Последствия миграционного процесса для стран эмиграции и иммиграции. Международная трудовая миграция Основные центры применения иностранной рабочей силы

Основные понятия и характеристики миграции рабочей силы

В общем потоке международного обмена ресурсами — товарами, средствами производства, деньгами, научно-технической информацией и т.д. — весьма заметную роль играет , или, иначе, трудовая миграция, объем которой после Второй мировой войны постоянно возрастает. В начале 80-х годов общая численность работников-мигрантов оценивалась экспертами Международной организации труда (МОТ) примерно в 20-21 млн человек и почти столько же членов их семей. В конце XX в. более 70 млн, главным образом из развивающихся государств, работали (легально или нелегально) вне стран своего рождения. Около 1 млн трудовых мигрантов ежегодно перемещается из одного государства в другое. Приблизительно столько же человек (тоже ежегодно) покидают территории военных и политических потрясений, стремясь найти прибежище в другом месте, свыше 18 млн живут в настоящее время не на своей родине.

Эксперты МОТ выделяют пять основных типов международных мигрантов.

Поселенцы - люди, которые приезжают в страну на постоянное жительство. В прошлом они стремились в такие страны, как, например, Соединенные Штаты, Канада и Австралия. Они продолжают переезжать туда и сегодня, хотя большинство принимается, скорее, по схеме воссоединения семей, чем в порядке первичной иммиграции.

Контрактные работники - люди, которых приняли на основе понимания, что они будут работать ограниченный срок. В настоящее время наибольшее число контрактных работников можно найти на Ближнем Востоке: в 2000 г. их количество превышало 6 млн человек, в основном, из арабских государств и стран Азии. Большинство из них — неквалифицированные или низкоквалифицированные рабочие. Эта категория включает также сезонных рабочих. В большей массе они заняты в отраслях, ориентированных на обслуживание туризма, в отелях и общественном питании, но значительная их часть работает также в сельском хозяйстве, переезжая ежегодно, например, из Восточной в Западную Европу или из стран Карибского региона в Соединенные Штаты или Канаду, чтобы помогать в сборе урожая.

Профессионалы - люди с высоким уровнем образования и достаточным опытом работы, которые легко могут переквалифицироваться для работы в другой стране. Большую часть составляют сотрудники многонациональных корпораций, которые переезжают из одного филиала в другой. В основной массе это квалифицированные сотрудники и менеджеры, но среди них иногда встречаются и стажеры. В эту категорию можно также включить профессорско- преподавательский состав и студентов, которые циркулируют в мировой системе высшего образования.

Нелегальные иммигранты - лица, приехавшие в страну нелегально или имеющие просроченные визы, или, возможно, хотя и занимающиеся трудовой деятельностью, но имеющие только туристическую визу. Их можно назвать рабочими без документов либо более жестко — нелегштьными иностранцами. Наибольшее их количество можно обнаружить в Соединенных Штатах (по крайней мере 3 млн) и в Европе (тоже не менее 3 млн), хотя также миллионами они исчисляются в Африке и Южной Америке.

Лица, ищущие убежище, и беженцы - люди, покинувшие свои страны под угрозой какой-либо опасности. Ими могут быть как отдельные лица, так и семьи, которые обосновывают свои заявления о предоставлении убежища на возможности или вероятности политических преследований. Как только их заявления принимаются, они приобретают статус беженцев, и многие получают разрешение на постоянное проживание и работу в новых странах. Но большинство беженцев во всем мире спасаются от угрозы войны или голода, и их в массовом порядке при ни мают соседние страны. В основном это наблюдается в Африке.

Масштабы миграции рабочей силы (трудовой миграции) постоянно растут. В этот процесс во&аечены практически все страны. Межстрановая трудовая ми фация приняла беспрецедентный характер, становится типичным явлением социально-экономического состояния современного мира.

Под международной трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение населения через государственные границы, для того чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты-«челноки», а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).

Различают следующие виды трудовой миграции:

  • безвозвратная , при которой мигранты выезжают на постоянное местожительство в принимающую страну;
  • временно-постоянная , когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;
  • сезонная , которая связана с кратковременным (в пределах до одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг); ее разновидностью является кочевничество, сохранившееся в Африке и Западной Азии;
  • маятниковая (челночная, приграничная) - ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране, называют рабочими-фронтальерами;
  • нелегальная - незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством;
  • «утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, специалистов редких специальностей, иногда звезд искусства, спорта).

Основные центры применения иностранной рабочей силы

Первый массовый межконтинентальный перелив рабочей силы был насильственным. Это было связано с развитием работорговли в XVII-XIX вв., вследствие чего население Африки за 1650-1850 гг. уменьшилось на 22%.

Что касается перемещения свободных лиц наемного труда, то наиболее крупным миграционным потоком был выезд европейцев за океан в XIX-XX вв. В XIX в. эмигрировало до 30 млн человек; с начала XX в. до Первой мировой войны из Европы выехало свыше 19 млн; в 1914-1918 гг. миграция была прервана, а затем возобновилась, и за 1918-1939 гг. эмигрировало 9 млн человек. Вторая мировая война вновь прервала заокеанскую миграцию населения из Европы, после окончания войны она оживилась, а затем пошла на убыль.

Ехали прежде всею в США, где бурно развивался капитализм, которому требовались рабочие руки, затем в Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину и другие страны. Иммиграция стала важнейшим источником роста населения этих стран. А уезжали, как правило, из европейских стран — Ирландии и Англии, Франции, Германии, России.

После Второй мировой войны сложились основные центры трудовой миграции.

Соединенные Штаты по-прежнему были основным местом притяжения послевоенных мигрантов. С 1946 по 1963 г. они приняли 4,3 млн иммигрантов, из них 2,3 млн прибыли из Европы (причем примерно одна четверть их были беженцы). Вместе с тем много приезжих было из Канады, Мексики, Вест-Индии и Латинской Америки. В 70-е годы число легальных мигрантов достигло 4,4 млн, в 80-х годах поток мигрантов возрос вдвое: легально въехало 6 млн человек, нелегально — 2 млн человек. В 90-х годах интенсивность миграции не уменьшилась, однако структура иммигрантов изменилась — возрос поток ученых, программистов и других профессионалов. В XXI в. США не считаются самым перспективным центром притяжения рабочей силы, однако проблема нелегальной миграции, преимущественно из Мексики, остается острой.

Канада , в которой, казалось бы, были желающие уехать в Соединенные Штаты Америки, одновременно продолжала оставаться основным регионом иммиграции. Между 1946 и 1962 г. она приняла более 2 млн человек, причем сразу после Второй мировой войны было много беженцев из Великобритании, Италии, Германии и Нидерландов.

США и Канада в начале XXI столетия продолжают быть одним из важнейших центров трудовой миграции. Общая численность трудовых мигрантов в США составляла в начале 2000 г. около 7 млн человек. Ежегодный приток иммигрантов в США и Канаду в эти годы оценивался в 900 тыс. человек. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники — из Западной Европы, России и Индии.

Австралия — третья основная страна иммиграции — получила более 2 млн иммигрантов с 1945 по 1964 г. Среди всех стран поселения Австралия проявляла наибольшую активность в привлечении новых поселенцев, хотя проводимая ею миграционная политика делала значительные предпочтения для европейцев. Практически половина этих переселенцев проходила в рамках специальных схем оказания помощи. Новая Зеландия несколько отстала от Австралии: с 1946 по 1963 г. она привлекла тысячи иммигрантов, в основном из Великобритании и Нидерландов. В настоящее время этот регион перестал быть перспективным центом притяжения рабочей силы.

Южная Африка тоже приняла большое количество иммигрантов из Великобритании. Из общего числа европейцев, приехавших туда с 1946 по 1963 г., 58% составили британцы, а значительной частью остальных были голландцы и немцы. В 70-е годы ЮАР и Намибия стали привлекательным рынком для ТНК, поэтому миграция неквалифицированных африканских рабочих стала достаточно устойчивой. Экономический рост региона на рубеже веков вызвал приток квалифицированных работников и из других частей света, даже из России.

Южная Америка была в этот период другим основным регионом, куда стремились перебраться европейцы. Общая иммиграция за те же годы составила в этом регионе около 1,5 млн человек, большинство из которых приехало из Испании и Португалии. Испанские эмигранты вначале ехали, как правило, в Аргентину, а затем поток устремился в быстро развивающуюся Венесуэлу. Основная масса португальцев направлялась по традиционному пути в Бразилию. В 60-70-х годах прошлого века Аргентина и Венесуэла стали центром притяжения рабочих-мигрантов не только из других стран Латинской Америки, но также из азиатских и некоторых африканских государств. Повышение темпов экономического роста на рубеже веков в Бразилии, Чили, Перу, Аргентине продолжает делать этот центр миграции рабочей силы достаточно перспективным в XXI в.

Новые центры миграции рабочей силы

Особо следует сказать об Израиле, две трети населения которого в 1963 г. составляли лица, рожденные за рубежом, — с 1948 по 1963 г. в эту страну прибыл 1 млн иммигрантов. Наибольший приток произошел с 1946 по 1963 г. — «воссоединение изгнанников».

С середины 70-х годов к традиционным центрам миграции рабочей силы добавились новые. Одним из основных стала Западная Европа.

К началу 2000 годов только в странах ЕС насчитывалось 16 млн мигрантов и членов их семей. Большую их часть принимают Германия, Франция, Англия, затем Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария. Так, в ФРГ насчитывается 4,6 млн иностранцев, во Франции — около 4 млн (преимущественно выходцев из Северной Африки), в Бельгии — около 1 млн испанцев и итальянцев, в Швеции — 1 млн (в основном финнов).

В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не привлекают местное население, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного воспроизводства. Так, в конце 90-х годов иностранные рабочие составляли в Западной Европе до 25% всех работающих по найму, причем в некоторых отраслях их удельный вес более высок. Например, иностранные рабочие составляли во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих, в Бельгии — 50% шахтеров. В 2005 г. в Западной Европе было занято 25% иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост мигрантов составлял 500-600 тыс. человек, вместе с членами семей — не менее 1,3 млн человек, однако в последние годы численность иммигрантов стала уменьшаться. Этот факт можно объяснить жестко проводимой в рамках ЕС и на уровне отдельных государств (Франция, Германия) миграционной политикой.

Еще одним новым цен тром притяжения иностранной рабочей силы являются нефтедобывающие страны Персидского залива. Общая численность иммигрантов здесь в начале 90-х годов оценивалась в 5-6 млн человек. В этот регион иммигранты прибывают из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин.

В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в обшей численности рабочей силы: Катар — 92% занятых, ОАЭ — 89, Кувейт — 86, Оман — 70, Саудовская Аравия — 60, Бахрейн — 51%. Одновременно в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом: Йемен — 7,3%, Египет — 5,2, Турция — 4,3, Пакистан — 3,8% от общей численности населения.

Основные характеристики современной миграции рабочей силы

В современных условиях для миграции рабочей силы характерны следующие тенденции:

  • сокращение миграции рабочей силы в Западную Европу;
  • воссоединение семей бывших иммигрантов и колониальных рабочих, формирование новых этнических меньшинств;
  • превращение некоторых южноевропейских государств из стран-экспортеров в страны — импортеры рабочей силы;
  • продолжение экономически мотивированной миграции в такие классически иммиграционные страны, как Северная Америка;
  • новые миграционные передвижения (как внутренние, так и международные), связанные с экономическими и социальными изменениями в новых индустриальных странах, в Тихоокеанском бассейне, в Азии и Африке;
  • набор иностранной рабочей силы в основном из менее развитых стран нефтедобывающими государствами;
  • усиление массовых передвижений населения, состоящих из беженцев и ищущих убежище, главным образом направляющихся с Юга на Север, а сейчас, после развала социалистической системы бывшего СССР, с Востока на Запад;
  • все увеличивающаяся мобильность высококвалифицированного персонала как на временной, так и на постоянной основе.

Подчеркнем и еще одну важную особенность, характерную для потоков международной миграции в последнее десятилетие XX в., — их определенную стабильность и регулярность. Возникли и сформировались региональные потоки рабочей силы, которые наряду с другими факторами привели к образованию региональных рынков труда. Наиболее крупными из них стали: западноевропейский, ближневосточный, азиатско-тихоокеанский, латиноамериканский и африканский.

Обращает на себя внимание рост численности экономически активных мигрантов в различных мировых миграционных потоках. По данным МОТ, в настоящее время численность экономически активных мигрантов составляет приблизительно 30-35 млн человек, т.е. почти 1,2-1,5% мировой рабочей силы. А если к ним прибавить 40-50 млн членов их семей, то это составит такой же процент мирового народонаселения.

Основу миграционных потоков по-прежнему составляют рабочие, в меньшей степени — служащие. Но сравнительно новой формой международной миграции рабочей силы является перемещение научно-технических кадров. В поисках лучших условий для применения своих сил и более высокого уровня жизни лица высшей квалификации переселяются в США и Западную Европу.

В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации («утечка мозгов»). В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. До распада СССР основными поставщиками таких кадров в основные мировые центры иммиграции — США и Западную Европу — были Индия, Пакистан и Египет. Однако в 90-е годы наметилось усиление оттока их из России, стран — членов СНГ, Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и остальных странах, а с другой — стремлением развитых стран привлечь высококвалифицированные кадры.

На рубеже веков усилилась нелегальная иммиграция. Китайцы штурмуют границы США и России, кубинцы на утлых суденышках плывут во Флориду, алжирцы пробираются во Францию, пакистанцы — в Англию и т.д. Нелегальная иммиграция дает возможность предпринимателям использовать самую дешевую и бесправную рабочую силу и получать при этом огромные прибыли.

Численность населения постоянно изменяется. Изменение численности населения Земли происходит за счет естественного прироста , который по отдельным регионам далеко не одинаков. Относительно быстро растет население развивающихся стран. В развитых странах естественного роста населения вооб­ще не наблюдается или он настолько мал, что не позволяет обеспечивать воспроизводство трудовых ресурсов. Для этих стран единственным выходом является пополнение рабочей силы за счет миграции населения из слаборазвитых и развиваются стран.

Использование иностранной рабочей силы уже давно стало непременным условием нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Так, например, во Франции иммигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении; в Бельгии - половину горняков; в Швейцарии - 40 % всех строительных рабочих. В то же время для большинства развивающихся стран, осуществляющих экспорт рабочей силы, отказ от него означал бы потерю важнейшего валютного источника. Так, если в Египте эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль в 200 млн. дол. а туризм - 800 млн. долл. ,то денежные перевода. эмигрантов - 3.1 млрд. долл.

Миграция рабочей силы - явление сложное, неоднозначное, требующее пристального изучения в контексте современных тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической жизни общества.

До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда: строительство, сфера обслужвания, и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика и порой доходит до 70 %,а это значит, что такие предприятия уже "соориентированы” на использование иностранной рабочей силы.

В связи с проходящим процессов объединения Европы во второй половине 90-х годов, по прогнозам Немецкого федерального института занятости, ускоренный экономический рост создает рабочие места, но не вызовет иммиграции по образцу и подобию 60-х годов. Страны ЕС будут неохотно совершать вербовку из третьих стран. Основные преимущества, как предполагается, получат Великобритания, Германия, Франция и страны Бенилюкса.

Если первоначально центрами притяжения рабочей силы были в основном индустриальные государства Западной Европы и Северной Америки , то в 70-е годы весьма стремительно сформировался рынок труда в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Он, по существу, до последнего времени был третьим центром иммиграции. Сюда к началу 80-х годов оказалось стянуто около 3 млн. иностранных рабочих. Об значительной интенсивности миграционного процесса свидетельствует большой удельный вес иностранных рабочих. Так, в Арабских Эмиратах она составила около 50 %, В Катаре - около 80 %, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40 %.

Четвертый центр сформировался в Латинской Америке. Здесь в основном Аргентина и Венесуэла принимает рабочих из соседних стран. Общее число иммигрантов достигает здесь 3 млн. человек, подавляющее большинство которых составляют латиноамериканцы.

Межотраслевая миграция имеет место и в Африке и в Азии. Надо сказать, что в области миграции статистика не отличается большой достоверностью. Что же касается Африки, то статистический учет и вовсе не дает возможности устанавливать ее действительные масштабы и направления. По приблизительным оценкам, миграция составляет 2 млн. человек. В основном более богатые страны берут неквалифицированных работников. Специалисты, приезжающие из других регионов мира, составляют не более 500 тыс. человек. Страны Азии, являясь в подавляющем большинстве экспортерами рабочей силы, принимают высококвалифицированных специалистов по отдельным специальностям. Наконец, Австралия использует около 200 тыс. человек, многие из которых готовятся к получению гражданства страны пребывания.

Необходимо подчеркнуть, что миграционные процессы характеризуются не только количественными показателями, направлениями передвижения, но и квалификационными характеристиками мигрантов.

Научно-техническая революция формирует особый рынок высококвалифицированной рабочей силы. Для него характерны высокое творческое содержание, самомотивация, основывающаяся на высоком уровне образования, высокая стоимость рабочей силы, приспособляемость ее к новым экономическим условиям. По прогнозам европейских экспертов, работники самой высокой квалификации будут самой мобильной рабочей силой. Либерализация коммерческого законодательства и увеличивающееся жизненное пространство для компаний будут стимулировать подвижность мелких и средних компаний внутри ЕС. В этих условиях спрос на рабочую силу высокой квалификации будет таким большим, что сюда устремятся эмигранты из третьих стран.

До недавнего времени основными поставщиками кадров высокой квалификации в США и западноевропейские страны были Индия, Пакистан и Египет. Эта тенденция в настоящее время и в ближайшем будущем измениться: произойдет переориентация в связи с изменением ситуации в восточноевропейских странах и в бывшем СССР. Сказанное относится и к представителям особого рынка труда - спортсменам, артистам, музыкантам.

В то же время, как уже отмечалось, иммигранты занимаются и непрестижными тяжелыми и вредными работами. Эти рабочие места даже в периоды кризисов при увеличении числа безработных не привлекают местное население.

Государство довольно активно влияет на процесс миграции . При оживление производства допускается либерализация импорта, при спаде происходит его лимитирование. Регулируется не только количество иммигрантов, но и профессиональная, квалификационная, половозрастная структуры и, конечно, продолжительность проживания в стране.

В странах-импортерах сложилась система государственных мер регулирования миграции Оно включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе, национальные службы миграции, а также межгосударственные соглашения.

На межгосударственном уровне странами-участницами Организации экономического сотрудничества и развития создана служба, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Иммиграционная политика проводится непосредственно через национальные службы эмиграции, которые обычно создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел. Иммиграционные службы стран осуществляют функции контроля за въездом в страну иммигрантов. Они выдают разрешения, согласованные с заявками предпринимателей на въезд и работу, а также определяет время пребывания. Отметим, что регулирование продолжительности пребывания осуществляется в разных странах по разному. Для ФРГ, например, в основном характерна жесткая ротация (пребывание от одного года до трех-пяти лет без приема семей). Для Франции, Бельгии, Великобритании, наоборот, характерна семейная иммиграция, приводящая к расширению внутреннего рынка. Для США, Канады, Австралии, Новой Зеландии наиболее приемлемой оказалась "ассимилированная миграция", предусматривающая получение гражданства после определенного срока непрерывного пребывания.

Тема 8. Международное движение рабочей силы

3. Государственное регулирование трудовой миграции

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта необходимо использовать арсенал средств политики государственного регулирования этого процесса, выработанный практикой многих стран.

Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. В связи с противоречивостью последствий миграции государственное регулирование этого процесса может быть направлено как на привлечение иммигрантов и стимулирование миграции, так и на сокращение потоков миграции.

Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании внешнеторговых потоков. Уже в конце ХVIII в. в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX в. многие европейские страны приняли законы, ограничившие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует и поныне.

В странах-импортерах рабочей силы система государственного регулирования включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения.

Государственные органы почти всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию иностранной рабочей силы.

Рабочие-иммигранты заняты преимущественно неквалифицированным трудом. В области занятости на них распространяется принцип: нанят последним, уволен первым. Существует дискриминация в оплате труда, хотя в подавляющем большинстве стран это юридически запрещено. Иностранные рабочие дискриминируются при найме жилья, при попытке получить образование, при обращении за медицинской помощью и т. д.

Одной из форм рабочей силы является ротация, которая предполагает постоянное замещение работающих мигрантов новыми партиями иностранных рабочих. Практикуется и контрабандный ввоз иностранных рабочих в обход существующего законодательства.

Страны-реципиенты (принимающие) применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

1. профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности). Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что подтверждается соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтвердить или оценить в принимающей стране. Стаж работы по специальности должен быть от 2 до 5 лет (Кипр - 2 года, Австралия - 3 года, США - 5 лет);

2. возрастной ценз (обычно 20-40 лет);

3. состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);

4. социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также состоящих в рядах реакционных партий);

5. квотирование (законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий, при этом страны устанавливают квоты на въезд иностранцев из определенных стран – Азии, Африки).

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

Уплату иммигрантом пошлины за трудоустройство;

Первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

Налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

Ограничение времени пребывания иностранных рабочих в данной стране.

В странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции (депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение). Они могут налагаться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.

Если в стране увеличивается безработица государство может:

Ограничить въезд иммигрантов

Выслать насильственно (депортировать) иностранных рабочих в их отечества;

Стимулировать добровольное переселение (репатриацию) рабочих-иммигрантов.

В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторонними межправительственными соглашениями, так и многосторонними.

Международная организация труда (МОТ) действует в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов.

Верховный комиссариат ООН по делам беженцев решает вопросы их защиты, реализует долгосрочные решения и в первую очередь проблемы репатриации.

Предыдущая

Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны):

позитивные для экономики в целом:

Эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

Из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

Переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны;

При возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения.

Негативные:

Страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

Теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

Происходит «утечка умов».

Необходимо выработать меры, позволяющие обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран.

Значение трудовой миграции для стран-импортеров (значениеиммиграции) заключается в следующем :

1. Трудовая иммиграция обеспечивает нормальный воспроизводственный процесс в ряде отраслей экономики. Особенно это имеет значение для отраслей, не пользующихся популярностью у местных жителей трудоспособного возраста, в том числе для отраслей с более низким уровнем заработной платы и со сложными условиями труда (горное дело, металлургия, строительство, уборка мусора и т.д.). В ряде стран отрасли производства, дающие экспортный доход, в значительной степени зависят от труда иммигрантов (горнорудная промышленность ЮАР, сельское хозяйство Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии).

2. Иммигранты в результате хозяйственной деятельности получают доходы, а, следовательно, предъявляют дополнительный спрос на потребительские товары, стимулируя тем самым развитие отраслей потребительского сектора, а также определяя мультипликационный эффект в смежных отраслях экономики.

3. Работники-иммигранты платят налоги государству, что позволяет правительству иметь дополнительные средства, чтобы реализовать те или иные государственные программы.

4. Предприниматели, использующие иностранную рабочую силу, платят им, как правило, более низкую заработную плату, что является фактором экономии на издержках производства, а, следовательно, и фактором повышения прибыли хозяйственных ячеек.

5. Государство, привлекающее на свою территорию иностранную рабочую силу высокой квалификации, тем самым экономит на затратах на науку и образование. Благодаря притоку ученых и специалистов привносится динамизм в экономическое развитие страны.

В качестве отрицательного последствия иммиграции следует назвать возможность конфликтов между иностранными и местными работниками на религиозной, расовой и этнической почве.

60.Национальное регулирование процесса трудовой международной миграции.

На национальном уровне можно выделить два подхода:

1) ассимиляционный

2) отходнический

Выгоды странам иммиграции:

Высокая мобильность более дешевого рабочего труда

Занятость в отраслях непопулярных у местного населения

Использование опыта других стран

Оплата ниже национальных кадров

Омоложение структуры трудовых ресурсов

Расширение емкости внутреннего рынка

Экономия на обучении прибывающих

Выгоды странам эмиграции;

Снижается нагрузка на уровень безработицы в стране

2/3 дохода эмигранты отправляют в страну

Возможность мигрировать членам семьи

Страны не несут расходы на медицинское обслуживание

Используются деньги бюджета страны для решения внутренних проблем

Проблемы и противоречия:

- обостряется ситуация на нац. Рынке

Усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы

Провоцируются национальные и этнические конфликты

Противоречия законодательством страны.

(НЕОБЯЗАТЕЛЬНО):

Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:

Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;

Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;

Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;

Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах

60 вопрос. Национальное регулирование процесса трудовой международной миграции.!!!

а национальном уровне можно выделить два подхода:

1) ассимиляционный – его придерживаются США, Канада, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия, Израиль: привлечение мигрантов на постоянное место жительства с семьей, но без заранее определенного трудоустройства;

2) отходнический – прием работников по приглашениям национальных фирм на определенный срок (без семьи, но на определенное рабочее место).

Россия придерживается строго отходнического принципа для рабочей силы из стран СНГ и дальнего зарубежья и ассимиляционного для беженцев и переселенцев из числа русскоязычного населения из республик бывшего СССР.

В миграционных процессах Россия участвует двояко: и как страна-донор, и как принимающее государство. Вопреки алармистским прогнозам конца 1980-х гг., из России не наблюдалось массовой эмиграции. Хотя число уехавших велико. За период с 1990 по 2010 г. Россию покинуло 3,6 млн чел. С 1990 по 2000 г. эмиграция населения постоянно увеличивалась: с 103,7 тыс. чел. в 1990 г. до 145,7 тыс. в 2000 г. С 2001 г. количество эмигрантов резко сократилось, составив в 2011 г. порядка 30 тыс. чел.

В это же время резко возросло число иммигрантов, главным образом из бывших республик Советского Союза – Средней Азии и Закавказья, а также Украины и Молдовы. В 1990-е годы среди иммигрантов из этих стран значительную часть составляло русское и русскоязычное население, вытесняемое оттуда вследствие роста националистических настроений. Сегодня иммигранты – это преимущественно неквалифицированная местная рабочая сила, выталкиваемая из своих стран вследствие экономических трудностей. Как правило, такие мигранты не знают русского, незнакомы с русской культурой и не ставят задачу ассимилироваться в нашей стране. Зачастую они соглашаются на самые низкие заработки и занимают непрестижные для коренного населения рабочие места. Все это отрицательно сказывается на российском рынке труда, снижает уровень заработной платы для граждан России. Вкупе с эмиграцией квалифицированных работников такая иммиграция ведет к деградации трудового потенциала страны.


Похожая информация.


Международная миграция рабочей силы в условиях современной экономики

Столбовская Анна Геннадьевна,

магистрант Донского государственного технического университета.

Рассматривается международная миграция, основные центры притяжения рабочей силы, причины и последствия миграции населения для страны и отдельно взятого гражданина, регулирование миграционных потоков. Актуальность работы обусловлена превращением нелегальной миграции в серьезную проблему для многих стран мира, особенно для Евросоюза и России, постоянным ростом числа нелегальных мигрантов.

Ключевые слова : миграция, мигрант, эмигрант, иммигрант, развитые страны, развивающиеся страны, рабочая сила, миграционный поток, Евросоюз, конвенция, налоговая система, трудовая мобильность, международные соглашения, Организация Объединенных Наций.

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы, которая перемещается в страны с более высоким уровнем жизни, для улучшения своего материального положения. В современных условиях международная миграция трудовых ресурсов приобрела глобальный характер. В последнее десятилетие возросло количество стран, вовлеченных в международный миграционный процесс (за счет государств Центральной и Восточной Европы, также стран СНГ).

Центрами притяжения иностранной рабочей силы являются: Северная и Южная Америка, Западная Европа, Юго-Восточная и Западная Азия. Крупнейшими центрами привлечения населения являются США, в которых 13,5 % всего населения составляют мигранты, Канада (21%), Австралия (21,9 %) . Неравномерность перемещений трудовых ресурсов характеризуется тем, что 90% мигрантов проживают лишь в 55 странах мира. Основными странами-донорами являются Китай, Индия, Филиппины, Мексика и Индонезия. Успешно конкурируют с ними страны Европы. Характерно, что в последние десятилетия свыше 1 млн. человек ежегодно переезжают в поисках работы из одной европейской страны в другую.

В январе 1993 г. Европейский союз объявил себя единым рыночным пространством. Жители государств-членов ЕС получили возможность свободно мигрировать по территории ЕС. В настоящее время численность иностранцев, проживающих в странах Евросоюза, превышает 23 млн. чел. Из них около 7 млн. являются гражданами стран, входящих в ЕС. В Западной Европе главным центром притяжения иммиграции является Германия. Общее количество долгосрочных иммигрантов в 2013 г. составило 692 тыс. 713 чел.. За Германией следует Франция – 332 тыс. 640 чел.. Главные источники иммиграции в эту страну – бывшие французские колонии, прежде всего страны Магриба, а также Испания, Португалия и Мальта. Великобритания также является одним из главных центров притяжения рабочей силы. Иммигрантами в основном являются представители стран британского содружества наций.

Серьезной проблемой на сегодняшний день для стран Евросоюза является нелегальная миграция. По данным Международной морской организации (IMO) в 2015 число мигрантов, нелегально пытающихся попасть в Европу по Средиземному морю, может составить 500 тыс. Как сообщает телеканал BFMTV, в конце июля этого года около 300 мигрантов предприняли попытку незаконно проникнуть в Евротуннель под проливом Ла-Манш, чтобы попасть из Франции в Великобританию. Всего рядом с туннелем правоохранительные органы насчитали от 800 до 1 тысячи мигрантов.

Кто является мигрантом? В соответствии с Международной конвенцией ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990г.), трудящийся-мигрант - это лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает .

Существует несколько видов миграции:

1. В зависимости от сроков: окончательная или временная.

Миграцию, приводящую к изменению места жительства, называют окончательной, постоянной или безвозвратной. Окончательная миграция бывает внешней (международной) и внутренней (миграция внутри страны).

Миграцию, означающую перемещение населения на короткий срок, предполагающую возвращение населения к прежнему месту постоянного жительства, называют временной.

2. По причинам перемещения населения: добровольная или вынужденная.

Миграцию называют добровольной, если перемещение за границу осуществляется по причинам, зависящим от мигранта. Вынужденная миграция порождается причинами, не зависящими от мигрантов.

3. По характеру перемещения населения: периодическая, сезонная и маятниковая.

Совокупность перемещения населения за пределы национальных границ, происходящее в данное время, образует миграционные потоки. Согласно классификации МОТ выделяют пять типов потоков международной миграции.

1. Переселенцы. К этой категории относятся лица, переезжающие в другую страну на постоянное местожительство. Основной поток переселенцев направляется в развитые страны – США, Канаду, Австралию. Чаще всего этот поток основывается на воссоединение семей.

2. Работающие по контракту. Срок пребывания в принимающей стране данной категории мигрантов строго ограничен. К ним относятся сезонные рабочие, а также лица, занимающиеся неквалифицированным и малоквалифицированным трудом, занятые на тяжелых работах, не дающие возможности для профессионального роста.

3. Профессионалы. К ним относятся лица с высоким уровнем теоретической подготовки и соответствующим практическим опытом работы.

4. Нелегальные иммигранты, въезжающие в принимающую страну не на законных основаниях.

5. Потоки вынужденных мигрантов. К массовым перемещениям за пределы национальных границ их вынуждают войны, насилие, нарушение прав человека, стихийные бедствия, экологические катастрофы.

Выделяют несколько категорий вынужденных мигрантов. Это беженцы и фактически приравненные к ним в некоторых странах вынужденные переселенцы. Статус беженца имеют люди, подвергающиеся непосредственной опасности преследования по политическим, религиозным, расовым мотивам, а также лица, жизнь которых подвергается угрозам вследствие войны или агрессии. Другая категория - внутренние мигранты, не покинувшие своих стран беженцы. Есть еще экологические мигранты и жертвы стихийных бедствий.

По целям миграции населения можно разделить на две большие группы:

1) экономические – связаны с извлечением перемещающимися лицами материальной выгоды;

2) социальные – обусловлены преимущественно потребностью в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Самой распространенной разновидность экономической миграции является трудовая – добровольные перемещения людей, связанные с наличием у них способности и желания осуществлять целесообразную деятельность, направленную на создание материальных и духовных ценностей .

Одной из разновидностей экономической миграции является налоговая миграция, которая получила развитие в последнее десятилетия. Она связана с межстрановыми различиями в налоговых системах, что находит существенное отражение в размерах получаемых гражданами доходов.

К экономическим перемещениям населения относится и так называемая инвестиционная миграция, связанная с желанием вложить средства в создание предприятий за рубежом. Данный вид миграции активно стимулируется США, Канадой, Австралией и некоторыми другими государствами посредством предоставления данной категории мигрантов определенных льгот и преференций.

К социальной миграции обычно относят брачную, учебную, религиозную, этническую миграцию населения, перемещения с целью воссоединения с семьей, а также паломничество, туризм и другие виды перемещения.

По структурным признакам миграцию дифференцируют в зависимости от возраста, пола, семейного положения, уровня образования, квалификации, гражданства перемещающихся лиц.

В определенные периоды движущимися силами международной трудовой мобильности могут выступать также политические, военные, религиозные, национальные, культурные, семейные и другие социальные факторы.

Что заставляет людей менять место жительства? Каковы причины миграции населения? Проблемы миграции рассматривали Дж. Хикс, М. Тодаро, Дж. Харрис. Данные представители неоклассической теории в качестве основных выделяют экономические причины международной миграции трудовых ресурсов, связанные с масштабами, структурой и темпами накопления капитала:

- отличия в темпах накопления капитала обусловливают различия сил притяжения или выталкивания трудовых ресурсов в различных регионах мирового хозяйства, что в конечном итоге определяет направления перемещения данного фактора производства между странами;

- уровень и масштабы накопления капитала оказывают непосредственное воздействие на уровень занятости трудоспособного населения и, следовательно, на размер относительного перенаселения (безработицы), которое является основной исходной предпосылкой миграции;

- темпы и размеры накопления капитала, в свою очередь, в определенной степени зависят от уровня миграции. Это зависимость заключается в том, что сравнительно низкая заработная плата иммигрантов и возможность снизить оплату труда отечественным работникам позволяет снизить издержки производства и тем самым увеличить накопление капитала. Данная цель также достигается путем организации производства в стране с дешевой рабочей силой. Транснациональные корпорации для ускорения накопления капитала как используют движение рабочей силы к капиталу, так и перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы .

В современном мире возрастает неравенство между странами в уровнях доходов, дефицита достойного труда, личной безопасности, условий для самореализации, экономических и гражданских свобод, демографический контракт между стареющим населением развитых стран и молодым населением развивающихся. Население более развитых стран мира росло с годовыми темпами 0,25 %, а в менее развитых регионах – в шесть раз выше (1,5 % в год, и эта разница может сохраняться до 2050г.) 97 % прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны, что усугубляет и так серьезную проблему безработицы, затрагивающую более 1 млрд. чел. Эти различия нарастают, условия жизни и труда стран часто ухудшаются, способствуя расширению миграции.

Процесс миграции имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Потенциальные преимущества и недостатки процесса миграции можно выделить на уровнях – самих мигрантов, предприятий и страны в целом .

Таблица 1.

Потенциальные недостатки и преимущества эмиграции и иммиграции .

Вид/уровень

Недостатки

Преимущества

Эмиграция

Иммиграция

Эмиграция

Иммиграция

Для иммигрантов/отдельных лиц

Перерыв в работе, потеря трудового стажа

Конкуренция за рабочие места, маргинализация малоквалифицированных работников

Улучшение занятости и условий жизни

Услуги, освобождающие женщин от необходимости трудиться

Плохие условия труда и жизни

Снижение зарплаты местных работников

Более высокий доход

Более дешевые товары и услуги

Работа более низкого уровня, потеря квалификации

Переполнение больниц, школ, яслей, садов

Бесплатное обучение новым знаниям и профессиональным навыкам, приобщение к передовым технологиям

Более "дешевые" рабочие для тяжелых, монотонных, непрестижных работ

Дискриминация или расизм

Непривычные языки или обычаи

Новый и разнообразный культурный опыт

Более свободная и богатая культурная жизнь

Отделение от семьи, неблагоприятное воздействие на детей

Ущемление экономических интересов отдельных категорий населения при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники

Продуктивные встречи с новыми людьми

Расширение знаний о других странах и обычаях

Для предприятий

Потеря квалифицированной рабочей силы и заполнение вакансий менее подготовленными людьми

Менее стабильная и лояльная рабочая сила

Навыки возвращающихся мигрантов

Повышение конкурентоспособности товаров из-за снижения издержек производства

Нехватка рабочей силы, приводящая к повышению зарплаты

Зависимость от иностранной рабочей силы по отдельным видам работ

Привлекательный бизнес агентств по набору рабочей силы

Разнообразие и гибкость рабочей силы

Для станы в целом

Потеря более молодых и энергичных людей

Социальные трения, конфликты и обострение политических, национальных, религиозных, иных противоречий

Дополнительный бизнес для коммуникационных и туристических фирм

Увеличение рынков и экономии на масштабах производства

Откладывание назревших социальн0-экономических реформ

Сдерживание назревших социальных реформ (в пенсионной системе, здравоохранении, ЖКХ, образовании и др.)

Снижение демографического и социального давления избыточных ресурсов и безработицы

Омоложение населения и повышение его активности

Проблемы, связанные в внезапным возвращением работников

Задержки в модернизации технологий (автоматизации производств и др.)

Значительный объем переводов в иностранной валюте

Экономия затрат на образование и профессиональную подготовку квалифицированных иммигрантов

Потеря потенциального объема производства и налоговых поступлений

Рост неравенства доходов, ощущений несправедливости

Увеличение платежеспособного спроса за счет переводов

Рост населения, платежеспособного спроса и снижение инфляции

"Утечка умов", потеря более квалифицированных работников; сокращение объема НИОКР, научно - технического потенциала; ущерб национальному престижу

Затраты на интеграционные программы (обучение языку, адаптация в обществе и производстве)

Личные инвестиции эмигрантов в отечественный бизнес и создание рабочих мест

Рост ВВП, капиталов, ввозимых иммигрантами-инвесторами

Нарушение социального единства и культурная эмиграция (анклавы)

Усиление расслоения общества, образование иммигрантских гетто

Расширение среднего класса за счет возвращения эмигрантов и их родственников

Экономия на пенсиях и других социальных расходах

Растущее неравенство (во всех сферах)

Издержки на социальные услуги, пособия и др.

Передовые знания и профессиональные навыки возвратившихся мигрантов

"Приток умов", идей, инициатив

Ограничение совокупного спроса как стимулятора хозяйственной конъюнктуры

Ограничение среднего уровня зарплаты в отраслях высокой занятости иммигрантов

Образование транснациональных сообществ и ассоциаций земляков

Расширение товарооборота с другими странами (этническими и др.) продуктов и услуг

Задержка в развитии национального бизнеса и важных отраслей

Расширение теневой экономики, коррупции, уклонений от уплаты налогов, прочих форм преступности

Как мы видим, миграция влияет на состояние экономики всей страны и на отдельно взятого человека. Данный процесс необходимо регулировать, чтобы избежать отрицательных последствий.

Система международного регулирования миграционных процессов включает в себя: двусторонние и многосторонние международные соглашения об использовании труда мигрантов и их социально - экономических правах; деятельность международной экономической организации, таких как Международная организация (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ) и другие.

Ведущую роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит МОТ, имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г., согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Нации как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда .

Разработка конвенций и рекомендаций о труде – важнейшая форма деятельности МОТ. Содержащая в них международные нормы о труде охватывает самые различные области трудовых отношений и социальных вопросов, относящихся к трудящимся – мигрантам . Например, Рекомендация Об отношении к трудящимся – иностранцам (1919г.); О вербовке, трудоустройстве и условиях труда трудящихся – мигрантов (1939 г.); О защите трудящихся - мигрантов в слаборазвитых странах и территории (1955 г.). В этом же году МОТ разрабатывает Рекомендацию 100 – О защите трудящихся – мигрантов развивающихся стран.

Первым нормативным актом МОТ стала Конвенция 48, принятая в 1935 г., вступившая в силу в 1938 г. В соответствии с этой Конвенцией устанавливалась система международного сотрудничества по страхованию по старости, инвалидности, на случай потери кормильца.

Еще одной важной организацией в регулировании миграции на международном уровне является Международная организация по миграции (МОМ). Её основная деятельность – разработка программ, направленных на упорядочение миграционных потоков, оказания практической помощи в организации миграции.

Большую работу по защите беженцев и их репутации проводит Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН.

Итак, международная миграция трудовых ресурсов – это движения относительно избыточного населения из одного центра накопления капитала в другой. Это и есть суть экономической природы миграции населения и ее ключевая причина. Международная миграция занимает важное место в мировой экономике и международных экономических отношениях. Ее регулирование является одной из характерных черт развития международных экономических отношений в современных условиях. Международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов, руководствуясь принципами свободы и демократии, при этом учитывают и национальные интересы.

Литература

1. Козак Ю. Г., Международная экономика: учебное пособие / Козака Ю. Г., Лебедевой С. Н., - Минск: Издательство Гревцова, 2011. 368 с. ил.

2. Ливенцева Н. Н., Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. - Издательство с обновлениями / под редакцией под. ред. проф. Ливенцева Н. Н., - М.: Магистр, 2010. - 654 с.

3. Николаевой И. П., Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / под ред. проф. Николаевой И. П., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 510 с.

4. Пузакова Е. П., Международные экономические отношения. Учебное пособие / Пузакова Е. П., Ростов - на / Д: Издательский центр «МарТ», 2000. - 352 с.

5. Шаховской Л. С., Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / под ред. проф. Шаховской Л. С., - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашкови К.», 2013. - 244 с.

6. Шкваря Л.В. Мировая экономика. Курс лекции: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Шкваря Л. В., - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. – 303с.

7. Щенина Р. К., Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров / под ред. Щенина Р. К., Полякова В. В., - М.: Издательство Юрайт, 2013 - 446 с. - серия: Бакалавр. Базовый курс.

8. World Migrant Stock: web - based migrant stock data base // United National / Mode of access: http://esa/un/org/migration.

9. www.europa.eu.int/comm/eurostat - Дата доступа 08.08. 2015.

10. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] – 1990 – Режим доступа: http://www.un.org/russian/document/convents/migrant.pdf.



Что еще почитать