Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представительств следующие:
В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами:
а) исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;
б) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;
в) исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказопо-лучателя наследства;
г) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.
Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглашения, заключенные нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим.
Консульские привилегии и иммунитеты предоставляются, как это зафиксировано в преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., «не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств» .
Привилегиями и иммунитетами обладают:
Личные привилегии и иммунитеты включают:
Свобода передвижений и путешествий для работников консульских учреждений по территории государства пребывания ограничивается лишь правилами о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности .
Венской конвенцией регламентирован и порядок преодоления консульского иммунитета. Это означает, что при определенных обстоятельствах снимается препятствие для наступления уголовной ответственности. К таким обстоятельствам, в первую очередь, относится отказ аккредитующего государства от предоставленных работнику консульского учреждения иммунитетов, указанных в статьях 41 (личная неприкосновенность), 43 (иммунитет от юрисдикции) и статье 44 (обязанность давать показания). Право такого отказа принадлежит только представляемому государству и он должен быть ясно выражен и направлен в письменном виде государству пребывания.
Аннулирование экзекватуры (разрешения государства пребывания на исполнение служебных функций) также допускает наступление уголовной ответственности за совершенное преступление. Хотя последнее обстоятельство является разновидностью отказа страны пребывания считать лицо консульским служащим
Для успешного выполнения своих функций консульские учреждения и члены их персонала наделяются консульскими иммунитетами и привилегиями.
Консульские привилегии и иммунитеты предоставляются, как это зафиксировано в преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., «не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств».
История развития консульского института во многом объясняет существующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по сравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на представительной основе. А вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и некоторая тенденция к должному учету представительских аспектов деятельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий во многом еще сохраняется функциональный подход. Из числа иммунитетов и привилегий консульских учреждений наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений (ст. 31). В Венской конвенции о консульских сношениях содержится положение о предполагаемом согласии глав консульского учреждения на доступ в помещения представителей властей государства пребывания «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты» (п. 2 ст. 31). Это отличает консульские учреждения от дипломатических представительств, на доступ в которые требуется явно выраженное согласие его главы.
Неприкосновенностью пользуются также архивы и документация консульского учреждения в любое время и независимо от их местонахождения (ст. 33). При этом Венская конвенция о консульских сношениях допускает возможность выдвижения со стороны властей государства пребывания требования о вскрытии консульской вализы при наличии подозрения, что в ней содержится что-либо другое, кроме разрешенных к провозу предметов или служебной переписки консульства (п. 3 ст. 35).
Иммунитетом от реквизиции пользуются как сами консульские помещения, так и предметы их обстановки, средства передвижения и все имущество (п. 4 ст. 31).
К числу привилегий консульского учреждения относятся: налоговые льготы (кроме оплаты конкретных видов услуг); таможенные привилегии, аналогичные дипломатическим; право пользоваться консульским щитом (эмблемой с изображением герба своей страны и наименованием консульства на языке представляемого государства и государства пребывания) и устанавливать флаг своей страны на здании консульства.
Иммунитеты и привилегии членов персонала консульского учреждения носят функциональный характер. Члены персонала не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению иначе, как на основании постановлений компетентных властей в случае совершения тяжких преступлений (ст. 41).
В двусторонних консульских конвенциях вопрос о личной неприкосновенности решается по-разному. В одних воспроизводятся положения Венской конвенции о консульских сношениях, в других содержатся положения, максимально приближающие личную неприкосновенность консульских должностных Лиц к личной неприкосновенности дипломатических агентов.
Так, например, в ст. 19 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Куба, подписанной в Москве 23 марта 1998 г. и ратифицированной Россией 1 июня 1999 г., предусматривается следующее:
«1. Консульские должностные лица и члены их семей, проживающие вместе с ними и не являющиеся гражданами государства пребывания, пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции в государстве пребывания. Консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций,
2. Однако положение пункта I настоящей статьи не применяется в отношении гражданского иска;
а) вытекающего из договоров, заключенных консульским должностным лицом или консульским служащим, по которым они прямо или косвенно не приняли на себя обязательство, в качеств агента представляемого государства; либо
б) третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном или самолетом».
При выполнении своих официальных функций консульские должностные лица обладают иммунитете от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме некоторых гражданских исков; Но и здесь договорная практика весьма различна.
Согласно ст. 44 Венской конвенции о консульских сношениях, консульское должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи показаний. Однако за отказ явиться в суд к нему не могут применяться никакие меры взыскания или наказания.
В соответствии с рядом двусторонних конвенций консульские должностные лица давать показания в суде не обязаны и пользуются в этом отношении практически теми же правами, что и соответствующие члены персонала дипломатического представительства.
К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные привилегии (освобождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и других личных повинностей; право главы консульского учреждения устанавливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средствах и др.
Вопросы режима, применяемого к почетным (нештатным) консулам и возглавляемым ими консульским учреждениям, трактуются в главе III (ст. 58-68) Венской конвенции 1963 г.
Анализ договорной практики многих государств подтверждает вывод о том, что приближение консульских иммунитетов и привилегий к дипломатическим представляет собой перспективный вариант прогрессивного развития консульского права.
Различают привилегии и иммунитеты консульских представительств и их сотрудников.
Привилегии и иммунитеты консульских представительств следующие:
1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.
Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавливает ограничение неприкосновенности консульских представительств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. Эта норма долгое время являлась основанием для отказа СССР ратифицировать данную конвенцию. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожарная оговорка» отсутствует.
Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.
Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представительств следующие:
2) Консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами.
3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пребывания.
5) Архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
6) Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.
1) По общему правилу, консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству страны пребывания (Венская конвенция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако в отдельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.
2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.
3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.
4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:
исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;
вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,
исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,
исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.
Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглашения, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим
31. Контрмеры - это односторонние принудительные действия горизонтального характера потерпевшего государства в отношении государства-правонарушителя с целью обеспечить надлежащее исполнение обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности. Возникновение
Институт контрмер в международном праве развился после распадения института репрессалий на два вида - санкций и собственно контрмер. Если первый носит вертикальный характер, т.е. применяется исключительно международной организаций с разрешения на такие действия Советом Безопасности ООН, то контрмеры носят горизонтальный характер и применяются государством в ответ на противоправные действия другого государства.
Содержание - Контрмеры, как и санкции, не являются институтом международной ответственности поскольку являются вторичными по отношению к нему и применяются исключительно для того чтобы обеспечить исполнения правоотношения ответственности. Т.е. они не носят характера наказания и должны быть прекращены сразу после выполнения государством делинквентом всех обязательств вытекающих из правоотношения ответственности.
Условия - Для правомерного применение контрмер необходимо наличие трех условий: а) наличие реального международно-противоправного деяния; б) предварительное требование потерпевшего государства о прекращении такого деяние и/или возмещения вреда; в) соразмерность контрмеры с международно-противоправным деянием и его последствиями.
Принятие контрмер до исчерпания всех возможных процедур мирного урегулирования спора или отказ государства делинквента от таких процедур является незаконным.
Консульское право – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях (схема 14).
Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства “в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты”. Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.
Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и дипломатического представительства. Консульское учреждение на основе взаимности освобождается от всех общегосударственных и местных налогов и сборов. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства. На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается эмблема представляемого государства.
Вопрос о характере иммунитетов главы консульства и других консульских должностных лиц решается не единообразно. Широкое распространение получили нормы, предусматривающие ограниченное (функциональное) освобождение указанных лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, т.е. в том, что касается служебной деятельности. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот вопрос решен таким же образом, как в Венской конвенции о дипломатических сношениях.
Схема 14. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений и консульских должностных лиц (по Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.)
Имея в виду современный характер и тенденции развития института консулов, представляется, что консульское право следует определять как совокупность принципов и норм, регулирующих консульскую деятельность, статус и функции консульских учреждений. В настоящее время консульское право составляет часть дипломатического права, образуя вместе с ним единую отрасль современного международного права.
В широком смысле работу консула часто относят к работе дипломата, но формально в состав дипломатического корпуса консул не входит, он не может без особых полномочий заключать международные договоры.
Большая часть государств отрицает за консулом дипломатический статус. Однако на практике консульские и дипломатические функции нередко совмещаются, в последнее время многие государства по существу приравнивают иммунитет консула к дипломатическому. На основе анализа практики государств следует признать, что современный консул в первую очередь – это направленный государством за границу административный агент, нотариус, отчасти даже судья, имеющий сложные и обширные полномочия.
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог