Сертификат установленного образца о прохождении обучения. Дополнительное профессиональное образование

1. Записаться на курс.
2. Заполнить договор (контракт) на обучение. Получить договор (контракт) можно тремя способами: заполнив на странице курса поля в форме «Оставить заявку»; запросить по электронной почте kurs@сайт или скачать типовой договор (контракт) .
3.. Организации, как правило, освобождены от предварительной оплаты.
3.1. Физлица вносят предоплату 30% - дистанционная форма, 50% - очная форма.
4. Зачисление на курс.
5. Прохождение обучения.
6. Итоговая аттестация (без итоговой аттестации выдаётся свидетельство или сертификат.
7. Получение документа об обучении: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Как записаться на курс?

Записаться на курс можно непосредственно на странице курса, заполнив поля в форме «Оставить заявку» (см. справа) или скачав и заполнив форму заявки соответствующего курса, например , после чего отправьте заявку на email kurs@сайт .
Записаться на любой дистанционный курс также можно через приложение specialitet®, который позволяет заказывать дистанционное обучения, не заходя на сайт образовательной организации. Размер приложения - 17 Мб, приложение не требует ни установки, ни деинсталляции. Прочитать описание и скачать приложение можно .

Чем отличаются свидетельство, сертификат, удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке?

Свидетельство, сертификат выдаются без итоговой аттестации либо по итогам обучения менее 16 академических часов. Удостоверение о повышении квалификации можно получить по результатам итоговой аттестации после завершения 40, 72, 120 или 144 часовой программы обучения. Диплом о профессиональной переподготовке можно получить по результатам итоговой аттестации после завершения 260 или 520 часовой программы обучения.

По итогам какой учебной программы выдаётся диплом и присваивается квалификация в сфере закупок?

По итогам курса профессиональной переподготовке в объёме не менее 250 часов.

Как правильно называется новая квалификация, присваемая по завершении профессиональной переподготовке в сфере закупок?

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 626н (Зарегистрирован в Минюсте России 09.10.2015 № 39275) и от 10.09.2015 № 625н (Зарегистрирован в Минюсте России 07.10.2015 № 39210) утверждены два профессиональных стандарта:
1) «Специалист в сфере закупок»,
2) «Эксперт в сфере закупок».

Некоторые учебные заведения на дипломах о профессиональной переподготовке пишут о присвоении квалификации «контрактный управляющий», «специалист-эксперт в сфере закупок» и т.п. На сколько законны подобные наименования квалификации специалиста, отвечающего за закупки для государственных или муниципальных нужд?

«Контрактный управляющий», «специалист-эксперт в сфере закупок» - это названия не квалификаций, а специальностей (в широком смысле – должностей ). Учебные заведения, присваивающие своим слушателям квалификацию «контрактный управляющий», «специалист-эксперт в сфере закупок», основываются не на законе (в данном случае - Законе № 44-ФЗ, который содержит требование использовать профессиональные стандарты).

Что такое повышение квалификации?

Повышением квалификации слушателей является обновление знаний и совершенствование навыков слушателей, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. Повышение квалификации осуществляется в целях:
а) освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности слушателей;
б) комплексного обновления знаний слушателей по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач.
Освоение слушателями образовательных программ повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний: экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы.
По результатам проведения обязательной итоговой аттестации выдается документ государственного образца: удостоверение о повышении квалификации - слушателям, прошедшим обучение по программам объёмом от 40, 72 или 144 часов.

Что такое профессиональная переподготовка и чем она отличается от повышения квалификации?

Профессиональной переподготовкой слушателей является приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления слушателями нового вида профессиональной служебной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях:
а) совершенствования знаний слушателей или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
б) получения дополнительной квалификации.
Профессиональная переподготовка отличается от повышения квалификации прежде всего объёмом часов: не менее 250 часов. Если по итогам повышения квалификации выдается удостоверение, то по итогам профессиональной переподготовки - диплом. Диплом о дополнительном (к высшему) образовании даёт слушателю право претендовать на замещение должностей профессиональной деятельности, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля.

Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации либо просто с указанием сферы деятельности?

Принципиальная разница в том, что присвоение квалификации - само по себе преимущество, поскольку присвоенная квалификация:
1) свидетельствует о высоком профессиональном уровне выпускника и подкрепляет его законное право на осуществление профессиональной деятельности в данной сфере,
2) в дальнейшем позволяет законно повышать имеющуюся квалификацию,
3) свидетельствует о том, что образовательная программа полностью соответствует профессиональному стандарту.

Кто вправе претендовать на удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке?

Любой гражданин, имеющий среднее специальное (профессиональное) образование или высшее образование.

В чём преимущества дистанционной формы обучения?

1. Самая низкая стоимость обучения.
2. Отсутствует необходимость выезда за пределы дома, офиса.
3. Начало обучения возможно уже через 1-2 дня после подачи заявки.

Будет ли на удостоверении о повышении квалификации или дипломе о профессиональной переподготовки, полученном по итогам дистанционного обучения, указание на форму обучения?

Нет.

В чём преимущества и недостатки очной формы обучения?

Преимущества очной формы:
1. Акцент на практические занятия.
2. Живое общение с преподавателями, тренерами и другими обучающимися.
Недостатки очной формы:
1. Относительная дороговизна.
2. Может потребоваться выезд за пределы места проживания/работы.
3. Начало обучения - согласно расписанию академии либо по мере формирования учебных групп.

Как скоро доступно дистанционное обучение с момента подачи заявки?

Дистанционный курс становится доступным в течение 1 рабочего дня после подписания договора.

Как реализуется самостоятельная работа в Академии?

Самостоятельная работа слушателей - учебная работа, которая выполняется слушателями по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом слушатели должны сознательно стремиться к поставленной цели, используя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия слушателей, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы слушателей, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:
1. Работа с учебными изданиями.
2. Выполнение практических работ.
3. Проверочные контрольные работы.
4. Подготовка докладов, рефератов.
5. Стажировка.

Как реализуется стажировка в Академии?

Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировкой является изучение слушателям передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных слушателям при освоении программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Содержание, программа стажировки разрабатывается Академией совместно с предприятием, сотрудники которого направляются для прохождения стажировки, и предприятием или иной организацией, принимающим стажёров. Сроки стажировки определяются Академией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки, являющейся составной частью программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки, определяется учебным планом соответствующих программ и составляет от 3 недель до 4 месяцев. В некоторых случаях продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится. Стажировка носит как групповой, так и индивидуальный характер и может предусматривать такие виды деятельности, как: - самостоятельную работу с учебными изданиями; - приобретение профессиональных и организаторских навыков; - изучение организации и технологии работы на электронных площадках; - непосредственное участие в планировании закупок организации; - работу с технической, нормативной и другой документацией; - выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); - участие в совещаниях, деловых встречах. Освоение слушателями программы стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования слушателей, завершается отчетом о стажировке и обязательной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу. По результатам прохождения стажировки слушателю выдаётся документ о государственного образца в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы: 1) удостоверение о повышении квалификации; 2) диплом о профессиональной переподготовке.

Где можно ознакомиться с полной программой обучения?

Программы обучения представлены на соответствующих страницах курса (нажмите на раскрывающуюся ссылку). Программу обучения также можно скачать, например .

Как долго длится обучение в объёме 40, 72, 120, 144, 260 или 520 часов?

Продолжительность обучения зависит только от Вас. При интенсивном изучении курса, своевременной сдаче тестов, письменных отчётов, отправке результатов тестирования и оформленных письменных работ в учебный отдел академии документ об итоговой аттестации возможно получить в течение 1 календарного месяца (программы до 144 часов), 1,5 календарного месяца (260 часов), 3 месяцев (520 часов).
На очных курсах предусмотрена выдача итогового документа в день окончания аудиторных занятий.

Каким образом будем получать материалы обучения?

При очной форме обучения материалы обучения выдаются в первый день занятий, при дистанционной - отправляются на почтовый адрес слушателя курса.

Что необходимо будет сдавать по окончанию курса, будут ли контрольные задания?

Завершает обучение слушателей сдача зачёта в устной форме или тестовой форме, путем выполнения письменного итогового теста. Форму проведения итоговой аттестации выбирает слушатель по согласованию с учебным заведением. Сдача зачёта в устной форме предполагает ответы на вопросы билета (билет содержит 3 вопроса). Система оценок применяемая при сдаче зачёта: зачёт/незачёт. Успешное прохождение итоговой аттестации является необходимым условием для получения слушателем удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовки.

Можно ли завершить обучение, не проходя итоговую аттестацию?

Да, конечно. В этом случае слушателю выдается свидетельство или сертификат.

Когда происходит выдача документа об обучении (свидетельства, сертификата, удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовки)?

При очной форме обучения свидетельство, сертификат выдаются в последний день очных занятий.
Как при очной, так и заочной форме обучения, удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовки выдаются в течение 1-7 дней после прохождения итоговой аттестации.
Подробнее см.: Инструкцию-путеводитель

Как быстро и в каких населенных пунктах может быть организовано очное, а также корпоративное обучение?

Максимально быстро - 1 неделя, в любом населенном пункте России.

Какова величина учебных групп при очном обучении?

Учебная группа может составлять 1 человек, если Заказчик компенсирует минимальные расходы на очное обучение, которые определяются из технического задания на обучение, места проведения обучения и т.п.

Какова величина учебных групп при корпоративном обучении?

Любая по желанию Заказчика, от 1 до 1000 слушателей.

Как определяется стоимость корпоративного обучения?

Стоимость корпоративного обучения определяется на основе технического задания Заказчика. По логике вещей, Заказчик сам определяет максимальную цену договора на корпоративное обучение, а учебное заведение либо подтверждает эту цену либо, в случае участия в запросе предложений, снижает её.

Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке от диплома о втором высшем образовании?

Профессиональная переподготовка и второе высшее образование, по сути, очень близкие понятия, поскольку преследуют одинаковые цели - расширение области знаний, навыков, получение новой квалификациии и др. Однако между этими понятиями существуют следующие принципиальные отличия. См. .

Что такое незаконченное и неполное высшее образование?

Лицам, полностью и успешно завершившим обучение в вузе, выдается диплом о соответствующем уровне профессионального образования: диплом бакалавра, специалиста или магистра. Факт незавершения образования в вузе подтверждается иными документами в зависимости от года завершения обучения. См. .

Как заключить договор на оказание образовательных услуг с родителями в пользу студента?

Совершеннолетний студент заключает договор на оказание образовательных услуг от своего имени (ст. 21 ГК РФ). Однако, если студент является несовершеннолетним, образовательное учреждение вправе заключить договор на оказание образовательных услуг с родителями студента. Для заключения договора на оказание образовательных услуг с родителями в пользу студента рекомендуем придерживаться следующего алгоритма. См. .

Что необходимо учесть при заключении договора об оказании платных образовательных услуг?

Если договор заключает совершеннолетний студент, он сам подписывает его. При этом следует учитывать: если оплачивает обучение не сам совершеннолетний студент, а другое лицо или организация, в договоре также должна быть подпись этого лица. См. .

Как учесть расходы на обучение работника в образовательной организации?

Обучение должно проводиться в интересах работодателя, российской организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность, или иностранной образовательной организацией с соответствующим статусом, по основным профессиональным образовательным программам или дополнительным профессиональным программам. См. .

Что лучше - второе высшее образование или повышение квалификации?

В нашей стране по специальности в соответствии с образовательным назначением первого диплома работает менее четверти обладателей высшего образования. Но что делать, если Вы в первый раз отучились не там, где следовало, и только сейчас поняли, какое именно Вам нужно образование? См. .

Профессиональное обучениеработников организаций сроком до 72 часов, осуществляемое специалистами и высококвалифицированными рабочими этих организаций в целях углубления и поддержания уровня квалификации работников организации, их очередной аттестации, адаптации вновь принятых работников к специфике производства, условиям труда, традициям трудового коллектива, с отражением сведений о прохождении обучения в квалификационной характеристике без выдачи документов об образовании или квалификации лицензированию на право ведения образовательной деятельности не подлежит.

Данная деятельность попадает под дейтствие не закона «Об образовании», а Трудового кодекса, а конкретно главы 32 ТК «Ученический договор». Во время ученичества не работник оплачивает работодателю свое обучение, а работодатель оплачивает работнику указанное обучение, выплачивая стипендию не менее МРОТ (сейчас 5205 рублей)

Это не обучение в чистом виде, а скорее профессиональная подготовка.

Ученический договор может содержать условие о необходимости проработать у данного работодателя определенное время. При этом

Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества
Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливает ся.

В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

При этом согласно

Постановлению Правительства РФ от 31.03.2009 N 277
(ред. от 24.09.2010)
«Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»

2. Не подлежат лицензированию:

а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;

б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Таким образом, вы можете либо заключать с данными лицами трудовой договор с заключением ученического договора, и тогда можете осущестлять как юридическое лицо (безусловно, прежде придется зарегистрировать это юридическое лицо, например, в форме ООО) профессиональное обучение своих работников, предоставляя им все гарантии, предусмотренные ТК.

Либо, как индивидуальный предприниматель, можете осуществлять разовые лекции, стажировки, семинары, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании (обратите внимание, что они разовые, а не систематические), либо осуществлять индивидуальную трудовую педагогическую деятельность в области проф. подготовки.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с

Статьей 48 Закона Об образовании

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

3. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 7 мая 2014 г. № АК-1261/06

В целях разъяснения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части дополнительного профессионального образования и в связи с многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.

С 1 сентября 2013 г. дубликат документа о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, независимо от того, когда слушатель прошел обучение, успешно освоил соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошел итоговую аттестацию.

Вопрос 23. Документ, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, подписывает руководитель организации? Кто кроме руководителя организации может подписать документ? Каким документом это регламентируется?

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией. Таким образом, документ о квалификации подписывает руководитель образовательной организации либо лицо, его заменяющее, за которым данное право закреплено нормативным правовым актом.

Вопрос 24. В каком порядке уничтожать бланки удостоверений, свидетельств и дипломов государственного образца?

Приказ Госкомвуза России от 19 апреля 1996 г. № 708 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения государственных документов о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов" утратил силу в связи с вступлением в силу приказа Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 1129 "О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации".

В настоящее время нормативными правовыми актами не установлен порядок уничтожения бланков удостоверений, свидетельств и дипломов государственного образца.

Вопрос 25. В каких типографиях можно заказать изготовление бланков документов?

Частью 15 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

При этом образцы документов о квалификации самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (часть 3 статьи 60

Выбор предприятий-изготовителей бланков документов осуществляется образовательными организациями самостоятельно.

Если организация принимает решение о том, что будет выдавать документы о квалификации на бланках, являющихся защищенной от подделок полиграфической продукции, то данные документы должны изготавливаться в соответствии с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. № 14н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2003 г., регистрационный № 4271), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 90н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2005 г., регистрационный № 6860).

Сведения о предприятиях-изготовителях защищенной полиграфической продукции находятся на сайте ФНС России по электронному адресу: www.nalog.ru . Выбор предприятий-изготовителей бланков документов осуществляется образовательными организациями самостоятельно.

Вопрос 26. Может ли образовательная организация высшего образования с лицензией на право реализации только программ высшего образования и дополнительного профессионального образования осуществлять обучение по дополнительным профессиональным программам для слушателей, имеющих или получающих среднее профессиональное образование?

В соответствии с частью 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ лица, имеющие среднее профессиональное образование или получающие среднее профессиональное образование, имеют право на освоение дополнительных профессиональных программ.

Таким образом, лица, имеющие среднее профессиональное образование или получающие среднее профессиональное образование, могут получить дополнительное профессиональное образование в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

Вопрос 27. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности. Как будет выглядеть приложение к лицензии (как будут прописаны адреса мест осуществления образовательной деятельности и наименования программ)?

Приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1320 (зарегистрирован Минюстом России 16 января 2014 г., регистрационный № 31031) утверждены формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам.

Вопрос 28. Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В этом случае, если филиал образовательной организации высшего образования осуществляет подготовку только по дополнительным профессиональным программам, должен ли он соблюдать аккредитационные показатели: остепененность, наличие материально-технической базы; нормативы литературы и т.д.? Или его деятельность должна осуществляться только на основе лицензии без привязки к аккредитационным показателям?

В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона № 273-ФЗ структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации.

В соответствии с частью 9 статьи 92 Федерального закона № 273-ФЗ аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Таким образом, структурное подразделение образовательной организации, в данном случае филиал, действует на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации, а также в соответствии с действующей лицензией.

Вопрос 29. В связи с введением в действие Федерального закона № 273-ФЗ все образовательные организации будут менять лицензию, при этом должны быть внесены соответствующие изменения и в приложения к лицензии. Содержание Федерального закона № 273-ФЗ (часть 1 статьи 91 ; подпункт 5 части 5 статьи 108 , часть 7 статьи 108) говорит, что после его принятия образовательные организации работают на основании лицензий, выданных ранее с учетом норм нового Федерального закона № 273-ФЗ. Частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам будет указываться только подвид дополнительного образования (в данном случае - дополнительное профессиональное образование) без приведения всего перечня реализуемых дополнительных профессиональных программ. В настоящее время образовательные организации работают по программам, указанным в приложении к действующей лицензии. Значит ли, что образовательным организациям дополнительного профессионального образования следует обновить программы с учетом новых требований и действовать на основании лицензии без учета приложения?

В соответствии со статьей 91 Федерального закона № 273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о подвидах дополнительного образования, при этом перечень реализуемых дополнительных профессиональных программ не указывается. В рамках данной лицензии образовательные организации могут реализовывать любые дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

При этом частью 9 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года при условии выполнения лицензионных требований, установленных пунктом 6

Вместе с тем, образовательные организации могут осуществлять образовательную деятельность на основании действующей лицензии и приложения к ней, в том числе реализовывать программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки), если в приложении к лицензии указана хотя бы одна дополнительная профессиональная программа.

Обращаем Ваше внимание, что приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1320 утверждены формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам (зарегистрирован Минюстом России 16 января 2014 г., регистрационный № 31031).

Вопрос 30. Можно ли считать образовательными услугами организацию и проведение краткосрочных семинаров, тренингов, если их объем меньше 16 академических часов, или их объем более 16 академических часов, но итоговая аттестация не предполагается в связи с краткосрочностью программы? Можно ли отнести указанные программы к дополнительным профессиональным программам повышения квалификации?

Статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная деятельность - это деятельность по реализации образовательных программ. При этом под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В соответствии с пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444), минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов. Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Таким образом, указанная в вопросе образовательная деятельность не может относиться к дополнительному профессиональному образованию.

Вместе с тем сообщаем, что согласно части 15 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Вопрос 31. Может ли образовательная организация на основании имеющейся в настоящее время лицензии, в которой прописано осуществление образовательной деятельности по программам повышения квалификации объемом от 72 часов и выше, реализовывать дополнительные профессиональные программы повышения квалификации объемом до 72 часов с выдачей удостоверения о повышении квалификации?

Может. В соответствии с частью 7 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Исходя из изложенного, образовательная организация может осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации объемом менее 72 часов, при условии, что в действующей лицензии указан подвид дополнительного образования, в данном случае дополнительное профессиональное образование, а также при условии выполнения лицензионных требований, установленных пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966.

Вопрос 32. Указывается ли в лицензии место проведения занятий по программам дополнительного профессионального образования?

В соответствии с частью 4 статьи 91

Вопрос 33. Указываются ли в лицензии названия дополнительных профессиональных программ?

Частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам указывается только подвид дополнительного образования (в данном случае - дополнительное профессиональное образование) без приведения всего перечня реализуемых дополнительных профессиональных программ.

Частью 9 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года.

Вопрос 35. Обязательно ли организации дополнительного профессионального образования создавать филиал и оформлять на него лицензию, чтобы вести образовательную деятельность по реализации программ в другом регионе Российской Федерации?

В случае если соискатель лицензии намерен осуществлять образовательную деятельность в филиале, он представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также копию положения о филиале.

Вместе с тем, сообщаем, что частью 1 статьи 91

В соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ в приложении к лицензии не указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования.

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность, на основании лицензии могут осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам без ограничений по территориальному признаку.

Одновременно сообщаем, что в случае если лицензиат намерен осуществлять лицензируемую деятельность в филиале, не указанном в лицензии, он представляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, а также документы и сведения, указанные в пункте 16 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966.

Вопрос 36. Согласно статье 91 Федерального закона № 273-ФЗ в лицензии на осуществление образовательной деятельности не указываются адреса проведения обучения по дополнительным общеобразовательным программам для взрослых. В связи с этим вопрос: нужно ли негосударственным учебным центрам переоформлять лицензии при освоении новых образовательных программ, а также необходимо ли дополнять приложение к лицензии новыми адресами мест осуществления образовательной деятельности (адресами филиалов).

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (часть 1 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ в приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

Исходя из изложенного, дополнительное образование детей и взрослых не относится к дополнительному профессиональному образованию, подлежит лицензированию, и в приложении к лицензии указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности.

Одновременно сообщаем, что порядок переоформления лицензии установлен статьей 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Вопрос 37. В соответствии Федеральным законом № 273-ФЗ в приложении к лицензии по дополнительным профессиональным программам не указываются места проведения занятий. Но при оформлении лицензий по ДПО Рособрнадзор по-прежнему требует справки пожарной и санитарно-эпидемиологической службы на закрепленные здания, при этом в указанных зданиях находится руководящий персонал.

В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 10 частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие документы (копии документов) и сведения:

реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;

реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация).

Вопрос 38. Необходимо ли наличие библиотеки как структурного подразделения образовательной организации, реализующей дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, при обращении за оформлением лицензии, а также при проверке на соответствие лицензионным требованиям.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона № 273-ФЗ.

В настоящее время порядок лицензирования определен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 (далее - Положение).

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ, а также документы и сведения, предусмотренные пунктом 10 Положения.

В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, являются:

наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Необходимость наличия библиотеки как структурного подразделения образовательной организации Положением не предусмотрена.

Вопрос 39. Обязаны ли образовательные организации дополнительного профессионального образования, реализующие дополнительные профессиональные программы с применением дистанционных образовательных технологий, обеспечивать организацию питания обучающихся, а также иметь помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников?

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) закреплено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Также образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности (часть 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

Частью 1 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации - сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Исходя из изложенного, создание условий для питания и охраны здоровья обучающихся закреплено не только Федеральным законом № 273-ФЗ, но и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966.

Дополнительно информируем, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (часть 2 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Заместитель директора
департамента государственной
политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО
Т.В.РЯБКО

Сертификация продукции говорит покупателям о качестве товара и хорошем имидже у производителя на рынке. Поэтому крайне важно доверить ее проведение профессионалам своего дела.

Кто выдает сертификат соответствия? Занимаются процедурами выдачи сертификатов специальные аккредитованные центры, специалисты, работающие в них, помогут выяснить какие именно сертификаты следует получить на Ваши товары, нужны ли они вообще, а также подготовить необходимый пакет документов и пройти всю процедуру за максимально короткий срок.

Как происходит процедура получения сертификата?

Обычно получение сертификата проходит следующим образом:

  1. Обращение в сертификационный центр, где Вас консультируют опытные специалисты;
  2. Процесс сбора нужных для процедуры документов;
  3. Заявка на проведение сертификации подается в центр вместе с предоставлением требуемого пакета документов;
  4. Передача образцов в независимые лаборатории для составления необходимых протоколов испытаний на сырье;
  5. Выдача готового сертификата на руки.

Следует помнить, что товар получит , только если он подтвердит свое качество и не будет противоречить стандартам. Если же в ходе оценки будут обнаружены хоть небольшие отличия параметров товара от требуемых нормативам законодательства, в получении сертификата производителю будет отказано. Тогда можно провести эту процедуру спустя немного времени после работ по устранению всех расхождений и недочетов.

Где сертифицировать продукцию?

Появились в 1993 году. Сейчас в России существуют три системы сертификации, а документы действительны в среднем на срок от года до пяти лет. Перед подачей заявки заказчику необходимо проверить, что данный орган обязательно имеет аккредитацию и право выдавать сертификат. Только тогда он будет прописан в общегосударственном реестре и признан участниками рынка. Аккредитация подтверждает техническую компетентность учреждения по сертификации в плане проведения оценки продукции требуемым параметрам. Аккредитация органа гарантирует доверие к осуществляемой им работе, это объясняется независимостью и компетентностью всех участников процесса. Также не стоит забывать о системе добровольной сертификации. В России она может быть организована юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в таком случае созданная система тоже будет иметь знак соответствия.

Из чего складывается цена сертификата?

Стоимость сертификации, прежде всего, зависит от выбранной схемы прохождения, будет ли это контракт, партия или серия. Во-вторых, от итоговой стоимости требуемого комплекса документов, выписки самого сертификата подтверждения и стоимости проведенных испытаний. В-третьих, важно ли для Вас получение всех оригиналов документов. Также дополнительно оплачивается выезд специалиста на предприятие, если это потребуется. Следовательно, стоимость сертификата может сильно отличаться, и составлять всего несколько тысяч рублей, а может получиться и свыше ста тысяч рублей. В РФ на данный момент устоялась методика оценки стоимости работ по сертификации, и проводится она в порядке, установленном Правительством России.

Таким образом, сделать сертификат на продукцию оказывается не так просто, и для этого требуется обратиться в независимые органы сертификации. Они обеспечивают объективную оценку качества продукции и беспристрастны ко всем участникам рынка, будь это покупатель или производитель. После завершения всех процедур и экспертиз товар получает сертификат соответствия. А на товары, которые не входят в обязательный перечень, всегда можно получить добровольный сертификат.

Вы можете заказать услуги.

1 сентября 2013 г. в России вступает в силу новый закон «Об образовании» . До этого момента мы ориентируемся на действующий сейчас Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Зачем нужен новый закон?

Сегодня в стране идет реформа системы образования, меняются подходы к обучению, возникают новые формы и технологии. Как и любой законопроект, он вводит новые понятия, меняет правовые статусы участников и заставляет нас жить по-новому. Отметим, что вступление нового закона, прежде всего, обусловлено новыми реалиями жизни россиян. Действующий в данный момент закон устарел и не отражает многих особенностей современного учебного процесса, старая трактовка понятия «образование» уже слишком узка для нашего общества. И новый закон должен обеспечить всем этим изменениям юридический фундамент.

Кого касается новый закон об образовании?

Новый закон касается всех организаций, в которых происходит передача знаний от преподавателя к ученикам (студентам, слушателям). А значит, он важен для учебных и тренинговых центров, а также школ и курсов всех направлений.

Новый закон и учебные центры

В момент принятия старого закона к образованию относились как к некому обязательному процессу, который необходимо пройти всем в принудительном порядке от детского сада до института, а затем временно забыть о нем до рождения детей, которые также должны будут пройти этот путь. Сегодня отношение к образованию значительно изменилось, изменилось и само устройство образовательной системы. Быстрый темп жизни и развития общества требуют от россиян постоянного пополнения своей базы знаний и развития приобретенных навыков. Во многих компаниях уже считается неприличным в течение длительного периода времени не посещать какие-либо тренинги. Да и сами сотрудники понимают, что останавливаться в профессиональном развитии опасно – так можно быстро потерять ценность на рынке труда. Спрос рождает предложение и вот уже на рынке множество тренинговых компаний разных форм собственности предлагают курсы и тренинги на любой вкус.


Самообразование уже давно стало модным, и многие расценивают получение новых знаний, как интересный способ проведения досуга. Курсы мыловарения, макраме и вязания, гончарные мастерские, уроки рисования и плетения кос, занятия по фэн-шую и женским практикам – за последние годы не просто вырос, а сформировался почти с нуля огромный рынок. Ведь раньше, в советское и постсоветское время, подобный сегмент образования был представлен лишь кружками для школьников по художественной гимнастике и шитью мягких игрушек. Теперь почти все взрослое население обязательно посещает какие-нибудь курсы.

Появился и новый сегмент «образование как развлечение», в котором представлены лекции, проводимые в кафе, мастер-классы как шоу или концерт и т. д. Рынок дополнительного краткосрочного образования для детей и взрослых растет с каждым днем, а значит, его надо как-то регулировать законодательно, что, собственно, и отражено в новом законе.

Сертификаты и дипломы

Многие после посещения курсов желают получить сертификаты и дипломы, подтверждающие их знания. В прошлом законе и постановлении №174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» от 16.03.2011 г. о выдаче подобных бумаг было написано весьма туманно: «Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании , деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию ». Так, не совсем понятно, может ли организация, не имеющая образовательной лицензии выдать сертификат о прохождении тренинга, если тренинг был меньше 72 часов и не был проведен экзамен. Это путанное положение рождало много споров.

В новом законе все расставлено по своим местам: организации, занимающиеся общим, профессиональным и дополнительным профессиональным образованием (курсы повышения квалификации) обязаны иметь лицензию, а некоторые должны пройти государственную аттестацию и аккредитацию. Соответственно, выдают сертификаты установленного государством образца. В этой части законодательство не изменилось. А вот касательно дополнительного образования возможности выдачи разных документов существенно расширены. Во-первых, разделены понятия «документ об образовании» (дипломы, аттестаты и прочие обязательные «корочки») и «документ об обучении». Посмотрим в закон, п. 1, ст. 60: «в Российской Федерации выдаются:

  1. документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
  2. документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.»

Фраза «иные документы» теперь дает нам огромный простор. Также п. 15 статьи 60 прямо говорит, что теперь мы имеем право выдавать любые документы, которые только можно выдумать: хоть грамоты, сертификаты или справки, хоть медали или шоколадки: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно» .

Лицензирование

Что же касается лицензирования, теперь лицензированию образовательной деятельности подлежат все (п. 18-19): «Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности».

Также расширен спектр видов образования, по которым проводится лицензирование: «Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования».

Насколько применимо такое положение закона покажет лишь опыт и практика.

Организационно-правовые формы

В старой версии допускалось только две организационно-правовых формы собственности образовательных организаций: образовательное учреждение и автономная некоммерческая организация, теперь же этот список расширен. В новый закон введены понятия «образовательная организация» (которой, может являться только некоммерческая организация) и организация, осуществляющая образовательную деятельность. Об этих организация в п. 5 ст. 31 говориться следующее: «Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам» .

Осуществлять образовательную деятельность может и индивидуальный предприниматель, при этом если процесс обучения осуществляется предпринимателем собственнолично – то лицензии не требуется. А вот если ИП нанимает педагогов – то его деятельность уже подлежит обязательному лицензированию, вне зависимости от вида образовательной деятельности.

При этом согласно п. ст. 108: «Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 г. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников» .

Электронные и дистанционные формы обучения


Не остался незамеченным в законе и технический прогресс. Отдельная статья посвящена электронным и дистанционным формам обучения п. 1, ст. 16: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» .

Электронное и дистанционное обучение приравнено к традиционным очным формам.

РЕЗЮМЕ

  • С 1 сентября 2013 г. в силу вступает
  • В основном он коснется сферы государственного образования: большое место в нем отводится ВУЗам, школам, ЕГЭ и т. п.
  • Однако само понятие «образование» существенно расширено, т. к. новые реалии требуют новой законодательной базы: в России появилось множество курсов и мастер-классов для самообразования взрослых и детей.
  • Также затронут вопрос о дистанционном и электронном обучении.
  • По новому закону организации, занимающиеся общим и профессиональным образованием, а также курсы повышения квалификации обязаны иметь лицензию и могут выдавать сертификаты государственного образца. А организации, занимающиеся дополнительным образованием, могут выдавать «документы об обучении»: грамоты, сертификаты, справки и др.
  • Один из важнейших пунктов нового закона – о , которому теперь подлежат все курсы без исключения.
  • Расширен перечень форм собственности образовательных организаций. В старой версии допускалось только две формы: образовательное учреждение и автономная некоммерческая организация. Теперь образовательную деятельность могут осуществлять и другие организации, в том числе ИП.
  • Если ИП осуществляет образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, он обязан получить лицензию до 1 января 2014 г.


Что еще почитать