Особенности дохристианского язычества восточных славян.

На протяжении многих лет историки, археологи и этно­графы обсуждают различные версии происхождения русских. Сходятся в одном: родительское древо - древние славяне. Известный византийский император и писатель Маврикий (на него ссылается Н. М. Карамзин) уже в VI веке свиде­тельствует: «Сии люди, на войне жестокие... возвращались домой с одним своим природным добродушием... Они не знали ни лукавства, ни злости; хранили древнюю простоту нравов, неизвестную тогдашним Грекам; обходились с плен­ными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, отдавая им на волю или выкупить себя и возвратиться в Отечество, или жить с ними в свободе и братстве» /1, c.33/. Маврикий подчеркивает качества восточных славян, поразив­шие его: «...Они любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, в особенности в своей земле, выносливы, легко переносят голод и жару, недостаток в одежде и пище. Юноши их очень искусно владеют оружием» /1, с.33/. Спустя несколько столетий, другой византиец - ис­торик Лев Диакон - подтвердит данную Маврикием харак­теристику: «Сей народ отважен до безумия, храбр, силен» /2, с.11/.

История древних славян - это период развития языче­ства и, как везде в аналогичные периоды - господство ми­фологического типа мировоззрения и культуры, основанных на магических верованиях. Нашим предкам каждый лес, ру­чей, колодец, отдельное дерево представлялись имевшими своего духа, свою душу. Явление известное, свойственное всем народам ранней стадии развития: «человек непроизволь­но и бессознательно превращает природное существо в ду­шевное, субъективное, то есть человеческое» /3, с.445/. Дру­гими словами, для культуры древних народов был характе­рен анимизм (anima - душа): воззрение, согласно которому все - и человек, и зверь, и дерево, и камень, - имеет свою душу и все живо до тех пор, пока душа не расстанется с телом.

Языческая культура славян знала строгое расписание го­довых магических праздников. Смена времен года и сель­скохозяйственных сезонов сопровождалась торжественными празднествами. В декабре славяне встречали сурового бога зимы Коляду. Новый год (1 января) был древним славян­ским праздником заклинаний благополучия на весь год. Весной начинался радостный цикл праздников солнца. На масленицу пекли блины - символ солнца, провожали соло­менное чучело божества - зимы, сжигали его за пределами села, а иногда одновременно зажигали просмоленное колесо на высоком шесте (еще один символ солнца). Первая неделя лета была посвящена покровителям любви - Ладе и Лелю. Веселыми песнями и свадьбами отмечали эту неделю сла­вяне.

Заметное место занимало поклонение богам стихии и по­кровителям того или иного вида человеческой деятельности. Изображения богов ставились на городских площа­дях, богам сооружали храмы, при которых находились жре­цы-кудесники, волхвы, чародеи. О своих богах славяне сла­гали мифы и легенды, особенно благодаря бога солнца, ко­торый научил людей ковать металл и установил правильные семейные отношения.


Сегодня славянское язычество известно нам фрагментарно. Поэтому в современной науке существует несколько основных трактовок религиозно-мифологических представлений древних славян.

Например, академик Б.А. Рыбаков рассматривает культуру славянского язычества как единый процесс перехода от политеизма к монотеизму и выделяет четыре этапа развития.

1-й этап – культ «упырей» (вампиров) и «берегинь»: дуалистический анимизм первобытных охотников каменного века, одухотворявших всю природу и деливших духов на враждебных и благожелательных. Древнейшим этапом было поклонение «берегиням». Они рассматривались язычником-славянином как «покровительницы», «охранительницы» жизни и домашнего оча­га, а особое место среди них занимает Берегиня-Земля. Женское рукоделие донесло до наших дней торжественный обряд служения Берегине: богиня изображается с поднятыми к небу руками и солнечными дисками над головой. В пред­ставлении древних художников образ великой богини неизменно сливался с символами жизни - деревом, цветами, солнцем. Не случайно слова «берегиня» и «березка», священ­ное дерево древних славян, так близки по звучанию.

2-й этап – культ земледельческих небесных божеств «Рода» и «рожаниц». Исторически рожаницы (Мокошь и Лада) предшествовали Роду. Это были богини плодовитости в период матриархата. Затем, когда славянское общество вступило в пору патриархата, главным божеством становится Род – символ мужской плодовитости. К VIII – IX вв. формируется уже монотеистическая религия во главе с Родом. Символом бога Рода Б.А. Рыбаков считает так называемого «Збручского идола», найденного более 100 лет назад на славянском капище возле г. Збруч в Польше, - каменный столб с резными картинами.

Необходимо отметить, что этот памятник древней сла­вянской культуры до сих пор вызывает споры. Форма и изоб­ражения настолько символичны, «зашифрованы», что тре­буют дальнейшей работы специалистов. Но сейчас важно подчеркнуть - скульптор или скульпторы с большим мас­терством для своего времени изобразили сложное миропо­нимание. По словам большого знатока русского искусства Б. А. Рыбакова, «збручское изваяние - философский трак­тат, написанный резцом и кистью на серых гранях извест­някового столба», «целая космологическая система, четко сложившаяся к IX веку» /4, с.236/.

Какова же эта система, это миропонимание языческой Руси, составлявшее основу дохристианской культуры?

«Збручский идол» - высокий четырехгранный столп - символ четырех сторон света. Каждая грань несет на себе особую серию изображений. Наверху, на каждой из сторон столба, изображено человеческое лицо, и эта четырехликая голова увенчана одной общей шапкой, очень напоминающей головной убор русских князей. Все грани разделены чертами на три пояса - горизонтальное членение. Смысл трехъярус­ной композиции заключается в обычном делении Вселенной на небо - мир богов, на землю - мир людей и на таин­ственный мир подземный, обитатели которого держат на себе всю тяжесть земли. Отсюда изображения: верхний ярус со­стоит из четырех фигур в рост, в среднем ярусе четыре чере­дующиеся фигуры мужчин и женщин, держащихся за руки. Образованный хоровод - единство жизни, цепь жизненных событий. В нижнем ярусе - фигуры мужчин, стоящих на коленях и поддерживающих все находящиеся над ними изоб­ражения. Боги даны здесь во весь рост, люди по сравнению с ними - маленькие существа, подземные духи значительно крупнее людей, они почти равны богам, и только согнутые колени уменьшают их рост. Центральная фигура збручской статуи - великая богиня Земли Берегиня, под ней, во вто­ром ярусе, женщина и ребенок.

Идол венчается головой Рода с четырьмя ликами, смотрящими на все четыре стороны света. Таким образом, сам «Збручский идол» это и есть бог Род, своеобразный символ плодовитос­ти и в то же время символ мироздания. По мнению Б.А. Рыбакова, Род известен в письменных источниках и под другими именами Святовит, Сварог («Небесный»), Стрибог («Бог-Отец»).

Другими словами, «все изображения, вся система рельефов на теле основного идола (символа продолжения жизни ро­да) гармонически сливается в обобщенный образ Вселен­ной» /4, с.247/.

3-й этап - культ Перуна,являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством войны, покровителем воинов и князей. При создании государства в Киевской Руси в X веке Перун стал главным богом в княжеско-государственном культе, установленном великим киевским князем Владимиром.

