Срок охраны авторских прав экзюпери. «Эксмо» отстояло эксклюзивные права на «Маленького принца

Антуан де Сент-Экзюпери погиб в бою в 1944 году, поэтому французские власти увеличили срок охраны авторских прав со стандартных 70 лет до 88. Данный закон действует не только на территории Франции.

«Аналогичная норма существует и в России. Потому что срок охраны авторских прав лиц, погибших во время войны, продлен на срок действия ВОВ. Поэтому механически отсчитывать 70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти, не совсем корректно. Кроме того, согласно Бернской конвенции, страны союза должны охранять произведения иностранных авторов в ровном соответствии со страной происхождения», — пояснил радиостанции «Вести FM» адвокат Вадим Усков.

Так, если во Франции авторские права Сент-Экзюпери охраняются до 2032 года, то и в других странах они должны охраняться до этого срока. Например, издательство «Эксмо» несколько лет назад они заключило договор с парижским издательством Gallimard, официальным правообладателем всех трудов писателя, и до сих пор следует условиям договора.

Текст: Александра Михайлиди

ПАРИЖ, 29 июня. /Корр. ТАСС Дмитрий Горохов/. Издания книг Антуана де Сент-Экзюпери вновь оставили позади все прежние рекорды в мире. Новый издательский бум связан с истечением срока действия авторских прав на произведения французского писателя.

В большинстве стран знаменитая сказка-притча "Маленький принц", общие тиражи которой в минувшие годы составили 150 млн экземпляров, сообщили корр.ТАСС в фонде Антуана де Сент- Экзюпери, официально стала 1 января 2015 года "общественным достоянием". И это не замедлило сказаться на книжном рынке. Только в Турции, например, с начала года дополнительно выпущено не менее трех десятков новых изданий "Маленького принца".

Законы большинства стран устанавливают 70-летний срок защиты авторских прав. Правда, есть и исключение: в самой Франции это правило в отношении творчества писателя не действует. Его права защищены здесь до 2032 года.

Охрана авторских прав на протяжении 88 лет специально предусмотрена для книг писателей, погибших за Францию. Майор французских ВВС Антуан де Сент-Экзюпери не вернулся на корсиканскую авиабазу из разведывательного полета, в который он отправился утром 31 июля 1944 года.

Французское командование спустя четыре года, в 1948 году, занесло своего самого знаменитого авиатора в списки погибших на поле боя. В 2003 году со дна моря были подняты фрагменты самолета "Лайтнинг" (Lightning), исчезнувшего на широте Марселя.

Спустя еще пять лет бывший пилот "люфтваффе" - авиации вермахта - Хорст Рипперт признался французской газете "Прованс", что 31 июля 1944 года сбил "Лайтнинг" в зоне, где находился Сент-Экзюпери. По его словам, он видел, как сбитый самолет загорелся и упал в море.

Авиация и литература были двумя главными увлечениями в жизни Сент-Экзюпери, родившегося в Лионе в этот день 115 лет назад - 29 июня 1900 года. Призванный на военную службу, он избрал профессию летчика.

Молодой авиатор курсировал с почтой между Тулузой и Сенегалом, затем совершил путешествие в Южную Америку. В тридцатые годы он решил всерьез заняться журналистикой.

Весной 1935 года Сент-Экз, как называли его друзья, приезжал для подготовки репортажей в Москву, встречался с Михаилом Булгаковым. Французский журналист стал единственным иностранцем, которому разрешили подняться на борт воздушного гиганта "АНТ-20 Максим Горький".

"Маленький принц" увидел свет уже во время Второй мировой войны. Первое издание книги вышло в Нью-Йорке на французском и английском - с иллюстрациями самого автора. С тех пор аллегорическая повесть была переведена на 270 языков и диалектов.

Знаменитые диалоги обрели бессмертие. "Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь", - эти строки Франция знает сегодня наизусть.

В апреле 1943 года 42-летний писатель, вернувшийся в военную авиацию, вступил в ряды "Сражающейся Франции". Майор Антуан де Сент-Экзюпери не имел вооружений на борту своего двухмоторного самолета, предназначенного для ведения фоторазведки. Его полет над Средиземным морем был рассчитан на шесть часов. Фрагменты самолета, идентифицированного по серийному номеру, хранятся сегодня в Музее авиации и космоса в парижском аэропорту "Бурже".

На стене парижского Пантеона, где покоятся те, кто прославил Францию, установлена мемориальная доска, которая гласит: "В память об Антуане де Сент-Экзюпери. Поэте, романисте, авиаторе, пропавшем без вести во время разведывательного полета 31 июля 1944 года".

В театральных кругах сегодня обсуждали скандальную новость. Российское авторское общество потребовало убрать со сцены отечественных театров спектакли по знаменитой сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц», если те имеют вольную трактовку.

Вслед за российскими актерами и режиссерами этой инициативе удивились и сами наследники Экзюпери. Оказывается, ни о каких запретах речи не шло: французская сторона лишь попросила указать театры, в афише которых значится «Маленький принц», и описать эти постановки.

Как выяснил корреспондент НТВ Сергей Морозов , эта репертуарная трагедия все больше напоминает фарс.

Картинка летчика и маленького принца, похоже, всем известна с детства. Спектакли по знаменитой сказке Антуана де Сент-Экзюпери шли в десятках театров десятки лет, и решение что-то в них изменить вызвало такой скандал, что теперь все от этого решения открещиваются.

Кто отдавал указание, не понятно, но некоторые театры на всякий случай уже решили убрать «Маленького принца» из репертуара. Так, раньше в питерском «Театре юного зрителя» Маленький принц мог любоваться закатами, как ему хочется. Теперь от него требуют делать это строго по процедуре.

Российское авторское общество, ссылаясь на потомков Экзюпери, потребовало: одеть принца ближе к авторским эскизам, музыку убрать, 7 процентов валового сбора перечислять наследникам и, наконец, сделать так, чтобы главного героя играл мальчик моложе 14 лет.

Последнее предписание актриса Ирина Соколова выполнить никак не могла, хотя в роль Маленького принца вжилась настолько, что даже в жизни говорит похоже.

Ирина Соколова, актриса: «Может быть, не будь этого произведения, какой-то маленький кусочек из калейдоскопа судьбы выскочил бы. Я что-то потеряла бы. Поэтому я говорю: читайте, дети, читайте. И берегитесь Баобабов».

ТЮЗ Северной столицы не стал выполнять поправки, пьесу просто из репертуара.

По данным Российского авторского общества, «Маленький принц» идет сейчас в 20 российских театрах, и Общество намерено твердо отстаивать интересы наследников Экзюпери. Если театр не станет выполнять требования правообладателя, то возможно рассмотрение судебного запрета на нелицензионное использование произведения по иску правообладателя.

Все дело в том, что с января в действие вступил новый Гражданский кодекс, по которому срок охраны авторских прав продлен до 70 лет после смерти автора. Правда, наследники самого французского писателя говорят, что не требовали от России таких жестких мер.

Игорь Шамраев генеральный директор Российского представительства наследников Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы сначала следили за ситуацией с недоумением. А когда речь вообще зашла о том, что что-то запрещают, да еще питерский спектакль был снят со сцены после 18 лет, мы, конечно, были в шоке.

Нам не сразу удалось дозвониться до семьи наследников. А когда мы это сделали, выяснилось, что французы даже не в курсе каких-то запретов и требований, предъявляемых российским спектаклям „Маленький принц“».

Российские чиновники утверждают, что пересылали театрам те предварительные требования, которые получили от французских чиновников. А те, в свою очередь, от издателей. Издатели во Франции не поддерживают эту версию.

Фредерик Массар, специалист по соблюдению авторских прав издательства «Галлимар» (Gallimard): «Мы попросили Российское авторское общество предоставить нам информацию о театрах, которые ставят спектакли по этому произведению, а также о самих постановках.

Речь не идет о каких-то специальных требованиях, и ни в коем случае о запрещении театральных постановок. Есть лишь пожелания, но они не обязательны. Наоборот, мы приветствуем разные театральные подходы. Главное, чтобы они не искажали основного смысла произведения».

Внучатый племянник автора даже отметил, что в Японии принца играют взрослые женщины, а в Германии — мужчины, и это приемлемо. Но Петербургский кукольный театр получил вполне конкретные, хоть и совершенно невыполнимые указания.

Руслан Кудашов, режиссер-постановщик спектакля «Маленький принц»: «Необходимым и самым важным условием ставится то, что маленького принца должен играть ребенок, не достигший 14 лет. И во Францию должна быть отправлена фотография с указанием адреса ребенка. К тому же в спектакле не должно быть никакой музыки».

Если все это были только пожелания, к чему отнести тогда авторские отчисления? К кому должны были пойти 7 процентов сборов, если наследники их не просили? Ведь известно, что во всем мире торговля сувенирами с символикой «Маленького принца» приносит ежегодно десятки миллионов евро.

Изменившееся законодательство России позволило крупнейшему игроку отечественного издательского бизнеса получить эксклюзивные права на ранее общественное достояние - культовую сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Издательство «ЭКСМО» подало судебный иск о нарушении своих против издательств «Книги Искателя» и «Мир Искателя» после того, как последние выпустили тираж «Маленького принца» в защищенном переводе. Дело рассматривал Московский арбитражный суд и иск им был поддержан - ответчики должны выплатить истцу компенсацию в размере 1,7 миллиона рублей.

Нарушение закона состояло в том, что в 2010-11 годах ответчиками была выпущена и реализована 10-тысячным тиражом версия «Маленького принца» в переводе Андрея Шарова. Договор с переводчиком был заключен около десяти лет после окончания срока действия авторских прав, соответственно произведение стало общественным достоянием. Однако, в 2004 году в российском законодательстве появилось изменение - авторских прав после смерти автора был продлен с 50 до 70 лет.

Русские переводы книги были переданы французским издательством «Gallimard» в эксклюзивную лицензию ЭКСМО. Поэтому до 2015 года все желающие тиражировать это произведение должны получать согласие ЭКСМО с установлением размера авторских отчислений (роялти) отечественному правообладателю.

По мнению экспертов, поданная издательствами апелляция на решение арбитража вряд ли будет удовлетворена.



Что еще почитать