Тестовые задания для самоконтроля по информатике 9. Тестовые задания для самоконтроля

  1. Вы прочитали сказку Сент-Экзюпери «Маленький принц». О ком и о чём эта сказка? Кто её герои? Расскажите о каждом из них.
  2. Что в этом произведении сказочного и что реального?
  3. О чём узнаёт Маленький принц и мы вместе с ним?

Творческое задание

Сказка напоминает взрослым о том, что и они были детьми, что нельзя забывать о детстве, потому что дети острее чувствуют и иногда глубже, чем взрослые, понимают жизнь. Что же в сказке (слова, поступки героев, взаимоотношения) говорит об этом?

Творческое задание

Составьте сборник литературных сказок, включите в книгу прочитанные вами сказки. Подготовьте развёрнутую аннотацию к сборнику. Подберите иллюстрации разных художников для художественного оформления книги.

Фонохристоматия. Слушаем актёрское чтение

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

  1. Почему Маленький принц расстроился, когда попал в сад, полный роз? Как это выразилось в чтении актрисы?
  2. О чём рассказал Лис Маленькому принцу? Как более точно вы назвали бы то, что Лис называет «приручением»?
  3. Как вы считаете, та роза, что выросла на планете Маленького принца, была единственной или такой же, как тысячи других?
  4. Понятны ли вам суждения Лиса о том, что «слова только мешают понимать друг друга» и что «самого главного глазами не увидишь»?
  1. Согласны ли вы с тем, что «ты всегда в ответе за тех, кого приручил...»? Знакомо ли это чувство вам?
  2. Помогает ли музыка и чтение актрисы лучше понять содержание сказки? Каким образом (создаёт настроение, характеризует героя, обращает внимание па важные слова)?

Урок внеклассного чтения по литературе на тему:

«Уроки Маленького Принца»

(философский смысл сказки для учащихся

учитель русского языка и литературы Трыковской СОШ

Карачевского района Брянской области

Анохина Галина Петровна

Карачев

2017 год

Урок внеклассного чтения в 8 классе по творчеству

французского писателя А. де Сент – Экзюпери.

«Уроки Маленького Принца»

(философский смысл сказки)

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с именем А. де Сент-Экзюпери.

2.Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький Принц».

3.Показать ироническое изображение низменных чувств.

4.Подвести детей к тому выводу, что человек несет ответственность за всех,кого приручил.

5.Воспитывать у учащихся бережное отношение не только к любви и дружбе, но и к воспоминаниям об этих чувствах.

Оборудование урока:

1.Оформленная доска (живая роза, планеты-астероиды, мудрые высказывания).

2.Использование технических средств обучения (диски, слайды).

3.Рисунки к сказке.

4.Музыкальное оформление.

Предварительная подготовка к уроку:

1.Чтение сказки «Маленький Принц».

2.Ознакомление с биографией писателя.

3.Словарная работа (выписать из литературного словаря определение слов: СКАЗКА, ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА).

4.Найти и выписать в тетрадь мудрые изречения по сказке.

Ход урока

1.Фон звездного неба с космической музыкой (слайд № 1).

2. Проблемный вопрос урока (уч-ся сами путем анализа определяют тему урока по наводящим вопросам учителя).

Ребята, у нас сегодня пройдёт урок внеклассного чтения по литературе, и я предлагаю вам самим определить тему нашего урока по наводящим вопросам:

Вы прочитали сказку французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Дома вам необходимо было поработать с такими литературными терминами, как СКАЗКА, ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА.

Вы должны были выписать мудрые изречения из этой сказки.

Так как же мы определим тему урока? (Да, философский смысл сказки).

3. Тема урока внеклассного чтения – «Уроки Маленького Принца» (по

одноименной сказке А. де Сент-Экзюпери « Маленький Принц»).

4. Слайд № 2 – портрет французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

5. Объяснение целей урока (см. выше).

- А сейчас вы прослушаете песню в исполнении Т. Дорониной « Опустела без тебя Земля» о знаменитом французском лётчике (звучит песня).

- Как вы думаете, кому она посвящена? Действительно, этому писателю, о котором сегодня на уроке у нас пойдёт речь.

6.Беседа учителя о самом писателе А. де Сент – Экзюпери: он был летчиком и погиб в воздушном бою с фашистами в годы Великой Отечественной войны, защищая свою землю от врагов. Писатель оставил глубокий след в гуманистической литературе 20 века. Навсегда вошли в историю французской литературы его произведения: «Планета людей», «Военный летчик», «Южный почтовой» и, конечно же, философская сказка «Маленький Принц».

«Детство – это огромный край, откуда приходит каждый, - писал Экзюпери. – Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой – нибудь страны» .

В творчестве писателя нет, пожалуй, книги, где бы он не вспомнил о своем детстве. Смотреть глазами ребенка на окружающий мир – это качество было присуще и маленькому мальчику, и писателю Экзюпери.

7. На экране слайд с фотографиями писателя (идет представление писателя учениками).

8.Беседа учителя по сказке «Маленький Принц» .

-«Маленький Принц» - это романтическое повествование о том, как взрослого человека с немалым жизненным опытом в трудную минуту (его самолёт потерпел аварию над пустыней) спасает прибывший с другой планеты маленький мальчик – спасает чистотою своей души, своей добротой и непосредственностью.

А теперь вернёмся немного к Библейским Истинам. Скажите, когда рождается человек, кто его всю жизнь охраняет и опекает? (Ангел- Хранитель)-Как он выглядит на картинках? (с крыльями).

А вы обратили внимание на то, что Экзюпери не даёт конкретного описания Маленького Принца, а просто сказано: «Стоит необыкновенный какой-то мальчик». Или: «Это какое-то необыкновенное явление, да и говорит он тоненьким голоском, точно Ангелочек». И представлен он с крылышками.

Слайд 4. Ангелочек – Маленький Принц.

Сделаем вывод: Маленький Принц – это Ангел – Хранитель лётчика в знойной пустыне, приведший его к живоносному источнику – к колодцу с водой.

И вот Маленький Принц начинает раскрывать истины этому земному человеку.

Вопросник:

Зачем, по – вашему, Маленький Принц отправлен был автором на разные планеты?(С целью найти истину и смысл жизни, а также для того, чтобы мы, читатели, посмотрели на себя глазами чистого, искреннего, доброго друга).

Итак, давайте расскажем о самом Маленьком Принце: кто он, откуда прибыл, какова цель его путешествия (идёт рассказ учеников).

Давайте поработаем с текстом. Найдите то место, когда Маленький Принц познакомился с таинственной гостьей на своей маленькой планете (идет выразительное чтение по ролям).

Как ведет себя роза? (Кокетливо, переводит разговор на себя)

Вывод:

Она вела себя так, чтобы привлечь внимание того, кого она полюбила – Маленького Принца.

Почему она не призналась в любви Маленькому Принцу? (Это очень гордый цветок).

Как реагировал Маленький Принц на ее капризы? (Он привязался к ней, выполнял все её требования, поливал каждый день, на ночь накрывал колпаком).

Почему же он покидает свою планету? (Он ещё не умеет любить. А если человек не способен ответить на любовь, то он просто бежит от неё).

Маленький Принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, которые имеют общие черты. Какие именно? (Нет названия. Они очень маленькие. На каждой из них живёт один человек – взрослый).

Жители этих планет имеют положительные или отрицательные качества? (Отрицательные).

Да, действительно, и каждая черта явно преувеличена.

Как называется литературный прием, очень преувеличивающий различные ситуации? (гипербола).

Давайте назовем эти планеты.(Король, Честолюбивец, Пьяница, Деловой человек Фонарщик, Географ).

Что же увидел наш герой во время своего странствия? Отправимся вместе с ним на соседние планеты.

Слайд № 5.

Астероид № 325. Планета Короля.

Опорные слова: астероид, подданный, искушение, авторитарный

(Идет рассказ учеников о планете, о Короле, который любил властвовать)

Вопросник:

Какая черта определяет характер Короля? (Властолюбие).

Почему Маленький Принц не согласился стать министром на этой планете? (Не стремится к власти).

Почему же он не сразу покинул эту планету? (Ждал, когда Король опомнится и изменится).

Как мы с вами назовем эту планету, где очень любят власть? (Властолюбие).

Какие афоризмы вы выписали в тетрадь? (С каждого надо спрашивать то, что он может; власть прежде всего должна быть разумной; судить себя куда труднее, чем других).

Что они обозначают?

А в нашей жизни им есть место?

Как вы назовете эту планету? (Властолюбие).

Слайд № 6.

Астероид – 326. Планета Честолюбца.

Опорные слова: честолюбец, тщеславие

(Идет беседа по этой планете).

Что Честолюбец делает на своей планете? (Раскланивается перед зеркалом и снимает шляпу).

О чем он в этот момент думает и размышляет? (Я самый лучший и совершенный).

А вам в жизни встречались такие люди? Как их можно назвать? (Эгоисты).

Какие афоризмы вы выписали себе в тетрадь? (Тщеславные люди глухи ко всему).

Как вы назовете его планету? (Честолюбие).

Слайд №7.

Астероид – 327. Планета пьяницы.

Опорные слова: деградация, совесть

(Идет беседа с учениками).

Почему Маленький Принц пожалел пьяницу? (Пьяница не мог найти в себе силы избавиться от пьянства. Он безвольный).

Какие афоризмы вы выписали в свою тетрадь? (Без веры человек не способен сопротивляться плохому ни физически, ни нравственно).

Как вы назовете его планету? (Пьянство).

Слайд 8.

Астероид – 328. Планета Делового человека.

Опорные слова: деловой, делец, польза

Вопросник:

Чем занят Деловой человек? (Он пытается красоту планеты превратить в богатство, не замечает ничего вокруг себя, превращается в дельца).

Что является самым главным в его жизни? (Нажива).

Какие художественные средства здесь использует автор?

(карикатурность, гротеск).

Как мы назовем его планету? (Жадность).

Слайд №9.

Астероид – 329. Планета фонарщика.

Опорные слова: фанатизм

Вопросник:

Что можно сказать о Фонарщике? (Он трудолюбив, но нет никому пользы от его труда, т.е. это бездушный робот).

Есть ли польза от его труда? (Нет).

Но какое качество ему присуще? (Борется с тьмой).

Как вы назовете его планету? (Фанатизм).

Слайд №10.

Астероид – 330. Планета Географа.

Опорные слова: формалист, репутация

Вопросник:

Работа Географа полезна кому – нибудь? (Нет).

Есть ли у него настоящие знания? (У него знания формальные, его не интересует конкретная жизнь).

Как мы назовем его планету? (Невежество).

Беседа учителя – обобщение по Планетам:

Итак, Маленький Принц, путешествуя от планеты к планете, встречал порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Они «нищие духом». Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи. Никто не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, Спасителя.

Путешествие по планете Земля

Странствие Маленького Принца – это поиск праведных людей. И тут он вспоминает о планете Земля. О чем он думает перед последним путешествием на Землю, говоря, что у Земли – неплохая репутация. (С Землёй связана последняя надежда найти правильных людей).

Почему, оказавшись в пустыне, на Земле, он спешит на гору? (Гора – символ спасения. Он говорит: « С такой высокой горы я увижу всю планету и всех людей»).

И вот он увидел единственного человека в пустыне, летчика. Удивительно то, что они узнали друг друга:

- Как, ты упал с неба?

Значит, ты тоже упал с неба?- повторил Маленький Принц. А летчик подумал: «Так вот в чем разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!»

В чем эта разгадка? (Сомнений нет, перед ним тот, кто не оставит человека в страшные минуты).

Похож ли летчик на других героев? (Нет, он общителен, бескорыстен, заботлив. В его душе сохранились доброта, человечность, милосердие).

Услышал ли Маленький принц мольбу о помощи на Земле? (Впервые за своё путешествие Маленький Принц услышал мольбу о помощи и поспешил на зов).

Итак, только на Земле оправдались надежды Маленького Принца. Человек с планеты Земля по-настоящему сомневается, ищет, просит. Его не покинула вера.

Кто на Земле научил мудрости Маленького принца?

Работа с текстом:

Давайте найдем диалог Маленького принца с Лисом.

Итак, каждая встреча на Земле несет Маленькому Принцу что-то новое, но это уже не узнавание порока, а познание мудрости.

Что же узнает Маленький Принц мудрого от животных? (См. записи на доске).

Змея: «Среди людей тоже может быть одиноко».

Цветок: «У людей нет корней».

Лис: «Зорко одно лишь сердце».

«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Объясните, как вы поняли мудрость живого мира?

Что означает «любить» для Лиса? (Жить воспоминаниями о Маленьком Принце, в окружающем мире видеть его черты).

А что же, человек не знает этих истин?

Почему Маленький Принц принимает решение уйти с Земли? (Возвращается к Розе, которую приручил первой).

А сейчас зачитаем прощание Маленького Принца с лётчиком (выразительное прочтение текста сказки).

Заключительная часть урока:

1. На фоне звездной музыки читаем о том, как неожиданно ушел Маленький Принц.

2.Ученик читает наизусть стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»

3. Вопросы учителя:

Символом чего в сказке становятся звезды? (Символом надежды, радости, встречи).

Как бы вы назвали планету Земля? (Любовь. С появлением Розы Маленький Принц уже не одинок, он любим. Ощутив в себе это чувство, он возвращается к Любимой. А Землю мы можем назвать планетой МУДРОСТИ).

На какого читателя рассчитана сказка? (Не на детей, на взрослых и подростков. Для тех, кто, как и Маленький Принц, видел в жизни уже пороки, но хочет пронести по жизни свою душу чистой, помня МУДРОСТЬ живой природы).

Итак, в конце урока мы должны сделать вывод по сказке: эта философская сказка нужна нам, людям. Нам нужен Маленький Принц со своими раскрытыми истинами, со своими нравственными уроками. И я надеюсь, ребята, что, когда вы вырастите, вы не забудете заветов мудрого Лиса. Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что не имеющий корней, обречен на гибель. Надеюсь, что, взяв в руки когда-нибудь ещё раз эту замечательную сказку, вы почувствуете грусть и радость, тихую, звенящую бубенчиками звёзд. И если вас когда-нибудь будет терзать какое-то сомнение, дождитесь вечера, выйдите на улицу и вглядитесь в звёздное небо – там вы найдёте ответ…

Последний этап урока

Подведение итогов. Выставление оценок учащимся.

