Оценка права размещения нестационарных торговых объектов. Размер платы за размещение нестационарного торгового объекта

После получения соответствующего разрешения розничная торговля (бытовые услуги, услуги общественного питания) осуществляется в соответствии с Санитарными правилами и нормами, требованиями федерального и регионального законодательства относительно торговли. Реализуемая продукция должна сопровождаться документацией, определяющей источник ее поступления, качество и безопасность.

В течение эксплуатации объекта его владелец должен регулярно подтверждать свое право на размещение.

Осуществляется это посредством обеспечения наличия следующих документов:

  • лицензии, подтверждающей право на осуществление торговой деятельности;
  • разрешения на установку объекта;
  • сертификатов, деклараций соответствия, контрактов, договоров на поставку продуктов, санитарно-эпидемиологических заключений, прочих документов, подтверждающих источники поступлений и свидетельствующих о качестве, безопасности продукции;
  • документа, подтверждающего регистрацию контрольно-кассовой техники – за исключением случаев их не применения согласно федеральному законодательству;
  • технологических карточек – для сезонных объектов, таких как кафе;
  • договоров на вывоз ТБО, утилизацию, поставку воды и вывоз стоков, санитарную обработку спецодежды сотрудников;
  • санитарно-эпидемиологического заключения;
  • книги отзывов и предложений, прочее.

Торговля не может быть стихийной. Ее порядок обозначен государственными законодательными актами. ФЗ от 28.12.2009 № 381 дал основные определения торговой деятельности, обозначил правила правового регулирования сферы торговли. Этот закон утвердил необходимость в создании общего порядка размещения пунктов продажи.


Закон, принятый в 2009 году, регулирует деятельность сферы торговли, устанавливает требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивает соблюдение их интересов. Закон разграничивает компетенции органов госвласти РФ и муниципалитетов по управлению торговой сферой.

ФЗ установил основные определения, касающиеся торговой деятельности. В настоящее время предпринимательская деятельность по приобретению и сбыту предметов торговли называется торговой. Закон также выделяет категории оптовой и розничной торговли (статья 2).

Законом установлена необходимость регулирования размещения магазинов и ларьков в пределах города, региона. Объектом торговли необходимо считать сооружение или его часть, где установлено специализированное оборудование для сбыта товаров и предоставления услуг гражданам. Они подразделяются на стационарные и нестационарные.

Установка и перемещение стационарных пунктов требуют значительных усилий и не проходят незамеченными. Инициирование нестационарных объектов торговли зачастую происходит в обход законного разрешения. Это так называемые стихийные точки. Во избежание проблем с законом право на размещение торгового объекта должно быть получено официально.

Стационарные объекты торговли

Согласно 381-ФЗ любое сооружение, стоящее фундаментом на земле и имеющее подключение к сети технического обеспечения, может быть принято как стационарный торговый объект. Он может принадлежать предпринимателю на праве собственности или быть применяемым по договору аренды, подписанному минимум на 12 месяцев.

Многие зачастую спрашивают, что такое летние торговые площадки или кафе. Согласно 381-ФЗ стационарный торговый объект может иметь пристроенную часть в виде летней площадки, быть связанной с ней единой сетью коммуникаций. В соответствии с этим отдельные документы на такую часть не оформляются. Реализация торговой продукции производится по основной лицензии без оценивания принадлежности к нестационарным торговым точкам.

Юридические лица и частные предприниматели, особенно в сфере реализации алкоголя, должны правильно понимать принадлежность точки к стационарной. Согласно Федеральному закону стационарный торговый объект должен содержать следующий перечень общих признаков:

  • быть самостоятельным зданием или его частью;
  • его фундамент должен быть крепко связан с землей;
  • его нельзя переместить, не нарушая целостности или назначения;
  • пункт торговли имеет технологическое подсоединение к инженерной сети;
  • здание оформлено в Едином реестре прав владения недвижимостью;
  • торговый объект не указан в муниципальной схеме размещения;
  • постройка не должна носить временный характер.

Стационарные пункты имеют признаки недвижимого имущества . Их следует регистрировать в Росреестре.

