О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации
(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 10.01.2003 г. №15-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 26.06.2007 г. №118-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 08.05.2010 г. №83-ФЗ, 23.02.2011 г. №19-ФЗ, 01.12.2014 г. №419-ФЗ, 03.07.2016 г. №357-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения, указанные в части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, не могут противоречить настоящему Федеральному закону.
В случае противоречия между настоящим Федеральным законом и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует настоящий Федеральный закон.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия и термины:
культурные ценности — предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
музейный предмет — культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление;
музейная коллекция — совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам;
Музейный фонд Российской Федерации — совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом;
музей — некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом;
хранение — один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции;
публикация — одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 г. №357-ФЗ)
От имени Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры).
От имени субъектов Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.
(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 г. №357-ФЗ)
base.spinform.ru
Работа государственных музеев опирается на ряд законодательных актов и других нормативных документов, регла¬ментирующих вопросы учёта, организации хранения и использования культурных ценностей. Главным из них, отражающим и задачи негосударственных собраний, является Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ (последняя редакция), а также изменения, внесенные в Федеральный закон 03.07.2016 N 357-ФЗ.
Эти документы имеют большое значение и для театров, обладающих коллекциями музейного значения (притеатральных музеев).
В данном разделе размещен перечень и тексты документов, наиболее значимых для деятельности всех типов музеев.
Основополагающие законодательные акты в области музейного дела
Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ (последняя редакция). 26 мая 1996 года N 54-ФЗ.
o Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 357-ФЗ.
Закон РФ от 9 октября 1992 № 3612-I «Основы законодательства РФ о культуре»
Федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1993)
Федеральный закон от 3 июля 2016 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ»
Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10 2004 № 125–ФЗ
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 № 73 – ФЗ (действующая редакция, 2016)
Положения
Положение «Об утверждении положений о музейном фонде РФ, о государственном каталоге музейного фонда РФ, о лицензировании деятельности музеев в РФ». Утв. Постановлением Правительства РФ 12.02.1998. № 179
Положение «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда РФ, документов библиотечных фондов, Архивного фонда РФ, а также кинофонда». Утв. Постановлением Правительства РФ 05.07.2001. № 504
Положение «Об утверждении положений о музейном фонде РФ, о государственном каталоге музейного фонда РФ, о лицензировании деятельности музеев в РФ». Утв. Постановлением Правительства РФ 12.02.2008. № 179
Инструкции
Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. Утв. Приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290
Положение о фондово-закупочной комиссии музеев системы министерства культуры СССР. Утв. Приказом министерства культуры СССР от 20.04.1987 № 170
Единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях РФ. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 08.12.2009 № 842
Профстандарты
Об утверждении профессионального стандарта «Хранитель музейных ценностей». Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 521н
Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по учёту музейных предметов». Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 537н
Концепции, проекты
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА. – М., 2016
theatre-museum.ru
Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ
«О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 8 мая 2010 г., 23 февраля 2011 г., 1 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 28 декабря 2017 г.
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ. Действие закона распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в РФ.
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности. Соответственно Музейный фонд состоит из государственной и негосударственной части.
Законом определен состав государственной и негосударственной части Музейного фонда, установлен порядок включения и исключения музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда. Регламентированы вопросы осуществления государственного контроля за состоянием Музейного фонда и государственной поддержки музеев.
Устанавливается преимущественное право покупки государства при совершении сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части.
Также в законе отражены вопросы создания, реорганизации, ликвидации и осуществления деятельности музеев в РФ. Музеи создаются в форме учреждений. Учреждение государственных музеев производится на основании акта Правительства РФ.
Отдельное внимание уделено обеспечению доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Федеральный закон 54 направлен на регулирование деятельности музеев на территории Российской Федерации. Предписывается правовая база для создания и использования Музейного фонда РФ, а также его положение и статус. Статьи данного закона распространяются на все учреждения – как уже существующие, так и создаваемые.
Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» принят 24 апреля 1996. Структурно документ подразделяется на главы, которые создают правовую основу следующим аспектам:
Общие положения Закона о музеях регламентируют сферу применения ФЗ 54, а также основные принципы законодательства, относящиеся к данной области. В первой главе приводятся основные понятия, используемые в документе и принцип государственного регулирования в данной сфере.
Глава о Музейном фонде РФ регулирует следующие вопросы:
Государственная часть регламентируется главой 3 и предписывает следующие нормы:
Аналогичные положения регламентируются главой о негосударственной части . В нее дополнительно включена статья о порядке проведения сделок с соответствующими экспонатами.
Глава 5 регулирует принципы и правовую основу деятельности музеев в России . Положениями Федерального закона 54 предписываются следующие аспекты:
Законом 54 ФЗ регулируется обеспечение доступности Музейного фонда , а также порядок публикации экспонатов. Ответственность за нарушение предписаний подразделяется на общие положения и нормы, применимые к должностным лицам. В заключительные положения включен порядок вступления Закона о музеях в силу. Предусматривается и приведение иных законодательных актов в актуальное состояние с данным документом.
Закон о музеях вступил в силу в день официальной публикации – 26 мая 1996. С данного момента он претерпел ряд изменений и поправок, направленных на устранение неточностей и двоякого толкования. Актуальная редакция документа последний раз обновлялась в июле 2016.
Скачать Федеральный закон «О Музейном фонде РФ и музеях РФ» в последней редакции можно здесь. Документ содержит последние изменения и поправки. Текст будет востребован для работников и должностных лиц данной сферы деятельности, а также правозащитников, углубленно изучающих данную сферу законодательства.
