Увлекательная история пожарной службы для детей. История советской пожарной охраны Проблема выхода из кризиса системы пожарной безопасности

После революции 1917 года новая власть придавала вопросу создания новой государственной пожарной охраны большое значение. Уже 17 апреля 1918 года был издан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», подписанный Лениным. С этого дня ведет свою историю советская пожарная служба, ставшая преемником российской пожарной охраны.

После окончания гражданской войны началось оснащение пожарной службы новой техникой. В 1922 году в Москве было уже 30 пожарных автомобилей, правда, большинство из них было без насоса. Но уже в 1926 году в городе было 85 пожарных автомобиля, из которых 32 имели пожарные насосы, а 12 были оборудованы механическими лестницами. А к середине 30-х годов конная тяга в пожарных командах ушла в историю.

Стоит отметить тот факт, что практически с самого начала своей работы, с 1920 года Пожарная охрана была передана в Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР, при котором был создан Центральный пожарный отдел. А в 1934 в составе НКВД СССР было организовано Главное управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров была создана военизированная Пожарная охрана НКВД. В подчинении органов внутренних дел пожарная охрана находилась до 2002 года.

18 июля 1927 года ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Поло¬жение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР, которое определяло функции, права и обязанности работников Го-сударственного пожарного надзора, а 23 января 1928 года циркуляром НКВД и Народного комиссариата юстиции РСФСР органам Государственного пожарного надзора было предоставлено право самостоятельно производить дознание по делам о нарушении противопожарных правил.

Еще в 1924 году в Ленинграде открылся первый пожарный техникум. В 1936 году создается Центральная научно-исследовательская пожарная лаборатория. В 1937 году лаборатория была реорганизована в Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, который уже в довоенные годы провел большую работу по конструированию новых видов пожарной техники, разработке средств и способов тушения пожаров.

К этому же времени на вооружение пожарных начали поступать и спецмашины, химического и углекислотного пожаротушения, прожекторные и т.п. Пожарная служба страны с честью выдержала испытания в период Великой Отечественной войны, сохранив огромное количество объектов военного и гражданского назначения.

Пожарный автомобиль.

В 1947 года на базе Московского пожарно-технического училища организуются Высшие пожарно-технические курсы (ВПТК). В результате принятых мер в СССР имелась целая сеть пожарно-технических учебных заведений. Шесть пожарно-технических училищ (в Ленинграде, Свердловске, Харькове, Львове, Иванове и Иркутске) готовили пожарных специалистов средней квалификации. При училищах существовали заочные отделения. В ряде городов были созданы пожарные техникумы. На базе ВПТК в 1957 году был образован факультет инженеров противопожарной техники и безопасности, который вошел в состав Высшей школы МВД СССР. С 1960 года адъюнктура Высшей школы МВД начала готовить научно-педагогические кадры и для факультета инженеров противопожарной техники и безопасности.

Именно мощная база пожарной службы вместе с организацией гражданской обороны позволили справиться с массовыми пожарами 1972 года. Тогда лесные и торфяные пожары охватили больше десятка областей центральной части России. Огонь полыхал на площади в 1800 тыс. гектаров. В Горьковской области выгорело 460 тысяч гектаров леса, в Марийской автономной республике - 195 тысяч, в Московской и Пензенской областях - по 25 тысяч. В тот год весна и лето прошли без дождей. Температура в тени превышала 30 градусов. В связи с необычно сухой и жаркой погодой, которая длительное время сохранялась во многих регионах центральной части России, уже в июле возникли массовые лесные и торфяные пожары, принявшие в августе характер стихийного бедствия. В третьей декаде августа в указанных регионах было охвачено огнем свыше 650 тысяч гектаров леса, около 35 тысяч гектаров торфяных массивов, 4900 штабелей торфа.

Когда задымилось всё Подмосковье, обком КПСС первым делом создал штаб по борьбе с пожарами. Возглавил его первый секретарь обкома В.И. Конотоп. Подняли на ноги народных контролеров. Вся страна помогала бороться с огнем. В Шатуру временно переехал жить тогдашний министр обороны маршал Гречко, туда же перебрался и Конотоп. Работала система, у которой было всё: и люди, и техника, и дисциплина. И, тем не менее, только в Московской области сгорело 19 деревень. А в тушении пожаров участвовало более 70 тыс. человек, в том числе военнослужащих - 24 тысяч. Огонь собирал страшную жатву: в Подмосковье лесные и торфяные пожары унесли жизни 104 человек. Дыма было столько, что МПС пришлось менять маршруты движения поездов на подступах к столице.

На заседании Политбюро ЦК КПСС рассматривался вопрос: почему с торфяников пожары перебросились на леса? О том, какие жесткие меры были приняты, говорит тот факт, что общее руководство по ликвидации пожаров заседание высшего политического органа страны возложило на первого заместителя министра обороны СССР. Горящие площади были разбиты на квадраты, туда ввели 9 специально отмобилизованных трубопроводных бригад. Вода подавалась по трубам непрерывно в любых направлениях, и исход «битвы» был предрешен. Торфяники буквально «упаковали» толстым слоем воды, а затем сбили огонь в лесах.

В период наибольшего развития пожаров к борьбе с ними единовременно привлекалось около 360 тыс. человек, в том числе свыше 100 тыс. военнослужащих войск гражданской обороны, инженерных и других войск, а также до 15 тыс. единиц землеройной и другой техники.

Пожарная автолестница АЛ-30. Начало 80-х годов.

В первой половине 80-х годов в составе пожарной охраны СССР насчитывалось около 200 тысяч человек плюс примерно 150 тысяч работников военизированной пожарной охраны. На их вооружении находилось около 30 тысяч единиц пожарной автомобильной техники различного назначения.

Все это ясно показывало, что к этому времени в стране была создана система пожарной безопасности, которая позволяла успешно бороться со всеми возможными видами пожаров. Жаль только, что за годы «реформ» эта система была во многом разрушена «эффективными менеджерами и управленцами». И сегодня, к сожалению, страна пожинает плоды этого.

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ)

ПРИКАЗ

20.11.2013 №360

О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №1422

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №28, ст. 2895; №52, ст. 5038; 2004, №35, ст. 3607; №45, ст. 4377; 2005, №19, ст. 1752; 2006, №6, ст. 636; №10, ст. 1069; №31, ст. 3431, ст. 3452; 2007, №1, ст. 8; №7, ст. 835; 2008, №18, ст. 1941; 2009, №29, ст. 3625; 2010, №7, ст. 705; №15, ст. 1737; №27, ст. 3408; №31, ст. 4190; 2011, №7, ст. 901; №9, ст. 1205; №25, ст. 3535; №27, ст. 3873, ст. 3880; №29, ст. 4284, ст. 4291; № 30, ст. 4590; №45, ст. 6333; №49, ст. 7061; №50, ст. 7351, ст. 7366; 2012, №31, ст. 4322, ст. 4328; 2013, №19, ст. 2326; №27, ст. 3450), а также подпунктом 5.2.10 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. №418 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №23, ст. 2708; №42, ст. 4825; №46, ст. 5337; 2009, №3, ст. 378; №6, ст. 738; №33, ст. 4088; 2010, №13, ст. 1502; №26, ст. 3350; №30, ст. 4099; №31, ст. 4251; 2011, №2, ст. 338; №3, ст. 542; №6, ст. 888; №14, ст. 1935; №21, ст. 2965; №44, ст. 6272; №49, ст. 7283; 2012, №20, ст. 2540; №37, ст. 5001; №39, ст. 5270; №46, ст. 6347; 2013, №13, ст.1568; №33, ст. 4386),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142 «Об утверждении и введении в действие Российской системы и плана нумерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 декабря 2006 г., регистрационный №8572) с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.12.2008 №118 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2009 г., регистрационный №13237), от 15.07.2011 №187 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 августа 2011 г., регистрационный №21646) и от 15.06.2012 №158 «О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 июля 2012 г., регистрационный №24829), следующие изменения:

а) пункт 32 дополнить словами «, а также номера соответствующих экстренных оперативных служб: «101», «102», «103», «104».»;

б) пункт 32 1 изложить в следующей редакции:

«32. 1 Для доступа абонентов и пользователей услугами подвижной и фиксированной телефонной связи:

к телефонной линии «Ребенок в опасности» используются единые номера «121», «123»;

к единой службе поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде используется единый номер «115».»;

в) пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания:

«Формат номера для доступа к соответствующим экстренным оперативным службам: «101», «102», «103», «104».»;

г) в пункте 1 таблицы №3 к Российскому плану нумерации в графе «Значение кода DEF» цифры «970-979» заменить цифрами «972-979»;

д) в пункте 12 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к телематическим услугам связи»;

е) в пункте 13 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к услугам связи по передаче данных»;

ж) в таблице №7 к Российскому плану нумерации пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

1. 100-109 Диапазон для 3-х значных номеров служб федерального значения
100 Служба точного времени
101 Служба пожарной охраны и реагирования в резвычайных ситуациях
102 Полиция
103 Служба скорой медицинской помощи
104 Аварийная служба газовой сети
105-109 Резерв
2. 110-119 Номера служб, вводимых в Российской Федерации в целях гармонизации с европейским законодательством в области связи
110-111 Резерв
112 Единый номер вызова экстренных оперативных служб
113 Резерв
114 Резерв
115 Единая служба поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде
116ХХ Блокировка электронных платежных карт
117 Резерв
118ХХ Номер доступа к информационно-справочным системам оператора местной телефонной связи
119 Резерв

з) в пункте 3 таблицы №7 к Российскому плану нумерации в строке «122» графу «Назначение диапазона номеров для доступа и номеров служб» изложить в следующей редакции: «Резерв».

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министр Н.А. Никифоров

В июле 2010 года, оказавшемся аномально жарким и засушливым, в многих регионах центральной части России начались лесные и торфяные пожары. К началу августа ситуация не улучшилась.

Во времена СССР (с 1966 г.) руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили аппараты Государственного пожарного надзора, осуществлявшие работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной и профессиональной пожарной охраны, на которые было возложено тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства.

В пожарной охране МВД имелся Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, сеть территориальных пожарно-технических станций, проводящих научно-исследовательские работы в области пожарной безопасности, а также учебные заведения, готовящие инженеров и техников пожарного дела. Некоторые министерства и ведомства (например, министерство путей сообщения, министерство лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имели свою ведомственную пожарную охрану. На промышленных предприятиях и стройках, в учреждениях и организациях, колхозах и совхозах организовывались из рабочих, служащих и колхозников добровольные пожарные дружины.

Привлекали население к делу профилактики пожаров республиканские, краевые и др. добровольные пожарные общества. Члены добровольных пожарных дружин пользовались по месту работы рядом льгот (например, им предоставлялся дополнительный отпуск).

Для выполнения своей главной задачи - борьбы с огнем - пожарная охрана располагала различными автомобилями , пожарными самолетами и вертолетами, поездами и катерами, специальными лабораториями. Были даже подразделения пожарных десантников - их выбрасывали на парашютах в труднодоступных районах для локализации и ликвидации очагов пожара.

Все леса были разделены на кварталы для проезда техники и для локализации верхового пожара. Применялось боронование (опашка). При тушении лесных пожаров использовались сборно-разборные трубопроводы, которые хорошо показали себя при при тушении лесных пожаров в 1972 г. в подмосковных лесах. В СССР было 18 трубопроводных бригад, способных развернуть за сутки 120 км трубопровода диаметром 100 и 150 мм. В частях ГО были также комплекты трубопроводов длиной до 15 км.

Большое значение придавалось профилактике пожаров . Например, пожарная охрана следила за тем, чтобы в населенных пунктах, где дома из дерева, устраивались отсечные кирпичные стенки, непреодолимые для огня.

Зимой заранее делались просеки, чтобы затруднить распространение пожара. Ранней весной, когда в лесу еще сыро и большой пожар невозможен, делались профилактические сжигания прошлогодней листвы и опавших веток, так называемые "контролируемые отжиги".

Кто такой пожарный в представлении обывателя? Это здоровенный дядька, который спит по 25 часов в сутки, умеет мастерски ругаться и играть в домино так, как гроссмейстер Алёхин не умел играть в шахматы, а в свободное от службы время занимается огородничеством или разведением кроликов. Это представление о людях-огнеборцах бытует у 99% граждан, никоим образом не связанных с пожарной охраной.

Неконтролируемый процесс горения, приводящий к разрушениям, человеческим жертвам и материальному ущербу, называемый коротким словом пожар, знаком человечеству издревле. В огне погибло собрание рукописей Александрийской библиотеки, в 1666 году выгорел Лондон и в огне погибли те, кто не умер от чумы. Деревянная Москва горела неоднократно, в тушении пожаров тогда принимали участие и Московские князья. Царь Алексей Михайлович Романов, человек умный и дальновидный, ещё в 1649 году издал «Наказ», который регламентировал финансирование и дежурство пожарной команды, а также меры наказания жителей за неправильное обращение с огнём, правда, поджигателям казнь на костре заменили виселицей, эти правила распространились на все города русские. Российские императоры, начиная с Петра Первого, очень ответственно относились к вопросам пожарной безопасности, принимали указы о предотвращении пожаров, организации пожарных депо, создании полицейских пожарных команд. В царской России были разработаны принципы и технологии порошкового и пенного тушения, издавалось «Пожарное дело», создавались образцы пожарной техники – помпы, рукава и прочее. В имении графа Шереметева была создана показательная пожарная команда, а сам граф был избран председателем Всероссийского добровольного пожарного общества. Пожарные команды организовывались не только в населённых пунктах, но на заводах, фабриках, в артелях.

Тот факт, что в 1917 году к власти пришли пламенные революционеры, никоим образом не уменьшил способность к воспламенению материального имущества. Одним из первых декретов новой власти стал декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём», который был подписан В.И. 17 апреля 1918 года. Этот день и стал отмечаться с 1938 года всеми работниками пожарной охраны как профессиональный праздник, отмечается и поныне, несмотря на то, что каждое вновь образованное государство из бывших союзных республик установило свои даты.

Конные линейки с 1920 года постепенно заменялись автомобилями сначала в крупных городах, а затем и повсеместно, были организованы учебные заведения, научно-технические лаборатории, решением Народного Комиссариата труда профессия пожарного по степени вредности и опасности была отнесена к высшей категории. Пожарные депо награждались орденами Трудового Красного знамени. В 1934-35 годах пожарную охрану переподчинили вновь созданному НКВД, организовав ГУПО (Главное управление пожарной охраны). В 1938 – пожарная охрана стала военизированной, в 1940 году принят «Боевой устав пожарной охраны» и «Устав внутренней службы в ПО». С началом Великой Отечественной бойцы пожарной охраны не только выполняли свои прямые обязанности – тушили горящие здания, спасали людей, но и храбро воевали на фронте - 35 пожарных удостоены звания Героя Советского Союза. В блокадном Ленинграде пожарная охрана уберегла прекрасный город от огненной гибели, за что была награждена Орденом Ленина.

Война окончилась, и надо было восстанавливать разрушенное народное хозяйство. В боевые задачи пожарной охраны входило не только тушение пожаров, но и их предупреждение, функции профилактики возгораний были возложены на инспекторский состав. Все предприятия были укомплектованы подразделениями пожарной охраны, где личный состав изучал оперативно-тактические характеристики охраняемых объектов, их энерго- и водоснабжение. Начальствующий состав назначался из лиц, получивших пожарно-техническое образование, знающих нормативы и правила строительства, физические и химические процессы, происходящие в процессе горения, водо- и энергоснабжение, особенности тушения взрыво- и пожароопасных веществ, обучал личный состав и обеспечивал дисциплину. Но все эти наработки умудрился одним махом «списать в утиль» Н.С. Хрущёв – «великий специалист и реформатор». Он постановил передать пожарную охрану в коммунхоз, финансировать по остаточному принципу, и пожары тушить стало практически некому. Эту нелёгкую работу стали выполнять военнослужащие Советской армии. Хорошо, что через год опомнились и попытались восстановить боеспособность пожарной охраны. В подразделениях пожарной охраны имелись на вооружении пожарные автомобили и катера, пожарные поезда и авиация, материально-техническая база постоянно усовершенствовалась, и устаревшее оборудование заменялось новым. Повсеместно устанавливались ручные и автоматические датчики пожарной сигнализации, усовершенствовались огнетушители, разрабатывались и внедрялись новые системы автоматического пожаротушения. Как пример – установка газового пожаротушения, которая устанавливалась в помещениях, где применение воды, пены для тушения было невозможно (помещения АСУ ТП, вычислительные центры и т.п.). На вооружении пожарных подразделений появились кислородно-изолирующие противогазы, позволяющие работать в непригодной для дыхания среде, огнестойкие костюмы, выдерживающие температуру до +900 градусов в течение 1 минуты. Но самым важным вопросом, который ставился перед пожарными, был вопрос успешного тушения пожара или ликвидации аварийной ситуации и в то же время – сохранение жизни и здоровья пожарных. Требовалось неукоснительное соблюдение правил безопасности, так как каждый пункт таких инструкций фактически «написан кровью».

Что касается личного состава, то суперменов там не было, на службу в пожарную охрану набирали людей не из соседней звёздной системы, даже не из Америки, а плоть от плоти советского народа. И, несмотря на серьёзную медкомиссию, в число пожарных попадали и люди со странностями, и трусливые, и глупые, но такие «экземпляры» служили не долго, экстремальные условия работы были самым действенным фильтром. Тот факт, что пожарные – герои анекдотов, никогда не смущал самих огнеборцев, они и сами часто были авторами курьёзных ситуаций и баек, которые при встречах пересказывают с удовольствием.

История отечественной пожарной службы уходит своими корнями в глубь веков. Однако для многих наших современников особо памятна дата 17 апреля 1918 г. Именно в этот день был подписан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», который сыграл значительную роль в деле становления и развития пожарной службы нашей страны. Эта дата стала началом отсчета истории советской пожарной охраны.

Рывок в развитии пожарной охраны был настолько мощным, что уже в 30-е годы гужевой транспорт, на котором издревле передвигались огнеборцы, ушел в прошлое, и на смену подводам пришли автомобили.

В 1927 году НКВД РСФСР утверждает Положение о городских профессиональных пожарных командах, которое устанавливает четкую структуру пожарной охраны, права и обязанности личного состава, порядок несения службы. Для расследования пожаров, а главное, установления причин возгораний и методов противодействия им в 1930 году создается Научный пожарно-технический комитет, в декабре 1931 г. начинает действовать первая пожарно-испытательная лаборатория. Глубокое изучение процессов горения и совершенствование пожарной техники происходит в 1936 году, после создания Центральной научно-исследовательской пожарной лаборатории, которая приступает к проведению ценных исследовательских и конструкторских работ. Через год лабораторию преобразовывают в Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны.

К началу Великой Отечественной войны пожарная охрана СССР была полностью технически оснащена. В первые дни войны в Москве, Ленинграде, Киеве и других крупных городах, а также на особо важных объектах подразделения огнеборцев военизируются, части переходят на усиленный вариант несения службы и входят в состав местной противовоздушной обороны. После войны личный состав пожарной охраны вместе с населением городов и сел активно участвует в восстановлении промышленных объектов, жилых домов, зданий учреждений.

В послевоенные годы широкое развитие получает пожарное добровольчество: во всех союзных республиках организуются республиканские добровольные пожарные общества,организуются дружины на объектах народного хозяйства. Появились новые формы участия общественности в борьбе с огнем – внештатные пожарные инспекторы, пожарно-технические комиссии на объектах, общественные уполномоченные по пожарной охране жилых домов, добровольные дружины юных пожарных.

Вторая половина 60-х годов ознаменовала новый этап развития и укрепления пожарной охраны. С воссозданием союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка было восстановлено централизованное управление пожарной охраной. В систему министерства были переданы профессиональная пожарная охрана городов, других населенных пунктов и объектовые пожарные части.

В начале 1990-х гг. в результате распада СССР и образования МВД РФ ряд вопросов по осуществлению организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны переданы на места. 23 августа 1993 г. Совет Министров РФ преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ в Государственную противопожарную службу МВД РФ, а с 2002 года противопожарная служба была передана в ведение МЧС России.

Сегодня пожарная служба продолжает динамично развиваться, совершенствуется ее структура. На вооружение огнеборцев поступает современная пожарно-спасательная техника и оборудование, специальная защитная экипировка и снаряжение, внедряются новейшие разработки. Все это позволяет сократить время реагирования на пожары, а значит спасти человеческую жизнь.

По сей день в центре внимания - подготовка высококвалифицированных специалистов. Надежной опорой здесь для нас являются ветераны пожарной охраны. Многие из них по-прежнему в строю, передают свой бесценный опыт и знания молодому поколению.

Показать больше новостей



Что еще почитать