Все о новой системе федеральной службе расследований. В россии появится федеральная служба расследований

Уже осенью этого года в России будет создан аналог американского ФБР — Федеральная служба расследований (ФСР), объединяющая следственные органы всех силовых ведомств под одной крышей.

Как стало известно, создание нового ведомства принципиально одобрено на самом высшем уровне. Главный вопрос, который предстоит решить Кремлю в ближайшие месяцы, — кто возглавит вновь создаваемую службу. Вопрос, впрочем, несложный: оба из называемых претендентов, глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин и руководитель Следственного комитета (СК) при МВД Алексей Аничин, - однокурсники Владимира Путина, а значит, при любом выборе Кремль сохранит максимальное влияние на следственные органы, пишет РБК daily .

Впервые проект закона «О Федеральном следственном комитете» был разработан еще в начале 1990-х годов руководителем Государственно-правового управления президента РФ Сергеем Шахраем. Однако тогда политическая ситуация не располагала к серьезным реформам правоохранительных органов. В 2001 году к идее создания «русского ФБР» вернулся тогдашний замглавы администрации президента Дмитрий Козак, который отвечал за разработку и реализацию судебной реформы. Но и к нему не сильно прислушались: резко против следственной реформы выступил генеральный прокурор Владимир Устинов.

Впрочем, именно усиление политической роли Генпрокуратуры впоследствии косвенно поспособствовало созданию ФСР. Для ослабления прокурорских амбиций в прошлом году из органов прокуратуры был выделен Следственный комитет при прокуратуре (СКП). Сразу после его создания чиновники всех уровней стали заявлять, что в будущем следствие всех силовых ведомств необходимо будет объединить.

Пока указ о создании ФСР еще не подписан. Однако, по словам источника в Генпрокуратуре, это уже решенный вопрос. «Создание ФСР просто было решено перенести на период после выборов нового президента России, летом будут решены последние организационные моменты, уже к сентябрю новое ведомство должно появиться», — пояснили в Генпрокуратуре. Что же касается штатного расписания, расположения и других организационных моментов создания новой службы, то все они сейчас в проработке. Известно лишь, что зарплата следователя ФСР будет на порядок выше сумм, которые получают нынешние следователи. И заниматься новое ведомство будет расследованиями всех уровней, как федерального, так и регионального.

Как сообщил источник в МВД, на прошлой неделе личному составу ведомства было объявлено о предстоящих изменениях. Реформа милицейского следствия начнется со Следственного комитета (СК) при МВД РФ. На базе двух его управлений — по расследованию организованной преступной деятельности против экономической безопасности и по расследованию организованной преступной деятельности против общественной безопасности — будет создано единое Главное следственное управление (ГСУ). В дальнейшем ГСУ должно войти в ФСР, куда к тому времени уже перейдет в полном составе Следственный комитет при прокуратуре РФ и его региональные представительства. Вслед за прокурорскими и милицейскими следователями под крыло ФСР перейдут сотрудники ФСКН и ФСБ.

При этом непростая интрига уже закручивается вокруг должности руководителя ФСР. На это кресло нацелен нынешний глава СКП Александр Бастрыкин. В Кремле ранее не раз отмечали, что ему изначально было обещано соответствующее повышение. Однако в милицейском ведомстве считают, что ядром ФСР должно стать именно их следствие, поскольку следователей МВД гораздо больше, чем прокурорских. А возглавит ФСР, по словам источника в МВД, нынешний руководитель СК при МВД РФ Алексей Аничин.

В настоящий момент, пояснили в Генпрокуратуре, вопрос о кандидатуре главы нового следственного органа рассматривается в Кремле. Рассуждать о том, кто из этих двух фигур пользуется наибольшим расположением, довольно сложно. И Аничин, и Бастрыкин — сокурсники Владимира Путина по юрфаку ЛГУ, все трое окончили его в 1975 году (двенадцатью годами раньше избранного президента Дмитрия Медведева).

Кадровые проблемы в новом ведомстве должны быть решены как можно скорее, иначе аппаратные конфликты могут и вовсе затормозить создание ФСР, считает замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. Впрочем, эксперты уверены, что даже в случае одновременного попадания обоих силовиков в руководство ФСР особых проблем не будет. «Пусть лучше они соперничают под одной крышей, нежели это будет соперничество целых ведомств», — считает председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена.