Последняя редакция Закона о музеях была проведена 3 июля 2016 года . Внесенные поправки коснулись следующих положений:
Приведенные изменения актуальны на июль 2017 года. Они направлены на актуализацию правовой базы в связи с общими изменениями законодательства, а также при введении в документ новых положений.
МОСКВА, 1 янв - РИА Новости. Обновленная версия федерального закона «О Музейном фонде и музеях в РФ», согласно которой упрощается процедура включения экспонатов в Музейный фонд, а также осуществляется ряд других изменений, вступает в силу с 1 января 2017 года.
Все музейные предметы и коллекции будут проходить госучет, независимо от того, в чьей собственности они находятся. Первичный учет, который также подразумевает экспертизу культурных ценностей и регистрацию предметов и коллекций, будет производиться в книге поступлений музея. Приказ о включении в Музейный фонд должны подписывать директора учреждений.
Согласно закону, информация о каждом музейном предмете или коллекции, которым присваивается уникальный идентификационный номер, будет внесена в Государственный каталог Музейного фонда России. Сведения о них будут доступны на официальном сайте каталога. Также в каталоге будет содержаться информация о сделках с предметами и коллекциями.
Кроме того, определены границы собственности на государственную часть Музейного фонда между федеральным центром и регионами, усовершенствован порядок управления предметами и коллекциями государственной части, а также уточняются правила осуществления сделок с предметами и коллекциями негосударственной части.
Основным законом в РФ является ФЗ «о музейном фонде РФ и музеях РФ» от 26 мая 1996 года. Этот закон определяет особенности правового положения музейного фонда, особенности создания музеев, рассматривает положение форм собственности, управления музейными предметами и государственный контроль государственной части музейного фонда. Закон дополняют и развивают: «Положения о музейном фонде РФ», «Положение о государственном каталоге музейного фонда РФ». Они были утверждены в 1998 году.
Музейные предметы и коллекции, к-е входят в состав музейного фонда вывозу из России не подлежат. Временный вывоз регулируется ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Музейным фондом называется совокупность постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ». Музейный фонд является частью культурного наследия РФ. Музейные предметы и коллекции находятся в государственной, муниципальной и частной формах собственности. Включение музейного предмета в музейный фонд производится министерством культуры.
Музейный фонд состоит из государственной и негосударственной части. Государственная часть находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. Гос. контроль осуществляется Министерством Культуры РФ. Хранителями являются государственные и ведомственные музеи. Держателями негосударственной части являются частные лица и общественные музеи. При совершении сделок купли-продажи музейных предметов государство имеет право первой покупки этих предметов.
В отношении памятников природы действует: ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Тоже есть постоянно обновляющийся «свод» - регулярно обновляемым документом для природных памятников служит «Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий». Сведения о природных заповедниках, национальных парках, памятниках природы, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Права музеев.
Продавать музеями продукцию, связанную с их деятельностью, - законно.
Из ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» следует, что «целями создания музеев в Российской Федерации являются:
осуществление просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности;
хранение музейных предметов и музейных коллекций;
выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
изучение музейных предметов и музейных коллекций;
публикация музейных предметов и музейных коллекций».
Таким образом, следует, что музеи вправе тиражировать типографским способом или демонстрировать, например, в интернете любые свои экспонаты.
Если продажа полиграфической и прочей сувенирной продукции приносит прибыль, которая будет направлена на достижение целей, предусмотренным ФЗ «О музеях...» - то это законно.
Фотографировать в музее бесплатно - можно.
Статья 12 «Основ…» устанавливает право на доступ к культурным ценностям, гарантируя его для каждого человека. Также это право гарантировано гражданам России статьей 44 Конституции.
Статьёй 36 ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах. Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, а также выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектами, находящимися на их территории. Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у них возникает так называемое «право публикатора», предусмотренное статьей 1337 ГК.
Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Однако сама по себе фотосъёмка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях.
Ограничения на доступ к музейным предметам, согласно ст. 35 закона «О музейном фонде…», могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. Сюда же относится и запрет на съёмку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта.
Право на доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах музеев, вообще не может быть ограничено, поскольку это прямо запрещено статьёй 8 закона «Об информации…»
Что же касается продажи музеями «права на съёмку», то она также незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем – убирает за плату данное ограничение.
Закон «Об объектах культурного наследия…» устанавливает порядок доступа к ним. Под такими «объектами» понимается какая-либо недвижимость, представляющая историческую ценность, а также вещи, тесно с нею связанные (картины, скульптуры и т. п.) Доступ к ним гарантирован всем гражданам России статьей 7 закона. Условия такого доступа могут устанавливаться собственником объекта, но они должны быть согласованы с органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства в этой сфере. На практике такие ограничения могут быть весьма обширны в том случае, если речь идет о зданиях, которые используются органами власти (например, Кремль в Москве или Смольный институт в Санкт-Петербурге). Но полностью запретить доступ собственник не может: этого не разрешает закон.
Если кратко:
Нельзя:
реализовывать продукцию с изображениями культурного наследия без официального разрешения.
фотографировать со вспышкой некоторые музейные экспонаты.
Можно:
фотографировать в личных целях,
использовать эти фотографии в образовательных целях.
Было нельзя, сейчас можно:
проносить в музей съёмочную аппаратуру.
Какие законы это регулируют:
Конституция РФ,
ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ»,
ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» ,
ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,
«Основы законодательства РФ о культуре»,
Гражданский кодекс РФ,
«Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР».
