Кто несёт ответственность за состояние охраны труда от на предприятии.

Оглавление книги Следующая страница>>

Ответственность администрации за состояние охраны труда.

Руководители предприятий, начальники цехов и участков несут ответственность за общее состояние охраны труда, а также за непринятие мер по созданию здоровых и безопасных условий труда в соответствии с требованиями охраны труда, за случаи травматизма и профессиональных заболеваний, за незнание и неисполнение подчиненными им инженерно-техническими работниками, рабочими и служащими правил, норм и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии в соответствии с работой, которую они выполняют, и трудового законодательства.

Административная ответственность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, заключается в наложении на них денежного штрафа. Право накладывать штраф дано техническим инспекторам труда профсоюзов, а также другим должностным лицам государственного надзора (Горгортехнадзора, санитарного надзора и др.). Технический инспектор труда имеет право накладывать на виновных лиц администрации штраф в размере до 10 р., а главный технический, инспектор труда — до 50 р. Штраф, наложенный на должностных лиц, не может относиться за счет предприятия, а изымается из заработной платы оштрафованного. Жалобы на решение технического инспектора труда о наложении штрафа рассматриваются народным судом, куда оштрафованные могут обратиться в десятидневный срок.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий, предусмотренных Правилами внутреннего трудового распорядка: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или перевод на низшую должность на тот же срок. Если несоблюдение требований охраны труда носит систематический характер, работник может быть уволен.

Материальную ответственность за нарушение законодательства об охране труда может нести как предприятие, так и должностное лицо, виновное в нанесении убытков предприятию в результате допущенных нарушений правил и норм по охране труда, приведших к несчастному случаю. Если травма или другое повреждение здоровья наступило по вине администрации, предприятие обязано отчислить бюджету государственного социального страхования и органам социального обеспечения средства на оплату пострадавшим работникам (или семьям умерших кормильцев) помощи и пенсий. Если пострадавший от несчастного случая или профессионального заболевания стал инвалидом, а ущерб здоровью нанесен по вине производства, предприятие обязано выплачивать пострадавшему разницу между потерянным заработком и назначенной пенсией, а также возмещать другие затраты, связанные с повреждением здоровья (лечение в санатории, проезд к месту лечения, изготовление протезов и т. д.).

Уголовная ответственность применяется в отношении должностных лиц за нарушение ими правил техники безопасности, производственной санитарии или других правил охраны труда, если эти нарушения представляли опасность для жизни или здоровья трудящихся.

Меры общественного воздействия , применяемые к нарушителям, следующие: обсуждение на заседании профсоюзного комитета, на заседании комиссии охраны труда профсоюзного комитета, на профсоюзных собраниях. В случае необходимости профсоюзный комитет может ставить вопрос перед соответствующими органами об отстранении от работы или наказании виновных руководящих работников. Такое требование может выставлять профсоюзный орган к руководящему работнику, нарушающему законодательство о труде, не выполняющему обязательств по коллективному договору или соглашению по охране труда, проявляющему бюрократизм и волокиту. Это требование обязательно для исполнения администрацией и может быть пересмотрено только вышестоящим профсоюзным органом.

Павел Матвеев , эксперт по охране труда

10 мая 2019 г., охрана труда, система управления охраной труда, СУОТ на предприятии, документы по охране труда, ответственный за охрану труда в организации, ответственный по охране труда

Ответственный по охране труда в организации – работник, на которого возложены обязанности качественно и вовремя организовывать и проводить все необходимые мероприятия по охране труда. Кого назначить, как это сделать и какие обязанности ему вменить – расскажем в этой статье.

Ответственный по охране труда в организации - кто это?

Ответственным по охране труда в организации назначается работник, который прошёл в установленном порядке обязательное обучение (и проверку знаний) по охране труда в размере 40 часов. Такой работник будет следить и руководить организацией и проведением необходимых мероприятий по охране труда в организации. Что касается назначения ответственного, здесь есть пара нюансов:

  • если в организации штат насчитывает более 50 работников, то ответственным по охране труда автоматически становится специалист по охране труда (штатная единица которого в этом случае должна быть введена в обязательном порядке), или руководитель службы охраны труда;
  • если же штат организации насчитывает менее 50 работников, и ответственный по охране труда не назначен, то им автоматически становится руководитель организации.

Какие обязанности вменяются ответственному по охране труда?

Ответственный по охране труда назначается локально-нормативным документом (приказом, распоряжением, и проч.) , который содержит в себе обязанности этого работника:

  1. Осуществление контроля над соблюдением в Обществе законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
  2. Изучение условий труда на рабочих местах, организация проведения в организации работ по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах организации.
  3. Участие в разработке мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний и несчастных случаев в организации, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда.
  4. Оказание методической помощи в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры, при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда; при организации инструктажа, обучения и проверки знаний работников по охране труда.
  5. Проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
Список обязанностей может быть дополнен в зависимости от специфики деятельности организации и намерений руководителя.

Видео по теме:

Нужна ли организация системы управления охраной труда на малом предприятии?

Какую ответственность несёт ответственный по охране труда в организации?

Вместе с обязанностями на ответственного по охране труда в организации ложится и ответственность за качественную организацию и проведение всех обязательных мероприятий по охране труда и исполнение вмененных обязанностей. В случае нарушения (недобросовестного исполнения обязанностей) на ответственного накладывается (последняя - при несчастной случае со смертельным исходом и доказательства вины ответственного). Для контроля эффективности деятельности ответственного по охране труда назначенный работник регулярно (ежемесячно/ежеквартально) формирует отчёты о проведённых мероприятиях, замечаниях по вопросам безопасности и предложениях по их улучшению.

Назначение ответственного по охране труда — часть процедуры «Распределение обязанностей в сфере охраны труда» системы управления охраной труда . Отнеситесь к этому с должным вниманием!

Опишите проведение проверки теоретических знаний и практических навыков работников после обучения (состав комиссий для каждого вида персонала, как проводится, как оформляются результаты, что выдается работнику).

После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков. Результаты проверки знаний оформляют протоколом и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется.

Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение на право самостоятельной работы.

Рабочие, связанные с выполнением работ или обслуживанием объектов (установок, оборудования) повышенной опасности, а также объектов, подконтрольных органам государственного надзора, должны проходить периодическую проверку знаний по безопасности труда в сроки, установленные соответствующими правилами.

Перечень профессий, работа по которым требует прохождения проверки знаний, и состав экзаменационной комиссии утверждает руководитель (главный инженер) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.

Члены комиссии по проверке знаний и присвоению групп по электробезопасности определяются пофамильно. Численность комиссии рекомендуется устанавливать не менее пяти человек. Из состава комиссии назначается председатель и заместитель (заместители).

Председателем комиссии, как правило, назначается ответственный за электрохозяйство. При этом председатель комиссии должен иметь группу V по электробезопасности при наличии в электрохозяйстве электроустановок напряжением более 1 кВ и не ниже IV при наличии электроустановок напряжением до 1 кВ.

Все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности. Список членов комиссия ежегодно уточняется и утверждается руководителем предприятия. Проверку знаний комиссия может производить в составе не менее трех человек, в том числе обязательно председатель (заместитель).

В случае использования компьютерной техники при проверке знаний и получения проверяемым неудовлетворительной оценки в протоколе автоэкзаменатора комиссия задает дополнительные вопросы. Если проверяемый дал неправильные ответы на большинство вопросов хотя бы одного из членов комиссии, общая оценка выставляется «неудовлетворительно».

Допускается два варианта проверки знаний у ответственных за электрохозяйство, его заместителя и работника по ОТ, контролирующего электроустановки:

В комиссии предприятия с участием государственного инспектора по энергонадзору;

В комиссии органов Госэнергонадзора. Решение о порядке проверки принимают руководители органов Госэнергонадзора.

Удостоверение о проверке знаний для ответственного за электрохозяйство подписывает руководитель (владелец) предприятия, организации, учреждения.



В комиссиях органов Госэнергонадзора может пройти проверку знаний любой другой работник электротехнического (электротехнологического) персонала, при этом:

В комиссии местного органа Госэнергонадзора - предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории, подконтрольной ему;

В комиссии регионального управления Госэнергонадзора - предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории, подконтрольной данному управлению;

В комиссии департамента Госэнергонадзора и энергосбережения Минэнерго России - любых предприятий, организаций, учреждений Российской Федерации.

Присвоение группы I по электробезопасности проводится методом инструктажа на рабочем месте, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний устным опросом, а при необходимости - проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Решение о необходимости и способе проверки знаний принимает работник, проводящий присвоение группы I. Присвоение группы I проводится ежегодно.

Проверку знаний правил должны проводить квалификационные комиссии в составе не менее трех человек:

а) для ответственного за электрохозяйство предприятия, его за­местителя и инженера по охране труда, контролирующего согласно должностному положению электрохозяйство - в составе главного инженера или руководителя предприятия (председатель), инспектора предприятия «Энергонадзор» и представителя службы охраны труда (начальника отдела по охране труда или комитета профсоюза);

б) для начальников и заместителей начальников структурных под­разделений электрохозяйства и ответственных за электрохозяйство производственных цехов и подразделений предприятий - в составе ответственного за электрохозяйство предприятия или его заместителя (председатель), инженера по охране труда, прошедшего проверку в комиссии согласно п. «а» (представителя отдела по охране труда), представителя энергослужбы;

в) для остального инженерно-технического персонала - в составе прошедшего проверку в комиссии согласно п «б», имеющего группу по электробезопасности V (или IV - для электроустановок напряжением до 1 кВ) (председатель) и представителей энергослужбы, отдела по охране труда или комитета профсоюза;

г) для остального электротехнического персонала может быть создано несколько комиссий, состав которых определяет и утверждает ответственный за электрохозяйство предприятия;

д) электротехнический персонал мелких предприятий, организаций и учреждений, не имеющих персонала для состава комиссий, должен направляться для проверки знаний в комиссии, созданные при вышестоящих организациях с участием ответственного за электрохозяйство предприятия, на котором работает проверяемый.

Проверка знаний правил каждого работника производится и оформляется индивидуально. Результаты проверки знаний заносят­ся в журнал установленной формы.

Каждому работнику, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы с присвоением группы (II-V) по электробезопасности.

Удостоверение дает право на обслуживание тех или иных электроустановок в качестве административно-технического с правами оперативного, ремонтного или оперативно-ремонтного персонала; в ка­честве оперативного, ремонтного, оперативно-ремонтного, а также электротехнологического персонала с группой по электробезопасности II и выше.

Инженеры по охране труда, контролирующие электроустановки, должны проходить проверку знаний в объеме группы IV по электробезопасности в той же комиссии, что ответственный за электрохозяйство. При этом им выдается удостоверение на право инспектирования электроустановок данного предприятия

Ответственность за состояние охраны труда на предприятии несет работодатель.На предприятии должен осуществляться контроль за соблюдением Правил безопасности, требований инструкций по охране труда, за проведением инструктажей.Не допускается выполнение распоряжений и заданий, противоречащих требованиям Правил безопасности.

Каждый работающий гражданин имеет полное право на обеспечение ему определенных гарантий для работы, но не все работодатели одинаково соблюдают эти нормы. В этом случае работникам необходима защита. Как же защитить свои права? Как возместить ущерб и привлечь работодателя к ответственности?

Что говорит закон?

Действующая Конституция РФ, а также Трудовой кодекс нашего государства гарантируют гражданам право на оплачиваемый труд, а также необходимость обеспечения работающих всем необходимым снаряжением и соответствующими условиями труда.

Если же эти нормы будут нарушены, тогда работодатель понесет ответственность в виде штрафных санкций. Но несмотря на это, разные виды нарушений в данной сфере часто имеют место на практике. Видимо работодатели рассчитывают на то, что смогут избежать ответственности и не спешат создавать все необходимые условия комфортного труда.

