Какую роль играют союзы и а. Читаем древнерусскую летопись

обратите внимание на повторяющиеся союзы и а. какую роль они играют в тексте

Ответы:

по современному и а по прошлому а

Похожие вопросы

  • Даю 50 баллов!!! Решать все!!! 1. Синтаксический разбор предложения: 1-й вариант: Рублёву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. 2-й вариант: От того далёкого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублёв запечатлён с гордо поднятой головой. 2. Фонетический разбор слова. 1-й вариант: юному 2-й вариант: большая 3. Морфологический разбор слова. 1-й вариант: глагола 2-й вариант: прилагательного 4. Выписать из текста словосочетания на все виды подчинительной связи. В продолжение долгих часов Андрей остаётся наедине со своим учителем Даниилом Чёрным, который открывает юному художнику тайны живописи. Даниил был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одарённость Рублёва, но и воспитал в нём самостоятельную творческую мысль и манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путём. Поступать так - значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора. Рублёву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронёс признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь. От того далёкого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублёв запечатлён с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублёве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.
  • D Раскройте скобки, поставив глаголы в present continuous. Hi Albert, How are you? I hope you are well. I (1) ____________ (write) to you to tell you my news. Right now, I (2) ____________ (study) hard and my big sister (3) ____________ (help) me with my homework. We have important exams at school and I hope to get really good marks. So I (4) ____________ (not play) any games on the computer, and I (5) ____________ (not watch) TV until after the exams. What about you? (6) ____________ (you / do) anything special these days? Maybe we can meet in the summer? My parents (7) ____________ (plan) our holidays and they (8) ____________ (think) about taking us to your country. That will be great! I (9) ____________ (look) forward to seeing you! Brian

Из древнерусской литературы

Урок 11
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Прежде чем начинать уроки по этой теме, учитель литературы должен выяснить, какие темы пятиклассники уже изучали по истории Отечества. Ко времени проведения уроков, посвященных «Повести временных лет», ученики уже должны познакомиться с темой «Древняя Русь». Мы рекомендуем учителю прочитать соответствующую статью учебника по истории за 5 класс, побеседовать с учителем-предметником: какую дополнительную информацию он давал ученикам? Как правило, все существующие программы по истории включают в себя разговор о «Повести временных лет». Учитель построит урок так, чтобы проверить то, что уже известно ученикам, и акцентировать внимание на том, что «Повесть временных лет» - не только важнейший исторический источник, но и литературный памятник.
Мы полагаем, что учитель в 5 классе может бегло остановить на описании развития древнерусской литературы в целом. Учитывая особенности развития младших подростков, у которых преобладает конкретно-предметное мышление, кратко расскажем им о летописании и перейдем к чтению летописного отрывка. К статье (по Л. Дмитриеву), данной в учебнике, мы рекомендуем обращаться в сильном классе.

I. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник
Слово учителя
Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827-869) и Мефодий (ок. 815-885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.
Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово .
В XI веке на Руси возникает летописание . Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.
Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей , т. е. записей по годам . Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») - отсюда и название летопись .
Отметим на доске и в тетради:
Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)
В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам - Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи - краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.

II. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Комментированное чтение
Прежде чем начать чтение, нужно провести небольшую вводную работу.
Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
Святослав (?-972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники - печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.
В 970-971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.
Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди - «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.
Отрок (устар.) - мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9-15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.

Отрывок из летописи читает учитель, внимательно следя за реакцией детей и делая необходимые комментарии. Затем ученики отвечают на вопросы о том, как они поняли содержание текста.
- Когда происходили описываемые события?
- Кто княжил в Киеве?
В Киеве в 968 г. княжил Святослав, сын убитого в Искоростене князя Игоря и княгини Ольги.
- Что вы знаете о княжении Святослава?
- Кто такие печенеги ? Почему они напали на Киев?
- Как вы понимаете слово отрок ?
- Как поступил отрок, чтобы спасти город?
- Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?
- В чем была хитрость воеводы Претича?
- С какими словами обратились жители города к Святославу?

Словарная работа
Ученики читают текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя, подбирая синонимы. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной в зависимости от уровня литературного развития класса.
Затворилась Ольга в Киеве - приказала закрыть, затворить ворота.
Изнемогали люди от голода и жажды - не могли больше терпеть голод и жажду.
Ладья - большая лодка.
Тужить - горевать.
Стан печенегов - становище, походный лагерь печенегов.
Дружина - отряд воинов на службе у князя.
Воевода - предводитель дружины.
Княжичи - дети князя.
Умчим - быстро перевезем.
Я муж его (князя) - я служу князю.
Пришел в сторожах - возглавил передовой отряд.
Отчина - владение, которое досталось по наследству от отца.
Сокрушался - сильно печалился.
Прогнал печенегов в поле - прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Урок 12
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев)

I. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи
Составление цитатного плана
Обучаем пятиклассников составлять план. Чтобы пересказать текст с соблюдением стилистических особенностей, лучше всего опираться на цитатный план.
Цитата - точная выдержка из какого-нибудь текста.
Объясним, что цитата заключается в кавычки. Если берется отрывок предложения с начала предложения, то ставим многоточие в конце; если берем отрывок не с начала, то ставим многоточие и начинаем со строчной буквы. Эти правила надо подробно объяснить детям, чтобы потом избежать переучивания.
Перечитывая летописное повествование, дадим детям почувствовать, что рассказ ведется спокойно, так, как звучит разговорная речь. Сравним дату, к которой приурочен летописный рассказ об осаде Киева печенегами (968 год, т. е. X век), и дату составления первого летописного свода (начало XI века).
- Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
Придем к выводу, что рассказ об этом событии, вероятнее всего, он записал с чьих-то слов.
- Обратите внимание на повторение союзов и , а . Какую роль они играют в тексте? (2-й вопрос из учебника, с. 49 .)
Союзы и , а придают ритмичность и плавность повествованию, приближают его к устной речи, т. е. к фольклору.
Отметим еще несколько стилистических особенностей.
- Что вы можете сказать о диалогах в тексте? Как их можно назвать: многословными или лаконичными?
Для диалогов с отроком, так же как и для других диалогов в летописном отрывке, характерны лаконичность (краткость и точность), простота.
- Часто ли встречаются в отрывке прилагательные, существительные, глаголы? Почему?
Если обратить внимание на особенности языка летописного отрывка, то можно заметить, что в тексте очень редко встречаются прилагательные. В основном мы видим существительные и глаголы.
Глаголы очень выразительны, например: затворились, изнемогали, тужить, устремились, умчим, подступите, погубит, затрубили, закричали, пригрозить, сокрушался, собрал, прогнал . Это говорит о том, что для людей того времени очень важное значение имели не только свойства или качества предметов, но и их действия.

II. Пересказ с сохранением стилистических особенностей текста
Подобный пересказ - задача очень сложная для пятиклассников. Пересказать полный текст так, как это необходимо, практически невозможно для детей 10-11 лет. Перед нами не стоит задача контроля, нам важно научить детей пересказу с сохранением стилистических особенностей. Лучше всего работу построить так: один ученик (более слабый) читает выразительно отрывок (ориентировочно размером с первый абзац), второй вслед за ним пересказывает, и т. д.

Литература и изобразительное искусство
В рубрике учебника «Литература и изобразительное искусство» (с. 50) даны вопросы и задания к репродукции картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» (с. 48) . Следует помочь детям осмыслить эту картину. Возможна организация беседы, в которую учитель сможет включить некоторые сведения о классицизме, о художнике и о создании картины.
Андрей Иванович Иванов жил в 1776-1848 гг., т. е. в конце XVIII - начале XIX в. В это время в искусстве России царили принципы классицизма, который обращался к наследию Древней Греции и Древнего Рима как к норме и идеальному образцу. Одним из главных отличий русского классицизма было стремление художников отобразить в искусстве идеи гражданственности и патриотизма (любви к родине).
Картина А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была создана около 1810 года (через два года после ее создания начнется Отечественная война 1812 года с Наполеоном). Художник берет сюжет из русской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории Древнего Рима о том, как молодой римлянин подобным образом спас город от нашествия галлов.
Художник не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв юноши, спасающего свою родину от врагов.
Мы видим юношу, который, перебежав через стан врагов, на берегу реки скинул с себя одежду и торопится броситься в воду, чтобы переплыть реку. За фигурой юноши мы видим вороного коня с развевающимися хвостом и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего неба распластались кажущиеся черными ветви дерева. Правее коня мы угадываем бледные силуэты вражеских всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними - контур крепостных стен осажденного печенегами Киева.
В нижнем левом углу мы видим полоску реки, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский богатырь в кольчуге, в груди его торчит оперенная стрела. Другую стрелу, уже вынутую из раны, он держит в правой руке. Лицо его выражает страдание и надежду, что юноша спасет родную землю, за которую воин пролил свою кровь. Левая рука его приподнята, словно своим жестом он хочет благословить отрока, но сил ему не хватает. Серебристая кольчуга, на которую отбрасывает отсвет плащ юноши, алый ремень и алые же элементы одежды связывают образы отрока и раненого воина в одно смысловое целое.
Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным. В правой руке у него уздечка, он придерживает алый развевающийся плащ, благодаря которому передается стремительность движения юноши. Алый цвет символизирует собой героизм. Русые кудри его развеваются, тело напряжено в беге так, что мы видим упругие мышцы героя. В лице его сосредоточенность, стремление, но не страх. Он хочет добраться до русского войска, но не желание остаться в живых движет им: его задача - передать воинам важную весть. Тело его освещено светом зари, которая занимается слева, за рекой, где стоят войска русского воеводы Претича. Мы догадываемся, что с помощью образа зари художник хотел передать идею освобождения от врагов.
С помощью картины художник рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к свободе, к победе над врагами.

III. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев)
Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная» (с. 49) , отвечаем на вопросы (с. 49-50) .
- Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»? (1-й вопрос.)
Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают в обществе высокое положение: Претич - воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав - русский князь, княгиня Ольга - его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но княжеский слуга - это не простолюдин, и его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.
- Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси»? (2-й вопрос.)
Мы должны быть благодарными сыновьям Древней Руси за то, что они в тяжелой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Наша признательность может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна - это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям.
- Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»? (3-й вопрос.)
Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.

Домашнее задание
Вспомнить басни, которые изучали в начальной школе.
Индивидуальное задание
Подготовить рассказы о детстве М. В. Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях, о литературной деятельности; подготовить выразительное чтение наизусть сонета С. И. Стромилова «Ломоносов» или стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник» (см. их в следующем разделе нашей книги).

Из русской литературы XVIII века

С. И. СТРОМИЛОВ
ЛОМОНОСОВ

Сонет

Н. А. Некрасов
Школьник

- Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь...
Знаю: батька на парнишку
Издержал последний грош.

Знаю, старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Пятиклассникам рано говорить о существе сделанных Ломоносовым преобразований в языке, об этом пойдет речь в 7 классе, когда ученики будут более подготовлены.

III. «Случились вместе два Астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме
Учитель читает стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру...», затем беседует с учениками, выясняя, как они восприняли стихотворение, и углубляет понимание сложного для пятиклассников произведения Ломоносова.

Словарная работа
Первое, на что обращают внимание дети, - это лексические и грамматические архаизмы.
Случились вместе - встретились вместе.
Спорили... в жару - жарко, горячо спорили.
Круг Солнца ходит - вокруг Солнца ходит.
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? - Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Такова (прил.) - такого.
Жаркова (сущ.) - жаркóго (жаркóе - жареное кушанье, обычно мясное).

Беседа
- Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?
Дети учатся работать со сносками.
Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
- Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
- В чем противоположность взглядов ученых?
- К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?
Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
- В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?
Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
- В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»? (2-й вопрос, с. 53.)
Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
Прочитаем стихотворение еще раз, предложим ученикам прочитать его выразительно.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение басни М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...» (или выразительное чтение высказывания Ломоносова «Красота, великолепие, сила и богатство...»).
Подготовить небольшое письменное высказывание-рассуждение: «Красота, сила, богатство устной речи каждого зависит от...»

Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение басен Эзопа и Лафонтена.

Михайло Ломоносов: жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем. - М.: Современник, 1989.

  1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?
  2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». Какую роль они играют в тексте?

    «И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали...», «И сказал один отрок...», «И ответили ему...», «А тот ответил ему...», «А ты не князь ли?».

  3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

«Прошлое должно служить современности!»

В Древней Руси имели огромное значение исторические сочинения: летописи, исторические повести, жития. Литература повествовала только о том, что, по мысли их авторов, было, существовало в прошлом, - вернее, происходило в прошлом, совершалось... Героями литературных произведений Древней Руси были по преимуществу люди высоких... положений: князья, иерархи 1 Церкви или «иерархи духа»; выдающиеся храбрецы или святые; люди, занимающие высокое положение...

Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси. Прошлое должно служить современности!

Из книги Д. Лихачёва «Земля родная»

Размышляем о героях литературы древней руси

  1. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?
  2. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.
  3. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
  4. Как вы понимаете слова учёного, исследователя древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси»? За что мы должны быть благодарными и как это может проявляться (в каких делах, поступках)?
  5. Д. С. Лихачёв говорит, что литература Древней Руси повествовала только о том, что было, существовало в прошлом, и что «прошлое должно служить современности». Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока-киевлянина «служить современности»?

Обогащаем свою речь

  1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.
  2. О чём говорят первые слова этого повествования?
  3. Прочитайте диалоги с отроком. Что для них более характерно (краткость, напевность и т. д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?
  4. Как вы понимаете слово «отрок»? Составьте предложение с этим словом.
  5. Подберите синонимы к словам: отрок, осада, дружина.

Литература и изобразительное искусство

  1. Рассмотрите репродукцию картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя.
  2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?

Творческое задание

Напишите небольшое сочинение по картине А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина», используя слова и словосочетания из притчи.

1 Иерарх - один из высших чинов Церкви.

Тема: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость

Воеводы Претича»

Цели: -Ввести учащихся в мир древнерусской литературы, формировать навык

Вчитывания в подтекст произведения;

Развивать навык аналитического творческого чтения древнерусской литературы,

Понимать идею произведения, характеры героев, их мировоззрение;

Воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, глубокое искреннее уважение

К предкам-писцам, оставившим свидетельство высокой морали, испытывать

Гордость за наследие наших предков.

Структура урока : - Организационный момент.

Основной этап: чтение, комментарий учителя и учащихся, пересказ,

Беседа.

Подведение итогов урока.

1.Организационный момент.

2.Основной этап.

Слово учителя . В 988 году произошло крещение Руси (слайд 1), после этого началось взаимодействие с другими странами, распространение их культуры и литературного творчества на Руси. Древнерусская литература появилась в 11 веке (слайд 2-4). Книги создавались монахами. Это были труды всей жизни. Над одной рукописной книгой трудились несколько человек.Книги на Руси любили и почитали.В многочисленных похвалах им подчёркивалось, что книги приносят пользу душе, побуждают человека восхищаться миром, что они «суть реки, напояющие вселенную мудростью».

Чтение статьи в учебнике. Основным жанром древнерусской литературы – летопись погодная запись, также известны и другие жанры (слайд 5-6). В летописях рассказывалось о походах князей, о затмении солнца, об эпидемиях, обо всём, что происходило на Руси. Летопись помогает узнать об истории своего народа. Самый известный памятник древнерусской литературы – «Повесть временных лет» (слайд 7-9) – свод летописей, созданный монахом Нестером Одна из повестей – « Повесть отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Комментированное чтение .(Отрывок из летописи читает учитель, внимательно следя за реакцией детей и делая необходимые комментарии. Затем ученики отвечают на вопросы о том,как они поняли содержание текста.)

Когда происходили описываемые события?

Кто княжил в Киеве?(В Киеве княжил Святослав, сын убитого в Искоростене князя Игоря и княгини Ольги,)

Что вы знаете о княжении Святослава?

Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев?

Как вы понимаете слово отрок?

Как поступил отрок, чтобы спасти город?

Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?

В чём была хитрость воеводы Претича?

С какими словами обратились жители города к Святославу?

Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относился он к героям?

(Возможно провести наряду с комментированным чтением и чтение по ролям)

Словарная работа (Ученики читают текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя, подбирая синонимы. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной, в зависимости от уровня литературного развития класса.)

Затворилась Ольга в Киеве - приказала закрыть, затворить ворота .

Изнемогали люди от голода и жажды – не могли больше терпеть голод и жажду .

Ладья - большая лодка .

Тужить – горевать.

Стан печенегов- становище, походный лагерь печенегов.

Дружина – отряд воинов на службе у князя.

Воевода – предводитель.

Княжичи – дети.

Умчим – быстро.

Я муж его (князя) – я служу князю.

Пришёл в сторожах – возглавил передовой отряд.

Отчина – владение, которое досталось по наследству от отца.

Прогнал печенегов в поле – прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали .

- Составление цитатного плана (Обучаем пятиклассников составлять план. Чтобы пересказать текст с соблюдением стилистических особенностей, лучше всего опираться на цитатный план. Цитата – точная выдержка из какого- нибудь текста. Объясним, что цитата заключается в кавычки.Если берётся отрывок предложения с начала предложения, то ставим многоточие и начинаем со строчной буквы. Эти правила надо подробно объяснить детям,чтобы потом избежать переучивания).

Цитатный план.

1. «Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае».

2. «И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими».

3. «Осадили печенеги город силою великой».

4. Стали тужить люди в городе, искать, кто бы мог перейти на ту сторону…».

5. «Один отрок вышел из города с уздечкой, чтобы подумали- коня ищет, свой».

6. «Сообщил отрок дружине…».

7. «Пришёл воевода по имени Претич. Печенеги подумали, что пришёл князь, и сбежали из города».

8. «Претич сказал, что за ним идёт войско».

9. «Претич и печенежский князь подали друг другу руки».

10. «Послание киевлян Святославу».

11. «Возвращение Святослава и установленный им мир с печенегами».

Перечитывая летописное повествование, дадим детям почувствовать, что рассказ ведется спокойно, так, как звучит разговорная речь. Сравним дату, к которой приурочен летописный рассказ об осаде Киева печенегами (968 год, т. е. X век), и дату составления первого летописного свода (начало XI века).
- Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
Придем к выводу, что рассказ об этом событии, вероятнее всего, он записал с чьих-то слов.
- Обратите внимание на повторение союзов и , а . Какую роль они играют в тексте? (2-й вопрос из учебника, с. 49 .)
Союзы и , а придают ритмичность и плавность повествованию, приближают его к устной речи, т. е. к фольклору.
Отметим еще несколько стилистических особенностей.
- Что вы можете сказать о диалогах в тексте? Как их можно назвать: многословными или лаконичными?
Для диалогов с отроком, так же как и для других диалогов в летописном отрывке, характерны лаконичность (краткость и точность), простота.
- Часто ли встречаются в отрывке прилагательные, существительные, глаголы? Почему?
Если обратить внимание на особенности языка летописного отрывка, то можно заметить, что в тексте очень редко встречаются прилагательные. В основном мы видим существительные и глаголы.
Глаголы очень выразительны, например:
затворились, изнемогали, тужить, устремились, умчим, подступите, погубит, затрубили, закричали, пригрозить, сокрушался, собрал, прогнал . Это говорит о том, что для людей того времени очень важное значение имели не только свойства или качества предметов, но и их действия.

Пересказ с сохранением стилистических особенностей текста
Подобный пересказ - задача очень сложная для пятиклассников. Пересказать полный текст так, как это необходимо, практически невозможно для детей 10-11 лет. Перед нами не стоит задача контроля, нам важно научить детей пересказу с сохранением стилистических особенностей. Лучше всего работу построить так: один ученик (более слабый) читает выразительно отрывок (ориентировочно размером с первый абзац), второй вслед за ним пересказывает, и т. д.

Литература и изобразительное искусство.

В рубрике учебника «Литература и изобразительное искусство» (с. 50) даны вопросы и задания к репродукции картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» (с. 48) . Следует помочь детям осмыслить эту картину. Возможна организация беседы, в которую учитель сможет включить некоторые сведения о классицизме, о художнике и о создании картины.
Андрей Иванович Иванов жил в 1776-1848 гг., т. е. в конце XVIII - начале XIX в. В это время в искусстве России царили принципы классицизма, который обращался к наследию Древней Греции и Древнего Рима как к норме и идеальному образцу. Одним из главных отличий русского классицизма было стремление художников отобразить в искусстве идеи гражданственности и патриотизма (любви к родине).
Картина А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была создана около 1810 года (через два года после ее создания начнется Отечественная война 1812 года с Наполеоном). Художник берет сюжет из русской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории Древнего Рима о том, как молодой римлянин подобным образом спас город от нашествия галлов.
Художник не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв юноши, спасающего свою родину от врагов.
Мы видим юношу, который, перебежав через стан врагов, на берегу реки скинул с себя одежду и торопится броситься в воду, чтобы переплыть реку. За фигурой юноши мы видим вороного коня с развевающимися хвостом и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего неба распластались кажущиеся черными ветви дерева. Правее коня мы угадываем бледные силуэты вражеских всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними - контур крепостных стен осажденного печенегами Киева.
В нижнем левом углу мы видим полоску реки, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский богатырь в кольчуге, в груди его торчит оперенная стрела. Другую стрелу, уже вынутую из раны, он держит в правой руке. Лицо его выражает страдание и надежду, что юноша спасет родную землю, за которую воин пролил свою кровь. Левая рука его приподнята, словно своим жестом он хочет благословить отрока, но сил ему не хватает. Серебристая кольчуга, на которую отбрасывает отсвет плащ юноши, алый ремень и алые же элементы одежды связывают образы отрока и раненого воина в одно смысловое целое.
Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным. В правой руке у него уздечка, он придерживает алый развевающийся плащ, благодаря которому передается стремительность движения юноши. Алый цвет символизирует собой героизм. Русые кудри его развеваются, тело напряжено в беге так, что мы видим упругие мышцы героя. В лице его сосредоточенность, стремление, но не страх. Он хочет добраться до русского войска, но не желание остаться в живых движет им: его задача - передать воинам важную весть. Тело его освещено светом зари, которая занимается слева, за рекой, где стоят войска русского воеводы Претича. Мы догадываемся, что с помощью образа зари художник хотел передать идею освобождения от врагов.
С помощью картины художник рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к свободе, к победе над врагами.

«Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев)
Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная»
(с. 49) , отвечаем на вопросы (с. 49-50) .
- Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
(1-й вопрос.)
(Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают в обществе высокое положение: Претич - воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав - русский князь, княгиня Ольга - его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но княжеский слуга - это не простолюдин, и его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом).
- Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси»?
(2-й вопрос.)
(Мы должны быть благодарными сыновьям Древней Руси за то, что они в тяжелой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Наша признательность может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна - это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям).
- Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?
(3-й вопрос.)
(Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли).

3.Подведение итогов урока. . (урок завершается словом учителя, подводящим итог работы).

При подведении итогов работы учителю важно ещё раз повторить, что такое древнерусская литература, какие жанры для неё характерны, насколько хорошо школьники справились с заданиями- пересказать, составить план, провести словарную работу, т.е. составить словарь. Насколько верно поняли, в чём состояли подвиг отрока- киевлянина, хитрость воеводы Претича, в чём смысл прочитанного.

Домашнее задание: рассказ о древнерусской литературе, выразительное чтение отрывка из «Повести…»,вопрос 3- письменно, составить словарь устаревших слов.

Урок по сказке – были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Цели урока:

Познакомить со сказкою- былью «Неизвестный цветок»;

Дать сведения из биографии писателя;

Подвести детей к сознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру;

Познакомить пятиклассников со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения;

Вызвать желание обсудить прочитанное;

Продолжить выработку умения развивать свои мысли посредством беседы, диспута, ответов на вопросы, выражать логическое отношение к происходящему;

Учить отвечать полными предложениями;

Развивать внимание, связную речь, умение слушать и слышать одноклассников.

Основная идея урока : деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому, и к самому себе.

Методические приёмы : слово учителя, чтение произведения учителем, работа над афоризмами, работа над текстом (беседа по вопросам, цитирование, выборочное выразительное чтение, наблюдения над языком, обобщение, выводы).

Эпиграф «Нам часто незаметно то, что неприметно» И.Шевелёв.

Ход урока.

Вступительное слово учителя .

Знаете, ребята, что совершить открытия – увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: континентов, островов, древних цивилизаций, звёзд, различных законов природы, новых видов растений и многого другого. Столько всего уже открыто на Земле, что кажется, что на долю современного человека ничего не осталось.

А как вы думаете, может быть, есть тайны, которые предстоит раскрыть? Интересно, а в вашей жизни случались открытия, пусть самые маленькие, но очень важные именно для вас? Поделитесь своими открытиями с нами.

(дети рассказывают о своих маленьких открытиях)

Я очень рада, что вы оказались внимательными и любознательными, ведь именно такие люди могут открыть что-то очень важное и для себя, и для окружающих.

Откройте тетради, запишите число, тему урока и эпиграф.

Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству А. Платонова, и я хотела бы, чтобы вы немного узнали об этом замечательном русском писателе. Итак, слово о Платонове.

Сообщение ученицы.

Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 года, умер 4 января 1951 года. Писатель, критик. Умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье». Его сказки часто носят притчевый характер, порой тесно переплетаются с реальной действительностью. Писатель видит мир глазами мудрого народного сказителя. Его мудрость сопряжена с детски ясным взглядом на жизнь

Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное.

Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мастер прозы окончательно вернулся в литературу и, как живой, присутствует в нашей жизни.

Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима. (Псевдоним – вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён). Автор многих произведений, которые отличаются своеобразием художественного мировосприятия и стиля.

В Тамбове служил в земельном управлении заведующим отделом мелиорации с декабря 1926 г. по март 1927 г. Побывал во многих отдалённых населённых пунктах. Этот период жизни нашёл отражение в письмах и литературных произведениях. Писатель полагал, что рассказывать нужно о простой жизни тружеников.

В годы Великой Отечественной войны он был специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». В последние годы жизни занимался литературной обработкой русских и башкирских сказок..

Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.

Слово учителя (настрой на восприятие )

На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.

Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется «Неизвестный цветок». У неё есть подзаголовок «Сказка-быль». Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у неё такой подзаголовок.

Это произведение было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть боле 50 лет. Он был безнадёжно болен. В маленькой квартирке друзья заставали его на неизменном чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье. Ничего из написанного не печатают. Он не жаловался.

5 января 1951 года он умирает. Но эта ранняя смерть станет началом пути в «бессмертие, к всемирной известности, в нашу благодарную память» (В.Свительский).

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.

Посмотрите, как называли эту сказку-быль исследователи-литературоведы:

Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей.

Чистое золото поэзии сердца.

В. Чалмаев

Мы познакомимся с содержанием произведения и вернёмся к этим оценкам сказки.

Сказки бывают фольклорными и литературными. Чем они отличаются? (Фольклорную сказку создал народ, а литературная сказка написана писателем)

Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел, занимательность, поучительность )

Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный». (Неведомый, незнакомый,необычный )

Что значит слово «необычный»?

Заглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь.

Подготовленные ученики зачитывают толкование слова.

Чтение сказки учителем.

Работа по тексту.

Почему писатель назвал сказку «Необычный цветок»?

В чём наша задача?

Наша задача узнать что-то важное об этом цветке, внимательно присмотреться к окружающему миру, попытаться понять, почувствовать то, что ощущали герои сказки.

Что вы узнали о цветке?

(он был живой, наделён чувствами, волей, как человек дышит, умеет говорить, у него вырос сын )

Работа с таблицей

Давайте запишем основные события этой сказки. Работаем в таблице.(3 колонки )

В 1 колонку, в форме плана, запишите основные эпизоды этой сказки.

(5 минут для самостоятельной записи под контролем учителя, затем запись на доске вместе с учениками или заранее записанный план открывается учителем и сверяется с записью в тетради – этот приём экономит время урока )

1 ряд работает над первым эпизодом

2 ряд – над вторым

3 ряд – над третьим

Прочитайте, что у вас получилось.

Видите, чувства у всех различные, и они возникли при чтении текста.

Выпишите в 3 колонку из сказки слова и словосочетания, вызывающие эти чувства.

Прочитайте.

Продолжение обсуждения.

Эти чувства только мы испытываем? (Нет, цветок )

А что Даша чувствует?

Какой из эпизодов самый большой в сказке?(1 )

Как думаете, почему?

(Жизнь незаметного маленького цветка была наполнена борьбой за существование, за жизнь .)

При таких тяжёлых условиях, в которых жил цветок, что могло бы произойти с ним?

А цветок почему не погиб? (боролся за жизнь, Даша и ребята помогли )

Как герой борется цветок, но в сказке с героем должно произойти удивительное событие.

Есть ли такое событие в сказке? (Встреча с Дашей)

Давайте посмотрим, как это произошло! (инсценировка три минуты)

Кому эта встреча была необходима?

Только ли Даше? Почему?

(Эта встреча помогла цветку почувствовать доброту, выжить, обрести друга, Даше помогла совершить «открытие» маленькой незнакомой жизни, сделать шаг навстречу одинокой душе, увидеть то, что до неё не замечали .)

Почему девочка поцеловала цветок?

(почувствовала любовь, уважение, преклонение перед мужеством цветка )

Физкультминутка

Давайте мы, как Даша, возьмём цветок, представим, что он растёт на земле, поклонимся ему, возьмём и поднимем как можно выше вверх, к солнышку. Положите цветок на парту, тихо садитесь.

Продолжение обсуждения

Достаточно ли цветку, чтобы выжить, только любви и сострадания? Почему?

У нас много в кабинете растений, если мы их будем только жалеть, что с ними произойдёт?

Что нужно делать, чтобы они росли?

Расскажите, что сделала Даша для цветка?

(Девочка познакомилась с цветком, постаралась его понять, проявляя деятельное сострадание (оказала помощь, вспоминала о нём в разлуке, стремясь встретиться с ним); он стал ей близким, любимым, настоящим другом .)

В этой, как в любой сказке, есть счастливый конец. На этом сказка заканчивается?

Для чего ещё одна часть нужна? (Год спустя Даша не забыла цветок )

Почему не забыла? (Цветок пробудил в душе добрые чувства, это было её доброе дело)

Что увидела Даша через год? (Цветок дал жизнь другому цветку )

Почему новый цветок тянется к девочке? (Отец рассказал сыну, чувствует доброту )

Прочитайте выразительно последнее предложение.

Благоухание – это что?

Почему цветок – сын дарит его Даше? (за доброту, сострадание )

Мы говорили о необычном цветке, теперь знаем в чём его необычность.

Какие жизненные ценности помог нам открыть необычный цветок?

(Учитель записывает на доске в первую колонку, во вторую важность этих ценностей в жизни человека .)

Жизненные ценности Важность для человека

целеустремлённость Достижение цели

Внимание Помогает чувствовать, что ты не одинок

Мужество Борьба с трудностями

Сострадание Должно быть деятельным, тогда всем будет уютно

Доброта Делает нас и мир лучше

Красота Приносит радость

В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте запись на доске, что такое идея художественного произведения. (А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.)

Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в камне! Новый цветок - святой труженик, ему еще сложнее. Он растет из камня, а не возле него. Но цветок терпелив и силен потому, что у него есть корни, родство. Это связывает и человека с отчим домом. С родителями, с близкими людьми. И чем больше страдает человек, тем сильнее он нуждается в единстве со своим родом, со своей землей.

А теперь вернёмся к высказыванию об этом произведении. Согласны ли вы с ним? Почему критик так отзывается о «Неизвестном цветке»? « Это поучительная история о том, как меж камней и глиной вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнём. Второй цветок, что появился на следующий год на облагороженном детьми пустыре, был ещё лучше. Он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил в камне. Это повествование печальное. Грустно автору, грустно Даше, грустно нам. Но справедливость торжествует. Дети не позволили погибнуть цветку. У читателя рождается вера в доброе начало жизни. Печаль и надежда, тоска и радость, отчаяние и вера, как в хорошо сотканной ткани, слились в произведении и превратились в чистое золото поэзии сердца» .

Подведение итога урока.

Многие известные люди размышляли о смысле жизни, и их мысли и размышления дошли до нас. Они вылились в афоризмы.

Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Давайте познакомимся с афоризмами. Какой из них вы могли бы использовать как вывод к уроку? Почему?

«Жить – значит действовать». А. Франс

«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, зачем его зовут». Суахали

«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций

Созвучны ли эти мысли нашему разговору? Почему?

(«Неизвестный цветок» А. Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения )

Вспомним «Маленького принца» Сент-Экзюпери. Маленький принц возвращался к своей розе, преодолев боль последнего шага («надо потерпеть»). Может быть, Платонов знал эту сказку? Может быть, Экзюпери подсказал ему жанр сказки-завещания? Едва ли! Экзюпери написал свою сказку в 1942 году, но в России она была переведена в 1959 году. Да и важно ли это?! Хотя?! Два мудрых человека, два больших писателя, представители разных народов в разных концах земли и по-разному осознававшие свои задачи в литературе, независимо друг от друга, уходя в мир иной, завещали потомкам, используя жанр сказки (сказки-были), любить свою землю, любить жизнь, быть им полезными. Высокие моральные ценности общечеловечны, они вечны, без них нельзя.

И для нас сегодня «самое главное - сказку не спугнуть!» - и мудреть, учиться жить, поверив наказу доброго, самоотверженно сопротивлявшегося трудностям человека - писателя Андрея Платонова, как поверила ему его дочь Машенька, для которой эта сказка была написана. Отец умер в неизвестности, а дочь жила и убеждалась: известность не просто пришла к ее отцу, она стала славой, признательностью отвечают Платонову поклонники его таланта. И вот уже несколько лет как включены в школьные программы по литературе его произведения.

Вокруг вас, ребята, огромный мир: мир природы и мир людей, которым всегда приятно чьё-то внимание, забота.

Перед вами цветы: подпишите цветок тому, кому из одноклассников вы хотите подарить частичку тепла, любви и заботы.

Как вариант итога урока можно использовать ассоциативный приём, когда учащиеся записывают сверху вниз по середине листа слово «цветок», дописывая ассоциации с ним связанные. Это приём хорошо применять, если ученики уже знакомы с ним.

Ц елеустремлённость

В нимание

Муж Е ство

Добро Т а

С О страдание

К расота - вот земных желаний мера.

Домашнее задание: Составьте кодекс (правила ) хорошего человека. Дома я предлагаю вам поразмышлять над творческим вопросом. «Что может сделать каждый из нас, чтоб вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?»

Приложение.

Кодекс хорошего человека:

  1. Хороший человек добр по отношению к окружающим.
  2. Он умеет радоваться радостям других людей.
  3. Он радуется тому, что имеет.
  4. Он не завидует.
  5. Он в меру щедр.
  6. Он уважителен по отношению к старшим.
  7. Он любит людей, мир, и все, что в нем.
  8. Он ценит дружбу.
  9. Он видит красоту природы.
  10. Он сострадателен и милосерден, готов прийти на помощь.
  11. Он способен поставить себя на место другого, понимая его чувства.


Что еще почитать