Термин "общественная экологическая экспертиза" впервые стал использоваться в конце 80-х гг. прошлого столетия. Первоначально понятие трактовалось в очень широком смысле. В настоящее время термин закреплен на законодательном уровне. Рассмотрим далее, что собой представляет общественная экологическая экспертиза, кем проводится и при каких условиях.
Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных объединений. Инициаторами процедуры могут стать органы территориальной власти. В качестве исполнителей выступают общественные организации, основное направление деятельности которых - охрана природы.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится для предотвращения неблагоприятного воздействия предполагаемой деятельности объекта на окружающую среду, социально-экономических и прочих последствий, связанных с ней.
Указанные цели достигаются посредством оценки выполнения предписаний законодательства, соблюдения требований к разработке проектной документации. В ходе общественной экологической экспертизы проводится анализ качества прогноза воздействия на окружающую среду.
Они закреплены в 19 статье ФЗ № 174. В соответствии с нормой, граждане и объединения вправе:
Организации, осуществляющие экспертизу, вправе:
Общественная экологическая экспертиза проводится после госрегистрации заявления от инициаторов. При поступлении заявки на проверку одного объекта от двух и более общественных объединений может создаваться одна комиссия.
Орган территориальной власти в семидневный срок с даты поступления заявки должен ее зарегистрировать либо отказать в этом. Если в установленный срок не было отказано в регистрации, заявление признается зарегистрированным.
В заявлении общественных объединений указываются следующие сведения:
Он допускается только в случаях, закрепленных 24 статьей ФЗ № 174. Перечень оснований, приведенный в норме, считается закрытым. Отказ в регистрации заявления допускается, если:
Общественная экологическая экспертиза объекта не может проводиться, если сведения о нем составляют тайну, охраняемую законом (государственную, коммерческую и пр.).
Незаконный отказ должностных лиц местных структур власти в госрегистрации заявления влечет ответственность, согласно нормам законодательства.
На федеральном и региональном уровнях общественная экологическая экспертиза проводится только в отношении :
Проверке также подвергается проектная документация:
Если объект ранее получил положительное заключение, в случаях:
Общественная экологическая экспертиза проводится до организации государственной проверки либо одновременно с ней. Соответствующее положение закрепляет 1 часть 22 статьи ФЗ № 174.
Во 2 части этой же нормы, однако, предусмотрено, что общественная экологическая экспертиза проводится независимо от государственной проверки в отношении тех же объектов.
Согласно ч. 4 ст. 22, на экспертов, осуществляющих оценку объектов, распространяются требования, закрепленные п. 2 и п. 5 16 статьи ФЗ № 174.
Этот документ направляется:
Экспертное заключение приобретает силу после его утверждения органом региональной или федеральной исполнительной власти. Оно учитывается при выполнении государственной проверки, если общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении этого же объекта до даты завершения госэкспертизы.
При придании заключению силы на членов комиссии и руководителя распространяются требования, закрепленные статьями 30-34 ФЗ № 174.
Общественная экологическая экспертиза проводится специалистами, обладающими практическими/научными знаниями по рассматриваемой проблеме. Субъекты привлекаются в соответствии с 15 статьей ФЗ № 174.
Экспертом не может являться:
Специалисты, привлекаемые к проведению экспертизы, вправе:
Эксперт должен:
В 1996 г. по инициативе жителей п. Коренево была проведена проверка проекта рекультивации затопленного карьера. Используя результаты экспертизы, гражданам удалось в суде отменить решение о землеотводе и не допустить превращения карьера в место размещения отходов.
В том же 1996 г. в г. Сергиевом Посаде было отменено решение о возведении завода по переработке ракетного топлива. Вместе с общественной экспертизой в городе собирались подписи местных жителей против реализации проекта, велась активная кампания в СМИ.
В 1997 г. в г. Троицке местная дума, приняв во внимание мнение населения и рассмотрев заключение общественной экспертизы, отменила ряд решений, допускавших строительство в городе мусороперерабатывающего завода. В процессе экспертизы были организованы слушания, в которых участвовали депутаты и члены комиссии. Заключение было направлено в Минздрав, который сформировал собственную комиссию. По ее решению проект строительства завода был заблокирован.
Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» определяет экологическую экспертизу как «установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологичес ким требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы».
Целью государственной экологической экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.
