Нравственные уроки в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание

Материал урока 10 класса по роману "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского.

Конспект урока литературы "Исторические, философские и нравственные аспекты теории Раскольникова. Проявление теории «сверхчеловека» в 20 и 21 веке"

Тема урока «Исторические, философские и нравственные аспекты теории Раскольникова. Проявление теории «сверхчеловека» в 20 и 21 веке
(материал рассчитан на 2 урока в 10 классе)

Цель: Раскрыть антигуманность и опасность теории Раскольникова
Задачи:
1. Образовательная: проанализировать причины возникновения теории Раскольникова и выяснить, насколько она жизнеспособна в 19-21 в.; закрепить знание материала по роману, проверить степень усвоения материала.
2. Воспитательная: утвердить мысль о высшей ценности человеческой личности и человеческой жизни, о нравственных ценностях романа и его главного героя; формировать гуманизм, социальные компетенции (умение жить в обществе).
3. Развивающая: развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, доказывать, обучать культуре ведения спора, формировать у учащихся на¬вык убедительно доказывать свою мысль.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Подготовка к уроку: выразительное чтение наизусть стихотворения «Ночь в Петербурге» (актером-учащимся в образе современного Раскольникова), подготовка актера – учащегося для исполнения роли Раскольникова 19 века (прочтения монолога), проведение учащимися опросов среди старшеклассников «Хотите ли вы быть сверхчеловеком?», «Можно ли построить счастье всего человечества ценой жизни нескольких людей?», поиск группой учащихся в Интернете материалов о современных Раскольниковых, подготовка сообщений по темам «Ницшеанство», «Терроризм в царской России 2 половины XIX века», «Диктаторы 20 века», ребята-художники с мольбертами и красками.
Раздаточные материалы: распечатки с высказываниями Ницше, тексты с романом «Преступление и наказание»
Оформление пространства: часть кабинета оформлена как каморка Раскольникова: темные шторы, стол, свеча. В этой части сидит и читает письмо главный герой (учащийся – актер), в противоположной стороне – за ноутбуком сидит современный Раскольников, вокруг него – много книг: Ницше, Ленин, Маркс, Достоевский, Библия. На доске - рисунки учащихся с изображением главного героя, фотографии политический лидеров: Гитлер, Муссолини, Наполеон, Ленин, Сталин, Нерон, Пол Пот, Петр I, Иван Грозный, Калигула, Чингисхан, Ким Ир Сен, Саддам Хусейн, Пиначет, Ади Амин, Мао Цзе Дун.
До начала урока фоном играет «Болеро» Мориса Равеля. В финале урока – 7 симфония (Ленинградская) Шостаковича
Оборудование: проектор, ноутбук, аудиоколонки
Методы и приемы: исследование, беседа
Гости урока: православный священник Отец Максим Золотухин, кандидат философских наук Юрий Босых, следователь по особо важным делам Иванов А.С., учитель истории, кандидат исторических наук Дементьев А.П.
Ход урока
Слово учителя литературы: (слайд 1, приложение 1) Здравствуйте, ребята. Наша сегодняшняя встреча и тема, которую мы выбрали для этого необычного урока, очень актуальна. События, происходящие в мире вокруг нас, заставляют задуматься о том, что пророчество великого русского писателя Ф.М. Достоевского об идейном убийце все еще продолжает сбываться. Теория Раскольникова нашла реальное воплощение в истории человечества в 19, 20 и 21 веках, но последствия для человечества оказались катастрофическими. Обо всем этом сегодня мы и поговорим и постараемся выяснить исторические, нравственные и философские аспекты возникновения теории «сверхличности» Раскольникова (слайд 2, приложение 1).
Играет музыка. Ученик, сидевший в образе современного Раскольникова, читает стихотворение (на экране - слайд 3, приложение 1, текст стихотворения - приложение 2)
Слово учителя (слайд 4, приложение 1) : «Что выше - счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием - только идеями или идеями и тоже насилием?» - спрашивает своих современников русский философ конца 19 века Д.С. Мережковский. Время, в которое живет Раскольников, требует от личности немедленного решения социальных и политических проблем, даже если для этого потребуется топор и появятся жертвы. Что творилось в умах молодых людей в тот период, когда жил Раскольников? Ведь он был не одинок. И его преступление – это не просто шаг к убийству. Это пример будущего пути многочисленных убийств. Давайте узнаем, какое общественное явление стало набирать силу в ту пору среди молодых и образованных людей.
Просмотр видеофрагмента из фильма «Статский советник» (эпизод с террористическим взрывом)
Сообщение учащегося «Терроризм в царской России 2 половины XIX века» (приложение 3)
Слово учителя (слайд 5, приложение 1): Вот такое приближалось время. Вот что творилось в умах молодежи. Давайте обратимся к нашему гостю, кандидату исторических наук. Каковы были исторические причины возникновения подобных явлений?
(комментарий Дементьева А.П., кандидата исторических наук)
Слово учителя: Итак, давайте обратимся к образу Раскольникова. Как мы уже знаем, этот герой разработал собственную теорию, в которой все сложилось арифметически просто. Есть люди, имеющие право, есть твари или вши. Сильные мира могут принести остальным благо. Им дозволено убивать и они не испытывают при этом мук совести: ведь совершенное ими деяние (даже если это убийство) сделано на благо человечества. Живет Раскольников в период активной борьбы революционных сил и резко обострившихся социальных противоречий. Сразу после опубликования романа появилась масса споров: одни считали Раскольникова революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. А как считаете вы? (слайд 6, приложение 1)
(ответы учащихся: Раскольников проявляет индивидуалистическое бунтарство, пока он еще не революционер в том смысле слова, в котором мы привыкли воспринимать такую личность. Все его действия – это социальный протест)
Слово учителя: (слайд 7, приложение 1) Раскольников абсолютно уверен, что его идеи принесут благо, разделив людей на обыкновенных и необыкновенных. Ведь «необыкновенные» - это те люди, которые способны правильно управлять миром - Ликург, Солон, Наполеон), они достигают высот в науке - Ньютон), технике и астрономии - Кеплер, религии - Магомет. Давайте послушаем самого героя.
Ученик, в образе Раскольникова 19 века, в своей импровизированной каморке читает монолог (приложение 4)
Слово учителя: Итак, «избранные» могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. По сути, это гениальные и талантливые люди. Неужели они не достойны управлять миром? (слайд 8, приложение 1)
(ответы учащихся: в основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Нет никакого толка в гениальном человеке, если он негодяй. Во имя своей теории и власти он уничтожит других талантливых людей, не говоря уже о массах).
Слово учителя: На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала? Какое подтверждение этому возможному будущему есть в тексте? (слайд 9, приложение 1)
(ответы учащихся, анализ третьего сна Раскольникова: теория Раскольникова бесчеловечна, антигуманна, она приведет к гибели всего человечества. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено всё, даже преступление, для достижения своих целей. Таким образом, теория Раскольникова обрекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие за¬хотели бы доказать, что и они «наполеончики».
Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Свидетельством тому является третий сон героя на каторге. В болезни ему снится сон, что "весь мир осужден какой-то моровой язве". Он видит чудовищные картины разлада между людьми, войн, революций, насилия. Все это, как ответ, всплывает в подсознании Раскольникова, чтобы он окончательно отказался от своей теории).