Как поставить нестационарный пункт

Перед оформлением документации следует определить вид объекта. Индивидуальный предприниматель обязан понимать, что такое нестационарный пункт торговли, как он должен быть оформлен.

Нестационарные торговые объекты применяются для торговли в розницу. Киоск или палатку возможно перенести без нарушения ее целостности и значительного перерыва в торговой деятельности. Это временные конструкции без привязанности к земле. Наличие привязанности к инженерно-техническому обеспечению, общим сетям не влияет на определение вида.

Федеральный закон № 381 (статья 10) дает указания о порядке размещения нестационарных торговых объектов.

  1. Каждый муниципальный субъект должен разрабатывать свой план распределения пунктов торговли. Схема размещения нестационарных торговых объектов учитывает обеспеченность жителей в оптимальной торговой загруженности и возможность ее усовершенствования.
  2. Установителем регламента занесения объектов в схему является правительство РФ.
  3. Разрабатывают и утверждают схемы органы местного самоуправления.
  4. Обязательное требование к схеме - субъекты среднего и малого бизнеса должны иметь возможность размещать свои пункты торговли из расчета 60% к общему числу нестационарных объектов.
  5. Согласно принципам доступности и публичности схему следует размещать на сайте органа муниципалитета или предоставлять на всеобщее обозрение в интернете.
  6. Пересмотр схемы не должен становиться поводом для утверждения изменений в отношении уже функционирующих нестационарных пунктов.
  7. При размещении нестационарных пунктов при стационарном объекте правила устанавливает владелец участка земли, здания. Он обязан при этом учесть требования, обозначенные законодательными актами РФ.

В зависимости от индивидуальных условий каждого муниципального субъекта порядок размещения может иметь свои нюансы.

Порядок размещения

Чтобы получить право размещения нестационарного торгового объекта, необходимо составить соответствующий договор. Для этого гражданин участвует в аукционе. По прошествии торгов представитель городской администрации заключает договор с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Действие соглашения распространяется на максимальный срок - 5 лет. Однако следует помнить, что с представителем переносной торговли договор подписывается на 1 год.

В документе прописываются важные условия, среди них - необходимость уплаты сбора за установление нестационарного объекта. Стоимость сбора за этот вид объекта торговли не вмещает его площадь. Оплата производится с момента подписания договора. Средства перечисляют городскому бюджету.

Процедура получения права размещения предусматривает предоставление льгот некоторым представителям малого и среднего бизнеса. Если на указанном месте до момента назначения аукциона уже был установлен нестационарный торговый объект, его владелец освобожден от необходимости регистрации в торгах. Остальные представители обязаны принять участие в аукционе.

Перед окончанием периода действия договора следует составить заявление о продлении срока. Это важно успеть сделать минимум за 30 дней до конца срока действия договора.

Подача заявки на участие производится от имени самого индивидуального предпринимателя, юридического лица . Участие в процедуре законного представителя возможно исключительно при наличии доверенности. Кроме этого, заявки принимают на сайте муниципалитета или в МФЦ. Отправка заказным письмом или по электронной почте также возможна.

Заявка на право размещения требует предварительной подготовки документов. Список бумаг может изменяться в соответствии с местным регламентом. Общий перечень включает:

  • заявление от участника или его представителя;
  • документ, подтверждающий факт госрегистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • устав организации;
  • документацию о присвоении ИНН и постановке на налоговый учет;
  • документацию об отсутствии долгов перед бюджетом;
  • перечня привлекаемых работников и данных об их медосмотре.

Документы должны быть оформлены в соответствии с регламентом, установленным в субъекте РФ.

Договор на размещение нестационарного торгового объекта требует тщательной подготовки. Если у соискателя есть некоторые вопросы относительно правил подачи заявки, участия в аукционе, следует обратиться к опытному специалисту. Лучший способ получить информацию - написать эксперту сайта. Он рассмотрит сложившуюся ситуацию и представит индивидуальное решение проблемы.

Мы давно привыкли к тому, что приобрести товар можно не только в обычном магазине, но и в палатке, ларьке, павильоне, а, то и просто, с машины продавца. Такая торговля традиционно считается нестационарной.
Несмотря на то, что нестационарная торговля и имеет ряд преимуществ по сравнению с обычными розничными магазинами, зачастую такие торговые точки доставляют массу неудобств жителям, портя внешний вид улиц, загораживая проходы и проезды, да и санитарное состояние территории возле них нередко оставляет желать лучшего.

Все беды нестационарной розницы объясняются просто – долгое время отсутствовали нормы ее регулирования на федеральном уровне. Вместе с тем сейчас ситуация изменилась, так как законодателем определены правила размещения нестационарных торговых объектов, а также организации ярмарок.

В первую очередь отметим, что отношения, возникающие между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон N 381-ФЗ).
Указанным нормативно-правовым актом закреплены методы государственного регулирования торговой деятельности, в том числе торговли продовольственными товарами, установлены полномочия органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также органов местного самоуправления в торговой сфере, определены требования к организации и ведению торгового бизнеса, а также обозначены меры по его развитию.

Для справки: до 01.01.2017 г. условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом N 381-Ф3 и заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 г. N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ", то есть до 15.07.2016 г., должны быть приведены в соответствие с Законом N 381-Ф3 (в редакции Закона N 273-ФЗ).
Условия договоров, противоречащие Закону N 381-Ф3 (в редакции Закона N 273-ФЗ), с 01.01.2017 г. признаются утратившими силу.

Сфера применения Закона N 381-ФЗ ограничена законодателем – его положения не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:
- внешнеторговой деятельности;
- деятельности по проведению организованных торгов;
- деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
- купли-продажи , объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.
При этом пунктом 5 статьи 1 Закона N 381-ФЗ прямо предусмотрено, что отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.
Правовое регулирование торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 381-ФЗ, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона N 381-ФЗ).
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются специальным законом – Федеральным законом от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

Обратите внимание! На основании пункта 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом N 381-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами субъектов России.

Как уже было отмечено, Законом N 381-ФЗ закреплены методы государственного регулирования торговой деятельности, одним из которых является установление требований к организации торговой деятельности и ее осуществлению. В рамках данного метода государственного регулирования Законом N 381-ФЗ установлены:
- права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность (далее – продавцы), хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (далее – поставщики), при организации торговой деятельности и ее осуществлении (статья 8 Закона N 381-ФЗ);
- права и обязанности продавцов и поставщиков продовольственных товаров в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров (статья 9 Закона N 381-ФЗ);
- особенности размещения нестационарных торговых объектов (статья 10 Закона N 381-ФЗ);
- требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них (статья 11 Закона N 381-ФЗ).
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов и организация ярмарок рассматриваются в качестве самостоятельных элементов одного из методов государственного регулирования торговой деятельности.
Рассмотрим их подробнее, но прежде отметим, что статья 2 Закона N 381-ФЗ под нестационарным торговым объектом понимает торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Аналогичное понятие нестационарного торгового объекта сегодня содержит и "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденный Приказом Росстандарта от 28.08.2013 г. N 582-ст.
Особенностям размещения нестационарных торговых объектов посвящена статья 10 Закона N 381-ФЗ.
Согласно ей размещение нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных объектов (далее – схема размещения), составленной с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок включения в схему размещения нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства от 29.09.2010 г. N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" (далее – Порядок включения в схему размещения нестационарных объектов).
Согласно пункту 3 Порядка включения в схему размещения нестационарных объектов включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях:
- достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
- размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;
- формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
- повышение доступности товаров для населения.

Обратите внимание! Не менее 60% торговых объектов в этой схеме должны занимать нестационарные торговые объекты, используемые субъектами малого и среднего бизнеса, что следует из пункта 4 статьи 10 Закона N 381-ФЗ.