Зарубежное и международное природоохранные законодательства рассматривают цель экологической экспертизы как воплощение предупредительной экологической политики, подразумевающей оценку экологического воздействия проектов хозяйственного развития на окружающую среду и активное участие общественности на всех стадиях проведения экологической экспертизы.
Задачами государственной экологической экспертизы являются
Организация и проведение всесторонних, объективных научно обоснованных исследований, анализа и оценки объектов экспертизы;
Оценка соответствия объектов экологической экспертизы экологическим стандартам;
Анализ информации об объектах экологической экспертизы и прогнозирование возможных изменений экологической обстановки;
Обеспечение государственного экологического контроля над качеством подготовки проекта объекта экспертизы;
Подготовка объективных научно обоснованных выводов (заключений) экологической экспертизы и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы;
Информирование заинтересованных лиц, общественности и граждан о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой деятельности.
Основными принципами государственной экологической экспертизы являются:
Обязательность;
Научная обоснованность;
Независимость;
Широкая гласность и участие общественности;
Презумпция потенциальной экологической опасности;
Комплексность оценки;
Приоритет экологической безопасности;
Платность экологической экспертизы.
Принцип обязательности является ведущим. Он является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения.
Принцип научной обоснованности, объективности и законности выводов означает, что экологическая экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс и должна производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена не столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий, разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также выполнены прогнозы наиболее эффективных и экологически безопасных условий их реализации в действующих объектах.
Принцип независимости государственной экологической экспертизы означает, что непременным условием ее эффективности является функциональная и финансовая независимость органов, которые организуют экспертизу и экспертов. Эксперты должны иметь преимущественно внештатный статус.
Принцип широкой гласности и участия общественности предполагает доступность информации о ходе проведения экспертизы и о принятых решениях. Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении государственной экологической экспертизы. Формами такого участия могут быть: рассмотрение предложений граждан и общественных объединений при проведении экологической экспертизы, включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения с результатами государственной экологической экспертизы, проведение референдумов и т.д.
Принцип презумпции потенциальной экологической опасности распространяется на любую намечаемую хозяйственную и иную деятельность.
Различают два вида экологической экспертизы: государственную и общественную. Государственная экологическая экспертиза проводится соответствующими органами государственной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза проводится научными коллективами, общественными объединениями, органами местного самоуправления по их инициативе и становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы. Причем общественная экологическая экспертиза может проводиться в том случае, если этот вид деятельности определен их уставами, которые зарегистрированы в установленном порядке.
Различают три основных типа государственной экологической экспертизы: экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов.
В качестве субъектов государственной экологической экспертизы выступают государственные органы и экспертные комиссии. Закон «Об экологической экспертизе» определяет их полномочия на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Данный закон впервые вводит понятие «специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы». Таковыми являются федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения.
Субъектами государственной экологической экспертизы выступают, как правило, три стороны: заказчик, подрядчик (исполнитель) и потребитель.
Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную государственную экологическую экспертизу.
Подрядчиком (исполнителем) обычно является самостоятельная комиссия, подобранная компетентным органом из нештатных экспертов и утвержденная им.
Потребителем является предприятие, организация, учреждение, объекты или документы которых стали предметом экспертного анализа. В ходе дальнейшего развития экспертного процесса, например, при назначении дополнительной или повторной экспертизы, обжаловании заключения экспертной комиссии, т.е. расширении круга эколого-экспертных отношений, число субъектов и их виды могут меняться. В этом случае субъектами экологической экспертизы могут быть:
Представители общественности;
Представители научно-исследовательских и проектных организаций, не входящих в состав экспертных комиссий, но создающих те самые материалы и документы, подлежащие экспертизе,
т.е. фактически проводящих первичную стадию - оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС);
Работники государственных органов контроля и надзора, а также других организаций и учреждений Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), выявляющих первичную информацию о нарушениях действующих законов, норм, правил и стандартов в отношении уже действующих объектов экологической экспертизы;
Персонал, работающий на действующих объектах, подлежащих экологической экспертизе.
Объектами экологической экспертизы являются все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.
Предплановыми материалами является документация информационно-методического характера, содержащая различные характеристики объекта планирования. К предплановым документам относят: прогнозы развития отраслей хозяйства, схемы и планы развития городов и территорий, в том числе районной планировки (застройки) населенных пунктов, комплексные схемы охраны и использования отдельных природных ресурсов, различных зон и территорий.