Ни одно внутреннее распоряжение музея не может противоречить ни одному из перечисленных выше нормативно-правовых актов.
Памятники истории и культуры зачастую являются объектами недвижимого имущества, что накладывает на их собственников и пользователей дополнительные обременения по сохранению, использованию и обеспечению доступа.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Законодательство Российской Федерации провозглашает право каждого человека на приобщение к культурным ценностям, гуманитарное и художественное образование, право собственности на культурные ценности, право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры.
Законодательство по музейному делу является частью законодательства о культуре и как таковое определенным образом соотносится с другими отраслями права - гражданским, административным, уголовным, таможенным правом. Оно регламентирует эту сферу деятельности, регулирует складывающиеся в ней общественные отношения.
По определению К.Е. Рыбака музейное право - "комплексная (синтетическая) подотрасль права, представляющая систему правовых норм, устанавливаемых государством и предназначенных для регулирования общественных отношений, связанных с оборотом культурных ценностей, выявлением, изучением, охраной, реставрацией и использованием памятников истории и культуры, коллекционированием, эстетическим воспитанием, художественным образованием, иной деятельностью, направленной на сохранение, распространение и освоение культурных ценностей" (92).
Источниками музейного права являются основополагающие законодательные акты Российской Федерации - Конституция, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс (статьи, трактующие о краже, контрабанде, невозвращении на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния и др.), Кодекс законов о труде. Эту сферу регулирует ряд законов РФ: "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992), "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (1993), "Об особо охраняемых природных территориях" (1995), "О некоммерческих организациях" (1996), "О лицензировании отдельных видов деятельности" (1998), "Об авторском праве и смежных правах" (1993).
Правовое регулирование музейного дела и культуры в целом осуществляется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Им переданы полномочия по регулированию финансирования, создания, реорганизации и ликвидации большинства учреждений культуры, в том числе музеев, назначения их руководителей, строительства зданий и сооружений, обустройства прилегающих территорий, контроля условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры.
Помимо законов данная сфера регулируется также подзаконными актами - приказами и циркулярными письмами Министерства культуры РФ, других ведомств, имеющих отношение к предмету ведения музейного права.
Предметом музейного права являются такие направления деятельности музеев, как деятельность хозяйственная, экспертная, научно-методическая, просветительская, выставочная и др.
Правовое обеспечение музейной деятельности, нормативное регулирование сложных коллизий, возникающих в музейном деле, стало предметом специального рассмотрения в 1996 г., когда был принят первый в истории России Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
В Законе определена сфера его применения: особенности правового положения Музейного фонда (далее - МФ) и музеев Российской Федерации, все действующие и вновь создаваемые в Российской Федерации музеи. На наш взгляд, формулировка "особенности" неточна. Более адекватным сути задачи было бы употребление термина "специфика".
Вне сферы действия Закона фактически оказались собрания музеев, в силу разных причин закрывшихся в конце 1980-х - первой половине 1990-х гг. Их судьба как бы выведена за рамки принятого Закона, поскольку он распространяется на вновь учреждаемые и действующие музеи.
Закон определяет, какие акты составляют собственно законодательство о МФ и музеях. Это Конституция Российской Федерации, Основы законодательства о культуре, настоящий закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты - как Российской Федерации, так и ее субъектов. Он устанавливает приоритет закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" по отношению к иным актам, затрагивающим музейную сферу.
Закон достаточно корректно определяет как состав основных понятий, которыми он оперирует, так и их содержание: культурные ценности, музейный предмет, музейная коллекция, музейный фонд, музей, хранение, публикация.
Закон предусматривает государственное регулирование в сфере музеев и Музейного фонда РФ. Основной его задачей является определение границ и условий государственного регулирования имущественных и неимущественных личных прав и обязанностей в сфере музеев и МФ, а также государственного контроля в отношении музейных предметов и коллекций, включенных в состав МФ - на уровне государства в целом и составляющих его субъектов. Эти функции от имени РФ и субъекта осуществляют федеральный либо региональный орган исполнительной власти, на который правительством РФ либо высшим органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ возложено государственное регулирование в области культуры.
Основными составляющими элементами МФ Закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" называет музейный предмет и музейную коллекцию. Закон провозглашает, что включенные в состав МФ предметы и коллекции "являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации". Данное положение имеет важное практическое, охранное, значение.
Закон предусматривает разделение МФ на государственную и негосударственную части. "Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления" (ст. 16). Это положение, естественно, не распространяется на негосударственную часть МФ. Закон предусматривает также государственную поддержку государственной части МФ (финансирование, гарантии возмещения ущерба, причиненного музейным предметам и коллекциям, налоговые и иные льготы, особые формы поддержки) и негосударственной части (предоставление государственных реставрационных учреждений для проведения реставрационных работ, обеспечение передачи музейных предметов и коллекций на хранение в государственные хранилища, частичная компенсация затрат на обеспечение безопасности музейных предметов и коллекций, налоговые и иные льготы). Как видим, формы поддержки различаются.
Различны и формы государственного контроля. Для государственной части это: проверка состояния сохранности и условий хранения музейных предметов и коллекций; направление запросов и получение информации о них, необходимой для осуществления государственного учета МФ. Для негосударственной дополнительно введена "постановка вопроса перед собственником об изменении места хранения либо отчуждении музейных предметов и музейных коллекций, переданных в управление негосударственным музеям, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом".
Закон устанавливает в самой общей форме ограничения доступа к музейным предметам и коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ и находящимся в музеях (ст. 35). Это положение следовало бы развить и дополнить, учитывая присущую музеям различных групп специфику. Вполне допустимым, например, представляется ограничение доступа к коллекциям эталонных образцов и некоторым др.
