«Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Общее положение крестьян вышедших из крепостной зависимости Разд[ел] ii об устройстве сельских обществ и волостей и общественного их управления

Юридическим выражением крестьянской реформы являлись «Манифест о всемилостливейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обитателей, и об устройстве их быта». (1861 г. 19 февраля), «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Согласно данным законодательным актам: «Крепостные люди получали права свободных сельских обывателей». Помещики сохраняли право собственности на все принадлежащие им земли, могли предоставлять крестьянам за установленные повинности усадебные земли, установленные в местных положениях количество земли для обеспечения их быта и исполнения обязанностей перед правительством.

Пользуясь данным земельным наделом, крестьяне обязаны были исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности.

Переходное состояние крестьян называлось - временнообязанное.

Временнообязанные крестьяне - категория бывших помещичьих крестьян, освобожденных от крепостной зависимости в результате реформы 1861 г., но не переведенных на выкуп. За пользование землей эти крестьяне несли повинности (издольщину или оброк) или платили установленные законом платежи. Срок временнообязанных отношений установлен не был. Выкупив надел, временнообязанные переходили в разряд землевладельцев. Но до этого момента помещик являлся попечителем сельского общества. В 1881 г. был издан закон об обязательном выкупе наделов временнообязанных крестьян. В отдельных районах России временнообязанные отношения сохранились до 1917 г.

Также за крестьянами закреплялось право выкупить усадебную землю, с таковым приобретением крестьяне должны освободиться от обязанностей к помещикам и становятся свободными собственниками. В течение двух лет должен сохраняться прежний порядок.

Для правильного достижения такого порядка открывались в каждой губернии Губернское по крестьянским делам присутствие, для рассмотрения крестьянских споров назначить в уездах Мировых посредников, образовать Уездные Мировые съезды.

Образовать в помещичьих имениях мирские управления, открыть в селениях волостные управления, составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу уставную грамоту, в которой отражалось количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование и размер повинностей, причитающихся с них как за землю, так и за другие выгоды. Уставные грамоты должны утверждаться в течение двух лет со дня издания данного Манифеста. По форме правления Россия остается абсолютной монархией. Во главе государства находился император, обладавший неограниченной государственной властью.

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

Введение 37

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих

имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда в порядке,

указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным

изданных Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и

дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости,

предоставляются права состояния свободных сельских обывателей,

как личные, так и по имуществу. В пользование сими правами они

вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о

приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении

о дворовых людях.

3. Помещики, сохраняя право собственности на все

принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности

в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх

того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей

пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и

других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в

местных положениях.

4. Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи

надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных

положениях повинности: работою или деньгами.

5. Возникающие из сего обязательные поземельные отношения 38

между помещиками и крестьянами определяются правилами,

изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях.

Примечание. Сии местные положения суть 1) для 34-х губерний

великороссийских, новороссийских и белорусских; 2) для губерний

малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской;

3) для губерний Киевской, Подольской и Волынской; 4) для губерний

Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской.

Кроме того, к местным положениям присоединены Дополнительные

правила: 1) об устройстве крестьян, водворенных в имениях

мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам; 2) о

приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства

финансов; 3) о крестьянах и работниках, отбывающих работы при

Пермских частных горных заводах и соляных промыслах; 4) о

крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках; 5) о

крестьянах и дворовых людях в Земле войска Донского; 6) о

крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии; 7) о

крестьянах и дворовых людях в Сибири и 8) о людях, вышедших из

крепостной зависимости в Бессарабской области.

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно

следующие за сим повинности в пользу помещика определяются

преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами

соглашению с соблюдением лишь следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное

пользование для обеспечения их быта и исправного отправления ими

государственных повинностей, не был менее того размера, который

определен с этою целию в местных положениях;

2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые

отправляются работою, определялись не иначе как временными

договорами на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается,

однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих

сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок) и

3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами

сделки не были противны общим гражданским законам и не

ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию,

предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.

Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между

помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и

отправление ими повинностей производятся на точном основании

местных положений.

7. На сих основаниях составляются уставные грамоты , в

которых должны быть определены постоянные поземельные отношения

между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами.

Составление таковых уставных грамот предоставляется самим 39

помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и

введение их в действие назначается два года со дня утверждения

сего Положения.

Примечание. Подробности, относящиеся до составления и

исполнения уставных грамот, содержатся в местных положениях и в

Правилах о порядке приведения в действие положений о крестьянах.

8. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за

установленные повинности землею на основании местных положений,

не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы то ни

было сверх того количеством земли.

9. По введении в действие настоящего Положения слагаются с

помещиков: 1) обязанности по продовольствию и призрению крестьян:

2) ответственность по взносу крестьянами государственных податей

и отправлению ими денежных и натуральных повинностей:

3) обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и

уголовным на основании ст.1119-й Зак. о сост., т.IX, Св. Зак.

1857 г. и 4) ответственность за них во всех казенных взысканиях,

как-то: штрафах, пошлинах и проч.

10. Затем на самих крестьян возлагается попечение по

общественному продовольствию и призрению и ответственность за

исправное отбывание следующих с них казенных и земских,

натуральных и денежных повинностей на основаниях, изложенных ниже

(Раздел III).

11. Крестьянам предоставляется право выкупать в

собственность усадебную их оседлость посредством взноса

определенной выкупной суммы и с соблюдением правил, в местных

положениях изложенных.

12. С согласия помещиков крестьяне могут сверх усадебной

оседлости приобретать в собственность, на основании общих

законов, полевые земли и другие угодья, отведенные тем крестьянам

в постоянное пользование. С таковым приобретением крестьянами в

собственность их надела или определенной в местных положениях

части оного прекращаются все обязательные поземельные отношения

между помещиками и означенными крестьянами.

13. Независимо от способа, указанного в предшествующей

статье, обязательные поземельные отношения между помещиками и

крестьянами прекращаются следующими двумя способами:

1) если крестьяне добровольно откажутся, с соблюдением того

порядка и тех условий, какие определены в местных положениях, от

пользования предоставленным им наделом и

2) если крестьяне перейдут, с соблюдением всех установленных

для сего правил, в другие сословия.

14. Дабы облегчить крестьянам приобретение в собственность

отведенных им в постоянное пользование земель в случае

добровольного на то соглашения между помещиком и крестьянами или

в случае требования самого помещика, правительство оказывает 40

пособие в том размере и тем порядком, какие определены в особом

Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии

правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий.

15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но

состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам,

именуются временнообязанными крестьянами.

16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и

приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в

Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками .

17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют

по делам хозяйственным сельские общества , а для ближайшего

управления и суда соединяются в волости . В каждом сельском

обществе и в каждой волости заведование общественными делами

предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем

Положении изложенных.

18. Помещику впредь до прекращения обязательных к нему

отношений крестьян, на его земле водворенных, предоставляется

вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян на

основании статей 148-163-й сего Положения.

19. Крестьяне и общественные их учреждения подчиняются общим

губернским и уездным управлениям.

20. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для

разрешения особых дел, возникающих из обязательных отношений

между помещиками и временнообязанными крестьянами, учреждаются в

каждой губернии: 1) губернское по крестьянским делам присутствие;

2) уездные мировые съезды и 3) мировые посредники . Состав,

предметы ведомства, пределы власти и порядок действий сих

учреждений определяются в особом о них Положении.

Раздел первый

О ПРАВАХ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Глава первая

О правах личных и по состоянию

21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости,

распространяются общие постановления законов гражданских о правах

и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления

крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не

требуется дозволения помещиков.

Примечание. Попечение о личности и об имуществе малолетних

сирот возлагается на обязанность сельских обществ. В назначении

опекунов и попечителей, в поверке их действий и во всех сего рода

делах крестьяне руководствуются местными своими обычаями. Если бы 41

в распоряжениях мира родственники малолетнего усмотрели что-либо

клонящееся к его ущербу, то они могут обращаться к защите

мирового посредника.

22. Крестьяне, как отдельно, так и целыми обществами, могут

входить на основании общих постановлений во всякие, законом

дозволенные, договоры, обязательства и подряды:

1) с частными лицами, по взаимному с ними согласию, без

ограничения суммы с той и другой стороны;

2) с казною: без уплаты гильдейских пошлин только по

предметам крестьянской промышленности и по содержанию оброчных

статей и почтовых лошадей, а со взятием установленного на

торговлю свидетельства или со внесением соответствующей суммы -

по всякому роду дел, на общем для свободных сельских обывателей

основании (Св. Зак. 1857, т.X, ч.1, Зак. Гражд., кн.IV,

Примечание 1-е. В обеспечение договоров и обязательств с

казною крестьяне могут представлять независимо от общих залогов,

указанных в законе, и ручательства своих обществ на основании

правил об обязательствах по договорам с казною (Св. Зак. 1857,

т.X, ч.1, Зак. Гражд., кн.IV). Земли, отведенные помещиками в

пользование крестьянам, не могут ни в каком случае служить

залогами по договорам и обязательствам крестьян с казною или с

частными лицами.

Примечание 2-е. Сельские и волостные начальники не могут,

пока состоят в сих должностях, заключать с крестьянами своей

волости обязательства по содержанию оброчных статей и по

исправлению каких-либо повинностей.

23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости,

предоставляется право наравне с другими свободными сельскими

обывателями и с соблюдением установленных в общих законах и в сем

Положении правил:

1) производить свободную торговлю, предоставленную

крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин

(Св. Зак. 1857 г., т.XI, ч.2, Уст. Торг. ст.295-298, 349-356 и

2) открывать и содержать на законном основании фабрики и

равные промышленные, торговые и ремесленные заведения (Св. Зак.

1857 г., т.XI, ч.2, Уст. Торг., ст.335 и 349-356 и Уст. Фабр.,

3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях

и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах (Св.

Зак. 1857 г., т.XI, ч.2, Уст. Торг., ст.356);

4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие

оным подряды (Св. Зак. 1857 г., т.XI, ч.2, ст.234, 238-244 и

Примечание. Правила об открытии вновь разного рода

промышленных заведений в усадьбах, еще не выкупленных

крестьянами, излагаются в местных положениях.

24. Крестьянам предоставляются следующие права по искам, 42

жалобам, ходатайству и суду:

1) по делам гражданским: отыскивать свои права, вчинать иски

и тяжбы и ответствовать за себя, лично или чрез поверенных, а

равно быть поверенными как крестьян своего общества, так и лиц

посторонних;

2) по делам уголовным и полицейским: подавать жалобы и

охранять свои права всеми дозволенными законом способами лично и

чрез поверенных, в тех случаях, когда участие поверенного

допускается в делах уголовных, и

3) быть свидетелями и поручителями на общем основании.

Примечание 1-е. По делам крестьянских обществ могут иметь

хождение на правах поверенных только лица, уполномоченные на то

мирским приговором.

Примечание 2-е. Хотя, на основании сей статьи, крестьяне на

будущее, с обнародования сего Положения, время получают право

иска и жалобы как на посторонних лиц, так и на владельца земли,

на которой они водворены; но по таким действиям и распоряжениям

помещиков, кои совершились до обнародования сего Положения, в

силу существовавших крепостных отношений, начинать иски и тяжбы

крестьянам воспрещается, кроме случаев, указанных в ст.32-й.

Примечание 3-е. Денежные взыскания с крестьян производятся,

применяясь к правилам, постановленным Св. Зак. 1857 г., т.XII,

ч.2, Уст. благоуст. каз. сел. в статьях 384-407-й. При продаже

имущества крестьян на удовлетворение взыскания из вырученных

денег прежде всего и сполна удовлетворяются недоимки по казенным

и помещичьим повинностям, а также по мирским сборам, и затем уже

прочие взыскания по соразмерности исков.

25. Крестьяне не могут быть подвергаемы никакому наказанию

иначе как по судебному приговору или по законному распоряжению

поставленных над ними правительственных и общественных властей.

26. Крестьяне в тяжбах и спорах между собою могут

разбираться судебным порядком. Независимо от сего они могут

обращаться для разбирательства к помещику, на земле коего они

водворены, если сам помещик и обе тяжущиеся стороны на сие

согласны. В сем случае на решение помещика жалобы не допускаются,

и решение это приводится в исполнение.

27. В тех случаях, когда крестьяне, как отдельно, так и от

всего общества, уполномочивают на ходатайство по их делам

помещиков, на землях коих они водворены, доверенности этого рода

пишутся на простой бумаге и свидетельствуются мировым посредником

установленным для того порядком.

28. Помещику предоставляется для защиты крестьян,

водворенных на его земле, присутствовать, буде пожелает, и без

особого на то от них уполномочия при следствиях, производимых над

крестьянами по делам о проступках и преступлениях или к коим они 43

прикосновенны, и пользоваться при сем правами, указанными Св.

Зак. 1857 года: т.XV, кн.2, Судопр. Угол. в ст.152 и 153-й; т.II,

ч.1. Прил. к Общ. Губ. Учр., ст.4013 (примеч.) и по 4-му Прод. №2

Учр. Суд. Следов., ст.24; также получать по сим делам справки в

уездных и губернских учреждениях той губернии, где сии крестьяне

жительствуют.

29. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, как

свободные сельские обыватели получают также следующие права по

состоянию:

1) на основании правил, в сем Положении изложенных,

участвовать на сходах в составлении мирских приговоров и в

общественных выборах; равно отправлять по выборам общественные

должности, установленные законом;

2) перечисляться в другие сословия и общества по правилам, в

сем Положении изложенным, а равно, по собственному желанию,

поступать в военную службу и наниматься в рекруты на общем для

сельских обывателей основании;

3) отлучаться от места жительства с соблюдением правил,

установленных общими законами и настоящим Положением;

4) отдавать детей своих в общие учебные заведения и

поступать на службу по учебной, ученой и межевой частям на

основании правил, установленных на сей предмет для свободных

податных сословий, по увольнительным свидетельствам с исключением

из податного оклада (Св. Зак. 1857 г.: т.III, Уст. о Служ. от

Прав., ст.60-63, 69, 73-75, 77 и 81; т.V, Уст. о Под., ст.316-320

и т.X, ч.3, Зак. Меж., ст.267 и по Прод. III №1 примеч. к

30. Крестьяне не могут быть лишены прав состояния или

ограничены в сих правах иначе как по суду или по приговору

общества, утвержденному порядком, установленным в сем Положении.

Глава вторая

О правах по имуществу

31. По обнародовании сего Положения крестьянам оставляется

их усадебная оседлость впредь до приобретения ими оной в

собственность на правилах, определенных в Положении о выкупе

крестьянами усадебной оседлости и о содействии правительства к

приобретению ими в собственность полевых угодий. Все движимое

имущество крестьян, как-то: домашний и рабочий скот,

земледельческие орудия и пр., на основании существующих

постановлений принадлежит вполне крестьянам; мирские денежные

капиталы и мирские же хлебные запасы составляют собственность

крестьянского общества.

32. Земли, дома и вообще недвижимые имущества, приобретенные

крестьянами в прежнее время на имя их помещиков, укрепляются за

крестьянами или их наследниками окончательно по утверждении за

ними сих имуществ самими помещиками или решением мирового

учреждения на основании особых правил, при сем приложенных.

33. Каждый крестьянин может приобретать в собственность 44

недвижимые и движимые имущества, а также отчуждать оные, отдавать

их под залог и вообще распоряжаться ими с соблюдением общих

узаконений, установленных на сей предмет для свободных сельских

обывателей.

34. Сельское общество может также, на основании общих

законов, приобретать в собственность движимые и недвижимые

имущества. Землями, приобретенными в собственность независимо от

своего надела, общество может распоряжаться по своему усмотрению,

разделять их между домохозяевами и предоставлять каждому участок

в частную собственность или оставлять сии земли в общем владении

всех домохозяев.

35. Право на участие в общем владении собственностью,

приобретенною обществом, каждый крестьянин отдельно может

уступить постороннему лицу не иначе как с согласия мира.

36. Каждый член сельского общества может требовать, чтобы из

состава земли, приобретенной в общественную собственность, был

ему выделен в частную собственность участок, соразмерный с долею

его участия в приобретении сей земли. Если такой выдел окажется

неудобным или невозможным, то обществу предоставляется

удовлетворить крестьянина, желающего выделиться, деньгами по

взаимному соглашению или по оценке.

Примечание. Разбор могущих возникать в сих случаях споров

предоставляется уездному мировому съезду.

37. Приобретенными в собственность на основании 11 и 12-й

статей сего Положения землями крестьянского надела и выкупленными

усадьбами крестьяне пользуются и распоряжаются как своим

достоянием на правилах, изложенных в предыдущих статьях (33, 34,

35 и 36), с соблюдением тех условий, на основании коих усадьбы и

земли приобретены, и во всяком случае с тем ограничением, что в

продолжении первых девяти лет со времени утверждения сего

Положения означенные земли не могут быть отчуждаемы или

закладываемы посторонним лицам, не принадлежащим к обществу; но

переуступка и отдача в залог таких земель членам того же

сельского общества не воспрещается.

Примечание. О порядке пользования и распоряжения землями

крестьянского надела, которые будут приобретены крестьянами в

собственность с пособием от правительства, излагаются подробные

правила в Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о

содействии правительства к приобретению ими в собственность

полевых угодий.

38. В порядке наследования имуществом крестьянам дозволяется

руководствоваться местными своими обычаями.

39. Имущество, оставшееся после крестьян, умерших без

наследников (выморочное), поступает в пользу того сельского

общества, в пределах коего имущество сие находится.

Раздел второй

ОБ УСТРОЙСТВЕ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ И ВОЛОСТЕЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО ИХ УПРАВЛЕНИЯ

Глава первая

Об образовании сельских обществ и волостей

40. Сельское общество составляется из крестьян, водворенных

на земле одного помещика : оно может состоять либо из целого

селения (села или деревни), либо из одной части разнопоместного

селения, либо из нескольких мелких, по возможности смежных, и во

всяком случае ближайших между собою поселков (как-то: выселков,

починков, хуторов, застенков, односелий или отдельных дворов и

т.п.), пользующихся всеми угодьями или некоторыми из них сообща

или же имеющих другие общие хозяйственные выгоды.

41. Крестьяне имений, в коих числится не более двадцати

ревизских мужского пола душ, если крестьяне эти живут в селении,

принадлежащем разным владельцам, или хотя и в отдельных

разнопоместных поселках, но не в дальнем одни от других

расстоянии, соединяются в одно сельское общество либо

присоединяются к другим обществам с согласия сих последних.

42. Волости образуются из состоящих в одном уезде, и по

возможности смежных, сельских обществ. При соединении в волости

сельские общества не раздробляются.

43. Для волости полагается наименьшее число жителей около

трехсот ревизских мужского пола душ, а наибольшее - около двух

тысяч. Наибольшее расстояние отдаленнейших селений волости от

средоточия управления оной полагается около двенадцати верст.

Примечание. В тех местностях, где по малому населению не

найдется на определенном в этой статье протяжении 300 душ

крестьян или где, наоборот, на незначительном расстоянии

сосредоточено населения свыше 2000 душ, допускаются отступления

от вышеуказанного правила с разрешения начальников губерний.

44. При образовании волостей принимается в соображение

нынешнее разделение на приходы, т.е. из каждого прихода

образуется волость, если только приход соответствует условиям, в

предыдущей статье постановленным. При малочисленности прохода

соединяются в одну волость два или несколько приходов; но при сем

приходы не раздробляются.

Примечание. Допускаются, с разрешения начальника губернии,

отступления от изложенных выше правил только в тех случаях, когда

по местным обстоятельствам встретится особое затруднение в

соблюдении оных.

45. Значительное селение, хотя бы оно превышало высший 46

размер числа душ, назначенный для волости, и состояло из

нескольких приходов и нескольких сельских обществ, составляет во

всяком случае одну волость.

Глава вторая

О сельском общественном управлении

46. Сельское общественное управление составляют:

1) сельский сход и

2) сельский староста.

Сверх того общества, кои найдут то необходимым, могут иметь:

особых сборщиков податей, смотрителей хлебных магазинов, училищ и

больниц, лесных и полевых сторожей, сельских писарей и т.п.

Отделение первое

О СЕЛЬСКИХ СХОДАХ

47. Сельский сход составляется из крестьян-домохозяев,

принадлежащих к составу сельского общества, и, кроме того, из

всех назначенных по выбору сельских должностных лиц. Не

воспрещается домохозяину в случае отлучки, болезни и вообще

невозможности лично явиться на сход присылать вместо себя

кого-либо из членов своего семейства; с дворов же многотягольных

дозволяется присылать на сход двух и более крестьян, если сие

согласно с местным обычаем.

Примечание 1-е. В сельских сходах участвуют и те крестьяне,

которые приобрели свои участки в собственность

них касающимся делам, как-то: по раскладкам казенных податей и

повинностей, земских и общественных, при суждениях о мирских

нуждах и пользах, при выборах должностных лиц и т.п., но не

принимают никакого участия в делах, касающихся отношений

сельского общества к владельцу отведенной в пользование общества

Примечание 2-е. Крестьяне, состоящие под следствием или

судом по преступлениям или проступкам, влекущим за собою потерю

всех особенных прав и преимуществ, лично и по состоянию ему

присвоенных (Свод Зак. 1857 г., т.XV, кн.1, Улож. о Наказ.,

ст.47), или же отданные под надзор общества по решениям судебных

мест, не допускаются к участию в сходах.

48. Первое место на сельском сходе и охранение на нем

должного порядка принадлежит старосте. Из сего общего правила

исключаются только те случаи, когда сходы собираются: 1) для

учета должностных лиц и 2) для рассмотрения принесенных на сии

лица жалоб. В сих случаях первое место на сельских сходах

предоставляется волостному старшине.

49. Сельский сход созывается, смотря по надобности,

старостою, преимущественно в дни воскресные или праздничные.

50. Мировой посредник, когда представится надобность, 47

приказывает также старосте или другому должностному лицу собрать

сход. Право это предоставляется и помещику, если он признает

нужным собрать сход.

51. Ведению сельского схода подлежат:

1) выборы сельских должностных лиц и назначение выборных на

волостной сход;

2) приговоры об удалении из общества вредных и порочных

членов его, временное устранение крестьян от участия в сходах не

долее как на три года;

3) увольнение из общества членов его и прием новых;

4) назначение опекунов и попечителей, поверка их действий;

5) разрешение семейных разделов;

6) дела, относящиеся до общинного пользования мирскою

землею, как-то: передел земель, накладка и скидка тягол,

окончательный раздел общинных земель на постоянные участки и

7) при участковом или подворном (наследственном) пользовании

землею распоряжение участками мирской земли, по какому-либо

случаю остающимися праздными или не состоящими в подворном

пользовании:

8) совещания и ходатайства об общественных нуждах,

благоустройстве, призрении и обучении грамоте;

9) принесение, куда следует, жалоб и просьб по делам

общества чрез особых выборных;

10) назначение сборов на мирские расходы;

11) раскладка всех лежащих на крестьянах казенных податей,

земских и мирских денежных сборов, равно как земских и мирских

натуральных повинностей, и порядок ведения счетов по означенным

податям и сборам;

12) учет должностных лиц, сельским обществом избранных, и

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных. Положениях и Правилах.
2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях.
3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.
4. Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности: работою или деньгами. <...>
6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению с соблюдением лишь следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен с этою целию в местных положениях:
2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе как временными договорами на сроки не долее трех лет... и
3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.
Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений.
7. На сих основаниях составляются уставные грамоты, в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения.
15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами.
16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками.
17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных.
18. Помещику впредь до прекращения обязательных к нему отношений крестьян, на его земле водворенных, предоставляется вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян. <...>
20. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1) губернское по крестьянским делам присутствие; 2) уездные мировые съезды и 3) мировые посредники.
21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволения помещиков.
22. Крестьяне, как отдельно, так и целыми обществами, могут входить на основании общих постановлений во всякие, законом дозволенные, договоры, обязательства и подряды. <...>
23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением установленных в общих законах и в сем Положении правил:
1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин;
2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения;
3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах;
4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды <...>
59. Пока крестьяне состоят в обязательных отношениях к помещику, на земле коего они водворены, сельский староста должен: крестьян, отправляющих издельную повинность, наряжать на работу, а с оброчных взыскивать оброк, сообразно с требованием помещика, основанным на правилах Местных Положений, и вообще немедленно исполнять законные требования помещика, под своею личною ответственностью, согласно с изданными о крестьянах Положениями. <...>

Из Положения о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий

2. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость.

3. Приобретение в собственность крестьянами, вместе с усадебною оседлостью, полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика.

4. При приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела оказывается, в определенных сим Положением случаях, содействие от правительства посредством выкупной операции (выкупа). Содействие сие заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые на этом основании земли определенную сумму, с рассрочкою крестьянам уплаты оной на продолжительный срок, и само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Означенная- сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами, по коим правительство принимает на себя уплату процентов и капитала. <...>

64. При приобретении крестьянами в собственность их надела по взаимному добровольному соглашению с помещиком, как без содействия, так и при содействии правительства, величина платежа за приобретаемые земли не ограничивается никаким определенным размером, а зависит единственно от усмотрения договаривающихся сторон: содействие же, оказываемое при сем правительством, заключается лишь в выдаче под приобретаемые земли определенной выкупной ссуды в установленных для нее в ст. 65 и 66-й размерах.

65. В основание для определения размера выкупной ссуды принимается денежный оброк, назначенный с крестьян в пользу помещика по уставной грамоте (на основании местных положений о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях), за предоставленный крестьянам в постоянное пользование усадебный и полевой надел. Если приобретается не полный по уставной грамоте надел, а часть оного, то для определения выкупной ссуды означенный оброк понижается соответственно уменьшению при сем надела и согласно правилам, установленным в помянутых местных положениях для исчисления денежных оброков.

66. Указанный в предыдущей статье годовой оброк за приобретаемую землю капитализируется из шести процентов, т. е. помножается на шестнадцать и две трети. Из исчисленной на сем основании капитальной суммы назначается в ссуду крестьянам для выдачи помещику, на основании ст. 4-й сего Положения, определенная часть, а именно: 1) при приобретении в собственность крестьянами полного по уставной грамоте надела - четыре пятых (т.е. 80 коп. на рубль), 2) при приобретении надела уменьшенного - три четверти (т.е. 75 коп. на рубль).

113. Крестьяне, приобревшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными. <...>

114. Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды. <...>

«Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Положение определяло в общих чертах личные и имущественные права и обязанности вышедших из крепостной зависимости крестьян, образование и функции сельских и волостных органов крестьянского самоуправления, характер «попечительства» над крестьянами их бывших помещиков на период временно-обязанного состояния, а также порядок отбывания казенных, земских и мирских повинностей. Прочие Положения и Дополнительные правила, утвержденные 19 февраля 1861 г., являлись развитием и детальной конкретизацией норм, которые изложены в Общем положении.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости и предоставление им права заводить торговые и промышленные предприятия, заключать имущественные сделки, выступать от своего имени в судах, возбуждать судебные иски, приобретать недвижимую собственность, переходить (хотя и с определенными ограничениями) в другие сословия -- все это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, складыванию рынка рабочей силы, т. е. в конечном счете создавало более благоприятные условия для развития капитализма в России. Вместе с тем в течение переходного периода еще продолжали сохраняться черты внеэкономического принуждения: временно-обязанное состояние крестьян, право вотчинной полиции помещика, зависимость крестьян и сельских органов крестьянского самоуправления от местной администрации. Но и после переходного периода сохранялась сословная неравноправность крестьян, прикрепление их к общине, к наделу. Крестьянство продолжало оставаться низшим, податным сословием, которое обязано было нести разного рода денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от чего были освобождены привилегированные сословия -- дворянство, духовенство, купечество.

В Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, отразился противоречивый характер реформы -- вводя нормы буржуазного права, оно одновременно сохраняло и ряд крепостнических черт.

Статьи 1, 2 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. предоставляют личную свободу крепостным крестьянам, однако с теми ограничениями, которые определялись нормами как данного Положения, так и других актов крестьянской реформы.

Личную свободу, а также ряд имущественных прав, указанных в последующих статьях Общего положения, крестьяне получали с момента обнародования Манифеста и Положений 19 февраля 1861г. Необходимо подчеркнуть большую значимость акта предоставления крестьянам личной свободы и связанных с ней гражданских и иных прав, предусмотренных статьями 21 - 39 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. данного Положения. Борьба крестьян за «волю» была ведущим направлением в многовековой истории крестьянского движения.

С момента обнародования закона об отмене крепостного права бывший крепостной крестьянин, у которого ранее помещик мог отобрать все его достояние и его самого продать, заложить, подарить, проиграть в карты (и т.п.), получал не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и приобретал ряд других личных и имущественных прав. Последующие буржуазные реформы, предоставлявшие крестьянам право участвовать в суде в качестве присяжных заседателей, избирать и быть избранными в земские учреждения и т. д., еще более расширяли права крестьян, а главное -- консолидировали крестьянство, стирали грани между бывшими помещичьими, удельными и государственными крестьянами.

По 10-й ревизии (1858 год) Занойчковский П.А. Отмена крепостного права в России. С. 47. в России насчитывалось 23069631 человек обоего пола крепостных крестьян, в том числе 22 563 086 находились в Европейской России и Сибири и 506 545 человек в Закавказском крае. Из числа 22 563 086 человек обоего пола крепостных Европейской России и Сибири 542 599 человек числились «приписанными к частным заводам и фабрикам» и 40 544 человека -- крепостными «разных ведомств». Собственно помещичьих крестьян в Европейской России и в Сибири числилось 21 979 933 человека обоего пола, из них «помещичьих крестьян на общем праве» -- 21 625 609 человек и «на условном праве» -- 354324. Из 21625609 человек помещичьих крестьян 20 158 231 составляли «поселенные крестьяне», т. е. имевшие свои наделы и исполнявшие феодальные повинности, и 1 467 378 человек обоего пола -- дворовые люди. Всех дворян, владевших крепостными крестьянами в Европейской России и в Сибири, в 1858 году насчитывалось 106 897 (точнее, владельцев имений, а вместе с семьями численность помещичьего класса составляла около 0,5 млн. человек обоего пола). Беспоместных дворян, владевших только дворовыми, насчитывалось 3703. У них было 12286 мужского пола дворовых. Собственно помещиков, владевших землями и поселенными на этих землях крестьянами, насчитывалось 103 194. У них крестьян и дворовых людей находилось во владении 10683853 души мужского пола.

Помещичьи крестьяне, получившие в 1861 году личную свободу, зачислялись в состав податных сословий, которые в отличие от привилегированных сословий (дворян, почетных граждан, духовенства, купцов 1--2 гильдий) обязаны были платить подушную подать, отбывать прочие государственные повинности, в том числе и рекрутскую.

Центральным вопросом реформы был вопрос о земле. Закон подчеркивал право собственности помещиков на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой надельной земли, обязанными отбывать за нее помещику установленные Положениями повинности -- барщину или оброк. Наделение крестьян землей за повинности и определяло временнообязанное состояние бывшего крепостного крестьянства после отмены крепостного права.

Принятая 4 декабря 1838 г. правительственная программа разработки реформы предусматривала обязательное наделение крестьян необходимым количеством земли. При наделении крестьян землей правительство исходило из двух принципиальных соображений: 1) из интересов сохранения крестьянского хозяйства как объекта эксплуатации и 2) обеспечения спокойствия в стране из опасения крестьянских волнений. Власти великолепно знали, что одним из главных требований в крестьянском движении было предоставление крестьянам земли («воли без земли не бывает» - таков был лозунг крестьян). Но если полное обезземеление крестьян в силу указанных соображений было невозможно, то и наделение крестьян достаточным количеством земли, которое поставило бы крестьянское хозяйство в независимое положение от помещичьего, было невыгодно помещику. Поэтому была поставлена задача предоставить крестьянам землю в таком размере, чтобы они были привязаны к своему хозяйству, к своему наделу, а вследствие недостаточности последнего - привязаны к помещичьему хозяйству. Отсюда и родилась система отрезков от крестьянского надела, зафиксированная в местных положениях.

При крепостном праве помещик обязан был по закону продовольствовать крестьян в голодные годы, а также призревать (т.е. давать содержание) престарелых и «увечных» крестьян, у которых не было ближайших родственников. На практике и в то время помещик возлагал эту обязанность на самих крестьян: он обязывал их создавать «запасные хлебные магазины» (страховой зерновой запас), вводил для этого специальные «мирские запашки» и облагал крестьян дополнительным мирским сбором на содержание одиноких инвалидов и престарелых. На помещика также была возложена ответственность за уплату крестьянами подушной подати; от его воли в значительной мере зависела и отдача крестьян в рекруты. Комментируемая статья освобождает помещика от этих обязанностей.

Статья 10 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. возлагает на крестьян те обязанности (по общественному продовольствию, призрению), которые снимались с помещика. Статьи 11 - 16 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. предусматривают право крестьян выкупить свои наделы в собственность. Условия этого выкупа и права крестьян на выкупленную ими надельную землю изложены в Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий.

В статьях 18 - 20 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. определяется система управления крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости: вотчинная полиция, общие и специальные государственные органы. Последние указаны в Положении о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях.

Статьи 21 - 39 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. определяют новый статус крестьянина. Крестьяне поступали в категорию свободных сельских обывателей, т. е. приобретали права (а также и новые обязанности) незакрепощенных податных сословии.

Статья 21 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. отменяет особенно ненавистное для крестьян право помещика вмешиваться в их семейную жизнь. Обильный документальный материал, относящийся к эпохе крепостного права (а также и литературные произведения), содержит потрясающие описания трагедий крестьян вследствие вмешательства в их личную жизнь помещиков и «по закону» и в порядке «злоупотребления помещичьей властью».

Статьи 22 - 23 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. содержат перечисление имущественных прав, предоставляемых освобожденным от крепостной зависимости крестьянам. Особого внимания заслуживает здесь свобода торгово-предпринимательской деятельности. Крестьяне приобретали права, предусмотренные уставами Торговым и Фабричным: заниматься торговлей, всякого рода ремесленной деятельностью, устраивать фабрики и заводы, записываться в ремесленные цехи того или иного города (но при этом оставаясь в своем звании крестьян), заниматься казенными подрядами и т. д. Примечание к ст. 23 имеет в виду статьи местных положений: ст. 107 для губерний великороссийских, новороссийских и белорусских, ст. 107 для губерний малороссийских, ст. 84 для губерний Правобережной Украины и ст. 79 для литовско-белорусских губерний. Указанные статьи предоставляли крестьянину право, «не испрашивая на то особого разрешения ни у помещика, ни у общества», устраивать и содержать на своей усадебной земле постоялые дворы, промышленные и торговые заведения (согласно Уставу торговому, предоставлявшему таковое право всем свободным сословиям).

Статья 24 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. предоставляет крестьянам правоспособность в сфере гражданского и уголовного процесса. Характерно декларируемое в примечании 2 к данной статье право иска и жалобы крестьян, как на посторонних лиц, так и на владельца земли, на которой они водворены, т. е. на своего бывшего помещика. Напомним, что крестьянам при крепостном праве было запрещено жаловаться на помещиков. В статье специально подчеркивается отсутствие у ее норм обратной силы, что имело особый смысл, поскольку помещики в преддверии реформы принимали дополнительные меры к ограблению и притеснению крестьян: продажа крестьян отдельно от земли («на своз»), что противоречило даже тогдашним законам, насильственное переселение на неудобные земли, перевод в дворовые, отнятие имущества, ссылка в Сибирь и т. п.

При взыскании штрафов, пеней, недоимок и пр. применялись статьи Устава о благоустройстве казенных селений. Статьи 384 - 407 этого Устава регламентируют «порядок и способы исполнения приговоров сельских и волостных расправ» в селениях государственных крестьян, процедуру удовлетворения имущественных исков (в частности, порядок продажи крестьянского имущества за долги, отдачи должника или недоимщика в общественные работы, «порядок и способы исполнения решений судебных мест»). В данном случае применялись нормы изданного 30 апреля 1838 г. Учреждения об управлении государственными имуществами в губерниях.

Статья 25 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. лишает помещика одной из его существенных феодальных привилегий - права вотчинной юстиции. В крепостную эпоху помещик пользовался в своем имении широкой административной и полицейской властью: имел право держать свои тюрьмы, наказывать телесно крестьян. В 1857 году подтверждалось право помещиков наказывать крестьян розгами до 40 ударов, палками до 15 ударов, заключать в смирительные дома на срок до трех месяцев или сдавать в арестантские роты гражданского ведомства на срок до шести месяцев. Вес это совершалось без суда, по личной воле помещика, решение которого было безапелляционным и приводилось в исполнение немедленно. На помещиков вообще была возложена функция поддерживать полицейский порядок в крепостной деревне.

Помещики пользовались своими правами гораздо шире, чем это им было предоставлено по закону. В смысле расправ и наказании крестьян произвол не знал границ. Архивы тогдашних правительственных учреждений полны жалобами крестьян на произвол помещиков. Закон и теперь, однако, оставляет за помещиком некоторое право вмешательства в уголовные дела его бывших крестьян. Таким образом, если ст. 29 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Общего положения снимала с помещика обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным, то ст. 28 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. не отнимала у него права вмешательства в дела крестьян.

Указанные в ст. 29 права подробно регламентированы в ст. 47, 71, 75, 130 - 140 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. данного Положения, а также надлежащими статьями других законов: Устава о службе от правительства, Устава о податях и пр. Эти права предоставляли возможность (разумеется, зажиточному крестьянству) путем получения соответствующего образования, оставления надела с уплатой всех за него повинностей или досрочного выкупа выйти из общины, приписаться в мещане или в купцы. Пореформенная статистика свидетельствует о значительном росте численности мещан и купечества за счет выходцев из крестьян.

Статья 30 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. дополняет формулировку ст. 25, имея в виду лишь одну конкретную форму воздействия -- поражение в сословных правах.

Статья 31 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. конкретизируется в ст. 8--26 Положения о выкупе. Комментируемая статья провозглашает гарантию от посягательств со стороны помещика на движимое имущество крестьян, на их общественные денежные средства и хлебные запасы. Эта гарантия весьма существенна, ибо при крепостном праве крестьянское имущество нисколько не было защищено от произвола помещика.

До 1848 года закон не разрешал помещичьим крестьянам приобретать недвижимую собственность (землю) на свое имя. Всякие покупки земли (как и другой недвижимости) крестьяне могли производить только на имя своих помещиков. Тем самым помещики становились юридически собственниками покупных крестьянских земель. Таким образом, права крестьян на это имущество законом не были защищены. Указ 3 марта 1848 г. предоставил и помещичьим крестьянам право покупать земли, дома, лавки, мельницы и пр., но с согласия помещиков. Судя по последующему законодательству, такое согласие они получали не всегда, почему и после 1848 года вынуждены были покупать землю на имя господина. Однако основная масса таких земель была куплена, конечно, до указа. Исключив из действия закона земли, купленные крестьянами до 1848 года, указ 3 марта 1848 г. открывал перед помещиками широкие возможности для прямого захвата этих земель. Такие случаи особенно участились в период подготовки крестьянской реформы. Помещики в предвидении реформы шли на всякие ухищрения для захвата покупных крестьянских земель: отбирали их за оброчные недоимки, за предоставленные в долг деньги, отбирали под видом «покупки» за ничтожную цену, продавали их как свою собственность, пользуясь утратой крестьянами документов на покупные земли, и т. п.

Статья 32 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. официально признает за крестьянами право собственности на земли, приобретенные ими в крепостное время, на условиях, которые сформулированы в специальных правилах, приложенных к статье.

Если помещик не согласится выдать крестьянам надлежащие данные на имущества, приобретенные ими на имя их помещиков, крестьяне могут заявлять о том мировому посреднику для распоряжений на основании нижеследующих статей.

«Если мировому посреднику будет заявлено крестьянами о принадлежности им недвижимого имущества, приобретенного ими на собственные деньги, хотя и на имя помещика, то мировой посредник обязан спросить о том владельца и, когда нужно, потребовать его письменного по сему предмету отзыва. Если в данном отзыве или в уставной грамоте владелец, безусловно, признает право крестьян на это имущество, то мировой посредник утверждает данное за крестьянами и выдает им копию со своего постановления. Земля, признанная на данном основании собственностью крестьян, не включается в состав мирского надела и не облагается никакой в пользу помещика повинностью.

При рассмотрении такого рода дел как мировой посредник, так и мировой съезд и губернское присутствие обязаны принимать в уважение только доказательства письменные, как те, кои принимаются судами на основании гражданского судопроизводства «по делам тяжебным, так и домашние, не подлежащие в подлинности своей никакому спору и сомнению бумаги».

Когда право собственности крестьян на имущество такого рода будет признано и утверждено губернским присутствием, действующим в качестве высшего совестного суда, уездный суд по предъявлении данному полученной крестьянином или крестьянами копии с решения дела немедленно выдает им на означенное имущество данную на гербовой бумаге низшего достоинства без взимания пошлин.

Заложенное имущество, признанное на основании предыдущих статей собственностью крестьянина или крестьян, не освобождается от залога, и имущество, проданное с публичного торга или перепроданное в другие руки, остается у последнего покупщика, но крестьянам предоставляется в подобных случаях отыскивать судебным порядком понесенные ими убытки с помещика, на имя которого было приобретено имущество, или же с его наследников.» Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т.

Приведенные правила, как видно из их содержания, ставили крестьянам жесткие условия для возврата их покупных земель. Прежде всего, правила ограничивали иск сроком давности покупки: он не должен был превышать 10 лет. Данные по семи центрально-промышленным губерниям России (Владимирской, Калужской, Костромской, Московской. Нижегородской, Тверской и Ярославской), в которых более, нежели в других регионах страны, покупалось крестьянами на имя помещиков земли, показывают, что подавляющее число покупок, произведенных крестьянами (90%), и купленной земли (97%) приходилось на время до 1851 года (т. е. до предельной даты срока давности). Далее, для утверждения своих прав на землю крестьяне обязаны были представить письменные документы на владение этой землей. Как правило, такие документы находились у помещика, поскольку покупки совершались на его имя. Сама процедура рассмотрения спора о покупных землях всецело зависела от мировых посредников, уездных мировых съездов и губернских по крестьянским делам присутствий (дворянских по своему составу), которые далеко не всегда решали споры в пользу Крестьян.

По смыслу данных правил, губернское по крестьянским делам присутствие являлось окончательной инстанцией в решении споров крестьян с помещиками о покупных землях. Однако, как показывают архивные документы высших государственных учреждений, крестьяне при отказах им в исках губернскими присутствиями обращались с ходатайствами в Главный комитет об устройстве сельского состояния и в Земский отдел Министерства внутренних дел (в архивных фондах которых и сохранились многочисленные тяжебные дела бывших крепостных крестьян о покупных землях). Судя по этим документам, полная драматизма борьба крестьян за собственные земли продолжалась почти два десятилетия после обнародования Положений 19 февраля 1861 г.

В 1862 году Министерство внутренних дел предложило Главному комитету об устройстве сельского состояния пересмотреть условия закрепления купчих крестьянских земель, сняв десятилетний срок давности для предъявления иска и расширив круг принимаемых к рассмотрению доказательств. Но утвержденное 6 мая 1863 г. царем мнение Государственного совета оставило в неприкосновенности эти правила. В 1871 году последовало разъяснение Главного комитета: «Помещик имеет право землю, купленную крестьянами на его имя до 3 марта 1848 г., передать им или оставить за собою, и затем продать в составе прочего своего имения как собственность». Тем самым самому помещику предоставлялось право решать, возвращать крестьянам их покупную землю или распоряжаться ею как своей собственностью.

Предоставление ст. 33 - 35 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. крестьянам права приобретать в полную собственность землю, как в индивидуальном порядке, так и обществами и товариществами, имело далеко идущие экономические и социальные последствия. За 1863 - 1892 годы крестьянами было куплено 12 110 816 десятин земли, из них в единоличную собственность - 5 789 862 десятины, товариществами - 4 847 643 десятины и сельскими обществами -- 1473311 десятин. Основным объектом купли-продажи земли были помещичьи земли, так как крестьянские надельные земли на долгое время были фактически исключены из торгового оборота. Вовлечение помещичьей земли в торговый оборот и формирование буржуазной земельной собственности.

Как следует из содержания ст. 36 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т., в случаях, когда земля приобреталась на вольном рынке обществами и товариществами, любому участнику этих покупок предоставлялось право, даже без согласия общества и товарищества, потребовать выделения в единоличную собственность своего пая или же денежного за него вознаграждения. Значимость таковой возможности заключается в том, что крестьянину, собственнику земли, открывался путь выхода из общины: он мог отказаться от своего надела (выполнив при этом все прочие формальности) и строить свое хозяйство на покупной земле.

Второй раздел Положения регулировал устройство сельских обществ и волостей и их управления.

«Сельское общество» составлялось из крестьян, на земле одного помещика: оно могло состоять либо из целого селения, либо из одной части разнопоместного селения, либо из нескольких мелких, по возможности смежных, и, во всяком случае, ближайших между собой поселков (выселков, починков, хуторов, застенков, односелий, или отдельных дворов, и т.п.), пользующихся всеми угодьями, или некоторыми из них сообща, или же имеющих другие общие хозяйственные выгоды.

«Волости» образовывались из состоящих в одном уезде и, по возможности, смежных, сельских обществ. При соединении в волости сельские общества не раздроблялись. Сельское общественное управление составляли сельский сход и сельский староста. Сверх того, общества могли иметь: особых сборщиков податей; смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц; лесных и полевых сторожей; сельских писарей, и т. п.

«Сельский сход» составлялся из крестьян-домохозяев, принадлежавших к составу сельского общества, и, кроме того, из всех назначенных по выбору сельских должностей лиц. Не воспрещалось домохозяину, в случае отлучки, болезни и вообще невозможности лично явиться на сход, присылать вместо себя кого-либо из членов своего семейства; с дворов же многотягольных дозволялось присылать на сход двух или более крестьян, если сие согласно с местным обычаем.

Ведению сельского схода подлежали:

выборы сельских должностных лиц и назначение выборных на волостной сход;

приговоры об удалении из общества его членов; временное устранение крестьян от участия в сходах не долее, как на три года;

увольнение из общества членов его и прием новых;

назначение опекунов и попечителей; проверка их действий;

разрешение семейных разделов;

дела, относящиеся до общинного пользования мирскою землею: передел земель, накладка и скидка тягл, окончательный раздел общинных земель на постоянные участки и т.п.;

при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею, распоряжение участками мирской земли, не состоящими в подворном пользовании;

совещания и ходатайства об общественных нуждах, благоустройстве, обучении грамоте;

принесение, жалоб и просьб, по делам общества, через особых выборных;

назначение сборов на мирские расходы;

раскладка всех лежащих на крестьянах казенных податей, земских и мирских денежных сборов, равно как земских и мирских натуральных повинностей, и порядок ведения счетов по означенным подателям и сборам;

учет должностных лиц, сельским обществом избранных, и назначение им жалованья или иного за службу вознаграждения;

дела по отбыванию рекрутской повинности, в той степени, в какой они касаются сельского общества;

раскладка оброка и издельной повинности по тяглам, по душам, или иным принятым способом, там, где повинности, в пользу помещика, отбываются за круговую порукою целого общества;

принятие мер к предупреждению и взысканию недоимок;

назначение ссуд из запасных сельских магазинов и всякого рода вспомоществований;

дача доверенностей на хождение по делам общественным;

Для решения нижеследующих дел требуется согласие не менее двух третей всех крестьян, имеющих голос на сходе:

о замене общинного пользования землею участковым или подворным (наследственным);

о разделе мирских земель на постоянные наследственные участки;

о переделах мирской земли;

об установлении мирских добровольных складок и употреблении мирских капиталов;

об удалении порочных крестьян из общества и предоставлении их в распоряжение Правительства.

Сельский староста исполнял, в пределах ведомства сельского общественного управления, следующие обязанности:

созывал и распускал сельский сход и сохранял на нем порядок;

предлагал на рассмотрение схода все дела, касающиеся нужд и польз сельского общества;

приводил в исполнение приговоры сельского схода, распоряжения волостного управления и мировых учреждений;

наблюдал за целостью меж и межевых знаков, на землях, в пользовании крестьян находящихся или принадлежащих им в собственность;

наблюдал за исправным содержанием дорог, мостов, гатей, перевозов и пр., на землях, отведенных сельскому обществу в надел или приобретенных крестьянами в собственность;

наблюдал за исправным отбыванием крестьянами податей и всякого рода повинностей как казенных, земских и мирских, так оброка или издольной повинности в пользу помещика, и собирал сии подати и оброки в тех обществах, где не было особых сборщиков;

понуждал к исполнению условий и договоров крестьян между собою, а равно заключенных с помещиками и посторонними лицами, когда такие договоры не оспариваются самими крестьянами;

надзирал за порядком в училищах, больницах, богадельнях и других общественных заведениях, если они учреждены сельским обществом на свой собственный счет;

наблюдал за своевременным составлением ревизских сказок, и подавал, куда следует;

по просьбам крестьян о выдаче им установленных билетов и паспортов на отлучки, или об увольнении вовсе из общества, давал волостному старшине надлежащее удостоверение в том, что к увольнению означенных крестьян препятствия нет;

заведовал, в порядке, установленном обществом, мирским хозяйством и мирскими суммами; надзирал за целостью запасного общественного хлеба и за правильным распоряжением оным;

охранял от растраты те имущества неисправных плательщиков, коими обеспечивалось взыскание недоимки.

Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд.

«Волостной сход» составлялся из сельских и волостных должностных лиц, замещаемых по выбору, и из крестьян, избирае-мых от каждого селения или поселка, к волости принадлежащего, по одному от каждых десяти дворов, как пользующихся землею за повинности, так и приобретших участки в собственность.

Ведению волостного схода подлежали:

выборы волостных должностных лиц и судей волостного суда;

постановление о всех вообще предметах, относящихся до хозяйственных и общественных дел целой волости;

учреждение волостных училищ; распоряжения по волостным запасным магазинам, где они есть;

принесение, куда следует, жалоб и просьб, по делам волости, чрез особых выборных;

назначение и раскладка мирских сборов и повинностей, относящихся до целой волости;

поверка действий и учет должностных лиц, волостью избираемых;

поверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности,

дача доверенностей на хождение по делам волости.

По полицейским делам, волостной старшина в пределах ведомства волостного управления был обязан:

объявлять, по предписаниям земской полиции, законы и распоряжения правительства, и наблюдать за нераспространением между крестьянами подложных указов и вредных для общественного спокойствия слухов;

охранять благочиние в общественных местах и безопасность лиц имуществ от преступных действий, а также принимать первоначальные меры для восстановления нарушенной тишины, порядка и безопасности, впредь до распоряжения земской полиции;

задерживать бродяг, беглых и военных дезертиров, и представлять их полицейскому начальству;

доносить земской полиции о самовольно отлучившихся из волости и о преступлениях и беспорядках, случившихся в волости;

наблюдать за точным исполнением установленных настоящим Положением правил о приписке, увольнении и перечислении крестьян из одного общества в другое, и доносить об этом земской полиции, для уведомления Уездного Казначейства и Казенной Палаты;

распоряжаться в чрезвычайных случаях, как например: при пожарах, наводнениях, повальных болезнях, падеже скота и других общественных бедствиях, и немедленно доносить полицейскому начальству о чрезвычайных происшествиях в волости;

предупреждать и пресекать преступления и проступки, принимать полицейские меры для открытия и задержания виновных, и представлять их на дальнейшее распоряжение подлежащего начальства;

наблюдать за исполнением приговоров мировых учреждений и волостного суда.

Волостное правление составлялось из старшины, всех сельских старост или помощников старшины, и из сборщиков податей, там, где есть особые сборщики.

Решению правления, единогласному или по большинству голосов наличных членов, подлежали только следующие дела:

производство из волостных сумм денежных расходов, утвержденных уже волостным судом;

продажа частного крестьянского имущества, по взысканиям казны, помещика или частного лица, кроме тех случаев, которые по закону возлагаются на общую полицию,

определение и увольнение волостных должностных лиц, служащих по найму.

Старшина, по всем другим делам его ведомства, только советуется с правлением, но распоряжается по своему усмотрению, под личною свою ответственностью.

Для составления волостного суда избирается ежегодно волостным сходом (или сельским, если волость состоит из одного сельского общества) от четырех до двенадцати очередных суден. Определение числа сих выборных и установление между ними очереди предоставляется сходу, на следующих основаниях:

присутствие суда должно было состоять не менее, как из трех судей;

судьи могли быть избраны, или для бессменного в течение целого года, отправления своей должности, или для отправления оной по очереди, заранее определенной сходом;

в последнем случае, из избранных в числе от 4-х до 12-ти судей, должны выбывать, в назначенные сроки (как например: через два, четыре или шесть месяцев), не более половины, и затем выбывшие замещаются другими избранными судьями, по очереди.

Волостной суд ведал, на основании следующих статей, как споры и тяжбы между крестьянами, так и дела по маловажным их проступкам.

Волостной суд решал окончательно: все споры и тяжбы собственно между крестьянами, ценою до ста рублей включительно, как о недвижимом и движимом имуществах в пределах крестьянского надела, так и по займам, покупкам, продажам и всякого рода сделкам и обязательствам, а равно и дела по вознаграждению за убытки и ущерб, причиненные крестьянскому имуществу.

Окончательному решению волостного суда подлежали все, без ограничения ценою иска, между крестьянами споры и тяжбы, которые тяжущиеся стороны предоставят решению волостного суда. Споры и тяжбы, в коих, кроме крестьян, участвовали посторонние лица, могли быть также, по желанию тяжущихся сторон, предоставляемы окончательному решению волостного суда.

Волостной суд разбирал и приговаривал к наказанию крестьян, принадлежащих к волости, за маловажные проступки, когда данные совершены в пределах самой волости против лиц, принадлежащих к тому же состоянию, и без участия лиц других состояний, а также, когда означенные проступки не находились в связи с уголовными преступлениями, кои подлежат рассмотрению общих судебных мест. Если в совершении проступка участвуют крестьяне, принадлежащие к другой волости, то виновных приговаривал к наказанию суд той волости, в пределах которой проступок был совершен.

Волостной суд был властен приговаривать виновных: к общественным работам - до шести дней, или к денежному взысканию - до трех рублей, или к аресту - до семи дней, или, наконец, лиц, от телесного наказания не изъятых, - наказанию розгами до двадцати ударов. Назначение меры наказания за каждый проступок предоставлялось усмотрению самого суда. Приговоры волостного суда по проступкам, подлежащим его рассмотрению, считались окончательными. Они приводились в исполнение сельскими старостами, или когда волость состояла из одного сельского общества, помощником волостного старшины, под наблюдением старшины и за общею их ответственностью.

Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы.

19 февраля 1861 г. царь Александр II подписал Манифест. Он состоял из ряда отдельных законов. Наиболее важным из них был закон «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» , в котором излагались основные условия отмены крепостного права.

В Манифесте указывалось, что крестьяне за пользование земельным наделом выполняют в пользу помещика повинности. Такое состояние крестьян Манифест объявлял переходным, а крестьян именовал временнообязанными.

Основные положения реформы:

1. крестьяне безвозмездно получали личную свободу и права свободных сельских обывателей;

2. помещики сохраняли право собственности на все земли, но обязаны были наделить крестьян на условиях пользования;

3. наделение землей осуществлялось в добровольном порядке, в случае разногласий – в соответствии с законодательством. При этом составлялись «Уставные грамоты», для организации работы создавался институт мировых посредников;

4. за пользование землей крестьяне платили повинность (работой или деньгами);

5. крестьяне имели право выкупить предоставленные им земли. Право выкупа усадебной земли было безусловным, а полевой надел мог быть выкуплен только с согласия помещика. До принятия решения о выкупе крестьяне находились во временнообязанном состоянии с сохранением административно-полицейских функций помещика.

Обязательный перевод на выкуп и отмена временнообязанного состояния произошли только в 1881 году.

Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом . Параграф 1 этого закона гласил: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».

На крепостных крестьян распространялось общее постановление «Законов гражданских, о правах и обязанностях семейственных». На основе этого закона крестьяне имели право «вступать в брак», «распоряжения в их семейных делах» не требовало дозволения помещиков.

Статья 22 разрешала крестьянам как отдельно, так и целым обществом на основании общих постановлений входить во всякие законом дозволенные договоры, обязательства, подряды.

Крестьяне как «свободные сельские обыватели» получали по ст. 29 Положения следующие права: участие в сходах, в составлении мирских приговоров, в общественных выборах. Имели право переходить в другие состояния и общества, поступать па военную службу по собственному желанию, наниматься в рекруты, отлучаться от места жительства. Крестьянам было дано право отдавать своих детей в «общие учебные заведения», однако они практически ограничивались лишь сельской школой.


Крестьяне получили право производить свободную торговлю, открывать и содержать фабрики и другие промышленные заведения.

Статья 24 указывала на право крестьян обращаться «по искам, жалобам, ходатайствам в суд» как по гражданским, так и по административным и уголовным делам. Однако за помещиком сохранялось право присутствовать «буде пожелает и без особого на то о них уполномочия при следствиях, производимых над крестьянами»... Следовательно, закон сохранял за помещиком судебные права в отношении своих бывших крепостных крестьян. Однако ст. 25 Положения особо подчеркивала, что «крестьяне не могут быть подвергнуты никакому наказанию иначе, как по судебному приговору или по законному распоряжению поставленных над ним» правительственных и общественных властей.

Имущественные права крестьян закреплялись в гл. 2 «Общих положений...» Манифеста. Так, ст. 31 устанавливала право собственности крестьян лишь на движимое имущество, а земля по-прежнему оставалась собственностью землевладельца; ст. 33 закрепляла право приобретения в собственность движимого и недвижимого имущества, передачу в залог свободным сельским обывателям; ст. 38-39 регулировали порядок наследования. Если у крестьянина не было наследников, то оставшееся после его смерти имущество, как вымороченное, поступало в распоряжение того сельского общества, в пределах которого находилось его имущество.

Сельское общественное управление составлял сельский сход, избиравший сельского старосту и других должностных лиц. Определением ст. 48 сельский сход созывался старостой, устанавливалась его компетенция (назначение сборов, раскладка податей, оброка, разрешение семейных наделов, назначение опекунов и попечителей и т. д.). Решения сельского схода выносились большинством голосов. Предусматривалось создание волостного суда, который избирался полостным сходом в составе от 4 до 12 судей. Ему были подсудны споры и тяжбы между крестьянами при наличии иска на сумму не свыше 100 руб. Волостной суд имел право приговаривать к общественным работам сроком на 7 дней, аресту до 7 дней, денежному штрафу до 3 руб., а также телесному наказанию розгами до 20 ударов. Приговоры суда по проступкам, подлежащим его рассмотрению, согласно ст. 109 считались окончательными.

Определенный интерес представляет положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и содействии правительства к приобретению крестьянами в собственность полевых угодий. В целях реализации- этого закона царским правительством предусматривался ряд организационных мер.

Для разрешения на местах споров, связанных с поземельными отношениями, в уездах назначались мировые посредники.

Поземельные отношения между помещиками и крепостными крестьянами оформлялись в течение двух лет специальными документами, «уставными грамотами», в которых фиксировалось количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, размер повинностей.

Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялось право выкупать их усадебную оседлость.

В Манифесте подчеркивалось, что за пользование усадебной оседлостью крестьяне по закону обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности (работой или деньгами, ст. 11), а с согласия помещиков они могли приобретать в собственность полевые земли. Статья 8 говорит о том, что правом выкупа усадебной оседлости обладают как крестьянские общества, так и каждый крестьянин-домохозяин в отдельности.

Размер выкупной суммы за усадебную оседлость мог определяться добровольным соглашением помещика с крестьянами и.на основе правил, изложенных в законе.

Выкупная сделка, по которой помещик продавал, а крестьянин приобретал в собственность усадебный и полевой надел, утверждалась правительством. После этого все обязательные поземельные отношения между помещиком и крестьянами прекращались, а крестьяне именовались крестьянами-собственниками. И. И. Ленин в статье «Пятидесятилетие падения крепостного права» писал: «За свои, потом и кровью политые крестьянские земли, крестьяне были обязаны платить выкуп, т. е. дань вчерашним рабовладельцам. Сотни миллионов рублей дани крепостникам выплатили крестьяне, разоряясь все более и более».

Выкупная сумма исчислялась из размера денежного оброка, назначенного с крестьян в пользу помещика по «уставной грамоте».

Глава 6 «О выкупных платежах» гласила, что «...крестьяне, получившие в собственность земли при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно, взамен следовавшего помещику за его землю оброка, по шести копеек на рублю с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной». Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение 49 лет со дня выдачи ссуды по 6% ежегодно.

«Сбором выкупных платежей ведал староста или же специально избранный сельским сходом сборщик. Законом устанавливались ежегодные сроки взноса выкупных платежей в казначейство. Особые меры предусматривались за возмещение недоимок». Закон назначал к недоимщику опекуна, которому предоставлялось право не разрешать неисправному хозяину отчуждать что-либо из его доходов до пополнения недоимки. Возможна была продажа части имущества полевого надела недоимщика.

Закон предусматривал замену денежной повинности уплатою оброка, а сроки уплаты оброка записывались в Уставную грамоту и оставались неизменными в продолжение 20 лет.

Характерно и то, что помещику предоставлялось право уплаты оброка за полгода вперед. Все это свидетельствует о том, что реформа 1861 г. была проведена в интересах помещиков. Выкупные платежи не соответствовали действительной стоимости земли, а различные повинности, взимавшиеся с крестьян, крайне тяжело отражались на их положении. Поэтому реализация «Положений 19 февраля 1861 г.» в силу своего грабительского характера протекала в обстановке непрерывной борьбы и разрешить имевшиеся противоречия между крестьянами и помещиками в земельных делах не смогла.

В. П. Ленин, анализируя процесс отмены крепостного права в России, писал: «Крестьяне за землю, которую они получили по реформе 1861 г., должны были платить значительно дороже ее действительной стоимости. По случаю освобождения крестьян заставили «выкупать» их собственные земли, причем содрали вдвое и втрое дороже действительной цены на землю».



Что еще почитать