О японском нацизме. Почему японцев ненавидят в соседних азиатских странах

Во время Второй мировой войны для японских солдат и офицеров было обыкновенным делом рубить мирных жителей мечами, закалывать штыками, насиловать и убивать женщин, убивать детей, стариков. Именно, поэтому, для корейцев и китайцев японцы враждебный народ, убийцы.

В июле 1937 года японцы атаковали Китай, началась японско-китайская война, продолжавшаяся до 1945 года. В ноябре-декабре 1937 года японская армия вела наступление на Нанкин. 13 декабря японцы захватили город, 5 дней шла массовая бойня (убийства продолжались и позднее, но не такие массовые), вошедшая в историю, как «Нанкинская резня». В ходе бойни, которую устроили японцы, было вырезано более 350 тыс. человек, некоторые источники приводят цифру в полмиллиона человек. Десятки тысяч женщин были изнасилованы, многие из них убиты. Японская армия действовала исходя из 3-х принципов «дочиста»: «выжигай дочиста», «убивай всех дочиста», «грабь дочиста».

Внимание для впечатлительных - присутствуют шокирующие кадры!

Бойня началась с того, что японские солдаты вывели из города 20 тыс. китайцев призывного возраста и закололи всех штыками, чтобы они никогда не смогли вступить в китайскую армию. Особенностью массовых убийств и издевательств было то, что японцы не стреляли – берегли боеприпасы, всех убивали и калечили холодным оружием. После этого массовые убийства начались в городе, женщин, девочек, старух насиловали, затем убивали. У живых людей вырезали сердца, резали животы, выкалывали глаза, закапывали живыми, отрезали головы, убивали даже младенцев, на улицах творилось безумие. Женщин насиловали прямо посреди улиц – опьянённые безнаказанностью японцы заставляли отцов насиловать дочерей, сыновей - матерей, самураи соревновались, кто больше зарубит человек мечом – победу одержал некий самурай Мукаи, убивший 106 человек.

После войны преступления японской военщины были осуждены мировым сообществом, но уже с 1970-х годов Токио их отрицает, о бойне японские учебники истории пишут, что просто было убито много людей в городе, без деталей.

2.1.2 Предпосылки возникновения фашизма в Японии.


Правящие классы Японии в особой степени, как мы уже знаем, тяготели к военно-монархической диктатуре. Иначе и быть не могло, поскольку конкурентная способность японской промышленности обеспечивалась низким жизненным уровнем рабочего, который удавалось удерживать благодаря совсем уж нищенскому существованию японского крестьянина, соглашавшегося на любую работу и за любую плату.

В то время как 74 % крестьян владели 22% земли, кучке помещиков принадлежало 42%. Четыре млн. крестьянских хозяйств имели крошечные наделы (по 0.5 Га) или вовсе не имели земли. Понятно, почему крестьяне устремлялись в города. Экономические и политические интересы тесно связывала японские монополии с помещиками и профессиональной военщиной.

С точки зрения историков, союз этот преследовал две главные цели: обуздание рабочего класса и крестьянства, с одной стороны, завоевание внешних рынков для японской промышленности - с другой. Деревня, жившая натуральным хозяйством почти не покупала изделий промышленности. Внутренний рынок был поневоле узким. Превратить натуральное крестьянское хозяйство в товарное могла бы только земельная реформа, но ее не хотели помещики.

С помещиками, с реакционным дворянством вообще не хотели ссориться капиталисты: и те и другие имели общего врага - пролетариат и крестьянство.

Выходом из этой ситуации признавалось завоевание чужих территорий, завоевание внешних рынков. Отсюда выдвижение военной силы, агрессивная внешняя политика, отсюда указанный выше союз.

Ни одно из крупных империалистических государств не осуществляло столь робко и столь непоследовательно немногие либеральные реформы, как Япония.

В 1925 году здесь вводится «всеобщее» мужское избирательное право, при этом права голоса были лишены военнослужащие, студенты, лица, не имеющие годичного ценза оседлости, пользующиеся благотворительностью, и, наконец, главы знатных фамилий (чтобы последние на смешивались с прочими гражданами). От кандидата в депутаты был потребован крупный залог в размере 2 тыс. иен., поступавший в казну, если оказывалось, что кандидат не набрал минимума голосов. Среди других либеральных реформ отметим введение суда присяжных.

И нигде – вплоть до установления военно-монархической диктатуры - не осуществлялась в таких масштабах, как в Японии, борьба с рабочим движением.

Укажем, например, на закон «Об охране общественного спокойствия» 1925 года, установивший многолетние каторжные работы за участие в организациях, ставивших цепью уничтожение частной собственности и изменений политическое строя.

В 1928 году японское правительство запрещает все «левые» организации. Тысячи рабочих и крестьян были брошены в тюрьмы. Специальный указ устанавливал длительное тюремное заключение для рядовых коммунистов и смертную казнь для активистов компартии.

А в 1938 году японский парламент принимает пресловутый «закон о всеобщей мобилизации нации», разрешавший предпринимателям удлинять по своему усмотрению рабочий день и снижать заработную плату. Забастовки были объявлены преступлением. Конфликты между рабочими к капиталистами передавались на окончательное решение арбитражной секции «особой полиции». 1

Парламент Японии играл ничтожную роль. Нижняя палата его собиралась не более чем на три месяца в год. Остальные 9 месяцев правительство (пользуясь правом издавать указы) законодательствовало само.

Конституция не устанавливала ответственности правительства перед парламентом, вследствие чего палата не располагала средством для эффективного влияния на политику. В то же время правительство, прибегнув к императорскому указу, могло в любой момент распустить палату.

Поощряемые крупным капиталом, в стране множились и крепли разного рода фашистские организации. Одна из них, объединявшая «молодое офицерство», но руководимая генералами требовала ликвидации парламента и партийных кабинетов. Она хотела установления военно-фашистской диктатуры во главе с императором.

В 1932 году «молодое офицерство» учинило настоящий военный мятеж. Вместо того чтобы усмирить его участников, правительство пошло навстречу их требованиям: партийный кабинет был устранен, а на его место пришли генералы и адмиралы.

Во всем этом была своя закономерность. Последовательное усиление роли военных в определения политики, их проникновение на все важные посты в государственном аппарате служили, хотя и своеобразно, целям подчинения японской государственной машины кучке наиболее крупных, наиболее агрессивных монополий, жаждавших войны и сохранения зверских форм эксплуатации внутри страны.

Уже в 1933 году Япония выходит из Лиги наций и вторгается в Китай, намереваясь превратить его в колонию. Она дважды делает попытку вторжения на территорию СССР: первый раз у озера Ханка, второй - у озера Хасан, но каждый раз с огромным для себя уроном. Лелея заветный план порабощения Азии и Океании, Япония вступает в союз с гитлеровской Германией. Заимствуя у последней лозунги «нового порядка», «избранной расы» и «исторической миссии», Япония готовилась к переделу мира с тем, чтобы «великая нация» получила «великую территорию».

Фашизация японского государственного строя получила своё развитие с началом второй мировой войны и в ходе неё.

В 1940 году японские правящие круги, но в особенности генералитет, сделали премьер-министром принца Коноэ, бывшего идеологом тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности.

Вслед за тем начинается создание так называемой новой политической структуры. В осуществление этого плана политические партии (за исключением, разумеется, коммунистической) объявили о самороспуске. Все вместе они составили «Ассоциацию помощи трону» - государственную организацию, финансируемую правительством и им же руководимую.

Органами ассоциации на местах служили так называемые соседские общины – средневековый институт, возрожденный реакцией. Каждая такая община объединяла 10-12 семей. Несколько общин составляли «ассоциацию улицы», поселка и т.д.

Ассоциация помощи трону предписывала членам общины следить за поведением соседей и доносить о всём замеченном. Одна община должна была следить за другой.

На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов «общества служения отечеству через производство», куда рабочих загоняли силой. Здесь точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения.

Непременным элементом «новой политической структуры» сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких «свободах» не могло быть и речи.

Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделённых административными полномочиями. Это называлось «новой экономической структурой». Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или (что то же самое) избирались по особым спискам, составленным правительством.

Так получили свое выявление основные признаки фашизма. Но были и некоторые отличия:

а) в Германии и Италии фашистские партии контролировали армию, в Японии именно армия играла роль главной руках правящей политической силы;

б) как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии; разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти и своего влияния (сохранились и все связанные с монархией учреждения вроде Тайного совета и пр.).

Японский фашизм выступал в специфической форме военно-монархической диктатуры. 1

Объединения на основе республиканской формы сообщества, предполагающего свободное развитие каждого посредством общей свободы, не оставляющей места массовым страхам и суевериям. (15, 264) Таким образом, в творчестве Спинозы страх выступает уже как массовое социальное явление. Глубоко диалектичны для своего времени размышления о страхе Д. Юма. Рассматривая страх и его противоположную форму - ...

