Традиции и воинские ритуалы внг рф. А тему: “Традиции руского военного этикета. Воинские ритуалы.”. О военной форме одежды

  • Тема 1.1. Здоровый образ жизни как средство обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности
  • Тема 1.2. Основы медицинских знаний
  • Раздел II. Государственная система обеспечения безопасности населения
  • Тема 2.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера
  • Тема 2.2. Система безопасности Российской Федерации
  • Раздел III. Основы обороны государства и воинской службы
  • Тема 3.1. Основы обороны государства
  • Тема 3.2. Воинская обязанность
  • Тема 3.3. Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Планы уроков
  • Тема 1.1. Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности
  • 1. Общие понятия о здоровье
  • 2. Вредные привычки (курение, пьянство и т.Д.)
  • Тема 1.2. Основы медицинских знаний
  • 1. Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах
  • Симптомы и признаки теплового удара
  • Правила оказания первой медицинской помощи при тепловом ударе
  • 2. Первая медицинская помощь при поражениях электрическим током
  • 3. Первая медицинская помощь при переломах
  • 4. Первая медицинская помощь при кровотечениях
  • 5. Навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца
  • Раздел II. Государственная система обеспечения безопасности населения
  • Тема 2.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера
  • 6. Основные меры защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
  • Правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника
  • Тема 2.2. Система безопасности Российской Федерации
  • 1. Нормативные правовые акты Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности
  • 2. Структура и функции системы безопасности рф
  • 6. Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения.
  • Раздел III. Основы обороны государства и воинской службы
  • Тема 3.1. Основы обороны государства
  • 1. Основы законодательства рф об обороне государства и воинской обязанности граждан
  • 2. Вооруженные силы – основа обороны государства
  • Тема 3.2. Воинская обязанность
  • 1. Воинская обязанность граждан
  • Тема 3.3. Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
  • 2. Традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Методические рекомендации по изучению учебного предмета и по организации самостоятельной работы студентов
  • Раздел I. Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности
  • Тема 1.1. Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности
  • Тема 1.2. Основы медицинских знаний
  • Раздел II. Государственная система обеспечения безопасности населения
  • Тема 2.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера
  • Тема 2.2. Система безопасности Российской Федерации
  • Раздел III. Основы обороны государства и воинская обязанность
  • Тема 3.1. Основы обороны государства
  • Тема 3.2. Воинская обязанность
  • Тема 3.3. Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Вопросы для подготовки к зачету
  • Литература
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • 2. Традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

    Боевые традиции армии и флота - это исторически сложившиеся обычаи и моральные правила, ставшие нормой поведения воинов в бою и в мирное время, активно побуждают их образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине.

    Основные боевые традиции Вооруженных Сил:

    Беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, постоянная готовность защищать ее до последней капли крови;

    Верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою;

    Любовь к родной армии и флоту, к своей части, кораблю, верность Боевому Знамени, Флагу корабля;

    Постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину;

    Войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою.

    Верность Боевому Знамени – одна из древнейших традиций многих армий. Древние славяне почитали свои знамена выше всех других символов.

    В настоящее время воины Вооруженных Сил РФ надежно охраняют свои боевые знамена. Для их охраны выставляют пост №1, который доверяется лучшим солдатам, и является одним из самых ответственных постов воинской части.

    Ритуал вручения Боевого Знамени

    В Уставе внутренней службы определен порядок вручения, хранения и содержания Боевого Знамени, а в Строевом уставе Вооруженных Сил Российской Федерации изложен порядок его выноса и относа на место хранения.

    Лицо, вручающее Боевое Знамя, зачитывает Грамоту Президента Российской Федерации, затем вручает командиру части Боевое Знамя и Грамоту. В этот момент оркестр исполняет Государственный гимн Российской Федерации.

    После вручения Боевого Знамени воинская часть проходит перед лицом, вручившим Боевое Знамя, торжественным маршем, затем снова выстраивается на плацу, а Боевое Знамя относится знаменщиком в составе почетного караула к месту его хранения.

    Любовь к оружию, искусное применение его в бою - славная традиция Российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия молодым воинам. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому.

    Воинские ритуалы, традиции русского военного этикета закреплены в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях. Воспитательное воздействие воинских ритуалов заключается в том, что они всегда олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженности при выполнении воинского долга.

    Литература

    1. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл. [Текст] : учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002. – С. 235 – 251.

    Методические рекомендации по изучению учебного предмета и по организации самостоятельной работы студентов

    В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, где бы человек не сталкивался с вопросами выживаемости, вопросами обеспечения безопасности жизнедеятельности, благодаря полученным знаниям мог свободно чувствовать себя независимым в нештатных ситуациях окружающей действительности. Любому человеку необходимо знать и уметь проводить элементарные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи, по защите населения, материальных и культурных ценностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    В результате изучения учебного предмета у студентов должна быть сформирована не просто сумма знаний, позволяющих успешно сдать зачет, но и применять полученные знания в жизни, в различных нештатных ситуациях.

    Учебным планом предусмотрено изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в объеме 108 часов, из них: 78 часов – аудиторные занятия в форме уроков, 30 часов – самостоятельная работа студента.

    В процессе освоения данного учебного предмета необходимо при подготовке к занятиям и закреплению изученного материала:

    Подготовить ответы на контрольные вопросы, для чего следует использовать составленный на занятии конспект, учебник, дополнительные материалы.

    По каждой теме разработаны задания для самостоятельной работы, которые включают контрольные вопросы.

    Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации

    История традиций, обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов уходит своими корнями в глубь веков и оказывает огромное влияние на общество, особенно на военную службу Опора на славные традиции Российских Вооруженных Сил позволяет поднять на новый качественный уровень весь процесс обучения войск и сил флота, вдохнуть свежие силы в работу по воспитанию высоких морально-психологических и боевых качеств защитников Отечества.

    Сущность и содержание воинских традиций и ритуалов

    Военные традиции и ритуалы всегда играли и играют важную роль в становлении и развитии Вооруженных Сил России. Они в значительной степени служили важной предпосылкой блестящих побед в сражениях Русской армии и флота, во многом определяли облик Российской армии и ее личного состава.

    Термин «традиция» (от лат. traditio - передача) характеризует устойчивый, передающийся из поколения в поколение социальный опыт в виде привычек, норм поведения, обычаев, идей, сохраняющийся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции как устойчивые явления общественной жизни распространяются на все ее сферы. В военной области функционируют воинские традиции, под которыми понимаются исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение идеи, правила, обычаи, нормы поведения, связанные с выполнением боевых задач, воинской службой, с обучением личного состава, с бытом военнослужащих. Они выступают важным средством воспитания и обучения военнослужащих.

    Закреплению и распространению воинских традиций служат воинские ритуалы - исторически сложившиеся формы поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Обряды и церемонии являются составными компонентами системы ритуалов. Основным признаком, характерным для воинских ритуалов, являются эмоциональное воздействие, торжественная приподнятость, красота и величественность. Воинский ритуал - это своеобразное зрелище, массовое театрализованное представление, создающее необходимое настроение, эмоционально-психологическое воздействие на людей. С помощью воинских традиций и ритуалов осуществляется связь между прошлым и настоящим, старшее поколение передает молодому свой практический опыт, взгляды и представления, нормы поведения, свои чувства.

    Воинские традиции и ритуалы охватывают три основные сферы воинской деятельности: боевые традиции; традиции обучения и воспитания; традиции воинского быта (см. схему).

    Воинский труд, разнообразный по своему содержанию, проявляется прежде всего в боевой деятельности. В этой сфере осуществляются и боевые традиции. В них раскрывается сущность Вооруженных Сил России как орудия защиты своего Отечества. Соответственно боевым традициям в возвышенной, эмоциональной форме проводятся ритуалы принятия военной присяги, вручения боевых знамен и государственных наград, торжественного чествования героев, торжественно-траурных захоронений павших воинов. Благодаря всему этому материализуются традиции беспредельной любви к своей Родине, братской взаимопомощи и выручки в бою, выполнения воинского долга.

    Высокий уровень подготовки воинов к боевым действиям достигается в ходе боевой учебы еще в мирное время. Важное место в этой сфере учебно-боевой деятельности занимают традиции обучения и воспитания личного состава.

    Ритуалы повседневной учебно-боевой службы, закрепленные в уставах, наставлениях, инструкциях, положениях, позволяют формировать у воинов высокие морально-боевые качества, необходимые для победы в современном бою. Заступление на боевое дежурство, развод и смена караулов, строевые смотры, парады, общие полковые вечерние поверки, учения и боевые стрельбы раскрывают взаимосвязь армейских будней, боевой учебы с условиями боевой обстановки, воспитывают необходимые качества бесстрашного защитника Отечества.

    Значительное влияние на состояние и подготовку войск оказывают традиции воинского быта - уклад и организация повседневной жизни войск, которые связаны с удовлетворением насущных материальных и культурных потребностей воинов.

    Важной особенностью Российской армии было развитие частных воинских традиций и ритуалов, связанных с родом оружия, местами их расположения, присущих отдельным частям. Среди них следует отметить традиции и ритуалы гвардейских частей, характерной особенностью которых являлись близость к императорскому двору, специфическое комплектование их личным составом, высокий уровень боеспособности подразделений, льготные условия прохождения службы личным составом и т.п.

    Особое место в системе традиций и ритуалов в Российской армии принадлежит полковым традициям, способствующим проведению полковых праздников, поддержанию чести мундира полка, проводам убывающих из полка офицеров, встречам и приему молодого пополнения, уважительному отошению к героям-однополчанам, деятельности полковых офицерских собраний и многому другому.

    Перечисленные воинские традиции и ритуалы, охватывающие основные сферы деятельности войск, - участие в боевых операциях, процессе обучения и воспитания, воинский быт - не изолированы друг от друга. Они тесно взаимосвязаны и переплетены. Умелая опора на их воспитательный потенциал позволит целенаправленно вести работу по формированию морально-боевых и нравственных качеств защитников Отечества.

    История развития воинских традиций и ритуалов

    Воинские традиции и ритуалы Российских Вооруженных Сил находятся в постоянном развитии. Этому способствуют самые различные условия: исторические условия жизни; способ комплектования вооруженных сил; общественно-политический характер государства; уровень развития военного дела; национальные качества личного состава; характер войн, которые велись Российским государством.

    История русского народа сопровождалась титанической борьбой за национальную независимость, в ходе которой активно складывались и развивались ратные, боевые традиции. Не меркнет в веках слава бранных подвигов князей Киевской Руси, русских князей Александра Невского и Дмитрия Донского, боярина Дмитрия Пожарского и земского старосты Козьмы Минина. Основу военной организации того времени составляли княжеские дружины. Торжественно и строго проходил ритуал смотра дружины перед выступлением в боевой поход. «Не пощадим жизни своей за землю русскую» - обращался князь к своей дружине. Именно так звучит важнейший из всех военных лозунгов нашего народа, когда он с оружием в руках защищает свою страну.

    В ходе смотра проверялось оружие и снаряжение. Дружинники практиковались в выполнении военных сигналов, производстве различных перестроений, разучивали приемы использования оружия. Князья как самые искусные воины личным примером обучали и воспитывали своих ратников, что стало одной из важнейших традиций для командного состава последующих поколений. Церемония выступления в поход проходила под музыку, колокольные звоны, с благословения священника.

    Воинское ремесло на Руси всегда было делом почетным и многотрудным. Воин должен быть храбр, быстр и решителен, вынослив в походах, искусен в ратном мастерстве. Именно здесь, в княжеских дружинах зародился обряд испытаний воина, оформившийся впоследствии в ритуал посвящения в воины. В ритуал посвящения входил и обряд клятвы на верность князю. В это время на первый план выступали такие качества воина, как его преданность князю, стойкость, неподкупность, готовность к подвигу. Формированию таких качеств способствовали весьма распространенные наказы родителей, односельчан, поучения великих людей, в которых давались советы, говорилось о нормах поведения воина. Так, в «Наставлении отца к сыну» говорилось: «Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди, и роду своему честь добудешь и себе доброе имя. Что мешает лучше быть, чем перед князем умереть доведется.

    Окружающая среда и военные походы формировали воинов-защитников родной земли. В условиях, когда еще не сложилось специальное военное законодательство, регламентирующее военную службу и поведение воина в бою, военные испытания рождали традиции патриотизма, стойкости, товарищества, взаимовыручки и победы в бою. Летопись и литературные источники подтверждают, что еще в Древней Руси начинают складываться традиции почитания стяга, хоругви как воинской святыни, с особой торжественностью проходили ритуалы чествования победителей, захоронения с воинскими почестями и религиозными обычаями погибших в боях ратников и князей.

    Необходимо отметить, что религия, особенно после крещения Руси, освящала самопожертвование человека, примиряла его со смертью, давала надежду на получение небесного венца в случае гибели на поле брани. Такие убеждения способствовали осознанию воином веры -неотъемлемой составляющей воинского духа. Русские воинские традиции не раз приводили к победам в войнах, потому что были освящены именем Бога, что давало сильную поддержку сражающемуся. Был разработан ритуал принятия клятвы на верность царю. Каждый военный человек приводился к крестному целованию - приносил присягу государю «верно служить» и «во всем послушным и покорным быть и делать по его велению». Всякий нарушивший эту клятву признавался теперь не только клятвопреступником, но и вероотступником, так как, целуя крест, брал в свидетели своей верности и преданности царю Бога. Религиозность длительное время выступала важнейшей стороной нравственного облика русского воина и определяла духовное содержание воинских традиций.

    Многие традиции и ритуалы возникли в эпоху Петра I, в период его реформ. «В службе честь» - вот основной завет Петра, вошедший в плоть и кровь каждого воина и положенный в основу многих воинских традиций и ритуалов. В торжественной обстановке, при развернутых знаменах проходил ритуал принятия военной присяги, оформился и получил законодательное закрепление ритуал развода почетного караула. В честь побед русского оружия начали проводиться в те годы триумфальные шествия войск; с боевыми знаменами, под оркестровую музыку совершались церемониальные прохождения полков.

    Петру (принадлежит заслуга создания русского военно-морского флота и формирования флотских традиций и ритуалов, которые начали складываться в ходе морских походов и сражений со шведами. Особое значение в этом имел Морской устав 1720 г., в котором обоснованно излагались славные традиции русских моряков: действовать в морских сражениях с максимальной самоотверженностью; кораблям категорически запрещалось спускать перед любым противником флаги, самовольно выходить из боя, а в случае невозможности защитить судно, вменялось сжигать его. Храбрость экипажа в морской баталии являлась незыблемым правилом поведения.

    Важное место в оценке героизма, подвигов воинов на полях сражений в признании заслуг русского воинства имела традиция боевых награждений. При Петре I начали чеканить специальные медали, которыми награждались участники сражений в память о победах, одержанных над неприятелем. Таких медалей в то время было выбито около двадцати. К примеру, участники первой победы над шведами в море были награждены медалью с надписью «Небываемое бывает». В 1714 г. серебряными медалями были награждены солдаты пехотных полков и матросы за победу в морском бою у мыса Гангут, в котором русский галерный флот разгромил шведскую эскадру.

    Ритуалы вручения наград воинам играли важную роль в их воспитании. Аналогичным по содержанию и значимости был ритуал награждения воинских частей за мужество и храбрость личного состава в боях памятными царскими реликвиями. Наиболее распространенными из них были стяги, штандарты, серебряные оркестровые трубы.

    В Русской армии во все времена высоко ценилась традиция верности боевому знамени. В Древней Руси знамена назывались стягами и служили местом сбора войск. Во время сражения стягами подавались сигналы войскам. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский - геройством. С начала XVI века слово «стяг» постепенно стало заменяться словом «знамя». Роль и значение знамен особенно высоко поднял Петр I. Они становятся подлинным символом воинской чести, доблести и славы. Была разработана единообразная форма знамени, его расцветка и рисунок. От воинов требовалось защищать знамя в бою, не щадя жизни. Утрата воинской святыни считалась величайшим позором и преступлением. Русская военная история знает немало подвигов, совершенных офицерами и солдатами, отстаивающими честь своих знамен.

    Боевые знамена для воинов Российской армии всегда были символом духовного единения людей, символом чести и славы. С боевыми знаменами у них связывались любовь к Отечеству, национальная военная гордость. И в мирное время традиция верности воинскому знамени находит воплощение в практических делах, в успехах боевой подготовки, в безупречной дисциплине, высокой бдительности и организованности. Пост № 1 у знамени части, у флага корабля по праву доверяется лучшим из лучших воинов. Одним из самых почетных поощрений для воина является фотографирование его у развернутого Боевого Знамени части.

    Проходили годы, совершенствовались оружие и боевая техника, развивались тактика и стратегия, но неизменными на протяжении веков оставались героизм и стойкость в бою русских офицеров и солдат, их верность воинскому долгу и незапятнанная честь. Военная история российского Отечества - это богатейшая сокровищница ярчайших примеров мужества, стойкости, боевого мастерства и героизма русских воинов. Боевые подвиги проявлялись в индивидуальных и коллективных формах в наиболее сложных и опасных боевых ситуациях при защите Отечества под руководством замечательных полководцев петровской школы П.А. Румянцева, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, А.П. Ермолова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова и многих, многих других. Все они прекрасно понимали роль и значение боевых традиций и воинских ритуалов в деле зашиты Отечества, в обучении и воспитании войск и многое сделали для их развития и пропаганды.

    Особое место в истории Отечества занимает период социалистического развития страны. Воины Красной армии и Флота продолжали следовать героическим традициям своих славных предков. С особой силой это проявилось в годы Великой Отечественной войны, которые стали новым этапом в развитии традиций массового героизма воинов. Такой любви к Родине, духовной стойкости, героизма и мужества, которые проявили воины армии и флота, защищая свою страну в годы Великой Отечественной войны, история еще не знала. Об этом свидетельствуют примеры беспредельной стойкости защитников Брестской крепости, Одессы и Севастополя, Москвы и Ленинграда, Сталинграда и Новороссийска, мужества и героизма воинов в сражении на Курской дуге, при освобождении Украины и Белоруссии, в битве за Берлин.

    В тяжелейших условиях оборонительных боев наши воины проявили себя настоящими патриотами и на деле показали высокие морально-боевые и нравственные качества. «Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!» - так были сформулированы требования к воинам в приказах народного комиссара обороны. Эти лозунги на разных фронтах трансформировались в конкретные задачи частей и соединений. Так, во время обороны Москвы по всей стране пронесся призыв: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва». В период Сталинградской битвы основным лозунгом был «За Волгой для нас земли нет». История хранит примеры верности воинскому долгу. Высшим проявлением стойкости воинов в боях стал подвиг 28 панфиловцев у подмосковного разъезда Дубосеково, 58-дневная оборона Дома Павлова в Сталинграде и множество других.

    На волне массового героизма родилась гвардия, ставшая олицетворением мужественного служения 62 Родине. Первыми гвардейскими соединениями стали в боях под Ельней 100-, 127-, 153- и 161-я дивизии. Святое чувство патриотизма, любви к Родине, проявившееся в годы войны, стало источником многих морально-боевых качеств советских людей. Среди них: верность воинскому долгу и военной присяге, мужество и стойкость, героизм и воинское мастерство, инициатива и самопожертвование.

    В этом году мы отметили 60-летие Великой Победы над фашистской Германией. Из многих парадов, состоявшихся в Москве, наш народ выделяет два легендарных. Один из них - парад советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года, когда фашистские полчища стояли у стен столицы и Гитлер на весь мир объявил, что он в этот день будет проводить парад своих войск на Красной площади. Не удалось. Прямо на фронт уходили советские войска с Красной площади. Ноябрьский парад 1941 г. стал предшественником парада Победы. Враг был разбит под Москвой, под Ленинградом и в Сталинграде. Знамя Победы водружено над рейхстагом. 24 июня 1945 г. в Москве состоялся исторический Парад Победы, в ходе которого фашистские знамена, захваченные в боях, были повержены к подножию Мавзолея как символ краха фашизма.

    В послевоенные годы в войсках и на флотах установилась благородная традиция - молодые воины принимали присягу, давали клятву на верность Родине у памятников и в музеях боевой славы, в местах героических битв, в присутствии фронтовиков-ветеранов части, корабля, родных и близких, что создавало эффект принятия эстафеты выполнения воинского долга у старшего поколения.

    С принятием на вооружение сложной боевой техники неизмеримо повышалась ответственность каждого воина за освоение своей специальности, четкую и слаженную работу расчета в целом. Во всех частях со сложной боевой техникой в целях более совершенного овладения ею широко использовались ритуалы посвящения в боевую специальность, передачи молодым воинам боевых постов, состязания на лучшего специалиста, лучшее отделение или расчет, закрепление за специалистами военной техники. Широким был арсенал награждений лучших специалистов, расчетов, отделений, взводов и других подразделений. За отличные показатели в боевой и политической подготовке военнослужащие награждались знаками отличия: «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского Флота», в гвардейских частях - знаками «Гвардия», за служебную квалификацию и классность «Специалист 1 (2 и 3) класса», «Воин-спортсмен» и др. Лучшие расчеты, отделения, взводы награждались вымпелами, а части, корабли и соединения переходящими Почетными знаменами, правительственными наградами. Вручение орденов, памятных знамен, других правительственных наград производилось в торжественной обстановке, что воодушевляло воинов на новые подвиги в ратном труде.

    В 1972 году был учрежден Вымпел министра обороны СССР, которым награждались части, корабли, соединения за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении заданий советского правительства и министра обороны.

    Именно в эти годы в подразделениях и частях Ракетных войск стратегического назначения, Войск ПВО, на кораблях Военно-Морского Флота зародились некоторые новые традиции и ритуалы, связанные с несением боевого дежурства. Так, выработке у личного состава высокой ответственности за порученное дело способствовал разработанный ритуал заступления на боевое дежурство. На заранее определенном месте выстраивалась дежурная смена, на правом фланге находились Боевое Знамя части, оркестр. Поименно объявлялись расчеты, заступавшие на боевое дежурство, проверялось знание личным составом своих обязанностей, умение действовать по боевой тревоге. На флагштоке поднимался Вымпел дежурного подразделения. Звучала величественная мелодия гимна. Подразделение торжественным маршем уходило к месту несения боевого дежурства.

    Этот ритуал, с некоторыми особенностями, широко используется в Российских Вооруженных Силах и в настоящее время. Кроме того, в некоторых воинских частях поднимают Вымпел в честь лучшей смены, лучшего боевого расчета (экипажа). Прочно вошел в практику отдельных частей и другой ритуал - торжественное вручение номерам дежурных смен и расчетов памятных лент «100 (200,300) суток боевого дежурства».

    В Сухопутных войсках прочно закрепились такие традиции, как: смело вступать в бой с превосходящим по силе противником; беречь и защищать командира в бою; проявлять отвагу и смелость в бою; выполнять наиболее ответственные задачи, связанные с риском для жизни и т.д.

    В Военно-Морском Флоте каждый матрос в своей флотской службе свято чтит свои традиции. Среди них такие, как: бороться за живучесть корабля до последней возможности; гибнувший корабль последним покидает командир; отдавать воинские почести при прохождении мест героических подвигов отечественных моряков; не спускать флаг корабля перед противником ни при каких обстоятельствах, предпочитая гибель сдаче в плен.

    В Российских Вооруженных Силах идет определенный поиск возможностей для оживления старых традиций нравственного характера, связанных с православной религией.

    Успехи армии как школы боевой и духовно-нравственной подготовки защитников Отечества во многом зависят от ее способности следовать лучшим традициям прошлого, внимать мудрым заповедям и советам лучших ее представителей. Эти традиции, заповеди и советы могут быть результативны лишь в том случае, если будет использоваться весь арсенал форм, методов и средств духовно-нравственного воздействия на воинов.

    1. Во вступительном слове, отмечая актуальность темы, следует подчеркнуть, что в условиях духовного возрождения Российской армии исключительно важную роль играют воинские традиции и ритуалы.

    2. При изучении первого вопроса необходимо, используя схему, тщательно рассмотреть содержание воинских традиций, на конкретных исторических примерах показать их воплощение в жизни армии и флота, а также своей части и подразделения.

    3. При раскрытии второго вопроса важно проанализировать историю развития воинских традиций и ритуалов, обратив особое внимание на те из них, которые прочно вошли в практику части.

    4. В заключение занятия необходимо сделать выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к беседе и изучению литературы.

    1. Брычков А. Православные традиции и национальная безопасность России // Ориентир. - 2002. - № 9.

    2. Грунтовский И. Высокое звание - российский солдат // Ориентир. - 2001. - № 9.

    3. Минер В. Воинская символика и ритуалы в истории Российской армии и флота // Ориентир. - 2002. - № 6.

    4. Серых В. Воинские ритуалы. - М., 1981.

    кандидат исторических наук, доцент, Николай Бородин

    Сергей Григорьевич Максимов

    Русские воинские традиции

    ВВОДНОЕ СЛОВО

    Великое нещастие для прямого сына Отечества, ежели он не знает нравов и обычаев своего народа, и крайний стыд, когда он, оказав пренебрежение к получению сего сведения, заимствует из единой суетности нравы и обычаи иностранные, которые делают его в глазах народа смешным и презрительным, а для услуг Отечества не только неспособным, но и опасным.

    Граф Воронцов

    Истоки нашей культуры находятся в нашей истории. Поэтому нам так важно изучать ее, чтобы не потеряться сейчас и быть уверенным в грядущем.

    История неоднократно доказывала, что сила и достоинство государства зиждутся, в том числе, на мощи его вооруженных сил. Воины всегда находятся на острие любого столкновения цивилизаций, государств, сообществ и являются важнейшей составляющей любой культуры, рассчитывающей на выживание.

    Воинские традиции имеют очень давнюю историю. Первоначально воевали все способные к битве члены племени, включая женщин, затем из них выделились особенно сильные и искусные во главе с вождем, задачей которых стали война с внешними врагами и наведение порядка внутри собственной общины.

    С усложнением общественных отношений профессия воина становится одной из наиболее почетных и закрытых для непосвященных, оформляется определенными ритуалами и легендами, например, о нечеловеческих способностях, секретных приемах, связях с потусторонней силой.

    Можно уверенно сказать, что эффективность армии, как массового вооруженного формирования, обеспечивается не мастерами боевых единоборств, а выучкой, боевым духом и единством. Настоящая армия образуется после выделения победоносных традиций. Войско не просто состоит из определенного количества индивидуумов, вооруженных определенными навыками и оружием. Войско сильно прежде всего своим единством. А единство это определяют традиции, дисциплина, честь, сила военного духа. Достаточно вспомнить победы монгольской армии Чингисхана над многочисленными, хорошо вооруженными, но уступающими по сплоченности и дисциплине средневековыми войсками разных стран и народов. Этим же умением славились и солдаты непобедимого за 30 лет непрерывной службы генералиссимуса А.В. Суворова.

    Представляется уместным привести выдержки из книги князя Александра Александровича Ливена «Дух и дисциплина нашего флота» (1908 г.), капитана 1 го ранга, в дальнейшем вице-адмирала Русского флота:

    «В войсках военный дух бывает прямо пропорционален корпоративному… В военном миросозерцании нет отдельных воинов – людей, офицеров, солдат, матросов, есть лишь воины части… Принцип военного дела есть принцип меча. Меч должен состоять из самого крепкого материала, а ударить он должен не плашмя, а острием, чтобы вся живая сила удара сосредоточилась на остром его краю. Так и войско, составляя крепко сплоченную среду, должно сосредоточить всю силу воли всех своих членов на одну указанную цель. Крепости стали соответствуют сплоченность и дух войска, а острию меча – его дисциплина. Вот два отличительных качества хорошего войска».

    История породила целые «потомственные», сословные виды войск, которые на протяжении длительного времени играли и играют в своих странах выдающуюся роль, создавая культурные образы, привлекающие внимание писателей, художников, музыкантов и других творцов. Навечно останутся в памяти подвиги отдельных героев, дружин, армий и целых стран. А сколько их не осталось в памяти, стертых неумолимым временем.

    Спарта дала миру образ закаленного воина-спартанца. Прообразом современных дисциплинированных армий стали римские легионы, а маневренной, непредсказуемой силой запомнились скифы и казаки. Средневековая Западная Европа дала миру образ рыцаря. Русь знаменита своими богатырями. Кавказ создал образ витязя-горца. Османская империя – янычар. Азия – арабских воинов и монголов. Индия – кшатриев и раджпутов. Китай – просветленных мастеров рукопашной схватки. Япония – самураев и ниндзя. Америка – гордых индейских воинов. Эти воинские группы имеют свою древнейшую историю и традиции, влияющие на все общество. Одновременно воинство является отражением того общества, которому оно служит.

    Любой народ тратит большую или меньшую часть своих жизненных сил и исторического времени на войну, на отстаивание своего права на существование, на защиту им созданного. Не исключение из этого исторического правила и славянские народы, составившие костяк того конгломерата племен и народов, который называется Россией.

    Военное дело славян, особенно на территории России и современной Украины, в отечественной и в зарубежной историографии не нашло достаточного отражения. Мало того, делаются планомерные попытки лишить славян славного прошлого, хотя славяне в настоящее время являются самой многочисленной ветвью народов, говорящей на языке индоевропейской языковой семьи, и являются самыми многочисленными в Европе. Воинские традиции восточных славян, где и находятся корни наших воинских устоев, до эпохи образования Киевской Руси (IX в.), практически не рассматривались.

    В данном сочинении рассматривается зарождение ратного духа и традиций Руси, которые позволили стране выстоять в тяжелейших условиях, стать и остаться самым большим государством в мире.

    Многие материалы и обобщения, особенно касающиеся ранней истории славяно-русов (до Р.Х. и первые столетия н.э.) и воинства Руси (до эпохи Крещения X века), были отрывочны и политизированы, при этом зачастую написаны языком официальной науки, малопонятным неспециалистам.

    Древнейшие славяно-русы использовали особенности земли своей и одни из первых в Европе строили протогорода (поселения Трипольской культуры, Аркаим – «Страна городов» на Южном Урале), а в дальнейшем – грандиозные оборонные сооружения (Змиевы и Трояновы валы) для защиты от многочисленных врагов.

    В главе «Оружие Древней Руси» кратко повествуется об истории русского оружия.

    Традиции и обряды неразделимы, поэтому рассмотрены вопросы обрядовой составляющей воинства: заговорной магии, посвящениям (инициациям) и оборотничеству, воинским союзам, играм, пляскам, музыке, песням…

    Материалами для исследователей, изучающих прошлое, служат летописи и старинные сочинения, археологические находки предметов вооружения древних славян, элементы росписи храмов и жилищ. Весьма важной группой источников являются тексты традиционной воинской мифологии: волшебные богатырские сказки, старины-былины, песни, предания, заговоры и т.п. Большую помощь в работе оказывают малые жанры (пословицы, поговорки, загадки и т.д.). Сюжеты многих сказаний и легенд, как в капле воды, отразили архаичный комплекс воинских инициаций, ритуалов и практик, которые преломились через традицию эпического творчества. Показательно, что подобные сюжеты, в народной среде постепенно изменяясь до сказочных, среди воинов-профессионалов становились родом профессионального фольклора, именно об этом свидетельствует богатырская – «врагоборческая» и колдовская, – «оборотническая» тематика многих произведений. Поэтому в книге уделяется достаточно места фольклорной стороне воинской культуры: былинам, сказкам, песням, пословицам и поговоркам.

    Рассматривается также наиважнейшее для понимания нашей истории понятие – русский национальный характер и вытекающие из него уникальные особенности воинства российского, позволившие не только устоять народу и государству в небывало трудных условиях существования, но и превратиться в величайшую страну мира.

    Во все времена России была свойственна национальная терпимость, в том числе как генетическая память о едином индоевропейском прошлом многих народов. Поэтому верой и правдой служили Руси воины, среди которых были не только сами русские, но и скандинавы, немцы, чудины, берендеи, кипчаки, татары,

    Уважаемые школьники и студенты!

    Уже сейчас на сайте вы можете воспользоваться более чем 20 000 рефератами, докладами, шпаргалками, курсовыми и дипломными работами.Присылайте нам свои новые работы и мы их обязательно опубликуем. Давайте продолжим создавать нашу коллекцию рефератов вместе!!!

    Вы согласны передать свой реферат (диплом, курсовую работу и т.п.?

    Спасибо за ваш вклад в коллекцию!

    Традиции русского военного этикета. Воинские ритуалы - (реферат)

    Дата добавления: март 2006г.

    Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище
    Учебная дисциплина: Культурология
    Реферат

    а тему: “Традиции руского военного этикета. Воинские ритуалы. ”

    Воронеж 1998 год
    План
    Введение
    1 Армия и культура сегодня
    2 Истоки военной культуры
    3 Воинские ритуалы и традиции этикета
    Заключение
    Список литературы
    Введение

    Сорок князей, царей и императоров в тысячу лет создали Россию. В их череде были правители слабые и неудачные, были искусные и гениальные. Недостатки одних на протяжении веков выравнивались деяниями других. Все вместе создали нашу Родину, ее мощь и красоту, ее культуру и величие - и мы, русские, навсегда останемся их неоплаченными должниками.

    В своем исполинском тысячелетнем деле созидатели России опирались на три великих устоя–духовную мощь Православной Церкви, творческий гений Русского Народа и доблесть Русской Армии. Зло коварно и безжалостно, для его сдерживания нужна не только духовная, но и военная сила. Необходимы люди, готовые немедленно обнажить шпагу во имя справедливости и добра в защиту чести сограждан и благополучия Отечества.

    На протяжении двух столетий офицерский корпус был одной из наиболее образованных и культурных групп общества. Наука и техника России в значителной мере развивались его представителями. Многие из крупнейших русских писателей, поэтов и деятелей культуры либо сами в свое время служили офицерами, либо были выходцами из офицерских семей. ”Сегодня же человек, носящий военный мундир, зачастую воспринимается соотечественниками, ровестниками как интеллектуально и культурно неполноценный. ” (О. В. Золотарев ”Армия и культура. ” М. 91 г. , с. 4).

    У военного дела на Руси богатейшая история. И всегда русские ратники были любимы и уважаемы соотечественниками. Одна из причин тому высокий уровень духовности российского военного. Столетиями вырабатывался в русской армии кодекс нравственности. Его неприходящие ценности–верность долгу, воинская честь, достоинство, гордость за принадлежность к профессии защитника Отечества - сохранились как святыни и передавались из поколения в поколение, проверялись на прочность в сражениях и воспитывались ратным трудом в мирное время. Государственные деятели, полководцыи военначальники, офицеры и генералы русской армии неустанно заботились о приумножении славы и традиций войск, повышении культуры, соблюдении правил этикета. Особенно велики заслуги в этой области Петра I, П, А. Румянцева, Г. А. Потемкина, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Ушакова, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, М. И. Драгомирова, С. О. Макарова, Н. Д. Скобелева. По праву ведущее место в истории русской армии занимает Петр I. Именно его реформами были созданы регулярные армия и флот России, заложены основы военной культуры, преумножены традиции и ритуалы, выработана единая система обучения и воспитания офицеров и солдат. В ней изучение военного дела сочеталось с воспитанием патриотизма, дисцилинированности, чуства чести и духа товарищества, гордости за звание военного. ”В службе честь”- вот главный завет Петра I, которому он следовал неукоснительно и требовал того же от офицеров и солдат. Нравственному воспитанию армии, культуре общения царь - реформатор придавал очень большое значение. Тех офицеров, которые пренебрежительно относились к солдатам, он осуждал. Вот несколько петровских заповедей:

    “Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради подлежит их равным образом отечески содержать”; ”Капитан должен вести себя с солдатами, яко отец с детьми, увещевая непорядочных, напрявляя их советами и наказывать милости недостойных, отличать и любить добрых. ” Всe это сказано две сотни лет назад, а звучит актуально сегодня. Особенно Петр I заботился о развитии широкого культурного кругозора воспитанников военных школ, будущих офицеров в “Очерках истории морского кадетского корпуса” сообщается, что его учеников обучали рисованию, фехтованию, танцам. В 1702 году по велению Петра I на Красной площади у Никольских ворот начали строить здание публичного театра–“Комедиальную храмину”. В декабре 1703 года здесь стали показывать спектакли, которые посещали и воспитанники военных школ, несомненно, оказав большое влияние на эстетическое развитие будущих офицеров. С именем Петра I связано появление множества воинских ритуалов и атрибутов. Он установил единообразную форму знамени, его расцветку и рисунок, предписал принятие присяги в армии и на флоте под знаменем, символом воинской чести и доблести войск. В петровском ”Уставе воинском“ говорилось: ”Кто знамени присягнул единожды, тот у оного до смерти стоять должен. “ Полк, потерявший знамя в бою, подлежал расформированию, а его солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Тогда же вводиться единая военная форма одежды с различием по родам войск и для гвардии. Правда, впервые знаки различия на Руси появились ещеё в стрелецком войске, но Петр I усовершенствовал их, поднял значимость как необходимых воинских атрибутов. В русской армии с особой ревностью относились к чести военного мундира, олицетворявшейся с боевой славой и ратными традициями войск. Лишение мундира или права ношения каких-либо знаков отличия означало обесчестие и служило одним из самых тяжелых наказаний для офицера или солдата. Иногда оно применялось к подразделению или даже воинской части, нарушивших устав или проявивших малодушие на боле боя. При Петре I приняли современный вид награды–медали и ордена. Петр I ввел и особые знаки отличия за смелость и храбрость в бою. После смерти царя– реформатора воспитание и образование офицерства по прежнему – в центре внимания российских самовержцев. При Анне Иоановне в 1731 году учреждается шляхетский (дворянский) корпус. Его ученики изучают наряду с военными предметами иностранные языки, историю, географию, юриспруденцию.

    Педагогические воззрения Екатерины II и одного из главных ееё помощников генерал-поручика И. И. Бецкого наиболее ярко выразились в ” Новом уставе сухопутного кадетского корпуса”, принятом 11 сентября 1766 года. ” Корень всему злу и добру–воспитание, ” - утверждал Бецкий. Он же считал, что военным в первую очередь нужно давать блестящее воспитание, и предлагал для этого открыть военные школы, в которых обучались бы дети, достигшие 5-6 летнего возраста. Кадеты помимо военных предметов изучали: красноречие, историю, географию, хронологию, языки, нравоучение, естественное право, государственное право, астрономию, рисование, живопись, гравирование, изваяние, делание статуй, архитектуру, музыку, фехтование, танцевание. ” Бецкий считал, что необходимо с раннего детства поддерживать в воспитанниках склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивым и сострадательным к бедности и несчастью. Воспитание кадетов направлялось на развитие у них нравственных качеств, чувств гумманости и человеколюбия. ” (В. Н. Ягодинский. ” Наш этикет” М. 88г. стр. 18-20) С этой целью устраивались, например, праздники для бедных, когда кадеты должны были прислуживать нищим и калекам, выслушивая рассказы старцев. С военными школами Бецкого, в какой-то степени можно сравнить создание в нашей стране, в годы Великой Отечественной войны, суворовские военные училища с семилетним курсом обучения, а также, в наше время, специализированные военные училища–школы с двухгодичным курсом обучения после окончания средней школы. В них преподаются: музыка, хореография, пение, обширные знания в области литературы и истории, искусства и иностранных языков. Из стен суворовских училищ вышли известные начальники, музыканты, писатели, спортсмены.

    В 60-70 годах XIX века в российской армии была проведена крупномасштабная реформа. Ее разработка и реализация связана с именем замечательного военного деятеля генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина, бывшего в те годы военным министром. Реформа затронула все сферы жизни армии, в том числе и культурную. Военно-учебным заведениям было предписано вести курс ”преподавания методики или способов обучения нижних чинов грамотности”. В брошюре ”Юнкерские училища в 1874 г. ” отмечалось: ”.... будущие офицеры должны быть знакомы теоретически не с какой-либо одной системой обучения грамоте и письму, но непременно с разными системами, принятыми у нас в войсках или же в народных школах.... при этом преподаватели обязаны знакомить юнкеров и с практическими приемами совместного обучения нижних чинов чтению и письму.... ” (Ясюков М. И. ”Шпага и честь” М. : ”Знание”, 1992 г. , стр 23.)

    Важное место в воспитании патриотизма, верности воинскому долгу отводилось в российской армии изобразительному искусству. И конечно особое место в российской армии занимали военные оркестры. Это связано с тем, что армия не может полнокровно жить без величавой и строгой маршевой музыки, без полковой песни. Музыка как бы возвышает над возможной гибелью в бою, в мирное время поддерживает высокий воинский дух солдат, дает заряд бодрости и оптимизма. Хорошо сказал об этом генерал Бутовский: ”Мы полагаем, что и на мирной деятельности солдата не может благотворно отражаться суровый, грустно-задумчивый и вообще наводящий уныние вид его товарищей. Для избежания этого недостатка в людях начальник должен покровительствовать всяким солдатским забавам, развивающим лихость и веселье: играм, песням, вольной гимнастике, любительским спектаклям и даже вечерам с танцами, если их удобно устраивать. Надо, чтобы солдат непременно гордился своим внешним красивым видом, своим мундиром, характерными манерами той части, в которой он служит, и вообще своей молодцеватостью.... Надо пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызвать весёлость в солдатской среде, .... после утомительных учений, когда часть возвращается домой, следует непременно вызвать песенников, заставлять играть музыку.... Солдатские песни, особенно старинные, исполненны глубокой поэзии, благотворно действующей на душу солдата; слава предков, воспеваемая в этих песнях, волнует молодые сердца мечтаниями о высоких подвигах. Вообще солдатская песня имеет большое воспитательное значение.... ” (А. А. Красновский ”История русской армии” М. : ”Голос”, 1992 г. , стр. 13-14). Музыка, искусство, литература очищают и духовно облагораживают человека, формируют у него эстетическое отношение к окружающему миру, к прекрасному в жизни. ”Одни науки и обучение строевой службе, при всей строгости военной дисциплины, при аккуратном истолковании внутренней службы, при самой тщательной заботливости воспитателей, не могут поднять моральную сторону воспитываемых до желаемой высоты; нравственному усовершенствованию молодых людей помогает, в значительной степени, все то, что может освежать, очищать и облагораживать нашу духовную природу.... развитие чувства к изящному–столь же необходимый и не менее серьёзный элемент в воспитании человека, как и все прочие основные элементы” (”Нравственные основы воинской дисциплины. ” М. : 1987 г. , стр. 28-29)–такой вывод был сделан еще в 1874 году. Спустя сто с лишним лет этот жизненно важный вопрос следует снова обсуждать.

    Важную роль в воспитании патриотизма, высоких нравственных качеств российских воинов сыграла Русская Православная Церковь. К сожалению, сегодня мало кто знает о благотворительной деятельности в армии и на фронте военных священников. это еще одно из ”белых” пятен нашей истории. Хотя ни одна армия мира не дала столько воинов, причисленных к лику святых. сколько русская. А сегодня о них знают разве что верующие. Говоря о церквях как центрах патриотического и нравственного воспитания, необходимо отметить, что в них хранились не только религиозные реликвии верующих, но и боевые знамена православных частей, оружие и доспехи военноначальников, покрывших себя славой в сражениях. А сами военные священники, помимо богослужебной деятельности, проводили пастырские беседы с солдатами, занятия по словесности, вели антиалкогольную пропаганду. Размышляя о долге, чести, достоинстве, нельзя не вспомнить о важнейшем общественном институте–офицерских собраниях и клубах, которые были подлинными школами высокой нравственности, норм этикета, духовности, этики.

    В начале 60-х годов в Санкт-Петербурге возник кружок офицеров –инженеров, в свободное от службы время собиравшихся в Петропавловской крепости для изучения военно-технических вопросов, углубления профессиональных знаний, а также для общения и отдыха. Этот опыт стал быстро распространяться по войскам. Преданность отчизне, бескорыстное исполнение воинского долга, знание своего дела, дисциплинированность, инициатива и твердость, забота о подчиненных, товарищество между сослуживцами–все эти требования и правила поведения офицеров постоянно находились в поле зрения офицерских собраний, что благотворно сказывалось на жизни офицерского корпуса. Поэтому было решено укрепить эту традицию и созвать общее собрание офицеров армии и флота. И усилиями лучших представителей офицерского корпуса в России была создана собственная национальная школа воинского воспитания, основанная на глубоком патриотизме, гуманизме, высоком чувстве долга и чести. Однако идее о проведении военной реформы в то время не было дано осуществиться. Разразилась первая мировая война, грянула гражданская.... Многие традиции русской армии были преданы забвению. Ход исторических событий разорвал связь времен, которую только в наши дни мы пытаемся восстановить вновь. Развитие культуры –сложный социальный процесс. В нем тесно переплетаются исторические традиции народа, их осмысление и обогащение современниками, создание новых культурных ценностей. Диалектика такого наследования и есть преемственность поколений. Однако, эта важнейшая закономерность развития мировой культуры, по сути дела, была предана забвению уже в первые годы Советской власти. Волна всеобщего ”обновления” обрушилась и на армию. Вместе с ликвидацией старой, царской армии уничтожалось историческое наследие русского воинства, отменялись военные традиции, ритуалы, атрибутика, наименование полков и кораблей. На собираемых столетиями, поколениями традициях русского военного этикета был ”поставлен крест”, вплоть до преследования их продолжателей. Все идеалы были свергнуты, традиции русского военного этикета разрушены. Как известно, после Октябрьской революции были упразднены воинские знаки различия, а декретом предусматривалось выборное начало в армии. Но, как писал генерал-лейтенант русской армии перешедший на сторону Советской власти: ”.... армия не может существовать без авторитетных командиров, пользующихся нужной властью.... ” (Мессюр Вакар, общ. ред. Григорьева А. Б. ”Российские офицеры”, М. 95 г. , стр. 8). Эксперимент растянулся почти на четверть века. Вновь были введены погоны в годы Великой Отечественной войны. Кое-где возродились офицерские собрания и клубы. Однако есть одно ”но”. Традиции и этикет ведь не вещь, которую можно привнести и присвоить. Они формируются веками, передаются из поколения в поколение. К сожалению, многие из них были уничтожены вместе с их носителями– тысячами российских офицеров –безвозвратно. До сих пор мы исправляем ту роковую ошибку, пытаясь вернуть армии былую славу, возродить ее духовность, преодолеть её ”безродность” по отношению к тысячелетней истории нашего государства. А тогда все решалось быстро и просто. Старую армию с ее традициями разрушили, новую же создавали путем и убеждения, и принуждения. Поэтому не удивительно, что в ней процветали анархизм, партизанщина и дезертирство, которые удалось ликвидировать жестокими мерами лишь к концу 1920 года. Задачи революционной борьбы, укрепления дисциплины и порядка порой просто сводились к расстрелу ”контры” на месте. Появилась практика смертной казни без суда и следствия за измену Советской власти и даже расстрела комиссаров за перебежчиков. Руководство коммунистической партии понимало, что одними репрессивными мерами нельзя удержать солдат в новой армии. Силу воину придает убежденность в правоте дела, за которое он сражается. Задачу политического просвещения и воспитания красноармейцев были призваны решить и культпросветучреждения РККА. И с этим делом они справились. уже в годы Гражданской войны развернулась работа по ликвидации в Красной Армии неграмотности. К весне 1922 года неграмотность в РККА удалось ликвидировать полностью. Это была большая победа на культурном фронте. Огромный удар по культуре армии и флота был нанесен в предвоенные годы, когда Красная Армия потеряла более 40 тысяч командиров и политработников нового поколения военных кадров. Репрессиям подверглось наиболее квалифицированное звено офицерского корпуса. Сталин и его окружение чувствовали опасность, исходящую от грамотных, смело мыслящих, отстаивающих своё мнение, эрудированных, высококультурных офицеров и генералов. В их травле участвовали и учреждения культуры. Сталинскому режиму удалось разорвать естественную культурную связь и преемственность поколений, уничтожить морально– этические ценности, которые складывались столетиями О Великой Отечественной войне, о героизме советского народа, отстоявшего независимость нашей Родины сказано и написано немало. Этика и патриотизм этих лет неразделимы.

    ”Жить и сгорать у всех в обычае.
    Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
    Когда к свету и к величию
    Своею жертвой путь прочертишь. ”
    (Б. Пастернак ”Смерть сапера” М. 1983 г. , стр. 16).

    И сейчас, нынешнее молодое поколение солдат и офицеров воспитывается на культурных традициях, ритуалах, неумалимых идеалах, возникших в те трудные для нашего народа и страны годы.

    Воинские ритуалы и традиции этикета

    Военная культура, культура быта, общения, поведения и этикета.... Они не привносятся со стороны, а воспитываются день ото дня, вырабатываются повседневной жизнью армии. Воспоминания о том, что некогда понятия воинской чести, культуры, этикета стояли выше многих других ценностей, о том, как высок был когда-то статус офицера, солдата, обусловленный их профессией, - пожалуй, единственное, что могло бы поддержать сейчас чувство собственного достоинства в армейской среде. Но для того, чтобы ощущать себя наследником носителей прежнего ореола благородства, чести, ореола традиций русского военного этикета, достоинства, личной культуры, надо быть продолжателем воинских традиций России. А для того, чтобы продолжать воинские традиции, нужно их знать. Приведу к примеру некоторые из устоявшихся традиций русского военного этикета и воинские ритуалы, которые повторяясь из года в год дошли до наших дней в процессе службы, войдя как в обыденную воинскую жизнь, так и сопровождая нас по торжественным либо траурным случаям.

    В летописи боевой славы нашей армии немало страниц посвящено воинским ритуалам. На полях сражений гражданской и Великой Отечественной войн они были испытанным средством формирования и закалки боевого духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров. В воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные защитниками Родины в боях против врагов России. Нельзя, конечно же, умолчать о влиянии ”советского периода” в истории России на формирование и создание идеологии в Вооруженных Силах бывшего Советского Союза. Советские воинские ритуалы, сложившиеся при активном участии В. И. Ленина, стали традиционными, приобрели яркую эмоциональную форму, наполнились социалистическим содержанием. Многие из них стали всенародными, общегосударственными.

    Любовь к оружию, искусное применение его в бою –славная традиция Российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия молодым воинам. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому. Получая личное оружие, молодой воин, уже изучивший его и хорошо владеющий им, клянется быть в постоянной готовности с честью выполнить свой долг перед Родиной. В последние годы в Вооруженных Силах установилась традиция - молодые воины дают торжественную клятву верности Родине у памятников боевой славы, в местах героических битв за свободу и независимость. Эта традиция не нова. Ее корни можно проследить еще с времен великих освободительных воинских походов Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского за свободу земли Русской, за честь народа, за правое дело. Позже в первом русском “Уставе ратных пушечных и других дел, касающихся до воинской науки” был закреплен ритуал принятия клятвы на верность царю. В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят “добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие” (Раш К. Б. “Во славу Отечества” М. 90 г. , стр. 13), обращалось внимание на выработку таких качеств, как смелость, неустрашимость, мужество. Старые воинские ритуалы, воплотившие национальные патриотические традиции не были забыты. Большое место в воинском воспитании отводилось ритуалу принятия военной присяги. Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов и в 19 веке. Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке - в церкви или на сборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами и священники делали им краткое увещевание. Присягая солдаты клялись в верности монарху и отечеству, беспрекословном повиновении начальству. Дав присягу новому монарху, армия становилась послушным орудием его внешней и внутренней политики. Первые красноармейские отряды, идя в бой за Советскую власть, клялись народу, партии, Родине бесстрашно и беззаветно сражаться за рабоче-крестьянскую Республику, за “Светлые идеалы коммунизма”. И пускай идеалы у воинов предыдущих поколений различны, зато цель и раньше и сейчас одна: верой и правдой служить отечеству, охранять как государственность, так и рубежи своей Родины, защищать свой народ, бороться за свободу, верить в счастливое и мирное “завтра” своих детей. День принятия присяги - это начало воинского пути, памятный день в жизни воина. Всегда и везде быть верным своей Священной клятве - это требование Матери-Родины, народа. (Раш К. Б. ”Во славу Отечества”, М. 90г. , стр. 15) Военная музыка, солдатская труба обладают каким-то магическим воздействием. Музыка зовет в бой, как Боевое знамя, как призыв полководца - так говорят ветераны войны, военные музыканты, сами воины. Хорошо понимал роль и значение музыки для воспитания высокого морального и боевого духа армии А. В. Суворов. Он проявлял постоянную заботу о повышении ее действенности, настойчиво добивался увеличения числа военных музыкантов даже за счет фронтовых солдат. Суворов говорил: ”Музыка в бою нужна и полезна. Музыка удваивает армию. С распущенными знаменами и громкогласной музыкой я взял Измаил”. (О. В. Золотарев ”Армия и культура”. М. 91 г. , стр. 18). Музыка на войне помогает бойцам выстоять, вселяет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, омертветь душой. Велико значение музыки и строевых песен в воинских ритуалах. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов музыка является наиболее устойчивым.

    Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течении веков. Музыка–один из самых действительных компонентов художественного оформления воинских ритуалов. Можно с уверенностью сказать, что восприятие идейного содержания воинских ритуалов, тех героических идей, которые они несут, во многом зависят от яркого и искусного музыкального оформления. Музыка в исполнении военных духовных оркестров придает воинскому ритуалу именно ту форму, через которую ярче всего выражается его сущность. Она вносит в ритуалы особую торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. Музыка способна выполнять организующую и дисциплинирующую роль, синхронизируя и ритмизируя движение воинов, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия. Особое место в системе воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. В строевом и походном марше особо акцентируется упругая ритмика, бодрое настроение. Ритуальная музыка проста и выразительна, она органически сливается с элементами воинских ритуалов и легко запоминается, ее идейное содержание осознается воинами легко и быстро. Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. ”Солдат без песни, что без ружья“, - говорил А. В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни. А. М. Горький видел в солдатской песне источник бодрости и боевого духа. (Серых В. Д. ”Воинские ритуалы“. М. , 86 г. , стр. 22-23). Музыка звучит при принятии присяги, выносе Боевого знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых смотров, парадов, при разводах караулов, при проведении других ритуалов. Наряду с использованием символов, искусным выполнением строевых приемов, четко и образно звучащей командирской речью музыка, песня помогает сделать ритуал настоящим явлением искусства.

    О военной форме одежды

    Российский воин с достоинством носит военную форму одежды. Военный мундир –символ армейской и флотской чести и благородства, знак дисциплинированности, сплоченности воинов, их мужества и доблести в бою. Красота военной формы одежды есть одна из составляющих общей красоты воинских ритуалов. Хорошо подогнанное воинское обмундирование, начищенная до блеска обувь всегда вызывает положительные эмоции, доставляет удовольствие окружающим. Опрятность и красота военной формы одежды делает воина молодцеватым, элегантным, подчеркивает его мужественность, хорошое физическое развитие, вызывает чувство гордости за Вооруженные Силы, Армию России у всех, кто наблюдает воинский ритуал. Формы одежды, знаки различия, награды–все это является внешним выражением чести и достоинства солдат и офицеров. Военная форма издавна служит средством выделения вооруженных защитников страны. В глубокой древности каждый мужчина, способный носить оружие, был воином и выходил на поле брани в том платье, которое обычно носил. Однако необходимость издали отличать свои войска от неприятельских уже тогда привела к стремлению иметь одноцветную или по крайней мере отличительные знаки. Рать, одержавшая славную победу справедливо считала свою одежду признаком доблести. Петр I создал регулярную армию, впервые одетую в однообразное обмундирование. Со времен Петра I солдаты и офицеры точно знали, что положено надевать на парад, в чем следует быть в обычной обстановке, походе. Специальные знаки различия имели полки. Это банты, жалованные бляхи за победы в сражениях. Вокруг деталей формы одежды начали складываться военные традиции. Высоко ценил честь мундира российских войск А. В. Суворов. Он постоянно напоминал своим офицерам о славе, с которой были связаны их знаки различия. Русские воины справедливо считали, что боевая слава русского военного мундира–это слава и честь России, слава и честь всего русского народа. Символика мундира и погон была в русской армии столь всеобъемлющей, что сам факт лишения офицерского звания выражался в срывании погон с плеч того, кто своим поведением обесчестил их. Честь мундира– это храбрость, верность долгу. Честь мундира –это дисциплина. Воинский мундир, не ”освященный” самой суровой дисциплиной перестает быть символом чести, а становиться безликой одеждой. Поэтому тот, кто надел мундир воина, перестает располагать собой по собственному усмотрению, подчиняет свою жизнь точно регламентированному порядку. ”Красивый, стройный вид, бодрое выражение лица, щеголеватость, подтянутость в одежде, манерах, готовность исполнить любое приказание–это подлинные черты военного, свидетельствующие об уважении к своему мундиру. ” (”Русский военный костюм. ” М. 88 г. , стр. 94). Забота о точном соответствии формы одежды установленным для нее образцам есть первый признак дисциплинированности воина. Честь мундира–это образцовое при всех обстоятельствах выполнение воинского долга перед Родиной, как того требует военная присяга и уставы. Беречь честь мундира– значит превыше всего ставить государственные и общественные интересы. Многие из воинских ритуалов, традиций русского военного этикета закреплены в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях. Воспитательное воздействие воинских ритуалов заключается в том, что они всегда олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженности при выполнении воинского долга. Оказывая влияние на духовный мир воина, обращаясь к его идеалам и вкусам, интересам и переживаниям, воинские ритуалы формируют личность во всей ее полноте, способствуют в процессе воспитания достижению таких целей, которых трудно достичь, используя другие формы воспитания. Велика роль воинских ритуалов в формировании художественного вкуса воина. Ритуал как бы дает норму прекрасного. Капризы эстетического вкуса отдельного человека заметно слабеют в силу ”эмоционального заряжания”, подчинения индивидуальных чувств общему эмоциональному тону. Для российских воинских ритуалов характерно их постоянное развитие и совершенствование.

    Заключение

    Есть такая профессия –защитник Родины. Воинский труд необходим нашему обществу, от него зависит самое главное–свобода и независимость Родины, сохранение мира. Справедливо говорится, что Родине служить нельзя в полсилы. Ратный труд требует максимальной мобилизации всех моральных и физических сил, полной самоотдачи.

    Список используемой литературы:
    Золотарев О. В. ”Армия и культура. ” М. 90 г.
    Корсновский А. А. ”История русской армии. ” М. 92 г.
    Мессюр Вакар ”Российские офицеры. ” М. 95 г.
    Нравственные основы воинской дисциплины. М. 87 г.
    Пастернак Б. ”Смерть сапера. ” М. 83 г.
    Раш К. Б. ”Во славу отечества. ” М. 90 г.
    Русский военный костюм. М. 88 г.
    Серых В. Д. ”Воинские ритуалы. ” М. 86 г.
    Ягодинский В. Н. ”Наш этикет. ” М. 88 г.
    Ясюков М. И. ”Шпага и честь. ” М. 92 г.

    Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

    Слово ритуал происходит от латинского ritualize – обрядовый. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, воинские ритуалы - ϶ᴛᴏ воинские обряды, торжественные церемонии, совершаемые при повсœедневной деятельности, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и в других установленных случаях. Воинские ритуалы включают: доклад (отдание рапорта) командиру (начальнику), представление командиру (начальнику), построения и торжественные марши войск, отдание воинских почестей, производство салютов, оркестровое сопровождение и различные символические действия (приспускание знамени, коленопреклонение перед ним в знак верности и др.). В ритуалах находит отражение история вооруженных сил государства, их боевые и национальные традиции и обычаи. Порядок совершения ритуалов закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях.

    В общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ закреплены воинские ритуалы, совершаемые при торжественном принятии военной присяги; вручении Боевых знамен и орденов воинским частям или кораблям; выносœе Боевых знамен и орденов воинским частям или кораблям; выносœе Боевого знамени воинской части (в ВМФ – подъеме и спуске Военно-морского флага); упоминании на вечерней поверке фамилий военнослужащих, зачисленных за совершенные ими подвиги в списки подразделœений навечно; торжественной передаче увольняемыми в запас военнослужащими оружия и военной техники молодым воинам; встрече молодого пополнения; торжественном заступлении на боевое дежурство; проведении военных парадов, годовых праздников частей (кораблей), разводе и смене караулов, во время строевых смотров, общих батальонных и полковых вечерних проверок; при встречах официальных государственных лиц и прямых начальников; возложении венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Родины; отдании воинских почестей при погребении.

    ВОИНСКОЕ ПРИВЕТСТВИЕ. Это один из самых распространенных и старейших воинских ритуалов. В древние времена и в раннее средневековье четко выраженного обряда воинского приветствия еще не существовало. Знаки уважения демонстрировались общепринятыми на тот период действиями: поклонами, снятием головных уборов. В средние века у рыцарей, когда они не имели намерений вступить в бой, возник обычай при встрече ʼʼв чистом полеʼʼ поднимать забрала своих желœезных шлемов. Шлемы с забралами вскоре исчезли, но обычай подносить руку к головному убору сохранился как знак дружелюбия, уважения. Этот обычай позже был закреплен в уставах как обязательный акт воинской вежливости при встрече военнослужащих.

    ʼʼВоинское приветствиеʼʼ – говорится в Уставе внутренней службы ВС РФ, – является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением общей культурыʼʼ.

    Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга. Подчинœенные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.

    Военнослужащие обязаны, кроме того, приветствовать:

    · могилу неизвестного солдата;

    · братские могилы воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества;

    · Боевое знамя воинской части, а также Военно-морской флаг с прибытием на военный корабль и при убытии с него;

    · похоронные процессии, сопровождаемые воинскими подразделœениями.

    ПРИВЕДЕНИЕ К ВОЕННОЙ ПРИСЯГЕ. В российской армии до октября 1917ᴦ. присяга принималась, как правило, в православном храме, перед лицом Божьим. В заключение каждый новобранец осœенял себя крестным знамением, целовал евангелие и крест спасителя. После этого солдат всœегда помнил о данной им клятве и ответственности за нее перед Богом.

    В соответствии с ныне действующим законодательством, к военной присяге приводятся граждане РФ, впервые поступившие на военную службу или не проходившие ее, но впервые призванные на военные сборы. Происходит это перед Государственным флагом РФ и Боевым знаменем воинской части.

    Время приведения к военной присяге объявляется в приказе командира воинской части. До этого с приводимыми к военной присяге проводится в подразделœениях разъяснительная работа о значении военной присяги и требованиях законодательства по вопросам защиты Отечества.

    В назначенное время воинская часть при Боевом знамени и Государственном флаге Российской Федерации и с оркестром выстраивается в пешем строю в парадной, а в военное время в полевой форме одежды с оружием. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге, находятся в первых шеренгах. Принимая присягу, каждый военнослужащий читает вслух перед строем подразделœения ее текст: ʼʼЯ, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечествоʼʼ. После этого подписью удостоверяет акт принятия Военной присяги. Нередко принятие воинами присяги проводится в исторических местах, местах боевой и трудовой славы, а также у братских могил воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, что придает событию особую торжественность, эмоциональность.

    ПАРАДЫ. На протяжении всœей отечественной истории парады являлись одним из главных воинских ритуалов. Οʜᴎ вызывали у воинов гордость за принадлежность к могуществу и славе русского оружия, причастность к героизму и мужеству, проявленным их предшественниками.

    История возникновения триумфального прохождения войск уходит в далекое прошлое. Так, еще в Древнем Риме проводились так называемые триумфы – торжественные смотры войск и их прохождение в честь одержанных побед. Подобные церемонии существовали и в Древнерусском государстве.

    К началу XX века установилась довольно стройная система подготовки и проведения парадов: они делились на церковные и строевые. Строевые условно подразделялись на три части: построение войск; встреча лица, принимающего парад; объезд частей, прохождение церемониальным маршем. Навсœегда останется в народной памяти парад 7 ноября 1941 ᴦ. По Красной площади стройными рядами в полной боевой готовности прошли части 2-й Московской стрелковой дивизии, кавалерия, артиллерия, танки. Участники парада прямо с Красной площади направлялись на фронт на защиту родной столицы. Народ никогда не забудет и Парад Победы 24 июня 1945 ᴦ. На Красную площадь пришли воины-победители после разгрома фашизма, чтобы триумфальным шествием отметить Великую Победу.

    САЛЮТЫ. Οʜᴎ неразрывно связаны с парадами. Салютуют оружием – саблей, шашкой и карабином. Наиболее распространенной формой салюта в ознаменование особо выдающихся событий является салют выстрелами. Салюты вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть всœенародных торжеств, знаменательных дат нашей истории.

    Первый в истории салют был дан 21 декабря 1709 ᴦ., когда русское войско во главе с Петром I вступило в Москву после Полтавской битвы. Особое значение они приобрели в годы Великой Отечественной войны. Первый салют в городе Москве был произведен 5 августа 1943 ᴦ. в честь освобождения советскими войсками городов Орел и Белгород. Всего в годы войны было произведено 354 торжественных артиллерийских салюта в честь советских войск. И сегодня, когда небо расцвечивается яркими цветами разрывов, воздух оглашается радостным ʼʼУра!ʼʼ. Этот ритуал, как и многие другие, вызывает подъем, радость и восторг у всœех, кто становится его свидетелœем.

    УПОМИНАНИЕ НА ВЕЧЕРНЕЙ ПОВЕРКЕ ФАМИЛИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, НАВЕЧНО ЗАЧИСЛЕННЫХ В СПИСКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ . Устав внутренней службы ВС РФ так определяет данный ритуал. В начале поверки должностное лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ проводит ее, называет звания, фамилии военнослужащих, зачисленных за совершенные ими подвиги в списки роты навечно. При названии фамилий указанных военнослужащих заместитель командира первого взвода докладывает: ʼʼТакой-то (воинское звание и фамилия) пал смертью храбрых в бою за свободу и независимость Отечестваʼʼ.

    Зачисление павших в списки личного состава частей и соединœений – акт высокой духовности, проявление особой чуткости к подвигу, самоотверженности, готовности нести через десятилетия и века память о героях, держать на них равнение.

    ЗАСТУПЛЕНИЕ НА БОЕВОЕ ДЕЖУРСТВО. Несение боевого дежурства является выполнением в мирное время боевой задачи. На площадке выстраиваются смены. Раздается мелодия Государственного гимна. Звучат слова боевого приказа, доклады начальников расчетов о готовности личного состава и техники к боевому дежурству. Как всœенародный наказ и напутствие обращены к воинам слова командира: ʼʼДля защиты нашей Родины... сменам на боевое дежурство заступить!ʼʼ. Каждый понимает, что заступление на боевое дежурство – тот рубеж, за которым начинается служба, подчинœенная особым законам, проникнутая высокой ответственностью за безопасность нашей Родины.

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫВШЕГО ПОПОЛНЕНИЯ ПО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ. Это один из первых ритуалов, в котором предстоит участвовать молодым воинам.

    Прибывшее пополнение распределяется по подразделœениям после изучения деловых качеств каждого солдата (матроса) и с учетом состояния его здоровья, профессии, характеристики и др.
    Размещено на реф.рф
    О распределœении пополнения издается приказ по воинской части. В назначенное время воинская часть с оркестром выстраивается в пешем строю. Выступает командир части, затем – заканчивающие службу и вновь прибывшие воины. Ритуал заканчивается прохождением воинской части торжественным маршем.

    ВРУЧЕНИЕ ЛИЧНОМУ СОСТАВУ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ. Оно проводится после приведения воинов к присяге, изучения их способностей и качеств. Командир воинской части своим приказом закрепляет вооружение и военную технику за членами экипажей (расчетов), водителями (механиками-водителями), другими лицами, устанавливает время и порядок торжественного вручения вооружения и военной техники личному составу. Необходимая информация заносится в формуляры (паспорта), а наименование стрелкового оружия, его серия и дата выдачи записывается в военный билет солдата (матроса). Воинская часть выстраивается в пешем строю с оружием при Боевом знамени и с оркестром. После краткой речи командира воинской части зачитывается приказ. Вручение стрелкового оружия производят командиры подразделœений, вызывая военнослужащих из строя поочередно. Венчает ритуал прохождение части торжественным маршем.

    Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации" 2014, 2015.



    Что еще почитать