Именительный и винительный падежи имён существительных. Окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода и множественного числа в именительном падеже

Вопрос 1. Что такое мышечное чувство?

Мышечное чувство – способность человека и животных воспринимать и оценивать изменение в относительном положении частей тела и их перемещение в пространстве.

Вопрос 2. Какие рецепторы обеспечивают кожную чувствительность?

Кожную чувствительность обеспечивают рецепторы прикосновения (тактильные). Они бывают двух видов: одни из них очень чувствительны и возбуждаются при вдавливании кожи на руке всего на 0,1 мкм, другие - лишь при значительном давлении. Также в коже расположены рецепторы, чувствительные к холоду и теплу. Кроме того, к прикосновениям чувствительны волоски.

Вопрос 3. Какую информацию мы получаем с помощью осязания?

Осязание - это комплекс ощущений, возникающих при раздражении рецепторов кожи. Часто, чтобы получить информацию температурного характера не обязательно прикасаться к предмету, достаточно приблизить руку, чтобы почувствовать, что предмет горячий или очень холодный. Далее, прикоснувшись, можно понять из чего сделан тот или иной предмет: дерево, металл, резина. Можно определить форму предмета и характер поверхности: мягкий, твёрдый, гладкий, шершавый, плоский, круглый, длинный, короткий. Можно определить весовые характеристики: лёгкий, тяжёлый. Можно судить о консистенции вещества: жидкое, густое, плотное, сыпучее, размер частиц. Вопрос 4. В какой части тела осязательных рецепторов особенно много?

На кончиках пальцев.

Вопрос 5. В каком состоянии должно находиться вещество, чтобы человек почувствовал его вкус, запах?

Чтобы почувствовать запах вещества, оно должно быть в газообразном состоянии. Иначе молекулы его не попадут с воздухом в нос и не произведут ощущение запаха, взаимодействуя с обонятельными рецепторами в слизистой оболочке носа. Если вещество представляет собой жидкость или твердое вещество, то оно должно хотя бы немного испаряться. Иначе его молекулы в нос попасть не смогут. А чтобы вещество имело вкус, оно должно хотя бы немного быть растворимым в воде. Иначе его молекулы не смогут "прореагировать" с вкусовыми рецепторами в сосочках языка.

Вопрос 6. Где расположен орган обоняния?

Обонятельные рецепторные клетки расположены в слизистой оболочке верхней части носовой полости.

Вопрос 7. Как возникает ощущение запаха?

Сигнал от волосков проходит к телу обонятельной клетки и дальше - в мозг человека. Путь информации о запахах в мозг очень короткий. Импульсы от обонятельного эпителия поступают, минуя средний и промежуточный мозг, прямо на внутреннюю поверхность височных долей, где в обонятельной зоне формируется ощущение запаха.

Вопрос 8. Каковы функции органа вкуса?

Вкусовые рецепторные клетки на языке воспринимают вкус еды, которую мы употребляем. Язык позволяет нам отличать вкусное от невкусного. На его поверхности находятся тысячи маленьких бугорков - вкусовых сосочков. Они распознают вкус. Сосочки на кончике языка чувствуют сладкое и солёное. Сосочки, расположенные по бокам языка, чувствуют кислое, а находящиеся в задней части - горькое. Сосочки лучше воспринимают жидкую пищу, поэтому её нужно хорошо пережёвывать, чтобы она смачивалась слюной. Язык также чувствует тёплое, холодное и боль.

Вопрос 9. Как возникает ощущение вкуса?

Когда пища оказывается во рту, она растворяется в слюне, и этот раствор попадает в полость камеры, воздействуя на рецепторы. Если рецепторная клетка реагирует на данное вещество, она возбуждается. От рецепторов информация о вкусовых раздражителях в виде нервных импульсов по волокнам языкоглоточного и частично лицевого и блуждающего нервов поступает в средний мозг, ядра таламуса и, наконец, на внутреннюю поверхность височных долей коры больших полушарий, где расположены высшие центры вкусового анализатора.

В определении вкуса, помимо вкусовых ощущений, участвуют обонятельные, температурные, тактильные, а иногда даже и болевые рецепторы (если в рот попадет едкое вещество). Совокупность всех этих ощущений и определяет вкус пищи.

Вопрос 10. Где расположены вкусовые рецепторы?

Большая часть их расположена в эпителии языка. Кроме того, вкусовые рецепторы расположены на задней стенке глотки, мягком нёбе и надгортаннике.

ПОДУМАЙТЕ

1. Почему при нарушении мышечного чувства человек не может передвигаться с закрытыми глазами?

Для ориентации тела в пространстве очень важны сигналы, непрерывно поступающие в головной мозг от мышц. Эти сигналы возникают потому, что в скелетных мышцах нашего тела находятся специальные мышечные рецепторы, которые возбуждаются при сокращении или растяжении мышц. В обычных условиях мы не ощущаем мускулатуру нашего тела. Но без мышечного чувства человек не может выполнить ни одного координированного движения. В работе пианиста, скрипача, хирурга, шофера, машинистки и людей многих других профессий мышечное чувство выполняет большую роль. Значение мышечного чувства особенно возрастает при ослаблении или потере зрения. В космических полетах у человека отсутствует привычное мышечное чувство. Отсутствие «земной» тяжести скелетных мышц входит в общее ощущение невесомости.

2. Почему человек ощупывает предмет, чтобы лучше изучить его?

Осязание - один из пяти основных видов чувств, к которым способен человек, заключающийся в способности ощущать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках. А так как на пальцах большое количество рецепторов, поэтому руками можно лучше всего ощутить предмет.

В скелетных мышцах также есть рецепторы, посылающие а головной мозг информацию о состоянии мышц - их сокращении или растяжении. Поэтому человек, даже не глядя, всегда знает, в каком положении пребывают разные части его тела.