Пунктом 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ определено, что схема размещения, утвержденная в надлежащем порядке, подлежит обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. Кроме того, схема размещения размещается на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления.
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. На это указывает пункт 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обращаем Ваше внимание на то, что в Законе N 381-ФЗ прямо указано на то, что утвержденная схема размещения, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения действующих, строящихся или реконструируемых торговых объектов. Это положение, кстати, подтверждается и арбитражной практикой , о чем свидетельствует, например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.07.2015 г. N Ф05-8730/2015 по делу N А41-63451/14.
Из материалов данного дела следует, что администрация города Королева Московской области (далее – администрация) отказала индивидуальному предпринимателю в переоформлении права размещения нестационарного торгового объекта и в выдаче паспорта на него. Основанием для таких действий со стороны администрации явилось включение спорного нестационарного объекта торговли в схему незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города, в связи с чем, предпринимателю было выдано предписание о демонтаже торгового павильона.
Не согласившись с действиями администрации города, бизнесмен обратился в суд, который установил произвольное препятствование администрацией предпринимателю в осуществлении экономической деятельности. Более того арбитры указали, что в рамках исполнения публичных обязанностей по обеспечению условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, свободное усмотрение администрацией в пользовании своим имуществом является недопустимым в той мере, в которой ограничиваются права и законные интересы граждан и организаций в отсутствие предусмотренных законом оснований. Руководствуясь всем вышеизложенным, суд признал действия местных властей незаконными и принял решение в пользу бизнесмена.

Обратите внимание! Пункт 7 статьи 10 Закона N 381-ФЗ регламентирует порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности.
В данной норме содержится общее предписание: такой порядок устанавливается самим собственником с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. На это указывает и постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2010 г. по делу N А13-1342/2010.
При этом и местные власти, устанавливая предписания в части нестационарных торговых объектов, размещенных на таких участках, должны соблюдать интересы собственника, в противном случае, это может расцениваться как нарушение прав собственника по распоряжению своим имуществом. В качестве примера можно привести постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2015 г. N Ф08-4634/2015 по делу N А32-40945/2014.

Статья 11 Закона N 381-ФЗ посвящена организации ярмарок и правилам продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них.
В силу пункта 1 указанной статьи Закона N 381-ФЗ организаторами ярмарок могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и индивидуальные предприниматели . Организация ярмарок и продажа товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, на территориях которых они проводятся. Иными словами, организаторы ярмарки должны руководствоваться региональными правилами проведения ярмарок даже в том случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, на что прямо указано в самом пункте 1 статьи 11 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 381-ФЗ организатор ярмарки:
- разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней;
- определяет режим работы ярмарки;
- определяет порядок организации ярмарки и порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.

Обратите внимание! Всю информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, организатор ярмарки обязан не только опубликовать в средствах массовой информации, но и разместить на своем сайте в Интернете.
Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются организациям, коммерсантам, а также гражданам (в том числе гражданам – главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
В силу пункта 5 статьи 11 Закона N 381-ФЗ места на ярмарке предоставляются продавцам на платной основе. Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КУРГАНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Методики определения размера платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории города Кургана

от 25.07.2019 N 4784)

В соответствии с , , , в целях создания методической базы и порядка определения цены права заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и размера платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана Администрация города Кургана постановляет:

1. Утвердить Методику определения размера платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории города Кургана согласно приложению к настоящему Постановлению.

3. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя руководителя Администрации города Кургана, директора Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Печерину О.Н.

Руководитель
Администрации города Кургана
А.В.ПОРШАНЬ

Приложение. Методика определения размера платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории города Кургана

Приложение
к Постановлению
Администрации города Кургана
от 10 марта 2016 г. N 1395
"Об утверждении Методики
определения размера платы
за размещение нестационарного
торгового объекта на территории
города Кургана"

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНОГО ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КУРГАНА

(в ред. Постановления Администрации города Кургана от 25.07.2019 N 4784)

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Методика разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" , Решением Курганской городской Думы от 26.11.2014 N 214 "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана" , Уставом муниципального образования города Кургана , в целях создания методической базы и порядка определения (расчета) цены права заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - Цена права заключения Договора) и размера платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана.

2. Основанием для взимания Платы за размещение нестационарного торгового объекта является Договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - Договор).

3. Размер Платы за размещение нестационарного торгового объекта, рассчитанный в соответствии с настоящей Методикой, используется для определения ежегодного размера Платы за размещение нестационарного торгового объекта по Договору, заключенному по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона, и по Договору без проведения торгов.

Плата за размещение нестационарного торгового объекта подлежит перечислению в бюджет города Кургана в соответствии с Договором.

4. Размер Цены права заключения Договора, рассчитанный в соответствии с настоящей Методикой, используется для определения начальной (минимальной) Цены права заключения Договора по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона.

Цена права заключения Договора подлежит перечислению в бюджет города Кургана в соответствии с решением Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана.

Глава 2. Определение цены права заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта

5. Начальная (минимальная) Цена права заключения Договора по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона, определяется по формуле:

Нмин = СУКСЗУ * %КС / 100% * S, где:

Нмин - начальная (минимальная) Цена права заключения Договора по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона, рублей;

(п. 5 в ред. Постановления Администрации города Кургана от 25.07.2019 N 4784)

6. Размер Цены права заключения Договора по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона, определяется в размере, равном цене, предложенной Субъектом торговли по результатам открытого аукциона на право заключения Договора.

В случае если аукцион признан несостоявшимся и была подана единственная заявка на участие в аукционе, или участник аукциона был признан единственным участником аукциона, Субъект торговли производит оплату Цены права заключения Договора в размере равном начальной (минимальной) Цене права заключения Договора.

7. Оплата Цены права заключения Договора производится Субъектом торговли в течение пяти рабочих дней после подписания Договора.

Глава 3. Определение размера платы за размещение нестационарного торгового объекта

8. Размер Платы за размещение нестационарного торгового объекта по Договору, заключенному по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона, и Платы за размещение нестационарного торгового объекта по Договору без проведения торгов, определяется по формуле:

Пд = A / 365 * Т, где:

Пд - размер Платы за размещение нестационарного торгового объекта по Договору, рублей;

Т - период размещения нестационарного торгового объекта по Договору, количество дней;

A - размер Платы по Договору в год, рублей/в год;

365 - показатель, учитывающий количество дней в году.

Размер Платы по Договору в год определяется по следующей формуле:

A = СУКСЗУ * %КС / 100% * S, где:

СУКСЗУ - средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальному образованию городу Кургану, соответствующий виду разрешенного использования для размещения объектов торговли, определяемый в соответствии с постановлением Правительства Курганской области, рублей/кв. м;

%КС - процент кадастровой стоимости для размещения нестационарного торгового объекта, установленный в размере 30%;

S - общая площадь места размещения нестационарного торгового объекта, кв. м.

9. Плата за размещение нестационарного торгового объекта по Договору вносится Субъектом торговли равными долями ежемесячно, не позднее 10 дней по окончании каждого месяца (за исключением 12-го месяца, плата за который вносится не позднее 10 декабря текущего года) на расчетный счет, указанный в Договоре. По согласованию с Уполномоченным органом, определенным Решением Курганской городской Думы от 26.11.2014 N 214 "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана" , допускается оплата в размере, превышающем ежемесячный платеж.

10. В случае изменения среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальному образованию городу Кургану, соответствующего виду разрешенного использования для размещения объектов торговли, установленного в соответствии с постановлением Правительства Курганской области, определенный согласно настоящей Методике размер Платы за размещение нестационарного торгового объекта пересчитывается Уполномоченным органом в одностороннем порядке и действует с момента его изменения без подписания дополнительных соглашений к договору.

Уже в феврале Госдума планирует рассмотреть подготовленный министерством законопроект, предусматривающий закрепление в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ " " (далее – Закон № 381-ФЗ) общих требований к организации розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов и развозной торговли (далее – ) . Проектом предполагается, во-первых, уточнение терминологии в данной сфере, определение перечня видов нестационарных торговых объектов, законодательное закрепление таких понятий, как развозная торговля (розничная торговля с использованием мобильных торговых объектов), мобильный торговый объект (оборудованное для продажи товаров транспортное средство, в том числе автолавка, мототранспорт, велосипед и др.). Во-вторых, предлагается определенным образом унифицировать на федеральном уровне правила включения мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов – речь идет именно о длительном размещении уличных объектов – в соответствующую схему и основания исключения из нее, порядок заключения и расторжения договоров на размещение торговых объектов, предусмотреть гарантии для сохранения бизнеса при необходимости перемещения торговой точки в случае, когда место ее размещения требуется для государственных или муниципальных нужд и т. д.

Несмотря на то что и ОП РФ, и уполномоченные по защите прав предпринимателей, и представители бизнес-объединений, как показало состоявшееся вчера в палате нулевое чтение законопроекта, поддерживают идею о более четком и детальном регулировании малого торгового бизнеса (сейчас особенностям размещения нестационарных торговых объектах посвящена лишь одна статья – ), тем более что развитие именно таких форматов торговли является очень перспективным для местных производителей и может повысить доступность – по цене и близости размещения торговых точек – качественной продукции для потребителей, ряд положений проекта, по их мнению, требует дополнительного обсуждения и доработки. К наиболее значимым можно отнести следующие.

Применяется ли ЕНВД в отношении розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов? Ответ – в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Объем полномочий органов местного самоуправления . Утверждение на федеральном уровне определенных требований к размещению объектов нестационарной и мобильной торговли должно было, как отметили участники обсуждения, решить имеющуюся сейчас в ряде регионов проблему произвола со стороны органов местного самоуправления при утверждении и корректировке схемы размещения торговых объектов (далее – схема), который заключается, к примеру, в предоставлении преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам и недопуске к данному сегменту рынка других, и принятия новых схем при смене муниципальных властей, что означает, по сути, отсутствие стабильности для работающих в данном населенном пункте предпринимателей. По статистическим данным, такие случаи – причина примерно трети обращений субъектов торговой деятельности к бизнес-омбудсменам. Однако предусмотренный законопроектом объем полномочий органов местного самоуправления может не улучшить, а, напротив, усугубить ситуацию. Так, не поддерживается экспертным сообществом положение о предоставлении муниципалитетам права на установление дополнительных оснований – помимо перечня, который предполагается закрепить в , – недопущения включения в схему мест размещения торговых объектов, что позволит им принимать соответствующие решения в отношении конкретных точек без надлежащей мотивировки. Вместо этого, как полагает представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Владимир Меньшиков , можно было бы указать в федеральном законе, что муниципальными актами может запрещаться или ограничиваться размещение торговых объектов на определенных территориях, например в пределах объектов культурного наследия.

Предъявляемые к торговым объектам требования . Предусмотренная законопроектом возможность утверждения конкретных требований к внешнему виду, предельным габаритам и площади нестационарных торговых объектов у экспертов вопросов не вызывает. А вот закрепление необходимости их соответствия правилам землепользования и застройки, благоустройства территории, пожарной безопасности, экологическим нормативам – без какой-либо конкретизации – и принципиальной возможности сноса в ряде случаев по правилам, установленным для самовольных построек () фактически приравнивает нестационарные торговые объекты к объектам капитального строительства, что, по мнению участников обсуждения, недопустимо.

Пока нет единой позиции экспертного сообщества по поводу обязательного определения специализации нестационарных и мобильных торговых объектов. Согласно законопроекту она должна указываться в схемах и договорах на размещение и предполагает, что товары соответствующей группы составляют в ассортименте данной торговой точки не менее 80%. Если данное требование все же будет введено, хотя оно противоречит действующему правилу о самостоятельном выборе предпринимателем универсальной или специализированной торговли (), необходимо хотя бы снизить минимальную долю специализированного товара до 50%, полагают эксперты.