В 2002 году Министерство труда утвердило специальное Постановление, которое закрепляет порядок действия всех правил по охране труда

Кроме того, в Трудовом кодексе есть определение видов ответственности. Среди них есть и дисциплинарная. Именно на руководителя учреждения возлагаются обязанности по организации всех необходимых мер для охраны труда. В свою очередь руководитель может вменить в обязанности ведение вопросов охраны труда специалисту, скажем, инженеру по охране труда. Тогда уже и результат нужно будет спрашивать с него. Согласно нормам Конституции, подтвердить соблюдение работодателем всех указанных условий можно с помощью контролирующих органов. Поэтому за нарушения таких условий при проверке будет составлен акт, которым руководителя будут привлекать к административной ответственности.

При этом в каждом отдельном правонарушении учитываются его вид и степень тяжести, что и определит меру предстоящей ответственности.

Нарушения в данной сфере могут повлечь за собой также материальную ответственность виновных лиц. Имеется в виду, что работодатель обязан будет возмещать пострадавшему лицу от его неправомерных действий размер нанесенного ущерба.

Процесс применения административных санкций регулируется Кодексом об административных правонарушениях. Этот акт регулирует случаи более тяжелых нарушений за которые не предусмотрена уголовная ответственность.

Следующим актом является Уголовный кодекс, который определяет уголовную ответственность, применяющуюся в случаях с наступлением более серьезных последствий.

Стоит отметить, что чаще всего проверяющие органы обнаруживают именно административные нарушения и применяют соответствующие меры. Рассмотрим же каждый из отдельных случаев и варианты ответственности.

Административная ответственность

Итак, новые изменения, произошедшие в 2015 года в КоАП касались введения в действие новой статьи 5.27.1. Она отображала отдельные виды правонарушений в данной сфере, а также устанавливала наказания за них, такие как:

1.Нарушение требований нормативных актов федерального или местного уровней с последующим вынесением виновным лицам письменного предупреждения или применения штрафных санкций в размерах:

Пример: На предприятии, которое занимается производством мебели, не была проведена проверка приборов для сборки мебели. В итоге, в процессе работы инструмент ломается, нанося увечия сотруднику. Здесь уже для защиты своих прав работник обращается с исковым заявлением и требует возмещения убытков на лечение. Но это при условии, что работодатель продолжает и дальше нарушать закон, не составляя акты о нарушении и не уведомляя о травматическом случае соответствующий государственный орган.

2. Нарушение работодателем установленного порядка осуществления оценки условий труда с целью корректировки их и устранения нарушений, отсутствие соответствующих документов по ее проведению. Предполагает предупреждение или применение штрафа в размерах:

  • 5 -10 тыс. руб. — для руководителей, а также индивидуальных предпринимателей;
  • 60 -80 тыс. руб. — для юридических лиц.

Здесь также необходимо учитывать, что осуществление данной процедуры должно происходить в обязательном порядке на тех рабочих местах, которые имеют опасные для здоровья работников показатели труда. По ее результатам можно определить назначать ли льготы сотруднику за такую его трудовую деятельность (надбавки, премии и так далее, которые должны выплачивать работодатели).

3. Допуск сотрудника к исполнению обязанностей без соблюдения определенных процедур влечет применение штрафных санкций в следующих размерах:

  • 15 -25 тыс. руб. — для руководителей и предпринимателей;
  • 110-130 тыс. руб. — для юридических лиц.

О каких же обязательных процедурах идет речь? Здесь необходимо говорить об обучении и инструктажах для электриков, скажем, газосварщиков и прочих работников, которые приступая к работе должны соблюдать нормы безопасности, проверять приборы, понимать то, как они работают и, в случае поломок, обращаться к руководству за возможностью устранения таковых.

Сюда же стоит отнести и прохождение обязательных медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, которые помогут определить степень адекватности работника и его физической совместимости с занимаемой должностью для избежания возможных аварий на производстве.

Законодательство содержит полный список должностей и профессий, которые в обязательном порядке должны проходить медицинские осмотры.

4. Не предоставление подчиненным средств личной защиты (рабочая форма, головные уборы для защиты от воздействия внешних факторов, защитные очки и так далее) влечет за собой применение штрафных санкций в следующих размерах:

  • руководители и предприниматели - от 20 до 30 тыс. руб.;
  • предприятия, организации - от 130 до 150 тыс. руб.

При игнорировании предписаний контролирующих органов и повторных нарушениях меры ответственности по отношению к виновному лицу ужесточаются:

  • для должностных лиц штрафы могут достигать 30-40 тыс. руб. или дисквалификации до трех лет от занимаемой должности;
  • для индивидуальных предпринимателей - штраф в аналогичном размере, с возможностью приостановления деятельности до 90 суток;
  • для юридических лиц размер штрафа может достигать 100-200 тыс. руб. с приостановлением работы на аналогичный период.

Как видим, самые существенные меры ответственности применимы именно к юридическим лицам, ведь их финансовые возможности значительно выше, чем у индивидуальных предпринимателей, и они вполне могли бы обеспечить работникам все необходимые меры по охране труда. А вот по отношению к физлицам законодательство более щадящее.

Другие виды ответственности

Кроме указанных существует еще материальная и дисциплинарная виды ответственности. Первая наступает в случаях если при нарушении требований по охране труда был нанесен ущерб работнику, а также его имуществу. Это и нарушение локальных актов, и предписания контролирующих органов.

Дисциплинарная ответственность как работника, так и руководителя наступает тогда, когда речь идет о нарушении трудовых обязанностей. Ответственность здесь наступает в виде замечания или выговора. Повторное же такое действие или бездействие может повлечь увольнение.

Пример: Должностная инструкция инженера по охране труда предполагает периодический пересмотр инструкций по технике безопасности разных категорий работников в связи с изменением норм действующего законодательства. Но это требование не было выполнено данным работником. При обнаружении ошибок администрация применила выговор указанному специалисту.

Уголовная ответственность считается самым серьезным вариантом и наступает при нанесении тяжких телесных повреждений работнику (скажем, при сильных травмах на производстве, возникших из-за нарушений правил по охране труда). Так, если на заводе случается травма со смертельным исходом также можно говорить об уголовной ответственности, если в судебном процессе будет доказана вина работодателя (отсутствие оценки рабочего места, необходимого снаряжения работника и так далее). Здесь речь будет идти не просто о штрафе, а о возможности лишения свободы уполномоченных лиц.

Таким образом, данная отрасль очень важна и каждому работодателю необходимо вести грамотную политику, дабы избежать негативных последствий.

В уточнение к вопросу 21 июня 13:43, №792825.На предприятии (свыше 60 человек) есть специалист по охране труда (с трудовым договором,должностной инструкцией), так же есть главный инженер, в трудовом договоре которого и должностной инструкции, составленной в соответствии с квалификационными требованиями, прописаны обязанности, в т.ч. обеспечивать безопасные условия труда на рабочих местах, соблюдение положений,инструкций,норм технической эксплуатации, охраны туда, технической безопасности, пожарной безопасности.Вопрос:1) Кто несет ответственность (ответственное лицо) на предприятии за ОТ и ТБ в случае ЧП?2) Необходимо ли, с учетом вышеизложенного, а так же требований действующего законодательства РФ, в т.ч. ТК РФ, КоАП РФ, ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система управления охраной труда в организации", издавать приказ о назначении ответственного лица за ОТ на предприятии?3) Является ли в нашем случае директор ответственным лицом за ОТ на предприятии?

Ответ

1. Ответственность на предприятии за ОТ и ТБ в случае ЧП несет специалист по охране труда. Так как на специалиста по охране труда возлагается контроль за выполнением требований охраны труда на предприятии ( ст. 217 ТК РФ).

То есть, в случае ЧП из-за нарушения требований охраны труда, произошедшего из-за отсутствия должного контроля, отвечать будет специалист (ответственное лицо).

2. Если функции инженера дублируют функции специалиста по охране труда, в этом случае можете издать приказ о назначении его ответственным за охрану труда, при этом ответственность со специалиста по охране труда не снимается ( ст. 217 ТК РФ).

То есть, в случае нарушения к ответственности могут привлечь обоих.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда» .