Тема имущественных прав, собственности является одной из основных. По Закону порядок учреждения, функционирования и ликвидации государственных и негосударственных музеев имеет некоторые особенности. Собственниками музейных предметов и музейных коллекций могут быть государство, муниципальные образования, частные лица, допускаются и "иные формы собственности".
В Законе не получила отражения одна весьма распространенная форма собственности, а именно коллективная, то есть собственность различных сообществ - акционерных компаний, кооперативов, общественных объединений. Закон также не определил права и обязанности различных категорий собственников в отношении музейных предметов и коллекций.
Закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" в силу необходимости определяет самые общие свойства, качества, признаки, взаимосвязи и взаимоотношения музеев, оставляя в стороне специфичные черты, присущие различным группам музеев, принадлежащих различным категориям собственников. Он определяет музей как некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций (ст. 3) или, далее, для хранения, выявления и собирания, изучения, публикации музейных предметов и музейных коллекций и осуществления просветительной и образовательной деятельности (ст. 27).
Эти положения не в полной мере учитывают специфику музеев различных групп. Так, например, музеи научных учреждений "обслуживают" определенную отрасль науки, создаются для хранения, собирания, изучения и в гораздо меньшей степени публичного представления музейных предметов и коллекций, обладающих особыми свойствами эталонных образцов, типовых экземпляров.
Свою специфику имеют также включение-исключение, гражданский оборот, отчуждение музейных предметов и коллекций, составляющих собрания музеев этой группы. Данные собрания, как правило, принадлежат не музеям, а научно-исследовательским учреждениям, которые могут распоряжаться ими в соответствии с тем, как их руководство понимает свои задачи.
Учет и хранение музейных предметов и коллекций в таких музеях также имели свои особенности по сравнению с музеями, находившимися под патронажем Министерства культуры (ранее - СССР, ныне - Российской Федерации). Особенности эти определялись как ведомственной принадлежностью музеев науки, так и особыми свойствами и качествами музейных предметов и коллекций, отбиравшихся в их собрания (напомним - эталонные образцы, типовые экземпляры). Особенности музеев разных групп должны быть учтены при разработке новых нормативных документов и при внесении изменений и дополнений в действующие ныне.
Позитивное значение Закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" трудно переоценить. Тем не менее с его принятием ряд проблем остался нерешенным. Так, в Законе даже не упомянуты ведомственные музеи, вопрос о том, кто является их собственником - государство в лице ведомства либо непосредственно те организации, структурными подразделениями которых музеи являются - остается в правовом отношении неурегулированным. Между тем в настоящее время ситуация усложнилась: учреждаются не только учебные, но и научно-исследовательские негосударственные учреждения; стало возможным создание негосударственных музеев. Законом эта коллизия не предусмотрена и не разрешена.
Следует также отметить, что в современном законодательстве, имеющем отношение к музейному делу, имеют место противоречия и несогласованность ряда положений. Для примера обратимся к тому, как разрабатывается в нем проблема культурных ценностей. Это понятие в нормативных документах последних десятилетий XX в. стало использоваться в качестве основного вместо понятия "памятник истории и культуры". Они ранжировали объекты по степени их ценности (т.е. значения) для общества. По определенному набору признаков объекты признавались либо не признавались имеющими ту или иную культурную ценность, включались (либо нет) в культурное наследие и соответствующим образом охранялись.
В определении культурных ценностей, данном в "Основах законодательства РФ о культуре", сочетаются идеальное и предметное, что отличает их от других отечественных актов и конвенций ЮНЕСКО, две из которых ("Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности" 1970 г. и "Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия" 1972 г.) были ратифицированы СССР только в 1988 г. Некорректным следует признать использование в "Законе о вывозе и ввозе культурных ценностей" понятия "движимые предметы" наряду с понятием "культурные ценности", несоотнесенность этого последнего с понятием "культурное наследие".
Стремлением выделить наиболее ценную часть наследия и обеспечить в первую очередь ее сохранение и передачу следующим поколениям было обусловлено появление Указа Президента "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации" (1992) и сопутствующих положений (об особо ценных объектах и об экспертном совете). К особо ценным были отнесены объекты, не просто представляющие собой "материальную, интеллектуальную и художественную ценность", но обладающие свойствами эталонности и уникальности. Особо ценные объекты подлежали включению в Государственный свод, могли быть представлены в ЮНЕСКО для включения в Список всемирного наследия. К сожалению, в указе понятие "особо ценный объект" не было соотнесено с понятиями "памятник", "культурная ценность", "культурное наследие", не было указано, на основании каких признаков может быть определена "материальная, интеллектуальная и художественная ценность эталонного и уникального характера". Также не были обозначены принципы ранжирования, позволяющие объективно решать вопрос об отнесении к особо ценным объектам и о необходимом и достаточном количестве объектов, позволяющем сохранить качество национального культурного и природного наследия. Следует отметить, что эти принципы не могут быть качественно идентичны для особо ценных объектов - культурных ценностей ("историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения") и особо ценных объектов - "производителей" культурных ценностей ("предприятия, организации, учреждения культуры").
Продолжение работы по созданию пакета законодательных актов, адекватно отражающих проблемы сохранения и использования культурного наследия в целом и отдельных его частей, учреждения, функционирования и ликвидации музеев различных групп, четко фиксирующих формы и методы управления ими, представляется на сегодняшний день задачей первостепенной важности.
