Система и источники административного права. административно-материальное и административно-процессуальное право

В процессе изучения вопросов, посвященных административному праву, студенты должны понять специфику общественных отноше­ний, регулируемых данной отраслью права. Административное право имеет свой объект регулирования, который состоит из трех основных составляющих: 1) специфических управленческих отношений, кото­рые складываются в процессе деятельности органов государственной власти; 2) управленческих отношений органов местного самоуправ­ления; 3) отношений, реализуемых общественными объединениями в части осуществления государственных функций. Таким образом, административное право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством, следователь­но, эта отрасль права относится к публичным правовым отношениям. Выполнение административных норм обеспечивается силой государ­ственного принуждения в целях регулирования деятельности орга­нов государственного управления, исполнительных органов власти, а также негосударственных органов, связанных с управлением. Госу­дарственное управление является основным видом государственной деятельности.

Источниками административного права выступают Конституция РФ, конституции субъектов в составе России, уставы субъектов РФ, конституционные законы, кодексы, федеральные законы и законы субъ­ектов РФ, постановления палат Федерального собрания, постановле­ния органов представительной власти субъектов РФ, указы и распоря­жения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, государственного управления и ана­логичных органов субъектов РФ, решения органов местного само­управления.

Понимание источников административного права приводит к пра­вильному выводу о том, что административно-правовые нормы содер­жатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах и могут быть либо посвящены непосредственно управлению, либо размещаться в нормативных актах других отраслей права. Ко­дифицированных документов по административному праву немного. Кодифицирован фактически лишь институт административной ответ­ственности. Это Кодекс об административных правонарушениях РФ, вступивший в действие на территории России с 01 июля 2002 года. Остальные источники административного права РФ - законы и подза­конные акты - являются достаточно мобильными, так как регулируют быстро изменяющиеся отношения в сфере организации общественной жизни.

Самым существенным назначением административного права яв­ляется то, что оно регулирует деятельность органов государственного управления. К ним относятся государственные органы исполнитель­ной власти, муниципальные органы местного самоуправления, пред­приятия, социально-культурные учреждения. В этих органах и уч­реждениях работают либо лица, занимающие должности внутреннего управления, либо лица, обладающие статусом государственного или муниципального служащего. Федеральный закон «О системе государ­ственной службы Российской Федерации» выделяет три главных вида государственной службы: государственная гражданская служба, го­сударственная военная служба и государственная правоохранитель­ная служба.

Государственная служба подразделяется на Федеральную государ­ственную службу и государственную службу субъектов РФ. Этот вид административной деятельности, естественным образом сопряжен­ный с другими видами права, включает в себя два основных вида: гражданскую государственную службу (непосредственно в государ­ственных органах) и милитаризованную (военную, службу в органах внутренних дел, таможенных органах, МЧС и пр.). Следует знать ос­новные подразделения государственных должностей категорий «А» и «Б», иметь представление о правах и обязанностях государствен­ных служащих.

Административное право - отрасль российской правовой системы , представляющая собой совокупность правовых норм , предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры , государственного контроля , военного управления , аппаратах ЦИК РФ, Счетной палаты и иных государственных органах , а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления, например в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (к примеру, административные комиссии, рассматривающие дела об административных правонарушениях).

Административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. Предмет административного права - общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти .

Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы - Общую (первую) и Особенную (вторую) части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы. Эта система, как учебная дисциплина, представлена в плане курса административного права.

В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны. Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

  • граждан ;
  • регламентируют порядок образования органов исполнительной власти , органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, органами местного самоуправления ; общественными объединениями, гражданами, предприятиями , организациями и т.д.;
  • определяют административно-правовой статус государственных служащих ;
  • устанавливают формы и методы государственного управления;
  • определяют способы обеспечения законности в государственном управлении;
  • регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;
  • устанавливают административную ответственность за несоблюдение норм административного и иных отраслей права;
  • регламентируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее осуществления.

Соотношение административного права с другими отраслями права

К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический прецедент (напр., постановления Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты.

Система источников административного права выглядит следующим образом:

на федеральном уровне:

а) Конституция РФ;

б) общепризнанные принципы и нормы международного права , международные договоры РФ;

в) постановления Конституционного Суда РФ;

г) федеральные конституционные законы;

д) федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ;

е) нормативные указы и распоряжения Президента РФ ;

з) нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ;

и) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 (ред. от 29.12.2008) "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается);

к) нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ);

на региональном уровне:

б) постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

в) законы субъектов РФ;

г) нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ;

д) нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

е) нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;

ж) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции;

на муниципальном (местном) уровне:

б) нормативные акты представительных органов муниципального образования;

в) нормативные акты главы муниципального образования;

г) нормативные акты местной администрации.

Наука административного права

В основу административно-правовой науки положены теоретические положения науки об управлении .

Административно-правовая наука представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Ее задачами является выявление проблем административного права, толкование административно-правовых норм , определение и исследование предмета административного права в современных условиях организации и деятельности органов исполнительной власти , разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование всей управленческой деятельности.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.

Если говорить обобщенно, то к предмету науки административного права относится научно- теоретический анализ всех вопросов, входящих в учебный курс административного права. Теоретической основой науки административного права являются философские и социологические науки, положения теории управления и общей теории права , политология, а также научные труды ученых.

Важное значение для науки административного права имеет анализ законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации, решений органов исполнительной власти .

Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно- правовой, социологический, формально-юридический, логический и другие методы исследования.

Развитие административно-правовой науки немыслимо без изучения и учета практической деятельности государственных и муниципальных органов.

Как уже отмечалось, система науки административного права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм и правовых институтов. Однако, как отмечают ученые, система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с административно-правовой наукой. Последняя не только исследует правовую сторону управления, но и многочисленные другие проблемы и отношении.

Чтобы успешно развивалась наука в целом, в том числе и административно-правовая наука, необходимы научные кадры, владеющие современными знаниями, способные объективно анализировать процессы, происходящие в стране, уметь использовать научно-обоснованные методы воздействия на процессы управления. Совершенствованию науки административного права способствует изучение истории отечественного и зарубежного опыта.

Административное право зарубежных стран

Еще одна особенность британского административного права состоит в том, что в его становлении и развитии (как и всей системы права) большую роль сыграли суды: многие его нормы установлены прецедентными решениями судов по конкретным делам, связанным с жалобами на неправомерные действия органов исполнительной власти.

  • 7. Развитие науки административного права. Разработка проблем административного права в научных трудах.
  • 8. Механизм административно-правового регулирования и его элементы.
  • 9. Особенности административно-правовых норм.
  • 10.Понятие, классификация и характерные черты административно-правовых отношений.
  • 11.Понятие, классификация и правовое положение органов исполнительной власти.
  • 12. Правительство Российской Федерации как основное звено системы федеральных органов исполнительной власти.
  • 13.Правовое положение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • 14.Общественные объединения как субъекты административного права.
  • 15.Граждане как субъекты административного права. Административно-правовой статус гражданина.
  • 16.Понятие и виды служащих, занимающих должность государственной службы.
  • 17. Президент Российской Федерации в системе органов государственной власти. Его полномочия в сфере исполнительной власти.
  • 18. Формы государственного управления. Административный договор как одна из форм государственного управления.
  • 19.Понятие и юридическое значение правовых актов управления, их классификация.
  • 20.Понятие и виды методов государственного управления.
  • 21.Убеждение и поощрение в государственном управлении.
  • 22.Понятие и классификация мер административного принуждения.
  • 23.Понятие и структура административного процесса.
  • 24.Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения.
  • 25.Понятие и виды административных производств.
  • 26. Государственный контроль и его виды. Соотношение контроля и надзора в государственном управлении.
  • 27. Формы реагирования прокуратуры на нарушения законности в государственном и муниципальном управлении.
  • 28. Понятие, содержание и характерные черты административного надзора. Виды административного надзора.
  • 29.Роль предложений, заявлений и жалоб граждан в обеспечении законности и дисциплины в государственном управлении.
  • 30. Понятие и основные признаки административного правонарушения. Виды административных правонарушений.
  • 31.Понятие состава административного правонарушения. Виды составов, их признаки.
  • 32.Понятие и особенности административной ответственности.
  • 33.Множественность административных правонарушений.
  • 34.Понятие должностного лица по административному праву. Административная ответственность должностных лиц.
  • 35.Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях, его задачи. Сроки в производстве.
  • 37.Правовая характеристика административных правонарушений в области охраны собственности: особенности юридических составов.
  • 38.Правовая характеристика административных правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике: особенности юридических составов.
  • Глава 9 КоАп рф.
  • 39.Правовая характеристика административных правонарушений на транспорте, в области дорожного движения, связи и информации: особенности юридических составов.
  • 40.Правовая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг: особенности юридических составов.
  • 44.Правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: особенности юридических составов.
  • Глава 20 КоАп рф. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
  • 45.Административное наказание в виде административного штрафа. Характеристика производства по исполнению постановления о наложении административного штрафа.
  • 46.Административное наказание в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 47.Административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 48.Административное наказание в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 49.Административное наказание в виде административного ареста. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 51. Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:
  • 52.Характеристика стадии возбуждения дела об административном правонарушении и составляющих ее этапов.
  • 53.Характеристика стадии рассмотрения производства по делам об административных правонарушениях и составляющих ее этапов.
  • 54.Характеристика стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях и составляющих её этапов.
  • 55.Характеристика стадии исполнения постановления о назначении административного наказания и составляющих ее этапов.
  • 56.Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 57.Протокол об административном правонарушении, его содержание и юридическое значение.
  • 58.Административное задержание как мера пресечения и административно-процессуального обеспечения.
  • 59.Доставление физического лица, отграничение его от административного задержания.
  • 60.Личный досмотр и досмотр вещей, их нормативное регулирование и применение в деятельности органов внутренних дел.
  • 61.Изъятие вещей и документов как мера пресечения и административно-процессуального обеспечения.
  • 62.Характеристика лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • Глава 25 КоАп рф включает в себя 14 статей и определяет круг лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
  • 63.Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
  • 64.Подведомственность в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 65.Компетенция органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
  • 66.Постановление по делу об административном правонарушении, его содержание и юридическое значение.
  • 67.Административно-правовая организация в отраслях материального производства.
  • 68.Административно-правовая организация в сфере образования и науки.
  • 69.Административно-правовая организация в сфере здравоохранения.
  • 70.Административно-правовая организация в сфере культуры.
  • 71.Административно-правовая организация в сфере социальной защиты граждан.
  • 72.Административно-правовая организация в сфере обеспечения государственной безопасности.
  • 73.Правовой режим чрезвычайного положения и его обеспечение.
  • 74.Административно-правовая организация в сфере обороны.
  • 75.Правовые основы деятельности полиции.
  • 5. Система и источники административного права.

    Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.

    Система административного права делится на общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

    В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.

    В четырех подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

    Важнейшими источниками административного права являются законы (КонституцияРоссийской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

    Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

    В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько типов: 1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) - указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей; 2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству; 3. Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации”.

    6. Административное право в правовой системе Российской Федерации. Отграничение административного права от других отраслей права.

    Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

    Сущность административного права:

    – является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;

    – нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;

    – составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

    В основе разделения отраслей права лежит предмет правового регулирования. В административном праве он включает в себя:

    – управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;

    – управленческие отношения внутриорганизационно-го характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;

    – управленческие отношения внутриорганизационно-го характера в сфере негосударственных образований.

    Воздействие административного права на общественные отношения:

    – регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

    – определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

    – устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

    Методы административного права: 1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

    3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

    4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;

    5) метод дозволения– юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

    6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

    Административное право отграничивается от других отраслей права не только по предмету регулирования (содержанию, характеру общественных отношений). В ряде случаев предмет правового регулирования может быть общим с другими отраслями права. Например, имущественные отношения регулируются как гражданским, так и административным правом. Отграничение административного права от других отраслей права осуществляется и при помощи метода правового регулирования. Гражданское праворегулирует общественные отношения, которые характеризуются равенством сторон (субъектов); административное право регулирует отношения, для которых свойственно неравенство сторон, ибо одной из сторон в административно-правовых отношениях всегда выступает государственный орган как носитель государственно-властных, административно-распорядительных полномочий.

    Однако не все отношения в сфере исполнительной власти основываются только на принципе "власть - подчинение". Существуют "горизонтальные" административно-правовые отношения, основанные на договорах, решениях, соглашениях между различными исполнительными и распорядительными органами. Отношения органов исполнительной власти и гражданина по реализации их прав также основываются на равенстве сторон.

    Административное право тесно связано с конституционным (государственным) правом, о котором шла речь в гл. 2.Конституционное право, как ведущая отрасль права, регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере устройства государственной власти, установления конституционного статуса личности, ее прав, свобод и обязанностей, а также взаимоотношения личности и государства. Оно определяет правовую основу многих институтов административного права, а последнее детализирует и дополняет нормы конституционного права, относящиеся к органам исполнительной власти, конкретизирует конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина (право на образование, здравоохранение, пользование достижениями культуры и т. п.), устанавливает механизм, процедуру их реализации.

    Административное право взаимосвязано с финансовым правом, о котором речь пойдет в гл. 7. Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности (аккумуляции и расходования финансовых средств) как конкретной разновидности экономических отношений. Административное право регулирует организационно-правовые отношения в области финансов. Оно определяет компетенцию и организацию работы финансовых органов (Министерства финансов и др.). Государственные органы управления в своей деятельности в сфере финансов используют административно-правовые формы и методы (прямого приказа, предписания, привлечения к ответственности).

    "

    Вопрос о системе источников административного права, связанный с вопросом о соотношении понятий "система источников" и "административное право". С нашей точки зрения, использование термина "административного права" всегда должен быть определенном смысле. В самом деле, этот факт делает использование термина неудобным из-за неопределенности. Тем не менее, это не означает, что применение концепции административного права в смысле совокупности источников административного права является абсолютно неправильным или некорректным. Таким образом, в широком смысле, административное право - это система источников административного права, в то время как в своем, то есть узком смысле слова - это только набор законов, содержащих нормы отрасли.

    Источники системы административного права представляют собой взаимосвязанный набор различных правовых актов, содержащих нормы административного права. Для характеристики системы должны выделить его основные элементы и определить общие принципы их взаимодействия. Система источников административного права состоит из двух основных групп правовых актов в соответствии с федеральной структурой нашего государства: федеральные, региональные и местные. Кроме того, все действия, которые являются источниками административного права (как федеральные, так и региональные, и местные) должны быть разделены на законодательные и индивидуальные договора. На фоне выбранных критериев классификации посвящена взаимосвязи между элементами системы.

    Таким образом, ст. 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что административные процедуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что в области административного права, выданного федеральными законами и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, как указано в нормативно-правовых источниках.

    Следовательно, существует ситуация, в которой субъекты Российской Федерации должны координировать позицию, своих законодательных и правоохранительных органов, правовых актов с положениями федерального законодательства. Тем не менее, это также означает, что если на совместной юрисдикции, субъект федерации имеет право осуществлять нормативно-правовое регулирование.

    В ведении Российской Федерации и ее полномочий в областях совместного ведения Федерации и субъектов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, которая включает в себя акты федеральных органов исполнительной власти по соответствующим вопросам, безусловно, необходимы для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, в рамках исполнительного правотворчества в области административного права устанавливается приоритет федеральных нормативных актов.

    Что касается соотношения законодательных и нормативных источников административного права, следует руководствоваться общим правилом, изложенной в ст. 15 Конституции, которая гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, что означает, в частности, и тот факт, что все правовые акты, принятые органами и должностными лицами, должны соответствовать Конституции и законам".

    Эти простые правила не могут спасти систему от источников проблем административного права и инцидентов, связанных, в частности, со злоупотреблением законотворчеством органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с фрагментацией и перекрывающих или противоречивых правил на разных уровнях системы, отсутствие законодательного регулирования многих вопросов, связанных с ограничением прав и свобод граждан.

    Из-за этих обстоятельств, система источников административного права должна быть улучшена.

    Также следует отметить, что система административного права в России практически не систематизирована, что затрудняет изучение источников промышленности и научных исследований в области административного права, и практической работы с правовым материалом, и в целом - определение регулируемых отраслей права. В связи с этим, вопросы систематизации и кодификации достаточно остро стоят в теории административного права.

    Причиной фрагментации административных и отраслевых источников права, на наш взгляд, являются: разнообразие сфер регулируемых нормами права, наличие административно-правового регулирования в большинстве областей общественной жизни, которые связаны в первую очередь с универсальностью инструментов правительства в целом и невозможное создание единого правового акта, или, по крайней мере, обобщающего документа; огромное количество работающих нормативно-правовых актов, содержащих нормы административного права, которые необходимо изучать и классифицировать; относительная молодость современной правовой системы Российской Федерации, которая начала свое формирование немногим более пятнадцати лет назад, что крайне мало для формирования прогрессивной правовой системы, сложности проблем федерального правительства.

    В настоящее время существует прочный фундамент для начала работы по систематизации нормативно-правовых актов административного права. Это и нормы Конституции Российской Федерации, а также некоторые правила федеральных законов, принятых по ключевым вопросам организации государственного управления. Есть три основные формы систематизации административного права: кодификации, инкорпорации и хронологическом публикации источников административного права.

    Кодификация является высшей формой систематизации административного права, что предполагает снижение административного права в кодов для различных административных и правовых институтов и ветвей власти. При принятии Кодекса практики регламентировало его введение правил могут быть изменены, коррекция, некоторые из них отменены, другие появляются вновь, и т.д.

    Кодификация как способ систематизации административного законодательства была осуществлена??в отношении одного из центральных институтов отрасли - Институт административной ответственности. В настоящее время Россия имеет в Административный кодекс.

    Кодифицированы и административно-правовые нормы в определенных секторах государственного управления.

    Тем не менее, в правовом поле являются юридические и административные регламенты, многие из которых устарели и не отвечают современным потребностям развивающихся социального организма. Следовательно, проблема кодификации все еще актуальны и насущны для административного права.

    Действие административного права - форма рационализации административного права на основе объединяющей подхода к существующего правового материала. Административное право в процессе регистрации объединено в зависимости от объема в коллекциях, собраниях, в хранилищах и т.д. Внутри них нормы классифицируются в соответствии с рубриками и темами без изменения их содержания.

    В России, нормотворчество на государственном уровне также функционирует и специализируется в систематизации правил различных отраслей права. Существует проект издания Свода законов Российской Федерации, которые должны сочетать правила отраслевых и других классификаций. Неофициальное включение административного права осуществляется учеными и преподавателями с целями простоты использования со стандартным материалом.

    Хронологические систематизации актов административного права осуществляются путем их опубликования в официальных периодических изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации, Газета нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Эта форма используется для мониторинга развития, динамики административного права, отслеживает дополнения и изменения к существующим правилам.

    Все существующие источники административного права являются неотъемлемой частью самоуправляемой системы, которая имеет право изменять многие нормы. Особенность, которая является основой в этой системе - наличие в каждой из этих существующих правил административного права.

    Часто система административных источников называется административным законодательством. Это неверно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах. Глава 2, ст. 3 Гражданского кодекса гласит: "Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним, другими федеральными законами...". Административное право следует понимать как систему законов, которые являются нормами административного права. И все существующие источники этой отрасли можно назвать систему источников административного права (СИАП). Административное право является ядром и важной частью СИАП.

    В этой первой функции SIAP резко отличает его от исходной системы права. источник административный право кодификация

    Во-вторых, ст. 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что процедуры административного права делятся между Федерацией и ее субъектами. Уточняется, эту возможность ч. 2, ст. 76 Конституции гласит: "По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, выданных федеральных законов и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации."

    В-третьих, функция SIAP - выбор источников. Она включает в себя законы и правила федеральных, региональных и муниципальных органов власти, изменения административных правовых актов и их законодательной и исполнительной, и судебной власти, и, кроме того, президент и Банк России, и генеральный прокурор. Акты всех ветвей власти являются источниками административного права.

    В-четвертых, в СИАП существует огромное количество ее источников. Это, прежде всего, из-за универсальности и других особенностей административного органа. Таким образом, большое количество федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и правоохранительных, общих и внутрипартийных норм, регулирующих государственного управления во многих сферах общественной жизни. Это легко увидеть, прочитав официальные классификаторы отраслей права, которые не разделяют "Административное право" на различные источники которые не размещаются в разделах законодательства об административных правонарушениях, гражданской службы, и в десятках других разделах классификатора. Кстати, в классификаторе также неправильно использовал термин "закон", хотя это система источников соответствующих правил, который включает в себя даже ведомственные инструкции.

    Пятый признак СИАП - его мобильность и изменчивость. В систему административного права часто вносятся изменения в новые источники, а старые источники отменяются. SIAP нестабильна из-за многих объективных факторов. По вопросу, универсальности, организации мероприятий государственного управления непосредственно влияют на экономику, политику, особенно в российских реформах, а также огромный размер системы административного права и его источники и другие. Нестабильность СИАП связана с субъективными факторами: ошибки, политические пристрастия тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права. В дополнение к СИАП многих норм, что это легко, чтобы отменить, изменить новый министр, губернатор и правительство России.

    В-шестых, SIAP, что означает, что административно-правовые нормы, не систематические.

    Большое количество источников различного законную силу, принятое в разное время - объективный факт, что негативное влияние на систематизации отраслей права. Единый административный кодекс не является и не может быть создан. Почему? Во-первых, потому, что это невозможно в одном акте поставить такое огромное количество правил, которые требуют правового регулирования и деятельности государственной администрации. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию законотворчества, а это значит, лишение административного законотворческого процесса федеральных органов исполнительной власти, Российской Федерации. Полная кодификация административного права будет означать нарушение ст. 72 Конституции России.

    Система административных регламентов должна быть улучшена.

    Основные направления этой работы:

    * улучшение качества, отношения правовых норм;

    * принять все необходимые реформы в правила;

    * усиление роли закона в регулировании прав граждан, формирования и функционирования системы государственного управления. Следует отметить, что в этом направлении в течение относительно короткого периода времени, многое было сделано;

    * пробелы в административно-правовом регулирования (путем принятия нормативных актов, регулирующих правовой статус студентов и стажеров, гражданскую альтернативную службу, и т.д.). Одним из важных аспектов проблемы СИАП для всех адвокатов - найти правильные источники.

    Все федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и административные распоряжения Правительства должны быть опубликованы в Российской газете и в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальное опубликование общих ведомственных нормативных актов в Российской газете и Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств. Кроме того, это касается многих центральных ведомственных органов (Центральный банк, Государственный таможенный комитет и др.)

    Акты федеральных судов можно найти в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также должно быть опубликовано в Российской газете и Собрание законодательства Российской Федерации.

    К сожалению, с публикацией источников административного права, не все хорошо. Не рассмотреть вопрос об официальном издании внутрипартийных ведомственных актов федеральных органов власти, регулирующих административных договоров, актов муниципальных органов власти и других источников административного права пока не стоит вопрос.

    Конечно, юристам трудно использовать большое количество газет и журналов, в которых содержатся тексты нормативных актов. В какой-то степени эти недостатки будут преодолены путем использования компьютерных версий систематизации законодательства ("Консультант Плюс", "Кодекс", "Ваше право", "Гарант" и др.), Но он не доступен для многих, кроме того тексты, извлеченные из компьютеров, не являются оригиналами. Возможно было бы полезно, чтобы опубликовать еженедельную газету на федеральном уровне, которая будет незамедлительно доводить до всей страны, официальные тексты всех федеральных агентств. Такие публикации могут установить и субъектов Федерации.

    Структура административного права в качестве одного из существенных параметров, отражающих его сущность, может быть описана традиционно – как совокупность составляющих административное право норм, объединенных в институты, подотрасли и части административного права.

    Административное право – это целостная, логически завершенная система, состоящая из правовых норм и институтов, объединенных общими предметом, методом, принципами и целью регулирования общественных отношений. Они согласуются друг с другом, опираются на единые определения, используют единую терминологию.

    Составными элементами системы административного права являются Общая и Особенная части. Каждая часть включает в себя несколько административно – правовых институтов. В состав Общей включены нормы, которые охватывают управление в целом. Они регулируют однородные общественные отношения.

    В Общую часть входят следующие группы институтов:

    Закрепляющие основы государственного управления;

    Регулирующие административно – правовой статус граждан;

    Регулирующие основы организации и административно – правовой статус органов исполнительной власти, а также государственных и негосударственных организаций;

    Регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих;

    Определяющие формы и методы государственного управления;

    Обеспечивающие законность управления.

    Нормы Особенной части действуют в пределах отдельных сфер или отраслей функционирования исполнительной власти. Она регулирует особенности государственного управления экономикой, социально – культурной и административно – политической сферами, а также особенности межотраслевого регулирования.

    Некоторые авторы выделяет третью часть системы административного права. Ее составляют нормы, предназначенные регулировать административно – юрисдикционную деятельность. Эти нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также в законодательстве субъектов РФ об административной ответственности, которое получило название «административно – деликтное право».

    Они определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение; устанавливают органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

    Административно – правовые нормы должны быть оформлены в таком виде, чтобы участники общественных отношений, которым они адресованы, могли с ними ознакомиться.

    Огромное количество административно – правовых норм объясняется многообразием источников административного права, что, в свою очередь, обусловлено многообразием нуждающихся в регулировании управленческих общественных отношений.

    К числу источников административного права относятся: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы; акты палат Федерального Собрания; постановления Правительства Российской Федерации и утверждаемые ими положения и правила; постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, издаваемые федеральными органами исполнительной власти; конституции и уставы субъектов Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты их законодательных органов; акты президентов республик в составе Российской Федерации, имеющие нормативный характер, а также утверждаемые ими положения; постановления правительств субъектов Федерации, а также утверждаемые ими положения и правила; постановления глав администраций (губернаторов) субъектов Федерации и пр.

    Наличие столь большого числа источников административного права, причем разной юридической силы, делает невозможным создание единого административного кодекса. Кодифицировать, возможно, лишь отдельные институты административного права, например институт административной ответственности.

    Что касается принципов административного права, то можно называть следующие:

    Иерархичность построения субъектов и их отношений;

    Подзаконность деятельности;

    Функционально – специализированный характер деятельности;

    Участие граждан и их объединений в государственном управлении;

    Осуществление властных полномочий профессиональным постоянно действующим аппаратом и его служащими.

    Некоторые ученые предлагают более развернутую систему принципов административного права, основанную на выделение двух категорий принципов: конституционных и организационно – функциональных. Если конституционные принципы (политико – юридические) обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах, то организационные принципы отражают механизмы построения и функционирования исполнительной власти и государственного управления, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах.

    В целом под принципами отрасли права в теории понимается совокупность основополагающих идей, представлений, умозаключений, черт и характеристик отрасли, которые лежат в основе формирования ее норм, определяют вектор правового регулирования общественных отношений, составляющих ее предмет, порядок использования приемов и способов, составляющих ее метод, характер, степень и меру вмешательства отрасли права в регулируемые ею отношения.



    Что еще почитать