Причины индивидуального преступного поведения. Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения Причины и условия преступного поведения

В криминальной психологии существуют несколько подходов к объяснению причин преступного поведения, т.е. к пониманию и объяснению того, почему люди преступают закон и что является факторами, позволяющими им так поступать.

Можно выделить три основные группы теорий:

1 . Теории контроля – все люди от природы девиантны (способны на преступления), но социальные нормы ограничивают их поведение и носят репрессивный характер. Эти теории основаны на негативной оценке личности.

2. Социально-психологические теории – все люди законопослушны, но в силу некоторых внешних обстоятельств могут нарушать социальные нормы.

3. Психологические теории – связаны с различием в индивидуально-психологических свойствах и качествах личности, которые являются ведущими в формировании преступного поведения.

Например, теория Ю.М. Антоняна, которая в качестве психологических предпосылок преступного поведения называет феномены социально-психологического отчуждения и тревожности.

Теория связана с анализом процесса социализации.

Если в период детства были моменты эмоционального отторжения (отвергания) родителями ребенка и существовала неблагоприятная микросреда общения со сверстниками, то формируется личность, которая видит угрозу для себя, своего Я, для своего внутреннего развития во внешнем мире. По мере возрастания угрозы (это конечно субъективно воспринимаемый фактор, но тем не менее), внешний мир становится фактором опасности и человек желая освободиться от этого фактора совершает преступление (в силу тревожного модуса формирования личности).

    Психологические предпосылки преступного поведения

В качестве психологических предпосылок преступного пове­дения могут выступать феномены отчуждения и тревожности.

В конце 80-нач.90-х гг. были проведены масштабные психолого-криминалистические исследования личности преступника, психологические особенности людей совершивших различные виды преступлений, мотивация преступного поведения (Антонян, Еникеев, Эминов, Кудрявцев).

Было установлено, что значительная часть преступников находится на определенной социально-психологической дистанции от общества, его ценностей норм. Этот феномен был назван – социально-психологическое отчуждение.

Социально-психологическое отчуждение - это раз­вивающаяся чаще всего в результате эмоционального отвергания родителями (психологической депривации), из безразличия, а так­же усвоенной социально-психологической дистанцией между ин­дивидом и средой, изолированность от ценностей общества и невключенность в эмоциональные контакты, отчужденность от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (се­мья, коллектив и др.).

В психологическом плане отчуждение представляет собой как бы уход человека из межличностного взаимодействия, который имеет существенные психологические и социальные последствия, в том числе и криминогенного характера.

Сами по себе эти факторы фатально не ведут к совершению преступлений. Однако они формируют общую нежелательную направленность личности, ее бессознательные установки, предопределяющие уголовно наказуемые формы реагирования на определенные ситуации (конкретные конфликты).

Рассмотрим как данный феномен оказывает влияние на формирование преступного поведения.

Исследователи выделяют следующие аспекты отчуждения личности, значимые для понимания социально-психологических причин преступного поведения.

1) Отчуждение затрудняет усвоение человеком социальных норм, регулирующих поведение, т.н. нарушается процесс социализации. Поскольку эти нормы не усвоены личностью, не стали составной частью ее внутреннего мира, они являются для нее «чужими», не обязательными для исполнения и даже враждебными. Не случайно многие преступники не понимают, за что, собственно, их наказали, хотя знают, какой закон нарушили. Отсюда их несогласие с наказанием, что резко снижает его воспитательное воздействие.

2) Одна из причин отчуждения личности - это эмоциональное отвергание родителями своего ребенка (психологическая депривация).

Что это значит? Процесс социализации начинается с детства. В круг социальной действительности ребенка вводит взрослый. Исследования обнаруживают, что на протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности ребенка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие "уравновешенности" ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Ощущения любви, защищенности, нужности родителям жизненно необходимы ребенку. Никакой материальный достаток не может заменить эмоциональной связи с родителями. Родители, обеспечивающие ребенка отдельной комнатой, множеством игрушек, оплачивающие его занятия в секциях, кружках и тем ограничивающие свое воспитательное воздействие, делают непоправимую ошибку. Нередко дети из таких внешне благополучных семей совершают на первый взгляд "безмотивные" преступления: кражи, грабежи и другие, которые никак невозможно объяснить корыстью. Связано это с тем, что такой ребенок, выросший в атмосфере эмоционального голода, сам, с одной стороны, имеет низкий эмпатический уровень, а с другой - стремясь восполнить как-то депривацию (лишение) родительского общения, ищет признания в группах сверстников (не лучшего поведения). С целью самоутверждения в референтной группе такой ребенок и совершает преступления.

Отвергание родителями ребенка может быть явное и скрытое. В первом случае это, как правило, маргинальные семьи, где родители пьянствуют, употребляют наркотические средства, совершают аморальные, антиобщественные поступки (криминальные, аморальные). Ребенок им не нужен, с ним явно обращаются жестоко, не кормят, заставляют заниматься попрошайничеством, кражами для обеспечения своего существования, о нем не заботятся. Такой ребенок из-за отсутствия нормального общения с родителями в раннем возрасте в дальнейшем не сможет общаться с микросредой. Он будет ждать со стороны ее угрозы для себя.

Несколько по другой схеме развивается личность при скрытой депривации родителями ребенка. Это внешне благополучные семьи с материальным достатком. Однако ребенок для них является традиционным атрибутом, который принято иметь в семье. Хотя фактически ребенка не любят, сами того не осознавая, эмоциональной связи с ним нет.

В обоих случаях образуется дистанция между личностью и социумом.

В раннем детском возрасте вследствие дефектов правовой социализации, невыполнения семьей своей основной функции - включения ребенка в структуру общества посредством интернализации им нравственно-правовых норм по механизму подражания родителям - может заложить основы асоциальной личности, изолированной от социально-позитивной микросреды - семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп. При отсутствии компенсирующего воспитания это может привести к дезадаптивному противоправному поведению, во многом провоцируя рецидив преступлений.

Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье. Поведение собственных родителей является образцом для детей. Естественно, для общества будет важным, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, называются неблагополучными.