Репрезентативная подборка нормативных документов, регулирующих на современном этапе деятельность музеев, дана в сборниках, подготовленных Государственным Историческим музеем: "Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991-1996" (М., 1998) и "Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1996-2000" (М., 2001). В сборниках представлены документы, освещающие общие вопросы работы музеев, проблемы финансово-хозяйственной деятельности музеев, сохранения культурного наследия, охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры, взаимодействия религиозных организаций с музеями и органами охраны памятников, а также документы об особо ценных объектах культурного и природного наследия, о ввозе, вывозе и реституции культурных ценностей, об учете и хранении музейных ценностей, обеспечении безопасности работы музеев.
Музееведческие центры - это организации и учреждения, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность в области музееведения, преимущественно теории, истории и методики музейного дела. Музееведческие центры могут быть самостоятельными либо существовать при каких-то организациях и учреждениях (музеях, институтах и т.д.); они могут быть государственными, общественными или частными; могут иметь статус национальных (общегосударственных), региональных и даже местных; могут быть комплексными и специализированными (профилированными).
Становление и развитие музееведческих центров происходит в тесной связи с развитием музееведения и самих музеев.
Содержание их деятельности определяется тем, какой смысл вкладывается в понятие "музееведение (музеология)" в той или иной стране, том или ином регионе (мира или страны). В соответствии с тем, относится или нет музееведение к наукам и включается ли в него теория и методология или только вопросы методики, музееведческие центры могут быть разделены на группы.
Практически во всех странах мира имеются и численно преобладают музееведческие центры прикладного характера, занимающиеся главным образом вопросами методики музейного дела.
В развитых в музейном отношении странах с широкой инфраструктурой музейных учреждений, научных центров и профессиональных сообществ усилия исследователей направлены на философское осмысление феномена музея, что предопределило соответствующую ориентацию ряда музееведческих центров в них. Известны теоретические изыскания, проводимые в этом направлении Союзом музеев и кафедрой музеологии университета в Лейстере ("Лейстерская школа"), сформировавшейся в 1970-1980-е гг. "Кельнской школой" и др.
Первая попытка создать международный музееведческий центр в развивающихся странах в рамках ИКОМ - рабочую группу по музеологии - имела место в 1980 г. на симпозиуме в Мехико. Национальные музееведческие центры функционируют в ряде стран. Назовем некоторые из них: Центр музееведения при Федеральном департаменте древностей в Нигерии, школа музеологии при Дирекции музеев и памятников (Гавана) и др.
В России и странах Восточной Европы музееведы большое внимание уделяли разработке представлений о музееведении как науке со своим объектом и методом исследования. Эти проблемы занимали одно из центральных мест в деятельности их музееведческих центров.
Теоретические проблемы музейного дела обсуждались на музейных съездах, созывавшихся начиная со второй половины XIX в., и в музееведческих периодических изданих (о них см. соответствующий раздел). На съездах и на страницах периодики предпринимались попытки дать обоснование общекультурного и научного статуса музеев. Ту же роль играли регулярно созывавшиеся после Первой мировой войны международные конференции по музейному делу. Постепенно складывались общества и профессиональные организации, ориентировавшие свою работу на сеть музеев, их функциональную и научную поддержку. Проблему становления музейной профессии стали увязывать с утверждением статуса музеологии как науки. Эта проблематика занимала определенное место и в деятельности других научных обществ. Вопрос о необходимости создания единого научно-методического центра обсуждался на Предварительном съезде музейных деятелей в 1912 г.
Существенную роль в процессе самоидентификации музеологии сыграла XI Генеральная конференция Международного совета музеев в Москве-Ленинграде в 1977 г., на которой был создан Международный комитет по музеологии (ИКОФОМ). Первый номер печатного органа ИКОФОМ - журнала "Museological Working Papers" - посвящался теме "Музееведение - наука или только практическая работа?" Основной задачей Комитета, который существует и поныне, стала координация исследований в области музеологии. Результаты исследований в этой области, проводившихся учеными разных стран, обсуждались на сессиях ИКОФОМ.
Прикладные аспекты музееведения разрабатывались профильными комитетами ИКОМ, а также профильными международными ассоциациями музеев (архитектурных, музеев науки и техники, театральных музеев и библиотек, музеев истории медицинских наук и многих других). Ассоциации периодически созывают конгрессы, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития музеологии и музейного дела, освещают данные проблемы в своих периодических и иных изданиях.
Существуют также школы, курсы, институты по музеологии. Наиболее известные музееведческие центры мира - школы и институты музеологии в Буэнос-Айресе и Рио-де-Жанейро, Институт музееведения в Берлине, Кабинет музееведения при Словацком национальном музее в Братиславе, кафедра музеологии Пражского университета, Центральный кабинет музееведения Национального музея в Праге, Национальный центр музеологии при национальном музее естествознания (Сантьяго), Отдел музеологии при музее естественной истории (Париж), Центр музейной прикладной науки для археологии при Пенсильванском университете и ряд других.
В РФ в 1920-е гг. вопросы музееведения обсуждались на музейных и краеведческих конференциях, разрабатывались специально созданными подразделениями в структуре органов государственной власти и научных учреждений: Комиссией по музееведению при подотделе провинциальных музеев отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины НКП РСФСР (1919), Отделом теоретического музееведения Исторического музея (1919 - первая половина 1930-х гг.), Методической комиссией музейного отдела Главнауки (1925 - не позднее 1928 г.), Комиссией по музееведению при государственной академии истории материальной культуры (1920-е гг.), Московским институтом историко-художественных изысканий и музееведения и др. Эти подразделения стали важнейшими звеньями системы музееведческих центров, издававшиеся ими "Труды", пособия, методические рекомендации оказали огромное влияние на развитие музейного дела в стране.
Московский институт историко-художественных изысканий и музееведения был создан в 1919 г. в Москве при Московском отделении ГАИМК, а в 1920 г. прекратил свою деятельность, преобразовавшись в Семинар теории искусства и музееведения. Институт был задуман как центр работ в области теоретического музееведения и подготовки кадров музейных работников и начал вести эту работу. С той же целью и также при ГАИМК в 1932 г. в Ленинграде был учрежден Институт музееведения. Планировалось, что он будет вести теоретические изыскания в области музееведения на основе диалектического материализма. В 1933 г. его деятельность была свернута. Группа по изучению целевых установок крупнейших ленинградских музеев, созданная в структуре Института, обсудила экспозиции МАЭ, Русского музея и некоторых других.
В центре деятельности Отдела теоретического музееведения Исторического музея (1918-1933) стояли общие проблемы изучения истории музейного дела. С этим музееведческим центром связано имя выдающегося отечественного музееведа Г.Л. Малицкого, во многом усилиями которого был создан уникальный справочно-информационный фонд. Отдел работал в тесном контакте с НКП РСФСР, Центральным бюро краеведения, органами управления музеями на местах, рядом университетов.
Созданный в начале 1930-х гг. Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой и музейной работы (ныне Российский институт культурологии) со временем стал ведущим музееведческим центром страны. Эту позицию институт занимает и поныне. Его сотрудниками разрабатывается широкий спектр музееведческих проблем как теоретического, так и прикладного характера. "Труды" института, опубликованные им монографические работы - самая представительная в России совокупность музееведческих исследований.
В 1978 г. была создана Лаборатория музееведения Музея революции, ставшая крупным центром общетеоретических исследований в области музейного дела. Результаты ее деятельности получили отражение в фундаментальных работах по терминологическим проблемам музееведения, истории музееведческой мысли, теории музейного предмета, основным направлениям музейной деятельности.
Помимо вышеперечисленных музееведческих центров в систему организации научно-методической работы, сложившуюся в 1920-1930-е гг. и просуществовавшую до конца 1980-х гг., входили: научно-методические советы при центральных органах управления музеями, решавшие принципиальные вопросы музейного дела; головные музеи, являвшиеся научно-методическими центрами по отношению к музеям одного профиля или региона; научно-методические отделы музеев. Многие элементы этой системы сохранились, ведется поиск и новых организационных форм.
Ряд музеев также может быть отнесен к музееведческим центрам, поскольку в них ведется научно-исследовательская деятельность в сфере "профильного музееведения", осуществляется изучение музейных предметов, их атрибутивных свойств и возможностей интерпретации, подготовка к публикации, создание каталогов, обзорных и монографических историко-культурных работ. Результаты научно-исследовательской деятельности музеев получают отражение в научных изданиях, изданиях музеев и музееведческих периодических изданиях. В ходе проведения научно-исследовательских работ музеи организуют конференции, симпозиумы, семинары, учебные курсы, проблемные группы, творческие коллективы и т.д., выполняя тем самым функции музееведческих центров.
Музееведческие центры вносят важный вклад в формирование представлений о музееведении, его предмете, объекте и методе, месте в системе научного знания, а также о музее, музейном предмете, музейной коллекции, музейном собрании, о законах и путях их развития.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации,
о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации,
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2002 года N 302 (Российская газета, N 88, 21.05.2002).
Правительство Российской Федерации
Постановляет:
Утвердить прилагаемые:
Положение о Музейном фонде Российской Федерации;
Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации;
Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации.
____________________________________________________________________
Настоящее постановление утратило силу с 29 мая 2002 года в части утверждения Положения о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации - постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2002 года N 302.
____________________________________________________________________
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
ПОЛОЖЕНИЕ
о Музейном фонде Российской Федерации
1. Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определяет порядок:
Разграничения форм собственности на музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (далее именуется фонд);
Принятия решений об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в федеральной собственности;
Включения музейных предметов и музейных коллекций в состав фонда и исключения их из его состава;
Учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда.
2. В состав государственной части фонда входят музейные предметы и музейные коллекции:
Находящиеся в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся;
Приобретаемые после вступления в силу Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" государственными музеями, иными государственными учреждениями независимо от формы приобретения.
3. В федеральной собственности находятся музейные предметы и музейные коллекции, которые:
Находились в федеральной собственности (собственности бывшего СССР и РСФСР) до принятия Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" независимо от источников поступления, а также приобретены за счет средств федерального бюджета (бюджетов бывшего СССР и РСФСР) и закреплены в оперативном управлении или переданы в пользование музеям и другим организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;
Приобретены государственными федеральными музеями, иными государственными федеральными учреждениями за счет средств их учредителей, либо за счет собственных средств, либо посредством иной формы приобретения.
В собственности субъектов Российской Федерации находятся музейные предметы и музейные коллекции, которые:
Находились в собственности субъектов Российской Федерации (автономных образований, краев и областей РСФСР) до принятия Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", а также приобретены за счет средств их бюджетов и закреплены в оперативном управлении или переданы в пользование музеям и другим организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;
приобретены государственными музеями, иными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации за счет средств их учредителей, либо за счет собственных средств, либо посредством иной формы приобретения.
4. От имени Российской Федерации имущественные и неимущественные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, осуществляет Министерство культуры Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено государственное регулирование в области культуры.*4.1)
Для реализации этих прав и обязанностей, а также осуществления функций государственного контроля в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, Министерство культуры Российской Федерации может в установленном порядке создавать специализированные государственные подведомственные ему организации.
От имени субъектов Российской Федерации имущественные и неимущественные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.
5. Музейные предметы и музейные коллекции, входящие в состав государственной части фонда и находящиеся в федеральной собственности:
Закрепляются Министерством культуры Российской Федерации на праве оперативного управления за государственными федеральными музеями, другими государственными федеральными организациями, обеспечивающими хранение культурных ценностей;
Могут передаваться в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок государственным музеям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, или музеям, находящимся в ведении муниципальных образований, на основании соответствующих договоров между Министерством культуры Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и заинтересованным музеем. *5.1.2)
Формы указанных договоров утверждаются Министерством культуры Российской Федерации. *5.2)
При ликвидации музеев, иных учреждений и организаций музейные предметы и музейные коллекции, закрепленные Министерством культуры Российской Федерации в их оперативном управлении или переданные им в пользование, закрепляются по решению Министерства за другими музеями, учреждениями и организациями.
6. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав фонда, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом только по разрешению Министерства культуры Российской Федерации.
7. Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав фонда, а также их исключение из его состава производятся Министерством культуры Российской Федерации в установленном им порядке после проведения соответствующей экспертизы.
8. Музейные предметы и музейные коллекции, приобретенные государственными музеями, иными государственными учреждениями независимо от источника и формы приобретения, должны быть заявлены для включения в состав государственной части фонда в 2-месячный срок с момента их приобретения.
9. Решения об исключении музейных предметов и музейных коллекций из состава фонда могут быть приняты Министерством культуры Российской Федерации в следующих случаях:
Утрата и разрушение музейных предметов и музейных коллекций или обмен их на другие музейные предметы и музейные коллекции;
Ошибочность экспертного заключения о культурно-историческом значении, физическом состоянии и других особенностях указанных предметов и коллекций, на основании которого было принято решение об их включении в состав фонда;
Соответствующее судебное решение, вступившее в силу.
10. Собственникам музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, Министерство культуры Российской Федерации выдает соответствующее свидетельство.
Форма указанного свидетельства и порядок его оформления устанавливаются Министерством культуры Российской Федерации. *10.2)
11. Передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда, производятся только после регистрации соответствующих сделок в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Положением о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации. *11)
12. В целях обеспечения преимущественного права государства на приобретение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда, собственник за 3 месяца до оформления сделки купли-продажи в письменной форме извещает Министерство культуры Российской Федерации либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложено государственное регулирование в области культуры, об условиях этой сделки.
В случае если такое извещение направлено не было, регистрация сделки может быть отложена на срок до 3 месяцев.
13. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав фонда, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся.
Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями и иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся, с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д.
Основными учетными документами являются главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги, акты приема музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование, акты списания музейных предметов и музейных коллекций (в случае исключения их из состава фонда).
Отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается.
14. Правила учетной обработки музейных предметов и музейных коллекций (описания, измерения, маркировки и др.), условия хранения и обеспечения безопасности в соответствии с особой технологией изготовления, другой спецификой отдельных категорий данных предметов и коллекций, а также типовые формы основных учетных документов определяются инструкцией по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемой Министерством культуры Российской Федерации.
15. Основные учетные документы фонда подлежат бессрочному хранению и страховому копированию.
Страховые копии основных учетных документов передаются на хранение в Министерство культуры Российской Федерации.
16. Собственники и (или) владельцы музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, обязаны:
Предоставлять Министерству культуры Российской Федерации либо органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры, информацию об этих музейных предметах и музейных коллекциях, необходимую для ведения государственного учета фонда, а также возможность для проведения проверки их сохранности и условий хранения;
уведомлять Министерство культуры Российской Федерации об утрате или физическом разрушении музейных предметов и музейных коллекций в 3-дневный срок с момента обнаружения.
Министерство культуры Российской Федерации во взаимодействии с органами внутренних дел обеспечивает незамедлительное распространение информации о похищенных музейных предметах и музейных коллекциях.
17. Порядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав фонда и находящимся в хранилище (депозитарии) музея, устанавливаются нормативными актами Министерства культуры Российской Федерации и доводятся до сведения граждан.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 февраля 1998 года N 179
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственном каталоге Музейного фонда
Российской Федерации
1. Настоящее Положение определяет порядок формирования и ведения Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации (далее именуется Государственный каталог) в соответствии с Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
2. Государственный каталог представляет собой электронную базу данных, содержащую основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее именуется фонд).
3. Ведение Государственного каталога осуществляется Министерством культуры Российской Федерации на основе учетной документации собственников музейных предметов и музейных коллекций или музеев и других организаций, в оперативном управлении или пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции. *3)
В электронной базе данных Государственного каталога, объем которых устанавливается Министерством культуры Российской Федерации, выделяются:
Реестр действий (сделок) физических и юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда (далее именуется реестр сделок);
Информация о хищениях и утрате музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда.
4. После принятия в установленном порядке решения о включении музейных предметов и музейных коллекций в состав фонда Министерство культуры Российской Федерации в 10-дневный срок регистрирует эти музейные предметы и музейные коллекции в Государственном каталоге.
5. После регистрации собственники музейных предметов и музейных коллекций или музеи и иные организации, в оперативном управлении или пользовании которых они закреплены собственниками, в месячный срок представляют на бумажных или электронных носителях в Министерство культуры Российской Федерации информацию об этих предметах и коллекциях, подлежащую занесению в Государственный каталог.
Министерство культуры Российской Федерации вправе производить контрольные проверки достоверности представленных данных путем их сверки с основными учетными документами, а также выборочного визуального осмотра музейных предметов и музейных коллекций.
6. Собственники музейных предметов и музейных коллекций, зарегистрированных в Государственном каталоге, или музеи и иные организации, в оперативном управлении или пользовании которых они закреплены собственниками, обязаны незамедлительно сообщать Министерству культуры Российской Федерации о любых изменениях, вносимых в информацию об этих предметах и коллекциях.
Информация о хищениях и утрате музейных предметов и музейных коллекций представляется в Министерство культуры Российской Федерации в 3-дневный срок с момента их обнаружения.
7. Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава фонда регистрируется в Государственном каталоге в 10-дневный срок с момента принятия Министерством культуры Российской Федерации в установленном порядке соответствующего решения.
8. В реестре сделок регистрируются следующие сделки с музейными предметами и музейными коллекциями:
Продажа и приобретение на основании договора купли-продажи;
Дарение;
Передача во временное или бессрочное владение или пользование.
Регистрации в реестре сделок подлежит также наследование музейных предметов и музейных коллекций по закону или завещанию.
9. Для регистрации сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, а также наследования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда и находящихся в собственности граждан и юридических лиц, собственники этих предметов и коллекций представляют в Министерство культуры Российской Федерации:
а) заявление о регистрации сделки (наследования) в Государственном каталоге с указанием номера свидетельства о включении музейных предметов и музейных коллекций, являющихся предметом сделки (наследования), в состав фонда, вида сделки и ее участников;
б) копию договора соответствующей сделки или свидетельства о праве наследования;
в) перечень музейных предметов и музейных коллекций, являющихся предметом сделки (наследования), и оригинал свидетельства об их включении в состав фонда.
10. Министерство культуры Российской Федерации в месячный срок с момента представления указанных в пункте 9 настоящего Положения документов производит:
Регистрацию сделки (наследования) в реестре сделок и выдает письменное уведомление с указанием ее порядкового номера;
Переоформление свидетельства о включении музейных предметов и музейных коллекций, являющихся предметом сделки (наследования), в состав фонда на имя их нового собственника. Свидетельство, выданное предыдущему собственнику этих предметов и коллекций, подлежит аннулированию либо переоформлению с учетом последовавших в результате сделки (наследования) изменений в составе указанных предметов и коллекций.
В случае отказа наследника от обязательств, имевшихся у наследодателя в отношении музейных предметов и музейных коллекций, свидетельство не переоформляется до совершения наследником в установленном порядке их продажи или иной сделки.
11. Информация о музейных предметах и музейных коллекциях, содержащаяся в Государственном каталоге, является общедоступной, за исключением сведений о собственниках музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда, а также о сделках с этими музейными предметами и музейными коллекциями.
Доступ к визуальной информации о музейных предметах и музейных коллекциях, включенных в состав негосударственной части фонда, осуществляется с согласия их собственников.
12. Государственный каталог подлежит обязательному страховому копированию.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 февраля 1998 года N 179
ПОЛОЖЕНИЕ
о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации
____________________________________________________________________
Положение утратило силу с 29 мая 2002 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 мая 2002 года N 302. - См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"
Федеральный закон 54 направлен на регулирование деятельности музеев на территории Российской Федерации. Предписывается правовая база для создания и использования Музейного фонда РФ, а также его положение и статус. Статьи данного закона распространяются на все учреждения – как уже существующие, так и создаваемые.
Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» принят 24 апреля 1996. Структурно документ подразделяется на главы, которые создают правовую основу следующим аспектам:
Общие положения Закона о музеях регламентируют сферу применения ФЗ 54, а также основные принципы законодательства, относящиеся к данной области. В первой главе приводятся основные понятия, используемые в документе и принцип государственного регулирования в данной сфере.
Глава о Музейном фонде РФ регулирует следующие вопросы:
Государственная часть регламентируется главой 3 и предписывает следующие нормы:
Аналогичные положения регламентируются главой о негосударственной части . В нее дополнительно включена статья о порядке проведения сделок с соответствующими экспонатами.
Глава 5 регулирует принципы и правовую основу деятельности музеев в России . Положениями Федерального закона 54 предписываются следующие аспекты:
Законом 54 ФЗ регулируется обеспечение доступности Музейного фонда , а также порядок публикации экспонатов. Ответственность за нарушение предписаний подразделяется на общие положения и нормы, применимые к должностным лицам. В заключительные положения включен порядок вступления Закона о музеях в силу. Предусматривается и приведение иных законодательных актов в актуальное состояние с данным документом.
Закон о музеях вступил в силу в день официальной публикации – 26 мая 1996. С данного момента он претерпел ряд изменений и поправок, направленных на устранение неточностей и двоякого толкования. Актуальная редакция документа последний раз обновлялась в июле 2016.
Скачать Федеральный закон «О Музейном фонде РФ и музеях РФ» в последней редакции можно . Документ содержит последние изменения и поправки. Текст будет востребован для работников и должностных лиц данной сферы деятельности, а также правозащитников, углубленно изучающих данную сферу законодательства.
Последняя редакция Закона о музеях была проведена 3 июля 2016 года . Внесенные поправки коснулись следующих положений:
Приведенные изменения актуальны на июль 2017 года. Они направлены на актуализацию правовой базы в связи с общими изменениями законодательства, а также при введении в документ новых положений.
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог