Приговор к принудительным работам. Принудительные работы

Принудительные работы - это альтернатива лишению свободы.

Этот вид уголовного наказания существует с 2011 года. Их могут назначить лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, а также впервые совершившим тяжкое противоправное деяние.

Когда и кому назначают наказание в виде принудительных работ? На какой срок могут приговорить к данному наказанию - читайте далее.

Что такое принудительные работы?

Под принудительными работами понимают привлечение осужденного к оплачиваемому труду, когда в доход государства изымается определенная часть заработка - от 5 до 20 процентов.

К ним не имеют права привлекать:

  • беременных;
  • детей;
  • пенсионеров;
  • женщин с маленькими детьми до трех лет;
  • инвалидов I и II группы;
  • военнослужащих.

Срок принудительных работ - от 2 месяцев до 5 лет.

Порядок выполнения принудительных работ

Осужденные содержатся в исполнительных центрах. После вынесения приговора они должны прибыть туда самостоятельно. При этом расходы ложатся на государство.

Срок, в который осужденный должен прибыть в учреждение, содержится в предписании, выданном территориальным органом уголовно-исполнительной системы.

По умолчанию для отбывания наказания выбирают тот центр, который расположен в регионе проживания гражданина. Однако если его размещение там невозможно, человека могут направить в другой регион по согласованию с органами управления исправительной системы.

В исправительных центрах осужденные живут в специализированных общежитиях.

Условия отбывания наказания

Осужденные обязаны работать там, куда их направит администрация учреждения. Их труд оплачивается, а значит покупать еду, средства гигиены, одежду и обувь необходимо самостоятельно.

Бесплатно предоставляются лишь место для сна и спальные принадлежности. На одного человека в жилом помещении должно приходиться не менее четырех квадратных метров.

Граждане имеют право обучаться по заочной форме.

Им также предоставляют социальные гарантии:

  • ежегодный оплачиваемый отпуск - 18 дней;
  • получение зарплаты за минусом всех удержаний (взыскание в казну государства, оплата коммунальных услуг). Он не может получать на руки менее 1/4 от своего заработка.

На бесплатной основе лица, содержащиеся в центрах, обязаны принимать участие в работах по благоустройству территории в нерабочее время не более 2 часов в неделю.

Осужденные могут иметь при себе деньги и личные вещи (кроме запрещенных администрацией).

Администрация учреждения может в установленном порядке проводить обыски и досмотры.

Она также может наказывать или поощрять осужденных. В качестве меры ответственности применяют выговоры и изоляция в специальном помещении до 15 суток.

Это возможно за:

  • употребление алкоголя и наркотических средств;
  • нарушение порядка и хулиганство;
  • забастовки;
  • уход с территории центра без разрешения.

Если гражданин уже отбыл 1/3 от своего срока наказания и не нарушал общественный порядок, его могут поощрить. Администрация может ему разрешить жить вместе с семьей в своем или арендованном жилье. Оно должно располагаться в пределах того населенного пункта, где находится исправительный центр. Обязательна регистрация в учреждении - 4 раза в месяц.

За примерное поведение гражданину могут разрешить покинуть территорию центра на время отпуска.

Замена наказания

Суд может как смягчить санкцию осужденному, так и ужесточить ее.

Если судья вынес вердикт о реальном лишении свободы, однако пришел к выводу, что гражданин может исправиться без отбывания наказания в тюрьме, меру ответственности могут заменить на принудительные работы.

Возможна и обратная ситуация. Злостным нарушителям могут заменить принудительные работы реальным сроком.

К таким нарушениям относятся:

  • - наркотиков или психотропных препаратов, спиртного;
  • мелкое хулиганство;
  • неповиновение требованиям работников центра, администрации, оскорбление сотрудников учреждения;
  • изготовление, хранение или передача другим отбывающим наказание запрещенных предметов и веществ;
  • организация стычек, забастовок, массовых выступлений, участие в них;
  • отказ выполнять трудовые обязанности;
  • выход за пределы центра без разрешения и уважительных причин;
  • невозвращение в учреждение в течение 24 часов.

Если срок тюремного заключения более 5 лет, его не могут заменить на принудительные работы.

  • нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;
  • нарушение трудового распорядка;
  • несоблюдение установленных в заведении правил проживания;
  • неявка в центр для регистрации (для отдельно проживающих граждан).

В данных случаях санкция в судебном порядке заменяется на лишение свободы из расчета 1 день работ = 1 день отбывания наказания в местах лишения свободы.

