Статью 11 23 коап рф. ​Нарушение режима труда и отдыха водителем транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров

Текст статьи 11.23 КоАП РФ в новой редакции.

(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Примечание дополнительно включено Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 193-ФЗ; утратило силу с 15 ноября 2014 года - Федеральный закон от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2013 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 78-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 11.23 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом рассматриваемого деяния выступают правила управления транспортным средством, правила его эксплуатации. Неотъемлемым элементом совершения правонарушения в данном случае выступает нарушение правил использования технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о движении транспортного средства, т.е. тахографа.

В настоящее время требования к тахографам регламентированы Приказом Министерства транспорта РФ от 13.02.2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства". Однако, несмотря на издание указанного нормативного акта, большинство транспортных средств на территории Российской Федерации не оснащены указанными средствами. В этой связи сохраняет свою актуальность письмо МВД РФ от 22.05.2013 N 13/5-134 "О применении части первой статьи 11.23 КоАП РФ", согласно которому, по мнению Генеральной прокуратуры РФ, у органов Госавтоинспекции отсутствуют достаточные основания для привлечения водителей за управление транспортными средствами, подлежащими оснащению тахографами, без таких технических средств контроля. В связи с чем реализация положений комментируемой статьи возможна в отношении практически любого транспортного средства, т.е. способствует нарушению установленного порядка эксплуатации транспортных средств и осуществления перевозок. В этой связи применение комментируемой статьи требует приостановления до утверждения порядка оснащения транспортных средств тахографами с одновременным продолжением работы по доведению через средства массовой информации до собственников (владельцев) транспортных средств требований законодательства РФ в этой части. В полной мере предписания комментируемой статьи подлежат применению на территории Российской Федерации начиная с 1 апреля 2014 г. До наступления указанного срока их реализация осуществлялась в соответствии с требованиями международных договоров лишь в отношении международных автомобильных перевозок.

Объективная сторона рассматриваемого деяния охватывает собой управление транспортным средством в отсутствие контрольного устройства (тахографа), с неработающим или не соответствующим установленным требованиям устройством, а также нарушение правил использования тахографа, например его отключением блокировка, изменение устройства и т.п. Таким образом, объективная сторона рассматриваемого деяния заключается в выполнении предусмотренных диспозицией статьи действий.

Объективная сторона ч. 2 настоящей статьи заключается в нарушении водителем транспортного средства установленного режима труда и отдыха, контроль за соблюдением которого призван обеспечивать тахограф. Таким образом, указанное деяние также непосредственно связано с применением указанного оборудования.

2. Субъектами данного правонарушения выступают исключительно физические лица. В большинстве случаев субъектами признаются граждане, осуществляющие управление транспортным средством с нарушением установленных требований. В то же время закон предусматривает и возможность привлечения к административной ответственности должностного лица, ответственного за установку и поверку тахографа, установленного на транспортном средстве. Как правило, в качестве ответственного должностного лица рассматривается главный механик, начальник гаража и т.п., т.е. лицо, в ведении которого находится выпуск транспортных средств в рейс.

Определяющим показателем субъективной стороны рассматриваемого деяния выступает умышленная форма вины. Однако приоритет деяний, совершенных умышленно, не исключает и возможность совершения данного правонарушения по неосторожности. Проявление неосторожной формы вины допускается в случае управления транспортным средством с неисправным тахографом либо нарушения режима труда и отдыха водителем транспортного средства. В большинстве случаев реализация объективной стороны рассматриваемого деяния сопряжена с умышленным нарушением установленных правил эксплуатации транспортных средств.

Следующий комментарий к статье 11.23 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 11.23 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.

Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".

Международная автомобильная перевозка определяется как перевозка соответствующим транспортным средством грузов и пассажиров за пределы территории России или на ее территорию, а также через территорию России. Междугородные автомобильные перевозки осуществляются как отечественными, так и иностранными перевозчиками в соответствии с российскими, а также многосторонними разрешениями.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а также с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей; нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку.

В соответствии со ст. 8 упомянутого выше Федерального закона водители транспортных средств обязаны соблюдать режим труда и отдыха, обусловленный соответствующим международным договором Российской Федерации о работе экипажа транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (такие договоры заключены с сопредельными с Россией государствами, в том числе входящими в СНГ). Предусмотрено, что на транспортных средствах должны быть установлены контрольные устройства (тахографы) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам в государствах - участниках Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, а также иностранным перевозчикам в соответствии с иным международным договором РФ.

Кроме того, Министерством транспорта РФ утверждены Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в РФ (Приказ N 86 от 7 июля 1998 г.). В Положении о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272) установлено, что должностные лица органов Ространсинспекции (ныне - Ространснадзора) осуществляют проверку контрольных устройств (тахографов), регистрации режима труда и отдыха водителей, заполнения тахограмм или, в установленных случаях, ведения водителями ежедневных регистрационных листов режима труда и отдыха, соблюдения водителями этого режима (подп. "е" п. 9 Правил).

3. Субъекты данного правонарушения - водители грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющие международную автомобильную перевозку.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Новая редакция Ст. 11.23 КоАП РФ. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Примечание. Утратило силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ.

Комментарий к Статье 11.23 КоАП РФ

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.

Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".

Международная автомобильная перевозка определяется как перевозка соответствующим транспортным средством грузов и пассажиров за пределы территории России или на ее территорию, а также через территорию России. Междугородные автомобильные перевозки осуществляются как отечественными, так и иностранными перевозчиками в соответствии с российскими, а также многосторонними разрешениями.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а также с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей; нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку.

В соответствии со ст. 8 упомянутого выше Федерального закона водители транспортных средств обязаны соблюдать режим труда и отдыха, обусловленный соответствующим международным договором Российской Федерации о работе экипажа транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (такие договоры заключены с сопредельными с Россией государствами, в том числе входящими в СНГ). Предусмотрено, что на транспортных средствах должны быть установлены контрольные устройства (тахографы) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам в государствах - участниках Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, а также иностранным перевозчикам в соответствии с иным международным договором РФ.

Кроме того, Министерством транспорта РФ утверждены Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в РФ (Приказ N 86 от 7 июля 1998 г.). В Положении о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272) установлено, что должностные лица органов Ространсинспекции (ныне - Ространснадзора) осуществляют проверку контрольных устройств (тахографов), регистрации режима труда и отдыха водителей, заполнения тахограмм или, в установленных случаях, ведения водителями ежедневных регистрационных листов режима труда и отдыха, соблюдения водителями этого режима (подп. "е" п. 9 Правил).

3. Субъекты данного правонарушения - водители грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющие международную автомобильную перевозку.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в ст.8 закрепляет, что водители транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок обязаны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором Российской Федерации о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.

На грузовом автотранспортном средстве или автобусе при осуществлении международной перевозки должно быть установлено контрольное устройство - тахограф, регистрирующий режим труда и отдыха водителей транспортных средств. В некоторых случаях допускается вместо тахографа ведение ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Объектом рассматриваемого правонарушения является безопасность дорожного движения при осуществлении международных автомобильных перевозок грузовым автотранспортным средством или автобусом, а непосредственно правонарушение посягает на Правила использования тахографов на автомобильном транспорте Российской Федерации, утвержденные 7 июля 1998 г. приказом министра транспорта РФ.

В статье предусмотрен и один субъект. Это водитель транспортного средства, но не любого, а осуществляющего международные автомобильные перевозки. Причем водители, которые могут быть привлечены к административной ответственности за рассматриваемое правонарушение, - это и граждане Российской Федерации, и иностранные граждане.

С субъективной стороны оба правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23, состоит в управлении грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки: без контрольного устройства (тахографа), с выключенным тахографом, с незаполненными тахограммами, без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха.

Полный текст ст. 11.23 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 11.23 КОАП РФ.

(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Примечание дополнительно включено Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 193-ФЗ; утратило силу с 15 ноября 2014 года - Федеральный закон от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2013 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 78-ФЗ.

Комментарий к статье 11.23 КоАП РФ

1. Нормы комментируемой статьи направлены на реализацию Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (с изм. и доп.). Цель установленных комментируемой статьей норм - предупреждение нарушений, посягающих на безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан.

2. Международная автомобильная перевозка определяется как перевозка соответствующим транспортным средством грузов и пассажиров за пределы территории России или по ее территории, а также через территорию России. Междугородные автомобильные перевозки осуществляются как отечественными, так и иностранными перевозчиками в соответствии с российскими, а также многосторонними разрешениями.

3. В соответствии со ст. 8 упомянутого выше Федерального закона водители транспортных средств обязаны соблюдать режим труда и отдыха, обусловленный соответствующим международным договором Российской Федерации о работе экипажа транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (такие договоры заключены с сопредельными с Россией государствами, в том числе входящими в СНГ). Россия является участницей Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), подписанного в Женеве 1 июля 1970 г., в части применения цифровых контрольных устройств для контроля за режимами труда и отдыха водителей. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 января 2008 г. N 46р Министерство транспорта РФ определило порядок изготовления карт водителя, осуществляющего международные автомобильные перевозки, и утвердило их образцы (см. Приказ Минтранса России от 20 октября 2009 г. N 180 // РГ. 2010. 17 марта). Предусмотрено, что на транспортных средствах должны быть установлены контрольные устройства (тахографы) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам в государствах - участниках Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, а также иностранным перевозчикам в соответствии с иным международным договором РФ.

4. Министерством транспорта РФ утверждены Правила использования тахографов на автомобильном транспорте (Приказ от 7 июля 1998 г. N 86 // РГ. 1998. 9 дек.). В Положении о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272 (с изм. и доп.)) установлено, что должностные лица органов Ространсинспекции (ныне - Ространснадзора) осуществляют проверку контрольных устройств (тахографов), регистрации режима труда и отдыха водителей, заполнения тахограмм или в установленных случаях ведения водителями ежедневных регистрационных листов режима труда и отдыха, соблюдения водителями этого режима (подп. "е" п. 9 Правил).

5. Статья содержит два состава административных правонарушений, субъектом которых в обоих случаях являются водитель грузового автотранспортного средства и водитель автобуса, осуществляющие международные перевозки. В первом случае административная ответственность предусмотрена за отсутствие контрольного устройства (тахографа), а также за управление транспортным средством или автобусом с выключенным тахографом, незаполненной тахограммой или без ведения соответствующих контрольных листков.

Во втором случае речь идет о нарушении водителем указанного выше автотранспорта установленных правил режима труда и отдыха при наличии показателей соответствующих и надлежаще используемых контрольных устройств или листков.

6. Рассматривать дела по комментируемой статье вправе должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 11.23 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 11.23 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

В силу того, что всех заинтересованных лиц данный вопрос интересует в контексте ч.1 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ, Коедкс), а именно: за что и кто может понести ответственность в области использования тахографов и кто вправе привлекать к этой ответственности, попробуем детально разобрать обстоятельства, связанные с каждым конкретным субъектом правоотношений, предусмотренных этой статьей КоАП РФ и прочими положения Кодекса.

Для объективности приведем полную редакцию указанной статьи:

Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;

на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Исходя из текста статьи видно, что к ответственности могут быть привлечены граждане и должностные лица.

С гражданами все понятно – это участники дорожного движения (водители).

На счет определения понятия должностных лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности, Кодекс предусматривает следующее (ст.2.4):

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, арбитражные управляющие;

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Понятно, что водитель несет ответственность в своей части, а должностное лицо в своей.

В соответствии с положениями рассматриваемой статьи КоАП РФ, ВОДИТЕЛЬ несет ответственность за управление транспортным средством :

Считаем уместным, дать комментарий к каждому отдельному пункту.

По пункту 1.

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Закон о БДД, пп.9 ч.1 ст.20) обязанности по оснащению транспортных средств тахографами возложены на СОБСТВЕННИКОВ (владельцев) транспортных средств. Российское законодательство, в части возложения обязанностей по оснащению транспортных средств тахографами, в отношении иных лиц никаких положений не содержит.

Отсюда вывод, что на гражданина (водителя), не являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, за рассматриваемые обстоятельства ответственность возложена быть не может. При этом, следует отметить, что в случае если указанные обстоятельства возникли по причине действий гражданина, например, водитель снял тахограф, тогда есть все основания привлечь его к ответственности в соответствии с указанным пунктом.

Предвидя вопрос, связанный с обстоятельствами управления автомобилем самим собственником (владельцем) транспортного средства, отвечаем, что в этом случае привлечение возможно, но иного субъекта – должностного лица. Если уполномоченное должностное лицо составляет протокол с фабулой: управлял автомобилем…. , и в качестве субъекта правонарушения указывает – водитель, можно утверждать, что в этом случае возбуждение дела об административном правонарушении является незаконным. Более подробную информацию можно почерпнуть из Постановления Верховного Суда РФ от 1 сентября 2017 г. N 34-АД17-3, комменарий к которму был дан на нашем сайте:

По пункту 2.

Первую часть рассматриваемого пункта оставим без рассмотрения, по ней все и так понятно. То, что касается второй части пункта, здесь существенным обстоятельством становится наличие нормативного правового закрепления тех самых Правил использования тахографа. В настоящее время в отношении действий водителя в качестве этих Правил существует один единственный акт - приказ Минтранса России от 13.02.2013 № 36, в части пунктов 9-12 Приложения № 3 к этому приказу.

