Основные конституционные обязанности виды социальная ценность. Виды конституционных обязанностей человека и гражданина рф

Конституционные обязанности (безусловные для выполнения действия) – это определяемые нормами Конституции РФ границы допустимого поведения субъектов, чрезвычайно важную составную часть их правового статуса. Обязанность гражданина – обязательное соблюдение Конституции, законов, актов органов муниципального и местного самоуправления. Согласно этому определению возникает право различных правительственных организаций, администраций местного самоуправления требовать от физических лиц выполнения закрепленных в Конституции правил.

Конституционные права и декларируемые обязанности граждан прочно связаны и составляют единое целое, при этом они являются обязательным элементом правового статуса субъекта. Комплекс сложнейших связей человека с коллективом, обществом и государством представляет определенную обобщенную категорию – правовой статус.

Закрепленные Конституцией права, обязанности личности определяют порядок взаимоотношений граждан с государством. Конституция определяет базовые права, свободы и обязанности субъекта, а в дальнейшем на их основе создается юридическая база всех прочих прав, свобод и обязанностей, находящих применение в законах.

Конституция – основной закон, в ней содержатся исходные положения, которые регулируют общественные взаимоотношения в разных сферах. Известно, что в России в полном объеме гарантируются базовые права и свободы людей, исходя из норм международного права.

Суждение - правовой статус, можно представить в виде перечня его структурных элементов:

  • основные конституционные права, обязанности;
  • правосубъектность;
  • российское гражданство;
  • юридическая ответственность гражданина;
  • базовые правовые нормы;
  • законные интересы гражданина и государства.

Основные конституционные обязанности населения России:

  • Верховенство конституционных обязанностей. Все обязанности, определенные в Конституции, являются основными, т. е базовыми, а все иные обязанности, устанавливаемые законами, не должны им противоречить. Ни граждане, ни чиновники не имеют права нарушать закрепленные в Основном законе положения. Президент страны – гарант соблюдения Конституции. Если возникает конфликтная ситуация, то конституционная норма имеет приоритет.
  • Установленные конституцией обязанности – юридическая база для всех типов обязанностей, возникающих в процессе законотворчества. При этом необходимо отличать обязанности человека без гражданства от обязанностей гражданина. Любой житель планеты на территории РФ, лицо без гражданства или иностранец пользуются естественными правами – безусловное право на жизнь, право собственности и т. д. После юридического закрепления права человека в законодательстве, оно превращается в обязанности гражданина. Например, в ст. 59 Конституции России написано, что защита Отечества – безусловная обязанность каждого гражданина.
  • Базовые конституционные обязанности сформированы в общем виде. Конкретизация и деталировка производится в отраслевых нормах.
  • Действие Конституции и определяемых нею конституционных обязанностей действует во всех регионах РФ, в отношении любого жителя Земли и всех граждан России
  • Основной Закон декларирует - все граждане равны перед законом, их конституционные обязанности одинаковы, т. е. в Основном законе закреплен принцип равноправия.
  • Важный принцип – непрерывность конституционных обязанностей для граждан. Человек ответственен перед обществом и государством. В случае несоблюдения базовых конституционных обязанностей возникает юридическая ответственность, определяемая действующим законодательством.

Разновидности конституционных обязанностей

Одна из составляющих правового статуса гражданина – декларируемые конституционные обязанности. Базовые обязанности апатрида и гражданина, которые делятся на:

  • общие конституционные обязанности;
  • частные обязанности.

Общие обязанности – строгое соблюдение федеральных законов и Конституции, безусловное уважение прав и свобод соотечественников, бережное отношение к природе своей страны, сохранение культурного, исторического наследия и памятников. Выполнение этих обязанностей обязательно для всех граждан России.

Частными обязанностями считаются только те, которые касаются определенных категорий населения – родителей, совершеннолетних детей, военнообязанных, налогоплательщиков и т. д. Например, налогоплательщики обязаны платить установленные местными и федеральными законами налоги, сборы. Конституция РФ четко определяет основные обязанности:

  • неукоснительное соблюдение Конституции, федеральных законов;
  • оборона Отечества;
  • уплата установленных законами фискальных выплат;
  • бережное отношение к окружающему миру;
  • уважение к правам и свободам других граждан;
  • стремление сохранить памятники истории и культуры;
  • патриотическое воспитание и качественное образование детей;
  • помощь престарелым родителям.

Статья 15 Конституции устанавливает за гражданами, должностными лицами, администрациями муниципального самоуправления, правительственными организациями, обязанность – соблюдение Конституции и государственных законов.

Защита Отечества от внешней агрессии – основная обязанность и священный долг граждан России. Эта обязанность направлена на обеспечение безопасности государства, защиту населения, материальных и моральных ценностей российского общества. Федеральный закон о военной службе создан на основе на ст. 59 ч.2 Основного Закона. Всеобщая воинская обязанность включает в себя следующие элементы:

  • воинский учет;
  • систему обязательной подготовки к службе;
  • компанию призыва на военную службу;
  • период прохождения службы;
  • увольнение в запас;
  • периодический призыв для граждан находящихся в запасе на переподготовку.

Уплата налогов, сборов в бюджет страны и местные бюджеты регионов. Статья 57 Конституции декларирует – каждый гражданин России обязан платить налоги и местные и муниципальные сборы. Важно, что законы, ухудшающие положение плательщиков налогов, а также вводящие новые налоги, не имеют обратной силы.

Сохранение заповедников, природы, лесов, рек и окружающей среды обитания. Статья 58 Конституции определяет, что в обязанности каждого гражданина, правительственных организаций и местного самоуправления, входит сохранение окружающей природной среды. За нарушения этой статьи, в зависимости от возникших последствий, предусмотрена дисциплинарная или административная ответственность, а в особо тяжелых случаях – уголовная ответственность.

Уважение прав и свобод сограждан. В Основном Законе зафиксировано, что при реализации своих законных прав и свобод запрещено нарушать права и свободы кого-то бы ни было. Реализуя свои права, люди постоянно взаимодействуют, и порой между ними возникают конфликты и противоречия. Важнейшей задачей считается достижение определенных компромиссов для согласования взаимных интересов. Считается недопустимым проявление эгоизма, анархии и своеволия при реализации своих прав за счет других лиц.

Забота об исторических, культурных памятниках. Конституция вменила в обязанность граждан России заботиться и сохранять культурное и историческое наследие (ст. 44). Уникальной ценностью всего российского народа и неотъемлемой частью всемирной культуры являются объекты культурного наследия Отечества. Установленная Конституцией обязанность по защите и сохранению памятников истории и культуры касается всех субъектов правоотношений, кроме того, она распространяется также на артефакты, прибывшие из-за рубежа.

Забота о детях и престарелых родителях (ч. 4 ст. 434). Воспитание детей и забота о них – исключительное право и обязанность родителей. Согласно Основному закону родители или опекуны, попечители обязаны предоставить своим детям возможность получить общее образование.

С момента совершеннолетия или при вступлении в брак ребенка, не достигшего совершеннолетия, ответственность родителей прекращается. Более подробно обязанности и права родителей описаны в «Семейном кодексе», а обязанности относительно образования детей закреплены законом «Об образовании».

Основной Закон РФ устанавливает для детей, трудоспособных и достигших 18 лет, конституционную обязанность проявлять заботу о своих нетрудоспособных родителях. Несомненно, что подобные отношения зависят от воспитания, чувства долга взрослых детей их нравственных и человеческих качеств привитых родителями. Если же в судебном порядке будет вынесено постановление об уклонении от своих прямых обязанностей родителями, при лишении родительских прав и других подобных обстоятельствах, то на основании судебных решений дети освобождаются от необходимости содержать, помогать и поддерживать своих престарелых «родителей».

Конституционные обязанности представляют собой равноценную составную часть правового статуса личности и представляют собой обязательное поведение человека и гражданина, закрепленное нормами Конституции РФ. Государственные органы, органы местного самоуправления и другие физические лица имеют право требовать выполнение этих предусмотренных Конституцией правил.

Между правами и обязанностями граждан существует тесная связь, которая находит подтверждение в Конституции РФ.

Замечание 1

Особенности конституционных прав, свобод и обязанностей состоят в том, что они опосредуют наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальная жизнедеятельность человека и государства не представляется возможной. Конституционные права, свободы и обязанности составляют юридическую базу для всех других прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве, потому что в них содержатся исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений.

Конституционные обязанности являются элементом правового статуса личности. Правовой статус представляет собой сложную собирательную категорию, которая отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.

Элементами структуры этого понятия представлены:

  • правовыми нормами, устанавливающими данный статус;
  • правосубъектностью;
  • основными правами и обязанностями;
  • законными интересами;
  • гражданством;
  • юридической ответственностью.

Рассмотрим основные признаки конституционных обязанностей граждан РФ :

  1. Верховенство конституционных обязанностей. Конституционные обязанности являются основными, и все другие обязанности должны им соответствовать. Должностные лица и государственные органы не вправе принимать решение или правовой акт, противоречащие конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.
  2. Конституционные обязанности выступают в роли юридической базы для всех обязанностей , установленных законодательством.
  3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Детализируются и конкретизируются они в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.
  4. Конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства , иностранцев и лиц без гражданства.
  5. Круг конституционных обязанностей одинаков для каждого гражданина Российской Федерации , что говорит о равноправии и принципе правового положения граждан.
  6. Конституционные обязанности имеют непрерывный, постоянно действующий характер. Они неисчерпаемы, поскольку лицо может реализовывать свои обязанности до тех пор, пока оно является гражданином Российской Федерации.

