизнеобеспечения органы управления РСЧС (КЧС, ее рабочий орган, орган управления ГОЧС) согласовывают и координируют действия служб обеспечения, организовывают их взаимодействие, определяют потребности в ресурсах жизнеобеспечения, принимают решение по использованию этих ресурсов, контролируют полноту и своевременность мероприятий жизнеобеспечения.

Первоочередное жизнеобеспечение населения, представляет собой совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами ГО мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья населения, пострадавшего при военных конфликтах, а также при ЧС, по нормам и нормативам, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

К населению, пострадавшему при военных конфликтах, а также при ЧС (далее – пострадавшее население), относится население, подвергшееся воздействию либо непосредственно при ведении боевых действий, либо вследствие этих действий от вторичных факторов поражения, а также население, эвакуируемое в безопасные районы.

К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся: медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортом и информационное обеспечение.

Организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Подготовка территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения проводится заблаговременно, исходя из экономических возможностей, природных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения, которая может возникнуть при военных конфликтах, а также при ЧС.

В соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804) основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением пострадавшего населения, являются:

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;

создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

определение численности населения, оставшегося без жилья;

инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;

предоставление населению информационно-психологической поддержки.

Федеральные органы исполнительной власти и организации участвуют в первоочередном обеспечении пострадавшего населения в части касающейся.

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, отнесенных к группам по ГО, осуществляется на основании соответствующих планов по организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения в муниципальных образованиях, на территорию которых осуществляется эвакуация населения, осуществляется на основании планов по приему, размещению и первоочередному жизнеобеспечению эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в безопасных районах, оформляемых в виде приложений к планам ГО и защиты населения.

На основании указанных планов соответствующие руководители ГО готовят решения, в котором определяются: перечень муниципальных образований, которые должны организовать мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, на территории соответствующих муниципальных образований; общий порядок создания сил ГО для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения; общий порядок создания необходимых запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Мероприятия по проведению первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения разрабатываются по каждому виду обеспечения и планируются с учетом прогнозируемых масштабов воздействия современных средств поражения на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также прогнозируемой численности пострадавшего населения.

Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае возникновения на территории очагов поражения являются:

параметры оценки обстановки, которая может сложиться на территории в результате нанесения ракетно-бомбовых ударов, разрушения потенциально опасных объектов, которые сопровождаются пожарами, взрывами, наводнениями за счет прорыва гидротехнических сооружений, залповыми выбросами радиоактивных или химически опасных веществ;

прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате воздействия этих поражающих факторов (его половозрастной состав, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях населенных пунктов);

прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных и безвозвратных потерь населения:

потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения;

продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения при различных источниках возникновения очагов поражения.

Медицинское обеспечение пострадавшего населения предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение санитарных и безвозвратных потерь среди населения;

своевременное оказание медицинской помощи и лечение пострадавших;

проведение противоэпидемических мероприятий по недопущению воздействия и распространения инфекционных заболеваний;

проведение санитарно-эпидемиологического наблюдения и лабораторного контроля зараженности продовольствия и воды;

осуществление санитарно-гигиенического контроля внешней среды, водоисточников и питания;

проведение комплекса медицинских предупредительных мероприятий по ослаблению воздействия на население поражающих факторов от заражения (загрязнения) территории, участков с большим количеством трупов и массовой гибели животных;

проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

дополнительное развертывание лечебной базы с учетом возможностей использования административных и других зданий под лечебные учреждения;

организация снабжения больниц, госпиталей и других медицинских учреждений для обеспечения их деятельности.

Обеспечение пострадавшего населения жильем предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение численности населения, лишившегося жилья (потерявшего жилую площадь);

проведение инвентаризации сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда с целью определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

размещение населения, оставшегося без жилья, в зданиях и сооружениях, находящихся на балансе субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, пригодных для проживания;

развертывание при необходимости пунктов временного размещения (передвижных и сборных домов, палаток и др.), в том числе с учетом их доставки из непострадавших муниципальных образований.

Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение состояния сохранившихся мощностей по производству продуктов питания;

оценка имеющихся запасов продовольствия;

поставка (завоз) недостающего продовольствия из непострадавших муниципальных образований;

создание временных баз и складов для хранения продуктов и развертывание временных пунктов питания с использованием подвижных хлебопекарен, кухонь, водоочистных и других мобильных технических средств;

определение порядка обеспечения пострадавшего населения продуктами питания (по спискам, талонам или иным формам организации снабжения);

закрепление пострадавшего населения за организациями общественного питания;

подготовка сети общественного питания к функционированию в условиях заражения (загрязнения) окружающей среды, организация контроля качества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения);

принятие мер по утилизации некачественных и загрязненных (зараженных) продуктов питания и пищевого сырья.

Обеспечение пострадавшего населения водой предусматривает проведение следующих мероприятий:

проведение оценки состояния магистральных водопроводов и возможности их восстановления;

определение наличия и состояния артезианских скважин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров и законсервированных скважин;

определение дополнительных мест забора воды для обеспечения деятельности пунктов питания, медпунктов, пунктов обогрева и технических нужд;

определение возможностей внешнего водоснабжения и обеспечение доставки воды емкостями на передвижных средствах;

определение потребности в опреснителях, очистных установках, препаратах для обеззараживания воды.