К предпроектным материалам относятся: материалы выбора площадки строительства (трассы), технико-экономические обоснования (ТЭО), основные положения на строительное проектирование и соответствующие задания, специальные условия на строительное проектирование и т.д.
К проектным материалам относятся типовые и индивидуальные проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений и др. объектов, а также рабочая и сметная документация.
Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат также проекты нормативно-правовых актов, утверждаемых органами государственной власти РФ и ее субъектов, если они затрагивают объекты или деятельность, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
На государственную экологическую экспертизу рекомендуется представлять материалы, содержащие:
Информацию о природной среде (природные условия) и хозяйственном использовании территории, о природоохранных объектах, количественных показателях состояния компонентов экосистем (воздуха, воды, почвы и т.д.);
Оценку существующего экологического состояния территории;
Данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия;
Ограничения по пользованию природной средой;
Прогноз изменений природной среды при реализации проектных решений;
Сведения о социальной среде и здоровье населения;
Оценку последствий воздействия объекта на природную среду и население;
Характеристику и оценку эффективности природоохранных
мероприятий и других мер по предупреждению и снижению негативного воздействия объекта.
Процедура проведения экологической экспертизы включает в себя пять стадий:
1) назначение экспертизы и ее организация;
2) сбор, обобщение, анализ и оценку поступившей информации;
3) формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;
4) представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его руководителем компетентного органа;
5) разрешение споров и проведение повторной (дополнительной) экспертизы.
Основная задача экспертной комиссии или эксперта, проводящего государственную экологическую экспертизу, состоит в сборе, обобщении, анализе и оценке информации. По ряду объектов экспертизы представление подобного рода экологической информации вменяется в обязанность потребителю экспертизы. Что касается особо экологически опасных видов хозяйственной деятельности, на экспертизу в этом случае обязательно должны быть представлены материалы, которые называются «Заявление об экологических последствиях», или результаты проведения оценки воздействия объекта на окружающую среду (ОВОС).
Заключение, подготовленное экспертной комиссией, утверждается руководителем специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, после чего приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы и становится обязательным для всех ее участников. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы.
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта.
Ответственность в области экологической экспертизы возникает в связи с нарушениями законодательства РФ в этой области. Закон «Об экологической экспертизе» устанавливает уголовную, административную, материальную и гражданскую ответственности, включая компенсацию причиненного гражданину морального вреда.
Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется в соответствии с Законом «Об экологической экспертизе» за счет средств заказчика в соответствии со сметой расходов и порядком, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы. Средства перечисляются заказчиком на отдельный субсчет специально уполномоченного органа в области государственной экологической экспертизы. Перечисленные финансовые средства расходуются исключительно на проведение государственной экологической экспертизы в порядке, утвержденном Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с законодательством РФ об экологической экспертизе применяется общепринятая норма: если международным договором РФ установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, применяются правила международного договора. При этом технико-экономические обоснования и проекты, в том числе с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, подлежат обязательной экологической экспертизе наравне с российскими.
2. Оценка экологического риска в процессе производственной деятельности
В Законе РФ «Об экологической экспертизе» любая хозяйственная деятельность признается потенциально экологически опасной. Поэтому учет экологической составляющей при анализе и оценках возможных рисков планируемой деятельности является обязательной частью инвестиций.
Принятие хозяйственного решения на основе анализа экологического риска включает четыре последовательных стадии:
Идентификация видов опасностей для человека и окружающей природной среды хозяйственной и иной планируемой деятельности;
Количественная оценка планируемого воздействия, ранжирование рисков по степени опасности и их учет при подготовке принятия решений;
Принятие решения о допустимости планируемой деятельности для объектов охраны окружающей природной среды;
Осуществление контроля управления состояния окружающей среды и мониторинга планируемой деятельности.
В настоящее время наиболее крупные инвестиции связаны с градостроительными проектами и социально-экономическими программами. Процесс строительства можно подразделить на три основных этапа:
1) оформление и получение прав аренды земельного участка;
2) подготовка проектно-сметной документации;
3) ведение строительных и инженерно-технических работ.