Конституционные обязанности несут в себе ответственность личности перед обществом, человека перед государством. За несоблюдение конституционных обязанностей предусмотрена юридическая ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Виды конституционных обязанностей

Как уже отмечалось ранее, конституционные обязанности – это составная часть правового статуса личности. Рассмотрим основные конституционные обязанности граждан (рис. 1).

Конституционные обязанности граждан РФ делятся на две группы :

  • общие;
  • частные.

К общим относятся обязанности, которые распространяются на любого человека: соблюдение Конституции РФ и федеральных законов; уважение прав и свобод других; охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам; забота о сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы. Эти обязанности являются обязательными для всех категорий граждан.

Группу частных обязанностей составляют только обязанности, касающиеся определенных категорий населения: родительские обязанности; обязанности трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях; обязанность работающих платить законно установленные налоги и сборы; воинская обязанность. Эти обязанности должны выполнять соответственно родители, трудоспособные совершеннолетние дети, налогоплательщики, военнообязанные и другие конкретные категории людей.

В соответствии с Конституцией РФ к основным обязанностям относятся:

  • соблюдение Конституции и федеральных законов;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам;
  • забота о сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы;
  • уплата установленных налогов и сборов;
  • воспитание и обеспечение образование детей;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • защита Отечества.

    Обязанность соблюдения Конституции РФ и законов. Ст. $15$ Конституции РФ закрепляет за органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы. Эта обязанность распространяется на всех субъектов правоотношений. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда подразумевает обязанность человека и гражданина своей деятельностью оказывать содействие практической реализации конституционных принципов и положений законодательства.

    За несоблюдение положений Конституции РФ и законов предусмотрена юридическая ответственность.

    Уважение прав и свобод других лиц. Конституция РФ устанавливает, что осуществляя свои права и свободы граждане не должны нарушать права и свободы других лиц.

    В процессе реализации своих прав и свобод люди взаимодействуют друг с другом, вступая время от времени в противоречия с интересами, правами и поступками других людей. И здесь самой главной задачей является согласование этих интересов и достижение компромиссов. Недопустимо осуществлять свои права и обязанности за счет других граждан, проявляя эгоизм, своеволие и анархию.

    Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Забота о детях и их воспитание является правом и обязанностью родителей, а в соответствии с ч. $4$ ст. $434 Конституции РФ родители или заменяющие их лица обязаны обеспечить детям возможность получить основное общее образование.434 Конституции РФ родители или заменяющие их лица обязаны обеспечить детям возможность получить основное общее образование.

    По достижении детьми $18$ летнего возраста, а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак реализация родительских прав прекращается. Права и обязанности родителей по образованию и воспитанию детей подробно изложены в Семейном кодексе РФ. Вместе с Конституцией РФ, обязанности родителей по образованию детей регулируются Федеральным законом «Об образовании».

    Конституция РФ также закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших $18$ лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти отношения глубоко личностные и зависят от чувства долга повзрослевших детей, их воспитания, нравственных и человеческих качеств. Если суд установит, что родители уклонялись от выполнения своих родительских обязанностей либо были лишены родительских прав, трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих нетрудоспособных родителей.

    Забота о памятниках истории и культуры. В Конституции РФ (ч. $3$ ст. $44$) закреплена обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Объекты культурного наследия являются уникальной ценностью для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Обязанность беречь памятники культуры и истории распространяется на всех субъектов правоотношений, а также на объекты, прибывшие на территорию нашей страны из-за границы.

    Уплата налогов и сборов. В соответствии со ст. $57$ Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, которые устанавливают новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

    Налогоплательщиками являются физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные лица и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Условия налогообложения регламентируются Налоговым кодексом РФ.

    Сохранение природы и окружающей среды. В Конституции РФ (ст. $58$) сказано, что каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Охранять окружающую природную среду обязаны не только граждане, но и органы государственной власти и местного самоуправления, общественные и иные некоммерческие объединения, юридические и физические лица. За нарушение законодательства в области охраны окружающей природной среды предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

    Защита Отечества. Основной обязанностью и долгом гражданина Российской Федерации является защита Отечества. Это правовое и нравственное требование к каждому гражданину, его моральный долг и правовая обязанность. Защита Отечества направлена на обеспечение обороны страны, безопасности государства, а также защиту населения и материальных и духовных ценностей общества.

В соответствии с ч.$2$ ст. $59$ Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Воинская обязанность граждан состоит из:

  1. воинского учета;
  2. обязательной подготовки к военной службе;
  3. призыва на военную службу;
  4. прохождения военной службы по призыву;
  5. пребывания в запасе;
  6. призыва на военные сборы и прохождения военных сборов в период пребывания в запасе.