Давно уже прошло то время, когда в уголовном праве существовало всего несколько видов возможного уголовного наказания. В настоящее время насчитывается 12 видов (13-ое – смертная казнь, которая у нас в стране не применяется), что позволяет судам при вынесении приговора учитывать множество второстепенных моментов и , которое будет не только справедливым, но и посильным для осуждённого. В рамках настоящей статьи будет рассмотрен относительно новый вид наказания – принудительные работы, а также каким образом происходит его применение и осуществляется контроль по его исполнению.

В России имеется такой вид уголовного наказания как принудительные работы.

Понятие

Принудительные работы - это, как уже было сказано выше:

вид уголовного наказания, который заключается в направлении осуждённого в места, определяемые уголовно-исполнительной системой, для прохождения и осуществления принудительных оплачиваемых работ.

Как отдельный вид данная процедура была введена в УК РФ в 2011 году федеральным законом ФЗ № 420, в статью 44 пунктом «з. 1». Но применять данные положения стало возможным только в 2017 году, после создания первых в стране исправительных центров.

Особенности

В отличие от исправительных работ, принудительные могут проходить не по месту основной работы, а абсолютно на другой территории, которая может быть значительно удалена от места проживания. В настоящее время в РФ действуют четыре исправительных центра, находящиеся в Ставропольском и Приморском краях, а также в Тюменской и Тамбовской областях. Особенности назначения и применения данного вида установлены в статье 53.1 УК РФ, положения которой заключаются в следующем:

  1. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за впервые.

Понятие первичности совершения преступления относится не только к тяжкому деянию, но также и к преступлениям небольшой и средней тяжести.

  1. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придёт к выводу о возможности исправления осуждённого без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осуждённому наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.

Сроком на 5 лет и более может назначаться за совершение тяжкого или особо тяжкого противоправного деяния.

  1. Принудительные работы как вид уголовного наказания заключаются в привлечении осуждённого к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

Как видно, законодателем не указано ни слова о том, что место должно быть непосредственно в пределах субъекта проживания, а как было упомянуто выше, сейчас выбор очень ограничен, с учётом того, что общая численность мест в них не превышает 1000 человек.

  1. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.
  2. Из заработной платы осуждённого к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счёт соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.

В приговоре должен быть указан размер удержания средств из заработной платы, в противном случае подобную процедуру нельзя считать назначенной, и вследствие этого она не подлежит исполнению.

  1. В случае уклонения осуждённого от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчёта один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Осуждённый не имеет права отказаться от предложенной работы, иначе это и будет считаться и трактоваться как уклонение от исполнения требований по отбыванию вынесенного приговора.

Также сюда следует отнести:

  • неисполнение и нарушение ;
  • самовольный уход более чем на сутки не только из учреждения, но и с места работы.
  1. Принудительные работы , лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

Логичные и понятные ограничения применения данных положений, так как специфика принудительных работ носит в основном характер тяжёлого физического труда, то применять его к перечисленным выше категориям граждан неоправданно и нецелесообразно.

Процедуры исполнения приговора

В соответствии со ст. 60.2 УИК РФ осуждённый самостоятельно (за исключением лиц, находящихся под стражей), но за счёт государства направляется к месту исполнения приговора. Срок, в течение которого осуждённому необходимо явиться в учреждение, устанавливается предписанием территориального органа уголовно-исполнительной системы. Контроль за исполнением и соблюдением осуждённым всех установленных требований возлагается на администрацию учреждения, согласно ч. 1 ст. 60.18:

Надзор за отбыванием наказания осуждёнными к принудительным работам осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за поведением осуждённых в исправительном центре и по месту работы, а также в иных местах их пребывания. Порядок осуществления надзора определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Перечислять все установленные законом процедуры в рамках настоящей статьи было бы нелогично и неуместно, поэтому более подробно с ними можно ознакомиться в главе 8.1 УИК РФ.


Заключение

Все вышеописанные положения начали действовать только с 1 января 2017 года, поэтому и вынесенных приговоров по данному виду наказания не просто единицы, их нет вообще. В связи с этим сейчас невозможно говорить о целесообразности данного нововведения, что будет дальше и будут ли принудительные работы выполнять возложенные на них надежды, покажет только время.

Понятие «принудительные работы» было введено в уголовные наказания сравнительно недавно. В настоящее время ст. 53.1 УК РФ дает возможность назначить альтернативное лишению свободы наказание. Это принудительные работы. При их исполнении осужденное лицо привлекается к труду в местах, которые определяются уполномоченными органами, отнесенными к уголовно-исправительным по их компетенции.

Принудительные работы в качестве основного наказания исполняются от 2 месяцев до пяти лет. Какие существуют проблемы исполнения этого вида наказания?

