Поведение в чрезвычайных ситуациях презентация. Презентация по ОБЖ на тему "Правила поведения в ЧС природного характера " (10 класс)

Слайд 1

Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.
Выполнила: Турсунова Юлдус Хатамовна, 16 ПО14 БЖД

Слайд 2

Что это такое – чрезвычайная ситуация? Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории которая сложилась в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, и может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.

Слайд 3

Чрезвычайную ситуацию можно предвидеть, но чаще всего она возникает внезапно Город Спитак после землетрясения

Слайд 4

У нас в стране есть областные, районные и прочие управления по ЧС и службы по ЧС, а в масштабе страны – Министерство по ЧС

Слайд 5

В случае предвиденной катастрофы территориальные управления ЧС подают сигнал для населения: “Внимание всем” (это рев сирены и частые гудки) По сигналу “Внимание всем” необходимо: Немедленно включить радио или телевизор для прослушивания экстренных сообщений; Проинформировать родственников и соседей о случившемся; Привести домой детей; Действовать согласно полученному сообщению.

Слайд 6

При необходимости эвакуации:
Собрать в небольшой чемодан (рюкзак) вещи первой необходимости: необходимую одежду, документы, деньги, ценности, воду, консервированные и сухие продукты питания; Подготовить квартиру к консервации – закрыть окна, балкон, перекрыть газ, воду, выключить электроэнергию погасить огнь в печах; Приготовить средства индивидуальной защиты и второй комплект ключей для сдачи в РЭУ; Оказать помощь в сборах больным и престарелым проживающим по соседству.

Слайд 7

Чрезвычайные ситуации бывают:
Природного характера Спитак (Армения)

Слайд 8

Техногенного характера Катастрофа на Чернобыльской АЭС
Чрезвычайные ситуации бывают:

Слайд 9

На огромной территории нашей страны возможны:
Землетрясения; Цунами; Наводнения; Лесные и торфяные пожары; Ураганы, бури, смерчи; Сели (водогрязевые потоки) и оползни; Снежные лавины и заносы; Грозы и др.

Слайд 10

Но в любом случае попав в зону стихийного бедствия необходимо:
Оценить силу и масштабы стихийного бедствия; Определить его географическую и временную направленность; Отметить наиболее выгодные с точки зрения безопасности участки; Составить прогноз развития аварии и самого стихийного бедствия на ближайшие часы и сутки; Учесть возможность повторных ударов стихии.

Слайд 11

Выживание в зоне стихийного бедствия обеспечивается 4-мя основными факторами:
Знанием особенностей природных явлений; Умением распознать приближение стихийного бедствия; Знанием приемов спасения при конкретном стихийном бедствии; Психологической подготовкой к действиям в особых сложных условиях.

Слайд 12

Рассмотрим некоторые природные стихийные бедствия, которые чаще других проявляются на территории России и приносят большие беды и жертвы. Землетрясения.
При любом Чрезвычайном происшествии всегда присутствуют определенные факторы опасности.

Слайд 13

Получив информацию или почувствовав первые толчки; НЕ ПАНИКОВАТЬ!!! Живущим на нижних этажах, необходимо быстро покинуть здание. До разрушительных толчков у Вас в запасе 15-20 сек. Воспользуйтесь этим временем; Живущим выше 2 этажа необходимо быстро занять в квартире безопасное место; Подальше от окон, падающих стекол и предметов, не стыдитесь залезть под кровать или по стол; Закрыть голову руками и сгруппироваться; Помните! Самые опасные места в доме это балконы, лифтовые проемы и лестничные клетки.

Слайд 14

Если во время землетрясения Вы на улице:
Держитесь подальше от зданий; Линий электропередач; Столбов; Трубопроводов; Мостов.

Слайд 15

А если землетрясение застало вас в движущемся транспорте?
То любой транспорт нужно спокойно и быстро остановить по возможности дальше от того: Что может рухнуть от сильных толчков; Высоких зданий, путепроводов, мостов, линий электропередач; Остановив транспорт необходимо открыть все двери; Из машины и автобуса выходить не следует, безопаснее оставаться на своем месте до окончания колебания почвы; Не стоит выбивать стекла и рваться в сторону дверей, создавая давку и заведомую опасность травм; Окажите помощь детям, старикам и инвалидам.

Слайд 16

Наводнения.
В РФ основными причинами наводнений, на них приходится до 80% всех наводнений, являются: Период весеннего снеготаяния; Ледоходы на реках; Выпадение обильных ливневых и дождевых осадков; Крушение плотин и дамб.

Слайд 17

Слайд 18

Смерчи, ураганы, бури.
Неисчислимые разрушения и жертвы приносят человечеству ураганы, тайфуны, смерчи. Скорость ветра при урагане более 30 м/с. Он является одной из мощнейших сил стихии и по своему пагубному воздействию приближается к землетрясению. При буре скорость ветра несколько меньше 15-30 м/с. Смерч – восходящие вихри быстро вращающегося воздуха.

Слайд 19

Так что же необходимо делать при угрозе возникновения урагана, бури, смерча?
Закрыть все окна, двери, чердачные помещения; С балконов и лоджий убрать все, что может быть унесено ураганом; Выключить газ, потушить огонь в печах. Подготовить фонари, свечи, лампы; Запастись водой, продуктами, держать радио и телевизор включенными; Подготовить медицинские и перевязочные материалы; Укрыться в защитном сооружении, подвале, погребе; Дома занять внутреннюю комнату, подальше от окон; На открытой местности лучше всего укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке, лечь на дно и плотно прижаться к земле.

Слайд 20

Слайд 21

Сели, снежные лавины
При угрозе селя или лавины прежде всего: Плотно закрыть двери и окна; Отключите электричество, воду и газ; Перед этим вынесите из дома воспламеняющиеся и ядовитые вещества; А еще лучше закопайте их в яме или погребе

Слайд 22

При сходе лавины постарайтесь укрыться за скалой, деревом, лечь на землю, защитив руками голову, дышите через одежду; При сносе лавиной делайте плавательные движения, чтобы удержаться на поверхности; При погружении в снег подтяните колени к животу, прикройте рот руками сжатыми в кулаки и подождите прекращения движения лавины; Определить где верх, где низ, можно по слюне во рту; Экономя силы, пробирайтесь вверх, перемещая снег под ноги и утаптывая его.

Слайд 23

Итак, мы ознакомились с тем:
Что означает Чрезвычайная ситуация; С видами чрезвычайных ситуаций; Узнали, что собой представляет ЧС природного характера; Каковы первые признаки ЧС и методами защиты от них. На следующем уроке мы с Вами ознакомимся с ЧС техногенного характера, с основными понятиями ЧС техногенного характера и методами защиты от них.


Если ты провалился под лёд. 1. Не паникуйте. 2. Зовите на помощь 3. Не барахтайтесь в проломе 4. Опирайтесь локтями о лед; 5. Приведите тело в горизонтальное положение, 6. Вынесите на лед ногу. 7. Повернитесь на спину и выбирайтесь из пролома. 8. Оказавшись на прочном льду, нужно отползти от пролома подальше.


Правильней падать на бок, на предплечье сгруппироваться так, чтобы опереться на предплечье. сгруппироваться, подтянув колени к груди, и упасть опять-таки набок. постарайтесь присесть – так уменьшится высота, с которой вы падаете. защитить лицо и голову: постарайтесь прикрыть их руками. Если вы, падаете на спину – прижмите подбородок к груди, а руки раскиньте пошире В момент падения нужно напрячь мышцы! Как правильно падать в гололед.


Как вести себя во время пожара. Не паникуйте, звоните в службу спасения закрывайте двери и окна. приготовьте намоченную тряпку, через которую придётся дышать. передвигайтесь как можно ниже к полу Не прыгайте с верхних этажей, не надо спускаться по верёвкам, простыням, водосточным трубам. Если у вас есть возможность помочь другим людям – реализуйте её.


Как вести себя во время грозы. Старайтесь не гулять в грозу. Избегайте открытой местности. спрячьтесь в любом возможном углублении. Избегайте воды.. Старайтесь спрятаться! В городе - в магазине, подъезде, под навесом у стен зданий. В автомобиле - закройте окна, и стихия до вас не доберётся. НЕ прячьтесь под деревьями, Не суетитесь. Не передвигайтесь на велосипедах и мотоциклах.


Как выйти из зоны, где упал кабель. покинуть зону очень короткими шажками, а еще лучше – прыжками на одной ноге. НЕ приближаться к находящемуся на земле проводу НЕ приближаться к человеку, лежащему в зоне поражения. НЕ отрывать подошвы от грунта. Запрещается прикасаться к человеку, пострадавшему от поражения током, предварительно не обесточив линию электропередач.


Если вы заблудились в лесу. остановитесь и присядьте. не паникуйте. Вспомните последнюю примету Припомните знакомые ориентиры: шоссе, железная дорога, река, постройки, и т.д. Прислушайтесь. влезть на самое высокое дерево, увидеть различные трубы, антенны, вышки электропередач. Хорошим ориентиром в лесу всегда служат реки и ручьи. Если у вас с собой оказались запасы еды, то рассчитайте ваш рацион как минимум на три дня. когда начинает темнеть, не стоит пытаться во что бы то ни стало немедленно найти верную дорогу, Если у вас собой имеются спальные принадлежности, то лучше выберите место для ночлега.


Если вы разбили градусник. Наденьте резиновые перчатки Ограничьте место разлива. Тщательно соберите ртуть и все разбившиеся части градусника в стеклянную банку с холодной водой, Ртуть собираем при помощи двух листов бумаги (в виде совка) Мелкие капельки - при помощи одноразового шприца Помещение проветрить в течение 2- 3х часов. Место разлива ртути обработайте концентрированным раствором марганцовки или хлорной извести.


Если ты тонешь. не барахтайся перевернись на спину, выплюни воду сделай глубокий вдох. Успокойся, отдохни, лежа на спине, медленно и спокойно плыви к берегу. А если ногу свело? Тогда погрузись на секунду с головой и, выпрямив ногу, сильно потяни на себя ступню за большой палец. НЕ ПОДДАВАЙСЯ ПАНИКЕ!

























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока. Познакомить учащихся с видами ЧС природного характера, общими правилами поведения при возникновении подобных чрезвычайных ситуаций; совершенствовать навыки безопасного поведения и действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

Учебно -наглядный комплекс:

  • Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”
  • Физическая карта мира
  • Презентация к урока

Ход урока

I. Организационный момент

1. Построение.

2. Рапорт командира взвода.

3. Приветствие учащихся.

4. Проверка внешнего вида.

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся зачитывают или пересказывают подготовленные выступления по теме “Правила поведения при криминальной ситуации”, делают выводы о гуманности законов УК РФ по отношению к отступившимся несовершеннолетним лицам.

III. Изучение новой темы

1. Вводная беседа по вопросам:

  1. Что понимается под стихийными бедствиями?
  2. Какие стихийные бедствия возможны на территории нашей страны?
  3. Приведите примеры значительных стихийных бедствий.
  4. Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности? (Заслушиваются и обсуждаются ответы учащихся.)
  5. Стихийные бедствия вызывают крупномасштабные разрушения, приводящие порой к возникновению большого количества пораженных. Создавая неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения, они также способствуют возникновению массовых инфекционных заболеваний.
  6. Что такое чрезвычайная ситуация природного характера? (Ситуация, не зависящая от деятельности человека.)

2. Основная часть

Знакомство с содержанием федерального закона от 21 декабря 1994 г. “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

“Статья 1. Основные понятия.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.”

Учащиеся обсуждают данное определение, высказывают свои мысли по поводу его полноты и насыщенности, вносят возможные изменения и дополнения.

Как вы думаете, что включает в себя понятие “предупреждение чрезвычайных ситуаций”? (Учащиеся дают предположительные ответы.) Сравним ваши ответы с определением, зафиксированным в федеральном законе.

“Статья 1. Основные понятия.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.”

В статье 3 определены цели настоящего федерального закона:

  • Предупреждение возникновения и развития ЧС
  • Снижение размеров ущерба и потерь от ЧС
  • Ликвидация ЧС

Учитель зачитывает выдержки из федерального закона, (приложение 1)

3. Рассмотрение примеров ЧС природного характера.

Учитель рассказывает о чрезвычайных ситуациях природного характера с демонстрацией презентации

Учитель подводит учащихся к необходимости детального уточнения примеров ЧС природного характера и действий при ЧС природного характера: (слайд 1-2)

  • ураганы; (слайд 3-4)
  • землетрясения; (слайд 5-24)
  • крупные природные пожары (слайд 25-37).
  • лавины: оползни; (слайд 38-43)
  • наводнения; (слайд 44-56)

4. Составление алгоритма действий при ЧС

  • получение сигнала
  • получение информации
  • знание сигналов оповещения
  • обращение за помощью
  • изготовление простейших средств защиты и спасения
  • действия по самоспасению
  • оказание помощи окружающим

IV. Итог урока

  1. Какие существуют способы защиты населения в ЧС природного характера?
  2. В чем сущность коллективного способа защиты?
  3. Для чего требует закон от граждан в области защиты населения и территорий от ЧС?

V. Домашнее задание

Разработать варианты поведения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера в нашей местности (приложение 1)

Глава IV. Права и обязанности граждан российской федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане Российской Федерации имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей наводных объектах: участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане Российской Федерации обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайньгх ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Слайд 1

Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.

Преподаватель ОБЖ МОУ СОШ № 26 Платонов В.П. г. Петропавловск-Камчатский

Слайд 2

Тема. Чрезвычайные ситуации.

Изучаемые вопросы: 1. Определение чрезвычайной ситуации и классификация.

Слайд 3

Что это такое – чрезвычайная ситуация? Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории которая сложилась в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, и может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.

Слайд 4

Чрезвычайную ситуацию можно предвидеть, но чаще всего она возникает внезапно Город Спитак после землетрясения

Слайд 5

У нас в стране есть областные, районные и прочие управления по ЧС и службы по ЧС, а в масштабе страны – Министерство по ЧС

Слайд 6

В случае предвиденной катастрофы территориальные управления ЧС подают сигнал для населения: “Внимание всем” (это рев сирены и частые гудки) По сигналу “Внимание всем” необходимо: Немедленно включить радио или телевизор для прослушивания экстренных сообщений; Проинформировать родственников и соседей о случившемся; Привести домой детей; Действовать согласно полученному сообщению.

Слайд 7

При необходимости эвакуации:

Собрать в небольшой чемодан (рюкзак) вещи первой необходимости: необходимую одежду, документы, деньги, ценности, воду, консервированные и сухие продукты питания; Подготовить квартиру к консервации – закрыть окна, балкон, перекрыть газ, воду, выключить электроэнергию погасить огнь в печах; Приготовить средства индивидуальной защиты и второй комплект ключей для сдачи в РЭУ; Оказать помощь в сборах больным и престарелым проживающим по соседству.

Слайд 8

Чрезвычайные ситуации бывают:

Природного характера Спитак (Армения)

Слайд 9

Техногенного характера Катастрофа на Чернобыльской АЭС

Слайд 10

На огромной территории нашей страны возможны:

Землетрясения; Цунами; Наводнения; Лесные и торфяные пожары; Ураганы, бури, смерчи; Сели (водогрязевые потоки) и оползни; Снежные лавины и заносы; Грозы и др.

Слайд 11

Но в любом случае попав в зону стихийного бедствия необходимо:

Оценить силу и масштабы стихийного бедствия; Определить его географическую и временную направленность; Отметить наиболее выгодные с точки зрения безопасности участки; Составить прогноз развития аварии и самого стихийного бедствия на ближайшие часы и сутки; Учесть возможность повторных ударов стихии.

Слайд 12

Выживание в зоне стихийного бедствия обеспечивается 4-мя основными факторами:

Знанием особенностей природных явлений; Умением распознать приближение стихийного бедствия; Знанием приемов спасения при конкретном стихийном бедствии; Психологической подготовкой к действиям в особых сложных условиях.

Слайд 13

Рассмотрим некоторые природные стихийные бедствия, которые чаще других проявляются на территории России и приносят большие беды и жертвы. Землетрясения.

При любом Чрезвычайном происшествии всегда присутствуют определенные факторы опасности.

Слайд 14

Получив информацию или почувствовав первые толчки; НЕ ПАНИКОВАТЬ!!! Живущим на нижних этажах, необходимо быстро покинуть здание. До разрушительных толчков у Вас в запасе 15-20 сек. Воспользуйтесь этим временем; Живущим выше 2 этажа необходимо быстро занять в квартире безопасное место; Подальше от окон, падающих стекол и предметов, не стыдитесь залезть под кровать или по стол; Закрыть голову руками и сгруппироваться; Помните! Самые опасные места в доме это балконы, лифтовые проемы и лестничные клетки.

Слайд 15

Если во время землетрясения Вы на улице:

Слайд 16

А если землетрясение застало вас в движущемся транспорте?

То любой транспорт нужно спокойно и быстро остановить по возможности дальше от того: Что может рухнуть от сильных толчков; Высоких зданий, путепроводов, мостов, линий электропередач; Остановив транспорт необходимо открыть все двери; Из машины и автобуса выходить не следует, безопаснее оставаться на своем месте до окончания колебания почвы; Не стоит выбивать стекла и рваться в сторону дверей, создавая давку и заведомую опасность травм; Окажите помощь детям, старикам и инвалидам.

Слайд 17

Наводнения.

В РФ основными причинами наводнений, на них приходится до 80% всех наводнений, являются: Период весеннего снеготаяния; Ледоходы на реках; Выпадение обильных ливневых и дождевых осадков; Крушение плотин и дамб.

Слайд 18

Слайд 19

Смерчи, ураганы, бури.

Неисчислимые разрушения и жертвы приносят человечеству ураганы, тайфуны, смерчи. Скорость ветра при урагане более 30 м/с. Он является одной из мощнейших сил стихии и по своему пагубному воздействию приближается к землетрясению. При буре скорость ветра несколько меньше 15-30 м/с. Смерч – восходящие вихри быстро вращающегося воздуха.

Слайд 20

Так что же необходимо делать при угрозе возникновения урагана, бури, смерча?

Закрыть все окна, двери, чердачные помещения; С балконов и лоджий убрать все, что может быть унесено ураганом; Выключить газ, потушить огонь в печах. Подготовить фонари, свечи, лампы; Запастись водой, продуктами, держать радио и телевизор включенными; Подготовить медицинские и перевязочные материалы; Укрыться в защитном сооружении, подвале, погребе; Дома занять внутреннюю комнату, подальше от окон; На открытой местности лучше всего укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке, лечь на дно и плотно прижаться к земле.

Слайд 22

Сели, снежные лавины

При угрозе селя или лавины прежде всего: Плотно закрыть двери и окна; Отключите электричество, воду и газ; Перед этим вынесите из дома воспламеняющиеся и ядовитые вещества; А еще лучше закопайте их в яме или погребе

Слайд 23

При сходе лавины постарайтесь укрыться за скалой, деревом, лечь на землю, защитив руками голову, дышите через одежду; При сносе лавиной делайте плавательные движения, чтобы удержаться на поверхности; При погружении в снег подтяните колени к животу, прикройте рот руками сжатыми в кулаки и подождите прекращения движения лавины; Определить где верх, где низ, можно по слюне во рту; Экономя силы, пробирайтесь вверх, перемещая снег под ноги и утаптывая его.

Слайд 24

Итак, мы ознакомились с тем:

Что означает Чрезвычайная ситуация; С видами чрезвычайных ситуаций; Узнали, что собой представляет ЧС природного характера; Каковы первые признаки ЧС и методами защиты от них. На следующем уроке мы с Вами ознакомимся с ЧС техногенного характера, с основными понятиями ЧС техногенного характера и методами защиты от них.

Слайд 25

Домашнее задание. В.Н. Латчук Глава 4 стр. 53. 1. Ответить на вопросы задания стр. 63. 2. Письменно в тетради выполнить задания 15, 16, 17.

Спасибо за внимание.



Что еще почитать