Закон о материальной ответственности военнослужащих. Законодательная база российской федерации

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 № 203-ФЗ,

от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

  • воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
  • командиры (начальники) — командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;
  • имущество воинской части (далее — имущество) — все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;
  • реальный ущерб (далее также — ущерб) — утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

  • военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
  • действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)
  • военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА И ПОРЯДОК ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, — в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), — разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

1.1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Статья 10. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, — в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. № 10661-Х «О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, № 3, ст. 61).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

Государственной Думой

Советом Федерации

Судебная практика и законодательство - 161-ФЗ О материальной ответственности военнослужащих

Конституционный Суд Российской Федерации ранее рассматривал вопрос о конституционности процедуры привлечения к материальной ответственности применительно к военнослужащим. В Постановлении от 10 апреля 2001 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", устанавливающее, что возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно в системной связи с иными положениями названного Федерального закона , а также Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и Гражданского процессуального кодекса РСФСР, обеспечивающими механизм судебной защиты имущественных прав военнослужащего, не нарушает справедливый баланс между правами военнослужащего и правомерными интересами общества и государства и не препятствует реализации конституционных гарантий государственной, в том числе судебной, защиты имущественных прав военнослужащего, возникающих в связи с получением им денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу.

Имущество, которое находится на балансе вооруженных сил, принадлежит Российской Федерации и тщательно охраняется законом. Поэтому каждому, кто несет военную службу в нашей стране, необходимо внимательно изучить Федеральный закон РФ от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», который устанавливает обязанность военных компенсировать вред, причиненный при различных обстоятельствах.

Нормативная база

Материальная ответственность военнослужащих — это предусмотренные законодательством меры имущественного характера, применяемые к военным, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Ее объем и порядок применения регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих »;
  • Федеральным законом от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих »;
  • Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О военной службе и воинской обязанности »;
  • воинским Уставом ВС РФ.

Законодатель также акцентирует внимание на том, что обязанность компенсировать вред возлагается на военного только если он причинил его при исполнении. Если же он совершил правонарушение, когда не исполнял свои прямые обязанности (например, находился в отпуске), то его ответственность будет регулироваться в общем порядке Гражданским кодексом РФ .

Условия наступления

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» устанавливает, что военные компенсируют только реальный ущерб, причиненный в результате их виновного противоправного поведения.

При этом под реальным ущербом понимается:

  • уничтожение или повреждение военного имущества (все виды вооружения, боеприпасов, военной техники, вещевое имущество, здания, сооружения, ценные бумаги и деньги, другое имущество, которое находится в федеральной собственности и закреплено за воинской частью);
  • расходы на производство ремонтно-восстановительных работ или приобретение нового имущества;
  • излишние траты, которые понесла воинская часть. К таким расходам, например, следует отнести траты на ремонт поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск. Также под эту категорию подпадают штрафы и неустойки, которые пришлось выплатить третьим лицам.

При этом военнослужащий освобождается от выплаты компенсации, если вред был причинен:

  • по приказу руководства;
  • в результате обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, военные действия, пожар, обвал в горах и т. п.);
  • в результате оправданного служебного риска.

Материальная ответственность направлена на формирование у военнослужащего бережного отношения к имуществу, принадлежащему воинской части. Этот тезис находит свое продолжение в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и уставе. Среди прочего, в этих документах установлена обязанность беречь воинское имущество, бережно носить одежду и обувь, иметь исправное, почищенное и готовое к бою оружие и т. д.

Статьи 4 и 5 Закона № 161-ФЗ выделяют два вида матответственности: ограниченную и полную. Рассмотрим каждый из них.

Полная ответственность

Статья 5 Закона устанавливает, что военнослужащий должен возместить причиненный ущерб в полном объеме, если присутствует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  1. Было утрачено или повреждено имущество, которое было передано под отчет для хранения, перевозки либо других целей. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов.
  2. Имущество было уничтожено или повреждено в результате действий, которые образуют состав преступления (например, хищение).
  3. Имеет место умышленное уничтожение, повреждение, расходование имущества независимо от того, образуют ли действия состав преступления, предусмотренного УК РФ . Например, хищение может быть совершено на незначительную сумму, а значит, в силу малозначительности деяния, согласно УК РФ, оно не расценивается как уголовно-наказуемое.
  4. Ущерб был нанесен военнослужащим, который находился в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Это правило не распространяется на случаи, когда опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц.
  5. Имеют место виновные действия, которые повлекли за собой необходимость оплаты лечения третьих лиц.