Подводя итог вышеизложенного исследования можно обозначить некоторые положения работы, сделать выводы. В начале своей работы я задался целью определить соотношение толерантности и ксенофобии в городе – мегаполисе Москва. В процессе исследования и вместе с тем изучения различных трудов(статей, монографий, очерков) по этой проблеме, я сделал очень определённый и жизнеутверждающий вывод. Все те...

Выделяют различные по качеству и количеству элементы. Но среди них практически всегда присутствуют важные для нашего общества такие элементы, как ценности, идеология и техника, которые мы и рассмотрим. Ценности В современной философии проблема ценностей решается в плане диалектики объективного и субъективного, объекта и субъекта. На сегодняшний день мы имеем целый ряд трактовок понятия « ...

Двадцати томов. Гегель - последний философ, попытавшийся обобщить в собственной философии все знания, все науки, существовавшие в его эпоху. Он построил грандиозную философскую систему, которая включала в себя логику, этику, эстетику, философию природы, философию духа, философию истории, философию права, философию религии, историю философии. Сущностью мира для Гегеля является мировой разум, ...

Япония вышла из первой мировой войны, увеличив свои колониальные владения за счет захвата германских колоний на Тихом океане. Рост промышленности, особенно военной, стимулировал усиление позиций крупных финансово-промышленных концернов «дзайбацу». Вместе с тем сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве, обрекавшее крестьян-арендаторов на крайне скудное существование, сдерживало развитие внутреннего рынка. Не менее тяжелым было положение и городских трудящихся.

Социально-экономические и политические противоречия достигли особой остроты в период кризисов 20-х -- начала 30-х годов. Выход из создавшегося положения правящие круги видели в ужесточении военно-полицейского режима в стране и активизации колониальной экспансии. Подготовка к новой большой войне стала определяющим фактором государственной жизни.

Временная послевоенная стабилизация японского капитализма сменилась экономическим кризисом 1927 г., не успев выйти из которого, Япония была ввергнута в мировой экономический кризис конца 20-начала 30-х гг. Этот кризис оказался сокрушительным для страны. Он затронул и промышленность, и сельское хозяйство.

В обстановке экономических потрясений, роста классовых противоречий и усиливающихся разногласий в самом правящем лагере финансовая олигархия делает ставку на сильную власть, на рвущуюся к установлению открытой диктатуры военщину, которая резко критикует парламентские буржуазно-помещичьи партии - Минсэйто и Сэйюкай - за неспособность навести в стране "твердый порядок".

После периода относительной либерализации политического режима, с конца 20-начала 30-х гг. начинается поворот Японии к фашизму, закончившийся установлением в годы второй мировой войны монархо-профашистской диктатуры.

Одновременно с проведением либерально-демократической реформы в Японии в период между двумя мировыми войнами была издана серия антиконституционных законов, которые обеспечивали фашизацию государственного строя этой страны. Новые законы были направлены против рабочего и демократического движения (о принудительном арбитраже в трудовых конфликтах, об охране порядка полицией на предприятиях во время стачки и др.).

В 1925 г. был принят закон об охране общественного спокойствия. Основная направленность закона была сформулирована в первом его параграфе: "Лица, создающие организации, имеющие целью изменение государственного строя или уничтожение системы частной собственности, сочувствующие этому и вступившие в эти организации, подлежат наказанию каторжными работами или тюремным заключением сроком до 10 лет".

В 1928 г. императорский указ за принадлежность к коммунистическим организациям устанавливал смертную казнь. Эти законы были первым шагом по пути фашизации Японии.

В 1931 г. в Японии был принят Закон о картелях (он был принят на 5 лет, но в 1936 г. продлен еще на пятилетие), предусматривающий обязательное соглашение между крупными фирмами о квотах производства, о контроле над распределением продукции и установлением цен; в 1933 г. - Закон о создании полугосударственного треста, в руки которого переходило все производство чугуна и 50% стали.

С 1938 г. законодательным путем вводится государственный контроль над финансами, торговлей, транспортом, рабочей силой, сферами распределения продукции. По существу, уже в это время японское правительство начинает проводить мероприятия, которые в дальнейшем стали основой экономической политики профашистского режима.

В 1931 г. Япония оккупировала Северо - Восточный Китай, где было образовано марионеточное государство Маньчжоу-Го, на территории которого была расквартирована японская Квантунская армия. В 1937 г. началась агрессия Японии в отношении Китайской республики, втянувшая страну во II мировую войну.

Милитаризация экономики, связанная с усилением политики военных авантюр в Китае, подготовкой войны с СССР, сопровождалась постепенным установлением государственного контроля над производством.

Ярким показателем фашизации Японии становятся бурный рост профашистских организаций, создававшихся при прямой поддержке правящей верхушки, и усиление их политического взаимодействия.

Для решения своих задач ультраправые, ультранационалистические организации используют традиционный тэнноизм, что приводит к упрочению его главных идейных позиций, ставших стержнем профашистско-монархической идеологии милитаристской Японии. Вместе с тем в тэнноизм вносятся и новые идеи, органически сочетающиеся со старыми, - идеи расового превосходства японцев, оправдывающие их право на господство над всеми другими народами и расами. Культ императора эклектически увязывается с заимствованными у Европы идеями создания "нового порядка" и пр.

В 1932 и 1936 гг. происходят первые попытки фашистских переворотов, подавление которых свидетельствовало о не устраненных еще противоречиях в правящем лагере. Временная консолидация буржуазно-помещичьих партий в Японии в 1937 г. на базе подавления левых сил и признания военной программы открыла путь не только к "большой войне", но и к окончательному установлению профашистского, открыто террористического режима.

В 1937--1939 и 1940--1941 гг. на посту министра-президента был принц Коноэ -- сторонник тоталитарного строя, ставленник милитаристов и «дзайбаиу». Его правительство, состоявшее из представителей армии и флота, а также крупнейших концернов «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», объявило о создании «новой политической структуры». Всем легальным политическим партиям было «предложено» самораспуститься Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран.- М.,2000..

Условия военного времени привели к деформации конституционного строя Японии. Устанавливается военно-фашистская диктатура с террористическим политическим режимом.

Характерно, что этот режим не был следствием государственного переворота, не сопровождался существенной перестройкой государственного аппарата. Он был введен конституционным правительством путем создания "новой политической структуры". В соответствии с ней вместо распущенных партий и организаций создавалась единая для всей страны полуобщественная, полугосударственная организация "Ассоциация помощи трону" (АПТ), состоящая на государственном бюджете и возглавляемая премьер-министром. На местах - в префектурах, уездах, городах и селах функционировали местные отделы АПТ. Её основные подразделения возглавляли представители военной и гражданской бюрократии, а также пользующиеся доверием руководители самораспустившихся партий.

Первичной ячейкой АПТ являлась "соседская община", объединявшая 10-12 семей. Каждые 30-40 общин объединялись в "ассоциацию" улицы или села, подчинявшуюся местному отделу АПТ. Члены "общины" обязаны были следить за настроением и поведением соседей и представлять в полицию соответствующую информацию.

В это время не только сохранялась сильная монархическая власть, такие феодальные атрибуты японской монархии, как Тайный совет, Министерство императорского двора, но и достиг своего апогея тот фанатичный культ императора, который упорно насаждался вместе с активизацией милитаристских, крайне агрессивных кругов.

"Новая политическая структура", олицетворявшая монархо-профашистский режим в Японии, не была фашистской партией. Она представляла собой разветвленную полицейско-бюрократическую сеть органов "движения помощи трону", начиная от верхушечной "Ассоциации помощи трону" и кончая сельскими отделениями движения.

Во главе "Ассоциации помощи трону" стоял министр-президент, ее верхние этажи заполнялись министрами, генералами, адмиралами, высшими чиновниками. Через губернаторов префектур и мэров городов, а также сельских старост Ассоциация включала всю бюрократию, а через общество резервистов - всю военщину.

В состав Ассоциации вошли на правах коллективных членов бывшие партии, различные общества и союзы. Взамен распущенных профсоюзов были созданы «общества служения отечеству», возглавляемые назначаемыми правительством должностными лицами Меняйло Д.В. Государство и право стран Древнего Востока. - Белгород,2008..

"Ассоциация помощи трону" объединяла различные верноподнические по отношению к императору и правительству общественные организации. Это ассоциации женщин, молодежи, рабочих, интеллигенции и т. д. В итоге все население страны было включено в военно-бюрократическую структуру, призванную организационно и идеологически обеспечить выполнение правительственного курса: "Императорский путь и создание самопроцветающей Азии".

С помощью этих организаций в невиданных даже для Японии масштабах устанавливается режим всеобщей полицейской слежки, подавления инакомыслия, усиливается культ императора, пропагандируется шовинизм. В итоге фактически все взрослое население страны было включено в глобальную военно-бюрократическую структуру, призванную организационно и идеологически подготовить население к войне.

"Самораспустившиеся" буржуазно-помещичьи партии были также включены в "новую политическую структуру" путем создания в 1942 г. "Политической ассоциации помощи трону", которая объединяла большинство депутатов парламента, весь актив партий Сэйюкай и Минсейто.

Женщины принудительно объединялись в "Женскую ассоциацию обороны родины", в "Общество женщин-патриоток", писатели и работники печати - в "Патриотический союз работников печати и литературы" и пр. Жестоко были подавлены все ранее созданные организации рабочих, распущены профсоюзы, вместо которых было сформировано "Общество служения отечеству" во главе с правительственными чиновниками. Законами 1938, 1939 гг. "О всеобщей регистрации и всеобщей мобилизации" был запрещен самовольный переход рабочих с одного предприятия на другое.

В условиях существования "новой политической структуры" был пересмотрен в сторону дальнейшего ужесточения, вплоть до применения смертной казни, Закон "Об охране порядка". В 1941 г. был принят также Закон "Об обеспечении национальной обороны", согласно которому преследовалось всякое "распространение сведений, наносящих вред общественному спокойствию и порядку". Под такие действия могли быть подведены любые проявления общественного недовольства. Вводилась система повальной полицейской слежки, возрождалась с этой целью сеть таких средневековых учреждений, как сельские соседские общины, которые через местные ячейки "Ассоциации помощи трону" получили ряд административных и полицейских функций.

"Моральному воспитанию" в духе тэнноизма подвергалось все население, особенно армия. Под контроль "Ассоциации помощи трону" были поставлены все средства массовой информации. Для пропаганды великодержавных идей в 1941 г. была создана массовая националистическая организация "Восточноазиатская лига великой Японии". Своеобразной "библией" тэнноизма стала в это время брошюра изданная в 1937 г. Министерством просвещения, "Основные принципы императорского пути". Состоящая из канонизированных идеологических требований, предъявляемых к "подданным великой Японской империи", основанная на признании "божественного" происхождения императорской династии, "вечной, как Небо и Земля", она использовалась в качестве основы "морального воспитания", обучения в школах, университетах и пр. Не случайно из всех официальных издании по тэнноизму директивой штаба оккупационных властей от 15 декабря 1945 г. эта брошюра была запрещена для дальнейшего распространения.

"Новой политической структуре" соответствовала "новая экономическая структура", которая служила полному подчинению японской экономики задачам усиления военной мощи, готовности к войне. В соответствии с "новой экономической структурой" в основных отраслях промышленности, в торговле, финансах создавались "контрольные ассоциации", принудительно объединявшие все предприятия той или иной отрасли или района. Их возглавляли назначаемые правительством из представителей крупного корпоративного капитала президенты, которым вверялся контроль над производством, сырьем, ценами, право регулировать распределение рабочей силы и пр., что на практике привело к установлению военно-каторжного режима труда для рабочих, лишению их каких бы то ни было легальных возможностей отстаивать свои права.

В их ведение передавалось решение важнейших вопросов производства и сбыта: распределение сырья, энергоносителей, рабочей силы, определение цен, основных условий труда, зарплаты и др. Забастовки объявлялись государственным преступлением. Общества служения отечеству включались в «новую экономическую структуру». Продолжительность и интенсивность труда рабочих резко возросли. Таким путем и экономика страны была милитаризована. В декабре 1941 г. Япония, которая уже вела агрессивную войну с Китаем, внезапно напала на американскую военно-морскую базу Пирл-Харбор и начала войну с США, а вскоре и с другими государствами -- членами антигитлеровской коалиции.

В годы войны четко проявилась тенденция к сращиванию функций административного, полицейского и военного аппаратов. Усиление централизации местного управления сопровождалось созданием надпрефектурных органов, возглавляемых сначала губернаторами крупных префектур, а затем генеральными комиссарами, командующими войсками округов. Деятельность полиции поддерживалась военной жандармерией, военизированными отрядами, создаваемыми по образцу штурмовых отрядов нацистской Германии История государства и права зарубежных стран. Часть 2 .Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996..

Правящие классы Японии в особой степени, как мы ужа знаем, тяготели к военно-монархической диктатуре. Иначе и быть не могло, поскольку конкурентная способность японской промышленности обеспечивалась низким жизненным уровнем рабочего, который удавалось удерживать благодаря совсем уж нищенскому существованию японского крестьянина, соглашавшегося на любую работу и за любую плату.

В то время как 74 % крестьян владели 22% земли, кучке помещиков принадлежало 42% Четыре млн. крестьянских хозяйств имели крошечные наделы (по 0.5 Га) или вовсе не имели земли. Понятно, почему крестьяне устремлялись в города. Экономические и политические интересы тесно связывала японские монополии с помещиками и профессиональной военщиной.

Союз этот преследовал две главные цели: обуздание рабочего класса и крестьянства, с одной стороны, завоевание внешних рынков для японской промышленности - с другой. Деревня, жившая натуральным хозяйством почти не покупала изделий промышленности. Внутренний рынок был поневоле узким. Превратить натуральное крестьянское хозяйство в товарное могла бы только земельная реформа, но ее не хотели помещики.

С помещиками, с реакционным дворянством вообще не хотели ссориться капиталисты: и те и другие имели общего врага - пролетариат и крестьянство.

Выходом из этой ситуации признавалось завоевание чужих территорий, завоевание внешних рынков. Отсюда выдвижение военной силы, агрессивная внешняя политика, отсюда указанный выше союз.

Ни одно из крупных империалистических государств не осуществляло столь робко и столь непоследовательно немногие либеральные реформы, как Япония.

В 1925 году здесь вводится «всеобщее» мужское избирательное право, при этом права голоса были лишены военнослужащие, студенты, лица, на не имеющие годичного ценза оседлости, пользующиеся благотворительностью, и, наконец, главы знатных фамилий (чтобы последние на смешивались с прочими гражданами). От кандидата в депутаты был потребован крупный залог в размере 2 тыс. иен., поступавший в казну, если оказывалось, что кандидат не набрал минимума голосов. Среди других либеральных реформ отметим введение суда присяжных.

И нигде - вплоть до установления военно-монархической диктатуры - не осуществлялась в таких масштабах, как в Японии борьба с рабочим движением.

В 1928 году японское правительство запрещает все сколько-нибудь левые организации. Тысячи рабочих и крестьян были брошены в тюрьмы. Специальный указ устанавливал длительное тюремное заключение для рядовых коммунистов и смертную казнь для активистов компартии.

В 1938 году японский парламент принимает пресловутый «закон о всеобщей мобилизации нации», разрешавший предпринимателям удлинять по своему усмотрению рабочий день и снижать заработную плату. Забастовки были объявлены преступлением. Конфликты между рабочими и капиталистами передавались на окончательное решение арбитражной секции «особой полиции»..



Парламент Японии играл ничтожную роль. Нижняя палата его собиралась не более чем на три месяца в год. Остальные 9 месяцев правительство (пользуясь правом издавать указы) законодательствовало само.

Конституция не устанавливала ответственности правительства перед парламентом, вследствие чего палата не располагала средством для эффективного влияния на политику. В то же время правительство, прибегнув в императорскому указу, могло в любой момент распустить палату.

Поощряемые крупным капиталом, в стране множились и крепли разного рода фашистские организации. Одна из них, объединявшая «молодое офицерство», но руководимая генералами требовала ликвидации парламента и партийных кабинетов. Она хотела установления военно-фашистской диктатуры во главе с императором.

Во всем этом была своя закономерность. Последовательное усиление роли военных в определения политики, их проникновение на все важные посты в государственном аппарате служили, хотя и своеобразно, целям подчинения японской государственной машины кучке наиболее крупных, наиболее агрессивных монополий, жаждавших войны вовне и сохранения зверских форм эксплуатации внутри страны.

Уже в 1933 году Япония выходит из Лиги наций и вторгается в Китай, намереваясь превратить его в колонию. Она дважды делает попытку вторжения на территорию СССР: первый раз у озера Ханка, второй - у озера Хасан, но каждый раз с огромным для себя уроном.



Лелея заветный план порабощения Азии и Океании. Япония вступает в союзе гитлеровской Германией. Заимствуя у последней лозунги “нового порядка“, “избранной расы” и “исторической миссии”, Япония готовилась к переделу мира с тем, чтобы “великая нация” получила «великую территорию».

Фашизация японского государственного строя получила свое развитие с началом второй мировой войны и в ходе ее.

В 1940 году японские правящие круги, но в особенности генералитет, сделали премьер-министром принца Коноэ, бывшего идеологом тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности.

На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов “общества служения отечеству через производство”, куда рабочих загоняли силой. Здесь точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения.

Непременным элементом “новой политической структуры” сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких «свободах» не могло быть и речи.

Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Это называлось «новой экономической структурой». Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или (что то же самое) избирались по особы спискам, составленным правительством.

Так получили свое выявление основные признаки фашизма. Но были и некоторые отличия:

а) В Германии и Италии фашистские партии контролировали армию, в Японии именно армия играла роль главной руках Вящей политической силы;

б) как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии; разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти, ни своего влияния (сохранились и все связанные с монархией учреждения вроде Тайного совета и пр.).

Японский фашизм выступал в специфической форме военно-монархической диктатуры.

82. Конституція Японії 1947 р.

Либерально-демократические преобразования в области государственного строя были утверждены новой конституцией.

Работа над проектом будущей японской конституции началась весной 1946 г. была поручена оккупационными властями дворцовым кругам. Политические партии, с их диаметрально противоположными идейными позициями, подготовили свои проекты, центральное место в которых занял вопрос об отношении к императорской власти. Если консервативная партия дзиюто, например, настаивала на сохранении императорской власти, ограниченной только в праве на издание чрезвычайных указов и пр., то радикальные требования японских коммунистов сводились к установлению в Японии "народной республики".

Формально Конституция была принята японским парламентом и утверждена Тайным советом как измененная старая Конституция. Возможность такого изменения была предусмотрена в ст. 7 Конституции 1889 г. Но это была принципиально новая Конституция, впервые в истории государственного развития страны построенная на принципах парламентской демократии.

В 1947 г. конституция вступила в действие.

В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена под давлением прежде правых сил и определенных социально-психологических факторов, консервативного монархического сознания большинства японцев, особенно в сельской местности. Сохранение монархии предполагало вместе с тем радикальное изменение роли и места императора в государстве.

Конституция сохраняла династическую преемственность императорского трона. Согласно ст. 1, император является "символом государства и единства народа". Такая формула монархии не встречается ни в одной из современных конституций, что давало возможность некоторым японским государствовед говорить о том, что в Японии фактически установлена ​​не монархия, а республика.

В явном противоречии со ст. 4 Конституции, который отказывает императору в праве осуществлять государственную власть, за ним был закреплен ряд конституционных полномочий: в духе английского конституционализма он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного Суда; по совету и с одобрения кабинет осуществляет: промульгация (официальное опубликование) поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламентских сессий, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров и других высших должностных лиц, подтверждение всеобщих и частных амнистий, пом " якшення наказаний и некоторое другое.

Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентскую монархию. Парламент при этом была отведена роль "высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны". Согласно этому были ликвидированы органы, стоящие ранее над парламентом, - Тайный совет и др. Сразу же после вступления Конституции в силу из нее была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.

Японский парламент состоит из палаты представителей и палаты советников (ст. 42). Первая (нижняя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов палаты советников - 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года. Установленный Конституцией порядок выборов палаты советников (ст. 45,46) делает ее состав более стабильным по сравнению с нижней палатой. Предполагается парламентская неприкосновенность.

Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное - с 25 лет в нижнюю и с 30 лет - в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внести залога кандидатом в депутаты. Эти условия вместе с мажоритарной системой выборов, установлением в законодательном порядке завышенного представительства от избирательных кругов с преимущественно сельским населением подрывают "всеобщий" и "равный" характер выборов в Японии.
Исполнительная власть вручается Кабинету министров, который должен ее осуществлять в рамках Конституции и законов, принятых парламентом. Премьер-министра выдвигает парламент из числа своих членов и далее уже номинально назначается императором. Премьер-министр как глава исполнительной власти наделяется важными правомочиями по формированию кабинета, а соответственно и по определению его политики. Он назначает министров и может по своему усмотрению отстранить их от должности, выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, имеет право законодательной инициативы, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их.
Конституция предусматривает достаточно большой список полномочий и самого Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой и пр. Среди особых полномочий Кабинета следует выделить его право на издание правительственных указов в целях проведения в жизнь Конституции и законов. Правительству запрещено при этом издавать лишь указы, которые предусматривают уголовное наказание.

Принцип разделения властей, модифицированный вариант американской системы сдержек и противовесов, особенно отчетливо проступает в японской Конституции и в процедуре импичмента, которая может быть применена в отношении судей, и в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона парламента или указа исполнительной власти.

Судебная власть находится у Верховного Суда, состоит из Главного судьи и установленного законом числа судей и судов низшей инстанции. Главный судья Верховного Суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются Кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным Судом. Этот суд как высшая инстанция имеет полномочия решать вопрос о конституционности любого закона и нормативного акта. Судьи независимы, действуют согласно "голоса своей совести" (ст.. 76) и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность судей. Общегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела о которых находились ранее в ведении административных судов. Какие бы то ни было "особые суды" запрещаются

Японская Конституция провозгласила также как важной социальной обязанности государства "прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия" (ст. 25). При этом право собственности закреплено в Конституции "в рамках закона, с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию" (ст. 29).

Конституция впервые в истории Японии закрепила также автономию местных органов управления. Органы местного самоуправления получили право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами.

83. Становлення і розвиток сучасних правових систем: англосаксонська і континентальна.

В XVIII-XIX вв. в связи с образованием ряда новых государств в Америке (США) и в Европе (Бельгия, Италия и т. д.), с завершением территориального раздела мира и образованием колониальных империй, с распространением рыночных структур по всему земному шару капитализм превратился в мировую систему, определяющую последующий ход развития человеческой цивилизации. Интернационализация экономической и политической жизни имела своим результатом растущее взаимодействие правовых систем различных стран, преодоление их былой самоизоляции.

В связи с широкими процессами рецепции и трансплантации права на базе английской и французской национальной правовой системы сложились так называемые мировые системы (семьи) права - англосаксонская и континентальная (романо-германская). Эти структурные общности представляли собой две большие группы национальных правовых систем, различающихся по своей внутренней структуре и внешним юридическим характеристикам.

Особенно тесно связано с колониальной политикой образование англосаксонской системы права. Большое значение колониального фактора в истории этой системы во многом определяется тем, что английское право, уникальное по способам своего формирования, содержанию и форме, обладающее большим потенциалом саморазвития, было тем не менее слишком традиционным, национальным, а потому сложным и недоступным для рецепции, для более или менее широкого восприятия в других странах мира. В итоге англосаксонская правовая семья превратилась в мировую систему не в результате рецепции трудных для понимания английских правовых форм, а путем их трансплантации или насильственного внедрения в процессе колониальной экспансии.

На начальных этапах английской колониальной экспансии были выработаны две судебные доктрины, способствовавшие именно трансплантации, а не рецепции английского права. Согласно первой из этих доктрин, англичанин, отправляющийся за границу, "берет с собой" английское право. Тем самым, английский суд как бы гарантировал англичанину, находящемуся в английских колониях ("за морями"), сохранение всех свобод и демократических институтов, которые существовали в самой метрополии. Эта доктрина стала следствием обобщения правового опыта, накопленного в первых королевских колониальных хартиях.

Согласно второй доктрине, сформулированной в 1693 г. судьей Холтом, в случае освоения англичанами "незаселенных" земель местное индейское и иное туземное население не должно было приниматься во внимание как "нецивилизованное". В этих колониях считались действующими все законы Англии. Термин "законы Англии" в колониальной практике подразумевал не только статуты, но и "общее право" и "право справедливости", т. е. прецедентное право, которое вводилось в судах, создаваемых английскими колонистами.

В конце XIX в. в связи с окончательным разделом Африки английские законы, а также прецедентное право были введены специальными правительственными актами в африканских колониях (в 1874 г. - в Гане, в 1880 г. - в Сьерра-Леоне, в 1897 г. - в Кении и т. д.).

В XIX в. законодательство, вводящее в колониях английское право, довольно четко указывало и пределы применения его источников. Так, например, Ордонанс 1874 г. для Золотого Берега (Гана) постановил, что в колонии действует "общее право, справедливость и статуты общего характера, которые действовали в Англии на 24 июля 1874 г.", то есть на момент издания Ордонанса. Там же указывалось, что "во всех вопросах, в которых имеется конфликт или расхождение между нормами справедливости и нормами общего права, относящимися к одному и тому же вопросу, предпочтение должно отдаваться нормам справедливости". Подобные положения предусматривались в законодательстве, изданном для других колоний. В Либерии, основанной неграми - переселенцами из США, английское "общее право" первоначально было позаимствовано в его американском варианте. В законе 1820 г. указывалось, что в стране вводится "общее право в том виде, в каком оно было преобразовано и действует в Соединенных Штатах". Правда, в 1824 г. новый закон говорил уже о действии "общего права и обычаев судов Великобритании и Соединенных Штатов", а в 1839 г. было постановлено, что в Либерии действуют "те части общего права, которые установлены в "Комментариях" Блэкстона, и поскольку они могут быть применены к условиям данного народа".

Своеобразно складывалась правовая система в английских колониях в Южной Африке. Эти колонии расширялись по мере захвата бурских республик, в которых действовало голландское (так называемое римско-голландское) право. Основные черты этого права определились еще в XV- XVII вв. В начале XIX в. в самой Голландии право было преобразовано по французскому образцу (на основе кодексов Наполеона), но в колониях (в Индонезии, в Южной Африке и т. д.) оно действовало главным образом в первоначальном виде. Голландские власти в случае пробелов в колониальном законодательстве допускали ссылки даже на римское право.

Ориентация на английское право сохранилась в самоуправляющихся колониях и после принятия в 1865 г. английским парламентом "Акта о действительности колониальных законов". Формирующееся в доминионах национальное законодательство базировалось на основных принципах англосаксонской правовой системы, то есть на судебном прецеденте и общем праве.

Английское право было положено в основу кодификации отдельных отраслей и институтов права, которая проводилась в ряде колоний. Так, в Индии уже в 30-х гг. XIX в. специальная комиссия под руководством известного английского юриста Маколея составила проект уголовного кодекса. Он был утвержден Законодательным советом при вице-короле Индии лишь в 1860 г., вскоре после подавления национального восстания 1857 г., в связи со стремлениями англичан укрепить колониальный правопорядок. Этот кодекс испытал на себе известное влияние и французского законодательства, а также заимствовал ряд положений из индусского и мусульманского права, но в целом по своему духу он соответствовал английской правовой системе. В 1859 г. был принят кодекс гражданского судопроизводства, а в 1861 г. - кодекс уголовного судопроизводства Индии. В 60-х гг. в Индии был принят также ряд кодифицированных актов в сфере гражданского права (Акт о наследовании 1863 г., Акт о договорах 1866 г.). На основе английского права (проект Стифена) был принят в 1892 г. уголовный кодекс Канады. В конце XIX - начале XX в. индийские колониальные кодексы были распространены Англией на ряд других колоний (Аден, колонии в Восточной Африке - Сомали, Кения и др.).

Континентальная система (семья) права складывалась в отличие от англосаксонской системы под непосредственным влиянием правовой системы Франции, и особенно наполеоновской кодификации, осуществленной еще в начале XIX в.

Континентальная система права в своем развитии рано вышла за рамки Европейского континента. В силу влияния римско-испанских правовых традиций ее уже в XIX в. восприняли практически все латиноамериканские республики, где рецепция французского и римского права была особенно глубокой. Основные элементы структуры и отдельные положения континентальной системы были трансплантированы в XIX и в начале XX в. в многочисленные африканские и азиатские колонии Франции, Бельгии, Голландии, Германии. Во второй половине XX в., когда эти колонии получили независимость, их правовые системы оказались "привязанными" к романо-германской правовой семье.

Романо-германская (континентальная) правовая семья имеет ряд структурных и технико-юридических особенностей, которые восходят еще к римскому праву и к средневековым правовым традициям. В странах континента в отличие от Англии решающую роль в создании права играла не судебная практика, а законодательные и иные нормативные акты королей, в том числе основанные на римском праве. Революции, прокатившиеся в конце XVIII - начале XIX в. по Европейскому и Американскому континентам, содействовали дальнейшему росту авторитета закона. Он превратился в главный источник права и стал при этом основным системообразующим фактором в континентальной правовой семье. Именно закон, а не судебная практика выступил как инструмент в создании единого национального правового порядка и единого режима законности.

Другая специфическая черта континентальной системы - это кодификация, которая рассматривалась как необходимое условие отраслевой организации правовых норм. В кодификациях, осуществленных в XIX в. в рамках континентальной системы права, было реализовано пожелание Вольтера, высказанное им еще в XVIII в.: "Давайте сделаем все законы ясными, единообразными и точными". В кодификационных работах особенно ярко отразился присущий XIX в. экономический и политический либерализм, который предполагал сначала установление общих рамок правового здания, а затем - минимальное государственное вмешательство в частную правовую сферу. Кодексы, по замыслу юристов XIX в., должны были дать четкое определение границ запрещенного и дозволенного.

Континентальная система права отличается от англосаксонской системы не только по своим источникам, но и по внутренней структуре, по основным правовым институтам, конструкциям, по юридической технике. Сама правовая норма рассматривается как абстрактное предписание, как выс-шее правило поведения для граждан и государственных органов. Многие структурные особенности права континентальной системы проистекают еще из переработанного применительно к новым условиям римского права. Так, для стран континентальной системы, как и для римского права, ха-рактерно деление права на публичное и частное. Первое связано с публичным, общественным интересом и соединяет частных лиц под эгидой государственной власти в единый коллектив "ради блага всего общества". Второе ориентировано на отдельных индивидов и связывает частных лиц в процессе защиты своих личных интересов, в том числе от не требующегося в этой сфере государственного вмешательства.



План:

    Введение
  • 1 Возникновение
    • 1.1 Характерисктика политического режима, сложившегося в предвоенной Японии
    • 1.2 Споры о датировании
  • 2 Закрепление тоталитарной власти в Японии
  • 3 Религия и милитаризм
  • 4 Фашистские организации
    • 4.1 Ассоциация помощи трону
    • 4.2 Тосэй-ха
    • 4.3 Кодо-ха
  • 5 Военные преступления милитаристской Японии
    • 5.1 Японские военные преступления в Нанкине
    • 5.2 Разрушение Манилы
    • 5.3 Батаанский марш смерти
    • 5.4 Операция «Су Цин»
    • 5.5 Станции утешения
  • 6 «Отряд 731»
  • 7 Образованные и марионеточные государства
    • 7.1 Великая восточноазиатская сфера взаимного процветания
    • 7.2 Маньчжоу-го
    • 7.3 Мэнцзян
    • 7.4
    • 7.5 Хэбэйско-Чахарский политический совет
    • 7.6
    • 7.7 Правительство «Большого пути» города Шанхай
    • 7.8
    • 7.9
    • 7.10 Государство Бирма
    • 7.11 Азад Хинд
    • 7.12 Вьетнамская империя
  • 8 Влияние японского милитаризма во время Второй мировой войны
  • 9 Конец тоталитаризма
  • 10 Последствия войны и тоталитарного строя
  • Примечания

Введение

Национа́льная поли́тика Япо́нии в ра́нний пери́од правле́ния импера́тора Сёва (первая половина XX века) - деятельность Японской империи в период с 1924 по 1945 год , которая в настоящее время охарактеризовывается как пара-фашистская или милитаристская .

Японской политике того времени свойственна внешняя агрессивность, но режим этот не считается фашистским, так как он кардинально отличается от классических примеров фашизма: германского и итальянского.


1. Возникновение

Танака Гиити

Японский экономический кризис 1920 года, являлся последствием участия страны в Первой мировой войне. Обнищание населения и рост безработицы повлекли за собой потерю позиций Японии на азиатском рынке.

12 ноября 1921 года в Вашингтоне прошла конференция, на которой присутствовали все главы стран Западной Европы. Основным вопросом конференции являлся вопрос о власти и морском вооружении на тихоокеанских территориях. В результате позиции и полномочия Японии были ослаблены, а власть США и Великобритании возросла. Подписав «Договор девяти держав», Япония потеряла право нападения на Китай.

В 1927 году Япония, ослабленная финансовым кризисом, сменила власть посредством выборов. 20 апреля премьер-министром стал генерал Гиити Танака, сменивший 25-го премьер-министра Японии Вакацуки Рэйдзиро. Генерал победил в голосовании, устроенном палатами Японского парламента. С первых дней правления, Танака проводил политику «крови и железа» или - как позже назовут - шовинизма. Также новый премьер советовал императору Хирохито (Сёва) принять его план, в котором содержались пункты, в которых говорилось, что, придерживаясь программы Гиити Танаки, Япония начнёт войну с такими державами, как СССР, Китай, США, Великобритания и др. Но, несмотря на это, император принял план, тем самым развязав руки генерала Танаки и открыв ему путь во внешнюю политику.

Император Хирохито. 裕仁

Меньше чем через год первый пункт плана стал реализовываться - началась интервенция в Китае. Как таковой войны не наблюдалось, но всё же велись каждодневные стычки сторон. Это добавило множество бед Японии, и император Хирохито отправил генерала Танаку в отставку. Премьером стал Осати Хамагути.

Однако, несмотря на отставку Танаки, в 1931-м году Япония совершила вторжение в Маньчжурию, захватив её. Также возобновились стычки с китайской армией.

Япония уже была националистской - власть не признавала могущество других держав, кроме своей. Доказательством этого является речь министра иностранных дел Японии Ёсукэ Мацуока, которую он произнес в 1933 году на трибуне Лиги Наций:

Через несколько лет мы будем поняты миром, как им был понят Иисус из Назарета… Миссия Японии состоит в том, чтобы руководить миром духовно и интеллектуально… Япония станет колыбелью нового мессии.

- Ёсукэ Мацуока. 1933 год, собрание Лиги Наций.

В 1936 году Япония официально заявила о несогласии с обязательствами, которые были приняты на Вашингтонской конференции. Среди них были:

  • Соблюдать статус-кво на Тихом Океане.
  • Соблюдать нейтралитет тихоокеанских островов.
  • Соблюдать договор об ограничении морского вооружения.
  • Не строить линкоры с водоизмещением свыше 35 тыс. тонн.
  • Соблюдать суверенитет Китая.

Отношения с США и Великобританией ухудшались.

Не все были согласны с такой политикой и в том же году был предпринят фашистский переворот. В нём большую роль сыграл участие «Союз молодого офицерства» (союз был на стороне фашистов). Переворот удался и к власти пришёл Коки Хирота. Коки Хирота активно «фашизировал» Японию. Помогал ему в этом первый министр Фумимаро Коноэ.


