Иные направления деятельности прокурора в досудебном производстве. Прокурорский надзор на досудебных стадиях уголовного процесса

Прокурор

Субъекты со стороны обвинения

Органы обвинения

· Прокурор

· Следователь

· руководитель следственного органа

· Орган дознания

· Дознаватель

· Начальник органа дознания

Частные лица обвинения

o Потерпевший

o Частный обвинитель

o Гражданский истец

o Представители потерпевшего частного обвинителя и гражданского истца

31) прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре;

(сам прокурор, его заместители, старшие помощники и помощники- должностные лица прокуратуры)

1) Функцию уголовного преследования

2) Функцию надзора за законностью производства, дознания и следствия

Прокурор не является главой уголовного преследования. Но есть изменения в 2007 году- ограничение полномочий при надзоре за следствие и расширили полномочия со стороны ведомственного контроля. Но, несмотря на это, прокурор осуществляет надзор за следствием. У прокурора есть некоторые полномочия, которые являются выражением функции уголовного преследования- направляет материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в начале уголовного преследования. Он может отменить постановление об отказе от возбуждения уголовного дела вследствие неполной проверки заявления и дать указания чтоб проверка была проведена всесторонне.

Есть полномочия об утверждении уголовного заключения или обвинения акта и направлять дело в суд для его рассмотрения по существу. В судебных стадиях он тоже осуществляет уголовное преследование- государственный обвинитель поддерживает от имени гос-ва обвинение в суде- это тоже выражение функции уголовного преследования.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ НАДЗОРЕ ЗА СЛЕДСТВИЕМ И ДОЗНАНИЕ

· Проверять исполнения требования ФЗ при приеме регистрации и разрешении сообщений о преступлениях

Поднадзорные объекты- (органы внутренних дел- дознаватели- надзирает прокурор за ними, только пограничная служба ФСБ, таможенные органы, командиры воинских частей, органы государственного пожарного надзора, служба судебных приставов, ФСИН)

· Выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании

· Требует от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания.

· а так же давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных (было то же самое полномочие в отношении следствия, но теперь нет)



· Давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве много процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

· Разрешает отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы

· Участвует в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства об избрании меры пресечения

· Прокурор может утвердить Обвинительный акт и направить дело в суд.

· А если неполно рассмотрено дело, то он может вернуть дело дознавателю с письменными указаниями по производству.

· Направляет для пересоставления обвинительного акта

· Возвращает для прекращения

· Утверждает постановление о прекращении

· Или отменяет постановление о прекращении

Статья 226. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом

1. Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 настоящего Кодекса со своими письменными указаниями. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта - не более 3 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены частями третьей - пятой статьи 223 настоящего Кодекса;

3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24 - 28 настоящего Кодекса;

2. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

3. Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 настоящего Кодекса.

В форме следствия-

· Требования от следственных органов устранения нарушения закона- это требование, как правило, выполняется, так как прокурор потом это требование будет обосновывать в суде

· вправе истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении ил прекращении уголовного дела и принимать по ним решения

· отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора

(следователь может занять одну позицию по делу, а прокурор другую, как правило, они между собой договариваются)

· рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решения

· передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования)

· утверждает обвинительное заключение по уголовному делу- иные виды решения, чем когда с дознавателем. Решение о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду..

прекратить прокурор не может дело самостоятельно в форме следствия (когда дознание может потребовать прекращения, а когда следствие- не может- но это нелогично- на практике договариваются.

Эту таблицу перепечатать полностью

СУДЕБНЫЕ СТАДИИ

1) функция преследования- обосновывает перед судом обвинительный тезис, участвую в непосредственном исследовании доказательств, выступает в прениях сторон. Ст 246

7. Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

Он обязан или вправе отказаться? Приказ Генерального прокурора № 185- Прокурор, если придет к выводу, что стоит отказаться от обвинения, то он обращается к вышестоящему прокурору. Если он согласен, то не будет обвинения, а если не согласен, то заменяет прокурора или сам будет поддерживать обвинение.

А может ли государственный обвинитель обжаловать приговор в связи с его суровостью я (прокурор просил условно, суд назначил реально, прокурор может обжаловать)- выбивается из функции уголовного преследования.

Таким образом, Прокурор в судебных стадиях выполняет функцию не только уголовного преследования, а правозащитную.

Ст 5 – государственным обвинителем может быть любое должностное лицо прокуратуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Производственная практика является важнейшим элементом качественной подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях. Студенты учатся применять полученные в ходе учебного процесса теоретические знания в условиях практической деятельности в конкретных организациях, учреждениях и государственных органах.

Базой моей практики была прокуратура ЗАТО г. Мирный Архангельской области. Выбор места прохождения моей производственной практики обусловлен выбранной мною уголовно-правовой специализацией. Продолжительность практики составила три недели, в период с 18 марта по 5 апреля 2013 года. Непосредственным руководителем практики был назначен заместитель прокурора Илюхин Сергей Сергеевич, советник юстиции.

Целью практики является непосредственное углубление и закрепление полученных теоретических знаний, приобретение первоначального практического опыта работы, а также подготовка и укрепление мотивации к будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

Для достижения поставленных целей следует решить следующие задачи:

Изучение нормативно-правовых актов и другой ведомственной документации, на основании которых прокуратура ЗАТО г. Мирный осуществляет свою деятельность;

Изучение задач и функций органов прокуратуры ЗАТО г. Мирный;

Приобретение навыков оформления документов, необходимых в профессиональной деятельности;

Изучение порядка и особенностей осуществления органами прокуратуры надзора за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений;

Участие в деятельности, осуществляемой органами прокуратуры, обработка и анализ полученных результатов;

Анализ работы органов прокуратуры с обращениями граждан и юридических лиц.

Освоение профессиональных умений и навыков поведения в рамках выбранной специальности.

К прохождению практики я подошла осознанно и с настроем на получение практических навыков.

1. Прокурорский надзор в досудебном производстве

правовой прокуратура досудебный

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура РФ призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокуратура осуществляет надзор за:

1) исполнением законов;

2) соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Нормы, касающиеся надзорной деятельности прокуратуры, содержатся также в иных законодательных актах, регулирующих различные сферы правовых отношений. Например, Федеральные законы от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и др.

Такая государственная институция, как прокуратура нередко берет на себя обязанности по расследованию преступлений и ведению различных уголовных дел. Работники прокуратуры, в первую очередь прокуроры, принимают решения о том, какие дела могут быть отнесены к компетенции прокуратуры и могут в ней рассматриваться.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

Проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

Возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

Участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и процессуальных действий;

Давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

Давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

Разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

Отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение при производстве предварительного расследования;

Изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

Передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому;

Поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-разыскных мероприятий;

Продлевать срок предварительного расследования;

Утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

Утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

Возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

Приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу (п. 2 ст. 37 УПК РФ).

Данные полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (п. 3 ст. 37 УПК РФ).

Прокурорский надзор за деятельностью в стадии возбуждения досудебного производства регулируется ст. 116 и 211 УПК.

Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

Одним из главных и важных направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Характерным признаком надзора за исполнением законов органами, осуществляющими уголовное судопроизводство, является то, что в отличие от так называемого общего надзора он реализуется в процессуальной форме, то есть при определенных условиях и в определенном порядке, точно предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Другая особенность этой отрасли прокурорского надзора заключается в том, что прокурор обладает властно-распорядительными полномочиями, закрепленными в законе.

Анализ полномочий прокурора свидетельствует о том, что при осуществлении прокурорского надзора существуют не только собственно процессуальные отношения, но и отношения управленческого характера. Поэтому прокурор осуществляет одновременно надзор, как за исполнением законов, так и за досудебной подготовкой материалов.

2 . Прокурорский надзор и прокуратура ЗАТО г. Мирный

В штате прокуратуры ЗАТО г. Мирный Архангельской области 6 оперативных работников: прокурор, заместитель, четыре помощника прокурора. В соответствии с приказом прокурора города за каждым оперативным работником закреплен определенный участок работы.

За время прохождения производственной практики я ознакомилась с делопроизводством канцелярии в прокуратуре ЗАТО г. Мирный, тактикой производства общенадзорных проверок, участия прокурора в суде, нормативными актами, регулирующими прокурорский надзор, а также с приказами, инструкциями и информационными письмами Генерального прокурора. Изучила ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», документы по жалобам и результаты проверок. Подготовила ряд проектов повесток, запросов, справок по результатам проверок, исковых заявлений и других мер прокурорского реагирования. Одно и подготовленных мною исковых заявлений представлено в приложении А (см. приложение А).

Также я ознакомилась со структурой, порядком деятельности и функциями прокуратуры. Изучила структуру и содержание актов прокурорского реагирования. Прокурор может сам взяться за делопроизводство по какому-либо делу или случаю. Также он может назначить кого-то из нижестоящих работников прокуратуры в качестве следователя по какому-то делу, передать его на расследование другому прокурору или одному из следователей прокуратуры.

Находясь на практике в прокуратуре ЗАТО г. Мирный я изучила организацию работы прокуратуры в основных направлениях: распределение обязанностей между прокурором, его заместителями и помощниками; порядок приема граждан, рассмотрение жалоб и заявлений.

С разрешения прокурора я присутствовала при приеме граждан помощниками прокурора, по их поручению проверяла жалобы, присутствовала на допросах и на осмотрах места происшествия, неоднократно присутствовала в зале судебных заседаний при рассмотрении судом в качестве первой инстанции гражданских дел с участием помощника прокурора.

Подготовила ряд проектов повесток, запросов, справок по результатам проверок, исковых заявлений и других мер прокурорского реагирования. Изучила, как на практике реализуется задачи прокурорского надзора при отправлении правосудия, а также формы реагирования на нарушение законности судами. Я ознакомилась:

С порядком истребования прокурором для проверки соответствия закону актов (приказов, инструкций, решений органов местного самоуправления и др.), издаваемых поднадзорными прокурору органами;

С практикой назначения прокурором проверок и ревизий в организациях; ознакомилась с методами подготовки прокурора к участию, а также с методами самого участия в судебном заседании;

С вынесенными судом решениями, приговорами, определениями, постановлениями;

По поручению заместителя прокурора я проводила проверку достоверности заполнения статистических карточек о результатах расследования преступления формы № 1.1. Проверялась обоснованность прекращения уголовных дел по истечению сроков давности.

Заключение

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что за время прохождения практики я ознакомилась с основными разделами и направлениями деятельности прокуратуры:

Общая организация работы и основы делопроизводства;

Нормативная база, на которой основывается деятельность органов прокуратуры;

Организация работы по борьбе с преступностью и методика надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование;

Методика надзора за исполнением законов и законностью правовых актов;

Организация работы по обеспечению участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел;

Я изучила планирование работы в прокуратуре ЗАТО г. Мирный, распределение обязанностей между прокурором, его заместителем и помощниками прокурора. Также мною изучен порядок осуществления приема посетителей; характер и формы взаимодействия прокуратуры с правоохранительными и другими органами власти и управления, статистическая отчетность, тактика и порядок проведения некоторых следственных действий и их процессуальное оформление (составление протоколов, вынесение постановление и т.д.).

Все поставленные задачи в ходе практики были решены. На собственном опыте убедилась, что производственная практика приобретает огромное значение. В ходе практики закрепляются и совершенствуются не только профессиональные знания, умения и навыки, полученные в процессе теоретического обучения, но и формируются такие качества, как профессиональная самостоятельность, мобильность и самоконтроль. Производственная практика помогает понять, где лучше применить полученные знания и в какой структуре интереснее работать.

В целом производственная практика прошла успешно и продуктивно: я узнала много нового и нужного о функционировании нашей правовой системы, а главное - почерпнула знания о применении российского законодательства на практике. Считаю, что условия, созданные мне руководством прокуратуры ЗАТО г. Мирный, полностью соответствуют требованиям программы по прохождению производственной практики, что позволило мне ближе узнать структуру и задачи деятельности органов прокуратуры, изучить законодательство в данной отрасли, что нашло отражение в данном отчете.

Безусловно, продолжительность практики не позволяет в полном объеме освоить все направления деятельности органов прокуратуры, однако дает возможность получить начальную практическую подготовку, оценить свои возможности и окончательно выбрать будущую специальность. Считаю, что программу практики выполнила в полном объеме, получив необходимые практические навыки и закрепив полученные теоретические знания. Поэтому цель практики считаю достигнутой.

Хочется надеяться, что прохождение практики поможет дальнейшему устройству на постоянную работу по специальности в прокуратуре.

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации. - М., 2002.

2 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 168-ФЗ от 17 ноября 1995 г. (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января 2000 г.).

3 Инструкция «О порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации», утвержденная Приказом Генерального прокурора РФ от 15.01.03 №3.

4 Андреев Г. Прокуратура - опора законности и государства // Законность. 2008. № 9.

5 Володина И.Н. Право законодательной инициативы прокурора //Законность. 2008. № 5.

6 Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 1.

7 Жаров А. Эти полномочия у прокурора есть // Законность. 2008. № 8.

8 Клочков В.Г. Проблемы измерения и оценки эффективности прокурорского надзора по защите прав и свобод человека. 2008. № 1.

9 Левченко Д.В. Надзор как уголовно-процессуальная функция прокурора // Вестник ОГУ. № 3 (109). 2010. С. 88-91.

10 Мельников Н.В. Прокурорская власть // Государство и право. 2003. № 2. С. 19.

11 Химичева Г.П. Прокурорский надзор. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2001. - с.382

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие контроля и надзора в области трудовых прав граждан. Полномочия Федеральной инспекции труда. Проведение проверок, судебная защита. Государственный, прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Роль органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве, задачи прокурорского надзора. Характеристика полномочий прокуроров при проведении проверок. Виды надзора и оформление его итогов, сущность актов реагирования. Ознакомление с результатами проверки.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2012

    Цели и задачи прокурорского надзора. Место прокуратуры в системе органов государственной власти. Основные понятия прокурорского надзора. Прокурор, прокурорский работник, прокуратура, прокурорский надзор. Прокурорский надзор, его предмет и методика.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2011

    Прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц. Упразднение межрайонных прокуратур. Широкозахватный характер общего надзора. Правовые средства борьбы за законность. Работа с правовыми актами субъектов РФ.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2013

    Сущность и способы защиты трудовых прав работников. Цели и задачи надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Выявление отличий надзора от контроля трудового законодательства.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Прокурорский надзор как способ обеспечения законности в сфере управления. Проблема осуществления общего надзора органов прокуратуры за законностью правовых актов муниципальных органов. Совершенствование обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2010

    Основные задачи и предмет прокурорского надзора. Организация работы по надзору за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления; антикоррупционная экспертиза. Практика прокурорского надзора, реагирование на нарушения законов.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2017

    Сущность, предмет и задачи надзора за исполнением законов. Организация работы прокуратуры по надзору за исполнением законов. Предмет и задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Работы органов прокуратуры Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 19.05.2015

    Сущность контроля и надзора в деятельности государственного управления, задачи прокурорского надзора, функции Прокуратуры Республики Беларусь. Административный надзор: понятие и содержание; осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2011

    Укрепление законности и правопорядка. Организация и принципы работы органов военной прокуратуры. Основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека при прохождении службы. Сущность и задачи надзора за общевоинскими уставами.

Деятельность органов дознания и предварительного следствия по раскрытию и расследованию преступлений, связанная с ограничением конституционных прав и свобод в уголовном процессе и с применением мер процессуального принуждения, существенно затрагивает законные интересы и права участников уголовного судопроизводства.

Прежде всего, прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Он вправе отменить или изменить любое решение или акт органов расследования, отстранить любое лицо, производящее расследование от дальнейшего производства по делу, передать уголовное дело другому следователю или принять его к своему производству, избрать изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в отношении обвиняемого.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законность принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия Ф.З. «О прокуратуре РФ» ст. 29.

При осуществлении надзора за соблюдением законов при производстве дознания внимание прокурора, прежде всего, обращено на защиту прав и законных интересов, потерпевших от преступлений, обеспечение внимательного рассмотрения их жалоб и заявлений, принятие всех необходимых мер по восстановлению нарушенных прав, обеспечение личной безопасности потерпевших и членов их семей.

Уголовно - процессуальный закон предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

На первоначальном этапе расследования прокуроры, как правило, реализуют полномочия по даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственного и иного процессуального действия, которые в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК РФ допускаются только на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

С учетом этой важности, вопросы осуществления прокурорского надзора на первоначальном этапе расследования нашли свое отражение в приказах Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» и от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».

Прокурорам предписано по сообщениям об убийствах, террористических актах, бандитизме и иных особо тяжких преступлениях лично выезжать на место происшествия, непосредственно изучать обстоятельства происшедшего и собранные материалы, при наличии достаточных оснований на месте возбуждать уголовное дело либо давать согласие на его возбуждение, принимать меры к проведению качественного осмотра места происшедшего, неотложных следственных и оперативно-розыскных мероприятий, организационному обеспечению квалификационного расследования и раскрытия преступлений, к должному взаимодействию следователей и органов дознания. При необходимости определять подследственность уголовного дела, поручать расследование группе следователей, давать письменные указания о производстве отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

При принятии решения о создании следственной группы прокурорам следует учитывать сложность уголовного дела и объем предварительного следствия, при этом следует принимать во внимание количество расследуемых эпизодов преступной деятельности, число подозреваемых, обвиняемых, совершение преступлений на большой территории, необходимость выполнения множества следственных действий и иные подобные обстоятельства.

Кроме того, на прокуроров возложена обязанность по принятию мер к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с п. 5 ст. 165 УПК РФ. В частности, им предписано незамедлительно проверять каждый случай проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения и давать правовую оценку факторов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу либо изъятых из оборота. При выявлении факторов нарушения уголовно-процессуального закона прокурор, используя предоставленные ему законом полномочия, обязан при наличии к тому оснований, руководствуясь предписаниями ч. 3 ст. 88 УПК РФ, исключить из процесса доказывания недопустимые доказательства.

При оценке законности и обоснованности производства, следственных и иных процессуальных действий прокурорам надлежит обращать внимание на следующее:

Имеются ли предусмотренные законом основания для производства следственного, иного процессуального действия;

Выполнены ли требования закона об участии в следственном, ином процессуальном действии всех предусмотренных лиц (понятых, защитника, специалиста, переводчика, педагога, законного представителя и др.), разъяснены ли им их процессуальные права и обязанности, и созданы ли условия для их фактической реализации;

Выполнено ли следственное, иное процессуальное действие уполномоченным должностным лицом (в частности, соблюдены ли предписания ч. 4 ст. 157 УПК РФ, согласно которой после направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя, а также ч. 4 ст. 163 УПК РФ, согласно которой только руководитель следственной группы уполномочен принимать решения о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявленного ему обвинения, о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также производстве следственных и иных процессуальных действий, которые допускают только на основании судебного решения);

Соблюден ли процессуальный порядок производства следственного, иного процессуального действия, выполнены ли предписания ч. 4 ст. 164 УПК РФ о недопустимости применения насилия, угроз, иных незаконных мер, а равно создания опасности для жизни и здоровья, участвующих в нем лиц;

Выполнены ли требования закона, регламентирующие порядок фиксации хода и результатов следственного, иного процессуального действия (ст. 166 УПК РФ);

Соблюдены ли предусмотренные законом сроки производства следственного, процессуального действия, в том числе сроки уведомления прокурора, суда, иных предусмотренных законом лиц об их производстве (ст. ст. 92, 96, 100, 172, 173 и др. УПК РФ);

Проведены ли по делу все первоначальные следственные и иные процессуальные действия, вытекающие из методики расследования конкретного вида преступления, а также те, неотложность производства которых вызвана сложившейся следственной ситуацией.

Как правило, уголовное дело о преступлениях, расследование которых в соответствии с законом должно производиться в форме предварительного следствия, возбуждаются следователем с согласия прокурора. Однако для ситуаций, когда следователь не имеет реальной возможности своевременно возбудить подследственное ему уголовное дело и немедленно приступить к расследованию, а обнаруженные признаки преступления свидетельствуют о необходимости безотлагательного начала предварительного расследования, закон предусмотрел возможность возбуждения уголовного дела органом дознания и производства по нему неотложных следственных действий. В соответствии с ч. 1 ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в установленном законом порядке возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

При проверке соблюдения органами дознания указанных предписаний УПК РФ прокурору следует учитывать, что УПК РФ, в отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР, не содержит перечня неотложных следственных действий, которые вправе производить органы дознания по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия.

Прокурор строго контролирует соблюдение предписаний ч. 3 ст. 157 УПК РФ, согласно которой после производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания должен направить уголовное дело прокурору для определения подследственности, поскольку возможность продления данного срока закон не предусматривает. Выполнение органом дознания следственных действий по уголовному делу, по которому обязательно производство предварительного следствия, за пределами указанного срока является прямым нарушением требований уголовно - процессуального закона, поэтому такое следственное действие должно быть признано незаконным, а полученные в результате его производства доказательства - недопустимыми.

Вместе с тем названное положение закона не препятствует прокурору реализовать предоставленное ему п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ полномочие по изъятию уголовного дела у органа дознания и передачи его следователю до истечения указанного срока.

По уголовным делам, подследственным органам прокуратуры, наряду с надзором за законностью процессуальной деятельности следователя прокурор осуществляет также и процессуальное руководство расследованием. При этом в его полномочия входят:

Координация деятельности следователя и работников органов дознания, включая планирование расследования и проведение оперативных совещаний;

Предупреждение и устранение нарушений уголовно - процессуального закона путём отстранения следователя от дальнейшего ведения дела, изъятия дела у одного следователя прокуратуры и передача его другому, принятие дела к своему производству.

Как уже отмечалось, в предмет прокурорского надзора на начальном этапе расследования входит соблюдение прав и свобод участников уголовного судопроизводства. При этом прокурорам следует уделять пристальное внимание соблюдению требований закона, регламентирующих основания и процессуальный порядок задержания лица, в качестве подозреваемого, применения к нему иных мер процессуального принуждения, избрания меры пресечения и предъявления обвинения.

При осуществлении надзора за законностью задержания, прокурору следует проверить, соблюдены ли требования закона о порядке, поводах и основаниях возбуждения уголовного дела; порядке и сроках задержания лица, в качестве подозреваемого; порядке составления протокола задержания, его форме и содержании.

При осуществлении надзора за законностью задержания подозреваемых прокурор уполномочен проверять места содержания задержанных и заключенных под стражу.

В соответствии с приказами Генеральной прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 и от 5 июля 2002 г. № 39 проверка законности содержания подозреваемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах должна осуществляться ежедневно, в том числе и в нерабочее время. Прокурорам предписано при получении заявления задержанного о применении незаконных методов следствия немедленно проводить проверку всех доводов с принятием решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

УПК РФ, в отличии от ранее действовавшего УПК РСФСР, не предусматривает обязанность прокурора допрашивать подозреваемого, обвиняемого перед дачей согласия на обращение в суд с ходатайством о заключении подозреваемого под, обвиняемого под стражу. Однако в приказе Генерального прокурора от 5 июля 2002 г. № 39 содержится адресованное прокурорам предписание в необходимых случаях лично допрашивать лицо, подлежащее аресту, а несовершеннолетнего - в обязательном порядке, которое должно неукоснительно исполняться, чтобы избежать случаев незаконных задержаний и арестов лиц, невиновных в совершении инкриминируемых им преступлений. Представляется, что в качестве таких случаев следует рассматривать явку с повинной, а также сложные в доказывании уголовные дела о неочевидных либо групповых преступлениях.

Согласно п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Так, например, «11.04.06 г. возбуждено уголовное дело по факту незаконного приобретения и ношения холодного оружия гр-на Б. 30.04.06 гр-ну Б. было предъявлено обвинение по ст. 222 ч. 4 УК РФ, мера пресечения избрана - подписка о невыезде. 17.05.06 г. данное уголовное дело должно было быть направлено в районный суд. Органом дознания неверно были установлены фактические обстоятельства совершенного гр-ном Б. правонарушения, его действия лишь формально подпадают под состав преступления, предусмотренного ст. 222 ч. 4 УК РФ, однако при утверждении обвинительного заключения формальность подхода дознавателя к установлению фактических обстоятельств дела установить было невозможно. При рассмотрении данного дела по существу выяснилось, что гр-н Б. состоит в казачьем обществе города Новокузнецка и был приглашен Администрацией Кузнецкого района города на исторический памятник - Кузнецкую крепость для празднования. Гр-н Б. был в костюме казака и при нем была сабля. В связи с неполнотой произведенного дознания данное уголовное дело было направлено для производства дополнительного расследования.

В ходе дополнительного дознания дознаватель Кузнецкого РОВД П. сделала вывод, что, несмотря на то, что действия гр-на Б. формально и образуют состав преступления по ст. 222 ч. 4 УК РФ, однако его деяния не обладают достаточной степенью общественной опасности для решения вопроса о привлечении его к уголовной ответственности. 29 июля 2006 г. по вышеуказанным основаниям было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в соответствии со ст. 14 ч.2, ст. 5 п. 2 УК РФ.

Таким образом, причинами необоснованного привлечения к уголовной ответственности гр-на Б. по ст. 222 ч. 4 УК РФ явились не принятие всех предусмотренных законом мер для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и как следствие формальный подход к обстоятельствам правонарушения, совершенного гражданином Б.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Закона РФ «О прокуратуре РФ». Прокурор потребовал: безотлагательно рассмотреть настоящее представление. За нарушение уголовно-процессуального закона виновных лиц привлечь к дисциплинарной ответственности. Принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру в письменной форме и в установленный законом месячный срок».

В зависимости от характера выявленных нарушений, допущенных на первоначальном этапе расследовании, прокурор вправе:

Внести представление об устранении допущенных нарушений закона (ст. 24 Федерального Закона «О прокуратуре РФ»);

Отстранить дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования (п.7. ч.2. ст.37 УПК РФ);

Отменить незаконное или необоснованное постановление дознавателя, следователя (п.10 ч.2 ст. 37 УПК РФ);

Изъять уголовное дело у органа дознания и передать его следователю (п. 8 ч. 2 ст.37 УПК РФ);

Передать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи (п.8 ч.2 ст.37 УПК РФ);

Передать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с установленными УПК РФ правилами подследственности (п.9 ч.2 ст.37 УПК РФ);

Изъять уголовное дело у органа предварительного расследования и передать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи (п.9 ч.2 ст.37 УПК РФ);

Освободить незаконно задержанного либо содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом (п.2 ч.2 ст. 10 УПК РФ);

При выявлении признаков должностного преступления возбудить уголовное дело и поручить его расследование следователю прокуратуры, нижестоящему прокурору либо принять его к своему производству (ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре РФ», п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ);

Возбудить производство об административном правонарушении (ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре РФ»);

Признать полученное с нарушением требований УПК РФ доказательство недопустимым (ч. 2 и 3 ст.88 УПК РФ).

О принятом решении прокурор выносит соответствующее постановление, которое в соответствии с ч. 4 ст. 7 УПК РФ должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности.

Проанализировав полномочия прокурора на стадии дознания и предварительного следствия можно сделать следующий вывод: уголовно-процессуальный закон предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Внимание прокурора, прежде всего, обращено на защиту прав и законных интересов, потерпевших от преступлений.

Основными функциями прокурора в досудебном производстве являются преследование и надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия. Помимо этого прокурор осуществляет и следующие функции6 участвует в расследовании уголовных дел, производимых следователями и органами дознания; координирует взаимодействие при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений; рассматривает и разрешает ходатайства и жалобы участников процесса; обжалует судебные решения; участвует в международном сотрудничестве.

Осуществление прокурором уголовного преследования, функции уголовного преследования, как и иные функции, прокурор осуществляет путем реализации уголовно- процессуальных полномочий, которые возложены на УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».В этих целях прокурор от имени РФ, поручает расследование уголовного дела нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю либо принимает уголовное дело к своему производству и проводит расследование в полном объеме; участвует в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные и иные процессуальные действия, обеспечивает установление событий преступления, выявление и изобличение лица и лиц, которые виновны в его совершении, предъявления обвинения, применения мер уголовно- процессуального принуждения и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением.

Осуществление прокурорского надзора, функции надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия самостоятельной формой прокурорского надзора и состоит в том, что прокурор от имени РФ наблюдает: за исполнением органами расследования установленного законом порядка приема, рассмотрения и разрешения заявлений о совершенных либо готовящихся преступлениях и проведения по ним расследования, за законностью решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.

Объектами данной отрасли надзора являются органы дознания в лице дознавателя и начальника органа дознания, а также органы предварительного следствия в лице следователя и начальника следственного отдела. Предметом данной отрасли является:

1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами дознания и предварительного следствия;

2. соблюдение органами дознания и предварительного следствия установленного УПК РФ порядка приема, рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о совершенных или готовящихся преступлениях и проведение расследования;

3. законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия установлены ст.37 и другими статьями УПК РФ, а также другими федеральными законами. Особенность данного надзора заключается в том, что он является, с одной стороны, органической составной частью уголовного процесса в досудебном производстве, а с другой стороны, стоит как бы над уголовным процессом, обеспечивая прокурорам возможность для выявления, установления и предупреждения нарушений закона в деятельности органов расследования и других участников досудебного производства, для принятия мер к устранению нарушений, их последствий и восстановления законности. Благодаря такой особенности проводимого им надзора прокурор призван способствовать органам расследования в оптимальном осуществлении их задач и функций по борьбе с преступностью.



Выявление и установление прокурором нарушений закона образуют действия прокурора по реализации полномочий, которые предоставлены ему ст.37 и ФЗ « О прокуратуре РФ». Прежде всего прокурор выявляет и устанавливает нарушение закона в ходе сплошных ежемесячных и разовых проверок исполнения органами расследования требований УПК о приеме, регистрации и разрешения заявлений о преступлениях. Информацию о состоянии законности в досудебном производстве прокурор получает, изучая копии важнейших постановлений и других документов, которые обязаны направлять ему дознаватели и следователи, прокурор накапливает данные процессуальные акты и иные информационные документы в наблюдательных производствах по каждому уголовному делу.

Прокурор вправе истребовать для изучения и проверки все уголовное дело, его отдельные материалы, запросить у следователя, дознавателя информацию о раскрытии преступлений, ходе и результатах расследования и взаимодействия с оперативно- розыскными службами и иными правоохранительными органами и их должностными лицами. Информацию о состоянии законности по расследуемому делу прокурор может получить, участвуя в производстве расследования, присутствия при проведении следователем, дознавателем осмотра места происшествия или другого следственного действия, рассматривая жалобы на действие и решение следователя, органа дознания. Такую информацию прокурор получает, продлевая срок расследования, давая следователю, дознавателю согласие на возбуждение уголовного дела, на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.



Выявление и установления прокурором нарушений закона в действиях органа расследования и других участников процесса возможно также при выполнении прокурором других полномочий, в частности, когда прокурор проверяет обоснованность ходатайств об отводах, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, начальнику следственного отдела, дознавателю, начальнику органа дознания.

Устранение прокурором нарушений закона, восстановление им законности, пресечения и предупреждения нарушений закона образует принятие прокурором решений в порядке реализации полномочий. Данными решениями прокурора пресекаются и устраняются нарушения закона и восстанавливается законность. Факты укрытия преступлений от учета подлежит тщательной проверке и в зависимости от характера допущенных нарушений закона прокурор может применить к дознавателю, следователю, руководителю следственного аппарата, органа дознания меры правового регулирования, объявить в письменной форме предостережений о недопустимости нарушений закона, вынести постановление о привлечении к дисциплинарной ответственности за укрытие заявления о преступлении от регистрации и учета.

Обнаружив нарушение норм УПК при вынесении следователем, дознавателем постановлений, прокурор обязан прежде всего отменить данные постановления следователя, дознавателя, а приналичии к тому оснований- отстранить следователя, дознавателя от дальнейшего производства расследования и направить представление о привлечении данного следователя, дознавателя к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения закона.

Прокурор уполномочен принимать предусмотренные законном меры к восстановлению законности, нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. В частности, такие меры ему следует принимать по итогам рассмотрения ходатайства и жалоб участников досудебного производства по делам о преступлениях, когда такие ходатайства и жалобы оказываются обоснованными. Судебное разбирательство является центральной стадией уголовного процесса. Сущность судебного разбирательства заключается в разрешении судом правового спора между обвинителем и подсудимым (обвиняемым лицом), содержанием которого является вопрос о виновности подсудимого в совершении преступлении и о назначении ему определенного наказания. Именно на стадии судебного разбирательства большинство уголовных дел рассматривается и разрешается по существу; происходит всестороннее, полное и объективное исследование уголовного дела; выявляется уличающие и оправдывающие обвиняемого, смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства – все это при строгом соблюдении демократических принципов уголовного судопроизводства.

Основными действующими лицами в ходе судебного разбирательства (участниками судебного разбирательства) являются, прежде всего, суд, а также субъекты уголовного судопроизводства, выполняющие на данной стадии функции сторон (государственный обвинитель, подсудимый и его защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители).

Суд занимает особое место в уголовном процессе, он олицетворяет самостоятельную ветвь государственной власти и осуществляет функцию правосудия путем рассмотрения и разрешения дел.

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения и участники уголовного судопроизводства со стороны защиты занимают в нем постоянное положение, имеют в деле собственные интересы, в отстаивании которых законными способами и средствами и заключается их участие. Каждая из этих групп представляет собой равноправную сторону в уголовном деле, обладающую определёнными правами и обязанностями.

Сторону защиты представляют: обвиняемый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель (п. 46 ст. 5 УПК РФ).

Сторону обвинения в соответствии с п. 47 ст. 5 УПК РФ в стадии судебного разбирательства представляют: прокурор, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель. Кроме того, по поручению прокурора и в случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, обвинение в суде могут поддерживать дознаватель или следователь. Но, необходимо заметить, что хотя данное положение закреплено в УПК РФ, согласно приказу Генераль­ной прокуратуры РФ от 3 июня 2002 г. № 28 «Об организации ра­боты прокуроров в судебных ста­диях уголовного судопроизводства» поддержание государственного обвинения в суде должностными лицами органов дознания и следователями должно быть исключено до особого распоряжения.

По делам частного обвинения на стороне обвинения выступает частный обвинитель, его законный представитель и представитель. Названные процессуальные фигуры являются носителями функции уголов­ного преследования, которой является процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п.55 ст. 5 УПК РФ).

Стороны защиты и обвинения равноправны перед судом. Конституция РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст.123). Данное положение закреплено и в уголовно-процессуальном законодательстве и отражено в ч.4 ст. 15 УПК РФ. Наделение двух противоположных сторон равными правами обеспечивает реализацию принципа состязательности уголовного процесса.

Построение судебного процесса на началах состязательности создает наилучшие возможности полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, усили­вает гарантии прав и законных интересов участников разбирательства. Состязательная форма судебного процесса предполагает спор, противоборство равноправных сторон, их стремление превзойти друг друга путем использования предоставленных законом процессуальных средств для такого спора. Столкновение двух противоположных функций - обвинения и защиты - рождает спор, борьбу мнений. В таком процессе каждое обстоятельство исследуется и каждое доказа­тельство проверяется под углом зрения и обвинения, и защиты; суд имеет возможность услышать и взвесить все доводы, как в пользу обвинения, так и в пользу подсудимого.

Равенство сторон обвинения и стороны защиты закреплено и в ст. 244 УПК РФ, согласно которой в судебном заседании стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду письменных формулировок по вопросам, указанным в пунктах 1-6 ч.1 ст. 299 УПК РФ, на рассмотрение других вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства.

В ходе судебного разбирательства сторонами могут быть заявлены ходатайства о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов или об исключении доказательств, полученных с нарушением требований УПК РФ, и другие ходатайства, которые должны быть обоснованы, стороной, заявившей их.

Стороны могут заявить отвод кому-либо из участников судебного разбирательства, в случаях, когда существуют обстоятельства, исключающие возможность их участия в производстве по уголовному делу. Данные обстоятельства детально регламентированы в главе 9 УПК РФ. Заявление об отводе предполагает его мотивированность, изложение конкретных данных о наличии обстоятельств, исключающих участие лица в производстве по уголовному делу.

В ходе судебного разбирательства стороны вправе представлять доказательства, т.е. любые сведения, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, в равной мере участвовать в их исследовании.

Таким образом, сторонам предоставлены равные права по доказыванию, то есть и сторона обвинения и сторона защиты в равной мере наделены возможностью, используя различные процессуальные средства, отстаивать свое мнение, относительно рассматриваемого дела.

Прокурор- является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1. проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2. возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3. участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и процессуальных действий;

4. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

5. давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6. разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7. отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение при производстве предварительного расследования;

8. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

9. передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому;

10. поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-разыскных мероприятий;

11. продлевать срок предварительного расследования;

12. утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

13. утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

14. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

15. приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю являются обязательными, и если они обжалуются, то это не приостанавливает их исполнение. Данные полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Процесс доказывания. Элементы процесса доказывания. Обязанность доказывания. Способы собирания доказательств. Понятие и значение оценки доказательств. Правила оценки доказательств.


Процесс доказывания - это деятельность, осуществляемая на основе уголовно-процессуального закона по установлению и познанию с помощью доказательств фактов объективной действительности, необходимых для правильного разрешения уголовного дела.

Элементы: Собирание доказательств - совершение дознавателем, следователем, прокурором, судом, подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, их представителями и защитником в пределах своих полномочий определенных действий, направленных на обнаружение, истребование, получение и закрепление в установленном законом порядке доказательств.

Собирание доказательств происходит путем:

Обнаружения и процессуального оформления доказательств, проводимыми следственными и процессуальными действиями;

Истребования от различных физических, юридических и должностных лиц всевозможных документов;

Требования производства ревизий и восстановления бухгалтерского учета

Обязанность доказывания:1. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

2. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

3. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.

5. В случае, если доказательства представлены с нарушением порядка представления доказательств, установленного настоящим Кодексом, в том числе с нарушением срока представления доказательств, установленного судом, арбитражный суд вправе отнести на лицо, участвующее в деле и допустившее такое нарушение, судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.

Основные способы собирания доказательств:

Представление их сторонами, другими участвующими в деле лицами и их представителями;

Истребование их судом от лиц и организаций, у которых они находятся;

Выдача лицам, ходатайствующим об истребовании письменных или вещественных доказательств, запросов на право их получения и представления в суд;

Вызов в суд в качестве свидетеля;

Назначение экспертизы;

Направление судебных поручений по собиранию доказательств в другие суды;

Обеспечение доказательств

Оценка доказательств- - мыслительная, логическая деятельность дознавателя, следователя, прокурора и судьи, имеющая своей целью определение допустимости, относимости, достоверности, значения (силы) каждого доказательства и достаточности их совокупности для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Основная оценка доказательств базируется на таком отраслевом принципе, как свободная оценка доказательств (ст. 17 УПК). Данную оценку доказательств составляет внутренне убеждение дознавателя, следователя, присяжного заседателя и суда по уголовному делу, которое формируется на основе внутреннего убеждения, основанного на законе и совести данных участников уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальный закон требует рассмотрения доказательств с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности всех собранных доказательств - достаточности для разрешения уголовного дела.

Правила оценки доказательств . 1 . Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела. 2 . В случаях, указанных в части второй статьи 75 настоящего Кодекса, суд, прокурор, следователь, дознаватель признает доказательство недопустимым. 3 . Прокурор, следователь, дознаватель вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе. Доказательство, признанное недопустимым, не подлежит включению в обвинительное заключение или обвинительный акт. 4 . Суд вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству сторон или по собственной инициативе в порядке, установленном статьями 234 и 235 настоящего Кодекса.

Недопустимыми в российском уголовно-процессуальном праве признаются доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса.

К недопустимым доказательствам относятся:

· показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;

· показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;

· иные доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса.

Проверка доказательств - осуществляемая дознавателем, следователем, прокурором, судом проверка доказательств путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а также установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство.

В процессе проверки доказательств необходимо:

Сопоставить доказательства с имеющими в уголовном деле другими доказательствами;

Установить источники получения данных доказательств;

подтвердить или опровергнуть проверяемое доказательство. Сопоставимость доказательства с имеющими в уголовном деле другими доказательствами означает, что каждое доказательство должно соотноситься с другими доказательствами и проверяться в совокупности с материалами по делу. Ни одно из доказательств не имеет преимущества перед другим доказательством. При обнаружении противоречий в доказательствах необходимо исследовать каждое доказательство, и выяснить эти противоречия. Любое доказательство, используемое по уголовному делу, должно иметь свой источник. Проверка доказательства как раз и сводится к тому, что бы установить данный источник. При проверке отдельного доказательства устанавливается его полнота. Данное доказательство соотносится с другими доказательствами и, таким образом, оно подтверждается или опровергается.

УПК называет в качестве способов проверки доказательств:

а) сопоставление их с другими доказательствами, уже имеющимися в деле;

б) установление источников доказательств;

в) получение иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство.

Основной способ проверки доказательств - получение других доказательств, расширение их совокупности, поскольку оно обеспечивает и установление источников проверяемого доказательства и возможность сопоставления доказательств между собой. Каждое новое доказательство в этом смысле служит и средством проверки уже имеющихся доказательств и само проверяется ими. Синонимом проверки доказательств является используемый в теории термин «исследование»

Доказательства - это любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь, прокурор и суд устанавливают:
- наличие или отсутствие общественно опасного деяния;
- виновность лица, совершившего это деяние;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Значение доказательств выражается в том, что при помощи процессуальной формы фактические данные приобретают высокую достоверность, достаточную для обоснованных выводов о виновности или невиновности лица в совершении преступления. Закон устанавливает, что любой приговор суда или решение органа либо должностного лица расследования должно основываться на доказательствах.



Что еще почитать