Рисунок 1. Основные конституционные обязанности человека и гражданина

Конституционная обязанность - это закрепленная Конституциейв интересах общества необходимость, предписывающая каждому индивиду определенный вид и меру своего поведения.

Здесь важно выделить два конституционных принципа:

а) равенство обязанностей (ч. 2 ст. 6Конституции РФ);

б) уважение прав и свобод других лиц. Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.

КонституцияРФ закрепляет следующие конституционные обязанности человека и гражданина:

1. Соблюдение Конституции РФ и законов. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15Конституции России. По сути она распространяется и на не граждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции РФ и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты (ч. 5 ст. 13Конституции РФ).

2. Забота о детях и нетрудоспособных родителях. В частях 2и3 ст. 38Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан: во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании; во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих детей и родителей, когда они еще или уже не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.

3. Получение основного общего образования. Конституция РФ возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, на родителей и лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно даже представить себе, какова может быть их ответственность и в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности общего основного образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

4. Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44Конституции РФ). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

5. Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

6. Сохранение природы и окружающей среды. Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58).

7. Защита Отечества и обязанность воинской службы. Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина РФ" (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и мобилизации.

»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обя-занностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Принцип равенства обязанностей, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касает-ся каждого гражданина России и непосредственно связан с ра-венством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся граж-данами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанно-стей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только граж-данам (защищать Отечество и др.).

Основные конституционные обязанности:

    1. соблюдение Конституции и законов;
    2. уважение прав и свобод других лиц;
    3. забота о детях и нетрудоспособных родителях;
    4. получение основного общего образования;
    5. забота о памятниках истории и культуры;
    6. уплата налогов и сборов;
    7. сохранение природы и окружающей среды;
    8. защита Отечества

Соблюдение Конституции и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

Уважение прав и свобод других лиц

Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан:

    1. родители обязаны заботиться о детях, их воспитании;
    2. трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Забота о памятниках истории и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня 2002 г.). РФ от 20 феврадя 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны.

Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными правовыми актами.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина РФ» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России. Отечество - это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность государственности. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено в Конституции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» (в редакции от 6 июля 2006 г.). Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подведомственных органам , в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.

Указом Президента РФ (в редакции от 16 августа 2004 г.) в качестве специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Федеральная служба по труду и занятости и Министерство обороны РФ. Те федеральные органы исполнительной власти, которые заинтересованы в прохождении альтернативной службы гражданами в подведомственных им организациях, представляют соответствующие предложения по видам работ, профессий, должностей. Порядок принятия необходимых решений устанавливается Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отметил, что ответственность за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоотношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения.

2.75

Введение

1. Понятие и признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

2. История развития конституционных обязанностей человека и гражданина в законодательстве Российской Федерации

Заключение

Список нормативно-правовых актов и литературы


Введение

Актуальность. В настоящее время Россия, вставшая на путь демократизации всех сфер жизни общества все больше приобретет черты правого демократического государства, каждый гражданин в отдельности призван содействовать этому, для этого прежде всего надо знать свои права и обязанности и действовать в соответствии с ними, то есть необходимо повышать свою правовую культуру. Обязанности это правовые принципы, которые являются противовесом правам. Нет такого общества, в котором были бы одни лишь права. Общество всегда наполнено определенным количеством прав и обязанностей, которые между собой соотносятся ибо нельзя реализовать право без взаимной обязанности или хотя бы не препятствовать. Задача законодателя состоит в том,чтобы разделить "по справедливости" эти права и обязанности. Для меня представляет научный интерес то, каким образом Российский законодатель наполнил содержание конституционных обязанностей в нашей стране.

Цель работы – проанализировать содержание и сущность основных конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

Конкретными задачами, позволяющими достигнуть цели:

1. Дать понятие конституционным обязанностям, выделить их признаки

2. Рассмотреть историю возникновения и развития конституционных обязанностей в России

3. Выделить на основе анализа Конституции обязанности человека и гражданина

4. Раскрыть содержание и нормативно-правовое регулирование конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционно-правового регулирования обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

Предмет работы - нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие обязанности человека и гражданина, а также нормы российского законодательства конкретизирующие данные положения Конституции.

Степень разработанности темы. Данной теме посвящали свои работы Казанчев, М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.

Структуру работы составляет три параграфа, введение и заключение. Также приведен список используемой литературы.


1. Понятие и признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

Исходя из того, что конституционные обязанности это элемент правового статуса личности, то сначала хотелось бы охарактеризовать понятие и содержание правового статуса личности в Российской Федерации. Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.

Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия включаются следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Теперь, что непосредственно касается конституционных обязанностей граждан. Само слово "Конституция" - латинского происхождения, от "constitutio" - установление, устроение. Традиционно, этим термином определяется основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство; избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные право и обязанности граждан. Так что же такое конституционные обязанности граждан РФ? Конституционные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан.

Основные права и обязанности являются таковыми не только по форме будучи закрепленными в Конституции, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных обязанностей. Для конституционных обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других обязанностей. Эти признаки определяют в своей совокупности юридическую природу основных обязанностей.

1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

Итак, конституционные обязанности по своему смыслу и содержанию составляют неотъемлемую часть правового статуса человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности – это общеобязательные, установленные Конституцией Российской Федерации и раскрываемые в отраслевых нормах права, правила поведения человека и гражданина за неисполнение которых предусмотрена юридическая ответственность. Основными признаками их являются: верховенство, общий вид, действие на всей территории России, равноправие для всех лиц, постоянно действующий непрерывный характер

2. История развития конституционных обязанностей человека и гражданина в законодательстве Российской Федерации

Обязанности граждан, так же как и права, возникли и развивались вместе с возникновением государства. Можно сказать, что выполнение своих обязанностей гражданами перед Отечеством поначалу было просто долгом, а впоследствии они получили конституционное подкрепление. Обязанности перед государством граждан были в разные времена и в разные века неодинаковы. Так, например, в США, в Конституции республики Массачусетс в ч 1, именуемой "Декларация прав жителей республики Массачусетс" в ст. 2 вменяется в обязанность публичное отправление культа США. Но историю этого вопроса рассмотрим более подробно на примере развития обязанностей и прав в России, так как они неразрывно связаны друг с другом, и из одного вытекает другого, но делая все-таки упор на развитие обязанностей.

Первая конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года 10 июля 1918 года. В ней, в разделе 2 называющимся "Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики" 5 главе в обязанности граждан входило трудиться и был даже провозглашен лозунг "Не трудящийся да не ест". А в целях охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской революции РСФСР признавала обязанностью всех граждан Республики Социалистического Отечества и устанавливалась всеобщая воинская повинность. Причем право защищать Революцию предоставлялось только трудящимся на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных обязанностей военных. Постановка военной обязанности одной из главных понятна потому, что это были годы, когда встал вопрос о самом существовании советской власти. В стране сложилась острая обстановка. Резко обострилась классовая борьба, приняв самую беспощадную форму гражданской войны. Тогдашнему государству пришлось отбивать нападения внешних и внутренних врагов. На первое место выдвинулись военные функции государства: обороны страны от нападения внешних врагов и подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Это было жестокое время, когда брат шел на брата. В стране объявлялся военный режим, причем не только в армии, но и на транспорте, военной промышленности и в снабжении продовольствием. Создался 30 ноября 1918 года Совет Рабочей и Крестьянской Обороны которому, предоставлялась вся полнота власти в области обороны. Возглавил этот орган председатель СНК В.И. Ленин. Что же касается труда, то здесь надо сказать следующее - новое государство было первым государством и это был прогресс в то время установило восьми часовой рабочий день. Это распространялось на всех и в том числе на работающих по найму. Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов, устанавливался перерыв в рабочее время для отдыха и приема пищи длиною в час. Труд ночной запрещался для женщин и для подростков до 16 лет. Нельзя было работать по найму не достигшим 14 лет. Это тоже было правильно, так как если бы не было запрета, начались бы всякие злоупотребления. Подлежал так же сокращению рабочий день в особо вредных условиях. Что же касается возведения труда в обязанность и лозунга "кто не работает тот не ест" то это не совсем правильно, так как труд не должен быть обязанностью, а он должен быть правом, ибо трудясь человек должен удовлетворять свои потребности и создавать блага для общества и государства. А труд из-под палки плохой труд, ибо человек понимает, что если он не будет трудиться и исполнять свою обязанность, то за это может наступить наказание. А лозунг "не трудящийся да не ест" вообще не понятен так как под трудом каждый понимает свое, например, как могли оценить в то время труд ученого и рабочего и военного и крестьянина. Каждый из них трудится по своему, а ведь, кого то из них могли признать нетрудовым элементом, потому, что труд его незаметен и не сразу видны результаты его труда. В целом же говоря о Конституции 1918 года можно сказать, что она носила четко выраженный классовый характер, являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариата полновластия трудящихся, руководимых рабочим классом. Она явилась образцом для конституций других независимых республик: Белорусской (1919), Украинской (1919), Азербайджанской (1921), Армянской (1922), Грузинской (1922). Образование СССР нашло свое конституционное закрепление в основном законе - Конституции СССР 1924 года. Декларация об образовании СССР, утвержденная первым съездом Советов СССР, без изменений вошла в текст Конституции СССР. Что же касается Договора об образовании СССР, то этот документ так же вошедший в текст Конституции подвергся значительным изменениям и дополнениям. По содержанию Конституция СССР 1924 года не похожа на Конституцию 1918 года и последующие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, отсутствует глава о правах и обязанностях граждан, избирательные права, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Главное основное внимание конституция 1924 года уделила факту конституционного закрепления образования СССР, прав Союза СССР и союзных республик, система высших государственных органов Союза СССР и Союзных республик. По мнению автора правильно было сделано, что права и обязанности и главы о них не были включены в Конституцию СССР 1924 года так как эта Конституция с помощью договора объединяла республики в единый союз и соответственно республиканские обязанности должны были стать общесоюзными. В 30-е годы в стране складывается аномальная противоестественная но исторически оказавшаяся неизбежной модель нового общественного строя - авторитарно-мобилизационный социализм с тоталитарными извращениями. Эффективность этого строя (сталинизма) снижалась, но не сводилась на нет сталинщиной. Это были годы массовых репрессий и террора против собственного народа. И вот в этих условиях принимается решение о создании новой Конституции СССР.

