Тест по контрактной системе 44 фз. Экзаменационный тест программы “Управление государственными и муниципальными закупками”

Вам предоставляется возможность пройти тестирование на знание процедуры запроса котировок по 44-ФЗ. Вопросы касаются:

  • общих принципов функционирования системы госзакупок,
  • а также сроков,
  • порядка подачи заявок,
  • правил составления документов,
  • оценки заявок,
  • определения победителя
  • и заключения государственного или муниципального контракта.

Нужно выбрать один или несколько правильных ответов или разместить ответы в надлежащем порядке.

Тест можно скачать себе на компьютер или сразу выполнить

Этот тест создан Школой закупок. Мы гарантируем полное отсутствие вирусов. Если на вашем компьютере установлена программа антивирусной защиты, то до начала выполнения или сохранения теста она еще раз проведет дополнительную проверку.

После тестирования вы сможете посмотреть отчет и узнать, на какие вопросы вы ответили правильно и где ошиблись.

Правильных ответов должно быть не менее 90%. Если результаты прохождения теста «слабые», значит, вам еще рано работать в области госзакупок профессионально. Внимательно изучите Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и запишитесь на практические занятия.

Госзаказ в вопросах и ответах

Вопрос: У нас был запрос котировок на поверку оборудования по 223-ФЗ. Пришел 1 участник, он и стал победителем. НМЦД 170 262,78 рублей Цена предложенная победителем 151 760,40 рублей. Процент понижения 10,87%. При заполнении договора нам обязательно нужно высчитывать цену за единицу каждого вида оборудования исходя из цены указанной в расчете НМЦД уменьшенную на процент понижения или можно включить в договор цену за единицу указанную Исполнителем при подаче заявки?
Ответ: Однозначного ответа нет, т.к. нет четких указаний в нормативных актах. С одной стороны, если в документации о закупке не было указано, что при заключении договора цена за каждый вид оборудования будет снижена пропорционально, победитель может настаивать на своем распределении цен по позициям. С другой стороны, если принять распределение победителя (неравномерное снижение), и договор будет исполнен не полностью – какие-то виды оборудования не потребуют поверки, заказчик может попасть под подозрение в перерасходе средств (дескать, оплата была по завышенным расценкам). Рекомендуем в следующий раз указывать в документации, что цены будут снижены по всем позициям на один и тот же процент.

Последние НПА и разъяснения

Значительные изменения в 44-ФЗ

Основное:
1) По планированию. Остаются только планы-графики, планы закупок отменяются (для планирования на 2020), внесение изменений в планы-графики – за 1 день до размещения извещения (уже в 2019).
2) По срокам проведения аукциона. Короткий аукцион (7 дней на подачу заявок) уже не до 3 млн.руб., а до 50. Срок на рассмотрение первых частей еще больше сокращается. Убираются 2 дня между рассмотрением первых частей и проведением аукциона.
3) По закупкам на строительство. Первая часть заявки отменяется (подается только с согласием). Предварительную проверку участника закупки на соответствие дополнительным требованиям будет проводить оператор электронной площадки (сведения о ранее исполненных договорах должны быть загружены участником в личный кабинет). В исключительных случаях на этапе исполнения можно изменить цену и срок контракта.
4) По ед.поставщику. Отменяются все извещения. В большинстве случаев контракт с ед.поставщиком должен содержать обоснование цены (не требуется для контрактов с монополистами, ЖКХ, до 100-400 тысяч). Внешняя экспертиза отменяется за исключением случаев, которые будут специально предусмотрены Правительством. Снимаются ограничения на заключение дополнительных соглашений с монополистами и ЖКХ и некоторых других случаях закупки у ед.поставщика.
5) Остальное.

  • Привели в божеский вид доказательства добросовестности при антидемпинге.
  • При несостоявшемся запросе предложений (не было заявок) можно провести закупку у ед.поставщика, но после согласования!
  • В случае расторжения контракта можно заключить контракт со вторым местом, но только в случае если первый недобросовестный контрагент включен в РНП.
  • На усмотрение заказчика может устанавливаться специальное обеспечение исполнения гарантийных обязательств до 10% НМЦК.
  • Сокращается срок на подачу жалобы (5 дней после размещения протокола). Размещенные в ЕИС и на площадке документы больше не потребуется распечатывать при рассмотрении жалоб.

Полезное

Тест на знание сроков по 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 05.04.2013 г.

Предлагаем Вам пройти тест на знание сроков по 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. Вопросы последовательно охватывают все главы закона и позволят вам выявить свои проблемные зоны. Проверьте себя и определите свой профессиональный уровень.
Добро пожаловать в мир знаний по госзакупкам!


Участие в семинаре может быть оформлено в соответствии с требованиями 44-ФЗ и 223-ФЗ.

По вопросам участия Учебного Центра в государственных и муниципальных закупках просьба обращаться по e-mail:

Наш Учебный Центр проводит обучение для муниципальных и государственных заказчиков, а также для участников закупок (поставщиков). Мы реализуем корпоративные программы, повышение квалификации, а также профессиональную переподготовку в области управления государственными и муниципальными закупками.

Обучение откроет перед Вами новые возможности и предоставит существенные конкурентные преимущества. Для многих слушателей наши семинары открыли дорогу в новую профессию.

Кто является нашим слушателем?

Это контрактные управляющие, специалисты контрактной службы, руководители, менеджеры и специалисты отделов продаж, юристы частных и государственных организаций, которые планируют или уже участвуют в конкурсах и аукционах на поставку продукции для государственных нужд.

Какие формы обучения реализуются?

Мы проводим очные занятия в учебном классе около м. Белорусская. Наша аудитория оснащена кондиционерами и удобной мебелью. Каждому слушателю предоставляется персональный ноутбук, раздаточные материалы и кофе-брейки.

При прохождении обучения в заочном формате, слушателю предоставляется доступ в Систему Дистанционного Образования, где можно прослушать он-лайн лекции, изучить презентации по курсу, скачать полезную информацию, а также пройти итоговое тестирование.

Чем мы отличаемся от других учебных центров?

Наши преподаватели работают в области тендерного консалтинга и являются практиками. Они не пересказывают закон, а применяют его. Также мы оказываем посттренинговую поддержку наших слушателей посредством устных и письменных консультаций.