Экологические риски должны быть рассмотрены на самых ранних стадиях обоснования инвестиций, когда решается вопрос возможности приобретения прав аренды земельного участка. При этом учитывается как местоположение площадки, так и предусмотренные бизнес-планом объем и перечень хозяйственных намерений. Анализ экологического риска при выборе площадки должен учитывать все экологические условия, окружающую застройку и планировку территории, транспортные связи, инженерные сети и инфраструктуру обслуживания, наличие зданий и сооружений, а также зеленые насаждения.
Оценка экологических рисков, связанных с планируемыми действиями, учитывает их объем, масштаб, допустимость и возможность реализации на данной территории, а также оценку экологических рисков всей сопутствующей деятельности, обеспечивающей функционирование основного объекта. На данном этапе подготавливаются ограничения и рекомендации для следующих стадий инвестиционно-строительного процесса, выполнение которых позволяет ограничивать или минимизировать риск при их реализации.
При разработке и утверждении проектно-сметной документации основные экологические проблемы связаны с возможными отклонениями от согласованного проектного решения либо с невыполнением ограничений, а также с возрастанием времени и затрат на проектирование и реализацию развития инженерной инфраструктуры.
Строительство на площадке после получения прав землепользования и в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией должно вестись согласно плану-графику строительных и установочных работ. Проект организации строительства должен учитывать все ограничения на строительство, необходимость организации временных подъездных путей и инженерного обеспечения, выполнения требуемых проверок и технических исследований.
Оценка правильности и достаточности определения экологического риска может быть дана через действующие экономические механизмы, которые включают:
Процедуру, проводимую на ранних стадиях обоснований инвестиций при предпроектных проработках, когда оцениваются возможные негативные последствия планируемых намерений по эко
номической, экологической и социальной составляющим;
Процедуру государственной экологической экспертизы, проводимой на стадии градостроительной и проектной документации;
Экологический контроль и мониторинг ведущихся строительных и инженерно-технических работ на соответствие их нормативным требованиям и утвержденному решению;
Лицензирование всех видов деятельности, которые непосредственно или опосредованно могут оказать негативное влияние на окружающую природную среду;
Экологическое страхование предприятия, жизни и здоровья населения от возможных негативных последствий инвестиционной деятельности;
Экологический аудит действующих хозяйствующих субъектов.
Экологическое сопровождение инвестиционной деятельности на всех этапах реализации планируемой деятельности способствует исключению неоправданных рисков.
3. Основы оценки экологического риска для здоровья населения
В настоящее время наиболее актуальной и сложной проблемой является установление связи между воздействием факторов окружающей среды и состоянием здоровья населения. Принято считать, что здоровье человека определяется сложным воздействием целого ряда факторов:
Наследственность;
Образ жизни и наличие вредных привычек;
Социально-экономическое и психологическое благополучие;
Доступность и качество медицинского обслуживания;
Качество окружающей среды;
Санитарно-техническое обеспечение обитаемости.
По мнению экспертов ВОЗ, 23% всех заболеваний и 25% всех случаев рака обусловлены действием факторов окружающей среды. Вклад экологических факторов в риск развития нарушений состояния здоровья населения не постоянен и зависит от вида нарушений здоровья, конкретных географических, социально-экономических и многих других особенностей региона. По данным российских ученых, 49-53% факторов, влияющих на здоровье, относится к образу жизни (курение, употребление алкоголя, злоупотребление лекарствами, характер питания, гиподинамия и т.п.). Вклад генетических и биологических факторов в состояние здоровья населения составляет 18-22%, состояние здравоохранения - 18-20%.
По данным Агентства по охране окружающей среды США, факторы окружающей среды играют ведущую роль в развитии 50% всех злокачественных новообразований. Причем среди факторов канцерогенного риска ведущее место занимают солнечное облучение (риск 1:3) и курение (8:100), т.е. факторы, регулируемые самим человеком. Суммарный вклад этих факторов составляет около 40%.
Загрязнение окружающей среды вносит значительно меньший вклад в канцерогенный риск (от 0,1 до 10%).
В последние годы смертность населения в России резко возросла и в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. Больше всего россиян умирает от болезней системы кровообращения (более 50%), несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний.