В связи с этим была образована Комиссия по созданию новой Конституции во главе с И.В. Сталиным. Поначалу хотели внести изменения в действующую Конституцию, но потом стало ясно, что это невозможно. Поэтому комиссия сочла целесообразным подготовить проект новой Конституции, который и был опубликован 12 июня 1936 года во всех газетах страны для всенародного обсуждения. Наибольшее число предложений касались таких вопросов как определение общественного устройства, прав и обязанностей граждан, принципов избирательной системы, решения национального вопроса.

Немалое количество поступивших предложений касалось устройства высших органов власти СССР и их деятельности. Новая Конституция СССР была утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов 5 декабря 1936 года. В те годы Конституцию 1936 года называли "Сталинской" но это не совсем верно, так как над ней работали и оппозиционные по отношению к Сталину политики. Это, к примеру, Николай Бухарин. В Конституции СССР 1936 года в отличие от Конституции СССР 1924 года были закреплены не только права но и обязанности, а в предыдущей о них ничего не говорилось. Это говорит о зрелости государства. В Конституции 1936 года правам и обязанностям посвящена глава X обязанностей становится больше. Но прежде чем о них говорить хотелось бы отметить особо ст. 127 главы X, в которой говорится что "гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности". Никто не может быть подвергнут аресту не иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. За последние десятилетия было много написано, как осуществлялась в те годы неприкосновенность личности.

Статья 130 Конституции говорила впервые об обязанности граждан СССР соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

В статье 131 говорилось, что каждый гражданин и обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица покушающиеся на общественную, социалистическую собственность являются врагами народа.

Статьи 132-133 взаимосвязаны между собой потому что в них как и конституции 1918 года говорится о воинской обязанности граждан СССР и ответственности за ее не выполнение.

Новым в этой Конституции было то, что труд перешел из обязанностей в права граждан ст. 118. Впервые говорится об обязанности соблюдать гражданами конституцию в предыдущих двух об этом не упоминалось по видимому в этом не было необходимости так как стояли перед государством другие задачи. Вообще же соблюдение конституции это необходимая обязанность так в этом проявляется уважение граждан к своему основному можно сказать центральному закону страны. Эти слова находят свое подтверждение в многочисленных работах и прошлых лет ученых-юристов. Исполнение законов об этом так же впервые говорится в Конституции 1936 года в принципе нормальная обязанность и даже нужная потому что четкое исполнение законов всеми гражданами залог нормального (здорового) общества. Поэтому законы должны отражать наиболее важные моменты в жизни общества и самое главное чтобы эти законы не противоречили конституции и были не против граждан а для граждан. Но в то время было все наоборот и законы были часто против граждан. Так, например 14 сентября 1937 года ЦИК СССР принял постановление по которому обвиняемому во вредительстве и диверсиях обвинительное заключение вручалось за сутки до разбирательства дела. По таким делам не допускалось кассационное обжалование. Президиум Верховного Совета СССР 10 августа 1940 года издал указ "Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство" по нему виновные в мелких кражах подвергались тюремному заключению сроком на один год. В постановлении ЦИК и СНК СССР "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", устанавливалась уголовная ответственность с четырнадцатилетнего возрасти за следующие тяжкие преступления - это кража, убийство, насилие и увечье. К этой группе преступлений относились такие действия несовершеннолетних которые могли вызвать крушение поездов. За все остальные преступления указ президиума ВС СССР от 31 мая 1941 года устанавливает уголовную ответственность с двенадцатилетнего возраста. Многие современные юристы отмечают не гуманность этих норм.