Слово учителя: Откажется сам Раскольников от своей идеи или нет – вопрос открытый. Фактом остается то, что идея не исчезла, а даже нашла свое воплощение сначала в философских трудах, а потом в исторических событиях.
Сообщение учащегося (слайд 10, приложение 1) «Ницшеанство» (приложение 5), чтение учащимися материала с высказываниями Ницше
Сообщение учащегося (слайд 11, приложение 1) «Диктаторы 20 века» (приложение 6)
Слово учителя: Как мы видим, все эти люди – оставили свой след в истории, стали популярны. Их называют диктаторами, для кого-то они – герои. А Хотите ли вы стать сверхчеловеком?
(ответы учащихся)
Сообщение учащегося о результате опроса «Хотите ли вы быть сверхчеловеком?»
Слово учителя (слайд 12, приложение 1): Почему идея сверхчеловека так привлекательна для людей? С таким вопросом давайте обратимся к нашему гостю, кандидату философских наук Соболеву В.Ю.)
(комментарий гостя, вопросы и ответы учащихся)
Слово учителя (слайд 13, приложение 1) : Ф.М. Достоевский – писатель с православным мировоззрением. Для него, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В романе «Преступление и наказание» автор ставит невероятный эксперимент: он трансформирует библейскую идею Мессии, Спасителя человечества. Объясните, как? Возможно ли соединить в себе абсолютную власть и назначение Мессии, ведущего человечество к счастью, помогающего униженным и оскорбленным? А как тогда вести человечество, если не обладаешь властью? Какой силой обладает истинный Спаситель?
Ответы учащихся: теория Раскольникова противна самой человеческой природе и разуму, человек может быть счастлив только когда свободен и над ним нет никакой власти и диктата, идеи героя противоречат Божественному мироустройству, роль образа Мессии не предполагает смертей и гибели, деления на тварей и властелинов, она несет собой исключительную гуманность и человеколюбие.
Слово учителя литературы: Давайте послушаем комментарий по этой проблеме нашего гостя, православного священника отца Максима.
Вопросы к гостю по материалу романа «Преступление и наказание», например, почему счастье и прощение можно заслужить только страданием? Ответы гостя, версии учащихся.
Слово учителя: Мы с вами все здесь приходим к выводу, что никакое благо не стоит того, чтобы принести в жертву человека. Но так ли думают ваши сверстники? Давайте послушаем результаты опроса.
Сообщение учащегося о результатах опроса «Можно ли построить счастье всего человечества ценой жизни нескольких людей?»
Слово учителя: (слайд 14, приложение 1) 19 век породил Раскольниковых, 20 век принес нам идеологов-диктаторов. Что же происходит в 21 веке? Рядом с нами?
Сообщение учащегося о результатах исследования видео и СМИ в Интернете «Раскольниковы 21 века».
Слово учителя: Идея Раскольникова в 21 веке обросла человеконенавистничеством, эгоизмом, злобой. Она приобретает размах. Молодые Раскольниковы не похожи на того, что был в 19 веке. Давайте послушаем нашего гостя, который не раз сталкивался с подобным.
(комментарий следователя по особо важным делам Иванова А.С., вопросы учащихся)
Слово учителя: (слайд 15, приложение 1) Античеловечность теории Раскольникова не вызывает сомнения. Ясно и очевидно, что никакая цель не может оправдывать средства, и тем более, «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель». Чтобы ни происходило, мы, люди, можем попытаться сделать мир лучше и в духовном, и в материальном плане. Главное не забывать, что самое святое на земле, высшая ценность – это человеческая жизнь, и никто не вправе покушаться на неё. “Не убий!” – гласит заповедь Закона Божия, согласно которому мы и должны выстраивать свою жизнь.
В течение урока наши художники рисовали рисунки, в которых попытались отразить свое эмоциональное состояние, свои мысли по тем вопросам, которые мы обсуждали. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Демонстрация работ, комментарии авторов рисунков, вопросы и ответы учащихся.
Слово учителя: Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь отданная ей,- напрасно прожитой. Самое страшное, что теория Раскольникова – это не вымысел великого гения Ф.М. Достоевского. Это реальное явление, имеющее под собой исторические, философские и нравственные аспекты и растущие из века в века в новой прогрессии. Остановить зло теории «сверхчеловека» может только лишь добро, искренность, вера и милосердие, которые люди должны хранить в своих сердцах.

Домашнее задание: мини-сочинение «Опасность «блуждающих» во времени идей Раскольникова»
Приложение 2
Ночь в Петербурге. Одиночество. Боль.
Сбросить с себя б надоевшую роль…
Сонмы идеищ бурлят в голове.
Вкрадчивый ветер шипит на Неве.
В убогой каморке дырявое время.
Книги струят типографское семя,–
Отравлен Европою девственный ум:
Весь вечер течет в копошении дум.
В грязном окне притаилась луна,–
Преступна, коварна, мутна и пьяна.
На грязном полу – ошметки, окурки,–
Тротуара не чище в кривом переулке.
Трущобный философ мысль вперил в планету,
Мучимый жаждой познания света –
Извечным вопросом проклятья времен:
Клоп он ничтожный иль Наполеон?..
Ведь рассудить ежели объективно,
То вывод напрашивается очень противный:
Как песчинка на пляже, как капелька в море –
Вот вес человека в мировом просторе.
Сему возмущается гордость сознанья,
Всемогущества алчущего, воли, признанья!
Надо вселенную силой согнуть,
В бездну противящийся мир сковырнуть!
Чтоб затряслися от страха людишки, –
Нужно быть грозным, а не мальчишкой!
Только тогда покорятся желаньям
Душ легионы всего мирозданья!
Замыслив такое великое дело,
Топорик припрятанный выудил смело,–
За никчемность свою найдет он ответчицу,–
В клочья изрубит Старуху-Процентщицу!

Приложение 3
Сообщение учащегося «Терроризм в царской России»
Роман "Преступление и наказание" был написан в 1866 году. Шестидесятые года девятнадцатого века были очень бурными не только в политическом плане, но и в области мышления: рушились вековые моральные устои общества. Очень широко проповедовалась теория Наполеонизма. Молодые люди думали, что им позволено всё. "За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерь и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!". Сама эта пора подталкивала к переменам, протестам, бунтам. Наверное, каждый молодой человек тогда (да и сейчас!) считал себя спасителем мира.
Во 2 половине 19 века время в России существовало много проблем, которые накопились в ходе исторического развития страны: и внешнеполитические и внутриполитические проблемы. Среди молодых и жаждущих реформ людей активным действием против самодержавия становится терроризм. Осмысливая опыт Великой французской революции, европейских революций, Парижской коммуны, опыт конспиративной организации «Молодая Италия», вдохновляясь подвигами Гарибальди, теоретики будущей революции нащупывают эффективные организационные и тактические формы насильственного изменения общественного строя в России. Начинаются систематические террористические акции. Член группы Ишутина Д.Каракозов в 1866 совершает неудавшееся покушение на Александра II. В 1878 был убит жандармский генерал Мезенцев. В 1879 – харьковский губернатор Кропоткин. Появились многочисленные прокламации, пошла усиленная пропаганда, местами вспыхивали беспорядки. Охотились не только на царя, но и на «дичь» поменьше: министров, губернаторов, градоначальников, жандармов и их агентов. Чаще террористы охотились на конкретного человека, приговаривая его к смерти за конкретные действия, но бывало, человек становился мишенью и просто «по должности». Смертный приговор был вынесен Дмитрию Милютину, одному из самых порядочных и умных людей в царском правительстве, политику либеральных взглядов, реформатору. Его вина состояла лишь в том, что он являлся военным министром.
Вскоре терроризм приобрел широчайший размах, поскольку это стало делом не одиночек, а дисциплинированной революционной партии «Народная воля».
Приложение 4
Монолог Раскольникова
- Это не совсем так у меня. Впрочем, признаюсь, вы почти верно ее изложили, даже, если хотите, и совершенно верно... Разница единственно в том, что я вовсе не настаиваю, чтобы необыкновенные люди непременно должны и обязаны были творить всегда всякие бесчинства, как вы говорите. Мне кажется даже, что такую статью и в печать бы не пропустили. Я просто-запросто намекнул, что "необыкновенный" человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует. Вы изволите говорить, что статья моя неясна; я готов ее вам разъяснить, по возможности. Я, может быть, не ошибусь, предполагая, что вам, кажется, того и хочется; извольте-с. По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан... устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству. Из этого, впрочем, вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается, встречных и поперечных, или воровать каждый день на базаре. Далее, помнится мне, я развиваю в моей статье, что все... ну, например, хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами, и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. Замечательно даже, что большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться. Одним словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу раз было напечатано и прочитано. Что же касается до моего деления людей на обыкновенных и необыкновенный, то я согласен, что оно несколько произвольно, но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, - смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, - это заметьте. В этом только смысле я и говорю с моей статье об их праве на преступление. (Вы припомните, у нас ведь с юридического вопроса началось.) Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется (более или менее). Первый разряд всегда - господин настоящего, второй разряд - господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют, и - vive la guerre eternelle, - до Нового Иерусалима, разумеется!

Приложение 5
НИЦШЕАНСТВО
Реакционное философское направление, проповедовавшее крайний индивидуализм, волюнтаризм, культ "сверхчеловека", выступавшее против демократии и социализма. Ницшеанство один из главных источников фашистской идеологии. Названо по имени основателя, немецкого писателя 19 века Фридриха Ницше. Ницше являлся нигилистом, отрицающим светские и религиозные нормы, считая, что человек должен их превзойти. Конечной же целью существования ставил идею сверхчеловека, превзошедшего себя и обретшего абсолютную власть над собой и являющимся творцом по своей сути. В своих трудах он часто критиковал идею Бога и ставил под сомнение все религиозные учения, считая их шарлатанством. Основным стремлением человека считал волю к власти, выражающуюся в обычной жизни чувством собственной важности. Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией Ницше, стала так называемая смерть Бога.
Основные положения ницшеанства:
1) Концепция сверхчеловека (Идеальный человек, свободный от слабостей, стереотипного мышления и предрассудков)
2) Стремление превзойти себя, как единственный правильный жизненный путь.
3) Стремление к власти, не к разрушающей, но созидающей.
Цитаты Ницше.
Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
Я должен быть ангелом, если только я хочу жить: вы же живете в других условиях.
Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал бы отвращение или ненависть.
Заблистать через триста лет -- моя жажда славы.
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ; ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА? " "СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ! " "ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗНЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ - Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ. " "ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.

Приложение 6
Американский журнал Parade опубликовал список "худших диктаторов" года. Рейтинг тиранов был составлен на основе отчетов правозащитных организаций. Составители рейтинга прежде всего обращали внимание на соблюдение в стране прав человека и свободы слова, печати, распространения информации. Среди тиранов оказались правитель Судана Омар аль-Башир, 63-летний Ким Чен Ир, правитель Бирмы Тан Шве. Роберт Мугабе, 81-летний правитель Зимбабве, Президент Узбекистана Ислам Каримов. Ху Цзиньтао, 63-летний Президент Китая, Седьмым стал 82-летний Король Саудовской Аравии Абдалла.
В возрождении культа личности Parade обвинила 67-летнего Сапармурата Ниязова В нее вошли руководитель Ливийской Джамахирии полковник Муаммар Каддафи, Король Свазиленда Мсвати III, Президент Эритреи Исайяс Афеверки, "Батька" Лукашенко, занявший 14 место в списке, назван "последним европейским диктатором", кубинский лидер Фидель Кастро, сирийский президент Башар Асад. Руководитель Пакистана Генерал Мушарраф был удостоен 17 места в рейтинге.
Далее идут Лидер Эфиопии Мелес Зенави, Буннан Ворачит - лидер коммунистического движения Лаоса. Завершает список "худших диктаторов мира" коммунист Тран Дук Луонг из Вьетнама.
Лидирующие позиции по традиции занимают Нерон, Пол Пот, Ленин, Сталин, Гитлер, Петр 1, Иван Грозный, Наполеон, Калигула, Чингис хан, Муссолини, Ким ир сен, Саддам Хусейн, Пиначет, Ади Амин, Мао Цзе Дун, Фидель Кастро.

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В РОМАНЕ Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Мы живем в очень непростое время. Вопросы нравственного воспитания, казалось бы, отодвинуты обществом на второй план, приоритеты отдаются вопросам материальным, приобретению «земных благ». Но, при этом, и общество, и каждый в отдельности осознает, что без «сокровищ небесных» все попытки навести порядок в других сферах жизни, обречены на провал.

Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей побуждает педагогов современной школы искать пути и средства духовно-нравственного воспитания. На это ориентирован воспитательный компонент ФГОС, который способствует становлению личностных характеристик обучающихся

    осознающих и принимающих ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;

    социально активных, уважающих закон и правопорядок, соизмеряющих свои поступки с нравственными ценностями.

Изучение на уроках литературы духовного опыта поэтов и писателей России – одно из важнейших средств становления личности.

У каждого преподавателя есть свои приемы и свои «изюминки» для урока, есть и свои любимые книги, методическая литература, помогающая формировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным сознанием. На уроке преподаватель строит свою работу таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию их разных источниках, включая Интернет и др.). Это следует учитывать при разработке системы уроком по творчеству каждого писателя: направлять работу обучающихся на метапредметные результаты изучения предмета (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции). Так, например, система уроков по роману Ф.М. Достоевского дает возможность для решения таких нравственных задач, как понимание личной ответственности любого человека за свои поступки; раскрытие причин, влекущих за собой нравственное падение личности; определение значимости опасности эгоистических идей и теорий; раскрытие проблем нравственного здоровья личности.

Ф.М. Достоевский, в полном смысле слова, идеолог и моралист. Его романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» - романы идей; в них идеи вынашиваются, рождаются, вырастают или умирают, как и люди. Изучая творчество писателя, мы узнаем, что конкретный жизненный факт, случай, головное дело становились источником замысла того или иного произведения. Работая по роману «преступление и наказание», преподаватель русского языка и литературы ставит перед обучающимися следующие проблемные вопросы:

    Каким должно быть отношение общества к преступникам? Можно ли оправдать преступление влиянием «среды»?

    Каковы нравственные устои русского народа?

    Какова цель существования человечества?

    Даст ли ему счастье материально изобилие, достигнутое ценой отказа от духовной свободы?

Остановимся на одном из таких вопросов-проблем нравственного здоровья личности.

Первое, что необходимо сделать, приступая к рассмотрению вопроса о духовно-нравственном потенциале уроков литературы – установить точное значение понятия. Это понятие трактуется очень широко в законе «Об образовании». В данной статье рассматривается исключительно один аспект проблемы. Духовно-нравственный – относящийся к религии, церкви, то есть речь идет о том, как с помощью уроков литературы способствовать воспитанию нравственности вообще и внедрению базовых национальных ценностей, определяемых Законом, а только лишь о духовно-нравственном воспитании обучающихся в традициях отечественной православной культуры. Но русские писатели всегда были неотъемлемой часть отечественной православной культуры, духовно-нравственный потенциал их творчества выходит за рамки этого определения.

Умеем ли мы извлекать уроки из произведений классической литературы? Совместная проектная деятельность обучающегося и педагога дает возможность правильно истолковать такие понятия как совесть, моральные принципы, нравственное здоровье. Обучающиеся обращаются к словарям Ожегова С.И. «Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.: «Русский язык», 1975. Изд. 11 – стереотип.), Ушакова Д. И. «Большой толковый словарь современного русского языка». – М.: «Альта - Принт», 2007,1239 с., но точного готового определения нравственного здоровья в словарях нет, поэтому обучающимся предлагается на основе базовых понятий «совесть», «мораль», «здоровье» дать свое. И в ходе системы уроком обучающиеся приходят к выводу о том, что нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Например, муки Родиона Раскольникова – это не муки совести, не раскаяния, это муки оскорбленного самолюбия, тщеславия, уязвленной гордости. А эти муки, согласно религиозной этики писателя, наказанием быть не могут. По мнению Ф.М. Достоевского, истинным наказанием могут быть только муки совести, раскаявшегося в своем преступлении человека, человека, осознавшего себя преступником.

Отправной точкой духовных поисков на уроках литературы становятся слова Н.В. Гоголя: «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелие».

И, несмотря на сказанные великим писателем слова, можно использовать список уроков-вопросов, отражающих возможные варианты духовных бесед с обучающимися:

    Можно ли быть счастливым человеком без веры?

    Был ли праведником Ф.М. Достоевский?

    Можно ли «воскресить Лазаря»? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

    В чем смысл жизни?

    Как проявляется всепобеждающая сила молитвы?

    Как в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отразились христианские заповеди?

Результаты размышление над данными вопросами отражаются в сочинениях и устных выступлениях обучающихся.

Анализируя систему образов, преподаватель может организовать работу в группах с использование модульной технологии, благодаря чему самостоятельно достигается конкретная цель учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся приходят к выводу: один человек предстает как все люди и отвечает за всех. Чтобы избежать нравственного падения, необходимо осознавать эту меру ответственности. Борьба добра и зла происходит, прежде всего, не во вне, а внутри человека – и исход этой борьбы – результат усилий его собственной души.

В заключение следует сказать о том, что предмет литература – это особый способ постижения жизни, художественная модель мира. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии «эмоционально», но и в интеллектуальном понимании «рационально».

Список литературы:

1. Ачкасова Г.Л. Теория и методика обучения литературе: Диалог искусств в литературном образовании. Конспекты лекций: учебно-методическое пособие. Ч.1.– Курск, КГУ, 2013.– С. 55

2. Беленцов С.И. Педагогические факторы общественной нестабильности и юношеского радикализма и в России во второй половине ХIХ – ХХ веков. – Курск. – 2005. – 241 с. – С. 34-35.

3. Достоевский Ф.М.. Собр. соч. в 7-ми т., Т.2

4. Маранцман В. Г. Проблемный анализ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / В. Г. Маранцман // Литература в школе. – 2005. – № 10. – С. 22-26 ; №11. – С. 30- 36; № 12. – С. 31-37

5. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». «Идиот» // Русские писатели- классики: Анализ произведений школьной программы / Сост. Н. Олейникова. – Минск, 2003. – С. 230-243

«Преступление и наказание» — пер-вый из серии знаменитых рома-нов Достоевского, благодаря кото-рым он сумел внести большой вклад в золотой фонд мировой художественной ли-тературы.

На первый взгляд может показаться, что сюжет «Преступления и наказания» укладывается в стан-дартную схему так называемого «уголовного рома-на» с его обязательными компонентами: преступ-ление, убийца, следователь. Но в уголовных рома-нах сюжет обычно строится на тайне: личность преступника выясняется лишь на последних страни-цах произведения. Между тем в романе Достоев-ского читателю с самого начала известно, кто со-вершил убийство (оно ведь происходит на наших глазах). Писатель выделяет не авантюрный аспект темы преступления, а нравственно-психологический. Достоевского интересует не столько само по себе убийство, сколько его причины, истоки. На первом плане у него тайна психологическая, связанная с образом главного героя.

Предельная напряженность сюжета романа выра-жена в нагнетании острейших драматических ситуа-ций: убийство старухи-процентщицы и несчастной Лизаветы, уход Сони на улицу, гибель пьяного Мармеладова, смерть Катерины Ивановны, самоу-бийство Свидригайлова... — и все это происходит за две недели сюжетного времени! Повествование носит отчетливо выраженный драматический характер. Действующие лица резко противопоставлены друг другу, споры между ними носят не бытовой, а идео-логический характер, полемика раскрывает противо-положность характеров персонажей. В романе нет плавной последовательности в развитии действия. Напротив, время течет нервно, толчками. Подсчи-тано, например, что слово «вдруг» встречается в тексте около 560 раз.

В «Преступлении и наказании» Достоевский при-меняет особую форму повествования, которая полу-чила в лингвистике название «несобственно-прямая речь». Рассказ ведется от имени автора, но как бы через призму восприятия Раскольникова. Все время слышатся не только его мысли, но и его голос. И хотя это является его монологом, постоянно сохра-няется впечатление напряженного ритма внутренней речи Раскольникова. С первой же страницы окру-жающий внешний мир включен в процесс само-сознания героя, неизменно переводится из авторс-кого кругозора в кругозор Раскольникова. Поэтому читатель невольно оказывается вовлеченным в про-цесс сопереживания, испытывая те чувства, которые возникают в душе героя по ходу действия.

Изображение психологии человека в романе также предельно драматизировано, потому что герои До-стоевского обычно одержимы «идеей-страстью», выра-жающейся в напряженных драматических ситуа-циях. Сложность и противоречивость внутреннего мира героев, свойственный им самоанализ прини-мают нередко самые мучительные формы.

Действующие лица романа, за редким исклю-чением, почти все время находятся на грани психо-логического срыва. Для них не существует душев-ного спокойствия. Создается атмосфера постоянного крика, скандалов, взаимной недоверчивости, подозри-тельности, даже ненависти. Только там, где по-является Соня, становится чуть тише и спокойнее, хотя и она может дрожать от негодования, когда защищает свои убеждения.

В «Преступлении и наказании», по существу, отсутствуют традиционные для русской литературы пейзажи, успокаивающие, умиротворяющие взволно-ванные души героев, часто противостоящие своим спокойствием и красотой душевной сумятице или тревоге. У Достоевского нет также описания па-радного Петербурга с Невским проспектом и Мед-ным всадником. У писателя свой Петербург — город с грязными переулками, темными дворами, мрач-ными лестницами, город, описанный с конкретными бытовыми подробностями и вместе с тем нереаль-ный, фантастический, дающий представление о той атмосфере, в которой могла зародиться у Расколь-никова мысль о его фантастическом преступлении. «Я люблю, — признавался герой романа, — как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осен-ний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохо-жих бледно-зеленые и больные лица...» И само-убийство Свидригайлова происходит в туманную дождливую ночь, когда домики с закрытыми став-нями глядели уныло и грязно, а холод и сырость уже прохватывали его тело...

Удушающее, узкое жизненное пространство окру-жает героев Достоевского, и кажется, что никогда им из него не выбраться на широкий и вольный простор. Символично в этом отношении описание жилища Раскольникова (комната, похожая на шкаф) или Сони (комната, которая имела вид неправиль-ного четырехугольника). В это пространство, состоя-щее из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, замкнута их жизнь, и очень трудно из него выйти.

Лишь один раз картины сумрачного и сырого Петербурга сменяются широким простором. Это про-изошло уже на каторге, где, казалось бы, пейзаж должен быть тяжелым и унылым. Но однажды Раскольников вышел ясным ранним утром к реке. «С высокого берега открывалась широкая окрест-ность. С дальнего другого берега чуть слышно до-носилась песня. Там, в облитой солнцем необозри-мой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди...» Так начиналось воскресение Раскольникова.

Интересна цветовая гамма «Преступления и нака-зания». Она не отличается яркостью. (Вот почему так бросилось в глаза яркое огненное перо на убогой шляпке Сони.) Давно уже отмечено, что преобладающий цвет в романе — желтый. Желтыми обоями была оклеена комната старухи-процентщицы и каморка Раскольникова, желтоватые обои были в жилище Сони и в гостиничном номере, который за-нимал перед самоубийством Свидригайлов. Добавим, что стреляется он на фоне ярко-желтых домиков.

В самом начале 70-х гг. XX в. на экранах с успехом шел фильм, снятый по роману «Преступ-ление и наказание». Было бы интересно снять его в желтых тонах. Не знаем, существовал ли такой замысел у режиссера-постановщика Л. А. Кулиджа-нова, но он предпочел иной вариант. Он вообще отказался от цвета. Фильм был черно-белым. У Достоевского многие сцены построены на сложном сочетании света и тьмы (как на картинах Рем-брандта). Ограничимся одним примером: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло ос-вещая в этой нищенской комнате убийцу и блудни-цу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».

Значение романа «Преступление и наказание» выходит далеко за пределы своего времени. Он об-ращен и в будущее, предупреждая о гибельности индивидуалистического бунта, о тех непредсказуе-мых катастрофах, к которым могут привести ново-явленные Наполеоны, презирающие миллионы прос-тых людей, их естественные права на жизнь, свобо-ду и счастье. Материал с сайта

Ю. Ф. Карякин использовал в своем исследовании «Самообман Раскольникова», помимо всякого рода научных источников, и школьные сочинения. По его наблюдениям, ученики порою «склонны оправдать Раскольникова: само общество, дескать, виновато, и все тут, и нечего, мол, говорить ни о какой личной ответственности, и правильно Раскольников сделал, что «укокошил старушенцию» (писали и буквально так), жаль только, что попался... Такой ответ — на-стоящий сигнал бедствия».

Да, это поистине бедствие, если не замечена жгучая боль писателя, безмерное страдание его о всеобщем расколе, разъединенности, разобщенности людей. Вспомните отчаянный вопль Мармеладова: «Понимаете ли, понимаете ли, милостивый госу-дарь, что значит, когда уже некуда больше идти?» Надо вдуматься, прочувствовать умом и сердцем глубокую тревогу Достоевского при мысли, что воз-можно разделение людей на разряды, единоличное решение судьбы всех волею одного человека, на-сильственное приведение человечества к «всеобщему благополучию». Преступление есть преступление, ка-кими бы высокими словами оно ни маскировалось.

Исполнитель роли Раскольникова в кинофильме, упоминаемом выше, артист Георгий Тара-торкин, размышляя о значении романа в наши дни, говорил: «Мы живем в сложнейшее, драматическое время. Мы тысячами нитей связаны со всем про-исходящим на земле и не можем не замечать: в мире кровь льется направо и налево, как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, ис-ключительность, раскольниковское право на насилие».

Если бы предложили выразить в одном-единственном слове смысл сложнейшего романа Достоев-ского, то необходимо было бы выбрать слово нельзя!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение нравственные уроки преступления и наказания
  • сочинение по литературе о чем прдупреждает автор романа преступления и наказания
  • нравственные уроки бёлля
  • последовательность развития действий в романе преступление и наказание
  • сочинение по тексту достоевского уже давно я замечаю

Веря в искупительную силу страдания, Достоевский раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.

Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым, Достоевский рассматривает как нарушение в первую очередь нравственных человеческих законов, а не юридических. Множество споров у критиков всегда вызывает вопрос о мотивах преступления Раскольникова.

Книга: Каковы причины преступления Раскольникова

Мотивы преступления Раскольникова

Готовится убийство. И вот перед нами фигура будущего убийцы - Родиона Раскольникова - бывшего студента, отчисленного за долги, живущего в бедности и ежедневно наблюдающего страдания собственной семьи. Что движет этим человеком? Какие планы, какие идеи рождаются в его уме? Что побуждает его разум к возникновению таких чудовищных идей, антигуманных теорий?

Знакомясь поближе с героем романа, мы узнаем, что Родион Раскольников - сын мещанина, выросший в бедной провинциальной семье.

Нравственные причины преступления Раскольникова? Роман Преступление и наказание

Преступление и наказание.. Напишите кто-нибудь краткий пересках первого сна Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Достоевский. (0)

5. «преступление и наказание» каковы мотивы убийства раскольникова. капец! тупой бессмысленное произведение!нихуя не понял, а сочинение писать надо.подскажите, умоляю. (4)

А что может быть нравственного в его преступлении? Абсолютно безнравственный, жестокий, эгоистичный поступок.

Нравственные причины преступления раскольникова

Писатель поведал читателю о современной ему России, о герое, «вместившем в грудь свою все боли и раны времени».

Роман появился в 1866 году, во многом переломное для страны время: передовая интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, была глубоко потрясена и во многом разочарована, еще более обострились социальные противоречия, наглядней стала проявляться несправедливость общественного устройства.

Нравственные уроки образа Раскольникова (по — роману Ф

Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин - сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.

Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф

Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.

Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.

А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых.

Преступление раскольникова нравственная причина табличка

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Молодой Достоевский горячо поддерживал революционные настроения в стране. Он был активным участником кружка М.В.Буташевича-Петрашевского. Этот кружок бал очень популярен среди революционно настроенной молодежи в конце 40-х годов 19-го века. Этический идеал Достоевского был сформирован под воздействием утопического социализма с его высоким гуманизмом, сочувствием угнетенным, с опорой на христианскую мораль.

Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.

Именно поэтому Раскольникова так возмущает теория Петра Петровича Лужина, успешного предпринимателя, жениха его сестры Дунечки. Лужин – сторонник теории «разумного эгоизма». Он считает, что каждый, прежде всего, должен заботиться о себе, о своем благополучии. Чем больше в обществе будет богатых людей, тем богаче будет все само общество.

А что же бедные, «униженные и оскорбленные»? По теории Лужина, чем больше преуспевающих в обществе людей, тем лучше и беднякам: им больше достается от «щедрот» богатых. Получается, что каждый должен думать только о себе, а не о своем ближнем.

Раскольников не желает принимать такой философии, ведь он пытается заботиться о счастье всех людей, хочет всемирного блага. В добавление к этому, протест и возмущение Родиона сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о необходимости сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».

Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им убийство. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».

Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»

Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.

Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления - сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.

Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Следователь Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления.

Мы понимаем, что слово «наказание» в названии романа несет очень глубокий смысл. Это не столько уголовное наказание, сколько внутреннее. Само подсознание наказывает героя за содеянное им. Ведь он преступил не просто общественный закон, он решил переступить через себя, через свою сущность. Но это, по убеждению Достоевского, невозможно. Также нельзя устроить счастье других на преступлении, убийстве, крови.

Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Я согласен с героем и автором. Только через гуманное и высокое человечество может возвыситься, достичь счастья многих людей. Осознать все это мне помог великий роман Достоевского «Преступление и наказание».



Что еще почитать