В каком органе регистрируются юридические лица. Место регистрации юридического лица — это …

Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

В последние годы произошли существенные изменения, касающиеся процедуры регистрации юридических лиц, по некоторым вопросам изменилась позиция правоприменительных органов. При этом в хозяйственной деятельности периодически возникает необходимость зарегистрировать новое юридическое лицо. В связи с этим предлагаем рассмотреть порядок государственной регистрации юридических лиц на основании действующего законодательства.
Где и в какие сроки осуществляется регистрация юридических лиц? Какие документы требуются для государственной регистрации юридического лица? Какие требования предъявляются к адресу юридического лица? В каком порядке представляются документы для государственной регистрации юридического лица? В каких случаях и в каком порядке осуществляется проверка документов регистрирующим органом?

Место и сроки государственной регистрации

Государственная регистрация производится уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании производится регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок, составляющий не более трех рабочих дней со дня представления необходимых документов в регистрирующий орган.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации

В силу ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
- учредительные документы юридического лица (за исключением случая, когда юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного пп. "е" п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ) в двух экземплярах (при непосредственном представлении документов или представлении путем почтового отправления), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, подтверждающим факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте;
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
- документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление дополнительных документов.

К сведению. Согласно ст. 333.33 НК РФ размер государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц составляет 4000 руб.

Адрес юридического лица

При регистрации юридических лиц очень часто возникают вопросы, касающиеся адреса юридического лица.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) должен быть отражен адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
На практике часто возникает вопрос: можно ли зарегистрировать юридическое лицо по месту жительства лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности, то есть по месту жительства учредителя?
В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" устанавливается следующее: учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
В то же время судьи отметили, что регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Причем собственник или иной законный владелец объекта недвижимости вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом. Указанное требование направлено на устранение нарушения прав собственника (иного законного владельца), не связанного с лишением владения, и подлежит рассмотрению в соответствии со ст. 304 ГК РФ. В случае удовлетворения данного требования в резолютивной части решения суда также указывается на обязанность юридического лица принять необходимые меры к внесению изменений в ЕГРЮЛ в части своего адреса. Непринятие соответствующих мер влечет наступление последствий, связанных с неисполнением судебного решения, например наложение судебного штрафа (ст. 332 АПК РФ), однако не может служить основанием для самостоятельного обращения собственника (иного законного владельца) с требованием к регистрирующему органу о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем регистрирующий орган обязан на основании представленного ему вступившего в законную силу решения суда об удовлетворении иска внести в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, с указанием реквизитов данного судебного решения. Поданное по изложенным мотивам собственником или иным законным владельцем объекта недвижимости заявление о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не подлежит удовлетворению, за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника или иного законного владельца недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.

Порядок представления документов при государственной регистрации

Порядок представления документов установлен ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ. Сегодня подать документы на регистрацию юридического лица можно разными способами.
В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном ФНС.
Заметим, что непосредственное представление документов в регистрирующий орган или представление через МФЦ может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
Кроме этого, представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации. Указанные документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном ФНС.
При представлении нотариусом в регистрирующий орган после 1 января 2016 г. по просьбе заявителя документов в электронной форме, подписанных электронной подписью нотариуса, документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ, или решение об отказе в государственной регистрации направляются регистрирующим органом нотариусу в форме электронных документов. При этом экземпляр таких документов на бумажном носителе регистрирующий орган заявителю или его представителю не выдает (не направляет). Данные документы на бумажном носителе выдает заявителю или его представителю нотариус (Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52).
Заявление о государственной регистрации представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если не установлено иное. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемом при государственной регистрации заявлении не требуется в случае представления заявления непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с одновременным представлением документа, удостоверяющего его личность.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
- учредитель или учредители юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Обратите внимание! Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, представленных непосредственно в регистрирующий орган, такой орган выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности. В случае представления документов в регистрирующий орган через МФЦ данная расписка выдается многофункциональным центром заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Если документы отправляются по почте, то при их получении регистрирующим органом расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.
Если документы подаются в электронном виде, в том числе с помощью сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, то расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.
При этом информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

Проверка документов регистрирующим органом

Согласно общему правилу регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством:
- изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
- получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
- получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
- проведения осмотра объектов недвижимости;
- привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До настоящего времени такой порядок не утвержден.
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До настоящего времени такая форма не утверждена.
Письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. При направлении возражения по почте подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке. Установление данного порядка не лишает заинтересованных лиц возможности обратиться в органы ФНС в общем порядке, установленном для обращения граждан и юридических лиц в органы государственной власти и местного самоуправления.
Свои права по проверке достоверности представленных сведений налоговые органы трактуют следующим образом.
В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе в установленном п. 4.4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ порядке принять решение о приостановлении государственной регистрации. Указанное решение не может быть принято при государственной регистрации юридического лица при создании (кроме государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации) (Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52).
В случае если в результате проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений, регистрирующий орган с учетом требований положений п. 6 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Таким образом, государственная регистрация юридических лиц осуществляется территориальным подразделением ФНС по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа в срок не более трех рабочих дней со дня представления документов.
Сложившаяся в последние годы судебная практика допускает регистрацию юридического лица по месту жительства руководителя. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно общему правилу регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев возникновения обоснованных сомнений в их достоверности. При установлении недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не производится.
В целом сегодня зарегистрировать новое юридическое лицо намного проще, чем даже несколько лет назад.

Место регистрации юридического лица - это …

В соответствии с ГК РФ место регистрации юридического лица - это место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а если такого органа нет, то иного органа (или лица), уполномоченного выступать от имени организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ , п. 2 ст. 8 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Адрес регистрации компании указывается в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Место государственной регистрации юридического лица это не обязательно место ведения его деятельности (п. 4 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61). Производственный цех, склад или торговое помещение могут быть расположены совершенно в другом месте. Однако это не означает, что в качестве адреса регистрации можно указать абсолютно любую точку на карте. Хотя бы потому, что по общему правилу адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, это адрес, по которому с организацией можно связаться по почте. Налоговики вправе направлять компании документы, к примеру, требование о представлении пояснений, именно на адрес регистрации (п. 5 ст. 31 НК РФ). И если организация не получит эти почтовые отправления, т.к. по указанному адресу не расположена, то все равно будет считаться, что вся почта ей доставлена (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Отметим, что при регистрации в качестве адреса компании может быть указан адрес места жительства участника ООО или его директора (Письмо ФНС от 23.09.2011 N ПА-21-6/293). При условии что по данному адресу можно будет осуществлять связь с организацией. И если раньше помимо прочих документов налоговики просили предоставить, к примеру, договор аренды помещения, расположенного по тому адресу, где организация решила зарегистрироваться, то сегодня такие требования специалисты ИФНС не предъявляют.

Отказ в регистрации организации из-за недостоверного адреса

Одним из оснований для отказа в регистрации юрлица является указание недостоверных сведений об адресе регистрируемой организации в заявлении на регистрацию по форме Р11001 (пп. «р» п. 1 ст. 23 , пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Налоговики могут решить, что указано недостоверное место регистрации ООО, если указанный в документах адрес (п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61):

  • обозначен как адрес массовой регистрации компаний, причем со многими из них невозможно по нему связаться (почтовые отправления возвращаются с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Кстати, проверить адрес на массовость можно через сервис «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами» на сайте ФНС;
  • не существует. Или если объект, расположенный по этому адресу, разрушен;
  • является условным адресом, который присвоен объекту незавершенного строительства;
  • априори не может использоваться для связи с юридическим лицом. К примеру, если это адрес размещения органа государственной власти, воинской части и т.п.

Еще один случай, когда адрес признают недостоверным, - если у налоговиков есть заявление от собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает организациям регистрироваться по адресу местонахождения этого объекта недвижимости.

При выявлении любого из указанных обстоятельств, налоговики наверняка откажут в регистрации. Однако в своем решении об отказе они должны будут не только сослаться на определенную норму Закона, но и указать конкретные признаки, которые свидетельствуют о недостоверности адреса (

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, выполняет важнейшую функцию по ведению учета сведений об объектах прав, хранению и выдаче информации о правообладателях. Рассмотрим, каким образом распределены функции по приему, непосредственному выполнению регистрационных действий и выдаче документов и информации в этой сфере.

Кто осуществляет регистрацию прав на недвижимое имущество

Важную государственную функцию — учет и регистрацию объектов недвижимости выполняют территориальные подразделения Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ).

Служба была образована в 2004 году под наименованием Росрегистрация (Федеральная регистрационная служба). Ей были переданы полномочия работавших с 1998 года учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В результате издания Указа Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 с 01.03.2009 Росреестр приобрел современное название.

К числу основных функций службы относятся:

  1. Ведение системы кадастрового учета недвижимости, земельный и геодезический надзор, контроль за землеустройством, государственная кадастровая оценка.
  2. Осуществление государственной регистрации сделок с недвижимостью.
  3. Поддержка пространственно-навигационных данных (государственных навигационных карт), которая перешла по наследству от упраздненного Федерального агентства геодезии и картографии.
  4. Надзор за некоторыми саморегулируемыми организациями.

Из них только первые 2 затрагивают интересы всех субъектов гражданского оборота и входят в предмет нашего рассмотрения.

Росреестр представляет большой объем информации о своей работе, а также выполняет свои функции путем размещения информации и предоставления доступа к электронным сервисам на своем официальном сайте . Состав информации, подлежащей опубликованию на этом сетевом ресурсе, установлен приказом Росреестра «Об официальном сайте…» от 26.07.2016 № П/0359.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав: структура, правовое регулирование деятельности

Структурно Росреестр состоит из центрального аппарата, находящегося в Москве, и территориальных органов в субъектах РФ. На территории РФ функционируют 83 территориальных органа Росреестра. Возглавляет Росреестр заместитель министра экономического развития РФ.

Основным нормативным актом, регламентирующим работу службы, является:

  • Положение о федеральной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (далее — Положение);
  • Регламент федеральной службы, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 28.02.2011 № П/52.

Подзаконные нормативные акты, которыми руководствуется в своей деятельности Росреестр, издает Минэкономразвития, в ведении которого находится служба.

Подчиненными по отношению к службе организациями являются:

Отношения с другими органами и организациями строятся на основе соглашений. Примером такого документа является соглашение о сотрудничестве с Федеральной нотариальной палатой от 20.03.2014 № 28, определяющее основные аспекты взаимодействия (обмен информацией и т. д.).

Орган государственной регистрации - это не МФЦ

В течение нескольких последних лет государством успешно реализуется принцип одного окна, когда заявитель обращается в ближайший к нему государственный многофункциональный центр «Мои документы» (МФЦ) и получает там же документы, не взаимодействуя напрямую с соответствующим органом власти.

Важно! Учитывая, что документы по постановке на кадастровый учет и регистрации сделок с недвижимостью оформляются в МФЦ, может сложиться впечатление, что это регистрирующий орган или его подразделение. Но это не так. МФЦ функционируют на основании норм гл. 4 закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210.

Что касается работы по приему и выдаче документов для Росреестра, деятельность сотрудников МФЦ регламентируется их должностными обязанностями. В целом же работа этого органа в регионе определяется трехсторонним соглашением о взаимодействии, заключенным между МФЦ, управлением Росреестра и филиалом Федеральной кадастровой палаты. На это указывается, в частности, в п. 47 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 23.12.2015 № 968.

Основные обязанности органа, регистрирующего право собственности на недвижимость

Статьей 3 закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее — закон № 218-ФЗ) на Росреестр как на орган регистрации возложены следующие обязанности:

  • государственный кадастровый учет;
  • государственная регистрация прав;
  • ведение ЕГРН и предоставление сведений из него.

Для исполнения возложенных обязанностей Росреестр наделен полномочиями, которые регламентированы ст. 3 закона № 218-ФЗ и разд. 2 Положения. К ним, например, относятся:

  • общие полномочия, такие как координация и контроль деятельности территориальных органов, разработка методических материалов и т. д.);
  • частные полномочия (прием и оформление документов, ведение ЕГРН и кадастра и т. д.).

В п. 4 ст. 3 закона № 218-ФЗ предусматривается право Росреестра передавать часть полномочий федеральному бюджетному учреждению (имеется в виду ФГБУ «ФКП Росреестра», которое продолжает функционировать).

Обратите внимание! Законом № 218-ФЗ введена возможность передачи Правительством всех функций Росреестра в рамках одного региона органу исполнительной власти субъекта РФ.

Порядок обжалования действий (бездействия) органа регистрации прав на недвижимое имущество

Приостановление государственной регистрации или отказ Росреестра в выполнении этого или иного действия могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном для оспаривания действий (бездействия) государственного органа, нарушающих права и законные интересы заявителя.

В соответствии с правилами о подведомственности:

  • граждане должны обращаться в суд общей юрисдикции с административным иском по правилам гл. 22 КАС РФ;
  • юридические лица — в арбитражный суд в соответствии с гл. 24 АПК РФ.

Соответствующие разъяснения были даны в п. 56 постановления Пленумов ВС РФ, ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 29.04.2010 № 10/22.

Обратите внимание! Заявление об оспаривании действий (бездействия) Росреестра может быть подано заинтересованным лицом в суд в течение 3 месяцев с момента, когда ему стало известно о нарушении его права (п. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 219 КАС РФ). Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.

Ответственность органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество

Ст. 66 закона № 218-ФЗ устанавливает ответственность Росреестра за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, например:

  • за нарушение порядка регистрации прав или осуществления кадастрового учета;
  • искажение, неполноту или недостоверность данных, содержащихся в ЕГРН;
  • технические ошибки в ЕГРН;
  • необоснованный отказ в выполнении действий или предоставлении сведений и другие нарушения.

Обратите внимание! В случае такого нарушения убытки возмещаются за счет государства (п. 2 ст. 66 закона № 218-ФЗ).

Важно! К регрессной ответственности с 01.01.2020 могут быть привлечены государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица, а также организации, выполнившие кадастровые работы, в результате действий которых РФ возместила ущерб вследствие нарушений при госрегистрации (ч. 4 ст. 66 закона № 218-ФЗ).

Ст. 67 закона № 218-ФЗ устанавливает персональную ответственность государственного регистратора за необоснованное приостановление, уклонение, отказ в государственной регистрации.

Важно! Государство взяло на себя повышенную ответственность за действия третьих лиц. С 01.01.2020 должна вступить в силу ст. 68 закона № 218-ФЗ, предусматривающая выплату компенсации добросовестному приобретателю или собственнику, не по своей вине утратившему право собственности на единственное пригодное для проживания жилое помещение.

Обратите внимание! Размер компенсации устанавливается судом и не может быть более 1 млн руб.

Итак, Росреестр — это уполномоченный государственный орган, в обязанности которого входит государственная регистрация прав на недвижимость, ведение ЕГРН и осуществление иных процедур, связанных с недвижимым имуществом. Отделения Росреестра имеются на всей территории РФ. Для удобства граждан и юридических лиц часть полномочий Росреестра осуществляют МФЦ по соглашению между двумя организациями. Законом установлена ответственность за совершаемые действия Росреестра не только для юридического лица, но и персональная ответственность сотрудников службы.

Петербургский правовой портал уже рассказывал, как правильно пройти регистрацию, чтобы начать свой бизнес в статусе индивидуального предпринимателя. Сегодня мы рассмотрим порядок регистрации юридического лица на примере общества с ограниченной ответственностью.

ШАГ 1. Готовим документы

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган предоставляются следующие документы:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@. Подпись заявителей на указанной форме подлежит нотариальному удостоверению, за исключением случаев, когда заявитель представляет документы лично и одновременно представляет документ, удостоверяющий его личность, а также когда документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
  • решение о создании юридического лица . Оно оформляется в виде протокола общего собрания учредителей или решения единственного учредителя. В таком документе фиксируется намерение лиц создать юридическое лицо, указывается наименование, адрес местонахождения юридического лица. Также в протоколе (решении) прописывается порядок формирования уставного капитала, протоколом (решением) утверждается и устав.

    От редакции: Подготовить комплект документов для регистрации ООО можно в бесплатном онлайн-сервисе " " на нашем портале или с помощью конструктора Документовед .

  • учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением). В случае, если документы на государственную регистрацию юридического лица направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре.
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей (оригинал).

    В качестве заявителя могут выступать учредитель (учредители) юридического лица или лицо, действующее на основании нотариально удостоверенной доверенности.

    Одновременно с регистрацией юридического лица можно зарегистрировать его филиалы и представительства. А также подать уведомление о применении упрощенной системы налогообложения. Сделать это можно в течение 30 дней с момента регистрации юридического лица (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

    ВАЖНО

    • Стоимость регистрации - 4000 рублей

    • Время регистрации
    • - 5 рабочих дней

    • Статус после регистрации
    • - юридическое лицо

    Шаг 2. Оплачиваем уставный капитал

    Уставный капитал ООО может быть оплачен на момент государственной регистрации юридического лица либо в течение четырех месяцев с момента государственной регистрации общества. Срок оплаты Уставного капитала определяется в решении единственного учредителя или в договоре об учреждении.

    Минимальный размер Уставного капитала ООО составляет 10 000 рублей. Внести эту сумму можно деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно. Если же номинальная стоимость доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, то для ее оценки необходимо привлечь независимого оценщика (ст. 14, 15 ФЗ № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

    Регистрация ЮЛ рассматривается на примере ООО. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" имеет преимущественную силу перед (), как специальный закон, которым могут быть предусмотрены исключения. Это связано еще и с тем, что налоговые органы по настоящее время регистрируют ООО с уставным капиталом, полностью оплаченным неденежными средствами.

    Коллизии будут возникать до тех пор, пока не будут внесены изменения в специальные законодательные акты.

    ШАГ 3. Определяем налоговый орган

    Государственная регистрация юридических лиц производится в том регионе, в котором поданы документы о регистрации. Чаще всего, это территория на которой находится руководство организации, его еще называют исполнительным органом юридического лица. К этому расплывчатому определению можно отнести правление, дирекцию, директора, или генерального директора.

    В качестве адреса юридического лица при регистрации можно использовать адрес собственного офиса учредителя, в том числе и домашний адрес руководителя фирмы. Адресом юридического лица может быть и адрес арендованного помещения.

    НАША СПРАВКА

    Правила государственной регистрации юридического лица (ООО, ПАО и т.д.) устанавливает Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Чаще всего юридические лица создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью, реже в форме публичных акционерных обществ, кооперативов и т. д.

    ШАГ 4. Подаем документы

    Документы на государственную регистрацию можно подать несколькими удобными способами:

    1. Лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности непосредственно в налоговый орган или в многофункциональный центр.
    2. По почте ценным письмом с описью вложения.
    3. В электронном виде с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию». Данным сервисом можно воспользоваться через третьих лиц или нотариусов, которые имеют квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи и соответствующий ему ключ электронной подписи.

    ШАГ 5. Получаем документы

    Документы о государственной регистрации можно получить через 5 рабочих дней, если был представлен надлежащий пакет документов и в заявлении по форме Р11001 не содержалось ошибок. Отказ в государственной регистрации в качестве юридического возможно только в случаях прямо предусмотренных законом (п. 1 ст. 23 Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

    Самой распространенной причиной отказа в государственной регистрации является неправильное оформление заявления по форме Р11001 (неверный выбор шрифта заполнения формы, лишние пробелы, неправильный перенос текста, недопустимые или неправильные сокращения, пропуск какого-либо поля для заполнения, опечатки).

    В случае отказа в государственной регистрации государственная пошлина не возвращается и при повторном обращении в налоговый орган за государственной регистрацией требуется ее повторная оплата.

    Налоговый орган выдает следующий комплект документов:

  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
  • Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе.
  • Устав с отметкой регистрирующего органа.
  • Лист записи ЕГРЮЛ.
  • Выписку из ЕГРЮЛ.
  • Уведомление о регистрации в качестве страхователя (в случае если ФСС РФ успеет направить указанные документы в налоговый орган до момента выдачи документов с государственной регистрации).

    Документы можно получить лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности. Налоговая инспекция может направить готовый пакет документов и по почте. Однако документы направляются по почте только по адресу регистрации юридического лица.

    О регистрации индивидуального предпринимателя читайте тут

  • Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими. Если вы учреждаете юридическое лицо с целью получения дохода, оно относится к первой группе. Коммерческие организации, в свою очередь, подразделяются на корпоративные и унитарные.

    Столь популярная в России организационно-правовая форма ведения бизнеса, как ООО, относится к коммерческим корпоративным организациям. В эту же категорию попадают хозяйственные товарищества, партнерства, крестьянские хозяйства и производственные кооперативы. Наибольшей популярностью пользуется ООО, поэтому, рассказывая о государственной регистрации юридических лиц, мы в первую очередь подразумеваем организации такого типа.

    Где осуществляется государственная регистрация юридического лица

    Государственную регистрацию юридических лиц осуществляет инспекция ФНС, за которой “закреплен” район, в котором предприниматель нашел адрес под офис. Определить точные координаты проще всего с помощью сервиса ФНС : введите город, улицу, дом — и система автоматически подскажет, какая инспекция вам нужна.

    Приготовьтесь вместе с пакетом регистрационных документов представить сотруднику регистрирующего органа на юридический адрес. Такое письмо оформляет собственник или арендодатель помещения, подтверждая готовность разместить у себя офис создаваемой организации. Гарантийное письмо не служит безусловным доказательством “чистоты” юридического адреса: адрес массовой регистрации юридических лиц ФНС “забракует” в любом случае.

    Закон не запрещает регистрацию ООО на адрес, по которому проживает директор или учредитель. Правда, при таком раскладе нельзя исключить вероятность отказа в регистрации юридического лица: сотрудники ИФНС могут посчитать, что ведение предпринимательской детельности в жилом помещении нарушает интересы других жильцов. Будьте готовы подтвердить обратное. Если место государственной регистрации юридического лица — это квартира, заявление Р11001 понадобится сопроводить копией свидетельства о праве собственности и оформленным в свободной форме . Возможно, потребуется согласие от каждого прописанного в квартире лица.

    Какие документы нужны для регистрации юридического лица

    Обратите внимание: с 29 апреля 2018 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес. Документы, подтверждающие факт регистрации (лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, устав с отметкой ИФНС, свидетельство о постановке на налоговый учет), направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно будет получить только по запросу заявителя.

    Если вы выступаете единственным учредителем ООО, от вас понадобятся такие документы:

    • заявление на регистрацию по форме Р11001,
    • решение о создании организации,
    • устав учреждаемого общества,
    • банковская квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица.

    Если вы создаете ООО вместе с деловыми партнерами, список будет длиннее:

    • заявление по форме Р11001,
    • протокол общего собрания учредителей,
    • договор об учреждении коммерческой организации (в ИФНС на регистрацию он не создается, но должен быть заключен)
    • устав ООО,
    • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию юридического лица.

    Также понадобятся документы, подтверждающие юридический адрес. Если в создании юридического лица участвуют иностранные граждане, документы, удостоверяющие их личности, нужно будет перевести на русский. Если подавать заявление на регистрацию юрлица учредитель будет не сам, понадобится нотариальная доверенность, на основании которой представитель вручит сотруднику регистрирующего органа пакет документов для регистрации юридического лица.

    Порядок регистрации юридического лица

    Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, нужно проделать следующие шаги:

    1. Придумайте , которое не противоречит букве закона. Не забывайте, что названия на иностранных языках и аббревиатуры разрешают использовать исключительно в качестве дополнительных. Подробнее об этом и других нюансах читайте в нашем материале, посвященном наименованию ООО.
    2. Определитесь с юридическим адресом. Воспользуйтесь адресов массовой регистрации юридических лиц, чтобы избежать отказа.
    3. Выберите коды ОКВЭД, описывающие деятельность создаваемой вами компании. Чтобы упростить эту задачу и не упустить ни одного кода, который может оказаться полезным впоследствии, воспользуйтесь по направлениям бизнеса.
    4. Определитесь с суммой . Минимальная сумма уставного капитала — 10 тысяч рублей (для некоторых типов бизнеса — больше). Если минимальная сумма не делится поровну на всех учредителей без остатка, увеличьте ее до подходящей цифры. Внести уставный капитал можно вплоть до четырех месяцев с дня регистрации в налоговом органе юридического лица, но чем быстрее, тем лучше.
    5. Оформите решение учредителя или протокол общего собрания и договор об учреждении ООО. вы найдете на нашем сайте. Здесь же можно оформить полный пакет документов с помощью бесплатного сервиса, тем самым избежав опечаток и неточностей, не нарушив хронологию и правила сокращений.
    6. Подготовьте . Учредители ООО могут воспользоваться типовым уставом или взять готовый устав из нашего сервиса и отредактировать его в соответствии со спецификой организации. Чтобы ничего не упустить при оформлении устава, стоит воспользоваться бесплатной услугой проверки регистрационных документов.
    7. Заполните . Образец заявления о государственной регистрации юридического лица вы найдете на нашем сайте. Обратите внимание: ошибки в заявлении чаще всего приводят к отказам в регистрации компании, поэтому не рекомендуем оформлять этот документ вручную. Воспользуйтесь специальной программой ФНС или подготовьте заявление вместе с прочими документами в нашем онлайн-сервисе. Распечатав заявление, не подписывайте его. Сделать это нужно на глазах у сотрудника регистрирующего органа или при нотариусе.
    8. Внесите в банке. В 2019 году госпошлина за регистрацию юридического лица — 4000 рублей. Сумма должна быть поровну разделена между учредителями.
    9. Подготовьте , если планируете платить налоги по этой системе. В большинство налоговых инспекций достаточно представить два экземпляра, но некоторые ИФНС требуют три.
    10. Проверьте документы и подавайте их в свою ИФНС. Если не получается сделать это лично, отправьте вместо себя доверенное лицо, предварительно посетив нотариальную контору. В таком случае понадобится сделать особую отметку в заявлении о государственной регистрации юридического лица.

    Долго ожидать решения по вашему вопросу не придется: в 2019 году на регистрацию юридического лица в общем случае уходит не более трех рабочих дней (если нет объективных причин продлить срок рассмотрения документов).

    Сведения о государственной регистрации юридических лиц вносятся в ЕГРЮЛ. Проверить информацию в реестре регистрации юридических лиц можно у нас на сайте через .



    Что еще почитать