Включение в схему торговых объектов вне зависимости от формы собственности на земельные участки, на которых они расположены. В настоящее время в схемы вносятся места размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и именно на них распространяется действующее регулирование (). Если такой объект устанавливается на частном земельном участке, и порядок размещения, и условия его использования определяются самим владельцем (). В законопроекте же указано, что схема будет определять места размещения абсолютно всех нестационарных и мобильных торговых объектов, в связи с чем предусматриваются отдельные требования к устанавливаемым на частных земельных участках киоскам, павильонам и т. п. По словам директора Департамента развития внутренней торговли, систематизации цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Никиты Кузнецова , в отсутствие такого регулирования сложно повлиять на внешний вид и параметры таких объектов, и это негативно отражается на восприятии архитектуры населенного пункта в целом. Однако, как подчеркнул консультант юридического отдела аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Александр Голованов , требования как минимум к внешнему виду таких объектов можно установить в правилах благоустройства территории муниципального образования (на основании п. 2 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ " "), и муниципалитет вправе предусмотреть санкции за их несоблюдение. В принципе положение о порядке определения внешнего вида и габаритов находящихся на частных участках торговых объектов можно включить и в , но этим их регулирование должно ограничиться, так как установление более широкого перечня требований приведет к нарушению права частной собственности, уверены эксперты.

Реализация прав на размещение торговых объектов . Согласно законопроекту договор на размещение объекта будет заключаться по результатам торгов на срок от пяти до семи лет с возможностью однократного продления на такой же срок (уже без проведения торгов). По мнению представителей бизнес-объединений, такое ограничение неоправданно, продление должно быть многократным, поскольку только в этом случае предпринимателям будет выгодно вкладывать средства в реконструкцию объекта для нахождения наилучшего архитектурного решения и его переоборудование (утепление и т. п.).

Кроме того, эксперты выступают категорически против введения запрета на уступку прав по договору на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта и на предоставление третьим лицам возможности использовать соответствующие объекты, поскольку возведенные павильоны являются частной собственностью заключившего договор лица, и оно вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Тем не менее для искоренения существующей практики получения права на размещение торгового объекта с целью последующей сдачи его в аренду по завышенной цене следует предусмотреть в законе конкретные случаи, когда такая переуступка возможна, подчеркнул советник Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко .

Очень важная норма касается предоставления предпринимателю гарантии получения компенсационного места для размещения торгового объекта в случае, когда участок, на котором он расположен, резервируется для государственных или муниципальных нужд или в его отношении заключается договор об освоении территории и т. д. Но порядок реализации этой гарантии должным образом не определен, в связи с чем предлагается по крайней мере обязательно включать такие места в схему при ее утверждении (сейчас в законопроекте указано, что они предоставляются, только если предусмотрены схемой), причем в определенном процентном соотношении к общему количеству мест размещения.

Регулирование развозной торговли . Поскольку данный вид торговли имеет важнейшее значение для удаленных и труднодоступных местностей, его регулирование, по мнению участников обсуждения, должно быть максимально простым. Законопроектом же не просто предусматривается утверждение требований к оформлению мобильных торговых объектов, типу и категории используемых транспортных средств, но и необходимость получения свидетельства об осуществлении развозной торговли, то есть фактически разрешения на торговлю, что, надо полагать, точно не приведет к увеличению количества таких объектов. Тем не менее определенный учет ведущих такую торговлю предпринимателей необходим, в том числе для недопущения реализации некачественных или просроченных товаров, но максимально упрощенный, полагают эксперты. Один из вариантов – использование уведомительного порядка о начале осуществления деятельности.

***
Учитывая количество замечаний к законопроекту – а выше представлены лишь наиболее существенные (помимо них, обсуждения требуют терминологическая база, в частности понятие общедоступного места размещения, особенности применения предусмотренного проектом регулирования к ряду объектов общественного питания и объектов по оказанию бытовых услуг), можно с большой вероятностью предположить, что его ждет существенная переработка. Тем не менее эксперты сошлись во мнении о том, что дорабатывать проект лучше в рамках подготовки поправок ко второму чтению, поскольку при отложении рассмотрения проекта в первом чтении принятие закона снова может отодвинуться на неопределенный срок (аналогичный законопроект был разработан еще в марте 2015 года, но в ходе обсуждения его положений так и не была выработана единая позиция). А в случае оперативной корректировки проекта с учетом мнения всех заинтересованных сторон соответствующий закон, по оценке Минпромторга России, может быть принят уже в апреле текущего года.

______________________________

С текстом внесенного Правительством РФ законопроекта № 601732-7 " " и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.



Что еще почитать