Свод основных законов российской империи 1906. Основные законы российской империи

Основные законы 1906 г. представляют собой законодательный акт, который подвёл итог проведенной в 1905-1906 гг. реформе государственного строя России и являлся конституцией Российской империи на последнем этапе её существования. Были изданы взамен Свода Основных законов 1832 г. (см.) для закрепления результатов преобразований, прежде всего для исключения попыток Государственной думы разработать новую конституцию или иным способом расширить свои права.

Их проект был составлен в начале 1906 г. в государственной канцелярии под руководством товарища государственного секретаря П.А. Харитонова на основе западных конституций и целого ряда российских конституционных проектов: российских либералов (см. Проект основного закона Российской империи, составленный С.А. Муромцевым), и ряда сановников. Затем документ был окончательно отредактирован государственным секретарем бар. Ю.А. Икскулем. Проект государственной канцелярии не вводил преобладания императорской власти над законодательными палатами, фактически оставляя открытым вопрос об их соотношении.

В марте 1906 г. проект был передан императором в Совет министров, возглавляемый гр. С.Ю. Витте. Правительство предложило восстановить определение власти императора как "самодержавной", предоставить ему право издавать указы не только "для приведения законов в исполнение" но и "для устройства частей государственного управления, для ограждения государственной и общественной безопасности и порядка, а также для обеспечения народного благосостояния", и объявлять "общее прощение" преступников. Была подчеркнута роль монарха как руководителя внешней политики и обороны, появились статьи об издании им без участия Думы нормативных актов по вооружённым силам, об ответственности правительства перед императором, его праве вводить исключительное и военное положения и увольнять судей. Было изъято положение о необходимости согласия палат на изменение границ.

Совет министров также ввёл статьи о призыве прошлогоднего контингента новобранцев в случае непринятия законопроекта об его численности, дополнил проект основными положениями Правил 8.3.1906 , убрал положения о министерской скрепе императорских указов, возможности судебной ответственности министров перед палатами, равенстве независимо от происхождения и вероисповедания, судебном контроле над арестами, неприкосновенности переписки, праве петиций. Были введены положения о свободе веры и подзаконности распоряжений Совета министров, начальников ведомств и др. чиновников.

Для окончательного рассмотрения проекта в апреле 1906 г. было созвано III Царскосельское совещание под председательством императора Николая II с участием великих князей, министров, нескольких членов Гос. совета и сенаторов. Оно в общем одобрило проект Совета министров, восстановив несменяемость судей и отклонив несколько предложений, направленных на сохранение за императором неограниченной власти.

К этому времени стала ясной победа конституционно-демократической партии на выборах в I Государственную думу. Поэтому проект неофициально был передан группе кадетских деятелей во главе с С.А. Муромцевым. Их поправки более определенно провозглашали политические свободы, устанавливали подзаконность чрезвычайных указов императора, расширяли финансовые права Думы за счет Государственного совета, предоставляли палатам права инициативы пересмотра Основных законов и предъявления запросов министрам о нецелесообразных действиях, вводили судебную (а составленный той же группой проект тронной речи – и политическую) ответственность министров перед Думой.

Затем ряд высших чиновников во главе с председателем Государственного совета гр. Д.М. Сольским окончательно отредактировали проект особого совещания. В частности, они внесли кадетские поправки о введении скрепы министрами императорских указов и изъятии некоторых статей, закреплявших другие законы (о назначении монархом жалования и пенсий высшим чиновникам, о запрещении палатам отменять расходы, основанные на действующих законах), а также ввели право императора даровать любые милости, не предусмотренные законами.

Этот текст был утвержден 23 апреля 1906 г. императорским указом Правительствующему сенату. В указе говорилось: "в видах укрепления основ обновляемого государственного строя мы повелели свести воедино постановления, имеющие значение Основных государственных законов, подлежащих изменению лишь по почину нашему, и дополнить их положениями, точнее разграничивающими область принадлежащей нам нераздельно власти верховного государственного управления от власти законодательной" .

По своему содержанию Основные законы 1906 были сходны с зарубежными монархическими конституциями ХIХ в., особенно с японской 1889 г., в меньшей степени с прусской 1849 и австрийской 1861 гг. Постановление о полном устранении палат от внешней политики было свойственно европейским конституциям первой четверти ХIХ в. Однако ряд положений Основных законов России (о предоставлении палатам законодательной инициативы и относительно эффективный контроль Думы над чрезвычайными указами) появились в западной практике лишь в середине века.

Другие отличия российских Основных законов 1906 г. от европейских конституций второй половины ХIХ в. можно свести к следующему. Всероссийский император имел ряд дополнительных прав: на издание военно-уголовных и военно-процессуальных постановлений, на ограничение в правах чиновников, на милости, не предусмотренные законами, на назначение военных расходов. Палаты были лишены инициативы пересмотра конституции. Предусматривались гарантии против попыток Думы бороться с правительством путем отклонения бюджета или призыва новобранцев.

В литературе нет единого мнения о форме правления, установленной Основными законами 1906 г. Правые политики, публицисты и правоведы начала ХХ в. утверждали, что абсолютная монархия сохранялась, ссылаясь главным образом на сохранении титула "самодержец" и издании законов о преобразовании гос. строя самим монархом. К этому же выводу приходили радикальные публицисты и политики и некоторые правоведы, обосновывая его крайней ограниченностью прав Государственной думы, их несоблюдением на практике и преобладанием авторитарных методов в государственном управлении . Этой же точки зрения до 70-х гг. придерживались советские историки.

Некоторые авторы утверждают, что Основные законы установили нечто среднее между абсолютной и конституционной монархией, по форме напоминающее вторую, а на деле близкое к первой. Они признают этот нормативный акт конституцией, ограничивавшей власть императора, однако исходя из указанных выше аргументов полагают, что эти ограничения слабо действовали на практике. В частности, по мнению А.Н. Медушевского, Основные законы привели к установлению "мнимого конституционализма".

В начале ХХ в. министры называли форму правления страны «представительным строем». Некоторые советские и постсоветские авторы писали о невозможности определить форму правления, установленную Основными законами. Современные авторы этого направления используют термин "думская монархия".

Большинство исследователей начала ХХ в., западных авторов, с оговорками некоторые советские, а также большинство современных историков считают, что Основные законы 1906 г. означали переход к начальной стадии конституционной монархии. Эти авторы указывают, что действующая на их основе Дума реально ограничивала власть императора в законодательной и финансовой сферах, поэтому говорить о сохранении абсолютизма в любой форме нельзя. Ограничение полномочий парламента и отдельные случаи нарушения его прав свойственны для начального этапа конституционализма. Они имели определенные границы, за которыми были невозможны, поэтому являются лишь исключениями, не отменяющими правила.

Сохранение Основных законов в неизменности было одним из важнейших принципов политики императорского правительства. Они в общем пользовались поддержкой умеренно консервативных и консервативно-либеральных сил (до октябристов включительно). Последовательные сторонники абсолютизма обычно избегали открыто выражать недовольство ими, предпочитая соответственно истолковывать их. Левые, в т.ч. либералы, выражали крайнее недовольство Основными законами. По заявлению П.Н. Милюкова на III съезде партии народной свободы (апрель 1906), в них "лучшее… есть только ухудшение худших частей худших из европейских конституций". Съезд признал издание Основных законов "открытым и резким нарушением прав народа".

Они вызывали крайнее недовольство I Государственной думы, безуспешно добивавшейся их пересмотра (упразднения Государственного совета и ответственности правительства перед думским большинством), что послужило одной из важнейших причин ее конфликта с правительством. После ее роспуска таких требований не выдвигалось, однако право вето Государственного совета при издании законов и отсутствие эффективного контроля Думы над правительством продолжали вызывать резкое недовольство радикальных и либеральных кругов. Основные законы 1906 г. действовали без изменений до 1917 г. и были фактически отменены в результате победы Февральского восстания.

Основные законы 23.4.1906 г. существуют в двух вариантах. Первым является текст, утверждённый в этот день. Он включает только новые главы и 2 статьи (24-25) о продолжении действия постановлений предшествующих Основных законов о господствующем положении православной церкви, престолонаследии, регентстве, императорском титуле, государственном гербе и императорской семье. Положение о ней император мог пересматривать единолично, не меняя при этом других законов и не увеличивая государственных расходов. Вторым является текст, объединивший новые и продолжавшие действовать статьи и опубликованный в 1906 г. в Своде законов Российской империи. Именно это издание использовалось в политической и правовой практике и приводится здесь. В то же время опущены продолжавшие действовать главы Основных законов 1832 г.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Основные Государственные Законы

Ст. 1. Государство Российское едино и нераздельно .

Ст. 2. Великое княжество Финляндское, составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства .

Ст. 3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами .

ГЛАВА ПЕРВАЯ. О существе верховной самодержавной власти

Ст. 4. Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает .

Ст. 5. Особа государя императора священна и неприкосновенна .

Ст. 6. Та же верховная самодержавная власть принадлежит государыне императрице, когда наследство престола, в порядке, для сего установленном, дойдет до лица женского; но супруг ее не почитается государем; он пользуется почестями и преимуществами, наравне с супругами государей, кроме титула.

Ст. 7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственною думою .

Ст. 8. Государю императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и Государственной думе .

Ст. 9. Государь император утверждает законы и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения .

Ст. 10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям.

Ст. 11. Государь император в порядке верховного управления издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов .

Ст. 12. Государь император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.

Ст. 13. Государь император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

Ст. 14. Государь император есть державный вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства. Государем императором в порядке верховного управления устанавливаются также ограничения в отношении права жительства и приобретения недвижимого имущества в местностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота.

Ст. 15. Государь император объявляет местности на военном или исключительном положении .

Ст. 16. Государю императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.

Ст. 17. Государь император назначает и увольняет председателя Совета министров, министров и главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения .

Ст. 18. Государь император в порядке верховного управления устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями государственной службы .

Ст. 19. Государь император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий.

Ст. 20. Государь император издает непосредственно указы и повеления как в отношении имуществ, личную его собственность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых государевыми, кои, всегда принадлежа царствующему императору, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сборов.

Ст. 21. Государю императору, как главе императорского дома принадлежат, согласно Учреждению о императорской фамилии, распоряжения по имуществам удельным. Им же определяются также устройство состоящих в ведении министра императорского двора учреждений и установлений, равно как порядок управления оными.

Ст. 22. Судебная власть осуществляется от имени государя императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем императорского величества.

Ст. 23. Государю императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением судебного против них преследования и освобождением их от суда и наказания, а также сложение в путях монаршего милосердия казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права .

Ст. 24. Указы и повеления государя императора, в порядке верховного управления или непосредственно им издаваемые, скрепляются председателем Совета министров или подлежащим министром либо главноуправляющим отдельною частью и обнародываются Правительствующим сенатом.

ГЛАВА ВТОРАЯ. О порядке наследия престола

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О совершеннолетии государя императора, о правительстве и опеке

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. О вступлении на престол и присяге подданства

ГЛАВА ПЯТАЯ. О священном короновании и миропомазании

ГЛАВА ШЕСТАЯ. О титуле его императорского величества и о государственном гербе

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. О вере

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. О правах и обязанностях российских подданных

Ст. 69. Условия приобретения прав российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом.

Ст. 70. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности согласно постановлениям закона.

Ст. 71. Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона.

Ст. 72. Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном.

Ст. 73. Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных.

Ст. 74. Никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения сих деяний уголовными законами, если притом вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных.

Ст. 75. Жилище каждого неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и в порядке, законом определенных.

Ст. 76. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами .

Ст. 77. Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение.

Ст. 78. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. Законом определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собраний.

Ст. 79. Каждый может в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.

Ст. 80. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом .

Ст. 81. Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этой свободою определяются законом .

Ст. 82. Правами российских подданных иностранцы, в России пребывающие, пользуются с соблюдением ограничений, установленных законом .

Ст. 83. Изъятия из действия изложенных в сей главе постановлений в отношении местностей, объявленных на военном положении или в положении исключительном, определены особыми законами .

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. О законах

Ст. 84. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке .

Ст. 85. Сила законов равно обязательна для всех без изъятия российских подданных и для иностранцев, в Российском государстве пребывающих.

Ст. 86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора.

Ст. 87. Во время прекращения занятий Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней государю императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в учреждения Государственного совета или Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим министром или главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект, или его не примут Государственная дума или Государственный совет .

Ст. 88. Законы, особенно изданные для какой либо местности или части населения, новым общим законом не отменяются, если в нем именно такой отмены не постановлено.

Ст. 89. Каждый закон имеет силу только на будущее время, кроме тех случаев, когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется и на время предшествующее, или что он есть только подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего.

Ст. 90. Общее хранение законов полагается в Правительствующем сенате. Посему все законы должны быть вносимы в подлиннике или в заверенных списках в Правительствующий сенат.

Ст. 91. Законы обнародываются во всеобщее сведение Правительствующим сенатом в установленном порядке и прежде обнародования в действие не приводятся.

Ст. 92. Законодательные постановления не подлежат обнародованию, если порядок их издания не соответствует положениям сих Основных законов .

Ст. 93. По обнародовании, закон получает обязательную силу со времени назначенного для того в самом законе срока, при неустановлении же такового срока – со дня получения на месте листа Сенатского издания, в коем закон напечатан. В самом издаваемом законе может быть указано на обращение его, до обнародования, к исполнению по телеграфу или посредством нарочных.

Ст. 94. Закон не может быть отменен иначе, как только силою закона. Посему, доколе новым законом положительно не отменен закон существующий, он сохраняет полную свою силу.

Ст. 95. Никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком.

Ст. 96. Постановления по строевой, технической и хозяйственной частям, а равно положения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и военно-морского ведомств, по рассмотрении Военным и Адмиралтейств советами, по принадлежности, непосредственно представляются государю императору, если только сии постановления, положения и наказы относятся собственно к одним упомянутым ведомствам, не касаются предметов общих законов и не вызывают нового расхода из казны или же вызываемый ими новый расход покрывается ожидаемыми сбережениями по финансовой смете военного или морского министерства, по принадлежности. В том же случае, когда новый расход не может быть покрыт указанными сбережениями, представление означенных постановлений, положений и наказов на высочайшее утверждение допускается лишь по испрошении в установленном порядке ассигнования соответственного кредита .

Ст. 97. Постановления по военно-судебной и военно-морской судебной частям издаются в порядке, установленном в сводах военных и военно-морских постановлений .

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. О Государственном совете и Государственной думе и образе их действий

Ст. 98. Государственный совет и Государственная дума ежегодно созываются указами Государя Императора.

Ст. 99. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и Государственной думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами государя императора .

Ст. 100. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам. Общее число членов Совета, призываемых высочайшею властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам.

Ст. 101. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в Думу .

Ст. 102. Государственный совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Государственная дума проверяет полномочия своих членов.

Ст. 103. Членом Государственного совета и членом Государственной думы одно и то же лицо одновременно быть не может.

Ст. 104. Состав членов Государственного совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов по указу государя императора, коим назначаются и новые выборы членов Совета.

Ст. 105. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом государя императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.

Ст. 106. Государственный совет и Государственная дума пользуются равными в делах законодательства правами.

Ст. 107. Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно государю императору.

Ст. 108. Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему сенату, с запросами по поводу таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений действий, кои представляются незакономерными.

Ст. 109. Ведению Государственного совета и Государственной думы и обсуждению их в порядке, учреждениями их определенном, подлежат те дела, кои указаны в учреждениях Совета и Думы.

Ст. 110. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного совета, рассматриваются в Совете, и, по одобрении им, поступают в Думу .

Ст. 111. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государственною думою, признаются отклоненными.

Ст. 112. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и не удостоившиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление.

1 Ст. 13. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и одобренные как ею, так и Государственным советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и одобренные как им, так и Государственною думою, представляются государю императору председателем Государственного совета.

Ст. 114. При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским государством обязательствам.

Ст. 115. Кредиты на расходы министерства императорского двора вместе с состоящими в его ведении учреждениями в суммах, не превышающих ассигнований по государственной росписи на 1906 год, обсуждению Государственного совета и Государственной думы не подлежат. Равным образом не подлежат их обсуждению такие изменения означенных кредитов, которые обусловливаются постановлениями Учреждения о императорской фамилии, соответственно происшедшим в ней переменам .

Ст. 116. Если государственная роспись не будет утверждена к началу сметного периода, то остается в силе последняя установленным порядком утвержденная роспись, с теми лишь изменениями, какие обусловливаются исполнением последовавших после ее утверждения узаконений. Впредь до обнародования новой росписи по постановлениям Совета министров в распоряжение министерств и главных управлений открываются постепенно кредиты в размерах действительной потребности, не превышающие, однако, в месяц, во всей их совокупности, одной двенадцатой части общего по росписи итога расходов .

Ст. 117. Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и на особые приготовления, предшествуюшие войне, открываются по всем ведомствам в порядке верховного управления на основаниях, в законе определенных .

Ст. 118. Государственные займы для покрытия как сметных, так и сверхсметных расходов разрешаются порядком, установленным для утверждения государственной росписи доходов и расходов. Государственные займы для покрытия расходов в случаях и в пределах, предусмотренных в статье 116, а также займы для покрытия расходов, назначаемых на основании статьи 117, разрешаются государем императором в порядке верховного управления. Время и условия совершения государственных займов определяются в порядке верховного управления.

Ст. 119. Если по заблаговременном внесении в Государственную думу предположений о числе людей, потребном для пополнения армии и флота, закон по сему предмету не будет в установленном порядке издан к 1 мая, то указом государя императора призывается на военную службу необходимое число людей, не свыше, однако, назначенного в предшествующем году .

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями

Ст. 120. Направление и объединение действий министров и главноуправляющих отдельными частями по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления возлагается на Совет министров на основаниях, в законе определенных .

Ст. 121. Министры и главноуправляющие отдельными частями имеют право участия в голосовании в Государственном совете и Государственной думе только в том случае, если они состоят членами сих установлений.

Ст. 122. Обязательные постановления, инструкции и распоряжения, издаваемые Советом министров, министрами и главноуправляющими отдельными частями, а также другими, на то законом уполномоченными, установлениями, не должны противоречить законам.

Ст. 123. Председатель Совета министров, министры и главноуправляющие отдельными частями ответствуют пред государем императором за общий ход государственного управления. Каждый из них в отдельности ответствует за свои действия и распоряжения.

Ст. 124. За преступные по должности деяния председатель Совета министров, министры и главноуправляющие отдельными частями подлежат гражданской и уголовной ответственности на основаниях, в законе определённых .

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Учреждение императорской фамилии

Свод законов Российской империи. Издание 1906 года. Т. 1 Ч. 1. Свод Основных государственных законов. СПб., 1906

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ 1906 - свод за-ко-но-по-ло-же-ний, оп-ре-де-ляв-ших ос-но-вы государственного строя Российской им-пе-рии в 1906-1917 годах.

Под-го-тов-ка но-вой ре-дак-ции Основных государственных законов (впер-вые из-да-ны в 1832 году) на-ча-лась по-сле опуб-ли-ко-ва-ния года в ус-ло-ви-ях годов. В ос-но-ву Основных государственных законов был по-ло-жен про-ект то-ва-ри-ща госсударственного сек-ре-та-ря П.А. Ха-ри-то-но-ва, раз-ра-бо-тан-ный с учё-том про-грамм-ных до-ку-мен-тов российских ли-бе-ра-лов и кон-сти-ту-ций ев-ропейских го-су-дарств. Про-ект об-су-ж-дал-ся в 1906 году в осо-бом по-ряд-ке (в ян-ва-ре в Осо-бом со-ве-ща-нии под пред-се-да-тель-ст-вом графа Д.М. Соль-ско-го, в мар-те - в Со-ве-те ми-ни-ст-ров под руководством графа , в ап-ре-ле - в Осо-бом со-ве-ща-нии под пред-се-да-тель-ст-вом имп.ератора Ни-ко-лая II).

Но-вая ре-дак-ция Основных государственных законов ут-вер-жде-на Ни-ко-ла-ем II 23 апреля (6 мая), на-ка-ну-не от-кры-тия Государственной ду-мы 1-го со-зы-ва, что-бы, как зна-чи-лось в по-ста-нов-ле-нии Со-ве-та ми-ни-ст-ров, пре-дот-вра-тить «опас-ные и бес-плод-ные пре-ния» де-пу-та-тов «о пре-де-лах их соб-ст-вен-ных прав и при-ро-ды от-но-ше-ний их к вер-хов-ной вла-сти». Пер-во-на-чаль-но опуб-ли-ко-ва-ны 82 но-вые или из-ме-нён-ные ста-тьи Основных государственных законов («Со-б-ра-ние уза-ко-не-ний и рас-по-ря-же-ний пра-ви-тель-ст-ва», 1906, № 98), вско-ре - все 124 ста-тьи Основных государственных законов (Свод за-ко-нов Рос-сий-ской им-пе-рии, 1906, том 1), вклю-чая и те гла-вы, ко-то-рые ос-та-лись не-из-мен-ны-ми с 1832 года, - о пре-сто-ло-нас-ле-дии, о со-вер-шен-но-ле-тии им-пе-ра-то-ра и ре-гент-ст-ве, о всту-п-ле-нии на пре-стол и при-ся-ге под-дан-ст-ва, о ко-ро-но-ва-нии, о ти-ту-ле им-пе-ра-то-ра и Государственном гер-бе, о ве-ре.

Рос-сия объ-яв-ля-лась «еди-ным и не-раз-дель-ным» го-су-дар-ст-вом (при этом под-твер-жда-лась ав-то-но-мия Великого княжества Фин-лянд-ско-го); русский язык. про-воз-гла-шал-ся об-ще-го-су-дар-ст-вен-ным и обя-за-тель-ным для упот-реб-ле-ния во всех государственных и об-щественных ин-сти-ту-тах. По-ста-нов-ля-лось, что им-пе-ра-то-ру при-над-ле-жит «вер-хов-ная са-мо-дер-жав-ная власть» (сло-во «не-ог-ра-ни-чен-ная» бы-ло ис-клю-че-но). Ус-та-нав-ли-ва-лось, что за-ко-но-дательная власть, ра-нее на-хо-див-шая-ся в ис-клю-чительной ком-пе-тен-ции мо-нар-ха, от-ны-не долж-на бы-ла осу-ще-ст-в-лять-ся им «в еди-не-нии» с Государственной ду-мой (её де-пу-та-ты из-би-ра-лись) и ре-фор-ми-ро-ван-ным Государственным со-ве-том (по-ло-ви-на его чле-нов на-зна-ча-лась им-пе-ра-то-ром, дру-гая по-ло-ви-на из-би-ра-лась). Сро-ки сес-сий Ду-мы и Государственного со-ве-та оп-ре-де-ля-лись им-пе-ра-то-ром. Пра-вом за-ко-но-но-дательной ини-циа-ти-вы об-ла-да-ли им-пе-ра-тор, ми-ни-ст-ры и глав-но-уп-рав-ляю-щие, Ду-ма и Государственный со-вет, за ис-клю-че-ни-ем во-про-сов из-ме-не-ния Основных государственных законов, что яв-ля-лось пре-ро-га-ти-вой им-пе-ра-то-ра. Он же ут-вер-ждал или от-кло-нял одоб-рен-ные Ду-мой и Государственным со-ве-том за-ко-но-про-ек-ты. За-ко-ны по во-ен-но-му и во-енно-мор-ско-му ве-дом-ст-вам, ка-сав-шие-ся строе-вой, тех-нической и хо-зяйственной час-ти, ес-ли они не вы-зы-ва-ли но-вых рас-хо-дов из каз-ны, ут-вер-жда-лись им-пе-ра-то-ром по пред-став-ле-нию Во-енного со-ве-та и Ад-мирал-тейств-со-ве-та без об-су-ж-де-ния в Ду-ме и Государственном со-ве-те. В пе-ре-ры-вах между сес-сия-ми Ду-мы в слу-ча-ях, не тер-пя-щих от-ла-га-тель-ст-ва, им-пе-ра-тор мог из-дать за-кон сво-им ука-зом (статья 87), та-кой за-кон дол-жен был вно-сить-ся на рас-смот-рение Ду-мы в те-че-ние двух ме-ся-цев по-сле во-зоб-нов-ле-ния её за-се-да-ний, ина-че он ут-ра-чи-вал си-лу. Дей-ст-вие этой ста-тьи не рас-про-стра-ня-лось на Основыные государственные законы, за-ко-ны о Государственной ду-ме и Государственном со-ве-те. Им-пе-ра-тор на-зна-чал и уволь-нял выс-ших долж-но-ст-ных лиц (в том числе председателя Со-ве-та ми-ни-ст-ров), за ис-клю-че-ни-ем председателя Государственной ду-мы, ру-ко-во-дил внеш-ней по-ли-ти-кой, осу-ще-ст-в-лял «вер-хов-ное на-чаль-ст-во-ва-ние» над воо-руженными си-ла-ми, жа-ло-вал ти-ту-лы, ор-де-на, другие государственные зна-ки от-ли-чия, об-ла-дал пра-вом по-ми-ло-ва-ния осу-ж-дён-ных. В Основных государственных законах про-воз-гла-ша-лась «в пре-де-лах, ус-та-нов-лен-ных за-ко-ном» сво-бо-да ве-ро-ис-по-ве-да-ния, пе-ча-ти, со-зы-ва со-б-ра-ний, соз-да-ния пар-тий, об-ществ и сою-зов.

При-ня-тие Основных государственных законов за-вер-ши-ло пре-об-ра-зо-ва-ние государственного строя Российской им-пе-рии. На-ли-чие в Основных государственных законах норм, ог-ра-ни-чив-ших власть им-пе-ра-то-ра и раз-де-лив-ших за-ко-но-дательную власть ме-ж-ду ним и пар-ла-мен-том, а так-же за-кре-пив-ших но-вые гражданские пра-ва и сво-бо-ды российских под-дан-ных, по-зво-ли-ло многим пра-во-ве-дам и по-ли-тическим дея-те-лям трак-то-вать Основные государственные законы как кон-сти-ту-цию, а ус-та-но-вив-ший-ся государственный ре-жим - как дуа-ли-сти-че-скую фор-му кон-сти-туционной мо-нар-хии, на-по-до-бие су-ще-ст-во-вав-шей в Австро-Ве-нг-рии.

Во-пре-ки статье 87 Основных государственных законов император Ни-ко-лай II по-сле до-сроч-но-го рос-пус-ка Ду-мы 1-го и 2-го со-зы-вов из-ме-нил за-кон о вы-бо-рах в Ду-му (этот акт по-лу-чил название «третье-июнь-ский пе-ре-во-рот» 1907 года), в 1909 году вы-вел из юрис-дик-ции пар-ла-мен-та ряд пол-но-мо-чий в во-енной и во-енно-морской сфе-ре, а в 1911 году по на-стоя-нию председателя Со-ве-та ми-ни-ст-ров П.А. Сто-лы-пи-на ут-вер-дил от-верг-ну-тый Госсоветом со-ве-том за-кон о вве-де-нии земств в 6 гу-бер-ни-ях Западного края, для че-го при-ос-та-но-вил сес-сии Ду-мы и Государственного со-ве-та на 3 дня (хо-тя впо-след-ст-вии за-кон был вне-сён на ут-ве-рж-де-ние Ду-мы; не был ею рас-смот-рен, но вме-сте с тем про-дол-жал дей-ст-во-вать). Основные государственные законы ут-ра-ти-ли си-лу по-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года.

Ис-точники:

Пол-ное со-б-ра-ние за-ко-нов Рос-сий-ской им-пе-рии. Со-б-ра-ние 3-е. СПб., 1909. Т. 26. № 27805;

Цар-ско-сель-ские со-ве-ща-ния: Про-то-ко-лы сек-рет-но-го со-ве-ща-ния в ап-ре-ле 1906 г. под пред-се-да-тель-ст-вом быв-ше-го им-пе-ра-то-ра по пе-ре-смот-ру ос-нов-ных за-ко-нов // Бы-лое. 1917. № 4;

Но-вые ма-те-риа-лы к ис-то-рии со-зда-ния Ос-нов-ных го-су-дар-ст-вен-ных за-ко-нов 1906 г. / Вступ. ст., под-го-тов-ка тек-ста и ком-мент. С. В. Ку-ли-ко-ва // Рус-ское про-шлое. СПб., 1998. Кн. 8;

Из ар-хи-ва С. Ю. Вит-те. Вос-по-ми-на-ния. СПб., 2003. Т. 2; Свод за-ко-нов Рос-сий-ской им-пе-рии: свод-ный текст за 1832-1917 гг. СПб., 2007. Т. 1;

Кры-жа-нов-ский С.Е. Вос-по-ми-на-ния. СПб., 2009.

Основные государственные законы Российской империи — свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя Российской империи, включавший в себя предыдущие источники права, конституция России с 23 апреля 1906 по 10 июля 1918 года.

23 апреля 1906 года в Основные законы были внесены изменения в связи с изданием российским императором Николаем II 6 августа 1905 года «Манифеста об учреждении Государственной Думы », 17 октября 1905 года «Манифеста Об усовершенствовании государственного порядка» и 20 февраля 1906 года «Манифеста о переустройстве Государственного Совета». В редакции от 23 апреля 1906 Основные государственные законы стали фактически первой конституцией России.

Основные Государственные Законы 23 апреля 1906 г. являются фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября Парламентом, состоящим из Государственного Совета и Государственной Думы. При этом порядок собрания и работы обеих палат Парламента был определен особыми законами.

Основные государственные законы 1906 года были изданы всероссийским императором и никогда не принимались ни народом, ни народными представителями.

Утверждённый 23 апреля (6 мая) 1906 г. документ состоял из вводной части и пяти глав (82 статьи): О существе верховной cамодержавной власти; О правах и обязанностях российских поданных; О законах; О Государственном cовете и Государственной думе и образе их действий; О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями.

Основные законы закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных.

Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всём объёме принадлежали императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Отныне определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государем императором».

Однако прерогативы монарха оставались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства», только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы, он назначал и увольнял министров и высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождём российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство, жаловались титулы, ордена и другие государственные отличия.


Впервые в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы. Российским подданным гарантировались право на неприкосновенность личности, жилища и собственности, право устраивать собрания, общества и союзы («в целях, не противных законам»), свободу веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» — «в пределах, установленных законом».

Обновлённые Основные законы наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору. Последний, обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные государственные законы.

В преддверии созыва Государственной думы Основные государственные законы 23 апреля (6 мая) 1906 г. являлись фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября 1905 г. парламентом (Государственным советом и Государственной думой).

«Думская монархия».

Несмотря на свое долгожительство, третья Дума с первых же месяцев образования не выходила из кризисов. Острые конфликты возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к "национальным окраинам", а также из-за личных амбиций, происходивших в депутатском корпусе и в те времена. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.

В октябре 1912 г. состоялись выборы в четвертую Думу, председателем которой был избран М.В. Родзянко. Выборы в четвертую Госдуму отличались еще более грубым вмешательством со стороны правительства, чем выборы 1907 г. Широко использовалось духовенства для давления на избирателей с целью проведения в Думу крайних монархистов-черносотенцев. Действия исполнительной власти достигла только частичного успеха. Усиление черносотенного крыла сопровождалось усилением правых либералов за счет утративших лидерство октябристов.

Буржуазно-демократическая часть общества отдала свои голоса кадетам, а также возникшей как раз под выборы идейно близкой кадетам, наиболее правой прогрессивной партии. Они отражали взгляды антифеодального промышленного и финансового капитала. Соответственно их лидерами были Коновалов и братья Рябушинские. В социал-демократической фракции по инициативе большевиков произошел раскол. Большевиков в единой фракции было меньшинство, всего шесть человек, меньшевиков - большинство.

Государственная Дума, в конце концов, обрела форму практически формального существования. Всё это явно показывало, что хоть монархия и изжила себя, но общество было ещё не готово приступить к парламентскому способу управления государством. И поэтому силы парламента не хватало, чтобы ограничить власть монарха.

Общая характеристика

Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг.

Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.

Можно выделить несколько причин создания Основных Законов:

Нарастающий политический кризис;

Беспорядки в стране;

Общественное развитие страны переросло административные формы и приемы, применявшиеся до этого.

В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия . Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых.

Основные законы Российской империи по праву многие исследователи называют неписанной Конституцией самодержавной России . Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ее подготовки.

Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодального права, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом . В ходе реализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушались монархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы, закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством, регулировались "временными правилами".

Следует отметить некоторые особенности неписаной Конституции самодержавной России
1. По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета . Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер . Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем.

2. В гл. 2 редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы:

Обязанности граждан
- определены права подданных
- ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения;
- ст. 39 признает свободу вероисповедания.

3. Согласно новым законам избирательное право в городах стало очень близким к всеобщему . Было обеспечено представительство не только крестьянства, но и рабочего класса.

Однако, при всех видимых прогрессивных статьях, указанных в основных законах, существовало огромное количество противоречий. В том числе:

1.Согласно Законам провозглашалась свобода личности. Однако на практике данная свобода ограничивалась тем, что не было практически ни одного момента, когда бы не вводилось военное положение, во время которого осуществление права подданных приостанавливались.

2. Провозглашалась свобода местожительства. Однако бессрочные паспорта, благодаря которым можно было менять место проживания, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам.

3. Свобода веры была дарована российским подданным согласно ст. 39 Основных Законов. Однако культ христианской церкви никуда не делся, все также провозглашалось, что христианская вера «есть господствующая».

4. Полномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, кратко и неясно рассматривается и работа Государственной Думы. В своде содержалось много ссылок на другие законы, что делало конституционные нормы зыбкими и неполными.

Вопрос 36. Краткое изображение процессов или судебных тяжб.

«Краткое изображение процесса или судебных тяжб» - изданный в 1715 году
в области судебного процесса доминировала розыскная форма процесса (инквизиционная).
Процесс делился на три стадии (части): первая
начина­лась оповещением о начале судебного процесса и заканчива­лась получением показаний ответчика; вторая представляла собой собственно судебное разбирательство и продолжалась до вынесения приговора; третья длилась от вынесения приго­вора до его исполнения.

3. Первая стадия процесса - оповещение о явке в суд за­интересованных лиц - делалась официально и в письменной форме. Претензии челобитчика и объяснения ответчика тре­бовали письменной формы и протоколировались.

Судебное представительство по уголовным делам не допус­калось . При рассмотрении гражданских дел представители могли участвовать только в случае болезни стороны.

Закон устанавливал основания для отвода судей : нахожде­ние судьи в сговоре с одной из сторон, наличие между судьей и стороной враждебных отношений или долговых обяза­тельств.

С получением показаний ответчика первая стадия закан­чивалась.

4. Вторая стадия процесса начиналась с анализа доказа­тельств . Доказательства были четырех видов - собственное признание, свидетельские показания, письменные доказа­тельства, присяга.

Собственное признание являлось «царицей доказательств ». Для получения признания могла применяться пытка. Закон регламентировал ее использование: пытали соразмерно зани­маемому чину и сословию, возрасту, состоянию здоровья. Пы­тать можно было определенное число раз . Допускалась пытка свидетелей . Показания, данные при пытке, должны были быть подтверждены другими доказательствами.

Свидетельские показания не были равноценными . Проти­вопоставлялись показания мужчин и женщин , знатного чело­века и незнатного, ученого и неученого, духовного лица и светского человека. Определялся круг лиц, которые не могли быть свидетелями: клятвопреступники, проклятые церковью, изгнанные из государства, судимые за воровство, убийство, разбой и др. Как правило, свидетеля мог допрашивать только судья и только в суде!

К письменным доказательствам относились различные до­кументы: записи в городовых и судейских книгах, записи в торговых книгах, долговые обязательства, деловые письма и т. д. Обычно письменные доказательства нуждались в подкреп­лении присягой.


Похожая информация.



БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(филиал) Академии труда и социальных отношений

Октябрьское представительство

юридический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

"ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА"

Тема: "ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ 1906г."

Выполнила: студентка 1курса

заочного отделения СФО

юридического факультета

Грачёва О.С.

Проверил: Яловега В.Н.

Октябрьский - 2007

  • Введение
    • 1. Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" от 17 октября 1905г.
    • 2. Пересмотр основных законов Российской империи
    • 3. Государственная Дума
    • 3.1 Первая Дума
    • 3.2 Вторая Дума
    • 3.3 Третья и четвёртая Дума
      • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение
  • "Основные государственные законы 1906 года" явились результатом изменений государственного строя вследствие революции и свидетельствовали о первом шаге к превращению Российской империи в конституционную монархию. Содержание "Основных законов 1906 года" было разработано государственной канцелярией и Советом министров, а 23 апреля 1906 года утверждено императором Николаем II. "Основные государственные законы" от 23 апреля 1906 года считают первой русской Конституцией.
  • Актуальность темы контрольной работы вызвана тем, что с принятием "Основных государственных законов" 1906 года были связаны создание Государственной Думы, реорганизация Государственного совета и образование специального правительственного органа - Совета министров, а власть императора была уже ограничена.
  • Тема контрольной работы: "Основные государственные законы 1906 года".
  • Объектом исследования является изменение государственного строя и превращение Российской империи в конституционную монархию.
  • Предмет исследования: государственные закон в начале XX века.
  • Цель - дать характеристику "Основным государственным законам" 1906 года, его положениям, рассмотреть систему государственного строя России как конституционной монархии.
  • Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
  • - дать понятие "Основным законам" 1906 г.;
  • -охарактеризовать его положения;
  • -рассмотреть переход Российском империи в конституционную монархию;
  • - рассмотреть власть императора после принятия "Основных законов" 1906года.
  • Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что на основе изучения "Основных законов" 1906г., литературы, периодической печати рассмотрены вопросы, тесно связанные с историей изменения государственного строя России в начале XX века.
  • 1. Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" 17 октября 1905г.
  • Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" 17 октября 1905г. Провозглашал демократизацию политического режима Российской империи и дарования населению российской империи демократических прав и свобод, подтверждение созыва Государственной Думы.
  • Манифест от 17 октября 1905г. Провозгласил неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов и стал официальным основанием для возникновения или активизации деятельности следующих политических партий:
  • 1. партии правительственного лагеря, выступающей за сохранение абсолютизма в государстве;
  • 2. либеральной аппозиции, выступающей за конституционную форму правления и проведения демократических реформ;
  • 3. Союза русского народа, считавшей самодержавную монархию наиболее приемлемой формой правления использующей в качестве методов борьбы террор;
  • 4. Конституционно-демократической партии (кадетов), стремящейся к установлению конституционной монархии мирным путём, принудительному выкупу части помещичьих земель, введению восьмичасового рабочего дня;
  • 5. "Союза 17 октября", поддерживающего положение Манифеста 17 октября 1905 года и выступающего за конституционную монархию с народным представительством на основе всеобщего избирательного права;
  • 6. Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), выступающей за свержение самодержавия, отделение церкви от государства, отмену выкупных платежей для крестьян, введение восьмичасового рабочего дня;
  • 7. Партии социалистов-революционистов (эсеров), выступающих за свержение самодержавия, созыв учредительного собрания, за переход к социализму за крестьянские общины путём проведения социализации земли.
  • Итак, первая российская революция породила существенные изменения в государственном строе страны. Прежде всего, следует отметить преобразование формы правления. В науке и дореволюционной, и советской шли большие споры о том, какой стала эта форма. Многие историки считают, что Манифест 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы Российской империи в редакции 1906 г. привели к некоторому ограничению власти монарха. Значит уже с этого момента нельзя говорить об абсолютизме, т.е. о монархии неограниченной. И хотя в законе еще говорится о самодержавии, однако не случайно из него выпало слово "неограниченное". Конечно, с юридической точки зрения понятия "самодержавие" и "абсолютизм" тождественны, но фактически уже произошло расщепление этих терминов.
  • Наиболее восторженные либералы начала XX в. нередко называли Основные государственные законы 1906 г. конституцией. Конечно, это чересчур радужное представление. В действительности все те уступки, которые удалось вырвать у Николая II, были настолько ничтожны, что принимать их всерьез просто невозможно. Да, Основные законы предусмотрели создание Государственной думы -- органа, похожего на парламент, но именно похожего. Не случайно один из царских министров заявил в Третьей Государственной думе: "У нас, слава Богу, нет парламента". Действительно, хотя Думе были, вроде бы, предоставлены законодательные права, однако правильнее было бы сказать -- только часть законодательных прав, поскольку ни один закон не мог быть принят без санкции Государственного совета и самого императора. Дума не имела возможности контролировать администрацию.
  • манифест закон российский империя государственный дума
  • 2. Пересмотр основных законов Российской империи.
  • После появления Манифеста 17 октября 1905 г. стало ясно, что новые политические реальности диктуют необходимость пересмотра основных законов Российской империи. Витте считал (его мнение разделяли и многие другие сановники), что нельзя откладывать эту работу. Ее надлежало зaвершить до начала заседаний Государственной Думы, чтобы наперед исключить всякую возможность принятия на себя ею функции Учредительного собрания. Опасность подобного развития была вполне реальной.
  • 20 февраля 1906 г. появился царский манифест, развивавший положения Манифеста 17 октября. В нем указывалось, что за монархом сохраняются все права, кроме тех, которые "он разделяет с Государственной Думой". Одновременно изменялась функция и структура Государственного Совета. Отныне он становился верхней палатой парламента. Причем только половина его членов назначалась царем, а другая часть комплектовалась представителями от православного духовенства, дворянства, земства, от организаций науки, промышленности и торговли.
  • 23 апреля 1906 г. император утвердил новую редакцию "Основных законов Российской империи". Они подтверждали незыблемость самодержавия. "Императору всероссийскому, -- гласила статья 4, -- принадлежит верховная самодержавная власть". Последующие статьи определяли священность и неприкосновенность особы царя, его право издавать законы, руководить внешней политикой, армией, флотом, назначением высших чиновников.
  • В Основных законах появился и новый момент, которого не было раньше. В статье 86 говорилось: "Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственный думы и воспринять силу закона без утверждения Государя Императора". Следующая, 87-я статья, позволяла монарху между сессиями законодательных палат издавать законы в форме "чрезвычайных указов".
  • Дума имела право делать запрос различным должностным лицам, выступать с законодательной инициативой. К ее компетенции относилось утверждение бюджета, утверждение штатов и смет различных ведомств, утверждать отчет Государственного контроля, рассматривать все вопросы, связанные с железнодорожным строительством, и т. д.
  • Основные законы содержали и широкий перечень прав и обязанностей граждан (глава 8). Собственно к числу обязанностей относилось только две: исполнять всеобщую воинскую повинность и платить налоги. Зато перечень гражданских прав был значительно шире. В их числе: гарантия юридической защиты в случае ареста или судебного преследования, неприкосновенность жилища, неприкосновенность частной собственности.
  • В статье 77 особо оговаривалось, что конфискация собственности могла иметь место лишь в случае государственной надобности и только при справедливой компенсации. Закон признавал право граждан свободно выбирать место жительства в России, беспрепятственно выезжать за границу. Граждане России впервые в истории получили свободу вероисповедания и право создавать союзы и объединения.
  • Если к этому добавить, что граждане получали право создавать партии, а члены враждебных государству партий, не получивших официальную регистрацию, имели право избирать и быть избранным в Думу как "независимые деятели", то уместен вывод, что в Основных законах 1906 г. с достаточной ясностью и точностью сформулированы принципы гражданской свободы.
  • Основные законы 1906 г. утвердили три исходных элемента конституционного строя: выборное представительство с законодательными правами, разделение исполнительной и законодательной власти, независимость судебной власти.

3. Государственная Дума

20 февраля 1906 года вышел акт об учреждении Государственной Думы, в котором определялась её компетенция: предварительная разработка и обсуждение избирательных положений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на 5 лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям. Дума могла быть распущена досрочно по решению императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры.

Одновременно с актом об учреждении Думы принято новое положение о государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладавшей теми же правами, что и Дума, все законопроекты, принятые думой затем должны были поступать в государственный совет, и лишь в случае принятия их советом представляться на утверждение императором. 2

В избирательную часть Совета входили представители духовенства, Академии наук, университетов, земских собраний, торговли, промышленности (всего 98 членов). Такое же число ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из других государственных сановников. Одно и то же лицо не могло быть членом государственной Думы и Государственного совета.

В конце 1905 года - начале 1906, появился ряд Временных правил: "Для непериодической печати", "Об обществах и союзах", "О собраниях", действовавший до 1917 года.

Основные государственные законы предоставляли царю право на абсолютное вето. Однако дума могла вновь возвращаться к обсуждению вопроса, отклоняемого царём, тем самым оказывая на него давление.

Депутаты имели право запроса к министрам, что давало возможность

Думе публично обсуждать действия исполнительной власти и требовать ответов от правительства. По результатам этих ответов Дума выносила суждения.

Обе палаты получили право обсуждать, утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством, они же пользовались правом законодательной инициативы (кроме изменения Основных законов, осуществляемого по инициативе царя).

В случае чрезвычайных обстоятельств правительство имело право в промежутках между сессиями Думы и с одобрения царя издавать указы, приравненные к законам.

3.1 Первая дума

Весной 1906 года Дума начала работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве российской Конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Наполовину состоявший из высоких чиновников, Государственный совет был консервативным органом, постоянно сдерживающим либеральные порывы Государственной Думы (в своём адресе царю депутаты первой Думы потребовали отмены исключительных законов принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключённых, отмены смертной казни и прочее).

Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что проекты дают лишь небольшую прирезку земли и неизбежное при этом разрушение культурных хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 года правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума со своей стороны заявила, что она не отступит от этого принципа и требовала отставки правительства. Правительство решило не уступать Думе по двум вопросам. Оно возражало против решения аграрного вопроса путём перехода от дуалистической монархии к парламентарному строю. В свою очередь Дума отказывалась сотрудничать с правительством и превращалась в центр революционных идей распространявшихся по всей стране (на что указывали отчёты губернаторов). 3

В качестве компромиссного решения предлагалось сформировать комиссию, в которую должны были войти лидеры думских фракций (кадеты). Когда этот план был отклонён, роспуск Думы был неизбежен.

Правительство усмотрев в действиях Думы признаки "незаконности", 8 июня распустило Думу. Первая Дума просуществовала 72 дня.

3.2 Вторая Дума

Выборы во вторую Думу дали ещё больший перевес левым партиям, чем в первой Думе. В феврале 1907 года Дума начала работу, наметились её попытки сотрудничества с правительством (даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность).

Премьер-министр П.А.Столыпин сообщил о мерах, принятых в перерывах между первой и второй Думами. В соответствии со ст.87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых судах - 1906г. (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907г., но на его основании были казнены около 700 человек); Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года., Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы от 9 ноября 1906 года., превращать их в свою личную собственность.

Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой, предложив широкую программу либерального законодательства и исключения из правительства наиболее консервативных министров. Премьер сообщил, что правительство приготовило ряд законопроектов, обеспечивающих свободу совести и веротерпимость, гарантирующее неприкосновенность личности (арест, обыски и цензура должны были осуществляться только на основании судебного решения), предварительное следствии по политическим делам предполагалось передать судебным следователям, изъяв его у жандармов.

Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о поощрении революционного террора.

Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жёсткую оппозицию. Чтобы преодолеть это сопротивление и создать новый порядок формирования Государственной Думы (по действующему закону состав государственной Думы мог постоянно оставаться радикальным и оппозиционным правительству), правительство пошло на шаг, который был оценён как государственной переворот. 4

Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с "военной организацией РСДРП", которая готовила вооружённое восстание в войсках (3 июня 1907г.). 5

3.3 Третья и четвёртая Дума

В июне 1912 года изданы законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев пенсии полностью выплачивали владельцы предприятий; для выплаты пособий по болезни учреждались "больничные кассы" , взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

По инициативе правительства Дума принимала законы о введение земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако их деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного государственного совета, отклонившего проект весной 1911 года. По настоянию Столыпина проект был приведён в порядок ст.87 основных законов. Государственный совет отклонил проекты о ведении земств в Сибири, Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а так же проект о введении волостных земств.

В июне 1912 года Государственная Дума и Государственный совет одобрили законопроект " О преобразовании суда в сельских местностях". Судебная власть от земских начальств вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.

Блокируясь правыми депутатами Думы, правительство в 1910 году провело Закон "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения", открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. Негативное влияние вызвало и проведенное Столыпиным Положение о введении земств в западных губерниях, которое также имело националистическую окраску.

В сентябре 1911 года П.А.Столыпин был убит анархистом, а осенью 1912 года истёк срок полномочий третей "столыпинской" Думы. Той же осенью проходили выборы в государственную Думу четвёртого созыва, где председателем был избран М.В.Родзянко. в августе 1915года в Думе образовался Прогрессивный блок, в который входило три четверти его её депутатов. Программа блока требовала создать министерство общественного доверия, провести ряд реформ и политическую амнистию.

В политический блок вошли партии, которые эпизодически блокировались ещё во Второй Думе: кадеты, "прогрессисты" и октябристы. Путём взаимных уступок им удалось создать прочное соединение, заметно влиявшее на политику государства и политический климат в стране.

В январе 1916 года председателя Совета министров И.Л. Горемыкина заменил Б.В. Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменил А.Ф. Трепов, а Трепова - Н.Д.Голицын. Оппозиция потребовала ухода в отставку и этого правительства.

25 февраля 1917 года император издал указ о роспуске Государственной Думы. Её депутаты 27 февраля создали временный комитет Государственной Думы, на основе которого вскоре будет создано Временное правительство.

Вместе с Манифестом о роспуске Думы опубликовано новое положение о выборах. Изменение избирательного законодательства было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года., который подчёркивал, что "никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думы".

Заключение

Основные государственные законы 1906 года предоставляли царю право на абсолютное вето. Однако Дума могла вновь возвращаться к обсуждению вопроса, отклоняемого царём, тем самым оказывая на него давление. Депутаты имели право запроса к министам, а чтобы избежать потока запросов (как это было в Первой Думе), была создана комиссия по отбору запросов.

Распространение права законодательной инициативы Думе на основные законы могло, по мнению Витте, превратить её в Учредительное собрание.

Исполнительная власть полностью оставалась за царём (в этом выразился дуалистический принцип Конституции), министры были ответственны не перед народным представительством, а перед монархом.

Как известно, первый вариант Основных государственных законов был создан еще в ходе систематизации российского законодательства, проведенной в 30-х гг. XIX в. Редакция 1906 г. -- плод революции, - конечно, заметно отличается от прежней.

Наиболее восторженные либералы начала XX в. нередко называли Основные государственные законы 1906 г. конституцией. Конечно, это чересчур радужное представление. В действительности все те уступки, которые удалось вырвать у Николая II, были настолько ничтожны, что принимать их всерьез просто невозможно. Да, Основные законы предусмотрели создание Государственной думы -- органа, похожего на парламент, но именно похожего.

Несмотря на все сказанное, Основные государственные законы представляют собой важный и интересный документ, характеризующий государственный строй Российской империи на закате ее истории.

Список использованной литературы

1. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов.-М.: издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФО*М), 2001-744с.

2.Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - 2- e изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 768 с.

3. История государства и права России Учебник / Под ред. Ю. П. Титова

Подобные документы

    Цель данной работы состоит в рассмотрении основных законов 23 апреля 1906 года и их корни. Характеристика царской власти по Основным законам 1906 г. Идея конституции, получившая в России практическую потребность в период политического кризиса 1905 года.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    События в России, результатом которых стало принятие Манифест 17 октября 1905 года. Государственная Дума по основным законам Российской империи 1906 г. Новый избирательный закон после государственного переворота от 3 июня 1907 г. Государственный Совет.

    контрольная работа , добавлен 11.05.2008

    Государственный Совет в системе высших органов власти и управления Российской Империи в XIX - начале XX века. Предпосылки и правовые основы учреждения Государственной Думы. Система политической власти в стране. Законодательный процесс в 1906-1917 гг.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2014

    Основные законы Российской империи 23 апреля 1906г., характеристика. Исторические предпосылки создания Основных Законов. Российской империи 23 апреля 1906г. Основные положения законов Российской империи. Роль Основных законов в историко-правовой науке.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2008

    Учреждение Государственной Думы - последствие широкого общественного движения. Сфера компетенции Государственной думы. Анализ правовой основы законодательной деятельности. Роль Государственной Думы четвёртого созыва в учреждении Временного правительства.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2011

    Предпосылки реформ местного самоуправления в России 1870 года. Учреждения городского общественно управления. Выборы в городскую думу. Результаты проведения городской реформы в городах Российской империи и ее значение для политической жизни страны.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2008

    Статус Государственной Думы и Государственного Совета по законам 1906 года. Изменение государственного аппарата России в годы Первой мировой и Великой Отечественной войны. Развитие гражданского права в Российском государстве в период 1917-2001 гг.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2015

    Основные парламентские фракции Государственной думы России, ее структура. Властные полномочия и функции Государственной думы. Полномочия Председателя и комитетов Думы. Процедуры рассмотрения и принятия Государственной Думой проекта федеральных законов.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2011

    Введение демократических свобод, создание Государственной думы, наделённой законодательными полномочиями в манифесте Николая II "Об усовершенствовании государственного порядка". Юридическая регламентация деятельности Государственной думы России.

    реферат , добавлен 26.02.2011

    Изучение правового статуса монарха и юридического положения сословий по Соборному Уложению 1649 г. Общая характеристика "Полного собрания законов Российской империи" и Свода законов Российской империи 1832 года. Общественные отношения у древних славян.



Что еще почитать