Стоит отметить, что срок давности привлечения к матответственности составляет три года с момента обнаружения причиненного ущерба, и он должен быть возмещен не зависимо от того, был ли привлечен виновный к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

Ограниченная ответственность

Во всех остальных случаях, когда ущерб был причинен по неосторожности либо неподотчетному имуществу, военный будет нести частичную материальную ответственность. При этом размер компенсации будет разниться в зависимости от того, является он призывником или несет службу по контракту.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 161-ФЗ, ограниченная матответственность военнослужащих по контракту не может превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет. Для тех, кто служит по призыву, максимальный размер компенсации не должен превышать двух окладов месячного содержания. Исключением из этого правила является случай, предусмотренный частью 2 статьи 4 Закона. Так, военнослужащие-контрактники отвечают за простой контейнеров, машин или иных судов, в результате которого на воинскую часть были наложены штрафы, С них может быть взыскано два оклада и две месячные надбавки за выслугу лет.

Ограниченная материальная ответственность устанавливается за:

  • ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы. Неосторожность может быть в форме легкомыслия, когда лицо предвидит наступление негативных последствий, однако самонадеянно рассчитывает на их предотвращение в силу своих возможностей, навыков, профессиональных способностей и черт характера (которые являются необоснованными). Другая форма неосторожности — это небрежность, которая выражается в том, что военнослужащий не предвидит наступления негативных последствий, хотя должен был в силу своих обязанностей;
  • неправомерные действия командира, который незаконно уволил лицо с военной службы либо осуществил перевод или неоправданное назначение на должность. За это из его денежного довольствия могут вычитать до трех месячных окладов и надбавок;
  • виновные действия командира, который не предпринял необходимых мер по охране имущества либо не предотвратил хищение. В этом случае максимальный вычет из зарплаты составляет не более одного оклада и надбавки за выслугу.

Рассмотрим распространенный случай незаконного привлечения к матответственности — зачастую с военных требуют компенсацию за повреждение или утрату вещевого имущества (например, военной формы). Этот вопрос подробно рассмотрен в Постановлении Правительства РФ № 390 от 22.06.2006 , в котором указано, что в случае, если утрата или повреждение полученного вещевого имущества произошли не по вине военнослужащего, то ему должны выдать новую форму. Если же утрата или повреждение произошли по его вине, то ему выдается не новая форма, а просто пригодная для носки. При этом требование каких-либо денежных компенсаций следует расценивать как вымогательство, которое является уголовным преступлением в соответствии со статьей 163 Уголовного кодекса РФ .

Порядок привлечения

В ситуациях, когда закон предписывает выплату компенсации в полном объеме, привлечение к материальной ответственности осуществляется через суд на основании иска командира части. В случае с ограниченной ответственностью компенсация удерживается из месячного оклада военнослужащего на основании приказа командира части. Однако прежде чем обязать военного к выплате, необходимо соблюсти следующий алгоритм действий:

1. После выявления факта причинения ущерба командир воинской части обязан назначить административное расследование (приказом либо устно), в результате которого должно быть установлено:

  • в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка;
  • какими неправильными действиями причинен данный ущерб;
  • какие законы и установленные правила при этом были нарушены;
  • в какой форме был причинен ущерб;
  • степень вины;
  • находился ли виновный при исполнении служебных обязанностей;
  • какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

Расследование должно быть назначено незамедлительно и закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Для его проведения назначается офицер, который оформляет результаты проверки в письменном виде.

2. По результатам расследования командир принимает решение, которое объявляется в приказе воинской части. В этом документе определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления причиненного ущерба, защиты прав и интересов государства и воинской части, а также предотвращения дальнейших нарушений. Решение командира также может содержать отказ в применении мер материальной ответственности с отнесением суммы ущерба за счет государства, если имеются основания для освобождения военнослужащего от ответственности.

3. Приказ о возмещении причиненного ущерба должен быть оформлен в течение двух дней после завершения административного расследования и предоставлен для ознакомления военнослужащему (под подпись). При этом следует обратить его внимание на необходимость исполнения предписания в течение семи дней.

4. Если военнослужащий не согласен с приказом, он может оспорить его, обратившись к вышестоящему должностном лицу либо в суд.

Для правильного понимания нижеприведенного текста целесообразно вначале дать определение терминов – их грамотная трактовка гарантирует от неоправданно расширенных формулировок и, как следствие, размытия границ понятий.

Термин «военнослужащий» понимается как имеющий отношение к лицу, состоящему на одноименной службе . В более широком смысле – это лицо, наделенное специфическими должностными обязанностями для решения задач в сегменте обороны и защиты государства. Данный статус предполагает наличие специфического правового режима в отношении указанной категории лиц.

Статус приобретается с момента начала прохождения воинской службы и прекращается одновременно с истечением ее срока.

ВАЖНО: несмотря на наличие специального статуса, военнослужащие, оставаясь гражданами РФ, должны в полной мере соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные законодательные акты, обязательные для исполнения всеми гражданами страны (п.16 Указа Президента № 1495 в редакции от 25.03.2015).

Следующее понятие, требующее расшифровки – «материальная ответственность» (далее в тексте – МО). В общей теории права оно предполагает обязанность лица, причинившего (вне зависимости от умысла) вред иному лицу, принять меры к возмещению ущерба – в полном или ограниченном объеме.

В контексте данной статьи понятие рассматривается как наступление аналогичных правовых последствий для конкретного военнослужащего . Подразумевается обязанность возместить причиненный вред – в качестве «иного лица» (потерпевшего, получившего право требования) здесь выступает государство.

ФЗ о материальной ответственности

Законодатель допускает применение в отношении военнослужащих обоих видов МО – полной и ограниченной. Избрание одной из форм зависит от ряда обстоятельств и сопутствующих факторов, которые устанавливаются в соответствии с принципом индивидуализации ответственности.

Основной источник права по данному вопросу – в настоящее время используется редакция от 04.06.2014.

ВАЖНО: Нижеприведенные позиции четко и недвусмысленно сформулированы законодателем, они не допускают расширенного толкования, перечень является исчерпывающим.

Случаи наступления ограниченной МО

Ограниченная МО наступает в случаях :

  1. При причинении ущерба военнослужащим-контрактником, а также лицом, которое было призвано на сборы, исключительно по неосторожности – они подлежат МО, сопоставимой с причиненным ущербом. Размер удержания жестко ограничен размерами одного месячного оклада. Если субъектом выступает военный по призыву, то в качестве наказания предполагается удержание средств.

    Предельный размер удержания ограничивается размером двухмесячного оклада. Исключением являются случаи, особо оговоренные законодателем.

  2. Материальная ответственность военных по контракту, если виновным лицом признан военнослужащий-контрактник. Объективная сторона правонарушения состоит в нанесении ущерба в сфере уплаты воинской частью штрафов (в частности, вследствие неоправданного простоя транспортных единиц), а также во внесении заведомо недостоверных сведений в документацию, касающейся уплаты налогов и иных обязательных выплат.

    Сумма, подлежащая возмещению, исчисляется на основании установленного размера причиненного вреда, однако она не может превышать двухмесячного размера должностных окладов и надбавок по выслуге лет за тот же период.

  3. При совершении правонарушения командиром, чьи приказы или распоряжения идут вразрез закрепленным документально порядком использования, перевозки, учета материальных ценностей. Объективная сторона (при том же субъектном составе) может также состоять в ненадлежащем обеспечении сохранности вверенного имущества. Сумма, подлежащая возмещению, не должна превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет за тот же срок.
  4. Если субъектом правонарушения выступает командир, допустивший нарушения кадровой политики, повлекшей перерасход средств. Речь может идти о незаконном перемещении в любом сегменте служебной иерархии – вплоть до незаконного увольнения. Размер МО не должен превышать размер трехмесячного должностного оклада и надбавок по выслуге лет за аналогичный период.

Позиции изложены предельно четко. Дополнительных пояснений требует лишь одна из них (№№ 3-4, одноименные пункты статьи 4 ФЗ-161), касающаяся ответственности командиров при отдании незаконных приказов, нарушения порядка кадровых перестановок. Применение мер репрессии возможно только после установления факта наличия у субъекта правоотношения полномочий командира в период совершения одного из описанных нарушений – он должен располагать действительной правомочностью.

СПРАВКА: несколько однородных нарушений, каждое из которых образует оконченный состав правонарушения (должностного преступления) дает суду право взыскания материального ущерба по каждому эпизоду. При этом общая сумма, подлежащая взысканию, может существенно превышать ту, которая названа в указанной правовой норме.

Следует обратить самое пристальное внимание на то, что законодатель настаивает на предварительном расследовании обстоятельств, при которых наступили вредные последствия в виде ущерба – данное требование сформулировано в статье 7 ФЗ-161 . Установление виновности конкретных лиц, определение размера ущерба, выяснение иных значимых обстоятельств является обязательной преюдицией для издания распорядительного акта (приказа) о наказании.

Соответствующие мероприятия объединены общим термином «административное расследование» . Единственным поводом для его назначения является выявление наличия ущерба. Последний должен быть соответствующим образом оценен – оценка производится по правилам, установленным в статье 8 указанного нормативного акта.

Условия наступления полной МО

Сразу обратим внимание на то, что здесь законодатель не делает оговорок относительно категорий военных, ограничившись перечислением виновных действий, совершение которых предполагает наступление данного вида ответственности. Как и в предыдущем разделе, перечень не допускает расширенного толкования.

К МО привлекаются за :

  1. Объектом нарушения является имущество, переданное «под отчет».
  2. Причинение ущерба связано с конкретным лицом (субъектом правоотношения), подлежащим привлечению к уголовной ответственности. Проще говоря, причинение ущерба образует состав уголовно наказуемого деяния.
  3. Вред причинен вследствие противозаконных действий военнослужащего – при наличии прямого умысла. При этом не принимается во внимание наличие или отсутствие обязательных составляющих состава преступления.
  4. Наличествуют виновные умышленные действия, повлекшие оплату лечения в учреждениях здравоохранения пострадавших – при условии наличия причинной связи.
  5. Установлен факт добровольного приведения себя в состояние алкогольного, наркотического либо токсического опьянения.

Подводя итог исследованию понятия оснований наступления материальной ответственности военнослужащих, выделим обязательные рамки, которые обозначены в законодательстве.

В частности :

  • возможна лишь при наличии реального вреда;
  • обязательным условием применения данного института является принадлежность лица к определенному статусу, а также совершение правонарушения исключительно в период выполнения служебных обязанностей. В противном случае применяется гражданское законодательство;
  • причинение вреда, произошедшее в связи с исполнением приказа, а равно в связи со служебным риском, а также с влиянием непреодолимой силы исключает материальную ответственность;
  • возможность привлечения сохраняется на протяжении трех лет с момента обнаружения ущерба.

Договор

Отечественные правоведы не выработали единого мнения о необходимости заключения подобного договора. Дело в том, что ни один правовой акт не предусматривает обязательного заключения данного договора – применительно к случаям полной МО. Все вопросы, возникающие в этой связи, достаточно подробно прописаны в упомянутом ФЗ-161.

С другой стороны, не существует и прямого запрета на заключение договора о МО. Проще говоря, законодатель допускает подобные действия, однако никак не регламентирует процессуальные ограничения и формальные требования к тексту.

Представляется, что оптимальное решение состоит в необходимости заключения договора о МО . Как уже говорилось, несмотря на свой специальный статус, военнослужащие являются гражданами РФ – т.е. они, при отсутствии четко оговоренных ограничений, подчиняются гражданскому законодательству.

Косвенно в пользу данной позиции говорит и текст пункта первого статьи 5 ФЗ-161 – в нем речь идет о сохранности имущества, переданного «под отчет». Этот процесс можно полноценно осуществить лишь при наличии договора, в котором (или в приложении к которому) имеется список вверяемого имущества, исчерпывающий перечень прав и обязанностей сторон.

Кроме того, договор должен содержать :

  • перечень причин (обстоятельств), в связи с которыми заключается договор;
  • способы, посредством которых предполагается возмещение ущерба;
  • требования, касающиеся условий содержания имущества (условия хранения);
  • пункт о проверке наличия и соответствия имущества определенным требованиям (периодичность ревизий, состав комиссий и пр.);
  • особые условия – требования относительно неразглашения сведений, составляющих военную тайну и т.д.

В остальном договор должен соответствовать общим положениям о договорах, отраженных в гражданском (трудовом) законодательстве.

ВАЖНО: текст договора призван конкретизировать положения ФЗ-161 применительно к особенностям отдельного воинского формирования. Излишне упоминать о том, что положения договора, являющегося локальным правоустанавливающим документом, не должны противоречить Закону.

Субъектный состав (стороны договора) . В качестве таковых могут выступать, к примеру: командир подразделения – с одной стороны и военнослужащий, чья должность предполагает хранение имущества (например, начальник склада арттехвооружения, продовольственного склада и т.п.) – с другой.

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности также регулируется федеральным (гражданским, трудовым) законодательством РФ.

В заключение еще раз подчеркнем: основной целью института материальной ответственности является возмещение ущерба, причиненного государству.

Материальная ответственность военнослужащих является одним из видов юридического обязательства по возмещению ущерба, который был причинен виновными действиями военнослужащего имуществу государства. Более подробно о — в статье далее.

161 ФЗ о материальной ответственности военнослужащих

12.07.1999 в силу вступил ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих ». Согласно данному акту граждане, которые проходят службу (неважно — по контракту или по призыву), должны отвечать за виновные действия, которыми был нанесен ущерб государственному имуществу. В законе всего лишь 4 главы и 14 статей, однако он довольно четко прописывает и порядок привлечения к ответственности, и способы возмещения причиненного ущерба.

Важно! В рамках военной службы гражданин может быть привлечен к ответственности только в течение 3 лет со дня, когда был обнаружен ущерб. Если будет установлено, что физическое лицо причинило вред имуществу, не находясь на службе, то оно будет привлекаться к гражданско-правовой ответственности.

Для справки: законодатель не признает обязательств военнослужащих, если ущерб был нанесен в результате:

  • исполнения приказа руководства;
  • действия непреодолимой силы;
  • оправданного служебного риска.

Закон об ограниченной материальной ответственности военнослужащих

Законодатель определил, что если военнослужащий по неосторожности причинил ущерб имуществу государства, то отвечать он должен в размере причиненного вреда, но не более оклада и надбавки за выслугу за один месяц. Если же речь идет о гражданах, служащих по призыву, то с них могут удерживать до 2 окладов. Исключением из ситуации могут быть лишь случаи, когда установлены иные размеры ответственности.

Не знаете свои права?

Так, военнослужащие-призывники отвечают за простой контейнеров, машин или иных судов, в результате которого на воинскую часть были наложены штрафы, в пределах 2 окладов и 2 надбавок за выслугу в месяц.

Если начальник (командир) своими действиями допустил незаконное увольнение/перевод граждан, а также назначение на должность лиц без соблюдения требований законодательства, то он отвечает в полном размере за чрезмерное расходование средств бюджета в виде дополнительных неправомерных выплат. За это из его денежного довольствия могут вычитать до 3 окладов и надбавок за выслугу лет в месяц.

Если командир был виновен в непринятии должных мер по охране имущества и содержанию его в целости и сохранности, а также не предотвратил хищение, то максимальный вычет из зарплаты составляет не более одного оклада и надбавки за выслугу в месяц.

Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут ответственность в полном объеме, если ущерб нанесен:

  • лицом, которому вверено хранение имущества;
  • при совершении преступления;
  • в результате совершения умышленных действий, которые направлены на хищение, порчу, незаконное использование имущества и т. п.;
  • умышленного другим военнослужащим, в результате чего им потребовалась медицинская помощь;
  • в состоянии опьянения.

Как ФЗ о материальной ответственности регулирует вопрос привлечения к ответственности?

Величина вреда, нанесенного военнослужащим государству определяется исходя из обстоятельств дела и его вины в произошедшем. Конкретно же материальная ответственность военнослужащих , вернее ее размер, устанавливается с учетом следующих обстоятельств:

  1. Фактических потерь, которые были нанесены имуществу, с учетом степени его износа.
  2. Цен, которые установлены в конкретной местности на аналогичный товар. Если речь идет об оружии и боеприпасах, то стоимость должен определить уполномоченный орган.
  3. Если речь идет о незаконном назначении на должность, то ущерб определяется по разнице между прежним довольствием назначенного и новым окладом.

При рассмотрении обстоятельств проступка по приказу начальника учреждения создается специальная комиссия для проведения административного расследования. Расследование при этом должно быть осуществлено в срок не более 1 месяца со дня обнаружения причиненного вреда.

Если военнослужащий совершил проступок или преступление, обстоятельства которого доказаны в суде, повторная проверка в рамках учреждения не проводится. Кроме того, если размер ущерба, виновные лица и все обстоятельства известны, достаточно дисциплинарного разбирательства.

После выяснения всех деталей руководитель учреждения издает приказ о привлечении к материальной ответственности военнослужащего и из заплаты последнего производится удержание в соответствующем размере.



Что еще почитать