Среди причин смерти в экономически развитых странах ведущее место занимают болезни сердца (33,5%), злокачественные новообразования (23,5%), цереброваскулярные заболевания (6,7%), несчастные случаи (4,3%), грипп (3,7%). При этом основной вклад в причины смерти вносят факторы окружающей среды и образа жизни человека. Так, в 1/6 всех случаев смерть обусловлена курением. Вклад данного фактора в риск смерти от заболеваний коронарных сосудов оценивается в 21%, от рака - 30%. Половина всех случаев смерти в результате убийств, самоубийств и автомобильных аварий связана с приемом алкоголя.
Статистики подсчитали, что в новогодние торжества россияне выпивают почти половину «среднегодичной» алкогольной «нормы», составляющей для среднего россиянина 15 литров водки в год. Если же учесть, что статистические данные включают и младенцев, то эта цифра возрастёт, как минимум, на треть. В России по состоянию на 1 декабря 2004 года насчитывалось более 2,6 миллионов алкоголиков.
По данным НИИ наркологии России, до 80% сыновей и до 20% дочерей больных алкоголизмом отцов по достижении зрелого возраста сами заболевают алкоголизмом и наркоманией. Приобщение к алкоголю происходило преимущественно в кругу семьи, на семейных праздниках. Первый бокал шампанского молодёжь пробовала как раз под Новый год или в день своего рождения. Первую рюмку они, как правило, получили из рук родителей или родственников. Систематически потребляющие алкоголь подростки чаще всего приобщились к нему вне дома, в компании сверстников или старших товарищей.
На сегодняшний день россияне тратят 3,7% семейного бюджета на алкоголь и сигареты, а на занятия спортом в 12 раз меньше.
На практике выявление точного вклада того или иного фактора в развитие заболевания в силу их сложных взаимодействий между собой нередко представляет очень трудную задачу. Например, результаты исследований по проекту генома человека показали, что
существует более 200 генов, контролирующих восприимчивость человека к заболеваниям, связанным с воздействием факторов окружающей среды. Индивидуальные различия в чувствительности к большинству ранее изученных вредных факторов, как правило, не превышают 5-10 раз, в то время как к действию канцерогенов чувствительность индивидуумов может различаться в тысячи раз.
Выявление роли тех или иных воздействий факторов окружающей среды в нарушении состояния здоровья населения затруднено огромным многообразием потенциально вредных факторов, с которым и контактирует человек в условиях населенных мест и в производственных условиях. Так, по данным Службы химической информации США, в мире к 2002 году было зарегистрировано свыше 35 миллионов химических соединений, и некоторые из них могут представлять реальную угрозу для здоровья человека. Кроме того, выявление вклада факторов окружающей среды в возникновение заболеваний у человека нередко затрудняется большим числом вызываемых ими вредных эффектов, многие из которых встречаются среди населения и без воздействия анализируемых факторов окружающей среды.
Фактор окружающей среды может играть различную роль в возникновении заболевания. Он может выступать как этиологический, причинный фактор, практически на 100% определяющий развитие конкретного специфического заболевания. В настоящее время примерно 20 видов хронических болезней идентифицированы как вызванные действием определенного фактора внешней среды. Например, болезнь Минамата, связанная с загрязнением морской и речной фауны ртутьсодержащими промышленными стоками, болезнь итай-итай, обусловленная поливом рисовых полей водой, загрязненной стоками, содержащими кадмий, и т.д.
В связи со сложной, многофакторной природой некоторых хронических неинфекционных заболеваний (например, атеросклероза, гипертонической болезни и др.) доказать этиологическую связь между развившимся у человека заболеванием и предшествующим вредным воздействием очень трудно. Однако с помощью эпидемиологических и гигиенических исследований нередко удается выявить и количественно оценить дополнительную вероятность, т.е. риск развития подобных заболеваний для относительно больших групп населения. При этом лишь с определенной долей вероятности мож но предполагать наличие повышенного риска у конкретного индивидуума. В подобных случаях фактор окружающей среды может рассматриваться как фактор риска.
Соотношения между воздействием факторов окружающей среды и нарушениями состояния здоровья могут иметь разный характер. Наиболее простым примером является ситуация, когда сам факт воздействия необходим и достаточен для возникновения заболевания. Например, укус человека больной собакой достаточен для развития бешенства, а воздействие высокой температуры - необходимое условие для возникновения теплового удара. В подобных ситуациях отсутствие воздействия означает нулевой риск.
Воздействие может быть также необходимым, но недостаточным для развития заболевания. Например, согласно современным представлениям механизм химического канцерогенеза включает в себя несколько последовательных стадий: инициация (первичное повреждение клетки), промоция (преобразование инициированных клеток в опухолевые клетки), прогрессия (злокачественный рост и метастазирование), Если вещество обладает только промоторными или только инициирующими свойствами, то этого недостаточно для развития рака.
Другим вариантом причинно-следственных взаимоотношений является случай, когда воздействие достаточно, но не необходимо для развития заболевания. Например, воздействие бензола способно вызвать развитие лейкоза, однако лейкоз может возникнуть и без воздействия этого вещества.
Наиболее характерным для так называемых «экологически обусловленных» заболеваний или заболеваний, вызванных воздействием факторов окружающей среды, является вариант, при котором их недостаточно и необходимо для развития заболевания. К таким заболеваниям относится большинство неинфекционных заболеваний, имеющих сложную, множественную этиологию, и риск их развития зависит от большого числа разнообразных факторов. Сложность анализа подобных ситуаций связана с тем, что высокий уровень заболеваемости может быть связан с другими известными и неизвестными причинами.
Риск возникновения заболевания характеризуется тремя аспектами: вероятность, последствия реализации риска и значимость последствий. В связи с этим риск нередко выражают в виде формулы:
где F - частота событий; С - последствия.
Данная формула важна для понимания особенностей восприятия риска человеком и обществом в целом. Чем больше частота неблагоприятных событий и выраженность их последствий, тем больше величина риска.
экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях.Предварительно оплачивается в полном объеме заказчиком документации, подлежащей экспертизе . Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не превышает 6 месяцев. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта (федерального или регионального уровня соответственно).
Объекты экологической экспертизы федерального уровня указаны в статье 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", регионального уровня - в статье 12. Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются: 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; 3) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов); 4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения; 4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; 5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта ГЭЭ. В случае отрицательного заключения ГЭЭ заказчик вправе представить материалы на повторную ГЭЭ при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Заключения ГЭЭ могут быть оспорены в судебном порядке.
Лица, признанные виновными в нарушении законодательства РФ об экологической экспертизе, могут быть привлечены к административной , гражданско-правовой, материальной , уголовной ответственности.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Мероприятие организуемое и проводимое Федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзор… … Википедия
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными… … Экологический словарь
См. Экспертиза экологическая государственная. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными… … Словарь бизнес-терминов
Государственная экологическая экспертиза Энциклопедия права
Государственная экологическая экспертиза - см. Экологическая экспертиза … Большой юридический словарь
Государственная экологическая экспертиза - деятельность государственных природоохранных органов по выявлению и оценке возможных неблагоприятных для природы и общества последствий планируемых или осуществляемых хозяйственных нововведений и мероприятий, а также вероятных чрезвычайных… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Государственная экологическая экспертиза - система государственных природоохранных мероприятий по проверке соответствия требованиям экологической безопасности проектов, планов и мероприятий в области хозяйственного строительства и использовании природных ресурсов … Словарь по экономической теории
Экологическая экспертиза установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным … Википедия
В России основным составляющим системы экологической оценки является экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами. Экологическая экспертиза основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадиях ее осуществления.
Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей.
То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального природопользования и определение возможности реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ, который вместе с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, Регламентом проведения государственной экологической экспертизы и Положением о нормах оплаты труда членов экспертных комиссий составляет нормативную правовую основу процесса проведения государственной экологической экспертизы.
В развитие Федерального закона «Об экологической экспертизе» многие территориальные комитеты разрабатывают нормативно-правовые и инструктивно-методические документы уровня субъекта Федерации.
Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «Об экологической экспертизе» исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы закреплено за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами.
На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ - Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения - Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).
Передача полномочий по проведению государственной экологической экспертизы субъектам Российской Федерации указанным законом не предусмотрена. Статьей 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация и проведение государственной экологической экспертизы отнесены к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Концептуальное положение о закреплении исключительного права на проведение государственной экологической экспертизы за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами учитывается в таких законодательных актах, как Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации; федеральных законах «О животном мире», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об использовании атомной энергии», «О мелиорации земель», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об уничтожении химического оружия», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также в иных нормативных правовых актах, регламентирующих организацию и проведение государственной экологической экспертизы, общественной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду, и ряде отраслевых документов.
В 1996 г. Правительством РФ утверждено «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы».
Более подробно порядок ее проведения регулируется «Регламентом проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным Госкомэкологией РФ в 1997 году. Регламент определяет порядок представления документации на экспертизу и требования к ней, порядок формирования и работы экспертной комиссии, разграничение ответственности между экспертами - членами комиссии и специально уполномоченным органом, порядок утверждения заключения государственной экологической экспертизы и проч.
Регламент подразделяет все объекты экологической экспертизы на три категории: сложные, средние и простые, и устанавливает сроки, количество привлекаемых экспертов и стоимость проведения для экспертиз каждого уровня сложности. Сложность объекта экспертизы определяет штатный сотрудник специально уполномоченного органа, ответственный за ее проведение (ответственный исполнитель). Однако ни Регламент, ни другие нормативные акты не устанавливают конкретных способов отнесения объекта экспертизы к той или иной категории сложности (например, критериев).
Объектами экологической экспертизы являются:
>проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия;
>нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;
>проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.
Субъектами экологической экспертизы являются:
>законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;
>специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, министерства);
>специализированные неправительственные организации (частные, общественные).
Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов.
Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.
На государственную экологическую экспертизу представляются материалы проектов комплексных и целевых федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, например: проект федеральной целевой программы «Перепрофилирование Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и решение связанных с этим социальных проблем г. Байкальска», проект «Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и перспектива до 2010 года».
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы. Приказом Минприроды №392 от 28 сентября 1995 года установлена форма Заключения государственной экологической экспертизы
Работа экспертных комиссий и экспертов базируется на положениях законодательных и подзаконных актов, отражающих общие требования к охране окружающей природной среды, а также на многочисленных нормативных документах, регламентирующих экологические вопросы при проектировании и строительстве объектов и комплексов всех отраслей экономики.
Они дают рекомендации по применению более прогрессивных технологий и оборудования, наиболее экологически безопасному месту размещения объекта, по снижению воздействия на растительный покров и животный мир, почвы и недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух и т.д. К предусмотренным в документации природоохранным мероприятиям рекомендуют включить в проект дополнительные, в частности, мероприятия по ликвидации последствий возможных аварий.
Так, за счет реализации предписаний заключений Государственной экологической экспертизы (внедрение пылегазоочистных установок, строительство очистных сооружений сточных вод, перевод котельных на газ и т.д.) по 37 проектируемым объектам в Калужской области ожидается снижение (потенциальный предотвращенный экологический ущерб) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 58,818 т/год, предотвращение сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты - на 853 т/год.
После доработки проекта реконструкции сернокислотного производства на АО «Аммофос» в г. Череповце Вологодской области образование пиритного огарка сократилось на 483 т, а выбросы в целом по предприятию - на 58 т/год.
В результате отклонения по результатам экспертизы от реализации объектов предполагаемой хозяйственной деятельности в местах с неблагополучной экологической обстановкой или на лесных землях в Архангельской области предотвращено: заболачивание лесного массива на площади 15,6 га; эрозия почв - 4 га; свод лесов в нерестовоохранных зонах рек - 16 га.
В проекте строительства волоконно-оптической линии связи по территории Республики Марий Эл сохранено 10,5 га лесов первой группы в результате уменьшения ширины отвода под трассу с 6 до 4 м.
В Красноярском крае предотвращено изъятие земель государственного лесного фонда с переводом их в земли, не связанные с ведением лесного хозяйства, на площади 1489 га.
Из-за несоответствия требованиям природоохранительного законодательства, нормативной и инструктивно-методической документации, существенных недоработок по экологическим и техническим вопросам получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования строительства комплекса каталитической гидрогенизации гептила в НИИМАШ в г. Нижняя Салда Свердловской области.
Эффективность деятельности экспертных подразделений выражается в том, что с помощью процедуры государственной экологической экспертизы удается добиться в проектной документации строгого соблюдения требований и норм законодательства, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерация, специализированных нормативных документов.
Так, например, в Иркутской области все проекты автозаправок, гаражей, складов горюче-смазочных материалов и прочих объектов, получивших положительные заключения, обеспечены ливневой канализацией, очисткой производственных и ливневых вод, решен вопрос их дальнейшей утилизации. В проектах отслеживается создание санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, а также проведение мероприятий по благоустройству и озеленению проектируемого объекта.
Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.
Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:
Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:
Нарушениями законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются:
Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог