История криминологии. Становление криминологии как науки

Задачи криминологии.

2.

.

Криминология и УИП.

Криминология и статистика

Криминология и психология.

3. История криминологии.

· Антропологическое.

· Социологическое.

Математические методы в криминологических исследованиях.

Математические методы криминологических исследований, как правило, являются составной частью более глубокого статистического, социологического, сравнительного и исторического анализа криминологических данных в целях их системного и модульного анализа, моделирования криминологических процессов, выявления упорядоченности и типологии объектов изучения, оценки надежности статистической информации и др.

Общеизвестно, что наука начинается с измерения (сопоставимого сравнения), а последнее без математики невозможно. В реализации этой идеи имеются две трудности:

1) не всегда удается перевод качественных криминологических фактов в количественные величины, т.е. их квантификация;

2) пока юристы, в том числе и криминологи, недостаточно владеют математическими методами анализа.

Эти недостатки преодолеваются, особенно последний. В учебные планы юридических вузов в настоящее время введено преподавание математики и информатики, которые в совокупности с более высоким уровнем преподавания юридической статистики, поскольку она стала доступной и необходимой, способны существенно повысить математическую подготовку юристов нового поколения.

Сфера – семейная.

Семья выступает решающим фактором, т.к. это первичная социализация (до 14-16 лет).

Вилы семейного неблагополучия:

1) структурное неблагополучие, т.е. отсутствие одного члена семьи.

2) Материальное неблагополучие, т.е. отсутствие средств для удовлетворения потребностей ребенка.

3) Психологическое неблагополучие, т.е. отсутствие любви, взаимопонимания.

4) Педагогическое неблагополучие, т.е. не умение и не желание родителей воспитывать детей.

Сфера – учебные заведения.

Недостатки:

o Разрыв между процессом обучения и воспитания

o Недостатки правового, трудового, нравственного воспитания, полового воспитания

o Отсутствие индивидуального подхода к школьникам

o Дифференциация учеников в зависимости от социального и материального статуса родителей

o Сокрытие фактов преступления и правонарушений в школе

Сфера – досуговое общение.

*объединение по интересам

*по месту жительству

Группы подразделяются: группы с антиобщественной направленностью, антисоциальным поведением и преступные группы. В группах существует своя культура, которая называется субкультурой.

Особое значение имеют неформальные молодежные объединения.

Сфера – СМИ.

Информация, содержащаяся в СМИ часто романтизирует жизнь преступника. Приводит к бездуховности и падению нравственности.

Традиционный подход.

Причины: внешнее влияние, активные силы, которые порождают преступность (психические и физические).

Интеракционистский подход.

Взаимодействие объективных и субъективных факторов (влияния среды и личности).

Классификация потерпевших.

В юридической терминологии применяются разные слова для обозначения того, кому нанесен вред в результате преступления: «потерпевший, пострадавший, жертва, потерпевшая сторона». Существуют следующие классификации жертв преступления.

Мендельсон предложил первую типологию жертв:

Полностью невинная жертва (ребенок, невменяемый человек)

Жертва с незначительной виной (может быть женщина, которая поведением провоцирует нападение)

Жертва, которая является столь же виновной, как и обидчик (те, кто своим поведением целенаправленно провоцирует на совершение преступления)

Жертва более виновная, чем обидчик (те, кто сам целенаправленно подталкивает другого к совершению преступления)

Наиболее виновная жертва (когда преступник был убит лицом, который совершал действия, относящиеся к самозащите)

Воображаемая жертва (люди, страдающие от умственных расстройств, паранойи, ошибочно приписывающих себе качеств жертвы).

Общий класс:

ü Молодежь, дети. Они слабы физически и с наибольшей вероятностью могут стать жертвой нападения.

ü Женщины. Женский пол – более слаб.

ü Старшее поколение. Старики слабы физически и нередко умственно.

ü Умственно неполноценные люди.

ü Иммигранты и различного рода социальные меньшинства. Постоянная причина устойчивого чувства беспомощности.

Следующая классификация:

· Потенциальная жертва (лицо, ставшее мишенью при определенных обстоятельствах и в силу своих личных качеств, статуса, позиции).

· Случайная жертва (иногда только случайность решает, кто станет жертвой преступного посягательства. «не в то время, не в том месте»).

· Латентная жертва (лицо, которое реально, фактически пострадало от преступления, но по каким-то причинам этот факт остался не выявленным, скрытым от официального учета преступления)

По особенностям поведения жертв преступлений, классификация: агрессивные, активные, инициативные, пассивные, нейтральные, реальные, потенциальные.

Виды прогнозирования.

Прогнозирование преступности может осуществляться на уровне преступности в целом, на уровне отдельных категорий преступности (рецидивной, организованной, корыстной), на уровне отдельных видов преступлений (убийств, бандитизма, терроризма).

В зависимости от продолжительности прогностического периода прогнозы преступности могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (до 5 лет) и долгосрочными (как правило, определяют стратегию борьбы с преступностью).

Бывает общее прогнозирование преступности и индивидуальное прогнозирование преступности (может применяться лишь в отношении лиц, которые в прошлом уже совершили преступление или допускали иное антиобщественное поведение). Роль индивидуального прогнозирования в том, чтобы из указанного контингента лиц определить тех, в отношении которых необходимо вести индивидуальную профилактическую работу, чтобы не допустить совершения ими преступления.

Теория стигматизации.

Сторонники теории стигматизации взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Их интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, что, во-первых, ни один поступок сам по себе не является криминальным или некриминальным по сути. "Отрицательность" поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Отклонение всегда есть предмет социального определения.

Во-вторых, всем людям свойственно девиантное поведение, связанное с нарушением каких-то норм. Сторонники данной теории отрицают популярную идею о том, что людей можно разделить на нормальных и имеющих какие-то патологии. Например, некоторые превышают скорость езды, совершают кражи в магазинах, мошенничают с выполнением домашнего задания, скрывают доходы от налоговой инспекции, напиваются, участвуют в актах вандализма в честь победы любимой футбольной команды, нарушают права частной собственности или без спроса раскатывают в машине своего приятеля. Сторонники теории стигматизации называют такие действия первичной девиацией, определяя ее как поведение, нарушающее социальные нормы, но обычно ускользающее от внимания правоохранительных органов.

В-третьих, будут ли конкретные поступки людей рассматриваться как девиантные, зависит от того, что делают эти люди, и от того, как реагируют на это другие люди, т.е. эта оценка зависит от того, каким правилам предпочтет строго следовать общество, в каких ситуациях и в отношении каких людей. Не всех, кто превысил скорость езды, совершил магазинную кражу, утаил доходы, нарушил права частной собственности и т.п., осуждают. Так, в США чернокожих могут осудить за поступки, позволительные для белых; а женщин - за поступки, позволительные для мужчин; некоторых могут осудить за те же поступки, что безнаказанно совершают их друзья; поведение отдельных людей может быть осуждено как девиантное, хотя оно не нарушает никаких норм, просто потому, что огульно обвинили в таких поступках, каких они, возможно, никогда не совершали (например, человек выглядит "женоподобным" и на него навешивается ярлык гомосексуалиста). Особое значение имеет социальное окружение и то, клеймит оно конкретного индивида как нарушителя норм или нет.

В-четвертых, навешивание ярлыков на людей влечет определенные последствия для таких людей. Оно создает условия, ведущие к вторичной девиации - девиантному поведению, вырабатывающемуся у индивида в ответ на санкции со стороны других. Приверженцы теории стигматизации утверждают, что такое новое отклонение от нормы инициируется враждебными реакциями со стороны законодательных органов и законопослушных граждан. Индивид получает публичное определение, которое возводится в стереотип, и объявляется правонарушителем, "чокнутым", фальшивомонетчиком, насильником, наркоманом, бездельником, извращенцем или преступником. Ярлык способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера ("человека не нашего круга"). Подобный "главный" статус подавляет все прочие статусы индивида в формировании его социального опыта и в результате играет роль самореализующегося пророчества. Нарушители норм начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на основе этого статуса собственную жизнь.

Теория социальной аномии.

В центре внимания теорий аномии, отчуждения и идентификации стоят вопросы совпадения мировоззрения индивида и существующей в обществе системы социальных ценностей. Каждая из этих теорий рассматривает вопросы преступного и отклоняющегося поведения в своем особом ракурсе. Аномия - это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации, что является следствием либо социальной ситуации, в которой имеет место конфликт норм личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуации, когда нормы отсутствуют. Под отчуждением понимается уход индивида от окружающего его мира или его недостаточная внутренняя интеграция.

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено именно в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом. Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из причин самоубийства явление, названное аномией (буквально «разрегулированность»). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением, они знают чего следует ожидать от других и что ждут от них. Жизненный опыт людей (т.е. их удовольствия и разочарования) более или менее соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, например в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляцией, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации.

Теория аномии Мертона

Роберт К. Мертон (1938) внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. В качестве примера можно привести противоречивое отношение американцев к проблеме богатства. Они с восхищением относятся к финансовому успеху, достижение богатства является общепринятой в американской культуре целью. Социально одобряемые или институционализированные средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на работу в торговую или юридическую фирму.

Но когда мы сталкиваемся с реальным положением дел в американском обществе, становится ясно, что эти социально одобряемые средства недоступны для большинства населения.

Многие люди не могут платить за хорошее образование, а лучшие предприятия принимают на работу лишь ограниченное количество специалистов. Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, спекуляции на скачках или торговле наркотиками.

Критика теории аномии.

Данная теория в большей степени направлена на низшие слои общества, игнорируется тот факт, что высшие классы и те, кто достиг социально одобряемых целей тоже могут совершать преступления.

Теория субкультур.

В теориях субкультуры предпринимаются попытки объяснить подростковую преступность, и в особенности бандитизм.

Теории Альберта Коэна (1955) и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина (1960), рассматривающие причины этого явления, подчеркивают значение конфликта между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособных придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, - с другой. В тоже время Уолтер Миллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность строится на системе ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей столетия традиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории субкультуры связаны с особенностями определенных общественных слоев.

По мнению Коэна, у делинквентного подростка существующая социальная структура вызывает реакцию отрицания и подростковая противоправность в отличие от преступности взрослых не имеет экономической направленности (кража вещей, которыми они не могут воспользоваться, отсутствие какого либо смысла в актах вандализма, ведение “бандитских воин”, применение насилия в отношении всех и всего). Подростки совершают деликты для того, чтобы добиться определенного статуса, социального положения и престижа. Они создают собственную культуру, свою, отделенную от господствующей цивилизации, независимую субкультуру с целью получить статус среди сверстников. Эта реакция проявляется уже в школе. Как считают взрослые - хороший

ребенок в школе должен быть прилежным, послушным и смышленым. Эти теории называются: “случайных структур”, неравных шансов”, т.е. когда преграждается путь к легальным средствам (достижения своих потребностей) подростки обращаются (при наличии делинквентных задатков) к противоправным методам и средствам достижения этих целей.

И последняя теория субкультуры - насилия, выдвинутая Марвином Фольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие можно постичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре, передаются из поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у людей вырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном на насилие. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием, и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины. Субкультура насилия накладывает на людей особые черты.

Задачи криминологии.

ü информационно-аналитическая – сбор и анализ данных о преступности, лицах, совершающих преступления.

ü прогностическая – составление криминологических прогнозов о состоянии развития преступности в будущем.

ü научно-методическая – разработка научно-методических рекомендаций по борьбе с преступностью.

ü воспитательно-просветительская – информирование населения о том, какие преступления совершаются.

ü международное сотрудничество в изучении преступности и борьбе с ней.

2. Место криминологии в системе наук, ее взаимосвязь с правовыми, общественными и естественными науками.

К концу 19 века криминология сформировалась как наука.

Криминология и уголовное право. Криминология родилась в системе уголовного права, поэтому здесь во многом общий и понятийный аппарат, в частности «преступление, состав преступления, наказание» - основные понятия не только права, но и криминологии. Это свидетельствует о тесной взаимосвязи этих дисциплин, но не исключает существенные различия в их предметах.

Криминология и уголовный процесс . Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений. Уголовно-процессуальные действия являются одним из эффективных средств получения информации о конкретных преступлениях, их детерминантах, личности преступника. Не случайно в криминологических исследованиях находит широкое применение изучения материалов уголовных дел.

Криминология и УИП. Уголовно-исполнительное право также использует криминологические знания и рекомендации для предупреждения рецидива преступлений, повышения эффективности исправления и перевоспитания. Это относится и к осуществлению административного надзора в отношении ранее судимых и не ставших на путь исправления лиц.

Криминология и теории и практика оперативно-розыскной деятельности. Для того, чтобы оперативно-розыскные меры эффективными, они должны опираться на полные, достоверные и точные знания. Оперативные работники должны исходить из правильных представлений о закономерностях современной преступности, ее характерных тенденциях, конкретных формах преступных проявлений, особенностях личности, механизме индивидуального противоправного поведения, «преступном почерке» различных категорий правонарушителей. Оперативно-розыскная деятельность существенно расширяет информационную базу и арсенал средств предупредительного воздействия на преступность, е детерминанты и связанные с нею негативные явления.

Криминология и административное право. Связь обусловлена значением административно-правовых средств борьбы с правонарушителями (административного взыскания, предупреждения и пресечения) и ролью административно-оперативных норм в регулировании деятельности субъектов криминологической профилактики (в определении их задач, функций, компетенции). Легкие административные правонарушения часто переходят в преступления.

Криминология и гражданское право . Существует гражданско-правовая ответственность.

Криминология и семейное право . Преступления несовершеннолетних, ответственность родителей.

Криминология и криминалистика. Знания криминологии используются для разработки тактических приемов раскрытия и предупреждения преступлений. Одинаковая задача – предотвращение преступлений, профилактика выявления мотиваций преступлений.

Криминология и прикладная социология. Познавая конкретные общественные отношения, прикладная социология исследует различные элементы структуры общества, проблемы труда, свободного времени, образования и культуры, развития городов и многие другие социальные явления. Практически каждое из этих явлений имеет тот или иной криминологический аспект.

Криминология и экономическая наука. Их связь определяется, прежде всего, тем, что часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находится в сфере экономики. Имеют свои экономические характеристики и сама преступность, и ее последствия. Можно выделить экономические меры и в комплексе средств воздействия на преступность и ее детерминанты.

Криминология и статистика . Тесно связаны, особенно с уголовной статистикой, которая является одной из основных источников сведений о преступности, мерах и результатах борьбы с нею, а также о личности преступника. Криминология широко используется данные и приемы демографической, экономической, социально-культурной и других отраслей статистики.

Криминология и психология. Материал психологической науки имеет особое значение для исследования субъективных причин и условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения, а также для разработки важных аспектов криминологической профилактики.

Криминология и педагогическая наука. С использованием педагогической науки изучают детерминанты преступности, связанные с недостатками обучения и воспитания, неблагоприятные условия нравственного формирования личности в семье, школе и других видах социальной среды. Опираясь на достижения педагогической теории и практики, криминологи разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителя и лиц, которые могут встать на преступный путь.

3. История криминологии.

Криминология сформировалась как наука к концу 19 века. Впервые термин «криминология» появился в 1885 году в книге Р. Граффало «Криминология». Криминологическая мысль зародилась еще в глубокой древности, люди задумывались над тем, почему совершаются преступления, как с ними бороться?

В Средневековье – теологический подход (человек одержим дьяволом).

Бекарий «Книга о преступлениях и наказаниях».

В науке криминологии в конце 19 в. выделились 2 основных направления (школы):

· Антропологическое.

Представители антропологического направления считали, что преступниками рождаются. Представители антропологического направления: профессор френологии Френсис Галь, Чезаре Ламброзо, его последователь Энрико Ферри.

· Социологическое.

Представители социологического направления считали, что преступниками становятся. Представители социологического направления: Адольф Кетле (его учение – механистический детерминизм), Габриэль Тард (за 50 лет проанализировал данные о преступности во Франции и пришел к выводу о том, что преступность имеет изменчивый характер).

Этапы развития отечественной криминологии.

1 этап – дореволюционный (до 1917 года) – специальных криминологических исследований не производилось, криминологов как таковых не было.

Представители периода: Духовской, Фоминский (в их работах не мало полезного и значимого для криминологии); Тарновская исследовала женщин-преступниц.

2 этап советский период (с 1917 года) – Дзержинский, Крупская борьба с беспризорностью, преступность несовершеннолетних.

С 1918 по 1920 г. создались кабинеты по изучению преступников и преступности. Он созданы в Москве, Саратове.

В 1925 г. был создан Всесоюзный институт по изучению преступности и преступника. В 1931 г. этот институт переименован, он стал называться «Институт уголовной и исправительно-трудовой политики», изменилась и направленность исследований.

В 1918 г. при ЦСУ был создан Отдел моральной статистики, который собирал данные о совершенных преступлениях.

В середине 30-х гг. криминологические исследования практически прекращаются. В середине 50-х – начале 60-х гг. начинается возрождение криминологии.

1963 г. – создан Всесоюзный институт по изучению и разработке мер предупреждения преступности. Был впервые прочитан курс криминологии на юрфаке МГУ, а с 1964 г. курс читается во всех юридических ВУЗах нашей страны.

В 1966 г. вышел первый учебник по криминологии и огромное количество монографий.

Представители периода: профессор Сахаров, Кудрявцев, Кузнецова, Яковлев, Долгова.

3 этап современный период. В 1990 г. создание Российской Криминологической Ассоциации. Криминологи проводят исследования по наиболее актуальным проблемам современности (борьбе с организованной преступностью, по преступности несовершеннолетних).

Понятие криминологии и ее предмета. Основные понятия криминологии

Криминология представляет собой комплексную науку о закономерностях преступности и ее отдельные проявления, о личности преступника, причины и условия, порождающие и обусловливают преступность и отдельные преступные посягательства, а также о формах и методах социального и нормативного воздействия на них с целью контроля за этими негативными явлениями.

В процессе своего развития криминология очертила свой предмет, к которому в настоящее время входят четыре основных элемента.

Главным элементом предмета криминологии является собственно преступность как исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое явление, представляющее совокупность всех преступлений, совершенных в государстве за определенный период. Она измеряется такими количественно-качественными показателями, как уровень, структура, динамика, характер и география. Явления, которые не являются преступлениями, но тесно связанные с ними (пьянство, проституция, наркомания), рассматриваются криминологии как "фоновые" явления.

Личность преступника предстает как система демографических, социально-ролевых, психологических и других свойств личности, совершивших общественно опасное уголовно-наказуемое деяние. Отметим, что преступление - это акт волевой, сознательно выбранный; это результат сложного процесса, в котором внешние факторы действуют не непосредственно, а через внутренние факторы. Чтобы познать детерминанты преступности, нужно раскрыть механизм преступного поведения, а это невозможно сделать, не изучив личность преступника, влияние ее индивидуальных свойств на характер преступления.

Причины и условия преступности, объединенные родовым понятием "детерминанты", или "криминогенные факторы", является совокупностью экономических, социальных, идеологических, психологических, правовых, организационно-управленческих и других обстоятельств, обусловливающих (детерминируют) преступность как свое следствие. Причины и условия (детерминанты) преступности изучаются на разных уровнях: преступность в целом, отдельных видов преступлений, конкретного преступления.

Предотвращение преступности является системой государственных и общественных мероприятий, направленных на устранение или нейтрализацию детерминант преступности и коррекцию поведения лиц, склонных к правонарушениям.

Система криминологической науки - это расчленение, распределение единых криминологических знаний на однородные компактные части (блоки), внутренне согласованы между собой.

По уровню обобщения научно-практической информации криминология делится на Общую и Особенную части.

В Общей части криминологические явления и понятия анализируются глобально, обобщенно, без выделения специфики отдельных видов (групп) преступлений. Ее система в свою очередь состоит из проблем, составляющих предмет криминологической науки. Кроме того, в Общей части принадлежит научно-информационный материал о становлении криминологической науки, ее методологию и методику, о криминологическое планирование и прогнозирование преступности в масштабе страны и отдельных регионов.

В Особенной части рассматриваются отдельные частичные криминологические теории, объясняющие закономерности определенных видов (групп) преступлений. Последние делятся по особенностям антисоциальной направленности и преступной мотивации виновных (например, насильственные, корыстные преступления, преступления неосторожные) и по особенностям контингента преступников (например, преступность несовершеннолетних, рецидивная, профессиональная преступность).

Уровень обобщения в Особенной части значительно ниже, чем во Всеобщей. Она более динамична, поскольку напрямую отражает частое изменение криминогенной ситуации в стране, а также изменение содержания факторов, причин и условий преступности и отдельных преступлений. В этой части приводится криминологическая характеристика отдельных видов (групп) преступлений, описываются причинно-следственные комплексы, которые обусловливают, формулируют, меры по их предотвращению.

Значение Особенной части заключается в том, что она, с одной стороны, обеспечивает, подпитывает общекриминологические теории фактическим материалом, а с другой - вооружает правоохранительные органы рекомендациями, направленными на совершенствование их деятельности по снижению отдельных преступлений в государстве.

История возникновения и развития криминологии как самостоятельной науки

Преступность, причины и условия ее развития, характеристика личности преступника и эффективность защиты от преступной личности привлекала к себе внимание философов, социологов, юристов, политиков, писателей еще в древности. Наибольший интерес в рассматриваемом нами аспекте представляют идеи Платона и Аристотеля.

Платон интересовался причинами преступлений и анализировал их мотивы. Он отстаивал принцип индивидуализации наказания, которое, по его мнению, должно соответствовать характеру содеянного, побуждениям виновного, учитывать проявление коварства, жестокости. Большое внимание Платон уделял законотворческому процессу, он отмечал необходимость учитывать несовершенство человека, стремление предупредить преступление, добиваться того, чтобы в результате наказания человек становился лучше. Он считал, что наказание должно быть индивидуальным, т.е. оно не должно распространяться на потомков преступника. Платон говорил о возмещении причиненных потерпевшему убытков и вреда.

В своих трудах Аристотель особое значение придавал равенству всех полноправных граждан перед законом. Он подчеркивал предупредительную роль наказания, так как полагал, что люди воздерживаются от дурных поступков не из высоких побуждений, а из страха наказания. По его мнению, чем значительнее были выгода и удовольствие, полученные в результате совершения преступления, тем более суровым должно быть наказание. Он был убежден в том, чтопреступник становится испорченным по своей воле, но его дух должен господствовать над телом, а разум над инстинктом, как хозяин над рабом. При назначении наказания Аристотель считал важным учитывать обстоятельства совершения преступления и не наказывать за преступления, совершенные при обстоятельствах, "превышающих обыкновенные силы человеческой природы”. Он предлагал разграничивать оценки проступков и оценки тех людей, которые их совершили, учитывать роль внешних обстоятельств и роль характеристик самого преступника в механизме преступного поведения. Аристотель выступал против произвола судей и призывал видеть в них слуг закона, а не его творцов.

Из изложенного выше видно, что основополагающие идеи о причинах преступлений, принципах ответственности за них были заложены на заре человеческой истории.

Этим вопросам уделяли внимание и мыслители эпохи Возрождения, а также последующего периода.

Монтескье писал о гуманизации мер наказания, а также о предупредительных мерах. Главной причиной преступлений он считал злонравие и рекомендовал государству в целях предупреждения преступлений заботиться о благонравии. Настаивал на экономии репрессии, ее персонифицированном характере и соответствии тяжести, характеру содеянного. Монтескье классифицировал преступления и соответственно рекомендовал дифференцировать наказания за них.

Томас Мор в "Утопии” высказывал идею предупреждения преступлений и обращал внимание на то, что, если остаются неизменными причины, вызывающие преступления, неизменными будут и вызываемые этими причинами последствия. Нужно позаботиться об улучшении экономического устройства общества, иначе не помогут никакие казни. Мор выступал за снисходительность и человечность по отношению к преступникам.

Заслуживают внимания и взгляды голландского юриста и социолога Гуго Гроция. Он писал, что вне разумного основания не должно быть наказания, при определении которого важно учитывать мотивы, субъективную сторону деяния. Цели наказания, по мнению этого автора, - исправление преступников, предупреждение будущих преступлений и обеспечение безопасности общества.

Итальянский просветитель Чезаре Беккариа выдвигал идеи о необходимости соразмерности преступления и наказания, которое отразил в книге "О преступлениях и наказаниях”.

О причинах преступности и мерах борьбы с ней писали также Локк, Вольтер, Гольбах, Дидро, Бентам и другие философы, отмечаясоциальную неустроенность общества и необходимость предупреждения преступлений. Как отмечал профессор А.А. Герцензон, дальше их шли революционеры-демократы: Руссо, Марат, Радищев и другие, они указывали на эксплуатацию масс, институт частной собственности, тиранию господствующих классов как на основные причины преступности.

В этом же аспекте заслуживают внимания работы русских революционеров-демократов -Герцена, Добролюбова, Чернышевского, Писарева. По их мнению, преступность - это социальное явление, внутренне присущее обществу, основанному на частной собственности и существовании классов эксплуататоров и эксплуатируемых. Выход они видели в революционной ломке старых отношений. Практика борьбы с преступностью фактически исходила из понимания преступления как проявления свободной воли преступника, которую называли "злой волей”, и ограничивалась только применением установленных законом наказаний к виновным в совершении конкретных преступлений. Это вытекало из классической школы права.

В конце ХVIII века различались два направления классической школы: метафизическое и утилитарное. Чистые метафизики и метафизики историко-философского плана стремились, как писал

С.В. Познышев, построить систему вечного естественного уголовного права, опираясь на идею абсолютной справедливости. Однако существовала третья разновидность данного направления, которая выделилась далее в позитивизм, суть которого сводилась к тому, чтобы от попыток найти "естественное уголовное право” перейти к разработке положительного уголовного законодательства. Русские юристы-криминалисты в ХIХ - начале XX века были приверженцами "класси-ческого позитивистского направления или социологического направления в праве”.

Все изложенное выше было предысторией криминологии. Ее история как самостоятельной науки начинается в ХIХ веке, в эпоху бурного развития наук об обществе, человеке. Становлению криминологии как науки способствовали проведенные антропологические, статистические, социально-экономические, социологические, социально-правовые исследования. Первая книга под названием "Криминология” была издана в 1884 году в Турине. Она вышла из-под пера итальянского судьи Р. Гарофало и практически конституировала новую науку.

Особый вклад в развитие криминологии внесли представители антропологической школы - Ч. Ломброзо и 3. Фрейд. Признавая роль социальных факторов, они не отказывались от идеи "прирожденного преступника”.

Основные идеи Ломброзо (1836-1909 гг.) сводились к тому, что преступником, являющимся особым природным типом не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые анатомические, физиологические и психологические свойства, наличие атавистических черт человека-дикаря, эпилепсия и нравственное помешательство. Его взгляды эволюционировали: оставаясь на позициях уголовной антропологии, со временем он стал признавать наличие не только прирожденных, но и случайных преступников, а также преступников "по страсти”, воспринял идеи о влиянии на преступность не только биологических, но и иных, в том числе и социальных факторов. Фактически его теория трансформировалась в биосоциальную.

Заметное влияние в криминологии оказали идеи 3. Фрейда о роли бессознательного в мотивации и регуляции поведения.

В развитии криминологии можно выделить три этапа: классический, позитивистский, плюралистический (современный).

Первый (классический) период продолжался со второй половины XVIII в. в последней трети XIX в., второй (позитивистский - биологические (антропологические), психологические, социологические теории) - с последней трети XIX в. по 20-е гг. XX в.; третий (плюралистический, современный) - с 30-40 гг. XX в. до нашего времени.

Классический период характеризовался тем, что криминологические идеи формировались в рамках классической школы уголовного права, яркими представителями которой были итальянец Ч. Беккариа и англичане И. Бентам, Дж. Говард. Эти ученые заложили основы будущих научных изысканий криминологов. Главные постулаты их работ являются: человек сам контролирует свою судьбу согласно своей свободной волей; от совершения преступлений ее можно удержать с помощью угрозы наказания; чтобы эта угроза была реальной, нужно, чтобы наказание наступало неотвратимо и было соразмерным тяжести совершенного преступления.

Ч. Беккариа в 26 лет (1764) опубликовал монографию «О преступлениях и наказаниях», где среди прочих рассматривались вопросы предотвращения преступности. Именно он произнес принцип: «Лучше предотвратить преступление, чем потом наказывать за него».

Представители классической школы связывали деятельность, предотвращает совершению преступлений, со свободой, просвещением, совершенным воспитанием.

Методологической основой криминологических теорий позитивистского периода является философия позитивизма (от. Лат. Positivus - положительный).

Основателем позитивизма был французский ученый О. Конт.

При объяснении реальности использовались не абстрактные высказывания, а исключительно положительные факты, полученные методом опыта и наблюдений. Позитивизм как методологическая основа криминологии проявился в эмпирическом анализе взаимосвязи между отдельными криминогенными факторами и преступным поведением.

Основателем биологического (антропологического) направления (и первым ученым-криминолог) считают итальянского тюремного врача Ч. Ломброзо, который в 1876 опубликовал книгу «Преступный человек».

На большом эмпирическом материале (исследовано более 26 000 преступников) им был сформирован так называемую теорию прирожденного преступника, который может быть распознан по определенным анатомическими и физическими признаками, свидетельствующими о дегенерации и атавизм: аномалии черепа, асимметрия лица, пониженная чувствительность к боли, удлиненные или недоразвитые мочки ушей и т.д..

Позже Ч. Ломброзо частично изменил свою теорию, сосредоточив внимание на других факторах, обусловливающих преступность: климатических, этнических, культурологических, воспитательных, наследственных, семейных. Главной заслугой ученого считают то, что он начал системные исследования личности преступника.

Научные исследования в этой сфере были продолжены и модифицированные учениками ученого - Э. Ферри и Р. Гарофало. Э. Ферри, став университетским профессором в 25 лет, является автором «Уголовной социологии» и считается основателем многофакторного подхода. Он обращал внимание на важность социальных мер воздействия на преступность. Р. Гарофало в 1885 издал довольно объемный труд, под названием «Криминология». Ее подзаголовок раскрывал сущность работы: «Природа преступности и теория наказания». В своих трудах ученый уделял внимание психологическим и социальным факторам, обусловливающих преступления. Гарофало видел причины преступлений, прежде всего, не в физических чертах человека, а в их психологическом эквиваленте - «аномалиях морали» конкретного лица.

Англичанин Ч. Горинг признавал, что преступные черты присущи всем индивидам, а разница между преступниками и незлочинцямы заключается в степени выявления этих черт.

Основы социологического направления в криминологии позитивизма заложили французские ученые Г. Тард, Э. Дюркгейм, Ф. фон Лист. Г. Тард психологизував общественные отношения, основными социальными процессами считал конфликты приспособления подражания, с помощью которого индивид усваивает нормы и правила поведения. Э. Дюркгейм - один из основателей французской социологической школы - разработал теорию аномии (безнормативности), поддерживал идею, что преступность является нормальным явлением в обществе, пока она не переходит некий «порог насыщенности». Согласно взглядам Э. Дюркгейма и его последователей, общество нормально функционирует при «социальной сплоченности», которая урегулирована нормами права и морали. Отсутствие между людьми социальной сплоченности приводит к состоянию аномии и социальной дезорганизации, которая порождает преступность.

В рамках позитивистского направления в конце XIX - начале XX в. сформировался психологический подход к объяснению преступного поведения. Его основали Р. Гарофало, Г. Тард и продолжили Ж. Пинатель, Г. Годдард, К. Хорни.

Современный этап развития криминологии, начавшийся с 30-40 гг. XX в. и продолжается до наших дней, характеризуется продолжением научных поисков в рамках биологических, психологических, социологических теорий с акцентом на интеграционные теории.

В XX в. очень мощно начала развиваться криминология в США.

На ее развитие сильно повлияла социология. В отличие от биосоциальной и психологических теорий, сосредоточили внимание на личности, социологический подход к изучению преступности и ее причин основывается на исследовании взаимодействия индивидов и всего общества, а также его институтов.

Общий социологический направление можно разделить на три большие группы, представленные разными теориями. Первую составляют так называемые теории социальной структуры, к которым относятся теории социальной дезорганизации, аномии, культурной девиантности, теория субкультур и теория возможностей. Ко второй группе относятся так называемые теории социального процесса. Эта группа объединяет теории социального научения, дифференцированного связи, нейтрализации и социального контроля. К третьей - относятся теории, которые можно условно назвать альтернативными (например, теории стигматизации, теории конфликта).

Во второй половине ХХ в. во всем мире получают развитие статистические и виктимологической криминологические исследования.

Развитие криминологии на территории Украины. До октябрьского переворота 1917 отечественная криминология развивалась в рамках уголовного права. Учеными, которых можно с сегодняшних позиций назвать криминологами, были М. П. Чубинский, И.Я. Фойницкий, М. М. Гернет, А. Н. Трайнин, Д. А. Дрель, Н. А. Неклюдов, С. В. Познышев.

В период между 1918 и до начала 1930-х гг. В СССР наблюдался бурное развитие криминологии. Создавались кабинеты по изучению преступности и личности преступника, проводились интересные исследования мотивации преступного поведения, обобщались данные социологических и психологических наблюдений по различных категорий преступников, издавались сборники статей и монографии. Для научных работ того времени характерной была относительная независимость от идеологических догм. Однако в начале 1930-х гг., В связи с превращением страны в диктаторский коммунистический режим во главе с И. Сталиным, криминологию было уничтожено.

Ее возрождение началось с конца 1950 - начала 1960-х гг. С 1963 криминологию начали преподавать в юридических вузах.

В криминологии времена СССР доминировал марксистский классовый подход к изучению преступности, рассматривавшего это явление как следствие в основном классовых и общественных противоречий. Преступность признавалась обязательным атрибутом только капиталистического общества.

Несмотря на это, в Украине проводились основательные прикладные исследования таких украинских криминологов, как И. М. Даньшин, А. П. Закалюк, А. Ф. Зелинский, И. П. Лановенко, И. К. Туркевич.

Наиболее разработанными в теоретическом плане были разделы о личности преступника, детерминацию и предотвращения как преступности в целом, так и ее отдельным видам: хищение государственного и общественного имущества, преступлений против личности, кражам, грабежам, разбоям; хулиганству; преступлений, связанных с нарушением правил безопасности движения на автотранспорте; преступлений несовершеннолетних и молодежи; также исследовались проблемы взаимосвязи алкоголизма, наркомании с преступным поведением.

С обретением независимости украинская криминология начала активно развиваться. В трудах вышеназванных ученых, а также профессоров В. В. Голино, А. Г. Кальмана, А. Н. Костенко, А. М. Литвака, В. М. Поповича, В. А. Тулякова, В. И. Шакуна и др. получили развитие актуальные проблемы: общетеоретические и прикладные проблемы предупреждения преступности, экономической преступности, методологические проблемы познания преступного поведения на основе принципа натурализма, связи преступности и урбанизации, теневой экономики, виктимологии.

Известным в Украине и за ее пределами стал созданный в Харькове в 1995 Институт изучения проблем преступности Академии правовых наук Украины.

В начале ХХI в. отечественная криминология имела значительную базу новых знаний и новых специалистов, вышла на новый этап своего развития.

По развитию мировой криминологии, то в конце ХХ - начале ХХI в. внимание ученых было сосредоточено на исследовании таких проблем, как организована, в том числе трансграничная преступность и ее основные виды - наркобизнес, торговля людьми, нелегальная миграция, отмывание грязных денег, корпоративная преступность, преступления против окружающей среды, семейная криминология, преступления в сфере высоких технологий, предотвращения преступности на основе оценки риска преступных действий, пенитенциарная криминология, восстановительная юстиция, уменьшение возможностей совершения преступлений, криминологические подходы к функционированию системы уголовной юстиции, сравнительная криминология. Криминологии новейшего времени присущи междисциплинарный подход, разнообразие криминологических теорий.

Современное состояние криминологии. Основные криминологические учреждения в Украине.

В Украине с 1991 произошли существенные социально-экономические изменения. Начался переход от командно-административной системы хозяйствования к рыночной, от тоталитарного государства к правовой. И непоследовательность, которой сопровождался избран путь, обернулась негативными последствиями для жизни народа. Неутешительные результаты реформирования экономики привели к спаду производства, разрастания до угрожающих размеров "теневой" экономики, хронических вза и м н онеплатежей, незащищенности отечественного товаропроизводителя и других проблем, которые обострили социально-экономическую и криминогенную ситуацию в Украине.

Итак, сама жизнь выдвинуло перед современной украинской криминологии ряд сложных задач, что не могло не сказаться на предмете, тематике и методике научных исследований. Сейчас реорганизуется система криминологических учреждений, которые достались в наследство от советских времен, создаются новые исследовательские центры. Уже в начале 90-х гг. XX в. начали функционировать специализированные научно-исследовательские учреждения. При Академии правовых наук Украины в 1995 создан Научно-исследовательский институт изучения преступности. Один из трех его отделов проводит собственные криминологические исследования. В Институте государства и права НАН Украины работу в этом направлении про-должают отдел уголовно-правовых и криминологических проблем. Кроме того, на соответствующих кафедрах юридических вузов страны работают группы ученых, плановые исследования которых имеют криминологическое направления.

Функции координации в этой сфере возложены на Координационное бюро по проблемам криминологии, созданное при Академии правовых наук Украины в 1995 Его задачи заключаются: в планировании и согласовании фундаментальных и прикладных исследований; в подготовке научно-педагогических кадров через аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру; в обеспечении учебно-методической литературой юридических вузов и факультетов, где читается курс криминологии; в организации проведения научных семинаров, конференций, симпозиумов и т.п..

В 1998 г.. Было создано криминологической ассоциации Украины, задача которой - объединение и координация усилий ученых и практичных работников для развития криминологии.

По инициативе Криминологической ассоциации Украины, Академии правовых наук Украины и Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, с участием национальных криминологических ассоциаций стран СНГ и Восточной Европы 30 ноября 2000 в г.. Киеве прошел 1-й съезд криминологов Украины. Констатируя существенные сдвиги в организационном обеспечении криминологических исследований в Украине после создания в мае 1998 Криминологической ассоциации Украины, съезд признал необходимым:

- повысить уровень координации научных исследований криминологич еского направлении, усовершенствовать их содержание и усилить практическую направленность дальнейшего развития международного сотрудничества в области криминологических исследований, осуществить мероприятия по внедрению их результатов в практику;

- усовершенствовать криминологическую подготовку кадров работников судебных и правоохранительных органов;

- определить перспективы развития криминологических исследований и их организационного, информационного и методического обеспечения;

- признать, что главной целью является проведение криминологич еских исследований в Украине и внедрение их результатов в практику, обеспечение прав и свобод человека, интересов организованного на демократических началах общества, содействие становлению правового государства.

В Украине в настоящее время проводится ряд криминологических до¬слиджень, которые охватывают такие важные проблемы, как: теория и практика профилактики преступлений; значение "фоновых" явлений в генезе преступности; анализ количественных и качественных показателей преступности; совершенствование организации и методики криминологических исследований; изучение субъективных детерминантов общественно небезпеч¬них деяний; обобщение положительного опыта предупреждения преступлений в зарубежных странах и т.д..

В этом направлении плодотворно работают известные отечественные криминологи - Ю. Александров, В. Борисов, В. Голина, В. Глушков, И.Даньшин, А. Джужа, А. Закалюк, О.Костенко, Ф.Лопушанський, П. Михайленко, С. Тарарухин, И. Туркевич и др.

В связи с этим необходимо отметить также плодотворную деятельность секции уголовного права и криминологии Института государства и права имени Корецкого НАН Украины, Межведомственного научно-исследовательского центра при Президентск ом координац ионном совете по борьбе с коррупцией и организованной преступности и Научно исследовательского института изучения проблем преступности в Харькове.

Среди важных направлений криминологических исследований в Украине в последние годы выделяются проблемы организован н о й и профессиональной преступности, экономической преступности, преступности несовершеннолетних и молодежи, вопросы предотвращения преступности , предотвращения и прогнозирования рецидивной преступности , криминальной психологии. Потребности практики выдвигают криминологическую науку на соответствующее место в системе правоохранительных органов.

Задачи криминологии определяются целями борьбы с преступностью

Первая задача - познавательная. Криминология, изучая преступность и личность преступника, далеко не полностью исчерпала свой предмет. Требуется дальнейший анализ Некоторых проблем. Во-первых, это формирование истинной картины преступности и ее тенденций, с учетом всей системы криминогенных факторов.

Во-вторых, это дальнейшее изучение личности преступника, раскрытие мотивации конкретного преступления, а также "механизма" совершения отдельных видов преступлений. Здесь для криминологов остается вечным вопрос о соотношении личности и среды, биологического и социального, как и почему человек становится преступником.

В-третьих, это вопрос о том, как должна меняться стратегия борьбы с преступностью с учетом тех социальных изменений, Которые происходят в мире. "Наша страна, - отмечает академик В. Н. Кудрявцев, - да и окружающие страны сегодня уже не то, что были вчера. Во всем мире происходят противоречивые процессы. С одной стороны, страны и народы постепенно овладевают демократическими способами и методами общественного общежития. С другой стороны, НЕ прекращаются войны, растут акты насилия, вандализма, террора. Как в этих условиях эффективно организовать борьбу с преступностью и ее предупреждение, защитить интересы граждан и общества? "1. И на эти вопросы также Должны быть даны убедительны ответы.

Вторая задача - прогностическая. Мало констатировать плохое или хорошее состояние дел в борьбе с преступностью. Нужно смотреть в будущее. Криминология обязана предвидеть и предсказать развитие событий. Конечно же, речь идет Лишь в вероятных прогнозе, при котором намечаются основные тенденции того или иного явления (например, рост, стабилизация или снижение преступности).

Третья задача - рекомендательная. Выше уже говорилось о том, что криминология. Не только изучает преступность и личность преступника, но и разрабатывает научно обоснованные рекомендации, меры по предупреждению преступлений. Постоянная задача криминологии - совершенствование этих мэр с учетом меняющейся социально-экономической, политической обстановки, внедрение результатов разработок ученых в повседневную практику работы правоохранительных органов.

Четвертая задача - экспертная. Криминологи обязательно Должны привлекаться для дачи экспертного заключения проектов нормативных актов на предмет их криминологическое обоснованности и последствий в изменение преступности. Криминологическая экспертиза должна распространяться Не только на уголовные, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные законы, но и на иные акты, связанные с воздействием на правонарушения.

Пятая задача - просвещение населения. Многолетний опыт борьбы с преступностью учит тому, что одни лишь правоохранительные органы без поддержки населения побороть преступность не в состоянии. Необходимо развеять миф о непобедимости криминалитета, дать людям основные криминологические сведения, научить смелее и активнее бороться с преступными проявлениями, разрабатывать рекомендации по избеганию виктимно опасных ситуаций.

Шестая задача - изучение и использование международного опыта борьбы с преступностью. Активное участие в международных форумах по предупреждению преступности, вступление России в Интерпол, регулярное проведение в стране международных конференций по борьбе с преступностью, например с наркобизнесом, терроризмом, гласность в уголовное статистике, систематическое ознакомление журналистов и населения пресс-службами правоохранительных органов с криминологическое проблематикой - все это признаки выхода криминологии из изоляции, вызванное былой засекреченностью уголовное статистики. Одновременно они являются свидетельством расширяющихся возможностей по взаимодействию с зарубежной криминологии.

Классический период - вторая половина XVIII века - последняя 1/3 XIX века

Позитивистский период - конец XIX - начало XX века

Плюралистический период - первые 2/3 XX века

Гуманитарный период - вторая половина XX века - по настоящее время.

В новейшей истории криминологии в СССР и далее в возникших в его пространстве независимых государств, начиная с 60-х годов минувшего века, различаются четыре ниже охарактеризованных этапа.

Детерминистический этап (1960-е - первая половина 1970-х гг.) характеризуется формированием диалектической школы, значимым итогом деятельности которой стало рассмотрение противоречий общественной жизни, относящихся к сферам как бытия, так и сознания, в качестве причин массового преступного поведения (В. Н. Кудрявцев, К. К. Горяинов, П. С. Дагель, У. С. Джекебаев, И. А. Исмаилов, Л. В. Кондратюк, П. П. Осипов и др.). Плюралистический этап (вторая половина 1970-х - 1980-е гг.) связан с отходом от «единства мнений» по ключевым вопросам криминологии, появлением несовпадающих подходов к определению и объяснению преступности (Н. Ф. Кузнецова, Л. И. Спиридонов, Д. А. Шестаков и др.), а также, что было не менее важно, с формированием новых научных отраслей (семейная криминология, политическая криминология, криминология массовой информации, сакральная криминология, военная криминология, экономическая криминология) и школ (психологическая школа - Ю. М. Антонян; школа преступных подсистем - Д. А. Шестаков, Г. Н. Горшенков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Г. Л. Касторский; украинская школа «натуралистической» криминологии - А. Н. Костенко, и др.; и примыкающая к криминологии девиантологическая школа - Я. И. Гилинский и др.).

Либеральный этап (1980-е - 1990-е гг.) Слово «либеральность» происходит от латинского «lieber» - свободный. Либерализм как идеология, политическое и экономическое движение возник в XVII и особенно широко развернулся в XIX столетии, претерпев значительные изменения в XX веке (поздний либерализм). Ядро либеральной идеи составляет утверждение приоритета свободного индивидуума перед государством, государство при этом рассматривается лишь в качестве гаранта экономической и личной свободы личности. Поздний либерализм, правда, уже предполагает активное вмешательство государства в жизнь общества, прежде всего в экономику. Либерализм предполагает свободное обсуждение деятельности государственной власти. Либеральный этап криминологической мысли в России отмечен критикой власти с криминологических позиций. Так сомнению был подвергнут институт уголовного наказания за чрезмерную его жёсткость, был поставлен вопрос о смене определённых в законе целей наказания. Политическая криминология вышла на постановку вопроса о преступности государственной власти, в частности, в связи с осуществлением в СССР красного террора в ленинском, а затем сталинском его проявлениях (Я. И. Гилинский, В. В. Лунеев, В. Н. Кудрявцев, Д. А. Шестаков и др.).

Постлиберальный этап (2000-е годы) начался и протекает под знаком осмысления внешней государственной и надгосударственной, глобальной олигархической преступной деятельности (Д. А. Шестаков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Ю. С. Апухтин, А. П. Данилов и др.).

Украинский ученый А. Н. Костенко разрабатывает концепцию «натуралистической криминологии» - то есть криминологии, основанной на принципе социального натурализма. В соответствии с этой концепцией преступность рассматривается как проявления воли и сознания людей, состоящие в нарушении природных законов социальной жизни, присущих данному обществу и отраженных в действующем уголовном законодательстве. Преступник - это лицо, у которого воля, находясь в состоянии своеволия, и сознание, находясь в состоянии иллюзий, проявились в виде преступления, то есть деяния, нарушающего природные законы общественной жизни людей и потому запрещенного уголовным законодательством. Любое преступление - это проявление «комплекса своеволия и иллюзий», образовавшегося у человека под действием определенных жизненных обстоятельств, которые следует называть причинами преступности. В свете «натуралистической криминологии» А. Н. Костенко развивает основной тезис классической криминологии, сформулированный Ч.Беккариа, следующим образом: «Лучше предупредить преступление, устранив с помощью культуры комплекс своеволия и иллюзий у человека, чем наказывать его за проявление этого комплекса в виде преступления».

В развитии мировой криминологии можно выделить три периода:

  • - классический, который длился со второй половины XVIII в. до последней трети XIX в.;
  • - позитивистский -- с последней трети XIX в. по 20 - е гг. XX в.;
  • - современный или плюралистический -- с 30 - х гг. XX в. по настоящее времяДолгова А. И. Учения о преступности и криминология. Криминология: Учебник для вузов / - 4-e изд., перераб. и доп. - М. Норма. 2013 г. С.15 - 47..

В классическом периоде, вопреки религиозным догмам и теологическому пониманию причинности человеческого поведения, философы - просветители сформулировали понятие преступления как акта свободной воли человека.

Отвергая религиозное истолкование преступления как проявление греховности, податливости силам зла, средневековые философы вместе с тем утверждали, что преступность есть всего лишь результат неспособности масс усвоить твердые правила поведения.

Чтобы принудить их усвоить эти правила и необходимо наказание. По этой концепции лицо, совершающее преступление, -- это независимый от каких-либо объективных факторов, строго рассуждающий индивидуум, всегда взвешивающий последствия преступного акта и решающий совершить преступление вследствие такого расчета.

Она исходит из того, что все люди в равной мере способны противостоять преступному намерению, все они заслуживают равное наказание за равные преступления и что на одинаковое наказание они реагируют совершенно одинаково.

Так была сформулирована основа полностью возмездной системы уголовной юстиции с пропорциональным воздаянием за причинение заранее определенного зла.

Основателем классической школы криминологии является, живший в Милане, дворянин Ч. Беккариа.

В 1764 г. итальянский юрист Чезаре Беккариа издал брошюрку под названием «О преступлениях и наказаниях».

Он усматривает источник преступлений во «всеобщей борьбе человеческих страстей», в столкновении частных интересов.

По его мнению, «с расширением границ государства растет и его неустройство, в такой же степени ослабляется национальное чувство, побуждения к преступлениям увеличиваются соразмерно выгодам, которые каждый извлекает для себя из общественного неустройства».

Преступную активность человека Беккариа объясняет, обращаясь к главным, по его мнению, движущим началам, направляющим людей к любым, как вредным, так и полезным и даже самым возвышенным действиям.

В классическом труде Беккариа имеется не только диалектическое осмысление воспроизводства преступности под воздействием общественных противоречий, но и психологическая трактовка механизма индивидуального преступного поведенияКудрявцев В.Н. Криминология - М; Юрист-1995 г. С. 320..

Беккариа выступил принципиальным противником жестокости наказания, считая ее далекой от «природы общественного договора», несправедливой. Он высказал сомнения в какой бы то ни было пользе жестоких наказаний.

В условиях своего немилосердного времени Беккариа выступил против смертной казни.

Беккариа поставил вопрос о целях уголовного наказания и предложил такое его решение, которое по сей день, находит непосредственное отражение в законодательстве многих стран.

«Цель наказаний, -- писал он, -- заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление, цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же.

Поэтому следует употреблять только такие наказания, которые при сохранении соразмерности с преступлениями производили бы наиболее сильное и наиболее длительное впечатление на душу людей и были бы наименее мучительными для тела преступника».

В центр обоснования классической школой уголовного наказания поставлено преступление.

Соразмерность между преступлением и наказанием представлялась Беккариа олицетворением справедливости.

Классической школой был сформулирован ряд карательных принципов, и прежде всего незамедлительность наказания, сходство между природой преступления и природой наказания и, наконец, принцип неотвратимости наказания.

Беккариа считал, что одно из самых действенных средств, сдерживающих преступления, заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности.

Беккариа следует считать криминологом, а классическую школу уголовного права -- соответственно и школой криминологии еще и потому, что несколько разделов труда «О преступлениях и наказаниях» специально посвящены предупреждению преступлений.

Самым верным, хотя и самым трудным, средством предупреждения преступлений Беккариа считал усовершенствованное воспитание.

Эффективность угрозы наказания зависит в первую очередь не от его суровости, а от неотвратимости и быстроты исполнения.

Наказание за преступление неизбежно. Человек признается невиновным, пока суд не вынесет ему приговор.

Беккариа выступал за то, чтобы наказания устанавливались только уголовным законодательством и чтобы они соответствовали тяжести преступного деяния.

Родоначальником позитивизма в криминологии считается Ч. Ломброзо, опубликовавший в Италии в 1876 г. свою работу «Преступный человек».

Будучи тюремным врачом в г. Турине, он обследовал значительное число заключенных, прибегая к антропологическим методам измерения и описания их внешности.

Наблюдения привели его к выводу, что типичный преступник может быть распознан по определенным физическим признакам: скошенный лоб, удлиненные или неразвитые мочки ушей, складки лица, чрезмерная волнистость волос или облысение, чрезмерная или притупленная чувствительность к боли и др.

Он разработал классификацию преступников, оказавшую и продолжающую оказывать влияние на последующие попытки криминологов систематизировать преступников по группам. Классификация Ломброзо включала такие группы:

  • - прирожденные преступники;
  • - душевнобольные преступники;
  • - преступники по страсти, к которым он относил и «политических маньяков»;
  • - случайные преступникиБурлаков В. Криминология: Учебник. М. 2003 г..

В книге Ломброзо привлек к себе внимание прежде всего тезис о существовании анатомического типа прирожденного преступника, т. е. человека, преступность которого предопределяется его определенной низшей физической организацией атавизма или дегенерации.

Позитивистская криминология развивалась в двух основных направлениях: биологическом и социологическом.

Несмотря на резкое расхождение во взглядах «крайних» представителей этих направлений, граница между ними со временем несколько размывается, наблюдается взаимное проникновение, выражающееся, в частности, в появлении психологических теорий криминологии.

Биологическое направление -- антропологическая (туринская) школа,

основоположником которой является Ч. Ломброзо, возникло в итальянском городе Турине.

В дальнейшем оно пополнилось рядом других теорий, среди которых выделяются теория опасного состояния, теории различных биологических предрасположений (конституционального, эндокринного, генетического).

В криминологических теориях данного направления преступное поведение (полностью или в значительной мере) объясняется различными биологическими особенностями человека, предрасполагающими его к совершению преступления.

Не являются исключением и суждения о неустранимости врожденной предрасположенности к преступлению у определенных категорий преступников.

Некоторые представители биологического направления предлагали принять к таким лицам меры хотя и гарантирующие предотвращение опасного поведения, но противоречащие принципу гуманностиДолгова А. И. Учения о преступности и криминология. Криминология: Учебник для вузов / - 4-e изд., перераб. и доп. - М. Норма. 2013 г. С.15 - 47..

Причем в качестве основания для их применения выдвигалось не совершение преступления, а наличие предрасположенности к таковому.

Конечно, не все криминологи -- приверженцы биологического направления были сторонниками столь жестких предупредительных мер.

Некоторые из них полагали, что, поскольку лица с биологической предрасположенностью не ответственны за свое поведение, постольку общество должно обращаться с ними так же гуманно, как с тяжелобольными.

В сравнении с умозрительной наукой классического периода позитивистская криминология отличается широким использованием статистических и других фактических данных о совершаемых преступлениях.

Социологическое направление на ранних этапах в основном воплотилось в теориях социальной дезорганизации и дифференциальной связи.

Впервые в истории человеческой мысли преступность стали рассматривать в качестве социального явления.

Центральная идея Кетле -- доказать подчиненность человеческих действий определенным законам. Он приходил к выводам о влиянии на совершение преступлений возраста людей, их пола, профессии, образования, климата, времен года и пр.Кудрявцев В.Н. Криминология - М; Юрист - 1995 г. С. 221.

Позиция социального детерминизма в криминологии влечет за собой чрезвычайно важные выводы.

И первый из них заключается в том, что, не изменив социальных условий, вызывающих к жизни преступления, тщетно было бы пытаться радикально повлиять на преступность.

Если основанием преступности являются объективные (т.е. не зависящие от воли людей) факторы, то преступность отныне перестает казаться всего лишь порождением эгоистических устремлений некоторых людей.

Если же не все в поведении людей зависит от их намерений, желаний (от их воли), если их поступками движут и объективные факторы, тогда ни жестокие наказания, ни самое совершенное уголовное законодательство, ни самая идеальная машина юстиции сами по себе радикально повлиять на преступность не в силах.

Теория социальной дезорганизации дает объяснение преступности на социальном уровне, ставит психологию преступника в зависимость от процессов функционирования общества в целом.

Эта теория до настоящего времени является наиболее значительным теоретическим достижением мировой криминологии.

Ее основоположником является французский социолог Э. Дюркгейм.

Дюркгейм утверждал, что индивид испытывает влияние «социальных факторов», к которым, в частности, относятся внешние по отношению к нему образы мыслей, действий и чувствований.

В успешно функционирующем обществе, по Дюркгейму, всегда велика сплоченность, выраженная в том, что большинство солидарно в идеалах, представлениях о должном и порицаемом.

Периодически при нарушении общественного равновесия, которое может происходить как вследствие экономического бедствия, так и при резком возрастании благосостояния страны, сплоченность между людьми ослабевает, общество дезорганизуется.

Социальная дезорганизация, в частности, выражается в явлении аномии (безнормативность).

Аномия понимается Дюркгеймом как социальный факт, как такое состояние общества, при котором существенно ослабевает сдерживающее действие морали и общество в течение какого-то времени неспособно оказывать воздействие на человека.

Согласно убеждению Дюркгейма, само существование преступности является нормальным при условии, что она достигает, но не превышает уровня, характерного для общества определенного типа. «Этот уровень, -- пишет Дюркгейм, -- быть может, не невозможно установить»Долгова А.И. Криминология. Учебник. М. 2005 г. С. 121..

Дюркгейм сформулировал принципиально важное для него понятие социальной аномии, подхваченное и развитое в работах современных американских криминологов.

Состояние аномии Дюркгейм рассматривает как проявление социальной дезорганизации общества и как основную социальную причину самоубийств и преступности, в частности определенных разновидностей умышленных убийств.

В более широком плане, аномия -- это нарушения в ценностно -нормативных системах личности и социальных групп, ценностно-нормативный вакуум, неэффективность социальных и прежде всего правовых норм.

Антисоциальное и преступное поведение ощутимо возрастает, если в обществе превыше всего превозносятся определенные символы успеха, якобы общие для населения в целом, в то время как социальная структура этого общества ограничивает или полностью устраняет доступ к законным средствам завладения этими символами для значительной части этого населенияКузнецова Н.Ф. Криминология,2-е издание М; Волтерс Клувер - 2005 г. С. 231..

Теория дифференцированной связи сформулирована американцем Эд. Сатерлендом в книге «Принципы криминологии».

Ее методологическую базу составляет социальная психология как наука о малых социальных группах. В ней сделана попытка объяснить механизм усвоения моделей негативного поведения.

Поэтому было бы упрощением трактовать ее просто как теорию «плохой компании», правильнее называть ее теорией культурной трансмиссии.

Согласно этой теории, преступное поведение возникает в результате связи отдельных людей или групп с моделями преступного поведения. Чем более часты и устойчивы эти связи, тем больше вероятность того, что индивид станет преступником.

Теория дифференцированной связи высоко оценивается в мировой и особенно американской криминологии.

Вместе с тем эта теория не лишена недостатков.

Порой преступление представляет собой реакцию протеста против того, что стало нормой в непосредственном окружении индивида. 1

Основываясь на положениях теории дифференцированной связи, никак не объяснить, почему, например, некоторые люди, выросшие среди преступников, никогда не совершают преступлений и, наоборот, отчего иногда преступник выходит из законопослушного, благонравного окружения.

Выдержавшей испытание временем является теория опасного состояния , которая дает для практического использования теоретически обоснованную комплексную методику клинической работы по предупреждению преступлений.

Первая книга в данном направлении «Критерии опасного состояния» была опубликована в 1880 г. Р. Гароффало.

Эта теория довольно широко распространена и в США, где называется клинической криминологией.

Согласно теории опасного состояния, преступление в ряде случаев возникает на основе предшествующего его совершению определенного психологического состояния, предрасполагающего к конфликту с социальными нормами.

Опасное состояние обычно временно, оно соответствует внутреннему кризису, сменяемому эмоциональным безразличием, вслед за которым приходит эгоцентризм, затем лабильность (неустойчивость), которая вновь может вылиться в кризис.

Специалистами осуществляется диагностика опасного состояния. При этом важную роль играет сопоставление результатов обследования личности с данными ситуации, в которой она находится.

Большое значение при этом придается распознаванию очень сложных и не всегда осознаваемых обследуемым стрессовых реакций, зачастую являющихся источником опасного состояния.

Работа специалистов по преодолению опасного состояния заключается в том, чтобы своими консультациями помочь человеку, переживающему стресс, ввести его поведение в социально приемлемые рамки, помочь понять свои проблемы, почувствовать безопасность, оказать ему поддержку, проявляя уважение, понимание, одобрение и терпимость.

Устранению излишних эмоций придается большое значение. На базе стационаров оказывается практическая помощь по преодолению опасных кризисных состояний лицам как содержащимся в исправительных учреждениях, так и находящимся на свободе.

Криминологическая экспертиза в виде прогноза индивидуального поведения принимается во внимание при определении наказания за совершенное преступления, а также при решении вопроса об освобождении от наказания.

§ 1. Возникновение криминологии

Проблемы природы и сущности преступления, причин, порождающих преступность, мер, которые следует принимать против этого социального зла, занимали человеческий ум еще в глубокой древности.

Первые попытки выявить связь преступности с социальными условиями современного им общества делали древнегреческие мыслители. Так, Демокрит (460-370 до н.э.) выводит причины преступных пороков. Он указывает на роль воспитания в предупреждении возникновения этих пороков, поскольку неправильное поведение – результат незнания более правильного. Угроза же наказания хотя и оказывает сдерживающее воздействие в силу несовершенства человеческой природы, но играет вспомогательную роль, так как не всегда удерживает от соблазна грешить втайне.

Высоко оценивал предупредительное воздействие наказания Протагор (480-411 до н.э.), который близко подошел к идее специальной и общей превенции. Наказание, по его мнению, осуществляется во имя будущего, чтобы не совершал преступлений ни наказываемый, ни другой человек, которому становится известно о применении наказания.

Еще более глубокие мысли о преступности и ее предупреждении развил Платон (427-347 до н.э.). Он первым из мыслителей указал на личностно-мотивационную природу нарушений социальных норм. В основе таких нарушений лежат гнев, ревность, страсть к наслаждениям и др. Платон развил положение о социальных переустройствах как факторе, препятствующем преступности. Он впервые стал рассматривать нарушения законов как следствие величайшей болезни государства. Одним из главных источников этой болезни он считал междоусобие и раздор бедности и богатства. В целях предупреждения преступлений и беспорядков в своем гениальном труде «Законы» Платон указывает, что законодатель должен установить пределы бедности и богатства. Допустимо, чтобы имущество самых зажиточных лишь в 4 раза превышало «состояние» бедных . Интересно отметить, что по прошествии почти двух с половиной тысячелетий экономические исследования Л.И. Абалкина практически подтвердили эту мысль античного философа .

Платон перечисляет факторы, которые могут удержать людей от нарушения законов: 1) ожидаемое зло, которое претерпевают нарушители закона; 2) общественное мнение («как бы нас не сочли за дурных людей»); 3) совестливость и привычку достойного поведения; 4) поощрение правопослушных граждан .

Концепция борьбы с преступностью у Платона многоаспектна и детальна, включает не только наиболее эффективные, по мнению автора, меры наказания за различные преступления, нор даже и оптимальное количество тюрем в государстве.

Платон указал на отрицательную роль безнаказанности как одной из основных причин проступков.

Аристотель (384-322 до н. э.) к числу причин преступлений относит бедность, необоснованные привилегии определенных социальных слоев и политическое бесправие других, национальные противоречия («разноплеменность населения»). Он осуждает культ богатства, подчеркивая, что величайшие преступления совершаются изза стремления к избытку, а не из-за недостатка предметов первой необходимости .

Подобно Платону, он противник чрезмерного социального расслоения: «Лучше всего попытаться посредством соответствующих законопожений наладить дело так, чтобы никто слишком не выдавался своим могуществом, будет ли оно основываться на обилии друзей или на материальном достатке» .

Аристотель разработал концепцию сдерживания преступности, которая включает следующие социальные факторы:

1) справедливое государственное устройство;

2) стабильность закона;

3) беспрекословное их главенство над должностными лицами;

4) борьба с коррупцией (в частности, он предлагает меру, которая могла бы быть весьма эффективной и в наше время – запрет одному человеку в государстве занимать одновременно несколько должностей);

5) уровень развития экономики, обеспечивающий высокое благосостояние граждан («в том государстве, которое желает иметь прекрасный строй, граждане должны быть свободны от забот о предметах первой необходимости», «в бедном государстве частные лица корыстолюбивы»;

6) предоставление возможности реализовать в социально полезных формах активность различных слоев населения .

Борьбу с коррупцией Аристотель рассматривает как основу обеспечения государственной стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и стабильного распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться» .

Отклонения от справедливости в государственном строе он считает главной причиной крушения государств.

Аристотель акцентировал внимание на важности предупредительной роли наказания, поскольку был убежден, что одними предписаниями совершенно невозможно направить толпу к добру. Эта толпа воздерживается от дурных поступков не из высоких побуждений, а из страха перед наказанием; она повинуется необходимости и карам больше, чем советам и голосу чести. Побуждениями высшего порядка руководствуются лишь немногие избранные. Большинство склонно предпочитать свои выгоды и удовольствия общему благу, а потому предусмотрительный законодатель должен сдерживать инстинкты угрозой наказания, более сурового по сравнению с выгодой и удовольствием, которое может доставить преступление .

Знаменитый древнеримский юрист Цицерон (106-43 до н. э.) высказал ряд криминологически важных идей. Среди факторов, оказывающих предупредительную роль, он указывал на исключительную важность неизбежности наказания, утверждая за Платоном и Аристотелем, что надежда на безнаказанность является одной из сильнейших побудительных причин к совершению преступлений.

После падения Римской империи наступила эпоха, получившая название средневековья. Символом средневековья в плане борьбы с преступностью стали необычайная жестокость наказаний преступников и методы борьбы с этим явлениям. Господствовала теологическая модель личности преступника, связанная со злой волей или завладением душой человека дьяволом.

В эпоху средневековья и так называемую переходную эпоху, или период Возрождения, криминологическая мысль как бы застыла в рутине.

Значительный прорыв вперед осуществил Томас Мор (1478-1539) своей «Утопией». Прежде всего, у Т. Мора, после многовекового перерыва, возрождается идея предупреждения преступности, но уже в более широких и научных формах. Дав критику современной ему английской экономической жизни, он установил ряд причин, вызывающих преступления против собственности, в первую очередь воровства. Тем самым он создал основы уголовной этиологии, поскольку установление экономических факторов преступности явилось у него результатом научного анализа фактов этой действительности. Данный анализ приводит автора к убеждению, что, если остаются неизменными причины, вызывающие преступления, неизменно будут совершаться и эти последние, и никакие жестокие казни делу не помогут. Необходимо позаботиться о лучшем экономическом устройстве общества.

Основными причинами преступности в современной Англии Т. Мор считал имущественное неравенство, существование частной собственности, а также золото.

Он был противником смертной казни не только за воровство, но и убежденным противником этого наказания вообще. Т. Мор рекомендовал назначать за имущественные преступления работы исправительного характера, то есть совершенно новый вид наказания, сыгравший в будущем огромную роль.

Следующим важным этапом, оказавшим влияние на возникновение криминологии, был период Просвещения.

Особого внимания заслуживают взгляды двух мыслителей, которых можно считать предшественниками криминологической науки, - Монтескье, Беккария.

Шарль Монтескье (1689-1775) в сочинении «О духе законов» изложил ряд фундаментальных идей, которые во многом определили развитие криминологии, - о факторах преступности, о примате предупреждения, о роли социальных институтов и т. д.

Ш. Монтескье писал, что мудрый законодатель заботится не столько о наказаниях за преступления, сколько о предупреждении преступлений.

Кроме идеи предупреждения, Ш. Монтескье заложил основы «теории факторов». По его мнению, поведение людей, в том числе и преступное, определяется разного рода факторами. К ним он относил образ правления, законодательство, климат, качество почвы, образ жизни, религию, численность населения, обычаи и т. д. Теория факторов сыграла огромную роль в становлении криминологии как науки, она была господствующей методологией на ранних этапах развития криминологии, да и сейчас имеет своих сторонников.

Шарль Монтескье считал, что система наказаний, основанная на бессмысленной жестокости, вызывает не страх, а одичание общества.

Чезаре Беккария (1738-1794) считался непосредственным предшественником, а, по мнению некоторых авторов, – основоположником криминологической науки. Его имя сохранилось в истории благодаря сочинению «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.). Этот небольшой по объему, но исключительно богатый по содержанию, мысли и идеям труд произвел революцию во взглядах. Наиболее характерные его положения состоят в следующем: наказания должны быть предусмотрены законом, чтобы не оставлять на усмотрение судьи решение вопроса о выборе наказания (законоустановленность преступлений и наказаний); жестокость наказаний не только бесполезна, но даже вредна, поэтому Беккариа страстно призывал к их смягчению, наказания не должны причинять страдания и мучения (гуманизация наказания); цель наказания состоит не в том, чтобы карать, а в том, чтобы помешать преступнику совершать иные преступления и оказывать сдерживающее воздействие на остальных граждан (индивидуальная и общая превенция); наказания должны соответствовать преступлениям; критерием тяжести преступления должен служить ущерб, который оно причинило обществу; наказания должны быть одни и те же как для знатных, так и для обыкновенных граждан (принципы равенства перед законом); законы должны приносить благо не классам, а людям.

Особенно настойчиво Беккариа подчеркивал превентивную роль уголовного закона: по его мнению, не может называться справедливым и даже необходимым такой закон, который не предусматривает наиболее результативных средств недопущения преступлений. Отсюда Беккариа приходит к выводу, что усовершенствование воспитания есть самый надежный, но в то же время и трудный путь предупреждения преступлений.

Все изложенное было предысторией криминологии. Даже Ш. Монтескье, Ч. Беккариа, несмотря на сформулированные ими принципиальные положения, не могут считаться основателями криминологии. И дел не в том, что Ш. Монтескье в своем трактате уделял основное внимание проблемам философии права, а Ч. Беккариа – уголовного права. Само понимание просветителями сущности права и природы преступного поведения не позволяло выработать представление о преступности как объективно существующем явлении. а без этого не может быть объекта научного исследования.



Что еще почитать