Схема договоров (соглашений) в сфере теплоснабжения, заключаемых между участниками рынка, за исключением потребителей. Об утверждении порядка управления системой теплоснабжения на территории михайловского сельского поселения Кто готовит соглашение об упра

.

115. Теплоснабжающие организации, не являющиеся единой теплоснабжающей организацией в соответствующей системе теплоснабжения, сообщают единой теплоснабжающей организации о заключенных с потребителями договорах теплоснабжения в срок до 1 октября.

116. Распределение нагрузки между источниками тепловой энергии, функционирующими в границах системы теплоснабжения, осуществляется на основании утвержденной схемы теплоснабжения.

117. При наличии возможности управления потоками тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения, в которой источники тепловой энергии принадлежат на праве собственности или ином законном основании 3 и более лицам, единая теплоснабжающая организация наделяется полномочиями на осуществление (организацию осуществления) диспетчеризации потоками тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения.

IX. Заключение теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, осуществляющими свою деятельность в одной системе теплоснабжения, соглашения об управлении системой теплоснабжения

118. Проект соглашения об управлении системой теплоснабжения разрабатывается единой теплоснабжающей организацией, подписывается со своей стороны и направляется теплоснабжающим и теплосетевым организациям, осуществляющим свою деятельность в одной системе теплоснабжения, не позднее 1 июня каждого года. Теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны в течение 15 рабочих дней со дня получения проекта соглашения подписать его или направить единой теплоснабжающей организации замечания по проекту.

119. Разногласия, возникающие при заключении и исполнении соглашения об управлении системой теплоснабжения, рассматриваются органом местного самоуправления, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

120. В соглашении об управлении системой теплоснабжения предусматриваются особенности организации теплоснабжения при наличии возможности управления потоками тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения, в которой источники тепловой энергии принадлежат на праве собственности или ином законном основании 3 и более лицам.

X. Определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов

121. Определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа и оценки:

схем теплоснабжения поселений, городских округов;

статистики причин аварий и инцидентов в системах теплоснабжения;

статистики жалоб потребителей на нарушение качества теплоснабжения.

Указанные анализ и оценка осуществляются в соответствии с методическими указаниями по анализу показателей, используемых для оценки надежности систем теплоснабжения, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

122. Органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти, теплоснабжающие и теплосетевые организации, потребители обязаны предоставлять органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, необходимые для проведения анализа и оценки надежности теплоснабжения на территории поселений, городских округов.

123. Для оценки надежности систем теплоснабжения используются в том числе следующие показатели:

интенсивность отказов систем теплоснабжения;

относительный аварийный недоотпуск тепла;

надежность электроснабжения источников тепловой энергии;

надежность водоснабжения источников тепловой энергии;

надежность топливоснабжения источников тепловой энергии;

соответствие тепловой мощности источников тепловой энергии и пропускной способности тепловых сетей расчетным тепловым нагрузкам потребителей;

уровень резервирования источников тепловой энергии и элементов тепловой сети путем их кольцевания или устройства перемычек;

техническое состояние тепловых сетей, характеризуемое наличием ветхих, подлежащих замене трубопроводов;

готовность теплоснабжающих организаций к проведению аварийно-восстановительных работ в системах теплоснабжения, которая базируется на показателях укомплектованности ремонтным и оперативно-ремонтным персоналом, оснащенности машинами, специальными механизмами и оборудованием, наличия основных материально-технических ресурсов, а также укомплектованности передвижными автономными источниками электропитания для ведения аварийно-восстановительных работ.

124. По итогам анализа и оценки систем теплоснабжения поселений, городских округов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны разделить системы теплоснабжения на высоконадежные, надежные, малонадежные и ненадежные и определить систему мер по повышению надежности для малонадежных и ненадежных систем теплоснабжения с включением необходимых средств в инвестиционные программы и тарифы теплоснабжающих и теплосетевых организаций или с выделением средств из бюджетов субъектов Российской Федерации. Итоги анализа и оценки систем теплоснабжения поселений, городских округов направляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в органы государственного энергетического надзора.

XI. Порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения

125. Для оперативного рассмотрения обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в органах местного самоуправления поселений, городских округов назначаются должностные лица, осуществляющие ежедневное, а в течение отопительного периода - круглосуточное принятие и рассмотрение обращений потребителей.

Для информирования потребителей о порядке подачи обращений и перечне необходимых документов указанная информация должна быть размещена на официальном сайте поселения, городского округа, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений.

126. Обращения юридических лиц принимаются к рассмотрению при наличии заключенного договора теплоснабжения, обращения потребителей-граждан принимаются к рассмотрению независимо от наличия заключенного в письменной форме договора теплоснабжения.

127. Обращения могут подаваться потребителями в письменной форме, а в течение отопительного периода - в устной форме, в том числе по телефону.

128. Обращение, полученное должностным лицом органа местного самоуправления, регистрируется в журнале регистрации жалоб (обращений).

129. После регистрации обращения должностное лицо органа местного самоуправления обязано:

определить характер обращения (при необходимости уточнить его у потребителя);

определить теплоснабжающую и (или) теплосетевую организацию, обеспечивающие теплоснабжение данного потребителя;

проверить достоверность представленных потребителем документов, подтверждающих факты, изложенные в его обращении;

в течение 2 рабочих дней (в течение 3 часов - в отопительный период) с момента регистрации обращения направить его копию (уведомить) в теплоснабжающую и (или) теплосетевую организацию и направить запрос о возможных технических причинах отклонения параметров надежности теплоснабжения, при этом дату отправки запроса зарегистрировать в журнале регистрации жалоб (обращений).

130. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана ответить на запрос должностного лица органа местного самоуправления в течение 3 дней (в течение 3 часов в отопительный период) со времени получения. В случае неполучения ответа на запрос в указанный срок должностное лицо органа местного самоуправления в течение 3 часов информирует об этом органы прокуратуры.

131. После получения ответа от теплоснабжающей (теплосетевой) организации должностное лицо органа местного самоуправления в течение 3 дней (в течение 6 часов в отопительный период) обязано:

совместно с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией определить причины нарушения параметров надежности теплоснабжения;

установить, имеются ли подобные обращения (жалобы) от других потребителей, теплоснабжение которых осуществляется с использованием тех же объектов;

проверить наличие подобных обращений в прошлом по данным объектам;

при необходимости провести выездную проверку обоснованности обращений потребителей;

при подтверждении фактов, изложенных в обращениях потребителей, вынести теплоснабжающей (теплосетевой) организации предписание о немедленном устранении причин ухудшения параметров теплоснабжения с указанием сроков проведения этих мероприятий.

132. Ответ на обращение потребителя должен быть представлен в течение 5 рабочих дней (в течение 24 часов в отопительный период) с момента его поступления. Дата и время отправки должна быть отмечена в журнале регистрации жалоб (обращений).

133. Должностное лицо органа местного самоуправления обязано проконтролировать исполнение предписания теплоснабжающей (теплосетевой) организацией.

134. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация вправе обжаловать вынесенное предписание главе поселения, городского округа, а также в судебном порядке.

XII. Договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности

135. Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, но не потребляющие тепловую энергию (мощность), теплоноситель по договору теплоснабжения и не осуществившие отсоединение принадлежащих им теплопотребляющих установок от тепловой сети в целях сохранения возможности возобновления потребления тепловой энергии при возникновении такой необходимости, заключают с теплоснабжающими организациями договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности и оплачивают указанные услуги по регулируемым тарифам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

136. Уведомление о необходимости заключения договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности направляется единой теплоснабжающей организацией всем лицам, с которыми отсутствует договор теплоснабжения, не ведутся преддоговорные споры по заключению договора теплоснабжения и теплопотребляющие установки которых не отсоединены от тепловых сетей.

137. Проект договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности содержит:

размер тепловой нагрузки потребителя, в отношении которой требуется поддержание резервной тепловой мощности;

расчет затрат на поддержание резервной тепловой мощности в год (цена договора), производимый исходя из установленных тарифов (в отношении социально значимых категорий потребителей) или по соглашению сторон.

138. Потребитель тепловой энергии обязан в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости заключения договора оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности подписать представленный проект договора или направить теплоснабжающей организации протокол разногласий.

Разногласия по договору должны быть урегулированы сторонами в течение 60 дней с даты получения потребителем проекта договора.

В случае если в указанный срок договор не будет подписан потребителем, он обязан осуществить отсоединение принадлежащих ему теплопотребляющих установок от системы теплоснабжения в течение 30 рабочих дней.

Если в указанный срок потребитель не обеспечит самостоятельное отсоединение своих теплопотребляющих установок от системы теплоснабжения, теплоснабжающая организация вправе самостоятельно или совместно с теплосетевой организацией осуществить указанное отсоединение с отнесением соответствующих расходов на потребителя тепловой энергии.

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 294 "Об утверждении Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 15, ст. 1594; 2006, N 23, ст. 2501; 2009, N 43, ст. 5066; 2010, N 52, ст. 7104):

а) в наименовании и в тексте слова "тепловую энергию и" исключить;

б) в Порядке расчетов за тепловую энергию и природный газ, утвержденном указанным постановлением:

в наименовании и пункте 1 слова "тепловая энергия и" в соответствующем падеже исключить;

пункт 2 признать утратившим силу;

в пункте 4 слова "тепловая энергия и" в соответствующем падеже исключить.

2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 262; N 29, ст. 3573; 2006, N 37, ст. 3876):

а) в наименовании и пункте 1 слова "и тепловой" исключить;

б) в наименовании и пункте 1 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного указанным постановлением, слова "и тепловой" исключить.

С. В. Матиящук*

СИСТЕМА ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

С 30 июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).1 Обращают на себя внимание содержащиеся в данном Законе положения, определяющие систему договорных обязательств на рынке тепловой энергии.

Принятие Закона о теплоснабжении внесло серьезные изменения в правовое регулирование отношений, связанных со снабжением потребителей тепловой энергией. В частности, оно привело к появлению новых договорных форм, призванных урегулировать отношения на рынке тепловой энергии. Речь идет о следующих договорах:

Договор на подключение к системе теплоснабжения;

Договор теплоснабжения;

Договор оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности;

Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

Договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии;

Соглашение об управлении системой теплоснабжения.

Статьей 13 Закона о теплоснабжении определяется круг отношений и участников, связанных со снабжением тепловой энергией, к их числу относятся следующие.

Во-первых, отношения по подключению энергопринимающих устройств потенциального потребителя к системам теплоснабжения. В связи с тем что тепловая энергия передается потребителю через присоединенную сеть (комплекс инженерно-технических устройств, предназначенных для передачи и распределения тепловой энергии), важно отметить, что имеются обязательные условия для заключения договора теплоснабжения, которые должны быть выполнены при присоединении новых теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения (при строительстве новых зданий, сооружений и т. п.), а также при реконструировании системы теплопотребления. Это прежде всего заключение договора на подключение к системе теплоснабжения.

Во-вторых, отношения между теплоснабжающей организацией и потребителями. Потребитель при заключении договора теплоснабжения должен располагать отвечающим установленным требованиям энергопринимающим устройством. Такое условие является технической предпосылкой для заключения договора теплоснабжения. По договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю тепловую энергию через тепловые сети (комплекс инженерно-технических устройств, предназначенных для передачи и распределения тепловой энергии); в свою очередь, потребитель обязуется оплатить принятую тепловую энергию по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в порядке, установленном ст. 15 Закона о теплоснабжении.

* Матиящук Светлана Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета.

© С. В. Матиящук, 2011

E-mail: [email protected]

1 СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4159.

В-третьих, отношения между теплоснабжающей организацией и потребителем, которому прекращена подача тепловой энергии (мощности), с условием возобновления договорных отношений в будущем. Если потребитель не потребляет тепловую энергию, но при этом не осуществил отсоединение принадлежащих ему энергопотребляющих установок от тепловой сети, в целях сохранения возможности возобновления потребления теплоэнергии при возникновении такой необходимости он обязан заключить с теплоснабжающей организацией договор оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности. Плата по такому договору по общему правилу устанавливается сторонами, за исключением тех случаев, когда плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности для отдельных категорий социально значимых потребителей подлежит регулированию.

В-четвертых, отношения между теплоснабжающими организациями по поставке тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя. Необходимо учитывать, что производство тепловой энергии в России имеет ряд особенностей:

1) система отопления многоэтажных жилых домов организована как система централизованного теплоснабжения, обслуживающая большую часть населения страны;

2) 72 % всей тепловой энергии производится централизованными источниками тепла в так называемой системе централизованного теплоснабжения, а остальное - децентрализованными источниками (в том числе автономными и индивидуальными).2 При этом необходимо учитывать, что к источникам тепловой энергии относятся котельные установки, которые преобразуют химическую энергию топлива в потенциальную энергию пара и (или) горячей воды, теплофикационные установки тепловых электростанций (ТЭЦ), а также другие технологические установки, в которых в процессе работы образуются избыточные потоки тепловой энергии, пригодные для удовлетворения нужд потребителей в тепловой энергии;

3) 32 % тепловой энергии в стране производится теплоэлектростанциями в режиме, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии, при этом, что важно, как правило, теплоэлектростанции, вырабатывающие тепловую энергию, принадлежат организациям, являющимся субъектами оптового рынка электрической энергии.

Исходя из этих особенностей, в качестве теплоснабжающей организации может выступать любая коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство тепловой энергии либо приобретающая ее с целью возмездной передачи потребителям у другого лица, например, субъекта рынка электрической энергии, производящего электрическую и тепловую энергию в режиме комбинированной выработки.

Частью 4 ст. 13 Закона о теплоснабжении установлено, что для регулирования отношений, связанных с приобретением тепловой энергии с целью возмездной передачи ее потребителям у другой теплоснабжающей организации, используется договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя. При этом потери энергии в тепловых сетях оплачиваются по регулируемым ценам (тарифам).

Данный договор является разновидностью договора теплоснабжения. В пользу сделанного вывода можно привести следующие аргументы: во-первых, предметом данного

2 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ от

договора являются тепловая энергия с указанием теплоносителя (водяного пара или горячей воды), с помощью которого она передается, ее количество и условия о передаче тепловой энергии; во-вторых, этот договор заключается и исполняется по модели договора энергоснабжения; в-третьих, наличие особой цели данного договора, т. е. приобретение тепловой энергии с целью возмездной ее реализации потребителям, не может влиять на тип договора.

В-пятых, отношения между теплоснабжающей и теплосетевой организациями по оказанию услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя. В России в результате рыночных преобразований сложилась ситуация, при которой объекты систем теплоснабжения разделены между владельцами различных форм собственности, что с неизбежностью влечет учет прав и законных интересов лиц, в собственности (или на ином законном основании) которых находятся тепловые сети, т. е. комплекс инженерно-технических устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии.

Правовое положение теплосетевой организации обусловлено тем, что передающая тепловую энергию сеть является монопольной. Конкуренция в этой сфере совершенно немыслима, так как означала бы строительство параллельных друг другу систем теплоснабжения между одними и теми же пунктами, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам.

Законом о теплоснабжении установлено, что отношения между теплоснабжающей организацией и потребителем опосредуются договором теплоснабжения, в свою очередь, теплоснабжающая организация должна заключать с сетевой организацией договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии.

В связи с изложенным возникают важные вопросы: является ли договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии самостоятельным договором; можно ли договор теплоснабжения признавать многосторонней сделкой? Необходимо учитывать, что с решением данного вопроса тесно связана проблема определения правого статуса потребителя.

Как известно, отличие многостороннего договора как сделки от двусторонней сделки заключается не только в количестве волеизъявлений, необходимых и достаточных для их возникновения (т. е. в количестве сторон договора), а в том, что в многостороннем договоре стороны-участники обязуются совместно действовать для достижения общей (единой) цели.3 Очевидно, что при снабжении тепловой энергией через присоединенную сеть цели, преследуемые участниками (теплоснабжающей организацией, потребителями), являются взаимными (встречными). Но вместе с тем отношения по теплоснабжению обладают некоторыми технологическими особенностями, неизбежно влекущими за собой и юридические особенности. Так, производство, передача и потребление тепловой энергии представляют собой единый цикл: фаза производства практически совпадает с фазой потребления. И именно технологическая неразрывная связь процессов производства, передачи и потребления тепловой энергии влечет формирование многосторонних правоотношений в сфере теплоснабжения. Поэтому рассматривать договор теплоснабжения как двустороннюю сделку, в которой субабоненту нет места, было бы, наверное, неправильно.

3 См., напр.: Ламм Т. В. Многосторонние договоры в гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 5-7.

Отношения по снабжению тепловой энергией потребителя, энергопринимающее устройство которого непосредственно не присоединено к сетям теплоснабжающей организации, должны облекаться в форму трехстороннего договора, заключаемого между:

Теплоснабжающей организацией;

Лицом, в собственности (или на ином законном основании) которого находятся тепловые сети (комплекс инженерно-технических устройств, предназначенных для передачи и распределения тепловой энергии);

Потребителем.

В-шестых, ст. 18 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что ежегодно до наступления отопительного сезона все теплоснабжающие и теплосетевые организации, входящие в одну систему теплоснабжения, обязаны заключать между собой соглашение об управлении системой теплоснабжения. По условиям такого соглашения профессиональные участники рынка тепловой энергии обязаны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей тепловой энергии в определенной системе теплоснабжения.

Учитывая условное деление рынка тепловой энергии на сферу производства и передачи тепловой энергии (мощности), а также на сферу услуг, все эти договоры можно разделить на:

Договоры, регламентирующие отношения по производству и передаче теплоэнер-гии (мощности);

Договоры, регламентирующие отношения в сфере услуг, которые можно охарактеризовать как организационные.

К первой группе относятся договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а также договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии, который, как было уже отмечено, не является самостоятельным договором. Во вторую группу входят договор на подключение к системе теплоснабжения, договор оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, соглашение об управлении системой теплоснабжения.

В настоящее время начинает вполне отчетливо прослеживаться тенденция к дифференциации правового регулирования договорных отношений в сфере теплоснабжения в зависимости от их субъектного состава. Например, из общего договорного права выделяются нормы, регламентирующие отношения между теплоснабжающими организациями и бытовыми потребителями (т. е. теми, кто потребляет тепловую энергию для бытовых нужд), в том числе проживающими в многоквартирных домах. Это проявляется в установлении особых прав и обязанностей сторон по договору теплоснабжения, а также в особом порядке заключения, изменения и прекращения этого договора.

Видовое деление договоров теплоснабжения может строиться по различным критериям. Дифференциация правового регулирования в зависимости от субъектного состава договора теплоснабжения с учетом особенностей его предмета позволяет выделить следующие его виды:

1) договоры теплоснабжения, заключаемые с юридическими лицами - потребителями;

2) договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

3) договоры снабжения тепловой энергией бытовых потребителей;

4) договоры снабжения тепловой энергией потребителей, проживающих в многоквартирном доме.

В свою очередь, договоры теплоснабжения в зависимости от вида теплоносителя, с помощью которого передается тепловая энергия, подразделяются на:

Договоры на отпуск и потребление тепловой энергии в паре;

Договоры на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде.

Таким образом, в настоящее время договор теплоснабжения можно рассматривать как некий центральный договор, к которому примыкают призванные его обслуживать различные правовые формы.

Недавно в России произошло очередное обновление законодательства в области энергосбережения, направленное на усиление его эффективности. Обращают на себя внимание содержащиеся в Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении)4 положения, определяющие возможность заключения нового гражданско-правового договора - энергосервисного договора (контракта).

Энергосервисный договор, конструкция которого закреплена в ст. 19 Закона об энергосбережении, с определенной долей уверенности можно назвать одной из важнейших новелл законодательства в области энергосбережения. Проводимая в нашей стране энергосберегающая политика обусловливает необходимость выделения этому договору особого места в системе договорных обязательств в сфере теплоснабжения.

Анализ положений ст. 19 Закона об энергосбережении позволяет сделать вывод о том, что предметом энергосервисного договора являются определенные действия или осуществление определенной деятельности, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергетических ресурсов (например, мероприятия, обеспечивающие внедрение энергосберегающих технологий; тепловая модернизация зданий и теплофизический контроль эффективности ограждающих конструкций зданий; внедрение на действующих объектах новых технологий, оборудования, устройств, систем автоматизации, регулирования, контроля расхода и потребления энергоресурсов; предварительная изоляция трубопроводов, в результате реализации которой достигается экономия тепловой энергии на единицу продукции, и т. п.). Другими словами, речь идет о получении экономического эффекта от проведенных мероприятий, под которым понимаются различные показатели, а именно: снижение потребления энергоресурсов на производство 1 единицы продукции; снижение себестоимости выработки 1 Гкал тепла; снижение вредных выбросов; снижение потерь и др.

Таким образом, основным отличительными признаками энергосервисного договора являются характер проводимых мероприятий и особая область, в которой они осуществляются.

Сторонами энергосервисного договора выступают заказчик и исполнитель. Закон об энергосбережении не устанавливает каких-либо ограничений для отдельных субъектов гражданского оборота на участие в рассматриваемых отношениях как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя, ориентируясь на общие правила об участии лиц в гражданском обороте. В то же время, исходя из предмета договора, в роли исполнителя может выступать предприниматель (организация или индивидуальный предприниматель без образования юридического лица), который специализируется в сфере выполнения работ и оказания услуг по энергосбережению (например, управляющие организации в жилищно-коммунальной сфере).

4 СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5711.

С учетом отмеченного логично прийти к следующему пониманию энергосервисного договора: по энергосервисному договору одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) совершить действия (мероприятия), направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления заказчиком энергетических ресурсов, а заказчик обязуется оплатить эти действия (мероприятия).

В свою очередь, разница между энергосервисным договором и энергосервисным контрактом заключается лишь в том, что последний призван регулировать аналогичные отношения, но только в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Как следствие, к энергосервисному контракту применяются нормы законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов.

Условия энергосервисного договора могут включаться, в частности, в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа).

Таким образом, положения Закона об энергосбережении распространяются и на договорные отношения, складывающиеся на рынке тепловой энергии. Теперь субъекты на рынке тепловой энергии вправе включать в договоры, опосредующие отношения по производству и передаче энергии, условия энергосервисного договора.

На рынке тепловой энергии в роли теплоснабжающей организации может выступать любая коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство тепловой энергии либо приобретающая ее с целью возмездной передачи потребителям у другого лица, например субъекта рынка электрической энергии, производящего электрическую и тепловую энергию в режиме комбинированной выработки.

Можно выделить признаки, позволяющие ограничить круг лиц, способных выступать в качестве теплоснабжающей организации:

а) особенности правового статуса. Теплоснабжающей организацией может быть только субъект предпринимательской деятельности (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель);

б) особенности имущественного положения. Теплоснабжающая организация должна иметь в собственности или ином законном основании источники тепловой энергии и (или) тепловые сети в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется снабжение потребителей тепловой энергией;

в) особенности характера деятельности по снабжению потребителей тепловой энергией. Деятельность такой организации должна носить профессиональный характер (под этим следует понимать, что лицо в рамках своей предпринимательской деятельности должно специализироваться на производстве и (или) реализации тепловой энергии, осуществлять ее как основной вид деятельности).

В ходе проводимых преобразований на рынке тепловой энергии понятие «теплоснабжающая организация» стало родовым по отношению ко вновь создаваемым субъектам, осуществляющим производство и (или) реализацию тепловой энергии. К числу последних в соответствии с Законом о теплоснабжении относится единая теплоснабжающая организация.

По смыслу положений Закона о теплоснабжении единая теплоснабжающая организация представляет собой особую сбытовую коммерческую организацию, обязанную заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся к ней потребителем либо лицом, действующим от имени и в интересах потребителя, но при условии нахождения

теплопотребляющих установок потребителя в данной системе теплоснабжения. Договоры, заключаемые с единой теплоснабжающей организацией, признаны публичными. Деятельность единой теплоснабжающей организации в основном регламентируется государством: государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, поставляемые единой теплоснабжающей организацией потребителям энергии; детальной регламентации подлежат условия договора, опосредующего отношения по снабжению теплоэнергией, заключаемого единой теплоснабжающей организацией с потребителями, теплосетевыми и другими теплоснабжающими организациями. Целью создания на рынках тепловой энергии таких энергоснабжающих организаций, как единая теплоснабжающая организация, является обеспечение надежного и бесперебойного снабжения теплоэнергией населения, объектов жизнеобеспечения и стратегических объектов в необходимом им объеме и т. п. На сегодняшний день порядок присвоения статуса единой теплоснабжающей организации, зона ее действия, существенные условия договора теплоснабжения законодателем еще не определены.

К иным теплоснабжающим организациям относятся коммерческие организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности реализацию произведенной или приобретенной теплоэнергии. В отличие от деятельности единой теплоснабжающей организации, деятельность этих энергоснабжающих организаций не подлежит детальной регламентации государством. Основная цель создания этих субъектов - содействовать определенной конкуренции в секторе сбыта тепловой энергии.

Потребителей на рынке тепловой энергии можно подразделить на две группы: те, чьи энергопринимающие устройства присоединены непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации и т. п.), и те, чьи энергопринимающие устройства не имеют такого присоединения. Отсюда и два варианта структуры договорных связей в отношениях по снабжению тепловой энергией потребителей:

Первый вариант - простая структура - имеет место, когда энергопринимающие устройства потребителей присоединены непосредственно к сетям теплоснабжающей организации. В этом случае отношения между ними опосредуются договорами теплоснабжения;

Второй вариант - сложная структура договорных связей - возникает, когда потребители не имеют в собственности (или ином законном основании) энергопринимающие устройства, присоединенные непосредственно к сетям теплоснабжающей организации. Сложную структуру договорных связей по теплоснабжению потребителей оформляют два договора: договор теплоснабжения и договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии, которые заключаются с теплосетевой организацией.

Положения Закона об энергосбережении закрепляют право субъектов рынков тепловой энергии включать в договоры, опосредующие отношения по производству и передаче энергии, условия энергосервисного договора. В свою очередь, примерные условия договоров теплоснабжения, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающих в себя условия энергосервисного договора, устанавливаются Министерством экономического развития РФ.

Проводимая в нашей стране энергосберегающая политика предопределила чрезвычайно широкую сферу применения энергосервисного договора, поскольку позволяет квалифицировать в качестве указанного договора всякое соглашение, содержащее любой набор операций и услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергоресурсов, в том числе и на рынке тепловой энергии.

Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (ред. от 14.02.2020) "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения...

IX. Заключение теплоснабжающими и теплосетевыми

организациями, осуществляющими свою деятельность в одной

системе теплоснабжения, соглашения об управлении

системой теплоснабжения

118. Проект соглашения об управлении системой теплоснабжения разрабатывается единой теплоснабжающей организацией, подписывается со своей стороны и направляется теплоснабжающим и теплосетевым организациям, осуществляющим свою деятельность в одной системе теплоснабжения, не позднее 1 июня каждого года. Теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны в течение 15 рабочих дней со дня получения проекта соглашения подписать его или направить единой теплоснабжающей организации замечания по проекту.

119. Разногласия, возникающие при заключении и исполнении соглашения об управлении системой теплоснабжения, рассматриваются органом местного самоуправления, органом исполнительной власти городов федерального значения.

120. В соглашении об управлении системой теплоснабжения предусматриваются особенности организации теплоснабжения при наличии возможности управления потоками тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения, в которой источники тепловой энергии принадлежат на праве собственности или ином законном основании 3 и более лицам, а также порядок взаимодействия единой теплоснабжающей организации с теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии, в ценовых зонах теплоснабжения при диспетчеризации потоков тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Первый заместитель руководителя
службы по тарифам Астраханской области
С.Н. Зайкова

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» изменена система договоров между участниками теплоснабжения.

С 1 января 2011 года в полном объеме вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», которым устанавливаются правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем.
Установленные правовые основы кардинально отличаются от ранее действовавших. Указанный федеральный закон изменил не только принципы государственной политики в сфере теплоснабжения, полномочия органов власти и органов местного самоуправления, но и правовую регламентацию отношений теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определил семь разновидностей договоров:

· - договор теплоснабжения;

· - долгосрочный договор теплоснабжения;

· - долгосрочный договор теплоснабжения, заключенный в установленном Правительством РФ порядке между потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями по ценам, определенным соглашением сторон;

· - договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

· - договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя;

· - договор о подключении к системе теплоснабжения;

· - договор оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.

При этом законом предусмотрено две системы договоров:

Между участниками теплоснабжения, включая потребителей тепловой энергии;

Между участниками теплоснабжения, за исключением потребителей тепловой энергии.

Рассмотрим систему договоров (соглашений) в сфере теплоснабжения, заключаемых между участниками рынка, за исключением потребителей

В соответствии с п. 4 ст.13, п. 3, 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя обязаны заключить:

Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения - в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения;
- теплосетевые организации или теплоснабжающие организации в целях компенсации потерь в тепловых сетях.

Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.

Договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя заключаются между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями (п. 6 ст. 13, п. 4 ст. 15, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями. Порядок заключения и исполнения такого договора устанавливается правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
Существенными условиями договора оказания услуг по передаче тепловой энергии являются:

1) максимальная величина мощности тепловых сетей, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к источникам тепловой энергии, с распределением указанной величины мощности по каждой точке присоединения к теплопотребляющим установкам или тепловым сетям потребителей (далее - точка присоединения);

2) заявленная величина мощности, в пределах которой теплосетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу тепловой энергии (мощности), теплоносителя;

3) ответственность теплосетевой организации и теплоснабжающей организации за состояние и обслуживание объектов тепловой сети, определяемая границей балансовой принадлежности и фиксируемая в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и в акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (приложениях к такому договору);

4) обязательства сторон по оборудованию точек присоединения приборами учета, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, по обеспечению работоспособности приборов учета и соблюдению в течение всего срока действия такого договора требований к их эксплуатации, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, и изготовителем приборов учета. До исполнения данных обязательств стороны договора применяют согласованный расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя;

5) расчетный порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями каждой организации при отсутствии приборов учета на границе смежных тепловых сетей;

6) порядок обеспечения доступа сторон договора или, по взаимной договоренности, другой организации к тепловым сетям и приборам учета;

7) порядок согласования графиков ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;

8) порядок ограничения и порядок прекращения подачи тепловой энергии потребителям;

9) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.

Следует особо выделить предусмотренное Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» соглашение об управлении системой теплоснабжения.
Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, осуществляющие свою деятельность в одной системе теплоснабжения, ежегодно до начала отопительного периода обязаны заключать между собой соглашение об управлении системой теплоснабжения в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
Предметом указанного соглашения является порядок взаимных действий по обеспечению функционирования системы теплоснабжения. Обязательными условиями указанного соглашения являются:

1) определение соподчиненности диспетчерских служб теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, порядок их взаимодействия;

2) порядок организации наладки тепловых сетей и регулирования работы системы теплоснабжения;

3) порядок обеспечения доступа сторон соглашения или, по взаимной договоренности сторон соглашения, другой организации к тепловым сетям для осуществления наладки тепловых сетей и регулирования работы системы теплоснабжения;

4) порядок взаимодействия теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в чрезвычайных ситуациях и аварийных ситуациях.

В случае если теплоснабжающие организации и теплосетевые организации не заключили указанное соглашение, порядок управления системой теплоснабжения определяется соглашением, заключенным на предыдущий отопительный период, а если такое соглашение не заключалось ранее, указанный порядок устанавливается органом, уполномоченным на утверждение схемы теплоснабжения.

Следует отметить, что существенные условия всех вышеуказанных договоров должны содержаться в правилах организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством РФ (по состоянию на 14.02.2011 - не утверждены).



Что еще почитать