Дисциплина труда является важной составляющей трудового процесса, так как при плохой дисциплине страдает производство и не только оно, потому что трудиться можно не только на заводе. Видимо по этому соблюдение дисциплины труда было возведено в ранг обязанностей. Важно чтобы в этом вопросе не было перегибов. Государство, а вместе с ним и работодатели должны различать где настоящий тунеядец, пьяница, прогульщик, а где человек работающий плохо по своим личным причинам.

В Конституции 1396 года упоминается так же о том что нужно честно относиться к общественному долгу и уважать правила социалистического общежития это было нововведение этой Конституции они относились к обязанностям. Но это скорей не обязанности должны были быть, а права людей. Вообще же это должны быть категории социальные а не правовые потому что под общественным долгом каждый по своему и не всегда бывает понятно что это такое. А правила общежития должны быть вообще вне системы любой будь то социалистическая или капиталистическая система.

Появилась новая статья об обязанности граждан беречь общественную социалистическую собственность про частную же собственность ничего не говорится. Она вообще не признавалась потому что боялись что появятся богатые граждане и что они смогут свергнуть власть, а не согласных называли врагами народа и высылали в Сибирь на Колыму и т.д., это кстати тоже написано было в Конституции.

Воинская обязанность находит свое место и в Конституции 1936 года. Более подробно о ней говорится в Законе СССР "О всеобщей воинской обязанности" 1 сентября 1939 года. В нем, как и Конституции в ст. 2 говорилось, что Защита Отечества есть священный долг гражданина СССР. Измена Родине, нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж карается по всей строгости закона как самое тяжкое злодеяние. Эта формулировка взята из ст. 133 Конституции СССР. В Армию забирали всех мужчин граждан СССР без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения ст. 3 закона.

Воинская служба состояла из действительной службы и службы в запасе армии и флота ст. 5 закона. Срок службы устанавливался от двух до пяти лет на Флоте.

Льготы по семейному положению предоставлялись тем, из призываемых которые являлись единственными работниками в семье, и содержали своим трудом двух нетрудоспособных родителей - ст. 26. Отсрочка призыва на действительную службу предоставлялась учащимся средней школы до ее окончания но не старше 20 лет. Военнообязанные и военнослужащие пользовались всей полнотой прав и несли все обязанности советских граждан. Новая Конституция РСФСР принятая в 1937 году была точной копией Союзной в том числе и по обязанностям да по другому и не могло быть ведь РСФСР входила в состав Союза. В целом эта Конституция отразила факт победы социализма в стане, установила Конституционный принцип равенства граждан и расширила Конституционно закрепленный круг прав, свобод, обязанностей граждан.

Новая Конституция была нужна в связи с тем, что старая была связана с именем Сталина, но, несмотря на это, она просуществовала до 1977 года в этот год была принята новая Конституции СССР. Проект новой Конституции, опубликованный в печати в начале июня 1977 года, был вынесен на всенародное обсуждение, которое предшествовало принятию Основного Закона страны и продолжалось почти четыре месяца. Не имевшее себе равных по масштабам за всю историю эпохи социализма всенародное обсуждение позволило вовлечь в процесс выработки новой Конституции широчайшие массы трудящихся, которые внесли множество предложений и дополнений к тексту документа, и затронули многие проблемы жизни и деятельности советского общества.

В обсуждении проекта Конституции СССР 1977 года участвовало практически все взрослое население Советского Союза. Свое слово о проекте на собраниях трудовых коллективов, партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, на сессиях советов, в выступлениях по радио и телевидению, в письмах в газеты и в Конституционную комиссию сказали в те дни 140 миллионов человек. Участники обсуждения внесли около 400 тысяч предложений с поправками к тексту проекта Конституции, которые были тщательно изучены Конституционной комиссией и учтены при доработке документа. Наибольшее число предложений было высказано по главе 7 проекта Конституции, она была посвящена основным правам, свободам и обязанностям граждан СССР. Всего же по Основным правам, свободам и обязанностям граждан СССР было принято 1683 предложения После всенародного обсуждения она была принята на внеочередной 7 сессии Верховного совета СССР 9 созыва 7 октября 1977 года. Более подробно остановимся на обязанностях граждан СССР. В новой Конституции было записано, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей ст. 59. Эта неразрывность впервые указывается именно в этой Конституции. Впервые указывается в Конституции СССР 1977 года в статье 67 Конституция СССР 1997, статья 67 обязанность беречь природу и охранять ее богатства. Это важная общегосударственная социально-экономическая задача. Ведь Земля ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух - все это не только предпосылки хозяйственной деятельности человека, но и среда обитания людей. Здесь речь идет так же о здоровье людей которое, несомненно, зависит от окружающей среды и бережном хозяйственном подходе к национальному богатству страны. К тому же это вопросы и будущего. От их решения зависят в каких условиях будут жить последующие поколения. Поэтому, правильно что была введена такая обязанность. На основе этой обязанности записанной в конституции были приняты Основы лесного законодательства Союза СССР и союзных республик 1977 года. Закон СССР об охране атмосферного воздуха 1982 г., Закон ССР об охране и использовании животного мира 1980 года. Были так же приняты кодексы земельный, лесной, водный в них предусматривалась юридическая ответственность в числе и граждан. Ответственность предусматривалась двух видов административная и, если, гражданин совершал правонарушение после административного воздействия, он привлекался к уголовной ответственности. За исключительно грубое нарушение правил охоты; добычу зверя и птицы, охотиться на которых запрещено полностью или с применением автотранспортных средств - предусматривалось наказание в виде лишения свободы до 3 лет с конфискацией добытого, ружей и других орудий охоты. Автотранспорт, используемый для преследования добычи признавался орудием охоты и изымался у владельца без возмещения стоимости.

Новой обязанностью впервые прописанной в Конституции 1977 года было согласно статье 68 Конституция СССР ст. 68. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей. Правда в ней говорится, что это является и долгом. И это скорей должно быть долгом чем обязанностью. Наша страна имеет многолетнюю историю и поэтому в ней много исторических памятников (Кремль, Кижи и т.д.) Соответственно сохраняя памятники граждане не забывают свою историю кроме того на истории вообще учиться последующее поколение. Нельзя согласиться с таким утверждением, что в период развитого социализма памятники естественной природы материальной и духовной культуры играют важную роль в решении многих задач строительства, потому что памятники должны быть только духовным наследием, а не чем другим. Их сохранность обеспечивалась соответствующим законодательством СССР и Союзных республик. Советом министров было утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры.

Вообще же, эта Конституция содержала еще больше новых обязанностей по сравнению с предыдущими Конституциями. Это свидетельствует об усилении роли государства в жизни общества и повышении ответственности граждан перед государством. Кроме вышеперечисленных, были еще следующие:

Обязанность оберегать интересы советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета Конституция СССР ст. 62. Она вытекала из принадлежности индивида к гражданству СССР. В соответствии с действующей тогда Конституцией и Законами СССР о гражданстве СССР граждане СССР за границей пользовались защитой и покровительством Советского государства; гражданин СССР не мог быть выдан иностранному государству. В свою очередь и граждане СССР обязаны были защищать и всеми доступными им способами оберегать интересы советского государства и способствовать укреплению его могущества и авторитета. Особенно это относилось к тем гражданам СССР, которые по каким либо причинам находились за границей. Если же гражданин СССР совершал действия порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности Советского Союза, то по решению Президиума Верховного Совета СССР он мог быть лишен гражданства СССР. Данная обязанность нужная так как оберегая интересы любого государства пусть даже и советского граждане способствуют повышению авторитета государства на международном уровне. А укрепляя могущество государства граждане повышают и свою безопасность. Автор не согласен лишь с тем, что по решению компетентного государственного органа человек мог быть лишен гражданства страны. Это не правильно так как при этом могли возникнуть злоупотребления и это часто использовалось как инструмент политической борьбы с противниками строя.

Обязанность заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами Социалистического общества.

История формирования и развития конституционных обязанностей в России берет свое начало с Конституции РСФСР 1917г, когда были закреплены всеобщая трудовая и воинская обязанности. Анализ последующих Конституций говорит о развития и расширении круга данных обязанностей, что свидетельствовало об укреплении роли государства в жизни общества.

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.

Анализ действующей Конституции и юридической литературы позволяет сделать вывод о наличии в Российской Федерации следующих видов конституционных обязанностей:

· Защита Отечества

· Получение основного общего образования

· Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

· Обязанность сохранять природу и окружающую среду

· Обязанность платить законно установленные налоги и сборы

· Уважение прав и свобод других лиц

· Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы

Рассмотрим подробнее их содержание.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы . Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, см. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится к каждому. Понятие "памятники истории и культуры" (иначе - объекты культурного наследия) раскрывается в ст. 3 ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" К ним относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Обязанность охранять культурные ценности распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории РФ.

Конституционный Суд в Постановлении от 20 июля 1999 г. N 12-П по делу о проверке конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации" указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате Второй мировой войны, относятся только те из них, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших военных союзников в соответствии с приказами военного командования Советской армии и распоряжениями других компетентных органов.

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия, осуществляемая юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию.

Статья 62 Основ законодательства о культуре предусматривает возможность установления ответственности за нарушения законодательства о культуре. УК в ст. 243 предусматривает за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 7.13 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны.

Защита Отечества. В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» . Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту.. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.



Что еще почитать