  1. На какой срок осуществляется аккредитация участника электронного аукциона на электронной площадке:
    • Согласно части 9 ст. 61 44-ФЗ – аккредитация участника электронного аукциона на электронной площадке осуществляется сроком на три года с даты направления оператором электронной площадки этому участнику уведомления о принятии решения о его аккредитации на электронной площадке.
  2. Верно ли, что конкурсная документация – это:
    • Набор документов, разрабатываемый и утверждаемый заказчиком , который определяет порядок подготовки и представления заявок на участие в конкурсе, требования заказчика к товару, критерии оценки конкурсных заявок, условия контракта, графики поставки и платежа и др.
  3. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 млн. и участником закупки предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной цены контракта, контракт заключается после предоставлением таким участником: (cт37 . Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере , указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.)
  4. Укажите способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в ходе которого после оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке признанной лучшей, участникам данной закупки предлагается направить окончательное предложение:
    • При проведении запроса предложений (ст 83 ч14)
  5. Участник закупки до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе имеет право обжаловать действия заказчика, связанные с организацией и провидением открытого конкурса на закупку продукции для государственных и муниципальных нужд:
  6. При проведении открытого конкурса внесение изменений в конкурсную документацию, предусматривающих изменение объекта закупки или увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе:
    • Заказчик не имеет права вносить указанные изменения в конкурсную документацию (ч. 6 ст. 50- изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускается )
  1. Победитель электронного аукциона считается уклонившимся от заключения контракта:
    • Если направил протокол разногласий заказчику по истечении 13 дней с даты размещения протокола подведения итогов аукциона в ЕИС. (ч. 13 ст. 70 — Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола , указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
  2. Использование заказчиком при описании объекта закупки фирменного наименования, наименование места происхождения товара или наименование производителя, в документации о закупке:
    • Не допускается (ч.1 п.1 ст.33 — описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
  1. Поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
    • Если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. (ч.19 ст.95 — Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.)
  1. Изменение при исполнении контракта объема выполняемых работ:
    • Допускается, по согласованию с подрядчиком, но не более (плюс-минус) 10% от предусмотренных контрактом объемов работ, с изменением цены контракта, не более чем на 10%. (п.1б, ч.1, ст. 95 — если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;)
  2. При проведении электронного аукциона с начальной ценой контракта 2 млн. рублей заказчик размещает извещение о проведении электронного аукциона:
    • Не менее чем за 7 дней до окончания подачи срока заявок. (ч.2 ст. 63 — В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. )
  3. Победитель электронного аукциона, с которым заключен контракт, включается в реестр недобросовестных поставщиков:
    • В случае расторжения контракта по решения суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта. (ч.2 ст.104 — В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов . )
  4. Заказчик применяет закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае:
    • Закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну. (п.1, ч.2, ст.84 — закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну; ).
  5. При проведении открытого конкурса с начальной ценой контракта 500 тысяч рублей обеспечение заявки на участие в конкурсе:
    • Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявки в размере от 0,5% до 5% начальной цены контракта, которое предоставляется участником в виде безотзывной банковской гарантии или путем перечисления денежных средств. (ч.1 ст.44 — При проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок предусмотрен в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.)
  1. В случае, если заказчик за семь дней до окончания срока подачи заявок получил запрос на разъяснения положений конкурсной документации, заказчик:
    • В течение двух рабочих дней с момента поступления запроса направляет в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения конкурсной документации участнику конкурса, от которого получен запрос, и в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений размещает такие разъяснения конкурсной документации в ЕИС. (ч.7 ст.50 — Любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.)
  2. Совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок цен, не должен превышать:
    • 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, и не должен составлять более, чем 100 млн. рублей в год. (ч.2 ст. 72 — Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.)
  3. Заказчик, имеет право отказаться от проведения запроса котировок:
    • Не позднее, чем за 2 дня до окончания приема заявок на участие в запросе котировок. (ч.1, ст.36 — Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок . После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.)
  4. Заказчик при проведении запроса котировок:
    • Требование об обеспечении заявки на участие в запросе котировок не устанавливается, а требование об обеспечении исполнения контракта заказчик вправе установить. (ст.66)
  5. Обязан ли участник электронного аукциона предоставлять в составе заявки сертификат соответствия предлагаемого им к поставке товара:
    • Участник обязан во второй части заявки предоставить указанный документ, если требование о предоставлении данного документа прямо указано в документации об аукционе.(п.3, ч.5, ст.66)
  6. Если в ходе проведения конкурса, участниками которого могут являться только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные НКО, поступила заявка от МУП «УЖКХ» (не является субъектом малого предпринимательства):
    • Заказчик должен отказать в допуске к участию в закурке МУП «УЖКХ»
  1. Заказчик обязан устанавливать преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта:
    • В размере до 15% в случае, если объект закупки включен в перечень установленный правительством РФ. (ч.3, ст.29 — При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров , работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. )
  2. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик:
    • Извещение должно быть размещено в ЕИС в случаях прямо указанных в законе о контрактной системе и не позднее, чем за 5 дней до заключения контракта. (ч.2, ст.93 — При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.)
  3. На какой федеральный орган исполнительной власти возложена функция по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
  1. Если поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, то заказчик:
    • Имеет право осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без согласования с контрольным органом в сфере закупок (ФАС). (п.1, ч.1, ст.93)
  2. Решение о создании конкурсной комиссии принимается заказчиком:
    • До начала проведения закупки. (ч.2, ст.39 — Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии .)
  3. Заказчик имеет право отказаться от заключения контракта:
  4. Заказчик вправе провести конкурс с ограниченным участием на закупку товаров, работ, услуг в случае:
  5. Заказчик при приемке товара:
    • Обязан провести экспертизу соответствия условиям контракта результатов исполнения контракта, предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). (ч.3, ст.94 — Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу . Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.)
  6. Если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до 0,4% начальной цены контракта:
    • В этом случае электронный аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта с учетом особенностей предусмотренных законом о контрактной системе. (ч.23, ст.68 — В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений настоящего Федерального закона о порядке проведения такого аукциона с учетом следующих особенностей: 1) такой аукцион в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей; 2) участник такого аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки, которое содержится в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке; 3) размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.)
  1. Участник закупки:
    • Вправе отозвать заявку до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. (ст.43 — Участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.)
  2. Расторжение контракта:
    • Допускается по соглашению сторон, решению суда, а так же в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если это было предусмотрено контрактом. (ст. 95 ч. 8)
  3. Если участник конкурса не предоставил в составе заявки на участие в конкурсе документ, подтверждающий обеспечение заявки, предусмотренный конкурсной документацией:
    • Конкурсная комиссия обязана отказать в допуске к участию в конкурсе данному участнику, при условии, если до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, который указан заказчиком в документации о закупке. (ч.5. ст.44 — В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Это правило не применяется при проведении электронного аукциона.)
  4. При проведении запроса котировок в извещении заказчиком устанавливается требование о том, что котировочная заявка может быть подана:
    • В письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа, но только через единую информационную систему. (ч.2, ст.77 —
  1. Процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным по форме электронных документов заявкам проводится:
    • Конкурсной комиссией (ч.1, ст.78 — Котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.)
  2. Конкурсная комиссия при определении победителя по итогам открытого конкурса:
    • Обязана использовать все критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, предусмотренные конкурсной документацией.
  3. Государственное или муниципальное казенное учреждение при участии в закупках:
    • Не предоставляет обеспечение исполнения контракта. (п.1, ч.8, ст.96 — Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае: заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;)
  4. Проведение закрытого аукциона:
  5. В протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе при основании решения об отказе участнику аукциона в допуске к участию в аукционе указываются:
    • Положения о документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе, а так же положения заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе. (п.2, ч.6, ст.67 — По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;)
  6. Включение в проект контракта условий об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту:
    • Это обязанность заказчика (за исключением случаев, предусмотренных ч.15, ст.34)
  7. Штрафы за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств сторон:
    • Устанавливаются в отношении поставщика и заказчика, определенном постановлением Правительства РФ. (ч. 5-8, ст.34)
  1. При закупке товаров, работ или услуг, не включенных в перечень, установленный Правительством РФ, в отношении которых необходимо проведение электронного аукциона:
    • Заказчик вправе провести конкурс или электронный аукцион, а в случаях предусмотренных Законом о контрактной системе, вправе провести запрос котировок, запрос предложений или закупку у единственного поставщика.
  2. При уклонении победителя электронного аукциона от заключения контракта заказчик:
    • Вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причинённых уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. (ч.14, ст.70 — В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.)
  3. Заказчик при осуществлении закупки путем проведения торгов должен установить требование об обеспечении исполнения контракта:
    • В виде безотзывной банковской гарантии, включенной в реестр банковской гарантии, в виде перечисления заказчику денежных средств.
  4. По итогам запроса предложений участникам предлагается сделать окончательное предложение:
    • Не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений. (ч.14-15, ст.83)
  5. Плановые проверки в отношении постоянно действующей комиссии проводятся контрольным органом в сфере закупок:
    • Не чаще одного раза в шесть месяцев (ч.13, ст.99 — В отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев .)
  6. Участник запроса котировок:
    • Вправе подать заявку непосредственно перед вскрытием конвертов и присутствовать при вскрытии конвертов с такими заявками. (ч.2, ст.77 — Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.)
  1. Участник закупки, в случае отказа ему в допуске к участию в аукционе:
    • Вправе обжаловать такое решение в судебном порядке либо в контрольный орган в сфере закупок, в порядке, установленном Законом о контрактной системе. (ч.1. ст.105 — Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки .)
  2. Заказчики обязаны осуществлять закупку у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 ФЗ от 12 января 1996года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”:
    • В размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.
  3. Если по окончанию срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка:
    • Аукцион признается несостоявшимся, но если указанная заявка соответствует требованиям документации, заказчик, принимает решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключается контракт в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 №44-ФЗ.
  4. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым:
    • Через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, после чего в течение одного рабочего дня информация о расторжении контракта размещается в ЕИС. (ч.12-13, ст.95)

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА

(тестирование заказчиков на предмет уровня знаний Федерального

закона -ФЗ от 01.01.2001)

Вопрос 1. К каким отношениям не применяется Федеральный закон?

Ответ: к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями .

Вопрос 2. Протокол проведения электронного аукциона размещен на электронной площадке 01.09.2016. Не позднее какой даты должно быть осуществлено рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе?

Ответ: 06.09.2016.

Вопрос 3. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в числе прочего основывается на положениях?

Ответ: в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.

Вопрос 7. Какое требование к участникам закупки заказчик не вправе устанавливать при осуществлении закупки?

Ответ: неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях , на дату окончания подачи заявки на участие в закупке.

Вопрос 8. Какое условие может не включаться в контракт, заключаемый по результатам конкурентных процедур?

Ответ: о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Федерального закона.

Вопрос 9. Если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик?

Ответ: назначает контрактного управляющего.

Вопрос 10. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть?

Ответ: не менее чем пять человек.

Вопрос 11. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать?

Ответ: два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Вопрос 12. В каких случаях не допускается расторжение контракта?

Ответ: в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Бюджетным законодательством.

Вопрос 13. В каком случае при осуществлении закупки устанавливается запрет на допуск программного обеспечения , происходящего из иностранных государств?

Ответ: в реестре есть сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, и по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам оно соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Вопрос 14. Поставщиком по контракту, заключенному в 2015 году на сумму 35 000 рублей, поставлен товар с просрочкой, заказчиком оплачен товар в полном объеме, но начислена неустойка в размере 7 200 рублей (превышает 20 процентов цены контракта). Имеет ли право заказчик списать принятую к учету задолженность поставщика в 2016 году, в случае, если условия заключенного контракта не изменялись?

Ответ: не имеет права.

Вопрос 15. Каковы действия заказчика, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставляемый товар не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и(или) документацией о закупке требованиям к поставляемому товару ?

Ответ: заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Вопрос 16. Чем завершается определение поставщика (подрядчика, исполнителя) ?

Ответ: заключением контракта.

Вопрос 17. В течение какого срока утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС)?

Ответ: в течение 3-х рабочих дней со дня утверждения такого плана.

Вопрос 18. В какие сроки и с какой периодичностью заказчик обязан формировать и размещать в единой информационной системе отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций ?

Вопрос 19. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является?

Вопрос 20. В каких случаях продлевается срок подачи заявок на участие в запросе котировок?

Ответ: если все поступившие котировочные заявки были отклонены.

Вопрос 21. В соответствии с условиями документации об электронном аукционе датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе является 30.08.2016, датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок – 05.09.2016. По окончании срока подачи заявок поступила одна заявка, которая получена комиссией 30.08.2016. Укажите дату, не позднее которой комиссией должна быть рассмотрена такая заявка?

Ответ: 02.09.2016.

Вопрос 22. Информация о юридическом лице вносится в реестр недобросовестных поставщиков в следующих случаях?

Ответ: в случае если контракт расторгнут в результате принятия решения заказчиком об одностороннем расторжении контракта вследствие установления в ходе исполнения контракта факта несоответствия поставленного товара требованиям документации о закупке.

Вопрос 23. Вправе ли заказчик в случае признания открытого конкурса несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Федерального закона и конкурсной документации , заключить контракт без согласования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок?

Ответ: не вправе.

Вопрос 24. Какие меры, реализуемые после заключения контракта (из перечисленных ниже случаев), учитываются при заполнении показателя «Дата окончания исполнения контракта» (в формате ДД. ММ. ГГГГ) графы «Исполнено» в разделе III «Информация об исполнении контракта…» формы отчета об исполнении контракта (приложение к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ)?

Ответ: приемка поставленного товара, выполненной работы , оказанной услуги (отдельных этапов); оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (отдельных этапов).

Вопрос 25. Может ли заказчик осуществить закупку, не предусмотренную планом-графиком с 01.01.2017?

Ответ: не может.

Вопрос 26. Обязан ли заказчик направлять в реестр контрактов документы о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, при условии, что им размещены отчеты об исполнении контракта в ЕИС?

Ответ: обязан.

Ответ: направить запросы о предоставлении ценовой информации пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), в число которых входят учреждения уголовно-исполнительной системы.

Вопрос 28. Что не относится к конкурентным способам определения поставщиков?

Ответ: двухэтапный закрытый аукцион.

Вопрос 29. Информация о каких контрактах не включается в реестр контрактов?

Ответ: при закупке у единственного поставщика печатных изданий на сумму 50000 рублей.

Вопрос 30. Планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения?

Ответ: планов закупок и планов-графиков.

Теоретические вопросы:

Вопрос 1. 04 июля 2016 года между заказчиком и поставщиком по результатам электронного аукциона заключен контракт на поставку продуктов питания (сыр) на сумму 190 000 рублей (далее – контракт), по условиям которого, контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 31.09.2016. Поставка товара осуществляется Поставщиком в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта.

Товар надлежащего качества в полном объеме поставлен Поставщиком в рамках указанного контракта 17.08.2016 в 14.00 часов.

Должен ли заказчик в данном случае применять меры ответственности к поставщику?

В случае положительного ответа, необходимо рассчитать размер пени за просрочку исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (в соответствии с положениями Постановления РФ), исходя из размера ставки рефинансирования 10,5 процента годовых.

Ответ . Да, в данном случае заказчик должен применять меры ответственности к поставщику.

Расчет пени за просрочку исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, приведен ниже:

Коэффициент К = (ДП/ДК) * 100 %

К = (13/30)*100 = 43,33 %, следовательно, размер ставки = 0,01 ставки рефинансирования

Ставка С = СЦБ * ДП

С= 0,01*0,105*13 = 0,01365

П = (190 000,00 – 0)*0,01365 = 2 593,50 рубля.

Вопрос 2. На закупку способом электронного аукциона по поставке офисной бумаги поступило 7 заявок.

Рассмотрите поступившие заявки на соответствие требованиям технической части (аукционного задания), укажите заявки подлежащие допуску к участию в аукционе, а в случае не соответствия заявки или нескольких заявок требованиям законодательства о контрактной системе и аукционному заданию, напишите обоснование для отклонения по всем заявкам, подлежащим отклонению с ссылкой на нормы Федерального закона (без указания положений документации об аукционе, которым не соответствуют отклоненные заявки).

Техническая часть (Аукционное задание)

Поступившие заявки

Заявка № 1

Заявка № 2

Заявка № 3

Заявка № 4

Заявка № 5

Заявка № 6


Заявка № 7

(*Решение Верховного суда РФ от 01.01.2001 г. 16-3681- указание субъекта РФ, города, свидетельствует о том, что страной происхождения является Российская Федерация).

Ответ.

Допуск: заявка № 3, 5, 7

Отклонение: заявки № 1, 2, 4, 6

Заявка № 1 – не указана страна происхождения товара (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона)

Заявка № 2 – не указаны конкретные показатели товара (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона)

Заявка № 4 – не указан конкретный показатель товара (цвет) (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона)

Заявка № 6 – не соответствие товара требованиям документации (требуется белый цвет, предлагается серый) (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона)

  1. На какой срок осуществляется аккредитация участника электронного аукциона на электронной площадке:
    • Согласно части 9 ст. 61 44-ФЗ – аккредитация участника электронного аукциона на электронной площадке осуществляется сроком на три года с даты направления оператором электронной площадки этому участнику уведомления о принятии решения о его аккредитации на электронной площадке.
  2. Верно ли, что конкурсная документация – это:
    • Набор документов, разрабатываемый и утверждаемый заказчиком , который определяет порядок подготовки и представления заявок на участие в конкурсе, требования заказчика к товару, критерии оценки конкурсных заявок, условия контракта, графики поставки и платежа и др.
  3. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 млн. и участником закупки предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной цены контракта, контракт заключается после предоставлением таким участником: (cт37 . Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере , указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.)
  4. Укажите способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в ходе которого после оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке признанной лучшей, участникам данной закупки предлагается направить окончательное предложение:
    • При проведении запроса предложений (ст 83 ч14)
  5. Участник закупки до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе имеет право обжаловать действия заказчика, связанные с организацией и провидением открытого конкурса на закупку продукции для государственных и муниципальных нужд:
    • В судебном порядке или направить жалобу в контрольный орган в сфере закупок.
  6. При проведении открытого конкурса внесение изменений в конкурсную документацию, предусматривающих изменение объекта закупки или увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе:
    • Заказчик не имеет права вносить указанные изменения в конкурсную документацию (ч. 6 ст. 50- изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускается )
  1. Победитель электронного аукциона считается уклонившимся от заключения контракта:
    • Если направил протокол разногласий заказчику по истечении 13 дней с даты размещения протокола подведения итогов аукциона в ЕИС. (ч. 13 ст. 70 — Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола , указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
  2. Использование заказчиком при описании объекта закупки фирменного наименования, наименование места происхождения товара или наименование производителя, в документации о закупке:
    • Не допускается (ч.1 п.1 ст.33 — описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
  1. Поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
    • Если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. (ч.19 ст.95 — Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.)
  1. Изменение при исполнении контракта объема выполняемых работ:
    • Допускается, по согласованию с подрядчиком, но не более (плюс-минус) 10% от предусмотренных контрактом объемов работ, с изменением цены контракта, не более чем на 10%. (п.1б, ч.1, ст. 95 — если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;)
  2. При проведении электронного аукциона с начальной ценой контракта 2 млн. рублей заказчик размещает извещение о проведении электронного аукциона:
    • Не менее чем за 7 дней до окончания подачи срока заявок. (ч.2 ст. 63 — В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. )
  3. Победитель электронного аукциона, с которым заключен контракт, включается в реестр недобросовестных поставщиков:
    • В случае расторжения контракта по решения суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта. (ч.2 ст.104 — В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов . )
  4. Заказчик применяет закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае:
    • Закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну. (п.1, ч.2, ст.84 — закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну; ).
  5. При проведении открытого конкурса с начальной ценой контракта 500 тысяч рублей обеспечение заявки на участие в конкурсе:
    • Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявки в размере от 0,5% до 5% начальной цены контракта, которое предоставляется участником в виде безотзывной банковской гарантии или путем перечисления денежных средств. (ч.1 ст.44 — При проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок предусмотрен в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.)
  1. В случае, если заказчик за семь дней до окончания срока подачи заявок получил запрос на разъяснения положений конкурсной документации, заказчик:
    • В течение двух рабочих дней с момента поступления запроса направляет в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения конкурсной документации участнику конкурса, от которого получен запрос, и в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений размещает такие разъяснения конкурсной документации в ЕИС. (ч.7 ст.50 — Любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.)
  2. Совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок цен, не должен превышать:
    • 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, и не должен составлять более, чем 100 млн. рублей в год. (ч.2 ст. 72 — Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.)
  3. Заказчик, имеет право отказаться от проведения запроса котировок:
    • Не позднее, чем за 2 дня до окончания приема заявок на участие в запросе котировок. (ч.1, ст.36 — Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок . После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.)
  4. Заказчик при проведении запроса котировок:
    • Требование об обеспечении заявки на участие в запросе котировок не устанавливается, а требование об обеспечении исполнения контракта заказчик вправе установить. (ст.66)
  5. Обязан ли участник электронного аукциона предоставлять в составе заявки сертификат соответствия предлагаемого им к поставке товара:
    • Участник обязан во второй части заявки предоставить указанный документ, если требование о предоставлении данного документа прямо указано в документации об аукционе.(п.3, ч.5, ст.66)
  6. Если в ходе проведения конкурса, участниками которого могут являться только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные НКО, поступила заявка от МУП «УЖКХ» (не является субъектом малого предпринимательства):
    • Заказчик должен отказать в допуске к участию в закурке МУП «УЖКХ»
  1. Заказчик обязан устанавливать преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта:
    • В размере до 15% в случае, если объект закупки включен в перечень установленный правительством РФ. (ч.3, ст.29 — При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров , работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. )
  2. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик:
    • Извещение должно быть размещено в ЕИС в случаях прямо указанных в законе о контрактной системе и не позднее, чем за 5 дней до заключения контракта. (ч.2, ст.93 — При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.)
  3. На какой федеральный орган исполнительной власти возложена функция по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
    • Министерство экономического развития РФ.
  1. Если поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, то заказчик:
    • Имеет право осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без согласования с контрольным органом в сфере закупок (ФАС). (п.1, ч.1, ст.93)
  2. Решение о создании конкурсной комиссии принимается заказчиком:
    • До начала проведения закупки. (ч.2, ст.39 — Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии .)
  3. Заказчик имеет право отказаться от заключения контракта:
    • Если обнаружит, что деятельность победителя закупок на дату подачи заявки на участие в закупке была приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
  4. Заказчик вправе провести конкурс с ограниченным участием на закупку товаров, работ, услуг в случае:
    • Оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей. (ч.1, ст.56 (перечень правительства РФ от 04.02.2015 №99))
  5. Заказчик при приемке товара:
    • Обязан провести экспертизу соответствия условиям контракта результатов исполнения контракта, предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). (ч.3, ст.94 — Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу . Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.)
  6. Если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до 0,4% начальной цены контракта:
    • В этом случае электронный аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта с учетом особенностей предусмотренных законом о контрактной системе. (ч.23, ст.68 — В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений настоящего Федерального закона о порядке проведения такого аукциона с учетом следующих особенностей: 1) такой аукцион в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей; 2) участник такого аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки, которое содержится в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке; 3) размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.)
  1. Участник закупки:
    • Вправе отозвать заявку до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. (ст.43 — Участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.)
  2. Расторжение контракта:
    • Допускается по соглашению сторон, решению суда, а так же в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если это было предусмотрено контрактом. (ст. 95 ч. 8)
  3. Если участник конкурса не предоставил в составе заявки на участие в конкурсе документ, подтверждающий обеспечение заявки, предусмотренный конкурсной документацией:
    • Конкурсная комиссия обязана отказать в допуске к участию в конкурсе данному участнику, при условии, если до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, который указан заказчиком в документации о закупке. (ч.5. ст.44 — В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Это правило не применяется при проведении электронного аукциона.)
  4. При проведении запроса котировок в извещении заказчиком устанавливается требование о том, что котировочная заявка может быть подана:
    • В письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа, но только через единую информационную систему. (ч.2, ст.77 —
  1. Процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным по форме электронных документов заявкам проводится:
    • Конкурсной комиссией (ч.1, ст.78 — Котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.)
  2. Конкурсная комиссия при определении победителя по итогам открытого конкурса:
    • Обязана использовать все критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, предусмотренные конкурсной документацией.
  3. Государственное или муниципальное казенное учреждение при участии в закупках:
    • Не предоставляет обеспечение исполнения контракта. (п.1, ч.8, ст.96 — Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае: заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;)
  4. Проведение закрытого аукциона:
    • Возможно при наличии оснований, предусмотренных Законом о контрактной системе, по согласованию заказчика с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций.
  5. В протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе при основании решения об отказе участнику аукциона в допуске к участию в аукционе указываются:
    • Положения о документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе, а так же положения заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе. (п.2, ч.6, ст.67 — По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;)
  6. Включение в проект контракта условий об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту:
    • Это обязанность заказчика (за исключением случаев, предусмотренных ч.15, ст.34)
  7. Штрафы за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств сторон:
    • Устанавливаются в отношении поставщика и заказчика, определенном постановлением Правительства РФ. (ч. 5-8, ст.34)
  1. При закупке товаров, работ или услуг, не включенных в перечень, установленный Правительством РФ, в отношении которых необходимо проведение электронного аукциона:
    • Заказчик вправе провести конкурс или электронный аукцион, а в случаях предусмотренных Законом о контрактной системе, вправе провести запрос котировок, запрос предложений или закупку у единственного поставщика.
  2. При уклонении победителя электронного аукциона от заключения контракта заказчик:
    • Вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причинённых уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. (ч.14, ст.70 — В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.)
  3. Заказчик при осуществлении закупки путем проведения торгов должен установить требование об обеспечении исполнения контракта:
    • В виде безотзывной банковской гарантии, включенной в реестр банковской гарантии, в виде перечисления заказчику денежных средств.
  4. По итогам запроса предложений участникам предлагается сделать окончательное предложение:
    • Не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений. (ч.14-15, ст.83)
  5. Плановые проверки в отношении постоянно действующей комиссии проводятся контрольным органом в сфере закупок:
    • Не чаще одного раза в шесть месяцев (ч.13, ст.99 — В отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев .)
  6. Участник запроса котировок:
    • Вправе подать заявку непосредственно перед вскрытием конвертов и присутствовать при вскрытии конвертов с такими заявками. (ч.2, ст.77 — Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.)
  1. Участник закупки, в случае отказа ему в допуске к участию в аукционе:
    • Вправе обжаловать такое решение в судебном порядке либо в контрольный орган в сфере закупок, в порядке, установленном Законом о контрактной системе. (ч.1. ст.105 — Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки .)
  2. Заказчики обязаны осуществлять закупку у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 ФЗ от 12 января 1996года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”:
    • В размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.
  3. Если по окончанию срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка:
    • Аукцион признается несостоявшимся, но если указанная заявка соответствует требованиям документации, заказчик, принимает решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключается контракт в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 №44-ФЗ.
  4. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым:
    • Через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, после чего в течение одного рабочего дня информация о расторжении контракта размещается в ЕИС. (ч.12-13, ст.95)


Что еще почитать