Рецепторы, расположенные в мышцах, - проприоцепторы - имеют сложное строение. Например, мышечные веретена представляют собой покрытое соединительнотканной капсулой скопление нескольких видоизмененных мышечных волокон, оплетенных одним или несколькими чувствительными нервными волокнами. Растяжение или сокращение мышечных волокон вызывает в нервном волокне возбуждение, которое направляется в зону мышечной чувствительности коры больших полушарий и к мозжечку.

Для человека важное значение имеет мышечно-суставное чувство, позволяющее при закрытых глазах правильно определить положение своего тела, находить предметы. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах, сухожилиях, связках и на суставных поверхностях.

По нервам возбуждение от мышц и суставов передается в чувствительно-двигательную зону больших полушарий, где возникает ощущение, позволяющее различать изменения в положении отдельных частей и всего тела в пространстве. Благодаря мышечному чувству определяется масса и объем предметов, производится тонкий анализ движений и их координация. При нарушении функции двигательного анализатора походка становится неуверенной, шаткой, человек теряет равновесие. 


Синаптическая теория. Свое название эта теория получила из-за того, что главное внимание в ней уделяется роли синапса в фиксации следа памяти. Она утверждает, что при прохождении импульса через определенную группу нейронов возникают стойкие изменения синаптической проводимости в пределах определенного нейронного ансамбля.
 Один из наиболее авторитетных исследователей нейробиологических основ памяти, С. Роуз подчеркивает: при усвоении нового опыта, необходимого для достижения каких-либо целей, происходят изменения в определенных клетках нервной системы. Эти изменения, выявляемые морфологическими методами с помощью световой или электронной микроскопии, представляют собой стойкие модификации структуры нейронов и их синаптических связей.
 Г. Линч и М. Бодри (1984) предложили следующую гипотезу. Повторная импульсация в нейроне, связанная с процессом запоминания, предположительно, сопровождается увеличением концентрации кальция в постсинаптической мембране, что приводит к расщеплению одного из ее белков. В результате этого освобождаются замаскированные и ранее неактивные белковые рецепторы (глутаматрецепторы). За счет увеличения числа этих рецепторов возникает состояние повышенной проводимости синапса, которое может сохраняться до 5-6 суток.
 Эти процессы тесно связаны с увеличением диаметра и усилением активности так называемого аксошипикового синапса - наиболее пластичного контакта между нейронами. Одновременно с этим образуются новые шипики на дендритах, а также увеличиваются число и величина синапсов. Таким образом, экспериментально показаны морфологические изменения, сопровождающие формирование следа памяти.

Среднее ухо

Основной частью среднего уха является барабанная полость - небольшое пространство объемом около 1см³, находящееся в височной кости. Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко - они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их.

Слуховые косточки - как самые маленькие фрагменты скелета человека, представляют цепочку, передающую колебания. Рукоятка молоточка тесно срослась с барабанной перепонкой, головка молоточка соединена с наковальней, а та, в свою очередь, своим длинным отростком - со стремечком. Основание стремечка закрывает окно преддверия, соединяясь таким образом с внутренним ухом.

Полость среднего уха связана с носоглоткой посредством евстахиевой трубы, через которую выравнивается среднее давление воздуха внутри и снаружи от барабанной перепонки. При изменении внешнего давления иногда «закладывает» уши, что обычно решается тем, что рефлекторно вызывается зевота. Опыт показывает, что ещё более эффективно заложенность ушей решается глотательными движениями или если в этот момент дуть в зажатый нос.

Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы выдающихся русских физиологов И. П. Павлова и А. А. Ухтомского,
Уже в выдвинутом И. П. Павловым представлении об особых реакциях нервной системы - ориентировочных рефлексах (рефлекс «что такое?», как его называл И. П. Павлов) содержалось предположение о рефлекторной природе непроизвольного внимания. «Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам; усиленно втягиваем коснувшийся нас запах…» -писал И. П. Павлов. По современным данным (Е. Я. Соколов и др.), ориентировочные реакции очень сложны. Они связаны с активностью значительной части организма. В ориентировочный комплекс входят как внешние движения (например, поворот глаз п головы в сторону раздражителя), так и изменения чувствительности определенных «анализаторов; изменяется характер обмена веществ; изменяются дыхание, сердечно-сосудистые и кожно-гальванические реакции, т. е. происходят вегетативные изменения; одновременно возникают и изменения электрической активности мозга. Согласно идеям И. П. Павлова и А. А. Ухтомского, явления внимания связаны с повышением возбудимости определенных мозговых структур в результате взаимодействия процессов возбуждения и торможения.
Как считал И. П. Павлов, в каждый момент времени в коре имеется какой-либо участок, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения. Этот участок возникает по закону индукции нервных процессов, в соответствии с которым нервные процессы, концентрирующиеся в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях (и наоборот). В оптимальном очаге возбуждения легко образуются новые условные рефлексы, успешно вырабатываются дифференцировки, это в данный момент - «творческий отдел больших полушарий». Очаг оптимальной возбудимости динамичен. И. П. Павлов писал: «Если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы место больших полушарии с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». Это светлое «пятно» и соответствует очагу оптимального возбуждения, его «перемещение» - физиологическое условие динамичности внимания. Положение И. П. Павлова о движении очагов возбуждения по коре головного мозга подтверждается современными экспериментальными исследованиями (данные Н. М. Ливанова).
Особое значение для понимания физиологических механизмов внимания имеет принцип доминанты. По А. А. Ухтомскому, в мозгу всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения. А. А. Ухтомский характеризует доминанту как констелляцию «центров с повышенной возбудимостью». Особенностью доминанты как господствующего очага является то, что она не только подавляет вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна привлекать («притягивать») к себе слабые возбуждения и благодаря этому усиливаться за их счет, еще больше доминировать над ними. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения. А. А. Ухтомский писал: «Под именем «доминанты» понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости…» Представления А. А. Ухтомского о доминанте позволяют понять нервный механизм длительного интенсивного внимания.
Возникающие в центрах с повышенной возбудимостью наиболее благоприятные условия для мозговой деятельности определяют, очевидно, высокую эффективность всех познавательных процессов при направленном сосредоточении.
В последние годы в исследованиях советских и зарубежных ученых получены новые результаты, раскрывающие нейрофизиологические механизмы внимания. Внимание возникает на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Если активное внимание возможно при состоянии оптимального бодрствования, то трудности сосредоточения возникают как на фоне расслабленного, диффузного, так и на фоне чрезмерного бодрствования. Переход от пассивного к активному бодрствованию (вниманию) обеспечивает общая активация мозга. Внимание возможно при определенном уровне активности мозга. В настоящее время психофизиология располагает анатомическими, физиологическими и клиническими данными, свидетельствующими о непосредственном отношении к явлениям внимания различных структур неспецифической системы мозга (ретикулярная формация, диффузная таламическая система, гипоталамические структуры, гиппокамп и др.). Основной физиологической функцией неспецифической системы является регуляция различных форм неспецифической активации мозга (кратковременных и длительных, общих, глобальных и локальных, ограниченных). Предполагается, что непроизвольное внимание связано, прежде всего, с общими, генерализованными формами неспецифической активации мозга. Произвольное внимание связано как с увеличением общего уровня активации мозга, так и со значительными локальными сдвигами активности определенных мозговых структур.
В последние годы все большую роль начинают играть представления о ведущей роли коры больших полушарий в системе нейрофизиологических механизмов внимания. На уровне коры больших полушарий с процессами внимания связывают наличие особого типа нейронов (нейроны внимания - детекторы новизны и клетки установки - клетки ожидания).
Так, выявлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания (например, при решении различных интеллектуальных и двигательных заданий) возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях мозга. У больных с поражениями некоторых отделов лобных долей мозга фактически невозможно с помощью речевой инструкции вызвать устойчивое произвольное внимание. Одновременно со слабостью произвольного внимания при поражении лобных долей мозга отмечается патологическое усиление непроизвольных форм внимания.
Таким образом, внимание связано с деятельностью ряда мозговых структур, но их роль в регуляции различных форм и видов внимания различна