По пункту 3.

Действие этого пункта на гражданина (водителя) не распространяется. Аргументы изложенного аналогичны аргументам, приведенным в отношении пункта 1.

В соответствии с положениями ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО несет ответственность за выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров:

1. без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;

2. с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации)

3. с не соответствующим установленным требованиям тахографом.

В этом случае все несколько сложнее, естественно, для должностных лиц уполномоченных органов, исключение составляют случаи, когда водитель в то же время является и собственником (владельцем) транспортного средства, то есть может рассматриваться в качестве должностного лица.

Сложность для уполномоченных органов, состоит в том, что в случае с привлечением к ответственности должностных лиц существует значительный список условий, который необходимо в соответствии с КоАП РФ соблюсти (установить субъекта правонарушения, собрать доказательственную базу виновности его действий, при этом соблюсти порядок возбуждения и расследования административного правонарушения и много еще чего). Как правило, в условиях, когда возможно-виновное лицо находится на значительном расстоянии, когда установить конкретное лицо, в отношении которого является возможным возбудить дело об административном правонарушении, является достаточно сложным (например, транспортное средство принадлежит организации, где есть ответственное лицо за выпуск на линию автомобилей, но в обязанностях этого лица предусмотрен контроль за исполнением Основных положений (приложение к ПДД), которыми регламентировано единственное мероприятие в отношении тахографа – рабочее состояние, при этом никакой речи не идет о наличии и соответствии, в этом случае это лицо уже не может выступать субъектом правонарушения). Подобных обстоятельств можно привести достаточное количество. Ко всему прочему, добавьте отсутствие возможности контролирующих должностных лиц к применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.27.13 КоАП РФ, в виде задержания транспортного средства). Все указанное приводит к тому, что при правильном понимании ответственных лиц организаций-собственников транспортных средств порядка привлечения их к ответственности по ст.11.23 КоАП РФ, эти дела не имеют реальной перспективы, а если возбуждаются, то всегда есть шанс их прекращения по тем или иным основаниям, как вариант - с истечением сроков расследования дел об административных правонарушениях.

Порядок возбуждения и рассмотрения дел об административном правонарушении, предусмотренных ч.1 ст.11.23 КоАП РФ (существенные условия)

Возбуждение дел об административном правонарушении (глава 28 КоАП РФ).

Как правило, возбуждение дел по ст.11.23 КоАП РФ осуществляется:

1. Должностными лица ГИБДД, имеющие специальные звания (инспекторы ДПС ГИБДД);

2. Должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, уполномоченными на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспекторы).

По линии ГИБДД возбуждение дела осуществляется посредством составления протокола (ст.28.3).

По линии Ространснадзора возбуждение дела, как правило, осуществляется посредством вынесения (оформления) постановления по делу. В случае не согласия лица, привлекаемого к административной ответственности, с вынесенным постановлением, должностное лицо обязано составить протокол, с прикреплением к нему вынесенного постановления (ст.28.6).

Обязательным условием составления протокола (вынесения постановления) является то, что эти действия проводятся в присутствии лица, в отношении которого возбуждается дело (ст.28.2).

Протокол составляется немедленно (на месте выявления административного правонарушения) (ст.28.5).

Протокол в течение 3-х суток направляется лицу, уполномоченному рассматривать дело (ст.28.8).

Лицо, в отношении которого возбуждено дело (составлен протокол) вправе ходатайствовать о рассмотрении дела по месту его жительства (ст.29.5). По линии ГИБДД данное ходатайство инспектор ГИБДД не вправе рассмотреть на месте, его рассматривает должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело по существу (эти лица указаны ниже), поэтому нет никаких гарантий, что материал будет отправлен по месту жительства водителя. Существенным является то, чтобы факт заявления такого ходатайства был отражен в протоколе. В случае не удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства, уполномоченное лицо свое решение должно оформить в виде определения об отказе в удовлетворении ходатайства с изложением существенных оснований, которое может быть обжаловано в установленном порядке. По линии Ространснадзора указанное ходатайство рассматривается на месте, так как государственные транспортные инспекторы являются лицами, уполномоченными рассматривать дела по существу.

Лицо, в отношении которого возбуждено дело (составлен протокол) должно быть извещено о месте и времени рассмотрения дела заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ст.25.15).

Рассмотрение дел об административном правонарушении (глава 29 КоАП РФ).

По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту совершения правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ст.29.5).

Лицами, уполномоченными рассматривать дела об административном правонарушении по ст.11.23 КоАП РФ, являются:

1. По линии ГИБДД : начальник ГИБДД, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель (ст.23.3);

2. По линии Ространснадзора : руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспектора) (ст.23.36).

Дело об административном правонарушении рассматривается в течение 15 дней с момента поступления должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело, протокола об административном правонарушении. Данный срок по основаниям, изложенным в Кодексе, может быть продлен не более чем на 1 месяц (ст.29.6).

Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении (ст.25.15, ст.29.7). В случае наличия информации о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, и в отсутствии ходатайства от указанного лица об отложении дела, дело может быть рассмотрено в его отсутствии.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ст.29.11).

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.11.23 КоАП РФ, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (ст.30.1).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ст.30.3).

Отдельный порядок возбуждения и рассмотрения дел об административном правонарушении.

Как уже упоминалось выше, в соответствии со ст.11.23 КоАП РФ ответственными за правонарушения, предусмотренными данной статьей, являются должностные лица (руководители организаций и индивидуальные предприниматели, в чьей собственности (владении) находятся транспортные средства, а также иные должностные лица таких организаций, в чью компетенцию в силу должностных полномочий входит ответственность за выпуск транспортных средств на линию). Как правило, указанные лица отсутствуют в момент выявления со стороны сотрудников уполномоченных государственных органов соответствующих правонарушений, предусмотренных положениями ч.1 ст.11.23 КоАП РФ. В таких случаях Кодекс допускает отдельный порядок возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Допустим, что уполномоченное лицо государственного органа по каким-то никому не понятным причинам очень возжелало привлечь к ответственности по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ должностное лицо. Последующий порядок возбуждения, проведения расследования и рассмотрения дела в соответствии с Кодексом не совсем очевиден, но в совокупности норм, так или иначе имеющих отношение, можно предположить следующий ход событий, при соблюдении условий, предусмотренных Кодексом.

1. Сбор и документирование доказательств наличия события административного правонарушения сотрудником оставим без комментариев, подобные действия станут важной составляющей частью лишь на финальной стадии – рассмотрение дела. До нее еще много чего сотруднику необходимо совершить и соблюсти.

2. Уполномоченное лицо должно установить конкретное лицо , в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении. Самое очевидное, что эту информацию сотрудник может получить от лица, управляющего транспортным средством, а также из путевой документации, по запросу из ЕГРЮЛ. Как минимум в отношении этого лица необходимо знать Ф.И.О., должностное положение, адрес направления корреспонденции. В случае выяснения в дальнейшем обстоятельств, указывающих на иное должностное лицо, дело будет подлежать прекращению, изменение лица в рамках возбуждения дела является невозможным.

3. Уполномоченное лицо должно вынести (составить) определение о возбуждении дела (ст.28.1) в отношении конкретного лица, с направлением в течение суток копии определения в адрес лица, в отношении которого возбуждено дело.

4. В рамках возбужденного дела, последующее административное расследование проводится должностным лицом, вынесшим определение о возбуждении дела. Допускается проведение расследования иным должностным лицом того же органа, назначенным должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело. Административное расследование проводится по месту выявления или совершения административного правонарушения.

Очевидно, что инспектор ДПС самостоятельно проводить административное расследование не сможет, ему сегодня и завтра следует пресекать иные правонарушения в области безопасности дорожного движения. Никто из его руководства не пойдет на такие жертвы, как временное отстранение от выполнения им обязанностей. Возможные варианты – инспектор адмпрактики подразделения или госинпектор технадзора ГИБДД. В этом случае направлять указанных сотрудников для проведения административного расследования по месту нахождения собственника (владельца) транспортного средства – предполагаемого места совершения правонарушения, никто не станет, лимит командировочных расходов в ОВД крайне ограничен. В этом случае допустимым является только использование положений ст.26.9 КоАП РФ, предусматривающих возможность направления запросов в соответствующие территориальные органы либо поручение о совершении отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа. При определенных обстоятельствах указанное, конечно, возможно для достижения целей, но является достаточно проблематичны, как минимум по причинам наличия у органов, кому направляется запрос или поручение, своих дел и забот. Опять же, протокол об административном правонарушении может быть составлен исключительно должностным лицом, проводившим расследование, и исключительно в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело, вот это условие, очевидно, соблюсти будет крайне проблематично. В отношении действий должностных лиц Ространснадзора ситуация аналогичная.

5. Срок проведения административного расследования составляет – один месяц, с момента возбуждения дела. Данный срок в исключительных случаях может быть продлен не более чем на один месяц.

Принимая во внимание указанное, следуя логики закона, что административным расследованием дело не заканчивается, по его результатам должен быть составлен протокол об административном правонарушении на основе собранных в установленном порядке доказательств, с последующей передачей дела на рассмотрение уполномоченному лицу, организацией непосредственно рассмотрения дела в установленном порядке и вынесения по нему решения, представляется, что в современных условиях ЗАКОННО возбуждать и доводить рассматриваемые дела до логического окончания, к тому же в установленный законом срок, является делом невыполнимым и бесперспективным.

Права лиц, в отношении которых возбуждено (рассматривается) дело об административном правонарушении.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении по ст.11.23 КоАП РФ рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ст.25.1).

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером , выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (ст.25.5).

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ст.25.4).

Иные существенные обстоятельства, которые следует знать и использовать в целях защиты своих прав и интересов.

1. Положения ст.1.5 КоАП РФ:

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Уместно заметить, что содействие лиц, в отношении которых возбуждено дело, в сборе доказательств по делу законом не рассматривается, как обстоятельства, смягчающие вину. Указанным выше порядком эксплуатации тахографов, в части обязанностей водителей (приложение № 3 к приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36), какие-либо действия в отношении государственных надзорных органов не предусмотрены, органами, контролирующими выполнение порядка в соответствии с приложением № 5 к приведенному приказу Минтранса выступают транспортные предприятия и мастерские. Поэтому не стоит торопиться оказывать помощь в установлении обстоятельств, связанных с подтверждением или опровержением событий административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23 КоАП РФ. Указанные обстоятельства должны устанавливаться и доказываться уполномоченными лицами органов государственного надзора самостоятельно, и естественно, исключительно в рамках предоставленных им законом полномочий. Например, пусть сотрудник ГИБДД или Ространснадзора самостоятельно доказывает соответствие/не соответствие тахографа предъявляемым требованиям.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

2. Положения ст.26.2 КоАП РФ:

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В этой части существенное значение имеет объем полномочий сотрудников государственных надзорных органов, закрепленный нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-правовой порядок их реализации. Если в той или иной части указанные сотрудники, в процессе установления наличия события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, вышли за рамки предоставленных полномочий, либо произвели действия, не предусмотренные Административными регламентами, можно утверждать, что в рамках возбуждения и рассмотрения дела были использованы не допустимые доказательства, что может служить основанием к отмене вынесенного по делу решения.

3. Положения ст.4.5 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Выдержка из текста постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5: ….Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений.

Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД.

Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Безопасность транспортных перевозок является одним из самых важных аспектов дорожного движения. На законодательном уровне существует немало приказов и других документов, содержащих требования по обеспечению безопасности водителя, пассажиров и грузов во время транспортировки. Положения этих законов обязательны к исполнению на всей территории РФ и даже за ее пределами (если речь идет о международных перевозках).

Чтобы фиксировать исполнение требований Законодательства, транспортные средства в обязательном порядке должны быть оборудованы специальными контролирующими устройствами – тахографами . Они предназначены для фиксирования информации о скорости движения, маршруте и соблюдении водителем режима труда и отдыха.

Все правила пользования этими приборами и их обслуживания, а также категории и типа машин, на которых обязательно должны быть установлено контролирующее оборудование, зафиксированы в соответствующем приказе Министерства транспорта. Однако, несмотря на это, многие автобусы и грузовые автомобили, подлежащие оснащению тахографами, до сих пор ими не оборудованы.

В этих ситуациях, а также в случаях установки на транспортном средстве неработающего или неисправного тахографа, за несанкционированные модификации устройства или его несоответствие установленным требованиям предусмотрена административная ответственность. Она также применима к лицам, нарушающим правила эксплуатации тахографа: если они блокируют, корректируют или фальсифицируют регистрируемые данные.

При наступлении любого из вышеперечисленных случаев на нарушителей налагаются штрафы:

  • для физических лиц , непосредственно осуществляющих управление грузовиком или автобусом с неисправным тахографом или вовсе без него для перевозки людей и/или грузов, – от 1000 до 3000 рублей,
  • для должностных лиц , ответственных за установку контролирующего оборудования и проверку его исправности, – от 5000 до 10000 рублей . Чаще всего это механик или начальник гаража, отвечающий за выпуск транспорта на маршрут.

Исключение составляют случаи непредвиденного выхода прибора из строя во время поездки.



Что еще почитать