Культ Перуна наиболее ярко выражен в так называемом «Пан­теоне Владимира». В 979-980 гг. по велению киевского князя раз­личных богов славян собрали в одном месте и было устроено капи­ще, в центре которого располагался Перун. Вокруг Перуна размеща­лись идолы других богов. Стрибог (Род-Святовит-Сварог) - древ­нее божество верхнего яруса небес и Вселенной, который под име­нем Сварога известен как отец Дажьбога. В «Пантеоне Владимира» присутствует и сам Дажьбог - древний бог света, солнечности, по­датель небесных благ. На этом капище были установлены еще три идола: Мокошь - древняя богиня земли; Симаргл - божество се­мян, корней, ростков растений, которое изображалось в виде «крыла­той собаки»; Хорс - божество солнечного диска.

4-й этап в развитии язычества наступает уже после принятия христианства, когда даже крещеные древние русичи продолжают в той или иной степени соблюдать языческие обряды, - период «двоеверия».

Совершенно иначе рассматривают структуру славянской мифологии В.В. Иванов и В.Н. Топоров, определяющие несколько уровней внутри древнейшей славянской мифологии.

К высшему уровню относились два праславянских божества, чьи име­на достоверно известны - Перун и Волос (Велес),а также некий женский персонаж, чье праславянское имя неясно (возможно, это Мокошь). Эти божества, воплощавшие военную и природно-хозяйственную функции, свя­заны между собой как участники грозового мифа: бог грозы Перун, оби­тающий на небе, на вершине горы, преследует своего змеевидного врага Велеса, живущего внизу, на земле. Причина распри - похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах и жены громовержца. Поединок завершается победой Перуна, которую символизирует проливающийся с небес дождь, приносящий плодородие. Кстати, В.Н. Топоров считает, что «Збручский идол» является изображением именно Перуна.

К богам высшего праславянского уровня относят, правда, с до­лей условности, также: Сварога - бога или духа огня, Дажьбога- солнечного бога, подателя благ, и безымянную землю(Мать сыра земля)- всеобщий источник жизни, мать всего живого, в том числе и человека.

На более низком уровне находятся божества, связанные с хозяй­ственными циклами и сезонными обрядами - Род, Чур, большинство женских богинь(Мокошь и др.).

Следующий уровень характеризуется мифологическими персо­нажами, не имеющими личных имен - Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть, Суди др. Многие из этих персонажей позднее присутству­ют в сказках (например Горе-Злосчастье). На этом же уровне нахо­дятся и герои мифологического эпоса - Кип, Щек, Хориви др.

К низшей мифологии относятся разные классы неиндивидуализи­рованной (часто и неантропоморфной) нечистой силы, связанной со всем мифологическим пространством от дома древнего славянина до леса, бо­лота и т.п. - домовые, лешие, водяные, кикиморы, русалки и др.

Универсальным славянским мифологическим образом, в котором синтезируется все выше описанное, является мировое дерево, называемое по-разному – райское дерево, береза, дуб, клен, яблоня, сосна. Все дерево в целом может сопоставляться с человеком, особенно с женщиной. С помощью мирового дерева моделируется тройная вертикальная структура мироздания. Три царства – небо, земля, преисподняя; четверичная структура мира – север, запад, восток, юг; жизнь и смерть – зеленое дерево и усохшее дерево.

Описание мира у славян происходило в системе двоичных противопоставлений: жизнь – смерть, счастье – несчастье, правый – левый (неправый), верх – низ, огонь – влага и др. Нередко разные стороны противоположностей представали в виде мифологизированных существ и персонажей: Род (жизнь) – Марена (смерть), Перун (верх) – Велес (низ), Правда – Кривда и др.

Характерные черты славянской мифологии определяют основные направления эстетической культуры.

Пахарь-славянин жил в условиях особой опасности. Вот почему всей жизни человека сопутствовали различные за­клинания и магические обряды, и в них одинаково проявля­лись две стороны магии: предохранение от зла и пожелание добра. Десятками заговоров, теперь уже во многом нам не­понятных, славянин-язычник пытался отгородиться от враж­дебной стихии. Искусство приходило ему на помощь, созда­вая амулеты - «обереги». Льняные одежды мужчин были богато расшиты цветными узорами, женская одежда, поми­мо тканых и вышитых рисунков, щедро украшалась сереб­ряным и самоцветным «узорочьем». У поясов висели костя­ные гребни с вырезанными фигурами коней, медведей, изоб­ражением ладьи с парусом.

Отметим еще раз: древнеславянское искусство, и в част­ности изобразительное, носило в основном магический ха­рактер. Это означало, что всем изображениям придавался определенный внутренний смысл, и все они были призваны служить средствами воздействия древнего славянина-земле­дельца на солнце, воду, землю и зверей, на все то, что он обожествлял. Однако, создавая амулеты - «обереги», по­крывая орнаментом посуду и домашнюю утварь, украшая деревянную избу и боевую ладью фигурами сказочных дра­конов и животных, славянин-язычник становился художни­ком. Наиболее полно проявились вкусы славянских масте­ров при изготовлении различных бронзовых предметов с цвет­ной эмалью1. Яркими эмалевыми вставками украшали они шпоры дружинников, подвески к конской сбруе, пряжки поя­сов, массивные браслеты и особенно - застежки плащей. Металлическая основа усложнялась красивым кружевом и прорезями, придававшими этим изделиям легкий воздушный вид. На золотистом фоне такого бронзового кружева эффектно играли блестящие краски эмали.

Рассматривая культуру древних славян, нельзя обойти вниманием и строительное искусство. Две тысячи лет назад славянские дома делились на две основные группы: северные просторные рубленые избы лесных жителей (их основой был сруб из стройных бревен) и южные, построенные из криво­го степного леса или прутьев (там глина восполняла недо­статок дерева, жилище частично опускалось в землю). Раз­личие сказалось и в терминологии. В северных землях архи­тектора называли «плотником» (от слова «плот» - связка бревен). Закономерна и смысловая связь понятий «строить» и «стройное». Постройка воспринималась как «стройное», гармоническое целое. В южных степях не «строили», а «со­зидали», потому что основным материалом была глина («зьд» или «зъд»). Отсюда «здание» - глиняная постройка, «зодчий» или «здатель» - мастер глинобитного дела, и лишь позднее - строитель вообще.

Ансамбли славянского поселка были различны: встреча­лась и разбросанная планировка, и деление на два «поряд­ка», и круговая планировка, когда дома поставлены по кру­гу и все двери выходят на центральную площадь. Позднее эта строительная система включала в себя и укрепления.

Уже в VI-V веках до н. э. возникли крепостные соору­жения славянских городищ. В древних крепостях было два элемента, составлявших переход от военно-оборонительного сооружения к художественному зодчеству: это ворота, обыч­но с перекидным мостом через ров, и высокая сторожевая башня. Название башни в Древней Руси - «вежа», оно свя­зано со словом «вежды» - глаза и «ведать» - знать. Баш­ня всегда была «глазами» крепости, средством наблюдения за внешним миром.

Не только жилища и крепости, но и погребальные соору­жения древних славян свидетельствовали о развитии строи­тельного искусства. Дом мертвого должен воспроизводить дом живого, поэтому и клали в могилы модели домов.

Период славянской языческой культуры формально за­канчивается X веком - принятием христианства. Но только формально. Старинные культы и праздники, потерявшие свой первоначальный магический смысл, остаются в нашей жизни до настоящего времени, отражаются в устном народном творчестве и декоративно-прикладном искусстве.

Языческая культура - закономерная ступень нашей ис­тории. Веками сложившиеся навыки, основы материальной и бытовой культуры, мифологическое мировоззрение были настолько мощными, что переход к новому типу культуры - христианскому - был возможен только на основе своеобраз­ной «переплавки» принципов древнерусского язычества и византийско-болгарского христианства. Русские мастера ус­пешно восприняли христианскую художественную культуру прежде всего потому, что еще в языческий период они пере­жили великий творческий расцвет, прошли путь художествен­ного развития, подъем которого приходится на X век, - эпоху «покровителя южных земель» Святослава и мудрого правителя Владимира Красное Солнышко. Первые культур­ные созидания Руси после принятия христианства - это со­зидания язычников, «это наследие тех грандиозных языче­ских святилищ, которые были щедро украшены резьбой, росписью, золотом и костью, в которых варягов-чужеземцев приносили в жертву Перуну, в которых клялись оружием соблюдать договоры с императорами Византии и буйно пи­ровали на обрядовых братчинах, слушая гусельный звон сладкозвучного Бояна» /5, с.91/.

ОСОБЕННОСТИ СЛАВЯНСКОЙ РЕЛИГИИ

Славянская религия родилась из представлений об окружающем мире, о грозных и величественных силах природы, поражавших воображение полудикого жителя лесов -- славянина. Божество неба казалось славянам верховным божеством, источником жизни. Бог неба Сварог считался поэтому отцом и родоначальником всех остальных богов.

Первоначально у славян не было храмов. Они чтили своих богов там, где проявлялась мощь стихийных сил природы, в местах, которые, как им казалось, боги особенно любили. Дремучая чаща леса, скалистый береговой утёс считались самым лучшим местом для поклонения богам. Об этом лучше всего говорят древние языческие песни чехов. С течением времени у отдельных племён развилось поклонение богам-покровителям, появились храмы и жрецы.

Среди славянских богов почётное место занимал Святовит, могущественнейший из богов, посылавший людям успех в войне и земледельческих трудах. Поклонение Святовиту было особенно развито на острове Руе, в главном городе райского племени Арконе. В этом священном городе находился великолепный храм Святовита, посреди которого возвышалось огромное изваяние этого бога. На четырёх шеях покоились четыре головы, обращённые в разные стороны (всевидящий бог). В правой руке Святовита находился рог, отделанный металлом. Этот рог наполнялся хмельны напитком, утоляющим жажду и веселящим сердце бога. Подле изваяния находились седло, узда и огромный меч. Рукоять и ножны меча были выложены серебром и поражали своей затейливой, искусной чеканкой.

Седло, узда и меч были необходимы Святовиту, как богу-воину и лихому наезднику. В отдельном помещении храма содержался в чести и холе священный конь Святовита -- белый, как снег, с длинной волнистой гривой и хвостом, которых никто не осмеливался стричь. Только жрецу Святовита разрешалось поить снежнобелого коня и кормить его отборным ячменём.

Благочестивые люди, придя поутру в храм, нередко заставали коня, покрытого потом и брызгами грязи. Тогда они догадывались, что ночью сам воинственный бог, незримо для всех, ездил на своём коне.

ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Языческие религии древних народов были политеистичны, т.е. у них существовало многобожие. Особенностью религии наших предков была монотеистичность, т.е. они признавали одного Бога, но он был троичен в лицах - Сварог, Перун, Святовит. Двое последних являлись сыновьями Сварога, Сварожичами. Остальные боги стояли ступеньками ниже. «Ведь Бог - и един, и множествен. И пусть никто не разделяет того множества, и не говорит, что мы имеем многих богов» («Велесова книга»). Наличие единого Бога в трёх лицах, вера в бессмертие души, в загробную жизнь сближали её с христианством.

Были в религии древних русов и такие положения, которые резко отличали её от других религий. Они считали себя прямыми потомками Даждьбога и назывались «даждьбожьи внуки». Они относились к Богу как к своему пращуру: с великим уважением, но без унижения и низкопоклонства. По этой же причине они не строили храмов. Бог был всюду, и они в любом месте могли обратиться к нему с молитвой и просьбой о помощи. Служителей культа (жрецов) у них также не было, эту роль выполняли старшие в роде.

«Велесова книга» свидетельствует, что у древних русов не было человеческих жертвоприношений. Они существовали у западных славян. Владимир Святославич, опиравшийся на помощь дружины варягов (западных славян), ввёл человеческие жертвоприношения в Киеве, но это новшество не было принято народом и продержалось менее 10 лет. «Если греки приписывают нам человеческие жертвы - это ложь, нет этого у нас в обычае», - утверждает «Велесова книга». И далее объясняет, что есть на самом деле: «...боги Руси не берут жертвы людской или животной. Единая жертва - плоды, овощи, цветы, зерно, молоко... и мёд; никогда живую птицу или рыбу; это варяги аланы дают богам жертву иную, страшную, человеческую; этого мы не можем делать, так как мы внуки Даждьбога и не имеем следовать по чужим стопам».

Наши предки выделяли три сущности мира: Явь, Навь и Правь. Явь - это видимый действительный мир, явленный Всевышним. Навь - это мир невидимый, духовный, посмертный, потусторонний, мир мертвецов, мир пращуров и богов. Правь - это истина, всеобщий закон Сварога, управляющий миром. Бог - это и есть Правь. Славить Правь - это славить Бога. Славить Правь - это и есть православие. Как видим, так называлась уже в ту далёкую пору религия наших предков.

Русы верили в бессмертие души. «Велесова книга» ясно говорит об этом: «И так провозгласили мы славу Богам, которые суть - отцы наши, а мы сыны Их. И будем достойны Их чистотой телес и душ наших, которые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел». И в другом тексте этой книги: «Матерь Слава сияет в облаках, как Солнце, и возвещает нам победы и гибель. Но мы этого не боимся, ибо имеем жизнь вечную, и мы должны радеть о вечном, потому что земное против него - ничто». Такое мировоззрение полностью исключало страх перед смертью. Наши предки знали: после смерти душа человека переходит в другой потусторонний невидимый мир - Навь. После смерти душа достигает Ирия (Рая), где обитает и правит Сварог, где живут сварожичи и предки русов. Понятия ада в религии древних русов не существовало. Отсутствие страха перед смертью и несуществующим адом делало их религию религией радости. Провожая в последний путь павшего героя, одновременно скорбили и радовались: он попадёт в Ирий, он встретится со своими ушедшими из жизни родственниками.

