Экспедиторская расписка - это документ, который подтверждает факт получения экспедитором груза от клиента либо указанного им грузоотправителя для осуществления перевозки.
Экспедиторская расписка предоставляет право экспедитору на владение грузом до момента его передачи клиенту либо указанному им грузополучателю.
Заполнением бланка экспедиторской расписки занимается экспедитор.
В отличие от других видов расписок, экспедиторская расписка имеет типовой бланк (утвержден приказом Минтранса РФ № 23 от 11.02.2008 г.). Прилагаем инструкцию по его заполнению:
Бланк экспедиторской расписки заполняется в двух экземплярах (оригинал предназначен для клиента либо указанного им грузоотправителя, второй экземпляр остается у экспедитора).
Заполняется данный документ от руки либо набирается на компьютере. Любые помарки, исправления в нем не допускаются.
Экспедиторская расписка – документ подтверждающий факт получения груза экспедитором (водителя) от поставщика. Создается водителем при получении определенного товара для того, чтобы транспортировать.
Где можно скачать и найти пример расписки?
У нас можно найти и скачать образец расписки.
Кто заполняет данный документ?
Экспедиторская расписка подтверждает факт принятия груза экспедитором до того, как он доставит его конечному пользователю.
На что стоит обратить внимание при написании экспедиторской записки:
Клиентами и Экспедиторами могут быть, как юридические, так и физические лица.
Для первых необходимо зафиксировать данные о наименовании компании, информацию для связи. Для вторых – инициалы, данные из паспорта и контакты.
Экспедитор должен заверить документ своей подписью с расшифровкой инициалов.
Экспедиторская расписка - один из документов, имеющих значение при заключении договора о транспортно-экспедиционных услугах. Рассмотрим особенности ее применения и правила оформления.
Обязательна или нет экспедиторская расписка? Ответ на этот вопрос содержится в сути транспортно-экспедиционного договора (п. 1 ст. 801 ГК РФ), предполагающего оказание услуг по:
То есть выполняемые по подобному договору услуги не всегда предполагают передачу груза экспедитору. Но если такая передача происходит, то экспедиторскую расписку оформить нужно непременно. Именно в этом случае экспедиторская расписка становится документом, обязательным для транспортно-экспедиционного договора и для возможности учета расходов по этому договору при расчете базы по прибыли (письма Минфина России от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16317 и от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).
При этом правила деятельности в области транспортной экспедиции (утверждены постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) допускают возможность оформления вместо экспедиторской расписки иного документа (п. 6).Однако распиской нельзя заменить транспортную накладную, которая представляет собой документ, в безусловном порядке сопровождающий договор перевозки (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Если договор на перевозку будет заключать экспедитор, то ему придется оформлять и транспортную накладную. Если перевозку груза осуществит он сам, то составлять транспортную накладную не потребуется.
Экспедиторская расписка имеет законодательно утвержденную форму, приведенную в приказе Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23. Этот же документ содержит описание порядка заполнения экспедиторской расписки.
Оформляет ее экспедитор в письменном виде в момент приемки груза на основании данных, предоставленных клиентом. Действие расписки прекращается в момент завершения доставки груза по оговоренному адресу.
Бланк экспедиторской расписки можно скачать на нашем сайте.
На нашем же сайте можно увидеть и образец экспедиторской расписки, составленный по законодательно утвержденной форме.
Оказанием экспедиторских услуг в РФ занимается множество транспортных компаний. И каждая из них, беря за основу ту информацию, наличие которой предусмотрено законодательно утвержденной формой экспедиторской расписки, создает свой уникальный бланк этого документа.
Уникальными оказываются и системы применяемой нумерации. Так, например, транспортная компания «КИТ» в номере экспедиторской расписки шифрует названия пунктов назначения и отправления.
А ООО «Деловые линии» взамен экспедиторской расписки оформляет содержащую аналогичные данные накладную, оговаривая в текстах разработанных в этой компании шаблонов транспортно-экспедиционных договоров применение именно этого документа.
Экспедиторская расписка составляется в том случае, когда происходит фактическая передача груза экспедитору. Допускается замена ее документом другой формы, содержащим обязательные для расписки реквизиты.
Все знают, что самым достоверным документом подтверждения затрат на доставку товара является транспортная накладная. Но если организация заключает договор транспортной экспедиции, то составляется экспедиторская расписка. Зачем она нужна и как правильно должна быть заполнена - поговорим в этой статье.
Обязанность по составлению данного документа предусмотрена в Федеральном законе от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»
. Помимо него экспедиторскими документами выступают поручение экспедитору и складская расписка.
Согласно договору транспортной экспедиции экспедитор берет на себя обязанность за счет другой стороны (клиента, заказчика — грузоотправителя или грузополучателя) оказать определенные договором экспедиции услуги, связанные с перевозкой (п.1 ст. 801 ГК РФ
). За эти услуги полагается гонорар. Исполнителю не запрещается привлекать сторонние организации, если иное не указано в договоре.
Схему документального оформления договора транспортной экспедиции можно представить так:
Наличие всех перечисленных выше документов у клиента является подтверждением того, что груз действительно транспортировался, даже если у заказчика услуг нет транспортных накладных. В данной ситуации предоставляется экспедиторская расписка вместо транспортной накладной. А получение груза будет подтверждаться товарной накладной, выписанной самим продавцом и подписанной покупателем.
Если же заказчиком услуг экспедитора выступает покупатель товара, то в дополнение к поручению у него должна быть накладная на получение груза.
Скачать бланк экспедиторской распискиможно в конце статьи.
Поскольку в рамках договора транспортной экспедиции не составляются транспортные накладные, то расходы для целей налогообложения по такому контракту организация, выступающая заказчиком услуг, вправе учесть только при наличии этой бумаги. В совокупности с другими документами (поручение экспедитору и товарной накладной, подписанной покупателем) она является документом согласно Закону о бухгалтерском учете
, по которому поставщик отражает реализацию товаров (признание доходов и списание стоимости товаров).
Кроме того, ее наличие очень важно при разрешении возможных споров: например, если возникнет ситуация, когда нужно будет потребовать возмещения ущерба по причине порчи или утраты груза. Поэтому у заказчика услуг не должен возникать вопрос о том, экспедиторская расписка обязательна или нет.
Бланк и порядок его заполнения утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23
.
Составляется экспедитором для себя и для грузоотправителя или клиента.
Заполнение бланка обычно не вызывает затруднений. Строки, в которых предусматривается информация о сторонах, являются обязательными к заполнению.
Строки, относящиеся к информации о грузе, заполняются в зависимости от характера (свойств) перевозимого имущества.
Многие компании нуждаются в доставке каких-то материалов или продукции к месту назначения, однако не у каждой есть собственный транспорт. И при оформлении договоров, касающихся транспортировки, нередко возникают различные неточности и нарушения. Но обо всем по порядку.
Согласно контракту транспортной экспедиции, в обязанности самого перевозчика входит выполнение указанных в этом документе услуг (за счет отправителя или получателя груза). И если договор не разовый, то в нем обязательно должны содержаться отсылки к приложениям, составляемым для каждой новой перевозки, и оговорки, что все они, то есть приложения – это неотъемлемые части документа. Но в некоторых случаях такая оговорка не требуется вовсе, т. к. факт неотъемлемости ряда договорных приложений предусмотрен законодательством. Именно таким образом обстоят дела с экспедиторским поручением, где указывается список услуг и условия их выполнения посредством складской расписки, которая, в свою очередь, говорит о том, что экспедитор принял у отправителя груз на временное хранение, а еще с экспедиторской распиской (подтверждено постановлением №554 от сентября 2006-го года). Иными словами, благодаря этой расписке экспедитор получает право на временное владение грузом.
Важно! Все эти документы обязательны как для компании-экспедитора, так и для ее клиента. А если одно из этих «приложений» по той или иной причине будет отсутствовать, то отправитель груза может столкнуться с серьезными трудностями при восстановлении справедливости.
Чтобы лучше понять, насколько важна описываемая в статье расписка, приведем в качестве примера типичную ситуацию.
Пример.
Получатель груза обратился к экспедитору, чтобы тот выполнил транспортировку от его имени. Был оформлен соответствующий контракт, на основании которого исполнителю выдали:
Но все случилось не так, как изначально планировалось – определенная часть груза была утеряна. Стороны некоторое время безрезультатно переписывались, после чего получатель обратился в суд. Он потребовал, чтобы с экспедитора взыскали стоимость потерянного груза, но спор ему так и не удалось выиграть, причем ни в одной из инстанций.
Причина проста: получатель груза не смог предоставить суду экспедиторскую расписку, а значит, формально никаких договорных обязательств между фирмами не было вовсе.
Как видим, из-за отсутствия расписки, которая должна обязательно прилагаться к договору, нельзя добиться возмещения стоимости потерянного груза , поскольку никаких обязательств по контракту с юридической точки зрения в таком случае быть не может.
Итак, экспедитор выдает расписку после того, как получит груз, подтверждая тем самым сам факт передачи. Кроме того, экспедитор получает право владеть грузом на время его транспортировки. Выдача этого документа подтверждает как минимум четыре важных момента.
Отдельное внимание следует уделить форме описываемой в статье расписки. Согласно общепринятым нормам экспедитор обязан заполнить и подписать бланк сразу в двух экземплярах (один для себя, другой для отправителя груза или клиента).
Важно! Расписка – это вовсе не оборотный документ, то есть ее не нужно возвращать после того, как груз будет доставлен.
К бланку документа предъявляются следующие требования:
Практически все поля рассчитаны на описание груза. Здесь они практически те же, что и в поручении экспедитору – упомянутом выше транспортном документе. Но одного поля в поручении нет – речь идет о пункте «Условия». Здесь, как можно судить из названия, указываются условия, на которых экспедитор принимает груз, а также его обязательства как доставщика.
При желании ниже можно проставить особые отметки, например, любые дополнительные сведения о:
После заполнения бланк подписывается самим экспедитором или, как вариант, его уполномоченным представителем.
Бланк состоит из 16-ти полей. Рассмотрим, что следует указывать в каждом из них.
Поле №1 . Здесь необходимо указать дату составления документа.
Поле №2. В нем следует проставить номер расписки.
Поле №3. Вносятся сведения об отправителе груза: полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.
Поле №4. Указываются сведения о получателе (клиента): полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.
Поле №5 . Вносится информация об экспедиторе: полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.
Поле №6. Здесь необходимо указать название государства, в котором был изготовлен подлежащий транспортировке груз.
Поле №7. В следующей графе экспедитор указывает товарный код транспортируемого груза, требуемый для статистики и таможни, а также непосредственно для транспортных нужд.
Поле №8 . Вносится маркировка перевозимого груза согласно действующему законодательству России.
Поле №10 . Вносятся сведения о массе груза нетто и брутто (то есть без упаковки и с ней).
Поле №11 . В этом поле указывается точный объем груза.
Поле №12 . Здесь экспедитор указывает стоимость груза (согласно платежной документации).
Поле №13 . Обозначаются размеры и масса отдельной упаковки.
Поле №14 . Обозначаются условия, при которых состоится прием груза, а также обязательства экспедитора перед клиентом.
Поле №15 . Здесь можно указывать особые отметки, о которых шла речь в предыдущем пункте статьи.
Поле №16. Экспедитор или уполномоченный представитель указывать в этой графе ФИО и ставит подпись.
Стоит отметить, что если не будут соблюдены установленные законодательством формы документа, это формально будет значить отсутствие расписки как таковой. А значит, никаких договорных обязательств с юридической точки зрения нет, поэтому если недовольный клиент, к примеру, обратится в суд, то ему, по всей видимости, можно даже не рассчитывать на положительное для себя решение.
Может показаться, что корректно заполненная расписка необходима лишь клиенту, но на самом деле в ней заинтересована и сам экспедиторская компания. Ведь расписка говорит о приеме груза и передаче прав на временное его владение.
Важно! Расписка не подтверждает расходов клиента, т. к. в ней не указывается стоимость оказываемых экспедитором услуг, а лишь то, сколько стоит груз.
Тем не менее, документ входит в обязательный пакет бумаг, которые подтверждают сам факт предоставления услуг, вместе с накладной, транспортировочными документами, отчетом экспедитора и самим контрактом. Этот пакет, к слову, необходим сразу обоим участникам сделки: получателю – с целью применения вычетов из НДС, в то время как экспедитору – для подтверждения прав на использование нулевой ставки.
ortait.ru - Кредиты для юридических лиц. Закрытие. Кредитные карты. Ипотека. Займы. Под залог