Выделяют следующие виды неблагополучных семей: 1) криминогенная семья; 2) аморальная семья; 3) проблемная семья; 4) неполная семья; 5) псевдоблагополучная семья.

3) Отчуждение личности может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной (антиобщественная) установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.

4) Отчуждение человека, изоляция от социально-позитивной микросреды побуждает его к поиску микросреды, где он мог бы найти признание и поддержку. Такой микросредой являются группы антиобщественной направленности, состоящие из таких же отчужденных и дезадаптированных личностей. Длительное нахождение в таких группах приводит к криминализации личности с последующей ее деградацией.

5) Разрыв связей человека с нормальной микросредой приводит к нарушению социального контроля, несоблюдению установленных норм поведения. Застревание в антисоциальной группе, являющейся для человека референтной, формирует чрезмерную привязанность его к данной группе, идентификацию с ней, готовность совершить любое групповое преступление.

6) Изоляция, обособление от других, уход в себя оборачивается нравственным оскудением, отсутствием эмпатии, т. е. способности чувствовать, переживать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать ему, что содействует совершению особенно тяжких насильственных преступлений.

Как показывают исследования, наиболее отчужденными являются бродяги, а среди них - алкоголики. Другая категория отчужденных - осужденные к длительным срокам лишения свободы. Многие из них раньше были достаточно хорошо адаптированы к обществу, но за время пребывания в местах лишения свободы способность к адаптации значительно утрачивается. Практические работники исправительных коллективов давно обратили внимание на такое парадоксальное, на первый взгляд, явление: отдельные неоднократно судимые рецидивисты, не имеющие устойчивых семейных и иных эмоциональных связей, после освобождения вновь стремятся вернуться в "зону".

Отчуждение само по себе не является непосредственной предпосылкой преступного поведения, оно порождает тревожность , которая, в свою очередь, становится основой преступного поведения и формирует мотивы преступного поведения, направленные на «защиту» своего социального и биологического существования.

Тревожность - это состояние эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, т.е. это беспредметный страх. Беспредметность тревожности отличает ее от страха, как реакции на конкретную угрозу. Чаще всего в основе тревожности лежат какие-то неосознаваемые личностью источники угрозы, связанные с неудовлетворением потребности в безопасности.

Тревожность может быть ситуативной, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной, являющейся стабильным свойством личности.

Как личностное свойство оно формируется вследствие эмоционального отвергания ребенка родителями и его последующего отвержения и проявляется в постоянном ощущении неуверенности в себе и своем месте в жизни, бессилия перед внешними факторами, в преувеличении их могущества и угрожающего характера, т.е. состояние тревожности выражается в субъективно серьезных опасениях за свое биологическое или (и) социальное существование.

Это свойство порождает подозрительность, мнительность, сверхосторожность, стремление защитить себя, и чем острее ощущение угрозы, тем меньше принимаются во внимание нравственные запреты и тем вероятнее совершение преступных действий. В своей массе преступников от не преступников отличает именно наличие этого свойства личности, а не временное состояние тревожности, которое может появиться у любого человека.

Криминогенность тревожности состоит не только в том, что она включает в себя беспокойство, ощущение незащищенности, уязвимости, но и в том, что она определяет специфическое восприятие окружающей среды как чуждой и враждебной. По механизму эмоционального переноса такая личность рассматривает как чуждые нормы и запреты этой среды, в результате чего выходит из-под действия социального контроля. Развиваются дезадаптивное поведение и соответствующее отношение к миру. Бессознательно проецируя свои враждебные, агрессивные устремления, побуждения на внешний мир, личность воспринимает и среду таковой. Появляется желание действовать в ущерб другим людям, обществу.

Иными словами, человек совершает преступление, чтобы не разрушились его представления о самом себе, своем месте в мире, его самоощущение, самоценность, не исчезло его биологическое и социальное бытие

По данным эм­пирических исследований, тревожность как причина преступного поведения присуща преступникам женского пола, а также несо­вершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением.

Не стоит осуждать тех, кто ступил на «кривую дорожку». Возможно, в определенный момент они не видели другого выхода из сложившейся ситуации, а может, просто хотели узнать, какое оно - криминальное поведение. Ощутить вкус свободы и авантюризма. В любом случае для таких действий у человека есть причины, именно о них сегодня поговорим.

Преступная деятельность

Криминальное поведение является не чем иным, как внешним проявлением преступной деятельности. Эта деятельность состоит из двух этапов:

  1. Мотивационный. Возникшие потребности становятся мотивами противоправного поведения. Здесь основную роль играют личностная характеристика субъекта и выбор объекта преступного действия. На этом этапе исследователи могут спрогнозировать возможные результаты преступного поведения.
  2. Реализация решения. Субъект выбирает способы, средства и орудия достижения поставленной цели, осуществляя тем самым преступные намерения.

В криминальном поведении результат действий и задуманные цели не всегда совпадают. Это может объясняться как объективными (не зависящими от человека), так и субъективными причинами. Поэтому можно сказать, что преступная деятельность - это совокупность субъективных и объективных сторон действий.

В каждой преступной ситуации всегда присутствуют ненаблюдаемые (то есть психологические) элементы, которые в значительной мере влияют на противоправные действия.

Не личность, а действия

Криминальное поведение всегда вызывало неугасающий интерес в различных научных направлениях. Усилия исследователей в основном были направлены на изучение преступной личности. Во многих психологических направлениях были предприняты попытки объяснить предпосылки криминального поведения. Единственное, в чем они были согласны друг с другом, - это тезис, что преступные действия появляются из-за болезненных исходов конфликтных в процессе индивидуализации (К. Юнг), социализации (Э. Эриксон), конструирования жизненного сценария (Э. Берн). Проще говоря, криминальная личность - это человек с неудачным процессом формирования индивидуальности и Правда, сегодня это направление многими исследователями признается неконструктивным по нескольким причинам:

  1. Понятие «преступная личность» является удобным, если приходится изучать уже сформировавшегося (состоявшегося) преступника, а не потенциального девианта.
  2. Определение «преступная личность» неконструктивное само по себе, так как предполагает существование непреступной личности, а это противоречит идее о том, что базис противоправного поведения (ложь, агрессия) присутствует в каждом человеке.
  3. Личность не может быть объектом познания. Конечно, человека можно изучать частично, но личность не должна являться экзистенциальным центром мира.

Поэтому логичнее всего изучать не личность преступника, а преступное поведение, которое изначально заложено в основе человеческого бытия.

Страх смерти

Часто носит деструктивный характер. Берталанфи считает, что девиантные формы поведения существуют в человеке изначально. Эти формы обусловлены способностью к абстрактному мышлению. Благодаря этой способности человек может осознать конечность своей жизни. Конечно, он не способен сознательно определить страх смерти, но он есть и оказывает большое влияние на жизнь.

То, что существование имеет финишную черту, делает жизнь лишенной смысла. Тревога смерти ведет за собой тревогу бессмысленности и пустоты существования. Но так как тревога является диффузным и беспредметным переживанием, человек не может понять, чего он, собственно, боится. Поэтому он пытается найти источник своих страхов, субъективно трактуя безобидные вещи как угрожающие. В этом кроется одна из причин криминального поведения. Проще говоря, готовность нарушить закон обусловлена особенностями человеческого существования.

Формирование и реализация преступных намерений

Основополагающим фактором криминального поведения является взаимодействие индивида со средой обитания. Отдельно следует рассматривать и психический статус человека. Психологи создали такую причинную цепочку:

  1. Отчуждение.
  2. Возрастающая тревожность.
  3. Формирование мотива.
  4. Преступное действие.

Под отчуждением понимался уход от межличностного взаимодействия с другими людьми. В свою очередь, это может привести к отсутствию каких-либо представлений о том, как люди должны вести себя в той или иной обстановке.

В результате отчуждения возрастает внутренняя тревожность. Человек ощущает беспокойство, а окружающая среда представляется ему холодной и агрессивной. Такое состояние может вызвать ответные агрессивные реакции. Социальные нормы и правила начинают восприниматься как принадлежащие группе, к которой отчужденная личность себя не относит. Криминогенное значение имеет и отсутствие эмпатии, когда человек не способен эмоционально сопереживать.

Разновидности отчуждения

В психологии различают два вида отчуждения:

  • От социума и его ценностей. Как результат - индивид начинает перенимать негативные нравственные представления и примеры поведения родителей. Взрослый человек реагирует на любое произошедшее событие согласно паттерну, который усвоил в детстве, и, как правило, этот паттерн ребенок заимствует у взрослых, что его окружают.
  • Психологическая отчужденность. Причиной этого феномена является эмоциональное неприятие родителями своего ребенка.

Если в семье нет теплых эмоциональных отношений, это нередко становится причиной девиантного (криминального) поведения.

Отсутствие таких взаимоотношений порождает развитие тенденций, что лежат в основе противоправного поведения. Они, конечно, не влияют сами по себе, но, сталкиваясь с человеческой природой, усиливают фактор тревожности, формируя особое мировоззрение.

Тревога

Согласно недавним исследованиям все преступники страдают от высокой тревожности, которая заключается в беспокойстве, неуверенности в себе и ощущении надвигающейся опасности. Такие состояния являются стабильными, но время от времени они могут повышаться или понижаться. В любом случае мотивы преступления продиктованы именно этим качеством. Совершая преступления, человек пытается сохранить себя как личность и воссоздать свою целостность. Он просто пытается утвердить свое право на существование.

Уничтожить носителей угрозы

Обычно преступники утверждают это право за счет других. Если индивид ощущает, что находится в угрожающей ему среде, то снять свой бессознательный страх можно, отодвинув других людей от себя, а еще лучше - уничтожив носителей угрозы. Именно последний вариант в субъективном плане считается более выгодным, ведь, если не будет этих носителей, индивид сразу же решит все свои психологические проблемы и существование наконец приобретет смысл.

Также частой причиной преступлений выступает жажда власти, хотя глубинный смысл все тот же - управляя носителями угрозы, человек частично снимает с себя напряжение. Поэтому в целом можно сказать, что основная часть преступлений носит субъективный характер - человек защищает себя от, как ему кажется, угрожающих факторов.

Виды криминального поведения

Сегодня оно имеет достаточно большое количество разновидностей:

  • Профессиональное. Главной целью преступления является получение необходимых для существования средств. Преступник готовится к правонарушению заранее, и для него преступная карьера является основной жизненной целью.
  • Уголовное. Сюда относят опасные государственные преступления, подделку валюты, умышленные убийства, угон транспорта.
  • Хозяйственное. Обычно «хозяйственные преступники» уклоняются от уплаты налогов, подпольно продают сырье с предприятий, осуществляют крупные банковские аферы и т.д.

  • Корыстное. Основная цель преступника - обогатиться за счет чужого имущества.
  • Организованное. Преступления осуществляются группой людей, в этой группе есть своя иерархия, каждый участник отвечает за свою «зону действий».
  • Политическая преступность. Злоупотребление властью, устранение политических соперников, организация террористических актов и заказных убийств.

Форма деградации

Поведение в криминальных ситуациях может быть нескольких видов. В первом случае преступник относится с избыточной жестокостью к жертве, его насильственные действия невозможно предсказать, объекты и предметы нападения разбросаны, а мотив преступления сложно идентифицировать.

Во втором случае возникают из-за смещения агрессии в сторону фрустрации. К примеру, преступник был чем-то в жизни не удовлетворен, и у него наблюдалась склонность к суициду. Но это поведение трансформировалось в направленную на определенный объект агрессию, и тот, кто изначально не имел никакого отношения к недовольству преступника, превратился в «бич его жизни».

Еще одной формой криминального поведения является отсутствие мотивации или же безмотивное правонарушение, совершенное по неосторожности.

Таким образом, можно сказать, что склонность к правонарушению является частью человеческой природы. Просто кто-то способен подавлять свою тревожность интересными занятиями, новыми знакомствами, веселым времяпрепровождением, а кому-то кажется, что весь мир настроен против него.

Широко рассмотрены в криминологии, где изучаются возможности предотвращения будущих противоправных деяний и расследования предшествующих событий. Это необходимо и для исключения формирования условий, в которых человек способен совершить преступление. Так, к примеру, пьянство и безработица способны в разы повысить риски криминогенности в регионе.

Процесс формирования предпосылок к осуществлению противоправного деяния

Механизмы индивидуального преступного поведения рассматривают далеко до начала зарождения мотива к осуществлению задуманного. Учитывают окружение человека, его социальный уровень, рабочую среду. Анализируется психофизиологическое состояние, умственные способности.

Рассматривая механизмы индивидуального преступного поведения, выделяют несколько последовательных этапов зарождения мотива к противоправному деянию. У каждого индивида должны пройти все 3 стадии. Если миновать хотя бы одну из них, у человека возрастает шанс вовремя остановиться и задуматься о последствиях.

Этапы механизма индивидуального преступного поведения:

  • Осознанность будущего поступка. Часто это длительный внутренний процесс формирования мотивации. Побуждать к противоправному действию могут окружающие обстоятельства, личные размышления, базирующиеся на накопленном жизненном опыте.
  • Утвердившиеся намерения. Человек подробно продумывает метод совершения проступка, выбирает жертву и оправдание для себя. Намечен четкий план действий, выбрано орудие преступления, место, где должно все произойти.
  • Складывается ситуация в механизме индивидуального преступного поведения, называемая противоправным физическим актом или деянием, опасным для общества.
  • Механизмы преступного поведения включают психологические терзания индивида после осуществления противоправного акта.

Период формирования условий для проступка

К основным элементам механизма индивидуального преступного поведения относят: мотивацию, планирование, исполнение. Первый формируется под влиянием внешних условий. К ним относят уровень социальной защищенности, коллективное влияние, военные действия.

Основные элементы механизма индивидуального преступного поведения не реализуются без мотивации. Она выступает как первоисточник для побуждения человека к действию. Может появляться при нехватке благ: денег, пищи, других потребностей.

Часто мотивация формируется независимо от воли человека. Однако само действие происходит осознанно по заранее продуманному плану. Психологический механизм индивидуального преступного поведения работает всегда под влиянием внешних условий:

  • Расслоение доходов в обществе.
  • Праздный образ жизни окружающей человека группы: тунеядство, алкоголизм, презрение положительных качеств общества.
  • Преступное окружение, где воровство и другие более тяжкие поступки воспринимаются как норма поведения.

Планирование

Структура механизма индивидуального преступного поведения включает период, когда человек досконально продумывает метод и время своего поступка. Им учитываются инструменты, которыми будет совершено противоправное действие. Выбираются подходящие события.

Планирование - неотъемлемая часть преступления. Так как любое противоправное действие происходит осознанно, а значит, умышленно. Временные рамки человек вынужден учитывать. Это и старается доказывать криминалистика, указывая на виновность в проступке.

Объединяясь с мотивом, планирование преобразуется в действие. Цель и метод его реализации зависят от множества факторов, обусловленных жизнедеятельностью человека. Здесь большую роль играет накопленный опыт предыдущих лет, привычки, цели.

Положительный образ жизни не всегда исключает появление мотива. Так, преступление может быть совершено из-за зависти более удачливому оппоненту или из-за расовой ненависти. Планирование начинается только тогда, когда человек четко определил конечную цель.

Мотивы

Криминалистами рассматриваются причины, условия и механизм индивидуального преступного поведения. Первая составляющая определяет начальную стадию, когда человек впервые задумывается о совершении проступка. Эти мысли возникают по многим причинам:

  • потребности материальные, сексуальные;
  • психологические отклонения;
  • ощущение опасности;
  • желание завладеть знаниями.

По условиям, в которых ежедневно находится человек, криминалисты в состоянии определить, будет ли он в будущем способен совершить преступление. Так, новые законы способны перевести законопослушных граждан в категорию преступников лишь одной формулировкой. Само же понятие механизма индивидуального преступного поведения относят больше к внутренним противоречиям индивида. Рассмотрим их подробнее.

Понятие психологического механизма индивидуального преступного поведения рассматривается исходя из двух точек зрения:

  1. Мотив потребностей материальных.
  2. Потребностей социальных.

Материальные мотивы менее агрессивные и направлены на обогащение индивида. Здесь играют роль блага: деньги, предметы, драгоценности. Сюда относят все то, что можно забрать, ощутить физически.

Социальные потребности относят к благам морального плана. Они порождают преступления во имя веры, сексуального характера, удовлетворения личных амбиций. Мотив возникает из-за злости, ненависти, личных убеждений, ради самоутверждения.

Виды потребностей

Мотив, возникающий на основе потребностей материальных, может быть нескольких видов в зависимости от некоторых условий:

  • Жизненно необходимые потребности порождают преступную деятельность. Так, человек совершает противоправный поступок для добычи пропитания, когда другого выхода не остается.
  • Мотив преступления может сформироваться и при потребностях, обычных для данного общества.
  • Завышенные потребности также толкают человека на преступление. Это проявляется при желании иметь больше, чем у окружающих. Иначе это стремление называют гипертрофированным для данного общества.
  • Отдельное место в криминалистике занимает исследование извращенных потребностей. Мотив к преступлению здесь наиболее вероятен. Он возникает на фоне алкоголизма, наркомании, игры на деньги. Эти желания человека направлены на причинение ущерба обществу, иначе они называются извращенными.

Материальный мотив определяет механизм индивидуального преступного поведения, и его элементы рассматриваются с позиции желания индивида обогатиться за счет окружающих. В эту группу входит большинство мелких и средних по ущербу преступлений.

Мотив, возникающий из-за социальных потребностей, появляется ради удовлетворения психологической составляющей преступника. Противоправные действия становятся результатом мести, ненависти расовой или классовой, зависти. Индивид действует ради собственного самоутверждения или повышения значимости в обществе.

Система ценностей как барьер к формированию мотива

Рассматривая механизм индивидуального преступного поведения, понятие и элементы стараются классифицировать по психологической составляющей. Так, мотив часто возникает благодаря проявлению интереса, чувств негативных и положительных, влечения (чаще полового), эмоций. Целью поступков может быть удовлетворение физических потребностей, жажды власти, получения похвалы и одобрения окружающих.

Каждому индивиду с ранних лет прививается система ценностей, которая становится барьером на пути совершения преступления. Совесть, страх перед не дают совершить противоправное действие. Но часто именно эти ценности делают человека заложником ситуации, когда другого пути уже не остается. Это возможно в периоды кризисов, безработицы, стихийных бедствий.

Система ценностей необходима обществу. Она может выполнять негативные функции:

  • Мотив укрепляется за счет убеждений общества, перекрывая собственные. Медийные организации влияют на формирование антиобщественных действий.
  • В истории имеются примеры, когда религиозные или политические убеждения становились мотивом для преступного деяния нескольких миллионов людей. Это происходило и происходит при национализме. Поколения растили на основе религиозных лжеучений, называющих целые страны отступниками и призывающих к убийству неверных.

Реализация задуманного

В механизме индивидуального поведения выделяют несколько вариантов деяния, в зависимости от сложившихся обстоятельств. Рассмотрим их, как отдельные группы преступлений:

  • Конкретизации мотива еще не произошло. В действиях наблюдается спонтанность. Чаще это происходит при смене обстановки на неблагоприятную и некомфортную для человека.
  • Работают инерционные механизмы поведения без намеченных целей и здравой оценки ситуации, когда человек не задумывается о последствиях своего поступка.
  • Мгновенная реакция на негативную ситуацию. Индивид воспользовался первым попавшимся на его пути инструментом.
  • Действие происходит без раздумий, ослаблен процесс осознания серьезности поступка. Преступник не в состоянии контролировать себя.
  • В криминальном процессе отсутствует действие разума, присущи больше механические движения. В этом случае основная часть преступления совершается без смысловой нагрузки.
  • В последнем случае весь период преступления совершается под влиянием одного лишь бессознательного состояния. Большую часть занимает психический процесс.

Каждое противоправное деяние является результатом действия мотива. Криминология выделяет источники формирования сознательные и бессознательные. Тогда как уголовное право выделяет только умышленные преступления.

Объективная действительность и внутренняя составляющая

Каждое противоправное действие есть результат некоторой взаимосвязи психического состояния человека и окружающей действительности. Внешние факторы определяют направленность поступка.

Можно выделить несколько звеньев в формировании индивидуального преступного поведения:

  • Становление личности. В этот период внешняя среда оказывает максимальное действие на формирование внутренних качеств. Определяются социальные нормы.
  • Социальная среда оказывает негативное действие. У индивида формируется антиобщественное видение мира, вырабатываются пагубные привычки. Так, воровство становится нормой в некоторой группе. Переместившись в новое место, индивид уже не может избавиться от преступного навыка.
  • Риск преступления повышается, когда у индивида уже сформировались антиобщественные социальные нормы, и он попадает в кризисную жизненную ситуацию.

Окружающая действительность

Большинство исследователей данного вопроса сходятся во мнении, что в криминогенной ситуации отходят на задний план личностные установки человека. Сознание и воля полностью подчиняются текущему процессу, подавляются стрессом, конфликтными событиями. С другой точки зрения, антиобщественные настроения индивида могут возобладать над разумом, и в благоприятных условиях совершается преступление.

Фактор внутренних антиобщественных настроений играет существенную роль в совершении противоправного деяния, но его рассматривают в совокупности со сложившимися условиями.

1) Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения.

Одна из составных частей причинного комплекса преступлений – это условия и причины преступного поведения.

Этот комплекс представляется зависимостью причин от поведения преступника до общих причин преступления, так как в итоге, преступления совершаются конкретными представителя общества, которые носят его устои и условия жизнедеятельности в реальном проявлении во всем своём многообразии.

В самом общем виде, причины преступления – это некая противоправна мотивация личности, которая базируется на антиобщественной установке, складывающаяся постепенно у лиц, под влиянием неких условий, всего их два:

  • Первая (причины, формирующие потребности, ценности и интересы личности)
  • Вторая (причины, относящиеся к процессу совершения преступления непосредственно, они и порождают ситуацию криминогенного характера)

Таким образом, процесс совершения преступления это результат взаимодействующих между собой негативных условий, внешних обстоятельств, психологической и нравственной характеристики личности.

Проанализируем структуру преступного поведения, точнее цепочки причин, которые вследствие которых происходит противоправное деяние, нарушение закона.

Всему этому предшествует предвидение результат и постановка цели деяния.

Это возникает в сознании, базируясь на уже существующих элементах (на опыте, психологической характеристики личности, на взглядах и интересах).

При рассмотрении причинности совершенного преступления, важно рассмотреть результат взаимодействия внешней ситуации и самой личности.

Из этого следует, что взрослый человек, все значимые воздействия внешней среды пропускает через своё сознание и особенности личности, между средой и человеком есть многогранная и сложная следственно-причинная зависимость. 1

Особенность причинной связи заключается в образовании внутреннего содержания детерминации, выражая при этом её сущность.

Являясь одним из видов закономерной связи, в тоже время причинности свойственны уникальные черты, такие как непрерывность (временная и пространственная), необратимость, всеобщность и объективность. Причинная связь, по своей природе, генетична, так как вызывает за собой необратимое следствие.

Преступного поведения не существует, так же как его причины, если присутствуют лица с конкретной системой потребностей, установок и ценностных ориентаций, которые могут с подвигнуть его на совершение преступления, даже если такие люди находятся в среде, в которой поощряется нарушение норм закона, при этом, реализация намерений преступника невозможна.

Такие лица могут находиться под определённым контролем (например, в местах отбытия наказания, или данные объекты находятся под охраной.2

2) Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.

При анализе причин совершенного преступления, в криминологии нельзя забывать о роли в поведении личности социально-психологического механизма.

Под данным механизмом следует понимать совокупность психологических и социальных предпосылок в поведении личности, которые в свою очередь обуславливают продуманность и последовательность в выборе вариантов действия, выбирая из представленных наиболее предпочтительный.

Главным звеном в причинной последовательности является внутренне побуждение, т.е. мотив. В качестве первооснов, в процессе формирования потребности, выступают потребности, а по мере осознания потребностей, они переходят в интересы, а интерес уже перерастает в стремление.

Стремления, интересы и потребности в совокупности представляют собой ядро мотива, получая при этом некую эмоциональную окраску в форме раздражения, огорчения или радости (чувственные проявления).

Одним из главнейших элементов механизма выступает воля, под которой понимается регулирование человеком своих действий, в сознательном состоянии, которые требует преодоления внешних и внутренних препятствий.

Причинная цепочка заканчивается понятием реализации и принятия поведенческого решения, направленного на совершение преступления (противоправного деяния).

Стоит обратить внимание на то, что каждое из звеньев цепочки представляют собой некие возможности профилактического характера.3

Прежде всего, это касается надлежащего нравственного формирования личности, выработка интересов и потребностей, оправданных социально, а так же оказание воздействия на определённое лицо, для целей формирования у него знаний по регулированию своих действий в полезном для социума направлении, и стараться согласовать свои интересы и интересы общественности.

Ситуация криминогенного характера, которая не является конкретной причиной совершения правонарушения, занимает в свою очередь место между преступлением, средой и личностью преступника. Предшествую преступлению. Преступление не совершается, если для его осуществления не существует подходящих условий.

Помимо постановки цели и определения мотивации, в поведение человека входит эмоциональная сфера, творчество и воля.

Для индивидуализации специфики реакции и поведения, важное значение отдаётся особенностям биологии человека — процессам, связанным с проявлением элементарных реакций и поведения.4

3) Понятие ситуации совершения преступления. Криминогенные ситуации и их разновидности.

Преступность – это правовое и социальное явление, изучаемое разными науками, каждая из которых изучает отдельные стороны. Но только криминология способная охватить преступность как проблему целиком.

Криминология изучает преступность с точки зрения негативного явления, существующего в обществе, которое непосредственно связанно с другими явлениями со своими закономерностями, которые требуют специфических методов и форм борьбы.

Поэтому понятие преступности является исходным для криминологии положением.

Будучи основным элементом криминологии, термин преступности определял границы и объем научного поиска в сложном криминологическом комплексе много образных явлений и процессов социальной жизни.

Преступность — понятие собирательное, представляющее собой явление, которое включает в себя совокупность актов поведения (индивидуального) преступника.

Для преступника свойственно преодоление индивидуальных черт и наличие общих для всех преступных деяний признаков, совокупность которых и определяет ее понятие.

Преступность в криминологии – это изменчивое (исторически) системное и массовое явление, которое проявляется как совокупность опасных и наказуемых деяний в обществе, а так же лиц, совершивших правонарушения, на конкретной территории и на конкретный момент времени.

Совокупность представляет собой структурно-системное образование, с наличием многообразных взаимосвязей преступников и преступлений, а так же видов преступлений и самой преступности.5

Ситуация – это то, что влияет на поведение человека в конкретный момент времени, это некий комплекс обстоятельств, которые могут как препятствовать, так и способствовать совершению преступления, либо быть нейтральными.

Роль ситуации определенно зависит от группы факторов, определяющих «лицо» превалирующих в данной ситуации. В этой связи можно выделить две основные группы ситуаций, это криминогенные и не криминогенные.

Криминогенные – это ситуации, положительно влияющие на процесс складывания преступного замысла и цели правонарушения, а так же благоприятны для того, чтобы достичь результат преступного деяния.

Подобные ситуации содержат в себе моменты провокации.

Криминогенные ситуации можно разделить на:

· Непосредственно связанные с личностью и деятельностью субъекта

·Непосредственно связанные с предметом преступления

· Смешанные.

Ситуации в данной группе, часто бывают следствием целенаправленности поступков субъекта, которые являются наиболее благоприятными для того, чтобы осуществить задуманные преступные намерения. Они могут создаваться действиями, первоначально направленными на другое преступление или достижение иной цели, включая аморальное и антиобщественное поведение, исключая преступное.

Ситуация вот второй группе, чаще возникает вследствие недостатков и упущений в процессе функционирования органов государственной власти, а так же общественных и хозяйственных организаций. Ситуации криминогенного характера не существуют в чистом виде, а состоят из криминогенных факторов.

В каждой из них в том или ином виде, в разных формах и долях действуют и антикриминогенные факторы.6

4) Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.

То, как действует преступник, нередко зависит от действий самого потерпевшего. Который своим поведением, поступками, может подтолкнуть человека на совершение преступления.

Цели изучение поведения потерпевших:

Понимание причины совершенного преступление, понимание того, что предшествовало этому

Определение ущерба, нанесенного преступлением

Профилактика преступлений

Криминологии потерпевший интересен в первую очередь, как субъект, или по-другому жертва преступления, которому был причинен вред. Уже потом как элемент поведения преступника, как часть ситуации, которая могла повлиять на поведение лица, совершившего преступление.

У потерпевшего всегда есть роль в преступлении, которая может быть:

Нейтральная (которая не способствует совершению противоправного действия)

Криминогенная (та, которая сама по себе способствует совершению правонарушения)

Некриминогенная (которая препятствует совершению правонарушения)

Такое явление как подверженность риску стать жертвой преступления, носит название Виктимность. Такая способность (стать жертвой) обуславливается одним из следующих факторов:

Криминогенная обстановка на территории проживания индивида (чем выше уровень преступности, тем сильнее страх стать жертвой преступления)

Особенности личности потерпевшего

Возраст (т.к. например жертвами насильников, чаще становятся дети)

Род занятий (например, таксисты)

Манера поведения потерпевшего

С позиции Виктимности, поведение потерпевшего может носить один из следующих характеров:

Нейтральный (манера поведения не способствует совершению преступления)

Положительный (манера потерпевшего противодействует преступлению)

Неосторожный (непринятие мер предосторожности, с цель избежать преступления, относится с легкомысленностью к криминогенной ситуации)

Провоцирующий (непринятие определенных мер по предотвращению преступления, относится с легкомысленностью к криминогенной ситуации)

В гражданском праве есть понятие вины потерпевшего, и оно имеет немаловажное значение, является правовой категорией.

Поведение потерпевшего может быть не только неправильным, но и безнравственным. Для криминологических выводов это чрезвычайно важно, ибо, например, не может быть однозначной оценка потерпевших в приведенном выше примере грабежей в районе Золотого кольца и потерпевшей от изнасилования, всем своим предшествующим поведением звавшей к определенным действиям. Безнравственность потерпевшего есть ключ и к проблеме причин преступности (конкретного преступления), и к уяснению механизма преступного поведения.

В свете сказанного очевидно, какое большое значение в качестве составной части предмета криминологии имеет учение о жертве преступления и как важен виктимологический анализ понятия преступности.7

Большую практическую помощь в познании личности жертв преступлений оказывает разработанная в криминальной виктимологии классификация потерпевших в зависимости от характера преступлений, причинивших вред. В основу этой классификации, как правило, положены составы преступлений, объединенные общим объектом (например, потерпевшие от преступлений против собственности). С учетом психофизических особенностей выделяются несовершеннолетние, женщины, лица пожилого возраста; нравственно-психологические особенности позволяют выделить жертв с отрицательной либо положительной нравственной направленностью; социально-ролевые признаки лежат в основе отнесения к жертвам лиц определенной специальности и рода занятий, а также потерпевших от ранее совершенных преступлений, свидетелей этих преступлений.

Для обеспечения потребностей предупреждения преступлений большое значение имеют уровни виктимизации. Выделяются два таких уровня: первый — складывается из данных о непосредственных потерпевших от преступления (в основном — потерпевшие, фигурирующие в уголовном деле или выявленные в ходе социологического исследования); второй — из данных о членах семей потерпевших, фактически также пострадавших от преступных посягательств.8

Список литературы

1. Криминология/ С.А. Степанчикова. – М.:МИЭМП, 2010. –190 с.

2. Криминология /В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

3. http://www.pslog.net/study-34-5.html

4. Криминология / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

5. Криминология/ С.А. Степанчикова. - М.:МИЭМП, 2010.-190 с.

6. Криминология. Учебник для вузов / А. И. Долгова. – М.: НОРМА, 2001. – 784 с.

1 Криминология: Учебник для вузов / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

2 Криминология. Учебник для вузов / А. И. Долгова. – М.: НОРМА, 2001. – 784 с.

3 Криминология /В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

4 Криминология/ С.А. Степанчикова. - М.:МИЭМП, 2010.-190 с.

5 Криминология / В.Д. Малков. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.

6 http://www.pslog.net/study-34-5.html

7 Криминология /В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

8 Криминология/ С.А. Степанчикова. – М.:МИЭМП, 2010. –190 с.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения

Конкретное преступление на индивидуальном уровне предстает «кирпичиком» преступности. На нее действуют все те детерминанты, которые влияют на преступность в целом. Но на этом уровне они преломляются через психику индивида.

На индивидуальном уровне детерминация преступного поведения не сводится только к психологическим дефектам поведения, хотя они в первую очередь выделяют те или иные индивидуальные деформированные свойства личности. На преступное поведение индивидуума также влияет деформация социальной реальности. Вместе они выступают причинами конкретного преступления на индивидуальном уровне.

Отсюда причины и условия совершения преступления на индивидуальном уровне следует искать в деформации нравственно-правового сознания личности, ее отношения к общественным интересам, среды, в которой формируется такая личность, а также в самой криминогенной мотивации и ситуации, в которой находилась данная личность в момент совершения преступления.

Детерминантами конкретного преступления являются нехарактерные для лиц с правопослушным поведением особенности формирования личности внешней средой, ее психической деятельности и комплекса объективно существующих внешних обстоятельств, в которых она функционирует. Преступление - это всегда проявление особенностей в поведении личной позиции, свойств личности, связанных с дисгармонией или деформацией потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Во взаимодействии с особенностями среды, в которой функционирует личность, эти особенности определяют мотивы и мотивацию преступного поведения, выбор и реализацию его целей и свойств. Следует понимать, что эти особенности личности развиваются в течение длительного времени и, как правило, в неблагоприятной среде. Существует и обратная связь в этом процессе. По мере формирования личности с социально-негативной позицией она все активнее усваивает криминогенные ценности, ускоряя тем самым социальную дезадапцию (неприспособляемость).

Отсюда причины и условия конкретного преступления следует искать в: 1) среде, формирующей дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентаций, которые становятся основой криминогенной мотивации личности; 2) самой криминогенной мотивации; 3) криминальной (криминогенной) ситуации, в которой находится личность в период формирования, жизнедеятельности и непосредственно в момент совершения преступления; 4) психофизиологических и психологических особенностях личности, усиливающих ее чувствительность к криминогенным внешним влияниям и стимулирующие превращение их во внутреннюю позицию.

С учетом изложенного социально-психологический механизм индивидуального преступного поведения включает в себя следующие элементы: 1) криминальную мотивацию; 2) постановка цели и планирование преступных действий; 3) принятие решения; 4) наступление преступного результата.

В целом механизм индивидуального преступного поведения - это взаимодействие между собой психических процессов и состояний личности с внешней средой, детерминирующее выбор и реализацию преступного варианта поведения из нескольких возможных вариантов поведения.

Важнейшим элементом психического процесса является мотивация поведения, а в преступном поведении - криминальная мотивация.

Центральное место в механизме поведения человека занимает мотив как внутреннее побуждение к действию. Мотив - это такое внутреннее состояние личности, которое детерминируется ее потребностями, побуждающее к активным действиям для достижения определенной цели.