В зависимости от времени года и изменений в природе молились по-разному. Когда кончались самые короткие зимние дни, начинается поворот на весну, начинается новый круг изменений. Круг по-славянски «коло». Сохранившиеся до наших дней зимние колядки связаны с поклонением именно этому Богу. Раньше его имя звучало так - «Коленда». И римские «коленды» (от них - календарь) заимствованы у славян, их соседей на Апеннинском полуострове. В марте отмечался день весеннего равноденствия. Конец зимы, начало весны отмечались весёлой масленицей. Сжигали чучело зимы, славили бога солнца Ярилу, в честь него пекли круглые блины. Пляски, игры, хороводы продолжались до тёмной ночи. Летний солнцеворот (23 июня) связан с праздником Купалы. Считалось, что в этот день русалки выходят из воды, в честь этого праздника игрища с обливанием водой, купаниями назывались русалии. А ночью зажигались знаменитые купальные костры. Раздевшись, юноши и девушки прыгали через огонь. После этого обряда очищения они устремлялись в реку и начинались весёлые купания. В эту же ночь совершались «умыкания девиц», то есть, предварительно сговорившись, жених уводил невесту в свой дом. В этом и других праздниках мы видим теснейшую связь религии русов с явлениями природы.

День нашего предка подчинялся твёрдому религиозному порядку. Вот описание утра в «Велесовой книге»: «Если светит солнце, поём хвалу богам и огнищу Перуна, который есть, сказано, победитель варягов, и провозглашаем великую славу отцам нашим и дедам, которые суть в небе; просим так трижды вести наши стада на траву». Из текста видно, что утро усов начиналось с молитвы богам и началом работы. «Когда перегоняем скот в другую степь, - идём есть и второй раз хвалу богам вознося, поём славу и так до полудня. Поём славу великому Хорсу Золоторунному, и так до вечера. Когда уже зажжём сложенные костры, поём славу вечернюю Даждьбогу нашему, который, сказано, есть прадед наш, и, совершив омовение, идём ко сну» («Велесова книга»). Как видим, наши предки в течение дня совершали троекратное моление: утром - богу Перуну и праотцам, в обед - Хорсу (солнцу), вечером - Даждьбогу. Обязательной частью ритуала было вечернее омовение перед сном. Религия наших предков требовала не только чистоты духовной, но и телесной. Для сравнения: европейцы переняли у арабов обычай мыть руки перед едой лишь после крестовых походов.

Языческая мифология:

И первым в Великом Триглаве (Великой Троице)ТВОРЕЦ НАШЕЙ ВСЕЛЕННОЙ СВАРОГ (евреи и арабы произносят - Саваоф). Его имя происходит от древнего русско-индийского «сва», «сварга» (небо: от корня «свар» - сверкать). Этот корень имеется в слове «сварганить», которое первоначально означало - сотворить Вселенную. Вот почему Сварог воспевается первым.

Сварог - Бог неба и нашей Вселенной, другими словами, Царь Небесный. Он - «старший Бог Рода Божьего», «вечнобьющий родник всему живому, он - исток всего существующего. И выше его только Всевышний - творец всех миров, в каждом из которых создавший своего Сварога. Напомним, Сварог - это творец именно нашей Вселенной.

Сварог является и властителем огня. Как сообщает Ипатьевская летопись, именно Сварог научил людей вместо камней и палиц изготавливать и применять кованое оружие, Законы Сварога установили морально-правовые нормы и в брачных отношениях: «Установил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужчину выходить; если же кто нарушит этот закон - ввергнут его в печь огненную» (Ипатьевская летопись).

Вторым прославляется в Великом Триглаве БОГ ГРОЗЫ И ВОЙНЫ ПЕРУН .

Как гласит легенда, Громовержец Перун - сын Сварога (Сварожич) и Матери Сва (Царицы Небесной). Имеются и другие версии его происхождения. Величие этого Бога проявлялось и в том, как необычно входил он в мир.

Имя этого Бога происходит от древнего русско-индийского корня «перк-у» - дуб. У латышей и литовцев он называется Перкун (Перкунас). Дуб считался храмом Перуна, на вершине которого он пребывал во время грозы. Дубовые рощи особо почитались русами. Здесь, под самым могучим дубом, произносились молитвы и совершались жертвоприношения. Происходило это в четверг, ибо этот день считался днём Перуна. Отголоском тех далёких обрядов дошла до наших дней поговорка «после дождичка в четверг». Под дубом просили у Громовержца дождя, ведь дождь - это залог будущего богатого урожая.

3. СВЯТОВИТ

Третьим в Великом Триглаве прославляется бог СВЯТОВИТ .

Святовит - тоже Сварожич, т.е. Сын Сварога. Сварог, Перун, Святовит - это три лика Великого Единого Бога, которого русы называли Триглавом (Троицей). Из этого следует, что Сварог - это Бог - отец, Перун - сын, Святовит - святой дух. Святовит - это Бог Неба и Света. Первоначально он носил имя Святогор. Главная задача Святовита: хранить Стожар - ось, вокруг которой вращается Колесо Сварога, а это не только Небо, но и вся наша Вселенная, создателем которой был сам Сварог. Святовит должен поддерживать порядок и во Вселенной, и среди людей. Он же был богом плодов земных. Особо почитался у западных славян и в Северной Руси. В знаменитом храме в Арконе на острове Рюген стоял четырёхглавый кумир Святовита. Сюда приносили в дар монеты, а также часть военной добычи.

Первоначальное имя Бога - Свентовит. Оно происходит от слова «свантый» (святой) и «вит». Второе слово обозначало достоинство человеческой природы («витязь, вития» - красноречивый, мудрый). Игры в честь Бога Святовита - «святки» были широко распространены у русских, украинцев, белорусов.

ХОРС - БОГ СОЛНЦА . Имя бога Хорс (Хорос) означает «круг» (солнечный). В современном русском языке тот же корень в словах: хорошо, хоровод - круговой танец, хоромы - в древности имели круговую застройку, от них слово - храм; хоругвь, хорониться (от солнца), каравай и корж - круглая выпечка. Именем Бога Солнца Хорса назван древнерусский город Хорсунь (Корсунь), в греческом написании Херсонес. Старинное русское слово «харный» «гарный» (у украинцев - гарний) также означает «хороший, красивый».

ВЕЛЕС (ВОЛОС) - ЭТО БОГ СКОТА И БОГАТСТВА, МУДРОСТИ И ПОЭЗИИ .

На Руси он назывался «скотьим Богом». Русы знали, что он не только является владыкою и пастырем небесных стад в Ирии (Раю), но и покровительствует и охраняет земные стада. А так как с давних пор стада были символом богатства, то Велес, естественно, был и богом богатства. Не меньшим почтением он пользовался и у земледельцев. В давние времена Велес попросил Сварога сковать ему плуг и дать железного коня. И тогда Велес научил людей, как «землю орати (пахать) и зерно сеяти». А так как урожай напрямую зависел от небесного молока, проливаемого стадами дожденосных туч, то он считался основным покровителем земледельца. В благодарность на сжатом поле оставляли пучок колосьев «Велесу на бородку», по-другому - «Велесову бородку». Волхвы также почитали Велеса (Волоса), само его имя происходит от «волохатый, волосатый». Здесь Велес предстаёт как бог мудрости. Известно также, что он был покровителем певцов и поэтов, они считали себя «Велесовыми внуками».

6. СТРИБОГ

СТРИБОГ - МОГУЧИЙ ПОВЕЛИТЕЛЬ СТИХИЙ, БОГ ПРОСТРАНСТВА И ВЕТРОВ .

Стрибог - один из самых древних богов. В основе его имени - корень стр-, имеющий два значения: 1) старый, т.е. «старик», «старый бог», 2) корень глагола со значением «распространять, охватывать, покрывать», с приставкой пра- значит «простираться», отсюда слово «прастара» - простор. Этого Бога изображали дующим в рога. Чем сильнее он дул, тем яростнее летели по просторам земли ветры и бури.

7. ДАЖДЬБОГ

Особым почитанием у наших предков пользовался ДАЖДЬБОГ - БОГ СОЛНЦА , Солнце-Царь, Сын Сварога: «И после (после Сварога) царствовал сынъ его именем Солнце, его же наричютъ Даждьбог... Солнце-Царь, сынъ Свароговъ, еже есть Даждьбог, бе бо муж силён» (Ипатьевская летопись). В конце зимы, начале весны, в день Даждьбога, наши предки славили Даждьбога: «Славим Даждьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву даёт скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зёрна в житницах. И мёду Он не даёт отвердеть. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И Ему мы славу поём на полях, поскольку Он - отец наш».

ВЕСЕННИМ БОГОМ БЫЛ ЯРИЛО - БОГ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА И ВЕСЕННИХ ГРОЗ , пробуждающих землю и людей. Он несёт свет и тепло. Ярило - носитель жизнетворящего начала в природе и человеке, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях, плотскую любовь в людях и животных. Ярилки - весенние праздники, посвящённые Яриле, дожили вплоть до XX века. С его именем связано весеннее плодородие.

Сохранилось описание весеннего бога. Это красивый юноша, разъезжающий по небу на белом коне и в белой мантии. На голове у него венок из весенних трав, в левой руке он держит горсть ржаных колосьев, ноги у него босые.

Ярило одновременно и бог-воин. В одном из храмов прибалтийских славян висел огромный щит Яровита (соответствует нашему Яриле). Необычайно искусно выполненный местными мастерами, он был весь покрыт золотыми пластинками. Во время войны его снимали со стены и несли перед войском.

В основе имени бога лежит корень «яр-», несущий в себе несколько смыслов: 1) страстный, горячий, пылкий 2) отважный, смелый, порывистый. В словах «яркий, ярый, яростный, яровой» (посеянный весной) тот же корень, а сами слова обозначают признаки и явления, напрямую связанные с богом весны, плодородия и войны - Ярилой.

БОГИНЯ МАКОШЬ - ЕДИНСТВЕННОЕ ЖЕНСКОЕ БОЖЕСТВО СРЕДИ ВЕЛИКИХ БОГОВ-МУЖЧИН . Её имя для многих остаётся загадочным. Академик Б.А.Рыбаков предложил такое объяснение: Ма (мать) + «кошь» (жребий) = богиня Судьбы (мать жребия). В своём высоком небесном доме она прядёт нити судеб.


Среди мировых религий отличается загадочностью и мистикой язычество восточных славян. На протяжении многих веков существовала эта вера до принятия христианства. У древних людей была четкая система знаний, взглядов на устройство жизни, верований. Для периода язычества характерно возникновение календарно-обрядных ритуалов, обычаев, связанных с циклами жизни, они исполняли сакральные функции (магические). Праславяне чтили природу, её силу, поклонялись ей и пытались задобрить с целью извлечения пользы для себя.
Наши предки считали, что кроме реального, видимого пространства, есть мир невидимый, где обитали русалки, лешие, водяные, домовые и различные другие мифологические персонажи. Они были уверенны, что грань между этими мирами тонкая, взаимопереходная, поскольку эти существа были душами умерших. Ядром язычества было поклонение небесным светилам, природным явлениям и их божественным воплощениям – богам: солнца – Хорсу, Яриле, Даждьбогу; грозы и молний – Перуну; ветров – Стрибогу; весеннего возрождения – Велесу. Первым божеством, сотворившим мир, был Род. Его сын, верховный бог Сварог, в пантеоне богов занимал почетное место. Богини обладали, как и люди, позитивными и негативными чертами: Лада следила за домашним порядком, Берегиня берегла семейный уют, Мокошь пряла людские судьбы, ей поклонялись роженицы, Морена, покровительница смерти и зимы, умертвляла природу, чтобы она могла потом возродиться. Дуализм наблюдался в именах богов: Белобог и Чернобог (добро и зло). Чтобы задобрить богов, язычники создавали храмы-капища, где приносили жертвы. Культовые обряды сопровождали трудовую деятельность, а магические ритуалы проводились на определенных жизненных циклах. Языческие действия восточных славян были направлены на сохранение урожая, защиты от опасности, обеспечение порядка и других необходимостей жизни.

В основе народных верований – анимизм. Восточные славяне верили в наличие души или духа в окружающих вещах, явлениях природы. Они соотносили неживую природу с живой. В системе этих представлений природным силам поклонялись как существам живым. Древние люди объясняли также различные физические состояния (сон, болезнь, лихорадку)и явления, основываясь анимистическими представлениями. Например, тень представляли человеческим двойником, его духовной сутью.

В давнейшей религии были присущи элементы тотемизма – сверхъестественной связи человека с определенными видами животных и отдельными представителями флоры. В прадревнее время каждое племя имело своего тотемного предка. Он был хранителем и защищал от беды. Даже верили в то, что после смерти представители племени перерождались в тотемных животных и служили живым. Восточные славяне с особенными чувствами относились к растениям и животному миру, наделяя их неограниченной силой. Среди зверей с уважительным вниманием относились к волку, медведю, козе, лисице. Тотемными птицами стали лебедь, кукушка, аист, а деревьями-тотемами были дуб, липа, явор, сосна.

На древних представлениях основывалась вера в необычные свойства предметов и вещей – фетишизм. Например, дух дерева сохранялся в предмете, изготовленном из него. Кость животного имела часть его души. Драгоценным камням, костям, предметам восточные славяне приписывали чудодейственную силу. Ею обладали защитные амулеты и приносящие удачу талисманы. Предметы представлялись язычникам одухотворенными.

Восточные славяне пытались найти объяснение явлениям окружающего мира и эти взгляды дали толчок к появлению культов. Среди них особенное место занимал культ умерших людей. Славяне верили, что душа не погибает, а уходит жить в природу. Перевоплощаясь в животных или других существ, умерший приходит к людям живым.

Между мирами «свой» – «чужой», «мертвый» – «живой» существовали границы. Ею могла быть река – на другой берег попадали как в другой мир. Таким сакральным местом был порог, вот почему до сих пор есть поверья, связанные с ним.

Важная роль отводилась культу огня. Возле костра проводили обряды, приносили ему жертвы, чтобы уберечься от его разрушительной силы. Важное место занимал в ритуалах жрецов. Восточные славяне особо уважительно относились к различным водоемам, колодцам, поскольку в религии восточных славян существовал культ воды. Она обладала очистным эффектом и магическими свойствами. Среди остальных культов основными были: культы земли, грозы, солнца, ветра, зерна и хлеба, природы, небесных светил. С ними связано большинство ритуалов и сакральных обрядов.

После христианизации Руси верования народов приобрели черты синкретизма – в религии объединялись элементы язычества и христианства, они имеют место и в нынешнее время. Например, 7 января язычники праздновали рождение Коляды, божества зимнего солнцестояния, в православной религии – Рождество Христово. Но до сих пор сохранились колядки, пришедшие к нам еще с древних времен. Так само и 7 июля – язычество: день божества Купала, христианство: Иоанна Крестителя. В народе этот день именуется как Ивана Купала. Традиции и обряды праздника остались языческими. До сих пор существуют поверья, ритуалы, берущие начало еще с времен дохристианской религии.

Характерные черты язычества славянских народов следует рассматривать в контексте их исследований. Здесь появляется первая характерная черта, которая предполагает отсутствие каких-либо письменных источников, подтверждающих религиозные верования и языческую систему славян в какую бы то ни было эпоху. Это легко объяснимо политикой насаждения христианства и обеспечения дальнейшего его доминирования. Подобные мероприятия проводились на протяжении одиннадцатого и более поздних веков на территории Киевской Руси, они предполагали уничтожение письменных упоминаний о языческих богах, пантеоне или же обрядах, которые проводили славяне. Впрочем, даже такое насаждение религии не было кардинальным на местах, поэтому христианство стало сначала частью язычества для христиан, а потом – главенствующей монотеистической религией, имеющей черты язычества.

Еще одной основной чертой является базирование славянских языческих верований на общей индоевропейской основе, а также заимствование мифологических образов и отдельных тем у соседних народов. Общая индоевропейская основа предполагает наличие схожих по своим функциям и внешнему виду богов у различных народов, в том числе у славянских. К ним относятся боги солнца, боги грома и небесного огня, боги дождя и ветра, боги земли. Все они существовали в славянском язычестве и имели поначалу имена, заимствованные из иностранных традиций. Позднее, когда славянский этнос прошел первую стадию своего формирования, у людей произошла некоторая переориентация и боги получили новые имена, а некоторые – и новые функции.

В этот период в именах богов пропадает неславянский корень «дэй» или «дый», а взамен ему приходит исконно славянский корень «бог». Так появляются названия для богов, их имена: Даждьбог, Белобог и так далее. В соответствии с возможностью нового наименования появляются возможности и для сотворения новых богов. Так, в славянском язычестве появляются боги третьего поколения и последующие. К ним относятся Сварожичи, Перун, Даждьбог, Ярило и прочие. Это позволяет значительным образом расширить пантеон славянских языческих богов и возложить на них дополнительные функции. Такими функциями становится покровительство князю, его дружине, жнецам и охотникам и так далее.

Отсюда следует, что к чертам славянского язычества можно отнести его изменчивость и пластичность. Из заимствованных верований и имен божеств славяне смогли продуцировать собственное особенное религиозное течение, которое стало полноценной самобытной религией. На основе нового пантеона богов славяне придумывали все новые обряды, наделяя их исконными и аутентичными чертами и действиями.

И, наконец, главной чертой славянского язычества является его синкретизм в период после крещения Руси. Русь стала чуть ли не единственным государством на территории Европы, в котором не истребили языческую веру во время насаждения христианства. Наоборот – христианство впитало в себя культы животным и богам, некоторые святые наделялись чертами языческих богов, а сама Богородица стала отождествляться с Матерью-Землей. Такая особенность славянского язычества является уникальной и неповторимой.

Понятие язычества.

Для начала определимся с самим понятием «язычество»:

«Если христиане почитают Иисуса Христа, а буддисты – Будду, то значит ли это, что язычество – культ языка? Да и какого языка – говяжьего или свиного, а то, может, и латинского?

Понятие «язычество» на Руси появилось вместе с крещением; иноверцев на церковно-славянском языке называли «языцами». Покоряйтесь, языцы, яко с нами Бог! Словарь Фасмера указывает, что это слово – калька с греческого ethnikos – «национальный, языческий», от ethnos – «народ, язык».

Несмотря на то, что именно христиане крайне нетерпимо относились к идолопоклонникам и прочим язычникам, определение последних произошло значительно раньше, нежели пришествие Мессии. Ещё в Ветхом Завете противопоставляются народ израильский, богоизбранный, и все остальные народы – гои, которые при переводе Библии на греческий стали называться словом ethnos, которое родственно другому греческому слову ethos – традиция, обычай.

На латыни же, кроме всё того же заимствованного у греков слова ethnicus, существовало своё название для «народов» – людей, исповедующих пантеистические религии: paganus, буквально значащее «сельский житель», позже – «гражданский» (в отличие от «солдат армии Христа» – христиан), от pagus – район, область. Отсюда всем нам известные ругательные слова «погань» и «поганый», которые, как теперь стало очевидно, вовсе и не ругательные, а просто синонимы слов «язычники» и «языческий» соответственно.»

Б.А. Рыбаков обращал внимание на то, что слово язычество не имеет терминологического значения; он трактует это понятие так же обобщенно и просто: «...я считаю вполне законным обозначение им (понятием “язычество“) того необъятного круга спорных вопросов, которые входят в понятие первобытной религии: магия, анимизм, пандемонизм, прамонотеиз, дуализм и т.д.».

«Так, известно, что русское слово «язычники» происходит всего лишь от «говорящие на ином языке» (аналогично происхождению этнонима «немцы», что означает всего лишь «немые», т.е. не разумеющие по-русски); древнерусские письменные памятники употребляют термин «поганые» (вера поганьска), восходящий, вероятно, к лат. religio paganorum, которому обязано своим происхождением современное английское pagans, paganism. Упомянутое латинское выражение означает в переводе «религия крестьян» или «религия деревенских жителей». Но быть может religio paganorum следует трактовать шире – как религию тех, кто живет на земле, тех, кто следует ее Благословению…» - такое определение язычеству дает А. Платов.

«Термин “язычество“ происходит от церковнославянского слова “язык“, означающего “народ“. В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы, вкладывая в это слово негативную оценку и самих народов, и их религиозных верований, обычаев, морали, культуры и проч. От иудеев термин “язычество“ перешел и в христианскую лексику. Однако в христианстве он уже не включает в себя что-либо связанное с нацией или расой. Им обозначаются религиозные учения и мировоззрения, имеющие ряд определенных признаков…».

«Естественно, если людям, стоящим у власти, знати, легко отказаться от своих убеждений, если они видят в том себе явную выгоду, то простой народ легко отказаться от своих мировоззренческих позиций, существовавших искони, не мог. Кем были люди, которые вразрез с интересами знати и высшей власти продолжали верить в свои идеалы? Это были простые крестьяне, сельчане, деревенские жители. И так, древнейшая вера наших предков получила, как говориться, “рабочее“ название -paganism, от лат. paganus - сельский, языческий, которое в свою очередь от лат. pagus - село, округ, деревня. То есть изначально понятие языческий тождественно понятию народный. То же мы наблюдаем и в русском языке язычество от древнерус. языки - народы»

И действительно, представьте, что к вам пришел человек и сказал, что нужно отречься от родителей своих (язычники считали себя детьми своих богов) и идти в рабство (христ. - «рабы божьи») к людям чужим, другой страны, другой культуры. Возможно, не очень хороший пример, но именно так должно было бы выглядеть в глазах язычника пришествие христианства.

Сам термин «язычество» в настоящее время вызывает много споров и противоречий, особенно среди современных последователей древнего мировоззрения:

«Неприемлем и термин “язычество“. Это - остаточный термин от миссионерства. Пользоваться им (синонимы: погань, свинья, нечистый и пр.) - все равно, что считать народы, а заодно и свой, низкокультурными. Чуваши, соблюдающие древние обычаи и обряды, - “язычники“ (или “погань“), с точки зрения христиан».

Некоторые исследователи и вовсе отрицают иудо-христианские корни термина «язычество»:

«Язычество - древнее русское слово, означающее по Толковому словарю живого великорусского языка В. Даля “идольство, кумирство, идолопоклонство, обожанье природы или истуканов заместо Бога“. В словаре В. Даля можно найти еще одно примечательное значение слова “язык“, которое восходит уже к глубинам общеиндоевропейской древности, а именно: “народ, земля, с одноплеменным населением своим, с одинаковой речью“. Соответственно, язычество - племенные верования, и в этом значении оно могло издавна, еще до христианизации Руси, употребляться нашими предками, однако это не доказано употреблением этого слова в летописях. Впервые употребление этого слова встречается с XV-XVI веков. Однако понятие “язык“, “языцы“ - исконное, существовавшее с незапамятной древности, и встречается оно уже в первых летописях русских».

Все же вызывает сомнение, что «язычество» являлось самоназванием данной …религии.

Отсутствие четко определенной религиозной системы обуславливает и отсутствие самоназвания мировоззрения. Религией и соответственно названием этой религии обозначается общность устоявшихся и неизменных традиций – язычество же – живая и изменчивая система, подвижная, не замкнутая, не зацикленная на самой себе. Оно просто являлось нормой, неотъемлемой частью воззрений, «воспитания» народа.

Впрочем, выяснение происхождения термина «язычество» не является задачей данной работы, оставим этот вопрос «мужам ученым»:).

Здесь мы будем употреблять «язычество» как обобщенный термин, служащий для определения систем верований, мировоззрений, религиозных взглядов имеющих общий принцип построения у различных народов.

Что же собой представляет «язычество»?

«Язычество - не религия в том смысле этого слова, как у нас понимается, поскольку религия построена на системе догм, а язычество (скажем из современных - даосизм) оставляет за человеком свободу выбора. (Раб лишь тот, кто раб чужого выбора - это монотеистические и моноидеологические концепции, тогда как в язычестве выбор можно менять на каждом шагу своего Пути - это и есть свобода воли)»

«Язычество - это мифологическое мышление, основанное на обожествлении природы и признании всех вещей во вселенной живыми (т.е. особого плана личностями)»

«Даже наша культура, внешний лоск цивилизации имеют бреши: сквозь них проникают реальные силы religio paganorum, религии крестьян. Они по-прежнему действенны – как бы мы ни старались забыть об их существовании. Эти силы есть не что иное, как скрытые силы Природы: языческие культы базировались на признании реальности этих сил, тогда как наша цивилизация основана на искусственном «отделении» от Природы, на убежденности в том, что мы можем быть «выше» этих сил и контролировать их по своему желанию».

Из двух последних определений мы можем сделать вывод об одной из функций данного мировоззрения, – как и большинство религий, оно обучает существованию (сосуществованию) в гармонии с окружающим миром, с организмом Гения Земли.

Однако это далеко не единственная функция.

«Язычество - это иерархия мировоззрений, направленных на самосовершенствование индивидуума и приобретение им необходимых ему способностей». Именно «иерархия мировоззрений», а не одно определенное мировоззрение, которое непременно требуется разделять всем последователям учения, мировоззрений, которые не противоречат друг другу, которые сосуществуют в рамках одной системы, модели, которая, по сути, является результатом объединения опыта, накопленного многими и многими поколениями путем непрерывной передачи знания. «Язычество - это возвращение к историческим корням и традиционной культуре, уважение своего рода и племени, изучение и использование мудрости прошлых веков» .

Итак, язычество не является мертвым знанием, оно не статично, способно к дальнейшему (постоянному) развитию и совершенствованию, принятию в себя других моделей и воззрений, отказу от устаревших, громоздких, не функциональных и т.п.. «Язычество - это магическая система, и как всякая магия - оно практично» . Именно практично, и не как всякая религия, которая лишь указывает путь для большинства, «универсальный» путь, но и как магия, которая указывает путь (направление) к ускоренному развитию отдельного индивида. Язычество объединяет в себе обе функции – и «путь для всех» и «путь для каждого», оно не прячет знание от тех, кто может его «взять», но и не толкает на этот путь тех, кто не готов им пройти, для них оно имеет другую, религиозную составляющую. Язычество функционально.

«Политеизм древних учений – явление гораздо более сложное, нежели мы привыкли считать. Прежде всего, необходимо отметить некоторую сугубо терминологическую проблему. Что означает самое слово «бог»? Наверняка мы видим сегодня нечто иное, чем древние хранители учения Северо-Запада.

В Старшей Эдде, объединяющей тексты конца I – начала II тысячелетия н.э., для обозначения языческих богов уже используется относительно поздний скандинавский термин gud, родственный английскому God, немецкому Gott и т.д.

Однако известно более древнее северное слово reginn, или rogn, употреблявшийся, в отличие от позднего gud, только для обозначения языческих божеств (т.е. не применявшийся позднее для обозначения христианского бога). На современные европейские языки древнее reginn переводится ныне как «божество» или «бог», но это не совсем точное значение. Этимологически reginn / rogn означает скорее «Сила», нежели «бог» в современном понимании. С другой стороны, почти наверняка это слово связано и с древним общеевропейским ri / rig / rex – «священный властитель, король, повелитель» (наделенный силой? – прим. Кысь)

Далее, само многобожие древних учений, вопреки распространенному мнению, отнюдь не является бессмысленным наследием диких времен; напротив, политеизм язычества – функционален и является определенным достижением философской мысли древних. Действительно, учитывая древнее обозначение богов как «сил» (значение термина reginn), можно определить «многобожие» как «знание о многих силах» или «знание о многообразии Силы». Таким образом, как раз современный христианский монотеизм оказывается упрощением, деградацией древнего политеизма, искусственным сужением эзотерического «кругозора», выделением лишь одной «силы» из свойственного Мирозданию их многообразия.

Функциональный политеизм северо-западной Традиции позволяет построить элегантную философско-магическую систему взаимодействия существующих в природе сил, и плодотворно эту систему использовать».

Язычество является учением не о богах, но о Силах, в отличие от религий, имеющих предметом своего изучения некие сущности, наделенные в сознании последователей, определенными личностными характеристиками, хотя и содержит религиозную составляющую, предавая Силам личностные качества. Язычество не религия, точнее религией оно является только на «низших уровнях», при взгляде «извне», «язычество» - это вполне рабочая система (модель), подходящая как для описания мира, так и для функционирования в нем (осознанного взаимодействия с ним).

Особенности язычества.

Как мы уже определили выше, объектом внимания языческих традиций являлись не боги, как личности, но Силы, которые персонифицировались только на «нижних уровнях знания». В этом состоит одно из отличий от религий, которые все же имеют объектом почитания четкую персонификацию, некую личность, все поступки которой детально описаны и изучены последователями. Например, в христианстве подробно описан «земной путь» Христа, период его функционирования в нашем мире. Однако Христос в данной религии не является верховным богом. Яхве, который почитается как отец Христа, громовержец, которому приписано в новом учении творение мира, оставшийся «в наследство» от древнего еврейского языческого учения, описывается уже менее детально, о нем практически нет упоминания в Библии (точнее есть упоминания деяний некоторых древних богов, которые приписаны одному богу с утратой последним части собственных функций), нет подробных описаний его деяний. Они остались «за бортом» данного учения, однако прекрасно сохранились в других источниках, где они описываются как действия Силы, но не личности. В языческой Традиции мы также имеем дело с описанием «поступков богов» (персонификаций сил) – мифами, однако это совершенно другой уровень. «Так делали боги – теперь так поступают люди» - рассматриваемые с такой позиции мифы становятся некими «рецептами» по достижению определенных состояний, выходу на определенные уровни развития. Но о мифах несколько позже.

«Одно из принципиальных отличий традиционного язычества от современного догматического христианства заключается в осознании язычником многогранности Мира, в отсутствии неколебимых «истин», обязательных для принятия всеми и каждым. В рамках одной языческой традиции могут мирно сосуществовать школы, совершенно по-разному трактующие даже такой центральный символ, как Мировое Древо…»

Отсутствие четкой догмы не только в том «как надо славить/служить богу» (что, например, можно увидеть в «мировых религиях», предающих огромное значение традиционной, культовой, обрядовой стороне ), но и в самом воззрении, что совершенно не являлось препятствием для сосуществования различных школ, течений, не вызывало «войн за веру». Отсутствие предвзятого отношения к чужим религиям только из-за того, что они чужие. Отсутствие отрицания существования других богов, кроме собственных. Отсутствие отрицания других систем, используемых для описания/изучения мира.

«Отметим, что, главнейший аспект исследования Традиционной культуры заключается в том, что имена богов (как, впрочем, и иные знаки, например имена героев, мест, рун и т.д.) - это магические операторы или инварианты для перехода из системы мифа одного народа в параллельную»

«Древнее сомнение, не отрицающее, но ведущее к истине, оказалось многим сегодня чуждо.

При этом следует отметить, что древнее языческое сознание не имело такой массы возможностей для сомнений. Для осознающего и чувствующего Правь язычника сомнение было делом достаточно редким, а обман не осознавался как вульгарность, выбивающая из “единственно верного“ объективного мира. Так, мы не находим в древних сагах, или эпосе слов типа: “он решил обмануть“. В лучшем случае, мы находим слова, что герой “пошел на хитрость“, либо просто описываются действия героя, результатом которых является не просто обман, а создание условий новой реальности, в которой герой получает преимущество.

Это означает, что ситуация, которую мы сегодня могли бы называть словом “обман“, рассматривалась древними людьми Традиции не просто как дезинформация или одурачивание ловкостью рук, а рассматривалось как порождение реальности. Так, древний охотник сперва исполнял ритуальный танец охоты, и только после этого, войдя в новую реальность, шел на охоту, где и осуществлялась эта реальность» - еще одна особенность – отсутствие сомнений в реальности/нереальности какого-либо события. С точки зрения носителя традиции любое событие существует, вопрос только на каком уровне (в какой реальности).

«Язычество - это традиция, это особый образ мышления, направленный на совершенствование человека и поднятие его до уровня бога. […] Язычество не есть нечто незыблемое и неподвижное, оно открыто для развития. Язычество - как и магия, как сама жизнь - есть вечное движение, изменение. Каждый язычник выстраивает и регулирует, развивает и совершенствует свое личное мировоззрение и мирочувствование в соответствии со своими представлениями об объективной и мифологической реальности» Именно «в соответствии со своими представлениями», а не каким то шаблонным, универсальным представлением, признаваемым единственно верным. В язычестве вообще нет неколебимых истин. Как мы уже упоминали, язычество не статично – это многогранная, живая, изменяющаяся система.

«Одно из принципиальных отличий древних нордических учений от современного христианства заключается в изначально присущей им магии: наши древние предки не проводили четкой грани между религией и магией как частями Учения. Более того, вполне возможно, этой грани вообще не существовало. Так каждый языческий религиозный обряд содержит набор чисто магических действий, направленных к определенной цели, и, наоборот, собственно магическое действие представляется обращением к силе одного из богов.»

«Стандартный взгляд на язычество подразумевает деление Традиции на две части, определяемые, в большинстве случаев как религия и магия. Одни исследователи считают первенствующей частью религию, полагая магию вторичной частью, практическим приложением; другие, напротив, именно магию называют высшей частью традиции, оставляя собственно религии роль «предварительной подготовки». Мы же склоняемся к мысли, что обе эти позиции не верны, что в рамках реальной Традиции религия и магия не могут существовать отдельно. Действительно, исторические и этнографические данные равно свидетельствуют: как обращение к богам было естественной частью языческой магии, так и чисто магические практики играли немалую роль в практике религиозной. Таким образом, мы не видим возможности разделения в рамках Традиции магии и религии как обособленных компонент, однако полагаем, что сама по себе традиция действительно дуальна и состоит из двух четко разграниченных половинок, смутное понимание чего и приводит к попыткам дифференциации магии и религии.

Этими «половинками» являются учение экзотерическое (Знание-для-всех) и учение эзотерическое (Знание-для-посвященных). Как правило, именно первая – экзотерическая – компонента Традиции и ассоциируется с религией, в то время как вторая – с магией. Необходимо отметить, что в данном случае под термином «посвященный» мы понимаем отнюдь не нечто конспирологическое, т.е. лицо, посвященное в ту или иную тайную организацию, но человека, преступившего определенный порог в собственном развитии»

Вот мы и подошли к главной «особенности» язычества. В нем существуют (сосуществуют) и религия и магия. О внутренней и внешней стороне учения нами уже упоминалось в разделе «Понятие», здесь мы можем рассмотреть этот вопрос подробнее. Итак, языческая традиция предлагает (как минимум) два пути – первый, как раз, путь религии, но религии не совсем в современном понимании. Под термином «религии» мы имеем в виду путь для большинства, в который не входит познание сущности бога как Силы, но который, опираясь на опыт, дает возможность эту Силу использовать. Здесь уместно вспомнить, некоторые обряды, например, опахивание поселения, для предотвращения мора. Т.е. действенность данных обрядов принимается на веру, обряды не составляются самостоятельно теми, кто их проводит, проводящие обряд могут даже не знать (им это, собственно и не нужно) принцип действия этого обряда, они просто пользуются «традиционным средством» от известной «болезни». Так же как мы для избавления от головной боли принимаем аспирин, не задумываясь над способом его производства и механизмом его действия на организм – мы просто производим определенное действие и получаем определенный результат. Для тех же, кому становится тесно в «религиозной составляющей», существует другой путь в рамках той же традиции. Путь, который теперь мы называем магией. Если первый путь, как уже упоминалось, обучает существованию и развитию в гармонии с организмом Гения Земли, то второй ведет к ускоренному развитию индивида, он уже не просто существует в неком организме – начинается познание, изучение этого организма. И путь этот не является тайным – он открыт для всех, но не все могут (хотят) следовать им.

«Мы следуем путями, которые уже пройдены когда-то богами. Умеющие видеть эти пути и манипулировать ими называют себя магами.»



Что еще почитать