Орган равновесия и пространственного чувства - вестибулярный аппарат - природа заключила во внутреннее ухо и поместила в толщу височной кости. Он состоит из двух частей: преддверия (1) (отсюда, собственно, и название аппарата - vestibulum в переводе с латинского означает преддверие) и сообщающихся с ним трех полукружных каналов (2).

Поверхность внутренней стенки преддверия делится небольшим костным гребнем на сферическое и эллиптическое углубления. И в каждом углублении располагается соответственно сферический соединительнотканный мешочек - саккулюс (3) и больший по размерам эллиптический мешочек - утрикулюс (4). Оба мешочка заполнены особой жидкостью эндолимфой, они сообщаются между собой через эндолимфатический проток (5).

На стенках мешочков имеются небольшие возвышения - чувствительные пятна (6). Пятно сферического мешочка при обычном положении головы располагается горизонтально, а пятно эллиптического мешочка - вертикально. Эти пятна представляют собой отолитовый аппарат (7). Состоит он из поддерживающих (8) и волосковых сенсорных (9), то есть чувствительных, клеток, над которыми лежит отолитовая мембрана (10).

Мембрана - это желеобразная масса, в которую вкраплены микроскопические шестигранные кристаллы - отолиты (11). Они состоят в основном из органических соединений кальция типа кальцита, гипса, арагонита, но в них может содержаться и магний, калий, натрий, некоторые другие вещества. Отолитовая мембрана закреплена относительно подвижно, и благодаря тому, что между ней и волосковыми клетками имеется узкое пространство, она свободно скользит над поверхностью волосков.

Вторая часть вестибулярного аппарата представлена тремя полукружными каналами, которые имеют вид тонких - диаметром около 2 миллиметров - дугообразно изогнутых трубочек, сообщающихся с преддверием. Внутри костных полукружных каналов вставлены меньшие по диаметру (0,5 миллиметра), но в точности повторяющие их по форме перепончатые соединительнотканные каналы. Узкая щель между стенкой перепончатого и костного каналов заполнена специфической жидкостью - перилимфой; перепончатый канал как бы плавает в ней, и она защищает его от толчков, других неблагоприятных внешних воздействий. Внутри перепончатых каналов тоже находится жидкость - эндолимфа, по составу несколько отличающаяся от перилимфы.

Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Один - боковой (12) - лежит горизонтально, другой - передний (13) - ориентирован справа налево в вертикальной плоскости, а третий, задний (14) канал тоже занимает вертикальное положение, но ориентирован спереди назад. Каждый из этих каналов выходит из утрикулюса (эллиптического мешочка) и, описав две трети дуги, вновь в него впадает, расширяясь и образуя на месте впадения ампулу (15). Внутри ампулы имеется образование в виде узкого усеченного конуса, выступающего в ее просвет. Это гребешок (16). В его толще находятся волосковые сенсорные клетки (17), причем ближе к вершине гребешка эти клетки имеют форму кувшинчиков, а те, которые располагаются у его склона, - цилиндров. Сенсорные клетки находятся под желеподобным куполом (18), вплотную примыкающим к стенке ампулы.

Из основания волосковых рецепторных клеток, расположенных и в чувствительных пятнах, и на поверхности гребешков, отходят нервные волокна. Они сплетаются в пучки, а те, в свою очередь, составляют вестибулярный нерв. По нему импульсы от рецепторных клеток поступают в продолговатый мозг, где находится вестибулярный центр. Вестибулярный центр связан нервными коммуникациями с различными структурами подкорки и коры головного мозга. Но, пожалуй, самые тесные связи у него с двигательными, а также зрительными центрами головного мозга. Выключение зрения ведет к неустойчивости равновесия, потере ориентации в пространстве. А когда в силу каких-либо причин страдает функция вестибулярного аппарата, зрительная функция в определенной степени ее восполняет.

Подобно всем без исключения организмам планеты мы живем в условиях гравитации. И для того, чтобы удержать ту или иную позу, выполнить какое-либо движение и при этом сохранить равновесие, нам постоянно приходиться преодолевать силу притяжения Земли. Такую возможность обеспечивают организмы рецептор гравитации, или вестибулрный аппарат, центральная нервная система и двигательная мускулатура.

Отолитовая мембрана вестибулярного аппарата служит своеобразным отвесом, наподобие тех, которые используют строители для определения вертикали. Любое изменение положения головы или тела обязательно вызывает изменение направления силы тяжести и заставляет отолиты мембраны отклоняться в ту или иную сторону. При этом они задевают волоски рецепторных клеток, тем самым возбуждая их.

Рецепторные клетки мешочков реагируют на прямолинейные ускорения, которые возникают, в частности, при движении тела вперед, назад, вверх, вниз. Сигналы от них поступают в головной мозг и тогда, когда человек остается неподвижным.

Рецепторные клетки в ампулах подчиняются движениям эндолимфы. Причем, когда эндолимфа движется в сторону утрикулюса и отклоняет туда же волоски, клетки возбуждаются. Если же движение эндолимфы происходит в обратном направлении, волосковые клетки остаются безучастными и не посылают никаких сигналов в головной мозг. Рецепторный аппарат ампул реагирует на движения, которые сопровождаются угловыми ускорениями (а они возникают при поворотах головы, вращательных движениях тела).

Вестибулярный аппарат улавливает и регулирует движение тела во всех направлениях в трех плоскостях, безошибочно корректирует его положение в пространстве. Правда, есть люди, у которых он обладает повышенной возбудимостью. Такие люди боятся высоты (стоит человеку подойти, например, к краю балкона, как у него начинает кружиться голова и он теряет равновесие), их нередко укачивает в городском транспорте, не говоря уже о полетах в самолете или плавании на морских судах. Укачивание сопровождается неприятными ощущениями: появляется чувство общей слабости, замирания сердца, подступает тошнота. Объясняется это тем, что вестибулярный нервный центр в продолговатом мозге тесно соседствует с центрами дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения; его возбуждение, распространяясь на эти центры, и вызывает неприятные ощущения.

Некоторые существительные с окончанием -а (-я) , обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: такой задира Андрюша, такая задира Таня. Это существительные общего рода . Имена прилагательные с ними согласуются либо в мужском, либо в женском роде.

229 . Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте род выделенных имён существительных. Назовите предложения с обращениями. Объясните постановку тире в предложениях.

1. Серёжа - кругл., сирота . Маша - кругл.. сирота . 2. Миша - больш.. забияка . Марина - удивительн.. 2 забияка . 3. Как., ты зазнайка Петя уд..вилась мама. Как., ты зазнайка Люба уд..вилась мама.

230 . Найдите существительные общего рода. Какие из них резко отрицательно характеризуют человека? Выпишите слова с пропущенными буквами. Какие из синонимов к выделенному слову употребляются чаще по отношению к детям?

1. Растяпу Катюшу и обжору Федьку Натка приказала отправить домой. 2. Карасиков пропустился вдогонку Альке и закр..чал: «Плакса!» 3. Непоседа Иоська в..ртелся около фанерного танка.

(По А. Гайдару.)

фане́ра [н’]

Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и врач Иванова.

Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем-существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине: Врач Иванов (м. р.) выписал (м. р.) рецепт, и в женском роде, если речь идёт о женщине: Врач Иванова (ж. р.) выписала (ж. р.) рецепт.

Определение-прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт . Такое употребление допустимо в разговорной речи.

231 . Поставьте глаголы в прошедшем времени и согласуйте их с существительными. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте род выделенных существительных.

1. Доктор Ирина Ивановна (пригласить) в кабинет очередного больного. 2. Врач Смирнова (выписать) рецепт. 3. По оживлённым лицам по одобрительным репликам архитектор Нина Николаевна (понять) что проект принят. 4. Молодой агроном Анечка (сортировать) семена. 5. Профессор Рождественская (взойти) на кафедру и (обратиться) к студентам с приветствием.

232 . Составьте предложения с данными словами, употребляя их для обозначения как лиц мужского, так и лиц женского пола. Глаголы-сказуемые ставьте в прошедшем времени.

Археолог, балетмейстер, тренер, биолог, бригадир, бухгалтер.

233 . Диктант . Подчеркните существительные в винительном падеже как члены предложения. На какие виды орфограмм пропущены буквы?

1. Чуть слыш..тся ручей, б..гущий в сень дубравы, чуть дыш..т ветерок, уснувший на л..стах, и тихая луна, как лебедь в..личавый, плывёт в сребристых обл..ках. 2. Редеет обл..ков л..тучая гряда; звезда печальная, в..черняя звезда, твой луч осеребрил увядшие р..внины. 3. Ненас(?)ной ноч.. мгла по небу стел..тся одеждою св..нцовой. 4. Р..няет лес б..гряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле, проглян..т день как будто поневоле и скро..тся за край окружных гор.

(А. Пушкин)

Диктанты по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных»

«Редкая гостья»

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

Грамматическое задание:
  1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).
  2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).
  3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.

«Прогулка»

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух! (82 слова)

Грамматическое задание:
  1. Выполни синтаксический разбор предложения:
    I вариант. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.
    II вариант. Солнце льёт на землю жаркие лучи.
  2. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении:
    В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.

Контрольный диктант «Как мужик убрал камень»

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (99 слов)

Грамматическое задание:
  1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2,3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
  2. Разобрать как часть речи имя существительное (за) выдумку.
  3. *Составь из слов пословицу. Измени окончания имён существительных. Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

«Ночной гость»

Наш двор засыпало снегом. Мы ходим от двери до ворот по узкой тропинке. Ночью стояла удивительная тишина. В комнате было тепло. Свет лампы мягко падал на книгу. В тетради были новые стихи. Вдруг я уловил осторожный стук в окно. Было поздно. Кто мог стучать? Я подхожу к окну. Ночное небо прояснилось. Сугробы искрились в голубом свете луны. За замёрзшим стеклом я заметил синичку. Вот так ночной гость! (67 слово) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:
  1. Выпишите из текста два словосочетания с именем существительным, поставьте вопрос от главного слова к зависимому, определите падеж имени существительного.
  2. Разберите как часть речи слова:
    1 вариант - по тропинке,
    2 вариант – в тетради.
  3. Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.

Диктант «Яшка»

На старой пихте рядом с избушкой живёт коршун Яшка.

Для Яшки я ловлю мелкую рыбу. Наловлю целую банку и высыпаю в траву. Коршун слетает с верхушки пихты, радостно и пронзительно кричит.

Однажды я один остался в избушке. Сидел на поваленной берёзе и рисовал. Рядом стояло ведро с хариусом для ухи. Яшка вдруг слетел с дерева, уселся на край ведра и стал клевать хариуса. (63 слова) По Ю.Ковалю

Диктант «Зимой в лесу»

аннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились берёзки. На снегу видны узоры следов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки. Вдруг над опушкой пролетела весёлая стайка птиц. Она разместилась на вершине сосны. С ветки лесной красавицы свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей. (65 слов)

Диктант «Ёлка»

Было ясное морозное утро. Окна покрылись густым слоем снежных листьев и цветов. В комнату внесли большую ёлку. От ёлки потянуло холодком. Но вот веточки её оттаяли, распушились. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать ёлку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. На самой верхушке ёлки мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила, засветилась огнями. (62 слова)

Контрольные и проверочные диктанты по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Русский язык 4 класс «Школа России»

Текущая страница: 3 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Безударные окончания –И, –Е в именах существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах

Мы идём купаться к запруде по узкой тропинке. На макушке мохнатой ели сидит гигантская сова. Мы приближаемся к ели. Сова улетает.

Мы оказываемся на прелестной полянке. Она полна земляники. На брёвнышке видны следы вчерашнего дождя. Из травки торчит голова лягушки. Вот она прыгает к большой луже.

Мы стоим на мостике. На поверхности воды бегают водомерки. У водомерки большая скорость. Её скорости можно позавидовать.

На маленькой площадке уже есть несколько купальщиков. При такой жаркой погоде каждый мечтает об отдыхе. (79)

Грамматическое задание

1. Определить падежи и склонение всех имён существительных первого абзаца.

2. Написать слово ГОЛОВА в родительном, дательном и предложном падежах.


НА РЫНКЕ.

Я должен купить продукты на рынке. Вот сумка для картошки. Вот авоська для моркови. Надо ещё не забыть о хлебе и о масле для каши.

По нашей улице я дохожу до просёлочной дороги. По этой дорожке я пройду к ограде рынка. Потом я выйду к калитке.

В первой палатке я куплю килограмм картошки. Надо не забыть о морковке и зелени. У старушки из ближайшей деревни я куплю двести граммов вкусной сметанки. Потом я принесу сумку маме. Она будет рада моей покупке. (83)

Грамматическое задание

1. Определить падежи и склонение всех имён существительных второго абзаца.

2. Написать слово РЫНОК в родительном, дательном и предложном падежах.

Повторение

В моей комнате на столике стоит большой глобус. Сегодня нам в школе рассказывали об Африке. Я решил рассмотреть её на глобусе. Сколько стран на этом континенте! Я уже слышал об Алжире и о Египте. В Анголе в городе Луанде бывал в командировке мой папа.

На юге Африки находится Южно-Африканская Республика. В этой республике течёт большая река. У речки смешное название – Оранжевая.

От Африки перехожу к Америке. Я читал в одной книге, что в Карибском море было много пиратов. Я читал о пирате Френсисе Дрейке.

Как интересно находить на глобусе разные страны! (93)

Употребление Ь знака в именах существительных в родительном падеже и в именах существительных с шипящей на конце

НАШ ЛЕС.

Пелена туч на небе рассеялась, и показался радостный солнечный луч. Сердитый сыч поднялся с ветки рябины и улетел в самую глушь леса.

Колючий ёж плотнее забился в свою норку. Ёж любит ночь. Голосистый чиж приветствовал солнце. Юркая мышь пробежала среди луж и скрылась на поляне среди тысяч травинок.

Через весь лес тянется глубокий овраг. Здесь много отвесных круч. На дне оврага несколько куч камней. В одном месте бьёт ключ. Дальше овраг проходит мимо пастбищ и впадает в реку.

В этом месте расположен пляж. Вдоль берега реки раскидано много берёзовых рощ. На большом поле колышется золотая рожь. (98)

Грамматическое задание

1. Определить падежи всех имён существительных первого абзаца.

2. Подчеркнуть основу последнего предложения.


ДОРОГА НА ПЛЯЖ.

Старый скрипач и его дочь идут мимо дач на пляж. Тропинка ведёт через холмы, и прохожие видят внизу гребешки крыш. На склонах холмов много опасных круч.

С пляжа идут знакомые. Происходит несколько приятных встреч. На небе нет туч, но под ногами много луж. Ночь была дождливой.

Вокруг много тысяч трав и цветов. У подножия холма начинается гигантское поле, где колышется рожь. По краю поля стоит десяток небольших рощ. С другой стороны от гряды холмов течёт речка. На другом берегу немало живописных пастбищ. Чудесный пейзаж!

Вот и пляж. Почему здесь столько земляных куч? Как будто кто-то занимался поиском сокровищ. Но это не помешает купаться. (107)

Грамматическое задание

1. Определить падежи всех имён существительных второго абзаца.

2. Выписать слова с сочетаниями СН, ЗН.


Мы приходим на морской пляж. Перед нами несколько куч больших валунов. А вон идёт матч по пляжному волейболу. Пятёрка ребят перебрасывает друг другу мяч. Мы видим много красивых ударов и подач. На пляже отдыхает не только молодёжь. Вот пожилая пара, а с ними прелестный малыш.

Мы занимаем место в тени щита для афиш. Через дырочку пробивается луч солнца. У нас с собой скромный багаж – полотенце да тапочки. Из воды интересно рассматривать прибрежный пейзаж. Сколько там камней и круч!

Вдали несколько маленьких рощ. За пляжем видно много крыш. Это наш посёлок. Рядом с ним немало пастбищ и полей, где растёт рожь. (101)

Грамматическое задание

1. Определить падежи всех имён существительных последнего абзаца.

2. Разобрать по составу слово ПОСЁЛОК.

Повторение

Сегодня на небе много туч. С утра лил дождь. Сотни тысяч капель неслись мимо моего окна. С крыш текли потоки воды. По телевизору сегодня передают много детских передач. К счастью, нам на дом по математике не задано много задач. На обед у нас были борщ и гуляш. После обеда маме потребовалась моя помощь. Кончилась такая нужная вещь, как картошка. Надо сходить в магазин. Я надел плащ, но вышел без галош. Сколько во дворе луж! А вот и щит для афиш. В кино идёт «Остров сокровищ».

Около больших куч опавших листьев, которые сгребли дворники, я увидел пробегавшую мышь. В магазине меня окликнул мой школьный товарищ Саша. У нас в параллели пять Саш. Дома я сел за уроки. (118)


Я рано сделал уроки и теперь смотрел интересный репортаж. Шёл хоккейный матч. Тут раздался звонок. Я открыл дверь. Там стояла дочь моего соседа Кирилла Григорьевича Анна Кирилловна. На улице шёл дождь, и на ней был мокрый плащ. Ей нужна была моя помощь. Она вернулась из отпуска, но забыла ключ от квартиры. А дома никого не было. Она просила оставить у нас её багаж.

Я пригласил её посидеть у нас и пообедать. Она согласилась и подарила мне десяток груш. Мы съели борщ и гуляш, посмотрели несколько интересных передач. У меня живёт белая мышь. Я показал её соседке. Тут вернулся муж Анны Кирилловны, и она ушла домой. (106)


ЗА ГРИБАМИ В ЛЕСНУЮ ЧАЩУ.

Мы зашли в лесную глушь. Недалеко отсюда из-под земли бьёт ключ. Вокруг нас шелестят тысячи тысяч листьев. Под ногами лежит много куч валежника. Вот бежит лесная мышь. Где-то в кустах сопит осторожный ёж. А вон на ветвях сосны сидит сердитый сыч. Меж стволами деревьев пробился луч солнца. Сыч улетел. Интересно наблюдать жизнь обитателей лесных чащ.

У нас с собой есть острый нож. Мы ходим по лесу в поисках грибов. В окрестностях нашей дачи несколько больших рощ. Две недели назад стояла великая сушь. Но теперь часто идут дожди, и грибы в лесу появились.

Утром на небе совсем не было туч. К полудню их собралось уже много. Скоро будет много луж, а мы без галош. А ещё я забыл плащ. Пора домой. Там нас ждёт вкусный красный борщ. (133)


В нашем классе несколько Маш. Одна из них – дочь моего соседа. У нас в школе также много Саш. Один из них живёт в соседнем подъезде. Мы с ними друзья. Иногда нам задают много трудных задач. Тогда мне нужна помощь. Я иду к Маше. Саша тоже верный товарищ. Мы с ним вместе ходим в секцию лыж, а летом играем в мяч.

У нас нет дач, поэтому каникулы мы обычно проводим в городе. Когда Маша с мамой уезжала на юг, я помогал нести багаж до такси.

Вчера мы с Сашей ходили на пустошь в поисках спрятанных сокровищ. Мы нашли только старую брошь. Почему у нас так мало бывает удач? На обратном пути мы увидели щит для афиш и пошли смотреть фильм «Дым пожарищ». Хорошая вещь – кино! (125)


У меня сегодня было несколько удач. Утром я нашёл мамину брошь, которую потеряла мама, и свой ключ, который потерялся сам.

Вчера я ходил в магазин. У меня осталась мелочь, и по дороге в школу я купил калач. На улице много луж. Я кинул в одну из них кирпич, и ни одна из многих тысяч брызг не попала на меня. В школе я решил несколько сложных задач и получил пятёрку. На обед у меня борщ и гуляш.

После обеда я посмотрел фильм «Остров сокровищ», несколько интересных передач, а вечером футбольный матч. Интересный репортаж! Приближалась ночь. Я съел несколько груш и пошёл спать. (102)


Мы с братом играли в «Остров сокровищ» и построили в лесу шалаш. Стены сделали из толстых палок, сверху набросали всякую мелочь. Внутри положили кирпич. Это был сундук с сокровищами.

Недалеко из земли бил ключ. Получился маленький пруд. Вокруг рос камыш. Из ключа мы пили.

Вода в походе – это очень нужная вещь. Но нужна также и еда. Мы попробовали есть дикие яблоки. Ужасная горечь. К счастью, у меня были с собой калач и корж, а у брата лаваш. А дома сейчас на обед борщ и гуляш. А мы тут сидим и жуём хлебный мякиш! Тем временем на небе собралось много туч. Пора домой. (103)


МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ.

Мой дядя врач. Он может всегда оказать помощь. Его дочь хочет стать медсестрой. Есть много училищ, где готовят медсестёр.

У меня, к счастью, было мало встреч с врачами. Помню как-то я пил микстуру. Такая горечь! Медицина – нужная вещь. Но лучше жить без неё. Хуже всех – стоматолог. При мысли о нём меня бросает в дрожь! Поэтому одна из важных задач – регулярно чистить зубы.

Из всех сокровищ здоровье – самое ценное. Укреплять его мне помогает мой хороший товарищ – футбольный мяч. Летом я часто хожу на пляж. Рядом с нашим домом есть несколько сосновых рощ. Я люблю там гулять. (99)

НЕ с глаголами

ВЕЛОСИПЕД.

Я не умел кататься на велосипеде. У меня его не было. Я не мог учиться, пока мне не подарили новенький двухколёсный велосипед. Я недоумевал, почему с него не падают?

Я сел и принялся крутить педали, но не проехал и двух метров. Я не удержался и не успел выставить ногу. Не помню, как я падал. Опомнился я на дне канавы, правда, почти не ушибся и не сломал велосипед.

Я не рискнул снова так ездить, пока не потренируюсь крутить педали одной ногой, а второй переступать по земле. Мне не понравилось так ездить. Не думаю, что так можно научиться.

Ничего не остаётся, как попросить дедушку. Пусть научит кататься. (106)

Грамматическое задание

2. Выписать из диктанта слово с орфограммой согласная в слабой позиции. Написать проверочное слово.


ЗА ХЛЕБОМ.

Сегодня столбик термометра не поднялся выше тридцатиградусной отметки. Я не хочу выходить из дому. Я ненавижу мороз. Я не буду скучать дома, я ещё не дочитал очень интересную книгу.

Но это не зависит от меня. Мама говорит, что хлеба не хватит до вечера. Папа недомогает, ему нельзя идти. Мама посылает меня. Я не спорю и собираюсь на улицу. Долго не могу найти тёплый свитер. Никуда не иду, пока не нахожу его под кроватью. Я недоумеваю. Не затащил ли его туда мой кот? Не мог же я сам бросить его туда?

На улице я бегу к булочной, чтобы не замёрзнуть. Прохожие не высовывают нос из воротников. Я не задерживаюсь, вбегаю в магазин. Проверяю у кассы, не забыл ли я деньги. Я купил хлеб и вернулся домой. (127)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта два глагола с частицей НЕ.

2. Выписать из диктанта слово с орфограммой безударная гласная в корне слова. Написать проверочное слово.

Повторение

ПРОГУЛКА.

Мы бродили по лесу, пока нас не застала гроза. Чтобы не промокнуть, мы укрылись в шалаше. Пока гроза не утихла, мы не высовывались из нашего убежища. Когда мы выходили, капли уже больше не падали, но небо ещё не прояснилось. Отдалённые удары грома ещё не умолкли.

Давно я не дышал таким чистым воздухом! Давно не видел такой красивой игры света на влажных листьях! Гром больше не гремел. Резкий звук не нарушал тишины, пока не прилетела оса и не зажужжала над ухом. Она за что-то невзлюбила нас и долго не улетала.

Вот уже никто не мешает нам спокойно гулять. Но нам не хватает времени на долгую прогулку. Как я ненавижу то, что вечно не хватает времени! Всех дел не переделаешь, но и отказаться от них тоже не получается. Мы идём домой. (131)


НЕТ СВЕТА.

Меня не было дома весь день. Вечером я вернулся, включил свет, но свет не зажёгся. Я не знал, что случилось. Проверил пробки. Их не выбило. Я вышел из квартиры. Свет не горел во всём подъезде. Я не стал заходить к соседям, чтобы выяснить обстановку, а пошёл и лёг спать.

Но я не заснул. Сон не шёл ко мне. Я вспомнил вдруг, что и холодильник тоже не работает. Ненавижу вставать ночью с кровати! Но я не мог бросить на произвол судьбы мясо в морозилке. Я не нашёл под кроватью тапочки, потому что не видел их в темноте. Пришёл на кухню, достал мясо. Чтобы оно не протухло, надо положить его на балкон.

Балконная дверь примёрзла и не открывалась, пока я не потянул изо всей силы. Сразу я не почувствовал холода. Но пока разгребал снег на столике, я продрог. Чтобы не простудиться, я в ускоренном темпе перетащил продукты на балкон. (149)


МИША ШИШКИН.

Вчера Мишка Шишкин не смог заставить себя оторваться от компьютерной игры и не подготовился к диктанту. Он не выучил правила, не сделал упражнений, не посмотрел в словаре словарные слова. Честно говоря, он недолюбливал учить правила и ненавидел писать упражнения. Когда в час ночи Миша кончил играть, он сильно недомогал. Болела голова. Мишка не стал ужинать. Также он не умылся и не почистил зубы, а сразу лёг спать.

На следующее утро Миша не проснулся от звона будильника. Если бы мама не подняла его, он проспал бы до десяти. Миша не успел как следует позавтракать и чуть не опоздал в школу.

Марья Алексеевна не проверяла домашнюю работу, а сразу дала диктант. Мишка не сумел получить даже тройку. Он не смог правильно написать десять слов. Учительница недоумевала и негодовала! Эх, Миша! Пора браться за ум! (134)

Окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода и множественного числа в именительном падеже

НА МОРЕ.

Ясное летнее утро. У наших ног плещется Чёрное море. Широкий каменистый пляж протянулся на несколько километров.

Там, вдалеке, над ним нависают высокие острые скалы. С другой стороны от нас поднимается огромная круглая гора. На её вершине виднеется древняя крепость. У крепости толстые каменные стены. От пляжа к дороге ведёт пологий спуск. Чудесная бетонная лестница позволяет легко преодолеть двухметровый откос.

Грунтовая дорога скоро выходит к шоссе. Асфальтовое шоссе идёт вдоль берега моря. На всём протяжении пути этот удивительный берег всё время разный. Он то высокий, то низкий, то отвесный, то пологий. (92)

Грамматическое задание

2. Выписать из последнего абзаца все имена существительные.


ПРИШЛА ЗИМА.

Закончилась дождливая осень. Началась холодная, снежная зима. Долгожданный снег выпал в середине ноября. Грязная земля замёрзла. Чистое белое покрывало спрятало её до весны. Голые ветки деревьев украсились белыми змейками.

Через несколько дней в лесу появились первые лыжники. Румяные радостные люди бегали по лесным дорожкам. Из конца в конец лес прорезали узкие длинные лыжни.

Перед нашим домом есть широкая спортивная площадка. На ней был залит хороший каток. Вечером его освещают яркие фонари. Из репродуктора слышится весёлая музыка. Мы часто надеваем острые звонкие коньки и отправляемся на каток. (88)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта по одному сочетанию существительного с прилагательным мужского, женского, среднего рода и множественного числа в именительном или винительном падеже.

2. Первое предложение разобрать по членам предложения.


ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР.

Жаркий летний день подходит к концу. Оранжевое солнце опускается за тёмный еловый лес. Ясное голубое небо вокруг солнца окрашивается в оранжевый цвет. Острые вершины леса виднеются на фоне неба.

Сначала нижний край солнца скрывается за лесом. Потом заходящее солнце прячется до половины. И вот, наконец, только верхний краешек виднеется из-за тёмных вершин. Наступает таинственное время сумерек. Тёплый ветерок шелестит листвой. Высокие деревья слегка качаются.

Вечерняя тьма сгущается всё сильней. Тёмная звёздная ночь вступает в свои права. (79)

Грамматическое задание

1. Выписать из диктанта по одному сочетанию существительного с прилагательным мужского, женского, среднего рода и множественного числа в именительном или винительном падеже.

2. Разобрать по составу слова ВЫСОКИЕ, ВЕЧЕРНЯЯ.

Повторение

В ЗООПАРКЕ.

Сегодня тёплый весенний день. Мы с папой решили пойти в зоопарк. Вот трамвайная остановка. Через четверть часа мы будем в зоопарке. Мы входим через главный вход. Его украшают высокие красивые скульптуры. Мы сразу видим лебединый пруд. Прекрасные птицы скользят по водной глади. Кроме лебедей, там живут ещё дикие утки и серые гуси.

В больших вольерах живут разные животные. Вот рыжие лисицы. Здесь страшные волки. Там бурые медведи. А вон маленькие зайчики. Забавные обезьяны живут в отдельном помещении. Огромные слоны и опасные крокодилы тоже помещены отдельно.

Пора домой. Перед уходом мы едим вкусное мороженое. Московский зоопарк – лучшее место для прогулок. (101)


Мой любимый цвет – синий. Я люблю бурное море. Больше половины Земли занимает гигантский Мировой океан. Поэтому Земля наполовину синяя.

Бирюзовый – это цвет неба. Ясное небо – бирюзовое, пасмурное – серое.

Коричневый – цвет почвы. Коричневая почва иногда светлая, иногда тёмная, почти чёрная.

Весной и летом листья и трава – зелёные. Осенью они жёлтые или оранжевые.

Зимой выпадает белый снег. Водоёмы покрывает серебристый лёд.

А что у нас красное? Красный у нас огонь. Если присмотреться к нему, можно увидеть, что он ещё жёлтый и оранжевый. (81)


В КРЕМЛЕ.

Сегодня мы идём на экскурсию в Московский Кремль. Перед нами Александровский сад, Вечный огонь, красивые фонтаны. Асфальтовая дорожка приводит нас к Кутафьей башне. Это самая маленькая башня Кремля. За ней находится Троицкая башня. Две башни соединяет широкий переход. Мы входим в Кремль через Троицкие ворота. Прямо перед нами высокое белое здание. Это Дворец съездов. За ним находится Соборная площадь.

Вот огромная Царь-Пушка. Она стреляла один– единственный раз. Чуть подальше стоит гигантский Царь-Колокол. Рядом с ним отколотый кусок.

Мы выходим на Соборную площадь. На ней расположены древние соборы. Это Архангельский собор, Успенский собор и Благовещенский собор. Ещё на площади находится очень высокая белокаменная колокольня – Иван Великий. (107)

ПРИШЛА ВЕСНА.


Прошла долгая холодная зима. Позади остались сильные морозы и редкие оттепели. Скользкий лёд и глубокие сугробы больше не покрывают землю. Наступило самое радостное время года. Вечно юная весна вступает в свои права.

По земле бегут весёлые журчащие ручейки. Маленькие речки превратились в широкие полноводные потоки. Разлившаяся вода заливает обширные луга. Скоро она спадёт. Речки вернутся в свои обычные русла.

Перелётные птицы возвращаются с юга. Тёплые страны не удержали неутомимых путешественников. Вернувшиеся птички начинают строить уютные гнёзда.

Густая зелёная листва вновь покрывает лиственные деревья. Первая весенняя зелень – самая приятная для глаз. (92)


КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ.

После посещения Кремля мы идём на Красную площадь. Мы идём через Александровский сад. Перед нами Исторический музей. Мы проходим через длинный широкий проход между музеем и стеной Кремля и выходим на площадь.

Слева от нас музей, а за ним красивая церковь. Дальний конец площади занимает прекрасный собор Василия Блаженного. Мы долго рассматриваем его разноцветные купола.

Мы идём по площади. Справа от нас гранитный мавзолей, за ним – мраморные бюсты. Там похоронены бывшие руководители государства. Слева – огромный магазин. Он называется ГУМ.

Перед собором стоит знаменитый памятник Минину и Пожарскому. (89)


НА АЛТАЕ.

Летом мы с папой и его друзьями совершили увлекательное путешествие на Алтай. Горный Алтай – очень красивое место. Мы приехали на поезде в далёкий город Барнаул и сели на рейсовый автобус.

Сначала вокруг были только высокие холмы. Затем они стали превращаться в настоящие горы. Мы приехали в главный город Горного Алтая – Горно-Алтайск. Со всех сторон видны живописные горные склоны.

Мы переночевали в городе и поехали на автобусе на Телецкое озеро. Туристический теплоход перевёз нас на противоположный берег озера. Мы посетили красивый горный водопад Корбу. Потом мы вышли на пологий каменистый берег и разбили три двухместные палатки. (97)


НА АЛТАЕ. (Продолжение. )

На следующий день в ранний утренний час мы свернули палатки. Нам предстоит трудное, но интересное путешествие. Путь будет долгий. Наш маленький отряд пойдёт вдоль реки. Узкая речная долина приведёт нас в горный посёлок. Там мы сядем на пассажирский вертолёт и вернёмся в Барнаул. Но это произойдёт через несколько дней.

Вокруг нас высятся горные хребты. Над нами нависают серые скалы. Вон белеет высокий водопад. Рядом шумит широкая и стремительная речка. Погода стоит пасмурная, но тёплая. Настроение у всех бодрое, весёлое. (81)



Что еще почитать