1.1. Характерисктика политического режима, сложившегося в предвоенной Японии

Среди учёных-историков существует как минимум 4 версии по поводу характеристики политического режима Японии 20-х - 40-х гг.:

  1. Фашизм
  2. Пара-фашизм
  3. Шовинизм
  4. Милитаризм

В настоящее время большинство учёных придерживаются последней версии , отрицая наличие фашизма в Японии тех лет.

Те, кто считает режим в Японии тех лет фашистским, ссылаются в первую очередь на то, что в Японии существовали фашистские организации. А после 26 февраля 1936 г., когда эти организации были разгромлены, в Японии, якобы, был сформирован так наз. «фашизм сверху». Этой т. зр. все еще популярна среди японских исследователей.

Ассоциация помощи трону - одна из псевдо-партий Японии, которую некоторые исследователи определяют как фашистскую. Эмблема ассоциации.

Сторонники той т. зр., что в Японии отсутствовал фашизм, приводят следующие аргументы:

  • Политический режим в Японии не имел важнейших черт фашизма, которые характеризовали политические режимы нацистской Германии, фашистской Италии, в некотрой степени к ним можно отнести режимы Испании и Румынии. По мнению большинства исследователей, для характеристики политического режима как фашистского необходимо наличие единой правящей партии и диктатора-лидера партии. В Германии, например, с приходом к власти НСДАП сформировались такая диктатура правящей партии с ее лидером-диктатором во главе.
  • В Японии же, этого не произошло. Фашизм в этой стране существовал исключительно в форме фашистского движения, которое в феврале 1936 г. было разгромлено (по прямому указанию императора), а его лидеры казнены. После этих событий говорить о фашизме в этой стране нет никаких оснований. Более того, в Японии, диктатуры не просто не было, но и быть не могло. Поскольку стремление к диктатуре в японском обществе непременно вступало в противоречие с патерналистским характером этого общества, замыкающегося на «богоподобного» (а значит, харазматичного уже по факту своего существования) императора В пользу отсутствия диктатуры свидетельствует хотя бы тот факт, что в 1942 г. в этой стране проводились выборы в парламент(!) А при отсутствии диктатуры и диктатора нет никаких оснований говорить о характеристике существовавшего в Японии политического режима как фашизма.

Сторонники теории милитаризма выделяют внешнюю агрессивность страны и ссылаются на полное подтверждение характеристик милитаристской идеологии:

  • Внешняя агрессивность по отношению к другим странам.
  • Политика была направлена на увеличение земельной территории и военной мощи.
  • Экономический упадок и ухудшение жилищных норм в стране.

Сторонники теории шовинизма подчёркивают первый пункт и добавляют, что Япония стремилась к силовому превосходству (что свойственно шовинизму).


1.2. Споры о датировании

Из-за постепенного усиления диктатуры в Японии, точного датирования периода нет. Учёные предполагающие идеологию шовинизма, фашизма и пара-фашизма называют 1920 или 1927 года началом периода. 1920 год - как дата мирового кризиса и начало упадка спровоцировавшего медленный рост тоталитарных идей. 1927 год - называют началом, так как в этом году к власти пришёл распространитель милитаризма Гиити Танака.

Историки предполагающие теорию милитаризма датируют начало 1910 годом. Ведь именно тогда Япония аннексировала Корею и пошла по дороге агрессии.


2. Закрепление тоталитарной власти в Японии

и Вторая японо-китайская война.

Киитиро Хиранума

7 мая 1937 года началась Вторая японо-китайская война. Все средства шли на войну. Был принят закон о «О всеобщей мобилизации нации».

1938 год. Кровопролитная война всё ещё идет. Силы у обоих сторон уже на исходе. Японское правительство убеждает армию, что победа близка, но хоть перевес и на стороне Японии, Китай готов к жестокой защите всей страны. Вот что говорил о Второй японо-китайской войне Мао Цзэдун:

Фашисты и империалисты хотят, чтобы войны длились без конца. Что касается нас, то мы хотим положить конец войнам в недалеком будущем.

Мао Цзэдун. О затяжной войне (май 1938 г.)

Наступил 1939 год. По планам Японии, Китай уже должен был быть захвачен. Война слишком затянулась. Вместо Фумимаро Коноэ пришёл Киитиро Хиранума, более жестокий и решительный человек. С ним Япония пошла по пути обострения отношений с западными странами. Из-за этого в мае 1939 года, между японскими войсками с одной стороны, советскими и монгольскими с другой, проходили жестокие боевые действия. В августе того же года, Япония потерпела поражение и Киитиро Хиранума со своим кабинетом ушёл в отставку.

Незадолго до начала войны бывший японский посол в Италии Тосио Сиратори с гордостью писал:

Волны либерализма и демократии, которые не так давно наводняли нашу страну, теперь отступили. Широко принимавшаяся недавно теория государственного управления, которая считала парламент подлинным центром власти, теперь полностью отброшена, и наша страна быстро двигается к тоталитаризму, как основному принципу японской национальной жизни последних тридцати столетий.

Тосио Сиратори. Июнь 1939 года


3. Религия и милитаризм

Синтоизм был важной частью идеологии милитаризма. Взращённая на религии, империя поддерживала тоталитаризм и национализм, так как следуя синтоизму, император - потомок богини Аматэрасу, значит неповиновение ему карается богами. Поэтому народ повиновался пришествию тоталитаризма.

Военные генералы понимали это и пользовались, стараясь подкрепить национальные идеи религией. Особо отмечающими помощь церкви и связь её с народной политикой, считались принц Котохито, Хэйсукэ Янагава, Куниаки Коисо и Киитиро Хиранума.

Продвижение тоталитаризма происходило независимо от воли императора. Согласие его было желательным, но не рассматривалось как необходимое.

Для укрепления власти и пропаганды милитаризма, в 1941 году, японское военное правительство поручило «Ассоциации помощи трону» выпускать брошюры, восхваляющие тоталитарную власть Японии. Одна из самых известных брошюр, называлась «Основные принципы императорского пути». Основывалась она на канонизированной идеологии милитаризма и часто использовалась учителями в школах, как поучение растущему поколению.

После войны, в 1946 году под давлением американских оккупационных властей, император Хирокито издал рескрипт «Нингэн-сэнгэн», воспринятый многими как отречение императора от его «божественности».


4. Фашистские организации

4.1. Ассоциация помощи трону

Ярким примером японского тоталитаризма является бюрократическая «Ассоциация помощи трону» (Тайсэй ёкусанкай , яп. 大政翼賛会 ), существовавшая в 1940-1945 гг. Возглавляли организацию сменяющиеся премьер-министры. Ассоциация главенствовала над другими массовыми организациями (например Молодёжная партия великой Японии). В каждой префектуре был отдел ассоциации, чей административный аппарат сменялся каждый год.

13 июня 1945 года, перед капитуляцией, японское правительство распустило ассоциацию, чтобы создать впечатление о будто бы происходившей в стране либерализации режима.


4.2. Тосэй-ха

Активной фашизацией страны занималась группировка «Тосэй-ха» («Фракция контроля»), во главе которой стоял Хидэки Тодзио. Входили туда генералы и офицеры армии выступавшие за становление в Японии фашизма и агрессивное отношение к другим странам. Среди главных членов армейской группировки стоял не только Хидэки Тодзио, но и такие люди как Кадзусигэ Угаки, Хадзимэ Сугияма, Куниаки Коисо, Ёсидзиро Умэдзу и Тэцудзан Нагата. Соперничала с группировкой «Кодо-ха».

Тосэй-ха попытался представить более политически консервативные (умеренные) элементы в пределах армии, в противоположность радикальному и ультранационалистическому Кодо-ха. В 1940-ом году группировка добилась этого, не меняя власть и работая «консервативно». Фашизм стал национальной идеей, не теряя долю монархизма.


4.3. Кодо-ха

Фракция имперского пути (яп. 皇道派 Ко:до:ха ? ) - фракция в которую входили лица младшего офицерского состава армии Японии. Целью организации было установление военного правительства и продвижение тоталитарных, милитаристских, и экспансионистских идеалов. Фракция никогда не признавалась как политическая партия и имела авторитет лишь в пределах армии. Соперничала с группировкой «Тосэй-ха».

Kодо-ха предполагала возвращение к идеализированной прединдустрализированной, предориентированной на Запад Японии, в которой государство должно было быть очищено от коррумпированных бюрократов, авантюристических политических деятелей, и жадных капиталистов.

Основателями фракци были Садао Араки и Дзиндзабуро Масаки.

В результате усиления и возвышения группировки «Тосэй-ха», Фракция имперского пути, в 1940-ом году пришла в упадок.


5. Военные преступления милитаристской Японии

Во время пребывания у власти агрессивного правительства Императорская армия Японии нередко совершала жестокие военные преступления на захваченных территориях. Преступления носили характер геноцида, так как были направлены на уничтожение «неяпонцев».

5.1. Японские военные преступления в Нанкине

Трупы жетв Нанкинской резни сложенные на берегу Янцзы

В декабре 1937 года, в ходе второй японо-китайской войны, солдаты Императорской Армии Японии зверски убили множество мирных жителей Нанкина, столицы Китайской Республики. По общим меркам погибли около 300 000 мирных граждан и еще около 20 000 женщин (в возрасте 7-60 лет) были изнасилованы. Огнестрельное оружие не применялось. Использовались лишь холодные орудия.

Европейцы оставшиеся в Нанкине организовали комитет, во главе которого стоял немецкий предприниматель Йон Рабе. Этот комитет организовал Нанкинскую зону безопасности.

До сих пор некоторые японские политики отрицают резню в Нанкине, утверждая что все материалы на этот счёт фальсифицированы.


5.2. Разрушение Манилы

В феврале 1945 года, по приказу Токио, отступающие войска японской армии прибегли к разрушению города Манилы. Разрушалась образовательная инфраструктура, узлы связи, административные здания, храмы и жилые дома.

В округе Манилы также происходили разрушения. Активно зачищались деревни и близлежащие монастыри.

По некоторым меркам, число погибших мирных граждан во время инцидента в Маниле составляет более 100 000 человек.

5.3. Батаанский марш смерти

Марш сме́рти на полуо́строве Батаа́н (тагальск. Martsa ng Kamatayan sa Bataan , яп. バターン死の行進 Бата:н си но ко:син ), протяженностью в 97 км произошёл в 1942 году на Филиппинах после окончания битвы за Батаан и позднее был расценён как военное преступление японцев.

Точных оценок жертв нет. Минимальная оценка - 5 тыс. умерших от ран, болезней, голода и обезвоживания американцев и филиппинцев. Максимальная - 54 тыс. человек.


5.4. Операция «Су Цин»

Операция "Су Цин" (кит. 肅清大屠殺 ) - карательная операция японской армии проводившаяся против китайского населения Сингапура.

15 февраля 1942 года Япония официально утвердила оккупацию Сингапура. Оккупационные власти приняли решение полной ликвидации китайской общины. Уничтожались в основном китайцы-участники обороны Малайского полуострова и Сингапура, но под расстрел отправлялись и мирные жители. Операция по зачистке получила название «Су Цин» (с кит. - «ликвидация»). Через фильтрационные пункты прошли все проживавшие в Сингапуре китайские мужчины в возрасте от восемнадцати до пятидесяти лет. Особо опасные, по мнению японцев, индивидуумы расстреливались за чертой города.

Вскоре действие операции распространилось на весь Малайский полуостров. Из-за большого населения, армия не проводила допросы, а сразу уничтожала коренное население. В марте 1942 года операция закончилась, так как большинство военных сил было переброшено на другие фронта. Число погибших точно неизвестно. По разным мнениям цифры колеблются от 50 до 100 тысяч погибших.


5.5. Станции утешения

«Ста́нции утешения» (В некоторых источниках "Станции комфорта") - бордели, работающие с 1932 по 1945 год на оккупированных Японией территориях Восточной и Юго-Восточной Азии. Заведения обслуживали солдат и офицеров японской армии.

Станции устанавливались чтобы уменьшить число изнасилований местных женщин японскими солдатами. Такого рода поведение могло распространить среди солдат венерические заболевания и спровоцировать местное население поднять мятеж. Поначалу девушки нанимались в Японии добровольно. Но вскоре спрос на станции увеличился и использоваться стали заключенные насильно филиппинские и индонезийские девушки.

Общее количество станций на всей оккупированной территории - 400 штук. Через них прошли по разным меркам от 50 до 300 женщин. В некоторых местах количество клиентов для одной девушке достигало до 60 солдат.

Многие заключенные девушки уходили из жизни посредством суицида. Не смотря на очевидность преступления, современные власти Японии частично отрицали факт геноцида и военного преступления.


6. «Отряд 731»

«Отряд 731» (яп. 731部隊 нанасанъити бутай ? ) ; кит. трад. 七三一部隊 , упр. 七三一部队 , пиньинь qīsānyāo bùduì , палл. цисаньяо будуй ) - отряд японских вооруженных сил, специализирующийся на исследованиях биологического оружия. Стал известен благодаря опытам над живыми людьми. Проводились совершенно различные опыты: проверка биологического оружия; испытание вакцин от сыпного тифа, холеры, сибирской язвы и дизентерии; исследование венерических заболеваний (на женщинах и их плодах); а так же исследования действий на человека обморожения, ядовитого газа, обезвоживания и т. д. Известно что «Отряд 731» занимался вивисекцией живых людей.

Так же солдаты отряда занимались утилизацией останков подопытных - тела сжигали в особых крематориях.

По сути, «Отряд 731» являлся аналогом германского «Аненербе», с той лишь разницей, что отряд был узко направлен на изучения в области медицины.


7. Образованные и марионеточные государства

Японское военное правительство во время Второй мировой войны часто создавала на оккупированных территориях марионеточные государства. Это было удобно для дальнейшего захвата земель, так как эти государства обеспечивали армию людьми, продуктами и открывали плацдарм для наступления.

7.1. Великая восточноазиатская сфера взаимного процветания

Вели́кая восточноазиа́тская сфе́ра взаи́много процвета́ния («Старое письмо» (кюдзитай): 大東亞共榮圈, «новое письмо» (синдзитай): 大東亜共栄圏 Дай-то:a Кё:эйкэн) - проект, созданный и продвигавшийся правительством и вооружёнными силами Японской империи в период правления императора Хирохито. Проект основывался на желании создать «блок азиатских народов, возглавляемый Японией, и свободный от западных держав». Как утверждала официальная пропаганда, целью Японии являлось «сопроцветание» и мир в Восточной Азии, в свободе от западного колониализма. В сферу кроме Японии, также входили ниже перечисленные страны.


7.2. Маньчжоу-го

Маньчжо́у-го (Госуда́рство Маньчжу́рия , кит. 大滿洲帝國 - «Даманьчжоу-диго» (Великая Маньчжурская империя)) - государство образованное на оккупированной территории Маньчжурии. Существовало с 1 марта 1932 года по 19 августа 1945 года. Солдаты этой империи активно участвовали в боевых действиях на реке Халкин-Гол. Столица - Синьцзин.

Империя полностью подчинялась японскому правительству и следовала милитаристской идеологии. Но в связи с тем, что империя была политически настроена против антигитлеровской коалиции, не все страны признавали Маньчжоу-го как полноценную страну. В списке стран признавших Маньчжоу-го, большинство составляют страны Оси.

В ходе советско-японской войны СССР уничтожил Маньчжоу-го, а территория в 1949 году вошла в состав КНР.


7.3. Мэнцзян

Респу́блика Мэнцзя́н (кит. 蒙疆 ) была создана на оккупированной территории Внутренней Монголии, в 1936 году, в ходе войны с Китаем. Столица - Чжанцзякоу.

Национальная армия Мэнцзяна (НАМ), состоящая в основном из уроженцев Внутренней Монголии, осуществляла поддержку японской армии в районах Северного Китая и боролась с армией Монгольской Народной Республики.

В 1945 году в результате Советско-японской войны республика была ликвидирована.


7.4. Антикоммунистическое правительство Восточного Цзи

Антикоммунистическое правительство Восточного Цзи (кит. 冀東防共自治政府 ) было образовано в ноябре 1935 года на территории восточной части провинции Хэбэй, которую китайским войскам пришлось оставить в соответствии с соглашением Хэ - Умэдзу. Столица - Тунчжоу. 1 февраля 1938 года было поглощено Временным правительством Китайской республики.


В результате соглашения Хэ - Умэдзу Китай в 1935 году потерял восточную часть провинции Хэбэй, а в результате соглашения Циня - Доихары - провинцию Чахар. В 1936 году китайский генерал Сун Чжэюань сформировал на оставшихся частях провинций Хэбэй и Чахар Хэбэйско-Чахарский политический совет (кит. 冀察政务委员会 ). Хотя японцы и считали это первым шагом на пути к отделению от Китая пяти северных провинций, на самом деле этот совет стал способом сохранения их под властью Китая при формальной демилитаризации этих территорий. Совет был официально распущен 20 августа 1937 года.


7.6. Временное правительство Китайской республики

Временное правительство Китайской республики (кит. 中華民國臨時政府 ) было образовано 14 декабря 1937 года на оккупированной японцами территории северного Китая. Столица - Пекин. 30 марта 1940 года было поглощено Центральным правительством Китайской республики.


7.7. Правительство «Большого пути» города Шанхай

Правительство «Большого пути» (кит. 上海市大道政府 ) было образовано в ноябре 1937 года в оккупированном японцами Шанхае. После расширения контролируемых Японией территорий в мае 1938 года оно было поглощено Реформированным правительством Китайской республики.


7.8. Реформированное правительство Китайской республики

Реформированное правительство Китайской республики (кит. 中華民國維新政府 ) было провозглашено японцами на оккупированной ими территории Центрального и Южного Китая 28 марта 1938 года. Столица - Нанкин. 30 марта 1940 года было поглощено Центральным правительством Китайской республики.


7.9. Центральное правительство Китайской республики

Центральное правительство Китайской республики (кит. 中華民國 ) было образовано 30 марта 1940 года. Чтобы подчеркнуть его общенациональный характер, японцы распустили все прежние марионеточные правительства, созданные на оккупированных территориях. Столица - Нанкин. Прекратило существование 10 августа 1945 года.


7.10. Государство Бирма

Госуда́рство Бирма́ - государство, образованное на оккупированной Японской империей территории Бирмы. Существовало с 1 августа 1943 года по 27 марта 1945 года.

Основными целями нападения Японии на Бирму, является вторжение для получения ценного сырья. Нападение удалось и оккупированная Бирма стала марионеточным государством Японии. Но в 1945 году BNA (национальная армия Бирмы) организовала революцию. Без поддержки армии, бирманское правительство пало.


7.11. Азад Хинд

Свобо́дная И́ндия (Азад Хинд) - прояпонское «правительство Индии в изгнании», учреждённое в Сингапуре в 1943 году. Создано индийскими националистами, для освобождения Индии от британского правления. Правитель - Субхас Чандра Бос.

Азад Хинд выпускал свои деньги и почтовые марки, имел свой кодекс. «Свободная Индия» контролировала Андаманские и Никобарские острова, а также часть будущих штатов Манипур и Нагаленд.

Распалось в 1945-ом, после смерти Боса в автокатастрофе.


7.12. Вьетнамская империя

Создание Вьетнамской империи (вьетн. Đế quốc Việt Nam ) было провозглашено 11 марта 1945 года, когда Япония объявила, что возвращает власть над Вьетнамом Бао Даю. Уже в августе империя пала в результате Августовской революции.


8. Влияние японского милитаризма во время Второй мировой войны

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и Тройственный пакт.

Когда фашистская Германия 1 сентября 1939 года напала на Польшу, тем самым развернув Вторую мировую войну, японское правительство во главе с генералом Нобуюки Абэ, объявило, что первоочерёдной задачей Японии, надо считать разрешение китайского вопроса и невмешательство в дела западных стран.

Японская оккупация Китая

Экономика Японии рушилась. Ввели карточную систему. Но несмотря на всё это, армейские генералы и кабинет министров, желающие разбогатеть и захватить соседние земли, жаждали войны.

В 1940 году к власти вернулся Коноэ. Была создана новая экономическая система, при которой экономика перешла под контроль правительства.

В том же 1940 году Япония подписала соглашение с Германией и Италией, в пакте эти три страны предусматривали разделение захваченной территории. Германии и Италии отдавалась Европа и Африка, а Японии Азия. В то время США и Великобритания не вмешивались в дела этих трёх стран и надеялись на нападение Германии на СССР, при условии, что их страны война обойдёт стороной.

13 апреля 1941 года Япония и Советский Союз подписали пакт о нейтралитете. Однако намерения сторон были различны. СССР рассчитывал тем самым уберечь от японской угрозы восток страны. Япония же планировала неожиданно напасть на Советский Союз и захватить весь Дальний Восток.

Так милитаристская Япония вела медленную и хитрую военную партию. Самой масштабной японской операцией следует считать нападение 7 декабря 1941 года на Перл-Харбор (Гавайская операция).


9. Конец тоталитаризма

Ядерный гриб над Хиросимой

После бомбёжек Хиросимы и Нагасаки, 14 августа 1945 года японское правительство заявило о своем намерении принять условия Потсдамской декларации.

2 сентября 1945 года Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Вместе с капитуляцией, был дискредитирован и разрушен тоталитаризм. Япония подверглась оккупации.С самого начала оккупации начались неофициальные суды над военными преступниками. Первый официальный судебный процесс проходил в Токио, с 3 мая 1946 года по 12 ноября 1948 года в Международном военном трибунале по Дальнему Востоку. Процесс вошёл в историю под названием «Токийский».


10. Последствия войны и тоталитарного строя

  • Экономика была полностью разрушена.
  • Началась инфляция.
  • Политику нужно было начинать с чистого листа.

Но кроме этого все большие города были разорены союзническими войсками. Промышленность, транспортные и информационные сети были сильно повреждены. Армия уничтожена и ликвидирована. До 1948 года шли судебные процессы над военными и политическими преступниками. Свыше 500 военных офицеров покончили жизнь самоубийством сразу после капитуляции Японии, но сотни других отправились под Военный Трибунал и по его решению многие были казнены. Император Хирохито не был объявлен военным преступником и официально продолжал править несмотря на то, что оккупация лишила его множества полномочий.

Оккупационные власти, заинтересованные в ослаблении японской державы, провели реформы в экономической, политической, социальной и культурной областях, с целью устранить все элементы бывшего тоталитарного строя и предотвратить повторный вооруженный конфликт с США. В результате реформ бывшая абсолютная монархия преобразовалась в конституционную. Военизированная верхушка была устранена, чтобы окончательно ликвидировать следы милитаризма политики Японии.

Оккупация длилась 7 лет: с 1945 года, по 1952-ой. В 1952 году вступил в силу мирный договор и оккупация была снята.


Примечания

  1. Спорная дата. Начало периода иногда датируется 1910-м, 1921-ми годами.
  2. 1 2 Макаров А. А. Политическая власть в Японии. М., 1988
  3. Алиев Р. Ш. Внешняя политика Японии в 70-нач. 80 гг. М., 1986
  4. О.Танин, Е.Йоган «Милитаризм и фашизм в Японии».
  5. 1 2 3 4 Вадим Елисеефф, Даниель Елисеефф. «Японская цивилизация»; Arthaud, 1974 год. ISBN 978-5-9713-7611-8
  6. 1 2 Головин, Н.; Бубнов, А. Тихоокеанская проблема в XX столетии. Гл. XII: Вашингтонская конференция
  7. 1 2 3 4 Гаджиева Е. А."Страна Восходящего солнца. История и культура Японии"
  8. 1 2 3 4 5 Залесский К.А. Кто был кто во Второй мировой войне. Союзники Германии. - М .: АСТ, 2004. - Т. 2. - 492 с. - ISBN 5-271-07619-9
  9. 1 2 3 Ю. Л. Говоров "История стран Азии и Африки в новейшее время".
  10. [См.: И. Мазуров. Японский фашизм. М., 1996]
  11. Сторонники этой теории рассматривают версию, что становление милитаризма началось с оккупации Кореи, в 1910-ом году.
  12. Установление фашистской диктатуры в Японии - history.kemsu.ru/oldversion/PUBLIC/govorov/gov_2-1-3.htm
  13. 1 2 3 Симс, Ричард (2001). Японская политическая история начиная с Реставрации Мэйдзи 1868-2000. Palgrave Macmillan. ISBN 0-312-23915-7., страница 193
  14. 1 2 Bix, Herbert. (1982) «Rethinking Emperor-System Fascism» Bulletin of Concerned Asian Scholars. v. 14, pp. 20-32.
  15. 1 2 En. Wikipedia/Statism in Shōwa Japan; раздел «State religion».
  16. 1 2 3 Танин О., Иоган Е. «Военно-фашистское движение в Японии». М., 1933
  17. «Консервативная революция в Японии: политика и идеология»; Диссертация. - www.lib.ua-ru.net/diss/cont/126501.html
  18. Советская военная энциклопедия в 8-ми томах, том 7-ой.
  19. Гарри, Мейрон (1994). «Солдаты Солнца: Возвышение и Падение Имперской японской Армии». Случайный Дом; выпуск Перепечатки. p. 191. ISBN 0-679-75303-6.
  20. Iris Chang. The Rape of Nanking: The Forgotten Holocaust of World War II
  21. Japan rules out new apology to "comfort women" | World news | The Guardian - www.guardian.co.uk/world/2007/mar/05/secondworldwar.japan
  22. «Чума от дьявола (Китай 1933-1945)» - supotnitskiy.ru/book/book3-34.htm (глава из книги «Очерки истории чумы» - supotnitskiy.ru/book/book3.htm - авторы Супотницкий М. В., Супотницкая Н. С.)
  23. Согласно транскрипционной системе Палладия. Написание подтверждено авторитетными источниками.
  24. 1 2 История войны на Тихом океане (в пяти томах). т. 1, М., 1957,стр. 337-358
  25. 1 2 3 Мазуров И. Японский фашизм: теоретический анализ политической жизни Японии накануне Тихоокеанской войны. - М., 1996.
  26. Клавинг В. В. «Япония в войне». - М.: Издательство «АСТ», 2004.
  27. Гольдберг Д. И. «Внешняя политика Японии в 1941-1945 гг». М., 1962
  28. Мерников А. Г., Спектор А. А. «Вторая мировая война»; Минск, «Харвест» 2007.
  29. 1 2 Хатори Такусиро. Япония в войне, 1941-1945. - СПб.: Полигон, 2003.
  30. Брукс Л. За кулисами японской капитуляции. М., 1971
  31. Яно С. Японская экономика на пороге ХХI в. М., 1972
  32. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. - М: Юрид. Лит, 1989
  33. Мещеряков А. Н. Развесистая сакура или Япония в свете застоя. - Восток, 1991, № 1
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии, Фашизм , Политика Японии .
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike .

Что еще почитать