Назначение наказания в виде принудительных работ

Принудительные работы означают, что человек привлекается к общественному труду в местах, на которые укажут учреждения, относящиеся к уголовно-исправительной системе. Из дохода осужденного при исполнении работ в пользу государства изымаются денежные средства, чей размер колеблется от 5-20% от совокупного дохода. В ст. 53, ч. 5 УК РФ определяет, что денежные средства, удержанные из заработной платы, направляются на расчетный счет органа уголовно-исправительной системы. Лица, которые наказаны принудительными работами, исполняют их в специальных центрах исправительного назначения, находящихся в пределах РФ по месту жительства. Если невозможно привлечь к труду осужденного по месту жительства, в этом случае по согласованию с вышестоящими учреждениями, относящимися к уголовно-исправительной системе, лицо в согласованном порядке направляется в другие исправительные центры, находящиеся в ином регионе, но с имеющимися условиями для труда на весь срок работ.

Контроль над действиями осужденных на весь срок осуществляют высшие должностные лица исправительных центров. Используются все имеющиеся у них в арсенале средства и методы, включая видео, электронные средства. Лица, осужденные к рассматриваемым видам работ, обязаны не покидать территорию исправительного центра на весь срок работ. Исключения - это случаи исполнения работы вне пределов исправительных центров на определенный срок. Проживают осужденные лица в общежитиях, с нормальными условиями быта. Осужденные не имеют права покидать в нерабочее время, праздничные дни, выходные в отсутствии разрешения от администрации на это действие. Таков порядок распорядка специализированных центров.

Лица, не допускающие нарушений внутреннего порядка исправительных центра, отбывшие не менее половины срока, по заявлению с их стороны на основании разрешения, вынесенного начальником исправительного учреждения, могут проживать совместно с членами их семьи. Обычно в качестве жилья выступает собственная или арендованная квартира, находящаяся в том муниципальном образовании, где исполняются принудительные работы. Лица, которые проживают вне специализированных центров в оставшийся срок, обязаны приходить в центр в целях регистрации 4 раза в течение 31 дня, дни регистрации определяются начальником центра. Таков порядок регистрации, условия по этому виду наказания.

Срок и порядок исполнения принудительных работ

Со дня прибытия осужденного в исправительный центр начинает исчисляться срок. В этот временной интервал засчитывается время содержания лица под стражей, следование в центр, а также время выездов краткосрочного характера, которые предоставляются осужденному из расчета один день содержания под стражей, 1 день приезда в исправительное учреждение, 1 день выезда краткосрочного характера за 1 день рассматриваемых работ. Таков порядок и условия по этому виду наказания. В этот временной интервал не могут быть зачислены дни отсутствия осужденного в самовольном порядке свыше суток.

Уже указывалось, что признаком рассматриваемого вида наказания является то, что оно выступает альтернативой лишению свободы. Это происходит в случаях, предусмотренных уголовным законодательством. Случаи - это стати с признаками преступления, размещенными в Особенной части кодекса. Статьи применяются в отношении виновных деяний средней тяжести, с признаками тяжкого преступления. УК РФ ввел этот вид наказания впервые, в том числе в качестве альтернативы лишению свободы.

ВАЖНО: Суд, назначив наказание гражданину на срок лишения свободы до 5 лет, может прийти к выводу, что осужденный может быть наказан без реального лишения человека свободы.

В этом случае своим постановлением он имеет право заменить лишение свободы на принудительные работы. Отметим, что среди специалистов эта норма оценивается неоднозначно. В частности, исходя из толкования статьи, судья назначает наказание в виде лишения свободы. Если это наказание сроком менее 5 лет, судья может назначить принудительные работы, но должен при этом обосновать свое решение. Это обязательное условие.

Интересно, что замена лишения свободы на принудительные работы не находится в прямой зависимости от категории совершенного виновного деяния. Странно, что замена может произойти за совершение гражданином не только преступления, относящегося к категории средней тяжести, но и в ряде случаев за тяжкое виновное деяние. Это условие нельзя признать обоснованным, и введение этой нормы не может содействовать совершенствованию и гуманизации уголовного законодательства, в чем состоит суть существования этого наказания.

ВАЖНО: Если лицу назначено наказание, срок которого превышает пятилетний рубеж, принудительные работы судом назначать запрещено!

Ответственность за уклонение от исправительных работ

Уклонение от выполнения работ заменяется лишением свободы. При уклонении в расчет принимается 1 день лишения свободы за 1 день принудительных работ.

Условие о принудительных работах говорит о том, что от них освобождаются определенные лица. В их число входят:

  • дети до 18;
  • лица с инвалидностью;
  • беременным;
  • лицам женского пола с детьми до 3 лет;
  • пенсионерам (женский пол);
  • военнослужащие;
  • мужчинам (после 60 лет).

Таким образом, в принудительных работах соединены элементы, присущие исправительным работам, кроме того, ограничения свободы. В юридической литературе было высказано мнение о том, что принудительные работы выступают разновидностью ограничения свободы.

Отличие принудительных работ от обязательных и исправительных

Исправительные работы назначаются лицу, которое постоянно работает, либо не имеющему место работы. Осужденный, который имеет постоянное место трудовой деятельности, исполняет исправительные работы по основному месту трудовой деятельности. Лицо, которое не имеет постоянной работы, должен исполнить наказание в местах, которые определяются уполномоченными органами по согласованию с уголовно-исправительными учреждениями, но в районе места регистрации осужденного лица.

Обязательные работы - они означают, что осужденное лицо привлекается к труду в свободное от основной работы время. Объекты, где исполняются обязательные работы, определяются местной администрацией.

Принудительные работы - это одно из нововведений, применяемые с 2014 года. В отличие от исправительных работ, исполнение принудительных работ может быть осуществлено в районах, которые находятся далеко от места жительства осужденного лица при отсутствии в регионе проживания гражданина исправительных центров или при невозможности размещения там.

В принудительных, исправительных работах труд осужденного оплачивается. В отличие от вида - обязательных работ. В принудительных, исправительных работах с пользу государства взимается %, исчисляемый от суммы заработной платы.

Отбывшие часть срока в колонии смогут рассчитывать на ускоренную замену наказания на менее строгое - принудительные работы. При этом срок для получения условно-досрочного освобождения (УДО) не изменится. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс предлагает внести Минюст (документ есть у «Известий»). По мнению авторов законопроекта, это позволит увеличить число трудоустроенных осужденных и поспособствует их выходу на свободу по УДО. Эксперты полагают, что такой подход позволит гибко применять уголовно-исполнительное законодательство, цель которого - исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

Поправки в Уголовный кодекс уже рассмотрела правительственная комиссия по законопроектной деятельности, рассказал «Известиям» собеседник, знакомый с итогами ее заседания. Теперь документ обсудит правительство, уточил он. Минюст предложил уменьшить срок, после которого лишение свободы можно заменить на принудительные работы. Согласно проекту, осужденные за преступления небольшой или средней тяжести смогут претендовать на уменьшение срока и последующую замену наказания после отбывания четверти от назначенного срока. После трети - те, кто совершил тяжкое преступление. Половину срока придется отбыть тем, кто осужден за особо тяжкое преступление.

При этом послабление касается только замены на принудительные работы. Срок отбывания наказания, после которого человек может получить штраф или УДО, не меняется.

Поправки будут способствовать ресоциализации заключенных, отмечают авторы документа. Кроме того, возрастет число трудоустроенных осужденных: это позволит быстрее возмещать ущерб потерпевшим. Последнее является одним из условий для условно-досрочного освобождения - таким образом, УДО сможет применяться чаще, следует из материалов к проекту.

Сейчас, по данным Минюста, в России действует восемь исправительных центров и 15 специализированных участков в колониях. К 1 января 2019 года число таких центров может увеличиться до 15, специализированных участков - до 49 с общей вместимостью 5,7 тыс. мест.

Законопроект уже согласован в Государственно-правовом управлении президента, Минфине и Федеральной службе исполнения наказаний. Однако замечания есть у Генпрокуратуры (ГП) и Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Так, ГП хотя и поддержала концепцию законопроекта, но отметила, что пока исправительных центров в России не так много.

Проект расширяет возможности применения принудительных работ, однако не увеличивает эффективность мер социальной адаптации осужденных, обратили внимание в Институте законодательства. А совместное пребывание осужденных за не тяжкие и тяжкие преступления в исправительных центрах не будет способствовать их ресоциализации.

Инициативу Минюста стоит только приветствовать, полагает исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов Андрей Сучков. Такой подход, по его мнению, позволит более гибко применять уголовно-исполнительное законодательство, цель которого - исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

Если осужденный на протяжении всего срока наказания ведет себя примерно, чем подтверждает свое исправление, то вполне нормально в дальнейшем стимулировать его к подобному поведению заменой наказания на более мягкое, - полагает он.

Кроме того, замена наказания на принудительные работы будет способствовать скорейшей выплате компенсации потерпевшим и пополнит госбюджет (часть заработанных осужденным средств идет в доход государства. - «Известия»), пояснил эксперт.

По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в прошлом году суды приняли 19,8 тыс. решений о замене неотбытого срока лишения свободы более мягкими наказаниями, отметил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. При этом лишь пять раз лишение свободы заменялось принудительными работами.

Но это связано с тем, что такое наказание применялось в первый год и суды в принципе редко его назначали. Пока идет обкатка новой системы, - рассказал он.

По мнению эксперта, в перспективе применение этой меры будет расширяться, в том числе за счет осужденных, которые, выражаясь официальным языком, твердо встали на путь исправления.



Что еще почитать