Федеральная служба расследований РФ

Федеральная служба расследований Российской Федерации (ФСР РФ) - Российская силовая структура которая как ожидается, осенью 2008 года обьединит в себе следственные органы всех силовых ведомств,тем самым став аналогом американского ФБР. Работу новая структура должна начать в сентябре 2008.По мнению РБК Daily, на пост главы ФСР претендуют два сокурсника Путина - глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин и руководитель Следственного комитета при МВД Алексей Аничин. Оба предполагаемых кандидата, оставляют правительству возможность максимально эффективно влиять на следственные органы. викифицировать нет иллюстраций нет интервики заготовка

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Федеральная служба расследований РФ" в других словарях:

    Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере воздушного (гражданской авиации), морского (включая обеспечение безопасности… … Википедия

    ФСНП России … Википедия

    - (Ространснадзор) федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере воздушного (гражданской авиации), морского (включая обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морских рыбных портах),… … Википедия

    Флаг Росфинмониторинга Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) федеральный орган исполнительной власти России, уполномоченный приниммать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём … Википедия

    Эмблема ФСНП России Вымпел ФСНП России Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России) подчинённый непосредственно Президенту правоохранительный орган России, существовавший с 1992 по 2003 год. Содержание … Википедия

    Служба военной контрразведки Militärischer Abschirmdienst (MAD) Страна … Википедия

    Федеральная резервная система США - (Federal Reserve System) Федеральная резервная система США это система банков, выполняющая роль центробанка США Федеральная резервная система США: предпосылки и история создания, закон о Федеральном Резерве, функции, Центробанк США, связи с ЦБ РФ … Энциклопедия инвестора

    Спецслужба неофициальный (отсутствует в текстах законодательных актов России и иных стран) термин, который со второй половины XX века может использоваться в узком смысле «специальной службы для ведения разведывательных действий» или… … Википедия

    United States Secret Service … Википедия

В последние несколько дней активно обсуждаются слухи о грядущем создании нового следственного органа, некоего аналога американского ФБР - федерального бюро расследований. Скорее всего, называться новая структура будет Федеральная служба расследований - ФСР.

Этим шагом будет логично завершена реформа следственных органов, начатая в сентябре прошлого года. Тогда у прокуратуры были изъяты следственные функции и переданы во вновь созданный Следственный комитет, формально входящий в структуру органов прокуратуры.

В ближайшее время - до конца года - должно произойти слияние следственных управлений прокуратуры, МВД, ФСБ и Госнаркоконтроля. Таким образом всё следствие будет объединено под одной структурой, как в большинстве современных стран.

Последствия этого будут достаточно серьезны. Надзирающим органом, как и прежде, останется прокуратура, при этом ее полномочия по надзору будут восстановлены в полном объеме. Сокращение полномочий произошло после создания СК: логика законодателя в том, что СК и прокуратура являются единой структурой и общие нормы надзора в данном случае неприменимы.

Статус новой структуры вызывает большие вопросы. Мне кажется что произойдет еще большее разделение следствия и дознания, при этом в следствии останется куда меньше дел, чем сейчас. Давно ходят слухи о том, что уголовные дела средней тяжести и менее тяжкие целиком будут переданы дознанию, а в следствии останутся только тяжкие и особо тяжкие.

Объединение следователей столь разных структур не может не привести к уравниванию их в правах. Даже сейчас зарплата и полномочия бывших следователей прокуратуры не идут ни в какое сравнение не только с работниками милиции, но и ФСБ. Несомненно, в новой структуре будет лучше, чем в милицейском следствии сейчас, но особых привилегий ждать не приходится.

Борьба разразится за руководство новым органом. Концентрация всего следствия - государственного преследования важных преступлений - в одних руках это очень лакомый кусок власти.

Депутат Госдумы А. Хинштейн, известный своими тесными знакомствами с руководителями федеральных правоохранительных структур, так высказывался по этому вопросу:

Вопрос в том, насколько верна информация, что решение принято на высоком политическом уровне. У меня подтверждений этому пока нет.

Впрочем, сегодня самостоятельный орган следствия просто необходим, потому что то, что произошло с появлением СК, - мера половинчатая, не давшая положительного результата. При создании ФСР необходимо восстановить функции реального надзора у прокуратуры, потому что перегибов в сторону того или иного субъекта быть не должно.

Сама служба, полагаю, будет выглядеть так: все следственные органы четырех ведомств будут выведены из штата и образуют собой новую структуру. Как внутри нее они будут делить свои обязанности - пока не ясно. Но очевидно, что по направлению и профилю своей работы.

ФСР - это ведомство, которое объединило бы следственные подразделения всех силовых структур - МВД, ФСБ, Наркоконтроля и др.

Впервые проект закона "О Федеральном следственном комитете" был разработан еще в начале 1990-х годов руководителем Государственно-правового управления президента РФ Сергеем Шахраем. Затем в 2001 году к идее создания "русского ФБР" вернулся замглавы администрации Президента Дмитрий Козак. Тогда резко против следственной реформы выступил генеральный прокурор Владимир Устинов. Отмечу, что в 2003 году, когда идея создания ФСР вновь активно обсуждалась, на пост ее главы прочили другого однокурсника Путина - Виктора Черкесова, занимавшего тогда пост полпреда Президента в Северо-Западном федеральном округе. Обсуждение необходимости создания ФСР в 2003 году прекратил Президент, который на встрече с силовиками в Кремле заявил, что «реорганизация структуры силового блока завершена и никаких дополнительных изменений здесь не требуется». Путин предложил «прекратить все разговоры» и просто «наладить эффективную работу». После этого вплоть до января 2007 года все дискуссии о ФСР не велись, пока по этому поводу не заговорил возглавивший Генпрокуратуру Юрий Чайка. Решение о создании единого следствия было окончательно принято в Кремле. А вскоре проект создания ФСР начал осуществляться, и первым он ударил по Генпрокуратуре. В сентябре 2007 года начал работать Следственный комитет при прокуратуре РФ. Указ о создании ФСР еще не был подписан, однако, считалось, что это уже решенный вопрос. Создание следственного "суперведомства" решили перенести на период после выборов нового Президента России, и к сентябрю 2008 года оно должно было уже появиться. На пост главы ФСР претендовали два сокурсника Путина: Александр Бастрыкин и Алексей Аничин.

Но в связи с нестабильной экономической ситуацией в России, вопрос о создании ФСР отложен в долгий ящик.

А.Александров, доцент кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России в Журнале «Законность» еще в 2002 году привел аргументы в пользу и против создания ФСР. Ниже я привожу основные положения этой статьи.

Сторонники идеи создания ФСР подтверждают необходимость создания такого ведомства следующими аргументами:

  • 1)преодоление межведомственных интересов. Не будет споров о подследственности уголовных дел.
  • 2)концентрация следователей в одном ведомстве повысит управляемость следственных подразделений в масштабах всей страны. Речь идет об укреплении вертикали власти. Намечается, что сама служба станет самостоятельным органом власти, входящим в правительство, но подчиняться будет непосредственно президенту.
  • 3)исключатся попытки "монополизировать" ведение дел и тем самым "улучшать" статистику раскрываемости. Иными словами, полагают, что при ФСР не будут укрывать сообщения о преступлениях.
  • 4)подведомственные следователи якобы настроены на придание уголовным делам обвинительного уклона. Следователи же ФСР такого уклона будут избегать.

Все это в совокупности должно повлиять на исход борьбы с преступностью.

5)Создание ФСР коренным образом не решит проблем с укрывательством преступлений. Дело в том, что в этом бывают заинтересованы не следователи. Вернее не только они. А оперативные службы? А руководство правоохранительных органов, которые в целом отвечают за состояние преступности на подведомственной территории?

Существуют и контраргументы созданию ФСР:

  • 1) Межведомственные интересы как были, так и останутся. Просто противоречия проявятся в других формах. Речь идет о противоречии следственных и оперативно-розыскного аппаратов. Вертикаль власти - это, конечно, хорошо. Но тогда, следуя логике реформаторов, надо наряду с единым следственным органом создавать, и единый оперативно-розыскной. А там и до единого полномочного органа дознания дело дойдет.
  • 2) Споры о подследственности с созданием ФСР не прекратятся. Они будут возникать между органами дознания, между ними и органом «предварительного следствия». Кто их будет решать? Кто и кому будет поручать производство дальнейшего следствия? У лица, которое будет это решать должна быть альтернатива. Особенно если есть основания подозревать ФСР в необъективности, предвзятости.

Монополия на предварительное следствие вредна, как всякая монополия. Я вижу в создании ФСР угрозу эффективности надзора за исполнением закона органами предварительного следствия.

  • 3) встает вопрос и о специализации следователей. Нельзя быть следователем-универсалом. При существующей организации следствия такая специализация есть. Кроме того, внутри каждого ведомства есть еще более узкая специализация (например, уголовные дела о преступлениях на транспорте). Зачем же ломать этот устоявшийся порядок разделения труда следователей и потом заново воссоздавать его внутри ФСР?
  • 4)главная опасность в создании ФСР видится в нарушении взаимодействия опер-роз служб и следственного аппарата. Внутри ведомств такое взаимодействие сейчас худо-бедно существует. Споры между ними разрешаются соответственными должностными лицами. Выведут из ведомства следствие, и этого взаимодействия не будет. ФСР будет изолировано от опер-роз информации.
  • 5)Откуда взять кадры? Из опыта предыдущих попыток отобрать следствие у того или иного ведомства известно, что его руководство стремится всеми силами сохранить хорошие кадры. Следователей переведут на другие должности в этом же ведомстве.

Очевидно. Кадровой основой ФСР будут следователи МВД. Их просто назначат.

6)Откуда брать деньги на создание и содержание ФСР? У государства нет средств, чтобы создать единый эффективный заменитель всем ныне существующим ныне органам предварительного следствия.

Таким Образом, ограничились пока созданием Следственного комитета при прокуратуре РФ. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", предусматривающего создание Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации

По мнению Александрова, если есть проблемы - надо решать проблемы, а не создавать новое ведомство по решению проблемы. Потому что результат будет один - создание нового ведомства. И только. Вместо того чтобы качественно изменять сам способ досудебного производства по уголовным делам, предполагается создать очередной монстрообразный орган предварительно следствия.

СК, возможно, перестанет быть самостоятельным и станет частью новой объединённой структуры - Федеральной службы расследований. В самом Следственном комитете слухи о реорганизации опровергают.

По данным телеграм-канала Mash, на совещании с руководителями управлений центрального аппарата СК РФ, Главного следственного управления и начальниками региональных управлений председатель СК Александр Бастрыкин сообщил, что ведомство, отметившее в 2017 году десятилетие, до июля 2018 года будет ликвидировано.

Часть следователей уйдёт работать в прокуратуру, а остальные, кто пройдёт переаттестацию, попадут в объединённую следственную структуру - Федеральную службу расследований (ФСР), положение о создании которой сейчас разрабатывается в Администрации Президента РФ, - отметил глава СК РФ.

По словам собеседника Лайфа из Минюста РФ, знакомого с ситуацией, Александр Бастрыкин действительно согласился с чиновниками из президентской администрации, что в нынешних экономических условиях дефицита денег в государственной казне содержать СК РФ будет накладно.

Штатная численность СК России на июль 2017 года составляет 21,1 тыс. человек. На содержание армии следователей только в 2017 году потратили 38,9 млрд рублей, а в последующие два года, если данная структура продолжит существовать, будет потрачено 37,7 и 37,6 млрд рублей соответственно.

Да, слухи об уходе Александра Ивановича Бастрыкина с поста главы Следственного комитета появились осенью прошлого, 2016 года. Тогда появилась информация, что Бастрыкин подал заявление об увольнении на имя президента, - рассказывает собеседник Лайфа в правительстве. - Такой шаг был связан с арестом в конце июля 2016 года замглавы УСБ СК РФ Александра Ламонова, руководителя УСБ Михаила Максименко и замруководителя Главного следственного управления СК РФ по Москве Дениса Никандрова. Их обвинили в получении миллиона долларов от вора в законе Захария Калашова, известного в криминальном мире как Шакро Молодой, за освобождение из СИЗО его приятеля Андрея Кочуйкова (Итальянец). Однако тогда Бастрыкина в отставку не отпустили.

Как отмечает собеседник Лайфа в СК РФ, последние заявления Александра Бастрыкина на совещании 15 декабря 2017 года с руководством СК кажутся серьёзными.

В СК РФ ходят слухи, что историю с миллионами от Шакро Молодого и коррупцию среди подчинённых главе СК в Кремле не оставили без внимания, - говорит следователь.

Стоит также напомнить, что реформа Следственного комитета была инициирована Дмитрием Медведевым. Ещё в 2007 году при Генпрокуратуре был создан Следственный комитет. В январе 2011 года СК стал самостоятельной структурой, которая не относится ни к одной из ветвей власти и подконтрольна непосредственно президенту.

Большая часть профессиональных следователей после реформы из СК РФ перейдёт в созданную ФСР и прокуратуру, которой вернут функции следственного органа, - рассказал Лайфу источник в президентской администрации.

По информации Лайфа, осенью 2018 года в Госдуму РФ поступит законопроект о создании ФСР, куда на работу перейдут следователи из МВД, ФСБ и СК РФ.

Отдельное следствие останется только в Генпрокуратуре, куда перейдут работать наиболее опытные сотрудники СК РФ.

Возглавить его может нынешний заместитель Александра Бастрыкина - генерал-майор юстиции Игорь Краснов, - отмечает источник Лайфа в СК РФ.

А может, и возглавит он и ФСР. Ведь генерал-майор юстиции Игорь Краснов считается одним из лучших российских следователей. Генерал расследовал в 2005 году покушение на Анатолия Чубайса, деятельность радикальной группировки русских националистов - БОРН, убийство судьи Московского городского суда Эдуарда Чувашова и убийство политика Бориса Немцова, - говорит источник.

Как отмечает собеседник Лайфа, следователи Генпрокуратуры получат возможность самостоятельно возбуждать и закрывать уголовные дела, а также вести расследования в отношении определённой категории спецсубъектов: например, тех же следователей ФСР, судей, прокуроров.

Предполагается, что ФСР не будет заниматься абсолютно всеми категориями дел. Её сотрудники будут раскрывать преступления, подпадающие под статьи Уголовного кодекса, которые сейчас закреплены за СК РФ: ст. 290 УК РФ ("Получение взятки"), ст. 105 УК РФ ("Убийство"), ст. 199 УК РФ ("Уклонение от уплаты налогов, шпионаж, терроризм и т.д.").

Согласно проекту создания ФСР, который сейчас прорабатывается, новая служба объединит в себе всё досудебное следствие, которым сейчас занимаются МВД и ФСБ.

Пока в Кремле решается вопрос об ФСР, руководство силовых ведомств успокаивает своих следователей.

Сотрудники нашего следственного департамента, перешедшие в новую службу, только выиграют. У них будет больше зарплата, чем сейчас, они сохранят свои оклады и льготы, а главное - будут расследовать дела по тем статьям УК, которыми они занимались на прежней работе, - признаются в МВД России. - Никто не собирается заставлять следователя из МВД вести дело о шпионаже, а специалиста из ФСБ - о краже курицы. Скорее всего, следователи просто поменяют подчинение, но многие, возможно, даже останутся в прежних кабинетах.

Источники в МВД РФ не исключают, что новую структуру может возглавить нынешний руководитель Следственного департамента МВД РФ генерал-майор юстиции Александр Романов.

Мы никуда не собираемся переезжать, - рассказывает источник Лайфа в МВД. - Основу ФСР составит наш Следственный департамент МВД РФ. Всё равно более 90% всех расследуемых преступлений в стране будут распутывать именно наши сотрудники, а белые воротнички из СК РФ и ФСБ РФ как занимались элитой, шпионами, убийцами серийными и киллерами, так и будут ими заниматься.

В МВД уверены, что очередная попытка организовать ФСР связана с необходимостью ужесточения надзора за законностью при расследованиях, которые будет осуществлять прокуратура.

Впрочем, эксперты считают, что в ближайшие полгода ждать реорганизации правоохранительных структур не стоит. Проводить подобные реформы до выборов не планируется.

В самом СКР слухи о реорганизации опровергли.

Всё это вбросы, не более! Пока журналисты получают информацию от недостоверных источников, мы как работали, так и дальше будем работать, выполняя поставленные перед Следственным комитетом задачи и повышая свою эффективность, - сообщила официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко.



Что еще почитать