Плановые работы проводимые на вл. Виды осмотров воздушной линий

Воздушная линия электропередачи (ВЛ) это устройство для передачи электроэнергии по неизолированным проводам (ВЛ 0,4-1150 кВ переменного тока и ±400-800 кВ постоянного тока), изолированным (ВЛИ 0,4 кВ) и защищенным изоляцией (ВЛЗ 6-10 кВ) проводам, расположенным на открытом воздухе и подвешенным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.), а также к стенам жилых и промышленных зданий (последнее относится только к ВЛИ 0.4 кВ).
В эксплуатацию ВЛ входят техническое обслуживание и ее ремонт.
В нормальных условиях эксплуатации ВЛ выполняют плановые работы по техническому обслуживанию и ее ремонту. В аварийных условиях - устраняют возникшие неисправности и дефекты ВЛ, снижающие их работоспособность.
Техническое обслуживание ВЛ включает в себя производство осмотров их элементов и трасс, проведение профилактических проверок и измерений, выполнение работ по устранению мелких повреждений и неисправностей. К профилактическим измерениям и проверкам на воздушных линиях относятся работы по измерениям сопротивления заземления опор и тросов, по проверке электрической прочности подвесных изоляторов, степени загнивания деревянных опор и их деталей, проверка тяжения в оттяжках опор и т.д. Дефекты, обнаруженные при осмотре и проверках, устраняются при очередном капитальном ремонте. Повреждения аварийного характера устраняются немедленно.
Все работы по техническому обслуживанию выполняют бригады службы линий ПЭС или РЭС, расположенные на участках ближе к трассам ВЛ.
Перечень работ и периодичность выполнения технического обслуживания для ВЛ 35 кВ и выше приведены в табл. 1.
Капитальный ремонт воздушных линий является основным видом работ. При капитальном ремонте выполняют работы на металлических и железобетонных опорах и их фундаментах, на деревянных опорах, на проводах и тросах, на трассах линий (расчистка от древесно-кустарниковой растительности высотой более 4 м), борьба с гололедом на проводах и опорах и т.д. В отдельных случаях заменяют дефектные опоры ВЛ. В течении одного капитального ремонта не допускается замена всех опор. В отдельных случаях разрешается для ВЛ, сооруженных на деревянных опорах и эксплуатируемых в неблагоприятных условиях (например, на заболоченных участках и т.п.), сплошная замена опор на отдельных участках ВЛ. Длина участков, на которых разрешается сплошная замена опор при очередном капитальном ремонте, не должна превышать 15% протяженности ВЛ (включая ответвления).
Общее количество заменяемых деревянных опор не должно превышать 30% от количества установленных на BЛ опор.
Таблица 1. Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании BЛ, и сроки их проведения

Сроки проведения
Примечание
Наименование работ

Осмотры ВЛ
Периодические осмотры в дневное время:
Осмотр без подъема на опоры
Верховые осмотры с выборочной проверкой состояния проводов и тросов в зажимах и дистанционных распорках
Выборочные осмотры отдельных ВЛ (или их участков), выполняемые инженерно-техническими работниками Г1ЭС (РЭС)
Осмотры ВЛ (или их участков), на которых производился капитальный ремонт, инженерно-техническими работниками ПЭС (РЭС) Внеочередные осмотры:
Не реже 1...2 раз в год
Не реже I раза в 6 лет (на ВЛ 6-10 кВ - по мере необходимости)
Не реже 1 раза в год
После каждого капитального ремонта
По графикам, утвержденным главным инженером ПЭС
При обнаружении повреждения проводов от вибрации производится сплошная проверка с выемкой проводов из поддерживающих зажимов
По решению главного инженера ПЭС, начальника службы линий, начальника РЭС

Осмотры после стихийных явлений или в условиях, которые могут привести к повреждениям ВЛ
Осмотры после автоматического отключения ВЛ действием релейной защиты
По мере необходимости
По мере необходимости
При осмотрах ВЛ
При осмотрах ВЛ
Осмотры после успешного повторного включения ВЛ Ночные осмотры
Проверки и измерения:
Проверка противопожарного состояния трассы в зоне возможных пожаров
Проверка расстояний от проводов до поверхности земли и различных объектов, до пересекаемых сооружений
Продолжение табл. 1.

Примечание
Сроки проведения
Наименование работ

Проверка положения опор Проверка и подтяжка бандажей, болтовых соединений и гаек анкерных болтов опор Выборочная проверка состояния фундаментов опор и ^-образных болтов опор на оттяжках со вскрытием грунта Проверка состояния железобетонных опор и приставок
Проверка состояния антикоррозионного покрытия металлических опор и траверс, металлических подножников и анкеров оттяжек с выборочным вскрытием грунта
Проверка загнивания деталей деревянных опор
Проверка тяжения в оттяжках опор
Проверка состояния проводов, грозозащитных тросов и контактных соединений
Проверка состояния контактных болтовых соединений проводов электрическими измерениями
Проверка изоляторов:
Проверка фарфоровых и стеклянных изоляторов всех типов
Проверка электрической прочности подвесных тарельчатых фарфоровых изоляторов
При осмотрах ВЛ Не реже I раза в 6 лет
Не реже 1 раза в 6 лет
Не реже 1 раза в 6 лет
Не реже 1 раза в 6 лет
1 раз через 3...6 лет после ввода ВЛ в эксплуатацию, далее - не реже 1 раза в 3 года, а также перед подъемом на опору или сменой деталей
Не реже 1 раза в 6 лет
При осмотрах ВЛ, после монтажа новых соединений
Не реже 1 раза в 6 лет
При осмотрах ВЛ
Сроки проверок для ВЛ 35-500 кВ в зависимости от уровня отбраковки и условий эксплуатации изоляторов устанавливаются в соответствии с приложением 6
Одновременно с верховыми осмотрами ВЛ
При применении деталей опор из некачественной древесины сроки проверки могут изменяться главным инженером ПЭС, начальником РЭС на основании опыта эксплуатации
После установки новых контактных соединений дополнительно должны быть проведены измерения их геометрических размеров (длин, диаметров)
Контактные болтовые соединения, измерения по которым показали их неудовлетворительное состояние, должны пройти ревизию
Проверка производится визуально
Проверка производится дополнительно к проверке по предыдущему пункту настоящей таблицы
Продолжение табл. 1.

Сроки проведения
Примечание
Наименование работ

Проверка заземляющих устройств опор: Проверка наличия и состояния, заземляющих проводников и их соединений с заземлителя- ми на опорах ВЛ
Измерения сопротивления заземляющих устройств опор ВЛ 110 кВ и выше с грозозащитными тросами
Выборочное измерение сопротивления заземляющих устройств железобетонных и металлических опор в населенной местности, на участках ВЛ с наиболее агрессивными, выдуваемыми или плохо проводящими грунтами
Проверка трубчатых разрядников и защитных промежутков
Отдельные работы:
Вырубка отдельных деревьев (угрожающих падением на BЛ или разрастанием в сторону ВЛ на недопустимые расстояния;, обрезка сучьев
Восстановление знаков и плакатов на отдельных опорах Замена отдельных элементов BЛ (утративших в период между очередными капитальными ремонтами нормативные характеристики), выправка отдельных опор, замена трубчатых разрядников, подтяжка болтовых соединений
При осмотрах ВЛ, после капитального ремонта или реконструкции заземляющего устройства
После обнаружения следов перекрытий или разрушений изоляторов электрической дугой
Не реже 1 раза в 12 лет
При осмотрах ВЛ
По мере необходимости
По мере необходимости
По мере необходимости
Измерения производятся в дополнение к проверке по предыдущему пункту настоящей таблицы
Измерения производятся в дополнение к проверке и измерениям по предыдущим двум пунктам настоящей таблицы, на 2% опор с заземлителями с вскрытием грунта для осмотра элементов заземлите- лей, находящихся в земле, в периоды наибольшего, просыхания грунта. Для заземляющих устройств опор ВЛ, подверженных интенсивной коррозии, по решению главного инженера ПЭС может быть установлена более частая периодичность выборочного вскрытия грунта.
Трубчатые разрядники 1 раз в 3 года должны быть сняты с опор для проверки

В тех случаях, когда проведение капитального ремонта ВЛ или ее отдельного участка экономически нецелесообразно, должны осуществляться только работы по поддержанию отдельных элементов ВЛ в состоянии, обеспечивающем ее нормальную эксплуатацию в течении соответствующего периода. К таким случаям относятся: намечаемый перенос ВЛ в связи с предстоящим строительством на одном из участков трассы предприятий, отдельных сооружений и зданий; проектируемая или предполагаемая реконструкция ВЛ и др.
Техническое обслуживание и ремонт рекомендуется выполнять комплексным методом. Он основан на принципе совмещения выполняемых работ по месту и времени. Он позволяет повысить производительность труда персонала за счет исключения непроизводительных затрат времени на подготовительно-заключительные операции к которым относятся: подготовка инструмента и материалов; организация рабочих мест; отключение и включение электроустановок; устройство переходов и переездов; повышение уровня механизации работ, связанного с концентрацией механизмов на объекте; сокращение общего времени ремонта и технического обслуживания, в том числе задержки объектов электросети в отключенном состоянии; повышение уровня технического руководства работами; улучшение организации и условий труда персонала; контроль за соблюдением мероприятий по технике безопасности; обеспечение более высокого качества работ; своевременное выявление и ликвидация дефектов оборудования при сооружении сети; более эффективное использование средств механизации, увеличив их загрузку и расширив область их применения; сокращение непроизводительных затрат времени на проезды и др.
Работы по техническому обслуживанию на ВЛ 35 кВ и выше, производимые комплексным методом или по видам работ, выполняют бригады централизованного обслуживания, организуемые в службе линий ПЭС или в РЭС.
Оптимальная зона обслуживания ВЛ такими бригадами с одной РПБ, при которой обеспечивается эффективная загрузка персонала и рациональное использование автотранспорта и технологических самоходных механизмов на основании опыта работы принята следующая: протяженность ВЛ составляет от 500 до 1500 км линий по цепям и расстояние до наиболее удаленных объектов - 40 км, а допустимая протяженность ВЛ - 200...300 км линий по цепям и наибольшее расстояние до объектов - 80...100 км.
Бригады централизованного обслуживания ПЭС обеспечивают технологическими механизмами, автотранспортом, такелажными приспособлениями, инструментом, защитными средствами, средствами связи и всем необходимым для работы (производственными и бытовыми помещениями, кладовыми, складами, мастерскими, гаражами для автомашин и механизмов, раздевалками, душевыми и др.), технической документацией и производственными инструкциями.
В целях повышения производительности труда и оптимизации трудовых затрат в бригадах электромонтеры совмещают профессии водителей автомобилей, трактористов, крановщиков, электро- и газосварщиков и др.
Объемы работ по техобслуживанию ВЛ для каждой бригады определяют на основании результатов измерений, проверок и осмотров ВЛ.
Организация капитального ремонта. Преобладающей формой капитального ремонта ВЛ 35 кВ и выше является централизованный ремонт. При централизации ремонта все работы или их главную часть выполняют специализированные ремонтные предприятия (обычно это мехколонны, выполняющие строительство новых линий в энергосистеме или специальные кооперативные организации). Бригады централизованного ремонта специализируются в работах на деревянных опорах, на проводах и тросах ВЛ, в работах по выправке железобетонных опор и на ремонте фундаментов, по замене отдельных опор и др.
По сравнению с децентрализованной формой организации капремонта преимущества централизованной формы заключаются в следующем: на ремонтном предприятии, производящем централизованный ремонт на ВЛ 35 кВ и выше, создают крупные специализированные бригады, что повышает качество работ; снижается общая численность ремонтного персонала за счет его лучшего использования в течение года; сокращаются сроки ремонта линий благодаря более совершенной организации ремонтных работ; предоставляются широкие возможности для обмена передовым опытом ремонта, внедрения прогрессивных методов труда, применения новых приспособлений и инструмента и др.
В электрических сетях лучшей формой организации работ является комплексный ремонт, представляющий собой централизованный капитальный ремонт, сочетающийся с комплексным способом выполнения работ.
Комплексный ремонт воздушных линий 35-500 кВ обычно выполняется подрядным способом на основании договора, заключаемого ПЭС с организациями, выполняющими ремонт. Объм ремонта определяется в зависимости от результатов проведенных проверок, измерений, верховых осмотров, испытаний, исследований и наблюдений.
Периодичность капитального ремонта ВЛ напряжением 35 кВ и выше на железобетонных и металлических опорах составляет не реже 1 раза в 12 лет, а на деревянных опорах - не реже 1 раза в 6 лет.
При этом все обслуживаемые линии на железобетонных и металлических опорах делят на 12 примерно равных частей, а линии на деревянных опорах - на 6 частей, и в течение одного года работы ведутся на одной из двенадцати частей линии или на одной из шести. Таким образом, через 6 лет заканчивается ремонт линий на деревянных опорах, а через 12 лет - линий на железобетонных и металлических опорах. На 7-ой год для линий на деревянных опорах и на 13-ый год для линий с железобетонными опорами работы производятся на тех же линиях, которые ремонтировались в первый год начала ремонта и т.д. В период между капремонтом на линиях выполняют работы технического обслуживания.
На ВЛ 0,4-10 кВ принята в качестве основной периодичность капремонта в 6 лет, если большую часть на BЛ составляют деревянные опоры, или 8...10 лет, если большую часть опор составляют железобетонные опоры.
В отличие от ВЛ 35 кВ и выше здесь предусмотрен текущий ремонт, выполняемый с периодичностью 3, 4 и 5 лет соответственно.
В объем текущего ремонта входят: выправка и укрепление опор, подтяжка бандажей, проверка состояния крюков и штырей, подтяжка отдельных участков проводов линий и вводов, проверка надежности соединений проводов и их контактов, проверка предохранителей и перемычек, восстановление нумерации опор и вводов, проверка габаритов линий и вводов, очистка проводов от набросов, ремонт и окраска кабельных спусков и концевых муфт, проверка состояния верхней части опор и заземляющих проводников заземлений и др. Это позволяет поддерживать сети в нормальном техническом состоянии.
Планирование и организация ремонта и технического обслуживания BЛ.
При техническом обслуживании и капитальном ремонте ВЛ 35 кВ и выше применяют один из следующих методов: комплексный, т.е. одной или несколькими бригадами, выполняющими полный объем работ на данной ВЛ (участке ВЛ) в течение возможно более короткого срока; по видам работ, т.е. специализированными бригадами, выполняющими однотипные работы на одной или нескольких параллельных ВЛ, например, замену приставок и выправку опор под напряжением, окраску металлических опор, расчистку трасс от зарослей, замену отдельных опор, работы на проводах и изолирующих подвесках и др.
Выбор метода выполнения работ определяют ИТР службы линий и территориальных производственных подразделений ПЭС (РЭС), исходя из необходимости обеспечения наиболее высокой производительности труда, лучшего использования машин и механизмов, наименьшей продолжительности отключения ВЛ, с учетом объемов выполняемых работ, состояния трассы ВЛ и оснащения средствами механизации и др.
Для планирования работ на линиях ВЛ 35 кВ и выше по техобслуживанию и капремонту необходимо подготовить определенную документацию. Перечень такой документации приведен в табл. 2, а форма паспорта воздушной линии электропередачи - в табл. 3.
Таблица 2. Перечень рекомендуемых форм документации по BЛ


Наименование документа

Требования к ведению форм

Где и кем заполняется

Куда представляется

Срок хранения

Паспорт воздушной линии электропередачи

Обязательно

В службе линий предприятия (района, участка) монтером или ИТР

Постоянно

Листок осмотра

На трассе ВЛ лицом, производящим осмотр ВЛ

В район (участок)

Ведомость (журнал) измерений загнивания деталей деревянных опор

Постоянно

Ведомость измерений болтовых соединений проводов

До следующей проверки

Ведомость проверки линейной изоляции

Ведомость проверки и измерений сопротивления заземления опор

На трассе ВЛ производителем работ (из числа линейного персонала или персонала службы грозозащиты и изоляции)

Ведомость измерений габаритов и стрел провеса провода (троса)

На трассе ВЛ производителем работ

Постоянно

Ведомость измерений тяже- ния в оттяжках опор

До следующей проверки

Журнал неисправностей ВЛ

Обязательно

В районе (участке) мастером

Постоянно

Журнал учета работ на ВЛ

Обязательно

Ведомость неисправностей, подлежащих устранению при капитальном плановом ремонте

В предприятие

Месячный план-отчет работ на ВЛ

Обязательно

Годовой план-график работ на ВЛ

Годовой план-отчет работ на ВЛ
Многолетний график капитальных (комплексных) ремонтов ВЛ

В службе линий ИТР

3 года 6 лет

В качестве исходного документа разрабатывают многолетние графики работ, которые представляют перечни всех ВЛ и годы их вывода в ремонт в соответствии с их техническим состоянием: первыми (на момент составления графика) планируют к выводу в ремонт ВЛ, имеющие по сравнению с другими более низкое техническое состояние или имеющие элементы с меньшими сроками работы (например, деревянные опоры) и др.

Работы на опорах ВЛ являются особо сложными по организации безопасных условий труда по следующим причинам: работа связана с подъемом на опоры на большую высоту; рабочие места меняются ежедневно, а иногда и несколько раз в день; электромонтажники-линейщики рассредоточиваются по рабочим местам вдоль ВЛ, находясь друг от друга на расстоянии пролета между опорами, что затрудняет контроль за безопасностью их труда; работа требует постоянного контроля за состоянием заземляющих устройств, а также постоянной проверки отсутствия напряжения в отключенных цепях ВЛ; работа связана с погодными условиями, состоянием подъездных путей и конструкцией опор.

В связи с этим от каждого члена бригады требуются внимание, строгое выполнение всех требований ТБ и неустанный контроль за своими действиями и окружающей обстановкой.

Лица, не достигшие 18-летнего возраста, к работе на ВЛ напряжением выше 1 кВ не допускаются. Все электромонтажники-линейщики обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на выполнение верхолазных работ и подтверждать присвоенную группу по ТБ на экзаменах в МУ. Вновь поступающие рабочие после медицинского освидетельствования обязаны пройти курс обучения работам на ВЛ и проверку знаний с последующим присвоением группы по электробезопасности.

Работы на ВЛ, с точки зрения мер безопасности, разбиваются на следующие пять категорий:

  • на отключенной ВЛ; на ВЛ, находящейся под напряжением; на отключенной ВЛ, но находящейся вблизи действующих линий электропередачи выше 1 кВ;
  • на отключенной цепи двухцепной линии, когда вторая цепь находится под напряжением;
  • на отключенной фазе линии, когда две другие фазы находятся под напряжением.

К работам под напряжением допускаются специально обученные и допущенные комиссией электромонтеры-линейщики, имеющие высокую квалификацию. Персоналу электромонтажных организаций категорически запрещается производить работы на ВЛ, находящихся под напряжением.

Любая работа на действующей ВЛ производится при обязательном соблюдении следующих условий;

  • на производство работы должно выдаваться распоряжение (письменно или устно) лица, уполномоченного на это;
  • работа на ВЛ должна производиться не менее чем двумя лицами, при этом одно лицо должно иметь группу по ЭБ не ниже III:
  • до начала электромонтажных работ на ВЛ должны быть выполнены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.

К организационным мероприятиям относятся: оформление работ нарядом или распоряжением; оформление допуска к работе или разрешения о возможности приступить к работе; надзор во время работы; оформление окончания работы.

Электромонтажники-линейщики имеют право приступить к работе на ВЛ только по наряду-допуску, выданному организацией, в ведении которой находится данная ВЛ. Наряд-допуск — это письменное распоряжение, определяющее состав бригады, содержание работ, подлежащих выполнению, место, время и условия производства работ, а также лиц, ответственных за безопасность работ. Если ВЛ, на которую выдан наряд-допуск, проходит по территории действующего предприятия, то бригада электромонтажников-линейщиков обязана дополнительно получить от этого предприятия акт-допуск на право работы на его территории.

Ответственными sa безопасность работ на ВЛ являются следующие лица: ответственный руководитель работ, организующий работы от электромонтажной организации; оперативный персонал предприятия, в чьем ведении находится ВЛ, выдающий наряд-допуск, отдающий распоряжение об отключении ВЛ и разрешающий приступить к работе; производитель работ, на чье имя выдается наряд-допуск, руководящий работой на месте от электромонтажной организации.

Ответственным руководителем может быть лицо из числа ИТР МУ, имеющий группу по ЭБ не ниже V. Он отвечает за возможность безопасного производства работ, выполнение всего перечня работ, достаточность квалификации лиц, назначаемых для производства работ.

Производителем работ может быть лицо из числа бригадиров или мастеров (прорабов), имеющее группу по ЭБ не ниже IV. Он отвечает за соблюдение работающими ПТБ из всех предписаний в наряде-допуске, правильную расстановку людей на рабочем месте, исправность защитных средств, имеющихся в бригаде, за приспособления и инструмент и обеспечивает непрерывный надзор за работающими.

Оперативный персонал предприятия отвечает за правильность выданного наряда-допуска, четкое выполнение всех технических мероприятий, указанных в наряде-допуске, за качество инструктажа лиц, допускаемых к работе на месте производства работ, за допуск бригады в подготовленную рабочую зону.

К техническим мероприятиям относятся: снятие напряжения с ВЛ выключателями и линейными разъединителями; заземление ВЛ с обоих концов; вывешивание плакатов на ключах выключателей и приводах линейных разъединителей «Не включать — работа на линии»; ограждение опасной зоны; вывешивание плакатов «Работать здесь», «Влезать здесь», «Заземлено» в местах, оговоренных в наряде-допуске; проверка отсутствия напряжения при допуске бригады в присутствии всех членов бригады, производителя и ответственного руководителя работ.

Проверка отсутствия напряжения производится приближением изолирующей штанги с укрепленным на ней указателем напряжения к проводам ВЛ. Проверка отсутствия напряжения в проводах ВЛ методом наброса стальной проволоки категорически запрещается.

Рис. 1. Устройство переносных заземлений;
а — трехфазное заземление; б — однофазное заземление; в — зажим для крепления заземления к проводу; г — зажин для крепления заземления к заземлителю; 1 — зажим для крепленая к проводу; 2 — гибкий медный провод; 3 — зажим для крепления к заземлителю

Заземление фаз ВЛ осуществляется путем наложения и закрепления на проводах ВЛ переносных заземлений. На рис. 1 показано устройство переносного заземления. При наложении заземления сначала присоединяется заземляющий проводник к заземлителю (деревянной или железобетонной опоры) или заземленным частям металлической опоры и только после этого разрешается накладывать и закреплять зажимы переносного заземления на проводах ВЛ. Эту операцию обязан выполнять оперативный персонал предприятия-заказчика. Искусственные заземлители устраиваются путем забивки в землю металлического стержня (лома) или ввертывания специального бура на глубину 0,5—1 м.

Запрещается применять для заземления и закорачивания проводов В Л каких-либо проводников, не предназначенных специально для этих целей.

При отсутствии видимого заземления проводов ВЛ на месте производства работ категорически запрещается влезать на опору, работать на проводах и на гирляндах изоляторов.

Наиболее производительным и более безопасным способом подъема рабочих для выполнения работ на высоте является подъем с помощью специальных подъемных устройств, автовышки, автогидроподъемника и т.п. В полевых условиях рекомендуется применять подъемные устройства, смонтированные на тракторах. На рис. 2 показано специальное подъемное устройство, смонтированное на базе колесного трактора. Все работы на опорах ВЛ относятся к верхолазным, поэтому при обеспечении безопасности работающих на опорах, гирляндах, проводах и грозозащитных тросах необходимо строго выполнять ПТБ и нормативные рекомендации.

Рис. 2. Шарнирно рычажная вышка, смонтированная на тракторе.

При наличии факторов, запрещающих или ограничивающих применение механизированных подъемных средств (автовышки, автогидроподъемники), или при отсутствии этих машин и механизмов следует использовать простейшие средства для подъема на высоту по опоре ВЛ. В настоящее время разработаны легкие переносные приспособления, обеспечивающие возможность безопасного подъема рабочих на опоры и производство работ как на самих опорах, так и на оттяжках опор, на проводах и грозозащитных тросах. К таким приспособлениям относят лестницы, люльки различной конструкции, а также монтерские когти, когти-лазы и т. п.

Для подъема на металлическую опору разрешается использовать конструкцию опоры, вследствие этого заводы изготовляют на опорах высотой более 20 м специальные лестницы или ступеньки, а на опорах высотой до 20 м ступеньки выполняют только в том случае, если наклон уголков решетки свыше 30° и при расстоянии между точками крепления решетки к поясам более 0,6 м.

Для подъема на железобетонную центрифугированную опору круглого сечения следует применять специальные тросовые лазы и навесные лестницы. На рис. 3 показано применение навесных лестниц для подъема на нижнюю траверсу конической железобетонной опоры, а на рис. 4 — подвесные лестницы для подъема до верхней траверсы и тросостойки.

Рис, 3. Лестница для подъема на нижнюю траверсу конической железобетонной опоры ВЛ 35—110 кВ;
а — схема; б — установка лестницы; 1 — промежуточная или верхняя секции; 2 — нижняя секция; 3 — хомут: 4 — стопор

Рис. 4. Подвесные лестницы для подъема до верхней траверсы и тросостойки железобетонной опоры ВЛ 35—110 кВ: а — схема лестницы; б. в — конструкции лестниц

Для подъема на железобетонные вибрированные опоры применяют когти-лазы различных конструкций. Очень удобны в работе когти-лазы Ярославского электромеханического завода Главсельэлектросетьстроя для подъема на опоры двутаврового и трапецеидального сечения, которые показаны на рис. 5.

Рис. 5. Когти-лазы Главсельэлектросетьстроя:
1 — упор; 2 — скоба; 3— пластина ВК-8; 4— держатель пластины; 5 — подножка; 6 — ребро жесткости; 7 —пряжка; 8 — задний упор; 9 — ремень для закрепления когтей

Но одной из лучших конструкций когтей для подъема на вибрированные железобетонные опоры является конструкция универсальных раздвижных когтей-лазов для опор двутаврового и прямоугольного сечения, которые показаны на рис. 6. Для подъема на деревянные опоры следует применять монтерские когти, показанные на рис. 7. В табл. 1 приведены технические характеристики монтерских когтей.

Рис. 6. Когти-лазы:
1 — ступень; 2 — направляющая; 3 — болт, фиксирующий положение крюка; 4 — крюк: 6 — шипы; А — раствор когтя, установленный по размеру опоры: а — угол (30—46°) между плоскостью ступени и осью крюка

Рис. 7. Когти монтерские для подъема на деревянные опоры ВЛ:
1 — серповидная часть когтя; 2 — шипы; 3 — подножка; 4 — проушины для ремней

Перед подъемом на опору при помощи когтей необходимо предварительно убедиться в прочности закрепления опоры в грунте или железобетонном стакане. На вновь установленную опору без разрешения производителя работ подъем категорически запрещается. Производить работы на железобетонных и деревянных опорах разрешается, только стоя на двух когтях и застропившись к опоре стропом (цепью) предохранительного пояса.

Таблица 1. Размеры монтерских когтей для деревянных опор


Нормируемые размеры и масса когтей (рис. 6)
Номер когтей
1 2 3
Диаметр опоры, соответствующий номеру когтей, мм 140—245 220-315 300—415
Раствор когтя L, мм 245 315 415
Подъем когтя Н, мм 128 160 185
Размеры серповидной части:
раствор серпа, мм 292 362 462
радиус изгиба R, мм 145 180 227
угол β, град 63 56 60
отрезки, мм:
l2 100 100 130
l3 81 90 130
Длина и ширина подножки
(l4XB), мм:
малой 230x115
большой 250X125
Масса, кг 3 3,2 3,6

Примечания: 1. К п. 1. Когти изготовляют трех размеров для подъема на опоры резного диаметра, причем каждый из номеров когтей изготовляется с большой или малой подножкой. Когти предназначены для подъема на деревянные опоры, в том числе имеющие железобетонные пасынка.

Каждый коготь рассчитан на рабочую нагрузку 1370 Н (140 кгс).

Серповидная часть когтя должна изготовляться из цельного куска стали марки 40Х с последующей термообработкой до твердости HRG 32—38.

Подножке изготовляется из отштампованных деталей марки СтЗСП путем сварки. Они должны быть покрыты битумным лаком.

Б. Шипы иаготовляются из стали. Конус шипа на высоту не менее 7 мм должен иметь твердость HRG 60—64. Часть шипа с нарезкой не должна подвергаться термообработке. Шипы должны иметь следующие размеры (рис. 8), мм:

Форма и основные размеры ремней для крепления когтя к ноге должны соответствовать приведенным на рис. 11. Ремни должны быть двухслойными: нижний слой из сыромятной кожи, верхний — из юфти шорно-сыромятной или хрома свиного. Кожа должна быть пропитана жиром и вытянута. Толщина готовых ремней должна быть не менее 3 мм. Ремни должны быть прошиты машинной строчкой льняными дратвенными или другими нитками, равноценными по прочности.

Когти должны быть механически прочными и выдерживать статическую нагрузку 1765 Н (180 кгс) без остаточной деформации.

Срок службы монтерских когтей, кроме шипов, 6 лет.

Для испытания когтей статической нагрузкой их укрепляют в рабочем положении на деревянном столбе диаметром, соответствующим размерам когтей. Испытательную нагрузку прикладывают в течение б мин непосредственно на крепежные ремни так, чтобы ось нагрузки проходила через центр подножки. Остаточные деформации после снятия статической нагрузки не допускаются.

Рис. 10. Шипы для когтей

Рис. 11. Ремни для крепления когтя к ноге:
1 — ремень для затягивания ноги поверх ступня; 2 — ремень без пряжки для затягивания ноги; 3 — ремень с пряжкой для затягивания пятка нога; шлевка ременная неподвижная; в шлевка ременная подвижная

Перед подъемом на деревянную опору обязательно нужно проверить, что загнивание комлевой части не превышает допустимой нормы, а если опора стоит на пасынках, следует проверить надежность ее соединения с железобетонным пасынком.

Перед подъемом на опору производитель работ обязан проверить исправность применяемых лестниц, предохранительных поясов, когтей, ремней и убедиться, что срок периодического испытания их (по клейму) не истек и они пригодны к применению в работе.

Лестницы необходимо закреплять на опоре во всех опорных точках, предусмотренных конструкцией. При подъеме на опору запрещается брать с собой арматуру, оборудование и материалы. Любые грузы, в том числе и инструменты, приспособления и мелкие детали разрешается поднимать только при помощи специального (пенькового, капронового или хлопчатобумажного) каната через блок, установленный на опоре (траверсе). Поднимают груз рабочие, стоящие на земле и наблюдающие за работой на высоте. Поднявшись на опору, электромонтер-линейщик может приступить к работе только после принятия устойчивого положения на когтях и надежного закрепления цепью (стропом) предохранительного пояса за стойку опоры поверх траверсы. При работе на высоте с люльки телескопической вышки или автогидроподъемника цепь предохранительного пояса обязательно пристегивают к ограждению люльки. Пояс должен быть застегнут на все ремни.

При перемещении автовышки или гидроподъемника от одной опоры к другой электромонтеру-линейщику запрещается находиться в люльке. Нельзя находиться под опорой, на которой производится работа. Личный инструмент электромонтера-линейщика при работе на опоре, проводах или гирляндах должен находиться в специальной сумке для того, чтобы не допустить его падения вниз. Запрещается хранить инструмент в карманах спецодежды даже временно. Запрещается влезать на анкерную опору и находиться на ней во время монтажа проводов со стороны натянутого провода, а также влезать на угловые опоры и работать на них со стороны внутреннего угла проводов. При демонтаже проводов запрещается снимать сразу все провода с опоры: их следует демонтировать по одному, последовательно друг за другом. Для предупреждения падения рабочего вместе с опорой при снятии двух последних проводов опору следует укрепить с трех-четырех сторон временными оттяжками или упорами, одновременно необходимо также укрепить две соседние опоры. Демонтаж проводов при замене опор следует начинать с нижнего провода, а монтаж на вновь установленную опору — с верхнего. При перекладке проводов рабочий должен стоять обоими когтями на новой опоре. Стоять одним когтем на старой опоре, а другим на новой запрещается.

На ВЛ допускается перемещение электромонтеров- линейщиков по проводам сечением не менее 240 мм2 и по тросам сечением не менее 70 мма. При перемещении по расщепленным проводам и тросам строп предохранительного пояса должен быть закреплен за этот провод, а в случае пользования специальной тележкой — за тележку. В темное время суток перемещение по проводам строго запрещается. Работу на опорах ВЛ, проходящей параллельно действующей ВЛ, производить запрещается, так как во время монтажных работ возможно опасное сближение проводов или опор монтируемой ВЛ с проводами действующей ВЛ.

Влезать на опору без предохранительного пояса и работать на траверсе без его закрепления запрещается. При подъеме на опору прикреплять к предохранительному поясу конец такелажного троса или веревки не разрешается, для этой цели следует пользоваться капроновым шнуром, который всегда должен находиться в сумке у электромонтера-линейщика. Чтобы поднять груз (конец троса или веревки, инструмент и т.п.), необходимо один конец капронового шнура прикрепить к элементам опоры, а второй конец опустить вниз (лучше через блок, закрепленный на траверсе) для привязывания груза. Демонтированные такелажные тросы и приспособления сбрасывать с опоры запрещается. Их спуск осуществляется с помощью веревки и блочка, при этом рабочие, находящиеся внизу, должны предупреждаться о необходимости удаления в безопасную зону. Опасной зоной принято считать площадь круга радиусом, равным 1/3 высоты опоры. В опасной зоне запрещается размещать временные сооружения, передвижные вагончики, площадки складов и людей.

Запрещается влезать на опору по стреле грузоподъемного крана для снятия такелажных приспособлений или выполнения каких-либо других операций на высоте. Для подъема рабочего на высоту опоры ВЛ или контактной сети служат стационарные, закрепленные на опорах лестницы или специальные монтажные лестницы, устанавливаемые на опорах на период монтажных работ.

Автовышки, автогидроподъемники и специальные мастерские с автобашнями обладают большим преимуществом перед другими средствами подмащивания в обеспечении безопасных условий труда электролинейщиков и электромонтажников при монтаже проводов ВЛ и контактной сети городского электротранспорта. Они мобильны, маневренны и обеспечивают при максимальной безопасности работающих высокую производительность их труда. Работа с люльки автовышки и Гидроподъемника разрешается только при условии надежного крепления ее к траверсе или стойке опоры.

Для безопасной установки дистанционных распорок на проводах ВЛ применяются монтажные тележки. К работе с такой тележки допускаются электромонтеры-линейщики, обученные практической езде на тележках по проводам ВЛ и сдавшие экзамен по правилам пользования тележкой.

Посадка рабочего в монтажную тележку разрешается только после окончательной ее установки на провода ВЛ. После посадки в тележку рабочий обязан страховаться за два провода. При передвижении тележки по проводам электромонтер обязан одеть рукавицы. Вылезать из монтажной тележки в пролете запрещается.

Техническое обслуживание воздушных линий электропередачи (ВЛ) включает проведение осмотров (различных видов), выполнение профилактических проверок и измерений, устранение мелких неисправностей.

Осмотры ВЛ подразделяются на периодические и внеочередные. В свою очередь периодические осмотры делятся на дневные, ночные, верховые и контрольные.

Дневные осмотры (основной вид осмотров) проводятся 1 раз в месяц. При этом состояние элементов ВЛ, в бинокль осматриваются верхние элементы линии. Ночные осмотры выполняют для проверки состояния контактных соединений и уличного освещения.

При проведении верховых осмотров ВЛ отключается и заземляется, проверяется крепление изоляторов и арматуры, состояние проводов, натяжение оттяжек и т. д. Ночные и верховые осмотры планируются по мере необходимости.

Контрольные осмотры отдельных участков линии осуществляет инженерно-технический персонал 1 раз в год с целью проверки качества работы электромонтеров, оценки состояния трассы, выполнения противоаварийных мероприятий.

Внеочередные осмотры проводятся после аварий, бурь, оползней, сильных морозов (ниже 40 о С) и других стихийных бедствий.

Перечень работ, проводимых при техническом обслуживании воздушных линий электропередачи включает:

    проверку состояния трассы (наличие под проводами посторонних предметов и случайных строений, противопожарное состояние трассы, отклонение опор, перекосы элементов и др.);

    оценку состояния проводов (наличие обрывов и оплавлений отдельных проволок, наличие набросов, величина стрелы провеса и др.);

    осмотр опор и стоек (состояние опор, наличие плакатов, целостность заземления);

    контроль состояния изоляторов, коммутационной аппаратуры, кабельных муфт на спусках, разрядников.

Проверка состояния трассы ВЛ

При осмотре трассы ВЛ электромонтер проверяет , просеку, разрывы.

Охранная зона L определяется прямыми 1 (рис. 1), отстоящими от проекции крайних проводов 2 на расстояние 1, которое зависит от номинального значения напряжения ВЛ (для ВЛ до 20 кВ включительно 1 = 10 м).


Рис. 1. Охранная зона

Просеки устраиваются при прохождении линии в лесных массивах и зеленых насаждениях. При этом ширина просеки (рис. 2) С = А+6м при h4м, где С - нормируемая ширина просеки, А - расстояние между крайними проводами, h - высота деревьев.


Рис. 2. Определение ширины просеки

В парках и заповедниках ширину просеки разрешается уменьшать, а в фруктовых садах при высоте деревьев до 4 м вырубка просеки необязательна.

Разрыв определяется расстоянием по горизонтали от крайних проводов линии при их наибольшем отклонении до ближайших выступающих частей здания или сооружения. Для ВЛ до 20 кВ разрыв должен быть не менее 2 м.

В охранной зоне запрещается размещение стогов сена и соломы, лесоматериалов и других горючих веществ, т. к. при воспламенении может произойти замыкание на землю. Вблизи проводов и опор запрещаются земляные работы, прокладка коммуникаций, дорог и т. д.

При прохождении ВЛ с деревянными опорами в местах, где возможны низовые пожары, вокруг каждой опоры в радиусе 2 м земля должна быть очищена от травы и кустарников или же применены железобетонные приставки.

Практика эксплуатации воздушных линий электропередачи показывает, что часто причиной аварий являются нарушения правил охраны линий и неправильные действия населения (набросы на провода посторонних предметов, влезания на опоры, запуск змеев, пользование в охранной зоне длинными жердями и т. п.). Аварийные ситуации могут возникнуть также при проезде автокранов, автовышек и другой техники высотой более 4,5 м под линиями электропередачи вне дорог.

При выполнении работ вблизи ВЛ с использованием механизмов расстояние от их выдвижных частей до проводов должно быть не менее 1,5 м. При пересечении дороги с ВЛ с обеих сторон устанавливаются сигнальные знаки с указанием допустимой высоты для транспорта с грузом.

Руководство организации, эксплуатирующей сети, должно проводить разъяснительную работу с производственным персоналом об особенностях работы вблизи воздушных линий электропередачи, а также среди населения о недопустимости нарушений правил охраны линий.

Проверка положения опор

При осмотре трассы ВЛ контролируется степень отклонения опор сверх допустимых норм от вертикального положения, вдоль и поперек линии. Причинами отклонения могут быть осадка грунта у основания опоры, неправильная установка ее, слабое крепление в местах сопряжения деталей, ослабление оттяжек и др. Наклон опоры создает дополнительное напряжение от собственного веса в опасных сечениях у земли и может привести к нарушению механической прочности.

Отклонение вертикальных частей опоры от нормального положения проверяют по отвесу (рис. 3) или с помощью геодезических приборов. Изменение положения горизонтальных частей проверяют на глаз (рис. 4) или с помощью теодолита.

Рис. 3. Определение положения опор

Рис. 4. Определение положения траверсы

При определении наклона по отвесу необходимо отойти от опоры на такое расстояние, чтобы нить отвеса проектировалась на вершине опоры. Наблюдая за нитью отвеса у поверхности земли, замечают какой-либо предмет. Замерив расстояние от него до оси основания опоры, определяют величину наклона. Более точные результаты при замерах получают с использованием специальных геодезических приборов.

Проверка состояния опор

При осмотрах железобетонных опор основное внимание должно быть уделено выявлению видимых дефектов. К таким дефектам относятся плохое сцепление арматуры с бетоном, односторонний сдвиг арматурного каркаса относительно оси ствола опоры.

В любом случае толщина защитной стенки бетона должна быть не менее 10 мм. Особенно тщательно обследуются трещины, так как при дальнейшей эксплуатации они приводят к коррозии арматуры и разрушению бетона преимущественно на уровне грунтовых вод. Для железобетонных опор допускается наличие не более 6 кольцевых трещин на один погонный метр шириной до 0,2 мм.

Следует иметь ввиду, что крен железобетонных опор вдоль и поперек линии способствует усилению трещинообразования, так как вследствие большого веса опоры вероятность перенапряжения ее увеличивается. Важна также правильная заделка опоры.

Плохая засыпка и трамбовка котлована способствует крену опоры, и она может сломаться. Поэтому в первый и второй годы после приемки в эксплуатацию особенно тщательно осматривают опоры и своевременно проводят их правку.

Механические повреждения железобетонных опор возможны при неправильной организации монтажных и восстановительных работ, а также при случайных наездах транспортных средств.

Главным недостатком деревянных опор является . Процесс разрушения дерева идет наиболее интенсивно при температуре порядка +20°С, влажности дерева 25 - 30 % и достаточном доступе кислорода. Наиболее быстро разрушаемые места - приставки у поверхности земли, стойки в торцевой части и в местах сочленения с пасынком и траверсой.

Основным средством борьбы с поражением древесины является пропитка материала опор антисептиками. При обслуживании воздушных линий электропередачи степень загнивания древесины деталей опор периодически контролируется. При этом определяются места загнивания и замеряется глубина распространения гнили.

В сухую и неморозную погоду опору простукивают для установления загнивания сердцевины. Чистый и звонкий звук характеризует здоровую древесину, глухой звук указывает на наличие загнивания.

Для проверки загнивания приставок их раскапывают на глубину 0,5 м. Величина загнивания определяется в наиболее опасных местах - на расстоянии 0,2 - 0,3 м ниже и выше уровня грунта. Измерения проводят прокалыванием деревянной опоры с фиксацией прилагаемого усилия. Опора считается здоровой, если на прокол первых слоев требуется приложить усилие, превышающее 300 Н.

Глубина загнивания определяется как среднее арифметическое трех измерений. Пораженный участок не должен превышать 5 см при диаметре опоры 20 - 25 см, 6 см при диаметре 25 - 30 см и 8 см при диаметре более 30 см.

В случае отсутствия прибора можно использовать обычный буравчик. В этом случае глубину загнивания определяют по внешнему виду стружки.

Для неразрушающего контроля наличия загнивания в деталях древесины опор в последнее время используется определитель загнивания. Этот прибор работает на принципе фиксации изменения ультразвуковых колебаний при прохождении через древесину. Индикатор прибора имеет три сектора - зеленый, желтый, красный, соответственно для определения отсутствия загнивания, незначительного и сильного загнивания.

В здоровой древесине колебания распространяются практически без затухания, а в пораженной части происходит частичное поглощение колебаний. Определитель состоит из излучателя и приемника, который прижимается к контролируемой древесине с противоположной стороны. С помощью определителя загнивания можно ориентировочно определить состояние древесины, в частности, для принятия решения о подъеме на опору для производства работ.

По завершению контроля, если делалось отверстие в древесине, оно закрывается антисептиком.

На ВЛ с деревянными опорами, кроме загнивания, может иметь место возгорание опор от действия токов утечки при загрязнениях и дефектах изоляторов.

Проверка проводов и тросов

После возникновения первых повреждений жил в проводе нагрузка на каждую из оставшихся возрастает, что ускоряет процесс их дальнейшего разрушения вплоть до обрыва.

При обрыве жил более 17 % общего сечения устанавливается ремонтная муфта или бандаж. Наложение бандажа в месте обрыва жил препятствует дальнейшему расплетению провода, однако при этом не восстанавливается механическая прочность.

Ремонтная муфта обеспечивает прочность до 90 % от прочности целого провода. При большем числе оборванных жил прибегают к установке соединителя.

Нормируют расстояние между проводами, а также между проводами и землей, проводами и любыми другими устройствами и сооружениями, находящимися в зоне трассы ВЛ. Так, расстояние от проводов до земли ВЛ 10 кВ должно быть 6 м (в труднодоступной местности - 5 м), до полотна шоссейной дороги - 7 м, до проводов связи и сигнализации - 2 м.

Замеры габаритов производятся при приемосдаточных испытаниях, а также в процессе эксплуатации при появлении новых пересечений и сооружений, при замене опор, изоляторов и арматуры.

Важной характеристикой, позволяющей контролировать изменение , является стрела провеса провода. Под стрелой провеса понимают расстояние по вертикали от наинизшей точки провеса провода в пролете до условной прямой линии, проходящей на уровне высоты подвеса провода.

Для измерения габаритов используются геодезические угломерные приборы, например, теодолит и штанги. Работа может выполняться под напряжением (используются изолирующие штанги) и со снятием напряжения.

При работе со штангой один из электромонтеров касается провода ВЛ концом штанги, другой замеряет расстояние до штанги. Проверка стрелы провеса может производиться путем глазомерного визирования. Для этого на двух смежных опорах закрепляются рейки.

Наблюдатель находится на одной из опор в таком положении, чтобы его глаза были на уровне рейки, вторая рейка перемещается по опоре до тех пор, пока низшая точка провисания не будет находиться на прямой, соединяющей обе визирные рейки.

Стрела провеса определяется как среднее арифметическое расстояние от точек подвеса проводов до каждой рейки. Габариты ВЛ должны удовлетворять требованиям ПУЭ. Фактическая стрела провеса не должна отличаться от проектной более чем на 5 %.

При измерениях учитывается температура окружающей среды. Фактические величины замеров приводятся к данным при температуре, обеспечивающей максимальное значение стрелы провеса, с помощью специальных таблиц. Измерение габаритов не рекомендуется проводить при ветре более 8 м/с.

Проверка состояния изоляторов

Анализ работы воздушных линий электропередачи показывает, что около 30 % повреждений ВЛ связано с отказами изоляторов . Причины выхода из строя разнообразны. Сравнительно часто имеет место перекрытие изоляторов во время грозы из-за потери электрической прочности нескольких элементов в гирлянде, при повышенных механических усилиях из-за гололеда и пляски проводов. Способствуют процессу загрязнения изоляторов плохие погодные условия. При перекрытии может происходить повреждение и даже разрушение изоляторов.

В процессе эксплуатации часто наблюдаются случаи появления кольцевых трещин на изоляторах из-за неправильной заделки и температурных перенапряжений от действия прямых солнечных лучей.

При внешнем осмотре проверяется состояние фарфора, наличие трещин, сколов, повреждений и загрязнений. Изоляторы признаются дефектными, если трещины, сколы занимают 25 % поверхности, оплавлена и обожжена глазурь, наблюдается стойкое загрязнение поверхности.

Для контроля исправности изоляторов разработаны достаточно простые и надежные методы.

Простейшим методом обнаружения пробитого изолятора является проверка наличия напряжения на каждом элементе гирлянды . Используется штанга длиной 2,5 - 3 м с металлическим наконечником в виде вилки. При проверке одним концом вилки касаются шапки одного изолятора, а другим соседнего. Если при отводе конца вилки от шапки искра не возникает - изолятор пробит. К этой работе допускаются специально обученные электромонтеры.

Более точный метод - измерение напряжения, приходящегося на изолятор . Изолирующая штанга имеет на конце разрядник с регулируемым воздушным промежутком. Накладывая вилку штанги на металлические шапки изоляторов, добиваются разряда. Величина промежутка указывает на значение напряжения пробоя. Отсутствие пробоя свидетельствует о неисправности изолятора.

На ВЛ со снятым напряжением для контроля состояния изоляторов проводят измерение сопротивления изоляции мегаомметром напряжением 2500 В. Сопротивление каждого изолятора не должно быть менее 300 МОм.

Для крепления проводов и изоляторов используется различная арматура: скобы, серьги, ушки, коромысла и т. д. Основная причина повреждения арматуры - коррозия. При наличии в атмосфере агрессивных компонентов процесс коррозии ускоряется. Арматура может также разрушаться за счет сплавления при перекрытии гирлянды изоляторов.

Эксплуатация воздушных линий включает: приемку в эксплуатацию, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, охрану, профилактические измерения и испытания.

Техническое обслуживание ВЛ осуществляется в виде осмотров. При эксплуатации ВЛ проводятся их периодические и внеочередные осмотры. Графики периодических осмотров утверждает лицо, ответственное за электрохозяйство. Периодичность осмотров не реже 1 раза в 6 месяцев (по ППРЭсх – 1 раз в месяц). Верховые осмотры проводят по мере необходимости, а для ВЛ 35 кВ и выше - не менее 1 раза в 6 лет. Внеочередные осмотры ВЛ производят при наступлении ледохода и разлива рек, пожарах в зоне трассы, после сильных бурь, ураганов, морозов и других стихийных бедствий. При осмотрах линий и вводов электромонтеры должны обращать внимание на следующие:

1.Наличие ожогов, трещин и боя изоляторов, обрывов и оплавления жил проводов, целость вязок, регулировку проводов;

2.Состояние опор и крен их вдоль или поперек линий, целость бандажей и заземляющих устройств, наличие нумерации и плакатов безопасности;

3.Сотояние соединений, наличие набросов и касания проводами ветвей деревьев;

4.Состояние вводных ответвлений и предохранителей;

5.Состояние концевых кабельных муфт и спусков;

6.Состояние трассы.

При осмотрах следует подтягивать бандажи, подкручивать гайки, болтовые соединения бандажей без подъема на опору, восстанавливать нумерацию опор и т.п.

Повреждения и неисправности аварийного характера необходимо устранять немедленно.

ИТР должны проводить выборочные контрольные осмотры 1 раз в год для оценки состояния элементов трассы ВЛ, проверки противоаварийных и других мероприятиий в целях контроля работы персонала, обслуживающего ВЛ.

Дефекты, обнаруженные при осмотре ВЛ и профилактических проверках и измерениях, отмечают в журнале (карточке) дефектов и в зависимости от их характера устраняют немедленно либо во время планового (непланового) технического обслуживания или капитального ремонта ВЛ.

Ночные осмотры проводят в темное время суток с целью определения неисправных осветительных приборов, возможных пробоев и утечек тока, локальных перегревов.

Проверка заземляющих устройств. При проверке заземляющих устройств выборочно вскрывают грунт, определяют глубину заложения устройства (не менее 0,5 м, а на пахотной зем­ле - 1 м) и габаритные размеры стальных заземлителей и заземляющих проводников. Диаметр круглых заземлителей и заземляющих проводников должен быть не менее 6 мм, а для прямоугольных площадь сечения не менее 48 мм 2 . Сопротивление заземляющих устройств следует измерять в периоды наименьшей проводимости почвы: летом - при наибольшем просыхании почвы, зимой - при наибольшем промерза­нии. Сопротивления заземляющих устройств измеряют специальными приборами типа МС-07 и М-416. При этом питающее электроуста­новку напряжение (рис. 5.1) долж­но быть отключено. Для надежной работы плавких вставок предохранителей и от­ключения автоматов при одно­фазном замыкании в конце линии сопротивление петли «фаза - нуль» должно быть таким, чтобы возникший ток короткого замыкания превышал в 3 раза номинальный ток плавкой вставки и в 1,25... 1,4 раза ток отключения мгновенного расцепителя автомата. Для изме­рения этого сопротивления без отключения питающего напря­жения используют специальные приборы типа М-417, ИПЗ-2М, ИТК.-1, прибор «Латвэнерго».

Рис. 5.1. Схема измерения сопротивления заземления опоры прибором М-416:1-спуск к заземляющему устройству; 2-потенциальный зонд; 3-токовый зонд.

Для этих целей также применяют безразрывный измеритель сопротивления растеканию тока в землю (ИСЗ) с заземлителей электроустановок, работающих в электрических сетях 220/380 В с глухим заземлением нейтрали. В качестве источника тока в за­земляющих устройствах и цепях зануления используют электри­ческую сеть или падение напряжения в нейтральном проводе. Кроме того, при помощи ИСЗ можно измерять значение тока в заземляющем проводнике, что обеспечивает контроль целост­ности зануляющей цепи электроустановки. ИСЗ также опреде­ляют токи в нулевых проводах для разделения их на токоведущие и защитные электрические цепи при монтаже и наладке систем защитного отключения (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Схема включения прибора ИСЗ для измерения

фазные и нулевой провод электрической цепи 0,4 кВ; РТТ- высокочувчтвительный разъемный трансформатор тока; ХТ-штепсельный разъем для присоединения РТТ к измерительному блоку ИСЗ; ЭНП-электрод нулевого потенциала; З-повторный заземлитель нулевого провода на вводе в производственное помещение; I з -ток, стекающий с нулевого провода электрической сети в землю через заземлитель З; СП-соединительный проводник ЭНП.

Принцип работы ИСЗ основан на измерении естественного тока в проводнике, соединяющем нулевой провод с заземлителем, и его электрического потенциала (см. рис. 5.2). За счет разности электрических потенциалов на нейтральном проводе через каждый повторный искусственный или естественный за­землитель всегда стекает ток от нулевого провода сети в землю и через заземлитель трансформаторной подстанции (ТП) к ней­трали устройства питающего электрическую сеть. Таким образом, последо­вательно соединенные повторный заземлитель и заземлитель нейтрали ТП подключены параллельно нулевому проводу сети. По этим ветвям и распределяется в соответствии с их проводимостями ток нейтрали ТП. Измеряя естественный ток заземлителя и электрический потенциал, по закону Ома определяют сопротивление растеканию тока в землю с испытуемого заземлителя. ИСЗ позволяет измерять токи от 100 мА до 10 А и со­противления от 0,1 до 10 Ом.

Чтобы раньше обнаружить неисправности, представляющие угрозу для нормальной эксплуатации ВЛ, а также предупредить развитие возникших неисправностей, воздушные линии систематически осматривают электромонтеры и инженерно-технический персонал. Осмотры бывают периодические и внеочередные, осмотры с земли и так называемые верховые осмотры. Производятся осмотры пешком, а также с использованием транспортных средств, в том числе самолетов и вертолетов.

В каком случае и как часто нужно проводить осмотры?

Периодические осмотры ВЛ проводятся по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя. Сроки периодических осмотров воздушных линий зависят от местных условий, назначения ВЛ, вероятности повреждения, а также состояния окружающей среды (степень загрязнения, влажность среды и т.п.). В соответствии с ТКП 181-2009 периодичность осмотров каждой ВЛ по всей длине должна быть не реже 1 раза в год. Кроме того, не реже 1 раза в год административно-технический персонал должен проводить выборочные осмотры отдельных участков линий, включая все участки ВЛ, подлежащие ремонту, по утвержденному графику.

Внеочередные осмотры ВЛ или их участков должны проводиться при образовании на проводах и тросах гололеда, при «пляске проводов», во время ледохода и разлива рек, при пожарах в зоне трассы ВЛ, после сильных бурь, ураганов и других стихийных бедствий, а также после отключения ВЛ релейной защитой и неуспешного автоматического повторного включения, а после успешного повторного включения – по мере необходимости.

Осмотры ВЛ, которые производят с земли, не позволяют выявить неисправности в верхней части воздушных линий, поэтому периодически дополнительно проводят, так называемые, верховые осмотры. Верховые осмотры с выборочной проверкой проводов и тросов в зажимах и дистанционных распорках на ВЛ напряжением 35 кВ и выше, эксплуатируемых 20 лет и более, или на их участках и на ВЛ, проходящих по зонам интенсивного загрязнения, а также по открытой местности, должны производиться не реже 1 раза в 5 лет; на остальных ВЛ (участках) напряжением 35 кВ и выше – не реже 1 раза в 10 лет. На ВЛ 0,38–20 кВ верховые осмотры должны осуществляться при необходимости.

Рисунок. Верховые осмотры ВЛ

Для верховых осмотров в последнее время начинают применяться беспилотные летающие аппараты (БПЛА). При обследовании участков ЛЭП, находящихся в труднодоступных местах, наземное обследование может затянуться на несколько дней или неделю. Обследование при помощи БПЛА уменьшает это время до нескольких часов. БПЛА может использоваться для планового обследования ВЛ, наблюдения и фотографирования с различных высот, инспекции ВЛ и охранной зоны, выявления дефектов и нарушений, картографических работ – создания планов, трехмерных моделей местности и ЛЭП, сопровождения работ по строительству и реконструкции ВЛ. Данный способ обследования ВЛ является безопасным для человека и позволяет наиболее полно обследовать ВЛ на всей протяженности с разных ракурсов. Получаемые снимки имеют высокое разрешение.

На что обращают внимание при проведении осмотров?

При периодическом осмотре ВЛ необходимо проверять:


При выполнении внеочередного осмотра после отключения ВЛ или успешного повторного включения ВЛ основное внимание должно быть обращено на выяснение причины отключения или появления земли и на определение места и объема повреждения. При этом необходимо тщательно осмотреть места пересечения отключившейся ВЛ с другими ВЛ и линиями связи в целях обнаружения следов оплавления на них.

Осмотры, как правило, проводят в светлое время дня, когда легче обнаружить имеющиеся неисправности и повреждения. В темное время суток проводят некоторые виды внеочередных осмотров направленные на выявление коронирования, опасности перекрытия изоляции или возгорания деревянных опор при сырой погоде (мелком моросящем дожде, тумане, мокром снегопаде) на участках ВЛ, подверженных интенсивному загрязнению, и для контроля исправности заградительных огней, установленных на переходных опорах.

Неисправности, обнаруженные при осмотре ВЛ должны быть отмечены в эксплуатационной документации (журнале или ведомости дефектов) и в зависимости от их характера по указанию ответственного за электрохозяйство Потребителя устранены в кратчайший срок или при проведении технического обслуживания и ремонта.



Что еще почитать