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение потребного количества и перечня предметов первой необходимости;

установление возможности обеспечения пострадавшего населения за счет собственных резервов;

организация сбора, сортировки и подготовки к использованию предметов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов;

определение порядка и мест выдачи предметов первой необходимости, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения;

определение объема дефицита и путей его покрытия за счет перераспределения собственных возможностей с использованием возможностей других муниципальных образований;

определение объема, средств и путей доставки недостающих предметов первой необходимости, отправкой соответствующих запросов.

Коммунально-бытовое обеспечение пострадавшего населения предусматривает проведение следующих мероприятий:

обеспечение бесперебойной работы систем жизнеобеспечения (энерго-, тепло-, водоснабжения, водозаборов, водоочистных сооружений и др.);

обеспечение необходимыми топливно-энергетическими ресурсами (теплом, горячей водой, газом, электроэнергией), и объектами социальной инфраструктуры (банями, душевыми, прачечными, туалетами и др.);

создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов и консервантов;

подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

создание и использование при необходимости запасов быстро развертываемых резервуаров и сборно-разборных трубопроводов;

организация доставки воды для покрытия дефицита в ней и распределение ее среди населения.

Транспортное обеспечение пострадавшего населения предусматривает проведение следующих мероприятий:

организация доставки ресурсов жизнеобеспечения;

транспортное обслуживание лечебно-эвакуационных мероприятий;

перевозка пострадавшего населения в безопасные районы;

участие в санитарной обработке территорий и перевозке трупов людей и животных к местам захоронения.

Предоставление информационно-психологической поддержки пострадавшему населению предусматривает проведение следующих мероприятий:

информирование населения о сложившейся обстановке и порядке действий;

определение морального и психологического состояния пострадавшего населения и оказание ему необходимых услуг;

развертывание информационных пунктов в местах выдачи населению продуктов питания, горячей пищи или оказания других первоочередных услуг;

создание информационно-справочных служб для информирования людей о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуируемых.

Для непосредственного выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, создаются и поддерживаются в состоянии готовности соответствующие силы ГО, которые относятся к нештатным формированиям по обеспечению выполнения мероприятий по ГО.

Формирования оснащаются специальной техникой и имуществом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах.

Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам ГО организаций и планам ГО и защиты населения соответствующей территории.

Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в сфере их ведения:

ведут реестры организаций, создающих формирования;

организуют подготовку формирований.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет формирований;

организуют подготовку формирований;

осуществляют общее руководство деятельностью формирований.

Организации, создающие формирования:

разрабатывают штаты и табели оснащения специальной техникой и имуществом формирований;

укомплектовывают формирования личным составом, оснащают их специальной техникой и имуществом;

осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований;

поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности к выполнению задач в соответствии с планами ГО организаций и планами ГО и защиты населения соответствующей территории.

При отсутствии в федеральном органе исполнительной власти подразделений или подведомственных организаций, на базе которых могут создаваться нештатные формирования для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей, руководитель федерального органа исполнительной власти заключает соглашения с соответствующими организациями по предоставлению необходимых услуг. Аналогичный порядок распространяется на организации, отнесенные к категориям по ГО.

Организации, не отнесенные к категориям по ГО, собственных планов не разрабатывают и запасы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств не создают. Первоочередное жизнеобеспечение работников данных организаций предусматривается планами ГО и защиты населения соответствующих муниципальных образований. Работники данных организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО, участвуют в планировании мероприятий по ГО муниципальных образований, в части касающейся.

Медицинские формирования, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе медицинских, лечебно-профилактических, оздоровительных учреждений, предприятий и учреждений, осуществляющих хранение и обеспечение лекарственными средствами и медицинским имуществом населения и других медицинских учреждений.

Формирования обеспечения питанием и предметами первой необходимости, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе организаций, производящих, осуществляющих хранение и обеспечение населения продуктами питания, пищевым сырьем, вещевым имуществом и предметами первой необходимости.

Коммунально-бытовые формирования, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе организаций, ведающих вопросами коммунально-энергетического и бытового обеспечения населения, осуществляющих строительство и ремонт коммунально-энергетических сетей, имеющих продукцию и материально-технические средства для ремонта и обслуживания коммунально-энергетических сетей, а также организаций, оказывающих населению ритуальные услуги.

Транспортные формирования, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе автотранспортных, авторемонтных, дорожно-строительных организаций, организаций общественного транспорта, обеспечения ГСМ и других организаций.

Формирования информационно-психологической поддержки, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе организаций средств массовой информации и организаций, оказывающих психологическую помощь населению.

Структура, состав, порядок применения соответствующих формирований определяются положениями о них, утверждаемых создающими их руководителями ГО и согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление ГО, в случае их участия в выполнении задач планов ГО и защиты населения соответствующих территорий.

В целях обеспечения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации, создаются необходимые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Запасы, используемые для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, включают:

продовольственные средства – крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты;

медицинские средства – лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения;

запасы иных средств – вещевое имущество, средства радиационной, химической и биологической защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные и финансовые ресурсы, накопленные для ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Удовлетворение первоочередных потребностей пострадавшего населения в жизненно важных видах материальных средств и услуг должно предусматривать нормированное обеспечение его водой, продуктами питания, жильем, предметами первой необходимости, а также предоставление ему услуг по информационному, медицинскому и санитарно-эпидемиологическому, транспортному и коммунально-бытовому обеспечению.

Объемы мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению определяются соответствующими органами управления ГО с учетом установленных норм и нормативов.

Суточные потребности в воде оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для их различных нужд, с учетом дополнительных потребностей в воде, необходимой для организации медицинского и других видов обеспечения.

При определении объемов поставки (производства) пострадавшему населению продуктов питания следует исходить из необходимости организации его двухразового горячего питания в сутки и одного раза – питания консервированными продуктами или продуктами из наборов сухих пайков. При этом следует учитывать, что в первые 2 суток до организации приготовления горячей пищи пострадавшее население будет иметь возможность использовать только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. Для грудных детей и детей до 3-х лет обязательно учитывается необходимость поставки готового детского питания, а для отдельных категорий больных – специального питания.

Потребности в одежде и предметах первой необходимости определяются по запросам нуждающегося в помощи населения.

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных средствах определяются по нормам, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

После завершения расчетов по суточным объемам необходимых материальных средств и услуг для каждого вида первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения органами управления ГО оцениваются суммарные потребности пострадавшего населения в различных материальных средствах и услугах за весь период жизнеобеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав служб гражданской обороны для оказания первоочередного жизнеобеспечения пострадавшему населению.

Обеспечение жильем пострадавшего населения должно предусматривать развертывание и сооружение при необходимости временных жилищ, а также использование сохранившегося жилого фонда для размещения пострадавшего населения.

Размещение пострадавшего населения не допускается:

в районах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин водохранилищ;

в зонах затопления водой в результате паводков, атмосферных осадков и таяния снега;

в опасных зонах отвалов пород угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик; в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

на участках, загрязненных химическими и радиоактивными веществами;

на участках, расположенных в зонах возможного воздействия селевых потоков, снежных лавин и оползней;

под высоковольтными линиями электропередач, вблизи газо-, нефте- и топливопроводов;

на болотистых и каменистых грунтах.

Возможности субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения в случае возникновения вооруженных конфликтов, и потребностей личного состава спасательных служб аварийно-спасательных формирований, участвующих в первоочередном жизнеобеспечении населения оцениваются:

по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации;

по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях каждого населенного пункта этого субъекта, при этом особое внимание должно быть обращено на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки, для снабжения населения в первые трое суток после возникновения очагов поражения;

по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в очагах поражения;

по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения;

по численности пострадавшего населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта Российской Федерации при его эвакуации из очагов поражения;

по наличию и возможностям стационарных лечебных учреждений в населенных пунктах субъекта Российской Федерации для приема пораженных из очагов поражения;

по транспортному обеспечению всех видов работ в очагах поражения (доставка в очаги поражения воды, продуктов питания, личного состава бригад, служб и формирований, топлива и ГСМ, палаток, юрт сборных и контейнерных домиков, технических средств жизнеобеспечения, эвакуации пострадавшего населения и т.п.);

по возможностям организации всех видов разведки в зоне ЧС, включая возможности по оценке радиационной, химической и биологической обстановки;

по наличию специалистов и средств для контроля за качеством воды и пищи и проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очагах поражения или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.

Социальная роль деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера особенно наглядно проявляется в процессе жизнеобеспечения и социальной защиты пострадавшего населения.

В условиях чрезвычайных ситуаций значительная часть населения в зоне чрезвычайной ситуации нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встает задача его жизнеобеспечения.

Жизнеобеспечение населения по своему месту в комплексе мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится, в основном, к мероприятиям по ликвидации возникших последствий этих ситуаций. По своей сути жизнеобеспечение, как элемент социальной защиты, обеспечивает защищенность людей от нехватки воды и продовольствия, неблагоприятных условий обитания и болезней.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС всех уровней. Целью жизнеобеспечения населения является создание и поддержание условий по удовлетворению физиологических, материальных и духовных потребностей населения для обеспечения его жизнедеятельности.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке (ГОСТ Р 22.3.05-96). К видам жизнеобеспечения относятся обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов. В общем случае можно говорить о типовых мероприятиях различных видов жизнеобеспечения, характерных для большинства чрезвычайных ситуаций.

При решении задач по обеспечению населения водой осуществляется:

  • - определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия;
  • - уточнение состояния и возможности использования сохранившихся и частично поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов, водоочистных сооружений и установок;
  • - оборудование недостающих пунктов забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару;
  • - организация подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подача ее по временным водопроводам населению, предприятиям общественного питания и хлебопечения, лечебным учреждениям;
  • - использование простейших способов добычи и очистки воды, в том числе и самим населением;
  • - введение и осуществление нормирования водопотребления и усиленного контроля качества воды;
  • - защита систем водоснабжения и автономных водозаборов от радиоактивного и других видов загрязнений и химического заражения;
  • - подготовка, в случае необходимости, на водопроводах, использующих воду поверхностных источников, систем ее очистки от радиоактивных, химических и других опасных веществ;
  • - организация восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.

В условиях чрезвычайных ситуаций при нарушенном водоснабжении часто приходится оборудовать и использовать в удобных местах пункты раздачи питьевой воды. Пункты раздачи с наливного транспорта для удобства населения в большинстве случаев также организуются в одних и тех же постоянных местах.

Мероприятия по обеспечению населения продуктами питания в условиях чрезвычайных ситуаций включают:

  • - оценку потребной номенклатуры и количества продовольствия для обеспечения населения и участников работ;
  • - централизацию функций получения, учета и распределения продовольствия, в том числе полученного в виде гуманитарной помощи;
  • - определение состояния мощностей и реальных возможностей по производству непосредственно в пострадавших от чрезвычайных ситуаций районах продовольствия (хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли и др.);
  • - оценку возможностей и организацию работы предприятий общепита;
  • - оценку запасов продовольствия на складах госрезерва и торговых организаций;
  • - определение потребного количества пунктов питания, полевых кухонь и хлебопекарен, развертывание при необходимости их работы;
  • - организацию контроля загрязненности (зараженности) продуктов питания радиоактивными, химическими и другими опасными веществами, обеззараживания продовольствия и пищевого сырья;
  • - осуществление приготовления и раздачи пищи пострадавшему населению и участникам ликвидации чрезвычайной ситуации, выдачу им продовольствия в соответствии с порядком и на условиях, принятых для данной чрезвычайной ситуации.

В процессе обеспечения населения продуктами питания отдельное внимание уделяется обеспечению детским питанием.

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает реализацию следующих мероприятий:

  • - определение потребного количества и номенклатуры предметов первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, посуда, средства личной гигиены, моющие средства, ткани и др.);
  • - сбор, сортировка и подготовка к использованию предметов первой необходимости из поврежденных складов, а также поступивших в виде гуманитарной помощи и взаимопомощи населения;
  • - определение возможностей и осуществление обеспечения пострадавших предметами первой необходимости за счет собственных ресурсов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, включая имеющиеся резервы;
  • - выявление дефицита и определение путей его покрытия за счет перераспределения продукции на пострадавшей территории;
  • - подготовку запросов о гуманитарной и других видах помощи;
  • - организацию, при необходимости, контроля загрязненности (зараженности) предметов первой необходимости, подлежащих выдаче населению, их обеззараживание;
  • - захоронение загрязненных (зараженных) предметов первой необходимости, не пригодных для дальнейшего использования по результатам радиационного, химического или иного контроля;
  • - определение мест выдачи и осуществление выдачи предметов первой необходимости пострадавшему населению в порядке и на условиях, установленных для данной чрезвычайной ситуации, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.

При решении вопросов обеспечения жильем населения , лишившегося крова в результате чрезвычайной ситуации:

  • - определяются потребности пострадавшего населения во временном жилье в зоне чрезвычайной ситуации, а также в местах размещения эвакуированных (отселенных) и потребности в постоянном жилье для населения, чье бывшее жилье не подлежит восстановлению или обеззараживанию;
  • - проводится инвентаризация сохранившегося жилого фонда, оценка степени повреждений (разрушений, загрязнений или заражений) объектов производственного или социального назначения;
  • - направляются запросы о поставке быстровозводимых жилищ;
  • - развертываются временные жилища (палатки, юрты, землянки, передвижные и сборные домики и т.п.), готовятся для размещения лиц, оставшихся без крова, а также эвакуированных, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и детские лагеря, другие общественные здания и сооружения;
  • - организуется контроль загрязненности (зараженности) помещений, предназначенных для временного размещения пострадавших, и их обеззараживание.

Обеспечение жильем пострадавших, безвозвратно потерявших его при возникновении чрезвычайной ситуации, осуществляется в последующий после ликвидации чрезвычайной ситуации период за счет страховых выплат, помощи государства, путем выдачи жилищных сертификатов.

Медицинское обеспечение населения в зонах чрезвычайных ситуаций включает мероприятия медицинской защиты населения, а также медицинское обслуживание людей в зоне чрезвычайной ситуации и эвакуированных. Важное место в этой деятельности занимает снабжение медицинским имуществом и медикаментами. В частности, оно предусматривает:

  • - определение потребности в медикаментах, запасах донорской крови и других средствах;
  • - накопление и использование запасов лекарств, оборудования и другого медицинского имущества в необходимых объемах и номенклатуре;
  • - определение путей ликвидации дефицита медикаментов и медимущества за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также поставок из других регионов, подготовка и отправка соответствующих заявок.

Мероприятия по обеспечению пострадавшего населения коммунально-бытовыми услугами включают:

  • - уточнение сохранившихся объемов топливных ресурсов, стационарных тепло-, энергоисточников, потребного количества топлива и энергии;
  • - использование, при возможности, в качестве источников энергии локомотивов, речных и морских судов, военных кораблей;
  • - установление необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных, дизельных электростанций, аккумуляторов и т.п.), снабжение ими населения;
  • - определение необходимых объемов и осуществление первоочередного восстановления (ремонта) водопроводных, канализационных, тепловых, газовых, электро- и теплосетей;
  • - обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами, организацию банно-прачечного обслуживания, использование для этого передвижных средств;
  • - проведение при необходимости обеззараживания коммунальных и бытовых сточных вод, организацию банно-прачечного обслуживания за пределами зон радиоактивного загрязнения и химического заражения;
  • - выделение необходимых сил и средств для погребения погибших и необходимого количества мест погребения;
  • - организацию сбора и удаления бытовых отходов на жилой территории зоны чрезвычайной ситуации.

Транспортное обеспечение населения заключается в транспортном обслуживании мероприятий жизнеобеспечения населения (например, по доставке ресурсов жизнеобеспечения), а также в транспортном обслуживании лечебно-эвакуационных мероприятий и эвакуации населения.

Информационное обеспечение представляет собой комплекс мер по своевременному информированию населения по всем вопросам, связанным с чрезвычайными ситуациями. При этом в составе доводимой до населения информации заметное место отводится вопросам всех видов обеспечения. Так, в обязательном порядке сообщается о размещении пунктов раздачи воды и пищи, медицинской помощи, организации коммунально-бытового обслуживания и т.д.

Для удовлетворения жизненно важных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации по видам жизнеобеспечения устанавливаются научно обоснованные нормативы, определяющие минимальный, но достаточный для выживания человека, перечень материальных средств и услуг. Например, по продуктам питания за основу расчета берется минимальная средняя физиологическая потребность человека в энергии, называемая величиной основного обмена, равная 1550 ккал в состоянии покоя. С учетом же условий пребывания в зоне чрезвычайной ситуации эта норма увеличивается до 2500 ккал. Для населения районов Севера энергетическая потребность пострадавшего населения увеличивается еще на 10-15%. По другим видам обеспечения нормы устанавливаются исходя из реальных возможностей и минимальных потребностей людей.

При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после бедствия в большинстве случаев представится возможность использовать для питания только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. Доставка хлеба в этот период вероятнее всего может быть организована из соседних населенных пунктов. При этом надо обязательно учитывать необходимость поставки в зону чрезвычайной ситуации для грудных детей и детей до 3 лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных до их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации - специального питания.

В последующем при определении объемов поставки (производства) необходимой пострадавшему населению пищи следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза - питания консервированными продуктами или продуктами из наборов сухих пайков.

Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, наводнениях, ураганах (особенно в холодное время), при загрязнении радиоактивными веществами и заражении АХОВ. Их объемы определяются по реальным запросам нуждающегося в помощи населения. Определяются также потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, приборах освещения).

Потребности во временном жилье (палатках, юртах, сборных домиках) оцениваются при условии дефицита жилья в населенных пунктах по численности населения, оставшегося без крова в зоне чрезвычайной ситуации. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания.

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных средствах определяются по нормам, установленным Минздравом России для чрезвычайных ситуаций. Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми средствами для контроля качества воды, продуктов питания, а также имуществом для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

При организации жизнеобеспечения учитываются также потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Обычно предусматривается, что прибывающие в зону чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные формирования, в том числе и войска, должны иметь автономное жизнеобеспечение хотя бы на несколько (до трех) суток.

Если субъект Российской Федерации или муниципальное образование, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, не в состоянии за счет собственных ресурсов организовать жизнеобеспечение, то главы соответствующих администраций должны обращаться за помощью в вышестоящие органы управления РСЧС или в другие ее территориальные или функциональные подсистемы. При этом ресурсы для жизнеобеспечения могут поступать в зону бедствия не только в виде чрезвычайных поставок, но и в виде гуманитарной помощи.

Успешное решение задач по жизнеобеспечению населения требует заблаговременной подготовки, четкой организации работ и наличия необходимых запасов материальных средств.

Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения проводится заблаговременно с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.

Планы организации жизнеобеспечения населения какой-либо территории разрабатываются с учетом всех возможных на ней чрезвычайных ситуаций. Планируя мероприятия по жизнеобеспечению населения, учитывают специфику их организации при различных источниках чрезвычайных ситуаций, влияние фактора времени на потери населения.

Организация жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления РСЧС субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственное жизнеобеспечение населения осуществляется силами и средствами служб (систем) жизнеобеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация. В эти службы (системы) входят представители организаций (независимо от их организационно-правовых форм), осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории. Основу их составляют подразделения и организации коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, энергетики, транспорта и др., в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения. В осуществлении мероприятий жизнеобеспечения могут принимать участие федеральные органы исполнительной власти, их силы и ресурсы.

В настоящее время планируется создание и применение специальных мобильных формирований первоочередного жизнеобеспечения, оснащаемых мобильными комплексами жизнеобеспечения, разработанными МЧС России. Мобильный комплекс жизнеобеспечения построен по модульному принципу и имеет высокие технические характеристики, позволяющие использовать его в условиях ликвидации практически любой чрезвычайной ситуации мирного и военного времени (схема 10.1). При численности обслуживающего персонала около 100 человек обеспечивается обслуживание 1000 человек пострадавших с длительностью автономного функционирования 3 суток, а при периодическом пополнении запасов - до 30 суток. Комплекс может транспортироваться любым видом транспорта и постоянно содержаться в четырехчасовой готовности к выдвижению. Температурные условия эксплуатации практически не ограничены (от минус 40 °С до плюс 40 °С), средний ресурс составляет около 5000 часов в течение 15 лет эксплуатации.

В качестве дополнительного источника ресурсов для жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях может выступать внутренняя и международная гуманитарная помощь.

Гуманитарная помощь представляет собой комплекс услуг и материальных ресурсов, представляемых безвозмездно в благотворительном порядке населению, терпящему бедствие.

Право получать или предлагать гуманитарную помощь - одно из важнейших гуманитарных прав, которое принадлежит всем людям. Гуманитарная помощь оказывается добровольно, без стремления к какой-либо экономической, политической или иной выгоде, руководствуясь желанием помочь людям в бедствии.

Цель гуманитарной помощи - обеспечить выживание наибольшего количества населения в зоне чрезвычайной ситуации, содействовать восстановлению экономической самостоятельности разных групп населения, возобновить функционирование местных систем жизнеобеспечения, возродить экономическую деятельность территории.

Мобильный комплекс жизнеобеспечения

Характеристики комплекса

1. Численность обслуживаемого населения

1000 человек

2. Численность обслуживающего персонала

100 человек

3. Продолжительность автономного функционирования

4. Продолжительность функционирования с периодическим пополнением запасов

До 30 суток

5. Время готовности к выдвижению в район ЧС

6. Максимальное время выдвижения в район ЧС

- ≤ 15 часов

7. Время развертывания

- ≤ 5 часов

8. Температурные условия эксплуатации

40 °С + + 40 °С

9. Средний ресурс до списания

- ≥ 5000 часов

10. Срок службы

11. Транспортабельность

Авто, ж/д и воздушный транспорт

В зависимости от численности обслуживаемого контингента конфигурация отдельных моделей комплекса может изменяться (уменьшаться или увеличиваться количество разборных домиков, палаток, отдельных видов оборудования и т.п.).

Источниками гуманитарной помощи, ее субъектами, могут быть мировое сообщество, международные гуманитарные организации, союзы государств, иностранные государства, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, частные лица. Субъекты гуманитарной помощи часто называют донорами.

Объектами помощи являются бедствующее население, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, системы (службы), организующие его жизнеобеспечение.

Следует отметить, что Россия не только нередко получает международную гуманитарную помощь, но и сама оказывает помощь бедствующему населению других государств. Причем эта деятельность занимает существенное место в международном сотрудничестве МЧС России и РСЧС в целом. При получении и оказании международной гуманитарной помощи МИД России и МЧС России взаимодействуют с различными международными организациями - Департаментом ООН по гуманитарным вопросам, с Управлением Верховного Комиссара по делам беженцев. Международным Комитетом Красного Креста, Всемирной организацией здравоохранения, Департаментом по чрезвычайному гражданскому планированию НАТО, Всемирной продовольственной программой, Детским фондом ООН и другими.

Внутренняя и международная гуманитарная помощь базируется на трех основополагающих принципах - гуманности, беспристрастности, нейтралитете.

Гуманность . Все люди имеют право на реализацию и защиту своих прав, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека. При чрезвычайных ситуациях должны гарантироваться достоинство и права всех лиц, - и тех, кто пострадал от бедствия, и тех, кто участвуете предоставлении помощи. Необходимо всемерно уменьшать и предотвращать людские страдания во имя охраны жизни и здоровья людей и уважения их достоинства. Соблюдение принципа гуманности является обязанностью каждого участника операций по оказанию гуманитарной помощи.

Беспристрастность . Гуманитарная помощь, оказываемая с целью уменьшения страдания людей, не признает никаких различий по признаку национальной принадлежности, расы, религиозных убеждений, пола, классовой принадлежности или политических взглядов. Предложение, доставка или распределение помощи не должны ставиться в зависимость от признания или исповедования каких бы то ни было религиозных или других убеждений получателями помощи. Помощь обусловлена исключительно потребностями бедствующих людей с предоставлением приоритета тем, чье положение является особенно тяжелым.

Нейтралитет . При оказании гуманитарной помощи подразделения иностранных вооруженных сил и сил гражданской обороны работники гуманитарных организаций государств, оказывающих и принимающих гуманитарную помощь, не должны участвовать ни в каких спорах политического, расового, религиозного или идеологического характера, а своими действиями, высказываниями или отношением не нарушать беспристрастность и нейтралитет оказываемой гуманитарной помощи.

Эти принципы воплощаются в жизнь на основе уважения прав человека и духа партнерства между субъектами и объектами гуманитарной помощи.

Порядок организации внутренней и международной гуманитарной помощи может существенно отличаться. Ее организационные формы значительно зависят также от характера чрезвычайной ситуации, ее масштаба, конкретных нужд населения, географических условий зоны чрезвычайной ситуации, отношений между субъектами и объектами помощи и многих других факторов. Однако существует ряд направлений работ, которые характерны для большинства случаев оказания гуманитарной помощи.

При организации и осуществлении внутренней и международной гуманитарной помощи:

  • - выявляются потребности в ресурсах гуманитарной помощи, оценивается состав возможных субъектов помощи (доноров);
  • - информируются возможные субъекты помощи (доноры) о конкретных потребностях пострадавшего населения, желательном составе ресурсов помощи, их объемах и времени подачи;
  • - оцениваются возможности субъектов помощи, принимаются решения об участии в помощи и ее формах, мобилизуются необходимые ресурсы, формируется гуманитарная помощь;
  • - согласуются вопросы доставки помощи и организуется ее доставка в зону чрезвычайной ситуации или в промежуточные пункты ее сосредоточения;
  • - организуются гуманитарные поставки и услуги пострадавшему населению, раздача ему (доведение до него) предметов помощи чаще всего путем создания пунктов раздачи;
  • - осуществляется согласованное использование ресурсов гуманитарной помощи в интересах жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации;
  • - обеспечивается беспрепятственный доступ представителей гуманитарных организаций и других доноров к пострадавшему населению, в соответствии с нормами международного гуманитарного права;
  • - осуществляется контроль за использованием ресурсов гуманитарной помощи по назначению, полноте и своевременности ее доведения до пострадавшего населения;
  • - организуется тесное взаимодействие в течение всего срока оказания гуманитарной помощи между органами управления, ведущими ликвидацию чрезвычайной ситуации, и органами исполнительной власти на пострадавшей территории с представителями субъектов гуманитарной помощи, в том числе международных гуманитарных организаций, ведется непрерывная взаимная координация их деятельности.

При крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, вооруженных, межнациональных, религиозных и других социальных конфликтах гуманитарная помощь может оказываться путем проведения гуманитарных операций, под которыми подразумевается совокупность согласованных, целенаправленных действий гуманитарных организаций или других структур, направленных на конкретные цели ликвидации того или иного гуманитарного неблагополучия, в том числе на противодействие бедствиям, ликвидацию комплекса или части гуманитарных последствий чрезвычайных ситуаций того или иного характера, обеспечение выживания пострадавших людей, оказание им различных видов помощи.

Содержание гуманитарной помощи в основном совпадает с направлениями жизнеобеспечения пострадавшего населения. Чаще всего оно включает обеспечение продуктами питания, в том числе предназначенными для детей, предметами первой необходимости, развертываемыми временными жилищами (палатками), энерго- источниками и др. Международная гуманитарная помощь может оказываться в виде действий в зоне бедствия на гуманитарной основе зарубежных аварийно-спасательных и медицинских формирований, осуществления мер по защите от насилия и запугивания при социальных конфликтах, усилий по психологической реабилитации населения.

Международная и отчасти внутренняя гуманитарная деятельность при чрезвычайных ситуациях выступает в современных условиях как новая эффективная ступень международного сотрудничества и взаимопомощи всех структур российского общества и государства. Она становится неотъемлемой частью будущего миропорядка, в основе которого лежит ценность человеческой личности вне зависимости от места и условий ее обитания.

В заключение следует констатировать, что жизнеобеспечение населения при чрезвычайных ситуациях является одной из самых важных мер обеспечения безопасности жизнедеятельности в этих условиях.

К населению, пострадавшему при ведении военных действий или вследствие этих действий (далее по тексту - пострадавшее население), относится население, подвергшееся воздействию либо непосредственно при ведении боевых действий, либо вследствие этих действий от вторичных факторов поражения. В число пострадавшего населения следует включать раненых, травмированных, перенесших или переносящих различные заболевания (включая нервно-психологического характера), а также людей, лишившихся необходимых средств для существования и жизнедеятельности.

Первоочередное обеспечение пострадавшего населения включает снабжение его жизненно важными материальными средствами, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, оказание медицинской помощи и информационно-психологической поддержки. Главной целью проведения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

Организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения осуществляется силами и средствами организаций, учреждений и предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение данных вопросов согласно планам гражданской обороны и защиты населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации.

Подготовка территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения проводится заблаговременно, исходя из экономических возможностей, природных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения, которая может возникнуть в результате развязывания военных действий и их последствий.

По каждому виду обеспечения соответствующими административными органами гражданской обороны разрабатываются планы обеспечения, которые должны содержать объемы решаемых задач, перечень сил и средств для их решения, распределение материальных ресурсов по решаемым задачам с указанием сроков их поставки и поставщиков, а также ответственных лиц за выполнение запланированных мероприятий.

Медицинское обеспечение пострадавшего населения включает:

Своевременное оказание медицинской помощи и лечение пострадавших;

Проведение противоэпидемических мероприятий по недопущению воздействия и распространения инфекционных заболеваний;

Усиленное санитарно-эпидемиологическое наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью продовольствия и воды, организацию санитарно-гигиенического контроля за внешней средой, водоисточниками, питанием и санитарно-просветительную работу среди населения; проведение комплекса медицинских предупредительных мероприятий по ослаблению воздействия на население поражающих факторов от заражения (загрязнения) территории, участков с большим количеством трупов и массовой гибели животных;

Организацию лечебно-эвакуационных мероприятий;

Уточнение потребного количества медицинского персонала с учетом его специализации;

Определение потребности в дополнительном развертывании лечебной базы с учетом возможностей использования административных и других зданий под лечебные учреждения, армейских и флотских госпиталей; организацию бесперебойного снабжения больниц, госпиталей и других медицинских учреждений водой, теплом, электроэнергией и др.

Первая помощь пораженным оказывается на месте ведения спасательных работ силами формирований медицинской службы, а также незамедлительно в порядке само- и взаимопомощи самим населением.

Первая врачебная помощь пораженным и подготовка их к эвакуации в лечебные учреждения больничной базы производится силами медицинской службы. Для эвакуации пораженных выделяются необходимые санитарно-транспортные формирования, а также приспособленные транспортные средства объектов и транспортных организаций.

Специализированная медицинская помощь и лечение пораженных осуществляется в стационарных лечебных учреждениях. Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) определяется соответствующими нормами с учетом данных о прогнозируемой структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимости от времени задержки оказания им первой медицинской помощи. Потребность в медицинском имуществе определяется по прогнозируемой численности и структуре санитарных потерь и соответствующим нормам обеспечения. Особое внимание уделяется обеспечению в полной мере потребностей медицинских сил на этапе оказания первой медицинской помощи пострадавшим, получившим физические травмы, антибиотиками, противошоковыми препаратами, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравления - средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность, обезболивающими средствами, кислородом и водой.

Для остального пострадавшего населения потребность в специализированном медицинском имуществе для амбулаторного лечения определяется соответствующими нормами с учетом психологического состояния населения в условиях военного времени.

Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми средствами и материалами для контроля качества воды, продуктов питания, средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий, вызванных военными действиями или вследствие этих действий.

Обеспечение пострадавшего населения жильем включает:

Определение численности населения, лишившегося жилья (потерявшего жилую площадь);

Проведение инвентаризации сохранившегося и оценки состояния поврежденного жилого фонда с целью определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

Исследование зданий и сооружений лечебно-оздоровительной базы, баз отдыха (санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и загородные детские оздоровительные учреждения), а также развертывание временных жилищ (передвижных и сборных домов, палаток, юрт, землянок и т.д.) для размещения людей, оставшихся без крова, в местах их эвакуации.

В случае нехватки временного жилья определяется дополнительная его потребность, порядок доставки к месту размещения пострадавших, организация приема и распределения жилья для пострадавшего населения.

В случае радиоактивного, химического или биологического заражения (загрязнения) территории сначала проводятся мероприятия по ее обеззараживанию до допустимых норм, а затем изучаются возможности и определяется порядок обеспечения пострадавшего населения жильем.

Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания предусматривает проведение следующих мероприятий:

Определение состояния сохранившихся мощностей по производству продуктов питания;

Оценка запасов продовольствия на складах резерва и текущего довольствия;

Организация учета и охраны сохранившихся запасов продовольствия;

Поставка (завоз) недостающего продовольствия из непострадавших районов и других регионов;

Создание временных баз и складов для хранения продуктов и развертывание временных пунктов питания с использованием подвижных хлебопекарен, кухонь, водоочистных и других мобильных технических средств;

Определение порядка обеспечения населения продуктами питания (по спискам, талонам или иным формам организации снабжения);

Закрепление пострадавшего населения за предприятиями (организациями) общепита;

Организация взаимодействия с органами военного управления по использованию возможностей армии и флота для обеспечения продовольствием пострадавшего населения;

Подготовка сети общественного питания к функционированию в условиях заражения (загрязнения) окружающей среды, организация контроля качества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения);

Принятие мер по утилизации некачественных и загрязненных (зараженных) продуктов питания и пищевого сырья.

При оценке потребностей в продуктах питания для пострадавшего населения необходимо учитывать, что в первые двое - трое суток после начала военных действий наиболее вероятна организация питания с использованием сухих пайков, консервов, копченых колбас и т.п., не требующих тепловой обработки.

При определении объемов продуктов питания, необходимых пострадавшему населению, следует исходить из организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными или сборными пайками.

В целях обеспечения пострадавшего населения водой коммунально-технические службы определяют:

Состояние магистральных водопроводов и возможности их восстановления;

Наличие стационарных и передвижных лабораторий анализа качества воды и готовность их к работе;

Места забора воды для обеспечения пунктов питания, медпунктов, пунктов обогрева и технических нужд;

Состояние защищенных мощностей водопроводов, артезианских скважин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров и законсервированных скважин;

Возможности внешнего водоснабжения и доставки воды емкостями на передвижных средствах;

Потребность в опреснителях, очистных установках, препаратах для обеззараживания воды.

В случае радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) территорий проводятся мероприятия по надежной защите от поражающих факторов систем водоснабжения и автономных водозаборов, перевод систем водоснабжения на особый режим работы, обеспечение оперативного контроля зараженности воды и экстренного доведения информации до населения о ее непригодности к использованию.

Из других видов коммунально-бытовых услуг (кроме обеспечения жильем и водой) пострадавшее население обеспечивается необходимыми топливно-энергетическими ресурсами (тепло, горячая вода, газ, электроэнергия), банями, душевыми, прачечными, туалетами и др.

При дефиците сохранившихся теплоэнергоносителей, объектов коммунального хозяйства используются нестандартные, простейшие средства обогрева, энергоснабжения, коммунального обслуживания (передвижные малогабаритные котельные, дизель- и бензоэлектростанции, теплоэнергоносители локомотивов, судов пассажирского, торгового и рыбного флотов, военных кораблей, аккумуляторы, печи "буржуйки", передвижные душевые, прачечные и т.д.).

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости (одеждой, обувью, одеялами, тканями, посудо-хозяйственными товарами, галантерейно-парфюмерными изделиями, прочими непродовольственными товарами) предусматривает:

Организацию сбора, сортировки и подготовки к использованию предметов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов;

Установление возможности обеспечения пострадавших за счет собственных резервов;

Определение мест и порядка выдачи, организация снабжения через подвижные пункты и отделения служб снабжения;

Определение объема, сроков и путей поставки предметов первой необходимости для погашения имеющегося дефицита, организация их получения, учета и распределения.

Оказание информационно-психологической поддержки. В целях информационного обеспечения пострадавшего населения:

Организуется оперативное информирование населения с использованием автомобилей с громкоговорящей связью, радио и других средств информации о сложившейся обстановке и порядке действий;

Проводится обход мест проживания и нахождения людей для выяснения нужд, запросов и доведения оперативной информации;

Для своевременного пресечения паники, необоснованных слухов и домыслов население постоянно информируется об обстановке, мерах безопасности, о местах обеспечения водой, питанием, предметами первой необходимости, местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунальными услугами;

Устанавливаются информационные пункты в местах выдачи населению продуктов питания, горячей пищи или оказания других первоочередных услуг;

Создаются справочно-информационные службы для информирования людей о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуируемых;

Организуются через соответствующие службы речевые сообщения для проведения психологического воздействия в целях снижения стрессового состояния у населения.



Что еще почитать