Домашнее задание : написать мини-сочинение «Чему меня научила сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц».

Использованная литература

1 . Стихотворение В. Маяковского « Послушайте!» заимствовано из книги «Сочинения в двух томах», том первый, редакторы Е. Дворецкая, Т, Лодяная, Москва, издательство « Правда», 1987 г.

2. Материал к уроку из практического пособия «Уроки внеклассного чтения для 5-9 классов», сост. М.И.Картавцева, Воронеж, 2003 г.

3. Журнал «Уроки литературы» №2-2000/ приложение к журналу

«Литература в школе» №6, главный редактор Н.Л.Крупина, учредитель

ООО «Редакция журнала «Уроки литературы», Москва, 2000 г.

Цель урока: дать возможность почувствовать себя сопричастным миру, побудить желание осмотреться в мире предметов и образов, которые его окружают.

Оборудование: портрет Маленького принца на рисунке детей к сказке, костюмы к танцу «Вальс цветов» и к сценке «Встреча М. принца и Лиса», музыкальный центр, плакаты.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Живёт на свете уже много-много лет удивительная, мудрая сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Удивительна она тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы, с которыми мы попытаемся сегодня разобраться. А мудрая потому, что приглашает Вас к Размышлению.

II. Вводная беседа

– Кому посвятил эту сказку Экзюпери?
– Какая фраза заставила вас задуматься?
– Кем мечтал стать Антуан?
– Почему взрослые не поняли ребёнка?
– Подтвердите словами из текста.
– Какую профессию приобрёл автор?

III. Работа с текстом

– Прочитайте начало 2-й части.

Вопросы.

– Почему мальчик показался автору необыкновенным?
– Ч то вы ещё знаете о Маленьком принце?
– Он любит свою крошечную планету и свою привязанность к ней выражает в правиле, которое звучит назиданием для любого из нас в век, когда угроза экологической катастрофы нависла над человечеством. Найдите это правило.
– Как Маленький принц приводит в порядок свою планету?
– Посмотрите на рисунок баобаба. Найдите небольшой фрагмент сказки, имеющий прямое отношение к этому рисунку.
– В 8-й и 9-й частях сказки найдите и прочитайте эпизоды первой встречи и расставания М. принца и розы.
– Как вы думаете, ребята, зачем М. принц отправляется путешествовать?

Учитель: Посещая соседние планеты, М. принц знакомится с пороками рода человеческого: встреча с королём-властолюбцем, с пьяницей, дельцом, кабинетным учёным и фонарщиком, совершающим монотонную работу. Почти отчаявшись найти свою мечту, М. принц прилетел на Землю. Ласково встретила наша планета М. принца.

Исполнение девочками танца «Вальс цветов».

– Кого встретил М. принц на планете Земля?

Сценка «Маленький принц и Лис».

– Почему Лис говорит, что нужно запастись терпением?
– Как по мнению М. принца, можно найти своё счастье?
– Что понял М. принц, глядя на розы?

Чтение соответствующего отрывка.

– Какой секрет открыл М. принц Лису?

На доску вывешивается плака т: «Вы в ответе за тех, кого приучили.»

– М. принц ушёл, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом.
Тогда для них в ночном небе расцветают звёзды и среди них та, где живёт М. принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонёк любви, огонёк милосердия.

IV. Заключительная часть

– А по Земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца.

Я верю в каждом навсегда
Добро поселится и радость
Взойдёт любовь, отступит старость,
Найдутся добрые друзья.

V. Итог урока

– И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, украсить и подарить своим детям.

V1. Задание на дом

– Выписать мудрые мысли из этого произведения, которое вам в жизни пригодятся.

Некоторые ответят: «Мы уже не маленькие, чтобы сказки читать». Но эта сказка не для малышей. Эта сказка для детей постарше, которые умеют или ещё учатся думать и чувствовать. И для взрослых, если они помнят или хотят вспомнить, что сначала они тоже были детьми.

Обитатель крохотной планеты - астероида В-612 маленький принц, страдающий от капризного и взбалмошного цветка, покидает отчий дом и странствует по другим планетам. Наконец он оказывается на Земле и знакомится с мудрым лисом. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Люди разучились смотреть ночью на звезды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания цветов. Они подчинились суетности жизни, забыв о «простых истинах»: о радости общения, дружбе, любви и человеческом счастье.

Лис открывает Маленькому принцу тайну любви. Любить- значит создать узы или приручить друг друга. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...». И еще один секрет открывает Лис малышу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе.

Эту и другие истины Маленький принц передаёт лётчику, потерпевшему аварию в песках Сахары, и нам, читающим эту философскую сказку - притчу. Эта сказка побеждает душевное равнодушие, которое так сильно ощущается в наше время.
Сказка замечательная, потому, что написал её удивительно светлый человек -Антуан де Сент- Экзюпери. Он родился в 1900 году и провёл счастливое детство в родовом замке. Детьми занималась гувернантка, на домашних праздниках они танцевали, одетые в камзолы XVIII века; их воспитывали в закрытых колледжах - образование Антуан завершил в Швейцарии. Но положение семьи было отчаянным. Граф Жан де Сент-Экзюпери, отец Антуана, скончался, когда сыну не было и четырех лет, состояния он не оставил, а имение приносило все меньший доход. Заботиться о своем будущем Антуану предстояло самому. В большой мир вышел нескладный, застенчивый, нищий, не приспособленный к самостоятельной жизни, исполненный любви и веры юнец, и мир тут же набил ему шишки - взрослый мир, поджидавший его за воротами замка, был холоден и равнодушен.

Антуана де Сент-Экзюпери призвали в армию. Он выбрал авиацию. Армейская служба подошла к концу, и Сент-Экзюпери отправился в Париж. Годы, последовавшие за этим, стали сплошной цепью неудач, разочарований и унижений. Он с треском провалил экзамен в Морскую академию. Бессмысленные и бесплодные занятия архитектурой, нищенская жизнь за счет матери, обеды у знакомых, завтраки в дешевых кафе и ужины на светских раутах удручающе действовали на Антуана. Потомок рыцаря Святого Грааля, в чьем роду были управляющий королевским двором, архиепископы и полководцы, стал коммивояжером, эта работа внушала ему глубокое отвращение. Деньги, которые приходили от матери, и он тратил на частные уроки, которые брал у профессоров Сорбонны.

Лишь в 1925 году Экзюпери нашел свое призвание - стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Через два года его назначили начальником аэропорта в Кап-Джуби, на самом краю Сахары, и там Антуан обрел то внутреннее спокойствие, какого исполнены его книги. В 1929 году Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе; а в 1931 году вернулся в Европу, снова летал на почтовых линиях, был также и лётчиком-испытателем. Во Францию он вернулся знаменитым писателем. Из авиации он ушел, после того как потерял работу его друг и начальник Дидье Дора.

Сент-Экзюпери приручал всех, кто его окружал. Его обожали дети. Его любили взрослые. Он был необычайно добр: когда у него водились деньги, давал в долг направо и налево, когда они заканчивались - жил за счет друзей. Сент-Экзюпери мог запросто приехать к знакомым в полтретьего ночи, в пять утра позвонить семейным людям и начать читать только что написанную главу. Ему прощали все, ведь он и сам отдал бы другу последнюю рубашку. Возмужав, он стал необычайно привлекателен: чудесные глаза, идеальная фигура: высокий рост, широкие плечи и узкие бедра. Такой мужчина, как он, мог сделать счастливой любую женщину. Но полюбил и женился на Консуэло Гомес Каррило. Сутью этой верткой, слегка безумной девушки были ветреность и непостоянство, зато она могла увидеть в шляпе удава, проглотившего слона. Ее надо было опекать и защищать. Консуэло постоянно жаждала новых приключений и потихоньку сходила с ума. Это еще больше привязывало к ней Сент-Экзюпери: за взрывами беспричинного гнева он видел скрытую нежность, за предательством - слабость, за безумием - ранимую душу. Роза из "Маленького принца" была списана с Консуэло, портрет получился точным, хотя и сильно идеализированным.

К началу Второй мировой войны Экзюпери был уже надломленным человеком: его измотала личная жизнь. Оставить Консуэло Антуан не мог - ее он любил. Уйти он мог только на войну. 31 июля 1944 года Антуан де Сент- Экзюпери отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет - и не вернулся.

Перечитывайте книгу. Не всё сразу откроется вам в этой сказке. Но душа начинает очищаться от эмоциональной глухоты каждый раз, когда мы слышим голос Маленького принца: -Пожалуйста...нарисуй мне барашка!

Открытый интегрированный урок литературы и самопознания по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 7-ом классе.
Туртулова Руфия Васильевна - учитель самопознания
Тема: «Ценности, которые не увидишь глазами»
Ключевая цитата урока:
Учебная цель: Познакомить учащихся с личностью Антуана де Сент-Экзюпери, с автобиографической основой сказки. Сформировать представления о круге жизненных проблем, поднятых автором в произведении: взаимоотношения детей и взрослых, истинные и ложные ценности, мудрость природы и законы, которые забывают люди.
Развивающая цель: развивать навыки осмысления художественного текста, навыки самооценки, умения и навыки разбираться в своих чувствах. Учить детей анализировать своё поведение, воспринимать литературное произведение через призму своего сердца, соотносить с собственной жизнью.
Воспитательная цель: подвести уч-ся к более глубокому осмыслению таких нравственных ценностей, как доброта, понимание, ответственность, преданность, забота, дружба. Воспитывать бережное и ответственное отношение к близким, к окружающим людям, к природе.
Креативная цель: развитие творческих способностей уч-ся: художественных, актёрских.
Валеологическая цель: создание психологически благоприятной обстановки для работы на уроке.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Вид урока: урок – практикум, исследование
Форма урока: путешествие.
Оборудование: презентация, фонограмма и запись песни «Маленький принц», живая роза, рисунки уч-ся к сказке, листочки со звёздами, сердечки.
Подготовительная работа к уроку: чтение сказки, знакомство с биографией А. де Сент-Экзюпери, рисунки, монологический ответ о маленьком принце, инсценировки отрывков из сказки «Роза и маленький принц», «Маленький принц и Лис», разучивание песни «Маленький принц»
Ход урока.
1.Круг радости. Звучит фонограмма песни «Маленький принц».
Учитель ставит перед учащимися коробку и предлагает представить, что в ней лежит что-нибудь важное, значимое для них. Это может быть какой-то предмет, что-то принадлежащее дорогому человеку, а может быть, какое-то ценное, жизненно необходимое качество. Уч-ся по очереди называют.- 3 минуты.
Вопрос учителя:
Что помогло вам представить всё то, что вы назвали? (воображение, фантазия, сердце)
Учитель обращает внимание на ключевую цитату урока:
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Антуан де Сент-Экзюпери.
Учитель достаёт из коробки розу и ставит в вазу, говоря, что роза - символ любви - является эмблемой урока.
2.Вступительное слово учителя. Беседа с уч-ся о личности Сент-Экзюпери и автобиографическом начале в сказке.- 3 минуты
Сегодня мы с вами будем разговаривать об удивительном произведении, фантастической сказке с необычайно мудрым, философским смыслом. Это сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Вместе с принцем мы совершим путешествие по звёздам и к планете Земля, а также в своё сердце.
Вы прочитали сказку, познакомились с биографией Сент-Экзюпери. Скажите, есть ли в сказке автобиографические моменты?
Ответы детей на фоне слайдов.
 Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.
 Он летал над Сахарой, и у него тоже случались поломки самолёта.
 В одном из писем родным Сент-Экзюпери упоминал о своей попытке приручить сахарского лисёнка-фенека.
 Во время второй мировой войны он был военным лётчиком, сражался против фашистов. Погиб, выполняя задание. 31 июля 1944 года его военный самолёт сбил немецкий истребитель
над Средиземным морем.
 Это добрую и мудрую сказку он написал в 1942 году, в самый разгар войны. Неужели военного лётчика не волновала окружающая его действительность? Почему из-под его пера выходит сказка?
(Он пишет сказку, потому что любит людей, пишет о том, чего так остро не хватает людям в это время: любви, доброты, мудрости)
3.Работа над сказкой.
1. Расскажите о Маленьком принце.
Уч-ся даёт монологический ответ.- 1 минута
Единственное развлечение принца – смотреть на закат солнца, особенно, когда становится грустно. Он был одинок, пока на его планете не появился прекрасный и благоуханный цветок.
2. Инсценировка отрывка «Соловей и роза»- 1 минута.
-Как вы прекрасны!

- Я не трава.
-Простите меня….

3. Беседа. - 2-3 минуты
 Что вы можете сказать о характере розы? (кокетливая, обидчивая, капризная)
 Так ли плоха роза? Что скрывается за её поведением? (она любила принца, но скрывала это, потому что была гордым цветком и не хотела признаваться в своём чувстве).
 Почему же она себя так вела? (хотела привлечь его внимание).
 Скажите, а бывает, что люди ведут себя подобным образом? У вас бывает, что вы плохо себя ведёте, желая обратить на себя внимание? Но значит ли это, что вы плохие люди?
 Когда роза открывает свои подлинные чувства? (когда Маленький принц собирается покинуть планету). Какие выводы мы можем сделать из этой ситуации? (Очень важно уметь говорить о своих чувствах. Надо судить не по словам, а по делам)
 Почему же Принц улетает со своей планеты? (он ещё не умеет любить)
4. Путешествие принца по звёздам. Человеческие пороки. Проблема взаимоотношений детей и взрослых. Истинные и ложные ценности.
 Беседа с учащимися- 1 минута
Какие общие черты имеют все планеты, которые посетил принц до планеты Земля?
 Нет названия.
 Очень маленькие.
 Живёт один человек, и этот человек взрослый.
Случайно ли это? Какую цель преследовал Сент-Экзюпери? Наверное, он хотел обратить наше внимание на качества, преобладающие в каждом жителе планеты. Каждый показывает маленькому принцу одну свою черту, и она явно преувеличена и бросается в глаза. Как называется этот приём в литературе? (гипербола)
Какие же качества мы видим? У вас на столах лежат листочки с изображением планет, которые посетил Маленький принц, и списком качеств. Распределите их по планетам.
Самостоятельная работа по вариантам, проверка, беседа - 3 минуты
Затем уч-ся называют качества.
№ 1 – властолюбие
№ 2 –тщеславие
№ 3- пьянство
№ 4 – жадность
№ 5- фатализм
№ 6- невежество
 Скажите, с какой целью Маленький принц отправился путешествовать? (чтобы найти друзей)
 Хотели бы вы иметь друзей с такими качествами?».
 К какому выводу приходил Маленький принц, покидая все эти планеты?
«Эти взрослые всё-таки очень странные люди»
Да, одна из главных проблем сказки – проблема взаимоотношения детей и взрослых – 1 минута.
Вопрос учителя: скажите, а вы испытываете трудности в общении с взрослыми? Бывает ли так, что взрослые не доверяют вам, не понимают, не интересуются вашими делами? У вас на партах карточки 3-х цветов. Выберите соответствующую карточку, если вы испытываете
 Постоянные проблемы во взаимоотношениях с взрослыми – красная карточка.
 Проблемы время от времени возникают – жёлтая карточка.
 Проблем не существует – зелёная карточка.
Уч-ся показывают карточки.
Почему же так происходит?
Задание: проанализируйте фразы из сказки о детях и взрослых. Какие из этих качеств вы наблюдали у знакомых вам взрослых? Объясните, что утеряли взрослые, почему им трудно понимать детей – 3 минуты
 Все взрослые сначала были детьми, только мало кто помнит об этом.
 Взрослые никогда ничего не понимают сами, а детям очень утомительно им всё объяснять и растолковывать.
 Взрослые очень любят цифры.
 Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном.
 Взрослые не умеют видеть барашка сквозь стенки ящика.
 У людей не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, поэтому люди больше не имеют друзей.
 Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают все свои дни тряпичной кукле, и она становится им очень-очень дорога.
Ответы детей.
 Почему маленький принц из всех нарисованных лётчиком барашков выбрал барашка в ящике?
Можно ли на этом рисунке увидеть барашка глазами? А чем его можно увидеть?
Учитель снова обращает внимание уч-ся на ключевую цитату:
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Истинные и ложные ценности. Работа в парах- 5 минут
У вас на партах карточки, на которых написаны человеческие ценности. Распределите их на истинные и ложные. (Ценности написаны на карточках - стикерах, уч-ся приклеивают их на листок)
Дружба, богатство, деньги, любовь, понимание, вещи, забота, власть, карьера, умение радоваться жизни, погоня за славой, гармония с природой.
Истинные ценности Ложные ценности
 Дружба
 Любовь
 Понимание
 Забота
 Умение радоваться жизни
 Гармония с природой
 Деньги
 Вещи
 Богатство
 Власть
 Карьера
 Погоня за славой

Что очень часто является ценностью для взрослых? (Деньги, богатство, вещи, власть) – это ложные ценности.
Истинные ценности – дружба, любовь, понимание, забота, умение радоваться жизни, природе.
Самое страшное в мире, что люди не видят самого главного: красоты природы и бескорыстных человеческих отношений, правды, искренности, дружбы. Человек в погоне за ложными ценностями теряет связь с природой. Он перестаёт радоваться смеху ребёнка, глотку родниковой воды, колосьям пшеницы, звёздному небу)
Ключевая цитата урока:
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». «Глаза слепы- искать надо сердцем»
Кто произносит эти слова в сказке?
Не случайно самые мудрые слова автор вкладывает в уста Лиса - представителя природы.
5. Тема настоящей дружбы, ответственности и любви.
 Инсценировка « Лис и Маленький принц»- 3 минуты
-Здравствуй.
-Здравствуй. Кто ты?
-Я Лис.

-А как это приручить?
-Узы?

- Очень возможно. Живётся мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно светом озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница будет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…… Пожалуйста, приручи меня!

-надо запастить терпением.
 Задание классу: чем ещё нужно запастись, чтобы создать узы, приручить, чтобы возникла настоящая дружба? (нужно запастись временем, ответственностью, добротой, душевными силами, умением видеть в людях хорошее, чувством сопереживания и благодарности)- 2 минуты

-Потому что я отдавал ей все свои дни.
-Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу.
-Я в ответе за свою розу.
 Вопрос классу: почему Маленький принц возвращается на свою планету?
 Задание: подумайте, кого вы приручили, за кого вы несёте настоящую ответственность?
На партах у учащихся листочки с текстом.
Нести ответственность – это
 Всегда выполнять обязанности по отношению к кому-то или чему-то без напоминаний.
 Посвящать много времени.
 Не ждать просьбы о помощи, а помогать самому.
Минута тишины. Уч-ся закрывают глаза и представляют тех, за кого они несут ответственность- 1 минута.
Запишите ответы на сердечках. Но если вы не чувствуете ответственности за кого-либо, то можете ничего не писать.
Уч-ся на сердечках пишут, за кого они несут ответственность, желающие зачитывают свои ответы. - 5 минут.
А если вы ещё не чувствуете ответственности, никого не приручили, то, как вы думаете, что нужно сделать?
Оглянуться вокруг, может быть, кто-то нуждается в вашей помощи, заботе и утешении!
6.Итоги и выводы урока.
Перед тем как улететь, маленький принц «Кое-что подарил» взрослому другу? Что это был за подарок?
«У каждого человека свои звёзды…. А у тебя будут совсем особенные звёзды….. ты посмотришь ночью на небо, а там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь – и ты услышишь, что все звёзды смеются». (Маленький принц оставляет память о себе, осознание, что автор не одинок, он заставил автора задуматься об истинных человеческих ценностях, напомнил, что является важным в человеческих отношениях, в отношениях детей и взрослых)
7. Круг «От сердца к сердцу» - 5 минут
Учитель:
Я вам тоже хочу подарить по звездочке. А на ней прошу написать, какие ценности вы сегодня уносите с урока.
Это рефлексивный момент и начинается со слов «Я понял….., или Я сегодня открыл, что…..» и т.п.
Уч-ся поют песню «Маленький принц»
Учитель предлагает уч-ся в качестве Д\З задание по самопознанию «О чём может рассказать моя звезда» Учебник «Самопознание, 7-ой класс» стр. 110.
По литературе: одно из творческих заданий в учебнике на стр. 341.

Маленький принц живёт один на маленькой планете, на которой ничего нет, кроме 3-х вулканов. Он постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, потому что на его планете есть ужасные, зловредные семена баобабов. А если баобаб не распознать и не вырвать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет планетой, пронижет её насквозь корнями и может разорвать на клочки. У Маленького принца есть твёрдое правило: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Маленький принц живёт один на маленькой планете, на которой ничего нет, кроме 3-х вулканов. Он постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, потому что на его планете есть ужасные, зловредные семена баобабов. А если баобаб не распознать и не вырвать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет планетой, пронижет её насквозь корнями и может разорвать на клочки. У Маленького принца есть твёрдое правило: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Единственное развлечение принца – смотреть на закат солнца, особенно, когда становится грустно. Маленький принц был одинок, пока на его планете не появился прекрасный и благоуханный цветок.

Маленький принц живёт один на маленькой планете, на которой ничего нет, кроме 3-х вулканов. Он постоянно чистит свои вулканы, даже тот, который уже давно не действует и служит мальчику стулом. Каждый день принцу приходится пропалывать землю, потому что на его планете есть ужасные, зловредные семена баобабов. А если баобаб не распознать и не вырвать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет планетой, пронижет её насквозь корнями и может разорвать на клочки. У Маленького принца есть твёрдое правило: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Единственное развлечение принца – смотреть на закат солнца, особенно, когда становится грустно. Маленький принц был одинок, пока на его планете не появился прекрасный и благоуханный цветок.
-Здравствуй.
-Здравствуй. Кто ты?
-Я Лис.
-Поиграй со мной. Мне так грустно.
-Не могу я с тобой играть. Я не приручен.
-А как это приручить?
-Это давно забытое понятие. Оно обозначает создать узы.
-Узы?
-Вот именно. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете……
- Я начинаю понимать. Есть одна роза…..наверно, она меня приручила.
- Живётся мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно светом озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Видишь, вон там на полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница будет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…… Пожалуйста, приручи меня!
-Я бы рад. Но у меня так мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
-Узнать можно только те вещи, которые приручишь. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
-А что для этого надо делать?
-надо запастить терпением.
-А на прощание - вот мой секрет: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
-Самого главного глазами не увидишь.
-Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей все свои дни.
-Потому что я отдавал её все свои дни.
-Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех кого приручил. Ты в ответе за свою розу.
-Я в ответе за свою розу.
Инсценировка отрывка «Соловей и роза»
-Ах, я насилу проснулась….Прошу извинить…..Я еще совсем растрёпанная……
-Как вы прекрасны!
-Да, правда? И заметьте, я родилась вместе с солнцем. Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне…..
- У меня есть шипы. Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!
-На моей планете тигры не водятся. И потом, тигры не едят траву.
- Я не трава.
-Простите меня….
-Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?
-Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета.

На каждой планете, которую посетил Маленький принц, живёт один взрослый. Он показывает Маленькому принцу одну свою черту, и она явно преувеличена и бросается в глаза. Распределите качества, присущие каждому обитателю планеты, по звёздам: властолюбие, невежество, тщеславие, пьянство, фатализм (покорность судьбе, неумение и нежелание что-либо изменить), жадность. Запишите по одному качеству в каждую звезду.



Что еще почитать