В основе формирования мотива лежат потребности человека. Они разнообразны по форме и содержанию, но только некоторые из них становятся для человека ведущими в выборе конкретных целей. Для их достижения подбираются соответствующие пути и средства в зависимости от морально-этических ценностных установок личности лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Потребности человека отражают его нужду в чем-либо. Классифицировать потребности можно на шесть основных групп: 1) материальные; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в социальном общении (уважении, признании, одобрении); 4) сексуальные потребности; 5) потребность в знаниях; 6) мировоззренческие потребности.

Выбрав некоторые потребности в качестве ведущих, личность проявляет к ним и путям их удовлетворения осознанный интерес . Например, потребность властвовать над людьми может вылиться в доминирование в семье (ближайшем окружении) с применением насилия.

Постоянное проявление интереса к какой-либо потребности (к примеру, к извращенным сексуальным потребностям) может развиться во влечение и быть эмоционально окрашенным. Влечение и эмоции играют сильную мотивирующую роль в преступном поведении. Они, как правило, носят органический (биологический) характер. Часто влечения и эмоции порождают агрессивное поведение, порой выливающееся в преступление.

Те или иные потребности, интересы, влечения или эмоции перерастают в мотив преступления под воздействием иерархии ценностей , которая у каждого человека своя. Ценности - это предметы, идеи, нормы, идеалы, которые нужны людям для удовлетворения их потребностей и интересов. Вместе они показывают ценностную ориентацию человека (например, корыстная ориентация может сформировать корыстный мотив). Самостоятельными элементами ценностной ориентации выступают нравственное и правовое сознание личности, которое препятствует развитию механизма преступного поведения.

Мотивация - это психическое явление, характеризующее личность и представляющее собой совокупность ее мотивов в их развитии, взаимодействии и реализации.

Криминальная мотивация включает в себя выбор решения совершить преступление для удовлетворения той или иной потребности в связи с проявлением к ней определенного интереса под воздействием антиобщественной установки. Преступление, таким образом, является выражением, объективизацией воли лица, за которым стоит позиция личности, мировоззрение как система ее базовых ценностей.

По содержанию мотивов умышленных преступлений выделяются следующие виды побуждений, реализуемых преступным путем: а) корыстные, т.е. побуждающие к личному обогащению; б) поддержание элементарных потребностей как биологического существа; в) пренебрежение к общественным интересам, нормам поведения; г) враждебное отношение к другим людям, окружению; стремление причинить им вред; д) межличностные конфликты; е) проявление извращенных потребностей; ж) подчинение чужим приказам, давлению, авторитету.

Вторым элементом механизма преступного поведения является планирование совершения преступления . Оно начинается с определения субъектом его целей, выбора объекта преступной деятельности и средств достижения намеченной цели, а также место и время совершения преступления. На этой стадии механизма преступного поведения преступление из абстрактного намерения превращается в реальность.

Третьим элементом механизма преступного поведения является принятие решения на совершение преступления или исполнения поступка как психической стороны поведения. Оно охватывает: во-первых, преступное деяние (действие или бездействие); во-вторых, его результат, состоящий в причинении вреда личности, имуществу, государственных и общественным интересам; в-третьих, влияние внешней среды на поведение лица и наступление последствий.

До этой стадии предметом криминологического изучения являются причины формирования антиобщественных черт личности преступника, которые затем выступают в качестве причин совершения преступления; взаимодействие факторов, относящихся к личности и конкретной допреступной ситуации, которые порождают затем преступление, и т.д.

Все элементы механизма преступного поведения наиболее полно проявляются в умышленных преступлениях.

Наряду с социально-психологическими особенностями личности преступника в механизме преступного поведения важное место занимает комплекс внешних обстоятельств, а в механизме конкретного преступления - конкретная жизненная ситуация. Под конкретной жизненной ситуацией понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. В криминологическом смысле - это событие или состояние, вызвавшее решимость совершить общественно опасное действие, способствующее или препятствующее ему. Конкретная жизненная ситуация в криминологическом понимании именуется криминологической ситуацией . Это такая ситуация, в которой происходит весь комплекс формирования особенностей личности и среды, имеющий отношение к совершению или несовершению преступления.

Ситуации, исходя из их содержания, в криминологии разделяют на криминогенные (содержащие объективные предпосылки преступления) и антикриминогенные (нейтральные или препятствующие совершению преступления).

Криминогенная ситуация - совокупность факторов (обстоятельств), приводящая к ситуации высокой степени вероятности совершения преступления, т.е. - это ситуация высокой степени вероятности совершения преступления, в динамике может развиться в криминальную ситуацию , а именно: в ситуацию совершения преступления. Тем самым, криминальная ситуация предстает одним из вариантов развития криминогенной ситуации. Для того, чтобы криминогенная ситуация развилась в криминальную ситуацию, необходимо, чтобы в ней начал действовать субъект преступления, преследующий преступные цели или имеющий хотя бы асоциальную установку. Его действия в сложившейся ранее криминогенной ситуации трансформируют ее в серию криминальных , представляющих собой систему из сочетания предкриминальных , криминальных и посткриминальных ситуаций. Предкриминальные ситуации формируются и существуют в период подготовительных действий преступника; в собственно криминальных ситуациях преступник совершает действия, направленные на достижение преступного результата; в посткриминальных ситуациях происходит сокрытие следов преступления, легализация или реализация похищенного и т.п.

В механизме индивидуального преступного поведения особо выделяется виктимологическая ситуация, центральное место в которой занимает жертва преступления. Сложившаяся виктимологическая ситуация, связанная со значительным ростом числа жертв преступлений, привела к становлению самостоятельного раздела криминологии - криминологической виктимологии как учению о жертве преступления, ее социальных установок, психологических особенностей, регуляторов поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Многие преступления в определенной степени обусловлены поведением самих жертв. Но это не дает основание перекладывать всю вину с преступника на потерпевшего. Главное для виктимологии разработать особые, нетрадиционные меры по предупреждению преступлений. С криминологической точки зрения виктимология изучает процесс виктимизации всего населения и отдельных социальных групп его представителей.



Что еще почитать