1. Статья: Виды ответственности и размеры штрафов за нарушение требований охраны труда

«Один из способов побудить работодателя выполнить требования правил охраны труда – создать угрозу наказания. Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения в области охраны труда. В зависимости от тяжести последствий, которые могут возникнуть от тех или иных действий, предусмотрены разные размеры наказания. При этом для административного нарушения не важно, наступили вредные последствия или нет. Главное – имеется сам факт неправомерных действий. А вот для уголовного правонарушения обязательно должны наступить вредные последствия: тяжкий вред здоровью, смерть человека или крупный ущерб.

Мы объединили виды правонарушений и наказаний за них в таблицу, которой удобно пользоваться.

Норма закона Вид нарушения Кого накажут Вид и размер наказания
ст. 5.27.1 КоАП РФ Нарушения правил охраны труда,за исключением перечисленных в частях 2–4 данной статьи Руководителя организации Штраф от 2000 до 5000 руб.
Предпринимателя Штраф от 2000 до 5000 руб.
Штраф от 2000 до 5000 руб.
Организацию Штраф от 50 000 до 80 000 руб.
ст. 5.27.1 КоАП РФ Нарушение работодателем порядка проведения спецоценки 1 Руководителя организации Штраф от 5000 до 10 000 руб.
Предпринимателя Штраф от 5000 до 10 000 руб.
Организацию Штраф от 60 000 до 80 000 руб.
ст. 5.27.1 КоАП РФ Допуск сотрудника к работе без обучения и проверки знаний по охране труда 2 , без проведения предварительного или периодического медосмотра, психиатрического освидетельствования или при наличии медицинского противопоказания Руководителя организации
Предпринимателя Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Организацию Штраф от 110 000 до 130 000 руб.
ст. 5.27.1 КоАП РФ Необеспечение работников СИЗ Руководителя организации
Предпринимателя Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
Специалиста по охране труда / руководителя службы охраны труда Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
Организацию Штраф от 130 000 до 150 000 руб.
ст. 5.27.1 КоАП РФ Совершение правонарушений, перечисленных в частях 1–4 данной статьи, лицом, которое ранее совершало аналогичные правонарушения Руководителя организации
Предпринимателя Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Специалиста по охране труда / руководителя службы охраны труда Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Организацию Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
ст. 143 УК РФ Нарушение правил охраны труда, если это причинило по неосторожности тяжкий вред 3 здоровью человека Штраф до 400 000 руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без лишения этого права
ст. 143 УК РФ Нарушение правил охраны труда, указанное в части 1 данной статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека Работника, обязанного соблюдать указанные правила охраны труда Принудительные работы на срок до четырех лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
ст. 143 УК РФ Нарушение правил охраны труда, указанное в части 1 данной статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек Работника, обязанного соблюдать указанные правила охраны труда Принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
ст. 216 УК РФ Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба 4 Штраф до 80 000 руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
ст. 216 УК РФ Те же нарушения, повлекшие по неосторожности смерть человека Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ
Работника, обязанного соблюдать правила ведения перечисленных видов работ
ст. 216 УК РФ То же нарушение, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ
Работника, обязанного соблюдать правила ведения перечисленных видов работ
ст. 217 УК РФ Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если при этом мог погибнуть человек либо в результате причинен крупный ущерб Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ Штраф до 80 000 руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
Работника, обязанного соблюдать правила ведения перечисленных видов работ
ст. 217 УК РФ То же нарушение, если по неосторожности погиб человек Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
Работника, обязанного соблюдать правила ведения перечисленных видов работ
ст. 217 УК РФ То же нарушение, если по неосторожности погибло два человека и более Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права, либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ*

«Нарушения требований охраны труда, содержащие признаки преступления, за которые наступает уголовная ответственность, закреплены в (далее – УК РФ).

Субъектами данных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.

Таким образом, субъектом преступления является тот, на кого возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда.

Если же лица, специально назначенного ответственным за соблюдение правил охраны труда, нет, то им считается непосредственно руководитель предприятия.

Вместе с тем, обращаем ваше внимание на тот факт, что Верховный суд в постановлении от 23 апреля 1991 г. указал, что ответственность по могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.*

Таким образом, руководитель предприятия может быть привлечен к уголовной ответственности и при наличии в организации специалиста по охране труда».

«Государственные инспекторы труда имеют право запрашивать и безвозмездно получать от работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций ( ТК РФ).

Как правило, в распоряжении о проведении проверки можно увидеть следующие запрашиваемые документы:

материалы по предрейсовым медицинским осмотрам;

материалы по периодическим медосмотрам;

материалы по проведению мероприятий по безопасности движения;

  1. Учредительные документы (Устав Организации, учредительный договор), свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, информационное письмо об учете в ЕГРПО (Росстате), с приложением документации по филиалам и подразделениям, расположенным по иным адресам;
  2. Коллективный договор (действующий на момент проведения проверки);
  3. Штатное расписание, действующее на момент проведения проверки. Списочный состав работников по подразделениям, отделам (ФИО, должность);
  4. Табели учета рабочего времени работников (с приложением приказов о назначении лиц, ответственных за ведение табеля учета рабочего времени)
  5. Справку, обо всех действующих в организации локальных нормативных актах, имеющих отношение к трудовой функции работников с их приложением; документы, подтверждающие ознакомление работников с указанными локальными нормативными актами;
  6. Правила внутреннего трудового распорядка;
  7. Документы о прохождении медосмотров работниками;
  8. Договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (имеющем лицензию);
  9. Перечень производств (и профессии), при работе на которых, обязательно прохождение медицинских осмотров;
  10. График проведения периодических медицинских освидетельствований;
  11. Перечень бесплатно выдаваемой специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
  12. Личные карточки учета выдачи СИЗ работников;
  13. Сертификаты или декларации соответствия СИЗ;
  14. Перечень видов работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск;
  15. Должностные инструкции руководителей и специалистов;
  16. Должностные инструкции руководителей и специалистов по охране труда;
  17. Приказ о назначении на должность специалиста (службы) по охране труда работника, имеющего диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда (или прошедшего курсовое обучение и аттестацию);*
  18. Журналы вводного инструктажа по охране труда;
  19. Программа вводного инструктажа;
  20. Журналы инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  21. Программы первичных инструктажей на рабочем месте по профессиям;
  22. Перечень действующих инструкций по охране труда;
  23. Инструкции по охране труда по профессиям и видам работ (журнал учета ИОТ и журнал учета выдачи ИОТ);
  24. Протоколы аттестации Руководителей и специалистов по охране труда;
  25. Удостоверения Руководителей и специалистов по охране труда (с учетом выхода новых Правил по охране труда при работе на высоте, Правил по охране труда при газоэлектросварочных работах, Правил по охране труда при погрузо-разгрузочных работах при наличие этих работ);
  26. Приказы о назначении ответственных лиц за охрану труда;
  27. Приказ о назначении постоянно действующей экзаменационный комиссии;
  28. График проверки знаний по безопасным методам труда;
  29. Программы обучения работников безопасным методам труда;
  30. Приказы о назначении лиц ответственных за электрохозяйство;
  31. Удостоверения лиц ответственных за электрохозяйство;
  32. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
  33. Журнал учета и периодических осмотров механизмов и агрегатов;
  34. Перечень должностей электротехнического и электротехнологического персонала, которые должны иметь квалификационную группу по электробезопасности;
  35. Перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения первой квалификационной группы по электробезопасности;
  36. Журнал регистрации инструктажа на 1-ю группу по электробезопасности;
  37. Журнал регистрации противопожарного инструктажа;
  38. Общая противопожарная инструкция;
  39. Документы подтверждающие соблюдение требований законодательства о труде и охране труда женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, работников предпенсионного возраста, беременных, в том числе в части ограничения и запрещения применения их труда на работах с вредными и опасными условиями труда;
  40. План мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
  41. Справка о затратах на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (общая сумма затрат, в том числе в процентном отношении от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг));
  42. При наличии водителей:
  43. Порядок осмотра зданий и сооружений (ответственный за осмотр, ведение паспортов на здания, проведение осмотров 2 раза в год);
  44. Разработка и функционирование Системы управления охраной труда в предприятии;
  45. Справку о наличие профсоюзов и первичных профсоюзных организаций;
  46. Письменная информация работодателя о проведении последней аттестации рабочих мест по условиям труда с приложением соответствующих документов, составленных по результатам ее проведения (приказы, заключения, аттестационные карты, сводная ведомость и т.д.). Если имела место специальная оценка условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, предоставить соответствующие (подтверждающие) документы;
  47. При наличии необходимости в организации проведения работ на высоте, документы и материалы по проводимым работам, в том числе регламентирующие проведение данных работ с учетом требований действующих «Правил по охране труда при работе на высоте».

Данный перечень запрашиваемых документов не является исчерпывающим. При рассмотрении представленных документов гострудинспектором могут быть запрошены и иные сведения, имеющие отношение к проводимой проверке.

За непредставление (в том числе, представление в неполном объеме или искаженном виде) и несвоевременное представление перечисленной информации предусмотрена административная ответственность по Кодекса об административных правонарушениях РФ».

4. Статья: Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность

«В соответствии с п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила № 390), руководитель организации обязан назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое будет обеспечивать соблюдение в ней требований пожарной безопасности.

Несмотря на то что приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность является одним из основных локальных документов по пожарной безопасности и составить его несложно, государственные инспекторы по пожарному надзору достаточно часто выявляют его отсутствие в проверяемых организациях, что чревато административным штрафом, причем для юридических лиц весьма существенным (до 200 тыс. руб.)*

Такое лицо назначается приказом, наличием которого в пакете локальных документов по пожарной безопасности во время проверки будет интересоваться любой государственный инспектор по пожарному надзору. Тот факт, что п. 462 Правил № 390 предусматривает обязательное указание лиц, ответственных за пожарную безопасность, в инструкции о мерах пожарной безопасности (которая также должна иметься в каждой организации), не отменяет необходимости издания отдельного приказа об их назначении.

Форма приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность нормативно-правовыми актами РФ не определена. Данный факт, с одной стороны, несколько усложняет организациям жизнь ввиду необходимости составлять приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность самостоятельно за неимением установленного образца, а с другой - облегчает, т. к. отсутствие строго определенной формы, которой надо придерживаться, и требований к содержанию сводит к минимуму риск ошибок при его подготовке.

Таким образом, поводом к выдаче государственным инспектором по пожарному надзору соответствующего предписания и наложению административного взыскания на практике служат не недочеты, допущенные при оформлении приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность, а неспособность организации предъявить его при проверке.

Лицом, ответственным за пожарную безопасность, может быть назначен любой сотрудник организации - никаких специальных требований к соответствующей кандидатуре законодательством РФ в области пожарной безопасности не предъявляется.* При этом одним организациям достаточно одного ответственного за пожарную безопасность, а в других требуется назначение нескольких: этот вопрос руководитель организации также решает самостоятельно исходя из специфики того или иного объекта защиты.

Вместе с тем назначение лица, ответственного за пожарную безопасность, не может быть формальным, т. к. соответствующий работник будет выполнять в организации целый ряд очень важных функций, в т. ч.:

  • следить за порядком содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в т. ч. эвакуационных путей;
  • организовывать принятие необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
  • контролировать порядок осмотра и закрытия помещений по окончании рабочего дня;
  • следить за исправным состоянием систем обеспечения пожарной безопасности, наличием и исправностью первичных средств пожаротушения и т. д.

Во время проверки соблюдения в организации требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному надзору непременно выразит желание убедиться в факте прохождения лицом, ответственным за пожарную безопасность, необходимого обучения мерам пожарной безопасности

Обязательным требованием в отношении лица, ответственного за пожарную безопасность, является прохождение им обучения мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума. Такое обучение проводится регулярно.

Пример

Согласно Нормам пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, если речь не идет о взрывопожароопасном производстве, то обучение пожарно-техническому минимуму проводится раз в три года (в случае с взрывопожароопасным производством - раз в год).

Работники организации должны быть информированы относительно того, кто из их коллег является ответственным за пожарную безопасность.

Пример

Как уже указывалось выше, сведения о лице, ответственном за пожарную безопасность, обязательно вносятся в инструкцию о мерах пожарной безопасности, положения которой доводятся до работников в ходе противопожарных инструктажей».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.



Что еще почитать